Мария Константиновна Башкирцева. Башкирцева картины


Русская художница Башкирцева Мария Константиновна...

Ее работ сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны. Демократические настроения эпохи нашли отражение в ее картинах "Жан и Жак" (1883), "Совещание" (1884), которая была приобретена Люксембургским национальным музеем.

Жан и Жак. 1883.115 х 155 см. масло, холст.Частная коллекция

Совещание. 1884.193 х 177 см. масло, холст.Париж, Музей Орсе

Совещание Деталь

Среди наиболее известных полотен - "Дождевой зонтик", "Три улыбки", "Осень" (все 1883), ныне в Государственном Русском Музее.В их мастерской живописи ощутимо влияние учителя Башкирцевой - французского художника Ж. Бастьен-Ленажа, но выбор сюжетов и мотивов изображения демонстрирует индивидуальность художницы.

Зонтик. 1883.93 х 74 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей

Осень. 1884.117 х 97 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей

Три улыбки1. Улыбка ребенка,1883.55 х 46 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей

Три улыбки 2. Улыбка девочки,1883.55 х 46 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей

Три улыбки 3. Улыбка девушки,1883.55 х 46 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей

В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество. Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано.

С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда с поразительной откровенностью заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. "Я говорю все, все, все", - писала она, предназначая свой дневник для печати. "Дневник Марии Башкирцевой" впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г., выдержав уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел образ женщины-художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя.

ДНЕВНИК МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ.

Он был написан талантливо и предельно откровенно, подобных ему произведений почти нет в истории литературы. Может быть, поэтому «Дневник» вызвал как восторженные отклики, так и яростную критику.

"Жизнь коротка, нужно смеяться, сколько можешь. Слез не избежать, они сами приходят. Есть горести, которых нельзя отвратить: это смерть и разлука, хотя даже последняя не лишена приятности, пока есть надежда на свидание. Но портить себе жизнь мелочами — никогда!"

http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mb/index.php?r=dn

Творчество, переживания, сомнения, поездки по Европе, борьба с болезнью. И – шокирующая искренность.

Paul_Bashkirtseff_(Портрет брата Павла)Musee_Beaux_Arts_Nice_1876

Автопортрет в шляпе с пером,1878

Girl_Reading_by_a_Waterfall.

Молодая женщина с сиренью 1880

В студии. Мастерская Жюлиана,1881188 х 154 см.масло, холст.Днепропетровск, Художественный музей

Женский портрет.35 х 27 см. масло, холст.Москва, Третьяковская галерея

Женский портрет. 188192 х 73 см. масло, холст.Амстердам, Рейксмузеум

Женский портрет. 1881.116 х 89 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей

Жены-мироносицы (святые жены)

Жоржет. 1881.55 х 46 см. масло, холст.Франция, Музей Замка Генриха IV. Верхняя Гаронна

За книгой. ок.1882.63 х 60.5 см. масло, холст.Харьков, Художественный музей

Восточная девушка. 1882.масло, холст.Ницца, Музей Жюля Шере

Парижанка из Гавронцев

Портрет Ирмы. 1882.46 х 55.3 см. масло, холст.Париж, Петит Палас.

Портрет молодой девушки за чтением,около 1882г130 х 98 см. масло, холст.Частная клоллекция

Портрет пожилой женщины.масло, холст.Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова

Образ Башкирцевой последних месяцев вспоминает подробно в предисловии к каталогу её картин известный в своё время критик Франсуа Коппе. Это была девушка небольшого роста, худая, очень красивая, с тяжёлым узлом золотых волос, «источающая обаяние, но производившая впечатление воли, прячущейся за нежностью… Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила, и невольно приходил на память подарок Улисса юному Ахиллу: меч, скрытый между женскими уборами».

В мастерской гостя удивили многочисленные тома книг: «Они были здесь все на своих родных языках: французы, немцы, русские, англичане, итальянцы, древние римляне и греки. И это вовсе не были книги „библиотечные“, выставленные напоказ, но настоящие, потрёпанные книги, читанные-перечитанные, изученные. Платон лежал на столе, раскрытый на нужной странице».

Во время беседы Коппе испытал какую-то необъяснимую внутреннюю тревогу, какой-то страх, даже предчувствие. При виде этой бледной, страстной девушки ему «представлялся необыкновенный тепличный цветок — прекрасный и ароматный до головокружения, и тайный голос шептал в глубине души слишком многое сразу».

Весна, апрель. 1884.199.5 х 215.5 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей

Как бы прощаясь с жизнью, Мария начала писать большое панно «Весна»: молодая женщина, прислонившись к дереву, сидит на траве, закрыв глаза и улыбаясь, словно в сладчайшей грёзе. А вокруг мягкие и светлые блики, нежная зелень, розово-белые цветы яблонь и персиковых деревьев, свежие ростки, которые пробиваются повсюду. «И нужно, чтобы слышалось журчание ручья, бегущего у её ног, — как в Гренаде среди фиалок. Понимаете ли вы меня?»

Скончалась эта одаренная художница от туберкулеза, не дожив до двадцати четырех лет. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.

Вечерний дым над городом возник,Куда-то вдаль покорно шли вагоны,Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,В одном из окон полудетский лик.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С той девушкой у темного окна- Виденьем рая в сутолке вокзальнойНе раз встречалась я в долинах сна.Но почему она была печальной?

Чего искал прозрачный силуэт?Быть может ей - и в небе счастья нет?

М.Цветаева

Мопассан, посетив ее могилу, изрек:«Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»

После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году…

Некогда Люксембургскую галерею в Париже украшала аллегорическая скульптура «Бессмертие»: молодой гений умирает у ног ангела смерти, в руке которого развернут свиток с перечнем замечательных художников, преждевременно сошедших в могилу. На этом свитке есть русское имя — Мария Башкирцева.

http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mb/index.phphttp://www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/100_velikih_zhenshin/p46.phphttp://www.artsait.ru/art/b/bashkirceva/main.htmhttp://www.liveinternet.ru/users/marylai/post230813547/

wyrnal.livejournal.com

дневник, картины, биография, личная жизнь, как правильно читать дневник.

Мария происходила из зажиточного полтавского дворянского рода, чье поместье было в восьми верстах от знаменитой Диканьки князей Кочубеев. Родители рано разошлись, и мать, наполовину француженка, увезла девочку в Европу, по столицам и курортам которой — от Ниццы и Неаполя до Парижа и Баден-Бадена — семья кочевала многие годы, наслаждаясь богатством.

«Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее. Двадцати трех лет, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, с темными, как будто сжигаемыми мыслью глазами… …Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление сочетания твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум».

Девочка, безусловно, была одаренной: она говорила на нескольких языках как на родных, думала о карьере профессиональной певицы (меццо-сопрано) и показывала большие успехи в рисовании. При чтении дневника видно, каким горячим темпераментом и настойчивым характером отличалась Башкирцева, как она алкала славы. Австрийский драматург-декадент Гуго фон Гофмансталь (автор либретто для опер Рихарда Штрауса) даже говорил, что у нее «комплекс Наполеона».

«К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда, — остаться на земле во что бы то ни стало. Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но, если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным».

Проблемы со здоровьем, начавшиеся, когда ей было 16 лет, помешали осуществить мечты о карьере певицы. Несколько выгодных браков сорвались. Со временем Башкирцева понимает, что у нее смертельная болезнь — чахотка (туберкулез), и собирается жить, беря от жизни все. В 1877 году Башкирцева решает стать профессиональной художницей и поступает в единственное учебное заведение в Париже, где женщин учат рисовать, — Академию Жюлиана. Несколько лет упорного труда в мастерской по 8–10 часов в сутки — и ее полотна принимают на знаменитый Салон. Это успех! Однако, несмотря на похвалы прессы, ее обходят наградами, причем, возможно, лишь потому, что она женщина. Простуда, которую Башкирцева подхватывает на улице, приводит к обострению ее болезни, и за несколько дней она сгорает.

Мария Башкирцева. Картины

В студии. 1881. Музей Днепропетровска

Мария Башкирцева. Картины

Весна. 1884. Русский музей

Мария Башкирцева. Картины

Стачка. 1884. Музей Орсе, Франция

Была ли Мария Башкирцева «великой художницей»? Разумеется, нет. Хотя большинство ее произведений погибли во время Великой Отечественной войны, сказать об этом можно совершенно определенно. Кое-что осталось во французских и других европейских коллекциях. Петербургский Русский музей, где хранились полторы сотни ее работ, в 1930-е годы отдал в утраченные ныне украинские собрания почти всё, оставив себе лучшее. Самое проникновенное из числа этих полотен — «Зонтик» 1883 года, которое даже вошло в учебники по истории русского искусства.

М. Башкирцева. Картины 1

Молодая женщина с сиренью. 1880. Русский музей

М. Башкирцева. Картины 1

Зонтик. 1883. Русский музей

М. Башкирцева. Картины 1

Парижанка (Ирма). 1883. Малый дворец, Париж, Франция

«Быть может, я скажу что-нибудь невозможное, но, знаете, у нас нет великих художников. Существует Бастьен-Лепаж… а другие?.. Ничего правдивого, ничего такого, что бы дышало, пело, хватало за душу, бросало в дрожь или заставляло плакать».

Судя по другим сохранившимся работам, она предпочитала писать женские портреты и дамские головки, а задания на более сложные жанровые композиции ей давали учителя. В своей живописи Башкирцева ориентировалась на модных тогда живописцев-академистов типа Жюля Бастьена-Лепажа, Родольфа Жулиана, Тони Робера-Флёри, Жюля Лефевра, Гюстава Буланже и Адольфа Бугро — тех, кого сегодня если и вспомнят, то как «салонных художников». Все они поблекли на фоне своих современников-импрессионистов, которых Башкирцева попросту не заметила.

Три улыбки

Три улыбки. Улыбка ребенка. 1883. Русский музей

Три улыбки

Три улыбки. Улыбка девочки. 1883. Русский музей

Три улыбки

Три улыбки. Улыбка девушки. 1883. Русский музей

Дневник полюбился читателям, во-первых, благодаря эмоциональности и искренности текста: Башкирцева действительно не скрывает своих чувств. Дневник начинается с ее подростковых лет и рассказывает о юношеских влюбленностях, затем перед нами — период взросления, упорный труд ради славы художника и, наконец, последний трагический период, когда Башкирцева сначала начинает глохнуть, а затем понимает, что болезнь вот-вот ее убьет.

«Не к чему скрывать: у меня чахотка. Правое легкое сильно поражено, и левое портится понемногу уже в продолжение целого года. Обе стороны задеты. Но, несчастное создание, заботься же о себе! Да, я забочусь — и притом основательно. Я прижгла себе грудь с обеих сторон, и мне нельзя будет декольтироваться в продолжение четырех месяцев. И мне придется время от времени повторять эти прижигания, чтобы быть в состоянии спать. О выздоровлении не может быть и речи. Все написанное имеет вид преувеличения — но нет, это только правда. Я могу протянуть, но все-таки я погибший человек. Я слишком много волновалась и мучилась. Я умираю из-за этого — логично, но ужасно. В жизни так много интересного! Одно чтение чего стоит!»

Мария Башкирцева

Важно, что дневник, изначально франкоязычный, был опубликован ее семьей в 1887 году — и для французской литературы стал событием. Дело в том что в те годы дневник как литературный жанр, предназначенный для печати и массового распространения, только зарождался. Более того, текст Башкирцевой оказался во Франции всего вторым напечатанным женским дневником после сочинения Эжени де Герен 1862 года — совсем иного по настроению, мистического и созерцательного. В те же годы отдают свои дневники в печать братья Гонкур — и публика охает от честности их впечатлений. Современному читателю, привычному к постоянному обнажению чужой личной жизни в блогах и социальных сетях, подобное, пожалуй, уже надоедает, а в конце XIX века подобные тексты произвели потрясающий эффект и повлекли за собой множество подражаний.

«Это глупо, но мне тяжело от зависти этих девушек. Это так мелко, так гадко, так низко! Я никогда не умела завидовать: я просто сожалею, что не могу быть на месте другого. Я всегда преклоняюсь перед тем, что выше меня; мне досадно, но я преклоняюсь, тогда как эти твари… эти заранее приготовленные разговоры, эти улыбочки».

Кроме того, образ юной, прекрасной и талантливой девушки, скончавшейся во цвете лет, был так трогателен, так привлекателен…

А теперь самое интересное: на самом деле дневники Башкирцевой таят множество тайн. На первый взгляд, они полны эмоциональности, непосредственности и милого самолюбования — недаром некоторые (как Марина Цветаева) отчаянно влюбляются в автора, а другим (как Льву Толстому) читать это «кокетство» невозможно физически.

«На вечере в посольстве я была настолько хороша, насколько только способна. Платье производило очаровательнейший эффект. И лицо расцвело, как бывало в Ницце или в Риме. Люди, видящие меня ежедневно, рты разинули от удивления. Да и правда — я красива. В Венеции, в большой зале герцогского палаццо, живопись Веронезе на потолке изображает Венеру в образе высокой, свежей, белокурой женщины — я напоминаю ее. Мои фотографические портреты никогда не передадут меня, в них недостает красок, а моя свежесть, моя бесподобная белизна составляет мою главную красоту».

Но следует помнить, что рукопись отдавали в печать спустя три года после смерти автора члены ее семьи. Они — в первую очередь, видимо, мать — масштабно поработали над текстом. И дело не в том, что этот анонимный редактор старательно вычеркнул упоминания, например, о первом тайном поцелуе девушки, вписав вместо него фразу, что Башкирцева рассказывает матери абсолютно все! Вымарано все компрометирующее, весь серьезный флирт, плотские мысли — и многое другое. Поэтому такой восторженной (подчас на пустом месте) Башкирцева и предстает.

«А теперь, я прошу вас, не читайте то, что я сейчас напишу. До сих пор я думала, что эта книга будет образцом морали и будет рекомендована для чтения в школах и пансионах. Послушайте, я советую вам не читать дальше, потому что вы разочаруетесь во мне, вот и всё!.. Он притянул меня к себе… не читайте, еще не поздно!.. он поцеловал меня в правую щеку… и вместо того, чтобы оттолкнуть его, я отдалась в его власть и обняла обеими руками за шею…»

Мария Башкирцева

Кроме того, редактор убавил Башкирцевой пару лет, чтобы выставить ее юным вундеркиндом и сделать ее смерть еще более трагичной — отсюда и такая путаница в датах рождения.

Почти весь ХХ век дневник переиздавался в таком виде (в России, Франции и англоязычных странах, где он достаточно популярен). Лишь в 1980-х годах, готовя биографию к 100-летию со дня смерти Башкирцевой, исследовательница Колет Коснье обнаружила в Национальной библиотеке Франции оригинальные тетрадки дневника. Ее книга «Мария Башкирцева: портрет без ретуши», изданная на русском языке, позволяет заглянуть за изящный фасад, старательно созданный редакторами. Еще более резок мужской взгляд Александра Александрова в книге «Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой».

Эти биографии стоит прочитать после текста самого дневника. И оказывается, что, когда девушка в изнеможении падала на софу, это не от общей экзальтированности — а оттого, что в их особняк в Ницце заявился пьяный дядя Жорж, которому уже пришло предупреждение от префекта, и устроил скандал ее матери из-за денег. Или оттого, что младший брат, бездельник и обалдуй, начал гулять с актрисами и кокотками. А проблемы с поиском женихов для Башкирцевой связаны не только с ее капризами, но и с тем, что в приличном обществе семью попросту не принимают, поскольку с ее матерью уже много лет ведут тяжбу наследники богатого старика из-за его насильной женитьбы и подозрительного завещания. Множество, множество деталей, которые глубже характеризуют несчастную семью и судьбу Башкирцевой и общее состояние европейского света в 1880-х годах, было тщательно отцензурировано ради того, чтобы создать светлый образ прекрасной девушки — «прелестного ребенка», которая много трудилась, чтобы стать великой художницей, но не успела.

«Как жаль, что у нас не соблюдаются никакие обычаи. Сегодня Пасха, а ничего не изменилось, ни подарков, ни развлечений, ничего. Это отдаляет от семьи, делает эгоистичным, злым. В других семьях устраивают друг другу сюрпризы, это поддерживает дружбу, умиляет, это так хорошо. У нас ничего этого нет. Нужно было бы пригласить людей, ну хотя бы детей, однако ничего не сделано. Живем как собаки. Пьем, довольно плохо едим, спим неизвестно как… и играем в Монте-Карло…».

А можно и не читать эти книги биографов, а обратиться непосредственно к тексту. В 2014 году издательство «Захаров» опубликовало третье издание, в котором по найденным рукописям было восстановлено множество купюр — вышло чуть ли не на 200 страниц больше. И новые фрагменты будут интересны даже тем, кто раньше испытывал антипатию к личности автора. Да, недаром незадолго до смерти Башкирцева отчаянно искала французского литератора, который смог бы издать ее дневники именно в том виде, в каком они были задуманы. Она верно чувствовала, что семье доверять в этом вопросе нельзя.

www.culture.ru

Мария Константиновна Башкирцева

 Мария Константиновна Башкирцева

   Мария Константиновна Башкирцева родилась на Полтавщине в 1858 году в знатной и богатой семье. Девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла ее в Ниццу. С тех пор она лишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе.

   В 1877 г. она стала посещать академию Р. Жюлиана в Париже. В 1879 г. получила золотую медаль на конкурсе ученических работ и с этого времени регулярно выставляла свои картины, неизменно встречавшие теплые отзывы французских газет и журналов. Ее работ сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны.

   Демократические настроения эпохи нашли отражение в ее картинах «Жан и Жак» (1883), «Встреча» (1884), которая была приобретена Люксембургским национальным музеем.

   Среди наиболее известных полотен — «Дождевой зонтик», «Три улыбки», «Осень» (все 1883), находящиеся ныне в Государственном Русском Музее. В их мастерской живописи ощутимо влияние учителя Башкирцевой — французского художника Ж. Бастьен-Лепажа, но выбор сюжетов и мотивов изображения демонстрирует индивидуальность художницы.

   В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество.

   Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано. С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда с поразительной откровенностью заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. «Я говорю все, все, все», — писала она, предназначая свой дневник для печати. «Дневник Марии Башкирцевой» впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г., выдержав уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел образ женщины-художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя. 

   Скончалась эта одаренная художница от скоротечного туберкулеза в 1884 году. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.

   Несмотря на столь раннюю смерть, Мария Башкирцева прожила удивительно полную и яркую жизнь.       Была множество раз влюблена, больше всего на свете жаждала славы и поклонения,  переписывалась с Эмилем Золя и Ги де Мопассаном, училась в самой модной тогда школе - Академии Жулиана, выставляла свои картины в Парижском Салоне и получала награды, общалась с замечательными людьми.       Все это описано самой Марией Башкирцевой в ее Дневнике.

     Она стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр, и оставила после себя 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели. Во Франции, Голландии, Англии прошли ее посмертные выставки.

    В 1885 году известный французский писатель и драматург Франсуа Коппе опубликовал очерк «О Марии Башкирцевой».     «Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее, — признавался писатель. — Двадцатитрехлетняя, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, будто сжигаемыми мыслью глазами, горевшими желанием все видеть и все знать, с дрожащими, как у дикого скакуна, ноздрями — Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление: сочетание твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум. Под женским обаянием чувствовалась железная мощь, чисто мужская».     Коппе описывает свои впечатления от посещения мастерской молодой художницы, где в темном углу он «неясно видел многочисленные тома книг, беспорядочно расположенные на полках, разбросанные на рабочем столе. Я подошел и стал рассматривать заглавия. Это были лучшие произведения человеческого гения. Они все были собраны тут на их родном языке — французские, итальянские, английские, а также латинские и даже греческие, и это вовсе не были «библиотечные книги», книги для мебели, но настоящие, употребляемые книги, читаные и перечитаные. На конторке лежал Платон, раскрытый на одной из самых чудных страниц».

 

Мария Константиновна Башкирцева

 

   Ей даровал Бог слишком много!   И слишком мало - отпустил.   О, звездная ее дорога!   Лишь на холсты хватило сил...

     Так писала о ней Марина Цветаева, посвятившая Марии Башкирцевой свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом».

    Мопассан, посетив её могилу, сказал: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»

 

 

 

 

Мария Константиновна Башкирцева

Автопортрет.

 

Мария Константиновна Башкирцева

Портрет юной читающей девушки

 

Мария Константиновна Башкирцева

Портрет старухи

 

Мария Константиновна Башкирцева

Гренада

 

Мария Константиновна Башкирцева

Портрет молодой девушки

 

Мария Константиновна Башкирцева

За книгой

 

Мария Константиновна Башкирцева

Женский портрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

За столом

 

Мария Константиновна Башкирцева

Мальчики во дворе

 

Мария Константиновна Башкирцева

Женский портрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

В студии. Мастерская Жюлиана

 

Мария Константиновна Башкирцева

Девушка с букетом сирени

 

Мария Константиновна Башкирцева

Жоржет

 

Мария Константиновна Башкирцева

Женский портрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

Женский портрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

Автопортрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

Восточная девушка

 

Мария Константиновна Башкирцева

Дождевой зонт

 

Мария Константиновна Башкирцева

Парижанка. Ирма

 

Мария Константиновна Башкирцева

Жан и Жак

 

Мария Константиновна Башкирцева

Три улыбки. Улыбка ребенка

 

Мария Константиновна Башкирцева

Три улыбки. Улыбка девочки

 

Мария Константиновна Башкирцева

Три улыбки. Улыбка девушки

 

Мария Константиновна Башкирцева

Дина

 

Мария Константиновна Башкирцева

Встреча

 

Мария Константиновна Башкирцева

Автопортрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

Портрет девочки

 

Мария Константиновна Башкирцева

Осень

 

Мария Константиновна Башкирцева

Весна

 

http://www.artpoisk.info/artist/bashkirceva_mariya_konstantinovna_1860/gallery

art.mirtesen.ru

Мария Башкирцева: девушка —роза

Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!

Ги де Мопассан                 

Мария Башкирцева умерла, когда ей было двадцать пять лет, на излете XIX века. Девочка родилась в семье богатого помещика, предводителя дворянства. Отношения родителей не сложились, и они вскоре после рождения Марии стали жить врозь, отец – в Полтавской губернии, мать с дочерью – за границей, меняя европейские столицы и курорты. Мадемуазель Мари с детства была очень болезненной, мать искала лучший климат для девочки, их всегда сопровождал врач. Потом традиционно они проводили зиму на Лазурном берегу, в Ницце, а остальное время – в Париже, изредка путешествовали по другим городам. Девочка была очень одаренной. И очень хрупкой. Болезни, точившие ее прозрачное, стройное тело, уносили драгоценное время. Но дух ее оставался крепким, несгибаемым.

Mari_Bashkirceva

Про Марию Башкирцеву почти не знают в нашей стране. А она наша великая соотечественница. Кое-что слышали, но что-то неясное, невразумительное, то ли художница, то ли писательница, то ли просто романтическая натура. Больше она известна как автор неоднозначного «Дневника», который она скрупулёзно вела с 12 лет, откровенно описывая события дня, свои мысли, чувства. Иногда она высказывается резко, сухо, поражая зрелостью суждений, а иногда пишет с юношеским пафосом, временами по-детски простодушно, но каждый раз — бросая вызов времени, болезни, обществу и самой смерти. Дневник, написанный по-французски, сразу набело, без черновиков, еле-еле поместившийся в 105 тетрадей, был переиздан в нашей стране несколько раз. Но споры о его литературной ценности не утихали в прошлом, нет единства и сейчас. Вслед за Львом Толстым кому-то он покажется «искусственным», кто-то, как и Чехов, посчитает его «чепухой», кто-то вместе с Валерием Брюсовым в дневнике «найдет себя», а кто-то «смог бы лучше». Сколько людей, столько мнений. Но, согласитесь, было бы неплохо получить пусть не лестный отзыв, но от самого Льва Толстого или Чехова, которые почему-то дали себе труд прочитать ваш опус.

Слова и мысли бунтующей девочки, которой не суждено было стать женщиной, ее кокетство, ее капризный, огненный нрав, ее страх и трепет перед смертью, стойкость, переживания, доброта и отзывчивость, жажда жизни, стремление войти в вечность – вот, что такое дневник Марии Башкирцевой. Найдите и почитайте. И станет понятно, что про себя мы знаем очень мало. А Мария стремилась больше узнать о себе, дисциплинированно, методично и порой отстраненно занося любые мелочи в свои тетрадки.

Попробуйте и вы зафиксировать хотя бы один день своей жизни не с помощью селфи, а записать: что случилось, о чем вы думали, с кем встречались, чем вы занимались, о чем и с кем говорили, как и что чувствовали. И выяснится, что ваша в вышей степени непохожесть ни на кого, высокие стремления, загадочность вашей души — с большим трудом укладываются в высокий слог, а все больше получается плоское и банальное повествование, и литературный дар или его отсутствие ни при чем, про себя и о себе писать сложнее всего.

Мария Башкирцева росла в богатстве, ей не нужно было зарабатывать себе на кусок хлеба. Ее хрупкое здоровье даже позволяло ей не учиться. Но она страстно этого хотела и к учебе относилась очень серьезно. Она сама в тринадцать лет составила список предметов, которые хотела освоить, выбрала учителей. Вот ее запись в дневнике: «Наконец-то я примусь за работу!» После чего определяет занятия: «Целый день составляла расписание занятий. Закончу только завтра. Высчитала: по 9 часов ежедневно. Боже, дай мне сил и настойчивости в уроках!» Директор лицея, когда ему принесли этот список, воскликнул: «Сколько лет этой девочке, которая не только хочет учиться всем этим предметам, но и сама составила такую программу?!»

Она многого добивается. Изучает историю и физику, овладевает несколькими языками, в том числе латинским и древнегреческим, осваивает игру на нескольких инструментах (арфе, гитаре, цитре, мандолине, органе и рояле). Ее настольное чтение включает таких авторов, как Тит Ливий, Данте, Шекспир, а также современников — Мопассана, Золя, Тургенева, Толстого. Она пишет:

Когда я кончу Тита Ливия, я примусь за историю Франции Мишле. Я знаю Аристофана, Плутарха, Геродота, отчасти Ксенофонта… Еще Эпиктета, но, право, все это далеко недостаточно. И потом Гомера — его я знаю отлично; немножко также — Платона.

Mari_Bashkirceva

Ей прочили будущее оперной дивы, у нее был прекрасный голос, редкое по красоте меццо-сопрано. Вот, что она пишет:

Какое удовольствие хорошо петь! Сознаешь себя всемогущей, сознаешь себя царицей! Чувствуешь себя счастливой благодаря своему собственному достоинству. Это не та гордость, которую дает золото или титул. Становишься более чем женщиной, чувствуешь себя бессмертной. Отрываешься от земли и несешься на небо! И все эти люди, которые следят за движением ваших губ, которые слушают ваше пение, как божественный голос, которые наэлектризованы, взволнованы, восхищены!… Вы владеете всеми ими!

И вдруг Мария заболевает – ларингит, который дает осложнение, начинает развиваться глухота. Доктора запрещают ей петь. Еще есть надежда, что все обойдется, но врачи обнаруживают чахотку. Лекарств от туберкулеза тогда не было, и диагноз звучал приговором, без всяких «если». Пациент, узнав, что у него туберкулез, слышал буквально следующее: вы очень скоро умрете. Каково узнать это шестнадцатилетней девушке, стоящей на пороге блистательного будущего? Дети и подростки не боятся смерти, не чувствуют опасности, поэтому так бесшабашно рискуют, дерзко нарушают все возможные правила. Но здесь с мыслью о близкой и неизбежной смерти приходилось жить каждый день, ощущая как туберкулез съедает силы, красоту, надежды.

Mari_Bashkirceva

Mari_Bashkirceva

Карьера певицы перечеркнута, диагноз смертельный. Вдобавок вскоре будет разбито и ее сердце, когда ее возлюбленному, племяннику Римского кардинала Пьетро Антонелли, не разрешат на ней жениться. Мария уезжает на время к отцу под Полтаву.

Mari_Bashkirceva

Mari_Bashkirceva

Мария в костюме деревенской девушки

Здесь небольшое отступление для всех отцов, чьи дочки еще маленькие или уже выросли. Найдите время, чтобы сказать своей дочери самые главные слова. Вот как это было у Марии. Она сделала запись в своем дневнике о диалоге с отцом:

— Ты так изменилась с тех пор, что я тебя не видал, — сказал мне сегодня отец.

— Как?

— Но… гм, если ты освободишься от некоторой незначительной резкости (впрочем, она в моем характере), ты будешь совершенством и настоящим сокровищем.

Знайте, дорогие папаши, слова отца о том, что их дочь прекрасна, что она сокровище, будут греть их всю жизнь и позволять держаться на плаву даже в самые темные и трудные времена.

Мария не сдается, хотя голос безвозвратно утрачен. Она решает стать художницей, в возрасте 19 лет поступает в частную Академию живописи. И снова ей прочат великое будущее, отмечая ее талант и трудолюбие. Мария была редкой девушкой, ей удавалось привносить в мир радость и умиротворение. Ее искренность, страстность, доброта отразились и в ее картинах, к которым никто не смог остаться равнодушным. За два года она преодолевает семилетний курс, уже через несколько месяцев занятий все отмечают ее успехи, ее работы берут разнообразные награды. Всего через 11 месяцев суровое жюри Салона присуждает ее картине Золотую медаль. Несмотря на запреты нагрузок, она работает по 12–14 часов каждый день. Но даже через пять лет упорного, каждодневного, немыслимого, беспощадного труда, сопровождающегося восхищением и признанием, она не перестает сомневаться в себе:

…Не считаю еще себя вправе сказать «мое искусство»: чтобы говорить об искусстве (о своих стремлениях в этой области), нужно что-то из себя представить.

Mari_Bashkirceva

Автопортрет

Но что бы она про себя не думала и не говорила, результаты, которых она добивалась в невероятно короткие сроки, изумляли профессоров и маститых художников. Некоторые критики и вовсе подозревали, что картины Башкирцевой – мистификация, а их подлинными авторами являются известные художники! Особенно трудно было поверить, что жизнь парижского дна, «поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз», как написала о работах Башкирцевой одна французская газета, так достоверно передает на своих полотнах миловидная девушка, которая никогда не знала нужды.  Она работала так, что двери лучших домов Парижа открылись перед ней, ее талант оказался выше подпорченной репутации ее богатой семьи, которую многие годы игнорировало светское общество.

В эпиграфе к этой статье стоят слова Мопассана, посвященные Марии Башкирцевой.

Mari_Bashkirceva

Г.Мопассан

Марию с писателем связывала короткая переписка. Она написала ему, и тот ей ответил. Но он был пресыщен вниманием поклонниц и отнесся к юной воздыхательнице цинично, хотя был заинтригован и польщен. Литературоведы объясняют цинизм и пренебрежение Мопассана тем, что он якобы защищался от готовых вот-вот нахлынуть на него чувств к загадочной русской девушке, которой он, оказывается, был весьма увлечен.

Мария же не была просто почитательницей его таланта, она ждала от Мопассана поддержки, видела в нем родственную душу. Считается также, что она планировала доверить ему свой дневник, чтобы он обеспечил ему сохранность и будущее в литературе после ее смерти. Однако после очередного бесцеремонного ответа писателя, девушка решительно и бесповоротно прерывает переписку с ним, ставя его на место следующей фразой: 

Вы не тот, кого я ищу. Но я никого не ищу, ибо полагаю, что мужчины должны быть аксессуарами в жизни сильных женщин. Невозможно поручиться за то, что мы созданы для друг друга. Вы не стоите меня. И я очень жалею об этом. Мне так хотелось бы иметь человека, с которым можно было бы поговорить.

Переписка оборвалась, и все попытки со стороны Мопассана возобновить ее, встретиться с Мари, были тщетны. Один из своих романов, «Жизнь», Ги де Мопассан заканчивает словами: «Вот видите, какова она жизнь: не так хороша, да и не так уж плоха, как думается». Его жизненная философия озвучена одной из героинь романа, и эта философия так отличается от взглядов юной и пылкой Мари, что, конечно, даже если бы Мопассан был более чуток, он вряд ли смог бы стать опорой для нее в ее исканиях, слишком они разные. Мопассан пришел к ней на могилу, на кладбище Пасси в Париже, и сказал те самые слова, полные запоздалого сожаления.

Mari_Bashkirceva

Мавзолей Марии Башкирцевой, кладбище Пасси, Париж

Внутри мавзолея, ставшего семейной усыпальницей, довольно жуткая обстановка, будто хозяева только что вышли. Там стоит мебель, мольберт, на стене висит картина.

Mari_Bashkirceva

Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница… Но если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным.

Она умерла молодой. Ее прославил и ее дневник, о котором продолжают спорить, и ее картины, которые украшают лучшие музеи мира и которых, к сожалению, осталось очень мало. Большинство работ было утрачено в годы революции, войны. Мать Марии передала в 1908 году 141 картину Русскому Музею императора Александра III в Санкт-Петербурге (сейчас – Государственный Русский музей). Из них сегодня в музее находится 8 живописных полотен и 13 рисунков Башкирцевой. Большинство пропали безвозвратно, 127 картин были переданы Украинской ССР в 1932 году. В годы Великой Отечественной войны, во время эвакуации Харьковской картинной галереи, бесследно исчезли 66 картин Башкирцевой.

Мария Башкирцева умерла 31 октября 1884 года.

В газете Le Figaro 01.11.1884 был опубликован некролог:

Извещаем о кончине одной девушки, которая прославилась некоторыми художественными успехами… Мадемуазель Башкирцева скончалась. В последнем Салоне она выставила картину, которая привлекла внимание многих, — «Митинг». У нее было не менее 200000 франков дохода. Она собиралась выйти замуж, но жених ее исчез. Вследствие его исчезновения, она с глубоко раненой душой постаралась прославиться своим талантом. Она простудилась в одно прекрасное утро, когда рисовала во дворе. Она умирала в течение 2-х недель и испустила последний вздох свой, когда ее тетя собрала 2 миллиона, чтобы построить ей дивный особняк-ателье.

Типичные слова для своего века. «Одна девушка» пожелала стать великой художницей в годы, когда живопись была сугубо мужским занятием, как и многие другие профессии, и женщин не пускали дальше порога этого мужского клуба. Но она стала великой, яркой художницей.

После ее смерти некоторые из ее работ практически сразу же были приобретены французским правительством для национальных музеев. Ее полотна размещены в музее Орсе, Люксембургском дворце, в галереях Ниццы, Вены, Афин, Амстердама, в музеях Украины, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Третьяковской галерее в Москве. Картины Марии Башкирцевой – настоящая редкость. Упомянутая картина «Meeting« («Встреча» или «Совещание») украшает музей Орсе (Musée d’Orsay) в Париже. Полотна Марии Башкирцевой выставлены рядом с работами таких корифеев, как Моне, Ренуар, Мане, Дега, Сезанна, Сислея, Гогена, Ван Гога и многих других великих художников своего века. Это настоящая слава и признание, проверенные временем.

Mari_Bashkirceva

«Встреча»

Если вам удастся познакомиться с ее творчеством, вы обязательно станете ее поклонником. Столько свежести в ее полотнах, столько зрелого понимания реальности, столько легкости и уверенности, столько жизни. Эта прозрачная девочка так видела жизнь, так жаждала жить. Теперь ее картины – это все, что от нее осталось, великое наследие. Гимн жизни, молодости, трудолюбию и таланту.

www.cablook.com

Что можно успеть за 23 года жизни? Судьба Марии Башкирцевой.

Именно эта глубина понимания жизни парижских окраин и смущала больше всего маститых критиков - ну не может красивая девица, которой едва перевалило за двадцать, так тонко чувствовать чуждую для неё жизнь. И разубедить их могли только новые работы, которые выставляла Башкирцева.

(В студии  Мария Башкирцева (1881) в Днепропетровске)

И разубедила. После знакомства с Марией в 1884 году критик Ф. Коппе написал: «В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. Мадемуазель Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное: воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила».

(Автопортрет)

К сожалению, силы, чтобы противостоять развивающейся болезни, у Марии не хватило. Она мужественно боролась с болезнью, работая до последнего дня. Умерла Мария Башкирцева от туберкулеза 31 октября 1884 года.

Файл: Смерть Марии B Courtois.jpg

Автор Густав Куртуа

Могила Мария Башкирцева (1858 - 1884) на кладбище Пасси в Париже, Франция.

П. де Сант Марцейкс. Бюст Марии Башкирцевой

П. де Сант Марцейкс. Бюст Марии Башкирцевой

автопортрет

После нее остался удивительный дневник и картины, которые сегодня украшают музеи Парижа, Люксембурга, Ниццы, Москвы, Санкт-Петербурга. Несколько работ есть в музеях Украины, так как после смерти художницы значительная часть её полотен была перевезена в имение на Полтавщине. К сожалению, большинство из них погибло в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

«Ей даровал Господь так много!А Жизнь - крупинками считал.О, звездная ее дорога!И Смерть - признанья пьедестал!»

Передача "Женщины в русской истории". Мария Константиновна Башкирцева (фр. Marie Bashkirtseff; 11 ноября 1858, Гавронцы, Полтавский уезд, Полтавская губерния — 31 октября 1884, Париж) — французская художница украинского происхождения, автор знаменитого дневника.

Осень

Последняя картина Марии, оставшаяся незаконченной

портрет молодой женщины

Дождевой зонт 1883 Русский музей, Санкт-Петербург

Жены-мироносицы (Святые жены) эскиз 1884 г. Саратов, Музей изобразительного искусства им. Радищева

Павел Башкирцев.

М. Башкирцева Портрет графини Дины де Тулуз-Лотрек 1883 г.

Файл: Мария Башкирцева lilas.jpg

Сирень 1880г

Файл: Мари-Башкирцева-Art-Живопись-жоржет-1881.jpg

Жоржетта 1881г

М. Башкирцева. Портрет девочки

портрет девочки

Дама в шляпе с розовым бантом.

Женский портрет.

 Восточная женщина.

Дина. 1883

Файл: Башкирцева Мария (1858-1884) Девушка чтении Waterfall.jpg

 Девушка, читающая на водопаде (около 1882г)

 

 

 

 

kolybanov.livejournal.com

ЖИВОПИСЬ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ: kovlam

Родилась Мария Башкирцева 11 ноября 1860 года в селе Гайворонцы под Полтавой в богатой дворянской семье. Через два года после её рождения родители расстались, и она вместе с братом осталась на попечении матери, перебравшейся в имение своего отца. Девочка с детства поражала всех своей целеустремленностью, жаждой знаний и удивительной талантливостью. И все это вопреки болезни, которая сопровождала её с рождения.

В 1870 году семья переезжает в Ниццу, а в 1877 году - в Париж, где Мария начинает заниматься в художественной школе-студии Жюлиана. Опытный педагог Жюлиан был поражен способностями своей ученицы. Прошел всего год обучения в студии, а работы Марии, выставленные на ученической выставке, принесли ей золотую медаль. Причем, решение о награждении принимали известные живописцы: Бугеро, Буланже, Робер-Флери, Лефебр. Это был не просто успех, это было свидетельство того, что в европейской живописи растет новый самобытный мастер. С 1879 года Мария стала регулярно выставлять свои работы, которые неизменно вызывали интерес зрителей и хорошие отзывы в прессе. Немаловажно, что её работы стали находить покупателей, хотя недостатка в средствах Мария и не испытывала.

Признанных авторитетов в мире живописи удивляли не только успехи девушки в живописи, но и её зрелость в подходах к искусству. Мария избежала модных увлечений авангардистскими направлениями в живописи. Она отрывала время от занятий, чтобы посетить известные картинные галереи и музеи Европы, где целые дни проводила перед полотнами старых мастеров. Её любимыми художниками были испанские живописцы Веласкес и Рибера. «Нужно, подобно Веласкесу, творить как поэт и думать как умный человек» - записала девушка в своем дневнике, который начала вести с 12 лет.

На дневнике Марии стоит остановиться подробнее. Когда после смерти девушки он был издан, то сразу же стал бестселлером. Дневник был переведен на многие языки, неоднократно издавался и в России. Когда читаешь это удивительное произведение, поражаешься предельной откровенности, зрелости мысли, целеустремленности, самобытности и самостоятельности суждений, громадной воле и целеустремленности больной девушки, которая ставила для себя очень высокие цели и упорно добивалась их достижения.

«Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно. Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!». И это пишет, в сущности, еще ребенок!

А преуспела она не только в живописи. Мария прекрасно играла на мандолине, арфе, гитаре, рояле, хорошо пела. В Ницце она брала уроки вокала у профессора Фачио. Знала европейские языки, кроме французского хорошо говорила на английском, немецком, итальянском, изучила древнегреческий и латынь. Девушка обладала несомненным даром литератора. Свои литературные способности она продемонстрировала в переписке с Мопассаном, которому под вымышленными именами написала 6 писем. Стиль и манера изложения, подход к обсуждаемым проблемам в каждом письме были новыми. Мопассан не распознал этой литературной шалости, считая, что каждый раз ему пишет новый человек, и в ответных письмах даже пытался угадать, кем является его очередной корреспондент.

Но главной страстью Марии оставалась живопись, которой она посвящала практически все время. За короткий срок она написала значительное количество работ, вызывавших не только интерес, но и споры. Даже некоторые художественные критики подозревали, что её картины - мистификация, а их подлинными авторами являются маститые художники. Трудно было поверить, что жизнь парижского дна, «поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз», как написала о работах Башкирцевой одна французская газета, так достоверно передает на своих полотнах миловидная девушка, которая никогда не знала нужды.

Жизнь бедняков и детей парижских улиц интересовала Марию не только из-за возможности выбрать интересный сюжет для очередной картины. Она искренне сопереживала этим людям и пыталась им помогать. Много занималась благотворительностью, благо, деньги для этого были. Именно глубокое внимание и участие к людям, волей судьбы оказавшимся на краю жизненной пропасти, позволяли художнице так правдиво изображать их на своих полотнах. Именно эта глубина понимания жизни парижских окраин и смущала больше всего маститых критиков - ну не может красивая девица, которой едва перевалило за двадцать, так тонко чувствовать чуждую для неё жизнь. И разубедить их могли только новые работы, которые выставляла Башкирцева.

И разубедила. После знакомства с Марией в 1884 году критик Ф. Коппе написал: «В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. Мадемуазель Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное: воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила».

К сожалению, силы, чтобы противостоять развивающейся болезни, у Марии не хватило. Она мужественно боролась с болезнью, работая до последнего дня. Умерла Мария Башкирцева от туберкулеза 31 октября 1884 года.

После нее остался удивительный дневник и картины, которые сегодня украшают музеи Парижа, Люксембурга, Ниццы, Москвы, Санкт-Петербурга. Несколько работ есть в музеях Украины, так как после смерти художницы значительная часть её полотен была перевезена в имение на Полтавщине. К сожалению, большинство из них погибло в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

М. Башкирцева. Портрет девочки

 (616x679, 440Kb)

 (635x699, 26Kb)

 (509x699, 107Kb)

kovlam.livejournal.com

Мария Башкирцева. Свет погасшей звезды. Окончание

Близкая смерть все же пугала ее. В дневниках появлялись страшные записи:"Умереть? Это было бы дико, и однако мне кажется, что я должна умереть. Я не могу жить: я ненормально создана; во мне — бездна лишнего и слишком многого недостает; такой характер не может быть долговечным…""Я чувствую какое-то самоудовлетворение в том, что не показываю и вида, что я больна, но все это мне совсем не нравится. Это гадкая смерть, очень медленная, четыре, пять, даже, быть может, десять лет. И при этом делаются такими худыми, уродливыми"."Жизнь — это мы; она принадлежит нам, она все, что мы имеем; как же можно говорить, что она НИЧТО. Но если это НИЧТО, покажите же мне что-нибудь, представляющее НЕЧТО"."Я в очень дурном расположении духа, взбешена. По всей вероятности, это потому, что я скоро умру; вся моя жизнь с самого начала и со всеми подробностями проходит передо мной"…

Но она всегда игнорировала свою физическую слабость, не говорила о болезни с близкими, презирала заботу о здоровье, шутила над своим кашлем, скрывала от родных собственное состояние, чтобы ей не запретили писать на пленэре, и согласилась серьезно лечиться только тогда, когда туберкулезный процесс был уже слишком запущен.

баш.цветы

Сильно подкосило Марию известие, что ее друг и учитель Бастьен-Лепаж болен раком и умирает в страшных мучениях. Она часто навещала его и трогательно ухаживала за больным художником. Оба понимали, что обречены, и были грустны при встречах. Мария умерла первой, не дожив несколько недель до 26 лет. Уже прикованная к постели, она работала над картиной "Весна" ("На бульваре в предместье Парижа"). Работа осталась незавершенной.

баш.весна.посл.незавершПоследняя картина Марии Башкирцевой

Париж был потрясен смертью молодой художницы. Через три года были изданы дневники Марии Башкирцевой, написанные ею на французском языке. К печати их подготовил известный романист Андре Терье. Издание стало сенсацией. Еще больше подогрела интерес к публикации большая выставка работ Марии Башкирцевой. Ее посетили и представители России, чтобы приобрести несколько картин художницы для императорской коллекции, которая должна была стать основой Музея им. Александра III (позже - Русского музея).

баш8

В России дневники Марии Башкирцевой впервые были изданы в 1893 году, но на французском языке, что не сделало их доступными для общего восприятия. Перевод на русский, причем со значительными сокращениями, был выпущен только в 1899 году. И это издание по общественному резонансу поистине стало той книгой, с которой молодежь России вошла в 20 век. Марина Цветаева, например, была под таким впечатлением, что посвятила Башкирцевой не только несколько стихотворений, но и свой первый поэтический сборник "Вечерний альбом", обозначив "Блистательной памяти Марии Башкирцевой". Более того, Марина написала письмо матери Марии Башкирцевой, та ответила, и между ними завязалась многолетняя переписка.

баш6

У Башкирцевой нашлись подражательницы. Елизавета Дьяконова, выпускница Бестужевских курсов, в 1900 году уехавшая в Париж и поступившая в Сорбонну, также была больна туберкулезом и также решила оставить свой дневник человечеству. И также рано умерла. И многие противопоставляли ее дневники наследию Башкирцевой.В.В. Розанов в 1904 году на страницах «Нового времени» призывал: «Прочитайте два тома интереснейшего „Дневника“ г-жи Дьяконовой! Во-первых, до чего всё это русское, „Русью пахнет“, если сравнить этот непритязательный „Дневник“ с гениально-порочным „Дневником“ полуфранцуженки Башкирцевой. Сколько здесь разлито души, дела, задумчивости, какие прекрасные страницы посвящены размышлениям о смерти. Сколько заботы о народе, детях, семье, — заботе не фактической (по бессилью), но, по крайней мере, в душе».Сама Дьяконова была еще строже: "Я окончила читать дневник Марии Башкирцевой. Он не произвёл на меня ни малейшего впечатления. Личность автора — в высшей степени несимпатична. Отыщите хоть одну привлекательную сторону её характера, укажите искреннее, сердечное движение в этой книге! „Я“ — переливается на всех страницах тысячами оттенков, от мрачного до светлого — и наоборот.Не понимаю, как могли заинтересоваться этим дневником за границей: Гладстон отозвался о нём как об одном из величайших произведений конца этого века. Другие превозносят эту книгу до небес, потому что в ней будто бы „весь отразился век, век нынешний, блестящий, но ничтожный“, и Мария Б. была его самой типичной представительницей. Бедное XIX столетие! Оно отразилось в самолюбивом, слабом и безнравственном человеке! Неужели оно, подходя уже к концу, не заслужило лучшего сравнения?..М. Б-ва, конечно, искренна в дневнике, она рисует себя такой, какая она есть. Её нельзя назвать талантливой, даровитость — вот её блеск. Но чудовищен этот ужасный эгоизм под блестящей прекрасной внешностью. Если дать прочесть эту книгу монаху, он скажет: „Заблудшая, несчастная душа“ — и, пожалуй, будет прав. Горько видеть, как увлекаются в наше время подобными книгами… Вы не подумайте, что я пишу это от женской зависти. Мало ли на свете людей, более стоящих зависти!"

баш.девочкаМария Башкирцева. Девушка

Трагической оказалась судьба большей части художественного наследия Марии Башкирцевой. В 1908 году мать Марии Башкирцевой передала в музей Александра III большую коллекцию работ дочери (141 работу: картины, рисунки, эскизы, пастели, скульптурные этюды), чтобы сделать их доступными для зрителя и сохранить память о дочери. В 1930 году из Русского музея (бывш. музея Александра III) в Днепропетровский музей было передано две картины Башкирцевой, в 1932 году по запросу Наркомпроса УССР на Украину передали еще 127 ее работ. К тому же несколько картин было отправлено в 1929 году в Красноярск. В Русском музее осталось всего восемь живописных полотен и 13 рисунков Марии Башкирцевой.Во время Отечественной войны при эвакуации Харьковской картинной галереи бесследно пропали 66 полотен Башкирцевой. И еще ряд работ погиб при бомбардировке Гайворонцев. Сегодня в музеях Украины есть только три её картины: в музеях Харькова, Днепропетровска и Сум.Оригинальные работы Башкирцевой ныне являются редкостью, так как большая их часть погибла. И тем ценнее они оказались в номинальном отношении.

баш4

При этом Мария Башкирцева включёна в международный рейтинг художников, формирующих мировое художественное наследие. А в Париже установлена статуя "Бессмертие" - красивый юноша держит свиток с именами художников, рано умерших, но заслуживших посмертную славу. Среди выбитых на нем имен есть только одно женское - Марии Башкирцевой.

баш3

eho-2013.livejournal.com


Смотрите также