ЧУднЫе места... 1 картина


История одной картины в картинах:

Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Написал об этой картине А.С.Пушкин в 1830г.

Женская фигура, облаченная в прекрасное платье, выплыла из облаков, она несла чудесного ребенка. Глубокое чувство пронзило меня, и я залился слезами, которые невозможно было остановить. Я пытался сдержаться, и тогда я узнал, что картина, которая так глубоко ранила меня, и есть то самое знаменитое полотно галереи – Мадонна Рафаэля. Хенрик Стеффенс 1799 г.

Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Это не реальность, а зрелище. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Зрелище, преображающее реальность, в величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас. И зрелище это, волнует и по сей день.

Сколько прекрасных слов было о ней сказано давно уже во всем мире. Ибо, действительно, как на паломничество отправлялись в прошлом веке русские писатели и художники в Дрезден в Галерею Старых мастеров к "Сикстинской мадонне":

http://www.dresdenart.ru/stat8_2.html

Этой картине посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции "Сикстинской Мадонны" в своих рабочих кабинетах.

Жуковский писал: "Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено в малом пространстве, и, несмотря на то, все необъятно, все неограниченно… Занавесь раздвинулась, и тайна небес открылась глазам человека… В богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения; но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается".

Брюллов: "Чем больше смотришь, тем более чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем…"

Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о "Сикстинской Мадонне": "Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре". Также ему принадлежат слова: "В ее взоре есть что-то строгое, сдержанное, нет благодати и милости, но нет гордости, презрения, а вместо всего этого какое-то не забывающее своего величия снисхождение".

Достоевский видел в "Сикстинской Мадонне" высшую меру человеческого благородства, высочайшее проявление человеческого гения. Большая поясная ее репродукция висела у него над диваном, на котором он и скончался. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: "Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую Мадонну".

Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: "Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил".

Герцен уловил в ее глазах отчаяние. Все же в них больше милосердия. В задумчивой, беззащитно-провидящей мадонне есть и порыв, и остановка. И идет она, и парит. Взгляд неуловим: смотрит и на вас, и далеко-далеко; что-то знает, что-то видит…

Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: "Он творил всегда то, что другие только мечтали создать"

Так немеркнущая красота подлинно великих произведений искусства воодушевляет и в последующие века лучшие таланты и умы.

«Флоренция на Эльбе» – такой лестный титул Дрезден обрел в эпоху Просвещения не в последнюю очередь благодаря тому, что стал домом для шедевра Рафаэля, которому в прошлом году исполнилось ровно 500 лет.

В Дрездене подготовили уникальную выставку, рассказывающую об истории знаменитого полотна с момента создания до наших дней.

"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. Все важные и неотложные дела в Риме Рафаэль бросил, чтобы написать мадонну для церкви в глухой провинции. Словно чувствовал: станет она вершиной его творчества. "Сикстинская Мадонна" - самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных. Рафаэль создавал ее в 1515-1519 гг.

Донна Велата. Рафпэль 1512-1513 (Палантинская галерея, Флоренция)

В этой женщине Рафаэль, должно быть, видел идеал женской красоты, черты которого просматриваются и в образе Сикстинской Мадонны. Донна Велата – одно из прекраснейших женских изображений, созданных Рафаэлем. Имя той, с кого писался портрет, неизвестно.

Сон Рафаэля. Франц Рипенхаузен, Иоханнес Рипенхаузен 1821г. (Собственность Фонда Рачинских в Национальном музее, Познань)

Мотивом этого полотна братьев Рипенхаузенов стала легенда, связанная с созданием Сикстинской Мадонны. На картине изображен погруженный в сон художник, черты которого напоминают Рафаэля. Он сидит перед незавершенной Мадонной, держа в правой руке кисть. Перед ним явление Девы Марии с младенцем, окутанное божественным светом. Картина немецких мастеров наводит на мысль, что идея создания Сикстинской Мадонны возникла у Рафаэля под влиянием видения Богородицы.

Вилла Рафаэля в Риме. Эрнст Фердинана Оме. 1834г. (Частная коллекция, Вюрцбург)

Сикстинскую Мадонну сопровождает много легенд. Некоторых писателей, например, взволновал вопрос о том, кто был моделью для Мадонны: безымянная Донна Вилата или же знаменитая дочь пекаря, возлюбленная Рафаэля? Оме иллюстрирует, как Рафаэль мог найти модель для Марии с младенцем. Великий Рафаэль, одетый в черное, проходит по залитому солнечным светом парку Виллы Боргезе и видит в одной из лоджий молодую мать с ребенком.

Дорогу Великому Рафаэлю! Адольф фон Менцель. 1855-1859гг. (Германский национальный музей, Нюрнберг).

После завершения двухгодичных переговоров с Римским папой, властями и таможенными учреждениями, 21 января 1734 года Сикстинская Мадонна покинула Пьяченцу. Зимой картина пересекла Альпы, а 1 марта 1754 года шедевр Рафаэля был выставлен в зале для аудиенций Дрезденского замка-резиденции. Как гласит легенда, со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!» Август III собственноручно отодвинул трон для того, чтобы свет лучше падал на картину. Этот момент и изобразил Менцель.

Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую Мадонну. Иоганн Фридрих Бури 1808-1809гг. (Музейный ландшафт земли Гессен в Касселе)

Иоганн Фридрих Бури после окончания учебы в Риме поселился в Берлине и преподавал живопись сестрам короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. В картине Бури заложен двоякий смысл, так как мотив, который изображает художница, и она сама соотнесены друг с другом. Голова принцессы Августы закрывает лицо Мадонны. Таким образом, она как бы заступает на место Богоматери, одновременно перенимая функцию Рафаэля, создавая картину.

Мерц-композиция. Валет, младенец, Мадонна и лошадь (гхмЪ)..Курт Швиттерс. 1921г. (Музей Шпренгеля, Ганновер)

Курт Швиттерс, создатель так называемых «мерц-композиций», коллажей, состоящих из найденных предметов и вырезок из газет, соприкоснулся с Сикстинской Мадонной во время своей учебы в Дрезденской академии художеств. Интересно, что в этом коллаже он проявляет сдержанность в приеме отчуждения Сикстинской Мадонны.В репродукции картины он заклеил ангелочков и изменил лицо Богоматери, наклеив на него головку молодой женщины с короткой стрижкой и в шляпке.

Кришна и Яшода М. Аббайи 1920-1930гг.

Эта цветная литография представляет собой один из важных примеров восприятия Мадонны в международном масштабе. Традиции адаптации сакральных художественных мотивов. Аббайи перенимает мотив стоящей Мадонны с младенцем на руках. Место Иисуса занимает Кришна, который в иудаизме почитается как Спасатель. Кришну держит на руках Яшода.

Спасенная Мадонна. Михаил Корнецкий. 1984-1985гг. (Латвийский Национальный художественный музей. Рига. Латвия)

На десять лет дрезденские картины исчезли в советских хранилищах. Для объяснения такого долгого периода их отсутствия была создана «легенда о спасении». Согласно ей во время Второй мировой войны полотна хранились в ужасных условиях и поэтому им требовалась реставрация в Советском Союзе. Некоторым картинам действительно необходима была реставрация, большая же часть, как и Сикстинская Мадонна, находилась в хорошем состоянии. В стиле социалистического реализма Корнецкий иллюстрирует «спасение» шедевра советскими солдатами и реставраторами.

А это узнаете?

Вышивка

Примерно в 1800 году оба ангела с нижней части картины были впервые выделены в качестве отдельного живописного мотива. С тех пор у них началась своя собственная «карьера»…..в области искусства дизайна и китча))))

Фейрбенковские ангелы 1890 г. Рекламная открытка фирмы по переработке свиного жира.

Вот такие трансформации…………………мы видим в наши дни….

alisa.nnov.org

Картина "Петр 1": величие перемен

Валентин Александрович Серов – мастер создания картин на историческую тему. В своих произведениях он подчеркивал величие русского народа и его непростую судьбу, воспевал великих государственных деятелей. Картина «Петр 1» – яркий тому пример.

картина петр 1

История создания

Известный книгоиздатель И.Н. Кнебель готовил к выпуску серию книг по русской истории. Будучи знаком с Серовым, он предложил художнику написать картину на историческую тему, которая могла бы иллюстрировать одну из глав. Серов с радостью откликнулся на это предложение, потому что личность Петра Первого давно восхищала художника.

Затем последовала череда набросков и эскизов. В. Серов стремился передать величие Петра и созданного им города. Так в 1907 году была создана картина «Петр 1».

Описание картины

Дальний план картины иллюстрирует панораму Петербурга. Река и выстроившиеся вдоль нее здания и постройки выглядят декорациями, на фоне которых возвеличивается фигура царя. Нет еще зданий – лишь виднеются основания построек, нет набережной – только земля насыпана на ее месте.

петр 1 картина серова

На самом деле изображенный на полотне Петропавловский собор будет построен спустя десятилетие после смерти Петра. Изобразив его, Серов подчеркнул, как проекты царя претворялись в жизнь даже после его ухода. Так же и корабли, которые виднеются вдали, поднимают паруса только в мыслях царя. Это только начало, прообраз Адмиралтейства.

Государь ступает тяжело и уверенно. Вся его фигура устремлена вперед, в будущее. Ветер дует в лицо, но он продолжает идти. Ведет за собой группу людей царственный Петр 1. Картина Серова подчеркивает его величие в контрасте с согбенными фигурами озябших вельмож, кутающихся в теплую одежду. Они прячут лица от дождя. Черты неразличимы, они следуют за царем общей массой.

Детали и символизм

Произведение художника очень точно передает атмосферу реформ и преобразований, масштабность которых до сих пор впечатляет. Картина «Петр 1» выполнена без использования ярких цветов и оттенков. Тем самым подчеркивается суровая действительность тех времен. Мелких деталей немного – основной упор сделан на главном герое. Прорисованы детали одежды, убранства Петра – великого реформатора. Особенно выделяются туго набитые карманы. Это символ причастности государя не только к проектированию города, но и к непосредственному его созданию.

Интересна с точки зрения художественной выразительности корова, которая пьет воду из реки. Метафорически она передает бытовую жизнь, которую налаживают обосновавшиеся на берегах Невы люди. Догадаться, что Балтика совсем рядом, можно по парящим в небе чайкам. Выход к морю – это расширение торгового пространства, перспектива экономического развития государства. Все детали, которые передает картина «Петр 1», свидетельствуют о начале нового этапа в развитии России, о необратимости перемен. Однако нет пафоса при изображении Петра, есть сила и мощь правителя, ведущего в будущее всю страну.

петр 1 картины художников

Мы рассмотрели произведение Серова «Петр 1». Картины художников, работавших в этом же жанре, заметно блекнут на его фоне. Величие правителя искусно передано в знаменитом шедевре.

fb.ru

Как называются такие картины (внутри) ? Когда одно изображение разбито на несколько картин?

Составную картину из нескольких частей называют -модульная картина. Модульные составные картины, если они состоят из двух отдельных модулей — картин то их называют -диптих, из трёх соответственно -триптих, а если составных частей больше трёх -полиптих. Художественный стиль этих картин называется — модерн-арт (модерн переводиться как «современный» , арт — «живопись» , то есть: арт модерн это попросту — «современная картина») . Каждая часть такой картины пишется, или чаще всего сегодня печатается на отдельном модуле — холсте. Модули этой картины крепятся на стену рядом на некотором (предусмотренном художником) расстоянии друг от друга. Способ оформления интерьера с помощью составной картины создает в помещении иллюзию движения, и делает саму картину более живой и настоящей.

Если бы это были разносюжетные или разноповествовательные половины, то тогда это был бы триптих. А так это не картина а фотка вообще: можете считать это просто "дизайнерской вещью" или декоративной панелью. Согласен со следующим ответом кроме одного: это не картины, а фотки. Все равно что фотообои называть фреской.

Сюжет из трех составляющих называется триптих

В изобразительном искусстве и дизайне раздробленные на какие-либо части (не обязательно одинаковые) произведения называются циклом или серией: диптих (две части) , триптих (три части) , квадроптих (четыре части) и так далее. Серия может быть объединена одной сюжетной композицией, а может быть и разной. Это не имеет значения. Согласовывать или рассогласовывать серию можно по форме носителя, по теме, средствам выражения и по техническому исполнению. С уважением, Роман Флореску.

touch.otvet.mail.ru

История одной картины: Мадонна Литта

madonna-litta-leonardo-00

Рена Махмудова, автор лекций об искусстве Италии, продолжает рассказ о мастерах и шедеврах эпохи Возрождения.

«Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи — жемчужина собрания Эрмитажа, знакомый каждому с детства символ итальянской красоты эпохи высокого Возрождения. С момента своего создания произведение окружено тайнами, многие из которых разгаданы учеными. Но главная тайна этой небольшой по размеру, но необъятной по содержанию картины, раскрывается по-своему для каждого зрителя.

В архиве Государственного Эрмитажа сохранилось письмо 1864 года от миланского герцога Антонио Литта, в котором он уведомляет императора Александра II о своем намерении продать четыре картины из личной коллекции за сто тысяч франков. Среди них «Мадонна с младенцем» кисти Леонардо Да Винчи. Директор императорского Эрмитажа, Степан Александрович Гедеонов, отправился в Италию и привез в Северную столицу шедевр, ставший известным под именем «Мадонна Литта».

Покупка картины Леонардо вызвала широкий резонанс в Европе. Люди искусства и поздравляли Гедеонова с удачным приобретением, и сетовали на то, что бесценная картина отбывает в далекую Россию. Менее же удачливые покупатели и вовсе заявляли, что сомневаются в подлинности картины.

В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Сразу после появления картины в Санкт-Петербурге было принято решение о её немедленной реставрации и переносе с дерева на холст. Работа была доверена эрмитажному плотнику, который выполнил её с таким мастерством, что был награжден императорской серебряной медалью. Тем не менее, произведение утратило многое от первоначальной версии, что значительно осложнило работу искусствоведов и экспертов.

На сегодня сомнения развеяны. «Мадонна Литта» — шедевр Леонардо да Винчи и его школы. Замысел, композиция, изображение лица Девы Марии, моделирование фигур с помощью тончайшей светотени принадлежат кисти маэстро.

madonna-litta-leonardo-01

«Maria Lactans» или «Мадонна, кормящая младенца» — сюжет, широко распространенный в итальянской живописи XIV–XV вв., он необычайно волновал мастера. Женщина с младенцем — тема его многочисленных рисунков и набросков. Изображая нежных и печальных женщин с прелестными младенцами, Леонардо исследует чувства и грани человеческой души.

Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. В обычной комнате молодая женщина с нежностью прижимает к груди младенца, над их головами не изображены нимбы, а рядом нет ни святых, ни ангелов. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности, исходящей от произведения.

Леонардо использует тонкие художественные приемы, создавая лаконичное и совершенное произведение.

Два симметричных окна уравновешивают композицию, а пейзаж придает картине глубину и таинственность (кстати, именно эти горные вершины помогли установить примерную дату создания картины: искусствоведы отмечали сходство пейзажей, открывающихся из окон на картине «Мадонна Литта» и на знаменитой фреске «Тайная вечеря», относя создание картины к 80-м годам XV века, к миланскому периоду творчества Леонардо).

madonna-litta-leonardo-02

Противопоставляя скульптурную неподвижность Мадонны и экспрессивность позы младенца, мастер создает цельную группу, где каждый элемент дополняет друг друга. Манера Леонардо угадывается и во взаимосвязи взглядов и жестов, и в том, как гармонично красный цвет платья Мадонны перекликается с цветотенью, моделирующей лицо и тело младенца, и в равновесии синих тонов плаща и пейзажа, и в той тонкости, с которой прозрачная вуаль повторяет линии прически и, конечно, в выражении лица молодой женщины.

madonna-litta-leonardo-03

В собрании Лувра хранится рисунок женской головы, вне всяких сомнений выполненный с натуры и созданный Леонардо во время работы над «Мадонной Литта». Но на картине мастер изобразил идеализированный портрет прекрасной женщины. У неё узнаваемый «леонардовский» тип красоты: медные волосы, вытянутое лицо, высокий лоб, удлиненный нос и знаменитая, таинственная и ускользающая улыбка, так точно передающая глубину человеческих чувств.

Интересен и взгляд младенца, обращенный к зрителю. Мастер не только устанавливает тонкую, почти мистическую связь между реальным миром и миром воображаемым, но и приглашает зрителя к со-творению. Ускользающую гармонию момента и неуловимое чувство нежности и материнской любви видит и чувствует каждый соприкоснувшийся с творением Леонардо. Чувствует по-своему в зависимости от своего воображения, темперамента и даже настроения.

simplebeyond.com