АХРР — Ассоциация художников революционной России. Ахрр картины


АХРР - Ассоциация художников революционной России

АХРР или Ассоциация художников революционной России (АХР — Ассоциация художников революции) — группа художников, которая, образовавшись в 1928 году, следовала идеологии существующей власти. В 20-х одах прошлого века это было самое крупное объединение художников, так как их развитию и популяризации способствовала сама государственная власть.

Идеологические устремления представителей данной ассоциации понятны и ясны. Как и многие другие творческие профессии того времени — литература, музыка, кинематограф, она всячески пыталась идти в ногу со временем. Революционная Россия, свергнувшая царскую власть, стала очень ярким событием и перевернула жизнь в стране буквально с ног на голову. Революция поставила в обществе новые идеалы. У людей появились новые «идолы», ценности, стремления, желания и так далее. Именно эти вещи и фиксировали художники, которые входили в сообщество АХРР. Основными сюжетами здесь были героические победы Красной Армии, яркие моменты или быт самых ярких представителей революционной России, герои труда, рабочие и крестьяне, которые теперь стали основой общества.

Большинство художников АХРР следовали максимальному реализму, отвергая различные авангардные стили и элементы. Авангард отвергался как вредный, антихудожественный, существующий только для искусства, тогда как искусство должно было существовать только для обычного зрителя. В этом смысле данная ассоциация была очень близка к Товариществу Передвижников, которые также пропагандировали искусство для людей. В результате слияния этих двух сообществ Товарищество Передвижных выставок исчезло. Также в число художников революции вошли художники и других сообществ — Бубновый валет, Бытие, Четыре искусства, Московские живописцы. Ассоциация художников революционной России распалась в 1932 году, по своей сути превратившись в другое художественное объединение «Союз художников СССР».

Хотите приобрести картину для себя или в подарок, но не знаете где? Купить картины для интерьера на Picture Present — это очень удобно и недорого. Живописные натюрморты маслом с доставкой на дом.

Художники АХРР

 

Б.Иогансон — Рабфак идет

 

Бродский — В. И. Ленин в Смольном в 1917 году

 

Бродский — Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года

 

Исаак Бродский — Расстрел 26 бакинских комиссаров

 

Митрофан Греков — Трубачи Первой Конной

 

Н.Михайлов — Слушают Москву

art-assorty.ru

Ассоциация художников революционной России (АХРР)

АССОЦИАЦИЯ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (АХРР, с 1928 года - Ассоциация художников революции, АХР), российское художественное общество. Основано в 1922 году в Москве. Его установки были сформулированы в докладе П. А. Радимова «О значении быта в современной живописи»; традиционализм в духе передвижников избран здесь в качестве «понятного народным массам» образца для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда». Отвергнув «левый» авангардизм как вредные «измышления», ахрровцы сумели привлечь на свою сторону некоторую часть известных мастеров и заручиться организационной поддержкой властных структур (прежде всего, руководства Красной Армии). Типичные произведения ахрровцев (картины Ф. С. Богородского, М. Б. Грекова, Б. В. Иогансона, Е. А. Кацмана, Г. Г. Рижского, С. В. Рянгиной, Б. Н. Яковлева, также мастеров старшего поколения - И. И. Бродского, Н. А. Касаткина, С. В. Малютина, Е. М. Чепцова), как правило, сюжетно-повествовательны и решены в консервативной стилистике. Однако живописность импрессионистического толка составила внутри АХРР целое течение (А. Е. Архипов, А. М. Герасимов и др.) - наряду с пейзажной тенденцией в духе Союза русских художников (В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, К. Ф. Юон) центральное место на выставках занимали портреты политических лидеров и историко-революционные сюжеты. При этом особое значение придавалось не просто политически-актуальным образам, но их массовым копиям, «картинам-плакатам» для оформления «красных уголков» по всей стране. За несколько лет АХР превратилась в самую большую творческую организацию СССР, по всей стране открылось около 40 её филиалов; издавался журнал «Искусство в массы» (1929-30 годы, в 1931-32 годах - «За пролетарское искусство»). Существовала до 1932 года. Всесоюзная оргсистема АХРР послужила впоследствии базой для создания Союза художников СССР.

Лит.: Князева В. П. АХРР. Л., 1967; АХРР. Сб. воспоминаний, статей, документов. М., 1973.

М. Н. Соколов.

knowledge.su

Ассоциация художников революционной россии — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Ассоциа́ция художников революционной России (АХРР; 1922-1932; с 1928 Ассоциация художников революции, АХР) — творческое объединение советских художников, графиков, скульпторов, ставшее благодаря поддержке идеологической линии государства, самой многочисленной и мощной из творческих группировок 1920-х годов. АХРР была создана в 1922 году, в 1928 году переименована в Ассоциацию художников революции (АХР), распущена в 1932 году. Для художников АХРР (И.И. Бродский, А.М. Герасимов, М.Б. Греков, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман, Г.Г. Ряжский) характерно развитие традиций передвижников в новых условиях, культивирование историко-революционной темы. Идея создания Ассоциации была высказана накануне открытия выставки Товарищества передвижников (1922) в докладе художника и поэта П.А. Радимова — последнего главы передвижников. Традиционное, реалистическое искусство поздних передвижников было предложено как «понятный народным массам» образец для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда». Отвергнув левый авангард (тоже вставший на службу революции) как вредное «измышление», создатели новой группировки художников сумели привлечь на свою сторону часть старых художников-реалистов — А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, С.В. Малютина, К.Ф. Юона. АХРР с первых своих шагов заручился поддержкой со стороны руководства Красной Армии в лице К.Е. Ворошилова.Типичные произведения ахрровцев (картины А.М. Герасимова, Б.В. Иогансона, Е.А. Кацмана, П.И. Котова, С.В. Рянгиной, Н.Б. Терпсихорова, Б.Н. Яковлева, В.Н. Яковлева, И.И. Бродского, М.Б. Грекова, Е.М. Чепцова) тяготеют к повествовательной «объективности», конструируя иллюзии исторического или современного факта, как бы свершающегося на глазах у зрителя. Несмотря на программно-антимодернистские установки, элементы модерна (символизма и импрессионизма) постоянно дают о себе знать, но как бы в усмиренном варианте, чуждом фантазий. Консервативная стилистика сочеталась в деятельности АХРР с максимальным использованием техники агитпропа, поскольку особое значение придавалось не просто картине на политически-актуальную тему, но картине-плакату, пригодному для массового тиражирования. Текущие лозунги партии получали шанс для действительно более наглядного и понятного, чем это было в «левом» авангарде, выхода в народ.Укрепление АХРР и превращение ее в самую массовую художественную организацию России явилось логическим следствием смены курса политики ВКП (б) (от интернационализма к патриотизму и, соответственно, от авангарда к традиции). По всей стране открылось не менее 40 ахрровских филиалов, возник ряд смежных группировок, самой многочисленной из которых была «Ассоциация художников Червонной Украины» (АХЧУ). Существовало собственное издательство, выходил журнал «Искусство в массы» (1929-1930), начиная с выставок «Жизнь и быт Красной Армии» (1922) и «Революция, быт, труд» (1924-1925) наладилась система всесоюзных отчетно-тематических экспозиций, всего было проведено 72 выставки. Однако к концу 1920-х годов Ассоциация находилась в состоянии полураспада: образовалось отдельное «Объединение молодежи ассоциации художников революции» (ОМАХР, с 1928), в основном примкнувшее к Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ), ряд лидеров и членов учредили самостоятельный Союз советских художников (с 1930). Окончательно прекратившая свое существование (наряду со всеми творческими группировками) в 1932, АХРР вошла в историю как предшественник будущего единого Союза художников СССР.

megabook.ru

Ассоциация художников революционной России (АХРР)

Эту ассоциацию в  мае 1922 года основали московские художники Павел Александрович  Радимов (председатель), Александр Владимирович Григорьев и Евгений Александрович  Кацман (секретарь). Так же в верхушку руководителей вошли Фёдор Богородский,  Виктор Перельман. Они придерживались реалистического направления в живописи и были преемниками Товарищества передвижников. Эти художники хотели быть понятными народным массам и отражать на своих полотнах сегодняшний день - быт крестьян, рабочих, героев труда, подвиги Красной Армии, деятелей революции.

 

Первые выставки

 

Собравшись в квартире видного художника дореволюционной России Сергея Малютина, активисты нового движения утвердили свой Устав. Объединение быстро перешло от слов к делу, и уже в 1922 году организовало три выставки. Первая была направлена для помощи голодающим. Ко второй был выпущен каталог, в котором были обнародованы все главные идеи группы. Весь авангард, который реалисты объявили вредным, яростно сплотился и стал выступать против мыслей, высказанных Павлом Радимовым, когда на первой выставке он сделал доклад, в котором говорилось о реализме как отражении быта советских людей. АХРР с первых дней своего существования оказался под покровительством и материальной поддержкой К.Е.  Ворошилова – руководителя Красной Армии. Сразу же в 1922 году небольшая бригада художников под руководством П. Радимова отправилась  делать зарисовки и этюды в литейные цеха и на заводы. Павел Радимов и его товарищи, присутствуя, как художники, на съездах партии, делали наброски к портретам её вождей и лидеров. После того как П. Радимов написал «Заседание в Кремле» и «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна», ему и Евгению  Кацману дали мастерскую на территории Кремля. П. Радимов не уставал вдохновенно  писать портреты участников III конгресса Коминтерна, наброски съездов партии, этюды старого и нового Кремля. Руководители молодого союза сразу взяли курс на политический заказ, показывая его членам, в каком направлении следует работать. В том же 1922 году  один из основателей ассоциации Сергей Васильевич Малютин, к слову сказать, именно ему принадлежит авторство росписи нашей первой куклы-матрёшки , написал одну из своих лучших картин – «Портрет писателя Д.А. Фурманова». Это был герой нового времени. На портрете мы видим благородного молодого и скромного человека, в котором соединились духовное и революционное начала. Лицо его открыто, глаза смотрят прямо, доброжелательные. Они заглядывают прямо в душу зрителя. Писатель сидит в спокойной естественной позе, положив портфель на колени и держа в руке карандаш. Он как будто на минуту оторвался от работы над романом. Фоном служит небрежно наброшенная на плечи шинель. Ничто не выбивается из скромной палитры живописца. Единственное, что привлекает к себе взгляд, кроме красивого, умного лица и рук, так это  алая лента ордена Красного Знамени. Эту награду писатель получил после ранения на фронте. Такими примерами лучшие живописцы АХРР показывали всем, что можно и как должно изображать нового человека  на полотнах.      Графики, скульпторы, живописцы  стремились приобщить к прекрасному простой народ, который активно строил новое свободное общество. Они ориентировались, не опуская художественную планку, именно на него, а не на узкий элитарный круг. Живопись, по их мнению, должна доступно показывать всем нашу действительность -  политическое и индустриальное строительство, успехи в сельском хозяйстве, укрепление обороноспособности Советской России. Зритель на выставках узнавал свою жизнь, видел, как она замечательна и хороша, а в будущем всё ясно, светло, радостно и удивительно.

 

Рост «ахровцев»

 

 Сообщество, которое слилось с передвижниками, быстро разрослось. Прошло всего лишь больше года, а в нём было уже более трёхсот художников и скульпторов. В него вошли все, кто отвергал авангард.  Это были, например:

 

А. Касаткин, работавший в жанре психологического пейзажа.

 

 В. Мешков, жанровый художник и портретист.

 

В. Бялыницкий-Бируля, который прежде работал над пейзажами, а затем заинтересовался строительством металлургического комбината «Азовсталь», изменениями в сельского хозяйства,  преобразованием Севера.

 

А. Архипов, часто выезжавший на русский Север.

 

Е. Столица, занимавшийся реставрацией икон.

 

К.Юон, мастер пейзажа, создавший, вступив в АХРР, такие произведения, как «Новая планета», «Люди», «Парад Красной Армии», отражающие значение Октябрьской революции.

 

М. Греков, который участвовал в гражданской войне в составе армии Буденного, и написавший «Трубачи Первой конной», «Бой при Егорлывской», «Тачанка».

 

В. Бакшеев, создавший картины «Ленин в Разливе», «Восстание в тылу у белой флотилии», «Демонстрация», «Накануне 9 января». Даже когда АХРР прекратил свое существование, им были написаны полотна «Теперь» и «Прежде», «В. И. Ленин и Н. К. Крупская в селе Кашино».

 

К «ахровцам» пришли живописцы, которых признали ещё до революции: Б. Кустодиев, И. Бродский, Ф. Малявин, А. Рылов, Е. Лансере, К. Петров-Водкин, И. Машков.

 

АХРР незаметно «втягивал» в себя мелкие объединения, такие, как «Бубновый валет», «Новое общество живописцев», «Бытие», «Четыре искусства», «Московские живописцы».

 

Главная задача

 

Своей основной миссией, если выражаться высоким стилем, члены АХРРа считали создание жанровых плотен на сюжеты героического революционного прошлого, а также современных картин, изображающих труд и быт советского человека в понятных  всем реалистических формах. Зритель должен был сразу считывать с картин основную мысль. На картине В. Перельмана «Рабкор» герой задумался и курит папиросу за папиросой. Он подбирает слова, которые дойдут до сердец и душ. В газете «Правда», которая лежит перед ним, уже напечатано «Умер Ленин». Что можно добавить к этим скорбным словам? Вся страна погрузилась в траур. А он всё ищет и ищет необходимые слова. На полотне К. Петрова-Водкина «Смерть комиссара» мы смотрим на огромный мир глазами умирающего. Ему уже не страшна смерть. Он ею прокладывает путь будущему. Оно должно быть светлым и прекрасным, иначе для чего эта жертва?  На картине Е. Чепцова «Школьные работники. Переподготовка учителей» отображены моменты споров и раздумий старых гимназических преподавателей и новых, молодых, жадно впитывающих современные знания. С АХРР спорила группа ОСТ («Общество художников-станковистов»), которая также брала темы из современной действительности, но говорила на другом живописном языке – экспрессионизме. Их весёлые и радостные картины воспевали спорт, жизнь городского человека, индустриализацию. За темы гражданской войны они не брались. Ахровцы считали своей главной задачей в современном искусстве идеологию и воспитание. Ещё бóльшим  своим идейным противником АХРР видел группировку «Октябрь», которая была сторонником конструктивизма. С ней «ахровцы» вели непримиримую борьбу, считая их ненадёжными в политическом смысле.

 

Дальнейшее развитие Ассоциации

 

В областях и республиках СССР стали появляться филиалы АХРРа. Первыми   стали ленинградский, казанский, самарский, саратовский, нижне-новгородский, царицынский, ярославский, астраханский, костромской. К середине 20-х годов это была мощная организация, которая диктовала свою программу и требовала неуклонного ей подчинения. Это вызывало недовольство свободолюбивых художников. Некоторые группы, например, «Бубновый валет», АХРР исключила из своих рядов как чуждые мелкобуржуазные элементы. Молодой живописец Николай Терпсихоров посвятил свою деятельность пейзажу и жанровой живописи. В 1925 году на седьмой выставке привлекла внимание его картина «Первый лозунг». В холодной полутёмной мастерской, в которую вливается тусклый утренний свет через маленькое мансардное окно, на алом полотнище художник выводит лозунг «Вся власть – Советам». Мастерская художника обставлена скудно. Мы видим гипсовые слепки, «буржуйку», которая плохо обогревает помещение, жестяной чайник и краюху хлеба на столе, лампочку, свисающую с потолка и обернутую вместо абажура простой газетой. Это всё – приметы быта тех суровых послевоенных лет. Свежим ветром, несущим революцию, врывается яркий лозунг, который наполняет жизнь художника новым смыслом. Позже он напишет «Конец разрухи на транспорте», передавая свое чувство эпохи, эмоционально раскрывая тему революции и строительства нового общества. В 1930-м году  маститый и очень известный художник Исаак Бродский написал картину, которая сразу же стала классикой, – «Ленин в Смольном». Художник не один раз писал портреты вождя. К этому времени уже написано масштабное полотно «Выступление В. И. Ленина митинге рабочих Путиловского завода». В этот раз художник выбрал скромную цветовую гамму, которая подчёркивает правдивость изображения реального места. Это изображение Ленина при всём портретном сходстве очень приближало зрителя к напряженным будням руководителя государства, поскольку он был написан почти в полный рост. Аскетична и скромна обстановка, которая его окружает. Ленин глубоко погружен в свои мысли и что-то пишет, чуть согнувшись. Ничто не отрывает его от работы. Его окружает тишина. Когда появилась эта картина, за ней последовали многочисленные репродукции, открытки, листовки, репродуцировавшие эту работу.

 

Завершение деятельности

 

В 1928 году прошёл съезд АХРР, который внёс изменения в устав, а также изменил название.  Объединение было переименовано в Ассоциацию художников революции (АХР). Руководители предполагали, что в их ряды войдут и зарубежные художники-коммунисты, а также новая художественная молодёжь. Лидеры даже перестали обращать внимание, на то, что художественный язык некоторых членов объединения начинает расходиться с реализмом. Постепенно ассоциацию стали «раздирать» противоречия. У множества художников произведения были очень далеки от классики АХРа. Не существовало и единого стилевого направления. Многие живописцы, работая в Средней Азии, только номинально считались членами Ассоциации и даже не выставляли свои работы на выставках. Единству и укреплению это всё не способствовало. В 1932 году постановление ЦК ВКП(б) расформировало все художественные объединения, в том числе и АХР. Принципы, выработанные этой организацией, легли в основу создания Союза художников СССР. 

 

Татьяна Пиксанова 

sovjiv.ru

WikiZero - Ассоциация художников революционной России

Wikipedia open wikipedia design. Митрофан Греков, «Трубачи Первой Конной».Картина написана в 1934 году, после роспуска объединения, но вполне отражает его идеологические устремления

АХРР, Ассоциация художников революционной России; с 1928 года — АХР, Ассоциация художников революции — крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов, являвшееся, благодаря поддержке государства, самой многочисленной и мощной из творческих групп 1920-х годов. Основана в 1922 году, распущена в 1932 и явилась предтечей единого Союза художников СССР[1].

Верхушка АХРР

Создание[править | править код]

АХРР была основана в Москве в мае 1922 года. Стимулом для её создания послужила речь, произнесённая Павлом Радимовым, последним главой Товарищества передвижников на последней, 47-й выставке товарищества, проходившей в 1922 году в Доме работников просвещения и искусств в Леонтьевском переулке в Москве. Эта речь на закрытии выставки называлась «Об отражении быта в искусстве» и ставила реализм поздних передвижников в образец для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда, понятный народным массам». Этот доклад был встречен яростными атаками всего «левого» фронта — художников-авангардистов, также вставших на службу революции, и способствовал организации АХРРа. Павел Радимов встал во главе нового объединения. Авангард был объявлен «вредными измышлениями».

Первое оргсобрание состоялось на квартире портретиста Малютина, одного из авторитетных мастеров старой России. В мае 1922 года АХРР был основан, тогда же принят устав, утверждено название, сформирован президиум (председатель П. А. Радимов, товарищ председателя А. В. Григорьев, секретарь Е. А. Кацман). Другие вошедшие в ядро организации — П. Ю. Киселис, С. В. Малютин. 1 мая 1922 года на Кузнецком мосту открылась «Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим», которая в дальнейшем стала считаться первой выставкой АХРР. АХРР с первых своих шагов заручился солидной материальной поддержкой со стороны руководства

www.wikizero.com

АХРР и творческая деятельность художников-ахровцев. — МегаЛекции

Ассоциация художников революционной России (АХРР) (с 1928 года – Ассоциация художников революции (АХР)) возникла в 1922 году во время диспута, которым сопровождалось открытие 47 выставки передвижников (ТПХВ). АХРР сыграла видную роль в художественной жизни тех лет, она стала удобным инструментом кардинальной перестройки всего советского искусства в руках власти, она заложила основы будущего соцреализма, а художники этой организации в советском искусствоведении считались основоположниками советского искусства. Ядро АХРР сложилось главным образом из бывших участников Товарищества передвижных художественных выставок и молодых, никому не известных тогда реалистов. Председателем АХРР стал бывший председатель ТПХВ П.А Радимов, его заместителем – А.В. Григорьев (товарищ председателя), а секретарем – Е.А. Кацман (с 1923 года председетелем стал Григорьев).

Первыми действительными членами АХРР стали учредители: А.Е. Архипов, Ф.С, Богородский, А.А. Вольтер, А.В. Григорьев, Н.И. Дормидонтов, И.Г Дроздов, М.Д. Дроздов, Е.А. Кацман, В.В. Карев, С.М. Карпов, Н.Г. Котов, П.Ю. Киселис, Ф.К. Лехт, С.В. Малютин, Н.Н. Никонов, С.А. Павлов, В.Н. Перельман, П.А. Радимов, С.В. Рянгина, А.А. Сидоров, Л.С. Сосновский, Н.Б. Терпсихоров, Д.А. Топорков, Н.П. Христенко и Б.Н. Яковлев. Со временем в АХРР вошли многие мастера, получившие признание до революции В.Н. Бакшеев, И.И. Бродский, Н.А. Касаткин, Б.М. Кустодиев, Ф.А. Малявин, В.Н. Мешков, К.Ф. Юон, Б.В. Иогансон, М.Б. Греков, А.А. Рылов, П.П. Соколов-Скаля, и др.

Декларация АХРР содержала четкую политическую направленность и выглядела своего рода «протоколом о намерениях», словесным оформлением требований художникам. Живописцы, собранные в АХРР, объявили себя летописцами современности, выдвинув лозунги: «художественного документализма» и «героического реализма». В Декларации говорилось: «…Наш гражданский долг перед человечеством – художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянство, деятелей революции и героев труда. Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактное измышление, дискредитирующие нашу революцию… мы должны теперь в монументальных формах стиля героического реализма выявить свои художественные переживания…»[12, 120]. На первом съезде АХРР в 1928 году была принята резолюция, в которой указывалось общая цель: «художественно претворить в реалистических формах, понятных широчайшим массам трудящихся, доподлинную революционную действительность» [12, 162].

 

Основным направлением в деятельности АХРР была выставочная работа. Ассоциация ввела тематический принцип выставок, носящий характер творческих отчетов. «Жизнь и быт Красной Армией», «Жизнь и быт рабочих», «Красная Армия», «Революция, быт, труд», «Уголок им. В.И. Ленина», «Жизнь и быт народов СССР», «Искусство в массы» - таковы некоторые названия «ахровских» экспозиций, проведенных с 1922 по 1929 год.

Объявляя себя летописцами революции, «ахрровцы» писали своего рода новую грамматику изобразительного искусства для «страны рабочих и крестьян», защищая приоритет станковой картины в ее жанровой полноте. Руководствуясь принципами «партийности», «правдивости» и «массовости», они разъезжались по заводам и стройкам; писали портреты членов правительства, партийных вождей, военных командиров, изображали их на прогулках и на трибунах, на фоне гигантских строек и восторженных масс трудящихся; они создавали огромные полотна на темы революции, гражданской войны, социалистического строительства в стиле и технике передвижников или салона начала века и выдавали их за творения нового – революционного и героического реализма.

Взяв на себя роль свидетелей, обязанных запечатлеть события современности и революционного прошлого в формах понятных, но одновременно и в героической интерпретации, «ахрровцы» создавали картины особого рода, получившие в последствии название «историко-революционные». Эта была самостоятельная ветвь советской исторической живописи. С годами у нее выработалась определенная типологическая схема, сумма примет, которые присутствовали в советском искусстве вплоть до 1980-х гг. Многофигурные полотна фиксировали узловые моменты революционного прошлого. Использовались описание непосредственных участников событий, привлекались фотоматериалы и документы, вводились привычные для бытового жанра детали и узнаваемые реалии недавнего прошлого, что помогало сконструировать некую достаточно условную «документальность. Картины являлись своеобразными иллюстрациями к создававшейся в конце 1920-х гг. «библии режима» - «Краткого курс истории ВКП(б)», служивший компасом при выборе сюжетов в поджанре исторической живописи.

Создателем масштабных историко-революционных картин, а также портретов руководителей советской власти был И.И. Бродский. В 1924 г. Бродский закончил огромный групповой портрет с шестьюстами действующими лицами «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна». В 1925 г. создана новая большая работа «Расстрел 26 бакинских комиссаров», связанная с событиями Гражданской войны. В процессе работы над картинами Бродский изучал историческое событие не только как художник, но и как историк, поэтому не случайно с именем Бродского прочно связана ориентация на документальную точность изображения, получившая известное распространение в те годы. Можно сказать, что автор стремился художественными средствами создать исторический документ, что приводило порой к иллюстративности, натуралистической трактовке события. Художественное значение картин снижал также сухой натуралистический колорит, если можно так выразиться, картины больше нарисованы, чем написаны. Названные особенности свойственны значительной части произведений Бродского, в том числе и портретной живописи, в которой он активно воссоздает образы государственных и военных руководителей. Центральное место в этой области принадлежало созданию образа Ленина - живописной «Ленинианы». Бродский работал над образом еще при жизни вождя, делая зарисовки в его кабинете, на выступлениях и в поездках. Первое свое произведение на эту тему он написал в 1919 году – «Ленин и манифестация», но наиболее известные его работы, связанные с образом Ленина, появились позже («Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в 1917 году» (1926), «Выступление В.И. Ленина на проводах частей Красной Армии на польский фронт» (1932)). Многие работы в точности воспроизводили известные, много раз публиковавшиеся в печати фотоснимки («В.И. Ленин на фоне Кремля» (1923), «В.И. Ленин на фоне Волхостроя» (1926), «Ленин в Смольном» (1930)). Создавал Бродский и портреты известных советских деятелей. Примером, характерного для Бродского портрета-картины, можно назвать портрет М.Ф. Фрунзе (1929). Портретные образы первых лиц государства принесли Бродскому известность и популярность, он стал одним из «придворных» художников, и неслучайно впоследствии занял должность директора воссозданной Всероссийской академии художеств. В этом контексте рядом с фигурой И. Бродского можно поставить А.М. Герасимова, на вершине славы он оказался несколько позже, а в конце 1920-х гг. именно он возглавлял АХРР.

Особое место в живописи АХРР занимала творчество М.Б. Грекова, который считался основоположником батального жанра в советском искусстве и явился летописцем боевых походов Красной Армии. В течении 15 лет до конца своей жизни Греков работал над циклом картин посвященных Первой Конной Армии (Буденного), в походах и боях которой он сам принимал участие. В работах Грекова батальный образ решался чаще всего в романтическом ключе, развивая принцип «героического реализма». Характерной чертой его работ является наличие жанровых черт – соединение батального жанра с бытовым. В связи с последним утверждением показательна небольшая картина Грекова «В отряд к Буденному» (1923), которую еще можно отнести к раннему периоду его творчества. С середины 1920-х гг. картины Грекова приобрели эпический размах, стали более звучными по колориту, наполнились стремительным движением, внутренним напряжением. Особенно хороши две его картины: знаменитая, овеянная героической романтикой «Тачанка» (1925) и одна из его последних работ «Трубачи Первой Конной Армии» (1934). Сравнивая две картины «В отряд к Буденному» и «Тачанка», замечаешь, что при схожей в обеих картинах формальной композиционной схеме (центральное пятно) достигнута значительная разница в образном решении. Там спокойствие – здесь бурное движение. Там лирическое повествование, здесь – героическая песня, полная романтического подъема.

Греков заложил своеобразный «штамп» (стереотип) в трактовке гражданской войны, как некой легендарной, навеянной романтикой эпохи, о которой сложены песни и сказания. Именно такой романтический образ гражданской войны чаще всего и создавали в советском искусстве.

В историко-революционном и батальоном жанрах в эти годы работали многие художники АХРР. Можно вспомнить Н.С. Самокиша («Атака» (1929)), М.И. Авилова («Прорыв польского фронта под Казатином конницей Буденного в 1920 году» (1927)), Г.К. Савицкого («Первые дни Октября» (1929), «Стихийная демобилизация старой армии в 1918 году» (1928)), П.М. Шухмина («Приказ о наступлении» (1928)), Ф.С. Богородского («Мотросы в засаде» (1927)), П.П. Сокалова-Скаля («Таманский поход» (1928)) и др..

Особое внимание в деятельности АХРР было уделено бытовому жанру, черты нового быта должны были описаны в искусстве художниками – летописцами. Расписанные как литературные тексты, как пьесы, бесчисленные жанровые полотна и зарисовки 1920-х гг. представляют исторический интерес, это была действительно «фиксация жизни».

В тематике бытового жанра можно выделить сюжет, фиксирующий метаморфозу возникшего после революции народовластия – разного рода заседания, партийные и производственные собрания, народные суды, крестьянские сходки и пр. Став типичной приметой новой жизни, этот сюжет интересовал художников, создающих «портрет времени».

Большой успех на VII выставки АХРР выпал на картину Ефима Чепцова «Заседание сельской ячейки» (1924). Маленькое по формату, скромное по колориту произведение отразило характерную черту в жизни советского государства того времени. Место действия картины – маленькая сцена сельского клуба, где поместился президиум собрания коммунистов деревни. В картине дана экспозиция характеров и типов. А.В. Луночарский писал: «Чепцов продумал, прочувствовал, любовно прощупал своих действующих лиц и дал необычайно привлекательный, в конце концов, обобщающий, типический образ еще несколько наивного политического оратора восхищенного своей темой. Вероятно и мысли выражающего шершаво, но крепко, уверенно говорящего своим высоким, сознательным чувством.» [12, 294]. Образная характеристика оратора дана и в стихотворении Демьяна Бедного, посвященного выставке: «Вот и «гвоздь» - «Заседание сельской ячейки». / На эстраде у стенок скамейки, / На скамейках четыре Антипа, / «Выступает» оратор обычного типа, / Может быть, не совсем разбитной, / Может быть, краснобай не ахтительный, / Но – такой бесконечно родной, / Но – такой умилительный!» Своеобразие композиции состоит в том, что изображенное событие не совершается полностью в рамках картины; художник как бы предусматривает его развитие за пределами картинной плоскости. На место подразумеваемого слушателя, к которому обращается оратор, становится сам зритель, который и должен получить очередную дозу идеологического воздействия.

В этом же направлении работали А.В. Моравов («Заседание комитета бедноты» (1920), «В волостном загсе» (1928)), Н.Б. Терпсихоров («Первый лозунг»(1924)) и Б.В. Иогансон («Советский суд», «Узловая железнодорожная станция в 1919 году»(1928), «Рабфак идет»(1928)).

Во многих названных картинах пытались создать образ нового - советского человека. Появлялись новые герои – рабочий, комиссар, крестьянин, делегатка, комсомолка и т.д. Активно эта задача разрабатывалась художниками в портретном жанре. Создавались как типический портрет – собирательный образ определенного социального типа, так и индивидуальный (психологический) портрет, содержащий образ конкретного человека – государственных и партийных руководителей, героев революции, научной и художественной интеллигенции и т.д.

Активным участников выставок АХРР был русский живописец рубежа XIX-XX века, передвижник А.Е. Архипов. Архипов продолжил начатую им еще в 1910-х годах работу над портретами (главным образом крестьянок), разрабатывая своеобразный тип крестьянского женского портрета («Молодая крестьянка в малиновом платке» (1919),«Девушка с кувшином» (1927),«Крестьянка в зеленом фартуке» (1927)). Применяя широкий, густой темпераментный мазок, контрастное сопоставление тонов в сочетании с праздничной яркостью, звучностью насыщенного цвета, Архипов создал бьющие через край жизнерадостные, жизнеутверждающие образы людей, полные физической и духовной силы, здоровья и радости. Архипов изобразил красочно-яркий мир русской деревни, художник не искал образ нового человека советской деревни, его больше привлекал «традиционный» тип русской крестьянки в ее национальном и даже местном своеобразии. «Архипов не дал ни одного чисто революционного сюжета, но он очень на месте в АХРР, он показывает, куда надо идти, что бы быть уже в красках мажорным, бодрым, радостным», - читаем в одно из рецензий на 7-ю выставку Ассоциаций [12, 294]. Другой автор говорил о недостатках многих картин молодых художников Ассоциации, указывал, прежде всего, на «немощность эмоциональной выразительности», и подчеркивал в связи с этим, что «естественно наше стремление научиться у Архипова мудрости эмоциональной насыщенности, одухотворяющей его творчество» [56, Т11, 277].

Типическому образу русской женщины Архипова можно противопоставить собирательный образ новой советской женщины – общественницы, активистки, созданный в эти годы Г.Г. Ряжским. Кто из современников той поры не помнил женщину в красной косынке, выступающей на митингах и активно участвующей в общественной жизни? Ряжский искал этот образ. Появилась «Печатница» (1925), «Рабфаковка» (1926) и, наконец, портрет «Делегатка» (1927). Успех картины окрылил Ряжского, через год он создал «Председательницу» (1928) – также обобщенный и вместе с тем вполне индивидуальный портрет женщины, произносящей речь. После создания этих двух портретов-типов творческие интересы художника были связаны почти исключительно с проблемой типического образа советского человека.

Разрабатывался в портретной живописи и индивидуальный портретный образ. Создается портретная галерея крупнейших деятелей политики, науки и искусства. Таковы, например, произведения В.Н. Мешкова (портреты В.Р. Менжинского (1927), М.В. Калининой (1930), С.М. Буденного (1927)), С.В. Малютина (портреты инженера Г.П. Передерия (1919), архитектора Н.Д. Виноградова (1919), писателя Д.А. Фурманова (1922)), Е.А. Кацмана (портреты Е.М. Ярославского (1924), Демьяна Бедного (1928)). Е.А. Кацман — автор своеобразных портретов – жанровых композиций, среди которых наибольшей популярностью пользовались «Ходоки у М.И. Калинина» (1927) и «Калязинские кружевницы» (1928). Композиционный строй групповых портретов Кацмана точно проанализирован в одной из статей И. Грабаря «Решив в своем воображении общую идею композиции, он строит ее прямо на ватмане, фигура за фигурой, устанавливая их на плоскости картины подобно тому, как нанизывают бусы на нитку или набирают мозаику, пока все площадь не будет заполнена. Так выполнена картина «Ходоки», начатая с фигурки главного действующего лица – Калинина, к которой прикомпанованы все остальные лица, как звенья одной цепи» [56, Т11, 286].

Пейзажный жанр также был характерен для творческой деятельности АХРР. Здесь внимание больше уделялось образу строящейся страны, налаживающей свою жизнь и восстанавливающей хозяйство. Поэтому, ведущим видом пейзажа для АХРР был индустриальный пейзаж. Излюбленной формой работы стали поездки на стройки и серии пейзажей, привозимые с этих строек. Одним из первых примеров индустриального пейзажа в советской живописи являются работы Б.Н. Яковлева («Транспорт налаживается» (1923)).

АХРР была организация не только художественной, но и политической. Отвергая принцип «искусство для искусства», она ставила задачу пропаганды государственной идеологии, защищая интересы советской власти, стремилась заполучить поддержку с ее стороны. Л.Троцкий, посетив выставку АХРР, посвященную пятилетнему юбилею Красной Армии (март 1923), оставил в книге отзывов шутливую запись: «Хорошо, но на пять лет запрещаю рисовать генералов» [30, 73]. Троцкий имел в виду перенасыщенность этой выставки портретами военных вождей. Персонажи этих портретов не остались неблагодарными: они открыли перед АХРР широкие источники финансирования из своих огромных материальных ресурсов. Троцкий, Буденный, Ворошилов стали первыми меценатами советского искусства. (Ворошилов сохранил эту свою роль вплоть до середины 1950-х годов в качестве куратора над искусством при ЦК партии). После постановления ЦК от 18.06.1925, не только военное ведомство, но и главные партийно-государственные органы обратили свое пристальное внимание на АХРР. Н. Крупская, клеймящая авангардистов как «выразителей самых худших элементов в искусстве прошлого», в качестве главы могущественного тогда Главполитпросвета открывает АХРР широкий кредит – как моральный, так и материальный. Наконец, в 1928 году Политбюро ЦК в полном составе и во главе со Сталиным посещает X выставку АХРР и дает самую высокую оценку ее достижениям. Ассоциация совершенно справедливо рассматривала это посещение как свой наивысший триумф.

АХРР постепенно превратилась в обширную организацию, которая специальным постановлением Совнаркома получила право открывать свои отделения на всей территории СССР. К 1926 году число областных и республиканских филиалов АХРР достигло – 40, они объединяли 650 художников. Состав АХРР пополнялся за счет других художественных обществ. В 1925 году было организовано Объединение молодежи АХРР (ОМАХРР), а в 1927 году Объединение художников – самоучек (ОХС). В том же 1927 году для общественного содействия программе АХРР было даже создано Общество друзей АХРР (ОДА).

Однако уже в критических статьях того времени отмечался контраст, который существовал между работами известных, признанных профессионалов и рядовых членов Ассоциации. Установка на массовость организации, поощрение «классово-близких пролетариату» дилетантов снижали и компрометировали объявленные в Декларации задачи. Начали проявляться натуралистические и бытописательские тенденции. Критика упрекала работы «ахровцев» в иллюстративности, в неумении использовать специфические возможности живописи, в откровенном соревновании с фотографией. Действительно, к этому времени многие известные художники оказываются не только вне АХРР, но и занимают по отношению к ней все более негативную позицию. Об этом свидетельствует хотя бы письмо, направленное в ЦК представителями наиболее крупных художественных объединений, в котором они просили «устронить то положение, при котором одна художественная группировка (АХРР) отмечается всеми осязаемыми признаками благоволения, выражающимися не только в создании для этой группировки материальной базы…» [30, 74]. Ответа на этот документ, под которым стояли подписи крупнейших советских художников, не последовало. Наоборот, крупный партийный босс Емельян Ярославский, открывая в 1928 году I съезд АХРР, с неодобрением отмечал все усиливающиеся нападки на эту организацию: «Создается такое впечатление, что почти вся советская печать настроена враждебно против АХРР, что АХРР это – что-то антисоветское» [12, 158].

Внутренняя жизнь Ассоциации была непростой: живописцы из ОМАХРР и ОХС преобладали в числе, они содействовали усилению ставших в это время популярными «пролеткультовских» тенденций расслоения художников по «классовому признаку». В связи с чем из АХРР ушли ряд старых членов (И. Бродский, М. Греков, Г. Савицкий и др.). Дифференциация художников «по классовому признаку» привела в марте 1931 года к созданию Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ), ядро которой составили кадры АХР, ОМАХР и ОХС. (В этом АХР был не оригинален. Уже с 1923 года существовали РАПМ – Российская ассоциация пролетарских музыкантов; с 1925 – РАПП, Российская ассоциация пролетарских писателей. В те же годы, в конце 1920–х, теми же «пролетарскими идеями», что и художники прониклись и архитекторы, создавшие, соответственно, ассоциацию пролетарских архитекторов (ВОПРА)).

В основе платформ как РАППа, так и РАПХа лежал принцип размежевания художников и писателей «по классовому признаку». Классовым признаком, по которому следовало размежевывать деятелей искусств, являлась в первую очередь их социальное происхождение. РАПХ призвал в качестве основополагающей задачи: «провести большевистскую самомобилизацию» на выполнение решения ЦК ВКП(б) от 11 марта 1931 года, в котором поднимался вопрос о «повышении идеологического качества художественной продукции», и «принять действительные меры для ликвидации прорыва на этом фронте». Речь шла о войне, на первом месте стоял вопрос о враге, которого необходимо было найти и уничтожить. Именно эта задача вышла на первый план в деятельности всех пролетарских ассоциаций. К 1932 году деятельность РАПХа охватила многие направления художественной работы. Захватив руководящие посты во многих учреждениях искусства, «союзники пролетариата» начали политическое преследование всех «инакомыслящих». Клеймо «врага», унизительная кличка «попутчик» приклеивались крупнейшим мастерам. «Пролетариат» утверждался как гегемон, как единственный полноправный творец и хозяин искусства: «Класс сам делает свое дело, он не заказывает его другим, он приказывает, а не заказывает…Мы просто как власть имущие приказываем петь – кто умеет петь – нужные нам песни и молчать тем, кто не умеет их петь» - вещал от имени пролетариата литературовед-марксист В. Переверзев [149, 18]. Здесь под прикрытием лозунгов «за пролетарское искусство» шла циничная, откровенная борьба за художественную власть, за руководящие места в сферах искусства, за распределение материальных благ.

megalektsii.ru

АХРР - это... Что такое АХРР?

  • АХРР — Ассоциация художников революционной России (1922 1932; с 1928 Ассоциация художников революции, АХР), художественное объединение. Для художников АХРР (И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. В. Иогансон, Е. А. Кацман, Г. Г. Ряжский)… …   Энциклопедический словарь

  • АХРР — (Ассоциация художников революционной России) (1922 32; с 1928 Ассоциация художников революции АХР), художественное объединение. Для художников АХРР (И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. В. Иогансон, Е. А. Кацман, Г. Г. Ряжский)… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АХРР — АХРР, смотри Ассоциация художников революционной России …   Современная энциклопедия

  • АХРР — см …   Москва (энциклопедия)

  • АХРР — Ассоциация художников революционной России с 1922 по 1928 организация, РФ …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • АХРР — АХРР, смотри Ассоциация художников революционной России.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • АХРР — У этого термина существуют и другие значения, см. АХР (значения). Митрофан Греков, «Трубачи Первой Конной». Картина написана в 1934 году, после роспуска объедине …   Википедия

  • АХРР —         Ассоциация художников революционной России (с 1928 Ассоциация художников революции, АХР), массовое художественное объединение, сыгравшее важную роль в консолидации советских художников и распространении искусства в массах. Основана в 1922 …   Большая советская энциклопедия

  • АХРР —   [ахр], неизм. ж.   Ассоциация художников революционной России (1922 1928 гг.). АГС, 33.   ◘ Вариант № 2 родился в голове Бендера, когда он по контрамарке обозревал выставку АХРР. Ильф, Петров, 1991, 29. Что ж тогда мне чай и сахар нарисует, что …   Толковый словарь языка Совдепии

  • АХРР — Ассоциация художников революционной России (1922 1928) …   Словарь сокращений русского языка

  • dic.academic.ru