Афродитa и Адонис на полотнах знаменитых художников. Афродита картина


Афродита Анадиомена — WiKi

Афродита Анадиомена (др.-греч. Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря») — эпитет богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, и иконографический тип её изображения в этот момент.

Данная иконография прославилась во времена Античности благодаря несохранившейся картине Апеллеса и неоднократно повторялась мастерами последующих эпох. Варианты её названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.

Сюжет мифа

Рождение богини Афродиты, согласно одному из древнегреческих мифов, было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а от капель крови (вариант — крови в сочетании семенем), упавших в море — богиня Афродита.[1]

Таким образом, произошло девственное[2] зачатие в патриархальном варианте: кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная, и даже, согласно одной из версий этимологии, само имя — от др.-греч. ἀφρός — «пена»).

  Служанки Афродиты помогают ей подняться из моря. «Трон Людовизи», ок. 470—460 до н. э.

Богиня возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе вульвы), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы[3]:

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принес её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием.

— Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»

Иконография

  Терракотовая статуэтка

Иконографический тип изображения рождающейся Афродиты, включал, таким образом, следующие элементы, которые могли использоваться в различных комбинациях:

  • обнажённая богиня,
  • морское побережье, вода, волны, пена,
  • выжимание богиней своих мокрых волос,
  • ракушка — одновременно средство передвижения и символ вульвы, то есть рождения и любви (ср. йони),
  • атрибуты морской стихии — напр. дельфины, нереиды,
  • помощники богини — служанки, оры, хариты, ветра (Борей, Зефир, проч.), купидоны.

Античные Анадиомены

Картина Апеллеса

  Помпейская фреска «Афродита Анадиомена». Предположительная копия с Апеллеса   «Венера Сиракузская»

Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в.до н. э.), не сохранилась. Известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего, кн. 35. Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве эллинизма.

История создания художником полотна связана с именами двух женщин — Фрины и Кампаспы. Фрина была прославленной гетерой, натурщицей Праксителя. Она была знаменита своим великолепным телом, но увидеть её в обнажённом виде было практически невозможно, за исключением праздника Посейдона в Элевсине. В этот день она раздевалась донага и, распуская волосы, входила в море. Как рассказывал Афиней[4], именно это зрелище подсказало художнику сюжет картины. Саму же богиню, пишет Плиний, некоторые считают, что Апеллес писал не с Фрины, а со своей рабыни Кампаспы, подаренной ему Александром Македонским.[5]

Источники описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимала волосы.

«Афродита Анадиомена» считалась лучшим произведением Апеллеса. Она находилась на острове Кос, в храме Асклепия Асклепионе. Около рубежа нашей эры её приобрел император Август, простив жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря.

К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию её никто не брался. Нерон заменил погибающее произведение одной из работ мастера Доротея[6].

Великий искусствовед XX столетия Эрнст Гомбрих считал «Афродиту Анадиомену» не только главной картиной Апеллеса, но и произведением, предопределившим пути развития европейского искусства. Одну из своих самых известных книг, посвящённых живописи эпохи Возрождения, Гомбрих так и назвал — «Апеллесово наследство»[7].

Фрески

  «Афродита Анадиомена», Ватиканские музеи

Сохранившаяся живопись с изображением сюжета Venus Marina дошла до нас благодаря росписям помпейской виллы [11].

Вазопись

На краснофигурной вазе более раннего периода богиня предстаёт появляющейся непосредственно из створок ракушки [12].

Скульптуры

  • Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды, хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин (отбит), а складки одежд подобны раковине. (Иногда статую также называют Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina). 2 в. н. э.[8][9]
  • Венера Киренская — статуя Афродиты Анадиомена из Кирены [10], нагую богиню сопровождает дельфин. Фигура из Национального музея Рима представляет собой копию более ранней эллинистической статуи [11].
  • Венера с поздней галлоримской виллы, Лувр [12]/ Повторение мотива богини, выжимающей волосы.
  • еще торс [13], ещё статуя в Лувре [14].
  • Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti)[15].
  • Рождение Афродиты. Коптский рельеф 4 в. н. э. в Лувре [16]
  • Трон Людовизи

Ренессансные Анадиомены

Ренессансные художники тщательно читали описания произведений искусства, оставленные античными писателями, и исследовали сохранившиеся образцы. Обращение этого материала — один из главных признаков эпохи Возрождения, поэтому ничего удивительного в том, что итальянские мастера пытались создавать свои варианты самой знаменитой картины Древней Греции:

Более лаконичными в использовании атрибутики оказались другие мастера, более буквально следовавшие описанию Плиния, в котором не упоминается раковина. Их работы изображают просто женскую фигуру, отжимающую волосы:

Афродита Анадиомена в Новое время

Рокайльные произведения на эту тему были сдержанными — бёдра богини обычно драпировались, присутствовали купидоны и проч.:

Классицизм и академизм XIX в. был более откровенен в трактовке ню и не отвлекали от женского тела чрезмерной атрибутикой:

  • 1835 — Теодор Шассерио написал «Венеру Анадиомену»
  • 1848 — Энгр закончил свою «Венеру Анадиомену», которая стала одной из самых известных его работ
  • 1863 — Александр Кабанель написал своё «Рождение Венеры» опираясь на недавно открытую помпейскую фреску того же сюжета (см.фото выше). Картина была показана на Парижском Салоне 1863 г., пользовалась успехом и была куплена Наполеоном III для своей личной коллекции.
  • 1868 — рисунок Бёклина [21]
  • ок.1870 — Густав Моро[22], акварель и гуашь.
  • 1879 — Уильям-Адольф Бугро создаёт «Рождение Венеры», перееосмысляя композицию Боттичелли.

В конце XIX века наступает реакция на слащавость академизма и его любовь к этой теме. Артюр Рембо создаёт свои сатирические стихи «Венера Анадиомена», в которых выпячивает женскую физиологичность [23].

  • 1907 — Пабло Пикассо перетолковывает тип Анадиомены в центральной фигуре своего полотна «Авиньонские девицы» — модернистской деконструкции привычной иконографии, родоначальницы кубизма [13].
  • 1912 — Одилон Редон, символист и член группы Наби пишет пастелью «Венеру Анадиомену», целиком помещая её фигуру внутрь ракушки. Второй вариант, профильный [24].
  • 1922 — «Венера Анадиомена», Джордж Сэбба (Georges Sabbagh), изображает женщину в закрытом купальном костюме 1920-х гг., выходящую из моря (осовременивание сюжета)[25]
  • скульптуры: Уильям Стори[26], Пол Меншип[27].

Галерея

Картины
  • Ф. Буше, «Рождение Венеры», ок. 1750г.

  • Д. Энгр, «Рождение Венеры», Музей Конде

Скульптурные изображения
  • Антонио Ломбардо, «Венера Анадиомена»

В поэзии

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Гесиод, «Теогония»
  2. ↑ Зачатие.
  3. ↑ Информация о проекте.
  4. ↑ Афиней, Deipnosophistae, кн. XIII
  5. ↑ Плиний Старший. «Естественная история», кн. 35.
  6. ↑ Там же.
  7. ↑ Журнальный зал |
  8. ↑ Plastik, weiblich, stehend, bekleidet, Aphroditen
  9. ↑ http://www.sicilytourist.net/syracuse/images/Pag178-foto6.jpg
  10. ↑ Культура Портал: Статуя Венеры Киренской
  11. ↑ Plastik, weiblich, stehend, unbekleidet
  12. ↑ Site hors ligne | Musée du Louvre | Paris
  13. ↑ [1]
  14. ↑ [2]
  15. ↑ [3]
  16. ↑ [4], статуэтка [5]
  17. ↑ [6]
  18. ↑ NGA Sculpture Galleries
  19. ↑ http://abardel.free.fr/recueil_de_douai/venus/venusrubens.jpg
  20. ↑ [7]
  21. ↑ Мифы Древней Греции: Древнегреческие мифы в полотнах великих художников
  22. ↑ ギュスターヴ・モロー《アフロディテ》
  23. ↑ Журнальный зал |
  24. ↑ Geburt der Venus, Odilon Redon
  25. ↑ espace Landowski - Musée des années 30 (collection du musée)
  26. ↑ [8]
  27. ↑ [9], фонтан в Барселоне [10]

ru-wiki.org

Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.

Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.

Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Аннибале Карраччи. Венера, Адонис и Купидон.Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн.

Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль (1808–1885)

Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников. Пику, Анри Пьер - Рождение Венеры - 1874.Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников. Battista Dossi (1490–1548)Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Адольф Вильям БугроЕе спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги.Но богиня любви, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников. Уэст (1738–1820)Адонис ("господин") - сын царя Кипра Кинира и Мирры, юный прекрасный бог, правящий порядком вещей на земле.

Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.Кинир (Кинирас) - кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекрасней самой Афродиты. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.Файл: Вирджил Солис - Мирры Cinyras.jpgМирра и Кинир. Гравюра Вергилия Солис для Метаморфозы ОвидияКинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.

Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.

File:'Birth of Adonis', oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden.jpg('Birth of Adonis', oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden)File:Picart - Birth Adonis.jpgPicart - Birth Adonis.Когда отец настиг ее у обрыва, Афродита спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне - царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.

Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Персефона Борис Валледжо

Однажды Афродита спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Афродита тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.Тогда Афродите пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры неподеливших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Хендрик де Клерк, фламандский, 1570-1629. Венера и Адонис.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Bartholomäus SprangerТа признала за Афродитой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую - с Афродитой, а третью - по своему усмотрению.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Корнелис Корнелиссен (1562–1638)Но Афродита, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.

Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Annibale Carracci - Venus, Adonis and Cupid File:Hendrick Goltzius 013.jpgHendrick GoltziusFile:Venus og Adonis.jpgАбрахам Блумарт (1564–1651)File:Aphrodite und Adonis 17Jh.jpgFile:Christiaen van Couwenbergh - Venus and Adonis - WGA05572.jpgChristiaen van Couwenbergh (1604–1667)File:Ferdinand Bol - Venus and Adonis - WGA2367.jpgФердинанд Боль (1616–1680)File:Nicolas Poussin - Venus and Adonis - Google Art Project.jpgНикола Пуссен (1594–1665)Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Абрахам Янсенс (1567–1632) 

Афродита родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои.Все время проводила Афродита с возлюбленным. С ним охотилась Афродита в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Бартоломеус Спрангер (1546–1611) Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Simon Vouet (French, 1590 - 1649)Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.File:After Peter Paul Rubens 003.jpg Венера попытки сохранить Адониса с охоты.After Peter Paul Rubens File:Augustin Van den Berghe - Venus en Adonis.jpgAugustin Van den Berghe (Бельгия 1756-1836)File:Charles-Joseph Natoire - Vйnus et Adonis.jpgCharles-Joseph Natoire - Vénus et AdonisАфродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Тициан (1490–1576) Персефона же, узнав о том, что Афродита нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Афродиты Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.

Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников."Смерть Адониса"- Антонио Темпеста, ок. 1593 г.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников."Гибель Адониса "-Джузеппе Маццуоли, 1709 г.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Промчался было мимоКосматый зверь и как споткнулся,Учуя веянья любвиИ амброзийной женской плоти,И крови поцелуйных ласк,Что для него, как знак к свирепству.Пронзив Адониса клыкамиИ завертев над головой,Кабан отбросил тело наземьИ, как в испуге, убежал.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Камбьязо Лука.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.А. П. Лосенко. «Смерть Адониса». 1764Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Корнелис Holsteyn, 1647File:Venus y Adonis (Goya).jpgФрансиско Гойя (1746–1828)

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Jacopo Zanguidi Bertoia - Venus Led by Cupid to the Dead Adonis File:Josй de Ribera 064.jpgРибера, Хосе де (1591–1652) Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Джованни Баттиста Гаулли (1639–1709) Гибель АдонисаFile:Peter Paul Rubens, The Death of Adonis, ca. 1614. The Israel Museum, Jerusalem.jpgРубенс, Питер Пауль (1577–1640)Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Giulio Carpioni (1613–1678) File:Poussin - Vйnus pleurant Adonis - musйe de Caen.jpgНикола Пуссен (1594–1665)  Vénus pleurant AdonisFile:Adonis Mort. Vers 1624-1628. Laurent de la Hyre.JPGLaurent de La Hyre (1606–1656)

Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.КЛОД МОНЕ АнемоныАфродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Хендрик Гольциус (1558–1617)Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.РубенсАфродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Джакопо Амигони (1682–1752)Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Жан-Франсуа де ТруаАфродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Рубенс, Питер Пауль (1577–1640)Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Паоло Веронезе. Венера и Адонис. 1580. Музей Прадо. МадридАфродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Якоб ван Лоо (1614–1670)File:Venus og Adonis.jpgАбрахам Блумарт (1564–1651)File:Theodoor van Thulden - Venus and Adonis - WGA22236.jpgTheodoor van Thulden (1606–1669)Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Иаков Adriaensz БакерFile:Poussin - Venus et Adonis - Poussin - RISofD Museum of Art.jpgНикола Пуссен (1594–1665)Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Хендрик Гольциус. Венера и Адонис, 1614.Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.François LemoyneАфродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Пьер Поль Прюдон (1758–1823)Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Себастьяно Риччи (1659–1734)Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.Nicolas Mignard (1606–1668)

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"                                                                                       Цитата сообщения Alexandra-VictoriaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Миф о Афродите (Венере) и Адонисе на полотнах знаменитых художников

s30556663155.mirtesen.ru

Афродита (Венера) Анадиомена: davidaidelman

Помню несколько лет назад, когда Яир Лапид вел еще развлекательные, а не новостные передачи, у него в программе прозвучала шутка юмора одного из записных остряков израильского ТВ.

Шутка была о том, что самое прекрасное и самое отвратительное. Самое прекрасное – это представьте себе: ясное небо, синее море, веселое солнышко, шикарный пляж, а из воды выходит абсолютно обнаженная Памела Андерсон. И морская влага, и пена спадает с ее телес…

А самое отвратительное (ахи магиль)? Тоже самое: море, небо, солнце, пляжик, но из воды выходит… далее следовало имя самой известной русскоязычнойдепутатки Кнессета.

Шутка сама по себе МАГИЛЬная, но… дело не в ней.

«Рождение Венеры». Фреска из Помпей««Рождение Венеры». Фреска из Помпей»

Прекрасная обнаженная выходящая из воды – это один из самых древних архетипов. Недаром Афроодиту именовали пенорожденной - Αφροδίτη Αναδυομένη.

Д.Энгр, «Рождение Венеры»«Д.Энгр, «Рождение Венеры»»

Варианты названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.

Очень интересен приведенный Гесиодом миф о появлении богини любви из крови и спермы оскопленного Урана, которые упали в море.

Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг онОколо Геи, пылая любовным желаньем, и всюдуРаспространился кругом. Неожиданно левую рукуСын протянул из засады, а правой, схвативши огромныйСерп острозубый, отсёк у родителя милого быстроЧлен детородный и бросил назад его сильным размахом.И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,Все их земля приняла. А когда обернулися годы,Мощных Эринний она родила и великих ГигантовС длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.Член же отца детородный, отсеченный острым железом,По морю долгое время носился, и белая пенаВзбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пенеВ той зародилась…»Гесиод, «Теогония»

Афродита Анадиомена -«выныривающая, выходящая из моря» — самый популярный постоянный эпитет богини и наиболее прославленная ее ипостась. Это образ изобразительного искусства начиная с прославленной, но несохранившейся картины Апеллеса, многократно повторенный мастерами последующих эпох.

Самое известное изображение рождения Анадиомены – картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"«Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"»

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Великолепного.

Но сюжет этот был популярен и до Эпохи Возрождения и значительно позднее.

Ф. Буше, «Рождение Венеры»«Ф. Буше, «Рождение Венеры»»

Так или иначе, но то, что самое прекрасное может выходить из воды в пене морской – это известно. И самое ужасное тоже: откуда появляются всякие гады, чудовища и т.д. в мифах...Может быть и совмещение… Там увидеть прекрасное в гадком, как это могли французские декаденты. Вот у Рембо есть такое стихотворение «Венера Анадиомена», которое по мнению современников было реакцией на десятистишия Франсуа Коппе, который и уродливость века представлял, согласно Рембо, зализанной и стихи Альбера Глатиньи, который был бродячим комедиантом и умер молодым от чахотки.

В этом стихотворение, которое по мнению многих стало поворотным этапом эстетики, Рембословно искореняет «литературное» представления о прекрасном и желанном, и предметом воплощеающем любовное желание становится упадочная Венера сниженная до карикатурного образа проститутки. И в то же время здесь откровенная очевидность чудовищной прекрасности поднимающейся из старой ванны, очень убогой, очень дешевой проститутки.

Venus Anadyomène

Comme d’un cercueil vert en fer blanc, une têteDe femme à cheveux bruns fortement pommadésD’une vieille baignoire émerge, lente et bête,Avec des déficits assez mal ravaudés;

Puis le col gras et gris, les larges omoplatesQui saillent; le dos court qui rentre et qui ressort;Puis les rondeurs des reins semblent prendre l’essor;La graisse sous la peau paraît en feuilles plates:

L’échine est un peu rouge, et le tout sent un goûtHorrible étrangement; on remarque surtoutDes singularités qu’il faut voir à la loupe…

Les reins portent deux mots gravés: CLARA VENUS;—Et tout ce corps remue et tend sa large croupeBelle hideusement d’un ulcère à l’anus.

Привожу в переводе М.Кудинова

Из ржавой ванны, как из гроба жестяного,Неторопливо появляется сперваВся напомаженная густо и ни словаНе говорящая дурная голова.

И шея жирная за нею вслед, лопаткиТорчащие, затем короткая спина,Ввысь устремившаяся бедер крутизнаИ сало, чьи пласты образовали складки.

Чуть красноват хребет. Ужасную печатьНа всем увидишь ты; начнешь и замечатьТо, что под лупою лишь видеть можно ясно:

«Венера» выколото тушью на крестце...Все тело движется, являя круп в конце,Где язва ануса чудовищно прекрасна.

В сети есть другие переводы этого стихотворения

http://magazines.russ.ru/zvezda/2004/11/ru7.html http://www.poezia.ru/article.php?sid=75900http://zhurnal.lib.ru/j/jani_a_i/acrol-2.shtmlhttp://83.222.31.87/article.php?sid=75458http://www.stihi.ru/2007/12/20/101http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=272650

но не одно из попавшихся мне не было на более менее приличном уровне.

davidaidelman.livejournal.com

Афродита Анадиомена - это... Что такое Афродита Анадиомена?

Афродита Анадиомена (др.-греч. Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря») — эпитет богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, и иконографический тип её изображения в этот момент.

Данная иконография прославилась во времена античности благодаря несохранившейся картине Апеллеса и неоднократно повторялась мастерами последующих эпох. Варианты её названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.

Сюжет мифа

Рождение богини Афродиты, согласно одному из древнегреческих мифов, было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант — крови в сочетании семенем), упавших в море — богиня Афродита.[1]

Таким образом, произошло девственное[1] зачатие в патриархальном варианте: кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная, и даже, согласно одной из версий этимологии, само имя — от от ἀφρός — «пена»).

Cлужанки Афродиты помогают ей подняться из моря. «Трон Людовизи», ок.470-460 до н. э.

Богиня возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе вульвы), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы[2]:

«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принес её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием». (Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»).

Иконография

Терракотовая статуэтка.

Иконографический тип изображения рождающейся Афродиты, включал, таким образом, следующие элементы, которые могли использоваться в различных комбинациях:

  • обнажённая богиня
  • морское побережье, вода, волны, пена
  • выжимание богиней своих мокрых волос
  • ракушка — одновременно средство передвижения и символ вульвы, то есть рождения и любви (ср. йони)
  • атрибуты морской стихии — напр. дельфины, нереиды
  • помощники богини — служанки, оры, хариты, ветра (Борей, Зефир, проч.), купидоны.

Античные Анадиомены

Картина Апеллеса

Помпейская фреска «Афродита Анадиомена». Предположительная копия с Апеллеса «Венера Сиракузская»

Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в.до н. э.), не сохранилась. Известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего, кн.35. Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве эллинизма.

История создания художником полотна связана с именами двух женщин — Фрины и Кампаспы. Фрина была прославленной гетерой, натурщицей Праксителя. Она была знаменита своим великолепным телом, но увидеть её в обнажённом виде было практически невозможно, за исключением праздника Посейдона в Элевсине. В этот день она раздевалась донага и, распуская волосы, входила в море. Как рассказывал Афиней[2], именно это зрелище подсказало художнику сюжет картины. Саму же богиню, пишет Плиний, некоторые считают, что Апеллес писал не с Фрины, а со своей рабыни Кампаспы, подаренной ему Александром Македонским.[3]

Источники описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимала волосы.

«Афродита Анадиомена» считалась лучшим произведением Апеллеса. Она находилась на острове Кос, в храме Асклепия Асклепионе. Около рубежа нашей эры её приобрел император Август, простив жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря.

К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию её никто не брался. Нерон заменил погибающее произведение одной из работ мастера Доротея[4].

Великий искусствовед XX столетия Эрнст Гомбрих считал «Афродиту Анадиомену» не только главной картиной Апеллеса, но и произведением, предопределившим пути развития европейского искусства. Одну из своих самых известных книг, посвящённых живописи эпохи Возрождения, Гомбрих так и назвал — «Апеллесово наследство»[3].

Фрески

«Афродита Анадиомена», Ватиканские музеи

Сохранившаяся живопись с изображением сюжета Venus Marina дошла до нас благодаря росписям помпейской виллы[4].

Вазопись

На краснофигурной вазе более раннего периода богиня предстаёт появляющейся непосредственно из створок ракушки[5].

Cкульптуры

  • Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды, хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин (отбит), а складки одежд подобны раковине. (Иногда статую также называют Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina). 2 в. н. э.[6][7]
  • Венера Киренская — статуя Афродиты Анадиомена из Кирены[8], нагую богиню сопровождает дельфин. Фигура из Национального музея Рима представляет собой копию более ранней эллинистической статуи[9].
  • Венера с поздней галлоримской виллы, Лувр[10]/ Повторение мотива богини, выжимающей волосы.
  • еще торс[11], ещё статуя в Лувре[12].
  • Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti)[13].
  • Рождение Афродиты. Коптский рельеф 4 в. н. э. в Лувре[14], статуэтка [15]

Ренессансные Анадиомены

Ренессансные художники тщательно читали описания произведений искусства, оставленные античными писателями, и исследовали сохранившиеся образцы. Обращение этого материала — один из главных признаков эпохи Возрождения, поэтому ничего удивительного в том, что итальянские мастера пытались создавать свои варианты самой знаменитой картины Древней Греции:

Более лаконичными в использовании атрибутики оказались другие мастера, более буквально следовавшие описанию Плиния, в котором не упоминается раковина. Их работы изображают просто женскую фигуру, отжимающую волосы:

Афродита Анадиомена в Новое время

Рокайльные произведения на эту тему были сдержанными — бёдра богини обычно драпировались, присутствовали купидоны и проч.:

Классицизм и академизм XIX в. был более откровенен в трактовке ню и не отвлекали от женского тела чрезмерной атрибутикой:

  • 1835 — Теодор Шассерио написал «Венеру Анадиомену»
  • 1848 — Энгр закончил свою «Венеру Анадиомену», которая стала одной из самых известных его работ
  • 1863 — Александр Кабанель написал свое «Рождение Венеры» опираясь на недавно открытую помпейскую фреску того же сюжета (см.фото выше). Картина была показана на Парижском Салоне 1863 г., пользовалась успехом и была куплена Наполеоном III для своей личной коллекции.
  • 1868 — рисунок Бёклина[20]
  • ок.1870 — Густав Моро[21], акварель и гуашь.
  • 1879 — Уильям-Адольф Бугро создаёт «Рождение Венеры», перееосмысляя композицию Боттичелли.

В к. XIX в. наступает реакция на слащавость академизма и его любовь к этой теме. Артюр Рембо создаёт cвои сатирические стихи «Венера Анадиомена», в которых выпячивает женскую физиологичность[22].

  • 1907 — Пабло Пикассо перетолковывает тип Анадиомены в центральной фигуре своего полотна «Авиньонские девицы» — модернистской деконструкции привычной иконографии, родоначальницы кубизма[23].
  • 1912 — Одилон Редон, символист и член группы Наби пишет пастелью «Венеру Анадиомену», целиком помещая её фигуру внутрь ракушки. Второй вариант, профильный[24].
  • 1922 — «Венера Анадиомена», Джордж Сэбба (Georges Sabbagh), изображает женщину в закрытом купальном костюме 1920-х гг., выходящую из моря (осовременивание сюжета)[25]
  • cкульптуры: Уильям Стори[26], Пол Меншип[27], фонтан в Барселоне[28]

Галерея

  • Антонио Ломбардо, «Венера Анадиомена»

В поэзии

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Афродита (Венера) и Адонис на полотнах художников.

Адонис ("господин") - сын царя Кипра Кинира и Мирры, юный прекрасный бог, правящий порядком вещей на земле.

Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.Кинир (Кинирас) - кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекрасней самой Афродиты. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.Файл: Вирджил Солис - Мирры Cinyras.jpgМирра и Кинир. Гравюра Вергилия Солис для Метаморфозы ОвидияКинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.

File:'Birth of Adonis', oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden.jpg('Birth of Adonis', oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden)File:Picart - Birth Adonis.jpgPicart - Birth Adonis.Когда отец настиг ее у обрыва, Афродита спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне - царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.

Персефона Борис ВалледжоОднажды Афродита спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Афродита тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.Тогда Афродите пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры неподеливших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.Хендрик де Клерк, фламандский, 1570-1629. Венера и Адонис.Bartholomäus SprangerТа признала за Афродитой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую - с Афродитой, а третью - по своему усмотрению.Корнелис Корнелиссен (1562–1638)Но Афродита, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.

Annibale Carracci - Venus, Adonis and Cupid File:Hendrick Goltzius 013.jpgHendrick GoltziusFile:Venus og Adonis.jpgАбрахам Блумарт (1564–1651)File:Aphrodite und Adonis 17Jh.jpgFile:Christiaen van Couwenbergh - Venus and Adonis - WGA05572.jpgChristiaen van Couwenbergh (1604–1667)File:Ferdinand Bol - Venus and Adonis - WGA2367.jpgФердинанд Боль (1616–1680)File:Nicolas Poussin - Venus and Adonis - Google Art Project.jpgНикола Пуссен (1594–1665)Абрахам Янсенс (1567–1632)Афродита родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои.Все время проводила Афродита с возлюбленным. С ним охотилась Афродита в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде.Бартоломеус Спрангер (1546–1611) Simon Vouet (French, 1590 - 1649)Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.File:After Peter Paul Rubens 003.jpg Венера попытки сохранить Адониса с охоты.After Peter Paul Rubens File:Augustin Van den Berghe - Venus en Adonis.jpgAugustin Van den Berghe (Бельгия 1756-1836)File:Charles-Joseph Natoire - Vйnus et Adonis.jpgCharles-Joseph Natoire - Vénus et AdonisТициан (1490–1576)Персефона же, узнав о том, что Афродита нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Афродиты Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.

"Смерть Адониса"- Антонио Темпеста, ок. 1593 г."Гибель Адониса "-Джузеппе Маццуоли, 1709 г.

Промчался было мимоКосматый зверь и как споткнулся,Учуя веянья любвиИ амброзийной женской плоти,И крови поцелуйных ласк,Что для него, как знак к свирепству.Пронзив Адониса клыкамиИ завертев над головой,Кабан отбросил тело наземьИ, как в испуге, убежал.Камбьязо Лука.А. П. Лосенко. «Смерть Адониса». 1764Корнелис Holsteyn, 1647File:Venus y Adonis (Goya).jpgФрансиско Гойя (1746–1828)

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.Jacopo Zanguidi Bertoia - Venus Led by Cupid to the Dead AdonisFile:Josй de Ribera 064.jpgРибера, Хосе де (1591–1652)Джованни Баттиста Гаулли (1639–1709) Гибель АдонисаFile:Peter Paul Rubens, The Death of Adonis, ca. 1614. The Israel Museum, Jerusalem.jpgРубенс, Питер Пауль (1577–1640)Giulio Carpioni (1613–1678)File:Poussin - Vйnus pleurant Adonis - musйe de Caen.jpgНикола Пуссен (1594–1665)  Vénus pleurant AdonisFile:Adonis Mort. Vers 1624-1628. Laurent de la Hyre.JPGLaurent de La Hyre (1606–1656)

Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. КЛОД МОНЕ АнемоныА там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.Хендрик Гольциус (1558–1617)С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.РубенсДжакопо Амигони (1682–1752)Жан-Франсуа де ТруаРубенс, Питер Пауль (1577–1640)Паоло Веронезе. Венера и Адонис. 1580. Музей Прадо. МадридЯкоб ван Лоо (1614–1670)File:Venus og Adonis.jpgАбрахам Блумарт (1564–1651)File:Theodoor van Thulden - Venus and Adonis - WGA22236.jpgTheodoor van Thulden (1606–1669)Иаков Adriaensz БакерFile:Poussin - Venus et Adonis - Poussin - RISofD Museum of Art.jpgНикола Пуссен (1594–1665)Хендрик Гольциус. Венера и Адонис, 1614.François LemoyneПьер Поль Прюдон (1758–1823)Себастьяно Риччи (1659–1734)Nicolas Mignard (1606–1668)

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"                                                                                       Цитата сообщения Alexandra-VictoriaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Миф о Афродите (Венере) и Адонисе на полотнах знаменитых художников.

art-links.livejournal.com

Афродитa и Адонис на полотнах знаменитых художников

Аннибале Карраччи. Венера, Адонис и Купидон.

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн.

Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль (1808–1885)

Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.

Пику, Анри Пьер - Рождение Венеры - 1874.

Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

Battista Dossi (1490–1548)

Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой.

Адольф Вильям Бугро

Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой. Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги. Но богиня любви, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса.

Уэст (1738–1820)

Адонис ("господин") - сын царя Кипра Кинира и Мирры, юный прекрасный бог, правящий порядком вещей на земле.

Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам. Кинир (Кинирас) - кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса. Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекрасней самой Афродиты. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.

Файл: Вирджил Солис - Мирры Cinyras.jpg

Мирра и Кинир. Гравюра Вергилия Солис для Метаморфозы Овидия

Кинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.

File:'Birth of Adonis', oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden.jpg

('Birth of Adonis', oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden)

File:Picart - Birth Adonis.jpg

Picart - Birth Adonis.

Когда отец настиг ее у обрыва, Афродита спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис. Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне - царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте. Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.

Персефона Борис Валледжо

Однажды Афродита спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Афродита тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась. Тогда Афродите пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры неподеливших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.

Хендрик де Клерк, фламандский, 1570-1629. Венера и Адонис.

Bartholomäus Spranger

Та признала за Афродитой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую - с Афродитой, а третью - по своему усмотрению.

Корнелис Корнелиссен (1562–1638)

Но Афродита, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.

Annibale Carracci - Venus, Adonis and Cupid

File:Hendrick Goltzius 013.jpg

Hendrick Goltzius

File:Venus og Adonis.jpg

Абрахам Блумарт (1564–1651)

File:Aphrodite und Adonis 17Jh.jpg

File:Christiaen van Couwenbergh - Venus and Adonis - WGA05572.jpg

Christiaen van Couwenbergh (1604–1667)

File:Ferdinand Bol - Venus and Adonis - WGA2367.jpg

Фердинанд Боль (1616–1680)

File:Nicolas Poussin - Venus and Adonis - Google Art Project.jpg

Никола Пуссен (1594–1665)

Абрахам Янсенс (1567–1632)

Афродита родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои. Все время проводила Афродита с возлюбленным. С ним охотилась Афродита в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде.

Бартоломеус Спрангер (1546–1611)

Simon Vouet (French, 1590 - 1649)

Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.

File:After Peter Paul Rubens 003.jpg

Венера попытки сохранить Адониса с охоты.After Peter Paul Rubens

File:Augustin Van den Berghe - Venus en Adonis.jpg

Augustin Van den Berghe (Бельгия 1756-1836)

File:Charles-Joseph Natoire - Vénus et Adonis.jpg

Charles-Joseph Natoire - Vénus et Adonis

Тициан (1490–1576)

Персефона же, узнав о том, что Афродита нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Афродиты Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.

"Смерть Адониса"- Антонио Темпеста, ок. 1593 г.

"Гибель Адониса "-Джузеппе Маццуоли, 1709 г.

Промчался было мимо Косматый зверь и как споткнулся, Учуя веянья любви И амброзийной женской плоти, И крови поцелуйных ласк, Что для него, как знак к свирепству. Пронзив Адониса клыками И завертев над головой, Кабан отбросил тело наземь И, как в испуге, убежал.

Камбьязо Лука.

А. П. Лосенко. «Смерть Адониса». 1764

Корнелис Holsteyn, 1647

File:Venus y Adonis (Goya).jpg

Франсиско Гойя (1746–1828)

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.

Jacopo Zanguidi Bertoia - Venus Led by Cupid to the Dead Adonis

File:José de Ribera 064.jpg

Рибера, Хосе де (1591–1652)

Джованни Баттиста Гаулли (1639–1709) Гибель Адониса

File:Peter Paul Rubens, The Death of Adonis, ca. 1614. The Israel Museum, Jerusalem.jpg

Рубенс, Питер Пауль (1577–1640)

Giulio Carpioni (1613–1678)

File:Poussin - Vénus pleurant Adonis - musée de Caen.jpg

Никола Пуссен (1594–1665)  Vénus pleurant Adonis

File:Adonis Mort. Vers 1624-1628. Laurent de la Hyre.JPG

Laurent de La Hyre (1606–1656)

Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону.

КЛОД МОНЕ Анемоны

А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.

Хендрик Гольциус (1558–1617)

С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.

Рубенс

Джакопо Амигони (1682–1752)

Жан-Франсуа де Труа

Рубенс, Питер Пауль (1577–1640)

Паоло Веронезе. Венера и Адонис. 1580. Музей Прадо. Мадрид

Якоб ван Лоо (1614–1670)

File:Venus og Adonis.jpg

Абрахам Блумарт (1564–1651)

File:Theodoor van Thulden - Venus and Adonis - WGA22236.jpg

Theodoor van Thulden (1606–1669)

Иаков Adriaensz Бакер

File:Poussin - Venus et Adonis - Poussin - RISofD Museum of Art.jpg

Никола Пуссен (1594–1665)

Хендрик Гольциус. Венера и Адонис, 1614.

François Lemoyne

Пьер Поль Прюдон (1758–1823)

Себастьяно Риччи (1659–1734)

Nicolas Mignard (1606–1668)

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

ttp://www.liveinternet.ru/users/4386710/post282933572/

obiskusstve.com

Известные статуи Афродиты-Венеры: mazayka_urza

СС конца V в. до н. э. и особенно в период эллинизма Афродита во всей греческой ойкумене стала в первую очередь олицетворять богиню любви и красоты. А потому её скульпторы любили создавать статуи этой красивейшей богини.

Афродита Книдская

Не всегда Афродиту изображали нагой, как мы привыкли её видеть. Первым кто решился дерзнуть и изобразить богиню обнаженным, был греческий скульптор Пракситель, лучший из ваятелей (350—330 гг. до н. э.). Согласно легенде, натурой мастеру послужила его возлюбленная гетера Фрина, что вызвало большой скандал.Афиней продолжает: "Но еще более прекрасны были те части тела Фрины, которые не принято показывать, и увидеть ее обнаженной было совсем не просто, потому что обычно она носила плотно облегающий хитон и не пользовалась публичными банями. Но когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море; именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены. Знаменитый скульптор Пракситель также был одним из поклонников Фрины и использовал ее как модель для своей Афродиты Книдской".Его прославленная мраморная статуя стояла в храме на острове Книде. Плиний, назвавший ее лучшей скульптурой в мире, писал, что многие отправлялись на Книд только для того, чтобы увидеть это гениальное произведение. Глядя на статую, все понимали, почему в знаменитом мифе о суде Париса Афродита победила Афину и Геру.Как сообщает древнеримский писатель Плиний, Пракситель одновременно изваял две статуи – одну, как было принято, покрытую одеждой, другую – обнаженную. Жители Коса, для которых выполнялся заказ, модерна не поняли, поэтому купили статую в одежде. Об этой работе потом пропал и слух.«Афродита Браски». I в. до н. э. Глиптотека. МюнхенСтатуя изображает полностью обнажённую женщину, прикрывающую лоно правой рукой. Это относит её к категории Venus Pudica (Венера Стыдливая), куда также входят Капитолийская и Медичейская Венеры. Богиня держит в руках ткань, складки которой спускаются на кувшин (с точки зрения конструкции это становится еще одной дополнительной опорой). Высота скульптуры составляла 2 метра, материал — паросский мрамор (Пракситель не любил бронзу).Предполагают, что статуя была вывезена в Константинополь и там погибла во время восстания Ника в 532 году, когда почти половина города была сожжена и уничтожена. До настоящего времени скульптура дошла до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти).Пракситель. Голова Афродиты Книдской (Афродита Кауфмана). ЛуврФилософ Платон под впечатлением от творения Праксителя написал две эпиграммы:

В Книд чрез пучину морскую пришла Киферея-Киприда, Чтобы взглянуть на свою новую статую там,

И, осмотрев ее всю, на открытом стоящую месте,

Вскрикнула: «Где же нагой видел Пракситель меня?»Нет, не Пракситель тебя, не резец изваял, а сама ты

Нам показалась такой, как ты была на суде.

Афродита Книдская из коллекции Ватиканского музея является, пожалуй, наиболее верной копией.

К этому же типу относится и Венера Капитолийская.

Палаца Нуово

Афродита Анадиомена

Не меньшей славой пользовалась картина Апеллеса, нарисовавшего Афродиту Анадиомену (выходящую из моря). Леонид Тарентский (III в. до н. э.) так описал эту картину:

Киприду, вставшую из лона водИ мокрую еще от пены, АпеллесНе написал здесь, нет! - воспроизвел живой,Во всей ее пленительной красе. Смотри:Вот руки подняла, чтоб выжать волосы,И взор уже сверкает страстью нежною,И - знак расцвета - грудь кругла, как яблоко.Афина и жена Кронида говорят:«О Зевс, побеждены мы будем в споре с ней».

Некоторые ученые считают фреску из Помпей римской копией прославленной греческой картины. Едва ли это соответствует действительности, фреска не походит на описание картины, оставленное в своей прекрасной эпиграмме Леонидом Тарентским (III в. до н.э.). Но я все равно её приведу, поскольку она мне нравится. Особенно цветовая гамма.Под именем Афродиты Анадиомены известны все статуи этой богини, на которых Афродита изображена выжимающей свои роскошные волосы. В переводе с древнегреческого языка слово Анадиомена (ἀναδυομένη) значит «выныривающая».Вдохновленный картиной Апеллеса скульптор Полихарм сделал статую Афродиты Анадиомены. Как и произведение Праксителя, она в разнообразных вольных копиях воспроизводилась в течение нескольких столетий.

Афродита, (Анадиомена), римская копия, 1 век до нашей эры

Афродита, выходящая из воды (Анадиомена), римская копияАфродита Родосская, 2 век до нашей эрыВенера Сиракузская. 2 в. н. э

Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti)

Афродита Киренская. 2 век н.э.

Венера Каллипига (Венера Прекраснозадая)

Оригинал ок. 225 г до н. э., Статуя приподнимает одежду, демонстрируя свои красоты. Найдена в Золотом доме Нерона. Спиралеобразное построение композиции позволяет фигуре выглядеть одинаково выигрышно с любой точки. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя с 1802 г, дар папы Бенедикта XVII. В период викторианский считалась крайне неприличной (одному английскому художнику потребовалось специальное разрешение на то, чтобы ему позволили её зарисовать в альбом).Венера из Арля (Венера Арлезианская)Хранится в Лувре, была найдена в 1651 г на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трёх разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид её привел Франсуа Жирардон. По-видимому, «Венера из Арля» восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя — Афродите Косской.Афродита в садах (Aphrodite I en Kipois) Дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия — Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса.. Время создания статуи — 2-я пол. 5 в. до н. э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают её достаточно откровенно. В Аттике даже существовал особый культ Афродиты Урании в Садах. Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «Афродита в садах», «священносадовая», «Афродита в стеблях», «Афродита на лугах».К типу Афродита в садах относится статуя Венера-Прародительница. Она выступает здесь как прародительница правящего рода Юлиев. Именно ей Цезарь поставил на Форуме. Иногда также по месту находки называется "Aphrodite Frejus". Относится к типу "Афродиты в садах", избранного, видимо, благодаря заметной скромности и целомудрию, отличавших статую 5-го века от изображений богини в другой функции.Венера Медичи (Медицейская) Была раскопана в 1677 г. на портике Октавиана в Риме в виде 11 фрагментов. Римская копия с оригинала Клеомена 1 в. до н. э.С неё Сандро Боттичелли взял позу своей рождающейся Афродиты.Венера Милосская Была найдена в 1820 г. на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила свое название. Руки ее были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками, которые имели то же намерение. Венера Милосская - самая известная из всех статуй в мире. Хранится в Лувре. Надпись гласит, что сделал ее Александр - или Агесандр, неразборчиво. Ок. 130-120 г. до н.э. Пропорции Венеры Милосской - 86х69х93 при росте 164 (в пересчете на рост 175 пропорции 93х74х99).Афродита, Пан и ЭросСкульптура с острова Делос. Ок. 100 г до н. э. Национальный археологический музей Афин.Купающаяся Венера, она же Венера Дайдоласа Представлена в копиях. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н.э.ВатиканОна же из ВифинииВенера МазариниОтносящаяся примерно к 100-200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г. (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем, что она - одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.Венера Эквилинская Была откопана в Риме в 1874 г., и с того момента находится в Капитолийских музеях (1 в. до н.э.). Есть вариант и в Лувре. Руки ей восстанавливать не стали. Английский художник Edward Poynter попытался реконструировать их хотя бы визуально в своей картине "Diadumene", предположив, что статуя изображала женщину, подбирающую волосы перед купанием. Предположение основывается на том, что сзади на голове богини виден остаток от руки - мизинец. Следует также упоминуть версию, что эта статуя является изображением Клеопатры - поскольку на вазе, на которую накинуты драпировки, изображена кобра - атрибут египетской царицыАфродита Синуэсская Найденная в 1911 г. в местечке Мондрагоне (античный город Синуэсса) при возделывании виноградника, эта статуя, которую относят к 4 в. до н.э. в настоящий момент находится в Неаполе, Национальном музее.Венера из Капуи Вариант того, как могла бы выглядеть Венера Милосская. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т.е. Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330 - 320 гг. до н.э.Венера Таврическая Статуя, найденная в окрестностях Рима в 1718 г и приобретенная Петром I, экспонируется в Эрмитаже и представляет собой переработанный тип Афродиты Книдской. Согласно письменным источникам, папа, который запретил вывозить древности из Италии, в конце концов, обменял её на мощи св. Бригитты, возвращенные Петром. Имя «Таврическая» статуя приобрела от названия Таврического сада, в котором по прибытии была выставлена.Венера ХвощинскогоВторая из находящихся в России Венер хранится на Волхонке, в ГМИИ им. Пушкина и также восходит к праксителевской Афродите Книдской. Своё прозвание она получила по имени приобретшего её собирателя.

mazayka-urza.livejournal.com


Смотрите также