Загадочный русский архитектор Василий Баженов. Баженов картины


Художник Всеволод Баженов. Тайна четырёх океанов: leningradartist

Вс. Баженов. В заливе Халонг. 1962

Особую тему в творчестве Баженова образуют произведения, созданные в 1962-1963 годах в ходе морского перехода на судне-краболове «Евгений Никишин» из Ленинграда во Владивосток вокруг Европы и Азии со стоянками в портах Гибралтара, Суэцкого канала, Сингапура, Вьетнама. В ходе плавания через одиннадцать морей и океанов, длившегося больше трех месяцев, художник создал около двухсот этюдов, картин и рисунков. Ряд задуманных работ был написан позднее уже в ленинградской мастерской на основе этюдов и непосредственных впечатлений от плавания. Около 120 работ из этой серии были показаны в 1963 году сначала на выставке в Большом зале Ленинградского отделения Союза художников РСФСР, а затем во Дворце искусств им. К. С. Станиславского и в городах Пушкине, Бокситогорске, Тихвине.

В 1960-1970 годы Баженов входил в небольшую группу ленинградских художников, писавших картины для кают-компаний строившихся океанских кораблей и подводных лодок. Всего им было написано около 100 картин для кораблей разного назначения, в основном пейзажей нашей Родины. Большинство работ оказались на кораблях Тихоокеанского и Северного флотов. При его участии разрабатывались специальные технологии, защищавшие картины от повышенной влажности в условиях длительного плавания. В 1976 году художник был награждён командованием ВМФ грамотой за создание картин для флота.

Едва ли найдётся в истории мировой живописи другой художник, многочисленные работы которого при жизни автора постоянно находились бы не только в художественных музеях, но и в разных уголках мирового океана: у берегов Америки и Австралии, в глубинах Анлантики и подо льдом у Северного полюса. Ниже несколько работ В. А. Баженова, созданных во время плавания 1962 года, а также одна из работ, создававшихся для плавания в океанских глубинах.

В. Баженов. Аравийский берег. 1962

В. Баженов. Дания на горизонте. 1962

В. Баженов. Ночь над Вьетнамом. 1963

В. Баженов. Тучи над Сингапуром. 1962

В. Баженов. Отлив. Вьетнам. 1962

В. Баженов. У берегов Вьетнама. 1962

В. Баженов. В Сингапурском проливе. 1962

В. Баженов. Суэцкий канал. 1962

В. Баженов. Восход. Индийский океан. 1962

В. Баженов. Море. 1962

В. Баженов. В Сингапурском проливе. 1962

В. Баженов. Весна на Алтае. 1977

См. также: Баженов Всеволод Андреевич (1909-1986)См. также: Картины В. А. Баженова (1909-1986)

leningradartist.livejournal.com

ОТКРЫТКИ (худ. А.Баженов): shaltay0boltay

С рисунками Александра Баженова выходило и много замечательных открыток. И в "детских" комплектах, и отдельно.

Из "самостоятельных" мне очень нравятся вот эти котята, где в серединку можно вписать поздравительный текст.

("Советский художник", 1968 год, художник А.Баженов)

А вот сколько было наборов со зверятами - я не знаю.

Мне попадались несколько комплектов, где открытки А.Баженова были "одними из".

А вот такие, где полностью его картинки - нет :(Хотелось бы узнать, существуют ли такие?

У меня их совсем мало. Выкладываю те, что есть и те, что сохранила себе для памяти, чтобы при случае приобресть.

ВЕСЕЛОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.("Изогиз", 1960 год, художник А.Баженов, тираж 800 000)

ХОД СЛОНОМ."Слон слоном! Вот это ход!"-Растерялся бегемот.Выход? Что же, есть давно:Поскорей уйти...на дно.(М.Рутер)("Изогиз", 1956 год, художник А.Баженов, тираж 400 000)

Ну и лихо пляшут зайки,Струн не жаль на балалайке!За меня бы кто сыграл,-Я бы с ними сам сплясал!(М.Рутер)("Изогиз", 1956 год, художник А.Баженов, тираж 200 000)

ДРУЖНАЯ ИГРА.("Изогиз", 1958 год, художник А.Баженов, тираж 1 000 000)

Подозреваю. что следующие три открытки из одного комплекта. И формат у них чуть меньше стандартного, и год совпадает.

ПОЧТА ИЗ ЗООПАРКА.("Советский художник", 1969 год)

ВОТ ЭТО ГРИБ!("Советский художник", 1969 год)

СИЛОВОЙ ПРИЁМ.("Советский художник", 1969 год)

"Надергано" из интернета:

shaltay0boltay.livejournal.com

Иллюстрации. Баженов

Вид Кремля в конце XVII века.

Архитектор И. Е. Старов.

Архитектор А. Д. Захаров.

Вид Кремля в XVIII веке.

Красные ворота.

Предполагаемый портрет Ф. В. Каржавина.

М. Ф. Казаков.

В. В. Растрелли.

Д. Кваренги.

Автопортрет А. П. Лосенко.

С. И. Чевакинский.

М. И. Махаев. «Проспект вверх по Неве-реке от Галерной верфи». Фрагмент гравюры.

Колокольня собора Николы Морского.

И. В. Лопухин.

С. К. Грейг.

Вакханка под деревом. Офорт В. Баженова.

Рисунок А. Лосенко.

«Вакханалия». Рисунок В. Баженова.

Рисунок Баженова из собрания В. Я. Курбатова.

Итальянский пейзаж.

Портрет Екатерины II.

H. H. Новиков.

Проект Смольного института (фасад).

M. Махаев. «Вид Кремля из Замоскворечья». 1763 г.

M. Казаков. «Вид Кремля». После 1775 г.

План Московского Кремля. В. Баженов.

Большой дворец в Московском Кремле (проект В. И. Баженова).

Модель Кремлевского дворца.

Фрагмент модели Кремлевского дворца.

Модель Кремлевского дворца. Портик фасада, обращенного к Москве-реке.

Модель Кремлевского дворца. Часть фасада.

Модель Кремлевского дворца. Вход в центральный зал.

Церемония начала земляных работ на кремлевском строительстве (1772). Рис. М. Казакова.

Церемония закладки Кремлевского дворца (1773). Рисунок М. Казакова.

План Московского Кремля. 1797 г. М. Ф. Казаков.

Проект Кремлевского дворца. Архитектор М. Казаков.

Колокольня Ивана Великого. 1505–1508 гг.

Увеселительные строения на Ходынском поле.

Увеселительные строения на Ходынском поле.

Масонский алтарь.

И. Г. Шварц.

Основатель масонской системы Циннендорф.

Карл, герцог Зюдерманландский.

Панорама Царицына. Рисунок В. Баженова.

Панорама или «генеральный фасад» села Царицына.

Современная панорама Царицына.

Царицыно. Общий вид дворца.

Царицыно. Фигурные ворота.

Царицыно. Боковой фасад дворце.

Царицыно. Оперный дом.

Царицыно. Фигурные ворота и Оперный дом.

Деталь панорамы села Царицыно.

Царицыно. Фигурный мост.

Царицыно. Фигурный мост.

Деталь панорамы села Царицыно.

Приемный дворец Екатерины II в Царицыне. (Оперный дом.).

Царицыно. Фрагмент панорамы.

Царицыно. Дворец.

Коломенское. Акварель Д. Казаренги конца XVIII века.

Возле Мясницких ворот. Направо в глубине — «Дом Юшкова». С литографии 1840-х годов.

Здание Кригс-комиссариата в Москве.

Мавзолей Барышниковых в Николо-Погорелом. Фото И. Грабаря. 1905 г.

Петровское-Алабино. Общий вид усадьбы.

Быково. Павильон у пруда.

Быково. Пристань.

«Дом Пашкова» в Москве.

«Дом Пашкова» в конце XVIII века. Офорт Ж. Делабарта.

Церковь в Троицком-Кайнарджи.

Казанский собор. Вариант западного фасада.

Быково. Владимирская церковь.

Виноградово. Владимирская церковь.

Волынщина. Въезд на парадный двор.

Черкизово-Старки. Никольская церковь.

Село Вешаловка. Церковь Знамения.

Пехре-Яковлевское. Общий вид усадьбы.

Колокольня Скорбященской церкви на Б. Ордынке в Москве.

Черкизово-Старки. Проект колокольни.

Петровское-Алабино. Колокольня. Современный обмер.

Митрополит Московский Платон.

Колокольня и восточный фасад церкви Знамения.

Гатчинский дворец.

Профиль Михайловского замка.

Император Павел І в орденских знаках.

«Паперть для храма». Из альбома Ф. Каржавина.

А. Н. Воронихин.

Казанский собор. Архитектор А. Н. Воронихин.

Здание Арсенала в Петербурге.

Останкино. Общий вид дворца.

«Изъяснение» архитектора Баженова.

В. И. Баженов. Эскиз для семейного портрета Баженовых.

В. И. Баженов среди своей семьи (картина неизвестного художника).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Загадочный русский архитектор Василий Баженов — EA Culture

12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII[…]

12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII века, которому приписывается множество построенных в ту пору зданий, но, как выясняется в наши дни, не все эти постройки можно обоснованно считать работами Баженова.

Василий Баженов (в центре) представляет проект в светском кружке.Василий Баженов (в центре) представляет проект в светском кружке.

Будущий архитектор родился в семье дьячка в одной из придворных кремлевских семей и с детства обнаружил талант к срисовыванию с натуры домов, церквей и кремлевских стен. Учился у архитектора Дмитрия Ухтомского, затем в Академии художеств, где проявил талант и стал помощником своего учителя Саввы Чевакинского при проектировании и постройке Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Его направили на обучение в Париж к профессору Шарлю Девайи, где Баженов стал масоном, но, скорее, из эстетических соображений, поскольку его восхищали пропорции масонской символики и архитектуры.

Вернувшись в Россию, участвовал в издании русских переводов трудов Витрувия и стал проводником французского вкуса в архитектуре, ярким проявлением котором стал построенный Баженовым (или приписываемый ему на протяжении двух столетий) Пашков дом, известный тем, что вначале сюда переехал из Санкт-Петербурга Румянцевский музей, а затем здание отошло Государственной библиотеке. Однако никаких документов, подтверждающих, что этот дом построил Баженов, не сохранилось, и указание авторства основывается на устной традиции.

Дом Пашкова. Гравюра Дюрфельда по рисунку Антинга.Дом Пашкова. Гравюра Дюрфельда по рисунку АнтингаПашков дом. Архитектор Василий Баженов (предположительно). Москва.Пашков дом. Архитектор Василий Баженов (предположительно). Москва.

Зато известно, что Баженов попал в приятели светлейшего князя Григория Орлова, фаворита Екатерины II. Отдаляя Орлова от петербургского двора, но не желая отпускать его далеко, Императрица назначила своего фаворита генерал-фельдцейхмейстером по Артиллерийскому корпусу, генерал-директором по Инженерному корпусу и первоприсутствующим в Канцелярии артиллерии и фортификации. Фактически под управлением Орлова находились все крепостные сооружения и их гарнизоны, а квартировать ему полагалось в главной крепости – Московском Кремле.

Деятельный Орлов и мечтающий о грандиозном градостроительном проекте Баженов нашли общий язык. И в итоге загадочный архитектор более всего прославился своим проектом переустройства Боровицкого вала, то есть проектом новой застройки территории Московского Кремля. Баженов предложил разобрать Кремлевские стены и вместо них построить сплошной ряд зданий, которые образовали бы кольцо вокруг Соборной площади Кремля, а Боровицкий холм должен был превратиться в огромный народный форум, к которому стекались бы все улицы центра Москвы. Здания уже были заложены и освещены, а Кремлевскую стену начали разбирать, уничтожив участок, выходивший к Москва-реке, в том числе, начав разборку шести (по другим сведениям – четырех) башен. Но Государыне Екатерине пошли такие решительные жалобы, что Императрица сочла за благо остановить реализацию проекта, и позднее разобранные участки Кремлевской стены были восстановлены архитектором Матвеем Казаковым.

Но что прощалось Орлову, не простилось Баженову. Архитектору было поручено строительство ансамбля дворцов Царицына села, и здесь тоже началась стройка. Но в 1885-м Императрица приехала на 3 дня в Москву, посетила строительные работы, возмутилась тем, что ее дворец и великокняжеский дворец замышляются одинакового размера и повелела стройку прекратить, дворцы разобрать, а архитектора от ремесла отстранить.

Панорама села Царицына. Проектный чертеж Василия Баженова и Матвея Казакова. 1776.Панорама села Царицына. Проектный чертеж Василия Баженова и Матвея Казакова. 1776.Чертежный план первых этажей дворцов. Архитектор Василий Баженов. 1776.Чертежный план первых этажей дворцов. Архитектор Василий Баженов. 1776.Чертеж и план дворца. Архитектор Василий Баженов. 1776.Чертеж и план дворца. Архитектор Василий Баженов. 1776.

Новый шанс выпал Баженову после смерти Екатерины, когда Павел I взялся принципиально возвышать всех, кто попал в немилость усопшей Императрицы. Новый правитель призвал Баженова и для начала назначил его вице-президентом Академии художеств, поручив ему подготовить собрание чертежей русских зданий для систематического исторического исследования русской архитектуры. Баженов с радостью и рвением взялся за эту работу, но неожиданно умер в августе 1799 года, не успев испытать того разочарования, которое выпало вскоре на долю других, призванных Павлом ко двору, после того, как Павел был убит в ночь государственного переворота на рубеже веков.

Споры о том, Баженов или не Баженов является автором проектов нескольких зданий, не утихают и поныне. В XVIII столетии при исполнении частных заказов российские архитекторы часто не указывали своего авторства, в отличие от приезжих итальянцев. В результате почти все псевдоготические постройки в Москве и Подмосковье, относящиеся к последней четверти XVIII века и не имеющие установленного авторства, приписываются по двухвековой традиции Василию Баженову или Матвею Казакову.

Скульптура «Архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков». Царицыно.Скульптура «Архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков». Царицыно.

 

Первый кавалерийский корпус. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Первый кавалерийский корпус. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Третий кавалерийский корпус. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Третий кавалерийский корпус. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Оперный дом. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Оперный дом. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Фигурный мост. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Фигурный мост. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Виноградные ворота. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Виноградные ворота. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Мост через овраг. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.Мост через овраг. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.

eaculture.ru

Баженов Георгий - Soyol.ru - Культура и искусство Бурятии

Баженов Георгий Иннокентьевич родился 6 мая 1927 года в селе Верхний Мангиртуй Бичурского района Бурят-Монгольской АССР. Ему было 6 лет, когда семью раскулачили, и пришлось родителям вместе с детьми перебираться в Улан-Удэ. Мария Иннокентьевна, сестра художника, рассказывала, что, несмотря на трудности, Георгий Иннокентьевич всегда стремился к знаниям. Учился охотно по всем предметам. На площадке авиазавода окончил 7 классов, среднюю школу окончил на ПВЗ (посёлке Улан-Удэнского паровозо-вагонного завода), куда ежегодно добирался пешком. В военные годы посещал кружок рисования в Доме пионеров им. Постышева. Огромную роль в выборе профессии сыграла встреча Баженова с народным художником Бурятии Ц.С. Сампиловым. В первых рисунках начинающего художника мэтр угадал дарование и направил его учиться в Иркутское художественное училище. Затем два года Баженов учился в Москве, а в 1952-1958 г.г. — в Киевском государственном художественном институте.

Любовь Федоровна, вдова художника, позировала ему для его дипломной работы. В её памяти Георгий Иннокентьевич остался человеком внимательным к людям, энергичным, начитанным, который всегда стремился к самосовершенствованию. После окончания Киевского художественного института живёт в Улан-Удэ. Он был первым художником Бурятии, получившим высшее образование. Его друг, художник Александр Владимирович Казанский вспоминает о нём как о человеке подвижном, энергичном. Что бы ни писал Георгий Иннокентьевич, утверждает Казанский, он всегда был одержим творческим горением.

В 1958 г. Баженов приехал в родную Бурятию как раз в то время, когда творческие союзы готовились ко второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве. Он сразу же принялся за работу. Результатом упорного творческого труда явилось успешное участие в декадной выставке, где Баженов представил 12 больших и малых полотен, получивших доброжелательную оценку критики. Это, как указывалось в печати, «... интересные работы, дающие право надеяться на дальнейшие возможности творческого роста».

Его картина «Родные мелодии» написана профессионально и талантливо. Работы «Багульник», «Перед грозой», «Хамар Дабан», «На водопое» показали и подтвердили высокое мастерство художника. Они на сегодняшний день хранятся в музее им. Ц.С. Сампилова. Ранние пейзажи художника дают возможность оценить искреннюю любовь к природе, умение передать на холсте ощущения и чувства, переполнявшие душу художника при виде красивых мест родной Бурятии. Более поздние пейзажи «Лунная ночь на Байкале» (1978 г.), «Омулёвка» (1976 г.), «Зима», «Летний день. Дача художника Г. Павлова», «Весна», «Хилок у Мангиртуя» (1979 г.) выполнены просто и добротно, с характерной выверенностью тоновых и цветовых отношений.

Ощущается интерес живописца к живой, чувственно-конкретной передаче природы, к натурной достоверности. Если первым произведениям художника присуща некоторая чернота колорита, то она совершенно исчезает в последующих полотнах, решённых художником в светлых, ярких тонах. Изменчивость настроений природы более всего импонирует складу дарования этого художника. Баженов — художник ищущий. Он много работал над собой. Чтобы заставить зрителя увидеть природу глазами художника, надо не только любить её, но и знать её во всём многообразии. Поэтому Баженов часто уезжал в творческие командировки по республике и всегда возвращался с массой этюдов, с новыми замыслами.

В 1963-1964 г.г. он провёл две навигации среди речников. Плавал с ними на пароходах, катерах, баржах, написал большое количество этюдов, на основе этого создал целую серию пейзажей, посвященных реке-красавице Селенге. Эти пейзажи отличаются глубокой продуманностью композиции, лаконичностью и обобщённостью образа, создают впечатление первозданной, нетронутой сибирской природы: время не властно над ней. В работах он показал всю мощь, силу и красоту Селенги.

В 60-х-70-х годах ХХ века художник был участником и очевидцем высокого творческого подъёма, свойственного его современникам, и, как отмечает искусствовед И.И. Соктоева, «...одно из основных направлений изобразительного искусства республики определяется повышенным интересом к отдельным сторонам национальной жизни. Особенно часто художники используют сюжеты традиционных народных празднеств...».

Большой и заслуженный успех принесла художнику картина «Сурхарбан». Картина привлекает и своими размерами, и колоритом красок. Растянутая по горизонтали композиция картины захватывает огромный простор степи, обрамлённой горами, и всё это наполнено ярким светом.

Замысел этой картины возник в 1964 году во время пребывания в колхозе «Коммунизм» Джидинского района, где группа бурятских художников работала над оформлением колхозного клуба. В ту пору и удалось побывать художнику на таком празднике. Там были сделаны первые эскизы. Этот праздник и подсказал художнику тему для будущего полотна. «Сурхарбан», по мнению художника, должен быть яркой, красочной картиной с преобладанием жёлтого цвета, выражающего солнечность, радостное праздничное настроение«. К этому и стремился Георгий Иннокентьевич Баженов. «Сурхарбан» — праздник, который проводится в разгар лета, в июне-июле, накануне уборки урожая. К тому же этот праздник спортивный, на котором присутствуют все национальные виды спорта. И происходит всё это одновременно и при множестве ликующего народа.

Вот эта одновременность, а также характерный пейзаж помогли художнику в композиционном решении замысла. На переднем плане картины — зрители, наблюдающие за спортивными состязаниями, а сзади — коричневые горы, в своеобразном переплетении линий повторяющие ритм праздничного возвышенного настроения, и кусочек голубого неба над горами, с караваном белых облаков.

Много пришлось художнику поработать над сбором материала для этой картины, много подумать над воплощением замысла. Эта картина демонстрировалась на зональной выставке «Советская Россия» и получила высокую оценку. Как отмечает искусствовед И.И. Соктоева, «...в полотне Г. Баженова „Сурхарбан“ подчёркнуты прежде всего динамичность действия, его мажорность... Красочная декоративность жёлтой земли, словно вобравшей в себя лучистость солнечного цвета, усиливает общее впечатление праздника». «Мастером солнечной кисти» назвала Г. Баженова искусствовед С. Мунгалова.

Просматривая работы художника, можно заметить, что они разнообразны по манере. Художник по-разному решает проблему света, формы, ищет оригинальные композиции. Талант пейзажиста, постоянная упорная работа над собой — вот основные черты, которые художник постоянно развивал в себе. Художник побывал во всех уголках России, и из каждой поездки он привозил целые серии произведений, отражающих природу, жизнь и быт людей. Многие из этих работ хранятся в Художественном музее им. Ц. Сампилова.

«Сильным и многогранным в своих поисках мастером пейзажной живописи...» назвала Г.И. Баженова искусствовед С. М. Червонная.

Кроме пейзажа, художник работал над тематическими картинами, натюрмортами. Наиболее известны картины «Розы», «Цветы», «Георгины» (1964 г.).

Баженову свойственно и внимательное отношение к портретному жанру, который позволяет художнику найти образное раскрытие характера, духовного мира человека. Обратившись к портрету современника, известного композитора Бау Ямпилова, художник наделяет его конкретными характерными чертами. Это одно из наиболее известных произведений художника, подчёркивающее творческое состояние человека. Художник отказывается от эффектных приемов и создаёт классически построенный картинный образ.

Много обаяния в портретах жены художника, которые в восприятии зрителей ассоциируются с одухотворёнными женскими образами, мягкими, а порой и строгими.

Мужеством и благородством наделён старый воин (портрет «Ветеран»). Строгим живописным языком отличается «Портрет матери» (1957), бережно хранимый в семье художника. В образе простой русской женщины есть твёрдость и нежность, соединённая со спокойствием, которое глубоко волнует жизненной правдой.

Г.И.Баженов ушёл из жизни в 1984 году, и уже несколько десятилетий отделяют нас от создания его лучших работ. Но они не стареют, и сегодня его произведения продолжают занимать значительное место в бурятской живописи, утверждая ещё раз основные ценности человеческого бытия.

soyol.ru