20 примеров, какими бывают Ангелы в мировом искусстве. Часть первая. Ангел картина


Те, кто всегда рядом... Ангелы в живописи современников – Ярмарка Мастеров

Художниками всех времён и народов, конечно же, написано очень много картин, посвящённых бесплотным невидимым защитникам — ангелам. Их изображают человекоподобными крылатыми созданиями.

Посредников между материальным и духовным мирами часто пишут и наши современники, чья живопись и представлена в этой публикации.

"Ангел мой, будь со мной, ты впереди, я за тобой!" — так учили наши бабушки просить защиты и помощи у тех, чьё предназначение служить людям и быть частью их жизни. Ангел у героя этой картины талантливейшего Владимира Любарова маленький и беззащитный. Парадокс, но в этом его сила как помощника.

ангельская тема

Владимир Любаров "Ангел-хранитель"

Ангелы в творчестве Алесандра Простева присутсвуют в нескольких проникновенных художественных сериях, которые, по-хорошему, заслуживают отдельной обширной публикации.

ангел в живописи

Александр Простев "Ангел-хранитель дедушки Василия"

художники и ангелы

Александр Простев "Дрались Петрович с Сашкой"

простев александр

ворошилин александр

ангелы на картинах

ангел-хранитель

Александр Простев

Александр Простев "Ангел, принимающий душу блаженной Ксении Петербургской"

Философская ангельская серия Махова Александра

Мухин Николай

Владимир Калинин

Кутявина Марина

Нино Чакветадзе

Кузнецов Владимир "Посиделки"

Кузнецов Владимир "Колыбельная для куклы"

Чернакова Зоя

Мартынчук Василий

Ворошилин Александр

Передерий Павел

Посохин Игорь

Концуб Анатолий

Три светлых ангела стояли над душой.Один сказал: "Она живёт беспечно!""И редко молится!" — тут поддержал второй."Зато полна любви и человечна!" — ответил улыбнувшись третий.И Бог, ответ лишь третьего, заметил.

Алексей Савенков

www.livemaster.ru

дивные крылья на картинах художников прошлого и настоящего: vakin

Небесные создания, приносящие радость и надежду, могут предстать в совершенно неожиданных образах на картинах художников. Ключи к их таинственному бытию скрывается в сказках, мифах, легендах, Библии, астрологии и даже восточной философии. Вашему вниманию классические образы крылатых и самые смелые эксперименты художников в нашем путешествии в небесные сферы. От Дюрера и Берн-Джонса до Кристенсена и Васнецова — полетели!

Вы думаете, эти две прелестницы обсуждают свои наряды и прически, делая друг другу милые комплименты, — вовсе нет! Очаровательные девушки-ангелы говорят о картинах Боттиччели! Похожие на волшебных эльфов, они появились из страны чудес Джеймса Кристенсена — современного и очень известного американского сказочника.Джеймс Кристенсен. Вечерние ангелыXX век

Неуемная фантазия Кристенсена создала целый мир сказочных персонажей: эльфы и карлики-горбуны, принцессы и чудовища, русалки и гномы, летающие рыбы! Тысяча мелких деталей загадочных героев заставляют часами разглядывать его картины. И если сказочные персонажи Кристенсена интригуют, уносят в детство, то его ангелы воплощают вечные ценности и дарят Веру, Надежду и Любовь.

Джеймс Кристенсен. Вера, Надежда и ЛюбовьXX век

«Я всегда предпочитаю рисовать ангелов в образе прекрасных девушек. Я убежден, что именно женская сторона человеческой природы связана с такими ангельскими качествами, как мир, покой, поддержка, поощрение, ободрение, и способна на безусловную любовь, ту, которую мы получаем от наших мам».Джеймс КристенсенДжеймс Кристенсен. Ангел и две феиXX век

Джеймс Кристенсен. Ангел и три демона

Джеймс Кристенсен. Ангел с эполетами

Кристенсен написал картину «Ангелы моего городка» под впечатлением от средневековой архитектуры итальянского города Умбрия.

«Этой картиной я хотел выразить благодарность за ощущение того, что мы не одиноки. Мы должны помнить, что ангелы действительно присматривают за нами. Даже если вы живете в Нью-Йорке, у вас есть свой городок. Я знаю всех одиноких людей в моем квартале. Мы помогаем друг другу, и мы — ангелы друг для друга. Мы ангелы своего города».Джеймс Кристенсен. Ангелы моего городкаXX век

Если мы наслаждаемся ангелами Кристенсена, лишь созерцая их прекрасные образы, то ангелов Майкла Паркеса нужно разгадывать, чтобы понять. Ответы надо искать в древних мифах, легендах, восточной философии и дохристианских верованиях. Майкл Паркес много путешествовал прежде, чем стать, как он мечтал, осознанным художником. В поисках мудрости он отправился в Европу, затем Индию, Непал и Пакистан. В Индии он изучал философию и эзотерику Востока и Запада, и свои знания воплотил в загадочных картинах.

Майкл Паркес. Воспоминания

Майкл Паркес. Ангел останавливает время

«Для человечества действует вечный закон — очищение своей кармы на протяжении своей жизни. И все же, Ангел, который останавливает время, в любой момент может подарить нам свободу. Свободу не от смерти, потому что смерть — это часть в цепи времени, но свободу от нас самих. У большинства из нас есть по крайней мере один момент в жизни, когда время может остановиться и все будет видно с предельной ясностью».Майкл ПаркесМайкл Паркес. Эксперимент ангела

Майкл Паркес. Луна и бабочки

Диана, богиня охоты, — воплощение женской силы, благородства и красоты. Ее легенда, по мнению Паркеса, старше древнегреческих мифов и ведических писаний. На что она охотится в его картине? Диана — сама энергия звезд и ее «добыча» — темнота ночи.

Во всех картинах Паркеса идет вечная борьба добра и зла, даже если не всегда это заметно. Восточная и Западная мудрость гласит о победе красоты и гармонии, как и во всех крылатых женских образах Паркеса.

Паркес — художник и скульптор жанра магического реализма, и его картины с чувственными ангелами — это мир, где нет ни настоящего, ни будущего, а существует лишь вечный круг жизни: рождение, смерть и опять возрождение.

Майкл Паркес. Магия весны

Майкл Паркес. Маленький генерал

Майкл Паркес. Час Богов

Майкл Паркес. Обещания

Майкл Паркес. Красный цветок

Майкл Паркес. Летние воспоминания

Майкл Паркес. Ночной полет

Майкл Паркес. Последний лев

Майкл Паркес. Золотая саламандра

Майкл Паркес. В начале вечности конец

Картина «Ангел-хранитель» английского символиста Джорджа Уоттса — результат его увлечений астрологией, спиритизмом, изучением тайн Вселенной и дружбы с астрологом сэром Джоном Гершелем. Несколько лет спустя после написания картины, автор в каталоге к выставке назовет свою картину «Всепроникающий Дух Вселенной».

По воспоминаниям его жены, замысел и сама идея картины возникла у художника, когда он наблюдал за игрой света на стекле-капельке роскошной люстры в его студии на Мальте. Появление хрустального шара со следами света от падающих звезд — начало создания картины. Всепроникающий взгляд Духа дает ему силу пророчества, знание будущего и открывает секреты Вселенной.

Джорджа Уоттса современники называли «Викторианским Микеланджело», а его искусство говорил художник, будет понятно ценителям-интеллектуалам.

Джордж Фредерик Уоттс. Ангел-хранитель (Всепроникающий Дух Вселенной)1890, 112×213.5 см

Луи Жанмо был не только французским художником, но и поэтом. Он написал «Поэму души» и 40 лет готовил к ней живописные картины-иллюстрации. Художник вырос в католической семье, в юности его любимый брат и сестра друг за другом ушли из жизни. Их смерть потрясла юного Луи, и в его картинах к своей поэме он изображает путешествие души на земле и на небе. Его картины — сочетание романтизма и символизма, а в его стиле находят параллели с искусством назарейцев и прерафаэлитов.

Луи Жанмо. Не забывайте небо

Луи Жанмо. Ангел и мать

Французский символист Гюстав Моро преклонялся перед античным искусством, для своих работ выбирал библейские и мифологические сюжеты. В картине «Гесиод и муза» — дань преклонения перед греческой культурой. Моро изображает первого греческого поэта Гесиода, который исполнял эпические песни — рапсоды. По легенде, когда Гесиод был юношей-пастухом, к нему явились нимфы и вдохнули в него дар сочинять божественные песни. Они вручили ему жезл из лавра — знак отличия рапсода. У Моро поэт увенчан лавровым венком, а сопутствует ему прекрасная муза-ангел.

Гюстав Моро. Гесиод и Муза1891, 59×34.5 см

Гюстав Моро. Гесиод и муза

Гюстав Моро. Вдохновение

Гюстав Моро. Три ангела

Гюстав Моро. Святой Себастьян и ангел

Гюстав Моро. Царь Давид

Гюстав Моро. Иаков и ангел

Английский художник-прерафаэлит Эдвард Берн-Джонс в молодости хотел стать священником — он изучал теологию в Эксетер-колледже. И в дальнейшем тема вечной борьбы между грехом и спасением у него воплотилась в образах ангелов.

Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Ангел

Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Музыкальные ангелы

Берн-Джонс вдохновлялся христианскими легендами. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»

Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Рыцарь Святого Грааля

А теперь — слово даме. Эвелин де Морган (Evelyn De Morgan, 1855 — 1919) — английская художница, последовательница прерафаэлитов, что неудивительно: ведь она — еще и… племянница известного художника — прерафаэлита Джона Спенсера Стэнхоупа (John Roddam Spencer Stanhope)! Девушка была самой юной студенткой Школы изящных искусств Слэйда (Slade School of Fine Art), прежде чем отправилась к дяде в Рим… Поучившись, вернулась в Лондон, и создавала прекрасные работы. Часть из них — прямо сейчас можно увидеть на выставке в музее Рассел-Котс, и вашему вниманию отдельный репортаж.

Эвелин де Морган. Земное

Собственно, на полотне «Торжество Авроры» сама героиня — римская богиня рассвета, — возлежит, увенчанная розами. Эту дивную картину приобрел Мертон Рассел-Котс, сын известного коллекционера (собрание нынче — музейное) в 1922 году, думая, что полотно написал… Эдвард Берн-Джонс! Продавец «подписал» картину инициалами более именитого мастера, чтобы продать подороже. Вот уж совсем не ангельское поведение!

Эвелин де Морган. Рассвет (Торжество Авроры)1886, 170×120 см

Шелест крыльев так и слышится при взгляде на серии гравюр Гюстава Доре: «народный художник», к ак его надывал Винсент Ван Гог, иллюстрировал и Библию, и множество мистических книг, где героям являлись ангелы. Например, в истории Самуэля Колдриджа «Поэма о старом моряке» (1875). Старый моряк рассказывает о своих приключениях: корабль попал в шторм, который унес его аж в Антарктиду, но тут появился добрый вестник — альбатрос! Он выводит корабль из льдов, но моряк неизвестно почему убивает птицу из арбалета. А это влечет за собой смертельное проклятие… Будет и спасение, раз уж Ангелы показались в небесах!

Поль Гюстав Доре. Поэма о старом моряке. Сюжет 21XIX век

Продолжаем мистические приключения. В 1904 году Михаил Врубель пишет «Шестикрылого Серафима» по мотивам стихотворения Пушкина «Пророк».

"Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился,И шестикрылый серафимНа перепутье мне явился.Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он".

Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый серафим (Азраил)1904, 131×155 см

В это время происходит переломный момент в исканиях Врубеля. Он уже находится в психиатрической лечебнице и отходит от образа демона, так долго терзавшего художника, и отнявшего у него все душевные и физические силы. Теперь Врубель пишет Серафима — ангела, наиболее приближенного к Божьему престолу, который может принести просветление.

Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый серафим1905, 32.8×46.5 см

Раз уж мы затронули серьезные темы в нашем «ангельском» исследовании, вспомни и о полотне Питера Брейгеля Старшего «Падение мятежных ангелов»: абсолютный шедевр иллюстрирует битву ангелов и Апокалипсис. Королевский музей изящных искусств Бельгии только что выпустил исследование, посвященное эпохальной работе, а интригующие подробности и красочные детали читайте в нашей отдельной публикации.

Скажем лишь, что «гибриды» ангелов и монстров были созданы не просто так, а тщательно составленны в строгом соблюдении «натуралии» (природные конструкты) и «артификалии» (вещи, сделанные человеком). Из-за этого картина создаёт впечатление ошеломляющей кунсткамеры. Но Ангелы, истинные Ангелы — прекрасны!

Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов1562, 117×162 см

И все же для нас образ Ангела для нас прежде всего символизирует торжество Света. Сказочно прекрасны они у Васнецова! Виктор Васнецов 11 лет работал в Киеве над росписями Владимирского собора и создал 15 фресок. Его эскизы приобрел Павел Третьяков и сегодня они хранятся в Третьяковской галерее. Одна из самых монументальных подготовительных работ — триптих о торжестве ангелов «Радость праведных о Господе», выполненный для барабана купола. В 1896 Васнецов завершил росписи во Владимирском соборе.

Виктор Михайлович Васнецов. Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фрагмент (центральная часть)1896

Виктор Михайлович Васнецов. Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фрагмент (левая часть)

Виктор Михайлович Васнецов. Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фрагмент (правая часть)

Современная грузинская художница Нино Чакветадзе живет в мире детской фантазии и верит, что на рождественские праздники ангелы спускаются с небес.

Нино Чакветадзе. Сюжет №8

О своих героях, творчестве и рождественских грузинских традициях Нино рассказывает в интервью «Когда не уходит детство».

Евгения Геннадиевна Гапчинская. Ангелочки

Фантазия художников выходит за пределы традиционного взгляда на крылатых духов — видимо, сами музы-ангелы покровительствуют им и вдохновляют на новые поиски.

И какие бы образы они не принимали у художников, все мы свято верим в христианские традиции — небесные создания посылаются на землю принести Любовь, Надежду и Милосердие.

Ну, а если кому-то многовато сладкого — вот вам шедевральный ангелочек с фирменной подписью «AD» — Альбрехт Дюрер. Это эскиз, так что этому малышу простительно выглядеть, скорее, не расстроенным, а слегка сердитым.

Альбрехт Дюрер. Плачущий ангелочек (эскиз)1521

Конечно, мы не можем облететь даже мысленно всех ангелов, которых изображали художники. Что ж, запаситесь ангельским терпением, и осваивайте галереи художников в Артхиве, читая новости и публикации о картинах с крылатыми созданиями. Светлого вам настроения!

Автор Ирина ОлихИсточник - Артхив

vakin.livejournal.com

20 примеров, какими бывают Ангелы в мировом искусстве. Часть первая.

Ангелы — одни из самых распространенных образов, встречающихся на полотнах художников. Другое дело, что их облик на картинах менялся вместе с эпохами, художественными течениями и даже модой.

Поначалу Ангелы изображались обыкновенными людьми, чаще всего в возрасте зрелого юношества. Древнее христианское искусство в изображении Ангелов придерживалось простоты и даже аскетизма: белая туника, тонкий пояс, никаких лишних украшений. С IV века христианские живописцы начинают отличать ангелов от людей за счёт специальных атрибутов — нимба и крыльев. В VI веке Ангелов часто изображают в виде странников с посохом в руках, а с VIII века — уже с полным набором атрибутов: крыльями, сиянием и посохом, причём посохи иногда оканчиваются крестами.

Византийские художники начинают облачать Ангелов на своих картинах в роскошные одеяния, в эпоху Возрождения Ангелы становятся кроткими и изящными, часто музицирующими. В то же время в итальянской и немецкой живописи появляются ангелы-младенцы — «путти» (от итал. putto — маленький мальчик).

1. Знаменитая «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля

Время создания: 1513-1514 гг.

Madonna Sistina (итал.) — всемирно известная картина Рафаэля, признанная одним из величайших шедевров Высокого Возрождения. С 1754 года хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.

На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и Святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, изображенными в образе путто (купидонов).

Известно, что в конце Второй мировой войны «Сикстинская мадонна» была спрятана в товарном вагоне, стоявшем в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от Дрездена. Благодаря этому шедевр не погиб во время бомбежки.

2. «Триумф Галатеи»

«Триумф Галатеи»

Время создания: 1512 г.

Ещё один шедевр Рафаэля — фреска, созданная специально для виллы Фарнезина в Риме. Роспись была заказана для пиршественной залы своего дома одним из богатейших римлян той эпохи — банкиром Агостино Киджи.

Сюжет фрески отсылает к греческому мифу о трагической любви нереиды Галатеи и простого смертного пастуха Акида. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену, известную как «похищение Галатеи».

3. «Раненый ангел» Хуго Симберга

«Раненый ангел» Хуго Симберга

Время создания: 1903 г.

Пожалуй, самая известная работа финского художника Хуго Симберга. Картина была написана после тяжелого душевного кризиса автора. Своего Ангела Хуго Симберг считал источником силы и стимулом к выздоровлению.

4. «Гесиод и муза» Гюстава Моро

«Гесиод и муза» Гюстава Моро

Время создания: 1891 г.

Французский символист Гюстав Моро черпал вдохновение в античном искусстве, потому и для своих работ он чаще всего выбирал мифологические и библейские сюжеты. Герои этой картины — первый исторически достоверный греческий поэт Гесиод и муза в образе Ангела. Согласно легенде, когда Гесиод был юношей-пастухом, к нему явились нимфы и вдохнули в него дар сочинять божественные песни. Этот момент и запечатлел Гюстав Моро.

5. «Ангелы моего городка» Джеймса Кристенсена

«Ангелы моего городка» Джеймса Кристенсена

К картинам современного американского художника Джеймса Кристенсена больше всего применимо слово «сказочные». По его словам, работа «Ангелы моего городка» написана под впечатлением от средневековой архитектуры итальянского города Умбрия.

«Этой картиной я хотел выразить благодарность за ощущение того, что мы не одиноки. Мы должны помнить, что ангелы действительно присматривают за нами. Даже если вы живете в Нью-Йорке, у вас есть свой городок. Я знаю всех одиноких людей в моем квартале. Мы помогаем друг другу, и мы — ангелы друг для друга. Мы ангелы своего города»,— пишет Кристенсен.

6. «Любовь небесная и Любовь земная», Тициан

«Любовь небесная и Любовь земная», Тициан

Время создания: 1514 г.

Эта картина итальянского живописца эпохи Возрождения Тициана настолько известна, что её изображение можно было встретить на банкноте в 20 000 итальянских лир образца 1975 года.

Интересно, что современное название картины не было дано самим Тицианом, а начало употребляться уже спустя несколько веков после её создания. До этого в каталоге Галереи Боргезе, где хранится полотно, картина была представлена под названиями «Красота приукрашенная и не приукрашенная», «Три типа любви», «Божественная и светская женщины».

7. «Ангел-хранитель» Джорджа Уоттса

«Ангел-хранитель» Джорджа Уоттса

Время создания: 1890 г.

Автор картины — популярный английский художник-символист и скульптор Викторианской эпохи. По воспоминаниям его жены, замысел картины появился у Уоттса, когда тот наблюдал за игрой света на стекле роскошной люстры в своей студии на Мальте.

8. Картины Луи Жанмо из серии «Поэма души»

Картины Луи Жанмо из серии «Поэма души» Картины Луи Жанмо из серии «Поэма души» Картины Луи Жанмо из серии «Поэма души»

Время создания: вторая половина XIX века

Французского художника Луи Жанмо относят к прерафаэлитам — так называли тех живописцев времен викторианской Англии, кого не устраивали академические традиции в искусстве и слепое подражание классике. Своё вдохновение прерафаэлиты находили у флорентийских художников эпохи раннего Возрождения, творивших ещё «до Рафаэля» и Микеланджело.

9. Благовещение (фра Анжелико)

Благовещение (фра Анжелико)

Время создания: 1430—1432 гг.

Эта картина в раме с человеческий рост написана темперой на деревянной доске на тему визита архангела Гавриила к Деве Марии. Автор полотна — доминиканский монах фра Беато Анжелико.

10. Ангелы на картинах Габриэля Ферье

Ангелы на картинах Габриэля Ферье Ангелы на картинах Габриэля Ферье Ангелы на картинах Габриэля Ферье

Французский художник Габриэь Ферье жил и творил во второй половине XIX — начале XX века. Будучи студентом парижской школы изящных искусств, он выиграл, как бы сейчас сказали, стажировку в Риме, что позволило ему изучать искусство в колыбели Возрождения за счет государства. В Италии Ферье проводил немало времени у полотен известных художников, совершенствуя свой стиль. В историю искусства он вошёл как портретист и декоратор общественных зданий, его фрески по-прежнему украшают музей д’Орсе в Париже, французское Посольство в Берлине, университет Сорбонну и некоторые театры.

Продолжение. 20 примеров, какими бывают Ангелы в мировом искусстве. Часть вторая.

Назад к интересным материалам

homeofangels.ru

Те, кто всегда рядом... Ангелы в живописи современников

 

 

Источник: ОЛЕГ

Художниками всех времён и народов, конечно же, написано очень много картин, посвящённых бесплотным невидимым защитникам — ангелам. Их изображают человекоподобными крылатыми созданиями.

Посредников между материальным и духовным мирами часто пишут и наши современники, чья живопись и представлена в этой публикации.

"Ангел мой, будь со мной, ты впереди, я за тобой!" — так учили наши бабушки просить защиты и помощи у тех, чьё предназначение служить людям и быть частью их жизни. Ангел у героя этой картины талантливейшего Владимира Любарова маленький и беззащитный. Парадокс, но в этом его сила как помощника.

ангельская тема

Владимир Любаров "Ангел-хранитель"

Ангелы в творчестве Алесандра Простева присутсвуют в нескольких проникновенных художественных сериях, которые, по-хорошему, заслуживают отдельной обширной публикации.

ангел в живописи

Александр Простев "Ангел-хранитель дедушки Василия"

художники и ангелы

Александр Простев "Дрались Петрович с Сашкой"

простев александрворошилин александрангелы на картинахангел-хранитель

Александр Простев

Александр Простев "Ангел, принимающий душу блаженной Ксении Петербургской"

Философская ангельская серия Махова Александра

Мухин Николай

Владимир Калинин

Кутявина Марина

Нино Чакветадзе

Кузнецов Владимир "Посиделки"

Кузнецов Владимир "Колыбельная для куклы"

Чернакова Зоя

Мартынчук Василий

Ворошилин Александр

Передерий Павел

Посохин Игорь

Концуб Анатолий

 

Три светлых ангела стояли над душой.Один сказал: "Она живёт беспечно!""И редко молится!" — тут поддержал второй."Зато полна любви и человечна!" — ответил улыбнувшись третий.И Бог, ответ лишь третьего, заметил.

Алексей Савенков

 

 

***

Сохранить

subscribe.ru

Ангел Картина Рафаэля Санти

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение. Картина Рафаэля Санти «Ангел» создана художником в возрасте 17-18 лет в самом начале 16-го века. Размер картины 31 x 27 см, дерево, масло. Собственно, эта великолепная ранняя работа молодого художника является частью или фрагментом алтаря Барончи, пострадавшего от землетрясения 1789 года. Алтарь «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказал Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан Агостиньо в Читта де Кастелло. Кроме фрагмента картины «Ангел» сохранились еще три части алтаря: «Всевышний-Творец» и «Пресвятая Дева Мария» в музее Каподимонте (Неаполь) и еще один фрагмент «Ангел» в Лувре (Париж).

Успехи Рафаэля Санти во Флоренции были настолько значительными, что сделали его имя широко известным. В 1508 году он благодаря протекции своего земляка, великого архитектора Браманте, был приглашен к папскому двору и выехал в Рим. В то время папский престол занимал Юлий II, человек неукротимой энергии, вспыльчивый и своенравный. Приумножив с помощью военных захватов земельные владения Папской области, он внес свойственный ему размах и в художественную политику Рима. При нем в Рим были призваны лучшие мастера, и город начал украшаться монументальными памятниками зодчества, произведениями живописи и скульптуры. Браманте начал постройку собора святого Петра; Микеланджело, до того занятый работой над проектом гробницы Юлия II, приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы. Вокруг папского двора группировались поэты и ученые-гуманисты. В этой атмосфере творческого созидания, в общении с выдающимися представителями культуры творчество Рафаэля Санти вступило в фазу своего высочайшего подъема. Рафаэлю были поручены росписи апартаментов папы — так называемых станц (то есть комнат), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал.

Росписи Станцы делла Сеньятура (1509-1511) – одно из самых совершенных творений Рафаэля. Рафаэлю была поручена роспись четырех смежных зал, так называемых станц (комнат). Часть из них получила название по сюжетам фресок. Первым залом, в котором Рафаэль начал свои росписи в Ватикане, была так называемая комната подписи — Станца делла Сеньятура, где скреплялись печатью папские декреты и буллы. На стенах этого сравнительно небольшого помещения Рафаэль написал «Диспут» («Беседы о таинствах причастия»), напротив — знаменитые «Философские беседы» («Афинская школа»), на третьей стене было помещено прославление поэзии — «Парнас», на четвертой — группа из трех аллегорических фигур «Мудрость, Умеренность, Сила», олицетворяющая правосудие. На потолке Рафаэль Санти написал «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона». Каждая из стен имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы к другой.

В соседней Станце Элидора (1512-14), в росписях стен («Изгнание Элидора из храма», «Чудесное изведение апостола Петра из темницы», «Месса в Больсене», «Встреча папы Льва I с Аттилой») и библейских сценах на сводах преобладает сюжетно-повествовательное и драматическое начало, нарастает патетическая взволнованность движений, жестов, сложных контрапостов, усиливаются контрасты света и тени. В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы» Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников. К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (1514, Санта Мария делла Паче) и полная языческой жизнерадостности фреска «Триумф Галатеи» (1515, вилла Фарнезина, Рим).

Рафаэль Санти скончался в 1520 году. Его преждевременная смерть была неожиданной и произвела глубокое впечатление на современников. Ему были оказаны высшие почести; прах его погребен в римском Пантеоне. Быть может, ни один художник не пользовался такой славой в последующие столетия, как Рафаэль. Само имя его стало синонимом классического искусства, его произведения были окружены ореолом непогрешимого совершенства. Но приверженность к его искусству (притом искусству не лучшего периода) художников и критиков академического лагеря была одной из причин того, что некоторые прогрессивные художники в своей борьбе и полемике против академизма выступали и против Рафаэля. Разумеется, в его искусстве — как и в творчестве всякого художника — можно найти отдельные ограниченные стороны; одни из них объясняются особенностями его времени, другие — субъективными качествами его дарования. Но и при всех эгих условиях Рафаэль Санти по достоинству занимает место в ряду величайших мастеров эпохи Возрождения.

История искусства. Далее →

smallbay.ru


Смотрите также