Ампир в интерьере исторических и современных помещений. Ампир картины


Ампир стиль в живописи.

Ампир (фр. Empire – империя) – стиль в  изобразительном искусстве, завершивший развитие классицизма. Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы).

Термином “ампир” первоначально определяли искусство Франции периода империи Наполеона I (1804—1815) в соответствии с существовавшей традицией именовать периоды художественного развития стили искусства по именам королей и формам правления. Французский классицизм эпохи наполеоновской империи, называемый ампиром, сохраняет общую ориентировку классицизма конца 18 века на образцы и формы классического искусства античности. Преимущественное внимание уделяется художественному наследству императорского Рима. В архитектуре заимствуются монументальные формы массивных портиков, триумфальных арок и мемориальных колонн, обширных колоннад, а также военные эмблемы в архитектурных деталях и орнаменте: ликторские связки, скрещенные мечи и копья воинские шлемы и т.п. Ампир через посредство многочисленных атрибутов и символов утверждал идею императорского величия.

Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж. -Л. Давиду. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого — идеалы свободы римской республики.

Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786—1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806—1808). В 1806—1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Шальгрена. Скульптор А. -Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.

Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью — проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.

Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820—1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».

В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820—1830), наступивший после «английского стиля регентства», или «ридженси». Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830—1890-х гг. Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852—1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение, и восходили к эпохе Меровингов

Источник:http://visaginart.narod.ru/ART/am.htm 

 

Похожие записи

design-kmv.ru

Стиль ампир в искусстве и декоративной живописи

Дизайн

Какое отражение нашел стиль ампир в архитектуре, живописи и декоре интерьера: величество и изысканность

В начале 19 века в искусстве лидирует стиль ампир, который зародился во Франции в эпоху правления Наполеона Бонапарта.

Это направление нашло яркое отражение во всех отраслях искусства – и в архитектуре, и в живописи, и декоре интерьера.

Стиль ампир в декоративном искусстве

Ампир в искусстве был завершающим этапом развития классицизма, он опирался на художественные достижения древней Греции и Рима.

Направление представляет собой воплощение величества, изысканности, мощи и воинской славы.

В архитектуре этого времени использовались древнеегипетские декоративные формы – военные трофеи, мечи, сфинксы.

При оформлении интерьера в этом величественном стиле применялись такие элементы и приемы, как этрусские вазы, помпейская роспись, греческий и римский декор, ренессансные фрески и орнаменты.

Главным представителем этого стиля в живописи был Ж.Л.Давид, автор картин «Клятва Горациев» и «Брут», в которых он прославлял эпизоды из республиканского Рима.

Именно ему принадлежала ведущая роль в формировании этого нового направления в искусстве. Среди художников того времени также был известный Ф. Жерар – ученик Давида.

Для стиля ампир в искусстве характерной является лаконичность и сдержанность, но в то же время нельзя не заметить его помпезность и величественность.

Если для раннего классицизма свойственной была легкость и галантность, то ампир в декоративном искусстве отражает атмосферу диктатуры, которую воплощали в реальность архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен.

Направление характеризуется жесткостью и холодностью, оно демонстрирует вырождение классицистических форм.

И в декоре интерьера, и в живописи, и в архитектуре отражалось величие императора и самой империи.

Достигалось это с помощью применения определенных приемов и элементов. Практически везде можно было увидеть орнаменты с изображением трофеев, луков, стрел, лавровых венков, императорских орлов.

Еще по теме не пропустите

domosedi.ru

Ампир: интерьер, архитектура, материалы и детали предметов декоративного стиля

Дата: 02.09.2015 , Обновлено: 02.11.2017

В 1804 году Бонапарт назвался императором Наполеоном I и ввел в моду декоративный стиль ампир с древнеримскими мотивами. Все в этом “стиле империи” прославляло императора. В России ампир закрепился при Александре I: победив в войне 1812 года, русский царь присвоил и стиль “Буонапарте”. С одним важным отличием: в России мотив славы государственной был важнее личности монарха.

  • Жан Огюст Доминик Энгр, “Портрет Наполеона на императорском троне”, 1806. Справа: ваза с фрагментом картины Жака Луи Давида “Наполеон на перевале Сен-Бернар”, 1811, Лувр.

  • Джордж Доу, портрет Александра I, 1824. Справа: ваза “Россия”, Императорский фарфоровый завод, 1828, Государственный Эрмитаж.

  • Архитектура

    Главная архитектурная форма ампира – триумфальная арка. Она самая римская: именно в Риме изобрели арочную конструкцию. Вообще она из архитектурного обихода не исчезала никогда, но ампир сделал арку строже, воинственнее. И солиднее: барочные арки были в основном временными и театральными, а французские в честь побед Наполеона (и русские в честь победы над ним) – это мрамор, гранит и бронзовое литье. 

  • Триумфальная арка, Шарль Персье и Пьер Фонтен, 1806–1807, Париж.

  • Нарвские триумфальные ворота, Василий Стасов, 1827–1834, Санкт-Петербург.

  • Еще один ампирный архитектурный жанр – триумфальная колонна: например Вандомская, отлитая по образцу колонны Трояна из бронзы захваченных под Аустерлицем пушек, и наш Александрийский столп – он выше Вандомской колонны на четыре метра.

  • Вандомская колонна, Луи Огюст Лепер и Жак Гондуэн, 1806–1810, Париж.

  • Александрийская колонна, Огюст Монферран, 1834, Санкт-Петербург.

  • Интерьер

    Главные художники французского имперского стиля Шарль Персье и Пьер Фонтен были талантливыми декораторами и употребили свой талант в основном на создание интерьеров и дизайн мебели. 

    Спальня императрицы Жозефины в Мальмезоне, декораторы Шарль ­Персье и  Пьер Фонтен.

    Спальня императрицы Жозефины в Мальмезоне, декораторы Шарль ­Персье и  Пьер Фонтен.

    В России архитекторам, работавшим в стиле ампир, равно удавались все формы – от мебели до дворцов. Главные “мастера на все руки” – итальянец Карл Росси и француз Огюст Монферран. Единственный русский “многостаночник” – Андрей Воронихин.

  • Интерьер Белоколонного зала, Михайлов­ский дворец, Карл Росси, 1819–1825, Санкт-Петербург.

  • Адмиралтейство, реконструкция  Андреяна Захарова, 1805–1819, Санкт-Петербург.

  • Материалы

    В 1801 году Персье и Фонтен выпустили книгу “Собрание эскизов для украшения интерьера”, которая послужила образцом для мебельщиков и декораторов всей Европы. Хорошо знали это издание и русские архитекторы. Однако русский ампир не стал точной копией французского – скорее, его вольным переводом. Французскую ампирную мебель, как правило, изготавливали из красного дерева, в отделке активно использовали бронзу и мрамор. 

  • Консоль, мрамор, Франция, начало XIX века.

  • Кабинет Жозефины, красное дерево, мастер­ская братьев Жакоб, Франция, 1809.

  • Русские мастера вместо заморского дерева махагони (вид красного дерева) использовали для производства мебели карельскую березу, ясень, тополь. Для столешниц с Урала доставляли малахит, лазурит и другие поделочные камни. Роль бронзовых накладок на деревянной мебели исполняла резьба, покрытая позолотой.

  • Консоль, Россия, Петергофская гранильная фабрика, начало XIX века, Государственный Эрмитаж.

  • Секретер, массив карельской березы, Россия, начало XIX века.

  • Детали

    Персье и Фонтен создали для ампирного декора строгую систему образов: например, пчела, окруженная лавровым венком, обозначала Наполеона, а лебедь – императрицу Жозефину. Французский ампир закончил свое существование вместе с отречением Наполеона от престола в 1814 году. 

    Блюдце и чашка, Франция, 1810-е, дворец Мальмезон.

    Блюдце и чашка, Франция, 1810-е, дворец Мальмезон.

    В России он продержался до середины XIX века. Самобытность русского ампира проявилась в деталях: сочетание позолоченной резьбы с деревом, выкрашенным в белый цвет, считается изобретением русских мастеров, как и многоцветная обивка – у французов обивки были в основном однотонными или уж с лавровыми венками.

    Стул, Россия, первая четверть XIX  века, музей-усадьба “Останкино”.

    Стул, Россия, первая четверть XIX  века, музей-усадьба “Останкино”.

    Египетские мотивы

    После Египетского похода Наполеона в 1797 году в Европе вошел в моду Восток вообще и Древний Египет в частности. Соответственно, мебель покрылась изображениями сфинксов, ибисов и иероглифами. 

    Консоль, Франция, конец XVIII века, Государственный Эрмитаж.

    Консоль, Франция, конец XVIII века, Государственный Эрмитаж.

    В изделиях русских мебельщиков эти элементы “обрусели”: крылатые сфинксы у стола-консоли бровасты и пышногруды, как наша сказочная птица сирин.

    Консоль-витрина, Россия, первая четверть XIX века. Музей-усадьба “Останкино”.

    Консоль-витрина, Россия, первая четверть XIX века. Музей-усадьба “Останкино”.

    Пальметта и акант

    Два главных ампирных орнамента имеют разное, но одинаково древнее происхождение. Классический акант, декоративная форма в виде стилизованных листьев или стеблей акантуса – мотив античный. 

    Вверху: акант, фрагмент орнамента стола-геридона, Сервская мануфактура, 1803–1806, дворец Фонтенбло. <br />
Внизу: пальметта, орнамент чайного сервиза Наполеона и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Вверху: акант, фрагмент орнамента стола-геридона, Сервская мануфактура, 1803–1806, дворец Фонтенбло. Внизу: пальметта, орнамент чайного сервиза Наполеона и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    А пальметта, веерообразный орнамент в виде пальмового листа – дань все той же восточно-египетской моде.

    Пальметты и акант, деталь дивана, Россия, 1830-е, музей-усадьба “Останкино”.

    Пальметты и акант, деталь дивана, Россия, 1830-е, музей-усадьба “Останкино”.

    Звериные мотивы

    Еще один верный признак ампира – звериные мотивы. Львы, орлы и змеи, ассоциирующиеся с мужеством, силой и мудростью, были самыми популярными “ампирными” животными. 

    Стол-геридон, мастерская братьев Жакоб, Франция, ок. 1803, Государственный Эрмитаж.

    Стол-геридон, мастерская братьев Жакоб, Франция, ок. 1803, Государственный Эрмитаж.

    Их стилизованные головы и лапы украшали подлокотники и ножки мебели, а спинки и боковины кресел и диванов нередко имели форму орлиного крыла.

    Диван по проекту Андрея Воронихина, Греческий зал Большого дворца <br />
в Павловске, 1803–1804.

    Диван по проекту Андрея Воронихина, Греческий зал Большого дворца в Павловске, 1803–1804.

    Кариатиды

    Мебель ампира была архитектурой в миниатюре: классичной, симметричной и суховатой. А кроме того, украшалась такими сугубо архитектурными деталями, как колонны и кариатиды. 

    Консоль, мастер­ская братьев Жакоб, Версаль.

    Консоль, мастер­ская братьев Жакоб, Версаль.

    На их деревянных или бронзовых плечах покоится большая часть всех столешниц, изготовленных в эпоху ампира, – настолько архитекторы и мебельщики этого периода любили девушек в туниках.

    Консоль, 1800-е, Россия, Государственный Эрмитаж.

    Консоль, 1800-е, Россия, Государственный Эрмитаж.

    Лавровый венок

    Лавровый венок – универсальный символ триумфа, победы и власти. Имперский стиль, конечно же, не мог не воспользоваться таким понятным образом. 

    Деталь орнамента чайного сервиза Наполеона I и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Деталь орнамента чайного сервиза Наполеона I и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Изображая лавр, художник всегда имел в виду императора. Александра I предпочитали увенчивать “портретно”. А Наполеона узнавали даже по пчеле.

    Шпалера “Портрет Александра I”, Франция, 1812–1816, Государственный Эрмитаж.

    Шпалера “Портрет Александра I”, Франция, 1812–1816, Государственный Эрмитаж.

    www.admagazine.ru

    Стиль ампир в интерьере: создаем имперскую роскошь

    Стиль ампир в интерьере появился в начале XIX века во Франции. Это направление стало своего рода реализацией королевских амбиций Наполеона Бонапарта, который требовал прославления военной мощи и признания его величия.

    Особенности стиля ампир в интерьере

    Слово ампир (от франц. empire) на русском языке означает «империя», и перевод абсолютно точно раскрывает всю суть этого направления. Став преемником классицизма, стиль ампир привнёс в него фундаментальность, величие и невероятную торжественность.

    Благородство стиля ампир в интерьере

    Благородство стиля ампир в интерьере

    Характерные черты стиля ампир в интерьере

    Стиль ампир в интерьере – это отражение безграничной власти и могущества правителя Франции. Но подобная демонстрация богатства удивительным образом сочетается с лаконичностью и строгостью классицизма. За основу стиля ампир были взяты исторические и архитектурные особенности древних империй, поэтому в интерьере можно встретить характерные черты некоторых культур.

    Изящное оформление интерьера гостиной в стиле ампир

    Изящное оформление интерьера гостиной в стиле ампир

    Монументальность дизайна подчёркивается колоннами, арками, барельефами и пилястрами, возведёнными по принципу ордерной системы. Подобные архитектурные особенности позволяют подчеркнуть целостность и единообразие оформления, и придают интерьеру парадный облик.

    Величественные колонны в интерьере в стиле ампир

    Величественные колонны в интерьере в стиле ампир

    Наполеон Бонапарт причислял себя к легиону римских императоров, поэтому ампир пропитан античностью, особенно чертами Древнеримской империи. В интерьере в изобилии присутствуют фрески, лепнина, геральдическая символика, из-за чего педантичная планировка и строгость классицизма отошли на второй план.

    Красота и роскошь интерьеров в стиле ампир

    Красота и роскошь интерьеров в стиле ампир

    Французские дома наполнялись и атрибутами экзотических стран, которые завоеватели привозили из своих походов.

    Совет! Если вы собираетесь создать в квартире дизайн интерьера в стиле ампир, помните о том, что в помещениях с небольшой площадью это направление будет не совсем уместно. Достаточно лишь использовать минимальный набор характерных черт для того, чтобы грамотно подчеркнуть концепцию.

    Сдержанные дизайны интерьеров в стиле ампир

    Сдержанные дизайны интерьеров в стиле ампир

    Ещё одной характерной чертой стиля ампир являются предметы, связанные с военной тематикой. Для украшения интерьера использовали статуи и бюсты полководцев, различное оружие, штандарты. Спустя время подобное увлечение атрибутами войны схлынуло, уступив место фрескам, орнаментам и гобеленам на тему военных сражений.

    Военная тематика стиля ампир, отражённая на картинах и фресках

    Военная тематика стиля ампир, отражённая на картинах и фресках

    Стиль ампир подчиняется строгим правилам симметрии и центровки, и творческий беспорядок тут неуместен. Необходимо иметь чёткое представление о том, где именно должны располагаться те или иные предметы. В современных интерьерах в стиле ампир присутствует центральная фокусная точка вокруг которой выстраивается композиция.

    Симметричное оформление интерьера в стиле ампир

    Симметричное оформление интерьера в стиле ампир

    Цветовая гамма стиля ампир в интерьере

    Дизайн интерьера в стиле ампир – это насыщенная и богатая палитра оттенков, которая призвана усиливать ощущение роскоши и величия. Для оформления стоит использовать благородные цвета, например, алый, королевский синий, карминовый, изумрудный.

    Насыщенные цвета придают интерьерам в стиле ампир особую торжественность

    Насыщенные цвета придают интерьерам в стиле ампир особую торжественность

    Однако разрабатывая проекты современных интерьеров в стиле ампир, дизайнеры делают ставку на более спокойную цветовую гамму. Преобладающими оттенками становятся пастельные тона, которые дополняют акцентными красками и позолотой.

    Преобладание белого цвета в стиле ампир ничуть не уменьшает величия этого направления

    Преобладание белого цвета в стиле ампир ничуть не уменьшает величия этого направления

    Особенности отделки интерьера в стиле ампир

    Стиль ампир предполагает использование дорогих отделочных материалов. Великолепие этого направления подчёркивают с помощью мрамора, редких пород древесины, хрусталя, бронзы и позолоты.

    Роскошная отделка интерьера в стиле ампир

    Роскошная отделка интерьера в стиле ампир

    Напольное покрытие в стиле ампир выполняют из наборного паркета и камня. В современных интерьерах допускается использование ламината или керамической плитки, стилизованной под мрамор. В XIX веке стены преимущественно оклеивали тканями и дополняли такую отделку деревянными панелями. В современных условиях шёлк и парчу можно смело заменить обоями.

    Украшение стен художественными росписями в стиле ампир

    Украшение стен художественными росписями в стиле ампир

    Классический белый потолок в стиле ампир является венцом отделки и украшается лепниной, потолочными плинтусами и молдингами с различными орнаментами. Место расположения люстры можно дополнительно декорировать гипсовой розеткой.

    Лепной декор и резьба в стиле ампир

    Лепной декор и резьба в стиле ампир

    Дизайн интерьера в стиле ампир

    Дизайнеры способны гармонично вписать стиль ампир в интерьер квартиры благодаря современным материалам и стилизованным предметам.

    Шикарный интерьер спальни в стиле ампир

    Шикарный интерьер спальни в стиле ампир

    Мебель в стиле ампир

    В XIX веке делали упор на красоту, а не на функциональность, поэтому мебель в стиле ампир отличается массивными формами, правильными линиями и замысловатым декором.

    Детали интерьеров в стиле ампир

    Детали интерьеров в стиле ампир

    В процессе выбора обращайте своё внимание на внешний вид предметов: все изделия должны выглядеть так, словно они достойны лишь императора. Мебель в стиле ампир изготавливают из дерева, а для обивки применяют дорогие натуральные ткани. В качестве декоративной отделки используют накладки из бронзы или позолоты. В изделиях допускается аккуратная резьба и патинирование.

    Современный ампир в интерьере квартиры

    Современный ампир в интерьере квартиры

    Мягкая мебель в стиле ампир приземистая, с низкими резными ножками и декоративными подлокотниками. В то время большой популярностью пользовались узкие шкафы и буфеты со стеклянными дверцами для хранения посуды. Нередко мебель украшалась военной символикой, фигурами грифонов и сфинксов, копиями архитектурных элементов.

    Атмосферные интерьеры спален в стиле ампир

    Атмосферные интерьеры спален в стиле ампир

    Декор в стиле ампир

    Дизайн интерьера в стиле ампир невозможно считать целостным без декора. Причём к декоративной составляющей относят не только аксессуары, но и позолоченную отделку, фрески, барельефы, статуи фантастических животных и бюсты известных личностей.

    Красота предметов интерьера в стиле ампир

    Красота предметов интерьера в стиле ампир

    Конечно, в современную квартиру сложно вписать столь масштабный декор, но есть предметы, которые способны преобразить интерьер и сделать его завершённым. Отличительной чертой стиля ампир является обилие зеркал в дорогих рамах. Они не только создают замысловатую игру света, но и визуально расширяют комнату, делая интерьер ещё более величественным.

    Стиль ампир в интерьере может быть очень изящным

    Стиль ампир в интерьере может быть очень изящным

    Кроме зеркал, для декора можно выбрать бронзовые изделия (шкатулки, канделябры, часы), картины с военными или историческими сценами, античные вазы и статуэтки, фарфоровые сервизы. Текстиль используется лишь для создания многослойного оформления оконных проёмов.

    Предметы мебели и декора в стиле ампир

    Предметы мебели и декора в стиле ампир

    Тщательно проработав все детали будущего дизайна, вы сможете воспроизвести стиль ампир в интерьере современной квартиры.

    www.ivybush.ru

    Картины современных художников: Ампир стиль в живописи

    Ампир (фр. Empire — империя) — стиль в  изобразительном искусстве, завершивший развитие классицизма. Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы).

    Термином «ампир» первоначально определяли искусство Франции периода империи Наполеона I (1804—1815) в соответствии с существовавшей традицией именовать периоды художественного развития стили искусства по именам королей и формам правления. Французский классицизм эпохи наполеоновской империи, называемый ампиром, сохраняет общую ориентировку классицизма конца 18 века на образцы и формы классического искусства античности. Преимущественное внимание уделяется художественному наследству императорского Рима. В архитектуре заимствуются монументальные формы массивных портиков, триумфальных арок и мемориальных колонн, обширных колоннад, а также военные эмблемы в архитектурных деталях и орнаменте: ликторские связки, скрещенные мечи и копья воинские шлемы и т.п. Ампир через посредство многочисленных атрибутов и символов утверждал идею императорского величия.

    Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж. -Л. Давиду. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого — идеалы свободы римской республики.

    Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786—1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806—1808). В 1806—1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Шальгрена. Скульптор А. -Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.

    Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью — проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.

    Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820—1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».

    В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820—1830), наступивший после «английского стиля регентства», или «ридженси». Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830—1890-х гг. Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852—1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение, и восходили к эпохе Меровингов

    stiligivopis.blogspot.com

    примеры оформления, фото – Rehouz

    Стиль ампир зародился во Франции во времена правления Наполеона Бонапарта и явился вершиной классицизма. В переводе с французского «ампир» означает «империя», и это название как нельзя лучше характеризует данное направление. Имперская роскошь, помпезность и торжественность – отличительные черты этого стиля в интерьере.

    ампир в интерьереСтиль ампир в интерьере

    ≡ Содержание:

    Ампир в интерьере: особенности стиля

    За основу ампира были взяты архитектурные и стилистические традиции древнейших государств: Египетского, Древнегреческого и Римской империи. Колонны, фрески, арки, барельефы, богатая лепнина, потолочные бордюры, пилястры – все это заимствованные античные элементы, ставшие неотъемлемыми украшениями интерьеров в стиле ампир. Военная символика на стенах: щиты, мечи, шпаги и доспехи символизируют величие и доблесть, а фамильные гербы – преемственность семейных традиций.

    Характерными чертами стиля ампир являются:

    1. Соблюдение симметрии.
    2. Художественная утонченность.
    3. Торжественная парадность.
    4. Монументальность.
    5. Обилие элементов декора.

    Ампир уместен в интерьере просторных помещений с большими окнами и высокими потолками. Вряд ли этот стиль подойдет для оформления тесных квартир, неспособных передать весь его пафос, величие и монументальность, заложенные изначально.

    ампир в интерьере фотоСтиль ампир в интерьере фото

    Имперский стиль придает помещениям официальный и одновременно торжественный вид, поэтому чаще всего его используют для оформления кабинетов высокопоставленных деятелей, помещений театров, государственных и других официальных учреждений.

    Отделка и материалы

    Оформление помещений в этом стиле предполагает использование натуральных дорогих и качественных материалов, символизирующих роскошь и великолепие. К ним относятся ценные породы дерева, мрамор и другие натуральные камни, хрусталь, серебро, позолота, бронза.

    стиль ампир в интерьере

    • Напольные покрытия интерьеров этого стиля – паркет из дорогих пород дерева со сложным рисунком, плитка из камня или мраморная мозаика.
    • Стены изначально декорировались шелком и парчой. В современных помещениях допускается оклейка фактурными обоями, имитирующими богатые ткани.
    • Потолки окрашиваются в традиционный белый или цвет слоновой кости.
    • Мебель – массивная, тяжелая, с изысканным декором, изготовленная из благородных пород дерева (орех, красное дерево, карельская береза).
    • Допускается использование насыщенной цветовой гаммы в сочетании со спокойными оттенками и акцентами в виде позолоты.

    Отделка и мебель должны привносить в интерьер шик и создавать атмосферу респектабельности и грандиозной пышности. Возможно, в угоду этому придется пожертвовать комфортом, и мебель этого стиля не будет отличаться удобством. Характерной особенностью предметов мебели в стиле ампир является наличие декора в виде архитектурных элементов и мифических существ.

    ампир в интерьере. мебель

    Имперский декор: богатство и изысканность

    Не менее важным элементом, чем предметы мебели и отделка, является декор. Именно он придает интерьеру законченный и целостный вид. Элементы декора также должны соответствовать имперскому стилю и отличаться роскошью и великолепием. Это могут быть:

    • мраморные, серебряные или позолоченные шкатулки и подсвечники;
    • зеркала в массивном бронзовом или позолоченном обрамлении;
    • изящная фарфоровая посуда;
    • часы из дерева или бронзы;
    • картины в позолоченных рамах;
    • вазы из дорогих материалов;
    • античные статуэтки.

    ампир в интерьере. декорКартины могут изображать батальные сцены или важные исторические события. В качестве светильников для интерьеров стиля ампир как нельзя лучше подойдут массивные хрустальные люстры и бра с бронзовыми канделябрами и имитациями свечей.

    ампир в интерьере гостинойАмпир в интерьере гостиной

    Окна в таких помещениях оформляются коваными карнизами, гардинами из легких тканей и многослойными тяжелыми шторами с драпировками, широкими складками, ламбрекенами, кистями и бахромой. Актуален пурпурный цвет портьер с золотой отделкой, что соответствует императорским оттенкам.

    ампир в интерьереТоржественность и помпезность стиля ампир делают его уместным в интерьерах, которые должны выглядеть респектабельно: резиденциях политиков, кабинетах руководства банков и солидных кампаний, фешенебельных гостиницах.

    Стиль ампир в интерьере — фото:

    ампир в интерьере ампир в интерьере кухни ампир в интерьере кабинета ампир в интерьере - мебель ампир в интерьере кабинета

    Дизайн интерьера в стиле ампир — видео

    + Похожие стили:

    rehouz.info

    Стиль ампир в интерьере - создание дизайна и фото идеи

    Стиль ампир в интерьере появился в эпоху правления императора Наполеона. Его главная задача заключалась в репрезентации власти, подчеркивании статуса и неограниченных возможностей. Еще одно название стиля – имперский или дворцовый. Ведь именно по канонам ампира выстроены интерьеры дворцов французских и российских императоров. Они величественны и монументальны, им присуща официальная парадность и строгость.

    История стиля

    Империя – так с французского переводят название стиля. Создавая свою империю, Бонапарт стремился объединить огромные территории и разные народы под своим началом. Связующим звеном должны были стать общие культурные традиции. Однако, строгость классицизма, господствующего в европейских столицах в конце XVIII века, не подходила для этой цели.

    Поэтому в первые десятилетия XIX века складывается новый стиль в архитектуре, живописи, литературе и конечно, интерьерах помещений. Над созданием ампира потрудился французский живописец, возвеличивающий на своих полотнах императора и его свиту, Жак Луи Давид. Он восхваляет боевые подвиги правителя, изображая его верхом на горячем коне. Кроме того, он изготавливает красивую лакированную мебель, украшенную дорогой мозаикой и орнаментами, и преподносит Жозефине. Такой подход был весьма щедро оценен властью. Давиду начинают делать крупные заказы, он становится известным. 

    Под влиянием монументальных картин Жака Луи, развивается и архитектура. Для правителя перестраивают грандиозные дворцы, восхищающие своей красотой и помпезностью. Известными становятся имена архитекторов Пьера Фонтена и Шарля Персье, обновивших Тюильри и Лувр. По их эскизам изготавливали известные мебельные гарнитуры в стиле ампир. 

    Внутреннее убранство Лувра.

    Дизайн интерьера в стиле ампир проник и в Россию. Влияние французской культуры было велико в начале XIX века. Именитые особы приглашали французских гувернеров, живописцев, архитекторов. Модно было не только одеваться на французский манер, но и выражать свои мысли с помощью иностранного языка. Для возведения дворцовых комплексов и соборов в Россию приглашали Анри де Монферрана, Карла Росси. В их исполнении ампир звучал мягче и пластичнее.

    Интерьер Павловского дворца.

    Особенности французского ампира

    Французский ампир в интерьере превозносит Наполеона, поэтому ему присущи показная парадность и величие. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Потолки выглядят как произведения искусства. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. На ее внешний вид оказывают влияние события военного похода в Египет и увлечение римскими традициями. Стулья с прямыми спинками украшают накладки с львиными головами, их ножки имеют форму львиных лап или римских колонн. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир.

    Французский ампир – это стиль залов для официальных приемов и торжественных мероприятий. Он призван восхищать и очаровывать, покорять с первого взгляда. Ампир больше подходит для оформления кабинетов, парадных залов, больших столовых и гостиных комнат. Реже с его помощью оформляют спальни.

    Особенности русского ампира

    Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. Этот запрет сохранился и при Александре I. Однако во время его правления, в России начинают изготавливать мебель в стиле ампир. Для Александра I из Франции передают альбомы с эскизами лучших архитектурных построек, интерьеров, мебели. Мебель заказывают лучшим мастерам, которые изготавливают ее из красного дерева и карельской березы, украшают мозаикой и резьбой. Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной.

    Мебель, изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный. Для дворцовых петербургских интерьеров заказывали мебель из красного дерева или палисандра с золоченными накладками, и великолепной мозаикой. Для обивки использовали шелк или бархат. Для московских интерьеров изготавливали мебель из дерева более простых пород – ясеня, ореха, липы. В качестве обивки подбирали ситец.

    Основные черты стиля ампир

    1. Большая площадь и грандиозность - главная черта стиля. Ампир – это исторический стиль, обозначающий интерьеры дворцов и резиденций императоров. Он придает помещениям величественный и торжественный вид. Сегодня его выбирают для оформления статусных номеров в гостиницах высшего класса, интерьеров загородных домов и вил, банкетных залов в ресторанах.

    2. Использование центрической композиции. Принципы отделки поверхностей и расстановки мебели в большом помещении строятся чаще всего на лучевой или центрической композиции. Как правило, центр пола и потолка подчеркивается узором.

    3. Предметы античности и воинской славы для украшения интерьера. По периметру зала для торжественных приемов или парадной гостиной расставляют скульптурные группы, фарфоровые вазы, бронзовые подсвечники.

    4. Большие зеркала. Их использую для подчеркивания блеска золотых поверхностей и отражения великолепия обстановки. Зеркало обязательно должно быть большим, оформленным в массивную раму.

    Роль цвета в создании интерьера

    Для дизайна интерьера в стиле ампир главным цветом является золотой. Именно он призван подчеркнуть власть и статус дворцовой обстановки.

    Блеск золота великолепно подчеркивают:

    1. Белый цвет, создающий впечатление утонченности и нарядности. Такое сочетание характерно для украшения потолков и стен.

    2. Красный, винный красный, подчеркивающий силу и высокопоставленность. Его чаще всего используют для текстильного оформления (красные ковровые дорожки, обивка диванов и стульев, шторы).

    3. Благородный синий, излучающий холодную энергетику, использовали для оформления гостиных или будуаров. В ампире он менее значим по статусу, чем красный цвет. Соответственно, применялся для декора менее важных помещений.

    Оформление стен

    Стены в ампире – это не просто неприметный фон для картин и зеркал, это драгоценная огранка. Их украшали, как все поверхности, лепниной, золотыми узорами. Для отделки стен не используют обои, грубую каменную кладку или пластиковые панели. Эти материалы под запретом.

    Чтобы оформить современное помещение в наполеоновском духе можно использовать такие методы:

    • выкрасить стены матовой белой или светло-бежевой краской;
    • зрительно разделить их на симметричные части при помощи накладных колонн, молдингов и лепных декоративных элементов;
    • все объемные декоративные элементы подчеркнуть при помощи золотой краски;
    • некоторые узкие простенки закрыть зеркальными панелями;
    • повесить зеркала в больших рамах в нескольких местах;
    • украсить стены семейными портретами в величественных позах и нарядах начала XIX столетия.

    Потолок

    Помещение в имперском стиле обязательно имеет высокие потолки. Это важное условие, на которое следует обращать внимание при создании дизайна современного интерьера в стиле ампир. Если загородная вилла имеет два этажа, а помещения отличаются высокими потолками, то их можно украсть по-царски. Для маленькой квартиры с низкими потолками такие приемы не подойдут.

    Итак, основные черты потолка выражаются в следующем:

    • они имеют прямую или куполообразную форму;
    • выкрашены в белый цвет без глянца;
    • украшены росписью в античном стиле, золотой лепниной, медальонами;
    • чем больше площадь потолка, тем больше люстр на длинных подвесах его освещают.

    Пол

    Стиль ампир в интерьере многократно подчеркивается красотой и неповторимостью узоров на полах. Для отделки пола использовали натуральное дерево различных пород. Чаще всего пол выкладывали паркетной доской художественным способом. Для создания рисунка использовали паркетную доску из светлого и темного дерева. Рисунок обязательно симметричен, часто начинается не от угла, а из цента.

    Полы в гостиной и спальне украшают дорогим ковром ручной работы. Как правило он имеет орнаментальный рисунок в сине-золотой, красно-золотой или бело-золотой гамме.

    Мебель в стиле ампир

    Мебель в стиле ампир тяготеет к официальной парадности. Ей чужды мелкие формы, женская изысканность и витиеватость.

    Основные черты мебельных гарнитуров заключаются в следующем:

    • Использование натуральных дорогих материалов для корпуса и обивки. Плавные линии, очерчивающие форму.
    • Мебель для комнаты подбирают из дерева одной породы.
    • Украшенная орнаментом поверхность, при этом основу орнамента составляют цветы и геометрические фигуры, часто с золотым покрытием.
    • Копирование предметов мебели Античного Рима и Греции. Яркий пример – римское ложе, с одной стороны которого изголовье, а с другой – подлокотник.

    Характерные для ампира предметы мебели:

    1. Низкий круглый столик на одной опоре. Его делали из ценной породы дерева, украшали инкрустацией, резьбой и золотым орнаментом.

    2. Шкаф-витрина с характерной отделкой и стеклянными полочками. С украшением из бронзовых накладных деталей, скульптурных деталей.

    3. Большой обеденный парадный стол в окружении высоких стульев. Для обеденной группы часто использовалась сложная техника украшения поверхностей – меркетри (мозаика с использованием ценных пород), художественная резьба.

    4. Эксклюзивные музыкальные инструменты, украшенные мозаикой.

    Декор

    В эпоху правления Бонапарта интерьеры украшали бронзовые группы: подсвечники, люстры, скульптуры и часы. Они отличались особым качеством чеканки, чередованием матовых и глянцевых поверхностей, симметрий и гармонией внешнего вида. Особое место интерьера в стиле ампир занимали фарфоровая посуда, портреты и зеркала в объемных позолоченных рамах.

    Фото идеи - ампир в интерьере современных помещений

    Видео: Особенности стиля ампир

    Вам будет интересно

     

    srbu.ru