Изобразительное искусство Республики Башкортостан. Башкирские картины


Заметки о современной живописи Башкортостана

Творчество Ммихаила Назарова определило направление художест­венных исканий многих живописцев республики. Назаров первым, задолго до кардинальных перемен в башкирском искусстве, обра­тился к опыту русского авангарда 10-х годов: он концентрирует внимание на воспоминаниях о деревне – знакомых ему крестьян­ских образах и сюжетах. Подобно Наталье Гончаровой и раннему Каземиру Малевичу наделяет картины интонациями примитива с помощью жесткой угловато-рубленой трактовки формы. В более поздних его работах обнаруживается легкий след воздействия композиций П. Филонова (но не его аналитической теории!) и житийных икон Древней Руси.

Михаил Назаров. Базар. Мясо. 1966. Холст. Темпера. 102 Х 143.

Михаил Назаров. Базар. Мясо. 1966. Холст. Темпера. 102 Х 143.

Вслед за Назаровым опосредованное влияние первого русского авангарда испытали художники, тяготеющие к примитивистским тенденциям и на основе этого объединившиеся в конце 80-х годов в группу «Сары бия» («Желтая кобыла»). Различия в этнической принадлежности, живописном темпераменте, художественной ин­дивидуальности помогли им избежать однородности в формообра­зовании и пластических приёмах, в сюжетах и эмоциональном со­держании. Крестьянская тема в творчестве С. Лебедева раскрыва­ется с позиций городского художника: он идеализирует деревен­ский быт и образы, рассказывая о широте русской души, искрометности фольклора, неуемном хмельном веселии. Раскованная щедрость цветовой гаммы помогает создать ощущение отчаянного праздника. В работах М. Кузнецова напряженный колорит в соче­тании с суровой печалью образов рождает драматические интона­ции, вызванные горечью воспоминаний о деревенском детстве. Композиции Назарова, Лебедева, Кузнецова часто «полисюжетны» и построены на тесном переплетении реалий и выдумки: несколько маленьких эпизодов, как бы воссоздающих сложное полотно чело­веческого бытия, простая мудрость которого заключается в извеч­ной связи человека с землей-кормилицей. Работы Д. Ишемгулова соединяют в себе традиционную повествовательность реалистиче­ских сюжетов с дерзостью изобразительных приемов примитиви­стского направления. Его картины, как и сюжетные работы Р. Загидуллина, X. Фазылова, – незатейливые рассказы о башкирской деревне, о красоте и гордости её жителей, о заново открываемых духовных ценностях башкирского народа.

Станислав Лебедев. Чуть помедленнее кони. 2010 год. Оргалит. Масло. Размеры: 65 Х 85.

Станислав Лебедев. Чуть помедленнее кони. 2010 год. Оргалит. Масло. Размеры: 65 Х 85.

Родник, питающий творчество многих живописцев республики, принадлежащих разным поколениям, – фольклор На рубеже 50-60 годов начинался творческий путь художников А. Ситдиковой и Александра Бурзянцева. Палитра их полотен — яркая, праздничная в ка­кой-то мере рождена общим оптимистическим пафосом искусства тех лет. Но в большей степени источник жизнеутверждающего характера их произведений – народное искусство. Русский фольк­лор, старинная архитектура, русская поэтическая лирика вдохнов­ляют мощный талант Александра Бурзянцева, живописные «сказы» кото­рого построены на декоративности больших цветовых плоскостей.

Александр Бурзянцев. Прощай зима. 1977. Холст. Масло. 124Х146.

Александр Бурзянцев. Прощай зима. 1977. Холст. Масло. 124Х146.

Башкирские натюрморты и интерьеры А. Ситдиковой завора­живают экспрессией цвета, удивительной композицией, где каж­дый предмет обретает самоценность Простота художественных приемов, подкупающая искренность несомненные достоинства ее работ. Творчество Бурзянцева и Ситдиковой органично вписы­вается в общий контекст современной живописи республики и служит свидетельством многонациональности ее структуры.

Борис Федорович Домашников. Псков. Синий день. 1969. Холст. Масло. 53 Х 70.

Борис Федорович Домашников. Псков. Синий день. 1969. Холст. Масло. 53 Х 70.

Живопись последних четырех десятилетий трудно представить и без имени Бориса Домашникова. Свойственная искусству 60-х при­поднятость над повседневностью сформировала эмоциональное содержание творчества художника Оптимистически воспринятые мифологемы социализма реализовались в его искусстве в звонкой палитре красок, в монументальном решении композиционных по­строений, в теме Родины – для сверстников Домашникова одной из главных. Они многое вынесли вместе с Родиной, самозабвенно веря в ее будущее Домашников и сегодня пишет о Родине. Однако в его работах 90-х годов иное мироощущение, вызванное пере­живанием об утраченных идеалах, искренне воспринятых худож­никами его поколения. Тема Родины обретает теперь в его произ­ведениях драматический колорит.

Изобразительное искусство Башкортостана явление динамич­ное и многослойное, изобилующее как воздействиями нового вре­мени, так и влияниями обретенного в прошлом опыта. Оно трудно поддается классификации, поскольку часто элементы разных стилей сплетаются в творчестве одного автора. Это касается и искусства молодых, и, в особенности, тех, кто начинал свой путь на ру­беже 70-80 годов, когда традиции реалистической школы еще со­хранялись, а идеологическое давление значительно ослабло, что подготовило почву для обновления сначала проблем этики, а вслед за тем и художественного языка. Сегодня в творчестве этих авто­ров в разной степени и в разных соотношениях проявляются по­пытки примирения накопленного реалистического опыта с экспе­риментами в использовании новых изобразительных приемов Лишь немногие из них пошли по пути кардинальных обновлений собственной манеры и метода окунувшись в безудержный поток перемен. Большинство авторов сохранило индивидуальные харак­теристики, которые позволяют, несмотря на значительное обнов­ление стиля, все же узнать почерк мастера.

Урал Мухаметшин. Крестьянская война. 2008. Холст. Масло.

Урал Мухаметшин. Крестьянская война. 2008. Холст. Масло.

Приверженностью теме и художественным принципам отмечено творчество Урала Мухаметшина. Его жанровые работы, посвя­щенные быту башкирской деревни, сохраняют черты, свойствен­ные стилистике его более ранних картин реалистическую трактовку образов достаточно условно разработанное пространство, декоративность цвета, жесткие объемы, графичность живописной структуры. И даже в работах чисто декоративного характера он узнаваем по тем индивидуальным приемам, которые подчеркивают графичность живописи – резким «проведениям» тонких длинных мазков, контрастам цветовых пятен.

Своеобразие почерка И. Фартукова обнаруживается в живо­писных характеристиках его произведений. Их цветовая гамма отличается интенсивностью контрастов зеленого, желтого, черного, красного. Пережив в поисках новой формы влияния русского авангарда, он часто возвращается к более спокойным пластическим решениям, оставляя роль «силового поля» за колоритом.

Николай Пеганов. В провинциальном городе. (Все были еще живы). 1990. (БГХМ им. М. В. Нестерова).

Николай Пеганов. В провинциальном городе. (Все были еще живы). 1990. (БГХМ им. М. В. Нестерова).

Своеобразием трактовки темы «ретро» отмечено творчество Николай Пеганова. В простоте композиций и легкости форм, тонкой нюан­сировке живописи заложено ностальгическое отношение автора к прошлому страны.

Из группы художников, опирающихся на реалистические тра­диции, Р. Хабиров едва ли не единственный в республике хранит строгие принципы классической художественной школы Его изобразительчый язык подчеркнуто академичен отчего работы при обретают характер некоторой декларативности, утверждающей безусловные достоинства профессионального ремесла Творческие принципы художника вступают в полемику с экспериментаторским характером современной живописи ищущей новые формы, адекватные современности, но не отвергающей достоинств профессиона­лизма.

Сергей Краснов. Пентаполис. 1986. Холст. Масло.

Сергей Краснов. Пентаполис. 1986. Холст. Масло.

Творчество Сергея Игнатенко, Бориса Самосюк, Сергея Краснова, Александра Буганина основано на знании и серьезной переработке наследия миро­вой художественной культуры. В их работах выявляются глубинные связи общечеловеческого опыта и памяти с личным креатив­ным мышлением и практикой современною художника Извечный спор добра со злом порока с добродетелью социальная экология, трагедия одинокого человека, отвергнутого толпой, и многое, мимо чего не может пройти серьезный художник, стало темами их картин. Конечно, у каждого из них – свои изобразительные принципы, благодаря которым интерпретация той или иной темы инди­видуальна. Идеалы красоты в творчестве Сергея Игнатенко утвержда­ются через эстетику безобразного и конфликт отталкивающего образа с намеренной эстетизацией цвета и пластики Воздействие «постмодернизма» не обернулось формальными поисками. Его «Гефсиманская ночь» (1994), «Поцелуй Иуды» (1994) поднимают философско-этические проблемы. И в творчестве Бориса Самосюка библейские темы – не просто сюжеты для жанровых картин Тема страданий Христа в его живописи, где предмет деформируется цветом, а пространство и вовсе абстрактно, – не теряет эмоцио­нального и психологического напряжения экспрессия цвета и «из­ломы» пластики подчеркивают трагическое содержание картины.

В яркой, карнавальной живописи А. Буганина мрачная печаль соседствует с весельем праздника «Госпожа Д», «Праздник сови­ных перьев» – романтические фантазии, расцвеченные мощным цветовым всплеском и скрывающие драму одиночестве в толпе.

Своеобразие языка Сергея Краснова обусловлено логикой аналити­ческого мышления художника, выстроенность композиций, графи­ческая четкость рисунка, сложная образная структура работ, по­строенная на выверенном соотношении фантастического и реаль­ного Тематика его произведений – сосуществование цивилизаций, сущность человеческого бытия, проблемы прогресса скрывается за изобразительными метафорами.

Расих Ахметвалиев. Запах цветка. (Parfum de fleur). 2002. Холст. Масло. 73х60.

Расих Ахметвалиев. Запах цветка. (Parfum de fleur). 2002. Холст. Масло. 73х60.

При всей разнохарактерности художественного языка, творче­ству этих художников присущи широкие обобщения, философское содержание, метафоричность языка и глубокая психологическая наполненность образов.

В полемике с реалистическими тенденциями 80-х годов роди­лось содружество художников Н. Латфуллина, В. Ханнанова, Р. Харисова, Расиха Ахметвалиева, Р. Гарифуллина, Н. Байбурина «Чин­гисхан» – группа, в пределах которой скоцентрировались не­сколько поисковых направлений башкирских живописцев Худо­жественные принципы их, столь непохожие между собой, сформи­ровались на базе различных культурных традиций Востока и За­пада.

В творчестве Василя Ханнанова символ супрематизма – черный квадрат в различных комбинациях с элементами символики ислама (серия картин «Рождение мифа», 1991) открыто декларирует идею взаимодействия двух культур Оттолкнувшись от этой про граммы в более поздних работах цикла «Откровение» (1995) в ткань пуантилистской живописной структуры пейзажного мотива он вплетает тексты Корана, оставив позади увлечение концепту­альными направлениями авангарда и обращаясь к реалистическим формам Этот пример показателен с той точки зрения, что характе­ризует в целом динамику башкирской живописи, за чрезвычайно короткий промежуток времени переболевшей влияниями беспред­метной живописи и возвращающейся к стилизованной, но реаль­ной форме.

Фарид Ергалиев. Ночной музыкальный город. 1999. Холст. Масло. 70 Х 90. Частное собрание г. Уфа.

Фарид Ергалиев. Ночной музыкальный город. 1999. Холст. Масло. 70 Х 90. Частное собрание г. Уфа.

Другая линия новаторских поисков представлена в группе «Чингисхан» творчеством Р Харисова Истоки его искусства можно обнаружить в татарской вышивке, лубке, городской вывеске начала XX века Оттуда заимствует художник декоративные принципы, положенные в основу его изобразительной системы открытый цвет, контурный абрис простых форм ритмо-цветовая организация композиций.

Вне пределов группы эта линия представлена творчеством Фарид Ергалиева. Ею картины также построены на использовании худо­жественных приемов фольклора, но истоки их знаковой системы корнями уходят в древнюю культуру предков И содержание кар­тин лежит в иной плоскости, нежели лирика Р.Харисова В «фольклорном» решении композиций оригинальное толкование древнего содержания народного творчества – идеи единства при­роды и человека.

Рафаэль Кадыров. Не приехавшие гости. Холст. Темпера. 96Х115.

Рафаэль Кадыров. Не приехавшие гости. Холст. Темпера. 96Х115.

Расих Ахметвалиев в своей живописи обращается и к опыту кубизма, и к живописи фовизма, однако значительно перерабатывает их смягчает формы первого и открытую экспрессию второго сложными нюансировками цвета. Изысканность колорита и дели­катная стилизация форм определяют хрупкость и утонченность образов прекрасных незнакомок и зыбкость силуэтов забытых тюркских всадников, помещенных в условное пространство живо­писи перетекающих из цвета в цвет волн. Образная система роман­тических картин Расих Ахметвалиева близка камерным сюжетам Рафаэля Кадырова, в которых утонченная грация пластичных фигур ассо­циируется с художественными образами восточной поэзии, а цве­товые решения подобны легкой акварели. Очарование его картин - в светлой, наивно-идиллической трактовке национальной темы.

Рассмотренный материал позволяет убедиться в общем экспе­риментальном характере башкирской живописи, развивающейся в пределах трех направлений реалистического, представленного работами художников разных поколений, реминисценций русского авангарда в творчестве целой группы авторов, ориентации на опыт западноевропейской живописи. Но и в рамках этих направлений существует несколько поисковых линий, поскольку речь идет не о явном воздействии или влиянии избранных ориентиров, а лишь об импульсах, ставших отправной точкой поисков.

artageless.com

Современные башкирские художники - ru_art links

  Картины  современных башкирских художников.Владимир Черномашенцев, корр. Нового форума изобразительного искусства www.HalloArt.ru

Современные башкирские художники       Нередко из нашего столичного далёко мы  можем  свысока посчитать, что настоящая художественная жизнь происходит исключительно в  Москве и  Санк-Петербурге, в  крайнем  случае, в заграничной  Европе. Но это далеко не так - иные  российские провинциальные города могут дать фору  некоторым  европейским  столицам. Позвольте, я не  буду называть имена провинциальных европейских столиц, чтобы не портить настроение  их жителям.      Не так  давно я  познакомился с творчеством  современных башкирских художников. Я был приятно удивлен, что в области современной живописи Башкирия  в  состоянии на равных спорить с  небольшими  европейскими  странами вроде Бельгии, Нидерландов, я уж не говорю о Польше или Словакии. Отвлекаясь от мира  искусства, мне  также приятно сказать, что и  сама  Башкирия  производит на  гостей  вполне  европейское  впечатление, хотя находится  в  нескольких тысячах километров  к  востоку  от Москве - ближе к  центру  России. Это отмечают все туристы : чистоту дорог, ухоженность городов, отличный  европейский  сервис.

Приглашаю вас посмотреть на картины современных башкирских художников :   Рамиль Абдуллин.Теплый ветер. Полдень. 2010 год. Бумага. Акварель. Размеры: 57 Х 76.Подробнее картины Рамиля Абдуллина можно посмотреть здесь.

Молодой художник-экспрессионист  Лесин Алексей. Ночная птица. 2009 год. Бумага. Гуашь. 52 Х 58. Подробнее картины Алексея Лесина можно посмотреть здесь.

Ринат Минибаев. Чудь. Бумага авторского отлива. Конгрев. Подробнее картины Рината Минибаева можно посмотреть здесь.

Ахмат Лутфуллин. Триптих "Семья колхозника Раджапа". Центральная часть. 1974. Холст. Масло.  Подробнее картины Ахмата Лутфуллин можно посмотреть здесь.

Лебедев Станислав.  Танька пилит дрова. 1990 год. Картон. Масло. Размеры: 50 Х 70.Подробнее картины Станислава Лебедева  можно посмотреть здесь.

Василий Лесин. Шествие. 1988. Бумага. Акварель. Размеры: 78 Х 65.Подробнее картины Василия Лесина можно посмотреть здесь.

Юрий Варюхин , Картофельное поле. 1994 год. Картон. Масло. 81 Х 75,5.Подробнее картины Юрия Варюхина можно посмотреть здесь.  

Поверьте, я  показал лишь малую толику  башкирских художников, даже не выбирая  лучших. Приятное чувство удивления вызывает  столь высокий  уровень развития  изобразительного искусства в республике, в которой  еще  сто лет назад  не  существовало ни  художников, ни  художественной  школы. Благодатное наследие времён  Советского Союза...   

  Ссылка: Подробнее ознакомиться  с творчеством  современных башкирских художников  вы  можете на Новом  форуме изобразительного искусства HalloArt.ru

art-links.livejournal.com

Художники Республики Башкортостан - Современное изобразительное искусство Башкортостана

22.01.2012 08:12

Автор: Валентина Сорокина

Художник Касим Салиаскарович ДевлеткильдеевДуховным стержнем башкирского изобразительного искусства было и остается творчество замечательных мастеров старшего поколения, среди которых имя Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева занимает главенствующее место.

Первый профессиональный художник - башкир, он через весь свой жизненный и творческий путь пронес свет ясной, богато одаренной, благородной души, отданной родному народу, краю.«Он был чистым, как хрусталь, интеллигентным, скромным и в то же время бескомпромиссным», - вспоминает о нем заслуженный художник России Тамара Павловна Нечаева.

В архиве художника, находящемся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, хранится школьная тетрадь, исписанная каллиграфическим почерком - автобиография Девлеткильдеева, датированная двадцать третьим февраля 1941 года.

«Родился в 1887 году в Уфимской губернии (сельцо Кугуль) в бедной дворянской семье. Рано лишился близких и родителей (когда умер отец, мне было всего 7 лет). Отец по национальности был татарин, мать - башкирка. Смутно помню свои бесцветно проведенные детские годы, большая часть которых прошла в Уфе, куда переехали потом оставшиеся члены семьи, обремененные нуждой и заботами. Из воспоминаний раннего детства у меня немного сохранилась память о дяде (брате отца)..., он единственный в доме проявлял некоторую заботу о моем художественном воспитании, возбуждая во мне любовь к природе и интерес к искусству. Так как уже с ранних лет у меня проявилось некоторое призвание к рисованию, дядя шутя называл, меня будущим Рафаэлем, старался знакомить с именами великих художников, беседовал и показывал какие-то репродукции с картин. ...Отец мой тоже занимался немного рисованием и чертил, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся его мелких работ тушью и акварелью. Несмотря на отсутствие поощрения со стороны остальных окружающих, в детстве я рисовал много без всякой системы, все, что попадалось: с модных журналов, женские головки в профиль, балерин, наездниц, акробатов, клоунов, цветы и т.п. (почему-то цирк производил на меня всегда чарующее и сказочное впечатление).

hallart.ru

Изобразительное искусство Республики Башкортостан

И. Гаянов. Йыйын (Совет). 2006-2007. Холст. Масло. 160 Х 185.

Статья посвящена 450 – летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Определившее судьбу башкирского народа, это историческое событие в значительной степени повлияло и на ход развития общей культуры республики, богатство и многообразие которой сформировалось на основе взаимодействия и взаимовлияния национальных культур, народов, живущих в Башкортостане.

Ярким отражением этого синтеза стало башкирское изобразительное искусство, существовавшее до начала XX века лишь в форме народного творчества.

Возникновение первых художественных выставок в Уфе относится к 1910-м годам и связано с именами башкирских живописцев первого поколения К. С. Девлеткильдеева, М. Н. Елгаштиной, А. П. Лежнева, А. Э. Тюлькина, И. И. Урядова. Основанная на опыте русской художественной школы, их живопись впитала в себя эстетику народного быта, литературно-фольклорного наследия и культурных традиций башкир. На протяжении нескольких десятилетий эти основные слагаемые определяли тематику и формировали основные качества локальной художественной школы. Появившиеся в республике только в середине XX века печатная графика, скульптура и керамика унаследовали эти основные черты.

Живописные полотна Р. М. Нурмухаметова, Б. Ф. Домашникова, А. Ф. Лутфуллина, А. Д. Бурзянцева, А. В. Пантелеева, А. Х. Ситдиковой, скульптурные произведения А. П. Шутова, Б. Д. Фузеева, З. Р. Басырова, керамические панно, станковая скульптура и мелкая пластика Т. П. Нечаевой, серии офортов и литографий Э. М. Саитова. .. Экспозиция башкирского раздела на российских и всесоюзных выставках с середины века становятся все полнее по жанровому и видовому составу, а произведения все обширнее и интереснее по содержанию и художественным образам.

С. Ахметшин. Сенокосная пора. 2007. Холст. Масло. 100 Х 110.

С. Ахметшин. Сенокосная пора. 2007. Холст. Масло. 100 Х 110.

К 1960-м годам башкирское изобразительное искусство в общем контексте искусства страны стало явлением заметным и самобытным, специфику которого определило не только национальное содержание, но и оптимистический настрой произведений, обеспеченный искренней добротой, открытой непосредственностью образов и яркой насыщенностью колорита.

Именно эти качества определили то неповторимое своеобразие, которое позволило еще в середине прошлого века появиться в отечественном искусствознании термину «башкирская школа». Небольшой ретроспективный раздел, куда вошли произведения художников, представлявших искусство республики на всероссийских и всесоюзных выставках того времени, дает общее представление об основных характеристиках этой школы.

На протяжении нескольких десятилетий развивавшееся в пределах одной лишь традиционно – реалистической стилистики, как в целом и вся изобразительная культура России социалистического периода, башкирское искусство 1960 – 1970-х годов сумело представить зрителю великолепные по исполнительскому мастерству и глубоко индивидуальные по изобразительной структуре произведения. Многообразие в жанровом и видовом отношении, они очерчены определенным кругом тематики: природа, быт и люди, участие Башкирии в социально – политической жизни страны.

Р. Абдуллин. Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель. 41 Х 56.

Рамиль Абдуллин. Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель. 41 Х 56.

На рубеже XX – XXI веков молодое поколение художников привнесло в башкирское искусство иное видение мира, более широкую проблематику и новые художественные взгляды. В произведениях все настойчивее стали звучать философские размышления о мире, человеке и человечестве, отражающие мировоззренческие позиции авторов. В новых исторических условиях свобода творчества обрела значение основной тенденции в мироощущении художников.

Изобразительное искусство республики периода 1990 -2000-х годов в сравнении с предыдущими периодами его развития – явление стилистически более разнородное и многослойное, не ограниченное строгими рамками какой – либо одной изобразительной системы или определенной проблематики. В нем нашла свое воплощение и творческая переработка художественного опыта предыдущих лет (интерес к истории, бережное отношение к наследию народного творчества, идущие от него изобразительные качества – декоративное звучание колорита, ритмический рисунок композиций). Одновременно с реалистической традицией, демонстрирующей свой жизнестойкий характер, оно характеризуется и непрерывными активными поисками нового языка. Одним из наиболее распространенных формообразующих приемов в этих поисках стала стилизация. Лежащий в основе многих живописных и графических работ, способных в своей художественной ценности конкурировать с лучшими образцами традиционного реалистичного искусства, принцип стилизации формы вкупе с находками новых пространственных решений породил целый ряд художественных направлений.

А. Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло. 142 Х 167.

Ахмат Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло. 142 Х 167. Из собрания БГХМ им. М. В. Нестерова.

Основой творчества многих современных башкирских мастеров послужило сохранению качеств, достигавшихся в наследство от традиционной народной культуры, и художественный опыт русского авангарда первой волны. Именно так в башкирской живописи в 1990-х годах появилось, а к 2000-м заняло устойчивые позиции направление неопримитивизма, давшее немало интересных и искренних в своем искусстве художников.

Попытки по – новому использовать декоративные качества колорита, которыми характеризовалась реалистическая живопись предыдущих десятилетий, в творчестве отдельных современных авторов обернулись появлением экспрессивных по цвету полуабстрактных композиций, в которых часто используются элементы башкирского национального орнамента. Эти тенденции в равной степени коснулись и живописи, и акварели, и художественного текстиля.

В пластическом искусстве устойчивые позиции по-прежнему занимает портрет, но стремление шире отразить предметный и живой мир помогло башкирским скульпторам мастерски освоить и анималистический жанр. Разнообразнее становится и изобразительный язык: наряду с традиционными реалистическими, в экспозиция выставок все чаще появляются и стилизованные формы, и формы – знаки, метафорическое содержание которых значительно расширяет диапазон тем и образов скульптуры.

Р. Абдуллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло. 118 Х 137.

Р. Атауллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло. 118 Х 137.

На новый уровень развития к началу третьего тысячелетия выходит и республиканская графика. Наиболее мобильная в силу своей специфики, она с каждым годом все чаще участвует в многочисленных международных выставках и конкурсах. Подпитываемая современными тенденциями, свойственными и зарубежному, и российскому графическому искусству, в своем стремлении вырваться за пределы узких рамок традиционного печатного искусства, она активизирует поиски в области техники, осваивает крупноформатный лист и все дальше уходит от реалистических форм. Но и в темах, и в образах, и в заимствовании из народного искусства принципов и элементов орнаментики настойчиво проявляются попытки башкирских графиков сохранить самобытность, не затеряться в мировом пространстве.

Не все, что появлялось в культуре Центральной России и ее регионов на рубеже XX – XXI веков, в сложный для страны исторический период, получило развитие в искусстве Башкортостана. Нахлынувшие огромной волной произведения, исключающие важность рисунка как основы, случайные композиции, лишенные цветовой гармонии, наконец, игнорирующие вообще какое – либо содержание или художественный образ и построенные на одном стремлении эпатажности, уже с начала 1990-х годов начали заполнять российские выставочные залы. Как отдельные опыты подобные работы имели место и в творчестве некоторых башкирских художников, однако довольно скоро исчезли с республиканских выставок. К началу XXI века художники Башкортостана подошли с отчетливо оформившимся стремлением осознания собственного места в мировом пространстве, разумно перенеся акценты в искусстве с поиска оригинального изобразительного языка на содержание произведения и эмоциональный характер образов, а в качестве главных приоритетов выбрав художественную значимость произведения и профессиональные достоинства.

К. Губайдуллин. Утро поэта. 2006. Из серии Акмулла

artageless.com

Современное изобразительное искусство Республики Башкортостана

Изобразительное искусство Республики Башкортостана

В рамках празднования 80-летия со создания Регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан  5 декабря в трех залах Уфимской художественной галерее открылась Республиканская выставка «Современное изобразительное искусство Республики Башкортостан». В экспозицию вошли произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, искусствоведения современных мастеров изобразительного искусства нашей республики. Эта экспозиция примечательна тем, что произведения искусства, предоставляемые художниками не проходили «строгий» отбор выставкома. Каждый художник предоставлял то, что хотел и работа автоматически попадала в состав экспозиции.

Региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан — профессиональный Союз художников и искусствоведов, существующий и активно работающий с 1934 года. В настоящее время в составе СХ РБ работают 218 художников и искусствоведов из Уфы, Стерлитамака, Ишимбая, Нефтекамска, Кумертау, объединенных в секции «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Театрально-декорационное искусство», «Искусствоведение». Кроме того, при СХ РБ создано Объединение молодых художников и искусствоведов в составе 50 человек.

В выставочном зале Уфимской художественной галереи

В выставочном зале Уфимской художественной галереи

Высокий авторитет Союза формировался благодаря основоположникам башкирского профессионального изобразительного искусства, чье творчество является «золотым фондом» для культуры Республики Башкортостан, среди них К.С.Девлеткильдеев, А.Э.Тюлькин, П.М.Лебедев, Ю.Ю.Блюменталь, А.П.Лежнев, И.И.Урядов, В.С.Сыромятников, М.Н.Елгаштина, Б.Д.Ежов, К.И.Герасимов, А.В.Храмов, В.П.Андреев.

Выступление искусствоведа Сорокиной Валентины Мифодьевны

Выступление искусствоведа Сорокиной Валентины Мифодьевны

В составе СХ РБ работали выдающиеся мастера изобразительного искусства Башкортостана, творчество которых традиционно ассоциируется с крупнейшими достижениями — А.Ф.Лутфуллин, Б.Ф.Домашников, Р.М.Нурмухаметов, А.А.Кузнецов, Т.П.Нечаева, М.Н.Арсланов, А.Д.Бурзянцев, А.Х.Ситдикова, Б.Д.Фузеев, Э.М.Саитов, З.Р.Басыров, В.П.Пустарнаков, В.И.Плекунов, С.А.Литвинов, Н.А.Калинушкин, К.А.Головченко, А.И.Платонов, Ф.А.Кащеев, В.А.Позднов, П.П.Салмасов, М.А.Назаров.

Старые друзья - художники Республики Башкортостан

На церемонию открытия выставки приехали художники из разных уголков Башкортостана. Собравшихся коллег с юбилейной датой поздравили председатель Союза художников Фазылов Хатип Сарварович, заместитель министра культуры Республики Башкортостан Абдраков Шамиль Фаилевич, искусствовед Сорокина Валентина Мефодьевна, искусствовед Игнатенко Светлана Владиславовна.

Экспозиция выставки в залах Уфимской картинной галереи

На церемонии открытия выставки состоялось награждение ее участников золотыми и серебряными медалями «Духовность, традиции, мастерство» и дипломами Союза художников России. Также впервые в истории Союза художников республики была вручена российская награда — Золотая медаль имени Василия Сурикова. И досталась она одному из старейших художнику Салмасову Петру Петровичу (Заслуженный художник Российской Федерации, Народный художник БАССР).

Экспозиция выставки в залах Уфимской картинной галереи

Еще одним знаковым событием стало появление на церемонии открытия выставки «Современное изобразительное искусство Республики Башкортостан» известного художника Яна Юлиановича Крыжевского, долгое время прожившего в США, и всего пару дней назад прилетевший в Уфу.

В целом, открытие выставки прошло с хорошим размахом. Художники снова смогли пообщаться друг с другом. 

Произведения искусства, вошедшие в состав экспозиции

artageless.com

Художник Касим Девлеткильдеев. Часть 1.

Художник Касим Салиаскарович Девлеткильдеев

Духовным стержнем башкирского изобразительного искусства было и остается творчество замечательных мастеров старшего поколения, среди которых имя Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева занимает главенствующее место.

Первый профессиональный художник - башкир, он через весь свой жизненный и творческий путь пронес свет ясной, богато одаренной, благородной души, отданной родному народу, краю.«Он был чистым, как хрусталь, интеллигентным, скромным и в то же время бескомпромиссным», - вспоминает о нем заслуженный художник России Тамара Павловна Нечаева.

В архиве художника, находящемся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, хранится школьная тетрадь, исписанная каллиграфическим почерком - автобиография Девлеткильдеева, датированная двадцать третьим февраля 1941 года.

«Родился в 1887 году в Уфимской губернии (сельцо Кугуль) в бедной дворянской семье. Рано лишился близких и родителей (когда умер отец, мне было всего 7 лет). Отец по национальности был татарин, мать - башкирка. Смутно помню свои бесцветно проведенные детские годы, большая часть которых прошла в Уфе, куда переехали потом оставшиеся члены семьи, обремененные нуждой и заботами. Из воспоминаний раннего детства у меня немного сохранилась память о дяде (брате отца)..., он единственный в доме проявлял некоторую заботу о моем художественном воспитании, возбуждая во мне любовь к природе и интерес к искусству. Так как уже с ранних лет у меня проявилось некоторое призвание к рисованию, дядя шутя называл, меня будущим Рафаэлем, старался знакомить с именами великих художников, беседовал и показывал какие-то репродукции с картин. ...Отец мой тоже занимался немного рисованием и чертил, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся его мелких работ тушью и акварелью. Несмотря на отсутствие поощрения со стороны остальных окружающих, в детстве я рисовал много без всякой системы, все, что попадалось: с модных журналов, женские головки в профиль, балерин, наездниц, акробатов, клоунов, цветы и т.п. (почему-то цирк производил на меня всегда чарующее и сказочное впечатление).

Помню, как однажды в нашем доме я расписал печь акварельными красками (панно из цветов), это имело успех даже у равнодушных к моим работам членов семьи. До 15-16 лет я воспитывался в Уфе, на иждивении одного из братьев, служившего тогда народным учителем... Первое образование получил у брата в Уфимской гимназии... После этого в силу обстоятельств и вопреки своим желаниям пришлось выдержать экзамен в Казанской учительской школе на звание народного учителя, но в школах не работал - некоторое время занимался только частными уроками... Мысль о художественном образовании волновала и пугала, но не покидала меня. Как известно, искусство в то время являлось достоянием лишь немногих богатых людей, особенно оно не было доступно для мусульман еще в силу религиозных предрассудков, запрещавших создавать живые образы; поэтому в моем положении почти не представлялось возможности осуществить это желание... Наконец, только после революции 1905 года, когда мне исполнился 21 год, с большим трудом, без всяких средств удалось поехать в Санкт-Петербург и поступить в Центральное художественно-промышленное училище Б. Штиглица, которое я окончил с успехом в 1914 году с педагогическим и декоративным уклоном (по классу стенной живописи). По окончании училища я работал один год преподавателем графических искусств в Серпуховском коммерческом училище, откуда снова поехал в Санкт-Петербург, где устроился опять преподавателем в фабричной школе... и в то же время занимался живописью в частных художественных мастерских. В 1916 году поступил по конкурсному испытанию в классы Академии художеств, которые посещал вольнослушателем всего полгода. Слабое здоровье и семейные обстоятельства заставили меня вернуться в Уфу... Здесь, как известно, я живу безвыездно с 1917 года, все время работая по своей специальности, как преподаватель и художник».

Касим Девлеткильдеев. Башкир Ибрагим. 1928. Бумага. Уголь, белила. 45 Х 36.

Касим Девлеткильдеев. Башкир Ибрагим. 1928. Бумага. Уголь, белила. 45 Х 36.

В Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова, где собрано творческое наследие художника, находится альбом учебных работ К. Девлеткильдеева. Самые ранние из них со штампом начальной рисовальной школы при центральном училище технического рисования барона Штиглица датированы 1907 годом. Это рисунки, выполненные угольным карандашом с постановок из гипсовых геометрических моделей, отличающиеся внимательной проработкой формы, светотени. Работы, исполненные в 1908 - 1914 годах в период обучения в училище, раскрывают процесс профессиональной подготовки художника. Первоначально это рисунки с гипсовых фигур, зарисовки орнаментов, затем - с более сложных архитектурных деталей и наброски с живой натуры, в последние годы - академические рисунки с обнаженной натуры, акварельные листы с изображением цветов, расписного фарфора, старинных книг. Работы свидетельствуют не только о том, как постепенно Касим Девлеткильдеев постигал законы рисунка, ритма, цветовых отношений, но и о прирожденном таланте художника - рисовальщика.

Возвратившись в Уфу, он приобщился к деятельности Уфимского художественного кружка, на выставке которого в конце 1917 года показал шесть живописных и акварельных работ. В 1919 году руководил изостудией при клубе им. В.И. Ленина.

В одной из ранних дошедших до нас самостоятельных работ «На молитве» (до 1919 года) он заявляет о себе как о приверженце национальной темы, которая трактуется им с большим пониманием и эстетизмом. Гармонично ложатся тонкие линии и акварельные краски, рисующие фигуру коленопреклоненной молящейся женщины на фоне интерьера башкирской избы. Автор изображает эту сцену, не нарушая таинства момента. Он строит пластику листа на обобщенных и несколько геометризированных формах, стремясь придать ему монументальное звучание. По своеобразной стилистике и некоторой условности эта работа стоит особняком в творчестве Девлеткильдеева.

Касим Девлеткильдеев. Девочка - башкирка в голубом. 1928. Бумага. Акварель. 50 Х 30.

Касим Девлеткильдеев. Девочка - башкирка в голубом. 1928. Бумага. Акварель. 50 Х 30.

В Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова хранятся так же произведения мастера, исполненные пастелью. Помещенные в альбом, подаренный башкирскими художниками в день 5-летнего юбилея художественному музею, они никогда не выставлялись. Работы, к сожалению, не датированы, лишь год юбилея музея - 1925 - позволяет отнести их к концу 1910-х - началу 1920-х годов. Эти небольшие по размеру листы также воспроизводят сцены народного быта. В одном из них изображена башкирка в национальной одежде за приготовлением кумыса на фоне деревенского пейзажа с лошадьми, плетнем и нанизанными на нем кон¬скими черепами. В другом - сельская пасека в яркий летний день, на первом плане - фигура башкирского бортника с деревянным сосудом в руках. Некоторая эскизность листов не умаляет их образной, декоративной выразительности.

Двадцатые годы - время активной творческой, общественной деятельности Касима Салиаскаровича. Он работал преподавателем на Первых Уфимских мусульманских педагогических курсах, принимал активное участие в деятельности только что созданного в Уфе художественного музея, будучи его научным сотрудником. В 1921 году, как сотрудник Наркомата наробраза по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, выезжал вместе с художником А.Э. Тюлькиным в экспедицию в Среднюю Азию. Она была организована музеем Народов Востока для сбора произведений народного искусства. Сохранившийся тщательный, как всегда у Девлеткильдеева, карандашный рисунок «Развалины мечети Биби-Ханум в Самарканде» — память об этой поездке. На нем дата: «12 июня 1921 г.».

Касим Девлеткильдеев. Крыльцо башкирской избы. 1928. Бумага. Акварель. 29.1 Х 38.

artageless.com

Изобразительное искусство Республики Башкортостан - Изобразительное искусство Башкирии

29.08.2010 12:04

Автор: Ирина Оськина

И. Гаянов. Йыйын (Совет). 2006-2007. Холст. Масло. 160 Х 185.

Статья посвящена 450 – летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Определившее судьбу башкирского народа, это историческое событие в значительной степени повлияло и на ход развития общей культуры республики, богатство и многообразие которой сформировалось на основе взаимодействия и взаимовлияния национальных культур, народов, живущих в Башкортостане.

Ярким отражением этого синтеза стало башкирское изобразительное искусство, существовавшее до начала XX века лишь в форме народного творчества.

Возникновение первых художественных выставок в Уфе относится к 1910-м годам и связано с именами башкирских живописцев первого поколения К. С. Девлеткильдеева, М. Н. Елгаштиной, А. П. Лежнева, А. Э. Тюлькина, И. И. Урядова. Основанная на опыте русской художественной школы, их живопись впитала в себя эстетику народного быта, литературно-фольклорного наследия и культурных традиций башкир. На протяжении нескольких десятилетий эти основные слагаемые определяли тематику и формировали основные качества локальной художественной школы. Появившиеся в республике только в середине XX века печатная графика, скульптура и керамика унаследовали эти основные черты.

Живописные полотна Р. М. Нурмухаметова, Б. Ф. Домашникова, А. Ф. Лутфуллина, А. Д. Бурзянцева, А. В. Пантелеева, А. Х. Ситдиковой, скульптурные произведения А. П. Шутова, Б. Д. Фузеева, З. Р. Басырова, керамические панно, станковая скульптура и мелкая пластика Т. П. Нечаевой, серии офортов и литографий Э. М. Саитова. .. Экспозиция башкирского раздела на российских и всесоюзных выставках с середины века становятся все полнее по жанровому и видовому составу, а произведения все обширнее и интереснее по содержанию и художественным образам.

С. Ахметшин. Сенокосная пора. 2007. Холст. Масло. 100 Х 110.

С. Ахметшин. Сенокосная пора. 2007. Холст. Масло. 100 Х 110.

К 1960-м годам башкирское изобразительное искусство в общем контексте искусства страны стало явлением заметным и самобытным, специфику которого определило не только национальное содержание, но и оптимистический настрой произведений, обеспеченный искренней добротой, открытой непосредственностью образов и яркой насыщенностью колорита.

Именно эти качества определили то неповторимое своеобразие, которое позволило еще в середине прошлого века появиться в отечественном искусствознании термину «башкирская школа». Небольшой ретроспективный раздел, куда вошли произведения художников, представлявших искусство республики на всероссийских и всесоюзных выставках того времени, дает общее представление об основных характеристиках этой школы.

На протяжении нескольких десятилетий развивавшееся в пределах одной лишь традиционно – реалистической стилистики, как в целом и вся изобразительная культура России социалистического периода, башкирское искусство 1960 – 1970-х годов сумело представить зрителю великолепные по исполнительскому мастерству и глубоко индивидуальные по изобразительной структуре произведения. Многообразие в жанровом и видовом отношении, они очерчены определенным кругом тематики: природа, быт и люди, участие Башкирии в социально – политической жизни страны.

Р. Абдуллин. Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель. 41 Х 56.

Рамиль Абдуллин. Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель. 41 Х 56.

На рубеже XX – XXI веков молодое поколение художников привнесло в башкирское искусство иное видение мира, более широкую проблематику и новые художественные взгляды. В произведениях все настойчивее стали звучать философские размышления о мире, человеке и человечестве, отражающие мировоззренческие позиции авторов. В новых исторических условиях свобода творчества обрела значение основной тенденции в мироощущении художников.

Изобразительное искусство республики периода 1990 -2000-х годов в сравнении с предыдущими периодами его развития – явление стилистически более разнородное и многослойное, не ограниченное строгими рамками какой – либо одной изобразительной системы или определенной проблематики. В нем нашла свое воплощение и творческая переработка художественного опыта предыдущих лет (интерес к истории, бережное отношение к наследию народного творчества, идущие от него изобразительные качества – декоративное звучание колорита, ритмический рисунок композиций).  Одновременно с реалистической традицией, демонстрирующей свой жизнестойкий характер, оно характеризуется и непрерывными активными поисками нового языка. Одним из наиболее распространенных формообразующих приемов в этих поисках стала стилизация. Лежащий в основе многих живописных и графических работ, способных в своей художественной  ценности конкурировать с лучшими образцами традиционного реалистичного искусства, принцип стилизации формы вкупе с находками новых пространственных решений породил целый ряд художественных направлений.

А. Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло. 142 Х 167.

Ахмат Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло. 142 Х 167. Из собрания БГХМ им. М. В. Нестерова.

Основой творчества многих современных башкирских мастеров послужило сохранению качеств, достигавшихся в наследство от традиционной народной культуры, и художественный опыт русского авангарда первой волны. Именно так в башкирской живописи в 1990-х годах появилось, а к 2000-м заняло устойчивые позиции направление неопримитивизма, давшее немало интересных и искренних в своем искусстве художников.

Попытки по – новому использовать декоративные качества колорита, которыми характеризовалась реалистическая живопись предыдущих десятилетий, в творчестве отдельных современных авторов обернулись появлением экспрессивных по цвету полуабстрактных композиций, в которых часто используются элементы башкирского национального орнамента. Эти тенденции в равной степени коснулись и живописи, и акварели, и художественного текстиля.

В пластическом искусстве устойчивые позиции по-прежнему занимает портрет, но стремление шире отразить предметный и живой мир помогло башкирским скульпторам мастерски освоить и анималистический жанр. Разнообразнее становится и изобразительный язык: наряду с традиционными реалистическими, в экспозиция выставок все чаще появляются и стилизованные формы, и формы – знаки, метафорическое содержание которых значительно расширяет диапазон тем и образов скульптуры.

Р. Абдуллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло. 118 Х 137.

Р. Атауллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло. 118 Х 137.

На новый уровень развития к началу третьего тысячелетия выходит и республиканская графика. Наиболее мобильная в силу своей специфики, она с каждым годом все чаще участвует в многочисленных международных выставках и конкурсах. Подпитываемая современными тенденциями, свойственными и зарубежному, и российскому графическому искусству,  в своем стремлении вырваться за пределы узких рамок традиционного печатного искусства, она активизирует поиски в области техники, осваивает крупноформатный лист и все дальше уходит от реалистических форм. Но и в темах, и в образах, и в заимствовании из народного искусства принципов и элементов орнаментики настойчиво проявляются попытки башкирских графиков сохранить самобытность, не затеряться в мировом пространстве.

Не все, что появлялось в культуре Центральной России и ее регионов на рубеже XX – XXI веков, в сложный для страны исторический период, получило развитие в искусстве Башкортостана. Нахлынувшие огромной волной произведения, исключающие важность рисунка как основы, случайные композиции, лишенные цветовой гармонии, наконец, игнорирующие вообще какое – либо содержание или художественный образ и построенные на одном стремлении эпатажности, уже с начала 1990-х годов начали заполнять российские выставочные залы. Как отдельные опыты подобные работы имели место и в творчестве некоторых башкирских художников, однако довольно скоро исчезли с республиканских выставок. К началу XXI века художники Башкортостана подошли с отчетливо оформившимся стремлением осознания собственного места в мировом пространстве, разумно перенеся акценты в искусстве с поиска оригинального изобразительного языка на содержание произведения и эмоциональный характер образов, а в качестве главных приоритетов выбрав художественную значимость произведения и профессиональные достоинства.

К. Губайдуллин. Утро поэта. 2006. Из серии

Камиль Губайдуллин. Утро поэта. 2006. Из серии "Акмулла" с 2005. Офорт. 50 Х 65.

Сегодня башкирское изобразительное искусство представляет собой достаточно развитую систему художественных направлений, основанную на традициях, оставленных в наследие реализмом и русским авангардом начала XX века и народным творчеством. Лишь небольшая часть его ориентирована на опыт западноевропейских мастеров XX века. Однако в единстве с эстетикой национальной культуры, так или иначе проявляющейся в творчестве башкирских художников, обращение к изобразительному языку европейского искусства не вызывает ассоциаций с каким – либо определенными образцами.

← Современные художники Башкриии - Ольга Литвиненко. Пленер - 2009 . с. Большеустьикинское. По местам этюдов. Зилим. Республика Башкортостан. →
 
Добавить комментарий

hallart.ru