Бакст Лев СамойловичКартины и биография. Бакст картины


Бакст, Леон. Все картины художника

Лев Розенберг появился на свет в г. Гродно в 1866 г. Однако он провёл почти все свои детские годы в Петербурге, где проживал его дедушка, который любил называть себя не иначе как «парижанин Второй империи». Он, действительно, всегда предпочитал роскошь во всем, что его окружало. В 1891 г. 25-летний Лев решил взять звучную фамилию «парижанина» и стал Бакстом.

Бакст (Розенберг) Лев Самойлович

С детства Лёва любил играть в театр и ставить перед зрителями, которыми были его сестрёнки, небольшие импровизированные пьески. 12-летним подростком он победил в гимназии на конкурсе портрета Василия Жуковского. Родители не принимали всерьёз его увлечений, и Лёвушка часто занимался рисованием украдкой, когда никого не было рядом или ночью. Чтобы его не заметили, он не зажигал света, а рисовал около окна при свете луны.

Чтобы окончательно определиться есть ли у мальчика талант, родители отослали его «произведения», как они в шутку называли рисунки сына, в Париж знакомому скульптору М. Антокольскому. Ответ пришёл быстро – Антокольский порекомендовал продолжать обучение живописи. В 1883 г. Лев поступает вольным слушателем в Академию художеств Петербурга в класс Чистякова. Его преподавателями также были Вениг и Аскназий. Позже, в объявленном конкурсе юноше не повезло и он ушёл из Академии.

Спустя короткое время Бакст знакомится с А. Бенуа и под его влиянием увлечённо рисует акварелью. Его другом также становится Валентин Серов.

В 1892 г. появляются уникальные портреты, написанные акварелью, работы Бакста. В 1893 г. художник уезжает в столицу Франции на три года. Он посещает одну из лучших художественных студий Парижа, а затем берёт частные уроки у живописца Эдельфельта. В этот время он просто влюбляется в произведения романтиков и импрессионистов и пытается им подражать..

Бакст решает повторить пусть своего идеала – Делакруа и едет в Алжир. После этой поездки, в его творчестве явственно проступают черты декоративизма. Он усердно работает и жалуется на «неизвестность». Однако, эти слова не были истиной. Игорь Грабарь в одной из своих статей пишет, что Бакст «отлично рисует и в будущем несомненно будет замечательным колористом...».

В 1889 г. в столице создается кружок, который впоследствии станет центром «Мира искусства». Руководитель кружка А. Бенуа. Бакст старше всех и только он имел за плечами Академию и художественные курсы. Но это не вызывало у него даже тени самодовольства. Он посещает организованные А. Нуроком «Музыкальные вечера», увлеченно читает произведения современных писателей.

Как известно, «модернистам» России была близка немецкая и финская школы живописи. И в Петербурге они организовали Выставку этих живописцев. В её организации приняли участие многие известные художники из Москвы и Петербурга. Чуть позже модернисты занялись основанием своего художественного журнала «Мир искусства». Руководителем был Сергей Дягилев, а художественный отдел возглавил Лев Бакст, который и предложил эмблему журнала – Орёл. В графике Бакст часто использовал – вазы Древней Греции, различные гирлянды, фавнов... Все его рисунки легкие и очень изящные. Они великолепным образом сочетаются с текстом.

Бакст хотел сделать журнал исключительным во всех смыслах. У журнала должен быть неповторимый образ, – считал он. Он много пишет литографий и получает прозвище несравненный «дерзкий график».

В начале девятнадцатого столетия журнал проводит выставку картин, которая имела оглушительный успех у публики. В газетах и журналах появляется множество хвалебных рецензий. Здесь были представлены и произведения Бакста. В работе «В кафе» художник создает удивительный образ женщины – колдовской, загадочной. Он использует лишь несколько расплывчатых цветов. В 1903 г. он пишет светлый и даже какой-то тёплый портрет Л. П. Гриценко-Бакст.

Бакст часто занимался оформлением выставочных залов, легко мог создать утончённый и изысканный интерьер будуара. Сочетание его любимых зеленоватых и лазурных полутонов всегда выглядело свежо и восхитительно.

Его приглашали поработать и в сатирические журналы, где он зарекомендовал себя превосходным, остроумным карикатуристом. Долгое время Бакст работал над оформлением знаменитых на весь мир дягилевских «балетов». В Петербурге он считался одним из модных портретистов. Заказать у него парадный портрет считалось высшим шиком, символом престижности и благосостояния.

Когда в Петербурге Е. Званцева открыла свою школу живописи, в ней некоторое время преподавал Бакст. Он учил вырабатывать собственный стиль, не подражая никому из знаменитостей. Бакст одним из первых оценил удивительный талант Шагала.

В 1910 г. Бакст работал в Париже, создавая декорации для целой дюжины спектаклей и костюмы к ним. Подлинным открытием балета на музыку Дебюсси в стиле экспрессионизма стала работа Бакста и непревзойдённого В. Нижинского.

Бакста приглашали для сотрудничества руководство фирмы Пакен и модные дома известных дизайнеров. Художник долгое время проводил во Франции, и в США, оформляя спектакли для «Гранд-опера», труппы Иды Рубинштейн. Писал замечательные либретто.

Льва Бакста не стало в декабре 1924 г. Ему было только пятьдесят восемь лет. Такая короткая жизнь, но как много он успел сделать, как много оставил после себя великолепных творений в различных жанрах искусства.

gallerix.ru

живопись, театральная графика, иллюстрации, биография

Творчество Льва Бакста

Автопортрет

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф,  книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

Биография Бакста

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг.  В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". В оформлении журнала сформировался  характерный стиль Бакста:  изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.

Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов" Дягилева. "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями.  В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств,  но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. 27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.

Талант Бакста чрезвычайно разносторонен. По словам Максимилиана Волошина,  "Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к "Ипполиту" и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни".

У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: "Мир Искусства", "Золотое Руно", "Аполлон" и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах "Жупел", "Адская почта" и "Сатирикон". Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его "Императрица Елизавета Петровна на охоте" (1903), "Коппелиус" (1909), очень интересно написанный "Ужин" (1903) и два панно: "Осень" (1906) и "Элизиум", эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках;  по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.

Костюм к балету «Нарцисс»

Костюм к балету «Нарцисс»

К балету «Нарцисс»

К балету «Нарцисс»

Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш

Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш

Декорации к балету "Шехерезада" 1910

Декорации к балету

Портрет Зинаиды Гиппиус 1906

Портрет Зинаиды Гиппиус 1906

Танцовщица из балета "Жар-птица". 1910. 25 x 18 см. Акварель.

Танцовщица из балета

Мир Бакста

the-sleeping-beauty_countess

Карнавал

Карнавал

Карнавал

Карнавал

Ужин. 1902

Ужин. 1902

К балету "Садко"

К балету

Декорации к балету "Дафнис и Хлоя" 1902

 

Декорации к балету

the-sleeping-beauty_wolf

Картины Бакста

Древний ужас

Древний ужас

эскизы костюма Бакста

художник Бакст

рисунки Бакста

сценический костюм

лев Бакст

Бакст Л.С. Автопортрет 1906

Бакст Л.С. Автопортрет 1906

Сценические костюмы Бакста

Театральные костюмы Бакста

Графика Бакста

Балет "Шехерезада"

Балет

Костюм к балету "Шехерезада"

Костюм к балету

Костюм к балету "Шехерезада"

Костюм к балету

Картины Бакста

russian_peasant_woman

Русские сезоны

Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь

Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь

модерн Бакст

l'oiseau-de-feu_the-tsarevna_1910

l'oiseau-de-feu_the-firebird_1910

Костюм Тамары Карсавиной

Костюм Тамары Карсавиной

Декорации Бакста

Костюм Бакста

le-martyre-de-saint-sebastien_act-iv-set-design_1911

le-martyre-de-saint-sebastien_act-i-set-design_1911

le-dieu-bleu_setting_1912

Эскиз костюма Бакста

Сценография Бакста

Султан

Султан

театральная графика Бакста

le_dieu_bleu_nijinsky-in-title-role

le_dieu_bleu_bayadere-with-peacock

l'apres-midi_d'un_faune_another-nymph

la-peri_natasha-trouhanova-as-the-peri

la-peri_iksander

la-legende-de-joseph_potiphar's-wife

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн

indo-persian_dance

in_the_artist's_studio

Эскиз к балету "Елена Спартанская"

Эскиз к балету

atalanta

le_costume_moderne

Декорации "Дафнис и Хлоя"

 

Декорации "Дафнис и Хлоя"

Картины Бакста

Эллизиум. 1906

Эллизиум. 1906

Портрет Александра Бенуа. 1898

Портрет Александра Бенуа. 1898

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906

Портрет герцогини с собакой 1924

Портрет герцогини с собакой 1924

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос"

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Художник Леон Бакст - Ф_О_В

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб — Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866 — 1924). Родился в городе Гродно, умер и похоронен в Париже. Леон Бакст — великий российский театральный художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально — художественных проектов С.П.Дягилева. 

Автопортрет. 1893 г. 

Картины художника.

«Две беотийки»Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс»1911Акварель, карандаш, бумага 40 х 27Государственный музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербург

 

«Молодой беотиец»Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс»1911Шелкография 50,5 х 40Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон

«Элизиум»Декоративное панно 1906.Акварель, гуашь, бумага на картоне 158 х 40Государственная Третьяковская галерея Москва

«Ужин»1902Холст, масло 150 х 100Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия

«Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней»1906.Холст, масло 161 x 116Государственный Русский музейСанкт-Петербург

«Молодой дагомеец»1895Бумага на картоне, акварель 30,2 x 20,8Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия

«Портрет Вальтера Федоровича Нувеля»1895Бумага на картоне, акварель 53,1 x 39,7Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия

«Портрет литератора Дмитрия Федоровича Философова»1897Картон, пастель 81 x 63Дагестанский республиканский музей изобразительных искусствМахачкалаРоссия

«Портрет художника, критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа»

Бумага на картоне, акварель, пастель 64,5 x 100,3Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия

 

«Портрет Исаака Левитана» 1899

  «Портрет графини Келлер»1902Холст, масло 230 x 90Музей «Зарайский кремль»ЗарайскРоссия«Афиша — реклама изданий в пользу общины святого Евгения»1904Литография 48,5 х 63Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон «Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя „Нос“1904Акварель, гуашь, бумага 32 х 34Государственная Третьяковская галереяМосква 

»Костюмы для трагедии Софокла «Эдип в Колоне» 1904 Акварель, карандаш 28,1 х 44 Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина Москва

«Портрет Андрея Белого» 1905 Бумага, цветной карандаш, мел

«Модель» 1905 Картон, уголь, мел 71 х 46 Частное собрание Москва

"Автопортрет" 1906 Бумага на картоне, уголь, сангина, цветной карандаш 75,8 x 51,8 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Ваза» (Автопортрет) 1906 Гуашь, акварель, бумага на картоне 113 х 71,3 Собрание Окунева Санкт-Петербург

«Портрет Зинаиды Гиппиус» 1906 Карандаш, мел, бумага на картоне 54 х 44 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Фронтиспис для сборника стихов Блока „Снежная маска“1907

»Эскиз костюма для танцовщицы Тамары Карсавиной" 1907 Акварель, тушь, карандаш, золотая краска, бумага 30,8 х 23,3 Государственный Русский музей Санкт-Петербург

«Древний ужас» 1908 Холст, масло 250 х 270 Государственный Русский музей Санкт-Петербург

 «Портрет Айседоры Дункан»1908Бумага, ита«Портрет Айседоры Дункан»Итальянский карандаш 25 x 17,8ГМИИ им. А.С. ПушкинаМосква

«Портрет Андрея Львовича Бакста, сына художника» 1908 Бумага на картоне, акварель, гуашь, пастель, белила 45,5 x 59,5 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме Оскара Уайльда 'Саломея'» 1908 Серая бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, белила, золото, серебро 46,5 x 29,9 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой»1909Бумага на картоне, итальянский и цветной карандашиГосударственный Русский музейСанкт-Петербург

«Танцовщица из балета 'Жар-птица'» 1910 Акварель 25 x 18 Собрание де Беарн Париж

Эскиз костюма царевны для 'Жар-Птицы' И.Стравинского» 1910 Акварель, карандаш, золотая краска 35,5 х 22 Государственный музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербург

«Эскиз декорации к балету 'Шехеразада' на музыку Н.А.Римского-Корсакова» 1910 Холст, масло 110 х 130 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон

«Эскиз костюма Синей султанши к балету 'Шехеразада'»1910Акварель, карандаш 29,5 х 23Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон«Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету 'Клеопатра' на музыку А.С.Аренского»1909Карандаш, акварель 28 х 21Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон«Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином к балету 'Клеопатра'»1910Гуашь, карандаш, позолота 34 х 24Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Эскиз костюма для еврейского танца в синем и золотом к балету 'Клеопатра'» 1910 Карандаш, акварель, золото 28 х 21 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон

«Эскиз костюма сирийского арфиста к балету 'Клеопатра'» 1910 Акварель 33,2 х 24 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон

«Эскиз костюма Флорестана для 'Карнавала' Шумана» 1910 Акварель, бумага 27,7 х 21,3 Государственный музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербург

«Портрет Жана Кокто»1911Бумага, карандаш 31 x 20Собрание А. Дюнуайе де СегонзакаПариж 

«Рисунок для эскиза костюма святого Себастьяна к мистерии Гобриеле д-Аннунцио 'Мученичество святого Себастьяна'» 1911 Бумага, графитный карандаш Частное собрание

«Святой Себастьян. Эскиз костюма к мистерии Габриеле д-Аннунцио 'Мученичество святого Себастьяна'» 1911 Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь, золото 44,5 x 25,5 Частное собрание

«Эскиз костюма Пери к балету Поля Дюка 'Пери'»1911Гуашь, карандаш, золото 68 х 48,5Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Эскиз костюма баядерки с павлином к балету Райнальдо Гана 'Синий Бог'» 1911 Акварель, карандаш, серебро 58,2 х 43 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон

«Эскиз костюма Синего бога для постановки 'Синий бог' Райнальдо Гана» 1912 Акварель, гуашь, золотая краска, бумага 25,5 х 17,5 Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина Москва

«Нижинский в роли фавна в балете К.Дебюсси 'Послеполуденный отдых фавна' 1912» Уодсворт Атенеум Хартфорд

«Портрет танцовщицы М.Казати»1912Бумага, карандаш 48 x 31Частное собраниеПариж«Эскиз костюма для постановки 'Легенды Иосифа' Рихарда Штрауса»1914Акварель, карандаш, золотая краска 31,2 х 22,8Государственный Русский музейСанкт-Петербург 

«Эскиз костюма Орфея к балету Роже-Дюкассе» 1915 Акварель, гуашь, тушь, серебро, бумага 27 х 19,8 Собрание Зильберштейна Москва

«Портрет мадам Т.» 1918 Бумага, карандаш

«Эскиз костюма Наставника принца к балету П.И.Чайковского 'Спящая принцесса'» 1922 Акварель, серебро, золото 44 х 26,5 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон

«Эскиз костюма танцовщицы, держащей шлейф своего платья, к балету Поля Паре 'Смущенная Артемида'» 1922 Акварель, карандаш, серебро 44 х 24 Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон

«Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника» Конец 1890-х Пастель, картон 23,5 x 16,3 Государственный Русский музей Санкт-Петербург

«Карнатис, афиша» Цветная литография

 

Портрет Л.П.Гриценко. 1903. (Это супруга Бакста и дочь Павла Михайловича Третьякова).

Ливень. 1906.

Портрет Анны Павловой. 1903.

Портрет будущей графини Анри де Буажелен. 1906 г. 

 Желтая султанша. 1916. 

«Любимая кошка» 1906 г.

Портрет Ивана Бунина. 1920 г.

Портрет девушки в русском кокошнике. 1911.

Женский портрет. 1906.

«Иллюстрация» Бакста. 1906 г.

Дягилев и русский балет. 1906 г.

Портрет княжны Елены. 1912.

Неизвестная в желтом платье. 1912

 

filov.mypage.ru

Творчество Льва Бакста

Творчество Льва Бакста

Творчество Льва Бакста

Автопортрет

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф,  книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства » и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

Биография Бакста

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг.  В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". В оформлении журнала сформировался  характерный стиль Бакста:  изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.

Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях"Русских сезонов" Дягилева. "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями.  В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств,  но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. 27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.

Талант Бакста чрезвычайно разносторонен. По словамМаксимилиана Волошина,  "Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к "Ипполиту" и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни".

У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: "Мир Искусства", "Золотое Руно", "Аполлон" и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах "Жупел", "Адская почта" и "Сатирикон". Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его "Императрица Елизавета Петровна на охоте" (1903), "Коппелиус" (1909), очень интересно написанный "Ужин" (1903) и два панно: "Осень" (1906) и "Элизиум", эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках;  по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.

Костюм к балету «Нарцисс»

Костюм к балету «Нарцисс»

К балету «Нарцисс»

К балету «Нарцисс»

Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш

Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш

Декорации к балету "Шехерезада" 1910

Декорации к балету

Портрет Зинаиды Гиппиус 1906

Портрет Зинаиды Гиппиус 1906

Танцовщица из балета "Жар-птица". 1910. 25 x 18 см. Акварель.

Танцовщица из балета

Мир Бакста

the-sleeping-beauty_countess

Карнавал

Карнавал

Карнавал

Карнавал

Ужин. 1902

Ужин. 1902

Творчество Льва Бакста

К балету "Садко"

К балету

Декорации к балету "Дафнис и Хлоя" 1902

 

Декорации к балету

Творчество Льва Бакста

the-sleeping-beauty_wolf

Картины Бакста

Древний ужас

Древний ужас

Творчество Льва Бакста

эскизы костюма Бакста

художник Бакст

Творчество Льва Бакста

рисунки Бакста

сценический костюм

Творчество Льва Бакста

лев Бакст

Бакст Л.С. Автопортрет 1906

Бакст Л.С. Автопортрет 1906

Сценические костюмы Бакста

Театральные костюмы Бакста

Графика Бакста

Балет "Шехерезада"

Балет

Костюм к балету "Шехерезада"

Костюм к балету

Костюм к балету "Шехерезада"

Костюм к балету

Картины Бакста

russian_peasant_woman

Русские сезоны

Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь

Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь

модерн Бакст

l'oiseau-de-feu_the-tsarevna_1910

l'oiseau-de-feu_the-firebird_1910

Костюм Тамары Карсавиной

Костюм Тамары Карсавиной

Декорации Бакста

Костюм Бакста

le-martyre-de-saint-sebastien_act-iv-set-design_1911

le-martyre-de-saint-sebastien_act-i-set-design_1911

le-dieu-bleu_setting_1912

Эскиз костюма Бакста

Сценография Бакста

Султан

Султан

театральная графика Бакста

le_dieu_bleu_nijinsky-in-title-role

le_dieu_bleu_bayadere-with-peacock

l'apres-midi_d'un_faune_another-nymph

la-peri_natasha-trouhanova-as-the-peri

la-peri_iksander

la-legende-de-joseph_potiphar's-wife

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн

indo-persian_dance

in_the_artist's_studio

Эскиз к балету "Елена Спартанская"

Эскиз к балету

atalanta

le_costume_moderne

Декорации "Дафнис и Хлоя"

 

Творчество Льва Бакста

Декорации "Дафнис и Хлоя"

Картины Бакста

Эллизиум. 1906

Эллизиум. 1906

Портрет Александра Бенуа. 1898

Портрет Александра Бенуа. 1898

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906

Портрет герцогини с собакой 1924

Портрет герцогини с собакой 1924

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос"

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

 

s30556663155.mirtesen.ru

Бакст Лев Самойлович Картины биография Bakst Lev

Бакст Лев Самойлович (подлинное имя Розенберг Лейб-Хаим Израилевич), русский художник, один из лидеров искусства модерна, выдающийся мастер-оформитель балетных спектаклей. Родился 27 апреля 1866 года в Гродно в семье раввина. В 1883 поступил по совету М.М. Антокольского вольнослушателем в Академию художеств, где учился до 1887 года.

Бакст Автопортрет Автопортрет, 1893,Русский музей Нувель Вальтер Федорович Портрет Вальтера Федоровича Нувеля, 1895, Русский музей Молодой дагомеец Молодой дагомеец, 1895,Русский музей Эскиз костюма балет Жар-птица Эскиз костюма к балету Жар-птица,1910, собрание де Беарн, Париж

В 1890 году изучал технику акварели в мастерской Альберта Бенуа, попутно познакомившись с его братом Александром Бенуа и его окружением. Путешествовал по ряду стран Европы, в 1893-1899 годах брал уроки в частных академиях Парижа. Был одним из основателей общества «Мир искусства».

Работая в самых различных техниках, — легким мазком, гибкими, экспрессивными линиями, то блеклыми, то, напротив, яркими, контрастными тонами, — Бакст проявил себя и как замечательный живописец, в том числе как мастер портрета.

Побывав в 1907 году вместе с Валентином Серовым в Греции, Бакст создал ряд средиземноморских пейзажей, а также панно «Древний ужас» («Terror Antiquus», 1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии.

Бенуа Александр Николаевич Портрет Александра НиколаевичаБенуа, 1898, Русский музей Клячко Мария Марковна Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника, конец 1890-х Графиня Келлер Портрет графини Келлер, 1902,музей Зарайский кремль, Зарайск Ужин Ужин, 1902,Русский музей Афиша-реклама Общины святой Евгении Афиша-реклама изданий в пользу Общины святой Евгении, 1904,Собрание Лобановых-Ростовских Иллюстрация к повести Нос Иллюстрация к повести Гоголя "Нос", 1904, Третьяковская галерея

С 1902 года Лев Бакст работал для Эрмитажного и Александринского театров. Ближайший сподвижник Дягилева, в 1911 году Бакст был художественным директором его знаменитых «Русских сезонов». В 1911-1913 годах принимал также участие в постановках И.Л. Рубинштейн и А.П. Павловой. Бакстовские эскизы (в «Русских сезонах» балетов «Клеопатра» Аренского, «Жар-птица» Стравинского и других) выражали образную суть спектакля в феерических, экзотически-сказочных зрелищах; романтическая традиция «живописного театра» достигла здесь своих вершин. К тому же это был декор воистину «балетмейстерский»: уделяя особое внимание костюмам (и придавая им, с одной стороны, раскованную легкость античных одежд, а с другой — пышную восточную роскошь), Бакст активно способствовал модернизации балетного танца в сторону «ритмики свободного тела», преодолевающего условность прежних канонических движений и поз.

Древний ужас Древний ужас, 1908,Русский музей Андрей Белый Портрет Андрея Белого, 1905,частное собрание Модель Модель, 1905,частное собрание Философов Дмитрий Владимирович Портрет Дмитрия Философова, 1897, музей изобр. искусств, Махачкала Ваза Ваза, 1906, Русский музей,Санкт-Петербург Зинаида Гиппиус Портрет Зинаиды Гиппиус, 1906, Третьяковская галерея

С 1910 года Бакст жил в основном в Париже. Рассорившись в 1917 с Дягилевым, несколько лет работал самостоятельно, а в 1921, возобновив свою старую дружбу, оформил для него балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку, которую многие считают лучшим его театральным проектом. Под впечатлением этого спектакля финансист Д. Ротшильд заказал ему для своего особняка в Лондоне цикл панно на тот же сюжет (семья Ротшильдов выступает в этих панно в качестве героев сказки). Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже.

Дягилев Сергей Павлович Портрет Сергея Павловича Дягилевас няней, 1906, Русский музей Элизиум Элизиум. Декоративная панель,1906, Третьяковская галерея Эскиз костюма для Тамары Карсавиной Эскиз костюма для танцовщицыТамары Карсавиной, 1907 Фронтиспис стихов Блока Снежная маска Фронтиспис для сборника стихов Блока Снежная маска, 1907 Мадам Т Портрет мадам Т,1918 Исаак Левитан Портрет Исаака Левитана,1899 Айседора Дункан Портрет Айседоры Дункан, 1908,ГМИИ имени А.С. Пушкина Жан Кокто Портрет Жана Кокто, 1911,Собрание Дюнуайе де Сегонзака Танцовщица Казати Портрет танцовщицы М. Казати,1912, частное собрание, Париж

smallbay.ru

Леон Бакст

   

Стиль ар-деко, стремительно захвативший в начале прошлого века всю Европу, добрался и до России. Здесь новое течение назвали модерном, а его адептов в области живописи – мирискуссниками (по названию журнала «Мир искусства», созданного кружком молодой богемы, возглавляемым Сергеем Дягилевым).

   Одним из законодателей нового стиля был Леон Бакст, Leon Bakst — Лев Самойлович Розенберг.

   Леон Бакст

   Рожденный в провинциальном Гродно, Лев Самойлович Розенберг, с детских лет влюбленный в искусство живописи, взял себе фамилию деда, почти всю жизнь прожившего в Париже. Став Леоном Бакстом, он обучался у Марка Антокольского и Валентина Серова, после чего воспитывался во французской столице на творчестве французских импрессионистов. Вернувшись, он сблизился с кружком Александра Бенуа и его единомышленников. Молодые художники изучали искусство прошедших эпох и новые течения в искусстве Европы. Став одним из основоположников живописного декаданса, Бакст создал портреты Бенуа, Дягилева, позже Айседоры Дункан, Жана Кокто и т.д. Эта работа не приносила особых доходов, и Бакст преподавал рисование детям Великого князя Владимира, а в 1902-м году получив заказ от Государя — изобразить встречу русских моряков в Париже. К концу первого десятилетия XX-го в. Бакст целиком и полностью сосредоточился на работе для театра – он не только выступал как яркий театральный художник, но и создавал костюмы, например, для великой балерины Анны Павловой.

   Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и Новому Свету в первом и втором десятилетиях минувшего века. Бакст оформил, ставшие известными на весь мир, постановки «Шахеразады» и «Дафниса и Хлои». В творчестве живописца удивительным образом сочетались сочная цветовая гамма и графические линии, роскошь и утонченная изысканность. Разумеется, его творчество не находило благожелательного отклика в критике последователей передвижников, однако художник все же стал членом Императорской Академии Художеств в 1914 г. (невзирая ни на еврейское происхождение, ни на принадлежность к иудаизму) и регулярно появлялся на страницах остромодных журналов «Аполлон» и «Золотое руно», ставших сегодня библиографической редкостью на рынке букинистов. Однако, по закону территориального ценза Бакст не имел права жить в столице, и художник переехал Париж, где его имя звучало абсолютно по- французски, критика восторженно относилась к трудам живописца, а публика ходила на спектакли порой исключительно ради декораций и костюмов художника.

   У кавалера Ордена Почетного Легиона Бакста появились подражатели, его наперебой приглашали работать с крупнейшими театрами и труппами, что сначала привело к напряженным отношениям с дягилевской труппой, а затем и к полному разрыву. Мотивом его было и то, что в тому времени и причудливые изгибы модерна сменились прямыми линиями конструктивизма. На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. И сам Дягилев, безупречно улавливавший веяния моды, стал все чаще заказывать эскизы декораций Пабло Пикассо.

После Первой мировой войны Бакст оставил Европу и переехал работать в Новый Свет, где в частности трудился для труппы прославленной танцовщицы Иды Рубинштейн и выступал с лекциями. В Россию он уже больше не возвращался, а в Париж приехал, признанный всем миром, за год до кончины — в 1923-м. В 1924-м году художника, находившегося в расцвете творческих сил, настиг апоплексический удар, а его творчество продолжил сын Андрей Бакст.

   Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских, и в особенности — на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. Бесценным оказалось влияние Бакста и на законодателя парижской моды начала прошлого века Поля Пуаре, создавшего свои коллекции на основании работ русского художника.

   Забытый в советские времена у себя на родине, Бакст был «реабилитирован» в последние годы многим публикациями в прессе, выходом книг и постановками Андриса Лиепы, представившего на сцене Большого театра дягилевские балеты «Шахеразада» и «Игры» в оформлении Леона Бакста. Апостол русского модерна вернулся из забвения. 

Владимир ВОЛЫНСКИЙ

 

Леон Бакст

Портрет Дмитрия Философова

 

Леон Бакст

Ужин

 

Леон Бакст

Портрет Александра Бенуа

 

Леон Бакст

Портрет Андрея Белого

 

Леон Бакст

Портрет Зинаиды Гиппиус

 

Леон Бакст

Портрет Вальтера Федоровича Нувеля

 

Леон Бакст

Автопортрет

 

Леон Бакст

Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней

 

Леон Бакст

 Портрет будущей графини Анри де Буажелен

 

Леон Бакст

Портрет Исаака Левитана

 

Леон Бакст

 Портрет графини Келлер

 

Леон Бакст

Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой

 

Леон Бакст

Портрет танцовщицы М.Казати

 

Леон Бакст

Портрет Жана Кокто

 

Леон Бакст

Леонид Массин

 

Леон Бакст

Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника

 

Леон Бакст

Портрет сына художника

 

Леон Бакст

Молодой дагомеец

 

Леон Бакст

Вацлав Нижинский в роли китайского танцора

 

Леон Бакст

 

Леон Бакст

Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином к балету "Клеопатра"

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Клеопатра". Греческая танцовщица

 

Леон Бакст

Эскиз костюма тамары Карсавиной к балету "Жар-Птица

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Жар-Птица". Михаил Фокин в роли Царевича

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Жар-Птица". Царевна

 

Леон Бакст

Эскиз костюма Жар-птицы

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Шехерезада"

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Серебряный Негр

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Шах Шахриар

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Главный Евнух

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Одалиска

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Нарцис". Вакханка

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Нарцис"

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Нарцис"

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Нарцис"

 

Леон Бакст

Костюм Натальи Трухановой в роли Пери

 

Леон Бакст

Вацлав Нижинский в балете Пери

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Голубой бог". Вацлав Нижинский в главной роли

 

 Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Голубой бог". Баядерка

 

Леон Бакст

Эскиз костюма к балету "Мученичество Святого Себастьяна". Ида Рубинштейн в роли Святого Себастьяна

 

Леон Бакст

Эскиз косттюма Фавна для Вацлава Нижинского к балету "Послеполуденный отдых фавна" - обложка программки для Седьмого Сезона "Русского Балета"

 

Леон Бакст

Эскиз женского платья

 

Леон Бакст

эскиз костюма к балету "Спящая красавица". Восточный принц и его паж

 

Леон Бакст

Ида Рубинштейн в роли Иштар

 

Леон Бакст

Ливень

 

art.mirtesen.ru

биография, творчество, картины художника и дизайнера.

Первыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж», и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов.

Учитель рисования в императорской семье

Леон Бакст родился в 1866 году в Гродно в еврейской семье. При рождении его назвали Лейб-Хаим Розенберг. Когда семья переехала в столицу, мальчик часто гостил у своего деда, модного портного — в старинной изысканной квартире в самом центре Петербурга. Леон Бакст много читал, ставил детские кукольные постановки и слушал рассказы родителей и деда о театре. С детства Бакст увлекался и рисованием. Отец показал его рисунки скульптору Марку Антокольскому, и тот посоветовал мальчику учиться живописи.

Леон Бакст поступил вольнослушателем в Академию художеств, но не окончил ее. Он брал уроки у Александра Бенуа и подрабатывал, создавая иллюстрации для детских книг. На первой выставке своих работ в 1889 году Лейб-Хаим Розенберг взял себе псевдоним Леон Бакст.

В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он продолжал учиться живописи, а картины стали единственным источником дохода молодого художника. В письме к другу Бакст писал: «Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».

Во время одного из приездов в Петербург Леон Бакст стал бывать в кружке Александра Бенуа. В него входили художники, писатели и любители искусства, которые позже образовали художественное объединение «Мир искусства». Когда мирискусники стали выпускать свой журнал, Бакст возглавил художественный отдел. Вскоре его пригласил к себе великий князь Владимир Александрович — давать уроки рисования детям.

В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников — Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан.

«Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».

Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум». О знаменитой картине «Ужин» Василий Розанов писал: «Стильная декадентка конца века, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда кушает апельсины».

Леон Бакст. Галерея 1

Леон Бакст. Древний ужас. 1908. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Галерея 1

Леон Бакст. Ужин. 1902. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Галерея 1

Леон Бакст. Элизиум. 1906. Государственная Третьяковская галерея

«Париж подлинно пьян Бакстом»

В 1903 году Леон Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов. Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол». Александр Бенуа позже вспоминал об этом событии: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».

В том же году художник женился — на Любови Третьяковой. Павел Третьяков дал согласие на брак с одним условием: Бакст должен был сменить вероисповедание. Художник принял лютеранство. В 1907 году супруги расстались, и Бакст — теперь это была его официальная фамилия — вновь принял иудаизм. За это его выслали из Петербурга: в те годы не все евреи имели право жить в столице.

Леон Бакст отправился в Грецию — вместе с художником Валентином Серовым. Он сделал там этюды средиземноморских пейзажей и зарисовки, которые позже стали фрагментами новых театральных декораций.

С 1910 года Леон Бакст вновь поселился в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями — объемными, многослойными и сказочными. Он оформлял балеты Дягилева для его парижских Русских сезонов — «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс».

По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров — Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной, Веры Фокиной. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн. Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров. Художественный критик Мстислав Добужинский писал: «его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж», а Андрей Левинсон — «Париж подлинно пьян Бакстом».

Леон Бакст. Галерея 2

Леон Бакст. Эскиз костюма Сильвии для постановки Мариинского театра. 1901. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Галерея 2

Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы для антрепризы Сергея Дягилева. 1910. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Леон Бакст. Галерея 2

Леон Бакст. Эскиз костюма Саломеи для частного спектакля Иды Рубинштейн. 1908. Государственная Третьяковская галерея

Леон Бакст. Галерея 2

Леон Бакст. Эскиз «ассиро-египетского» костюма для Тамары Карсавиной. 1907. Государственный Русский музей

Модный дизайнер, известный всему миру

Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское, и это были отголоски Русских сезонов. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках».

В Париже вышла книга о творчестве Бакста, а правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.

Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.

Леон Бакст. Галерея 3

Леон Бакст. Эскиз ткани. Фотография: russkiymir.ru

Леон Бакст. Галерея 3

Леон Бакст. Модели, созданные во время сотрудничества с Полем Пуаре. Фотография: artchive.ru

Леон Бакст. Галерея 3

Леон Бакст. Эскиз ткани. Фотография: russkiymir.ru

В 1921 году Леон Бакст оформил для Сергея Дягилева балет «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского. Он стал для сценографа последней крупной постановкой. В 1924 году художника не стало — он умер во время работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн. Леона Бакста похоронили на парижском кладбище Батиньоль.

Барин, который зажигал звезды: Сергей Дягилев

Гениальный антрепренер, который заставил Европу обожать русскую культуру.

www.culture.ru


Смотрите также