БАКСТ Лев Самойлович — Галерея произведений (167 изображений). Бакста картины


БАКСТ Лев Самойлович - Галерея произведений (167 изображений).

Открыть доступ

Л.С.БАКСТ

(1866 – 1924)

Звездное время Льва Бакста – знаменитые «Русские сезоны» С.П.Дягилева в Париже. Смелость в использовании стилей прошлого, подчинение цветовым и линейным ритмам музыки, утонченность и романтизм, все это сделало театральные работы Льва Бакста символом триумфа русского балета.

 

Мастеру выпала редкое прижизненное признание, ни один из русских художников, его современников, не пользовался такой славой и успехом у зарубежного зрителя. Париж, Лондон, Америка – весь мир был покорен пряной роскошью и утонченной пластикой бакстовских костюмов. Влияние Льва Бакста перешагнуло границы театрального искусства, оно ощутимо и в моделях одежды, и в оформлении интерьеров, и в целом в становлении художественного стиля начала 20 века.

Лев Самойлович Бакст родился 27 апреля (09 мая) 1866 года в Гродно, но с раннего детства жил в Петербурге. Состоял вольнослушателем ИАХ, учился у К.Венинга и П.Чистякова. Так его конкурсная работа была отвергнута жюри, художник покинул стены Академии, работал в частных мастерских, многому учился самостоятельно.

В 1890 году он познакомился с Александром Бенуа и стал членом его кружка самообразования, из которого и возникло объединение «Мир искусства». Лев Бакст был самым старшим в этом круге художников, больше ощущалось в его творчестве влияние позднего академизма, чуть дольше, чем, например, Сомов или Бенуа, он искал собственный путь в искусстве.

А дальше – дальше было признание, успех, грандиозный успех «Русских сезонов». Лев Бакст становится едва ли не центральной фигурой отечественного искусства своего времени, навсегда оставшись эталоном изумительной декоративности и запечатленного с непревзойденным мастерством движения танца.

 

1. Бакст Лев "Заставка к повести А.В.Круглова "Счастье" 1890 1. Бакст Лев «Заставка к повести А.В.Круглова «Счастье» 1890 2. Бакст Лев "Заставка к сборнику рассказов А.В.Круглова "Картины русской жизни" 1892 2. Бакст Лев «Заставка к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 1892 3. Бакст Лев "Инициал к сборнику рассказов А.В.Круглова "Картины русской жизни" 1892 3. Бакст Лев «Инициал к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 1892 4. Бакст Лев "Концовка к сборнику рассказов А.В.Круглова "Картины русской жизни" 1892 4. Бакст Лев «Концовка к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 1892 5. Бакст Лев "Лир и шут" Иллюстрация к трагедии В.Шекспира "Король Лир" 1888 5. Бакст Лев «Лир и шут» Иллюстрация к трагедии В.Шекспира «Король Лир» 1888 6. Бакст Лев "На художественной выставке" Иллюстрация к фельетону "Петербургская жизнь" для журнала "Художник" 1891 6. Бакст Лев «На художественной выставке» Иллюстрация к фельетону «Петербургская жизнь» для журнала «Художник» 1891 7. Бакст Лев "Двое (Супруги)" 1889 Холст, масло 86х111 Государственная Третьяковская галерея 7. Бакст Лев «Двое (Супруги)» 1889 Холст, масло 86х111 Государственная Третьяковская галерея 8. Бакст Лев "Испанец" 1891 Бумага, акварель 32х24,5 Государственный Русский музей 8. Бакст Лев «Испанец» 1891 Бумага, акварель 32х24,5 Государственный Русский музей 9. Бакст Лев "Двор музея Клюни в Париже" 1891 Картон, масло 27х35 Государственный Русский музей 9. Бакст Лев «Двор музея Клюни в Париже» 1891 Картон, масло 27х35 Государственный Русский музей 10. Бакст Лев "Улица в дождь. Франция" 1893(?) Дерево, масло 15,8х22 Государственный Русский музей 10. Бакст Лев «Улица в дождь. Франция» 1893(?) Дерево, масло 15,8х22 Государственный Русский музей 11. Бакст Лев "Скирды" 1891 Фанера, масло 21х30 Государственный Русский музей 11. Бакст Лев «Скирды» 1891 Фанера, масло 21х30 Государственный Русский музей 12. Бакст Лев "Ребенок перед иконой. Этюд" 1893 Холст, масло 32х18 Государственный Русский музей 12. Бакст Лев «Ребенок перед иконой. Этюд» 1893 Холст, масло 32х18 Государственный Русский музей 13. Бакст Лев "Автопортрет" 1893 Картон, масло 34х21 Государственный Русский музей 13. Бакст Лев «Автопортрет» 1893 Картон, масло 34х21 Государственный Русский музей 14. Бакст Лев "Портрет М.М.Клячко, племянницы художника" Конец 1890-х Картон, пастель 23,5х16,3 Государственный Русский музей 14. Бакст Лев «Портрет М.М.Клячко, племянницы художника» Конец 1890-х Картон, пастель 23,5х16,3 Государственный Русский музей 15. Бакст Лев "Военный" 1890-е Картон, акварель, гуашь 23,3х14,4 Государственная Третьяковская галерея 15. Бакст Лев «Военный» 1890-е Картон, акварель, гуашь 23,3х14,4 Государственная Третьяковская галерея 16. Бакст Лев "Женский портрет" 1892 Бумага, акварель 36,5х26,3 Омский музей изобразительных искусств 16. Бакст Лев «Женский портрет» 1892 Бумага, акварель 36,5х26,3 Омский музей изобразительных искусств 17. Бакст Лев "Боярыня" Бумага, акварель 12,7х9,8 Государственный Русский музей 17. Бакст Лев «Боярыня» Бумага, акварель 12,7х9,8 Государственный Русский музей 18. Бакст Лев "Девушка в русском наряде" 1893 Бумага на картоне, акварель 39,3х30 Государственный Русский музей 18. Бакст Лев «Девушка в русском наряде» 1893 Бумага на картоне, акварель 39,3х30 Государственный Русский музей 19. Бакст Лев "Нормандский крестьянин. Этюд" 1896 Бумага, акварель, гуашь 17,8х14 Государственная Третьяковская галерея 19. Бакст Лев «Нормандский крестьянин. Этюд» 1896 Бумага, акварель, гуашь 17,8х14 Государственная Третьяковская галерея20. Бакст Лев "Старая парижанка" 1893 Картон, акварель 26х16,5 Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург 20. Бакст Лев «Старая парижанка» 1893 Картон, акварель 26х16,5 Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

cultobzor.ru

Лев Бакст — художник, изменивший мировую моду — PORUSSKI.me

Ваше сообщение успешно отправлено!

logo

Начало ХХ века прошло в Европе под знаком «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева, из которых позже (c 1909 г. по 1929 г.) выросла его же балетная антреприза «Русский балет С. Дягилева». Русский балет пользовался колоссальным успехом за рубежом, и особенно во Франции и Великобритании, он оказал значительное влияние не только на хореографию, но и на на развитие мирового искусства в целом. По сути, до «Русских сезонов» парижане и не подозревали о такой мощи российского искусства. «Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов.

Над декорациями к «Русским сезонам» работали такие великие люди, как Матисс, Пикассо, Гончарова, Ларионов и многие другие. Кое-кто вышел на мировую арену именно благодаря Сергею Павловичу. Над костюмами трудились Леон Бакст, Коко Шанель, Николай Рерих. Музыку к постановкам писал не кто иной, как Игорь Фёдорович Стравинский. Невероятно, но проект С.П. Дягилева объединил множество гениев прошедшей эпохи!

Бакст Л.С. Портрет С.П.Дягилева с няней. Фото: ru.wikipedia.org

Спектакли Дягилева стали для сдержанных парижан шоком. Париж поразили не столько танцы, сколько изумительное и броское художественное оформление спектаклей. Перед ними был совершенно новый, яркий и необычный для Европы стиль «декоративного экспрессионизма”, включающий в себя как богатую русскую национальную эстетику, так и вкрапления других культур.

Европа была поражена, как гармонично соединились на сцене театр и искусство. Огромное впечатление на зрителей произвело цветовое решение декораций и костюмов. Художники и танцоры Сергея Павловича в мгновенно стали звёздами.

Ведущий живописец «Русских сезонов» Лев Бакст объявил, что в театре теперь надо не слушать, а смотреть. И сегодня мы с вами поподробнее расскажем именно о Льве Баксте и о костюмах, которые открыли новую эпоху развития мировой моды. Никогда ранее мода не менялась так быстро и так кардинально, как в 1910 году.

Автопортрет. Фото: ru.wikipedia.org

Фактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре.

Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, восхищали зрителей в театре и влияли на всю мировую моду. Роскошь костюмов Льва Бакста породила в Европе спрос на все экзотическое, русское и восточное; более того, эти отголоски до сих пор возвращаются к нам в коллекциях модных домов, как цитаты из его нарядов и дань уважения маэстро.

Фото: http://blog.lemillindia.com/les-ballets-russes-2/

Как было упомянуто чуть выше, Лев Бакст был ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева». Он создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.

Клеопатра Послеполуденный отдых фавна (балет Клода Дебюсси)

Бакст продемонстрировал совершенно новый колорит и силуэт ориентального эротизма. Шаровары, тела, едва прикрытые прозрачным тканью и бусами, тюрбаны, расшитые жемчугом, экстравагантные столкновения цвета. На сцене было все, что до этого консервативные европейцы представляли себе только в самых смелых фантазиях.

Реакция парижан на спектакли русских оказалась потрясающей и даже неожиданной. После «Клеопатры» и «Шахерезады» начала меняться французская, то есть, по сути, мировая мода. Впервые цвет, костюмы и декорации стали активными и равноправными участниками театрального действия, рассказывающими свою историю.

Нарцисс (балет Николая Черепнина) Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911.

Критик А. Левинсон оценил ситуацию так: «Париж был подлинно пьян Бакстом».

Эскиз костюма Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911. Эскиз костюма нимфы Эхо для балета "Нарцисс", 1911.

Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину.

Декорация Бакста к балету И. Стравинского «Жар-птица»

Бакст добивался единства музыки, живописи и пластики, именно это способствовало мощному эмоциональному воздействию на зрителей.

"Эллизиум" Ливень. (Эскиз декорации к балету «Голубой бог»). 1906

«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в «Шахерезаде». На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…» — Леон Бакст. Бакст назвал это откровение философией цвета.

Интерьер прохода к домашнему театру в усадьбе Эвергрин-хаус, оформленный Леоном Бакстом. Фото: Evergreen Museum & Library

В 1916-м году ему впервые пришла мысль: открыть дом моды и универсального дизайна. Идея была смелой и абсолютно новаторской – соединить в себе несколько направлений дизайна. У него был опыт разработки в едином художественном ключе архитектурных решений интерьера, мебели, ткани, керамики, посуды, стекла, столового серебра, одежды, ювелирных изделий и даже автомобилей.

Но … увы, этой мечте не было суждено сбыться. Летом 1916 года Лев Бакст серьёзно заболел и был вынужден прекратить работу.

В последний путь его провожала масса людей – поэты и художники, музыканты и артисты – знаменитости мирового масштаба. Прощальная церемония прошла на кладбище Батиньоль в Париже.

Костюм Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911. Костюм Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911. Костюм Леона Бакста для Шехерезады, 1910 Эскиз костюма Леона Бакста для балета "Синий Бог" , 1912 Костюм Леона Бакста для балета "Синий Бог" , 1912 Портрет Вацлава Нижинского для балета "Синий Бог", 1911 Эскиз костюма Леона Бакста для балета "Синий Бог" , 1912. Тамара Карсавина, балет "Синий Бог", 1910-е. «Русские Балеты», "Шехерезада". Афиша. Ида Рубинштейн и Вацлава Нижинского, Шехерезада, 1910. Татьяна Рябушинская в балете "Петрушка", 1935. Тамара Карсавина, балет "Жар-птица", 1910.

INSTAGRAM

Следите за нами в Instagram

НАВЕРХ

porusski.me

Художник ЛЕОН БАКСТ (1866 - 1924).

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя - Лейб - Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866 - 1924).Родился в городе Гродно, умер и похоронен в Париже.Леон Бакст - великий российский театральный художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения "Мир искусства" и театрально - художественных проектов С.П.Дягилева.

Автопортрет. 1893 г.

Картины художника.

"Две беотийки"Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс»1911Акварель, карандаш, бумага 40 х 27Государственный музей театрального и музыкального искусстваСанкт-Петербург

"Молодой беотиец"Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс»1911Шелкография 50,5 х 40Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

"Элизиум"Декоративное панно1906.Акварель, гуашь, бумага на картоне 158 х 40Государственная Третьяковская галереяМосква

"Ужин"1902Холст, масло 150 х 100Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия

"Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней"1906.Холст, масло 161 x 116Государственный Русский музейСанкт-Петербург

"Молодой дагомеец"1895Бумага на картоне, акварель 30,2 x 20,8Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия

"Портрет Вальтера Федоровича Нувеля"1895Бумага на картоне, акварель 53,1 x 39,7Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия

"Портрет литератора Дмитрия Федоровича Философова"1897Картон, пастель 81 x 63Дагестанский республиканский музей изобразительных искусствМахачкалаРоссия

"Портрет художника, критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа"

Бумага на картоне, акварель, пастель 64,5 x 100,3Государственный Русский музейСанкт-ПетербургРоссия

"Портрет Исаака Левитана"1899

"Портрет графини Келлер"1902Холст, масло 230 x 90Музей "Зарайский кремль"ЗарайскРоссия

"Афиша - реклама изданий в пользу общины святого Евгения"1904Литография 48,5 х 63Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

"Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос"1904Акварель, гуашь, бумага 32 х 34Государственная Третьяковская галереяМосква

"Костюмы для трагедии Софокла "Эдип в Колоне"1904Акварель, карандаш 28,1 х 44Государственный центральный театральный музей им. А. А. БахрушинаМосква

"Портрет Андрея Белого"1905Бумага, цветной карандаш, мел

"Модель"1905Картон, уголь, мел 71 х 46Частное собраниеМосква

"Автопортрет"1906Бумага на картоне, уголь, сангина, цветной карандаш 75,8 x 51,8Государственная Третьяковская галереяМосква

"Ваза" (Автопортрет)1906Гуашь, акварель, бумага на картоне 113 х 71,3Собрание ОкуневаСанкт-Петербург

"Портрет Зинаиды Гиппиус"1906Карандаш, мел, бумага на картоне 54 х 44Государственная Третьяковская галереяМосква

"Фронтиспис для сборника стихов Блока "Снежная маска"1907

"Эскиз костюма для танцовщицы Тамары Карсавиной"1907Акварель, тушь, карандаш, золотая краска, бумага 30,8 х 23,3Государственный Русский музейСанкт-Петербург

"Древний ужас"1908Холст, масло 250 х 270Государственный Русский музейСанкт-Петербург

"Портрет Айседоры Дункан"1908Бумага, ита

"Портрет Айседоры Дункан"

Итальянский карандаш 25 x 17,8

ГМИИ им. А.С. ПушкинаМосква

"Портрет Андрея Львовича Бакста, сына художника"1908Бумага на картоне, акварель, гуашь, пастель, белила 45,5 x 59,5Государственная Третьяковская галереяМосква

«Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме Оскара Уайльда 'Саломея'»1908Серая бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, белила, золото, серебро 46,5 x 29,9Государственная Третьяковская галереяМосква

«Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой»1909Бумага на картоне, итальянский и цветной карандашиГосударственный Русский музейСанкт-Петербург

«Танцовщица из балета 'Жар-птица'»1910Акварель 25 x 18Собрание де БеарнПариж

Эскиз костюма царевны для 'Жар-Птицы' И.Стравинского»1910Акварель, карандаш, золотая краска 35,5 х 22Государственный музей театрального и музыкального искусстваСанкт-Петербург

«Эскиз декорации к балету 'Шехеразада' на музыку Н.А.Римского-Корсакова»1910Холст, масло 110 х 130Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Эскиз костюма Синей султанши к балету 'Шехеразада'»1910Акварель, карандаш 29,5 х 23Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету 'Клеопатра' на музыку А.С.Аренского»1909Карандаш, акварель 28 х 21Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином к балету 'Клеопатра'»1910Гуашь, карандаш, позолота 34 х 24Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Эскиз костюма для еврейского танца в синем и золотом к балету 'Клеопатра'»1910Карандаш, акварель, золото 28 х 21Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Эскиз костюма сирийского арфиста к балету 'Клеопатра'»1910Акварель 33,2 х 24Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Эскиз костюма Флорестана для 'Карнавала' Шумана»1910Акварель, бумага 27,7 х 21,3Государственный музей театрального и музыкального искусстваСанкт-Петербург

«Портрет Жана Кокто»1911Бумага, карандаш 31 x 20Собрание А. Дюнуайе де СегонзакаПариж

«Рисунок для эскиза костюма святого Себастьяна к мистерии Гобриеле д-Аннунцио 'Мученичество святого Себастьяна'»1911Бумага, графитный карандашЧастное собрание

«Святой Себастьян. Эскиз костюма к мистерии Габриеле д-Аннунцио 'Мученичество святого Себастьяна'»1911Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь, золото 44,5 x 25,5Частное собрание

«Эскиз костюма Пери к балету Поля Дюка 'Пери'»1911Гуашь, карандаш, золото 68 х 48,5Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Эскиз костюма баядерки с павлином к балету Райнальдо Гана 'Синий Бог'»1911Акварель, карандаш, серебро 58,2 х 43Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Эскиз костюма Синего бога для постановки 'Синий бог' Райнальдо Гана»1912Акварель, гуашь, золотая краска, бумага 25,5 х 17,5Государственный центральный театральный музей им. А. А. БахрушинаМосква

«Нижинский в роли фавна в балете К.Дебюсси 'Послеполуденный отдых фавна' 1912»Уодсворт АтенеумХартфорд

«Портрет танцовщицы М.Казати»1912Бумага, карандаш 48 x 31Частное собраниеПариж

«Эскиз костюма для постановки 'Легенды Иосифа' Рихарда Штрауса»1914Акварель, карандаш, золотая краска 31,2 х 22,8Государственный Русский музейСанкт-Петербург

«Эскиз костюма Орфея к балету Роже-Дюкассе»1915Акварель, гуашь, тушь, серебро, бумага 27 х 19,8Собрание ЗильберштейнаМосква

«Портрет мадам Т.»1918Бумага, карандаш

«Эскиз костюма Наставника принца к балету П.И.Чайковского 'Спящая принцесса'»1922Акварель, серебро, золото 44 х 26,5Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Эскиз костюма танцовщицы, держащей шлейф своего платья, к балету Поля Паре 'Смущенная Артемида'»1922Акварель, карандаш, серебро 44 х 24Собрание Никиты и Нины Лобановых-РостовскихЛондон

«Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника»Конец 1890-хПастель, картон 23,5 x 16,3Государственный Русский музейСанкт-Петербург

«Карнатис, афиша»Цветная литография

Портрет Л.П.Гриценко. 1903. (Это супруга Бакста и дочь Павла Михайловича Третьякова).

Ливень. 1906.

Портрет Анны Павловой. 1903.

Портрет будущей графини Анри де Буажелен. 1906 г.

Желтая султанша. 1916.

"Любимая кошка" 1906 г.

Портрет Ивана Бунина. 1920 г.

Портрет девушки в русском кокошнике. 1911.

Женский портрет. 1906.

"Иллюстрация" Бакста. 1906 г.

Дягилев и русский балет. 1906 г.

Портрет княжны Елены. 1912.

Неизвестная в желтом платье. 1912

to-priz.livejournal.com

Весь Бакст. Сценограф, портретист, автор росписей по фарфору, дизайнер

Леон Бакст. Древний ужас. 1908. (с) Государственный Русский музей

Юбилейный интерес к Баксту понятен. Он — единственный из художников «Мира искусства», получивший известность во всем мире благодаря дягилевским «Русским сезонам». Картины и эскизы Бакста всегда находятся в центре выставок о русском художническом Серебряном веке. Тем любопытнее, что последняя большая персональная выставка художника в России состоялась в ленинградском Театральном музее полвека назад, к 100-летию Бакста.

В 2016 году на постсоветском пространстве пройдут три выставки Бакста: кроме Русского музея, в ГМИИ им. А.С.Пушкина и в Национальном художественном музее Беларуси (художник родился в Гродно). В каждом случае состав выставок будет разным, лишь иногда пересекаясь. По словам Владимира Круглова, ведущего научного сотрудника ГРМ, куратора выставки, главная задача петербургского проекта — показать многогранность таланта Бакста: портретиста, сценографа, автора росписей по фарфору, дизайнера тканей и костюмов. Он оформлял Выставку исторических портретов в Таврическом дворце 1905 года и выставку 200 лет русской живописи и скульптуры в Париже при Осеннем салоне 1906 года, где впервые использовал традиционную русскую набойку, непривычную для эстета-мирискусника.

Для показа разных ипостасей Бакста потребовалось участие Эрмитажа, Третьяковской галереи, Театрального музея им. А.А.Бахрушина, музея-заповедника «Петергоф», галереи «Наши художники», KGallery и других государственных и частных институций. Самое знаменитое полотно Бакста в собрании Русского музея, конечно, Древний ужас, созданное в 1908 году по мотивам поездки художника в Грецию. Сюжет актуален как тогда, так и сейчас: Афродита с улыбкой отвернулась от гибнущей античной цивилизации. Сто лет назад мнения критиков разделились. Сергей Мамонтов назвал Ужас пейзажем, увиденным с аэроплана, более прозорливый Вячеслав Иванов нашел в сюжете картины три идеи: космическую катастрофу, судьбу и вечную женственность. Разумеется, Русский музей не откажет себе в удовольствии показать Автопортрет; Портрет Сергея Дягилева с няней и Ужин. Последнюю картину похвалил острый на язык Василий Розанов, сравнив улыбку стильной декадентки, кушающей апельсины, с улыбкой Джоконды.

Leon Bakst. La Nymphe de Diane. 1901. Costume design for Clement Leo Delibes`s ballet Sylvia Mariinsky Theatre. (с) Государственный Русский музей

Leon Bakst. La Nymphe de Diane. 1901. Costume design for Clement Leo Delibes`s ballet Sylvia Mariinsky Theatre. (с) Государственный Русский музей

Бакст. Автопортрет. 1893. Картон, масло. 34 х 21. (с) Государственный Русский музей

Бакст. Автопортрет. 1893. Картон, масло. 34 х 21. (с) Государственный Русский музей

Бакст. Античное видение. 1906. Эскиз фронтисписа к произведению А.А. Кондратьева Сатиресса. (с) Государственный Русский музей

Бакст. Античное видение. 1906. Эскиз фронтисписа к произведению А.А. Кондратьева Сатиресса. (с) Государственный Русский музей

Бакст. Портрет Е.И. Набоковой. 1910. Бумага на картоне, итальянский и цветные карандаши. 58.5 х 42.7. (с) Государственный Русский музей

Бакст. Портрет Е.И. Набоковой. 1910. Бумага на картоне, итальянский и цветные карандаши. 58.5 х 42.7. (с) Государственный Русский музей

Бакст. Портрет М.Н.Гриценко в детстве. 1905. Х., пастель. 141.5 Х 106. (с) Государственный Русский музей

Бакст. Портрет М.Н.Гриценко в детстве. 1905. Х., пастель. 141.5 Х 106. (с) Государственный Русский музей

Л.С. Бакст. Портрет А.Н. Бенуа. 1898. (с) Государственный Русский музей

Л.С. Бакст. Портрет А.Н. Бенуа. 1898. (с) Государственный Русский музей

Л.С.Бакст. Древний ужас. 1908. Холст, масло. 250х270. (с) Государственный Русский музей

Л.С.Бакст. Древний ужас. 1908. Холст, масло. 250х270. (с) Государственный Русский музей

Л.С.Бакст. Портрет С.П.Дягилева с няней. 1906. Холст, масло.161х116. (с) Государственный Русский музей

Л.С.Бакст. Портрет С.П.Дягилева с няней. 1906. Холст, масло.161х116. (с) Государственный Русский музей

Л.С.Бакст. Ужин.1902.Холст, масло. 150х100. (с) Государственный Русский музей

Л.С.Бакст. Ужин.1902.Холст, масло. 150х100. (с) Государственный Русский музей

Л.С.Бакст. Элизиум. 1906. Занавес для Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Холст, темпера 678х1155. (с) Государственный Русский музей

Л.С.Бакст. Элизиум. 1906. Занавес для Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Холст, темпера 678х1155. (с) Государственный Русский музей

Не обойдется и без занавеса Элизиум, созданного для Театра Веры Комиссаржевской, и эскиза Гость к балету Рихарда Штрауса Легенда об Иосифе, который был подарен автором Русскому музею в 1914 году, во время одного из своих приездов в Россию. Эскизы к спектаклям Ипполит по Эврипиду, Эдип в Колоне Софокла и к балету Фея кукол напомнят о работе Бакста для императорских театров — Александринки и Мариинского. В одной Фее на сцену выходили Павлова, Карсавина, Кшесинская, Ваганова, Фокин — балетная сборная мира.

Впервые публика увидит картину Встреча адмирала Авилана в Париже из фондов Центрального музея ВМФ, а также два блюда с росписями по эскизам Бакста: Священный танец и Фавн из эрмитажного Музея фарфора.

Третьяковская галерея поделилась Портретом Л.П.Гриценко, жены Бакста и дочери Павла Третьякова. Музей Пушкинского дома предоставил портрет Льва Толстого, сделанный юным Бакстом в 1886 году по фотографии. Это первое известное произведение художника. Галерея «Наши художники» предоставила 16 эскизов текстиля для американских мануфактур и сами ткани. Несколько костюмов создано по эскизам Бакста дизайнерами Русского музея.

И все это богатство музей уложил в 100 произведений — зрелище получилось яркое и насыщенное, как и само время, в котором довелось жить Льву Баксту, в юности отказавшемуся от обучения в Академии художеств, а в 1914 году избранному полноправным академиком.

www.theartnewspaper.ru

Художник Бакст Лев Самойлович: биография, творчество

Бакст Лев - белорус по происхождению, русский по духу, проживший много лет во Франции, в истории известный как выдающийся российский художник, театральный график, сценограф. Его творчество предвосхищает многие тенденции 20 века в искусстве, оно сочетает черты импрессионизма, модернизма и символизма. Бакст - один из самых стильных и утонченных художников России рубежа веков, оказавший мощное влияние не только на отечественную, но и на мировую культуру.

бакст лев

Семья и детство

Бакст Лев Самойлович родился в 1866 году в ортодоксальной еврейской семье, в белорусском городе Гродно. Семья была большой, с патриархальными устоями. Отец был ученым-талмудистом, также занимался торговлей, доход имел невысокий, поэтому сын часто гостил у деда в Петербурге. Тот был достаточно богат, он был модным портным, любил роскошь и светскую жизнь, вел парижский образ жизни, который очень нравился внуку. Он был большим театралом и привил эту страсть Льву. Именно в честь деда юноша берет фамилию Бакст, немного сократив ее, вместо своей настоящей – Розенберг, которая казалась ему совсем не поэтичной. Еще в детстве будущий художник любил разыгрывать перед сестрами сценки собственного сочинения, у мальчика были буйная фантазия и явные склонности к рисованию.

лев бакст выставка

Призвание и учеба

В 12 лет он выиграл конкурс на лучший портрет А. Жуковского в гимназии. Бакст Лев мечтал учиться живописи, но отец не признавал такого несерьезного занятия в жизни, как рисование, и долгое время мальчику приходилось предаваться любимому занятию тайно, по ночам. В качестве последнего аргумента отец решил спросить совета у скульптора Марка Антокольского, ему в Париж были посланы рисунки будущего живописца. И когда был получен ответ, что в работах явно виден талант автора, отец сдался.

В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. Лев Бакст, биография которого теперь навсегда связана с искусством, учился у таких преподавателей, как Чистяков, Аскназия, Венига, показывал хорошие результаты в течение четырех лет. Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. Его работа была вычеркнута из списка участников из-за того, что все персонажи на картине на библейскую тематику имели еврейские черты. Этого художник стерпеть не смог. Навыки академического рисунка, полученные в академии, пригодятся ему в будущем.

лев бакст картины

Поиски пути в искусстве

Оставив учебу, Бакст Лев вынужден искать заработок, его отец умер, и ему нужно было помогать семье, которую в основном содержал дед. Ему помогло то, что еще во время учебы он завел связи в издательстве, где стал оформлять недорогие книги. Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. В 1890 году он сближается с братьями Бенуа, они вводят Бакста в кружок прогрессивной творческой молодежи. Под их влиянием художник увлекается акварелью. Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. В 1891 году Лев впервые едет за границу, он объехал Германию, Италию, Бельгию и Францию, осматривая музеи. С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист.

бакст лев самойлович

Бакст-портретист

Художник Лев Бакст был вынужден постоянно выполнять заказы, которые не доставляли ему удовольствия. Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. В них проявилась изысканная манера художника, его мастерство рисовальщика и умение проникнуть в психологию персонажа. Начав писать портреты в 1896 году, он периодически обращался к этому жанру на протяжении всей жизни. Среди его лучших работ называют портреты А. Бенуа, И. Левитана, зрелые работы начала 20 века, портреты З. Гиппиус, И. Рубинштейн, С. Дягилева с няней, Ж. Кокто, В. Цукини. Большую часть творческого наследия художника составляют рисунки, он делал зарисовки привлекших его внимание лиц, набрасывал портреты знакомых и друзей.

лев бакст биография

Бакст-живописец

Лев Бакст, картины которого поражают разнообразием, много экспериментировал с живописной техникой. Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. Он мало работал в жанре пейзажа, но имеющиеся работы показывают импрессионистское видение художника. В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора. Лев Бакст, выставка которого сегодня могла бы собрать большое количество поклонников его творчества в любом городе мира, не испытывал в себе уверенности как в живописце. Он слишком легко поддавался влиянию извне и не выработал четкой, собственной манеры письма. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас».

художник лев бакст

Бакст и театр

Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. Он очень любил этот вид искусства. Лев Бакст, выставка театральных декораций и костюмов которого неизменно сопровождается аншлагом, много и с большим удовольствием работает для театра С. Дягилева. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». Бакст стал настоящим соавтором зрелищ, органично воплощая замысел постановщика в декорациях, освещении, костюмах. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. Именно в сотрудничестве с ним Бакст совершает настоящую революцию в сценографии и театральном оформлении.

Разнообразный талант

Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером. Он нередко придумывал костюмы, и не только для сцены. Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Он создавал дизайн интерьеров для изысканных дамских будуаров, для помещения дягилевской антрепризы. Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. Работая над театральными костюмами, Лев обнаружил в себе талант стилиста, он рисовал эскизы дамских нарядов и стал настоящим законодателем моды в стиле модерн. Также он оказался хорошим педагогом. Елизавета Званцева пригласила в 1900 году Бакста в свою художественную школу, где он старался помочь юным дарованиям найти свой стиль в живописи. Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале.

Личная жизнь

Лев Бакст, картины которого пользовались таким успехом и принесли ему большую известность, был совсем неудачлив в личной жизни. Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа. В Петербурге он влюбляется в дочь П. Третьякова, которая к тому времени была вдовой с ребенком на руках. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной. Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году. Но он продолжал дружить с бывшей женой и падчерицей, в 1921 году они по его приглашению смогли покинуть Советский Союз и поселиться в Париже.

В последние годы жизни Бакст очень много работал в Париже, Америке, Англии, это подорвало его здоровье, и 28 декабря 1924 года он скоропостижно скончался.

fb.ru

Леон Бакст: жизнь и творчество художника

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики.

Содержание

Биография Леона Бакста

Творчество Бакста

Наиболее известные работы художника

Картины Леона Бакста

Библиография

Биография Леона Бакста

Лев Розенберг родился 8 февраля (27 января) 1866 года в Гродно в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг.

На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург.

С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир Искусства».

Творчество Бакста

В 1898 году совместно с Дягилевым, Леон принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира.

В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на Встречу русских моряков.

В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников.

В 1903 году перешёл в лютеранство ради брака с дочерью П. М. Третьякова Л. П. Гриценко.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912). В 1910 развёлся с Гриценко и вернулся к иудаизму. Всё это время жил в Европе, поскольку, будучи иудеем, не имел вида на жительство вне черты оседлости.

Во время визитов в Санкт-Петербург преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения.

В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

В 1918 году Бакст окончательно разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes. 27 декабря 1924 года умер в Париже от отёка лёгких.

Наиболее известные работы художника

Картины

  • Ужин. 1902
  • Древний Ужас, 1908
  • Зинаида Гиппиус, 1906

Театральные работы

Особую славу Бакста составили его работы для Русских сезонов (Антерприза С. Дягилева), а также для труппы Иды Рубинштейн.

  • Жар-птица (балет Игоря Стравинского)
  • Нарцисс (балет Николая Черепнина)
  • Послеполуденный отдых фавна (балет Клода Дебюсси)
  • Вацлав Нижинский, эскиз костюма для «Ориенталий»

Библиография

  • Alexandre A., Cocteau J. L’art decoratif de Leon Bakst. — P., 1913.
  • Lewinson A. The story of Leon Bakst’s life. — B., 1922.
  • Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. — Л., 1975.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Леон Бакст: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Леон Бакст: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Лев Бакст - художник с "золотыми руками"

топ 100 блогов Leonsija — 10.05.2011

О художнике Льве Самойловиче Баксте писать невероятно трудно. Трудно потому, что его творчество не укладывается ни в какие стандартные рамки: он не только портретист, но и пейзажист, он не только иллюстратор, но и театральный декоратор, он не только реалист, но и большой фантазер и сказочник. Александр Николаевич Бенуа в своем труде "Русская живопись в XIX веке" дал вот такую, несколько ироничную, характеристику Баксту: "У Бакста В«золотые рукиВ», удивительная техническая способность, много вкуса, пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать. Бакст лихорадочно мечется и раскидывается, а между тем годы уходят и положительно становится досадно, что он не желает смириться, не желает понять круга своих весьма выдающихся способностей. На таких художников, как Бакст и, отчасти, как Врубель, в особенности пагубно сказывается современное положение искусства и художественной критики. В былое время В«золотые рукиВ» Бакста нашли бы применение. Он не стыдился бы посвятить себя тому, к чему он, в сущности, призван. Бакст был бы декоратором, ювелиром, быть может, миниатюристом — мелким, но интересным и истинным художником." И все же Лев Бакст - художник! Хороший и интересный художник, художник эпохи модерна, художник эпохи "Русских балетов" и "Мира искусства"...

Лев Бакст - художник с Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Эскизы костюмов к балету "Спящая красавица"

Как и заведено биография любого человека начинается с его рождения. Но перебрав множество источников, любопытный читатель так и не узнает доподлинно точной даты рождения Льва Бакста. Одни источники (такие как Википедия) утверждают, что Бакст родился в феврале, другие утверждают, что в марте-апреле, третьи же ссылаются на май месяц. Остановимся на последнем варианте и тогда получится, что 10 мая этого года Льву Самойловичу Баксту исполнилось бы 145 лет, ибо рожден он был на свет в 1866 году. Место рождения - город Гродно, имя при рождении - Лев Самойлович Розенберг.

Бакст Л.С. Руины. Средиземноморский пейзаж

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Дорога к храму

В 1883 году Лев Бакст поступает на обучение в Академию художеств в Петербурге. Не имея материальной поддержки, Л.Бакст вынужден был во время учебы подрабатывать, в связи с чем он вынужден был освоить профессию иллюстратора книг, что и давало возможность продолжать учебу. Но проучившись в Академии четыре года и разочаровавшись в академических методах преподавания, он в 1887 году оставил учебу. В 1889 году художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии - Бакстер. В 1890 году Бакст поступил в мастерскую Альберта Николаевич Бенуа, изучая там рисование акварелью. В 1891 году Бакст отправился в путешествие по странам Европы, где брал уроки живописи в частных академиях.

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Дама, сидящая на диване

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Портрет графини М.А. Келлер 1902

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Портрет Зинаиды Гиппиус 1906

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Портрет мужчины 1907

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Африканка

Бакст много времени проводит в Париже и там знакомится с  А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым. Результатом становится создание объединения "Мир искусства" (1898). В этот период он занимается живописью  в парижской студии Ж.-Л.Жерома, в академии Р.Жюльена, учится у А.Эдельфельда. Одновременно Бакст не отходит и от портретной живописи - им исполнены отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899),  и А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906), живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906). А картина "Ужин" (1902) стала своеобразным вызовом обществу, манифестом стиля модерн в русском искусстве.

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Ужин 1902

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Портрет герцогини с собакой 1924

  Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Осень (ваза) 1906

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Портрет Вальтера Федоровича Нувеля

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Портрет литератора Дмитрия Владимировича Философова

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Кошка 

В 1907 году совместно с Валентином Серовым Бакст совершил путешествие по Греции, где он создал серию пейзажей и масштабное декоративное панно "Древний ужас", считающееся вершиной его творчества (только вот почему???).  В 1910 году Бакст поселился в Париже. С эти пор он всего несколько раз посетил Петербург.

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Портрет Л.П. Гриценко, жены художника 1903

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Андрюшенька, портрет сына художника  

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Автопортрет 1906

Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 году (по другим источникам в 1910 году) царским правительством ему было отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. (Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после того, как развелся со своей женой Л.П.Гриценко (урожденной Третьяковой) и за это был примерно "наказан".).  Тем не менее в мае 1914 года Лев Бакст был избран академиком Императорской Академии художеств, что давало ему право свободно передвигаться по стране, но художник уже не воспользовался этим правом, оставшись во Франции.

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос"

Бакст работал и в области книжной графики, иллюстрируя, например, Н.В.Гоголя или же А.Блока. Но все же самые значительные его достижения относятся к театру.

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Декорации к балету "Шехерезада" 1910

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету "Шехерезада" 1910

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Декорации к балету "Послеполуденный отдых фавна" 1912

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Декорации к балету "Дафнис и Хлоя" 1902

 Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Пробуждение

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету "Клеопатра" 1909

Лев Бакст - художник с

Лев Бакст - художник с   

Бакст Л.С. Менаде 1916

Лев Бакст - художник с  Лев Бакст - художник с

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Эскизы костюмов к постановке "Магазин фантазий"

Талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева". Это и "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), это "Нарцисс" (1911), "Синий бог",  и "Дафнис и Хлоя" и еще многие довольно экзотические театральные постановки, о которых мы сейчас даже уже и не вспоминаем. Это был просто сказочный мир балета, театральных фантазий и сказок... До сих пор эскизы к этим постановкам вызывают живейший интерес у любителей живописи и коллекционеров.

Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Эскиз костюма к балету "Нарцисс" 1911

Лев Бакст - художник с

Лев Бакст - художник с

Лев Бакст - художник с

Лев Бакст - художник с Лев Бакст - художник с

Бакст Л.С. Эскизы костюмов к разным балетам

Лев Бакст - художник с

Лев Самойлович Бакст

Лев Бакст - художник с

Могила Льва Бакста на кладбище Батиньоль (фото с сайта Findgrave.com)

Первая мировая война окончательно отрезала художника от России.  В 1918 году Лев Бакст покинул труппу С.Дягилева. А смерть от отека легких в 27 декабря 1924 года в Париже, в больнице Риэль-Мальмезон поставила точку на его блистательной карьере. Последнее место упокоения художника - парижское кладбище Батиньоль.

yablor.ru


Смотрите также