"Аполлон и Дафна": скульптура, созданная по мотивам древнегреческого мифа. Аполлон картина


Мифы и легенды Др.Греции и Рима в живописи. Часть 3. Аполлон : 2nikgar2

Сегодня мы поговорим о образе Аполлонa в живописи. Хотя, честно сказать, Аполлон больше, чем кто-либо из греческих богов представлен в скульптуре. Но и живописцы не оставили этот образ без внимания. Однако, сначала о самом нашем герое."Феб! Воспевает и лебедь тебя под плескание крыльев,С водоворотов Пенейских взлетая на берег высокий.Также и сладкоречивый певец с многозвучною лиройПервым всегда и последним тебя воспевает, владыка.Радуйся много! Да склонит тебя моя песня на милость!?ГомерСфера деятельности златокудрого и сребрелукого Аполлонa или, как его еще называли, Феба(Феб - лучезарный), просто поражает. Он - охранитель стад,света,наук, искусства.Он же врачеватель и предсказатель будущего.Аполлон - покровитель муз, дорог,путешественников и мореходов. А в свободное от всех этих обязанностей время, он еще очищал людей, совершивших убийство.Помпео Батони "Аполлон и музы"

Густав Моро "Аполлон и Музы"

Николя Пуссен "Аполлон и Бахус"

Его растения:лавр,дуб,кипарис,пальма,маслина.Его животные: волк, мышь,баран, змея,ястреб, лебедь, кузнечик.Его атрибуты:кифара(лира), лук и стрелы, золотой меч.Его изображение: стройный, светлоглазый, со светлыми,длинными волосами и отсутствием бороды,либо обнаженный, либо в длинном хитоне.Родился Аполлон на острове Делос.Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры,ибо была беременна от неутомимго Зевса, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Вместе с ним на свет появилась и его сестра-близмец Артемида.Маркантонио Франкечини "Рождение Артемиды и Аполлона" 1709

Три работы Лукаса Кранаха старшего "Диана(Артемида) и Аполлон"

Жена фиванского царя, Ниоба, возгордилась своими детьми — Ниобидами и вздумала сравниться с Лето, у которой были лишь двое детей: Аполлон и Артемида. Стала говорить, что она плодовитее богини Лето и её дети были прекраснейшими из людей богини Лето.Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей обидчицы.Жак Луи Давид "Дети Ниобы"

Абрахам Блумарт "Дети Ниобы"

Первым делом Аполлон расправился с Пифоном, который в свое время преследовал его мать.Пифон( или Питон)- дракон, охранявший вход в Дельфийское прорицалище.Хотя существует версия, что это была "дракайна",т.е. дракон женского пола. Одна из дракайн, по имени Дельфина, оттождествлялась с Пифоном. Вообше тут многое завязано на названии Дельфин:место - Дельфы, где стало прорицалище Апполона, имя дракона и то, что в одном из мифов Аполлон временно превращался в дельфина, чтобы помочь мореходам.Этьен Делоне "Аполлон убивает Пифона"

Эжен Делакруа "Аполлон убивает Пифона."

После победы над Пифином, гордый своей победой, Аполлон начал насмехаться над маленьким луком Эрота. Но, как говорится, размер не имеет значене и и "мальчик резвый и кудрявый" пустил две своих маленьких стрелы:одну -ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую -убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея."Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.- Стой, прекрасная нимфа, -взывал Аполлон, - зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:- Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:-Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень. Стой же вечно зеленым!"Н.А.Кун

Джованни Баттиста Тьеполо

Антонио дель Поллайоло

Роберт Лефевр

Бенедетто Лути

Франческо Тревизани

Франческо Альбани

Доссо Досси

Андреа Монтенья

Джон Уильям Уотерхаус

Николя Пуссен

Жан Батист ван Лу

Дафна была одной из тех, кто отверг сексуальные притязания Аполлона.А таким было немало: богини Гестия, Кибела, Персефона, нимфа Аканфа, Алкиона-Марпесса, Болина, Грина, Кассандра, Касталия, Синопа.Наибольший интерес из них вызывает, естественно, Кассандра, дочь царя Трои. Сраженный ее красотой, Аполлон подарил ей дар предсказания, но когда Кассандра отвергла его, Аполлон наложил на нее проклятье, суть которого в том, что никто ей не верил.Кассандра открыла, что выросший среди пастухов Парис — сын Приама и умоляла убить его, так как он принесёт Трое несчастье, но её не послушали.Она предсказывает будущее Парису, отплывающему в Спарту, но ей не поверили. Она напрасно предрекала, что Елена будет причиною гибели Трои, когда та приехала в город.Кассандра напрасно противилась введению деревянного коня в город, сказав, что внутри коня сидят вооруженные воины.Её семья полагала, что Кассандра безумна, из-за этого её держали взаперти.После захвата Трои, Кассандра сначала была захвачена Аяксом, а потом досталась Агамемнону при разделе добычи и стала его наложницей.По прибытию домой Агамемнон поддается на провокацию своей жены и игнорирует предсказание Кассандры (которая предвидит свою смерть, смерть царя и месть за них Ореста).Изображение дельфийской Предсказательницы художником Микеланджело, иногда называемой Кассандрой.

Эвелин де Морган "Кассандрa"

Дж. Соломон «Аякс и Кассандра»

Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн «Аякс и Кассандра»

Но в большинстве случаев в общении с женщинами ему сопутствовала удача. Об этом говорит количество его детей - около 100. Причем ему приписывается отцовство таких личностей, как Гомер,Пифагор,Еврипид,Платон, Селевк 1-й,Октавиан Август.Среди его детей были - Асклепий, бог врачевания и Гименей, бог брака.Но, судя по всему, Апполон был бисексуален. За ним тянулся длинный шлейф романов с юношами. Такими, как Кипарис,прекрасный юноша, превращённый Аполлоном в дерево, носящее его имя, так как он сильно горевал по нечаянно убитому им любимому оленю, которого ему дал сам Аполлон. Или Гиацинт(точнее Гиакинф). Когда однажды Аполлон и Гиакинф соревновались в метании диска, Зефир из ревности, направил брошенный Аполлоном диск в голову Гиакинфа, и тот умер. На месте, куда упали капли крови Гиакинфа, вырос цветок гиацинт.

Джакопо Винали "Кипарис"

Александр Андреевич Иванов "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением".

Жан Брок "Смерть Гиацинта"

Джованни Баттиста Тьеполо "Смерть Гиацинта"

Александр Киселев "Смерть Гиацинта"

Странные отношения были у Аполлона с царем Адметом. С одной стороны, Аполлон, чтобы очистися оп убийства Пифона, должен был прослужить у царя 8 лет, но существую версии, что он не просто так пошел служить к этомупрекрасному на вид царю.Аполлон пас стада Адмета на протяжении 8 лет.Когда Аполлон играл на тростниковой флейте и на золотой кифаре, хищные звери выходили из леса и спокойно ходили среди стад.Но история об Адмете интересна не этим. Царь Пелей( тот, что послал Язона за Золотым Руном)обещал тому, кто запряжёт в одну повозку льва и вепря отдать свою дочь Алкесту, Адмету помог это сделать Аполлон. Но Адмет при свадебных жертвоприношениях забыл упомянуть Артемиду, и рассерженная богиня хотела послать в брачный покой змей, но Аполлону удалось помирить их.Кроме того он выхлопотал ещё у Мойр то, что вместо Адмета при приближении смерти мог умереть кто-нибудь другой. Это и сделала жена Адмета, Алкестида. Однако Геракл освободил её из Аида и вернул Адмету.Ангелика Кауфман. "Смерть Алкесты"

Поль Сезанн "Геракл выносит Алкестиду из Аида"

Но оставим любовные похождения прекрасного бога и взглянем на его "ратные подвиги". Тут он не уступает своеми отцу. Причем повод для убийства не всегда бесспорен. Возьмен для примеру истори1 с сатиром Марсием. Доставлю вам и себе удовольствие и дам ее в изложении Н.А.Куна:"Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:- Пусть же жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту.Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары."Хосе де Рибера «Аполлон и Марсий»

Пальма ил Джоване «Аполлон и Марсий»

Джованни Баттиста Тьеполо «Аполлон и Марсий»

Бартоломео Манфреди «Аполлон и Марсий»

Тициан «Наказание Марсия»

2nikgar2.livejournal.com

мифы, фото, картинки прекрасного златокудрого бога света Аполлона.

С древних времен сохранилось множество мифов и легенд о греческом боге света – Аполлоне. Второе его имя – Феб – дословно означает «сияющий», «лучезарный». Аполлон был олицетворением Солнца, тогда как Артемида, его сестра-близнец воплощала в себе Луну. Изображали бога златокудрым, с серебряным луком и золотыми стрелами – лучами. Стрелы приносили смерть врагам лучезарного бога. Но чаще чем лук, Феб использовал кифару (лиру).Аполлон также является покровителем муз, врачевателем и предсказателем будущего.

Златокудрый сын Зевса, родился на острове Делос. Мать бога Латона (Лето), спасаясь от гнева Геры, оказалась на угрюмом острове. Но появление Аполлона преобразило невеселый пейзаж, залив скалы ярким светом.

Мифы гласят, что уже на четвертый день жизни, стрелы Феба поразили змея (или дракона) Пифона, ужасного порождения мрака, приводящего в ужас все живое в окрестностях Дельфы. В честь своей победы в Дельфах было построено святилище, где расположился оракул, вещающий просителям предсказание воли бога громовержца Зевса.

2Сам Аполлон вместе с музами обитал у подножия горы Парнас и тысячи людей стекались к храму узнать свое будущее у оракула. Но, также, людей привлекали радостные службы. В лавровых рощах, окружавших храм, пелись гимны, соревновались кифареды, постоянно звучали звуки хора. Покровитель муз сам одевал на головы победителей лавровые венки.

6

Фото: Аполон с музами на Парнасе.В легендах раскрывается множество событий жизни лучезарного бога, который приносил не только радость, и познание, но, иногда, — смерть и разрушения.

У бога было множество возлюбленных и детей. Некоторые из детей стали очень знаменитыми. К примеру, Асклепий прославился искусством врачевания, а Орфей – божественно прекрасным пением.

5

Фото: Аполон и Дафна.

7

Фото: Аполон и Диана.Образ прекрасного златокудрого бога вдохновлял и древних и современных скульпторов и художников на создание шедевров. Фото и картинки помогут понять, каким представляли лучезарного Аполлона древние и современные творцы прекрасного.

3

4

Видео:

В Газе нашли загадочную бронзовую статую Аполлона (новости)

kajlas.ru

миф и его отражение в искусстве

Кто такие Аполлон и Дафна? Первого из этой пары мы знаем как одного из олимпийских богов, сына Зевса, покровителя муз и высоких искусств. А что же Дафна? Этот персонаж мифологии Древней Греции имеет не менее высокое происхождение. Ее отцом был, по версии Овидия, фессалийский речной бог Пеней. Павсаний же считает ее дочерью Ладона, также покровителя реки в Аркадии. А матерью Дафны была богиня земли Гея. Что же произошло с Аполлоном и Дафной? Как эта трагическая история о неутоленной и отвергнутой любви раскрывается в произведениях художников и скульпторов позднейших эпох? Об этом читайте в данной статье.аполлон и дафна

Миф о Дафне и Левкиппе

Он выкристаллизовался в эпоху эллинизма и имел несколько вариантов. Наиболее подробно история под названием «Аполлон и Дафна» описывается Овидием в его «Метаморфозах» («Превращениях»). Юная нимфа жила и воспитывалась под покровительством богини-девственницы Артемиды. Подобно ей, Дафна также дала обет целомудрия. В нее влюбился некий смертный – Левкипп. Чтобы сблизиться с красавицей, он надел женский наряд и заплел волосы в косы. Его обман раскрылся, когда Дафна с прочими девушками пошла купаться в Ладоне. Оскорбленные женщины растерзали Левкиппа. Ну, а при чем тут Аполлон? – спросите вы. Это только начало истории. Солнцеподобный сын Зевса на тот момент лишь слегка симпатизировал Дафне. Но и тогда коварный бог ревновал. Девицы разоблачили Левкиппа не без помощи Аполлона. Но это была еще не любовь...Аполлон и дафна картина

Миф об Аполлоне и Эроте

Однажды сын Зевса стал насмехаться над богом любви. Дескать, какую власть имеет подросток над людьми с его детскими стрелами? Сын богини красоты Афродиты (у римлян – Венеры) Эрот не на шутку обиделся. Чтобы показать, что его власть распространяется не только на людей, но и на олимпийцев-небожителей, он метнул в сердце Аполлона стрелу любви к нимфе Дафне. А в нее он пустил острие антипатии, отвращения. Это была любовь, обреченная на отказ. Если бы не вторая стрела, Аполлон и Дафна, возможно, достигли бы близости. Но отвращение вкупе с обетом целомудрия заставили нимфу выказать сопротивление богу-Солнцу. Не привыкший к такому приему, Аполлон стал гнаться за нимфой, как описывает Овидий, подобно охотничьей собаке за зайцем. Тогда Дафна взмолилась к своим родителям, богам реки и земли, чтобы они помогли ей изменить ее облик. Так прекрасная нимфа превратилась в лавр. Только горсть зеленых листьев осталась в руках у преследователя. В знак своей отвергнутой любви Аполлон всегда носит лавровый венок. Эти вечно зеленые ветви являются теперь символом триумфа.Аполлон и дафна скульптура

Влияние на искусство

Сюжет мифа «Аполлон и Дафна» относится к наиболее популярным в культуре эллинизма. Его обыгрывал в стихах Овидий Назон. Антиков поражало именно превращение прекрасной девушки в не менее красивое растение. Овидий описывает, как исчезает за листвой лицо, нежная грудь облекается корой, руки, воздетые в мольбе, становятся ветвями, а резвые ноги – корнями. Но, говорит поэт, красота остается. В искусстве поздней античности нимфа чаще всего также изображалась в момент своего чудесного превращения. Лишь иногда, как, например, в доме Диоскуров (Помпеи), мозаика представляет ее настигнутой Аполлоном. Но в последующие эпохи художники и скульпторы иллюстрировали лишь дошедший до потомков рассказ Овидия. Именно в миниатюрах-иллюстрациях к «Метаморфозам» впервые в европейском искусстве встречается сюжет «Аполлон и Дафна». Картина изображает превращение бегущей девушки в лавр.

Аполлон и Дафна: скульптура и живопись в европейском искусстве

Эпоха Ренессанса так и называется, потому что она возродила интерес к Античности. Начиная с века Квадроченто (пятнадцатое столетие) нимфа и олимпийский бог буквально не сходят с полотен известных мастеров. Наиболее известно творение Поллайоло (1470-1480). Его «Аполлон и Дафна» - картина, изображающая бога в нарядном камзоле, но с оголенными ногами, а нимфу – в развевающемся платье с зелеными ветвями вместо пальцев. Эта тема стала еще более популярной в эпоху барокко. Преследование Аполлона и превращение нимфы изображали Бернини, Л. Джордано, Джорджоне, Дж. Тьеполо и даже Ян Брейгель. Не чуждался этой фривольной темы и Рубенс. В эпоху рококо сюжет был не менее модным.

Аполлон и дафна бернини

«Аполлон и Дафна» Бернини

Трудно поверить, что эта мраморная скульптурная группа – работа начинающего мастера. Однако, когда произведение в 1625 году украсило собой римскую резиденцию кардинала Боргезе, Джованни Лоренцо Бернини было всего двадцать шесть. Двухфигурная композиция очень компактна. Аполлон почти настиг Дафну. Нимфа еще полна движения, но метаморфоза уже свершается: в пушистых волосах появляется листва, бархатистая кожа покрывается корой. Аполлон, а вслед за ним и зритель, видит, что добыча ускользает. Мастер виртуозно превращает мрамор в текущую массу. И мы, глядя на скульптурную группу «Аполлон и Дафна» Бернини, забываем, что перед нами – каменная глыба. Фигуры так пластичны, так устремлены ввысь, что кажется, они сделаны из эфира. Персонажи будто не касаются земли. Чтобы оправдать присутствие этой странной группы в доме духовного лица, кардинал Барберини написал пояснение: «Всякий, ищущий наслажденья мимолетной красотой, рискует оказаться с ладонями, полными горьких ягод и листвы».

fb.ru

Греческие вазы. Аполлон прибывает на Делос

Одна из самых знаменитых ваз в собрании афинского Национального археологического музея – монументальная амфора VII в до н.э., на которой изображено прибытие Аполлона на остров Делос. Она относится к группе сосудов, найденных на Делосе. Центр производства подобных ваз точно не установлен. Исследователи считают, что их могли изготавливать на Мелосе или на Паросе, а может быть на этих кикладских островах одновременно. Прежде чем внимательно рассмотреть вазу с Аполлоном, обратимся к фрагменту другого сосуда из той же группы:

Мы смотрим на них, а они - на нас!

Именно так: широко раскрытыми глазами смотрела на людей и наша ваза. Просто на ней этот мотив сохранился гораздо хуже. Подобные монументальные вазы, как и во времена геометрики, были связаны с погребальным ритуалом.

Если глаза под ручками, оберегающие сосуд, почти стерты, то достаточно хорошо сохранились изображения на широкой высокой шее сосуда, на его тулове и на ножке. Центральная композиция посвящена встрече Аполлона и Артемиды. Богиня встречает брата, держа за рога оленя:

Кикладская ваза 7 в. до н.э.

Аполлон, с лирой в руках, приближается к ней на колеснице в сопровождении двух дев. Он правит квадригой крылатых коней. Предполагают, что солнечный бог возвращается на родной Делос из северной Гиперборейской страны. Скорее всего, смысл сцены связан с идеей весеннего возрождения природы:

Кикладская ваза 7 в. до н.э.

Чтобы рассмотреть все детали изображения, обратимся к прорисовке:

Кикладская ваза 7 в. до н.э.http://diglit.ub.uni-heidelberg.de/diglit/conze1862/0011?sid=6bfd6ed402231ea021fe616edeee043c

На прорисовке хорошо видны не только характерные типажи, активное использование цвета, но и боязнь пустого пространства. Разнообразными растительными и абстрактными символами, выражающими идею жизнеспособности, заполняются все промежутки между фигурами. Как пишет о вазописи этого времени Л.Акимова: «Вновь возвращаются забытые минойские образы – пальметты, розетты, расходящиеся волюты с усиками, цветы. И все это свернуто, скручено в спирали, выпускает стебли, бутоны, цветы, которые веерами расходятся в стороны. Ориенталистика в греческой живописи – это мир потенциальной растительности, мир цветения.» (Л.Акимова. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. СПб, 2007, С.107).

А вот прорисовка сцены, которая расположена на шейке сосуда. В центральной части изображен поединок между Ахиллом и Мемноном. Наблюдают за происходящим их матери: богини Фетида и Эос. Между воинами – доспехи как напоминание о смерти Антиоха, за которого мстит Ахилл:

Кикладская ваза 7 в. до н.э.http://diglit.ub.uni-heidelberg.de/diglit/conze1862/0010?sid=6bfd6ed402231ea021fe616edeee043c

Героическая сцена отделена от ритуальной поясом с изображением птиц. Что это? Образ водной стихии? Птицы, в которых превратились спутники Мемнона, оплакивавшие его гибель? Или это перепелки Артемиды?

Кикладская ваза 7 в. до н.э.

Наконец, на прорезной ножке сосуда в обрамлении поясов меандра мы видим женские головы:

Кикладская ваза 7 в. до н.э.

Аполлон и Артемида – дети богини Лето, которую преследовала ревнивая Гера. Ни один клочок суши не мог приютить Лето. Лишь плавающий остров Астерия, стал местом, где она разрешилась близнецами. Остров остановился и стал Делосом, который со временем превратился в общегреческое святилище, где нельзя было ни рожать, ни умирать:

Делос

Сейчас – это огромный археологический заповедник. На месте рождения богов – заросли тамариска. За ними видна терраса львов: http://cicerone2007.livejournal.com/916.html#cutid1

Место Священного озера

А этот громадный камень – часть колоссальной архаической статуи Аполлона:

Часть статуи Аполлона

Так выглядят Киклады со склонов горы Кинф на Делосе:

Киклады

А вот и ваза VII в до н.э. в собрании музея на Делосе. Сколько знакомых мотивов!

Ваза с острова Делос

cicerone2007.livejournal.com

скульптура, созданная по мотивам древнегреческого мифа :: SYL.ru

Многие мифические персонажи древности находили свое отражение в произведениях искусства – картинах, скульптурах, фресках. Аполлон и Дафна – не исключение, они изображены на многих картинах, а великий скульптор Джованни Лоренцо Бернини даже создал скульптуру, которая известна во всем мире. История безответно влюбленного бога поражает своим трагизмом и остается актуальной по сей день.

Легенда об Аполлоне и Дафне

Аполлон был богом искусства, музыки и поэзии. Согласно легенде, однажды он прогневал юного бога Эрота, за что тот пустил в него стрелу любви. А вторую стрелу – антипатии – пустил Эрот в сердце нимфы Дафны, которая была дочерью речного бога Пенея. И когда увидел Аполлон Дафну, с первого взгляда в нем зажглась любовь к этой юной и прекрасной девушке. Он влюбился и не мог отвести взгляда от ее необыкновенной красоты.

аполлон и дафна

Пораженная в сердце стрелой Эрота, Дафна с первого взгляда испытала страх и воспылала ненавистью к Аполлону. Не разделяя его чувств, она бросилась бежать прочь. Но чем быстрее Дафна пыталась убежать от преследователя, тем настойчивее был влюбленный Аполлон. В тот миг, когда он почти настиг свою возлюбленную, девушка взмолилась, обращаясь к отцу и прося помощи. В тот момент, когда она закричала в отчаянии, ноги ее начали деревенеть, приросли к земле, руки превратились в ветви, а волосы стали листьями лаврового дерева. Разочарованный Аполлон долго не мог прийти в себя, пытаясь принять неизбежное.

История, воплощенная в искусстве

Аполлон и Дафна, история которых поражает отчаянием и трагизмом, вдохновляли многих великих художников, поэтов, скульпторов на протяжении всей истории. Художники старались изобразить бег на своих полотнах, скульпторы пытались передать силу любви и осознание собственного бессилия молодого бога Аполлона.

Известным произведением, достоверно отображающим трагизм этой истории, было полотно А. Поллайоло, который в 1470 году нарисовал картину с одноименным названием «Аполлон и Дафна». Сегодня она висит в Лондонской национальной галерее, привлекая взгляды посетителей реалистичностью изображенных героев. На лице девушки читается облегчение, в то время как Аполлон опечален и раздосадован.

бернини аполлон и дафна

Яркий представитель стиля рококо Джованни Баттиста Тьеполо даже изобразил на своей картине «Аполлон и Дафна» отца девушки, который помогает ей избежать преследователя. Однако на лице его читается отчаяние, ведь цена такого избавления слишком высока – его дочери больше не будет среди живых.

Но наиболее удачным произведением искусства по мотивам мифа можно считать скульптуру Джованни Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна». Ее описание и история заслуживают отдельного внимания.

Скульптура Джованни Бернини

Великий итальянский скульптор и архитектор заслуженно считается гением барокко, его скульптуры живут и дышат. Одно из величайших достижений Дж. Бернини, «Аполлон и Дафна», является раннейработ скульптора, когда он еще трудился под покровительством кардинала Боргезе. Он создал ее в 1622–1625 годах.

Бернини удалось передать момент отчаяния и то, как движутся Аполлон и Дафна. Скульптура завораживает своей реалистичностью, бегущие находятся в едином порыве. Только в юноше видно желание овладеть девушкой, а та стремится любой ценой ускользнуть из его рук. Скульптура сделана из каррарского мрамора, ее высота 2,43 м. Талант и самоотверженность Джованни Бернини позволили ему закончить шедевр искусства за сравнительно небольшой срок. Сегодня скульптура находится в галерее Боргезе, в Риме.

История создания скульптуры

Как и многие другие скульптуры, изваяние «Аполлон и Дафна» Джованни Бернини заказал итальянский кардинал Боргезе. Скульптор начал работать над ней в 1622 году, однако ему пришлось прерваться для более срочного задания кардинала. Оставив незаконченным изваяние, Бернини принялся за Давида, а затем вернулся к прерванной работе. Статуя была закончена спустя 3 года, в 1625 году.

аполлон и дафна скульптура

Чтобы оправдать наличие в коллекции кардинала скульптуры с языческим уклоном, было придумано двустишие, описывающее мораль изображенной сценки между героями. Его смысл заключался в том, что тот, кто бежит за призрачной красотой, останется лишь с ветвями и листьями в руках. Сегодня скульптура, изображающая финальную сцену кратковременных отношений Аполлона и Дафны, стоит в середине одного из залов галереи и является его тематическим центром.

Особенности созданного шедевра

Многие посетители галереи Боргезе в Риме отмечают, что скульптура вызывает неоднозначное отношение к себе. На нее можно смотреть многократно, и каждый раз находить что-то новое в чертах изображенных богов, в их застывшем движении, в общей концепции.

аполлон и дафна история

В зависимости от настроения одни видят любовь и готовность отдать все за возможность обладать любимой девушкой, другие отмечают, какое облегчение изображено в глазах юной нимфы, когда тело ее превращается в дерево.

Восприятие скульптуры также меняется в зависимости от ракурса, с которого ее рассматривать. Не зря ее поставили в центре зала галереи. Это дает возможность каждому посетителю найти свою точку просмотра и сформировать собственное видение великого шедевра.

www.syl.ru

АПОЛЛОН И ДАФНА - Антология

Аполлон и Дафна

(«Метаморфозы» Овидия) Аг. Венециано. Аполлон и Дафна

Аг. Венециано. Аполлон и Дафна

Самыи красивый, самый остроумный и самый образованный из всех олимпийцев, бог стрелков, поэтов и музыкантов, Аполлон был самым неудачливым в любви. У него не было ни одного счастливого романа: все его приключения кончались трагически для возлюбленных, будь то Дафна, Кассандра, Гиацинт или Кипарис.

Может быть, это случалось из-за того, что, победив Пифона, бог неосторожно пошутил над Купидоном. Осмеяв лук мальчишки, Аполлон тут же был наказан. Купидон выпустил две стрелы: одной — стрелой любви — ранил Аполлона, второй — стрелой отвращения — ранил нимфу Дафну, дочь речного бога Пенея.

Согласно Овидию, Дафна стала первой любовью Аполлона.

Л. Бернини. Аполлон и Дафна

Л. Бернини. Аполлон и Дафна

Чем сильнее горела в нем страсть, тем нежеланней он становился для нимфы. Спасаясь бегством от настойчивого поклонника, Дафна предпочла превратиться в дерево, только бы не принадлежать Аполлону. Оплакивая свою первую неудачную любовь, Аполлон сделал Лавр — Дафну — своим священным деревом и первый увенчал себя лавровым венком.

Пять произведений на этот сюжет принадлежат к пяти разным векам — от XV до XIX. Перед всеми художниками в первую очередь стояла задача изобразить бег. Бег божественного покровителя искусств через пять столетий — зрелище забавное и поучительное.

О. Бердсли. Аполлон, преследующий Дафну

О. Бердсли. Аполлон, преследующий Дафну

Начинается бег во Флоренции XV века. Аполлон в изящном камзоле, но с обнаженными ногами настигает девушку с растрепанными волосами. В сцене есть xaрактерное для флорентийского кватроченто панибратство с античностью. Если бы руки Дафны не кончались пышными ветвями, свидетельствующими о том, что перед нами сюжет из «Метаморфоз» Овидия, можно было бы подумать, что изображено приключение какого-то не в меру развеселившегося флорентийца. Столь чуждое пафоса отношение к мифологии возникает не потому, что принижены боги, а потому, что каждый день на улицах Флоренции можно было встретить Аполлонов и Дафн, Марсов и Венер, Кипарисов и Дионисов. То было короткое счастливое время, когда боги снова спустились на землю, нимфы населили источники, дриады — леса, наяды — моря, а юные фавны — поля Тосканы. Во Флоренции XV века было достигнуто равновесие между язычеством и христианством, античностью и современностью, оформленное в философии неоплатонизма. Она давала счастливую возможность делать богов своими современниками, а современников — богами.

А. Полайоло. Аполлон и Дафна

А. Полайоло. Аполлон и Дафна

Юные боги и нимфы Флоренции с нежными неправильными чертами лица вскоре были разогнаны богами Рима. Они буквально вышли из-под земли, раскопанные любителями древностей: строгие чистые мраморы античности. Прекрасное и злое лицо Аполлона Бельведерского стало прообразом для рисунка Баччо Бандинелли, по которому создал свою гравюру Агостино Венециано. В гравюре Аполлон и Дафна, как и подобает античным божествам, обнажены. Утратив интимность кватроченто, Аполлон снова стал древним богом — из особой почтительности художник даже не изображает его в состоянии бега. Бегущее божество рискует быть смешным — ив XVI веке бег Аполлона символизирует облако под его ногой.

«Аполлон и Дафна» Лоренцо Бернини считается классическим образцом динамики барокко. Бернини, как какой-нибудь современный формалист, изображает чистое движение, нарушая классические каноны скульптурной статики, от этой скульптуры один шаг до раскручивающихся в пространстве абстрактных композиций XX века. Однако лицо Аполлона сразу же вызывает в памяти все того же Аполлона Бельведерского, ставшего знаком классического искусства.

Торжествующе прекрасный бог, пустившийся в погоню за девушкой, которая к тому же полна к нему неприязни, — зрелище довольно смешное. Запыхавшись, трудно сохранить величие. В барокко, перенаселенном античными божествами, олимпийцы утратили величие Высокого Возрождения так же, как перед этим они потеряли свежую непосредственность кватроченто.

Дж. Б. Тьеполо. Аполлон и Дафна

Дж. Б. Тьеполо. Аполлон и Дафна

В рококо олимпийцы становятся совсем демократичны. На стенах, потолках, фасадах, дверях восемнадцатого века появлялись целые толпы мифологических созданий. Они были переселены из рощ и лесов, с гор, полей и небес в интерьеры и парки и обречены разыгрывать оперы и балеты. Рококо заперло античных богов в театр, откуда потом их попытались вызволить и вернуть им прежний статус художники неоклассицизма.

Картина Тьеполо показывает, как Аполлон и Дафна эпохи рококо принуждены разыгрывать балетную сцену, которой могли бы позавидовать и мастера современного танца. Ничего общего с балетом XVI века с его длинными юбками и пышными костюмами картина Тьеполо не имеет. Это балет идеальный, доступный только олимпийцам и только благодаря такому режиссеру, как Тьеполо. За двести лет до Айседоры Дункан Дафна танцует без пуантов и с обнаженной грудью. Экстравагантности костюма Аполлона, состоящего из золотого ремня, красного плаща и золотого браслета, мог бы позавидовать даже Бежар.

Как бог, Аполлон Тьеполо был бы смешон, как актер — он великолепен. В рисунке Обри Бердсли, любимого рисовальщика эпохи модерна, бедный Аполлон теряет даже свои достоинства актера. Ко времени fin de siecle покровитель искусств, Аполлон Мусагет, превратился в толстомясого юношу, а Дафна — в мираж. История Аполлона, преследующего Дафну, стала проникнутой иронией историей о преследовании поэтического вдохновения, — ведь для англичанина Бердсли, как и для нас, лавр прежде всего — су-хие листья в супе, а уж потом — вечнозеленая дочь Пенея.

(Аркадий Ипполитов)

www.renesans.ru


Смотрите также