Александр Николаевич Бенуа (1870–1960). Бенуа картины


БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА

 

 

 

 

 

Александр Николаевич Бенуа

 

 

 

 

Александр Николаевич Бенуа

 

 

 

Автопортрет 1896 (бумага, тушь, перо)

 

 

 

 

 

Биография Александра Бенуа 

 

 

 

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

 

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

 

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.

 

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

 

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

 

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

 

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

 

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.

 

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

 

В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.

 

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

 

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

 

С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.

 

 

 

Кладбище

 

Карнавал на Фонтанке

 

Летний сад при Петре Великом

 

Набережная Рей в Базеле в дождь

 

Ораниенбаум. Японский сад

 

Версаль

 

Версаль. Сад Трианона

 

Версаль. Аллея

 

Из мира фантастичного

 

Парад при Павле 1

 

Итальянская комедия. «Любовная записка»

 

Берта (эскиз костюма В. Комиссаржевской)

 

Вечер

 

Петрушка (эскиз костюма для балета Стравинского «Петрушка»)

 

Герман перед окнами графини (заставка к «Пиковой даме» Пушкина)

 

Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник»

 

Из серии «Последние прогулки Людовика 14»

 

У бассейна Цереры

 

Маскарад при Людовике 14

 

Купальня маркизы

 

Свадебная прогулка

 

Петергоф. Цветники под Большим Дворцом

 

Петергоф. Нижний фонтан у Каскада

 

Петергоф. Большой каскад

 

Петергоф. Главный фонтан

 

Павильон

 

 

 

Репин

 

Аполлинарий Васнецов

 

Константин Коровин

 

Зинаида Серебрякова

 

Рижские художники

 

Выставка Марка Шагала

 

Выставка Пабло Пикассо

 

Воспоминания о Шаляпине

 

Выставка Александра Яковлева

 

s30556663155.mirtesen.ru

Картины Бенуа (живопись), творчество и работы художника Александра Бенуа

Неоднозначная он фигура, Александр Бенуа. Академия художеств казалась ему слишком казенной. «Новое искусство» поначалу вызывало негодование, позже он пытался его понять, по вопросу «понял ли» мнения расходятся. Был порицаем за рафинированность картин и при этом сотрудничал с советской властью. Писал портреты об эпохе Павла I и Людовика XIV («сбежал в версали!»), но в неспокойные 1917−1920-е годы сберег и собрал сокровища Эрмитажа и Русского музея.

Александр Бенуа родился в семье русского дворянина французского происхождения Николая Бенуа (главный архитектор Петергофа) и дочери итальянского архитектора Альберта Кавоса Камиллы. В семье царил культ искусств. Старший брат Александра Альберт был акварелистом, другой брат, Леонтий — архитектором. Оба преподавали в Академии художеств. Сестра Екатерина вышла замуж за скульптора Евгения Лансере. Ее дети, художники Николай и Евгений Лансере, и дочь, известная художница Зинаида Серебрякова, приходились Александру Бенуа племянниками.

Александр Бенуа был женат на своей свояченице — его брат Альберт женился на Марии Кинд, а Александр приметил младшую Анну. В 15 лет он признался ей в любви. Альберт и Мария через некоторое время развелись, а Александр с Атей, как ее называли домашние, прекратили общение, но хватило их ненадолго. Вскоре молодые снова начали встречаться, а закончив университет, Александр Бенуа женился на Анне, которая на всю жизнь стала его верной подругой и любимой женщиной.

В Академию художеств он поступил в 1887 году и проучился четыре месяца, о которых впоследствии отзывался как о потерянном времени. Обучение ему казалось скучным, и главным результатом его стал вывод, что живописи нельзя научиться, слушая лекции. Таким образом, на академическом художественном образовании был поставлен крест, и Бенуа поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Посещать Академию художеств он бросил, но при этом по-настоящему увлекся искусством. Оказалось, что у него есть талант, далеко не всегда совмещаемый с талантом живописным: Александр Бенуа очень хорошо умел «поговорить об этом». В нем обнаружилось стремление наставлять, делиться знаниями, раскрывать подоплеку художественного процесса. Причем делать это так, что окружающим хотелось быть рядом, участвовать и «окружать». Таким образом и был организован «кружок Бенуа», в который вошли люди, в будущем оказавшие немалое влияние на российское искусство, в том числе художник Леон Бакст. Кумирами в живописи члены кружка провозгласили для себя немецких символистов Арнольда Бёклина, Макса Клингера, Адольфа фон Менцеля.

Устными разговорами дело не ограничилось, карьеру искусствоведа Александр Бенуа начал с написания в 1894 году статьи о русских художниках для немецкого сборника Рихарда Мутера «История живописи XIX века».

В 1896 году Бенуа вместе с Леоном Бакстом и Константином Сомовым приезжает во Францию, где с головой погружается в изучение истории французского искусства. В обществе наступает эпоха разочарования в реализме, а Бенуа пытается определиться со своим отношением к новой живописи. Его привлекают импрессионисты Моне и Дега. Но в целом отталкивают непонятные ему тенденции. «Символисты и декаденты потерпели банкротство, обещали кучу, дали какие-то поскребушки», — так Бенуа описывает свое отношение к модернизму.

Известно, что Илья Репин о Бенуа отзывался похвально, отмечая, что его акварели глубоки, свежи, сильны. Впрочем, не менее известно, что Репин вообще в то время крайне благосклонно относился к начинающим художникам. Это позднее он не будет щадить представителей «нового искусства». Давид Бурлюк в манифесте «Галдящие „бенуа“ и Новое Русское Национальное Искусство» даже противопоставляет Репина и Бенуа, заявляя, что Репин ругает и ненавидит искренне, а Бенуа пытается «пристроиться и похвалить», исподтишка втаптывая в грязь.

Известность к Бенуа как к художнику пришла после двух циклов: Версальского и Русского. Любимым его направлением было воссоздание исторических сюжетов. Самые близкие Александру Бенуа темы — Петербург XVIII-начала XIX век" и Франция Людовика XIV. Они раскрыты в версальских сериях 1897 года и 1905−1906 годов и картинах «Парад при Павле I», «Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга» и других. Бенуа удавалось удивительно точно воспроизводить колорит и стиль эпохи.

В 1898 году «кружок Бенуа» выпустил первый номер журнала «Мир искусства». Журнал призывал к прогрессу и обновлению, но при этом активно боролся против передвижничества и модернизма. В 1904 году по причине разногласий издание закрылось. Бенуа за это время написал «Историю русской живописи в XIX веке». Основное направление книги — сохранение традиций русского искусства. «Дело вообще не в исканиях нового, а в строительстве из того, что найдено», — так он формулирует один из своих принципов. Также в книге по достоинству оценен вклад в отечественную живопись Кипренского, Венецианова, Бакста, Сомова. Это издание вышло в 1902 году и вызвало живейший и неоднозначный интерес современников. Исследователи отмечают противоречивость изложения: Бенуа активно отрицает программность искусства, но при этом сам же выдвигает программные установки для его оценки.

В 1910 году в Петербурге Александр Бенуа организует общество «Мир искусства». Первым председателем его стал Николай Рерих. Центральной эстетической идеей обозначена особенная миссия русской живописи и… утопическая всеохватность. Хотелось «объединить и помирить» всех. В отличие от журнала, общество «Мир искусства» не отгораживается от факта существования новых течений и молодых художников: на выставках представлены картины Гончаровой и Ларионова, Лентулова и Сарьяна, Петрова-Водкина и Кончаловского. Бенуа вдруг обнаруживает, что не такая уж это «мазня», за что многократно упомянут в манифесте Бурлюка с упреками в змеином коварстве. Особо стоит отметить кардинальную смену отношения Бенуа к творчеству Натальи Гончаровой. Если поначалу в ее адрес он отпускает язвительные, преисполненные сарказма шуточки, то впоследствии признается, что «не учить нужно Гончарову, а у нее учиться».

Бенуа был отличным иллюстратором. Широкую известность получила «Азбука в картинках Александра Бенуа». Он также иллюстрировал два издания «Пиковой дамы» Александра Пушкина и три варианта его «Медного всадника».

В общественной жизни разворачивалась гигантская революционная утопия, а в культурной сфере теперь уже Страны Советов претерпевала крах попытка организовать эстетическую утопию, в которой хватит места всем. Модернизм, вырвавшись из плена угнетенности, захватил бразды правления, и теперь уже стало негоже быть реалистом. «Многие даровитые живописцы стыдились своих реалистических „замашек“, пряча от посторонних глаз простые, здоровые этюды и выставляя только опыты кубических деформаций натуры, газетных этикетных наклеек и тому подобный вздор», — пишет об этом периоде Бенуа.

Художник испытывает симпатию к большевикам, из-за чего теряет расположение прежних приятелей и коллег. Новое правительство привлекает его к защите от вандализма художественных сокровищ. С 1918 года Бенуа заведует картинной галереей в Эрмитаже и отбирает из частных коллекций, собранных во дворцах Царского Села и Петергофа, ставшие народными картины для музеев. Во многом благодаря Бенуа Эрмитаж и Русский музей в целости и сохранности дошли до потомков.

В 1926 году Бенуа уехал во Францию, где состоялась его первая и последняя персональная выставка. Неизвестно, планировал ли он, уезжая, больше не вернуться на родину или решил это в Париже. Но его рафинированное искусство было весьма и весьма далеко от идеалов революции. Вероятно, свою историческую миссию по сохранению картин для Эрмитажа он уже выполнил.

Известно, что всю оставшуюся жизнь Бенуа тосковал по России. Франция так и не стала для него второй родиной. «Мы не у себя», — с болью писал он в мемуарах.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Художник Александр Николаевич Бенуа|Картины и биография

художник Александр Бенуа картины – 01

Карнавал на Фонтанке

Александр Николаевич Бенуа – крупнейший искусствовед, живописец, издатель и автор великолепных иллюстраций, литератор и театральный художник,  один из основоположников русского модерна.

Биография Александра Бенуа

Александр Николаевич родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.

художник Александр Бенуа картины – 20

Художник Александр Бенуа

Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.

И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.

В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.

В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.

С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.

Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.

В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».

Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.

Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.

А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!

Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.

С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.

С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок… И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.

Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.

Картины художника Александра Николаевича Бенуа

художник Александр Бенуа картины – 02

Летний сад при Петре Великом

художник Александр Бенуа картины – 03

Ораниенбаум. Японский сад

художник Александр Бенуа картины – 04

Версаль

художник Александр Бенуа картины – 05

Версаль. Сад Трианона

художник Александр Бенуа картины – 06

Версаль. Аллея

художник Александр Бенуа картины – 07

Парад при Павле I

художник Александр Бенуа картины – 08

Итальянская комедия. «Любовная записка»

художник Александр Бенуа картины – 09

Вечер

художник Александр Бенуа картины – 10

Герман перед окнами графини (заставка к «Пиковой даме» Пушкина)

художник Александр Бенуа картины – 11

У бассейна Цереры (из серии «Последние прогулки Людовика XIV»)

художник Александр Бенуа картины – 12

Маскарад при Людовике XIV

художник Александр Бенуа картины – 13

Свадебная прогулка

художник Александр Бенуа картины – 14

Петергоф. Цветники под Большим Дворцом

художник Александр Бенуа картины – 15

Петергоф. Нижний фонтан у Каскада

художник Александр Бенуа картины – 16

Петергоф. Большой каскад

художник Александр Бенуа картины – 17

Купальня маркизы

художник Александр Бенуа картины – 18

Набережная Рей в Базеле в дождь

художник Александр Бенуа картины – 19

Картина из серии «Последние прогулки Людовика XIV»

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

28 Окт 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: жанровая живопись, русская живопись 1917     887       Поделитесь записью

svistanet.com

биография, творчество, картины и личная жизнь художника.

Работа над картиной в мастерской, создание эскизов театральных костюмов и декораций, подготовка к публикации очередной статьи об искусстве... Таким был обычный день Александра Бенуа — художника, критика, искусствоведа и театрального деятеля.

Из династии Бенуа

Александр Бенуа родился в Санкт-Петербурге в семье архитектора Николая Бенуа и его жены Камиллы. Среди родственников Александра Бенуа был Альберт Кавос, создатель проекта Мариинского театра, актер Питер Устинов, художница Зинаида Серебрякова. Едва ли не половина представителей культуры Серебряного века так или иначе были связаны с родом Бенуа.

В своих воспоминаниях художник подчеркивал, что его художественные и эстетические взгляды сформировали две категории переживаний. Первая и наиболее сильная — это театр. Александр Бенуа навсегда связал понятие «художественность» с понятием «театральность». Именно на сцене, по его мнению, возможно достижение высшей цели искусства — синтеза искусств. Вторая категория переживаний — это впечатления от знакомства с петербургскими царскими резиденциями и пригородами.

«От этих разнообразных петергофских впечатлений… вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля».

«Охватить предмет как можно шире и изучить как можно глубже»

Александр Бенуа учился в частной гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге. Здесь он сблизился с Сергеем Дягилевым и другими участниками будущего «Мира искусства». Некоторое время посещал вечерние классы Академии художеств. Основным навыкам живописи его обучил брат Альберт.

Александр Бенуа считал, что только через самообразование можно достичь совершенства в своей профессии. На протяжении всей жизни он изучал изобразительное искусство, стал блестящим искусствоведом. Среди его работ — глава о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века», «История живописи всех времен и народов», один из лучших путеводителей по Эрмитажу и многое другое.

«К простейшим и вернейшим изображениям действительности»

На формирование авторского стиля Бенуа-художника оказали влияние петербургская культура, заграничные поездки и изучение западноевропейского искусства.

«Во мне «пассеизм» начал сказываться как нечто совершенно естественное еще в раннем детстве. …Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым, пожалуй, даже более знакомым, нежели настоящее. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему».

Особенно часто Бенуа пишет царский Петербург и его дворцово-парковые ансамбли, сцены из жизни исторических персонажей, пейзажи Франции и версальские парки.

Бенуа написал «Азбуку в картинках» и создал иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли в историю книжной графики.

Особое место в его творчестве занимает театр. Бенуа создавал декорации к постановкам, разрабатывал эскизы костюмов. Он помогал оформлять несколько спектаклей для Русских сезонов в Париже.

Александр Бенуа в комиссии Горького

Александр Бенуа боролся за сохранение культурного наследия. Сразу после Октябрьской революции он тесно сотрудничал с Максимом Горьким в Комиссии по охране памятников искусства. Художник был одним из первых, кто побывал в Зимнем дворце после его штурма и описал это в своих воспоминаниях.

Бенуа помогал восстановить деятельность Русского музея и составить новую экспозицию искусства XVIII–XX веков. Позже художник стал заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, параллельно проводил исследовательскую работу.

Также он работал над сохранением архитектурных памятников Петербурга и его пригородов, а результаты своей работы он освещал в серии статей.

«Это народное имущество, это наше добро, и нужно сделать всё от нас зависящее, чтоб народ это осознал и чтоб он вошел во владение тем, что ему принадлежит по праву. Самая идея народности всякого искусства, всего того, во что люди из народа вкладывали свои идеалы красоты, вот эта идея должна сейчас выявиться и ожить с особенной силой».

Эстетические взгляды «Мира искусства»

Кружок «Мир искусства» (как и его журнал) стал, по словам Бенуа, «практической необходимостью». В обществе передвижников наметился кризис, и художникам необходим был новый вектор движения. Журнал знакомил аудиторию с западной классикой и модерном, отечественной живописью и архитектурой.

В различное время в состав объединения входили Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Лев Бакст, Константин Сомов и, конечно, Сергей Дягилев. Разделял взгляды мирискуников и Илья Репин.

«Нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться».

«Мир искусства» объявлял красоту главной целью творчества. Субъективность этой цели давала художникам полную свободу — как при выборе темы, так и при выборе художественных средств.

«Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».

В 1926 году Александр Бенуа эмигрирует во Францию. Художник разочаровался в новой власти, в новой идеологии искусства и не смог смириться с продажей коллекции Эрмитажа. В эмиграции он продолжает писать картины и создавать декорации для театра. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году. Он оставил после себя огромное творческое наследие: картины и книги, публикации и мемуары.

«Истинная радость получается от сознания, что творения, будь то пластические образы (в том числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будь то мысли и слова, соответствуют какой-то внутренней подсказке или тому, что принято называть «вдохновением». Но только пока это соответствие существует, рождается подлинное искусство и рождается красота».

Бенуа-картинки

Александр Бенуа. Пейзаж со статуей. Версаль. 1905–1906

Бенуа-картинки

Александр Бенуа. Петергоф. Большой каскад. 1901

Бенуа-картинки

Александр Бенуа. Версаль. Сад Трианона. 1906

Природа не отдыхала: художественные династии России

Бенуа, Маковские, Брюлловы ... Семьи, которые составили славу русской культуры.

www.culture.ru

Александр Бенуа - 77 произведений

Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (фр. Alexandre Benois; 21 апреля [3 мая] 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества. С 1885 по 1890 года учился в частной гимназии К. И. Мая, где познакомился с будущими соратниками по «Миру искусства» Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым.

Некоторое время учился в Академии художеств, но не закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая. Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» — картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Бенуа — один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм.

В 1903 году Бенуа создал серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» — один из шедевров отечественной книжной графики. Впоследствии художник неоднократно возвращался к этому сюжету, в общей сложности его работа с иллюстрациями к последней поэме Пушкина продолжалась 19 лет — с 1903 по 1922 года. В этот период Бенуа много работал для театра, занимался созданием декораций и режиссурой. В 1908—1911 годах — художественный руководитель «Русских сезонов» Сергея Дягилева, прославивших за рубежом российское балетное искусства.

В 1919 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в СССР стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала.

В последние годы работал над обстоятельными мемуарами. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Происходил из художественной династии Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.

Женился в 1894 году на дочери музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда, Анне Карловне (1869—1952), с которой был знаком с 1876 года (с момента бракосочетания старшего брата Александра — Альберта Бенуа со старшей сестрой Анны — Марией Кинд). У них родились дети:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Александр Николаевич Бенуа (1870–1960). Мастера исторической живописи

Александр Николаевич Бенуа

(1870–1960)

Работая над историческими циклами «Последние прогулки Людовика XIV» и «Версальская серия», Бенуа много времени посвящал изучению исторических источников. Среди них — «Записки» герцога Луи де Сен-Симона, прозаические и стихотворные произведения, музыка XVII века, а также старинные гравюры. Все это помогло художнику проникнуться духом эпохи и правдиво отразить прошлое.

Русский художник Александр Николаевич Бенуа родился в семье известного архитектора Н. Л. Бенуа. Рисунку и живописи он учился самостоятельно, много времени проводя в Эрмитаже, посещая Петродворец, Павловск, Царское Село, Ораниенбаум. Важную роль в становлении художника сыграло также знакомство с творчеством великих мастеров прошлого в музеях и галереях Франции, Италии, Германии, куда Бенуа приезжал неоднократно.

Во Франции восхищение молодого художника вызвала изысканность Версальского парка, названного Бенуа «исполинским храмом под открытым небом». Любуясь им, мастер создал множество этюдов. С Версальским парком связаны и две живописные серии («Последние прогулки Людовика XIV», 1896–1898 и «Версальская серия», 1905–1906).

Обратившись к теме прогулок короля, Бенуа стремился передать все очарование и великолепие окружавшей Людовика обстановки. Художник писал: «Меня тянуло к известному украшению и обобщению того, что мне дала непосредственно действительность. Мне хотелось восстановить в своих изображениях более роскошное прошлое… населить его ожившими тенями, воскресить „спектакли“ Луи Каторза… Как-то особенно трогает при этом мысль, что все, что видишь, когда-то служило фоном для пестрой суеты канувших в вечность поколений». Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897; «У бассейна Цереры», 1897; «Кормление рыб», 1897; «У Курция», 1897 — все в Русском музее, Санкт-Петербург).

А. Н. Бенуа. «Город XVIII века», 1906

А. Н. Бенуа. «Китайский павильон. Ревнивец», 1906, Третьяковская галерея, Москва

Фигуры людей на картинах Бенуа кажутся слишком маленькими по масштабам, таким образом автор пытается показать незначительность, ничтожество бывшего властителя Франции и его вельмож перед бессмертными творениями талантливых мастеров, архитекторов и скульпторов. Фигуры людей, прогуливающихся по аллеям парка, несколько гротескны. Но, наряду с иронией, в произведениях Бенуа присутствуют лирические ноты, придавая картинам сходство с пейзажем настроения.

Хотя произведениям из циклов «Последние прогулки Людовика XIV» и «Версальская серия» свойственна некоторая повествовательность, заметно, что автора интересует не столько изображение событий, сколько характер, стиль эпохи. Классический парк с четкими ритмами деревьев и фигурных решеток, неторопливое, спокойное шествие Людовика, окруженного придворными, — все детали подчеркивают великолепие и торжественность природы и дворцовых ансамблей парка.

Основное место в «Версальской серии» занимают пейзажи. Одна из самых интересных сюжетных композиций цикла — «Прогулка короля» (1906, Третьяковская галерея, Москва).

А. Н. Бенуа. «Парад при Павле I», 1907, Русский музей, Санкт-Петербург

Как и в других произведениях с мотивами Версальского парка, внимание художника акцентируется на стиле эпохи. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Он как будто противопоставляет их бронзовой скульптурной группе, изображающей детей, играющих в воде. В отличие от короля и его свиты, напоминающих легкие тени прошлого, бронзовые ребятишки кажутся энергичными и живыми. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки Людовика XIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Во всех картинах прослеживается мысль о вечности природы и творений, созданных руками людей, в то время как человеческая жизнь являет собой лишь мгновение истории.

Подобно многим мирискусникам масляным краскам Бенуа предпочитал темперу и гуашь, что делало его живопись графичной. Такова картина «Китайский павильон. Ревнивец» (1906, Третьяковская галерея, Москва).

Большую известность художнику принесли литературные иллюстрации. Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905), иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905; вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой.

Бенуа любил Петербург и посвятил ему немало своих работ. В их числе рисунки для журнала «Мир искусства», а также серия картин из русской истории («Выход императрицы Екатерины II в Царском Селе», 1909, Картинная галерея Армении, Ереван; «Петербургская улица при Петре I», 1910, частное собрание и др.).

Известная картина Бенуа «Парад при Павле I» (1907, Русский музей, Санкт-Петербург), отразившая критическое отношение художника к прошлому России, вошла в серию «Картины по русской истории» издательства И. Н. Кнебеля. Изобразив сцену парада на плацу перед Михайловским замком, мастер показал мрачное время правления Павла I с его военной муштрой, бесконечными плац-парадами, жестокими наказаниями.

Тягостное ощущение подчеркивает пейзаж: унылая громада недостроенного дворца, низкое северное небо, медленно падающий снег. Перед сидящим на коне императором стоит провинившийся офицер с непокрытой головой. В глубине площади возвышается памятник Петру I с надписью: «Прадеду — правнук». Документально точно и правдиво и в то же время художественно Бенуа показал зрителю эпоху Павла I.

Как и другие художники — представители «Мира искусства», Бенуа отдавал много сил и времени театру. Он оформлял постановки «Русских сезонов» С. П. Дягилева («Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1909; «Жизель» А. Адана, 1910). Одной из лучших работ в области сценографии стал балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1911).

В 1926 году Бенуа эмигрировал во Францию, где занимался главным образом театрально-оформительской деятельностью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru


Смотрите также