Античная живопись, фреска. Античные картины


Древнегреческая живопись

Греческая скульптура дошла до нас в немногих оригиналах и в многочисленных римских копиях. Что же касается греческой живописи, о которой древние авторы писали, что она столь же прекрасна, как и скульптура, и, пожалуй, даже превосходит ее, то до нас дошли лишь известия о ней, почерпнутые из литературных источников, да бледные отражения иконографических сюжетов, положенных в основу вазописи. Общественная роль художника в классическую эпоху была не менее важной, чем роль скульптора. Огромные картины на мифологические темы украшали общественные здания или собирались и выставлялись в специальных пинакотеках.

Древнегреческая живопись

Наиболее древним из великих греческих художников, упоминаемых литературными источниками, является Полигнот из Тасоса, работавший в середине V в. до н. э. О нем говорилось, что он преуспел в «этографии» (искусстве изображения человеческих настроений) и что в его фигурах легко угадывались сквозь одежды очертания тел. Установлено, что слабое отражение его живописи можно проследить в некоторых вазах краснофигурного стиля, сюжеты которых несомненно ведут свое происхождение от «мегалографий» (крупноразмерных картин), и особенно в одном кратере, на котором изображена «Гибель Ниобид». Лишь немногие волнистые линии говорят о разноплановости композиции, в действительности же фигуры выглядят словно парящими в воздухе и изолированными друг от друга.

Древнегреческая живопись

Поскольку живописи не присущи ни глубина, ни рельефность, то художнику для передачи телесных форм, скрытых одеждой, приходилось прибегать главным образом к линии, изображавшей как видимые, так и скрытые от глаза части. Но так как лишь одному воображению присуща подобная одновременность восприятия внешнего облика и внутренней сущности, то Полигнот стремился непосредственно в фигуре воплотить сложившееся в сознании представление. Ради этого он отказывается от придания ей сугубо материальных черт, стараясь сохранить ее неуловимую сущность как образа. Тем самым объясняется, почему одной контурной линии было достаточно для выражения душевного настроения или чувства. Точность и сдержанность рисунка, по-видимому, сближали живопись Полигнота со скульптурой знаменитого олимпийского мастера.

Древнегреческая живопись

Весьма отличной, видимо, была живопись Паррасия, работавшего в тот же период и заслужившего высокую оценку Плиния Старшего (следовавшего, однако, в своих оценках за греческими источниками), который превозносил его совершенство в передаче очертаний тел и хвалил за создание системы идеальных пропорций в живописи. В самом деле, говорит он, любая форма «намекала у Паррасия на наличие других форм, обнаруживая, таким образом, присутствие скрытых частей». Иными словами, контурные линии, становившиеся все более точными, подчеркивали на плоскости пластичность тел. Не исключено поэтому, что живопись Паррасия развивалась в том же направлении, что и скульптура Фидия, с которым художник, вне сомнения, был связан. Аналогия и связь здесь весьма вероятны, поскольку существует целый ряд ваз (приписываемых «мастеру Ахилла» и «мастеру Пенфесилеи»), которые отражают композиционную монументальность и ритмическую суровость фидиевской скульптуры.

 

Древнегреческая живопись

Зевксис, возможно луканец по происхождению, работал до конца V в. до н. э. Квинтилиан прославляетего за умелую передачу светотеневых эффектов, Лукиан—за изобретательность и новизну тематики, Аристотель — за идеальную красоту его фигур, хотя по своей величественности они и уступают, по мнению философа, фигурам Паррасия. Следы живописи Зевксиса трудно отыскать в вазописи. Это объясняется, по-видимому, композиционной сложностью и насыщенностью его произведений, светотеневыми эффектами, мало пригодными для перевода на графически плоскостной язык вазописи.

Наиболее прославленным среди греческих художников был Апеллес, живший в IV в. до н. э. Он был любимцем Александра Македонского. Древние авторы превозносят его «Афродиту Анадиомену» как образец совершенной красоты и хвалят грациозность и разнообразие движений его героев, яркость колорита. Все это заставляет предполагать, что его живопись, как и современная ему скульптура Лисиппа, проложила путь живейшей и разнообразнейшей живописной культуре эпохи эллинизма.

Древнегреческая живопись

Но и от последней, однако, до нас дошли лишь косвенные свидетельства, прежде всего из области скульптуры, которая в эллинистический период несомненно пользуется достижениями живописи, а также из области эллинистической монументальной живописи. Уже в IV в. до н. э. некоторые помещения дворцов и домов знати начинают украшаться мозаичными картинами. Речь идет о ремесленных поделках, исполненных в одной и той же технике и способных производить сильный колористический эффект. Одна из них, найденная в Геркулануме, ведет, по-видимому, свое происхождение непосредственно от какой-то «мегалографии» конца IV в. до н. э. На ней изображена «Битва между Александром Македонским и Дарием». Фон ее выдержан в ровной, светлой, почти белой тональности. Цвета сгармонизированы и составляют светлую гамму, в которой преобладают охристо-коричневатые тона. Устремленные вверх копья и упавшие на землю клинки обобщенно намечают перспективу, усиленную ветвями засохшего дерева, составляющего часть фона картины. Слева волной надвигается кавалерия Александра. На миг она застывает в центре, где изображены два коня: один из них пал в битве, другой встал на дыбы. Здесь образуется воронка круговорота с крупом лошади, повернутым к зрителю. Движение наступающего персидского войска обобщенно передается наклоном копий, но с ним контрастирует движение коней с повозкой Дария, уже устремляющегося в бегство. События, таким образом, как бы сжимаются во времени: мы сразу видим атаку, контратаку, схватку и ее исход. Сжатию во времени соответствует, как мы видели, сжатие в пространственно-перспективном развитии: ритм самого движения достигается не столько нагнетанием линий и масс, сколько слиянием и переходом цветовых тонов.

Древнегреческая живопись

Вазопись не может считаться малым искусством или кустарным отражением Живописи с большой буквы. Хотя она и была частично связана с последней в V и в первой половине IV в. до н. э., она тем не менее накопила собственный технико-стилистический опыт и играла отличную от живописи общественную роль.

Древнегреческая живопись

В экономическом производстве Древней Греции керамические изделия имели первостепенное значение: в Афинах целый квартал, получивший название Гончарного, состоял из мастерских и лавок гончаров.

Древнегреческая живопись

Обширнейшая зона в Средиземноморье, где в раскопках находят греческие вазы, доказывает, что их экспорт был очень большим. То обстоятельство, что живописцы и гончары часто подписывали свои изделия и что литературные источники отзываются о них с большим почтением, показывает, что вазопись по своей значимости не намного уступала живописи и скульптуре, от которых она, однако, отличалась своим общественным назначением. Произведения живописцев и скульпторов преследовали главным образом историографические и воспитательные цели. Они использовались при украшении храмов и общественных зданий. Керамические же изделия, отличавшиеся бесконечным разнообразием типов и доступностью по цене, проникали во все общественные слои, составляя основной элемент домашнего обихода. Различная конфигурация сосудов объяснялась их назначением, но использовались они главным образом в повседневном быту. Среди сосудов основной разновидностью являлись вазы и кубки, предназначенные для возлияний во время «симпосиев», которые в свою очередь являлись типичной формой общественной и семейной жизни. Само возлияние, которое поначалу представляло собой религиозное действо, сохраняло и в семейном кругу ритуальный характер, чем объясняется использование священных изображений на вазах и кубках. Однако мифологические сюжеты трактуются весьма вольно, а подчас с издевкой, что соответствовало как раз атмосфере пиршества. Часто они грешат бытовизмом, что приближает их к повседневной жизни. Так появляются изображения гимнастических игр, театральных сцен. Само требование, предъявляемое небольшими размерами и формами ваз к ритмическому распределению изображаемых на них фигурок, придает художественным композициям плавность, певучесть, легкость, так что можно сказать, что, по крайней мере в своих лучших образцах, эти маленькие фигурные изображения являются не столько популяризацией произведений живописи, сколько самостоятельным и утонченным художественным жанром.

Древнегреческая живопись

Традиции керамического искусства уходят далеко в глубь веков. Стилистическая отработка сюжетов идет все это время одновременно с поисками наиболее гармоничной формы предмета. Мастера пробуют различные конфигурации ручек, стараются добиться естественного перехода от основания к тулову сосуда. Изображения, как с точки зрения расположения фигур, так и с точки зрения графического исполнения, неизбежно, определяются формой предмета, что оказывает прямое воздействие и на выбор красок — всегда очень строгий и соответствующий покрываемой поверхности.

Древнегреческая живописьВ чернофигурных вазах, представляющих собой первоначальный тип великого аттического искусства начиная с VII в. до н. э., фигуры выписываются черным блестящим лаком на красном фоне обожженной глины. Детали процарапываются по лаку до поверхности глины. Изображения получались плоскостными, линейными. Поставленные в профиль фигуры четко выделялись на красноватом фоне.

В конце VI в. до н. э. появляется обратный прием: черным лаком покрывается все тулово сосуда, кроме самих фигур (в цвете обожженной глины), внутри которых кисточкой, смоченной тем же черным лаком, прорисовывались детали. Красное изображение на черном фоне (краснофигурная керамика) производит на зрителя большее впечатление, чем черное изображение на красном. Кроме того, линия, нанесенная тонкой кисточкой, отличается большей мягкостью и легкостью. Ее проще наносить кисточкой, чем процарапывать острием специального инструмента. Благодаря этому новому, более совершенному способу к росписи ваз все чаще обращаются художественно более подготовленные рисовальщики. Ремесленник все больше вытесняется настоящим мастером. Нередко, как это явствует из подписей, речь идет о выдающихся художественных личностях. Таковы, например, Псиах, Евтимид, Дурис и др. Еще более утонченными являются вазы из белой керамики, на которых художник кисточкой наносит очерчивающие фигуры линии, окружение которых становится еще более мягким, еще более свободным, еще более способным обеспечить, несмотря на единство в окраске поверхности, тонкое пластическое построение.

Древнегреческая живопись

Параллельное развитие живописи и вазописи прекращается с того момента, когда первая обращается к поискам пластической передачи пространства и движения. Начиная с середины IV в. до н. э. роспись керамики не может более считаться ответвлением живописи в прямом смысле этого слова и становится кустарным применением художественных форм к предметам широкого потребления.

art.mirtesen.ru

Античная живопись (апгрейд) - sarmata

Я уже не раз писал об античной живописи. Поэтому извиняюсь, если повторюсь. Заодно исправлю некоторые неточности в подписях к картинкам.

У нас нет образцов, чтобы судить о высших достижениях античной живописи. До нас не дошли шедевры прославленных греческих живописцев, чьи имена и названия работ известны благодаря трудам Павсания, Плиния Старшего и др., а также многочисленным стихотворным эпиграммам. Полностью погибла античная станковая живопись, хотя уже в классический период существовали пинакотеки (картинные галереи и хранилища произведений живописи).

Нестенная живопись сохранилась, главным образом, благодаря извержению Везувия 79 года. Однако фрески из Помпей, Геркуланума, Стабий - в значительной степени ремесленные работы весьма среднего качества. Знаменитые фаюмские потреты - и вовсе ширпотреб.

В античной живописи впервые появились светотень, объемность, линейная перспектива, возрожденные художниками Ренессанса. Тогда же возникли различные техники (истинная фреска, темпера, энкаустика), монохромная живопись, гризайль и т.д. 

В античной живописи уже представлены все основные жанры: исторический, мифологический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт.

Технология античной фрески требовала беглости в работе и быстроты исполнения (нужно было успеть, пока не засохнет штукатурка). Известно, что многие художники-импрессионисты восхищались живостью помпейских фресок, написанных свободными сочными мазками, без предварительных набросков.Персей и Андромеда. Фреска из Помпей. Вольная римская копия с оригинала Никия IV в. до н. э. 

Девушки, играющиее в кости. Монохромная картина на мраморной плите из Геркуланума. Сохранилась подпись художника - Александр Афинянин. Полагают, что это копия с картины неизвестного живописца V в. до н. э.  

Флора. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э. 

Диана. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э. 

Лошади. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.

Т.н. "Поэтесса", или "Сафо". Фрагмент фрески из Помпей. 1 в.н.э. 

Кентавр. Фреска из Стабий.

Женщина на балконе. Фреска из Стабий. 9 г. до н.э. - 14 г.н.э. 

Женщина, играющая на кифаре. 50-40 гг. до н.э.

 

Натюрморт из Помпей, 1 век н.э.

Смоквы.

Фрагмент фрески с изображением морской фауны. 125-150 г.н.э.  

И пара фаюмских портретов.

 

Портрет пожилого мужчины. Конец I в. Энкаустика. Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина 



 

sarmata.livejournal.com

История живописи и графики. Глава 2. Живопись Древней Греции.

p01 Michael Michael Haubtmann, 1873, Ακρόπολις από τις στήλες του Ολυμπίου Διός, ιδιωτική συλλογή.

Античная живопись. Огромным шагом вперед для человечества стало появление и развитие античного искусства. В отличие от древнеегипетских античные памятники создавались для того, чтобы радовать глаз, а не напоминать о загробном мире. Храмы Древней Греции и Древнего Рима не похожи на мрачные гробницы и пирамиды, они легки, светлы и воздушны. Главный объект изображения мастеров античной живописи и скульптуры — человек, живущий реальной жизнью, побеждающий противника в спортивном соревновании или на поле брани, испытывающий чувства радости и счастья или боли и отчаяния.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

Существует два основных вида живописи: станковая и монументальная. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т.д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон, на картоне, в прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.

Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке — секко, позднее росписи выполнялись мало подходящими для монументальной живописи масляными красками.

Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий.

Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст,_дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д. Однако в древние времена, примерно до XIV века, живопись была только монументальной.

Античное искусство (от лат. antiquus, древний) — искусство античной эпохи; искусство, прежде всего,_Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков

В отличае от древнеегипетской, этрусская, древнегреческая и древнеримская живопись до нас почти не дошла. Прежде всего это обусловлено влажным морским климатом, а так же тем что живопись тогда представляла собой роспись стен восковыми красками (знкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву и глине. Собственно по этому о изобразительном искусстве античности мы знаем главным образом по древнегреческим росписям на вазах и статуям, древнеримским скульптурам и мозаике, которые относительно хорошо сохранились.

Фреска (от итал. affresco — свежий), aффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

Технология античной фрески требовала беглости в работе и быстроты исполнения (нужно было успеть, пока не засохнет штукатурка). Известно, что многие художники-импрессионисты восхищались живостью помпейских фресок, написанных свободными сочными мазками, без предварительных набросков.

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью.

Древнегреческая живопись имеет свою предысторию и начало. Археологические находки конца девятнадцатого и начала прошлого столетия свидетельствуют, что основы античной культуры были заложены в конце третьего тыс. до нашей эры на территории острова Крит. Спустя некоторые время ее главный центр был перемещен в город Микены. По этой причине культура данного периода получила название крито-микенской или эгейской.

Одним из уникальнейших памятников этой культуры считается так называемый Кносский дворец, ставший прообразом легендарного мифологического Лабиринта._В нем сохранились прекрасные образцы древней живописи. На многих картинах представлены изображения быка, свирепого или спокойно пасущегося. Вероятно, это животное в древней крито-микенской культуре и в жизни крестьян занимало важное место.

Некоторые кносские фрески и керамические изделия сохранили изображения двухлезвенного топора-лабриса. Практически вся_древняя живопись_Кносского дворца была уничтожена во время пожара, однако многие фрагменты удалось восстановить.

Своими мотивами крито-микенские росписи были схожими с египетским искусством. Так, древние художники изображали сцены охоты кошек на птиц, а также львов. При этом крито-микенская древняя живопись отличалась от египетской симметрией и монументальной строгостью. Произведения, созданные критскими мастерами, характеризовались прихотливым рисунком и ассиметричной формой.

Первые сведения о существовании эгейского искусства были найдены в 1880-х гг. исследователем Г. Шлиманом, занимавшимся раскопками на территории Тиринфы и Микен. После смерти Шлимана новые поиски произведений эгейского искусства были проведены Артуром Эвансом, сумевшим обнаружить остатки древних зданий, названных «Кносским дворцом». Эти постройки были сооружены в виде своеобразного лабиринта, в котором комнаты связывались коридорами и лестницами, расположенными на разном уровне, а некоторые помещения располагались глубоко под землей.

В дворце сохранилось огромное количество уникальных древних росписей. Многие живописные произведения этой находки содержали изображения свирепого или спокойно пасущегося быка. По всей видимости, это животное в жизни критян играло значительную роль. Некоторые кносские керамические изделия и фрески содержали рисунки топора-лабриса. Многие дворцовые росписи сильно пострадали во время землетрясения и пожара, однако благодаря уцелевшим фрагментам, большая часть была восстановлена.

Фрески Кносского дворца, отображавшие культовые церемонии и торжественные шествия, отличались живостью и яркостью. Многие росписи были посвящены детским играм, пирам, танцам и театральным представлениям. Особый интерес исследователей вызывают женские портреты. Вероятно, древние мастера изображали в своих работах жриц и богинь. Фигурными рисунками и узорами были покрыты стены залов дворца. Порой изображения помещались даже на потолках. Наиболее значимым и красивым был так называемый тронный зал – его красно-розовые стены были украшены изображениями грифонов в окружении цветущих лилий.

p02 Knossos frise. Царь-жрец, фреска в Kносском дворце

Многие специалисты разделяют искусство Крита на три главных периода: ранне-, средне- и позднеминойский. В конце шестнадцатого века до нашей эры на территории Крита произошла сильная катастрофа – извержение вулкана, находившегося на небольшом острове. На протяжении долгого времени города не могли оправиться от катастрофы. Следующее столетие также не способствовало восстановлению Крита – он подвергся нападениям ахейских племен, приведших к гибели целой цивилизации. После исчезновения критской культуры, в Греции продолжала процветать микенская культура.

Крито-микенская древняя живопись имела практически одинаковые мотивы с древнеегипетским искусством. Художники нередко использовали изображения сцен охоты на львов, а также кошек, ловящих птиц. Это можно объяснить тесными торговыми связями критян с Египтом. Но все же крито-микенская живопись существенно отличалась от египетской ассиметричными формами и прихотливым рисунком. Даже фрески, сохранившиеся в Кносском дворце, изображавшие торжественные шествия и культовые церемонии, отличались непревзойденной живостью и яркостью.

p03 "Микенская дама" (фреска). Фрагмент настенной росписи «Дома Верховного жреца» культового центра микенской цитадели.Фреска. XIII в. до н. э.Инв. № 11670.Афины, Национальный археологический музей.

Большое количество древних крито-микенских росписей было посвящено пирам, детским играм, танцам и театральным представлениям. Такие сюжеты были совершенно непохожими на строгие изображения египетских величественных сфинксов. Нередко художники изображали женские портреты, названные современными исследователями «придворными дамами» или «дамами в голубом». Вероятно, мастера писали жриц и богинь, однако они имели больше схожего со светскими аристократками, одетыми в яркие платья. В их изысканных прическах были диадемы, а ухоженные руки и изящные шеи украшались драгоценностями.

В конце шестнадцатого века до н. э. на территории Крита произошла страшнейшая катастрофа – некогда цветущие города были превращены в руины. Причиной разрухи считается какое-то стихийное бедствие, вероятно, землетрясение.

Главной архитектурной задачей у греков было строительство храмов. Оно породило художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и Древними римлянами. Греческие храмы не походили на храмы Древнего Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но более изящные и богатые.

p04 Греческое зодчество

Одно из высочайших достижений культуры античности - древнегреческая скульптура, оставившая неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э).

Принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько более того, что видит глаз. Бронза становится излюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нем легче придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас даже «выдуманное». Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. «Дискобол» «Дорифор» — юноша-копьеносец (Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Неаполь, Национальный музей). В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности: юный атлет, тоже, конечно, олицетворяющий прекрасного и доблестного гражданина, кажется нам углубленным в свои мысли — и вся фигура его исполнена чисто эллинского классического благородства. Это не только статуя, а канон в точном смысле слова. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) был знаменитейшим скульптором. Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновение) Калокагатия («прекрасный и хороший», в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. 

 

P05 Roman bronze reduction of Myron's Discobolos, 2nd century CE. С оригинала Мирона. Бронзовая статуэтка «Дискобол». Мюнхен, Глиптотека.

Древняя живопись Греции прошла очень долгий путь последовательной смены стилей и их постоянной эволюции. Сначала греки украшали посуду при помощи нехитрого орнамента, который состоял из таких геометрических фигур, как треугольники, окружности и квадраты. Но постепенно художники начали разбавлять свои стандартные узоры фигурами животных и людей. На следующем этапе древней живописи Греции появились целые повествовательные сцены, а орнамент перешел на второй план. Чаще всего живопись Древней Греции содержала мотивы легенд и мифов, при помощи которых люди пытались познать окружающий их мир.

p06 Ахилл перевязывает Патрокла. 500 до н.э.

Вазовая живопись в чернофигурном стиле сменилась силуэтным краснофигурным. Согласно с канонами новой техники, фон покрывался черным лаком, а роспись имела цвет обожженной красной глины. Благодаря этому живопись Древней Греции стала более реалистичной, а художники смогли передавать отдельные детали, сложные ракурсы и даже выражения лиц.

p07 Амфора. ок 540 до н. э.

Со временем появился новый стиль древнегреческой живописи. Именно здесь впервые было открыто искусство светотени, изобретение которого принадлежало известному художнику Аполлодору Афинскому. Живопись Древней Греции получила невероятную популярность, а художники славились, уважались и почитались народом. Самые профессиональные художники даже начали подписывать свои произведения, чего ранее никто не делал.

p08 Колесница. Музей в Пестуме

Завершающим этапом развития древней живописи в Греции можно считать появление классического художественного стиля, который ознаменовался появлением монументальной живописи. К сожалению, достижения этой новой эпохи древнегреческой живописи невозможно оценить в полной мере, так как до нашего времени практически не дошли мозаики и фрески, которые были описаны в литературных источниках.

p09 Беговая колесница. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.2-я пол. IV в. до н. э.Пестум, Национальный археологический музей.

 p10 Поединок. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы. 

2-я пол. IV в. до н. э.Пестум, Национальный археологический музей

p11 Оружие и доспехи. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.2-я пол. IV в. до н. э.Пестум, Национальный археологический музей.

p12 Возвращение воина. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.2-я пол. IV в. до н. э.Пестум, Национальный археологический музей.

p13 Сцена охоты на оленя. Фреска из луканской гробницы.370—360 гг. до н. э.Пестум, Национальный археологический музей.

p14 Возвращение воина. Фреска из луканской гробницы.375—370 гг. до н. э.Пестум, Национальный археологический музей.

p15 Фрагмент сцены пиршества (1) (symposium). Внутренняя сторона южной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.Фреска. Ок. 480 г. до н. э.Пестум, Национальный археологический музей.

p16 Фрагмент сцены пиршества (2) (symposium). Внутренняя сторона южной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.Фреска. Ок. 480 г. до н. э.Пестум, Национальный археологический музей.

p17 Виночерпий у кратера с вином. Фрагмент сцены пиршества (symposium).Внутренняя сторона восточной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.Фреска. Ок. 480 г. до н. э.Пестум, Национальный археологический музей.

p18 Ныряльщик. Внутренняя сторона крышки саркофага из Гробницы ныряльщика.Фреска. Ок. 480 г. до н. э.Пестум, Национальный археологический музей.

p19 Процессия комастов. Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона западной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.Фреска. Ок. 480 г. до н. э.Пестум, Национальный археологический музей.

Александр Перешивайлов. © Alex Peresh. Pendaldal. 

По материалам: Древняя живопись. рф. и Википедия. 

pendaldal.blogspot.ru

Античный мир в живописи. часть2

Ettore Forti (Italian, active 1880-1920) - A tranquil interlude

Hans Zatzka (Austrian, 1859-1949) - The pet bird

Guglielmo Zocchi (Italian, born 1874) - The recital

Guglielmo Zocchi (Italian, born 1874) - Intrigue

Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Pyrrhic Dance

Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Grecian Interior, Le Gynecee

Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Departure of the Cats from the Circus

Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Circus Maximus

Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Pollice Verso

Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Фрина перед ареопагом - Phryne revealed before the Areopagus

Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Последняя молитва христианских мучеников

Frederick Arthur Bridgman (American, 1847-1928) - Армия, тонущая в Красном море

Frederick Arthur Bridgman (American, 1847-1928) - Развлечение ассирийского короля

Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912)

Sir Lawrence Alma-Tadema (Dutch, British, Belgian, 1836-1912) - Comparisons, 1892

Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912)

Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912)

Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912) - Entrance to a Roman Theatre, 1866

A. Zoffoli - Classical Figures In A Garden

David, Jacques Louis (1748-1825) - Клятва горациев, 1784

Сюжет картины взят из старинной легенды, относящейся к VII веку до нашей эры. В то время Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга, и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между тремя римскими братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонги. Этим семьям предстояло породниться, поэтому было ясно, что в подобном сражении не может быть победителей. После боя остался лишь один из братьев Горациев, но, возвратившись с триумфом домой, он был проклят собственной сестрой за убийство ее жениха, одного из братьев Курациев. Будучи взбешен, он ударил свою сестру ножом, за что был приговорен к смерти (но впоследствии помилован). Поначалу источником вдохновения для Давида стала пьеса Корнеля «Горация», но в ней не было сцены клятвы. Подробности воинской клятвы Давид заимствовал у Пуссена, а сама идея клятвы была, по всей видимости взята художником из легенды о Бруте.

David, Jacques Louis (1748 1825) - Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянянами 1799г.

Эту картину Давид начал писать в тюрьме. Оказавшись перед лицом смерти, художник обратился к теме милосердия и примирения. Говорят, что свою работу Давид посвятил жене, спасшей его от казни. Сюжет картины основан легенде, повествующей о том, что в Древнем Риме стало катастрофически мало женщин. Ромул, один из основателей Рима и первый правитель этого города, пригласил на праздник соседей-собинян и приказал римлянам по условному знаку схватить девушек-сабинянок. Спустя три года сабиняне собрали армию и пошли на Рим, чтобы вернуть своих женщин, однако те за это время успели стать женами и матерями. Чтобы предотвратить кровопролитие сабинянки вынесли детей на поле битвы. Картина Давида перекликается с полотном Пуссена «Похищение собиняннок». Центральные фигуры композиции написаны художником с сестер Беллеград, самых известных парижских красавиц того времени, а образ старой женщины – с няни его собственных детей.

Guglielmo Zoochi - Римские танцы - A Roman Dance

Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Молодые греки забавляются петушиным боем

Federico Andreotti (1847-1930) - The Dance

Jean-Leon Gerome (1824–1904) - Painting Breathes Life into Sculpture

Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Painting Breathes Life into Sculpture

Edwin Longsden Long - Древний обычай - An Ancient Custom

Lawrence Alma-Tadema (1836-1912) - Скульпторы в Древнем Риме

Roberto Bompiani (1821-1908) - Древнеримское застолье

Pierre Oliver Joseph Coomans (1816-1889) - An Afternoons Amusement

Joseph Coomans (1816-1889) - The Children’s Quarrel

Joseph Coomans (1816-1889) - Feeding The Turtle

Edwin H. Blashfield - The Festival of Spring

Неизвестный художник

Robert, Hubert (1733-1808) - Статуя

Bertin, Jean Victor (1767-1842) - Landscape

Генрих СЕМИРАДСКИЙ (1843-1902) - Водонос в античном ландшафте

Rubens - Кимон и Перо - Cimon and Pero

"ОТЦЕЛЮБИЕ РИМЛЯНКИ", ИЛИ "МИЛОСЕРДИЕ РИМЛЯНКИ" (лат. «Caritas Romana" — "Милосердие римлянки") — сюжет классического искусства, основанный на эпизоде из истории Древнего Рима. Изложен в сочинении Валерия Максима "О почтении к родителям" («De pietate in parentes"; 5:4; нач. I в. н. э.). Некий Кимон (Cimon), старик, был осужден на смерть и томился за решеткой в тюрьме. Поскольку его должны были казнить, тюремщики решили сэкономить и оставили несчастного без пропитания. Его дочери по имени Перо разрешили навестить отца. Дочь накормила отца грудью, спасая его от голода. В эпоху Возрождения и Барокко этот сюжет привлекал художников необычностью; на фоне свободы нравов и "всеобщего возбуждения", характерного для эпохи барочного мироощущения, героический поступок молодой римлянки казался двусмысленным, и в нем видели скрытую эротику. Народная молва связала этот эпизод с Мамертинской тюрьмой, расположенной у римского Форума (итал. Carcere Mamertino), в которой томились многие враги Рима, а в начале христианской истории — мученики за веру, среди которых был Св. Петр.

Elisabeth Jerichau Baumann - Египетская женщина Феллах с ребенком

Edward John Poynter - Хлоя - Chloe,1893

Giovanni Domenico Tiepolo (1727-1804) - Строительство троянского коня

John William Godward (British, 1861-1922) - Reverie, 1904

John William Godward (British, 1861-1922) - Mischief and Repose, 1895

Thomas Ralph Spence (Англия, 1855-1916) - Осада Сиракузы

William-Adolphe Bouguereau (1825—1905) - Весна - The Spring

William-Adolphe Bouguereau (1825—1905) - Family Time

William-Adolphe Bouguereau (1825—1905) - Jeune femme contemplant deux enfants qui s'embrassent

William-Adolphe Bouguereau (1825—1905) - Пастораль

Cesare Auguste Detti - A Summer Idyll - Летняя идиллия

Источник http://www.liveinternet.ru/users/valniko77/profile

edwardjournal.livejournal.com

Художник античности Апеллес - agent_40

Апеллес писал свои работы темперой на деревянных досках,искусно владея светом и тенью.Он был придворным художником Александра Македонского,сопровождал того в походе в Азию со своей свитой и был невероятно трудоспособен.У него было такое обязательное правило-девиз "ни дня без линии" ,и он ему неукоснительно следовал. Царь ценил своего художника,отсыпал ему золота по весу предъявленной картины и даже издал указ,по которому рисовать его портреты разрешалось только Апеллесу,а ваять его персону только Лисиппу.

1eaba1402e48 (700x489, 89Kb)

Джузеппе Кейдс (Кадес)  Александр и Апеллес (были друзьями)  1792

По просьбе Александра Апеллес рисовал его возлюбленную,гетеру Кампаспу,в которую художник влюбился в процессе работы,узнав об этом, царь подарил ему свою возлюбленную,доказывая себе," что хотя он и великий царь в отваге,но еще более велик в самообладании.»  Эта известная история о любви художника к своей модели вдохновила поздних живописцев на создание многих полотен.

Godward_-_Campaspe (350x700, 215Kb)

Кампаспа  John William Godward 1896

13 (474x600, 63Kb)

Лагрене  Апеллес влюбляется в любовницу Александра Великого 1772

Кампаспа позже служила (вместе с гетерой Фриной ) моделью для многочисленных картинхудожника с богиней Афродитой и другими богинями юности и красоты.Самая знаменитая картина Апеллеса "Афродита Анадиомена",на которой изображенавыходящая из морской воды и выжимающая влажные волосы прекрасная богиня.В Эрмитаже есть фреска на этот сюжет.

JohannGeor_2404300_13233611 (550x383, 194Kb)

Johann Georg  Hiltensperger   Апеллес пишет картину Афродиты Анадиомены

Стремясь достичь точности в создании образов, Апеллес выставлял картины на суд прохожих, а сам подслушивал их мнение, скрываясь за картиной. Как-то раз один башмачник заметил, что нарисованные сандалии по контуру не соответствуют стопе. К следующему дню Апеллес исправил дефект,поблагодарив башмачника. Когда вновь объявившийся башмачник стал критиковать нарисованную ногу, сердитый художник выскочил и крикнул башмачнику:"Да не судит башмачник выше обуви."

Сапожник (притча)

Картину раз высматривал сапожник –И в обуви ошибку указал;Взяв тотчас кисть, исправился художник.Вот, подбочась, сапожник продолжал:«Мне кажется, лицо немного криво…А эта грудь – не слишком ли нага?»...Тут Апеллес прервал нетерпеливо:«Суди, дружок, не свыше сапога!»Есть у меня приятель на примете:Не ведаю, в каком бы он предметеБыл знатоком, хоть строг он на словах,Но черт его несет судить о свете…Попробуй он судить о сапогах!

Александр Пушкин1829 г.

В Помпеях сохранилась фреска "Венеры,рождённой из моря",которая считается римской копией с работы Апеллеса.Трудоголик Апеллес и умер за работой.

Андиомена (700x470, 167Kb)

Фреска Помпей. Венера,рождённая из моря.

Сюжет же,где он рисует Кампаспу в присутствии Македонского,привлекал многих художников,вот три из таких картин.

Давид Апеллес пишет Кампаспу (700x492, 175Kb)

Жак- Луи  Давид  Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра

50ddcbcab049 (640x502, 79Kb)

Тьеполо  Александр Великий и Кампаспа в ателье Апеллеса

3003 (700x493, 138Kb)

Хахт Виллем ван  Апеллес,пишущий Кампаспу

И даже русский художник Фёдор Бронников посвятил одну картину Апеллесу

001240009 (700x487, 48Kb)

Ф.И. Бронников   Апеллес выбирает себе натурщицу

О наставнике Александра Македонского  Аристотеле,желавшем положить конец увлечению Александра куртизанкой, и проказнице Кампаспе,проучившей философа, можно прочитать по ссылке:

http://artvoc.ru/aristotel-i-kampaspa/

agent-40.livejournal.com

Античная живопись, фреска: lilac2012

У нас нет образцов, чтобы судить о высших достижениях античной живописи. До нас не дошли шедевры прославленных греческих живописцев, чьи имена и названия работ известны благодаря трудам Павсания, Плиния Старшего и др., а также многочисленным стихотворным эпиграммам. Полностью погибла античная станковая живопись, хотя уже в классический период существовали пинакотеки (картинные галереи и хранилища произведений живописи).

Настенная живопись сохранилась, главным образом, благодаря извержению Везувия 79 года. Однако фрески из Помпей, Геркуланума, Стабий - в значительной степени ремесленные работы весьма среднего качества.

Далее речь пойдет об античных фресках.

Piccy.info - Free Image HostingПоэтесса. Фреска предположительно изображает поэтессу Сапфо.Фреска (от итал. fresche — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска.

Piccy.info - Free Image HostingПортрет пекаря Теренция Неона и его жены. Фреска из Помпей (Дом Теренция Неона, VII, 2, 6). Неаполь, Национальный археологический музей.

Piccy.info - Free Image HostingТри Грации

Piccy.info - Free Image HostingАполлон с кифарой. Фреска времен Римской империи из дома императора Августа. Рим, музеи Палантина.

Piccy.info - Free Image HostingЕвропа верхом на быке.

Piccy.info - Free Image HostingАмур.

Piccy.info - Free Image HostingНарцисс, любующийся на свое отражение в воде

Piccy.info - Free Image HostingГеракл борется со львом. Помпеи.

Piccy.info - Free Image HostingСапфо. Фрагмент античной фрески.

Piccy.info - Free Image HostingБогиня победы Ника

Piccy.info - Free Image HostingНика (фрагмент).

Piccy.info - Free Image HostingДиана (или Персефона) с луком и стрелами. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingФлора (Весна) или Диана. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э..

Piccy.info - Free Image HostingЛеда и лебедь. Фреска из Стабий (кубикул виллы Ариадны). Неаполь, Национальный археологический музей.

Piccy.info - Free Image HostingБеседующие женщины. Геркуланум, 3-й век до н.э

Piccy.info - Free Image HostingСуд Париса. Известный сюжет о разрешении спора трех богинь о том, кто из них красивее. В широкополой шляпе - Гермес.

Piccy.info - Free Image HostingХирон обучает Ахилла игре на лире. Римская фреска из Базилики в Геркуланеуме. Неаполь, Национальные музей и галерея Каподимонте.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingЖертвоприношение Ифигении. Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальный музей.

Piccy.info - Free Image HostingИфигения в Тавриде. Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальный музей.

Piccy.info - Free Image HostingБрисеиду уводят от Ахилла. Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальные музей и галерея Каподимонте.

Piccy.info - Free Image HostingТорговка амурами. Вилла Ариадны. Середина I в. н.э.

Piccy.info - Free Image HostingКрылатый дух. Помпеи, 45-79 гг.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingДионис и Везувий. Змея - символ плодородия. Римская фреска из дома Сентенари в Помпеях, I в. н.э. Неаполь, Национальный археологический музей.

Piccy.info - Free Image HostingФрикс, летящий на златоруном баране и упавшая в море его сестра Гэлла. Помпеи

Piccy.info - Free Image HostingМедея. Римская фреска, I в. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingМладенец Геракл, убивающий змей и наблюдающая за этим Алкмена. Помпеи, дом Ветии.

Piccy.info - Free Image HostingКузнецы за работой.

Piccy.info - Free Image HostingХирургическая операция. Воин, которому делают операцию, легендарный Эней. Фреска из Помпеи. I век.

Piccy.info - Free Image HostingАпеллес. Афродита Анадиомена, Помпеи

Piccy.info - Free Image HostingКатехесис (Наставление). Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingОмовение рук. Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingТанец с кроталанами. Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingОдевание перед божественным бракосочетанием. Вилла Мистерий близ Помпей, I век до н.э.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Натюрморты

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingНатюрморт с рыбой и морепродуктами.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingНатюрморт со смоквами.

lilac2012.livejournal.com

Живопись античная

   росписи восковыми красками (энкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине; известны росписи обществ, и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произв. станковой живописи. Болып-во памятников др.-гр. живописи утрачено; общее представление о ней дают лит. источники, немногие уцелевшие фр-ты, одновременные образцы вазописи, росписи этрусских (VII - IV вв.) и пестумских (IV в.) гробниц, а также копии рим. времени. Данные о первых гр. мастерах относятся к VII в. до н. э. (Коринф, Сикион). В росписях VII - VI вв. гл. роль играет контур, внутри к-рого плоскости окрашены в чистые цвета без полутонов - желтый, синий, белый, черный, розовый, пурпур. Трактовка фигур, одежд, движений условна, но всегда выразительна (метопы храма в Фермосе, стела Лисия). Преобладают мифолог, сюжеты. Наряду с монумент, известны росписи на пинаках. В течение V в. осваивается реал, изображение фигуры, сложных движений, ракурсов, передача эмоций. Рисунок, оставаясь контурным, приобретает большую пластичность. Свободное размещение фигур по всей поверхности вместо прежнего фризового, введение элементов пейзажа говорит о стремлении передать глубину пространства (Полигнот). Агафарх впервые изображает предметы в перспективном сокращении, Аполлодор - тень, ими отбрасываемую. Наряду с мифолог, сюжетами появляются росписи, отражающие ист. события (Микон, «Битва при Марафоне»), героев наделяют портретными чертами современников, а мифы иногда приобретают идиллически-жанровую окраску (Зевксид, «Семья кентавров»). В IV в. складываются три самостоятельные школы живописи - в Фивах (Аристид Старший; драматизм сюжетов, патетика образов), в Афинах (Евфранор; традиции классич. иск-ва V в.) и в Сикионе, где впервые разрабатывается теория живописи (Памфил). Художники чаще обращаются к реал, событиям, популярен портрет, появляются пейзаж, натюрморт. Наряду с патетико-патриот. темой (Евфранор, «Подвиги афинян при Мантинее») разрабатывается «романтическое» направление (Никий, «Ио и Аргус»). Отд. уцелевшие росписи 2-й пол. IV - III вв. (Казанлык; гробница Филиппа II в Вергине) показывают, что крупнейшие мастера этого вр. свободно владеют светотенью, основами перспективы, передачей чувств героев. Живопись эпохи эллинизма (III - I вв.) разнообразна по стилям и тематике - мифолог, и ист. сюжеты, жанровые и буколические сцены, портрет, натюрморт, пейзаж. Росписи крупнейшей школы - Пергамской - отличает свободная широкая манера письма, пластичность форм, яркость красок. Бол. ценность представляют собой сохранившиеся росписи склепов Сев. Причерноморья.

   Ранний период рим. живописи (IV - II вв.) известен гл. обр. по письменным источникам. Плиний Старший называет художников, расписывавших храмы, упоминает живописные портреты, к-рые «размещали на нарисованном родословном древе». Известно о картинах с изобр. битв, полководцев-победителей, аллег. фигур побежденных городов, к-рые несли во время триумф, процессий в Риме. Представление о последних дают фр-ты росписей (гробница III в. до н.э. на Эсквилине, Рим). Живопись II в. до н.э. - I в. н. э. хорошо известна благодаря многочисл. сохран. росписям жилых домов в Помпеях, Геркулануме, Стадиях, Риме. Выделяют 4 стиля, именуемых помпеянскими. Росписи I стиля (II в. - 80-е до н. э.), имитирующие кладку стен и архит. детали, выполненные рельефно в штукатурке, почти не нарушают плоскость стены, центр к-рой занимает композиция на мифолог, сюжет, часто восходящая к гр. оригиналам классич. и эллин, времени (дом Саллюстия, Помпеи). В росписях II стиля (80-е- 13) мастера добиваются иллюзии объема архит. деталей только живописными средствами. Стены помещения «раздвигаются», «открывая» взору сады, фантаст, пейзажи (дом на Эсквилине, Рим), картины мифолог, содержания (дом Ливии на Палатине, Рим) или бол. многофигурные композиции (вилла Мистерий, Помпеи). Декоративные композиции III стиля (13 до н.э. - 50 н. э.) подчеркнуто плоскостны; однотонно окрашенная стена расчленена легкими изящными колонками (т. н. канделябры), орнаментальными полосами, гирляндами цветов и листьев; центр ее занимает небол. картина - пейзаж, натюрморт, бытовая или мифолог, сцена. Росписи отличаются тонким рисунком и ювелирной отделкой деталей (дома Лукрецио Фронто и Цецилия Юкунда, Помпеи). IV стиль (50 - 79 н.э.), продолжая традиции II стиля, отличается необычайной пышностью, фантастичностью живописных архит. построений. Кроме мифолог, композиций (дом Веттйев, Помпеи) часто изображаются сцены из жизни торговцев, ремес­ленников. Фасады домов украшают фрески-«вывески», повествующие о занятиях их владельцев (дома на улице Изобилия, Помпеи). Росписи отличает свободная манера исполнения, богатая игра светотени. Наряду с монумент., продолжает развиваться станковая живопись, портрет, известный гл. обр. по находкам в Египте (Фаюмские портреты).

   Живопись II - III вв. сохранилась преим. в гробницах (некрополь Священного о-ва, Рим; некрополь Пальмиры), отд. фр.-ты происходят из вилл (Рим; Тиволи). Картину дополняют мозаики, в перв. оч. рим. провинций в Сев. Африке и Сирии. Для 1-й трети II в. характерна суховатая графическая манера письма. Росписи сер. и 2-й пол. II в. отличает большая обобщенность форм, композиции строго уравновешены, позы фигур статичны (гробницы Назониев, Панкратиев, Рим). Очевидна ориентация на иск-во гр. классики. Живопись III в. отказывается от классицистических традиций, динамична, экспрессивна; позы, движения, выражения лиц схвачены точно, но без проработки деталей, обобщенно, эскизно; бол. роль играет светотень. Часты сцены охоты, город, жизни, традиц. мифолог, сюжеты отходят на второй план, переосмысляются в соотв. с новыми, христианскими представлениями, распространяющимися в это время. Первые росписи христ. катакомб (катакомбы Люцины, ок. 220; гипогей Аврелиев, ок. 240) исполнены в той же живописной манере с широким использованием светотени; библейские фигуры, символы чередуются с чисто антич. Со 2-й пол. III в. и в IV в. постепенно утрачивается четкость, пластичность форм, усиливается роль контура. Нарастают черты схематизации, повышенной экспрессии, жесты приобретают условно-ритуал. характер (катакомбы Присциллы, Рим). Самые поздние памятники собственно антич. живописи - росписи гипогея на склоне Капитолия (Диана-охотница, Персей и Андромеда) имеют прототипом гр. образцы, но трактовка непропорционально вытянутых застывших фигур, жесткая и уплощенная, говорит о постепенном угасании антич. худож. традиций.

   О.Т

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru


Смотрите также