Джан Лоренцо Бернини: жизнь и творчество художника. Бернини картины


Джованни Лоренцо Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини

Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе Лоренцо было лет десять, когда его отец, известный скульптор Пьетро Бернини, переехал по приглашению папы Павла V из Неаполя в Рим для работы над мраморной группой в одной из ватиканских капелл получививший к тому времени технические навыки обработки мрамора маль- Церковь Сант-Андреа аль Квиринале вРиме.

]Мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. О

его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V,получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе, и поразил всех создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «ПохищениеПрозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все — 1619—1625) Юный самоучка сумел добитьс я невероятной динамики масс и линий отражающей эмоциональное напряжение персонажей, и почти иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева.

С тех пор сменявшиеся на престоле папы передавали его друг другу как

драгоценнейшее наследство. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики,лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие.Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». С начала 20-х годов XVII века по его идеям, под его руководством создаются самые знаменитые памятники и формируется стиль римского барокко.

Этот новый стиль, предельно выразительный и динамичный,сталкивает в

драматических конфликтах земную и небесную, материальную и духовную стихии. Самым благодатным полем для этого оказалась архитектура, тесно связанная с реальной жизнью и открывающая широкие возможности для синтеза —одного из важнейших принципов барокко, поскольку архитектурный ансамбль обязательно включает в себя живописное и скульптурное убранство.

Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. К

17-му столетию сложился новый католический ритуал, обставленный с театральной пышностью, и храмы должны были служить ему достойным обрамлением.Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы.Лоренцо Бернини одним из первых предложил для церкви Санта-Бибиана новый тип фасада — свободную живописную композицию. Он еще молод и только пробует сочетать разные традиции, стили, манеры, приемы, но подобное сочетание с танетодной из главных отличительных черт барокко.

Выразительность палаццо Монтечиторио основана на

многократно изломанной линии его главного фасада, следующей очертаниям площади, на которую он выходит, но в еще большей мере на сильном выделении его центральной части протяженностью в семь оконных осей Слегка выступая вперед, наподобие ризалита,она снабжена трехпролетным входным порталом в ордерном обрамлении и увенчан а высоким аттиком, отделяющим ее от боковых крыльев В строгой горизонтали трехэтажного палаццо Одескальки какая-либо акцентировка центра отсутствует вовсе, но зато здесь использован другой выразительный прием вместо обычного поэтажного членения впервые в архитектуре частных дворцов использован в качестве ведущего композиционного принципа большой ордер Ровная череда пилястр с коринфскими капителями, охватывающих собой два верхних этажа, вносит в фасад элемент подчеркнутого единства. Этот прием получил впоследствии широкое распространение в европейской дворцовой архитектуре, став олицетворением парадной торжественности.

В 1665 году Бернини поехал в Париж для работы над проектом  фасада Лувра по приглашению Людовика XIV.Бернини предложил фасад с ризалитами, с колоссальным ордеромизом

полуколонн и пилястров на цокольном этаже. Этот впечатляющий проект был чем-то вроде стратегического хода итальянской школы в наметившемся соперничестве двух школ Законы централизации фасада, регулярности, соподчинения элементов практически не действуют, так что этот проект противостоял наметившимся во Франции тенденциям по главным пунктам.

Проект Бернини встретил упорную оппозицию в среде французских

архитекторов и всех тех, кто был связан с архитектурой по ведомству Кольбера, возглавившего в качестве верховного администратора всю строительную деятельность государства. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца, и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов,а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро.

Рим немыслим без созданных Бернини фонтанов Бесконечному движению

каскадов воды вторят причудливые изгибы раковин, фигурок дельфинов и тритонов в фонтане Тритона на площади Барберини, в фонтане Мавра на площади Навона В фантастическом фонтане Четырех рек масса скульптурных форм,символизирующих реки, животных, растения, и необработанных каменных глыб, среди которых высится египетский обелиск, купается в бьющих, брызжущих, плавнольющихся со всех сторон, потоках и струях.

Папа Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера». Современники включили его в ряд «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения. Он так и не получил профессионального архитектурного образования, оставаясь гениальным дилетантом с математическим глазомером и непогрешимым чувством архитектурного пространства.Проектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской.

Вклад Бернини в искусство скульптуры не менее значителен.В колоссальном наследии Бернини, кроме архитектурных искульптурных

шедевров, остались живописные и графические работы. Он был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором,впервые, в частности, изобретшим замечательную машину «восход солнца». Слух о ней дошел до французского короля Людовика XIII, попросившего у автора модель, и тот послал ее с примечанием: «Будет работать, когда я вам пошлю мои руки и голову».

Мастер прожил долгую жизнь. Он умер 12 ноября 1680 года вРиме.

Обладая могучим природным талантом, будучи сильной личностью, занимая высокое положение при папском дворе, он приобрел непререкаемый авторитет и превратился в «художественного диктатора» Италии XVII века. А потомки с уважением и благодарностью вспоминают Джованни Лоренцо Бернини за творческое вдохновение художника, подарившего миру бессмертные произведения.ссылка.Лично мне очень понравилось творчество Бернини, думаю, это один из лучших творцов

в мире во все времена.

[/cut]

Экстаз блаженной Людовики Альбертони Джованни Лоренцо Бернини. Ангел 117.05 КБ Аполлон и Дафна Джованни Лоренцо Бернини.Джованни Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины Джованни Лоренцо Бернини. 

 

  

art.mirtesen.ru

Джованни Лоренцо Бернини - картины и скульптуры (всего 56)

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — итальянский архитектор и скульптор. Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением, и чьё влияние было непомерно сильно…». Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Также он уделял время созданию декоративных предметов, таких как лампы, столы, зеркала, и даже кареты. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру, такие как публичные фонтаны и надгробные памятники. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.

Бернини обладал способностью не только изобразить драматическое повествование с персонажами, испытывающими сильные переживания, но и организовать масштабные скульптурные проекты, передающие неподдельное величие. Его мастерство в обработке мрамора затмило других скульпторов его поколения, в том числе его соперников, Франсуа Дюкенуа и Алессандро Альгарди, и сделало его достойным преемником Микеланджело. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Кроме того, будучи глубоко верующим человеком и работая в Риме периода Контрреформации, Бернини применял свет как театральный и метафорический инструмент в своих религиозных сооружениях, часто используя скрытые источники света, которые могли бы усилить эффект богослужений или повысить драматизм скульптурного повествования.

Бернини и его современники, архитектор Франческо Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона, сыграли ведущую роль в возникновении римской архитектуры барокко. В начале своей деятельности они вместе работали над Палаццо Барберини, в начале под руководством Карло Мадерно, а после его смерти, под руководством Бернини. Однако, в дальнейшем между ними разгорелась конкуренция за подряды, которая переросла в откровенную вражду, особенно между Бернини и Борромини. Несмотря на, возможно, бо́льшую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Петра, законченного при папе Павле V, и, после добавления Мадерно нефа и фасада, наконец освященного папой Урбаном VIII, завершившим полтора века проектирования и строительства. Проект площади Святого Петра перед собором работы Бернини стал одним из его самых успешных и новаторских проектов. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра[en] (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе.

На протяжении своей долгой карьеры Бернини выполнял множество заказов и большинство из них было связано со Святым Престолом. В ранние годы он попал в поле зрения кардинала-племянника Шипионе Боргезе, и в 1621 году, в возрасте 23 лет, был посвящён в рыцари папой Григорием XV. При восшествии на престол папа Урбан VIII, как сообщается, заметил: «Это большая удача для вас, кавалер, что вы смогли узреть, как кардинала Маффео Барберини сделали папой. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате.». Хотя при правлении Иннокентия X он не достиг больших успехов, в период правления Александра VII он восстановил своё художественное доминирование и при Клименте IX по-прежнему был в почёте.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

все его работы в Риме

                                        «Шедевры Бернини - единство визуального искусства».Ирвинг Лавин Действительно, в своих шедеврах Бернини удалось синтезировать скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое.

Он был ведущей фигурой в становлении римского и всего итальянского барокко. Он основал стиль борокко в архитектуре и скульптуре и впоследствии развил его до совершенства.Сумел превратить глыбы мрамора в живые, «дышащие» фигуры. Ему удалось сделать свой любимый материал, мрамор, податливым, «как воск» и достиг иллюзии подвижности пластических форм. Он также использовал театральные приемы ложной перспективы и оптические устройства, для достижения иллюзии большей длины и размеров.

Бернини родился в Неаполе 7декабря 1598 года. Его отцом был Пьетро Бернини, талантливый скульптор-маньерист родом из Флоренции, а матерью Анжелика Галанте, неаполитанка.Джованни Лоренцо получил свое начальное образование у своего отца Пьетро и в возрасте 7 лет он отправился с ним в Рим где Пьетро был вовлечен в несколько крупных проектов. Здесь в Риме Джованни Лоренцо начал свою карьеру, помогая отцу в его работе. Где жил Бернини в Риме можно посмотреть здесь и здесь.

Джованни Лоренцо был ребенком вундеркиндом и работал так усердно, что заслужил похвалу известного художника Аннибале Карраччи и вскоре был замечен папой Павлом V, который начал ему покровительствовать. Следует отметить,что в течение своей долгой карьеры, Бернини получил много важных заказов, которые были связаны со сменяющимися на престоле папами. Его ранние работы очень понравились папскому племяннику кардиналу Шипионе Боргезе, который также начал ему покровительствовать и в 1621 году, в возрасте всего 23, Бернини был посвящен в рыцари Папой Григорием XV.

Его первые работы были вдохновлены древней эллинистической скульптурой. Он находился под сильным влиянием античных греческих и римских произведений искусств, которые тщательно изучал в Ватикане. Кроме этого он обладал глубокими знаниями живописи Высокого Возрождения начала 16 века. Его изучение и подражание Микеланджело проявилось в его скульптуре Святой Себастьян (ок.1617), выполненной для кардинала Маффео Барберини, который позднее стал папой Урбаном VIII и был самым большим покровителем Бернини (хранится в Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид).

В 1629 году Бернини был назначен архитектором Собора Святого Петра и Палаццо Барберини. С тех пор Бернини занимал ведущие позиции в итальянском искусстве 17 столетия, процветающем под покровительством своих кардиналов и пап. Во время правления Иннокентия X, Бернини,временно находился в опале. Однако в это время он создал один из своих величайших шедевров – капеллу Корнаро в небольшой римской церкви Санта Мария делла Виттория (1644-1655).

Бернини умер в возрасте 81-го года, пережив 8 пап. После своей смерти он обрел славу не только величайшего художника Европы, но и как одного из величайшего представителя своей эпохи. Он был похоронен в Базилике Санта Мария Маджоре в Риме.Все работы Джованни Лоренцо Бернини в Риме и провинции:

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале

Коллегиальная церковь Санта-Мария-Ассунта (Аричча/Ariccia)

www.ciao-bellaitalia.com

Джан Лоренцо Бернини: жизнь и творчество художника

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» (БСЭ).

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Джана Лоренцо Бернини

Цитаты художника

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Бернини родился в Неаполе 7декабря 1598 года. Его отцом был Пьетро Бернини, талантливый скульптор-маньерист родом из Флоренции, а матерью Анжелика Галанте, неаполитанка.

Джованни получил свое начальное образование у своего отца Пьетро и в возрасте 7 лет он отправился с ним в Рим, где Пьетро был вовлечен в несколько крупных проектов Здесь в Риме Джованни начал свою карьеру, помогая отцу в его работе.

Джованни был ребенком вундеркиндом и работал так усердно, что заслужил похвалу известного художника Аннибале Карраччи и вскоре был замечен папой Павлом V, который начал ему покровительствовать.

Следует отметить, что в течение своей долгой карьеры, Бернини получил много важных заказов, которые были связаны со сменяющимися на престоле папами. Его ранние работы очень понравились папскому племяннику кардиналу Скопионе Боргезе, который также начал ему покровительствовать и в 1621 году, в возрасте всего 23, Бернини был посвящен в рыцари Папой Григорием XV.

Бюст Кардинала Сципиона Боргезе 1630

Его первые работы были вдохновлены древней эллинистической скульптурой. Он находился под сильным влиянием античных греческих и римских произведений искусств, которые тщательного изучал Ватикане.

Кроме этого он обладал глубокими знаниями живописи Высокого Возрождения начала 16 века.

Его изучение и подражание Микеланджело проявилось в его скульптуре Святой Себастьян (ок. 1617), выполненной для кардинала Маффео Барберини, который позднее стал папой Урбаном VIII и был самым большим покровителем Бернини.

Святой Себастьян

В 1629 году Бернини был назначен архитектором собора Святого Петра и Палаццо Барберини. С тех пор Бернини занимал ведущие позиции в итальянском искусстве 17 столетия, процветающем под покровительством своих кардиналов и пап.

Во время правления Иннокентия X, Бернини, временно находился в опале. Однако в это время он создал один из своих величайших шедевров – капеллу Корнаро в небольшой римской церкви Санта Мария делла Виттория (1644-1655).

Бернини занимался также рисованием и драматургией.

Вскоре Бернини получил новый заказ. Ему было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра. Церковь стояла на болотистой почве, и это было очень рискованно. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Через два месяца появились трещины. Было проведено расследование причин ошибки Бернини.  23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Папа Иннокентий X принял решение уничтожить башни. 

Он стал получать заказы от низких слоев общества. Шанс восстановить доброе имя ему дал знатный кардинал Карнало, который заказал ему скульптуру Святой Терезы. Бернини создает «Экстаз святой Терезы». Работа понравилась кардиналу. Интерес к Бернини вновь вырос. Иннокентий X стал дружить с ним. Бернини стал примерным христианином и всю жизнь прожил спокойно.

Бернини умер в возрасте 81-го года, пережив 8 пап.

После своей смерти он обрел славу не только величайшего художника Европы, но и как одного из величайшего представителя своей эпохи.

Он был последним в замечательном ряду универсальных гениев Италии, сумев создать стиль барокко, последний итальянский стиль, ставший международным стандартом.

Его смерть положила конец гегемонии итальянского искусства в Европе.

Он был похоронен в Базилике ди Санта Мария Мадджиоре в Риме, Италия. 

БЕРНИНИ ПРОТИВ БОРРОМИНИ

Борромини родился в Швейцарии в итальянском кантоне Тичино. Настоящая фамилия архитектора была Кастелли, но, перебравшись в Рим, он стал называть себя Борромини. Современники его описывали как человека импульсивного, раздражительного, впадающего в меланхолию. Слава Борромини долго оставалась в тени популярности Бернини.

Бернини и Борромини работали вместе над некоторыми проектами.

Например, огромный балдахин в соборе Святого Петра, известный только как «балдахин Бернини» является совместной работой двух архитекторов. Тогда за это задание боролся Борромини, который на тот момент был более квалифицированным мастером. Борромини был очень обижен на Бернини, в том числе и на его высокомерное поведение. Борромини был вынужден помогать Бернини в строительстве, но все заслуги были причислены Бернини. Эту обиду Борромини так и не простил Бернини. 

Все эти моменты не улучшали отношения между Бернини и Борромини, и их вражда даже вошла в легенду.

Говорят, что Бернини посмеялся над соперником, изобразив одну аллегорическую фигуру в фонтане с вытянутой рукой так, будто она готова удержать падающую церковь, а второе скульптурное изображение прячет голову под покрывалом, чтобы не видеть архитектурного шедевра Борромини.

В 1626 году Бернини занимался расширением дворца Пропаганда Фиде на площади Миньянелли, но в связи со смертью Убрана VIII работы поручили Борромини. В этот период дом, где жил Бернини находился рядом с тем дворцом. И известные архитекторы издевались друг над другом, вырезая на стенах дворцов то уши осла, направленные в сторону Бернини, то мужское достоинство, направленное в сторону Борромини. Потом, правда, это архитектурное хулиганство убрали.

Бернини было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра. Сперва была идея создать маленькие колокольни, но неопытный Бернини решил сделать башни побольше. Церковь стояла на болотистой почве, и это было очень рискованно. У Бернини не было честных и опытных помощников. Единственным, кто разбирался в подобных постройках, был Борромини, но их отношения были слишком плохими.

В июле 1641 года он представил свою первую башню. Через два месяца появились трещины. Бернини сильно переживал и перестал есть. Трещины увеличивались. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Борромини представил все улики против Бернини. 23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Папа принял решение уничтожить башни. Уничтожение заняло 11 месяцев. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа «Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству. Интерес к Бернини вновь вырос. Иннокентий X стал дружить с ним. Художник вернул себе славу.

Скверный характер съедал Борромини, он завидовал успехам конкурентов. После серии неудач Борромини покончил жизнь самоубийством.

ТВОРЧЕСТВО

Он основал стиль борокко в архитектуре и скульптуре и впоследствии развил его до совершенства.

Он был более знаменит как архитектор и скульптор , чем как художник. Однако его картины и, в частности Автопортрет (1623), свидетельствуют о его высоком мастерстве рисовальщика. Кроме того, он писал пьесы, конструировал декорации, был постановщиком театральных феерий.

Автопортрет в юном возрасте 1623

В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия». Увидев эту скульптуру кардинал Скопион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. Многие из его ранних скульптур, таких как Эней, Анхис и Асканий (1619), Похищение Прозерпины (1622), Давид (1623-24), Аполлон и Дафна (1625), были выполнены для кардинала Сципиона Боргезе, одного из самых влиятельных покровителей этого периода. Все эти произведения находятся в галерее Боргезе, в Риме.

Похищение Прозерпины Похищение Прозерпины Аполлон и Дафна Аполлон и Дафна Давид

Его первой архитектурной работой была реконструкция церкви Святого Вивиана (Бибиана) в Риме. В то же время, Бернини получил заказ на создание символической структуры над могилой Святого Петра в базилике Святого Петра в Риме. Под патронатом Урбана VIII, первого из восьми пап, которым ему пришлось служить, на протяжении 1624- 1633 годов, он создал знаменитый огромный золочено-бронзовой балдахин над могилой Святого Петра в Риме.

Свои наиболее известные художественные шедевры Бернини создал в период с середины 1640-х по 1660-е годы. В это время папы Урбан VIII, Иннокентий X и Александр VII предоставили ему беспрецедентные возможности для построения церквей, часовень, фонтанов, памятников, надгробий и скульптур. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. Терезы (1645-52), изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3,5 м), освещенную отраженным светом, идущим из скрытого окна. Этот шедевр является одним из самых вдохновенных памятников истории искусства и самым серьезным примером зрелого мастерства Бернини.Экстаз святой Терезы 1640

На протяжении 1648-1651 годов Бернини создал одну из самых впечатляющих своих работ -Фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона в Риме. Фонтан представляет собой древне египетский обелиск над полой скалой увенчанной четырьмя мраморными фигурами символизирующими четыре самые большие реки мира. В церкви Св. Петра, он создал Скала Реджа и героической конная статуя Константина (1654-70).

Фонтан четырех рек-1651

Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Между 1658 и 1670 Бернини построил три церкви: Сан Томасо ди Вилланова в Кастельгандольфо, Вознесения Санты-Мария на Ариччиа и Сан Андреа аль Квиринале в Риме. Еще с 1656 года он начал работать над монументальной композицией, Площадью Святого Петра — большой эллиптической площадью и раскрывающей свои объятия коллонадой в передней части церкви. Этот шедевр Бернини, созданный в 1656-1663 гг., является одним из его самых новаторских и успешных архитектурных проектов и его величайшим достижением. Именно его архитектурные проекты, в том числе и колоннада Святого Петра, принесли ему наибольшую известность и мировую славу.

Вид на площадь Святого Петра. Колоннада

В 1665 году Людовик XIV пригласил его в Париж, для завершения строительства Лувра, но новаторские планы Бернини не нашли одобрения. Возвратившись в Италию, он продолжил работу над площадью Святого Петра.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

«Ангелы и демоны» — роман, герои которого разгадывают загадки, оставленные Бернини.

Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Однажды до него дошли слухи, что Констанция изменяет ему с его младшим братом Луиджи, тоже скульптором и математиком. Джованни решил проверить эти слухи и в один день сказал, что уедет через день и в городе его не будет. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся. Но как выяснялось, Джованни заранее послал в свой дом слугу, которому дал задание изуродовать Констанцию. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции. Бернини был обвинен в нанесении тяжких телесных повреждений и покушении на убийство. Урбан VIII уладил дело и приговорил Джованни к штрафу, а также заставил его жениться на Катерине Тезио, дочери римского адвоката. Луиджи Бернини за участие в драке был выслан в Болонию, а слуга и Констанция (которую обвинили в прелюбодеянии) были отправлены в тюрьму. Констанция некоторое время просидела в тюрьме и вышла благодаря своему мужу. Луиджи вскоре вернулся в Рим, но был вновь выслан за попытку изнасилования. 

Когда королева Швеции Кристина посетила Бернини в его студии, он встретил ее в рабочем халате скульптора, и она не восприняла это как оскорбление ее величества, но просто потрогала халат как исторический экспонат. 

ЦИТАТЫ ХУДОЖНИКА

  • Три вещи, которые необходимы для успеха в живописи и скульптуре: видеть красоту, и приучать себя к этому с молодых лет, упорно работать и получать хорошие советы.
  • Архитектор доказывает свое мастерство, переводя недостатки пространства в достоинства.
  • Существуют два приема, которые могут помочь скульптору оценить свою работу: первый, не видеть ее некоторое время. Второй … посмотреть на свое произведение через очки, которые будут менять его цвет, увеличивать или уменьшать его размеры, делать его неузнаваемым, так, чтобы оно выглядело, как будто это работа другого …
  • Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Бернини, Джовани Лоренцо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
  • Аркин Д. Лоренцо Бернини // Искусство. 1955, № 6
  • Лившиц Н. А. Бернини. — М.: Искусство, 1957

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, geniusrevive.com, biancoloto.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Джан Лоренцо Бернини: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джан Лоренцо Бернини: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Джованни Лоренцо Бернини (Bernini),(1598-1680), итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитекту: ledi_oks

Автопортрет, 1623

Скульптуры Лоренцо Бернинина мифологические и античные сюжеты:

Эней покидает Трою

Фонтан Тритон,Пьяцца Барберини, Рим

">

Нептун и Тритон

Фонтан Тритон,Пьяцца Барберини, Рим

Похищение Прозерпины,1621

Похищение Прозерпины,1621, фрагмент

Похищение Прозерпины,1621

В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Это два античных образа — Плутона и Прозерпины, дочери богини пладородия Цереры, которую Плутон похитил, что бы сделаьть женой. Этот сюжет, который использовал Бернини, в очередной раз подчеркивает отношение мастеров бароко к античности. Скульптура решена многозначно, Бернини использовал живой, даже, философичные приемы для того, чтобы показать божественное начало Плутона, его величие и мощь; и незащищенность и открытость Презернины. Презерпина по отношению к мощной фигуре Плутона значительно меньше в размерах, этим подчеркнута тщетность ее усилий скрыться от своего приследователя.

Аполлон и Дафна,1625

Аполлон и Дафна,1625, фрагмент

В скульптурной композиции «Аполлон и Дафна» Бернини изобразил момент, когда Дафна рванулась вперед, слегка отрываясь от земли. В это время из пальцев ее ног вырастают корни, а из протянутых рук и взметнувшихся волос — листья. Именно этот момент запечатлен в «Метаморфозах» Овидия:Нежная девичья грудь корой окружается тонкой,Волосы — в зелень листвы превращаются, руки же — в ветви;Резвая раньше нога становится медленным корнем,Скрыто листвою лицо, — красота лишь одна остается.Фигура Дафны очаровательна! Оглянувшись и увидев Аполлона, она вскрикивает и вихрь волос, воспетых Овидием, взвивается вокруг ее слегка запрокинутой головы. Скульптору мастерски удается передать стремительность бега девушки, ее душевное волнение, растерянность, испуг. В изображении Аполлона Бернини следовал Аполлону Бельведерскому дренегреческого скульптора Леохара. Скульптурная композиция поразила современников. Весь Рим шел смотреть на нее, как на одно из чудес.Об этой скульптуре Бернини поэт Марино (1569-1625) написал в поэме «Адонис»:Зачем, скажи, о Дафна,Ты от меня бежишьИ верностью моей не дорожишь?Ты нимфа? Или дерево над кручей,Не знающей тропы?Ты дерево — и потому молчишь?Но если так, откудаДля бегства эти легкие стопы?

Сатир, дразнимый детьми

Триумф, Галерея Боргезе, Рим

Произведения Лоренцо Бернини на библейские сюжеты:

Святой Себастьян,римские катакомбы

Saint Longinus

Давид с головой Голиафа

Давид, 1623

Аввакум и ангел

Даниил

Даниил и лев

ЭкстазСвятой Терезы, 1650

ЭкстазСвятой Терезы, 1650

Несложно написать красками воздушные облака или парящие фигуры, а вот превратить мрамор в пар и лишить его весомости — это под силу только такому виртуозу, каким был Джованни Лоренцо Бернин

Другие работы Лоренцо Бернини:

Беата Людовика Альбертони

Пьяцца Испания, лестница, Рим 1

Пьяцца Испания, фонтан Лодочка, Рим

Фонтан Мавр, Пьяцца Навона, Рим

Фонтан четырех рек (Дунай, Ганг, Нили Риа делла Плата), Пьяцца Навона, Рим

Плошадь Святого Петра в Риме

Плошадь Святого Петра в Риме

Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Площадь перед собором особенно отчетливо выявляет архитектурный гений Бернини, его способность моделировать пространство. Он добился впечатления композиционного единства собора – здания, строившегося различными мастерами на протяжении двух столетий. Фасад собора вырастает перед идущим в момент непосредственного приближения к нему, но грандиозная площадь уже психологически настраивает человека на это восприятие. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.

 

Джованни Лоренцо Бернини (Bernini),(1598-1680), итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитектуры, один из законодателей вкуса эпохи барокко.Джованни Лоренцо, появился на свет 7 декабря 1598 года в Неаполе в процветающей семье неаполитанки Анджелики Галанте и скульптора Пьетро Бернини, тосканца по происхождению. К моменту рождения сына Пьетро уже давно сделал карьеру. Реставрируя античные статуи (род деятельности, не чуждый впоследствии и его сыну), он работал во Флоренции, Риме и Неаполе.Пьетро был выдающимся скульптором и, отдавая себе отчет в одаренности сына, способствовал его успеху, с любовью руководя первыми шагами. Поддержка отца заключалась и в том, что он привлек юного Джованни к работе над несколькими произведениями, обучая его виртуозно владеть резцом и долотом. К этому периоду относятся Гермес для садового павильона Боргезе, Четыре времени года для виллы Альдобрандини, Фавн, играющий с купидонами и Иоанн Креститель, созданный по заказу Барберини. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии; в 18 лет создал замечательную группу «Аполлон и Дафна», отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний; а в 20 лет выполнил портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе.Самое первое творение молодого художника — «Амальтея с младенцем Зевсом и маленьким фавном» (этой мраморной скульптурной группе долгое время приписывалось античное происхождение). Особое влияние на молодого художника оказала живопись болонской школы, а также античная скульптура, которой он страстно поклонялся всю жизнь. Уже ранние скульптуры Бернини («Давид», «Похищение Прозерпины») свидетельствуют об исключительном даровании; стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, «как воск», он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов.«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью.» (Лоренцо Бернини)Бернини — мастер скульптурного портрета. Бюсты кардинала Шипионе Боргезе и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций.Любимец папского двора, Бернини получал многие из самых ответственных церковных заказов. Назначенный главным архитектором собора Святого Петра, он возвел под его куполом величественный бронзовый балдахин-киворий над главным алтарем. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628-47) продолжает традицию ренессансного надгробия, придавая ей новое пластическое красноречие.Впав в немилость при папе Иннокентии X и временно удаленный в середине 1640-х от папского двора, он создает вне Ватикана известнейшее свое скульптурное произведение «Экстаз святой Терезы» в церкви Санта Мария делла Виттория. С 1655 года Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру святого Петра», украшенную статуями отцов Церкви и ангелов, а также торжественное надгробие папы Александра VII.Бернини способствовал сложению новых, барочных, черт в архитектуре «вечного города» — Рима, причем его ансамбли не подавляют человека, но, напротив, в ренессансном духе возвышают его. По его проектам были построены пышные фонтаны с динамичными фигурами, олицетворяющими природные стихии, — фонтаны Тритона и Четырех рек, была оформлена площадь перед собором Святого Петра, закрепляющая его значение как главного храма католического мира — с грандиозной колоннадой, как бы по словам самого Бернини «заключающей зрителя в объятия», возведена церковь Сант Андреа аль Квиринале... Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной королевской лестницы Скала Реджа в Ватикане, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Бернини создает иллюзию огромного масштаба и протяженности лестницы.Приглашенный в Париж, к королевскому двору, Бернини выполнил монументальные проекты фасада Лувра и конного памятника Людовику XIV (они не получили одобрения короля).Скульптор и архитектор обладал поистине разносторонними талантами. Театральное начало, присущее Бернини, находило выражение и в написанных им пьесах, которые он не только сочинял, но и сам ставил. Он был также выдающимся художником и инженером сцены и придумал целый ряд новых сложных механических устройств, производивших зрелищные эффекты. Рассказывают, что однажды он даже поставил оперу, к которой сам написал либретто и музыку, создал декорации, эскизы костюмов и изобрёл сценические механизмы! Недаром Лоренцо Бернини сравнивал свое творчество с могучими струями построенных им в Риме фонтанов.Картина деятельности великого мастера останется неполной, если не упомянуть о его увлечении придумыванием всякой всячины — от карет до крещален, от карнизов до молитвенных скамеек, от канделябров до рисунка стен. И все, что делал художник, он делал блестяще, потому что для Лоренцо Бернини не было ничего невозможного

Автопортрет, 1670

ledi-oks.livejournal.com

Галерея Боргезе, история, описание, фото, часы работы, стоимость билетов

Галерея Боргезе (итал. Galleria Borghese) — собрание Галерея Боргезеживописи и скульптуры семейства Боргезе, выставленное в здании «Казино Нобиле», которое находится в парке Вилла Боргезе.

Казино Нобиле (Casino Nobile) было построено в качестве семейной резиденции рода Боргезе. Окончательный вид здание приобрело при Маркантонио IV Боргезе (1730 – 1800), который в конце XVIII века перестроил его в классическом стиле. Начало галереи было положено частной коллекцией кардинала Сципиона Боргезе (1577 – 1633), страстного коллекционера, почитателя предметов искусства и живописи. Свою коллекцию он собирал не всегда законным и честным путём. В ход шли и подкуп, и шантаж, и грабёж. Так, Боргезе вынудил кардинала Сфондрато уступить большое собрание работ Тициана почти за бесценок, а несколько творений Караваджо заполучил путём конфискации у художника Кавальере д'Арпино за неуплату налогов.

В 1807 году многочисленные скульптурные барельефы, декоративные элементы и предметы живописи, которые украшали фасад и стены Казино Нобиле были проданы Наполеону (многие из них стали достоянием Лувра). В настоящее время перед зданием Казино Нобиле восстановлены статуи, клумбы и газон по чертежам XVIII века. На первом этаже расположена коллекция скульптуры, а на втором — картинная галерея.

 

Скульптурные шедевры в Галерее Боргезе

Главным достоянием коллекции скульптуры являются работы одного из лучших скульпторов всех времён и народов Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680). Уже в 16 лет он стал личным скульптором кардинала Скопиона Боргезе, тонкого знатока и ценителя искусства, страстного поклонника античной культуры. В течении следующих 10 лет юный Бернини создал для Виллы Боргезе четыре шедевра, которые превратили его в величайшего мастера в истории.

Использование тщательной полировки мраморной поверхности стало новаторством Бернини, позволившее существенно расширить возможности скульптуры, придав ей бóльшую живость и реалистичность. Ни одна из великолепных античных и ренессансных статуй при всей своей красоте не передаёт той естественности и теплоты человеческого тела, которые смог показать Бернини в своих работах. «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, — сказал Бернини. — И этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».

«Давид», Бернини, 1623 – 1624 годы, высота 170 см

Скульптора изображает библейского героя Давида, «Давид», Берниниготового швырнуть камень в Голиафа. Выбор именно этого сюжетного момента позволяет Бернини показать юношу в наиболее напряжённый момент схватки — с лицом, пол­ным ненависти к врагу, в предельно резком развороте корпуса, склонённого и изогнутого. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Гримаса на лице передаёт совершенно определённое намерение, а огромная напряженность искривлённого тела демонстрирует силу, которую Давид готов выпустить. Все члены и мускулы тела участвуют во взмахе рук, чтобы метнуть в противника смертоносный камень.

Давид — это «воинствующий плебей», бунтарь. В гневной, почти злобной мимике лица резко подчёркнут сжатый рот, сжатый до того крепко, что губы фактически не видны — герой заку­сил их «до крови». Столь же резкими линиями очерчен лоб, где верти­кальные складки гнева переходят в насупленные надбровья, образуя фи­зиономическую маску ярости. Лицо Давида очень индивидуально (некоторые исследователи даже склонны видеть в нём автопортрет молодого мастера).

Давид психологически напряжён. Фигура предельно динамична. Скульптура — чудо драматического действия. Двадцатичетырехлетний Бернини задумал и выполнил работу всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе.

«Аполлон и Дафна», Бернини, 1622 – 1625 годы, высота 243 см

Сюжетом «Аполлона и Дафны» является широко известный мифологический эпизод. Купидон, обиженный презрительным отношением со стороны Аполлона, решил показать ему свою силу и власть над сердцами богов и смертных. Он пронзил сердце Аполлона стрелой, вызывающей любовь, другую же стрелу — убивающую любовь — он пустил в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея. Вскоре повстречал прекрасную Дафну Аполлон и полюбил её. Но Дафна, лишь только увидела златокудрого Аполлона, тут же пустилась убегать. Сколько ни уговаривал её Аполлон остановится, нимфа бежала лишь ещё быстрее.

Долго пытался Аполлон настичь «Аполлон и Дафна», Бернинисвою возлюбленную, и вот, когда почти догнал, взмолилась Дафна о помощи к отцу своему Пенею и матери богине Земле, чтобы расступилась она и поглотила её. Лишь только сказала она эти слова, как тотчас онемели её члены. Кора покрыла её нежное тело, волосы обратились в пышную листву, а руки, воздетые к небу, стали ветвями. Дафна превратилась в лавровое дерево. Долго стоял опечаленный Аполлон перед деревом, в которое превратилась Дафна, и, наконец, промолвил: «Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет твоя зелень! Будь вечно молодой!».

Скульптура «Аполлон и Дафна» наполнена стремительным движением. Она изображает погоню, бегство, превращение. Композиция не просто «динамична» — речь идёт о сложном, многосоставном и внутренне проти­воречивом движении, оформленном в пластический образ.

Эту композицию, подобно другим произведениям Бернини, следует рассматривать со всех сторон, чтобы оценить обилие ракурсов, неожиданные виды, позволяющие заметить всё новые и новые грани образов. Если первоначально внимание зрителя привлечено погоней ге­роя за нимфой, то непосредственно вслед за этим основным впе­чатлением начинает действовать другое поразительное зрелище — процессе волшебного перехода живого тела в неподвижное дерево. Ещё Дафна прекрасна, ещё полон страсти к ней юный бог, а из концов её пальцев уже вырастает побег лавра. Ноги, только что двигавшиеся в отчаянном беге, врастают в землю. Вместе с тем девушка, становяща­яся неподвижным деревом, ещё полна жизни, а всё её существо ещё про­никнуто страхом перед преследователем — повернув голову, она видит его совсем близко за собой, и как самый резкий контраст картине «оде­ревенения» зритель видит открытый рот нимфы, испускающий крик мольбы и отчаяния.

Реальность нежной, тёплой, шелковистой кожи Дафны, лёгкость мягких завитков волос и грубой древесной коры переданы настолько контрастно и вещественно, что приковывают внимание своей иллюзорной действительностью. Бернини достигает этого благодаря виртуозному владению резцом, а также тщательной полировке мраморной поверхности, что стало подлинным новаторством и существенно расширило реалистические живописные возможности скульптуры. Такое впечатление вещественности и теплоты человеческого тела отличает работы Бернини от античных и ренессансных статуй.

Скульптура живёт во времени, меняясь под нашим взглядом. Если смотреть с левой стороны, в профиль, мы видим страх нимфы и ликование преследователя, который почти настиг беглянку. Но когда мы движемся вперёд и поворачиваемся к скульптуре анфас, выражение меняется. Дафна оказывается спокойнее, чем показалось, а на лице Аполлона проступает ужас и отчаяние. Такого эффекта Бернини достигает за счёт движения теней по скульптуре. И это не фокус, а художественный эффект, гармоничный, прекрасный, трогающий каждого, кто видит скульптуру.

Другая су­щественная особенность художественного мышления Бернини — совмещение противоречивых начал в скульптурном образе. Как и в «Давиде», темой является здесь не столько исход борьбы, сколько сама борьба, не столько разрешение страсти, сколько сама страсть в её дви­жении и в её внутренних противопоставлениях.

«Похищение Прозерпины», Бернини, 1621 – 1622 годы, высота 295 см

«Похищение Прозерпины» представляет собой не менее замечатель­ное изображение борьбы двух существ, в которой со всей остротой ис­пользована пластическая сила контраста и движения. Громадная чудо­вищная фигура бородатого Плутона показана в схватке с нежной, женственной Прозерпиной. Их тела соединены в резко асимметричном сочетании и в столь же резком ма­сштабном противопоставлении. Исход схватки очевиден: силы слишком неравны, но скульптурная группа изображает всё же не победу Плутона, а момент борьбы и сопротивления.

Легенда гласит, что Прозерпина, дочь Цереры (богиня урожая и плодородия), собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил Плутон, бог подземного царства мёртвых. Ему хватило одного взгляда, чтобы воспылать любовью и осознать, что всё его счастье зависит от обладания этим очаровательным юным созданием. Много раз до этого он пытался склонить разных богинь и нимф к тому, чтобы они разделили с ним трон, но все они отвергли эту честь и отказались жить в подземном мире, где никогда не появляется солнце, не поют птицы и не растут цветы. Оскорблённый и обиженный постоянными отказами, Плутон, вместо того, чтобы вежливо попросить Прозерпину стать его женой, решил прибегнуть к хитрости. Он упросил богиню земли Теллус вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон на золотой колеснице. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах подземного мира.

Церера начала искать пропавшую дочь. Её сердце разрывалось от боли, а по щекам струились слезы. Богиня забыла о своих дневных обязанностях. Природа увядала. Дождь не освежал завядшие цветы, злаки погибли от нестерпимой жары, травы высохли, а Церера всё бродила по горам и равнинам в поисках дочери. Опасаясь, что жизнь на Земле может прекратиться, Юпитер приказал Плутону возвращать из подземелья Прозерпину к матери. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мёртвых, и половину — в царстве живых.

Когда Прозерпина возвращается к Церере начинается весна, небо становится голубым и солнечным, появляется зелёная трава, расцветают цветы, поют птицы. Богиня, счастливая оттого, что любимая дочь снова с ней, радостно и старательно выполняет свои обязанности, и земля в изобилии родит свои плоды. Но когда Прозерпине приходит время уходить к Плутону — Церера печалится, наступает осень и природа увядает.

Обратите внимание, как шероховатая, грубая по­верхность могучей фигуры Плутона сочетается с полировкой и нежнейшей фактурной обработкой тела Прозерпины. Новаторское использование тщательной полировки мрамора можно считать изобретением Бернини, которое позволило существенно расширить возможности скульптуры, придав ей бóльшую живость и реалистичность. Ни одна из великолепных античных и ренессансных статуй при всей своей красоте не передаёт той естественности и теплоты человеческого тела, которые смог показать Бернини уже в одной из самых ранних своих работ.

«Истина», Бернини, 1646 – 1652 годы, высота 280 см

Скульптура «Истина», Бернинипредставляет собой девушку, которая сидит на валуне, держит солнце в правой руке, а левой ногой опирается на земной шар, в соответствии с иконографией уже канонизированной в знаменитой «Иконологии» Чезаре Рипа.

Среди специалистов «Истина» воспринимается как одна из редких неудач Бернини. Мастер задумал скульптуру после того, как был признан виновным в ошибках при строительстве колокольни для Собора святого Петра.

Для Бернини это стало сильным ударом, он впал в продолжительную депрессию. Не удивительно, что «Истина» не получилась. Мало того, она даже не была закончена, ведь изначально предполагалось, что это будет скульптурная группа, в которую кроме Истины войдёт еще и всеразрушающее и обнажающее Истину Время.

Хотя скульптура «Истина» и не задалась, но работа над ней помогла Бернини выйти из душевного застоя. Очень скоро мастер создаст шедевр «Экстаз святой Терезы», который утвердит победу его гениальности над злоязычием врагов и вернёт ему имя величайшего скульптора всех времён.

«Эней, Анхис и Асканий», Бернини, 1618 – 1619 годы, высота 220 см

Сюжетом является история из «Энеиды» «Эней, Анхис и Асканий», БерниниВергилия, повествующая о легендарном герое Энее, который вместе со старым отцом Анхисом и своим сыном, маленьким Асканио, успел покинуть Трою после её взятия греками.

У всех трёх статуй различная анатомия, соответствующая их телосложениям и возрастом, что позволило Бернини продемонстрировать весь свой талант в создании текстур кожи (бархатистой для ребёнка, упругой и подтянутой для легендарного воина и морщинистой для старика). Естественные позы также говорят о многом. Застывшее движение особенно хорошо смотрится у Энея, держащего своего отца Анхиса — расположение его мышц и сухожилий очень натурально, а колено согнуто именно так, как и должно выглядеть при давлении подобного веса.

Данная скульптура, пожалуй, первая работа Бернини, где так ярко выражен скульптурный психологизм, своего рода стилистическая эволюция. Она легко просматривается, если внимательнее рассмотреть все три фигуры. Анхис символизирует старое, родное отечество; Эней — сильного и молодого лидера новой цивилизации, а Асканио — застенчивого ребёнка, маленькую искорку, зажигающую новую жизнь. Все трое охвачены эмоциями собственной драмы — можно почувствовать страх Анхиса, мужество Энея и слабую надежду кучерявого Асканио.

После длительных скитаний, Эней, Анхис и Асканий оказались в Италии. Их многолетнее путешествие, как и дальнейшая жизнь на Апеннинах, полна разных легенд и противоречивых историй. Например, что Эней покинул Трою не в компании двух спутников, а на 20 кораблях, успев взять с собой многих выживших троянцев. Согласно «Энеиде», в Италии все они объединились с латинами и основали города Лавиний и Альба Лонга, таким образом, положив в будущем основание Риму.

«Коза Амалфея с младенцем Зевсом и юным сатиром», Бернини, 1615 год

Амалфея (Amalthée) — легендарная коза, «Коза Амалфея с младенцем Зевсом и юным сатиром», Бернинивскормившая своим молоком младенца Зевса на острове Крит, когда его мать богиня Рея прятала сына от его отца Крона, который убивал всех своих детей. По легенде, шкуру этой козы Зевс использовал для щита во время войны с титанами, а случайно сломанный рог козы превратил в «рог изобилия».

По другой версии, Амалфея была не козой, а нимфой, которая обладала чудесным бычьим рогом. Амалфея повесила Зевса в колыбели на дерево, чтобы Крон не мог найти маленького Зевса ни на небе, ни на земле, ни в море. А чтобы заглушить плач ребёнка, куреты (спутники Реи) шумно бряцали оружием и щитами.

«Полина Боргезе Бонапарт в образе Венеры», Канова, 1805 – 1808 годы

Ветреная красавица, любимая сестра Наполеона, «Полина Боргезе Бонапарт в образе победоносной Венеры», Антонио КановаПолина обладала легкомысленным и развратным нравом. Несмотря на брак с князем Камилло Боргезе, она регулярно крутила бурные романы, пускалась в омут страстных интриг и любовных развлечений. Драматург и поэт Арно оставил такие воспоминания: «Полина являла собой необыкновенное сочетание совершенной телесной красоты и невероятной моральной распущенности. Самое очаровательное создание, которое я когда-либо видел, она в то же время была сама легкомысленность».

Несмотря на неподобающий образ жизни и массу хлопот, которые сестра доставляла Наполеону, он искренне любил Полину, даровал титулы принцессы и герцогини, а также заказал её скульптуру одному из лучших скульпторов своего времени, коим был Антонио Канова.

Отметим, что в начале XIX века, женщины из высшего общества никогда не выступали в качестве натурщиц. На одном из балов, когда Полину хотели поставить в неловкое положение дерзким вопросом, как же она решилась позировать обнажённой, последовал незамедлительный ответ: «В мастерской хорошо топили».

Интересно, что представляя образец собственных слабостей и легкомыслия, Полина единственная из трёх сестёр не бросила брата после его свержения. Она добилась разрешения навещать брата на острове Эльба, где надолго задерживалась, стараясь хоть как-то скрасить унылый быт изгнания. Здесь Полина впервые в своей жизни оказалась вовлечена не в любовную, а в политическую интригу, став активной участницей заговора. Она даже распродала своё имущество, включая драгоценности, чтобы организовать побег брата.

Затем лишь она одна настойчиво просила британское правительство о разрешении жить с Наполеоном в годы его ссылки на уединённом острове Святой Елены. Однако, учитывая её роль в предыдущем заговоре, во всех прошениях было отказано. Преданность брату, готовность разделить с ним его мучения поразили всех, кто хорошо знал Полину.

Художественные шедевры в Галерее Боргезе

Галерея Боргезе включает работы известных голландских, фламандских, французских, немецких и испанских мастеров. Особенно широко представлена живопись итальянских художников XVI–XVII веков (Караваджо, Рафаэль, Тициан, Рубенс, Рени, Сесто, Веронезе, Камуччини). И это при том, что художественные фонды галереи сильно уменьшились из-за добровольно-принудительной покупки лучших полотен Наполеоном (сейчас многие из них выставлены в Лувре).

«Любовь земная и любовь небесная», Тициан, 1514 год, 118 × 279 см

Произведение до сих пор остаётся одним из самых загадочных шедевров живописи. Картина была выполнена по заказу Никколо Аурелио, который занимал видный в Венецианской республике пост секретаря Совета Десяти и стала его свадебным подарком будущей супруге — Лауре Багаротто. Полотно «Любовь земная и любовь небесная» представляет собой аллегорическое изображение земной плотской и небесной духовной любви, олицетворяет гармонию идеальной супружеской жизни.

На картине изображён гармоничный, прекрасный мир. На фоне пейзажа, возле наполненного водой саркофага сидят две женщины. Одна — обнажённая, чувственная красавица, левая рука которой поднимает ввысь чашу с огнём. Другая — спокойная, наполненная внутренней уверенности в себе и мире, роскошно одетая женщина. Рядом амур играет с цветами шиповника, по традиции, символизирующими земную любовь.

«Любовь земная и любовь небесная» «Любовь земная и любовь небесная», ТицианТициана принадлежит к тем шедеврам мировой живописи, тайна которых будоражит умы искусствоведов, философов и просто любителей живописи на протяжении веков.

В чём же загадочность этого полотна? Прежде всего, до сих пор ведутся споры, кто эти прекрасные женщины? Образы каких мифологических героинь воплотил в своей картине художник? По этому поводу существуют разные мнения. Например, Франц Викгоф, известный историк искусства XIX века, считал, что богиня Венера уговаривает волшебницу Медею помочь Ясону в его рискованном стремлении похитить золотое руно. А Эрвин Панофски, искусствовед ХХ века, полагал, что обе прекрасные женщины — Венеры (обнажённая — символ красоты чистого разума и именно она является воплощением Небесной Венеры, а одетая — Венера Обычная, олицетворяющая земную красоту). Правда, по более общепринятой трактовке задумчивая, уравновешенная и роскошно одетая красавица представляет «любовь небесную», а пламенная обнажённая Венера — «любовь земную».

Видимо, источник загадочности картины состоит в том, что каждый зритель видит нечто своё и трактует её в зависимости от своего внутреннего состояния и мировосприятия. Возможно, в этом полотне воплощена двойственность человеческой натуры. Вот уже пять веков «Любовь земная и любовь небесная» никого не оставляет равнодушным и каждый из посетителей Галереи Боргезе раскрывает тайну полотна по-своему.

«Юноша с корзиной фруктов», Караваджо, 1593 – 1594 годы, 70 × 67 см

Полотно написано, когда совсем ещё молодой художник жил у папского прелата и мецената Пандольфо Пуччи, а затем у живописца Чезаре д'Арпино. В этот период своего творчества Караваджо написал множество портретов прекрасных томных юношей с музыкальными инструментами в руках, с цветами или фруктами. Именно такой типаж изображён и на этом полотне.

Картина неоднократно вызывала споры «Юноша с корзиной фруктов», Караваджосреди искусствоведов, поскольку существовала точка зрения, что юноша и корзина фруктов были написаны разными художниками, настолько отличалось тщательное и скрупулёзное изображение фруктов от сдержанной и мягкой манеры живописи при создании образа юноши. Позже было решено, что именно такой контраст и был целью Караваджо. Предметом спора было также, и кто позировал, кого изобразил художник. Существовала даже версия, что юноша является автопортретом, по аналогии, как это было с другим известным шедевром «Больной Вакх», когда Караваджо, не имея возможности заплатить натурщику, срисовал для картины своё зеркальное отражение. Сейчас известно, что художник изобразил своего друга Марио Миннити, с которым сожительствовал на протяжении шести лет.

На картине изображён смуглый, черноволосый и черноглазый, немного изнеженный и женоподобный, уличный юноша. Его фигура выделяется на светлом, нейтральном фоне. Он одет в простую белую рубашку, которая небрежно соскальзывает с плеча. Голова немного откинута назад, буйно вьются кудри, живые и задумчивые глаза устремлены мимо зрителя, всё в его образе говорит о непокорной и самобытной натуре. В сильных руках юноша держит корзину фруктов, украшенных листьями. Красота и сила юности, свежесть тщательно нарисованных фруктов создают впечатление полноты и радости жизни.

К числу особенностей картины принадлежит, прежде всего, реалистичность изображения. Реалистичность трактовки Караваджо традиционных образов и сюжетов — отличительная черта его творчества. Также к числу основных особенностей этого полотна относится и скрупулёзность изображения. Широко известно мнение современников великого мастера, которые говорили, что Караваджо тратит на изображение вазы с цветами не меньше, а то и больше времени, чем на изображение человека. Эта черта творческой манеры прекрасно видна на удивительной реалистичности и тщательности прорисовки фруктов в корзине. Третья особенность картины — особое освещение, характерное только для картин Караваджо. Такое освещение называли «подвальным». Свет скорее похож на действующее лицо, чем на просто поток лучей. Так и на этом полотне, свет подчёркивает то, что художник считает основным: лицо юноши, изгиб шеи, плечо и корзину фруктов. Соприкосновение и противостояние светлого и тёмного создает особенный колорит, насыщает изображение страстью, создаёт напряжение.

«Дама с единорогом», Рафаэль, 1505 – 1507 годы, 67 × 56 см

На картине изображена «Дама с единорогом», Рафаэльдевушка, чьё имя доподлинно неизвестно. Есть предположение, что это Джулия Фарнезе, любовница Папы Римского Александра VI Борджиа. Единорог, которого она держит на руках, имеет скрытый смысл — согласно средневековому поверью, приручить буйное животное могла только невинная дева. Следовательно, на холсте должна быть изображена незамужняя дама. Однако если предположение о личности женщины верно, то такая символика теряет смысл, так как именно внебрачная связь помогла вывести семью Джулии на новый социальный уровень. После любовных отношений с Папой Римским её брат Алессандро был назначен кардиналом, что стало первой ступенькой в его успешной карьере, которая закончилась папским престолом. За версию, что на картине изображена Джулия Фарнезе, может свидетельствовать тот факт, что единорог являлся фамильной эмблемой её рода.

Авторство шедевра было присвоено Рафаэлю лишь в XX веке. Примечательно, что при изучении картины впервые в истории живописи был использован рентген. Он установил, что до единорога это место занимала собака, символ супружеской верности.

Портрет «Дама с единорогом» достаточно отчётливо напоминает знаменитый шедевр да Винчи «Мона Лиза». Это вполне закономерно, ведь работа была создана молодым художником, только что приехавшим во Флоренцию и познакомившимся с самим Леонардо. Образ дамы — это женский образ, главной чертой которого является контакт со зрителем, как и у Джоконды. Рафаэль активно использует технику «сфумато», основанную на смягчении линий и придании им некоторой дымчатости, что позволяет создать максимально пластичные линии и насыщенный образ, воплощающий красоту, чистоту и невинность. Также к портрету Моны Лизы отсылают фоновые колонны и трёхчетвертной поворот Джулии Фарнезе.

В девушке, изображённой на холсте, нет страсти и безумных чувств, но она наделена святой безмятежностью и неземной романтикой. Её образ насыщен грациозностью, строгостью и загадочностью. Бесспорно, в этой работе воплощено лучшее, что впитал в себя Рафаэль после уроков у Леонардо да Винчи. Он создал портрет «живого» человека, наделённого чувствами, несмотря на всю сдержанность выражения лица.

 
Художественные шедевры в Галерее Боргезе
график работы:        
    выходной09:00 — 19:0009:00 — 19:0009:00 — 19:0009:00 — 19:0009:00 — 19:0009:00 — 19:00 пнвтсрчтптсбвс  
стоимость билетов:        
    11 EUR (полный билет)
полезные ссылки:        
    официальный сайт
адрес:        
    Парк «Вилла Боргезе»

Как найти недорогое жильё для путешествия?Пользуйтесь поисковиками отелей. Это агрегаторы, которые выполняют поиск по разным системам бронирования, сравнивают и выбирают лучшие предложения. Русскоязычных поисковиков отелей всего два — roomguru.ru и hotellook.ru. Начинающим туристам советуем прочесть статьи как выбрать отель и как забронировать отель.

Как найти недорогие авиабилеты?Чтобы не просматривать сайт каждой авиакомпании отдельно в попытке найти дешёвый авиабилет, необходимо пользоваться специализированными поисковиками. Основными русскоязычными поисковиками являются aviasales.ru и skyscanner.ru. Начинающим туристам советуем прочесть статью как купить дешевые авиабилеты онлайн.

Справочник туриста:• как оформить шенгенскую визу самостоятельно• ручная кладь в самолёте: правила, что можно брать, вес, размер• регистрируемый багаж в самолёте: правила провоза, вес, размер• как пройти регистрацию на рейс• как лучше перенести длительный перелёт• как оформить такс-фри для возврата 20% от стоимости покупки за границей

Понравилась статья?Пожалуйста, поддержите сайт — просто кликните по кнопке вашей любимой социальной сети.

Возник вопрос?Задайте его в комментариях, указав электронную почту, и мы ответим вам в течение 24 часов.

Заметили ошибку?Пожалуйста, выделите текст с ошибкой и нажмите ctrl+enter, чтобы сообщить редакции.

tisamsebegid.ru

Невероятный Бернини! - Вселенная души

Сегодня я хочу рассказать об известном итальянском скульпторе и архитекторе семнадцатого века Джованни Лоренцо Бернини, который создавал свои невероятные произведения во времена барокко в красивейшем итальянском городе Риме.

Джованни Лоренцо Бернини. Автопортрет, 1623. Галерея Боргезе, Рим, Италия

Для настроения слушаем музыку http://music.yandex.ru/#!/album/1610697

Барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) - один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - середины XVIII вв. Стиль, который прославлял физическую составляющую нашей жизни, как любовь, страсть, желание, боль, счастье и т.п., но выраженные чрезмерно, на пределе. Бернини же, как никто, знал о страсти почти все, выражая ее через физику тел, неистовое отражение эмоций на лице. В своей известной скульптуре «Аполлон и Дафна»,

Джованни Лоренцо Бернини. «Аполлон и Дафна», 1622-1625, мрамор. Музей и галерея Боргезе, Рим.

нашел отражение кульминационный момент чувственного преследования. В позах фигур, выражении лиц, напряженности тел мы можем почти физически ощутить бушующие эмоции персонажей.

Апполон пытается схватить Дафну, а она пытается вырваться, ее рот открыт в немом крике, они полуобнажены, так же, как и откровенны их души.

В работах Бернини мы осознаем всю серьезность ситуации, например в его скульптуре «Давид»

Джованни Лоренцо Бернини. «Давид», 1623-1624, мрамор. Галерея Боргезе, Рим.

можно почти сознательно ощутить силу, с которой он натягивает веревку.

В отличие от статичного, созерцательного, внешне спокойного «Давида» у Микеланджело.

Микеланджело «Давид», 1501-1504, мрамор. Галерея Академии художеств, Флоренция.

У Бернини же нет спокойствия, только движение, чувства и эмоции.

Известно, что Бернини начал рисовать после увиденных картин Караваджо, и в скульптуре тоже он смог воплотить начатое великим художником, передать всю страсть и бушующие эмоции через холодный мрамор. Будучи совсем молодым, он создал скульптуру «Мученичество святого Лаврентия», где пытался показать наивысший момент боли.

Джованни Лоренцо Бернини «Мученичество святого Лаврентия», 1614-1615.

Посмотрите на его закатанные кверху глаза, напряженное лицо, где мышцы словно свело судорогой, полуоткрытый рот, его выгнутое тело – все говорит, даже кричит о нестерпимой боли.Еще один интересный бюст «Проклятая душа» передает невероятную жестокость, крик души, исторгнутый именно в момент наивысшей точки кипящих эмоций и страстей. Все движется и бурлит.

Джованни Лоренцо Бернини «Проклятая душа», 1619.

Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли. Всмотритесь в эти безумные глаза, присборенные складки на лице, широко открытый рот и даже приподнятый кончик языка, все настолько реалистично, что поражает воображение.Также стоит отметить бюст Шипионе Боргезе, который был кардиналом, любителем искусств, коллекционером, а также покровителем Караваджо и Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини. Бюст Шипионе Боргезе, 1632.

Интересно, что скульптор смог передать характер кардинала в очень реалистичной манере через небрежные детали одежды, выражение лица, игру света и тени. Вечным соперником Лоренцо был известный и опытный на тот момент, амбициозный архитектор Франческо Борромини, который завидовал успешному Бернини.

Лоренцо же умел очаровывать и находить к людям подход, а также он был лучшим другом Папы Римского Урбана VIII.

и личным скульптором его племянника небезызвестного кардинала Шипионе Боргезе. Таким образом, по мнению архитектора Борромини, Лоренцо получал лучшие заказы, например, невероятно притягательный по красоте и величию, пышно отделанный скульптурами, позолотой, живописно сочетающий различные материалы внутренний интерьер Базилики Святого Петра.

Что ж, они действительно по-разному видели одно и то же решение, например купол Церкви Сан Карло, которую создает Борромини, представляет собой слитную однотонную конструкцию из геометрических фигур, не пропускающих свет, ты словно задыхаешься в этом пространстве.

И напротив, купол Базилики Святого Петра Лоренцо Бернини легок, грациозен и живописен за счет окон по всему периметру, пропускающих свет, колорита, ритмов, я бы это назвала «дышащей» конструкцией.

Немного поговорим о его личной жизни, поскольку хочу наглядно показать связь между его эмоциями, объектом выражения и результатом их проявления. Известно, что у Бернини была любовница, замужняя женщина Констанция Буонарелли, он создает ее бюст,

Джованни Лоренцо Бернини. Бюст Констанцы Буонарелли, ок. 1647 г., мрамор.

который, вероятнее всего, показывает его влечение к девушке через ее полуоткрытую грудь и страстное выражение лица, а также мы видим ее широко открытые глаза с бушующими внутри эмоциями и страстями, это все позволяет раскрыть ее характер. В конце концов, история закончилась весьма печально, она изменила Лоренцо с его младшим братом, которого он сильно избил, а Констанцию посадил в тюрьму. Благодаря связям его не посадили, но после смерти Урбана и некачественного исполнения важного заказа двух колоколен для базилики Святого Петра, которые дали трещину и их пришлось снести, он перестал быть популярным, а его место занял Борромини. Однако через несколько лет, благодаря кардиналу Карнало, он смог восстановить свое доброе имя, создав величайший шедевр «Экстаз святой Терезы».

Джованни Лоренцо Бернини «Экстаз святой Терезы», 1645-52, мрамор. Санта Мария делла Витториа, Рим.

В лице святой Терезы он смог передать свое видение страсти, божественного экстаза через этот полуоткрытый рот, полузакрытые глаза, сладостное выражение на лице,

напряженное тело,

но в тоже время у ангела мы видим невероятное выражение лица

и этот мягкий жест руки,

Ее эмоции и общая тема композиции сродни срединному чувству между неприличием и мистическим озарением, моментом сиюминутного вселенского счастья. Ее лицо словно охвачено сексуальной эйфорией.

Она словно воспаряет к небесам, благословленная любовью Бога. Бог вошел в ее сердце, и Бернини показал нам этот наивысший момент ее всепоглощающей любви к Богу. Также он интересно расположил эту скульптуру, развернув ее фигуру, при этом ее рука и нога обессилено свесились вниз, показывая, что ее тело ей уже не принадлежит, это всего лишь ее обнаженная душа.

Я преклоняюсь перед талантом такого невероятного скульптора, который мог так ясно передавать через материю, через холод камня всю градацию чувств и эмоций, ощущений и неясных сомнений, выраженные в невероятно образном выражении лиц, расположении тел, использовании контраста света и тени, детальной проработки каждого элемента, ритмов, масштаба, композиции, - все это находится в невероятной гармонии, созвучной самому небесному звучанию сфер.

veneya.livejournal.com


Смотрите также