Овладей мастерством изобразительного искусства. Академия картина


история создания, строительства, чему учили, известные выпускники.

В 1757 году решением Сената в России была учреждена Академия художеств. Больше века она оставалась единственным в стране высшим учебным заведением, где обучали изобразительным искусствам.

Императорская Академия художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), Санкт-Петербург

В начале пути

Идею о том, что России следовало бы обзавестись собственной «кузницей кадров» в области изящных искусств, не раз высказывал еще Петр I. И даже успел за год до смерти подписать указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Исполнение завета государя-реформатора привело к появлению в составе новоучрежденной Академии наук специального художественного отделения. Однако структура получилась не очень жизнеспособной: ученые мужи постоянно конфликтовали со служителями муз и, говоря откровенно, оных затирали. Попытки организационно разделить две эти сферы долго не удавались, пока за дело не взялся меценат и просветитель Иван Шувалов. По совету Ломоносова именно он, имея влияние на императрицу Елизавету Петровну, добился учреждения «особой трех знатнейших художеств академии». Под «знатнейшими» подразумевались живопись, ваяние и зодчество.

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 2. В начале пути

Илларион Мошков. Вид Императорской Академии художеств. Ок. 1800

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 2. В начале пути

Императорская Академия художеств, Санкт-Петербург. Дореволюционная открытка

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 2. В начале пути

Илларион Мошков. Вид Императорской Академии художеств от обхваты. 1799-1802

Хотя академия первое время формально причислялась к Московскому университету, в действительности это был сугубо петербургский сюжет. За отсутствием казенных помещений занятия проходили прямо у Шувалова дома, в особняке на Садовой улице. Даже заграничных преподавателей он поначалу приглашал на собственные деньги. С восшествием на трон Екатерины II сей «образовательный проект» обрел второе дыхание. В 1764 году царица своим указом даровала заведению «Привилегию», наделив его императорским статусом. Тогда же на Васильевском острове началось строительство величественного здания в духе классицизма по проекту Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота и Александра Кокоринова. Академия художеств вступила в пору своего процветания.

Свое и заграничное

С момента возникновения эта школа целиком и полностью была ориентирована на европейскую модель обучения. Прототипов хватало: знаменитые академии искусств уже довольно давно существовали в Париже, Риме, Болонье, Флоренции... Россия со своим почином не слишком отставала. Например, Королевская Академия художеств в Лондоне была основана на одиннадцать лет позднее. Хотя дело тут, разумеется, не в том, кто кого обогнал с официальными институциями. Гораздо важнее, что в Петербурге в середине XVIII столетия заработал механизм, позволивший отечественным живописцам, скульпторам, архитекторам (а также граверам и медальерам) попадать в одну систему координат с иностранными творцами, которые прежде казались недосягаемыми кумирами.

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 4. Свое и заграничное

Илья Репин. Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану). 1880-1891. Государственный Русский музей

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 4. Свое и заграничное

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Государственная Третьяковская галерея

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 4. Свое и заграничное

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887. Государственная Третьяковская галерея

Однако и национальные приоритеты были незамедлительно обозначены. Буквально на церемонии открытия академии поэт Александр Сумароков возвестил: «Первая должность упражняющихся в сих хитростях есть изображение истории своего отечества и великих в оном людей». Этому наставлению академические воспитанники следовали десятки лет. В картинах, представляемых к выпускным экзаменам, античные или библейские сюжеты непременно чередовались с эпизодами из русской истории.

Чему и как учили

Именно исторический жанр считался здесь главным, вершинным в иерархии. Чтобы заслужить право на создание такого рода произведений, следовало пройти долгий путь. Уже в пять-шесть лет детей принимали в Воспитательное училище при академии, где им прививались навыки рисования орнаментов и копирования по образцам. Пройдя два низших разряда обучения, воспитанники становились студентами и начинали приобретать специализацию по классам. Все без исключения проходили через рисование гипсовых голов и фигур, постепенно приближаясь к изображению живых моделей с натуры. Кстати, преподавали здесь и общеобразовательные предметы, и языки. Максимальная продолжительность учебного курса составляла около пятнадцати лет. Выпускники обязаны были доказать свою профессиональную состоятельность выполнением «программы» — собственного опуса на заданную тему.

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 3. Чему и как учили

Копирование в залах Музея Императорской Академии художеств. 1900е. Фотография: museum.ru

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 3. Чему и как учили

Натурный класс в Академии художеств, мастерская профессора Владимира Маковского. 1913 год. Фотография: art-spb.info

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 3. Чему и как учили

Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Николая Самокиша. 1915 год. Фотография: maslovka.org

Однако и после этого их связь с альма-матер не обрывалась. Академия бралась обеспечивать своим питомцам карьерное продвижение и нередко снабжала их государственными заказами. А лучшие из лучших — обладатели золотой медали первого или второго достоинства — направлялись в так называемые пенсионерские поездки за границу. Как правило, в Италию или Францию. Академия оплачивала пребывание медалистов в Европе на протяжении внушительного срока: в XVIII веке речь шла о трех годах стажировки, а позднее — уже о шести. Традиция эта не обходилась, конечно, без эксцессов. Порой художники-пенсионеры «забывали» возвращаться на родину в срок. Вспомнить хотя бы Карла Брюллова, который провел в Италии двенадцать лет и прибыл обратно в Петербург лишь после личного повеления государя Николая Павловича. Зато прибыл не с пустыми руками. Пенсионерская практика весьма способствовала творческому росту художников и укрепляла славу русского искусства за рубежом.

Кризис, ликвидация, возрождение

Разумеется, даже золотой век Императорской Академии художеств не был совсем уж идиллическим, но долгое время царившие там методы и порядки никем не ставились под сомнение. Гром грянул 9 ноября 1863 года, когда группа живописцев-дипломников отказалась писать свои выпускные картины на заданную тему из скандинавской мифологии. Этот «бунт 14-ти» против догм академизма ярко обозначил кризис художественного образования, который, к слову, назрел не только в России. Демарш будущих передвижников не привел, конечно, к моментальным реформам, но все же медленные тектонические сдвиги начали происходить. Гениальный преподаватель Павел Чистяков аккуратно, но твердо перестроил обучение рисунку и живописи, в результате чего из стен академии вышли столь разные, но чрезвычайно значимые фигуры — Репин, Врубель, Серов, Поленов, Борисов-Мусатов.

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 1. Кризис, ликвидация и возрождение

Карл Брюллов. Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит). 1827. Государственная Третьяковская галерея

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 1. Кризис, ликвидация и возрождение

Кузьма Петров-Водкин. Селедка. 1918. Государственный Русский музей

Академия художеств: ретроспективный взгляд. Галерея 1. Кризис, ликвидация и возрождение

Илья Репин. Портрет художника Павла Чистякова. 1878. Государственная Третьяковская галерея

Радикальная же реформа произошла в ИАХ позднее, в начале 1890-х. Однако она не поспевала, увы, за бурным течением художественной жизни. А еще более бурная политическая жизнь привела к упразднению этой «старорежимной» институции в 1918 году. Правда, на фундаменте тут же проросли Петроградские государственные художественно-учебные мастерские «при воссозданной Академии художеств» — там преподавал, в частности, Кузьма Петров-Водкин. В начале 1930-х по инициативе живописца Исаака Бродского была предпринята попытка переосновать Всероссийскую академию художеств в Ленинграде, что удалось лишь отчасти: все-таки столичные амбиции стали прерогативой уже другого города.

Именно в Москве в 1947 году торжественно возвестили об учреждении Академии художеств СССР, почти через полвека преобразованной в нынешнюю Российскую Академию художеств. А в историческом здании на Университетской набережной в Петербурге и в наши дни обучают искусствам — теперь уже студентов Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Автор: Дмитрий Смолев

www.culture.ru

Курсы по рисунку и живописи, каллиграфии и анатомии от Академики

Записывайся на курсы и раскрой свой творческий потенциал

СМОТРЕТЬ  КУРСЫ

ПРОЙТИ ТЕСТ

Кликай и пройди тест, чтобы узнать какой курс подойдёт именно для тебя

Пройди тест и получи купон на скидку 10% на любой курс

ВЫБЕРИ КАТЕГОРИЮ
ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ

Гибкий график обучения

В с равнении с обучением в реальной школе, у вас нет необходимости тратить время и деньги на транспорт и подстраиваться под чёткое расписание учебного заведения. Не нужно никуда ехать, вы занимаетесь тогда, когда вам удобно, и там где вам удобно.

Детальное изучение предмета

Вместо того, чтобы пытаться разглядеть холст преподавателя за спинами других студентов, вы, подобно индивидуальному занятию, имеете возможность рассмотреть каждый штрих крупным планом. В любой момент вы можете перемотать на нужный вам фрагмент и пересматривать его, пока полностью не освоите весь материал.

Поддержка преподавателя

Каждый день, проходя уроки, вы можете задать свой вопрос преподавателю и получить исчерпывающий ответ, а так же прислать свою работу на подробный анализ, выявление ошибок и получить персональные задания и рекомендации.

Благодаря нашей школе, тысячи русскоязычных художников со всего мира имеют возможность, не выходя из дома, обучаться у лучших мастеров изобразительных искусств и достигать настоящих результатов в хожественном творчестве.

ПРОЙТИ ТЕСТ

Пройди тест и получи купон на скидку 10% на любой курс

Подписывайся на наш YouTube канал, на котором мы регулярно выкладываем качественные видеуроки от профессиональных художников-преподавателей.

www.akademika.pro

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

01 марта 1987 года Академия была открыта как Институт живописи, скульптуры и художественной педагогики в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 03.03.1987 г. № 110 «Об открытии в г. Москве Института живописи, скульптуры и художественной педагогики».

Институт живописи, скульптуры и художественной педагогики Министерства культуры РСФСР Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.09.1988 г. № 418 был переименован во Всероссийскую академию живописи, ваяния и зодчества Министерства культуры РФ.

Учитывая большое значение изобразительного искусства и архитектуры в возрождении духовности российского общества Указом Президента Российской Федерации от 10.06.1995 г. № 585 «О Российской академии живописи, ваяния и зодчества» Всероссийская академия живописи, ваяния и зодчества была преобразована в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2009 г. № 465 «Российская академия живописи, ваяния и зодчества» переименована в «Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова».

Правительство Российской Федерации, government.ru

Место нахождения Академии: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 21.

Место нахождения филиала Академии: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, д. 56

Информация о режиме и графике работы образовательной организации:

Ежедневно понедельник - суббота с 09.00. до 21.00., воскресенье – выходной день

Язык, на котором осуществляется образование (обучение) - русский

РЕКТОРАТ АКАДЕМИИ

ГЛАЗУНОВИлья Сергеевичректор, профессор8 (495) 621-07-028 (495) 623-06-34 (ф)[email protected]
 
СИДОРОВНиколай Павловичпроректор по учебной работе8 (495) [email protected]
 
БОЛЬШАКОВВладимир Ильичпроректор по научной работе8 (495) [email protected]
 
ЛАПИНИгорь Витальевичпроректор по воспитательной работе8 (495) 621-14-65
 
БОРОДУЛИНАнатолий Михайлович проректор по ЭХР и ремонту8 (495) 625-54-918 (495) 624-63-64 (ф)
 
 
ЛЕБЕДЯНСКИЙМихаил Сергеевичсоветник8 (495) 621-14-65
 

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

МАЛОФЕЕВАНаталья Геннадьевнатехнический секретарь8 (495) 623-09-11
 
МОСКВИТИНСтанислав Геннадьевичответственный секретарь8 (495) 623-09-11

Факультет живописи

МОСКВИТИНСтанислав Геннадьевичдекан факультета, профессор8 (495) 624-91-948 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА ЖИВОПИСИ

ШТЕЙНВладимир Альбертовичзав. кафедройпрофессор8 (495) 624-91-948 (495) 621-87-21
 

КАФЕДРА АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА

СИДОРОВНиколай Павловичи.о. зав. кафедрой, профессор8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА КОМПОЗИЦИИ

ГЛАЗУНОВИван Ильичзав. кафедрой, профессор8 (495) 624-91-948 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА АНАТОМИЧЕСКОГО РИСУНКА

ШТЫХНООлег Федоровичзав. кафедройпрофессор8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА КОПИЙНОЙ ЖИВОПИСИ

АРСЕНЮКЮрий Михайловичзав. кафедрой, профессор8 (495) [email protected]
 

Факультет реставрации живописи

ЛУКЬЯНОВАТатьяна Анатольевнадекан факультетапрофессор8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА РЕСТАВРАЦИИ СТАНКОВОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

ИВАНОВАЕкатерина Юрьевназав. кафедрой профессор8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА РЕСТАВРАЦИИ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

ЗАХАРОВАЗоя Александровназав. кафедройдоцент8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЖИВОПИСИ

ЛУКЬЯНОВАТатьяна Анатольевнаи. о. зав. кафедрой,профессор8 (495) 621-14-67
 

ФАКУЛЬТЕТ СКУЛЬПТУРЫ

ЗУБРИЛИНКонстантин Владимировичдекан факультета, член-корреспондент РАХ8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА СКУЛЬПТУРЫ

ЩЕРБАКОВСалават Александровичзав. кафедрой, профессор, действительный член РАХ8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА СКУЛЬПТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

ЗУБРИЛИНКонстантин Владимировичи. о. зав. кафедрой, профессор8 (495) [email protected]
 

Мастерская по формовке и отливке гипсовых моделей

СИМОНОВЮрий Викторовичзав. мастерской8 (495) 621-14-67
 

Мастерская по художественной обработке камня

БАРБОЛИННиколай Николаевичзав. мастерской8(495) 621-14-67
 

ФАКУЛЬТЕТ АРХИТЕКТУРЫ

ПОТАПОВАНаталья Александровнадекан факультетазав. кафедрой, профессор8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ

ВИНОГРАДОВАТатьяна Васильевназав. кафедрой8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА ОХРАНЫ И РЕСТАВРАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ПОТАПОВАНаталия Александровнаи. о. зав. кафедрой,профессор8 (495) [email protected]
 

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

ОПАРИНАТатьяна Анатольевнадекан факультета,профессор8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

ГЕТАШВИЛИНина Викторовназав. кафедрой,профессор8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

БОЛЬШАКОВВладимир Ильичи. о. зав. кафедрой,профессор8 (495) [email protected]
 

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

ВЕЛЬШВладислав Николаевичзав. кафедрой,доцент8 (495) 624-91-94
 

УЧЕБНЫЙ ОТДЕЛ

ПОСТНИКОВАДарья Михайловнаначальник учебного отдела8 (495) [email protected]
 
МАМЧУРОлеся Викторовна Заместитель начальника учебного отдела(аспирантура и ассистентура)8 (495) [email protected]
 

НАТУРНЫЙ ОТДЕЛ

ФОМИНАНаталья Ивановназав. отделом8 (495) 628-53-13
 

БИБЛИОТЕКА

ТРОФИМЕНКООльга Олеговнадиректор библиотеки8 (495) [email protected]
 
НАЗАРКИНАЛюдмила Викторовназаместитель директора8 (495) 624-06-65
 

Музейный отдел

СКОРОБОГАЧЕВАЕкатерина Александровнаначальник музейного отдела8 (495) [email protected]
 

ОБЩИЙ ОТДЕЛ

ВОРОНКОВАИрина Аркадьевнаначальник отдела8 (495) [email protected]
 

Отдел правового и кадрового обеспечения

МЕЛЬНИКОВВладимир Валерьевичначальник отдела, главный юрисконсульт8 (495) [email protected]
 
БАЛАШОВАНаталья Константиновнаспециалист по кадрам8 (495) [email protected]
 
ПАУЗИННиколай Викторовичюрисконсульт8 (495) 625-03-16
 

БУХГАЛТЕРИЯ

ДОГАДОВАСветлана Александровнаглавный бухгалтер8 (495) [email protected]
 
САТБаянмаа Сат-ооловназаместитель главного бухгалтера8 (495) 621-99-01
 
МУЗЫЧЕНКОАлла Владимировназаместитель главного бухгалтера по экономической работе8 (495) 621-28-00
 

НАЧАЛЬНИК ШТАБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ПАЛЬКИНАлександр Ивановичначальник штаба ГО8 (495) 628-62-47
 

Ремонтно-строительный отдел

НИКОНОВВиталий Ивановичначальник отдела8 (495) 624-75-91
 

ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЧУЕВСтанислав Игоревичначальник отдела8 (495) [email protected]
 

Хозяйственно-эксплуатационный отдел

КОМАРОВАГалина Николаевнаначальник отдела8 (495) 625-13-59
 

Главный юрисконсульт академии

МЕЛЬНИКОВВладимир Валерьевичглавный юрисконсульт8 (495) [email protected]
 

Отдел снабжения

КАЛЬНОВАОксана Валентиновнаначальник отдела8 (495) 624-68-39
 

Фотолаборатория

ПАВЛОВАндрей Николаевичзаведующий фотолабораторией 
 

Отдел главного инженера

СОРОКИНВиктор Алексеевичначальник отдела8 (495) 624-75-91
 

Общежитие

ЖЕРНОВОЙВладимир Геннадьевичзаведующий общежитием8 (495) 625-48-77
 

Столярная мастерская

ЕЛЮТИНВячеслав Викторовичзаведующий мастерской 8 (495) 625-22-68
 
Устав Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении устава Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и внесении в него соответствующих изменений
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (Рособрнадзор)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (Рособрнадзор)Приложение 1.2
Положение о стипендиальной комиссии
Аккредитация
Приложение к аккредитации (Академия)
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся
План ФХД
Положение о порядке оказания платных образовательных услуг 13.01.2016
Отчет о результатах самообследования
Приказ о стоимости контрактного обучения
Проект договора на платное обучение 2015-2016 (Москва)
Положение о стипендиальном обеспечении
Мониторинг платы за проживание в общежитии (письмо Минобрнауки России № ВК-719/09)
Устав Студенческого совета обучающихся Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Мониторинг платы за проживание в общежитии (письмо Минобрнауки России № ВК-2665/09)
Мониторинг платы за проживание в общежитии (письмо Минобрнауки России № ВК-229/09)
Мониторинг предоставления жилых помещений в общежитиях (письмо Минобрнауки России от 07.09.2016 г. № ВК-2043/09)
Положение о практике обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова»
Отчёт о расходовании средств на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентамив 2015 году (с учетом филиала)
Планируемое расходование средств в 2016 год на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы (с учетом филиала)
Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования
Отчеты об исполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования
Положение об Уральском филиале Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

glazunov-academy.ru

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Творческая, научно-исследовательская и международная деятельность

Творческая деятельность

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, сохраняющая традиции реализма, представила выставку «Евангелие глазами молодых» в Государственном центральном музее современной истории России. В экспозиции были показаны дипломные работы выпускников факультета живописи.

2017 год – юбилейный для нашей Академии, основанной народным художником СССР, академиком Ильей Сергеевичем Глазуновым 30 лет назад. По его словам, «Российская академия живописи, ваяния и зодчества сохраняет традиции европейской и русской школы реализма. Ибо без школы нет художника… Мы утверждаем принципы высокого мастерства, духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства».

Сложно переоценить значение возрождения историко-религиозной картины – через создание сложных композиций, обращаясь к широкому диапазону идей, тем, вневременных евангельских образов, авторы высказывают свой взгляд на наше прошлое, настоящее и будущее.

Выставка живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, сохраняющая традиции Высокого Реализма, представила выставку «Историческая живопись» в залах Липецкого областного художественного музея с 26 октября – по 3 декабря 2017 года. В экспозиции были продемонстрированы все виды живописи, основное место среди которых заняли картины историко-религиозной тематики, созданные студентами Академии на протяжении 30 лет.

2017 год – юбилейный для нашей Академии, основанной народным художником СССР, академиком РАХ, полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» Ильей Сергеевичем Глазуновым в 1987 году. По его словам, «Российская академия живописи, ваяния и зодчества сохраняет традиции европейской и русской школы высокого реализма. Ибо без школы нет художника… В начале XXI века, когда большинство академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школы», мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства».

Авторы большинства из представленных картин – выпускники мастерской историко-религиозной живописи под руководством и.о. ректора Академии, профессора, заслуженного художника России, действительного члена РАХ Ивана Ильича Глазунова, а также мастерских портрета и пейзажа. Одна из задач данной выставки – раскрыть суть современного отечественного искусства через преемственность поколений художников. В наши дни классика, реализм приобретают особое значение. Столь неравнодушно исполненные произведения художников Академии Ильи Глазунова не имеют аналогов в других художественных ВУЗах, позволяют обратиться к вневременным глубинным смыслам библейских образов, страницам истории и современности Великой России, свидетельствуют о школе высокого мастерства, продолжении традиций национального искусства, значимых в масштабе мировой культуры.

Барханова А.Е. Эскиз композиции Выбор невесты. 4 курс. 2013. Х.,м. 60,5х90

Белов И.Я. Осада Корсуни князем Владимиром. 988г. Малый диплом. 2015. Х.,м. 94х135

Боганис А.М. Портрет пожилой женщины. 1 курс. 2001. Х.,м. 80х63

Карев С.Д. Монастырские стены. 3 курс. 2012. Х.,м. 49,5х70

Лысенков И.А. Ростов Великий. 4 курс. 2012. Х.,м. 70,5х137

Николаев Н.Г. Возвращение Одиссея. Малый диплом. 3 курс. 2002. Х.,м. 91х151

Павловский А.Д. Аполлон и Дафна. Малый диплом. 2011. Х.,м. 53,5х63.

Павловский А.Д. Интерьер ростовского храма. 4 курс. 2012. Х.,м. 54х33

Сафонов М.О. Город Старица на Волге. Дипломная работа. Маст. пейзажа. 2015. Х.,м. 87х118

Ширко А.А. Военачальник 1812г. 5 курс. 2012. Х.,м. 150х85

С 22 июля 2017 года студенческие работы факультета живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова были показаны в музее-заповеднике «Ростовский кремль» в рамках шестого молодежного фестиваля студенческого творчества «Тополиный пух». Среди представленных работ преобладает религиозно-историческая тематика: «Чудо святителя Иакова» Е.А. Глобы (2017 г. Х., м. 98 х 160), «Ростов Великий» Н.В. Врясова (2016 г. Х., м. 113 х 162), «Интерьер ростовского храма» Г.А. Мнацаканяна (2016. Х., м. 86 х 80), «Монастырь у воды» А.А. Широких (2016 г. Б., темпера. Гризайль. 41,3 х 31,3) и другие.

Врясов Н.В. Ростов Великий. 4 курс. 2016. Х.,м. 113х162

Милюхин В.Г. Интерьер храма в Ростове Великом. 4 курс. 2016. Х.,м. 60х50

Мнацакакян Г.А. Интерьер ростовского храма. 4 курс. 2016. Х.,м. 60х80

Широких А.А. Ростов Великий. 4 курс. 2016. Б., гр.кар., тушь, перо, темпера. 18,9х37,5

Широких А.А. Ростов Великий. 4 курс. 2016. Б., уг. кар., белила. 22,2х33,7

Широких А.А. Ростов Великий. Вечер. 4 курс. 2016. Х.,м. 54х80,3

Широких А.А. Храм в Ростове. 4 курс. 2016. Х.,м. 75,4х60

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова представила «Выставку современной живописи» в апреле-мае 2017 года в галерее «Арт-пространство. Галерея народного художника России Дмитрия Белюкина» (Москва, Царская башня Казанского вокзала). В экспозиции были показаны учебные работы 1–6 курсов, малые дипломы, дипломные работы и произведения, выполненные в творческой ассистентуре-стажировке молодыми художниками, выпускниками мастерской историко-религозной живописи, а ныне преподавателями Академии – персоналии Ильи Лысенкова, Сергея Чуданова, Алексея Шанина.

По словам основателя и ректора Академии, Ильи Сергеевича Глазунова, «Российская академия живописи, ваяния и зодчества сохраняет традиции европейской и русской школы высокого реализма. Ибо без школы нет художника… В начале XXI века, когда большинство академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школы», определяющее уровень высокого профессионализма художника и критерии подлинного искусства, мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства». Сложно переоценить значение возрождения жанра исторической картины, в котором через создание сложных многофигурных композиций, обращаясь к широкому диапазону идей, тем, образов, автор высказывает свой взгляд на наше прошлое и современность, дает ими емкие историко-философские оценки.

Выставка «Ступени мастерства» (студенческие работы по композиции) Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова представлена в апреле 2017 года в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года. В экспозиции показано около 50 работ 1–6 курсов факультета живописи с 1990-х по 2016 год из фондов музея Академии: эскизы учебных композиций и дипломных работ, костюмированные постановки, портреты и пейзажи, исполненные как задания по композиции в мастерских историко-религиозной, портретной, пейзажной живописи, а также малые дипломы.

Студенты факультета живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова приняли активное участие в оформлении книг о юных героях Великой Отечественной войны, создав 82 иллюстрации, которые были опубликованы в изданиях серии «Маленькие герои большой войны» (издательско-полиграфического комплекса «Паблис»). 29 марта 2017 г. в Академии Ильи Глазунова состоялась встреча студентов с Никаноровым Аркадием Васильевичем, заместителем председателя Межгосударственного союза городов-героев и городов воинской славы, членом Союза писателей России, заслуженным работником культуры РФ, доктором исторических наук, полковником, и Снитенко Людмилой Михайловной, директором Московского издательско-полиграфического комплекса «Паблис», председателем Совета Историко-патриотического центра «Наследники Победы» города Москвы, членом Союза писателей России, членом Президиума Межгосударственного Союза городов-героев и городов воинской славы. 32 студента, принявшие участие в художественном оформлении серии «Маленькие герои большой войны», были награждены дипломами и получили в подарок книги.

26 октября 2016 года в Липецком областном художественном музее очень успешно состоялось открытие выставки «Ступени мастерства» Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. На открытии присутствовали представители администрации города, художники Липецка, преподаватели и студенты профильных учебных заведений г. Липецка и г. Ельца. Также был проведен круглый стол с участием преподавателей Академии Ильи Глазунова.

В экспозиции показано более 140 живописных и графических работ из академических фондов, которые раскрывают возможности школы высокого реализма как универсального метода решения современных художественных задач. Работа выставки продолжится по 11 декабря 2016 года. Приглашаем Вас!

С июля по начало октября 2016 года более 30 студенческих работ из фонда музея Академии были показаны в музее-заповеднике «Ростовский кремль» в рамках пятого молодежного фестиваля студенческого творчества «Тополиный пух». Среди представленных работ преобладала историческая тематика, как, например, «Поляки ведут Патриарха Гермогена в темницу» – эскиз дипломной работы В.О. Моргуна (5 курс. 2007. Х., м. 46 х 105), «Вокзал» – эскиз композиции Т.С. Юшмановой (2 курс. 1998. Х., м. 35 х 81), «Александровский монастырь в Суздале» М.И. Ведут (3 курс. 2010. Б. тон., уг. кар., сангина, белила. 29,5 х 42), «Мужской костюмированный портрет» Е.М. Леоновой (3 курс. 2008. Х., м. 110 х 70) и другие.

С 30 июня по 5 сентября 2016 г. в Ульяновском областном художественном музее состоялась выставка работ студентов Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова «Страницы русской истории», приуроченная к 250-летию со дня рождения выдающегося историка Н. М. Карамзина. В РАЖВиЗ Ильи Глазунова уделяется огромное внимание возрождению исторической картины, как одному из сложнейших жанров живописи. Более 20 произведений, которые были представлены в экспозиции, позволили судить о сохранении академической школы, возрождении понятия «Картина». Среди них – «Шапка Мономаха» С. А. Никитина (дипломная работа 2007 г., мастерская историко-религиозной живописи, руководитель И. И. Глазунов), «Насельницы Покровского Суздальского монастыря» Е. В. Камыниной (малый диплом, 2006, руководитель Ю. А. Сергеев), «В избе» А. Г. Ермаковой (1 курс, 2007, руководитель Н. П. Сидоров). Цель выставки – показать возрождение русской исторической живописи, пробуждение интереса к истории Отечества, утвердить возможности школы высокого реализма как универсального метода решения художественных задач.

С 21 апреля по 29 мая 2016 г. в галерее «Нагорная» проходила выставка учебных работ студентов Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова «Страницы русской истории». Исторической картине всегда придавалось большое значение. В РАЖВиЗ Ильи Глазунова также уделяется огромное внимание возрождению исторической картины, как одному из сложнейших жанров живописи. Не случайно, что книги по истории России, которые сейчас издаются, иллюстрируются произведениями известных художников: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, а также работами студентов и выпускников нашей Академии. Часть этих работ была представлена на выставке «Страницы русской истории». Более 60 произведений позволили судить о сохранении реалистического мастерства, возрождении понятия «Картина». Среди них – «Поляки ведут св. Гермогена в темницу» В. О. Моргун (дипломная работа, 2008 г., мастерская историко-религиозной живописи, руководитель И. И. Глазунов), «Насельницы Покровского Суздальского монастыря» Е. В. Камыниной (малый диплом, 2006, руководитель Ю. А. Сергеев), «Юрий Долгорукий» Е. В. Гах (малый диплом, 2007, руководитель Ю. А. Сергеев) «Старинная русская свадьба» О. М. Цветаевой (малый диплом, 2004, руководитель Ю. А. Сергеев), «Татарский царевич» С. П. Голубечковой (курсовая работа 4 курса, руководитель И. И. Глазунов). Цель выставки заключается в утверждении возможностей школы высокого реализма как универсального метода решения художественных задач.

В апреле 2016 года в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года (МАХУ) была представлена выставка студенческих работ Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова «Ступени мастерства. Живопись». Эта выставка стала продолжением предыдущей экспозиции ¬- «Основа искусства – рисунок», на которой была развернута ретроспектива учебной графики, формирующей основу художественного ремесла. Выставка живописи выстроила перед зрителем череду «ступеней», ведущих к вершине творческой деятельности художника – картине. Кафедра живописи представила хранящиеся в фонде Академии учебные штудии, начиная с натюрморта и заканчивая двухфигурными постановками. Важным элементом выставки являлись эскизы композиций на заданную тему, которые стали неотъемлемой частью накопления творческого потенциала молодых художников. Академия представила около 50 студенческих работ, среди которых можно отметить: «Женский костюмированный портрет» М.В. Алдошина (4 курс, 2001), «Женский портрет на жёлтом фоне» Д.С. Бадянского (4 курс, 2009), эскиз композиции «Приам» П.А. Воронина (4 курс, 2010), мастерская пейзажа «Зима» В.А. Копняка (5 курс, 2007), «Мужской костюмированный портрет. Скрипач» Е.М. Леоновой (3курс, 2008), «Двойная постановка» Е.О. Моргун (5 курс, 2006), «Женская сидящая обнаженная модель» В.А. Нагорнова (4 курс, 1998), «Натюрморт с восточным кувшином» Н.В. Фроловой (1курс, 2012), эскиз композиции «Вокзал» Т.С. Юшмановой (2 курс, 1999).

В марте-апреле 2016 года в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года (МАХУ 1905 года) состоялась методическая выставка студенческих работ Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова «Основа искусства – рисунок». В состав экспозиции вошли академические задания по рисунку с 1 по 4 курс, включая наброски, выполненные во время летней практики. Рисунок является основой художественного образования. Кафедры Академического и Анатомического рисунка курируют все факультеты нашего ВУЗа. Представленные на выставке работы могут служить примером для тех, кто хочет овладеть профессиональным мастерством и основами художественного ремесла. Среди более чем 50 рисунков, входящих в экспозицию, хочется выделить: «Анатомический разбор кисти» С. П. Голубечковой (2 курс, 2002), «Статуя «Дискобол»» Е. В. Раковой (3 курс, 2009), «Рисунок Гудона» В. П. Худякова (3 курс, 2006), «Александровский монастырь в Суздале» М. И. Ведут (3 курс, 2010), «Вечер в Суздале» П. А. Воронина (3 курс, 2010), «Старушка у изгороди» Р. М. Абрамочкина (4 курс, 2009).

С 17 ноября по 13 декабря 2015 года в галерее-мастерской «Выхино» объединения «Выставочные залы Москвы» проходила выставка работ студентов Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова «Москва глазами молодых художников: живопись, архитектура». На выставке были представлены лучшие работы студентов Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, посвященные Москве. Цель выставки - демонстрация возможностей школы высокого реализма как одного из методов решения современных художественных задач.

 

Победители конкурса юных художников

Осенний «Конкурс юных художников»в Российской академии живописи, ваяния и зодчестваИльи Глазунова

29 ноября 2015 года состоялся осенний «Конкурс юных художников». Отличительной чертой этого конкурса стало участие в нём не только учащихся московских и подмосковных художественных школ, но и юных художников из других городов. Таким образом, конкурс приобретает статус межрегионального и его значимость существенно возрастает. Творческое соревнование юных художников даёт стимул развитию художественного мастерства.

В конкурсе приняло участие 87 конкурсантов из разных школ.

Участники боролись за призовые места в шести номинациях:

-Натюрморт (живопись, графика) - 46 участников

-Пейзаж «Осенняя Москва» (живопись, графика) – 27 участников

-Портрет современника (живопись, графика) – 15 участников

-Рисунок гипсовой головы (графика) – 24 участника

-Композиция:

«Мифы Древней Греции» (живопись, графика) – 10 участников

Свободная тема (живопись, графика) – 31 участник

../../images/news/2015.12.27/news_itogi_01.jpeg

Поздравляем победителей конкурса19 юных художников стали лауреатами

../../images/news/2015.12.27/news_itogi_02.jpeg

Натюрморт (живопись, графика)

I место

Филиппова Анастасия Игоревна, 9 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП№3

II место

Осипова Софья Евгеньевна, 7 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП № 3

III место

Алиаскарова Яна, 11 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП № 3

Боганкова Дарья Игоревна, 11 кл., ГБОУ СОШ № 2054 города Москвы ЦАО

Смирнова Анна, 7 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП № 3

Пейзаж «Осенняя Москва» (живопись, графика)

I место

Белослюдова Дарья Викторовна, 9 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП№ 3

II место

Незаметдинова Лилия Руслановна, 9 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП№ 3

III место

Осипова Полина Евгеньевна, 9 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП № 3

Приписцова Алина Константиновна, 9кл., ГБОУ СОШ №1955 СП № 3

Портрет современника (живопись, графика)

I место

Малкина Анастасия Олеговна, 16 л., Школа Акварели Сергея Андрияки, ОШ № 1539

Рисунок гипсовой головы (графика)

I место

Тарасова Светлана Игоревна, 11 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП№ 3

II место

Филиппова Анастасия Игоревна, 9 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП№3

III место

Михайлов Максим Сергеевич, 11 кл., ГАОУ ЦО «Царицыно» № 54

Композиция: «Мифы Древней Греции» (живопись, графика)

I место

Мурашко Гордей Михайлович, 6 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП3

III место

Мурашко Ярослава Михайловна, 9 кл., ГБОУ СОШ № 1955

Композиция: Свободная тема (живопись, графика)

I место

Латыпова Екатерина Тимуровна, 10 кл., МОУ Лицей г. Дедовск, МО

II место

Парыгина Анна Андреевна, 10 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП № 3

III место

Мурашко Ярослава Михайловна, 9 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП№3

Осипова Полина Евгеньевна, 9 кл., ГБОУ СОШ № 1955 СП № 3

../../images/news/2015.12.27/news_itogi_03.jpeg

Академия наградила победителей конкурса грамотами и призами в виде художественных материалов.

../../images/news/2015.12.27/news_itogi_04.jpeg

../../images/news/2015.12.27/news_itogi_05.jpeg

Лауреаты конкурса на вступительных экзаменах в нашу Академию получают дополнительные баллы за индивидуальные достижения.

../../images/news/2015.12.27/news_itogi_06.jpeg

Победителей конкурса поддерживает призами и подарками руководство сети салонов-магазинов для художников «Арт-Квартал» и «Красный карандаш».

../../images/news/2015.12.27/news_itogi_07.jpeg

../../images/news/2015.12.27/news_itogi_08.jpeg

Призываем московских и иногородних учащихся детских художественных школ активно участвовать в нашем ежегодном «осеннем» и «весеннем» конкурсах.

../../images/news/2015.12.27/news_itogi_09.jpeg

Для участников «Конкурса юных художников» была проведена экскурсия по академии с посещением музея академии.

../../images/news/2015.12.27/news_itogi_10.jpeg

Желаем участникам конкурса (вне зависимости от занятого места) творческих успехов, упорства в достижении цели, трудолюбия в изучении азов мастерства и признания их достижений.

../../images/news/2015.12.27/news_itogi_11.jpeg

Приглашаем Вас на «День открытых дверей» 5 июня 2016 года с 11:00 до 15:00 по адресу: Мясницкая, д. 21 и Камергерский переулок, д 2 (архитектура).

Результаты "Конкурса Юного Художника" 27.11.2016 г.

../../images/info_edu/2016.03.17_05_2_t.jpg

../../images/info_edu/2016.03.17_05_6_t.jpg

../../images/info_edu/2016.03.17_08_3_t.jpg

Научно-исследовательская деятельность

На протяжении последних лет основатель и ректор Академии, народный художник СССР, академик, профессор Илья Сергеевич Глазунов работает над продолжением своего многотомного труда «Россия Распятая».

Самым крупным, фундаментальным изданием со дня основания Академии явилось вышедшее в свет в 2009 году и подготовленное всем коллективом педагогов Академии и издательством «Белый город» капитальное исследование: «Российская Академия живописи, ваяния и зодчества. Основатель и ректор Илья Глазунов: формат издания – 280х380мм., 450 стр., свыше 700 иллюстраций, отпечатан тираж в Италии.

В этой книге-альбоме подробно исследована деятельность всех пяти факультетов и различных подразделений Академии, проведённая и изложенная в статьях и комментариях профессорско-преподавательским составом Академии. В течение трёх лет это издание готовилось к печати.

Многолетнее плодотворное сотрудничество Академии и издательства «Белый город» не ограничилось только выпуском в свет этого труда. Постоянно издательство выпускает книги и монографии педагогов Академии. В последнее время вышли альбомы о творчестве Ивана Глазунова, Владимира Штейна, Владимира Чёрного, Олега Штыхно, Юрия Арсенюка, Лейлы Хасьяновой, Игоря Лапина. Педагог Академии Л.А. Маркова выпустила книгу о творчестве Д.Г. Левицкого, а книга М.С. Лебедянского «Алексей Зубов. Первый видописец Санкт-Петербурга» была награждена Серебряной медалью Российской академии художеств. В капитальной монографии «Историческая картина. Русская живопись», выпущенной издательством в 2008г. и содержащей 2646 репродукций, воспроизведены многие картины педагогов Академии, а также дипломные работы и картины, исполненные студентами Академии. Работы педагогов Академии также репродуцированы в различных книгах и альбомах издательства, например, картины Юрия Сергеева.

Преподаватели Академии являются авторами книг и монографий, увидевших свет в различных издательствах России, которые представляют собой существенные научные исследования. Среди них можно особо отметить двухтомный труд «Искусство Византии», написанный безвременно ушедшим от нас педагогом Галиной Сергеевной Колпаковой.

Педагоги Академии постоянно участвуют и выступают с докладами на научных конференциях и симпозиумах, причём не только у нас в стране, но и за рубежом, подготавливают и публикуют материалы и исследования, сделанные в процессе их научной и преподавательской деятельности в стенах Академии.

Например, декан факультета архитектуры и зав.кафедрой охраны культурного наследия Н.А. Потапова выступила на XIII Генеральной Ассамблее ИКОМОС (Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест) в Мадриде с докладом: «Реализация конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия в России».

Ежегодно, в Академии проходят научно-практические конференции «Славянские чтения» педагогов, аспирантов и студентов с последующей публикацией материалов и текстов выступлений отдельными сборниками: «Павел Петрович Чистяков и его система художественного образования. Учитель и ученики» (2006г.), «Всероссийский съезд художников (декабрь 1911г.-январь 1912г.) и развитие национальной традиции в искусстве России ХХ века» (2008г.), «Традиции народного творчества в искусстве России XVIII- начала ХХ веков» (2009г.).

В академии существует научная очная аспирантура, открытая в 2003 году, куда поступают студенты всех пяти факультетов для продолжения послевузовского образования. В 2009 г. аспирант Д.Г. Серяков защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидат искусствоведения по теме: «Проблемы «нон-финито» в творчестве Николая Ивановича Фешина».

Большую роль в научной работе педагогов, аспирантов и студентов осуществляет Библиотека Академии. Оказывая постоянную научно-методическую помощь читателям, сотрудники библиотеки готовят книжные выставки, посвященные юбилейным датам выдающихся русских и мировых художников: 160 лет со дня рождения В.И. Сурикова, 525 лет со дня рождения Рафаэля, 500 лет со дня рождения Андреа Палладио, 175 лет со дня рождения В.Г. Перова, 225 лет со дня рождения О.И. Бове, 125 лет со дня рождения З.Е. Серебряковой.

Активную консультационную и экскурсионную работу как со студентами и педагогами Академии, так и с гостями и коллегами из разных мест России и из-за рубежа, проводят сотрудники Учебного Музея Академии.

Программа конференции

Программа конференции

Программа конференции

Программа конференции

Программа конференции

../../images/news/2016.11.30/2.jpg

В Москве завершился столичный этап VI Всероссийского Фестиваля науки «NAUKA 0+», организованный Минобрнауки РФ, правительством Москвы и МГУ имени М. Ломоносова.

С 7 по 9 октября его посетили свыше 840 тыс. человек: от дошкольников до людей почетного возраста, от тех, кто только знакомится с наукой, до выдающихся ученых.

В рамках фестиваля в столице состоялось почти 3 тысячи мероприятий более чем на 100 площадках города: в ВУЗах, музеях и научных центрах столицы.

1. Была организована экспозиция в Экспоцентре (см. фото), где юные посетители могли видеть и сами участвовать в мастер-классе по скульптуре.

2. В субботу 8 октября в Конференц-зале Экспоцентра были прочитаны лекции ведущими учеными Академии профессором Арслановым В.Г.: «Актуальные проблемы современного искусства» и профессором Кашириной В.В.: «Искусство Древней Руси на примере книги».

3. В субботу 8 октября в Академии были организованы мастер-классы на трех факультетах: живописи, скульптуры, реставрации.

4. Запланировано проведение научной конференции, посвященной 100-летию ухода из жизни Великого русского художника В.И. Сурикова, которая была перенесена с 7 октября на 25 ноября.

31 марта 2016 г. в Конференц-зале Академии состоялась Студенческая научно-практическая конференция «Юбилейные даты русских художников», приуроченная к юбилеям выдающихся представителей отечественного искусства: В. А. Тропинина, Н. Н. Ге, М. А. Врубеля, И. Э. Грабаря.

../../images/news/2016.04.04/students_conference_t.jpg

../../images/info_edu/2016.03.17_1_t.jpg

../../images/info_edu/2016.03.17_3b_t.jpg

../../images/info_edu/2016.03.17_03_1_t.jpg

../../images/info_edu/2016.03.17_03_2_t.jpg

../../images/info_edu/2016.03.17_03_3_t.jpg

../../images/info_edu/2016.03.17_04_3_t.jpg

Международная деятельность

22 февраля 2017 года в Конференц-зале Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова состоялась лекция научного сотрудника Университета г. Урбино Карло Бо Франчески Боттичин «Женщины-живописцы в Венеции (XVI–XVIII вв.)». Перед началом лекции выступила атташе по культуре Посольства Италии, Директор Итальянского института культуры в Москве, г-жа Ольга Страда.

Лекция профессора Федерики Росси на тему «Джованни Баттиста Пиранези: некоторые аспекты его творчества», организованная совместно с Итальянским Институтом культуры, состоялась 11 октября 2016 г. в 18.00 в конференц-зале Академии.

../../photos/creation_activity/rossi/1_t.jpg

../../photos/creation_activity/rossi/2_t.jpg

../../photos/creation_activity/rossi/3_t.jpg

../../photos/creation_activity/rossi/4_t.jpg

../../photos/creation_activity/rossi/5_t.jpg

23 апреля 2010 г. в Академии состоялась международная научно-практическая конференция, посвящённая 80-летию со дня рождения основателя и ректора Академии, Народного художника СССР, академика, профессора, кавалера награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру «Золотая медаль Пикассо»  Ильи Сергеевича Глазунова, по материалам которой был издан специальный сборник выступлений участников этой конференции.

На конференции было оглашено специальное поздравление в адрес И.С. Глазунова Генерального директора ЮНЕСКО госпожи Ирины Боковой. В этом поздравлении были и такие слова: «Вас хорошо знают в нашей организации и мы рады тому, что в нашей штаб-квартире в Париже многие годы выставлено ваше великолепное панно «Вклад народов Советского Союза в развитие мировой культуры и цивилизации». Ваше преисполненное таланта творчество занимает достойное место в современной российской и мировой живописи».

В течении года велась подготовка к визиту Ильи Сергеевича Глазунова в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже и к встрече его с Генеральным директором ЮНЕСКО госпожой Ириной Боковой, которая состоялась 14 октября 2010 года в Париже.

Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова активно сотрудничает с Итальянским Институтом Культуры, принимает участие в международных конференциях, проводимых Институтом. 29 ноября 2010г. зав.кафедрой скульптуры Академии, Заслуженный художник С.А. Щербаков выступил на международном рабочем семинаре: «Проекты восстановления объектов архитектуры и их роль в охране общественного наследия».

Совместно с Итальянским Институтом культуры для всех студентов и преподавателей были проведены в конференц-зале Академии:

10 ноября 2010г. лекция профессора Второго Неаполитанского университета г-жи Розанны Чоффи «Скульптор Паоло Трубецкой»;

10 декабря 2010г. лекция Инспектора и Главного реставратора музеев Ватикана г-на Маурицио Де Лука «История и развитие реставрации живописи на дереве в музеях Ватикана».

В течение 2009-2010 года состоялось два заседания Клуба друзей Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова из Швеции (г.Стокгольм), которое со стороны Академии возглавляет Заслуженный художник РФ, профессор Ю.А. Сергеев.

19 ноября 2010г. состоялось открытие выставки работ студентов Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова «Молодые художники России. Живопись, скульптура» в зале Московского Государственного института международных отношений (Университет). Там же, 8 декабря 2010г. состоялся Круглый стол студентов МГИМО и Академии, обсудивший тему: «Значение реалистического искусства и его место в современном мире».

../../images/info_edu/2016.03.17_3_t.jpg

../../images/info_edu/2016.03.17_07_3_t.jpg

../../images/info_edu/2016.03.17_06_5a_t.jpg

Видео

glazunov-academy.ru

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Илья Сергеевич Глазунов

10.06.1930 - 09.07.2017

Ушел из жизни Величайший патриот нашей «Великой России» – Илья Сергеевич Глазунов. Ушел человек, масштабом своей личности, равный Суворову и Ломоносову, Пушкину и Столыпину.

Илья Сергеевич оберегал и окормлял любимую им Россию, защищал от поругания нашу историю и культуру, взращивал достойных и верных сынов Отечества. Двадцать лет назад именно он открыл во мне русского, сформировал мое нравственное и мировоззренческое отношение к судьбам нашего народа, к прошлому и будущему нашего Третьего Рима. Во многом благодаря его устновлениям и поддержке состоялся фонд изучения наследия П.А. Столыпина.

Памятник Столыпину у здания Правительства России, установленный его учениками, это и памятник самому Илье Сергеевичу, человеку, вся жизнь которого была служением свой стране.

Великого человека не стало, но его картины, его книги, его Академия художеств, все оставленое им наследие продолжит это служение. А мы никогда не забудем слова Ильи Сергеевича: «Русский тот, кто любит Россию».

Прости нас, дорогой Илья Сергеевич, если чем-то обидели тебя в твоей земной жизни. Спаси Господи твою широкую и чистую душу.

Председатель Общественного совета

При Министерстве культуры

Российской федерации,

Президент фонда изучения

наследия П.А. Столыпина

П.А. Пожигайло

Обращение к молодым, которые хотят стать художниками

Сегодня в мире существует только одно учебное заведение, которое, по мнению многих деятелей культуры как у нас, так и за рубежом, сохраняет традиции европейской и русской школы высокого реализма. Ибо без школы нет художника. Школа - это крылья художника.

Созданное нами учебное заведение - Российская Академия живописи, ваяния и зодчества - следует традициям Императорской Академии художеств Петербурга, давшей миру великих русских художников -Александра Иванова, Илью Репина, Михаила Врубеля, Василия Сурикова и многих других.

Наша Академия расположена в Москве в священных стенах Училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учились и работали Алексей Саврасов, Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин и другие великие русские художники.

В наше время, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школы», определяющее уровень высокого профессионализма художника и критериев подлинного искусства, мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства.

Перед тобой, будущий художник, широко распахнуты врата в священный Храм Искусства - нашу Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества.

Илья Глазуновректор Российской академииживописи, ваяния и зодчества

Энциклопедия: Илья Сергеевич Глазунов

Илья Сергеевич Глазунов – живописец, график, иллюстратор русской классической литературы, театральный художник, архитектор, автор книги «Россия распятая».

Творческая деятельность художника, получившая широкое признание в стране и за рубежом, отмечена рядом высоких званий и наград.

И.С. Глазунов – народный художник СССР (1980), кавалер ордена Трудового красного знамени (1985), ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1995), ордена «За заслуги перед Отечеством III степени» (2000), действительный член Российской Академии художеств, академик (2001), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997). Русская православная церковь удостоила его ордена Преподобного Сергия Радонежского (1998). И.С. Глазунов является лауреатом премии имени Дж. Неру, награжден орденом Вишну (Лаос, 1967), Серебряной медалью Всемирного Совета Мира (1976). Старейшие в Европе Королевские Академии Мадрида и Барселоны избрали его почетным членом (1979). Именем художника Глазунова И.С. названа малая планета.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор вручил ему, первому художнику из России, высшую награду этой международной организации – Золотую медаль Пикассо, присуждаемую за выдающийся вклад в мировую культуру.

Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде.

Во время ленинградской блокады, когда на его глазах голодной смертью умерли родители и ближайшие родственники, он, чудом оставшийся в живых, был эвакуирован по «Дороге жизни» в Новгородскую область.

Вернувшись в 1944 году в Ленинград, И.С. Глазунов поступает в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина, а затем и в сам институт.

В 1956 году, будучи еще студентом, он получает Гран-при на международном конкурсе в Праге, что послужило основанием для проведения его первой персональной выставки, состоявшейся в Москве в 1957 году и вызвавшей широкий отзвук в советской и мировой прессе. На ней были представлены четыре цикла работ, определивших основные направления его творчества: «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет».

В цикле ставших христоматийными  иллюстраций к произведениям русских классиков – Достоевского, Блока, Куприна, Некрасова, Мельникова-Печерского, Лескова, созданных в 60-70-е годы, Илья Сергеевич Глазунов проявил себя как проникновенный знаток национального духа и быта, тонкий психолог, мастер передачи образного строя литературного произведения языком изобразительного искусства. В это же время им созданы широко известные полотна, воссоздающие образ России в протяженности ее многовекового бытия: «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж» и другие произведения. Особое место среди работ исторической тематики занял цикл «Поле Куликово», отражающий переломный момент в истории Отечества, ознаменованный Куликовской битвой.

В своих произведениях И.С. Глазунов предстает не только как виртуозный рисовальщик и мастер композиции, но и как мыслитель, знаток русской и мировой истории и культуры. Вершинами его философского осмысления процессов мировой и отечественной истории стали всемирно известные живописные полотна «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в пасхальную ночь» и другие, не имеющие аналогов в мировом искусстве как по глубине художественного замысла, так и по уровню творческого воплощения.

Всемирную славу Илье Сергеевичу Глазунову принесли его портреты. Следует отметить, что если до революции правители Российской империи зачастую приглашали иностранных художников писать портреты, несмотря на то, что в XVIII, XIX и начале ХХ века в России жили и творили многие выдающиеся русские портретисты, - то в наше время Илья Глазунов был единственным художником, которого приглашали короли, президенты и деятели мировой культуры: Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, король Швеции, король Испании, папа Римский, президент Италии Сандро Пертини, Индира Ганди, король Лаоса и многие другие. «Главное для меня, - говорит художник, - почувствовать внутреннюю музыку души человека и передать на холсте его образ с предельным сходством, без которого портрет не может называться портретом».

И.С. Глазунов продолжает в своем творчестве лучшие традиции русских и западных художников высокого реализма, и это особенно ценно в XXI веке, изломанном вседозволенностью авангардизма и самовыражения. В основе его творчества лежит высокий гуманизм и любовь к человеку.

Выставки произведений И.С Глазунова всегда становились событиями общественной жизни страны. Американская пресса назвала И. Глазунова рекордсменом по посещаемости. И справедливо: история искусства не знает такого примера, чтобы выставку художника, проходящую в течении месяца, посещало более 2 миллионов человек.

Он принимал активное участие в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, возглавлял с 1979 года портретную мастерскую Московского художественного института им. В.И. Сурикова, с 1987 года – он бессменный ректор созданной по его инициативе Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. 31 августа 2004 г. была торжественно открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова.

Творческий путь и общественные деяния И.С. Глазунова широко известны. Миллионы зрителей с открытием его Галереи получили возможность постоянного общения с художником, который по праву называется властителем дум современности – ибо его искусство всегда современно, разнообразно и неожиданно.

Историческая справка о зданииРоссийской Академии живописи, ваяния и зодчества

Российская Академия живописи, ваяния и зодчества располагается в здании, построенном по проекту выдающегося русского архитектора В.И. Баженова по Мясницкой улице, дом 21, - историческом памятнике XVIII века.

Построенный в 1780-1790 годах для генерал-поручика И.И. Юшкова дом стал популярным великосветским салоном столицы. После смерти супругов Юшковых дом принадлежал П.И. Юшкову, их сыну. К этому времени финансовые дела этой семьи пришли в упадок, что вынудило владельца сдать в 1838 году часть помещений под рисовальный класс Московскому художественному обществу. С этой даты и начинается новая жизнь дома Юшкова, связанная с Московской общедоступной школой художеств.

Руководителями и организаторами Московской (общедоступной) школы художеств в то время были М.Ф. Орлов, А.Д. Чертков, Ф.Я. Скарятин, Е.И. Маковский. В подготовленном ими проекте «публичного художественного класса» было определено, что создаваемая московская школа художеств должна предоставить возможность развиваться талантам из народа.

Главным выборным директором художественного класса и самым деятельным членом Художественного общества стал генерал М.Ф. Орлов, герой Отечественной войны 1812 года.

Правительственными органами художественный класс был признан только в 1843 году. В делах Московского учебного округа он начинает фигурировать с 1844 года, когда Московское художественное общество приобрело все здание.

В конце XIX века Училище фактически имело статус высшего учебного заведения, а в 1905 году последовало высочайшее распоряжение за подписью Николая II о предоставлении Московской художественной школе прав высшего учебного заведения с полной самостоятельностью по учебной части.

Московское Училище живописи отличалось от других учебных заведений демократическими условиями приема и подлинно творческой обстановкой. Эта художественная школа объединяла творческую молодежь, для которой главным принципом творчества в искусстве был реализм.

Многие из преподавателей Училища стали членами Товарищества передвижных художественных выставок.

С 1865 года в связи с присоединением Московской архитектурной школы Училище стало называться Училищем живописи, ваяния и зодчества.

Ведущим классом Училища был натурный класс. Его возглавляли В.Г. Перов, А. Рябушкин, С. Коровин и многие другие. Пейзажный класс вел академик живописи А.К. Саврасов. Среди его учеников были И.И. Левитан и К.А. Коровин — величайшие мастера русского пейзажа. После смерти А.К. Саврасова пейзажный класс вел П.Д. Поленов, а потом А.М. Васнецов. В 1870— 1890-е годы в Училище преподавали В. Пукирев, Е. Сорокин, Н. Неврев, С. Коровин, Л. Пастернак и другие.

В это время в помещении Училища проходили выставки знаменитых художников, концерты и благотворительные вечера. Старинный дом на Мясницкой улице всегда притягивал массу людей. В конце XIX века к зданию дома Юшкова но Боброву переулку было пристроено четырехэтажное учебное здание, а в начале XX века во дворе поднялись два восьмиэтажных жилых дома для профессорско-преподавательского состава и студентов.

В это же время по чертежам архитектора И.О. Курдюкова во дворе был построен выставочный зал.

Застекленную крышу зала проектировал известный русский конструктор В.Г. Шухов — автор первой радиотрансляционной и телевизионной башни в Москве. После революционных событий 1917 года Училище живописи, ваяния и зодчества перестало существовать, а в помещениях на Мясницкой улице, дом 21 были открыты Первые государственные художественные мастерские (вторые были открыты на базе Строгановского училища). В качестве руководителе мастерских пришли такие художники, как Лентулов, Кончаловский, Машков, Родченко и другие, входившие в объединение ХУДОЖНИКОВ «Бубновый валет», а также Малевич и Кандинский, которые являлись основоположниками абстрактного искусства.

В конце 1920 года мастерские были объединены в Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС, декрет об образовании которых был подписан В.И. Лениным. Эти мастерские заполнили люди, пренебрегавшие художественными традициями, настроенные против академической и старой живописи. Их ЛОЗУНГОМ было разрушение старого мира «до основания».

Дальнейшая биография дома связана с ВХУТЕИНом — Высшим художественно-техническим институтом, который был создан в 1926 году и просуществовал до 1930 года. После этого дом на Мясницкой улице, 21 занимали несколько учреждений.

С 1942 года в здании находился Московский механический институт, который готовил инженеров-физиков и инженеров-механиков. В 1953 году этот вуз был переименован в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1960 году он переехал в новое здание на Каширском шоссе, а в доме 21 обосновались Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления (ВНИПИОАСУ) и организация ЦНИИТЭИМС со своими отделами, службами и лабораториями.

Таким образом, здание XVIII века — так называемый дом Юшкова - полностью утратило баженовские интерьеры. Большие искажения претерпели и фасады здания.

Новая эпоха в жизни дома Юшкова связана с именем великого русского художника и общественного деятеля — Народного художника СССР, профессора Ильи Сергеевича Глазунова.

Именно ему в далеком уже 1986 году, когда в стране только начиналась перестройка, пришла мысль о создании нового художественного высшего учебного заведения, в котором будут возрождены реалистические традиции русской художественной школы — петербургской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. И соответственно встал вопрос о возвращении здания Московского училища живописи, ваяния и зодчества по Мясницкой улице, дом 21, и размещения в нем вновь создаваемой Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.

История дома Юшкова продолжается.

ОСНОВАНИЕ АКАДЕМИИ

Меня часто спрашивают, почему двадцать лет назад было создано мною новое учебное заведение – Российская Академия живописи, ваяния и зодчества.

В течение долгих лет мне выпала честь возглавлять созданную мной мастерскую портрета в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.

Здесь мне пришлось невольно противопоставить принципы школы высокого реализма методам обучения преподавателей института, которые исключили традиционное рисование с гипсов, работы гризайлью и копирование в музеях шедевров старых мастеров и изучение их технологии. Особое внимание уделялось мною пластической анатомии. Так нас учили в мои студенческие годы в Ленинградском институте имени И.Е. Репина – бывшей Императорской Академии художеств.

Я родился и вырос в Ленинграде. На моих глазах в блокаду погибли мои родители и почти все родные. Вернувшись из эвакуации в 14 лет, я поступил в среднюю художественную школу при Институте имени И.Е. Репина. С 1951 по 1957 год учился и окончил там живописный факультет в мастерской Б.В. Иогансона. Навсегда запомнил годую надпись над входом в мою мальма-матер: «Свободным художества. Лета 1765».

Величественное здание Академии на берегах Невы овеяно славной историей русского искусства. С каким трепетом, вначале ученики школы, а потом студенты, поднимались по крутым лестницам, ступени которых были стерты ногами многих наших любимых художников – А. Лосенко, А. Иванова, К. Брюллова, И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова, А. Рябушкина, М. Врубеля, - всех не перечесть. Высокие залы с копиями Рафаэля, Тициана, Гвидо Рении, исполненными с натуры в Риме лучшими молодыми степендиатами, знаменитый музей античных слепков, рисование с которых культивировалось в старой Академии, учебные рисунки и постановки будущих мастеров XVIII и XIX веков, - все это запомнилось на всю жизнь и определило мою жизнь.

Педагогические каноны Императорской Академии художеств легли в основу воспитания художников в моей мастерской в Суриковском институте.

В 1987 году поводом к созданию нового учебного заведения России послужило не только мое, но и моих друзей убеждение, что «школа для художника – это крылья», не овладев знаниями которой художник навсегда останется дилетантом. Раньше, в советские времена, для всех братских республик, кроме РСФСР, давалась разнарядка, определенное количество мест для поступления в художественные вузы, независимо от уровня талантов и подготовленности.

Поэтому многие одаренные молодые люди из российской провинции были лишены этого права. С горькой очевидностью для меня пришло осознание того, как необходим художественный вуз, куда принимались бы по справедливости молодые таланты нашей многонациональной Родины.

Для нового вуза в Москве не было лучше здания, чем Дом Юшкова, построенный гениальным Баженовым. В этом доме когда-то располагалось Императорское Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором учились и работали великие русские живописцы: В.Перов, М.Нестеров, А.Васнецов, В.Серов, А.Саврасов, И.Левитан. Я решил специально подъехать на Мсницкую, 21, и невольно залюбовался могучей колоннадой здания, выдержанного в лучших традициях классицизма.

Но тогда в нем располагались 22 советских учреждения, занявших это здание во время и после войны, даже институт Андрея Сахарова арендовал один из флигелей. Нам пришлось вложить немало средств и духовных сил, чтобы Академия приобрела достойный вид. Я и мои товарищи горды тем, что, выдежав яростную борьбу с сильными мира сего, вернули снова из мерзости запустения храм искусства русским художникам, создав Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества.

С какой скорбью мы смотрели на изуродованные стены творения Баженова, которые помнят работавших и учившихся здесь великих русских художников. Сколько понадобилось усилий и хождения по правительственным кабинетам, чтобы восстановить хотя бы наполовину это славное в русской культуре здание. Работающие здесь сотрудники и, прежде всего, молодые преподаватели – художники поистине отмечены славой миссионерского подвига, когда вся жизнь творчески богатых, известных у нас и за рубежом молодых художников отдается сохранению и развитию Великой школы Реализма.

Сегодня я убежден: только тот станет подлинным художником, кто, впитав заветы школы высокого реализма, отразит борьбу добра и зла в мире, почувствовав неувядающую красоту гармонии и замысла Божьего мира.

Да пусть проплывет он, как Одиссей, между Сциллой и Харибдой, между бескрылым ремесленным натурализмом и произволом абстрактного формотворчества.

Самое большое таинство творчества любого художника – создание образа. Искусство всегда делилось на два неразрывных начала – «что» и «как». Что хочет сказать художник – рождает форму его произведения. «Будит современников величавыми образами Духа», - призывал М.А. Врубель. «Мое искусство есть свеча, зажженная перед ликом Божьим», - говорил В.М. Васнецов. Изучение натуры, передача ее тональных и цветовых отношений определяют талант и путь художника. Многофигурная картина – композиция – как роман в литературе.

Илья Ефимович Репин, открывая Всероссийский съезд художников в декабре 1911 года, сказал: «Искусство – это высший дар Творца людям, не будем профанировать его!».

Художник всегда осмысляет и понимает время, в котором живет. Будьте, молодые художники, достойны себя и боритесь за великую миссию быть творцом, выражающим национальное самосознание своего народа. Ступени школы высокого реализма – это ступени в вашей душе. Будьте достойны себя в страшной борьбе добра и зла нашего XXI века. Изберите свободу творчества, а не рабство проходящей моды.

Двери нашей Академии открыты для всех, кто хочет стать художником. В наше время, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школы», определяющее уровень профессионализма художника, мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства.

Добро пожаловать в священный Храм Искусства – Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества.

Илья Глазуновоснователь и ректор Российской академииживописи, ваяния и зодчества,народный художник СССР, профессор,академик, почетный член Королевскихакадемий художеств Мадрида и Барселоны,лауреат премии ЮНЕСКО

Гости Академии.

За годы работы Академии в ней побывали многие известные политики, общественные деятели и деятели культуры:

 

glazunov-academy.ru

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Кафедра живописи

Общей задачей академического курса живописи является развитие у студентов художественно-образного восприятия действительности, её цветового, тонального и пластического многообразия, обучения умению передавать гармонию окружающего мира, средствами живописи. В основу всего курса обучения живописи положено изучение формы и цвета (больших цветовых отношений). Способность мыслить тоном. «Живопись – это окрашенный тон». П.Чистяков. Поэтому на первом курсе работают по гризайли, сначала моделируя форму, затем переводят её в цвет.

Работа над постановками с натуры ведётся по принципу постоянного усложнения задач.

Первый курс посвящён голове человека с плечевым поясом, второй – полуфигуре с руками, на третьем – работа с обнажённой моделью, на четвёртом пишется одетая фигура полный рост, на пятом – тематическая постановка – композиция из двух костюмированных фигур в натуральную величину. Ориентиром для студентов служат лучшие образцы реалистического мирового искусства.

Заведующий кафедрой живописи: Штейн Владимир Альбертович, профессор кафедры живописи, член-корреспондент РАХ.

1 КУРС.

2 КУРС.

3 КУРС.

glazunov-academy.ru

Болонская академия живописи в 17 столетии

Карраччи Лодовико. Христос и ангелы в пустыне. Галерея, Берлин-Далем

Карраччи Агостино. Трое шутов, 1600. Национальный музей, Неаполь

Карраччи Аннибале. Явление Христа святому Петру на Аппиевой дороге.

Гверчино. Святой Ромуальдо.1641, Пинакотека, Ровенна

На рубеже 16 — 17 столетий в связи с общими культурными изменениями и как реакция на маньеризм складывается академическое направление в живописи. Его принципы были заложены в одной из первых художественных школ Италии, в так называемой Болонской академии. Основателями ее были братья Карраччи: Лодовико, Агостино и Аннибале, которые стремились к широкому использованию ренессансного наследия, призывая наряду с этим к изучению натуры. Однако натура, с их точки зрения, должна была перерабатываться и облагораживаться в соответствии с идеалами и канонами красоты, которые они видели в искусстве Высокого Возрождения. Их «Академия направленных на истинный путь» была открыта в 1585 году и явилась прообразом позднейших художественных академий. Это была большая мастерская, в которой преподавали не только практические, но и теоретические предметы: перспективу, анатомию, историю, мифологию, рисование с античных слепков и живопись. Вместо цеховой выучки у отдельных художников ученик получал возможность обучаться основам теории и практики по единой разработанной педагогической системе, закрепляющей художественный опыт прошлого. Однако при всем положительном значении, которое имела академическая система обучения в области рисунка, основ перспективы и других предметов мастерства, она подходила к изучению художественного наследия с идеалистических позиций, утверждая достигнутые ранее результаты непревзойденным идеалом. Принцип изучения натуры, действительности постепенно был вытеснен эклектическим подражанием ренессансным художникам, установлением штампов и норм, тормозящих поступательное развитие искусства, обращенного к жизни.

Аннибале Карраччи. Наиболее талантливым из братьев Карраччи был Аннибале (1560—1609), автор ряда алтарных образов и картин на мифологические сюжеты. Совместно с братьями он расписал палаццо Фарнезе в Риме (1597—1604). Цикл фресок на темы любви богов украшает свод галереи и часть стен. Большие плафонные композиции и окружающий их фриз, составленный из прямоугольных панно и круглых медальонов, между которыми расположены сидящие атланты, образуют сложную, законченную систему декора. В расположении фресок Карраччи исходил из принципов, примененных Микеланджело в Сикстинской капелле, однако их образы утрачивают ту значительность и глубину, которые были свойственны крупным мастерам Возрождения. Введение пышных обрамлений, имитирующих скульптуру, и погоня за иллюзорной пространственностью приводят к господству принципов декоративности.

Академия братьев Карраччи нашла большое число приверженцев и последователей, в числе которых были Гвидо Рени (1575 —1642), возглавивший после Карраччи болонскую школу, и Гверчино (Франческо Барбьери, 1591—1666), испытавший сильное воздействие Караваджо. Принципы Академии распространились далеко за пределами Болоньи и Рима.

Карраччи. Картины →

Гверчино. Картины →

Рени Гвидо. Картины →

История зарубежного искусства →

Фердинанд Ходлер Ferdinand Hodler

smallbay.ru