Абстрактное искусство. Абстрактная картина


Абстрактное искусство — Artrue

Описание основных идей и типов абстрактной живописи.

Абстрактное искусство

Определение и значение

Термин «абстрактное искусство» (иногда «беспредметное», «не нерепрезентативное») — это довольно расплывчатое определение для любой картины или скульптуры, изображающей не узнаваемые объекты и сцены. Тем не менее, четкого консенсуса касательно этой интерпретации нет. Например, Пабло Пикассо считал, что абстрактной живописи не существует, в то время как некоторые искусствоведы полагают, что ни одна картина не может быть больше чем сырая абстракция того, что видит художник. Даже знаменитые критики и ученые расходятся во мнениях, классифицируя некоторые холсты, пытаясь отличить «экспрессионизм» и «абстракцию». Ситуация осложняется тем, что есть выделяется как полностью абстрактная живопись и скульптура, так и полу-абстрактный стиль.

Красный квадрат. Малевич.Красный квадрат. Малевич.Красный квадрат. Малевич.

Идея абстрактного искусства

Основной посыл абстракции — формальные качества живописи (или скульптуры) не столь важны.  Преобладание формальных качеств над репрезентативными выделяют данное направление на фоне других. Абстракционисты считают, что создание фотореалистичной картины может быть бесполезным, если предмет изображения скучен, а цветовая гамма полотна блеклой.

Пруд с кувшинками. Клод Моне.Пруд с кувшинками. Клод Моне.Пруд с кувшинками. Клод Моне.

Философское обоснование этой идеи проистекает из утверждения Платона: «Прямые линии и круги не только красивы, но вечно и абсолютно красивы.»

В сущности, это означает, что базовые фигуры (круги, квадраты, треугольники и т.д.) обладают свойством, которое позволяет создавать прекрасные шедевры, не прибегая к рисованию реальных и натуралистичных сцен.

Похожую мысль выразил французский художник, литограф и теоретик искусства — Морис Дени: «Помните, что картина, изображающая лошадь или обнаженную женщину, всего лишь окрашенная плоская поверхность.»

Некоторые абстракционисты, объясняя свое творчество говорят, что они хотят создать визуальный эквивалент музыки, который задает вопрос «что это за картина?».

Синяя и зеленая музыка. Джорджия О’Кифф.Синяя и зеленая музыка. Джорджия О’Кифф. Синяя и зеленая музыка. О’Кифф.

Виды абстрактного искусства

Как было упомянуто выше, некоторые картины направления основываются на простейших геометрических фигурах, но это не все виды абстрактных работ. Условно их можно разделить на шесть основных типов:

  • Геометрический. Ранней формой этого типа был аналитический кубизм, отвергающий линейную перспективу и иллюзию глубины картины. Иллюстрируется работами  Пита Мондриана, Тео ван Дусбурга, Казимира Малевича и другими.
  • Криволинейный — характерный для кельтских и исламских мастеров, а также некоторыми ранними культурами. Включает в себя ряд мотивов, посвященных чересстрочным узорам и спиралям, а также «бесконечными» рисунками.
  • Цветовой и световой. Хорошо иллюстрируется работами Тернера и Моне, которые использовали цвет (или свет), чтобы отделить произведения искусства от реальности благодаря насыщенным краскам и пигментам.
  • Эмоциональный/интуитивный. Этот тип охватывает смесь стилей, чья общая тема посвящена натуралистическим идеям. В отличие от геометрической абстракции, интуитивная часто изображает природу, но менее репрезентативными способами. Один из самых известных представителей эмоциональной абстракции является Марк Ротко.
  • Жестикуляционный — форма абстрактного экспрессионизма, в которой процесс создания картины становится более важным, чем в других видах искусства.
  • Минималистский. Своего рода возврат к основам и концепциям авангардного искусства, лишенный всех возсожных ссылок и ассоциаций.

Некоторые из этих типов являются в разной степени абстрактными, но все они связанны идеями отделения предмета искусства от реальности.

Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы. Тернер.Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы. Тернер.Снежная буря. Уильям Тернер.

От  реализма к абстракции

Вплоть до конца 19-го века большинство картин и скульптур создавались с использованием традиционных и классических принципов, заложенных академиями искусств. Однако, многое зависит от текущих настроений общества, политической ситуации и других факторов. Поэтому в последней четверти 19-го века ситуация начала меняться. Импрессионисты показали,  что строгий академический стиль был уже не единственным способом создания произведений искусства. Уже в начале 20-го века появляются всё новые методы и приемы, включая отказ от перспектив, использование неестественных цветов и т.д. Из этих течений со временем и сформировалось абстрактное искусство в том виде, в котором мы его знаем.

Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и жёлтым.Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и жёлтым. Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и жёлтым.

Стоит отметить, что параллельно с развитием геометрического стиля, в 1920–1930 годы формировался и сюрреализм, чьи идеи перекликались с абстрактным искусством. Ведущими представителями которого были  Хуан Миро, Жан Арп, Сальвадор Дали и другие.

Постмодернистская абстракция

С середины 60-х годов искусство имеет тенденцию распадаться на ряд более мелких школ. Часть из них основывалась на философии великих стилей начала 20-го века, часть (например минимализм) реагировали на экономическую и политическую ситуацию в мире.

artrue.ru

Абстракционизм | Абстракция | Абстрактное искусство

Василий Кандинский в России

   

Лекция "Василий Кандинский в России" В 1896 году Кандинский отказался от научной карьеры в области юриспруденции и в конце года уехал в Мюнхен, чтобы заняться живописью. Обучаясь в Европе, он сформировался как художник. С началом Первой мировой войны Кандинский был вынужден покинуть Германию и через Швейцарию вернулся в Россию. Лектор: заведующая Отделом личных коллекций ГМИИ им.Пушкина, историк искусства, куратор Наталия Автономова.

Абстракционизм, абстрактное искусство, Герман Полянских, abstract art, живопись, абстракция, купить картину, German Polyanskih, художник абстракционист, современное искусство, contemporary art

German Polyanskih — abstract art

   Абстракционизм (фр. abstractionnisme < лат. abstractus — отвлеченный) или абстрактное искусство, беспредметное искусство, нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм.

   Абстрактные формы изображения в абстракционизме (абстрактном искусстве, беспредметном искусстве, нефигуративном искусстве) изменяют объекты живой и неживой природы (например, абстракция "Дама в голубом" Жозефа Фернана Леже, 1912, или работа "Кошки" Н.С. Гончаровой, 1913), предметы материального мира (например, "Натюрморт" Надежды Удальцовой, 1913, ГРМ, или абстракция "Площадь Согласия" Пита Мондриана, 1938-1943 гг.) до неузнаваемости. Также в работах художников-абстракционистов абстрактные формы могут относиться и к беспредметным невизуальным понятиям, ощущениям, таким как жизнь, любовь, счастье и другим, или выражать субъективное чувство, настроение, "духовное озарение", "метафизическое видение" и т.д. самого автора абстракции. (например, абстракция «Пустота», Н.С. Гончаровой, 1913, ГТГ, или работа "Композиция 64/84. Абстракция цвета. Обесцвечивание", Александра Родченко, 1918, ГТГ).

   Абстрактное искусство (абстракционизм) — не стиль в изобразительном искусстве, локализованный историко-культурными обстоятельствами. Оно развивалось на всем протяжении XX века во многих странах мира, образуя свои направления и стилистические виды, прошло через мощный аналитический дискурс 1940–1990-х гг. относительно своей принадлежности, и на сегодняшний день абстрактное искусство (абстракционизм) по праву признано самостоятельным направлением искусства.

    Термин «беспредметное искусство» хоть и употребляется на бытовом уровне для обозначения современных абстрактных работ, прежде всего, относится к русскому авангарду, охватывает все русское искусство, начиная с первых абстрактных акварелей В.В. Кандинского и заканчивая конструктивизмом. Казимир Малевич писал: «Но я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, т.е. к супрематизму, к новому живописному реализму – беспредметному творчеству» («От кубизма и футуризма к супрематизму», 1915 год).

   «Мы предлагаем освободить живопись от рабства перед готовыми формами действительности и сделать ее прежде всего искусством творческим, а не репродуктивным… Эстетическая ценность беспредметной картины в полноте ее живописного содержания» (Ольга Розанова).

Абстрактная живопись | Абстракция

   Абстракционизм (abstract art) в начале XX века возникает на базе изобразительного вида искусства — живописи. Термин «абстрактная живопись» (например, в работе «Точка и линия на плоскости», 1926 г., В. Кандинский), получает на стадии становления абстракционизма широкое распространение в среде художников, занимавшихся абстрактным искусством. Практически все они обозначают свои абстрактные работы живописью. Казимир Малевич в свое время писал: «… наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма. В искусстве супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры… Новый живописный реализм, именно живописный, так как в нем нет реализма гор, неба, воды…» («От кубизма и футуризма к супрематизму», 1915 год).

   На сегодняшний день в связи с выделением абстракционизма в отдельное направление искусства (отдельный вид изобразительного искусства), термин «абстрактная живопись» потерял свою актуальность и для обозначения абстрактных работ практически не употребляется. Как правило, работы художников-абстракционистов называют: абстракция, абстрактная работа (картина), или, например, геометрическая абстракция, лирическая абстракция (в зависимости от принадлежности к тому или иному основному направлению в рамках абстракционизма).

Абстракционизм — abstract art

   Интернет-проект «Абстракционизм — abstract art» в социальных сетях — это онлайн-галерея, в которой представлены все основные стили и направления в абстрактном искусстве с момента его возникновения по сегодняшний день (геометрическая абстракция, лирическая абстракция, постживописная абстракция, абстрактный экспрессионизм, ташизм, информальная абстракция, неопластицизм, орфизм, лучизм, супрематизм, минимализм и др.). Вашему вниманию предлагаются тысячи абстрактных работ самых известных художников-абстракционистов.

   Абстрактное искусство (абстракционизм, abstract art) зарождалось и утверждалось художниками русского авангарда. Именно Россия считается родиной абстракционизма (абстрактного, нефигуративного, беспредметного искусства). Практически всем известны Казимир Малевич и Василий Кандинский (основоположники геометрического и лирического направления в абстракционизме). В это же время (начиная со второго десятилетия XX века в России) в рамках беспредметного искусства создают свои произведения Иван Клюн, Надежда Удальцова, Павел Филонов, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Александра Экстер, Михаил Матюшин, Александр Родченко, Павел Мансуров, Сергей Сенькин, Николай Суетин, Александр Богомазов, Борис Эндер, Иван Пуни, Петр Митурич, Лев Бруни, Вера Пестель, Владислав Стржеминский и другие русские художники, которые известны и высоко ценимы во всем мире именно за свои открытия в абстракции. Работы этих и многих других русских и зарубежных художников вы можете посмотреть на страницах интернет-проекта «Абстракционизм —abstract art».

Купить картину

   На странице «Shop» данного сайта вам доступны к просмотру работы известных современных художников-абстракционистов России, которые можно приобрести, напрямую связавшись с художниками через социальные сети. Таким образом, купить абстрактную картину вы можете без посредников по минимальной цене из первых рук. Все вопросы, связанные с приобретением абстракций (оформление, цена, способы и сроки оплаты, доставка, гарантии и т.д.), решаются вами непосредственно с авторами работ. Просто напишите художнику в «ВКонтакте» или «Facebook». Купить картину напрямую у ее автора не так уж и сложно.

Абстракционизм | Цитаты

   "В пространстве чистом, холодном летят они, чистые формы, брошенные в стремительном беге, сталкиваясь и отталкиваясь" (Надежда Удальцова, 1916 год).

   "...Цвет, краска как основной элемент этого (прежнего умершего искусства) не умерли, а освободившись от многовековой кабалы натуры, стали жить своей собственной жизнью, свободно развиваться и выявлять себя в Новом Искусстве Цвета..." (Иван Клюн, 1919 год).

 

   "...Я довел живопись до логического конца и выставил три холста: красный, синий и желтый, утверждая: Все кончилось. Цвета основные. Каждая плоскость есть плоскость, и не должно быть изображений" (Александр Родченко, 1939 год).

   "Абстрактное искусство — визуальный язык, который, преодолев национальные различия, станет провозвестником новой эпохи. Эпохи духа, не скованного более обветшавшими условностями" (Дори Эштон).

   «Красота не в видимом, а в ощущаемом, переживаемом. Нет предмета, нет вещи, а есть что-то другое, открытое, и это другое — мир взаимных отношений, влияний, странно-прекрасных сказаний линий и красок, мир, уловленный душой, принятый ею и ей только понятный. Когда смотрит душа, мир преображается в ее глазах. Когда она захочет запечатлеть виденное — она рождает Искусство…» (Александра Экстер).

   "Живопись — абстрактная живопись предельно обнажает элементы: цвет, свет, композиционные построения, пятна, линии, формы и т.д.

   Живопись — абстрактная живопись, живопись во всем многообразии не может быть рассказана, объяснена словами. Враг живописи — слова.

   Гениальность Малевича — черный квадрат — сведение к атому живописи. Это элементарная частица живописи, как электрон в физике" (Борис Бак).

   "В абстракционизме живопись наконец достигла предельной концентрации "искусства для искусства", когда "форма" полностью поглощает "содержание" и празднует свой триумф. Следующий шаг — избавление от материальной основы и выход в виртуальное пространство" (Валерий Вальран).

   "Абстракционизм — зеркало души" (Юрий Кряквин).

   "Для меня она (абстрактная живопись) — наиболее обобщенный вид живописи, выделивший в себе все то, и только то, что присуще живописи как таковой, в отличие от других искусств" (Яков Виньковецкий).

   "Абстрактное искусство для меня — это особенность поведения предметов в пространстве, преодоление фигуративности ради обретения чистой пластики, символизирующей единство материального и нематериального..." (Валерий Юрлов).

Лента публикаций материала на тему абстрактного искусства в "ВКонтакте"

Абстрактное искусство | Абстракционизм | Беспредметное искусство

Абстракционизм | Видео

Два «черных квадрата» Казимира Малевича и три «красных квадрата» Эль Лисицкого

   Курс «Элементарные частицы русского авангарда» / Лекция 6 / Ведущий: Леонид Кацис.

«Элементарные частицы русского авангарда» ‒ это главные, знаменитые, знаковые, скандальные и непонятные «Дыр бул щыл» Крученых в поэзии, «Черный квадрат» Малевича в живописи, панно и декорации Шагала, книжные конструкции Эль Лисицкого, «Победа над солнцем» в театре и многое другое. Все они давно обросли легендами, сами стали мифами современного мышления, отойдя в область коллективного бессознательного современной культуры.

Наталия Сергеевна Гончарова, Пустота, 1913 год. Холст, масло, гуашь, 80*106 см., Государственная Третьяковская галерея.

Наталия Сергеевна Гончарова

Абстракция "Пустота", 1913 год. Холст, масло, гуашь, 80*106 см., Государственная Третьяковская галерея.

Александр Родченко, Композиция 64/84. Абстракция цвета. Обесцвечивание, 1918 год.

Александр РодченкоАбстракция "Композиция 64/84. Абстракция цвета. Обесцвечивание", 1918 год. Холст, масло, 74,5*74,5 см.,

Государственная Третьяковская галерея.

Надежда Удальцова, Натюрморт, 1919 год.

Надежда УдальцоваАбстракция "Натюрморт", 1919 год. Холст, масло, 92*108 см.,

Государственный Русский музей.

Пит Мондриан, Площадь Согласия (Place de la Concorde), 1938-1943 гг.

Пит МондрианАбстракция "Площадь Согласия" (Place de la Concorde), 1938-1943 гг. Холст, масло. Посвящена Парижу.

Жозеф Фернан ЛежеАбстракция "Дама в голубом", 1912 год. Холст, масло, 193*129,9 см.,

Наталия Сергеевна Гончарова

Абстракция "Кошки", 1913 год. Холст, масло, 85,1*85,7 см.

Жозеф Фернан Леже, Дама в голубом, 1912 год.Наталия Сергеевна Гончарова, Кошки, 1913 год.

www.1abstractart.com

абстракционизм - это... Что такое абстракционизм?

(от лат. abstractio – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в нач. 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

К. С. Малевич. «Супрематизм». 1915 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва К. С. Малевич. «Супрематизм». 1915 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

  Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки. Вскоре абстракционизм становится мощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник» с их текучими, «музыкальными» формами и эмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич, П. Мондриан, отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов). Программным произведением Малевича стал его знаменитый «Чёрный квадрат» (1915). Свой метод художник назвал супрематизмом (от лат. supremus – наивысший). Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом (Малевич был одним из авторов знаменитого спектакля «Победа над солнцем»). Свои абстрактные композиции художник называл «планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма».

Ф. Марк. «Сражающиеся формы». 1914 г. Новая Пинакотека. Мюнхен Ф. Марк. «Сражающиеся формы». 1914 г. Новая Пинакотека. Мюнхен

  В нач. 20 в. абстракционизм распространился во многих странах Запада. В 1912 г. в Голландии рождается неопластицизм. Создатель неопластицизма П. Мондриан вместе с Т. ван Дусбургом основал группу «Де Стейл» (1917) и журнал под тем же названием (выходил до 1922 г.). «Человеческое начало» из их искусства было пол ностью изгнано. Участники группы «Де Стейл» создавали полотна, где расчерченные сеткой линий поверхности образовывали прямоугольные ячейки, заполнявшиеся чистыми однородными цветами, что, по мнению Мондриана, выражало идею чистой пластической красоты. Он хотел создать живопись, «лишённую индивидуальности» и, в силу этого, обладающую «мировым значением». В 1918—20 гг. в России возник основанный на идеях супрематизма конструктивизм, объединивший архитекторов (К. С. Мельников, А. А. Веснин и др.), скульпторов (В. Е. Татлин, Н. Габо, А. Певзнер), графиков (Эль Лисицкий, А. М. Родченко). Суть направления изложил Веснин: «Вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». Важную роль в развитии конструктивизма сыграл «Баухауз» – художественное объединение, основанное в 1919 г. в Германии архитектором В. Гропиусом (П. Клее; В. В. Кандинский, Эль Лисицкий и др.). В 1930 г. французский критик М. Сейфор создал в Париже группу «Круг и квадрат». В 1931 г. в Париже возникло объединение «Абстракция – творчество», основанное эмигрантами из России Н. Габо и А. Певзнером. Особенно радикальным направлением был ташизм (от франц. tache – пятно). Ташисты (П. Сулаж, Х. Хартунг, Ж. Матье и др.) обходились без кистей. Они выплёскивали, разбрызгивали краски на холст, затем размазывая или растаптывая их. К краскам они примешивали сажу, дёготь, уголь, песок, битое стекло, полагая, что цвет грязи не менее прекрасен, чем цвет неба. С началом Второй мировой войны центр абстракционизма переместился в США (Дж. Поллок, А. Горки, В. Кунинг, Фр. Клейн, М. Тоби, М. Ротко). В 1960-е гг. начался новый подъём абстракционизма. Это направление в искусстве и сегодня остаётся актуальным, однако уже не занимает главенствующих позиций, как в нач. 20 в.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru


Смотрите также