Античная картина


Живопись античная - это... Что такое Живопись античная?

   росписи восковыми красками (энкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине; известны росписи обществ, и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произв. станковой живописи. Болып-во памятников др.-гр. живописи утрачено; общее представление о ней дают лит. источники, немногие уцелевшие фр-ты, одновременные образцы вазописи, росписи этрусских (VII - IV вв.) и пестумских (IV в.) гробниц, а также копии рим. времени. Данные о первых гр. мастерах относятся к VII в. до н. э. (Коринф, Сикион). В росписях VII - VI вв. гл. роль играет контур, внутри к-рого плоскости окрашены в чистые цвета без полутонов - желтый, синий, белый, черный, розовый, пурпур. Трактовка фигур, одежд, движений условна, но всегда выразительна (метопы храма в Фермосе, стела Лисия). Преобладают мифолог, сюжеты. Наряду с монумент, известны росписи на пинаках. В течение V в. осваивается реал, изображение фигуры, сложных движений, ракурсов, передача эмоций. Рисунок, оставаясь контурным, приобретает большую пластичность. Свободное размещение фигур по всей поверхности вместо прежнего фризового, введение элементов пейзажа говорит о стремлении передать глубину пространства (Полигнот). Агафарх впервые изображает предметы в перспективном сокращении, Аполлодор - тень, ими отбрасываемую. Наряду с мифолог, сюжетами появляются росписи, отражающие ист. события (Микон, «Битва при Марафоне»), героев наделяют портретными чертами современников, а мифы иногда приобретают идиллически-жанровую окраску (Зевксид, «Семья кентавров»). В IV в. складываются три самостоятельные школы живописи - в Фивах (Аристид Старший; драматизм сюжетов, патетика образов), в Афинах (Евфранор; традиции классич. иск-ва V в.) и в Сикионе, где впервые разрабатывается теория живописи (Памфил). Художники чаще обращаются к реал, событиям, популярен портрет, появляются пейзаж, натюрморт. Наряду с патетико-патриот. темой (Евфранор, «Подвиги афинян при Мантинее») разрабатывается «романтическое» направление (Никий, «Ио и Аргус»). Отд. уцелевшие росписи 2-й пол. IV - III вв. (Казанлык; гробница Филиппа II в Вергине) показывают, что крупнейшие мастера этого вр. свободно владеют светотенью, основами перспективы, передачей чувств героев. Живопись эпохи эллинизма (III - I вв.) разнообразна по стилям и тематике - мифолог, и ист. сюжеты, жанровые и буколические сцены, портрет, натюрморт, пейзаж. Росписи крупнейшей школы - Пергамской - отличает свободная широкая манера письма, пластичность форм, яркость красок. Бол. ценность представляют собой сохранившиеся росписи склепов Сев. Причерноморья.    Ранний период рим. живописи (IV - II вв.) известен гл. обр. по письменным источникам. Плиний Старший называет художников, расписывавших храмы, упоминает живописные портреты, к-рые «размещали на нарисованном родословном древе». Известно о картинах с изобр. битв, полководцев-победителей, аллег. фигур побежденных городов, к-рые несли во время триумф, процессий в Риме. Представление о последних дают фр-ты росписей (гробница III в. до н.э. на Эсквилине, Рим). Живопись II в. до н.э. - I в. н. э. хорошо известна благодаря многочисл. сохран. росписям жилых домов в Помпеях, Геркулануме, Стадиях, Риме. Выделяют 4 стиля, именуемых помпеянскими. Росписи I стиля (II в. - 80-е до н. э.), имитирующие кладку стен и архит. детали, выполненные рельефно в штукатурке, почти не нарушают плоскость стены, центр к-рой занимает композиция на мифолог, сюжет, часто восходящая к гр. оригиналам классич. и эллин, времени (дом Саллюстия, Помпеи). В росписях II стиля (80-е- 13) мастера добиваются иллюзии объема архит. деталей только живописными средствами. Стены помещения «раздвигаются», «открывая» взору сады, фантаст, пейзажи (дом на Эсквилине, Рим), картины мифолог, содержания (дом Ливии на Палатине, Рим) или бол. многофигурные композиции (вилла Мистерий, Помпеи). Декоративные композиции III стиля (13 до н.э. - 50 н. э.) подчеркнуто плоскостны; однотонно окрашенная стена расчленена легкими изящными колонками (т. н. канделябры), орнаментальными полосами, гирляндами цветов и листьев; центр ее занимает небол. картина - пейзаж, натюрморт, бытовая или мифолог, сцена. Росписи отличаются тонким рисунком и ювелирной отделкой деталей (дома Лукрецио Фронто и Цецилия Юкунда, Помпеи). IV стиль (50 - 79 н.э.), продолжая традиции II стиля, отличается необычайной пышностью, фантастичностью живописных архит. построений. Кроме мифолог, композиций (дом Веттйев, Помпеи) часто изображаются сцены из жизни торговцев, ремес­ленников. Фасады домов украшают фрески-«вывески», повествующие о занятиях их владельцев (дома на улице Изобилия, Помпеи). Росписи отличает свободная манера исполнения, богатая игра светотени. Наряду с монумент., продолжает развиваться станковая живопись, портрет, известный гл. обр. по находкам в Египте (Фаюмские портреты).    Живопись II - III вв. сохранилась преим. в гробницах (некрополь Священного о-ва, Рим; некрополь Пальмиры), отд. фр.-ты происходят из вилл (Рим; Тиволи). Картину дополняют мозаики, в перв. оч. рим. провинций в Сев. Африке и Сирии. Для 1-й трети II в. характерна суховатая графическая манера письма. Росписи сер. и 2-й пол. II в. отличает большая обобщенность форм, композиции строго уравновешены, позы фигур статичны (гробницы Назониев, Панкратиев, Рим). Очевидна ориентация на иск-во гр. классики. Живопись III в. отказывается от классицистических традиций, динамична, экспрессивна; позы, движения, выражения лиц схвачены точно, но без проработки деталей, обобщенно, эскизно; бол. роль играет светотень. Часты сцены охоты, город, жизни, традиц. мифолог, сюжеты отходят на второй план, переосмысляются в соотв. с новыми, христианскими представлениями, распространяющимися в это время. Первые росписи христ. катакомб (катакомбы Люцины, ок. 220; гипогей Аврелиев, ок. 240) исполнены в той же живописной манере с широким использованием светотени; библейские фигуры, символы чередуются с чисто антич. Со 2-й пол. III в. и в IV в. постепенно утрачивается четкость, пластичность форм, усиливается роль контура. Нарастают черты схематизации, повышенной экспрессии, жесты приобретают условно-ритуал. характер (катакомбы Присциллы, Рим). Самые поздние памятники собственно антич. живописи - росписи гипогея на склоне Капитолия (Диана-охотница, Персей и Андромеда) имеют прототипом гр. образцы, но трактовка непропорционально вытянутых застывших фигур, жесткая и уплощенная, говорит о постепенном угасании антич. худож. традиций.

   О.Т

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.

antiquites.academic.ru

Картина античная

Количество просмотров публикации Картина античная - 43

Иктин

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ренял его изобретения (изображение перспекти­вы, светотеневая моделировка) и развил их. Отли­чительной чертой творчества 3., согласно историчес­ким и легендарным свидетельствам, было умение тонко характеризовать божества — персонифика­ции стихий, к примеру Пана или Борея. Особенно прославился он своей картиной, изображающей семью кентавров, а также картинами ʼʼЕленаʼʼ, ʼʼМладенец Геракл, удушающий змейʼʼ. Работы 3. известны по античным литературным источни­кам и позднейшим повторениям в римских роспи­сях (дом Веттиев, Помпеи) и мозаиках (вилла Ад­риана в Тиволи близ Рима).

ИКТИН(ГкИпоз), великий древнегреческий ар­хитектор второй половины V в. до н. э. В качестве главного зодчего, при сотрудничестве с Калликра-том работал над строительством Парфенона; пост­роил храм Аполлона в Бассах, одеон Перикла в Афинах. Вероятно, принимал участие в строи­тельстве Телœестериона (здание для мистерий) в Элевсинœе. Важно заметить, что для стиля И. типично естественное и органичное соединœение элементов дорического и ионического ордеров. Ему принадлежит первое засвидетельствованное использование коринфской капители и элементов коринфского ордера в интерь­ере (храм Аполлона в Бассах).

ИНСУЛА(от лат. тзи1а — остров), в римских го­родах жилище, возведенное отдельно и предназ­наченное для сдачи квартир внаем. И. составляли массовую застройку римских городов. Постройка типа И. различалась с жилым строением типа йотиз — комплексом построек с большим внутрен­ним двором, окружающих с четырех сторон благо­устроенный дом владельца. И. сдавались беднейше­му населœению и управлялись рабом, взимавшим арендную плату. И. были многоэтажными (в 3-5 эта­жей), строились обычно из кирпича. Помещения И. компоновались вокруг узкого светового двори­ка, занимая нередко целый квартал.

ИНТАРСИЯ,вид инкрустации на деревянных предметах — мебели, ритуальных вещах. Древней­шие формы до VI в. до н. э. ограничивались узора­ми, выложенными цветными материалами, плас­тинками с процарапанным орнаментом и резьбой по дереву. С IV в. до н. э. это искусство использова­лось не только для украшения мебели (цветными породами дерева, слоновой костью, черепаховым панцирем, рогом), но также для декорирования мраморных поверхностей пластинками мрамора разных цветов. Образцом применения И. времен Римской империи служил Мавзолей (гробница Мавсола).

Пластинки-украшения вырезались заранее, на­кладывались на основное поле и затем за-глубля-лись по контуру. Для придания формы пользова­лись ножом. Для цветной И. на поверхность поля наклеивались алебастр, янтарь, драгоценные кам­ни, стеклянный расплав. Пластины-украшения должны были быть прозрачными, чтобы через них просвечивал фон.

КАЛЛИКРАТ(КаШкгат.ез), выдающийся древне­греческий архитектор; работал в Афинах во вто­рой половинœе V в. до н. а В 450 ᴦ. до н. а К. создал проект храма Афины-Ники для афинского Акропо­ля, отличающийся гармоничностью и благородной строгостью архитектурного образа. Этот храм было решено построить в честь победоносного окончания войны с персами. Постройка храма была осуществлена в 427-421 гᴦ. до н. а Он поставлен слегка под углом к фасаду Пропилеи и в связи с этим даже на столь близком расстоянии не сливается с ними, а воспринимается как самостоятельный ар­хитектурный образ. Он представляет собой неболь­шой по размерам амфипростильный — т. е. с че-

АНТИЧНОСТЬ

тырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов — храм. Здесь находилась статуя Афины-Ники.

Эта скульптура, не сохранившаяся до нашего времени, по свидетельствам античных авторов, воспроизводила древнюю деревянную статую (ксо-ан), погибшую при нашествии персов. Афина была изображена со шлемом в одной руке и гранатом, символом победоносного мира, — в другой. Позже образ Афины-Ники слился в представлении афи­нян с Никой как богинœей победы, которую всœегда изображали крылатой. Отсюда и распространенное название этого памятника — храм Афины-Ники (Бескрылой), и легенда, рассказанная Павсанием, будто афиняне нарочно лишили крыльев богиню победы, чтобы она навсœегда осталась в их городе.

Ника, развязывающая сандалию. Рельеф балюстрады храма Афины-Ники. 427-421 ᴦ. до н. э.

Храм Афины-Ники стоит на трехступенчатом постаменте. Его монолитные колонны высотой 4,065 м по своим пропорциям и типу капителœей близки к ионическим колоннам Пропилеи. Со всœех сторон храм опоясывала сплошная лента скульп­турного фриза. Рельефы изображали различные

эпизоды борьбы греков с персами: с восточной сто­роны представлены олимпийские боги, наблюдаю­щие за исходом битвы; в центре находятся фигуры Афины, Зевса и Посœейдона. В ходе второй рестав­рации храма внутри его основания были обнару­жены святилище и алтарь Афины-Ники времени Писистрата. Остатки этих сооружений видны через отверстие, оставленное в полу храма.

К. участвовал в строительстве Парфенона и со­оружении двух параллельных крепостных стен, соединявших Афины с их гаванью — Пиреем (т. н. длинные стены). Мастер также принимал участие в укреплении восточной части стен Акрополя.

КАНФАР,сосуд для питья в форме кубка с дву­мя ручками, обычно на высокой ножке; более глу­бокий, чем килик. Изготавливался из обожженной глины или металла. К. являлся атрибутом Диониса. Широко использовался в обиходе классической Греции ок. V в. до н. э., однако обнаружен и К. ми­кенской эпохи (т. н. кубок Нестора).

Беотийский канфар. Размещено на реф.рфВторая четверть VI в. до н. э.

КАРТИНА АНТИЧНАЯ,вид изобразительного искусства, в достаточной степени развитый в ан­тичности, но сохранившийся главным образом во фрагментах или позднейших копиях, в т.ч. мозаичных. Большая часть К. а. представляет собой изображение на утвари, мебели, вазах и т. п. Са­мостоятельный тип К. а (греч. ргпакез) представлял собой деревянные доски или плитки из обожжен­ной глины, камня, реже металла с нанесенными на них фигурными или орнаментальными изображе­ниями. Древнейшим образцом являются глиняные метопы из Терма (VII в. до н. а), в искусстве этрус­ков — бокканерские и кампанские плиты. Мень­ший формат имеют коринфские К. а. на глинœе и дереве (VI в. до н. э.). Эллинистические К. а. на

referatwork.ru

Античная картина мира - Космос наука и мифы

Первая картина мира, которую можно назвать научной, сформировалась в следующую историческую эпоху - эпоху античности. Практические потребности нового времени, развитая система рабовладельческих обществ потребовали решения ряда научно-прикладных задач - развития географии, звездной навигации, совершенствования системы календаря и т.д. Ученые античности впервые поставили и решили эти задачи.

Пифагор - автор термина космос в современном понимании - сформулировал учение о божественной роли чисел, которые управляют мирозданием. Он предложил пироцентрическую систему мира, согласно которой Солнце и планеты под музыку небесных сфер вращаются вокруг центрального огня.

Мистика чисел, разработанная Пифагором и его последователями, оказалась весьма живучей и была положена в основу магии и астрологии. Но одновременно идеи пифагорейской школы о роли чисел были использованы в количественном анализе, ставшем в новое время основой научного описания природы. А представление об основополагающей роли чисел в системе мироздания оказалось созвучным с геометрическими основами современной теории тяготения - общей теории относительности.

Вершиной научных достижений античности явилось учение Аристотеля. В основу системы мироздания, по Аристотелю, положена эссенциалистская концепция познания (essentie по-латыни значит сущность ), а использованный при этом метод является аксиоматически-дедуктивным. Согласно этой концепции непосредственный опыт позволяет познать частное, а всеобщее выводится из него умозрительным путем (с помощью очей разума ). По Аристотелю, за изменчивым обликом космоса лежит иерархия универсалий, сущностей, о которых человек может получить достоверное знание. Цель натуральной философии - именно познание сущностей, а инструментом познания служит разум.

Для понимания космической философии античности важную роль играет учение о логосе, который является одновременно и объективным, и субъективным элементом. Логос - значит слово , мысль и выступает как сила, организующая хаос и преобразующая его в гармонически совершенный космос. У Аристотеля концепция логоса нашла отражение в телеологии, учении о целенаправленном движении под действием энтелехии - активного начала, которое превращает возможность в действительность.

Последователи Аристотеля - перипатетики - завер - шили создание стройной схоластической системы знаний, которая представлялась им полной, поскольку отражала структуру космоса во всех его аспектах. Схоластическое учение представлялось также завершенным и абсолютным, поскольку никто не может исправить космос. Неизменность и совершенство античного знания о космосе (схолы) отражали неизменность и совершенство самого космоса. Очевидным социальным откликом такого образа мироздания служила статичность и иерархичность социальной структуры античного общества.

Согласно представлениям схоластов Вселенная вечна, но периодически разрушается, чтобы вновь возродиться в следующем космическом цикле (палингенезис). Аристотель уточнял, что разрушению подвергается только изменчивый подлунный мир, а области, лежащие выше Луны, являются вечными. Звезды состоят из божественной субстанции, а потому имеют власть над всем происходящим в подлунном мире. Продолжительность Великого года по Платону составляет 760 тыс. лет, по Птолемею - 36 тыс. лет.

После работ Платона и Аристотеля ни один серьезный философ не оспаривал теории сферичности Земли. Аристотелю также принадлежит заслуга формирования единого свода физических представлений античности.

Античная культура основана на принципе объективизма. Космологизм античности носит одушевленно-разумный характер: космос неизменен, вечен и совершенен, а потому обладает божественной сущностью. Античные боги в представлении Платона и Аристотеляэто воплощенные в космосе идеи, иными словами, управляющие им законы. Такой взгляд на божество и космос означает пантеизм.

Каково место человека в этой системе абсолютного космологизма? Если все происходящее в космосе - результат этой абсолютной необходимости, то это означает, что жизнь человека находится полностью во власти судьбы (Мойра, Адрастея, Тюхе, Ананке). Однако античный человек воспринимал этот фатализм своеобразно: поскольку конкретный ход судьбы ему неизвестен, он обладает свободой воли принимать собственные решения. А. Ф. Лосев называет это абсолютизмом фаталистически-героического космологизма.

А. Ф. Лосеву и А. А. Тахо-Годи принадлежит интересное филологическое исследование понятия личность в древнегреческом и латинском языках. Анализируя термины субъектум , индивидуум , просопон , гипостасис , они приходят к выводу, что ни один из них не соответствует тому пониманию, которое мы вкладываем в слово личность . По их мнению, ближе всего для этой цели подходит термин сома , однако и он означает тело . Этот анализ позволяет уточнить античные представления о роли и месте человека в абсолютном космосе' мир - сцена, а люди - актеры, которые создаются космосом и растворяются в нем после того, как сыграют на этой сцене роль, предписанную самим космосом. Таким образом, это еще и художественное восприятие космоса, ведь этот термин означает порядок, гармонию, красоту.

Античный человек - эманация космоса, он свободен в поступках, но судьба его предопределена. Он - часть абсолютного космоса, новнеличностен. В социальном плане это портрет рабовладельца, потому что рабовладение тоже безличностно. По Аристотелю, все общее - это рабовладелец по отношению к частному, все единичное - это рабы. С точки зрения этой теории рабовладение является земным отражением абсолютного космологизма.

С концом рабовладения эта космическая философия не могла не зайти в тупик. Так и получилось: на исходе античности философская школа неоплатоников пришла к выводу, что космос - это пустыня, потому что нет личности. Плотин, основатель неоплатонизма (III в. н. э.), учил, что космос - это неопределенный, лишенный каких-либо собственных качеств восприемник вечных идей (эйдосов), источником которых служит Единое. Из Единого проистекают разум (нус), содержащий всё идеи, а также мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души.

Отсюда был один шаг до возвеличения личности, н такой шаг сделала философия монотеизма (христианство, ислам). В основе этого учения лежала уже не природа, а демиург - абсолютная личность, которая выше и раньше космоса. Однако, начавшись в античную эпоху, эта философия достигла расцвета уже в средние века.

kosmonavtika.net