«Апофеоз войны» картина Верещагина. Апофеоз картина


«Апофеоз войны» - центральное полотно Туркестанской серии художника Верещагина :: SYL.ru

«Апофеоз войны» - не просто картина, это приговор милитаристам всех времен и народов. Войны бывают освободительные, святые. Но полотно Василия Васильевича Верещагина обличает войны захватнические: на раме есть надпись о посвящении этой работы завоевателям как бывшим, так нынешним и будущим.

История создания картины: две версии

«Апофеоз войны» - картина, приобретшая такое мощное вневременное звучание, что обе версии, якобы натолкнувшие художника на создание шедевра, кажутся смехотворными.

По первой, женщины двух городов - Дамаска и Багдада - обратились с жалобой к Тамерлану на своих мужей, грешников и развратников. И вот этот исключительной порядочности человек, склонный к моногамии, принял глубоко к сердцу бабью дурь и уничтожил 200 тысяч человек, из черепов которых сложили 7 пирамид. Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Надо полагать, что обманутые жены остались очень довольны увиденным и бесконечно благодарили Тимура. Может быть, легенда была своего рода пиар-ходом, оправдывающим в веках зверства одного из десяти самых жестоких завоевателей.

Второй вариант тоже свидетельствует о жестокости Тамерлана, приказавшего отрубленную голову путешественника положить на самый верх пирамиды из черепов казненных ранее людей. Очевидно, оба случая имели место, что свидетельствует о жестокости как мужчин, так и женщин, но они были частными.

«Ужасы войны»

Картина «Апофеоз войны» действительно имела первоначальное название «Торжество Тамерлана», но планетарный трагизм полотна поднял его над границами и временем. Величайший русский художник не является баталистом в полном смысле слова, у него нет ни стройных рядов наступающих, ни блеска оружия. Он, как Гойя, показывает «ужасы войны» (так называлась серия великого испанца), трагизм, грязь и запредельную жестокость. Не многим гениям удается передать все это в одном произведении. И название «Апофеоз войны» подобрано удивительно точно. Смерть-победительница смотрит с полотна: выжженная земля, деревья, которые никогда не зазеленеют, мертвый город вдали, обезображенные останки жителей и защитников крепости на переднем плане и ее символы и спутники – воронье, которое все еще надеется чем-то поживиться в этом мертвом месте.

Полотно-откровение

Картину невозможно описать словами: она потрясает. Сила ее воздействия на нормальных людей так высока, что прусский генерал советовал Александру II сжечь ее, дабы все видевшие картину не превратились в пацифистов. Да и русский император был очень недоволен произведением, очевидно, он считал, что подобные полотна убивают патриотизм, желание воевать вообще, в том числе и защищать Родину. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В.В. Верещагин. «Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. Георгия за бой под Самаркандом. Все картины этой серии очень хороши («Ворота Тамерлана», «Портрет бачи», «Смертельно раненный»). Но, разумеется, центральным произведением была картина-откровение «Апофеоз войны». Василий Верещагин, показавший уже серию в Лондоне (выставка была в Хрустальном дворце), поставил условием приобретение всей серии целиком. В 1874 году П.М. Третьяков купил ее за 92 тысячи серебром.

Оценка современников

Все лучшие люди того времени, посмотрев картину, оценили ее очень высоко. В.В. Стасов, восторженно отзываясь о полотне, назвал Верещагина историком и судьей человечества. Крамской был высокого мнения и о картине, и о самом художнике, первым показавшем изнанку войны. Некоторые произведения серии вызывали возмущение, их называли клеветой (картина «Забытый»). Многие даже прогрессивные художники, например Перов и Репин, нашли Туркестанскую серию чужеродной в русском искусстве.

Однако со временем мнение Крамского победило. Он говорил, что один из лучших представителей русского реализма – Верещагин. «Апофеоз войны», как и вся серия, является одним из высочайших достижений русской школы живописи, ее блестящим успехом. По мнению Крамского, выставка, в которой принимала участие Туркестанская серия, принесла России больше завоеваний, чем ее территориальные успехи.

Значимость полотна

Надо отметить, что Василий Верещагин предъявлял претензии не к каким-то абстрактным завоевателям, он корил и себя конкретно за участие в боевых действиях. Об этом он писал в письме к Стасову. И поэтому не удивляют слова о том, что полотна Туркестанской серии заставляют сердце наполняться гордостью, потому что «Верещагин русский». Так высоко оценил Крамской «Апофеоз войны».

Описание можно закончить тем, что, по словам того же Крамского, художнику удалось в картине достичь единой цветовой гаммы, что холст размером 127 х 197 см является украшением зала Верещагина в Третьяковской галерее. Смерть и война отомстили художнику-обличителю: броненосец, в котором Василий Верещагин отправлялся на русско-японскую войну, подорвался на мине в 1904 году.

www.syl.ru

Апофеоз войны — WiKi

Картина была написана в 1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов[1], однако картина не носит конкретно-исторический характер[2]. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов[3].

По другой версии, известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие[2]. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны»[2].

«Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина[3]. На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны. Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение[1]. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины[2]. Идею «Апофеоза войны» также ярко выражают шрамы от сабель и дыры от стрел на черепах.

Известный русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов писал об «Апофеозе войны»:

Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…[2]

ru-wiki.org

АПОФЕОЗ ВОЙНЫ  Василий Верещагин. 100 великих картин

АПОФЕОЗ ВОЙНЫ 

Василий Верещагин

«Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в ее защиту разные аргументы — религиозные, политические, экономические, а я проповедую то же посредством красок», — говорил этот суровый, мужественный и бесстрашный человек. Ему, Георгиевскому кавалеру, участнику нескольких войн второй половины XX века претило «красивое» описание сражений с батальонами солдат в новеньких мундирах и с блестящими штыками наперевес, с гарцующими на породистых конях молодцеватыми генералами-победителями.

Благородная заслуга Василия Васильевича Верещагина перед человечеством как раз и заключается в том, что он развенчал эту красивую бравурность действительным показом кровавой сущности войны. Сила его картина была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние».

...В середине XIX века Средняя Азия была предметом хищнических вожделений англичан, готовящихся захватить Туркестан. Присоединение его к России избавило эти народы от печальной участи колониальных рабов Англии, но в то же время русский царизм тоже вел здесь войну. В. В. Верещагин поехал в Туркестан без какого-либо предвзятого отношения к войне. Его интересовали новые страны, новые народы, но вскоре ему пришлось и самому участвовать в войне.

В. В. Верещагин был прапорщиком, «состоявшим при туркестанском генерал-губернаторе, носил штатскую одежду и пользовался свободой действий и передвижений, необходимых для того, чтобы зарисовывать и писать увиденное. До весны 1862 года он без устали зарисовывал природу, народные типы, сцены быта Средней Азии». Впоследствии все свои туркестанские картины (вместе с этюдами) художник объединил в серию, чтобы усилить их идейное воздействие на зрителя. Следуя одна за другой, эти картины разворачивали перед зрителем весь сюжет («Нищие в Самарканде», «Опиумоеды», «Продажа ребенка-невольника» и др.). В полотне «Самаркандский зиндан» В.В. Верещагин изобразил подземную тюрьму-клоповник, в которой были погребены съедаемые заживо узники. Жестокой пыткой был для них каждый час пребывания в этой тюрьме. И только падающий сверху свет, который растворяется в вечернем мраке подземелья, связывал заключенных с жизнью. 

Центральное место среди туркестанских картин В. В. Верещагина занимают батальные полотна, которые он объединил в серию «Варвары». Заключительным полотном этой серии является всемирно известная картина «Апофеоз войны».

Среди раскаленной степи, под жгучими лучами солнца, изображена пирамида из человеческих черепов, вокруг которой вьются вороны. Картина воспроизводит одну из пирамид, которые не раз складывались по приказу Тамерлана из голов завоеванных и истребленных им народов. Сооружались такие пирамиды и в новое время — уже по приказу среднеазиатских ханов. 

Однако картина В. В. Верещагина носит не столько конкретно-исторический, сколько символический характер. Полотно «Апофеоз войны» — это изображение смерти, уничтожения, разрушения. Детали ее: мертвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава — все это части одного сюжета. Даже желтый колорит картины символизирует умирание, а ясное южное небо еще больше подчеркивает мертвенность всего окружающего. Даже такие детали, как шрамы от сабельных ударов и дыры от пуль на черепах «пирамиды», еще явственнее выражают идею произведения. Чтобы полнее выразить ее, художник пояснил это надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Продолжая эту мысль художника, замечательный русский критик В. В. Стасов писал: «Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуозность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества... В Туркестане Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, но он не огрубел и не притупел, чувство не потухло в нем, как у большинства имеющих дело с войною и убийствами. У него сострадание и человеколюбие только выросли и пошли в глубину и в ширину. Он не об отдельных людях стал жалеть, а посмотрел на человечество и идущую в глубь веков историю — и сердце наполнилось у него желчью и негодованием. Что Тамерлан, которого все считают извергом и позором человечества, что новая Европа — это все то же!»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Картина Верещагина «Апофеоз войны»

Созданная в 1871 году картина «Апофеоз войны» поразила современников автора удивительным сочетанием невиданного еще сюрреализма исполнения и реализма смысловой нагрузки. Василий Верещагин подвергался жесткой критике со стороны простых обывателей и власть имущих того времени. Так, Александр II обвиняет мастера батальной живописи в полном отсутствии патриотизма, который должен присутствовать у русского человека. Но художнику было невозможно промолчать, после увиденного им во время пребывания в Туркестане. Здесь в 1868 году Верещагин столкнулся с ужасами войны, попав на территории, где вспыхнули восстания.

На картине изображена пирамида из человеческих черепов. При ближайшем рассмотрении можно увидеть на кости дыры от пуль и следы от широкого оружия, подобного ятаганам и саблям. Художник подписал свое полотно вполне однозначно: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Такой протест был выплеснут автором на холст после участия в защите Самаркандской цитадели и путешествия по охваченному войной Западному Китаю.

Существует две версии возникновения данного полотна. Во-первых, предполагалось, что идею пирамиды из черепов Верещагин почерпнул из историй о Тамерлане, который приказывал складывать такие ужасающие конструкции из голов побежденных врагов. Вторая версия повествует о том, что художник был так впечатлен историей о жестоком правителе Кашгара, приказавшем казнить безвинного европейца. Голова безымянного бедолаги установили на вершине пирамиды из костей и голов других казненных в этом городе людей.

Яркое, синее небо на картине резко контрастирует с безжизненной пустыней, мертвыми деревьями и развалинами города. Вокруг зловещей пирамиды кружат вороны, все полотно призывает зрителя понять всю горечь и ужас бессмысленных смертей во имя чьей-то наживы и эфемерных идеалов. Верещагин пытался донести идею о том, что во время войны погибают с обеих сторон и нет победителей. В конце торжествует только смерть.

Приобрести картину, размещенную в настоящее время в Третьяковской галерее, невозможно. Но можно купить репродукцию в интернет-магазине Artwall.ru. Цена на такое полотно будет зависеть от материала печати и ряда других опций. Печать точной репродукции производится на плотной бумаге, холсте и на самоклеющейся пленке. Таким образом, «Апофеоз войны» Верещагина можно приобрести для учебных целей в школы и художественные ВУЗы, общественные заведения и в частные коллекции почитателей этого художника.

www.artwall.ru

Василий Верещагин «Апофеоз войны» » Выдающиеся художники

В. Верещагин "Апофеоз войны" (фрагмент)

«Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества» (В. Стасов).

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), русский живописец и литератор, известен как один из наиболее ярких и своеобразных художников-баталистов.

Батальный жанр в живописи

Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». Таким образом, батальный жанр посвящён военной тематике. Не обязательно при этом на картине должны быть изображены сцены сражений. Это могут быть изображения военных походов, героических подвигов современных или прошлых лет и веков.

Часто в картинах сочетаются батальный и исторический жанр, если художник раскрывает смысл происходящего. Возможно также сочетание батального и бытового жанров, когда автор картины изображает бытовую жизнь военных или моряков.

Батальный жанр в искусстве очень древний: человечество постоянно воевало и, к сожалению, продолжает воевать до сих пор.

Картины батального жанра создавали Леонардо да Винчи, Тинторетто, Д. Веласкес, М. Ломоносов, Ф. Рубо́, Б. Виллевальде, М.Ю. Лермонтов, Н. Дмитриев-Оренбургский, М. Греков, многие современные художники.

Картина В. Верещагина «Апофеоз войны»

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло. 127 х 197 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Эта картина – одно из самых ярких произведений Верещагина и, пожалуй, самое известное. Она поражает своей лаконичностью и сильным психологическим воздействием на зрителя, несмотря на то, что современного зрителя уже сложно удивить сценами кровавых и жестоких событий – настолько «преуспело» в этом наше телевидение. И всё же: пирамида из человеческих черепов не может никого оставить равнодушным и не задаться вопросом: что это?

Пирамида из человеческих черепов изображена на фоне разрушенного города, обугленных деревьев, среди раскалённой степи. Война стёрла с лица земли всё, что когда-то украшало её. Ни травинки, ни кустика, ни живой души – только вороны вьются вокруг. Вороны охотно питаются падалью, поэтому часто ассоциируются со смертью.

Всё в картине символизирует смерть: жёлтый цвет, засохшие небольшие деревца, безлюдье… Одно только вечное небо над этой мертвенностью сияет чистым синим цветом.

Смысл названия картины

Что означает название картины, вернее, слово «апофеоз» в её названии?

Апофеоз в переводе с древнегреческого означает «обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления». Но со временем термин приобрёл переносное значение и стал значить «прославление, хвалу чего-либо вообще». В театральных постановках для финальных, торжественных сцен произведений он приобрёл значение кульминации, венца событий. Именно в этом значении и употребил это слово художник В. Верещагин: кульминация войны, результат войны. Вот что остаётся от людей в результате войн. Тем самым он выразил свой протест против всех и всяческих войн, оставляющих после себя выжженную землю и гору безличных черепов… Это картина-аллегория, картина-протест.

Об истории создания картины

Картина Верещагина «Апофеоз войны» первоначально называлась «Торжество Тамерлана». На её раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».

Именно войска Тамерлана оставляли за собой такие пирамиды черепов, но картина не носит конкретно-исторического характера, это обобщённый образ итога любой войны.

Картина была написана в 1871 г. В 1867 г. Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и протест против уничтожения людей друг другом. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 г., где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны».

Об авторе картины

В.В. Верещагин

Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 г. в Череповце (ныне Вологодской области) в дворянской семье. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения: младшие стали профессиональными военными; старший – общественным деятелем, а Василий – художником. В возрасте 9 лет он поступил в Морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткого периода службы, вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств.

Выпускник Морского кадетского корпуса, он всю жизнь был связан с армией: был в Самарканде во время его осады бухарцами; был в действующей русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., где получил тяжёлое ранение.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России» из 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции.

В. Верещагин «Наполеон и маршал Лористон» («Мир во что бы то ни стало!»). Из серии «Наполеон в России»

www.palitra.co

«Апофеоз войны» картина Верещагина | Люди | Истории

4 ноября 2016, Люди

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - великий русский художник. Наиболее известен, как художник-баталист. За свою жизнь написал немало настоящих шедевров живописи, среди которых: Наполеон в России, Нападают врасплох, В турецкой покойницкой, Ход в зиндан в Самарканде, Торжествуют, После неудачи, Двери Тимура и многие другие. Самой известной работой Верещагина, которую можно назвать "визитной карточкой" художника, является картина «Апофеоз войны».

Картина «Апофеоз войны» написана в 1871 году, холст, масло, 127 × 197 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Изначальное название картины «Торжество Тамерлана». Есть несколько версий насчёт того, чем вдохновился художник для создания этой картины. По одной версии, своей работой он хотел показать историю войн Тамерлана, после походов которого оставались лишь груды черепов и пустые города. По другой версии, всё так же связанной с Тамерланом, художник изобразил историю, в которой женщины Багдада и Дамаска пожаловались предводителю на то, что их мужья погрязли в разврате и изменах. Тамерлан приказал каждому из своих воинов принести голову мужей-развратников, в итоге которых скопилось 7 пирамид. Вторая версия менее правдоподобная, так как она слабо перекликается и с первым и со вторым названием картины. По третьей версии Верещагин создал эту картину после того, как услышал о Валихан-торе из Кашгара, который складывал в огромную пирамиду головы казнённых людей. «Торжество Тамерлана» или «Апофеоз войны» входит в туркестанскую серию картин художника, которую он создал во время путешествия по Туркестану, где видел множество смертей и самых ужасных событий. Эти переживания сподвигли его на создание работы, которая в яркой символичной форме рассказывает об ужасах войны, что приносит только горе и разрушение.

На картине «Апофеоз войны» представлена пирамида, состоящая из черепов. Некоторые черепа имеют явные повреждения от сабель и пуль. Пирамида находится на безжизненных землях бескрайней пустыни, что ещё раз подчёркивает опустошительность войны. На фоне пирамиды стоит опустевший, полуразрушенный город. Вокруг стоят обугленные деревья. Здесь живут только вороны - символы смерти в искусстве.

 

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

www.artinheart.ru

Апофеоз Википедия

Апофео́з, арх. апотеоз, апотеоза, апофеоза[1] (дореф. апоѳеозъ; др.-греч. ἀποθεόσις от ἀπο- <приставка со значением удаления или превращения> + θεός «бог») — обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления.

Первоначально термин прямо обозначал причисление человека к сонму богов (например, Геракла или императора Клавдия), со временем он приобрёл переносное значение и стал значить прославление, хвалу чего-либо вообще. Кроме того, этот термин использовался в театральных постановках для финальных, торжественных сцен произведений, из-за чего в устной, иносказательной речи он приобрёл значение кульминации, венца событий[2].

В изобразительном искусстве термин обозначает изображение вознесения души умершего (обычно католического святого) в небеса, либо же прославление военного или государственного лидера с помощью аллегорий средствами барочной или классицистической живописи.

Первоначальное значение

В эллинистической Греции и Древнем Риме апофеоз обозначал обожествление (причисление к лику богов) государственного деятеля, героя, императора, обретение им божественной сущности. В западноевропейской культуре это слово греческого происхождения продолжают применять к понятию «обожествление» и входящим в него многочисленным аспектам, тогда как в русском языке оно используется лишь для перечисленных во введении аспектов культуры и искусства.

Термин «апофеоз» обозначал присвоение через официальный ритуал статуса бога смертному человеку. Греческий глагол ἀποθεόω впервые появился в трудах греческого историка Полибия (II век до н. э.) Существительное apotheōsis в латинском языке впервые упоминается Цицероном, хотя к этому времени оно могло вполне существовать в классическом греческом языке. В течение эллинистического периода это слово могло приобрести новые формы, чтобы распространиться уже в римской культуре на культ императора[3]. Практика воздавания усопшим императорам божественных почестей, видимо, ведёт свой исток из верования римлян в то, что души их предков становились божествами, что логично распространилось на Отца нации — императора. Подобный апофеоз императора носил название consecratio, а об императоре, который заслужил эту почесть, обычно говорили in deorum numerum referri, или же consecrari. Под именем Квирина, например, почитался Ромул[4].

В Новое Время термин был воспринят католической церковью, которая перенесла на него значение «беатификация, канонизация»[1] и стала относить к своим святым.

  • Апофеоз Геракла, IV век до н. э.

  • Апофеоз императора Антонина Пия и его супруги Фаустины (Колонна Антонина Пия), 161 год н. э.: светлейшая чета изображена стоящей на крылатом гении и возносящейся в небеса

В искусстве

Самая ранняя иконографическая формула апофеоза сформировалась в Древнем Риме, и включает в себя изображение квадриги, поднимающейся по диагонали, причем она ещё не окружалась ореолом света. В древнегреческом искусстве ближайшая аналогия находится в изображении вознесения Геракла после его кончины на небеса, где он стал богом.

Христианская иконография унаследовала эту формулу в IV веке, но не использовала её часто[5]. Любопытно, что ей близок ветхозаветный сюжет вознесения на небо пророка Илии в огненной колеснице.

В живописи

В эпоху Возрождения название явления перенесено на его изображение в живописи, театре.

В эпоху барокко особенно обильными стали изображения католических святых, которые изображались возносящимися на небеса сонмом ангелов. Картину изредка могло дополнять изображение гостеприимно принимающего усопшего Христа на небесах, и свидетелей кончины покойного на небе. (Иконографически такой христианский сюжет имел родство с Вознесением Богоматери, Вознесением Христовым и вознесением Марии Магдалины, но отличался от них тем, что в данном случае речь шла уже не о телесном вознесении, а о духовном). Часто на подобный сюжет писали алтарные картины, но он был распространен и в украшении потолочных плафонов, где в изображении неба художники с удовольствием использовали эффект обманки.

Родство с древнеримским иконографическим типом апофеоза в этих многочисленных «Апофеозах святого имярек» прослеживается не так очевидно, как в светских произведениях, которые стали возникать примерно в тот же период. Они, как и их римские предшественники, часто изображали военного или государственного лидера, полководца или монарха, на запряжённой конями колеснице возносящимся в небеса. Голову персонажа часто увенчивала крылатая богиня. Картина могла создаваться уже не после смерти, а ещё при жизни заказчика, увековечивая, таким образом, не вознесение его души на небеса, но и его земные успехи, становясь аллегорическим изображением победы. В число персонажей таких картин входили Козимо I Медичи, Генрих IV Наваррский, Людовик XIV, император Леопольд I, Яков I, Корнелис де Витт и т. д.

Светская тема апофеоза сохранилась в следующий, классицистический, период изобразительного искусства, хотя тема вознесения святых из него уже практически исчезла. Изобразительные средства оказались весьма востребованы в творчестве французских художников-классицистов, творивших в эпоху Наполеона, а также его наследников. Любопытно, что пользовались этой иконографической схемой и американцы, создавав, например, фреску «Апофеоз Вашингтона» в здании Капитолия, или изображения апофеоза убитого Линкольна.

Знаменитая картина Верещагина «Апофеоз войны» первоначально называлась «Торжество Тамерлана» и, в отличие от большинства картин, имеющих в названии термин «апофеоз», изображает не вознесение главного действующего лица, а кульминацию его действий.

В театре

В театральном искусстве «апофеоз» — это заключительная сцена музыкального или драматического спектакля, концерта, праздничной концертной программы, циркового представления[6]. Она содержит прославление героя, народа или важного события. Это эффектная «живая картина», которая пластически выражает основную идею зрелища. Она носит торжественный характер и включает большое количество действующих лиц. Пример такого апофеоза — заключительная сцена из «Жизни за царя» М. И. Глинки[7]. Обычно апофеоз имеет монументальный характер и исполнен особого подъёма. Гектор Берлиоз использовал название «Apotheose» для названия финальной части своего «Grande symphonie funèbre et triomphale», работы, посвящённой французам, погибшим в войне.

В XIX веке она порой была посвящена чествованию памяти автора пьесы[8].

Апофеоз как приём масштабно применялся в старинной историко-мифологической опере (например, во французской «лирической трагедии» Жана-Батиста Люлли)[9]. Часто апофеозом заканчиваются балеты, особенно классические.

Иногда апофеозом называют торжественно-ликующее заключение какого-либо циклического произведения или отдельной музыкальной пьесы[7]. Апофеоз мог являться также самостоятельной частью (как правило без текста) какого-либо представления, празднества, шествия и т. п. Такие апофеозы строились на выразительных группировках и позах действующих лиц («живая картина», «немая сцена»). В них использовались яркое декорационное оформление, костюмы, бутафория и т. д. Мастером подобных эффектных самостоятельных апофеозов в России являлся декоратор и машинист Большого театра Н. Ф. Вальц.

Форма апофеоза (а также панегирического спектакля, представлявшего собой как бы развёрнутый во времени апофеоз) была разработана в западноевропейских театрах и русском придворном театре XVI—XVIII веков.

В литературе апофеозом какого-либо жанра могло стать произведение, выражавшее основные положения этого жанра или конкретного автора.

См. также

Примечания

Литература

wikiredia.ru