АРГУНОВ Иван Петрович – Галерея произведений (57 изображений). Аргунов картины


Художник Аргунов Иван Петрович.

Крепостной живописец АРГУНОВ Иван Петрович (1729-1802)

Художник Аргунов Иван Петрович. АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало 1802, Москва...

Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.  Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет А. А. Лазаревой

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет М. Л. Лазарева

Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А.П.Лосенко, К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, будущие академики живописи.Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет Т. А. Ветошниковой

Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы . Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовцева

Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской

В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини.

Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет А. П. Зиновьева

В будущем Аргунов станет писать мягче и "технически совершеннее, однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям.Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора».

В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова

Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет Хрипуновой

Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»и др.). Среди них выделяется «Портрет В.П.Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.Художник Аргунов Иван Петрович. 

Кстати, ее же портрет, но др. художника...Художник Аргунов Иван Петрович. П.Ротари. Портрет В.П. Шереметевой. 1760. Гос.Русский музей.

Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева

Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве

Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире

Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б.П.Шереметева, князя А.М.Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II.Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет императрицы Екатерины Второй

Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет императрицы Екатерины Второй

Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая воспитанница В.А.Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат.Художник Аргунов Иван Петрович. 

В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.Художник Аргунов Иван Петрович. 

1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П.Б.Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.

В 1770 — 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве.Художник Аргунов Иван Петрович. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П.И.Аргунов - сын).

Художник Аргунов Иван Петрович. Портрет князя И.П.Голицына

Иван Петрович занимался и педагогической деятельностью и воспитал немало талантливых учеников. По приказу императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко, ставший позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский - инспектор Академии художеств и И. И. Саблучок. источник    http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post247627409/

art.mirtesen.ru

АРГУНОВ Иван Петрович – Галерея произведений (57 изображений).

admin 14.02.2014 Галерея, Новости 1,129 Показы

Открыть доступ

И.П.АРГУНОВ

(1729 – 1802)

Наиболее выдающийся представитель художественной династии Аргуновых, крепостных князя Черкасского, а затем графов Шереметевых. Воспитывался в Петербурге в семье своего дяди С.М.Аргунова, дворецкого «Миллионного дома», резиденции Шереметевых в Петербурге – причем сам художник в конце 1760-х годов занял эту же должность. 

Многократно приезжал в Москву по поручениям П.Б.Шереметева, а с 1788 года переехал в старую столицу и стал управителем московского дома уже у Н.П.Шереметева.

В конце 1740-х годов Иван Аргунов брал уроки у Г.Х.Гроота. Писал иконы для церквей, многочисленные портреты, связанные с кругом графов Шереметевых, в т.ч. для фамильной портретной галереи.  Учениками художники были его сыновья Павел (архитектор), Николай и Яков (живописцы).

 

1. Аргунов Иван "Иоанн Дамаскин" 1749 Холст, масло 148х58 Музей-заповедник Царское Село 1. Аргунов Иван «Иоанн Дамаскин» 1749 Холст, масло 148х58 Музей-заповедник Царское Село2. Аргунов Иван "Умирающая Клеопатра" 1750 Холст, масло 56,7х42,5 Государственная Третьяковская галерея 2. Аргунов Иван «Умирающая Клеопатра» 1750 Холст, масло 56,7х42,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Аргунов Иван "Портрет князя И.И.Лобанова-Ростовского" 1752 Холст, масло 89х70 Государственный Русский музей 3. Аргунов Иван «Портрет князя И.И.Лобанова-Ростовского» 1752 Холст, масло 89х70 Государственный Русский музей4. Аргунов Иван "Портрет княгини Е.А.Лобановой-Ростовской" 1754 Холст, масло 81,5х62,5 Государственный Русский музей 4. Аргунов Иван «Портрет княгини Е.А.Лобановой-Ростовской» 1754 Холст, масло 81,5х62,5 Государственный Русский музей 5. Аргунов Иван "Богоматерь" 1753(?) Холст, масло 202х70,5 Государственный Русский музей 5. Аргунов Иван «Богоматерь» 1753(?) Холст, масло 202х70,5 Государственный Русский музей6. Аргунов Иван "Спаситель" 1753(?) Холст, масло 198х71 Государственный Русский музей 6. Аргунов Иван «Спаситель» 1753(?) Холст, масло 198х71 Государственный Русский музей 7. Аргунов Иван "Портрет фельдмаршала графа Б.П.Шереметева" 1753 Холст, масло 88х71 Музей-усадьба Кусково 7. Аргунов Иван «Портрет фельдмаршала графа Б.П.Шереметева» 1753 Холст, масло 88х71 Музей-усадьба Кусково8. Аргунов Иван "Портрет графа П.Б.Шереметева" 1753 Холст, масло 135х103 Государственный Эрмитаж 8. Аргунов Иван «Портрет графа П.Б.Шереметева» 1753 Холст, масло 135х103 Государственный Эрмитаж 9. Аргунов Иван "Портрет неизвестного в бархатном кафтане" 1755 Холст, масло 88х71 Государственный Русский музей 9. Аргунов Иван «Портрет неизвестного в бархатном кафтане» 1755 Холст, масло 88х71 Государственный Русский музей10. Аргунов Иван "Портрет Ю.И.Кологривова" 1750-е(?) Холст, масло 61х50 Музей-усадьба Кусково 10. Аргунов Иван «Портрет Ю.И.Кологривова» 1750-е(?) Холст, масло 61х50 Музей-усадьба Кусково 11. Аргунов Иван "Портрет К.А.Хрипунова" 1757 Холст, масло 73х57,5 Музей-усадьба Останкино 11. Аргунов Иван «Портрет К.А.Хрипунова» 1757 Холст, масло 73х57,5 Музей-усадьба Останкино12. Аргунов Иван "Портрет Хрипуновой" 1757 Холст, масло 73х57,5 Музей-усадьба Останкино 12. Аргунов Иван «Портрет Хрипуновой» 1757 Холст, масло 73х57,5 Музей-усадьба Останкино 13. Аргунов Иван "Портрет неизвестного художника (Автопортрет(?))" Конец 1750-х - начало 1760-х Холст, масло 83х64 Государственный Русский музей 13. Аргунов Иван «Портрет неизвестного художника (Автопортрет(?))» Конец 1750-х — начало 1760-х Холст, масло 83х64 Государственный Русский музей14. Аргунов Иван "Портрет неизвестной (Портрет жены художника(?))" Конец 1750-х - начало 1760-х Холст, масло 83,5х64 Государственный Русский музей 14. Аргунов Иван «Портрет неизвестной (Портрет жены художника(?))» Конец 1750-х — начало 1760-х Холст, масло 83,5х64 Государственный Русский музей 15. Аргунов Иван "Портрет императрицы Елизаветы Петровны" Конец 1750-х - 1760-е Холст, масло 83,5х69 Музей-усадьба Кусково 15. Аргунов Иван «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Конец 1750-х — 1760-е Холст, масло 83,5х69 Музей-усадьба Кусково16. Аргунов Иван "Портрет императрицы Елизаветы Петровны" Конец 1750-х - 1760-е Холст, масло 86,5х71,5 Музей-усадьба Останкино 16. Аргунов Иван «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Конец 1750-х — 1760-е Холст, масло 86,5х71,5 Музей-усадьба Останкино 17. Аргунов Иван "Портрет Е.П.Стрешневой в детстве" 1760 Холст, масло 79х63 Государственный Исторический музей 17. Аргунов Иван «Портрет Е.П.Стрешневой в детстве» 1760 Холст, масло 79х63 Государственный Исторический музей18. Аргунов Иван "Портрет неизвестной" 1760 Холст, масло 60,5х48,5 Государственный Эрмитаж 18. Аргунов Иван «Портрет неизвестной» 1760 Холст, масло 60,5х48,5 Государственный Эрмитаж 19. Аргунов Иван "Портрет графа П.Б.Шереметева" 1760 Холст, масло 92х73,5 Музей-усадьба Останкино 19. Аргунов Иван «Портрет графа П.Б.Шереметева» 1760 Холст, масло 92х73,5 Музей-усадьба Останкино20. Аргунов Иван "Портрет графини В.А.Шереметевой" 1760-е Холст, масло 92х73 Музей-усадьба Останкино 20. Аргунов Иван «Портрет графини В.А.Шереметевой» 1760-е Холст, масло 92х73 Музей-усадьба Останкино

cultobzor.ru

Художник Иван Аргунов: картины и жизнь

Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. Иван Аргунов, отданный еще в юности в ученики и модному немецкому живописцу Георгу Грооту, оказался на редкость способным. Люди понимающие, с верным глазом удивлялись на этот прирожденный артистизм, отменный вкус, тонкость: и цвет он чувствовал лучше учителя, и линия была не такая жесткая, сухая, как у немца, и форму лепил он свободно, без рабской привязанности к каким-нибудь образцам. Гроота, конечно, никто на судил так уж строго, за портреты его дорого платили, отделка там была тончайшая, драгоценнейшая — кружева, платье парчевое выписывалось досконально. А только всегда прищуривался граф Петр Борисович, проходя залой, где висел гроотовский портрет его супруги Варвары Алексеевны: немка — даже губы сжаты, как у принцессы Курляндской… На Ивана он полагался, правда хвалить его стал уж после того, как заговорили о нем в Петербурге и Москве, после того, как по поручению сената исполнил он коронационный портрет Екатерины II.

2016-12-19_124124

Иван предан и исполнителен был, казалось, не по положению вечного слуги — ведь так и умер крепостным, — а по натуре. Петр Борисович в гневе крут бывал, в капризах меры не знал. Но трудно припомнить случай, чтобы гневался он на Ивана: что-то в этом человеке не допускало открыто, в лицо оскорбить его или обидеть.

Когда стали Ивана Аргунова осыпать заказами, разрешил граф ему устроить большую мастерскую. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы. В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Самые неожиданные и почетные заказы предлагают Аргунову — написать иконы для придворной царскосельской церкви, сделать портрет одного из приближенных царицы… Только о каждом из таких предложений, от кого бы они ни следовали, писал Иван Аргунов графу, прося его согласия. Никаких препятствий Шереметев не чинил. Сам заваливал его работой.

Поручается также Ивану купить на бирже ряд картин «голландских». Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски, искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок. Не оказалось на месте ряда драгоценностей — справиться у Ивана, он все помнит, разыщет… Как-то само собой получилось, что стал Иван Аргунов сначала управляющим петербургского дома Шереметевых на Миллионной, а потом управляющим всеми его московскими домами. Заказов со стороны он уже не брал.

Кончился ли он как оригинальный художник?

Картина «Портрет женщины в русском костюме» (И. Аргунов)

К 1884 году (последнему периоду жизни) относится работа Ивана Аргунова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Поскольку неизвестно имя той, кого он писал, стала она называться «Портрет женщины в русском костюме».

12016-12-19_124456

Сначала к этой работе проявляли интерес разве что специалисты — все-таки она была необычной для XVIII века, когда даже простых женщин старались изобразить как маркиз, когда тщательно завитые локоны и грациозный жест холеных пальцев был неизбежной принадлежностью почти каждого портрета. А тут аскетическая простота крестьянского костюма, строго, почти сурово выписанное, скорее вылепленное или выточенное лицо крестьянки… Впрочем, крестьянки ли? Столько достоинства в лице, так ясен и тверд взгляд, столько царственности в посадке головы, что невольно закрадывается мысль — а не маскарад ли это? Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда, их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему.

В том-то все и дело, что не маскарад это, а поразительный по художественной силе портрет русской женщины. Вероятнее всего, крепостной. Не для Аргунова только поразительный, даже не для XVIII века, а, пожалуй, для всего русского искусства. Ибо в настоящее время считается эта картина жемчужиной Третьяковской галереи.

В портретах художников раннего итальянского Возрождения — Учелло, Фра-Анжелико — такая же лепка строгих задумчиво-непроницаемых лиц, как бы отстраненных от века, не желающих удостаивать его взглядом. Вспомните эти чеканные профили, прекрасные не правильностью черт, не вызеренностью пропорций лица, а пластической чистотой линий, как будто бы проявляющих внутреннюю чистоту и высокую духовность.

Аргуновская женщина не красива — широкоскулое лицо, во взгляде небольших глаз какая-то почти не женская твердость. И все-таки она прекрасна. Духовной ясностью. И вот этой своей — не отстраненностью, а скорее обособленностью, выделенностью из окружающего. Такими простыми средствами, удивительно простыми (фон высветлен, и бледное лицо читается на этом фоне скульптурно четко, объемно), суметь сказать так много, прикоснуться к таким великим темам, как национальный характер, вообще человеческий характер…

Пожалуй, все известные нам работы Аргунова — будь то портрет князя М. Голицына, портрет неизвестного скульптора и его жены, портрет графини В. Шереметевой и девочки-калмычки Анны Николаевны — отличаются классичностью, которая выражается не в подборе аксессуаров, не в нарочитой манере письма, а в отношении художника к тем, кого он пишет. Это отношение всегда исполнено высокого спокойствия, не безразличия, не равнодушия, а именно спокойствия. И «Портрет женщины в русском костюма» тоже классичен.

Рассматривая его, можем поддаться восторженному чувству и говорить о его достоинствах с пафосом. Сам художник свое любовное отношение к модели не выразил открыто, его сдержанность и строгость здесь больше, чем где-либо. Он эпически прост. Именно поэтому и возникает ощущение высокого стиля, высокого разговора. Возникает ощущение высокого искусства.

Это могло быть под силу только художнику с поразительным чувством внутренней раскованности, глубоко развитым ощущением меры и такта, с ничем не смущаемым чувством душевной ясности. Свободному человеку.

Л. Осипова, по материалам журнала «Семья и школа», 1970 год

Похожие статьи:

mamotvet.ru

АРГУНОВ Николай Иванович – Галерея произведений (55 изображений).

Открыть доступ

Н.И.АРГУНОВ

(1770 – 1828)

Сын и ученик знаменитого крепостного портретиста И.П.Аргунова, представитель славной художественной династии, Николай Аргунов и сам был крепостным до сорока пяти лет, выполняя многочисленные заказы своего хозяина, графа Н.П.Шереметева. 

Творчество этого мастера, как волшебный мост, объединило уходившее и наступающее столетия. Блистательный 18 век уступал свое место новому времени, и это находило своё отражение в работах Николая Аргунова.

Среди целой серии портретных изображений, созданных художником, безусловно, выделяются портреты знаменитой Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой – крепостной актрисы, которая стала женой графа Н.П.Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына.

Николай Иванович Аргунов родился в 1770 году в С.-Петербурге. Свою юность провел между Москвой и Петербургом, чередуя обучение живописи и копирование полотен Эрмитажа в северной столице и выполнением заказов для подмосковного имения Шереметевых в Останкино и их московского дома на Воздвиженке.

В 1809, после смерти Н.П.Шереметева был отпущен на оброк и окончательно поселился в Москве. 22 декабря 1815 года, согласно его завещанию, получил вольную. В 1816 за ряд портретов признан «назначенным» в академики. В 1818 за «Портрет сенатора П.С.Рунича» (36) удостоен звания академика. Имел учеников – Ивана Мельникова, Михаила Зацепина и других.

 

 

1. Аргунов Николай "Портрет смеющегося старика (Крестьянин в коричневом армяке)" 1788 Холст, масло 71х54,5 Государственный Русский музей 1. Аргунов Николай «Портрет смеющегося старика (Крестьянин в коричневом армяке)» 1788 Холст, масло 71х54,5 Государственный Русский музей2. Аргунов Николай "Портрет старика со стаканом вина в руке" 1789 Холст, масло 71,5х55,3 Музей-усадьба Кусково 2. Аргунов Николай «Портрет старика со стаканом вина в руке» 1789 Холст, масло 71,5х55,3 Музей-усадьба Кусково 3. Аргунов Николай "Портрет Т.В.Шлыковой-Гранатовой" 1789 Холст, масло 79х55 Музей-усадьба Кусково 3. Аргунов Николай «Портрет Т.В.Шлыковой-Гранатовой» 1789 Холст, масло 79х55 Музей-усадьба Кусково4. Аргунов Николай "Портрет И.Я.Якимова в костюме амура" 1790 Холст, масло 142х98 Государственный Русский музей 4. Аргунов Николай «Портрет И.Я.Якимова в костюме амура» 1790 Холст, масло 142х98 Государственный Русский музей 5. Аргунов Николай "Портрет неизвестного (И.Ф.Баратова?)" 1790 Холст, масло 73х57 Музей-усадьба Останкино 5. Аргунов Николай «Портрет неизвестного (И.Ф.Баратова?)» 1790 Холст, масло 73х57 Музей-усадьба Останкино6. Аргунов Николай "Портрет Г.П.Милорадовича" 1795 Холст, масло 79,5х58,5 Государственная Третьяковская галерея 6. Аргунов Николай «Портрет Г.П.Милорадовича» 1795 Холст, масло 79,5х58,5 Государственная Третьяковская галерея 7. Аргунов Николай "Портрет неизвестного из рода Милорадовичей" 1795 Холст, масло 71х57 Государственный Русский музей 7. Аргунов Николай «Портрет неизвестного из рода Милорадовичей» 1795 Холст, масло 71х57 Государственный Русский музей8. Аргунов Николай "Портрет неизвестной из рода Милорадовичей" Около 1795 Холст, масло 71х57 Государственный Русский музей 8. Аргунов Николай «Портрет неизвестной из рода Милорадовичей» Около 1795 Холст, масло 71х57 Государственный Русский музей 9. Аргунов Николай "Портрет Н.А.Грибовской" 1795 Холст, масло 66,5х53 Государственная Третьяковская галерея 9. Аргунов Николай «Портрет Н.А.Грибовской» 1795 Холст, масло 66,5х53 Государственная Третьяковская галерея10. Аргунов Николай "Портрет А.М.Грибовского" 1795 Холст, масло 69,5х55 Государственная Третьяковская галерея 10. Аргунов Николай «Портрет А.М.Грибовского» 1795 Холст, масло 69,5х55 Государственная Третьяковская галерея 11. Аргунов Николай "Портрет графа Г.-М.М.Армфельда" 1796 Холст, масло 72,2х58,7 Государственная Третьяковская галерея 11. Аргунов Николай «Портрет графа Г.-М.М.Армфельда» 1796 Холст, масло 72,2х58,7 Государственная Третьяковская галерея12. Аргунов Николай "Портрет императора Павла I" 1797 Холст, масло 285х206 Музей-усадьба Останкино 12. Аргунов Николай «Портрет императора Павла I» 1797 Холст, масло 285х206 Музей-усадьба Останкино 13. Аргунов Николай "Портрет графа Н.П.Шереметева" 1798 - начало 1800-х Холст, масло 67х54 Государственный Эрмитаж 13. Аргунов Николай «Портрет графа Н.П.Шереметева» 1798 — начало 1800-х Холст, масло 67х54 Государственный Эрмитаж14. Аргунов Николай "Портрет графа Н.П.Шереметева" 1798 Холст, масло 66,5х53,5 Воронежский областной художественный музей 14. Аргунов Николай «Портрет графа Н.П.Шереметева» 1798 Холст, масло 66,5х53,5 Воронежский областной художественный музей 15. Аргунов Николай "Узнанный Ахиллес. Копия с оригинала А.Кауфмана" 1799 Холст, масло 274х331,5 Музей-усадьба Останкино 15. Аргунов Николай «Узнанный Ахиллес. Копия с оригинала А.Кауфмана» 1799 Холст, масло 274х331,5 Музей-усадьба Останкино16. Аргунов Николай "Портрет графини Е.А.Воронцовой(?)" Конец 1790-х - начало 1800-х Холст, масло 63х51 Тамбовская областная картинная галерея 16. Аргунов Николай «Портрет графини Е.А.Воронцовой(?)» Конец 1790-х — начало 1800-х Холст, масло 63х51 Тамбовская областная картинная галерея 17. Аргунов Николай "Портрет Г.Р.Державина" Не ранее 1801 Холст, масло 61х50 Государственная Третьяковская галерея 17. Аргунов Николай «Портрет Г.Р.Державина» Не ранее 1801 Холст, масло 61х50 Государственная Третьяковская галерея18. Аргунов Николай "Портрет неизвестного молодого человека в зеленом кафтане" 1801 Холст, масло 66х52,5 Государственный Русский музей 18. Аргунов Николай «Портрет неизвестного молодого человека в зеленом кафтане» 1801 Холст, масло 66х52,5 Государственный Русский музей 19. Аргунов Николай "Портрет графини П.И.Шереметевой (в красной шали)" 1801-1802 Холст, масло 134х98 Музей-усадьба Кусково 19. Аргунов Николай «Портрет графини П.И.Шереметевой (в красной шали)» 1801-1802 Холст, масло 134х98 Музей-усадьба Кусково20. Аргунов Николай "Портрет П.С.Сапожникова" 1802 Холст, масло 78х63 Музей-усадьба Останкино 20. Аргунов Николай «Портрет П.С.Сапожникова» 1802 Холст, масло 78х63 Музей-усадьба Останкино

cultobzor.ru

Русский художник - портретист -Иван Петрович Аргунов

. Это цитата

Русский художник - портретист -Иван Петрович Аргунов

 

Иван Петрович Аргунов

4723908_0_3e117_4a482973_XL (597x87, 19Kb)

 

Аргунов И. П. - русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. В своем  творчестве  использовал приемы барокко, которые оказала огромное  влияние на развитие русской реалистической портретной живописи. Аргунов владел  западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и неповторимыми.

Портрет неизвестной в крестьянском костюме

 

Иван Петрович вырос в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова. Его дядя был  дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме  графов Шереметевых. Вся юность будущий художник должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Он стал  управителем в  доме П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, а  позже в Москве.

Великая княгиня Екатерина Алексеевна

 

В отличие от многих русских художников, он  никогда не испытывал нужду, но  всю жизнь ощущал  двойственность своего положения: с одной стороны - признанный художник, с другой - бесправный раб.

Картины Аргунова. Портрет Лобановой-Ростовской

 

Специального художественного образование Иван не получил. По некоторым данным его учителями его двоюродные братья, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Они  оказали немалое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего брата. Предположительно, в период с  1746 по 1749 года Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы.

Шереметевы. Портрет графа Петра Шереметева

 

В1747 г. вместе с Гроотом он создает иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

 К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских. Портрет княгини потрясает. Некая жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом  придает портрету своеобразную хрупкую нежность.

Шереметевы. Портрет графини Варвары Шереметевой

 

Произведения периода 1750–1760-х годов начинают новый этап в творчестве Ивана Аргунова. В «Портрете неизвестного художника» и «Портрете неизвестной» художник  создает  новый тип изображения — «интимный портрет». Художник изображает  человека в органической связи с предметами, которые характеризуют их интересы и склонности - главный герой изображен с газетой, а его жена с книгой. Это свидетельствует  об образованности супружеской четы.

Художник как - будто оголяет их души, раскрывает тайну их сущности. В портретах отражена личность. Как правило, эти портреты небольшие по размеру,  изображены преимущественно по пояс, палитра цветов скромна.

Портрет императрицы Екатерины Второй

 

Екатерина 2. Портрет Екатерины 2

 

Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е г. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге.

Из-за постоянной работы по дому, в качестве управляющего, художник пишет весьма редко. Но именно в эти годы он создал едва ли не самое знаменитое свое произведение, – «Портрет неизвестной в русском костюме».

Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии. Это  чистый, светлый  образ русской женщины, с чистой душой. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народа.

Императрица Елизавета. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

 

Портреты Аргунова

 

Важное место среди работ Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. Аргунов являлся придворным портретистом Шереметевых и поэтому   неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»). 

Он стремился создать атмосферу изысканной и непринужденной светскости, изобразив, к примеру,  графа Шереметьева в эффектной позе на условном пейзажном фоне, а графиню в роскошном парчовом платье, декорированном розами.

Портрет Ветошниковой

 

 

Михаил Николаевич Ветошников

Картины Ивана Аргунова. Портрет Шлыковой

 

Он так же создал серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, которые переселились в Россию и способствовали распространению просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре.

Портрет Аргунова

 

В 1768 г. Аргунов создает «Портрет Толстой». На ней изображена  женщина в летах,  с умным спокойным лицом. В руках её спицы и пряжа, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

С годами искусство художника приобретает большую глубину, становится более совершенным, тонким, что особенно выражается в детском портрете «Портрет калмычки Аннушки».

 

В 1788 году Аргунов был назначен управляющим  Московского дома Шереметевых. Здесь он  занимался службой управляющего и обучал своих сыновей, архитектора Павла Ивановича, живописцев Николая и Якова, а также принимал участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино, выстроенного по проекту своего сына Павла Ивановича Аргунова.

Портрет Шереметева в детстве

 

 Иван Петрович занимался и педагогической деятельностью и  воспитал немало талантливых учеников. По приказу императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко, ставший позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский  - инспектор Академии художеств и  И. И. Саблучок.

БогоматерьХристос

 

Умирающая Клеопатра

 

 

С.М. Голицын

Мина Лазарев

Борис Шерметьев

 

П.Б. Шереметьев

Анна Акимовна Лазарева

Екатерина Александровна Мельгунова

Мария Алексеевна Нарышкина (урожд. Сенявина)

Графиня Толстая, урождённая Лопухина (Countess Tolstoy, nee Lopukhina), 1768

Анна Петровна Шереметьева

Анна Петровна Шереметьева

Анна Петровна Шереметьева

Графиня Варвара Шереметьева (Countess Varvara Sheremetev, daughter of Argunov's owner)

Женщина в голубом

 

 

4723908_0_3e117_4a482973_XL_1_ (597x87, 19Kb)

http://bibliotekar.ru/k88-Argunov_Ivan/1.htm

Серия сообщений "Русская живопись":Часть 1 - ДРАКОН .Художник Антон Горцевич.Часть 2 - Змей Горыныч ....Часть 17 - Меркушев Виктор.Виды Санкт-Петербурга.Часть 2Часть 18 - Меркушев Виктор.Виды Санкт-Петербурга.Часть 3.Часть 19 - Русский художник - портретист -Иван Петрович АргуновЧасть 20 - К Дню рождения А. С. ПушкинаЧасть 21 - Любимые русские художники Константин Егорович Маковский ...Часть 30 - Современная федоскинская миниатюраЧасть 31 - Максимов Василий Максимович.Часть 32 - Сергей Иванович Грибков.

kolybanov.livejournal.com

Художник Аргунов Иван Петрович. - ru_art links

 АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало 1802, Москва...Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов. 

 Портрет А. А. Лазаревой

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Портрет М. Л. Лазарева

Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А.П.Лосенко, К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, будущие академики живописи. Портрет Т. А. Ветошниковой

Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы . Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет. Портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовцева

 Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской

В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини.

Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Портрет А. П. Зиновьева

В будущем Аргунов станет писать мягче и "технически совершеннее, однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям.Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора».

В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

 Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова

 Портрет Хрипуновой

Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»и др.). Среди них выделяется «Портрет В.П.Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье. 

Кстати, ее же портрет, но др. художника... П.Ротари. Портрет В.П. Шереметевой. 1760. Гос.Русский музей.

 Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева

 Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве

 Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире

Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б.П.Шереметева, князя А.М.Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

 Портрет императрицы Екатерины Второй

 Портрет императрицы Екатерины Второй

Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая воспитанница В.А.Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат. 

В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет. 

1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П.Б.Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.

В 1770 — 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П.И.Аргунов - сын).

 Портрет князя И.П.Голицына

Иван Петрович занимался и педагогической деятельностью и воспитал немало талантливых учеников. По приказу императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко, ставший позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский - инспектор Академии художеств и И. И. Саблучок. источник    http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post247627409/

art-links.livejournal.com

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) биография и картины

Просмотров: 1278

Аргунов Иван Петрович(1729-1802)

  АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало 1802, Москва...Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллыА.П.Лосенко , К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, будущие академики живописи.

Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился уГ.Х.Гроота,придворного художника императрицы Елизаветы . Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.

  В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.

 

Автопортрет 1760

Автопортрет 1760

Автопортрет 1760 Портрет B. П. Шереметьевой

Портрет B. П. Шереметьевой

Портрет B. П. Шереметьевой Портрет K. A. Хрипуновa

Портрет K. A. Хрипуновa

Портрет K. A. Хрипуновa Портрет А. А. Лазаревой

Портрет А. А. Лазаревой

Портрет А. А. Лазаревой Портрет А. П. Зиновьева

Портрет А. П. Зиновьева

Портрет А. П. Зиновьева Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире

Портрет Б.В.Шереметьева в конногвард...

Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире Портрет В. А. Шереметьевой

Портрет В. А. Шереметьевой

Портрет В. А. Шереметьевой Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве

Портрет графа Н.П.Шереметьева в детс...

Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве Портрет графини А. П. Шереметьевой

Портрет графини А. П. Шереметьевой

Портрет графини А. П. Шереметьевой Портрет Екатерины II

Портрет Екатерины II

Портрет Екатерины II Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Портрет императрицы Елизаветы Петров...

Портрет императрицы Елизаветы Петровны Портрет калмычки Аннушки

Портрет калмычки Аннушки

Портрет калмычки Аннушки Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской

Портрет княгини Е. А. Лобановой-Рост...

Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской Портрет князя И.П.Голицына

Портрет князя И.П.Голицына

Портрет князя И.П.Голицына Портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовцева

Портрет князя Ивана Ивановича Лобано...

Портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовцева Портрет М. Л. Лазарева

Портрет М. Л. Лазарева

Портрет М. Л. Лазарева Портрет М. Н. Ветошникова

Портрет М. Н. Ветошникова

Портрет М. Н. Ветошникова Портрет Мельгуновой Екатерины

Портрет Мельгуновой Екатерины

Портрет Мельгуновой Екатерины Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Портрет неизвестной крестьянки в рус...

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме Портрет П. Б. Шереметьева

Портрет П. Б. Шереметьева

Портрет П. Б. Шереметьева Портрет П. И. Шубина

Портрет П. И. Шубина

Портрет П. И. Шубина Портрет Т. А. Ветошниковой

Портрет Т. А. Ветошниковой

Портрет Т. А. Ветошниковой Портрет Татьяны Александровны Ветошниковой

Портрет Татьяны Александровны Ветошн...

Портрет Татьяны Александровны Ветошниковой Портрет Толстой

Портрет Толстой

Портрет Толстой

В будущем Аргунов станет писать мягче и "технически совершеннее, однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям. 

Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора».

  В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

 Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»и др.). Среди них выделяется «Портрет В.П.Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.

 Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б.П.Шереметева, князя А.М.Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II.

Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая воспитанница В.А.Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат.

  В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П.Б.Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.

 В 1770 — 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П.И.Аргунов - сын).

Похожие материалы

alpow.ru


Смотрите также