Георг Базелиц последнего двадцатилетия. Базелиц картины


Георг Базелиц | Тайны и загадки истории

Георг Базелиц (23 января 1938 года, Дойчбазелице) — немецкий живописец, график и скульптор, принадлежит к числу самых дорогих из ныне живущих художников. Неоэкспрессионист, один из основоположников стиля «Новые дикие».

Базелиц, настоящее имя Ханс-Георг Керн, родился в Дойчбазелице 23 января 1938 года. Его отец был учителем в начальной школе. В 1956 переехал в Восточный Берлин, где начал изучать живопись, но был вскоре исключен из училища за «политическую незрелость», после чего поступил в западноберлинскую Высшую художественную школу.

В 1958, после переезда в Западный Берлин, Базелиц встретил свою будущую жену Эльке Кретчмар. В это же время складывается его собственный узнаваемый стиль, он пишет серию картин, в том числе «Uncle Bernhard» В 1961 он изменил свое имя на Георг Базелиц, в память о родном городе. Вместе с другим молодым художником из Саксонии, Ойгеном Шёнебеком, он в том же году устроил в районе Вильмерсдорф выставку «Пандемониум-1» (1961).

Базелиц всегда тяготел к предметным, фигуративным мотивам, при этом особо ценил принцип арт-провокации, изображая фигуры порой в таких провокационно эксгибиционистских позах, что, например, в 1963 году во время персональной выставки художника в галерее Werner & Katz в Берлине произошёл скандал. Две его картины «Большая ночь в бадье» и «Обнаженный человек» были запрещены к показу как непристойные.

Главным рубежом его творческой зрелости можно считать вторую половину 1960-х годов. В это время появились так называемые «Франкфуртские картины», где человеческие фигуры и предметы оказываются разделенными и тем самым «размываются» их изначальные значения. Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине». В 1969 в работе «Лес на голове» Базелиц выразил свой отказ от содержательных аспектов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси». С конца 1960-х годов его фирменным приемом стал «перевернутый образ» (изображение фигур вниз головой).

В 1970-е у Базелица прошли выставки в Мангейме, Гамбурге, Касселе, Амстердаме, участие в Биеннале в Сан-Паулу. В конце 1970-х Базелиц занялся скульптурой. Первым опытом была «Модель для скульптуры» (1979/1980) — раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его скульптурных работах ещё более явно, чем в его картинах. В 1980-е известность художника растет. В 1990 — первая большая выставка в Восточной Германии (Национальная галерея в Старом музее Берлина). В 1993 оформляет постановку оперы Харрисона Бёртуистла «Панч и Джуди» в Амстердаме. В 1995 — большие выставки в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

Базелиц занимал пост профессора Академии художеств в Карлсруэ и западноберлинской Высшей художественной школы.

tayni.info

Базелиц, Георг — википедия фото

Ханс-Георг Керн родился в 1938 году в семье учителя начальной школы[1]. Заниматься живописью начал в 1955 году, беря частные уроки[2].

В 1956 году переехал в Восточный Берлин, где поступил в Высшую школу изящных искусств, но был вскоре исключён из училища за «политическую незрелость»[2]. После этого переехал в Западный Берлин, где продолжил обучение в Высшей художественной школе.

В 1958 году, после переезда в Западный Берлин, Базелиц встретил свою будущую жену Эльке Кретчмар. В это же время складывается его собственный узнаваемый стиль; он пишет серию картин, в том числе «Uncle Bernhard»/«Onkel Bernhard.»

В 1961 он изменил своё имя на Георг Базелиц, в память о родном городе[3]. Вместе с другим молодым художником из Саксонии, Ойгеном Шёнебеком (нем.)русск., он в том же году устроил в районе Вильмерсдорф выставку «Пандемониум-1». На этой выставке художниками был провозглашён манифест, противопоставлявший их творчество господствовавшему в то время абстрактному искусству[1]. Базелиц всегда тяготел к предметным, фигуративным мотивам, при этом особо ценил принцип арт-провокации, изображая фигуры порой в таких провокационно эксгибиционистских позах, что, например, в 1963 году во время персональной выставки художника в галерее Werner & Katz в Берлине произошёл скандал. Две его картины «Большая ночь в бадье» («The Big Night Down The Drain», 1962/1963) и «Обнажённый человек» («Naked Man», 1962) были запрещены к показу как непристойные[1].

Главным рубежом творческой зрелости Базелица можно считать вторую половину 1960-х годов. В это время появились так называемые «фрактурные картины» (от нем. Frakturbildern), где человеческие фигуры и предметы оказываются разделёнными на отдельные горизонтально ориентированные сегменты[4]. Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине»[5]. В 1969 году в работе «Лес на голове» Базелиц выразил свой отказ от содержательных аспектов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси».

С конца 1960-х годов фирменным приёмом Базелица стал «перевёрнутый образ» (изображение фигур вниз головой). Таким образом он стремился преодолеть главенство содержания над формой[3].

В 1970-е годы у Базелица прошли выставки в Мангейме, Гамбурге, Касселе, Амстердаме, участие в Биеннале в Сан-Паулу. В конце 1970-х он занялся скульптурой. Первым опытом была «Модель для скульптуры» (1979/1980) — раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его скульптурных работах ещё более явно, чем в его картинах[5]. В 1980-е известность художника растёт; его стиль становится более агрессивным.

В 1990 — первая большая выставка в Восточной Германии (Национальная галерея в Старом музее Берлина). В 1993 Базелиц оформляет постановку оперы Харрисона Бёртуистла «Панч и Джуди» в Амстердаме. В 1995 — большие выставки в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

Базелиц занимал пост профессора Академии художеств в Карлсруэ и западноберлинской Высшей художественной школе.

org-wikipediya.ru

Базелиц, Георг — WiKi

Ханс-Георг Керн родился в 1938 году в семье учителя начальной школы[1]. Заниматься живописью начал в 1955 году, беря частные уроки[2].

В 1956 году переехал в Восточный Берлин, где поступил в Высшую школу изящных искусств, но был вскоре исключён из училища за «политическую незрелость»[2]. После этого переехал в Западный Берлин, где продолжил обучение в Высшей художественной школе.

В 1958 году, после переезда в Западный Берлин, Базелиц встретил свою будущую жену Эльке Кретчмар. В это же время складывается его собственный узнаваемый стиль; он пишет серию картин, в том числе «Uncle Bernhard»/«Onkel Bernhard.»

В 1961 он изменил своё имя на Георг Базелиц, в память о родном городе[3]. Вместе с другим молодым художником из Саксонии, Ойгеном Шёнебеком (нем.)русск., он в том же году устроил в районе Вильмерсдорф выставку «Пандемониум-1». На этой выставке художниками был провозглашён манифест, противопоставлявший их творчество господствовавшему в то время абстрактному искусству[1]. Базелиц всегда тяготел к предметным, фигуративным мотивам, при этом особо ценил принцип арт-провокации, изображая фигуры порой в таких провокационно эксгибиционистских позах, что, например, в 1963 году во время персональной выставки художника в галерее Werner & Katz в Берлине произошёл скандал. Две его картины «Большая ночь в бадье» («The Big Night Down The Drain», 1962/1963) и «Обнажённый человек» («Naked Man», 1962) были запрещены к показу как непристойные[1].

Главным рубежом творческой зрелости Базелица можно считать вторую половину 1960-х годов. В это время появились так называемые «фрактурные картины» (от нем. Frakturbildern), где человеческие фигуры и предметы оказываются разделёнными на отдельные горизонтально ориентированные сегменты[4]. Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине»[5]. В 1969 году в работе «Лес на голове» Базелиц выразил свой отказ от содержательных аспектов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси».

С конца 1960-х годов фирменным приёмом Базелица стал «перевёрнутый образ» (изображение фигур вниз головой). Таким образом он стремился преодолеть главенство содержания над формой[3].

В 1970-е годы у Базелица прошли выставки в Мангейме, Гамбурге, Касселе, Амстердаме, участие в Биеннале в Сан-Паулу. В конце 1970-х он занялся скульптурой. Первым опытом была «Модель для скульптуры» (1979/1980) — раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его скульптурных работах ещё более явно, чем в его картинах[5]. В 1980-е известность художника растёт; его стиль становится более агрессивным.

В 1990 — первая большая выставка в Восточной Германии (Национальная галерея в Старом музее Берлина). В 1993 Базелиц оформляет постановку оперы Харрисона Бёртуистла «Панч и Джуди» в Амстердаме. В 1995 — большие выставки в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

Базелиц занимал пост профессора Академии художеств в Карлсруэ и западноберлинской Высшей художественной школе.

ru-wiki.org

Базелиц, Георг - это... Что такое Базелиц, Георг?

Гео́рг Ба́зелиц (нем. Georg Baselitz) — немецкий живописец, график и скульптор, принадлежит к числу самых дорогих из ныне живущих художников.

Неоэкспрессионист, один из основоположников стиля «Новые дикие».

Биография

Базелиц, настоящее имя Ханс-Георг Керн, родился в Дойчбазелице 23 января 1938 года. Его отец был учителем в начальной школе. В 1956 переехал в Восточный Берлин, где начал изучать живопись, но был вскоре исключен из училища за «политическую незрелость», после чего поступил в западноберлинскую Высшую художественную школу. В 1958, после переезда в Западный Берлин, Базелиц встретил свою будущую жену Эльке Кретчмар. В это же время складывается его собственный узнаваемый стиль, он пишет серию картин, в том числе «Uncle Bernhard»/«Onkel Bernhard.» В 1961 он изменил свое имя на Георг Базелиц, в память о родном городе. Вместе с другим молодым художником из Саксонии, О.Шёнебеком, он в том же году устроил в районе Вильмерсдорф выставку «Пандемониум-1» (1961). Базелиц всегда тяготел к предметным, фигуративным мотивам, при этом особо ценил принцип арт-провокации, изображая фигуры порой в таких провокационно эксгибиционистских позах, что, например, в 1963 году во время персональной выставки художника в галерее Werner & Katz в Берлине произошёл скандал. Две его картины «Большая ночь в бадье» («The Big Night Down The Drain», 1962/1963) и «Обнаженный человек»(«Naked Man», 1962) были запрещены к показу как непристойные.

Главным рубежом его творческой зрелости можно считать вторую половину 1960-х годов. В это время появились так называемые «Франкфуртские картины», где человеческие фигуры и предметы оказываются разделенными и тем самым «размываются» их изначальные значения. Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине». В 1969 в работе «Лес на голове» Базелиц выразил свой отказ от содержательных аспектов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси». С конца 1960-х годов его фирменным приемом стал «перевернутый образ» (изображение фигур вниз головой).

В 1970-е у Базелица прошли выставки в Мангейме, Гамбурге, Касселе, Амстердаме, участие в Биеннале в Сан-Паулу. В конце 1970-х Базелиц занялся скульптурой. Первым опытом была «Модель для скульптуры» (1979/1980) — раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его скульптурных работах ещё более явно, чем в его картинах. В 1980-е известность художника растет.

В 1990 — первая большая выставка в Восточной Германии (Национальная галерея в Старом музее Берлина). В 1993 оформляет постановку оперы Харрисона Бёртуистла «Панч и Джуди» в Амстердаме. В 1995 — большие выставки в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

Базелиц занимал пост профессора Академии художеств в Карлсруэ и западноберлинской Высшей художественной школы.

Признание

Кавалер Ордена литературы и искусства (1989), лауреат Императорской Премии Японии (2006).

Источники

100 Художников XX века. / Пер. с нем. Е. Мусихина. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — 216 с. — ISBN 5-8029-0037-7.

Литература

  • Georg Baselitz. Köln: Benedikt Taschen, 1990
  • Mason R.M. Georg Baselitz. Cinisello Balsamo: Silvana; Lugano: Museo d’arte moderna, Città di Lugano, 2007.
  • Georg Baselitz: a retrospective. London: Royal Academy of Arts, 2007

Ссылки

dic.academic.ru

Ретроспективу Георга Базелица собирают в Базеле • ARTANDHOUSES

Базельский Fondation Beyeler новый выставочный год начнет 21 января крупной выставкой классика современного искусства Георга Базелица. Она приурочена к 80-летию художника, которое он отметит 23 января.

Немецкий живой классик чрезвычайно востребован и музеями, и рынком. Без него сегодня не обходится ни одна постоянная музейная экспозиция, ни одна биеннале современного искусства, ни одна крупная исследовательская выставка — например, такая, как «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», которую показывали этой весной в ГМИИ имени А. С. Пушкина, а до этого в Карлсруэ и Брюсселе. А в марте на Sotheby’s его полотно «С красным флагом» 1965 года из серии «Герой» было продано за рекордные £7,5 млн.

Неоэкспрессионист, один из основателей движения «Новых диких» начинал свои живописные эксперименты в 1950-х, противопоставляя свою полуфигуративную живопись господствовавшей в те годы абстракции. Вплоть до начала 1970-х он буквально переворачивал с ног на голову все живописные правила, приправляя время от времени свои работы провокационными сюжетами (когда-то на выставке в Берлине его произведения признали непристойными и запретили к показу), позже занялся скульптурой и даже театральными постановками.

В Базеле из музеев и частных коллекций соберут около сотни самых важных его работ 1960–80-х годов, включая знаменитые перевернутые образы, а также дюжину деревянных и раскрашенных экспрессивных скульптур, часть которых датируется сегодняшним временем.

Georg Baselitz«Verschiedene Zeichen»1965© Georg Baselitz, 2017 Foto: Robert Bayer, Basel

Georg Baselitz«Fingermalerei – Adler»1972© Georg Baselitz, 2018 Foto: © Bayer&Mitko — ARTOTHEK

Georg Baselitz «Schlafzimmer»1975© Georg Baselitz, 2018, Foto: Jochen Littkemann, Berlin

Georg Baselitz «Orangenesser IV» 1981 © Georg Baselitz, 2018 Foto: © Bayer&Mitko — ARTOTHEK

Georg Baselitz«Weg Vom Fenster»1982​© Georg Baselitz, 2018

art-and-houses.ru

Базелиц - это... Что такое Базелиц?

Гео́рг Ба́зелиц (нем. Georg Baselitz) — немецкий живописец, график и скульптор, принадлежит к числу самых дорогих из ныне живущих художников.

Неоэкспрессионист, один из основоположников стиля «Новые дикие».

Биография

Базелиц, настоящее имя Ханс-Георг Керн, родился в Дойчбазелице 23 января 1938 года. Его отец был учителем в начальной школе. В 1956 переехал в Восточный Берлин, где начал изучать живопись, но был вскоре исключен из училища за «политическую незрелость», после чего поступил в западноберлинскую Высшую художественную школу. В 1958, после переезда в Западный Берлин, Базелиц встретил свою будущую жену Эльке Кретчмар. В это же время складывается его собственный узнаваемый стиль, он пишет серию картин, в том числе «Uncle Bernhard»/«Onkel Bernhard.» В 1961 он изменил свое имя на Георг Базелиц, в память о родном городе. Вместе с другим молодым художником из Саксонии, О.Шёнебеком, он в том же году устроил в районе Вильмерсдорф выставку «Пандемониум-1» (1961). Базелиц всегда тяготел к предметным, фигуративным мотивам, при этом особо ценил принцип арт-провокации, изображая фигуры порой в таких провокационно эксгибиционистских позах, что, например, в 1963 году во время персональной выставки художника в галерее Werner & Katz в Берлине произошёл скандал. Две его картины «Большая ночь в бадье» («The Big Night Down The Drain», 1962/1963) и «Обнаженный человек»(«Naked Man», 1962) были запрещены к показу как непристойные.

Главным рубежом его творческой зрелости можно считать франкфуртские картины второй половины 1960-х годов. В это время появились так называемые «Франкфуртские картины», где человеческие фигуры и предметы оказываются разделенными и тем самым «размываются» их изначальные значения. Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине». В 1969 в работе «Лес на голове» Базелиц выразил свой отказ от содержательных аспектов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси». С конца 1960-х годов его фирменным приемом стал «перевернутый образ» (изображение фигур вниз головой).

В 1970-е у Базелица прошли выставки в Мангейме, Гамбурге, Касселе, Амстердаме, участие в Биеннале в Сан-Паулу. В конце 1970-х Базелиц занялся скульптурой. Первым опытом была «Модель для скульптуры» (1979/1980) — раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его скульптурных работах ещё более явно, чем в его картинах. В 1980-е известность художника растет.

В 1990 — первая большая выставка в Восточной Германии (Национальная галерея в Старом музее Берлина). В 1993 оформляет постановку оперы Харрисона Бёртуистла «Панч и Джуди» в Амстердаме. В 1995 — большие выставки в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

Базелиц занимал пост профессора Академии искусств в Карлсруэ и западноберлинской Высшей художественной школы.

Признание

Кавалер Ордена литературы и искусства (1989), лауреат Императорской Премии Японии (2006).

Источники

100 Художников XX века. / Пер. с нем. Е. Мусихина. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — 216 с. — ISBN 5-8029-0037-7.

Литература

  • Georg Baselitz. Köln: Benedikt Taschen, 1990
  • Mason R.M. Georg Baselitz. Cinisello Balsamo: Silvana; Lugano: Museo d’arte moderna, Città di Lugano, 2007.
  • Georg Baselitz: a retrospective. London: Royal Academy of Arts, 2007

Ссылки

dic.academic.ru

Георг Базелиц последнего двадцатилетия | The Art Newspaper Russia — новости искусства

Первая персональная выставка Георга Базелица в России открылась в Русском музее. Экспозиция «Как это начиналось» имеет подзаголовок «Живопись и графика последнего двадцатилетия» и собрана венским музеем Альбертина, в чьем собрании насчитывается около 120 живописных и графических работ художника, в том числе в составе частных коллекций, которые на постоянной основе демонстрируются в музее.

«Как это начиналось» — так называется и большая картина в последнем зале выставки, двойной портрет художника и его жены Эльке, выполненный в давно привычной всем манере: размашистая живопись, две перевернутые с ног на голову условные фигуры. Как и многие другие произведения на выставке, эта работа имеет двойную датировку: 1958, 2009. В творчестве Базелица она относится к ремиксам — именно этим словом сам художник обозначает творческую переработку, реплики своих известных работ, которые он стал делать в 2005–2006 годах.

Русскомузейная экспозиция в общем повторяет выставку Базелица в Альбертине в конце 2013 — начале 2014 года, так и названную «Ремикс». Полтора года назад серия акварелей и одна живописная работа Базелица были показаны в Эрмитаже на привозной выставке немецкого искусства экспрессионизма и неоэкспрессионизма «Против света» в Главном штабе. Важную роль в том, что именно Русский музей принимает эту выставку, сыграл филиал Музея Людвига, расположенный в Мраморном дворце, который обладает одной из работ Базелица классического периода — диптихом «Бутылка и орел» 1977 года (выставлен на недавно обновленной экспозиции). К сожалению, из-за травмы ноги Базелиц не смог приехать в Петербург на вернисаж выставки.

Одним из самых интересных для отечественного зрителя станет цикл версий известных полотен советских художников, который Базелиц создает на рубеже нулевых. Переписанные им в собственном стиле хрестоматийные русские композиции составили целую выставку «Русские картины», открытую в Гамбурге в конце 2007 года. Среди них есть и «На старом уральском заводе» — картина Бориса Иогансона, изысканно-монохромная вещь с необычными для советской живописи тициановскими аллюзиями, превращается у Базелица в веселый и красочный психоделический винегрет. В залах Мраморного дворца представлены две картины и несколько крупноформатных графических работ акварелью и тушью по бумаге, которые повторяют сюжеты и композиции живописных произведений этого цикла. Со всеми этими Бродским, Герасимовым, Иогансоном и другими советскими художниками Базелица объединяет любовь к красному цвету: его известная работа 1965 года «С красным флагом» вполне может стать параллелью к «Поднимающему знамя» Гелия Коржева. В контексте выставки в Русском музее Россия выступает родиной не только авангарда, но и социалистического реализма.

www.theartnewspaper.ru