История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли. Ад картина


История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли

Великому флорентийцу Данте от великого флорентийца Боттичелли по заказу богатого флорентийца Лоренцо Медичи. «Божественная комедия» первого вдохновила второго на деньги третьего создать десятки манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный шедевр XIV века. Наибольший интерес вызывает своего рода инфографика Ада - карта, следуя по которой за героями «Божественной комедии» можно в деталях рассмотреть мучения, которым подвергаются грешники. Зрелище не для слабонервных.

Сюжет

Боттичелли изобразил Ад в виде воронки. Некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане в лимбе преданы безболезненной скорби; сладострастники, попавшие во второй круг за похоть, терпят кручение и истязание ураганом; чревоугодники в третьем круге гниют под дождём и градом; скупцы и расточители перетаскивают тяжести с места на место в четвертом круге; гневливые и ленивые вечно дерутся в болотах пятого круга; еретики и лжепророки лежат в раскалённых могилах шестого; всевозможные насильники, в зависимости от предмета надругательства, мучаются в разных поясах седьмого круга — кипят во рву из раскаленной крови, терзаемы гарпиями или изнывают в пустыне под огненным дождем; обманщики не доверившихся томятся в щелях восьмого круга: кто влип в кал зловонный, кто кипит в смоле, кто в цепи закован, кто мучим гадами, кто выпотрошен; и девятый круг уготовлен тем, кто обманул. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия — предателей Иисуса и Цезаря соответственно).

фото 0.jpegУвеличив карту, можно в подробностях разглядеть мучения грешников. Эмоции и чувства каждого из персонажей подробно выписаны

Карта Ада была частью большого заказа — иллюстрирования «Божественной комедии» Данте. Неизвестны точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими до смерти заказчика — Лоренцо Великолепного Медичи.

фото 1.jpg

Сохранились не все страницы. Предположительно, их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта, из них полностью раскрашено четыре. Несколько страниц с текстом или цифрами пусты, что говорит о том, что Боттичелли не завершил работу. Большинство же — это эскизы. В то время бумага была дорогой, и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. Поэтому Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.

фото 2.jpg

На оборотной стороне каждой иллюстрации Боттичелли указал текст Данте, который пояснял рисунок.

Контекст

«Божественная комедия» — это своего рода ответ Данте на события его собственной жизни. Потерпев фиаско в политической борьбе во Флоренции и будучи изгнанным из родного города, он посвятил себя просвещению и самообразованию, в том числе изучению античных авторов. Неслучайно в «Божественной комедии» проводником является Вергилий, древнеримский поэт.

фото 3.jpg

Темный лес, в котором герой заблудился, — это метафора грехов и исканий поэта. Вергилий (разум) спасает героя (Данте) от страшных зверей (смертные грехи) и проводит через Ад в Чистилище, после которого на пороге рая уступает место Беатриче (божественная благодать).

фото 7.png

Судьба художника

Боттичелли был из семьи ювелиров и должен был заниматься золотом и другими драгоценными металлами. Однако выполнять эскизы, рисовать мальчику нравилось гораздо больше. Погружаясь в мир фантазий, Сандро забывал об окружающем. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.

фото 5 Весна Боттичелли 1482.jpg«Весна» Боттичелли, 1482

Среди своих современников Боттичелли не воспринимался как гениальный мастер. Да, хороший художник. Но то был период, когда творили многие, ставшие впоследствии известными мастера. Для XV века Сандро Боттичелли был надежным мастером, которому можно было доверить роспись фресок или иллюстрацию книг, но никак не гений.

фото 6 Рождение Венеры Боттичелли 1484-1486.jpg«Рождение Венеры» Боттичелли, 1484−1486

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Считается, что пока живописец последние годы жизни провел чуть ли не в нищете. однако есть сведения, что Боттичелли был не таким бедным, каким хотел казаться. Тем не менее ни своего дома, ни семьи у него не было. Сама идея брака его пугала.

В после знакомства с монахом Джироламо Савонаролой, который в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от прелестей земной жизни, Боттичелли и вовсе впал в аскезу. Скончался художник на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

«Ад» Боттичелли — Живой Журнал

Художник Раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1440–1510) известен прежде всего лучезарными портретами неопознанных молодых людей, очень напоминающими современные модельные тесты, а уже потом тяжеловесными полотнами на религиозную тему. На одной из таких картин Боттичелли изобразил структуру ада Данте. Попробуем бегло осмотреться в этом детальном универсуме не прибегая к искусствоведческой зауми.

Художник закончил эту работу в 1480 году. В настоящий момент она хранится в Ватиканской библиотеке

Почему вам будет легко понять Боттичелли

1. «Ад» был создан в качестве покаяния, но не в высоком смысле. Вообще-то художник имел весёлый нрав, ему больше всего нравилось писать красивых девочек и мальчиков. Но именно в глубоком аду оказался Боттичелли, потратив все деньги, заработанные на службе у Папы Римского, на излишества и поверхностные увлечения. Пришлось вернуться домой, читать Данте, много думать.

2. Картина стала особенно популярной уже в XXI веке, когда попсовый беллетрист Дэн Браун сделал «Ад» шифром в своём очередном бестселлере про древние шифры «Инферно». Так иллюстрация к одной книге стала героем другой.

3. Из всех западных концепций ада именно эта средиземноморская версия ближе всего нашему культурному коду. Здесь, конечно, есть чуждое православному человеку Чистилище, но уже подробно изображены наказания и мучения грешников, чего не было в более ранних версиях, и что не слишком-то выпукло изображено в пустынном и бесконечно унылом мефистофелевском аду. К тому же, форма воронки!

4. Художник уделяет особое внимание наказанию коррумпированных чиновников. Их мучают в восьмом круге неприятные сущности с копьями, которые, кстати, тоже обречены на вечное мучение в этом месте. Здесь все равны: и высокопоставленные бывшие миряне, и, собственно, черти тоже страдают. Просто за то, что они черти.

5. «Ад» Ботичелли — это, по сути, комикс. И его главные персонажи — он сам и поэт Вергилий. Они, нарядные, изображены множество раз, как в мультипликации. Видения их типичны для творческих людей и вообще крутых парней: путешествие начинается со зрелища мучимых бесами душ сутенёров, стукачей, конъюнктурщиков и проституток, барахтающихся в грязи.

Поэт и художник в обществе

Экскурсия по 9 кругам

Посмотреть большую карту

Круг Первый. Лимб

Здесь собрались также не крещённые младенцы, язычники и любители новейших религиозных течений, а ещё античные поэты и мыслители: Гомер, Платон, Сократ. Ветхозаветные праведники Ной и Авраам дождались здесь своей очереди в Рай.

Круг Второй. Сладострастие

Здесь собрались те, кто согрешил во имя любви или перепутал её с банальной похотью. Души грешников крутят порывы ветра, как в центрифуге. Всех тошнит.

Круг Третий. Чревоугодие

Обжоры гниют здесь под снегом и дождём, обдумывая своё поведение. Но всё бестолку — приходит Цербер и поедает загруженных грешников.

Круг Четвёртый. Жадность

Души жадин заняты бессмысленным трудом: две толпы грешников толкают перед собой тяжёлые грузы, двигаясь навстречу друг другу. Сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.

Круг Пятый. Гнев и лень

В последнее время можно оправдывать свою несдержанность и распущенность повышенной эмоциональностью. Те, кто так делал, в дантовском аду вечно будет драться с себе подобными в бескрайнем болоте.

Круг Шестой. Еретики и псевдогуру

Здесь повсюду летают фурии. Они присматривают за лжеучителями и пророками, которые, придавленные неизбывной скорбью, неподвижно лежат в открытых гробницах.

Круг Седьмой. Душегубы

Души-уголовники всех мастей, при жизни совершавшие насильственные преступления, вечно мучаются под огненным дождём и кипят в кровавой реке. Периодически к исполнению наказаний подключаются голодные собаки и гарпии.

Круг Восьмой. Жулики и воры

«Грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и, если высунется, черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай». Исчерпывающе.

Круг Девятый. Предатели и отступники

Это самый нижний, закованный в лёд, круг. Здесь невыносимый минус. Все знаменитые предатели вроде Брута и Иуды бесконечно пережёвываются самим Люцифером. Он томится на самом нижнем этаже. LiveJournal Media, 2016

Еще больше интересного

Подпишитесь на нашу страницу в Facebook

Подписаться

www.livejournal.com

Иероним Босх Рай и Ад (Четыре видения загробного мира): Описание произведения

«Видения загробного мира» представляют собой полиптих – складень из четырёх одинаковых по размеру панелей, отличающийся от более привычных для творчества Босха триптихов. Его не совсем традиционная для художника структура заставляет исследователей выдвигать предположения, что между двумя левыми и двум правыми створками когда-то располагалась центральная картина «Страшный суд» – в наше время утраченная.

На обратных сторонах досок полиптиха нанесено живописное покрытие, имитирующее мрамор (1, 2, 3, 4). Оно различно по цвету: две доски окрашены в красных и черных тонах. Это породило гипотезу, что части полиптиха могли быть боковыми створками двух разных триптихов: боковые створки «Рай» и «Адская река» – одного, а внутренние «Вознесение праведников» и «Падение грешников» – другого.

Но многие считают «Видения загробного мира» самодостаточным произведением. Поскольку две левых панели посвящены праведникам, а две левых – грешникам, полиптих иногда еще называют «Блаженные и проклятые».

Провенанс

Единого мнения о времени создания «Видений загробного мира» нет; вероятные временные рамки определяются весьма широко – 1490-1516-й. Уже в 1521-м году произведение обнаруживается в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани (1461-1523). Также известно, что два года спустя, в 1523-м, после смерти кардинала, работа была преподнесена в дар Венецианской республике. После этого она находилась во Дворце Дожей, выставлялась в галерее Венецианской академии и была преимущественно известна как «Алтарь Гримани». Работа подвергалась более поздним записям, её лак потемнел, поэтому едва ли можно назвать сохранность полиптиха хорошей. «Видения загробного мира» ненадолго покидали Италию ради выставок в Амстердаме в 1958-м, Роттердаме в 2001-м и Хертогенбосе – в юбилейном 2016-м. Местом постоянного хранения полиптиха является музей при Палаццо Гримани ди Санта Мария Формоза, а режим доступа зрителей к нему – ограничен.

Откуда Босх мог черпать сведения о загробном мире?

Во времена позднего Средневековья большую популярность получили рассказы людей, утверждавших, что им довелось побывать в Аду и вернуться, дабы поведать живущим обо всём увиденном. Литературным «свидетельством очевидцев» подобного рода является «Божественная комедия» (1307-1321 гг.) Данте Алигьери. Его образы Ада и Чистилища оказали влияние на многие поколения художников – и не только итальянских. Иероним Босх, предположительно, бывавший в Италии, также отчасти находится под властью этих представлений об устройстве загробного мира, хотя и не воспроизводит их буквально.

Образы Босха близки к описаниям вознесения души в горние выси, coelom empyreum (небеса, объятые пламенем), оставленным двумя средневековыми мистиками-визионерами – немцем Генрихом Сузо (1295/97-1366) и фламандцем Яном фон Рёйсбруком (1293-1381).

Еще одним несомненным источником работы Босха называют «Видения Тнугдала» – книгу, как раз переведённую и изданную на родине Босха, в Хертогенбосе, около 1484-го года, то есть незадолго до создания босховских «Видений загробного мира». Тнугдалом звали ирландского рыцаря, главными ценностями почитавшего телесную красоту и безрассудную храбрость. Забота о спасении души не входила в число приоритетов Тнугдала: он не посещал церкви, не подавал нищим и предпочитал проводить время в пирушках со скоморохами и песельниками. Однажды, требуя долг у одного из своих должников (занятие, с точки зрения Евангелия, предосудительное – долги предписывается прощать: 18:23-25; Лк.7:41-43), Тнугдал свалился замертво. Его не похоронили сразу только потому, что в области сердца рыцаря сохранялось необъяснимое тепло. Так миновали три дня и три ночи, после которых, очнувшись, Тнугдал подробно поведал о своём путешествии в потусторонний мир, где видел нестерпимые мучения грешников в аду, но откуда был отпущен по милосердию Божьему, чтобы иметь возможность исправиться и избежать адских пыток.

Земной рай. Левая панель

Земной рай, согласно средневековым представлениям, распространённым во времена Босха, располагается у преддверия рая небесного. Праведники после смерти сначала попадают туда, чтобы окончательно омыться от нечистоты греха и предстать перед Всевышним очищенными. У Босха можно видеть, как ангелы сопровождают праведников (блаженных) по райским холмам и кущам прямиком к Источнику Жизни, изображенному в верхней части панели. Еще одна группа праведников обращает взоры к небесам в надежде на спасение.

Вознесение праведников. Левая панель

Вторая «райская» панель показывает «блаженные души», которых опекают ангелы перед вознесением в эмпирей (от древнегреческого ἔμπυρος – огненный). Всем существом, охваченным религиозным экстазом и очищенным от грешного и земного, праведники устремлены ввысь, к источнику божественного света, открывающемуся за пределами туннеля в виде концентрической воронки. Мистик Генрих Сузо учил, что после смерти освободившаяся от земной плоти душа возносится в «объятое пламенем небо», погружается во всепроникающее сияние, «бесконечное уединение и абсолютную глубину открывшейся божественности». Считается, что именно Иероним Босх стал первым европейским художником, который сумел облечь эти видения, существующие только в словесном изложении, в убедительные живописные формы и краски. И хотя, справедливости ради, две алтарных доски на ту же тему Дирка Баутса  «Рай» и «Ад», были созданы на несколько десятилетий раньше и наверняка вдохновляли Босха, «прозаичность» подхода Баутса не идёт ни в какое сравнение с босховским духовным визионерством.

Падение грешников. Правая панель

Возносящимся праведникам на правой панели противопоставлены низвергающиеся в ад грешники. Они летят в сопровождении демонов между темных скал. Пространство озаряется зловещими отблесками пробивающегося в расщелины света. Если райский свет – белый, то адское пламя окрашено у Босха в желтоватый и красный цвета.

Адская река. Правая панель

На последней панели полиптиха изображены грешные души, достигшие ада. Высокий черный утёс, на вершине которого пылает и сыплет искрами огненный столб, и река под ним составляют адский пейзаж. В кроваво-красных водах тонут непрощённые души. Руки и головы грешников еще видны над поверхностью воды, но тёмные сущности не дают им выбраться из реки. Один из чертей вспарывает грешнику глотку, другой – зелёный, с крыльями нетопыря и звериными усами – тянет за руку грешника, поза которого указывает на его возможное раскаяние.

Атрибуция

Авторство Босха почти не оспаривается, несмотря на отсутствие авторской подписи. Характерные вытянутые пропорции фигур, чисто босховская трактовка демонов, специфические образы ада и рая убеждают, что «трудно представить себе, чтобы их композиционное решение мог найти кто-то другой» (Вальтер Бозинг).

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Адское Наслаждение: Рай, Ад и Иероним Босх

Художник Иероним Босх (приблизительно 1450 — 1516) был богат и пользовался огромным уважением. Его произведения поражали и восхищали зрителей. К последнему десятилетию жизни Босха художники делали сотни копий с его картин и рисунков и писали собственные, навеянные его композициями. Слава Босха продолжала расти и достигла своего апогея примерно к 1600 году. А затем его почти забыли: воцарившиеся классицизм и академизм не оставили места гротеску.

В ХХ веке о знаменитом Саде земных наслаждений (1503) и о самом Иерониме Босхе заговорили вновь. Историки искусства поочередно навешивали на него ярлыки еретика, алхимика, авангардиста и приверженца свободной любви. В 1965 году британский психолог Р.И.Хемфилл предположил у него шизоидное расстройство личности.

Большой тур: от Хертогенбоса до Мадрида

Европу охватила босхианская лихорадка, тому причина — 500-летняя годовщина со дня смерти художника. Многочисленные торжества пройдут в его родном городе Ден-Боc (разговорное название Хертогенбоса). Приехавшие туда смогут принять участие в дискуссиях на самые разные темы — от пива до монашеской жизни или истории психиатрии, а также совершить путешествие по раю и аду, проплыв по древним извилистым каналам города, восхититься видами с 25-метровой высоты собора Святого Иоанна, понаблюдать за необычной лодочной флотилией с фантастическими образами из произведений Босха и увидеть его животных, которые появятся на сцене в голландском премьерном спектакле об Иерониме Б. И конечно, всех ожидают выставки, на которых обязательно нужно побывать.  И. С.

Иероним Босх. Видения генияМузей Северного Брабанта, Хертогенбос До 8 мая Празднования начались в феврале с открытия крупной ретроспективы в Хертогенбосе. В показ включено 17 из 24 картин и триптихов Босха, выставка представляет собой итог девятилетнего исследовательского проекта, посвященного творчеству художника. Среди самых ярких произведений на ней — поздняя работа мастера, триптих Воз сена (1515), прибывший из Национального музея Прадо (впервые за 450 лет он покинул испанскую столицу). Еще две картины из Прадо были отозваны мадридским музеем обратно после 11-часового изучения их голландскими специалистами, которые пришли к выводу, что авторство этих работ не принадлежит Босху.

Босх. Выставка столетияНациональный музей Прадо, Мадрид 31 мая – 11 сентября Не отправленный в Нидерланды триптих Сад земных наслаждений — самая известная работа художника и гвоздь показа в Прадо. На выставке Босха в этом музее она, несомненно, займет достойное место. Ряд ключевых произведений художника попал в Испанию благодаря исторически сложившемуся интересу к нему испанских коллекционеров из числа аристократии, включая короля Филиппа II, который собрал значительную коллекцию картин Босха. На выставке в Прадо будет около 60 его произведений.

Начо КарбонельГородской музей Хертогенбоса 18 июня – 11 сентября За творческие исследования в области промышленного дизайна испанец Начо Карбонель получил две премии и был номинирован на премию «Дизайн года», присуждаемую лондонским Музеем дизайна. Его работа Стул для влюбленных вызвала огромный интерес; она представляет собой два сиденья, соединенных туннелем, который дает возможность сидящим на них влюбленным быть и на людях, и уединяться. Это первая в Нидерландах ретроспектива Карбонеля, чье творчество охватывает как скульптуру, так и дизайн и демонстрирует его тесное родство с Босхом и Дали.

Небеса и ад (и земля)Городской музей Хертогенбоса 24 сентября 2016 – 15 января 2017 Отдавая дань уважения Саду земных наслаждений, четыре современных художника разрабатывают босхианские темы в цикличном «триптихе» на тему рая, ада и земли. Видео голландского художника Габриэля Лестера, снятое в Индии, дополнено видео швейцарской художницы Пипилотти Рист Homo sapiens sapiens (2005), в котором изображен рай до грехопадения человека, и ужасающей инсталляцией Fucking Hell (2008) британцев Джейка и Диноса Чепмен, она состоит из девяти стеклянных витрин с тысячами крохотных фигурок, совершающих или участвующих в омерзительных действиях.

Иероним Босх родился примерно в 1450 году в Хертогенбосе в провинции Брабант, что в южной части нынешних Нидерландов, далеко от важных в то время крупных центров искусства и политики: Брюгге, Брюсселя и Гента. Он был третьим сыном в семье посредственного живописца Антониса ван Акена, который сам был сыном посредственного художника Яна ван Акена родом из немецкого города Ахен. Обучение юного Босха проходило в семейной мастерской и, что важнее, в местной католической школе. Именно школа дала ему не только основы религиозных знаний, но и приучила к самодисциплине и осторожному критическому мышлению. 

Восхождение по социальной лестнице

После женитьбы около 1480 года на Алейт ван дер Меервенне, дочери со­стоятельного портного, социальный статус Босха повысился. Наследство жены, включавшее дом на рыночной площади и многочисленную недвижимость за городом, позволили художнику обзавестись собственной мастерской. В 1488 году он становится членом общества избранных — Братства Богоматери, в которое входили представители религиозной и политической элиты Хертогенбоса.

Для капеллы братства в главной городской церкви Святого Иоанна Босх создал две небольшие картины и витраж и с этих пор стал регулярно получать солидные заказы от членов братства и их родственников. У братства были связи по всей стране, поэтому вскоре к Босху начали поступать заказы и из других городов. К примеру, высокопоставленный чиновник из Антверпена Питер Шейве заказал ему триптих Поклонение волхвов (около 1496/97), который теперь хранится в Музее Прадо в Мадриде.

Приблизительно в 1495 году Иерун ван Акен сменил имя на Иероним Босх (латинизированная форма имени плюс краткая форма названия родного города). В следующие несколько лет он создал свои самые прославленные работы — крупномасштабные триптихи.

Пожалуй, наиболее знаменитый из них — Сад земных наслаждений из Прадо. Исследователи считают, что работа была написана к бракосочетанию одного из могущественных аристократов того времени, графа Генриха III Нассау-Бреды с Луизой-Франсуазой Савойской. Триптих был задуман как своего рода руководство к успешному брачному союзу и как предупреждение о том, что может случиться, если не следовать религиозным нормам и морали. И кроме того, он был призван развлекать придворное общество.

Забавное и причудливое

Первые записи своих впечатлений от произведений Босха оставил Антонио де Беатис, секретарь кардинала Людовика Арагонского. Он увидел Сад земных наслаждений во время визита во дворец Генриха III в Брюсселе в 1517 году, через год после смерти художника, и описал его как «картины на фантастические темы… где одни люди выходят из морских раковин, другие извергаются из журавлей… есть всякого рода птицы и животные, как в жизни, вся работа забавная и причудливая».

Примерно 80 лет спустя Хосе де Сигуэнса, библиотекарь и духовник испанского короля Филиппа II, написал морализаторский комментарий к произведению. Он истолковал изображения людей, животных и растений через тему смертных грехов, как символ мимолетности и быстротечности всего земного. И хотя толкования Беатиса и Сигуэнсы могут показаться противоположными, на самом деле это две стороны одной медали. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare — обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай.

По мнению Сигуэнсы, Босх знал, что его уже обогнали Альбрехт Дюрер, Микеланджело, Рафаэль и другие художники. «Поэтому он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Он создал новый стиль с элементами шутовства и гротеска, подобные которым можно обнаружить в декоре готических построек и на полях средневековых богослужебных книг. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки.

Дитя эпохи Возрождения, он обладал силами и талантом, чтобы идти своим путем; это позволило ему толковать религиозное искусство в независимой манере, невозможной в Средние века. В образах Босха отсутствуют гармония и красота, а любое чувственное удовольствие может быть обманчиво. Зритель должен уметь соотносить их со своим внутренним миром: как распознать, что есть хорошо и поэтому достойно подражания, а что есть зло, презренное и смехотворное? Только таким путем можно познать подлинно великое: отвечая на эти вопросы, переживая духовное обновление и становясь в результате интеллектуально и духовно прекрасным.

Сад земных наслаждений (1503) представляет собой четыре взаимосвязанных сюжета. Картина мира на третий день Творения, когда на земле еще нет ни людей, ни животных, украшает две внешние створки триптиха; рай и сцена встречи Адама и Евы помещены на левую внутреннюю створку;в центральной части изображен фальшивый рай человечества перед Всемирным потопом; а на правой внутренней створке Босх создал жуткую картину ада / ©Museo Nacional del Prado , Madrid/TASCHEN

Встреча Адама и Евы

Христос, который представляет Еву Адаму, — редко изображаемая сцена. Этот момент после сотворения Евы и до соединения Адама и Евы в брачном союзе — аллюзия на таинство брака. Христос дает божественное согласие на их союз, идеальные отношения между мужчиной и женщиной, подняв правую руку. Адам, очнувшийся ото сна, переходит от духовного созерцания Бога к открытому восхищению Евой, ее мягкой, тонкой грацией.

До Всемирного потопа

Человечество до Всемирного потопа изображено в центральной части. Священноначалие, гармония и праведная жизнь рая, показанные на левой створке, нарушены — перевернуты вверх ногами, как и люди, стоящие на головах. Рыбы здесь летают, птицы плавают, а плоды так велики, что могут хватать и пожирать людей.

Всеобщее безрассудство

Некоторые исследователи утверждают, что на центральной панели изображено утопическое общество, но при внимательном изучении оказывается, что это фальшивый рай. Изобилие гигантских плодов, которые хватают руками, поедают и которыми восхищаются люди, символизирует распутство и прелюбодеяние. Это подтверждает изображение обнаженных мужчины и женщины, открыто трогающих интимные части тела друг друга. Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Отсюда мораль: самодисциплина и возвышенные удовольствия имеют большую ценность, чем безнравственные поступки. Подлинная радость в этом произведении кроется не в том, что изображено, а в пути, который оно указывает.

«Гостиница зла»

В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Это название, часто упоминаемое в литературе того времени, относится к борделям и притонам, где посетители предавались всевозможным порокам вроде светской музыки, азартных игр, алкоголя и продажной любви, которые в любом сочетании ведут к греху. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал, и любой верующий должен избегать порочного места. Чтобы показать презренность и хаос зла, художник создает образы, сочетающие предметы и живых существ. Так, дьявол в рыцарском облачении с птичьей головой и крыльями бабочки держит лестницу, по которой в гостиницу взбираются две погибшие души, у одной из фигур стрелой проткнута ягодица.

Человек-дерево

Босх не указывает конкретно на грешника. Вместо этого он демонстрирует абсурдность греха, изображая разные существа, например человека-дерево. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. рядом). Фигура смотрит через плечо на свой зад — слишком ясный символ нечистоты греха и зловония ада. На его голове, самой большой части тела, красуется диск, по которому похотливые грешники и дьявол прогуливаются вокруг волынки, символа мужского полового влечения.

www.theartnewspaper.ru

Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления | Блог UNV

Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли, иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поначалу даже не понял, что там изображено — детали слишком мелкие, а сохранность оригинала недостаточна.

Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины. Большинство схем есть лишь на иностранных языках (оно и понятно — ведь это католический ад). Я отобрал из них англоязычные.

Чтобы лучше понимать изображённое, напомню структуру ада по Данте. Это воронка в земле, уходящая концентрическими уступами вглубь аж до центра Земли, где находится Дьявол. Боттичелли изобразил её в виде, напоминающем глубокий карьер, каждый из уступов которого представляет собой соответствующий круг ада. Чем глубже, тем менее материальные и более сознательные грехи караются: * Преддверие — где томятся души нерешительных людей, не грешивших и не совершавших добродетелей (это те же самые, которых «Пуговичник» из ибсеновского «Пера Гюнта» лишал бессмертия души — расплавляя в общую массу и отливая в новую форму). * 1-й круг — безбольная скорбь для некрещёных младенцев и добродетельных нехристиан. * 2-й — 5-й круги — карают невоздержанность (похоть, чревоугодие, скупость, гнев). * 6-й круг — стены города Дита, подле которых караются еретики. * 7-й круг — карает сознательных вершителей зла (против ближних — тиранов и разбойников, против себя — самоубийц, игроков и мотов, против естества — содомитов, против естества и искусства — лихоимцев). * 8-й круг — карает обманувших не доверившихся (сводников, обольстителей, льстецов, воров, прорицателей, фальшивомонетчиков и т.п.). * 9-й круг — карает обманувших доверившихся им (предателей родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого; последних терзает в трёх пастях сам Люцифер).

Иллюстрация "Dante's Inferno" (автор — Линдсей Маккаллох) воспроизводит картину Боттичелли в схематичном виде, с подписями:

Ад Данте Lindsay McCulloch (2000)

 

В процессе поиска я также наткнулся на замечательную инфографику Райана Флинна, графически соединяющую воедино номера песен поэмы, путь героя, местность, названия грехов и логику их группировки, описания казней и список встреченных героем именитых грешников:

Ад Данте Ryan Flynn (2011)

 

Вообще вариантов схемы Дантова ада существует множество (и в сети немало подборок, можете ознакомиться сами). Некоторые из них воспроизводят картину Боттичелли, другие используют свои подходы к описанию.

Мне же хотелось затронуть схемы на русском языке. Я нашёл две — и они занятны тем, что оформлены в виде несерьёзных дизайнерских иллюстраций, чего (несерьёзности и дизайнерства напоказ) в иноязычных схемах почти не наблюдается.

Есть пиксельная иллюстрация «Круги ада по Данте» (авторы — Люся Дурасова, Надежда Авдеева, Антония Гапотченко):

http://infographicsmag.ru/works/static/infografika-pro-ad.html

 

Сами авторы называют данную иллюстрацию инфографикой. Но на фоне плотности информации действительно хорошей инфографики Райана Флинна пиксельная шутливость и запутанные выноски данной работы выглядят достаточно слабо.

Ещё есть иллюстрация из «Аргументов и Фактов», «9 кругов Ада "Божественной комедии" Данте Алигьери» (авторы — Елена Слободян, Юлия Осинцева):

http://www.aif.ru/infographic/1173050

 

Наши западники опираются на западную культуру, имеющую католические и протестантские корни (а также более глубокие — и в «Божественной комедии» видно переплетение христианской и дохристианской культуры, даже проводником героя является римский поэт Вергилий, автор «Энеиды»).

Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно. Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели — и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет).

Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). А живя по его правилам и не веря в жизнь после смерти, наши либералы-западники видят, что порок отнюдь не карается по Данте, а вполне себе процветает. Да и существование ледяного озера Коцит в центре Земли не соответствует современному пониманию о температуре земного ядра. Отсюда несерьёзная и даже глумливая форма иллюстраций при сравнительно аутентичном содержании.

Будучи сам светским человеком, замечу, что отсутствие веры в бога не означает отказа от различения добра и зла и понимания о каре за грехи (которая свершится на земле — или при жизни грешника, или после его смерти, в людской памяти). Потому описание ада по Данте, будучи продуктом представлений своего времени (и своей культуры, находящейся в непростых отношениях с русской культурой), всё равно любопытно не только с исторической точки зрения.

Источник: http://unv.livejournal.com/958...

×

cont.ws


Смотрите также