Аристотель. История древнегреческого философа. Аристотель картина


Аристотель. История древнегреческого философа | Журнал | RETROBAZAR

11, Январь 2013 22:37 | 10 фото | просмотров 9830

Аристотель (384 до н. э., Стагир — 2 октября - 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.БиографияАристотель родился в 384 до н. э., в Стагире, на полуострове Халкидика, Северной Греции. В 367 году отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до его смерти, был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен Филиппом II (царем Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа. Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками.Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:    Логические трактаты, объединенные в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика».    Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах».    Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе».    Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики».    Этические сочинения — т. н. «Никомахова этика» и «Эвдемова этика».    Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития».    Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая неполностью «Поэтика».В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию, к наихудшим — тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве он утверждал, что суть искусства — подражание. Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения. Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии»  подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное — то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее — то, что существует в любом месте и в любое время, проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть; материя и подлежащее — то, из чего что-либо возникает; движущая причина, начало движения; целевая причина — то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя философ и ученый признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало, всю же активность приписывал остальным трём причинам, причем сути бытия — форме — приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало — бога.Ученый и философ различал 4 рода движения:    качественное, или изменение;    количественное — увеличение и уменьшение;    перемещение — пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причем «форма»» — присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к форме, который из меди отливается. Вся реальность оказывалась последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи». В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:    1) Знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;    2) Убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категория, силлогизмом.Космология Аристотеля при всех достижениях в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до польского астронома Николая Коперника. Великий ученый руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. Земля как наиболее тяжелый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд, есть область вечноравномерных движений, а сами звезды состоят из пятого — совершеннейшего элемента — эфира.В области биологии одна из заслуг Аристотеля — его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе он видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой — душа, которую он назвал «энтелехией». Соответственно трем родам живых существ (растения, животные, человек) ученый различал три души, или три части души: растительную, животную и разумную.В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума, которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом для Аристотеля являлся бог — совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой он понимал разумное регулирование своей деятельности, ученый определял как середину между двумя крайностями. Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил ему — в «Поэтике» и «Риторике» — развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это — монархия, аристократия и «полития», основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, он был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля, которого Карл Маркс назвал вершиной древнегреческой философии, оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли. На основе своей этической и психологической концепции Аристотель развил теорию воспитания «свободнорожденных граждан». Трем видам души, по учению философа, соответствуют три взаимосвязанные стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души — разумной и животной. Природные задатки, навыки и разум — таковы, по Аристотелю, движущие силы развития, на которые опирается воспитание. Экономическое учение Аристотель основывал на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошёл к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. Он установил 2 вида богатства: как совокупность потребителей стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства Аристотель считал производство — земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются.Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей. К ней он относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой ученый понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. Сюда же он причислял и крупную торговлю. К хрематистике относился отрицательно.СочиненияМногочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнем виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля. Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной форме, например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам. В пятой книге «Historia Animalium» Аристотель упомянул о своем «Учении о растениях», которое сохранилось только в небольшом числе фрагментов. Эти фрагменты были собраны и изданы в 1838 году немецким ботаником Х. Виммером. Из них можно видеть, что Аристотель признавал существование двух царств в окружающем мире: неодушевленную и живую природу. Растения он относил к одушевлённой, живой природе. Философское учение АристотеляАристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и творческие. К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия». К практическим наукам — этика и политика. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:    Материя  — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти стихий: воздух, вода, земля, огонь и эфир.    Форма  — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.    Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.    Цель, или конечная причина  — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является БлагоКатегории философии — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение. Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития. Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):    неорганические образования (неорганический мир).    мир растений и живых существ.    мир различных видов животных.    человек.История философииАристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук. Философия — это система научных знаний.

retrobazar.com

Аристотель и первая картина мира

Аристотель  и первая научная  картина мира

          Аристотель родился в македонском  городе Стагира в семье придворного лекаря. Семнадцатилетним юношей попадает он в Афины, где становится учеником Академии, основанной философом Платоном.

         Сначала система Платона увлекала  Аристотеля, но постепенно он  пришел к выводу, что взгляды  учителя уводят от истины. И  тогда Аристотель ушел из Академии, бросив знаменитую фразу: ”Платон  мне друг, но истина дороже”.  Император Филипп Македонский  приглашает Аристотеля стать  воспитателем наследника престола. Философ соглашается и три  года нетлучно находится возле будущего основателя великой империи Александра Македонского. В шестнадцать лет его ученик возглавил войско отца и, разбив фиванцев в своей первой битве при Херонее, отправился в походы.

         Снова Аристотель переезжает  в Афины, и в одном из районов,  под названием Ликей, открывает школу. Он много пишет. Его сочинения настолько разнообразны, что трудно представить себе Аристотеля одиноким мыслителем. Скорее всего, в эти годы он выступал как глава большой школы, где ученики работали под его руководством, подобно тому как сегодня аспиранты разрабатывают темы, которые предлагают им руководители.

         Много внимания уделял  греческий  философ вопросам строения мира. Аристотель был убежден, что  в центре Вселенной, безусловно, находится Земля.

          Аристотель пытался все объяснить  причинами, которые близки здравому  смыслу наблюдателя. Так, наблюдая  Луну, он заметил, что в различных  фазах она в точности соответствует  тому виду, который принимал бы  шар, с одной стороны освещаемый  Солнцем. Столь же строго и  логично было его доказательство  шарообразности Земли. Обсудив  все возможные причины затмения  Луны, Аристотель приходит в выводу, что тень на  ее поверхности может принадлежать только Земле. А поскольку тень кругла, то и тело, отбрасывающее её, должно иметь такую же форму. Но Аристотель им не ограничивается. “Почему, - спрашивает он, - когда мы перемещаемся к северу или к югу, созвездия меняют свои положения относительно горизонта?” И тут же отвечает: “Потому, что Земля обладает кривизной ”. Действительно, будь Земля плоской, где бы ни находился наблюдатель, у него над головой сияли бы одни и теже созвездия. Совсем другое дело – на круглой Земле. Здесь у каждого наблюдателя свой горизонт, свой горизонт, своё небо… Однако, признавая шарообразность Земли, Аристотель категорически высказывался против возможности ее обращения вокруг Солнца. “Будь так, - рассуждал он, - нам казалось бы что звезды не находятся неподвижно на небесной сфере, а описывают кружки…” Это было серьезное возражение, пожалуй, самое серьезное, которое удалось устранить лишь много-много веков спустя, в XIX столетии.

    Об Аристотеле написано очень много. Авторитет этого философа невероятно высок. И это вполне заслужено. Потому что, несмотря на довольно многочисленные ошибки и заблуждения, в своих сочинениях Аристотель собрас все, чего добился разум за период античной цивилизации. Его сочинения – настоящая энциклопедия современной ему науки.

  По  свидетельству современников, великий философ отличался неважным характером. Портрет, дошедший до нас, представляет нам малорослого, сухощавого человека с вечно язвительной усмешкой на губах.

              Говорил он кортаво.

              В отношениях с людьми был  холоден и надменен.

              Но вступать с ним в спор  решались немногие. Остроумная, злая  и насмешливая речь Аристотеля  разила наповал. Он разбивал  возводимые против него доводы  ловко, логично и жестоко, что,  конечно, не прибавляло ему  сторонников среди побежденных.

              После смерти Александра Македонского  обиженные почувствовали, наконец,  реальную возможность расквитаться  с философом и обвинили его  в безбожии. Судьба Аристотеля  была предрешена. Не дожидаясь  приговора, Аристотель бежит из Афин. “Чтобы избавить афинян от нового преступления против философии”, - говорит он, намекая на схожую судьбу Сократа, получившего по приговору чашу с ядовитым соком цикуты.

               После отъезда из Афин в  Малую Азию Аристотель скоро  умирает, отравившись во время трапезы. Так говорит легенда.

               Согласно преданию, Аристотель завещал  свои рукописи одному из учеников  по имени Феофраст. 

                После смерти философа за его трудами начинается настоящая охота. В те годы книги сами по себе были драгоценностью. Книги же Аристотеля ценились дороже золота. Они переходили из рук в руки. Их прятали в погреба. Замуровывали в подвалы, чтобы сохранить от жадности пергамских царей. Сырость портила их страницы. Уже при римском владычестве сочинения Аристотеля в качестве военной добычи попадают в Рим. Здесь их продают любителям – богачам. Кое-кто старается восстановить пострадавшие места рукописей, снабдить их своими добавлениями, от чего текст, конечно, не становится лучше.

                  Почему же так ценились труды Аристотеля? Ведь в книгах других греческих философов встречались мысли более оригинальные. На этот вопрос отвечает английский философ и физик Джон Бернал. Вот что он пишет: ”Их (древнегреческих мыслителей) никто не мог понять, кроме очень хорошо подготовленных и искушенных читателей. А труды Аристотеля, при всей их громоздкости, не требовали (или казалось, что не требовали) для их понимания ничего, кроме здравого смысла…Для проверки его наблюдений не было необходимости в опытах или приборах, не нужны были и трудные математические вычисления или мистическая интуиция для понимания какого бы то ни было внутреннего смысла…Аристотель объяснял, что мир такой, каким все его знают, именно такой, каким они его знают”. 

                    Пройдет время, и авторитет  Аристотеля станет безоговорочным. Если на диспуте один философ,  подтверждая свои доводы, сошлется  на его труды, это будет значить,  что доводы, безусловно, верны. И  тогда второй спорщик должен  найти в сочинениях того же  Аристотеля другую цитату, с помощью которой можно опровергнуть первую.…Лишь Аристотель против Аристотеля. Долгие доводы против цитат были бессильны. Такой метод спора называется догматическим, и в нем, конечно, нет ни грамма пользы или истины….Но должно было пройти много веков , прежде чем люди поняли это и поднялись на борьбу с мертвой схоластикой и догматизмом. Эта борьба возродила науки, возродила искусство и дала название эпохи – Возрождение.         

       

 

  Список  использованной литературы 

  1.“Энциклопедия для детей”. Астрономия.(М. Аксенова, В.Цветков, А.Засов, 1997) 

  2.  “Звездочеты древности”. (Н. Николов, В. Харалампиев, 1991) 

  3.   “Открытие Вселенной-прошлое, настоящее, будущее”. (А. Потупа, 1991) 

  4.  “Горизонты Ойкумены”. (Ю. Гладкий, Ал. Григорьев, В. Ягья, 1990)

stud24.ru

Аристотель. История древнегреческого философа | Журнал | RETROBAZAR

11, Январь 2013 22:37 | 10 фото | просмотров 9831

Аристотель (384 до н. э., Стагир — 2 октября - 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.БиографияАристотель родился в 384 до н. э., в Стагире, на полуострове Халкидика, Северной Греции. В 367 году отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до его смерти, был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен Филиппом II (царем Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа. Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками.Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:    Логические трактаты, объединенные в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика».    Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах».    Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе».    Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики».    Этические сочинения — т. н. «Никомахова этика» и «Эвдемова этика».    Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития».    Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая неполностью «Поэтика».В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию, к наихудшим — тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве он утверждал, что суть искусства — подражание. Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения. Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии»  подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное — то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее — то, что существует в любом месте и в любое время, проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть; материя и подлежащее — то, из чего что-либо возникает; движущая причина, начало движения; целевая причина — то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя философ и ученый признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало, всю же активность приписывал остальным трём причинам, причем сути бытия — форме — приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало — бога.Ученый и философ различал 4 рода движения:    качественное, или изменение;    количественное — увеличение и уменьшение;    перемещение — пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причем «форма»» — присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к форме, который из меди отливается. Вся реальность оказывалась последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи». В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:    1) Знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;    2) Убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категория, силлогизмом.Космология Аристотеля при всех достижениях в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до польского астронома Николая Коперника. Великий ученый руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд. Земля как наиболее тяжелый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд, есть область вечноравномерных движений, а сами звезды состоят из пятого — совершеннейшего элемента — эфира.В области биологии одна из заслуг Аристотеля — его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе он видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой — душа, которую он назвал «энтелехией». Соответственно трем родам живых существ (растения, животные, человек) ученый различал три души, или три части души: растительную, животную и разумную.В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума, которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом для Аристотеля являлся бог — совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой он понимал разумное регулирование своей деятельности, ученый определял как середину между двумя крайностями. Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил ему — в «Поэтике» и «Риторике» — развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это — монархия, аристократия и «полития», основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, он был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля, которого Карл Маркс назвал вершиной древнегреческой философии, оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли. На основе своей этической и психологической концепции Аристотель развил теорию воспитания «свободнорожденных граждан». Трем видам души, по учению философа, соответствуют три взаимосвязанные стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души — разумной и животной. Природные задатки, навыки и разум — таковы, по Аристотелю, движущие силы развития, на которые опирается воспитание. Экономическое учение Аристотель основывал на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошёл к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. Он установил 2 вида богатства: как совокупность потребителей стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства Аристотель считал производство — земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются.Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей. К ней он относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой ученый понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. Сюда же он причислял и крупную торговлю. К хрематистике относился отрицательно.СочиненияМногочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнем виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля. Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной форме, например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам. В пятой книге «Historia Animalium» Аристотель упомянул о своем «Учении о растениях», которое сохранилось только в небольшом числе фрагментов. Эти фрагменты были собраны и изданы в 1838 году немецким ботаником Х. Виммером. Из них можно видеть, что Аристотель признавал существование двух царств в окружающем мире: неодушевленную и живую природу. Растения он относил к одушевлённой, живой природе. Философское учение АристотеляАристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и творческие. К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия». К практическим наукам — этика и политика. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:    Материя  — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти стихий: воздух, вода, земля, огонь и эфир.    Форма  — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.    Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.    Цель, или конечная причина  — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является БлагоКатегории философии — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение. Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития. Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):    неорганические образования (неорганический мир).    мир растений и живых существ.    мир различных видов животных.    человек.История философииАристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук. Философия — это система научных знаний.

retrobazar.com

Аристотель

Науки.

Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и

«поэтические» . К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия». К практическим наукам — этика и политика. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени.

Аристотель создал нерархию уровней всего сущего (неорганические образования (неорганический мир).

мир растений и живых существ. мир различных видов животных. человек.

Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.

Философия — это система научных знаний.

Биография

Аристотель родился в Стагире греческой колонии в Халкидиках. Отца Аристотеля звали Никомах он был врачом. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение.

Отец был первым наставником Аристотеля.

Юношские годы Аристотеля пришлись на время расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же

время он был подданным македонского правителя.

Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе. В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Его опекуном стал Проксен. В 347 г. до н. э. Аристотель женился на Пифиаде. У

Аристотеля и Пифиады была дочка Пифия.

Государства по Аристотелю.

Правильные: Полития, Монархия, Аристократия.

Неправильные: Демократия, Олигархия, Тирания.

Изображение Аристотеля художниками.

Афинская школа.

Слева Платон, справа Аристотель.

Эту картину нарисовал Рафаэль Санти.

studfiles.net

Картина мира в представлении Аристотеля, Концепция современного естествознания

Пример готового реферата по предмету: Концепция современного естествознания

Оглавление

Введение

Цель

Задачи

Общие сведения о древнегреческом философе и ученом Аристотеле

Картина мира в представлении Аристотеля

Строение мира по Аристотелю

Аристотелевская модель Вселенной

К выбору Аристотелем геоцентрической системы Мира

Заключение

Список литературы

Содержание

Выдержка из текста

В схеме Аристотеля слишком сильно не соблюдены масштабы!

Итак, в центре космологической модели Аристотеля находится Земля и связанный с ней материальный мир, состоящий из уже известных четырех стихий; в небе движутся небесные тела- Луна, Солнце и планеты, каждое из которых расположено на своей сфере. Материальная Вселенная Аристотеля замыкается сферой звезд. Аристотель делит материальный Мир на два принципиально разных мира: мир подлунный (все что ниже Луны) и мир надлунный- Луна и выше. В то же время небесные тела безостановочно движутся по кругу в течение всей истории их наблюдения человеком. Исходя из этого Аристотель, вслед за Платоном, заключил, что для небесных тел, которые не обладают ни легкостью, ни тяжестью, естественным движением является именно круговое, вечное, к тому же равномерное движение.

Фактически Аристотель создал нечто большее, чем космологическую модель, он создал всеохватывающее учение, картину Мира. В истории науки выделяют три основных вехи такого масштаба: картину Мира Аристотеля, картину Мира Ньютона и картину Мира Эйнштейна.

(5)

Поскольку прямолинейные движения имеют конец и начало, а небесные тела безостановочно движутся по кругу в течение всей долгой истории их наблюдения человеком, то из этого Аристотель заключил, что для небесных тел, которые не обладают ни легкостью, ни тяжестью, естественным является именно круговое, вечное, к тому же равномерное движение. Последнее постулировалось как признак совершенства небесных тел. Кстати, Аристотель отдавал себе отчет в том, что у бесконечной Вселенной не могло бы быть ни центра, ни края и никакого всеобщего внутреннего движения относительно одной точки.

Заключение

Итак, в картине мира Аристотеля впервые была высказана идея взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Вселенная представлялась конечной и ограничивалась сферой, за пределами которой не мыслилось ничего материального, а потому не могло быть и самого пространства, поскольку оно определялось как нечто, что было (или могло быть) заполнено материей. За пределами материальной Вселенной не существовало и времени, которое Аристотель с гениальной простотой и четкостью определил как меру движения и связал с материей, пояснив, что «нет движения без тела физического». Под Вселенной Аристотель подразумевал всю существующую материю (состоявшую, по его теории, из четырех обычных элементов — земли, воды, воздуха и огня и пятого — небесного — вечно движущегося эфира, который от обычной материи отличался еще и тем, что не имел ни легкости, ни тяжести).

Аристотель критиковал Анаксагора за отождествление эфира с обычным материальным элементом — огнем. Таким образом, Вселенная, по Аристотелю, существовала в единственном числе. За пределами материальной Вселенной Аристотель помещал нематериальный, духовный мир божества, существование которого постулировалось.

Наконец, все сферы во Вселенной Аристотель считал довольно жестко связанными между собой (как в некотором механизме) и, опять же из наблюдений, из одинаковости угловой скорости суточного вращения всех сфер, сделал вывод, что только правильное пропорциональное возрастание их скоростей (линейных, выражаясь современным языком) с ростом удаленности сфер от центра мира обеспечивает устойчивость, прочность неба, которое благодаря этому «не разваливается» (хотя, как мы видели, и несколько разогревается от внутренних трений).

Первым элементом Вселенной (представлением о материальной основе мира) было учение о пяти первичных формах материи с разделением их на «земные» (четыре стихии с врожденными качествами тяжести и легкости) и «небесную» (не имеющий этих качеств, а также и состояния покоя эфир).

Вторым элементом, или представлением о механизме осуществления всех процессов, т. е. движений во Вселенной, выступали различные «естественные», врожденные движения первоэлементов и состоящих из них тел, причем эти движения объяснялись свойствами неразрывного комплекса — пространства и материи. Его замкнутость и сферичность делали Вселенную неоднородной и анизотропной, с крайним разделением свойств центральной и периферийных областей, что определяло движение тел — одних к центру, других от него. Третий элемент картины мира у Аристотеля имел явно астрономический, космологический характер — модель Вселенной. Как физик-экспериментатор (имевший в своем распоряжении лишь данные весьма грубого повседневного опыта и наблюдения) Аристотель выбрал более распространенную и подтверждавшуюся непосредственными ощущениями геоцентрическую модель — в виде конструкции из гомоцентрических сфер. Лишь материал небесных тел и сфер предполагался у него особым, небесным (эфиром).

Такие модели, хотя и имели целью объяснение видимых движений небесных тел, но объясняли их лишь качественно, не позволяя теоретически определять, например, положение тел на небе. Последнее стало возможным лишь с появлением математических (геометрических) методов описания неравномерных видимых движений и, соответственно, с появлением новых, более простых геометрических моделей движения светил.

Список литературы

Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания. Учебник. 3-е изд.: ЮКЭА; 2001

Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1979

Платонов Г. В. Картина мира, мировоззрение и идеология.- М.: Знание, 1972

Потев М.И. Электронный учебник по дисциплине: «Концепции современного естествознания» СПбГУ ИТМО, кафедра ТПО // de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=12

Античная астрономия. Первые попытки описания устройства Вселенной-Мира проект «Астрогалактика» 23.02.2006//http://astrogalaxy.ru/554.html

Научная картина Мира и ее творцы//http://detc.usu.ru/Assets/aNSCI0011/3/03.html

Аристотель//электронная энциклопедия «Вокруг Света» www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%90%D1%8

Создание первой универсальной физико-космологической картины Мира. Аристотель//http://mup-astponomuu.narod.ru/000/002.html #1

3

Список литературы

1.Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания. Учебник. 3-е изд.: ЮКЭА; 2001

2.Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1979

3.Платонов Г. В. Картина мира, мировоззрение и идеология.- М.: Знание, 1972

4.Потев М.И. Электронный учебник по дисциплине: «Концепции современного естествознания» СПбГУ ИТМО, кафедра ТПО // de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=12

5.Античная астрономия. Первые попытки описания устройства Вселенной-Мира проект «Астрогалактика» 23.02.2006//http://astrogalaxy.ru/554.html

6.Научная картина Мира и ее творцы//http://detc.usu.ru/Assets/aNSCI0011/3/03.html

7.Аристотель//электронная энциклопедия «Вокруг Света» www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%90%D1%8

8.Создание первой универсальной физико-космологической картины Мира. Аристотель//http://mup-astponomuu.narod.ru/000/002.html #1

список литературы

referatbooks.ru

Аристотелевская картина мира, Концепция современного естествознания

Пример готового реферата по предмету: Концепция современного естествознания

Введение

Глава

1. Произведения Аристотеля.

Глава

2. Учение.

Заключение

Список литературы

Содержание

Выдержка из текста

Таким образом, космическая система Аристотеля для его современников была, можно сказать, теорией, опиравшейся на опыт, как он понимался тогда, т. е. на полное доверие к весьма грубым повседневным наблюдениям. Например, древнюю уже и для него идею пифагорейцев о «музыке сфер» Аристотель высмеивал как абсурдную потому, что в этом случае (т. е. если бы небесные тела двигались внутри своих сфер), как он знал из «техники», стоял бы невообразимый шум и скрежет от трущихся частей. Отсутствие же шума Аристотель считал как раз доказательством того, что звезды бесшумно «едут» на сферах, подобно вещам на корабле. Но наряду с этими наивными рассуждениями Аристотель включил в свою систему и вполне обоснованные астрономическими наблюдениями заключения, прежде всего о шарообразности Земли.

Он считал, кроме того, что она свободно парит в пространстве, и в связи с этим резко высмеивал примитивные идеи о том, что Земля уходит своими «корнями» в бесконечность (Ксенофан Колофонский, VI в. до н. э.) или что она плавает на воде (Фалес Милетский, VI в. до н. э.), что она, имея якобы форму невысокого цилиндра, держится на сжатом воздухе. (Последнее предположение, — по существу, древнейшая идея «воздушной подушки» — было высказано в том же VI в.

до н, э. Анаксименом, а позднее Анаксагором и Демокритом.) Аристотель называл «притянутой за уши» и весьма произвольную картину Вселенной пифагорейцев — с центральным огнем, вокруг которого движется Земля, отстоящая якобы от центра мира ровно на половину своего диаметра, вместе с невидимой нам «Антиземлей» по другую сторону того же «огня». Таким образом, Земля оказывалась движущейся, но не вокруг Солнца, а вокруг центрального огня — «гестии», зеркальным отражением которого от небесной сферы (как полагал Эмпедокл) и представлялось Солнце. Но вместе с нелепыми или искусственными построениями своих предшественников Аристотель отбросил и правильные догадки о вращении Земли как вокруг некоего центра, так и вокруг своей оси (Платон, Гераклид Понтийский), поскольку это вращение не ощущалось в повседневном опыте. Неподвижность Земли в центре мира (вопреки противоположной идее некоторых более ранних философов) Аристотель просто постулировал, чтобы обосновать реальность суточного вращения всего небосвода («если Земля неподвижна, то небо движется»).

Таким образом, он учитывал уже известный древним грекам кинематический принцип относительности движения. По учению Аристотеля, Вселенная никогда не возникала и принципиально неуничтожима, она вечна, поскольку единственна и объемлет всю возможную материю (ей не из чего возникнуть и не во что превратиться).

Аристотель правильно критиковал за нелогичность теории своих предшественников о возможности возникновения Вселенной, которая в дальнейшем становится вечной, равно как и теории Эмпедокла (V в. до н. э.) и Гераклита Эфесского (VI в. до н. э.) о бессчетном повторении возникновения и уничтожения Вселенной в целом. (Эта последняя идея была характерна и для древнеиндийской философии.) Если «вся телесная материя, будучи непрерывной, попеременно меняет свои состояния и упорядочивается то так, то иначе, а совокупно сочетание целого остается „космосом“, — писал Аристотель, — …то отсюда следует, что возникает и уничтожается не космос, а его состояния». Эта глубокая идея весьма злободневна в наши дни, когда человечеству приходится осваивать новую космологическую концепцию — «горячей Вселенной», которую, кстати, так же необоснованно порой распространяют на «всю Вселенную».Аристотель критиковал и атомистов, отрицая возможность возникновения всех тел с их качествами из полностью бескачественных атомов лишь благодаря их механическому движению.

Поскольку прямолинейные движения имеют конец и начало, а небесные тела безостановочно движутся по кругу в течение всей долгой истории их наблюдения человеком, то из этого Аристотель заключил, что для небесных тел, которые не обладают ни легкостью, ни тяжестью, естественным является именно круговое, вечное, к тому же равномерное движение. Последнее постулировалось как признак совершенства небесных тел. Кстати, Аристотель отдавал себе отчет в том, что у бесконечной Вселенной не могло бы быть ни центра, ни края и никакого всеобщего внутреннего движения относительно одной точки. Но все наблюдения и ощущения свидетельствовали (по этим признакам) против бесконечности Вселенной, что и привело Аристотеля, который, прежде всего, был физиком-экспериментатором (точнее, наблюдателем), к выводу о ее конечности. Стремясь очистить физическую картину мира от донаучного мифологического (антропоморфного) элемента и объяснить все явления не субъективными, волевыми, а естественными, объективными причинами, Аристотель резко критиковал древние учения, согласно которым небо и небесные тела, чтобы не упасть на Землю, должны были опираться на плечи могучих героев Атлантов. «Эту басню, — как писал Аристотель, — сочинили те, кто думал, что все небесные тела имеют тяжесть и состоят из земли» (т. е. из элемента «земля»).

Здесь природа сыграла с философом злую шутку. Выступив против якобы примитивных аналогий и экстраполяции, Аристотель вместе с мифическим элементом — формой древних учений — выбросил из физической картины мира и глубоко верную, хотя и опиравшуюся лишь на простую аналогию, догадку о вещественном единстве Вселенной и о тяжести небесных тел, о единстве действующих во Вселенной Законов. В надлунном мире Аристотеля не было места не только тяжелым телам, но и каким-либо силам: движение небесных тел мыслилось как бессиловое. По существу, это было первое представление об инерциальном движении, которое понималось еще в течение двух тысячелетий после Аристотеля (включая Галилея) как движение круговое.

Напротив, сравнительно кратковременные явления были перенесены Аристотелем в несовершенный подлунный мир, в верхние слои воздуха, земной атмосферы, распространявшейся, по представлениям Аристотеля, до Луны! Это были падающие звезды, болиды, метеориты, кометы, называвшиеся «огненными метеорами». Модель Вселенной у Аристотеля была именно механической, т. е. представляла Вселенную как набор якобы существующих «материальных» сфер (хотя и из особой «неземной» материи—эфира).

С течением времени это привело к еще большему огрублению картины. Сферы стали представлять как твердые, хрустальные и т. п. Но это было уже в средние века. Для современников Аристотеля его физико-космологическая картина по своей полноте, логичности, увязанности с доступным опытом и наблюдениями была несравненно выше разрозненных, расплывчатых, порой внутренне противоречивых идей его предшественников.

Заключение

Мышление Аристотеля направлялось острым ощущением реальности, существующей независимо от людских мнений и желаний, и глубокой верой в способность человеческого ума, должным образом примененного, познать эту реальность такой, какая она есть. Вместе эти два убеждения породили в нем беспримерную готовность следовать эмпирическим фактам, куда бы они ни вели, и незаурядное умение проникать в лежащую за ними сущностную структуру. Аристотелем было возведено величественное здание теоретического и практического учения, которое пережило яростные нападки приверженцев иных взглядов и периоды полного забвения и равнодушия.

Подведем итог описанию аристотелевской физико-космологической картины мира. Ее первым элементом (представлением о материальной основе мира) было учение о пяти первичных формах материи с разделением их на «земные» (четыре стихии с врожденными качествами тяжести и легкости) и «небесную» (не имеющий этих качеств, а также и состояния покоя эфир).

Вторым элементом, или представлением о механизме осуществления всех процессов, т. е. движений во Вселенной, выступали различные «естественные», врожденные движения первоэлементов и состоящих из них тел, причем эти движения объяснялись свойствами неразрывного комплекса — пространства и материи. Его замкнутость и сферичность делали Вселенную неоднородной и анизотропной, с крайним разделением свойств центральной и периферийных областей, что определяло движение тел — одних к центру, других от него. Третий элемент картины мира у Аристотеля имел явно астрономический, космологический характер — модель Вселенной. Как физик-экспериментатор (имевший в своем распоряжении лишь данные весьма грубого повседневного опыта и наблюдения) Аристотель выбрал более распространенную и подтверждавшуюся непосредственными ощущениями геоцентрическую модель — в виде конструкции из гомоцентрических сфер. Лишь материал небесных тел и сфер предполагался у него особым, небесным (эфиром).

Такие модели, хотя и имели целью объяснение видимых движений небесных тел, но объясняли их лишь качественно, не позволяя теоретически определять, например, положение тел на небе. Последнее стало возможным лишь с появлением математических (геометрических) методов описания неравномерных видимых движений и, соответственно, с появлением новых, более простых геометрических моделей движения светил.

Аристотелевская картина мира стала первым организующим, хотя в то же время ограничивающим фактором на пути дальнейшего развития науки. В его рамках формировались в течение всей дальнейшей истории развития древнегреческой науки, занявшей более чем полтысячелетия, частные, или локальные собственно астрономические картины мира. И когда столетие спустя появилась гениальная и совершенно новая, революционная идея подлинного гелиоцентризма, высказанная Аристархом Самосским (он считал, в отличие от ранних пифагорейцев, Солнце неподвижным в центре мира, а Землю обращающейся вокруг него и вращающейся вокруг своей оси), эта идея была встречена крайне враждебно не только по религиозным соображениям, но и как противоречащая «здравому смыслу». Догматизированная в средневековой Европе, как и на арабском Востоке, аристотелевская картина мира сдерживала развитие астрономии вплоть до эпохи Галилея.

Список литературы

1) Энциклопедия КРУГОСВЕТ www.krugosvet.ru

2) Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 448 с.

3) Аристотель и античная литература. М., 1978

4) Аристотель. Сочинения, тт. 1- 4. М., 1976- 1984

5) А. Климишин. Астрономия наших дней. — М.: «Наука»., 1976. — 453 с.

10

1) Энциклопедия КРУГОСВЕТ www.krugosvet.ru

2) Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 448 с.

3) Аристотель и античная литература. М., 1978

4) Аристотель. Сочинения, тт. 1- 4. М., 1976- 1984

5) А. Климишин. Астрономия наших дней. — М.: «Наука»., 1976. — 453 с.

список литературы

referatbooks.ru