viktor_shilin. Арест картина


Картина "Арест пропагандиста". Репин И.Е.

Спросите своих знакомых, каких русских художников они знают, и вы наверняка одним из первых услышите имя Ильи Ефимовича Репина. Всенародную славу он заслужил по праву – такого широкого, в смысле тематики и стиля, живописца найти сложно. Впрочем, несмотря на разнообразие, общий знаменатель у его творчества, конечно, есть. О нем говорит сам Репин:

«Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз... Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст.»

И.Е. Репин отвергает эстетство, творчество ради творчества. Холст для него – это и лаборатория и сцена. На нем он исследует жизнь и несет познанное людям.

В небольшой серии постов я бы хотел привести ряд картин великого художника, посвященных одной из самых драматичных страниц русской истории – движению русских революционеров 19 - начала 20 веков.

Первая подобна картина называется «Арест пропагандиста». За время своего создания она перетерпела немалые изменения. На ранней версии можно увидеть, что прототипом центральной фигуры, арестованного революционера, был сам художник – так очевидно сходство.

Окружение арестанта – сплошь крестьяне, главными героями являются сам пропагандист и стоящий спиной к нам условный «деревенский староста.

После долгой работы появляется, по сути, совсем другая картина, с массой новых «героев»: если изначально арестанта окружали в основном взбудораженные мужики, то теперь они лишь робко оглядываются у окна. Справа мы видим лакейского вида мужчин, производящих обыск, самого революционера держат полицейские и один крестьянин. Но главное изменение заключается во взгляде арестанта: он дерзко смотрит в темный левый угол комнаты, в котором мы можем увидеть неясную фигуру – истинного противника главного героя картины. Это уже не «деревенский староста» - это некто совсем другой, тот, кого художник хочет облечь в таинственную темноту.

О другой, не менее интересной работе, повествующей о судьбах русских революционеров – картине «Отказ от исповеди», напишу в следующий раз.

viktor-shilin.livejournal.com

Арест пропагандиста - Репин И. Е. :: Артпоиск

Арест пропагандиста.

  • Репин И. Е. Арест пропагандиста

Описание

 

Первый вариант решения сюжета относится к 1878 году. Исполнив маслом хорошо разработанный эскиз, по своему характеру приближающийся уже к картине, оставляет его для новых поисков, Они засвидетельствованы рядом карандашных эскизов 1879 года. В 1880 году новое решение в общих Чертах, очевидно, уже складывается у художника, и он начинает работу над новым вариантом картины. Она с перерывами продолжалась до 1890 года. Затем уже после показа картины на выставке и приобретения ее Третьяковым в 1892 году вносит в нее изменения, в частности, переписывает фигуру сидящего на лавке в глубине слева мужчины и девушку, сообщницу пропагандиста.

Таким образом, время создания «Ареста пропагандиста» охватывает весь период работы над картинами на темы революционного движения, если не считать ранней картинки «», носившей характер еще слишком общей, не развернутой и скорее лирической трактовки темы. То, что начинает глубокую разработку темы революционного движения с сюжета ареста пропагандиста и им же ее заканчивает, показывает, какое значение он сам ему придавал. Такая длительность работы не могла не отразиться в картине. В изменении трактовки сюжета, образов, всего строя произведения сказалась как общая эволюция художественной интерпретации народнического революционного движения, так и достижения художника в различных аспектах решения им этой общей темы в других картинах.

Сравнивая непосредственно оба варианта картины, мы прежде всего обращаем внимание на то, что в первом большую роль играла народная крестьянская масса, представленная самыми различными типами и образами. В окончательном же варианте она, собственно говоря, исчезла. Зато появились фигуры полицейских, чиновников, кулаков-предателей. Решение сюжета ареста пропагандиста, в первом варианте показывавшее главным образом отношения пропагандиста с народом, заменилось решением, в котором главной стала тема самого ареста, тема борьбы правительства и революционеров. Недаром мотив чтения бумаг пропагандиста, в первом варианте бывший лишь одним из многих слагаемых композиции и игравший подчиненную роль, в окончательном варианте вылился в целую сложную сцену обыска, стал одной из двух составных частей развития темы. Изменение решения сказалось прежде всего в центральной сцене. В первом варианте пропагандист противопоставлен группе крестьян, смотрящих с разными чувствами на него, во втором же пропагандист противостоит мрачной фигуре стоящего у окна человека. Соответственно изменился сам образ революционера. Из мирного, в сущности, пропагандиста, относительно спокойного, как бы печально размышляющего о народе, он превращен в драматический, экспрессивный образ борца. Революционер во втором варианте с ненавистью и презрением смотрит на предателя и даже порывается к нему, удерживаемый сотскими, схватившими его за плечи. В этом изменении образа сказался результат работы над картинами «» и «Сходка террористов», в которых наблюдается стремление к героизации революционера.

Соответственно в корне изменилось все построение картины. В первом случае она строилась как массовая многофигурная композиция с выделением, акцентировкой главных действующих лиц, но с равномерным заполнением пространства множеством фигур. Это было решение, вполне подходившее для показа взаимоотношений пропагандиста с народом, для трактовки, где важнейшей была передача того, как народ, разные его представители, реагирует на арест. Теперь же, когда главной стала тема выдачи и ареста революционера, трактуемая как драматическая сцена, композиция разбилась на три группы: центральную с революционером во главе, группу производящих обыск справа и группу кулаков и понятых слева. Поскольку исчезла народная масса, постольку уменьшилось число фигур в композиции и появилось свободное пространство интерьера избы. Уменьшилась и величина фигур по отношению к пространству. Композиция приобрела больший лаконизм и ясность, заключающие, однако, сложное развитие в каждой из столь ясно выделенных групп.

Показ столкновения пропагандиста с предателем, естественно, требовал дать между ними свободное пространство, чтобы выявить устремленность пропагандиста, усилить динамику его фигуры. Сцена же обыска представлена как бы в особом, отведенном для нее пространстве. Выводя фигуру читающего бумаги исправника на первый план, связывает ее зрительно с центральной фигурой пропагандиста, помещая между ними фигуры станового и сотского. Композиция картины в целом носит асимметрический характер с сильной загрузкой правой половины и свободным пространством в левой. Эта динамика композиции соответствует драматизму сцены в целом. Ее несколько уравновешивают фигуры стоящих у окна понятых и сидящего на лавке человека (предателя, по объяснению самого ). Для того чтобы сцена обыска, многофигурная и обстоятельно развернутая, не оказалась психологически оторванной от главной сцены с арестованным, вводит новый персонаж — девушку, сообщницу пропагандиста. Композиционно чрезвычайно удачно изображен на первом плане чемодан с развороченными и разбросанными по полу бумагами. Он закрывает спереди ненужное свободное пространство, и завершает связь группы исправника и чиновника с группой пропагандиста и сотских. Выдерживается общий рельеф правой половины картины, противостоящий глубинности ее левой части. Это тот разъясняющий сюжет натюрморт, который, начиная с , так удачно применялся в жанровой живописи. Мы видим здесь мастерство в писании натюрморта, мастерство, первые достижения которого отмечались в «». С неменьшим совершенством и предметностью написаны и все остальные детали. Репинское мастерство выбора и характеристики типажа в картине также обнаруживается во всем своем блеске. Ярок и силен не только образ самого революционера, но и читающего бумагу исправника и склонившегося к нему чиновника. Выразительно как его лицо, так и в особенности тонкая худая рука с длинными пальцами, опирающимися на спинку стула. Он — живое воплощение полицейско-судебной ищейки.

За долгий срок работы над «Арестом пропагандиста» живописная манера художника значительно изменилась, и это сказалось в картине. Начатая в одной манере, она заканчивалась в совсем иной. Это можно понять при сравнении ее с первоначальным вариантом 1878 года. Эволюция шла в общем в сторону усиления звучности и динамики живописи, свободы мазка. Спокойная, сравнительно светлая желто-коричневая общая гамма первого варианта заменяется в окончательной картине напряженной цветностью. Ровное освещение сменяет контраст льющегося из окна света с затененностью внутренности избы, на темном фоне которой выделяются лица и костюмы персонажей — красная рубаха арестованного, полицейские мундиры. Это вполне соответствовало усилению драматизма в трактовке сюжета, экспрессивности образов действующих лиц, но стояло в известном противоречии с размерами картины. Малый формат, в котором она была начата в соответствии с ранней живописной манерой, при многофигурности и сложности сцены требовал тонкого детализующего и четко вырисовывающего формы письма, к которой приходил . А это постепенно все менее соответствовало широкой экспрессивной манере письма. И приходится удивляться мастерству , с которым он преодолевает это противоречие и успешно решает труднейшую задачу.

При широкой и свободной манере письма экспрессивным мазком он достигает законченности и почти миниатюрной передачи деталей в этом небольшом полотне. В этом отношении стоит особенно обратить внимание не только на лица арестованного, пристава или чиновника, но и на то, как тонко переданы мундиры полицейских с их погонами, портупеями и т. п., как написан натюрморт — чемодан с развороченным содержимым. Ту же необычайную при такой экспрессии письма тонкость обнаруживает художник и в передаче освещения. Дав его сильным пятном в окне, он постепенно проводит его как бы отблесками белого в разбросанных по полу бумажках, в блеске металлического предмета в чемодане, на бумаге, которую читает пристав, на манишке наклонившегося над ним чиновника, на кипе бумаг, которые с торжеством протягивает из глубины сыщик; наконец, свет едва мерцает на свисающем с полатей тряпье. Этот свет, как бы вспыхивая, движется по всей картине, как и мерцание золота на погонах, портупеях, эфесе и ножнах полицейской шашки. Это легкое движение света и золотистых вспышек усиливает звучность красочных пятен на темном фоне и придает картине еще большую тонкость живописной отработки.

artpoisk.info

Описание картины Арсения Шурыгина «Арест» Картины художников

Описание картины Арсения Шурыгина «Арест»

А.Н.Шурыгин за свою непродолжительную творческую деятельность написал немного работ, но каждая его картина отличается оригинальностью, а герои реалистичны.

Произведение «Арест» отражает не только сущность актуального в то время для неспокойного периода в России процесса ареста, но и правдиво передает настроение и образ каждого героя этой грустной истории. В конце девятнадцатого века подобные сцены часто происходили, в связи с напряженной политической обстановкой в стране и развитием революционного движения.

На картине изображена атмосфера того времени. Обычные бытовые атрибуты, такие как стол, шкаф и картина на стене. На полу разбросаны бумаги, видимо в доме проходил обыск.

Художник очень реалистично изобразил эмоции на лицах персонажей. Бесконечная тоска и печаль арестованного не оставляет равнодушным. Цвет лица его бледен, он виновато опустил глаза в пол. Его жена напоследок прильнула к нему, совершенно безнадежно,

положив руки ему на шею. Трагичность моменту придает младенец на руках мужчины.

Крошечный ребенок играет большую роль в аресте, обыске и прощании. Складывается такое ощущение, что мужчина держит на руках не просто ребенка, а надежду, символ жизни и благополучия. Он понимает, что должен отдать его и уйти, но все-же ему так хочется надеяться и верить в лучшее.

Центральной фигурой является высокопоставленный военнослужащий с суровым взглядом. Его лицо выражает решительность и строгость, но можно уловить слегка заметную тоску, ведь его взор падает в сторону арестованного.

Мало кто может остаться безразличным к такой чувственной сцене. Еще один военный преданно ждет арестанта, покорно держа его пальто в руке. На шкафу стоит глобус, который рассказывает о высокой степени образованности хозяина дома.

Можно предположить, что именно политические мотивы и послужили поводом для ареста. Обстановка в комнате напряженная и показывает всю сложность и опасность того времени.

Прислал: Cr1stal . 2017-10-08 22:16:34

opisanie-kartin.iusite.ru

СЮЖЕТ ОДНОЙ КАРТИНЫ - ПУШКИН И АРЕСТ.

Шестопалов Николай Иванович (1875-1954) Арест А.С.Пушкина. 1930-е гг.

Начну с того, что картина Шестопалова «Арест А.С.Пушкина» названа неправильно. Эту картину я поместил в пушкинской теме, и уже после публикации завязалась у меня беседа с питерским художником Виктором Фесенко, который правильно поставил вопрос: О каком аресте Пушкина идет речь? Я отправился искать ответы в интернете.

Уж не знаю, искусствоведы это постарались или эксперты-аукционисты! Во-первых, Пушкин никогда не арестовывался. А во-вторых, более правильное название картины «Встреча Пушкина с Кюхельбекером». Жаль, сам автор нигде не указал название своей работы.На картине запечатлен эпизод случайной встречи А. С. Пушкина с арестованным Кюхельбекером, который имел место в биографии поэта. Да, и лицо Кюхли в арестантской шапочке выделяется на картине в окружении фигур полицейского конвоя. В исследованиях о поэте я нашел рапорт фельдъегеря, в котором как раз зафиксирована эта встреча поэта с другом. Рапорт был написан в октябре 1827 года, когда Кюхельбекера перевозили из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую. Этот рапорт и объясняет сюжет картины.Вот его текст: «Отправлен я был сего месяца 12 числа в г. Динабург с государственными преступниками, и на пути, приехав на станцию Залазы, вдруг бросился к преступнику Кюхельбекеру ехавший из Новоржева в С.-Петербург некто г. Пушкин и начал после поцелуев с ним разговаривать. Я, видя сие, наипоспешнейше отправил как первого, так и тех двух за полверсты от станции, дабы не дать им разговаривать, а сам остался для написания подорожной и заплаты прогонов. Но г. Пушкин просил меня дать Кюхельбекеру денег, я в сем ему отказал. Тогда он, г. Пушкин, кричал и, угрожая мне, говорил, что по прибытии в С.-Петербург в ту же минуту доложит Его Императорскому Величеству как за недопущение распроститься с другом, так и дать ему на дорогу денег; сверх того, не премину также сказать и генерал-адъютанту Бенкендорфу. Сам же г. Пушкин между прочим угрозами объявил мне, что он посажен был в крепость и потом выпущен, почему я еще более препятствовал иметь ему сношение с арестантом; а преступник Кюхельбекер мне сказал: это тот Пушкин, который сочиняет. 28 октября 1827 г.».После того, как я нашел этот рапорт, я рассмотрел на самой картине и фигуру Кюхельбекера.Как видите, историки, искусствоведы и эксперты-аукционисты иногда ошибаются, чему есть еще немало примеров, которые обнаружил, например, мой интернетный друг – историк искусства из Рязани ВВВладимиров. Кто-то, увидев на картине Пушкина и бросающихся на него полицейских, почему-то решил, что это поэта арестовывают. Уверен, сам Шестопалов знал, какую историю он изображает…

parashutov.livejournal.com