Презентация на тему: Драма А.Н.Островского «Бесприданница». Бесприданница картина


Герои пьесы "Бесприданница" Островского: краткая характеристика персонажей (список, таблица) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Герои пьесы «Бесприданница» Островского: краткая характеристика персонажей
Лариса Дмитриевна Огудалова – молодая бедная дворянка, красивая и образованная девушка. Лариса – тонкая, чувствительная натура. У нее много поклонников, но мало кто предлагает ей выйти замуж. Лариса влюблена в Паратова, но тот не собирается на ней жениться. В отчаянии она соглашается выйти замуж за господина Карандышева.
Сергей Сергеевич Паратов – дворянин в возрасте за 30 лет. Паратов – жестокий, расчетливый, бессердечный человек. Паратов пользуется доверчивостью Ларисы, проводит с ней ночь на пароходе, а затем бросает.
Юрий Капитоныч Карандышев – небогатый дворянин, жених Ларисы Огудаловой. Карандышев – самолюбивый и глуповатый человек. В конце пьесы он в приступе ревности убивает свою невесту Ларису Огудалову.
Василий Данилыч Вожеватов – молодой купец, друг детства Ларисы Огудаловой, очень богатый человек. Вожеватов – хитрый, подлый, безнравственный человек. Он поступает жестоко и подло по отношению к Ларисе Огудаловой.  
Мокий Парменыч Кнуров – пожилой, очень богатый человек. Кнурову нравится Лариса Огудалова. Но, будучи женат, он надеется, что Лариса станет его любовницей и содержанкой. Кнуров – подлый и бессердечный человек, преследующий только свои интересы.
Харита Игнатьевна Огудалова - мать главной героини, вдова средних лет. Это бойкая, ловкая, хитрая и неглупая женщина. Она ищет для дочери Ларисы достойного, богатого жениха.
Робинзон – бездарный провинциальный актер, пьяница и балагур, приятель господина Паратова. Настоящее имя Робинзона – Аркадий Счастливцев.

www.literaturus.ru

Презентация - А напоследок я скажу

Слайд №2
Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма «Бесприданница». Задуманная в 1874году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге.
Слайд №3
Драма “Бесприданница” была написана в конце 70-х годов XIX в., в период перехода России на более прогрессивный, новый этап развития, сопряженный с образованием нового класса — класса предпринимателей и, как следствие, ознаменовавшийся возникновением социальных конфликтов, обусловленных разделением общества и неприятием нового класса приверженцами старого строя. 

История создания::

Слайд №4
Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения.Быть сознающей себя личностью и не иметь возможность проявить ее — таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.Идея::
Слайд №5
Действие происходит в 70-е годы ХIХв. в городе Бряхимове, на Волге.
Слайд №6
Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.Лариса Дмитриевна, её дочь, девица; одета богато, но скромно.Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30.Робинзон, провинциальный актёр (Аркадий Счастливцев).Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.Иван, слуга в кофейной.

Действующие лица::

Слайд №7
Почему фильм называется«Жестокий романс»?Почему не «Бесприданница»?Сам Эльдар Рязанов объяснял это так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу как печальную песню, как грустный романс. Название «Жестокий романс» возникло буквально в первые же дни, когда я принял решение о работе над фильмом. Невозможно было назвать картину «Бесприданницей» — одна уже была. Мне показалось, что «Жестокий романс» — название верное и емкое. Оно в какой-то степени определяет и жанр вещи, в котором я собирался ее ставить. (Правда, без оттенка иронии, который мы вкладываем в это определение). Кроме того, история, рассказанная Островским, действительно безжалостна. Потом, читая литературоведческие работы о драматурге, я наткнулся у А.Л. Штейна на мысль о том, что «Грозу» можно сравнить с русской народной песней, а «Бесприданницу» — со старинным русским романсом. Я обрадовался тогда этому случайному, но подтверждающему мои ощущения совпадению»
Слайд №8
Сюжет пьесызавязкаПаратов узнает о свадьбе Ларисы и решается отомстить за «измену»Развитие конфликтаВстреча Паратова и ЛарисыСсора Паратова с КарандышевымКульминация Лариса следует за ПаратовымразвязкаКарандышев убивает Ларису
Слайд №9
Харита Игнатьевна ОгудаловаХарита (от греч. харис – изящество, прелесть, красота) величали цыганок из хора.Игнатами называли в Москве каждого цыгана.Фамилия от слова огудать- обмануть,обольстить, надуть.
Слайд №10
Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х.И.Огудаловой?Харита Игнатьевна-приживалка при знатных господах. Торгует красотой дочери. Готова унижаться.
Слайд №11
Сергей Сергеич ПаратовЗа что полюбила Паратова Лариса?этимологически связан с прилагательным поратый –бойкий, сльный, дюжий, усердный;«блестящий барин, из судохозяев, лет за 30»;шикарный прожигатель жизни, эффектный и красивый мужчина, который в финале пьесы окажется обычным искателем приданого богатых купчих. 
Слайд №12
Каковы нравственные принципы Паратова?Какова взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная философия Паратова?
Слайд №13
Мокий Парменыч Кнуров происходит от диалектного слова кнур –боров, хряк, кабан;из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.
Слайд №14
очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.Василий Данилыч Вожеватов
Слайд №15
Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?Новый тип купцов.Образованные. Читают газеты, собираются на выставку в Париж.Считаются с общественным мнением. У них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного мнения.
Слайд №16
Каково отношение Кнурова и Вожеватовак Ларисе?«Я все думал о Ларисе Дмитриевне, — обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий. — Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только не позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе».Он говорит Ларисе : «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет…».«Вася, я погибаю! — в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса. — …мы с тобой с детства знакомы… что мне делать — научи!»
Слайд №17
молодой человек, небогатый чиновник;Юлий — имя знаменитого римского императора Цезаря, Капитон — от латин. капитос — голова, Карандышев — от слова карандыш — недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями;амбиция — ключевое слово к объяснению личности. Амбициозность бедного человека — художественное открытие Ф.М.Достоевского (Макар Девушкин в «Бедных людях»).Юлий Капитоныч Карандышев
Слайд №18
Кто такой Карандышев?Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления
Слайд №19
Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? Д. I, явл. 4;Д. II, явл. 6;Д. III, явл. 11, 13, 14;Д. IV, явл. 10-11.
Слайд №20
Лариса — в переводе с греческого — чайка.Она молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует Лариса- девушка умная и гордая. Бесприданница-девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное

Лариса Дмитриевна Огудалова

Слайд №21
Лариса — богато одаренная натура, она талантлива, артистична: играет на фортепиано, поет, аккомпанирует себе на гитаре; у нее поэтическая душа. Она чутка, впечатлительна, любит гулять на природе; ее душа, как птица, парит, она мечтает о возвышенном, светлом. Лариса доверчива, искренна, прямо душна в отношениях с людьмиКакой мы видим главную героиню?
Слайд №22
Анализ действия III, 12-е явление.Что заставляет Ларису выбрать этот путь?Каков же финал пути к Паратову?Прочитайте монолог Ларисы о смерти.В чем трагедия героини?Любовь для Ларисы все,но эта любовь никому не нужна. Лариса это начинает понимать, поэтому ей так страшно, беспокойно, тяжело.
Слайд №23
Ларисе остается смерть. Допета ее печальная песня, прерван ее грустный романс, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной жестокости. Трагедия героини — трагедия одинокой души
Слайд №24
В чем причина гибели Ларисы?Когда Кнуров предлагает Ларисе богатое содержание: «Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует», — Лариса отвечает: «Я вещь, а не человек». Она знает, что ее хотят сделать содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой». Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для нее — естественный выход.
Слайд №25
Её душа по-прежнему чиста, уходя из жизни, она всех, кто её продавал, прощает. Она умирает со словами любви. Так осуществляется её мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала.
Слайд №26
Драма человеческой личности в бесчеловечном обществеТема «маленького человека»Тема торговлиТема несчастной любвиТема брака по расчетуТема предательстваТема «отцов» и «детей»Тема свободыСоциальная темаТемы:
Слайд №27
Проблемы нравственности:Проблема чести и долгаПроблема верности и предательстваПроблема бездуховностиПроблема купли-продажи человекаПроблема «отцов» и «детей»Проблема выбора цели и смысла жизниСоциальные проблемы:Положение женщины в русском обществеБогатые и бедные
Слайд №28
Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2005.Изображение «Лебеди» http://eng.namonitore.ru/wallpapers/big/lebedi_2_1440.htmlИзображание «Лебединая пара» http://www.liveinternet.ru/users/felizy/post155645457/Изображание «Чайка» http://sonnik.mirmam.net/sonnik-millera-chaykaФотографии из фильма «Жестокий романс» Э.Рязанова:«Лариса с Паратовым» http://www.liveinternet.ru/users/igorinna/post122626780/«Харита Игнатьевна с Ларисой» http://www.kievrus.com.ua/j-photo/10327-zhestokij-romans-foto-i-kadry-iz-filma.html«Харита Игнатьевна» http://kinobank.org/view_image/movie/3022/39175/«Кнуров с Ларисой» http://www.kinomania.ru/film/86762/frames/«Паратов» http://kinoskachat.info/skachat-film-mixalkova-zhestokij-romans.html«Лариса в кресле» http://telek.by/Pages/Move.aspx?move=a570b127-a27d-470a-b726-476560793442«Лариса» http://smotri.com/video/view/?id=v19766134f0f«Лариса плачущая» http://telopera.ru.com/soobshchenie-o-romanse.html«Кнуров с Харитой Игнатьевной» http://tat84766923.ya.ru/replies.xml?item_no=385«Карандышев с Ларисой» http://www.liveinternet.ru/users/3352786/rubric/1216151/«Лариса улыбающаяся» http://www.vokrug.tv/photo/product/ZHestokii_Romans/«Карандышев» http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/2989/foto/m2222/80163/«Вожеватов» http://xtreme.ws/films/906005-zhestokij-romans-1984-dvd9dvdrip.html«Вожеватов» http://foto.meta.ua/2976116.image«Карандышев с оружием» http://www.kinomania.ru/film/86762/frames/Волга http://www.kuban-kurorts.ru/userfiles/image/Seliger_Vershina%20Seligera/014_Ozero.jpg

Ресурсы и источники:

volna.org

Бесприданница - это... Что такое Бесприданница?

«Бесприда́нница» — пьеса Александра Николаевича Островского.

Драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и закончена в середине октября 1878 года.

28 октября «Бесприданница» была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом.

История создания

Задумана пьеса Островским в 1874 или в начале 1875 г. В письме Бурдину от 1 октября 1876 г. драматург писал о "Бесприданнице": "Всё моё внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить её в этом году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое моё оригинальное произведение". Работа над "Бесприданницей" была завершена лишь 16 октября 1878 г. Островский 3 ноября 1878 г. в письме к Бурдину сообщает: "Пьесу свою я читал уже в Москве пять раз; в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне и все единогласно признали "Бесприданницу" лучшим из моих произведений".

Действующие лица

  • Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.
  • Лариса Дмитриевна, её дочь, девица; одета богато, но скромно.
  • Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.
  • Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.
  • Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.
  • Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30.
  • Робинзон, провинциальный актёр (Аркадий Счастливцев).
  • Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.
  • Иван, слуга в кофейной.

Сюжет пьесы

Действие разворачивается на берегу Волги в провинциальном городе Бряхимове в третьей четверти XIX века. Харита Игнатьевна Огудалова — обедневшая дворянка, вдова с тремя дочерьми. В отсутствие средств, она всё-таки держит открытый дом, не без оснований рассчитывая, что общество красивых и музыкальных барышень привлечет холостых мужчин, которые женятся по любви на бесприданницах. Двух старших дочерей ей удаётся выдать замуж, осталась младшая, Лариса . За ней ухаживает барин, богач и пароходчик, Сергей Сергеевич Паратов, который, очевидно, влюблён в девушку. Лариса также безумно влюбляется в красавца Паратова, но именно тогда, когда, по мнению Огудаловых и всех их знакомых, Паратов должен сделать предложение, Сергей Сергеевич спешно уезжает из города — спасать своё состояние.

Лариса глубоко переживает отъезд Паратова, тем более что Сергей Сергеевич не успел с ней проститься и объяснить его причины. Харита Игнатьевна продолжает устраивать вечера в надежде найти мужа для Ларисы. На девушку засматривается богатейший купец города Кнуров, но он женат, и, хотя Харита Игнатьевна и использует его интерес к дочери для получения дорогих подарков, в качестве мужа Кнуров не рассматривается. Другой ухажёр, молодой коммерсант Вожеватов, пока не может себе позволить жениться на бесприданнице. Ещё один поклонник девушки — чиновник Юлий Капитонович Карандышев , почтовый служащий, но он слишком жалок, беден (на фоне трёх купцов), болезненно самолюбив и абсолютно не интересен Ларисе. Тем не менее, когда в доме Огудаловых арестовывают где-то найденного Харитой Игнатьевной очередного «перспективного» кандидата в женихи — тот оказывается не московским банкиром, а сбежавшим с деньгами банка кассиром, — Лариса, уставшая от карусели кавалеров и игр матери по поиску «партии», страдая от разбитого Паратовым сердца, решает выйти замуж за Карандышева, у которого пусть одно достоинство, но дорогое — он её любит. Начинается подготовка к свадьбе, в ходе которой Карандышев несколько раз обнаруживает свой мелочный и честолюбивый нрав. Однако Лариса не меняет своего решения и, не скрывая от жениха, что она не любит его, тверда в намерении выйти замуж за Юлия Капитоновича. Но неожиданно в город возвращается Паратов на своём пароходе «Ласточка». Встретившись с Кнуровым и Вожеватовым, Паратов объявляет им, что он намерен вынужденно жениться на богатой невесте, чтобы спасти остатки своего состояния, а также продать своё пароходство Вожеватову. От них он узнает, что Лариса выходит замуж. Тем временем Карандышев устраивает званый обед, на который приглашены и Кнуров, и Вожеватов, а в итоге и Паратов. Карандышев, ошалев от собственной значимости, которую он, по его мнению, приобрёл, сделавшись женихом Ларисы, вдрызг напивается (при активном содействии гостей, смеющихся над ним). Лариса же позволяет Паратову увлечь себя на ночной банкет на пароход «Ласточка» с цыганами и шампанским. Лариса отдается Паратову, но утром он признается ей, что обручён и не может жениться на Ларисе. Кнуров и Вожеватов, пользуясь «удобным случаем», разыгрывают опозоренную Ларису в орлянку. Выиграв, Кнуров предлагает девушке стать его содержанкой, причём размер предложенного содержания заставил бы замолчать даже самых злых порицателей чужой нравственности, однако потрясенная Лариса отмалчивается. На пароходе появляется Карандышев, который, осознав, что над ним посмеялись, а его невесту увезли, за ночь на лодке догнал «Ласточку». Он бросается к Ларисе и предъявляет на неё свои права, желая покрыть её позор. Лариса отвергает и Карандышева, он слишком жалок для неё. «Я слишком дорога для вас. Если быть чьей-то вещью, то дорогой». Лариса намерена согласиться стать «дорогой вещью» в руках Кнурова. Карандышев в отчаянии стреляет в Ларису из пистолета. Умирая, она благодарит за этот выстрел.

Постановки в Российской империи

Первая постановка «Бесприданницы» состоялась в Москве, на сцене Малого театра, 10 ноября 1878 года, в бенефис актёра Н. И. Музиля, игравшего роль Робинзона. Остальные роли были распределены между Г. Н. Федотовой (Лариса), А. П. Ленским (Паратов), М. П. Садовским (Карандышев), Н. М. Медведевой (Огудалова), И. В. Самариным (Кнуров), С. П. Акимовой (Евфросинья Потаповна), Решимовым (Вожеватов), М. В. Лентовским (цыган Илья), Колосовым (Гаврило) и Живокини 2-м (Иван). Через несколько дней после первого представления «Бесприданница» была вновь дана в бенефис М. П. Садовского; роль Ларисы играла М. Н. Ермолова.

В Петербурге «Бесприданница» в первый раз была поставлена на сцене Александринского театра 22 ноября 1878 года, в бенефис Бурдина, с участием М. Г. Савиной, исполнявшей роль Ларисы. В спектакле также приняли участие: А. С. Полонский (Карандышев), Бурдин (Кнуров), Н. Ф. Сазонов (Вожеватов), А. А. Нильский (Паратов), А. М. Читау (Огудалова), Н. И. Арди (Робинзон), Васильев 1-й (Гаврило), Горбунов (Иван), Константинов (Илья), Т. И. Натарова 1-я (Евфросинья Потаповна). Театральная критика в особенности отмечала превосходную игру Савиной.

17 сентября 1896 в Александринском театре роль Ларисы впервые исполнила В. Ф. Комиссаржевская.

Пьеса переведена языки: украинский (И. Сенченко), чувашский (М. Ухсай), азербайджанский (Э. Мамедханлы), грузинский (К. Андроникашвили), армянский (М. Геворкян и А. Тер-Ованян), узбекский (А. Турдыев и И. Миртемир), киргизский (К. Джантошев) и др.

Постановки в XX столетии

  • 1932 — Драматический театр «Комедия» (бывший Театр Корша). Пост. Василия Сахновского и Елизаветы Телешёвой. Лариса — Вера Попова, Карандышев — Анатолий Кторов, Паратов — Николай Соснин, Огудалова — Надежда Борская, Кнуров — Семён Межинский, Вожеватов — Михаил Болдуман, Робинзон — Борис Петкер, Евфросинья Потаповна — Мария Блюменталь-Тамарина.
  • 1935 — Большой драматический театр. Пост. Сергея Морщихина, худ. Александр Самохвалов, комп. Михаил Чулаки.
  • 1936 — Ярославский театр. Пост. Аркадий Надеждов, худ. Николай Медовщиков. Лариса — Чудинова.
  • 1937 — Народный театр (София). Пост. Николая Массалитинова, худ. Миленков и Георгиев. Лариса — Петрана Герганова, Карандышев — Константин Кисимов, Паратов — Владимир Трандафилов.
  • 1939 — Театр им. М. Азизбекова (Баку). Пост. Шарифова, худ. Ефименко. Лариса — Кадри, Паратов — Афганлы, Кнуров — Алиев.
  • 1940 — Театр Революции. Пост. Юрия Завадского, худ. Владимир Дмитриев. Лариса — Мария Бабанова, Карандышев — Сергей Мартинсон, Паратов — Михаил Астангов, Кнуров — Осип Абдулов, Огудалова — Анна Богданова.
  • 1944 — Саратовский драматический театр им. Карла Маркса. Пост. Андрея Ефремова, худ. Константин Кисимов; Лариса — Валентина Соболева, Карандышев — Иван Слонов, Паратов — Муратов, Кнуров — Карганов, Робинзон — Петров.
  • 1944 — Театр им. К. А. Марджанишвили (Тбилиси). Пост. Таблиашвили, худ. Сумбаташвили. Лариса — Верико Анджапаридзе, Карандышев — Георгий Гоцирели, Паратов — Кабахидзе, Огудалова — Сесилия Такаишвили, Кнуров — Шалва Гамбашидзе.
  • 1944 — Театр им. Хамзы (Ташкент). Лариса — Ишантураева, Паратов — А. Ходжаев.
  • 1946 — Театр им. Г. Сундукяна (Ереван). Пост. Гургена Джанибекяна, худ. Локшин, Лариса — Розанна Вартанян, Паратов — Давид Малян, Огудалова — Ольга Гулазян, Робинзон — Авет Аветисян.
  • 1948 — Малый театр. Пост. Константина Зубова, реж. Лев Прозоровский и Борис Никольский, худ. Владимир Козлинский, муз. оформление С. М. Богучевского. Лариса — Констанция Роек, Карандышев — Александр Афанасьев, Паратов — Борис Телегин, Огудалова — Софья Фадеева, Кнуров — Владимир Владиславский, Робинзон — Николай Светловидов, Евфросинья Потаповна — Варвара Рыжова.
  • 1948 — Большой драматический театр. Пост. Ильи Шлепянова, худ. Владимир Дмитриев. Лариса — Нина Ольхина, Карандышев — Виталий Полицеймако, Паратов — Бруно Фрейндлих, Вожеватов — Павел Панков, Огудалова — Анна Никритина, Кнуров — Александр Лариков, Робинзон — Василий Софронов. Партия гитары — Сергей Сорокин.
  • 1948 — Латвийский театр драмы (Рига). Пост. Веры Балюна. Лариса — Велта Лине, Кнуров — Альфред Амтманис-Бриедитис.
  • 1948 — Театр им. А. Лахути (Сталинабад).
  • 1950 — Литовский театр драмы (Вильнюс).
  • 1951 — Киргизский театр драмы (Фрунзе). Лариса — Кыдыкеева, Карандышев — Саргалдаев, Кнуров — Рыскулов.
  • 1952 — Большой драматический театр. Возобновление постановки Ильи Шлепянова. Режиссер возобновления Исай Зонне. Художник возобновления Илларион Белицкий.
  • 1953 — Башкирский театр драмы (Уфа). Реж. Брилль, худ. Калимуллин. Лариса — Бикбулатова.
  • 1953 — Театр им. К. С. Станиславского. Реж. Михаил Яншин, худ. Борис Волков. Лариса — Лилия Гриценко, Карандышев — Сергей Маркушев, Паратов — Борис Белоусов, Робинзон — Борис Лифанов.
  • 1953 — Театр «Повшехны» (Варшава).
  • 1954 — Народный театр (Пловдив).
  • 1973 — Одесский драматический театр. Пост. Матвея Ошеровского. Лариса — Светлана Пелиховская.
  • 1997(?) — Воронежский театр драмы. Пост. Анатолия Иванова, худ. Лариса и Михаил Курченко.

Постановки XXI столетия

  • 2002 — Балтийский дом. Пост. А. А. Праудина, художник Александр Мохов.
  • 2008 — Мастерская П. Фоменко. Пост. П. Н. Фоменко, художник Владимир Максимов.
  • 2012 — Театр на Васильевском (Санкт-Петербург). Пост. Денис Хуснияров, художник Николай Слободяник, хореография Егор Дружинин.

Экранизации

Ссылки и литература

  • Текст пьесы в библиотеке Максима Мошкова
  • Бесприданница: Материалы и исследования / Под ред. А. Я. Гатенян. — М.: Всероссийское театральное общество, 1947. — 180 с.
  • Штейн А. Л. Легенда о «Бесприданнице» // Штейн А. Л. Три шедевра А. Н. Островского. М., 1967.
  • Финк Э. Л. Вокруг одного парадокса // Наследие А. Н. Островского и советская культура. М., 1974.

dikc.academic.ru

Критика о пьесе "Бесприданница" Островского: отзывы современников |LITERATURUS: Мир русской литературы

"Бесприданница" является одной из самых известных пьес выдающегося русского драматурга

.

Критика о пьесе "Бесприданница" Островского: отзывы современников

С. Васильев (С. В. Флеров): "Во время первого представления автор не был вызван после окончания пьесы Очевидно, что драма не увлекла залы В ее настоящем виде «Бесприданница» есть широко задуманная бытовая картина Некоторые подробности нарисованы и отделаны художественною рукой, другие только намечены поставлены в форме эскиза." ("Московские ведомости", 19 ноября 1878 г.)

Рецензия в газете "Новое время":

"...[в образе Ларисы] автор показывает нам кусочек более чистого неба, уголок лучших стремлений... <...> мы, впрочем, более склонны видеть в Ларисе недалекую романтическую мещаночку, весьма способную прельщаться «сильными мужчинами», «героями» в мещанском смысле этого слова. <...> 

Неужели стоило г. Островскому тратить свои силы и свое время на драматическое воспроизведение банальной, старой, неинтересной истории о глупенькой, обольщенной девице?.. Жестоко ошибся тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга; взамен их мы получили подновленные старенькие мотивы, получили множество диалогов вместо действия." (газета "Новое время", 18 ноября 1878 г.).

В. П. Буренин в газете "Новое время": "...драма, хотя и не принадлежит к числу лучших вещей Островского, во всяком случае, представляет серьезный интерес <...> Теперь, когда пьеса <...> появилась в печати, можно сделать о ней заключение <...> 

По моему мнению, газетные московские судьи <...> совсем не поняли смысла пьесы и наговорили о ней бог знает какой вздор <...> Драма Островского, говоря банальным выражением, задевает одну из самых жгучих ран <...> печальной современности. 

В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности." ("Новое время", 26 января 1879 г.).

П. Д . Боборыкин: "Мы еще раз повторяем, что эту вещь никак нельзя считать одной из лучших в театре Островского <...> Ее нравственный замысел не может быть и поставлен рядом с однородными замыслами «Бедной невесты» и «Воспитанницы»". ("Русские ведомости", 23 марта 1879 г.).

Рецензия в газете "Новое время": "Действительно хороши были в новой пьесе только двое: г-жа Медведева [в роли матери Ларисы] и г. Ленский [в роли Паратова]. Тип буржуазной матери-попрошайки и сводни создан г-жою Медведевой прекрасно. Уже костюмом своим умная артистка сразу положила надлежащую печать провинции и мещанства на Огудалову: именно в таком безбожно пестром, кричащем платье мы должны представить себе уездную барыню, промышляющую прелестями дочери, зазывающую женихов и жаждущую продать дочь за богатство, если бы даже для этого и потребовалось венчанье вокруг ракитового куста". ("Новое время", 18 ноября 1878 г.).

Рецензия в газете "Новое время" (о премьере "Бесприданницы" в Петербурге): "...[пьеса произвела] сильное впечатление на зрителей и имела большой успех. Роль Ларисы как будто написана специально для г-жи Савиной. Так она подходит к средствам этой симпатичной актрисы Тип кутилы Паратова вполне удался г. Нильскому... Вообще, повторяем, пьеса на нашей сцене была разыграна с полным ансамблем и, по всей вероятности, не скоро сойдет с репертуара." (газета "Новое время", 24 ноября 1878).

А . В. Амфитеатров об игре В. Ф. Комиссаржевской в роли Ларисы (в спектакле 17 сентября 1896 г.):"Если бы Комиссаржевская ничего, кроме Ларисы Огудаловой, не сыграла, то и тогда ее имя осталось бы незабвенным в русском искусстве, ибо роль эта была в ее исполнении не только великим артистическим откровением, но и знамением общественного настроения. Комиссаржевская играла Ларису не талантом даже, но кровью сердца своего и поднялась в ней на такую высоту скорби, которая доступна только крыльям гения." (А. Амфитеатров, "Маски Мельпомены", 1911 г.)

Ю. М. Юрьев об игре В. Ф. Комиссаржевской в том же спектакле: "Впечатление от проникновенной игры Комиссаржевской до того сильное, что не верящие в ее большой талант, приписывающие ее успех главным образом пению, должны были отбросить свой скептицизм и признать, что дело тут совсем не в пении, а в ее громадном таланте, когда он правильно применен. Нужно ли говорить, что происходило в театре по окончании спектакля! <...> На другое утро Вера Федоровна проснулась уже не той Комиссаржевской, какой была накануне, но той Комиссаржевской, которая начинала вписывать свое имя золотыми буквами на страницы истории русского театра." (Ю. М. Юрьев "Записки")

www.literaturus.ru

Бесприданница - это... Что такое Бесприданница?

«Бесприда́нница» — пьеса Александра Николаевича Островского.

Драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и закончена в середине октября 1878 года.

28 октября «Бесприданница» была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом.

История создания

Задумана пьеса Островским в 1874 или в начале 1875 г. В письме Бурдину от 1 октября 1876 г. драматург писал о "Бесприданнице": "Всё моё внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить её в этом году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое моё оригинальное произведение". Работа над "Бесприданницей" была завершена лишь 16 октября 1878 г. Островский 3 ноября 1878 г. в письме к Бурдину сообщает: "Пьесу свою я читал уже в Москве пять раз; в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне и все единогласно признали "Бесприданницу" лучшим из моих произведений".

Действующие лица

  • Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.
  • Лариса Дмитриевна, её дочь, девица; одета богато, но скромно.
  • Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.
  • Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.
  • Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.
  • Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30.
  • Робинзон, провинциальный актёр (Аркадий Счастливцев).
  • Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.
  • Иван, слуга в кофейной.

Сюжет пьесы

Действие разворачивается на берегу Волги в провинциальном городе Бряхимове в третьей четверти XIX века. Харита Игнатьевна Огудалова — обедневшая дворянка, вдова с тремя дочерьми. В отсутствие средств, она всё-таки держит открытый дом, не без оснований рассчитывая, что общество красивых и музыкальных барышень привлечет холостых мужчин, которые женятся по любви на бесприданницах. Двух старших дочерей ей удаётся выдать замуж, осталась младшая, Лариса . За ней ухаживает барин, богач и пароходчик, Сергей Сергеевич Паратов, который, очевидно, влюблён в девушку. Лариса также безумно влюбляется в красавца Паратова, но именно тогда, когда, по мнению Огудаловых и всех их знакомых, Паратов должен сделать предложение, Сергей Сергеевич спешно уезжает из города — спасать своё состояние.

Лариса глубоко переживает отъезд Паратова, тем более что Сергей Сергеевич не успел с ней проститься и объяснить его причины. Харита Игнатьевна продолжает устраивать вечера в надежде найти мужа для Ларисы. На девушку засматривается богатейший купец города Кнуров, но он женат, и, хотя Харита Игнатьевна и использует его интерес к дочери для получения дорогих подарков, в качестве мужа Кнуров не рассматривается. Другой ухажёр, молодой коммерсант Вожеватов, пока не может себе позволить жениться на бесприданнице. Ещё один поклонник девушки — чиновник Юлий Капитонович Карандышев , почтовый служащий, но он слишком жалок, беден (на фоне трёх купцов), болезненно самолюбив и абсолютно не интересен Ларисе. Тем не менее, когда в доме Огудаловых арестовывают где-то найденного Харитой Игнатьевной очередного «перспективного» кандидата в женихи — тот оказывается не московским банкиром, а сбежавшим с деньгами банка кассиром, — Лариса, уставшая от карусели кавалеров и игр матери по поиску «партии», страдая от разбитого Паратовым сердца, решает выйти замуж за Карандышева, у которого пусть одно достоинство, но дорогое — он её любит. Начинается подготовка к свадьбе, в ходе которой Карандышев несколько раз обнаруживает свой мелочный и честолюбивый нрав. Однако Лариса не меняет своего решения и, не скрывая от жениха, что она не любит его, тверда в намерении выйти замуж за Юлия Капитоновича. Но неожиданно в город возвращается Паратов на своём пароходе «Ласточка». Встретившись с Кнуровым и Вожеватовым, Паратов объявляет им, что он намерен вынужденно жениться на богатой невесте, чтобы спасти остатки своего состояния, а также продать своё пароходство Вожеватову. От них он узнает, что Лариса выходит замуж. Тем временем Карандышев устраивает званый обед, на который приглашены и Кнуров, и Вожеватов, а в итоге и Паратов. Карандышев, ошалев от собственной значимости, которую он, по его мнению, приобрёл, сделавшись женихом Ларисы, вдрызг напивается (при активном содействии гостей, смеющихся над ним). Лариса же позволяет Паратову увлечь себя на ночной банкет на пароход «Ласточка» с цыганами и шампанским. Лариса отдается Паратову, но утром он признается ей, что обручён и не может жениться на Ларисе. Кнуров и Вожеватов, пользуясь «удобным случаем», разыгрывают опозоренную Ларису в орлянку. Выиграв, Кнуров предлагает девушке стать его содержанкой, причём размер предложенного содержания заставил бы замолчать даже самых злых порицателей чужой нравственности, однако потрясенная Лариса отмалчивается. На пароходе появляется Карандышев, который, осознав, что над ним посмеялись, а его невесту увезли, за ночь на лодке догнал «Ласточку». Он бросается к Ларисе и предъявляет на неё свои права, желая покрыть её позор. Лариса отвергает и Карандышева, он слишком жалок для неё. «Я слишком дорога для вас. Если быть чьей-то вещью, то дорогой». Лариса намерена согласиться стать «дорогой вещью» в руках Кнурова. Карандышев в отчаянии стреляет в Ларису из пистолета. Умирая, она благодарит за этот выстрел.

Постановки в Российской империи

Первая постановка «Бесприданницы» состоялась в Москве, на сцене Малого театра, 10 ноября 1878 года, в бенефис актёра Н. И. Музиля, игравшего роль Робинзона. Остальные роли были распределены между Г. Н. Федотовой (Лариса), А. П. Ленским (Паратов), М. П. Садовским (Карандышев), Н. М. Медведевой (Огудалова), И. В. Самариным (Кнуров), С. П. Акимовой (Евфросинья Потаповна), Решимовым (Вожеватов), М. В. Лентовским (цыган Илья), Колосовым (Гаврило) и Живокини 2-м (Иван). Через несколько дней после первого представления «Бесприданница» была вновь дана в бенефис М. П. Садовского; роль Ларисы играла М. Н. Ермолова.

В Петербурге «Бесприданница» в первый раз была поставлена на сцене Александринского театра 22 ноября 1878 года, в бенефис Бурдина, с участием М. Г. Савиной, исполнявшей роль Ларисы. В спектакле также приняли участие: А. С. Полонский (Карандышев), Бурдин (Кнуров), Н. Ф. Сазонов (Вожеватов), А. А. Нильский (Паратов), А. М. Читау (Огудалова), Н. И. Арди (Робинзон), Васильев 1-й (Гаврило), Горбунов (Иван), Константинов (Илья), Т. И. Натарова 1-я (Евфросинья Потаповна). Театральная критика в особенности отмечала превосходную игру Савиной.

17 сентября 1896 в Александринском театре роль Ларисы впервые исполнила В. Ф. Комиссаржевская.

Пьеса переведена языки: украинский (И. Сенченко), чувашский (М. Ухсай), азербайджанский (Э. Мамедханлы), грузинский (К. Андроникашвили), армянский (М. Геворкян и А. Тер-Ованян), узбекский (А. Турдыев и И. Миртемир), киргизский (К. Джантошев) и др.

Постановки в XX столетии

  • 1932 — Драматический театр «Комедия» (бывший Театр Корша). Пост. Василия Сахновского и Елизаветы Телешёвой. Лариса — Вера Попова, Карандышев — Анатолий Кторов, Паратов — Николай Соснин, Огудалова — Надежда Борская, Кнуров — Семён Межинский, Вожеватов — Михаил Болдуман, Робинзон — Борис Петкер, Евфросинья Потаповна — Мария Блюменталь-Тамарина.
  • 1935 — Большой драматический театр. Пост. Сергея Морщихина, худ. Александр Самохвалов, комп. Михаил Чулаки.
  • 1936 — Ярославский театр. Пост. Аркадий Надеждов, худ. Николай Медовщиков. Лариса — Чудинова.
  • 1937 — Народный театр (София). Пост. Николая Массалитинова, худ. Миленков и Георгиев. Лариса — Петрана Герганова, Карандышев — Константин Кисимов, Паратов — Владимир Трандафилов.
  • 1939 — Театр им. М. Азизбекова (Баку). Пост. Шарифова, худ. Ефименко. Лариса — Кадри, Паратов — Афганлы, Кнуров — Алиев.
  • 1940 — Театр Революции. Пост. Юрия Завадского, худ. Владимир Дмитриев. Лариса — Мария Бабанова, Карандышев — Сергей Мартинсон, Паратов — Михаил Астангов, Кнуров — Осип Абдулов, Огудалова — Анна Богданова.
  • 1944 — Саратовский драматический театр им. Карла Маркса. Пост. Андрея Ефремова, худ. Константин Кисимов; Лариса — Валентина Соболева, Карандышев — Иван Слонов, Паратов — Муратов, Кнуров — Карганов, Робинзон — Петров.
  • 1944 — Театр им. К. А. Марджанишвили (Тбилиси). Пост. Таблиашвили, худ. Сумбаташвили. Лариса — Верико Анджапаридзе, Карандышев — Георгий Гоцирели, Паратов — Кабахидзе, Огудалова — Сесилия Такаишвили, Кнуров — Шалва Гамбашидзе.
  • 1944 — Театр им. Хамзы (Ташкент). Лариса — Ишантураева, Паратов — А. Ходжаев.
  • 1946 — Театр им. Г. Сундукяна (Ереван). Пост. Гургена Джанибекяна, худ. Локшин, Лариса — Розанна Вартанян, Паратов — Давид Малян, Огудалова — Ольга Гулазян, Робинзон — Авет Аветисян.
  • 1948 — Малый театр. Пост. Константина Зубова, реж. Лев Прозоровский и Борис Никольский, худ. Владимир Козлинский, муз. оформление С. М. Богучевского. Лариса — Констанция Роек, Карандышев — Александр Афанасьев, Паратов — Борис Телегин, Огудалова — Софья Фадеева, Кнуров — Владимир Владиславский, Робинзон — Николай Светловидов, Евфросинья Потаповна — Варвара Рыжова.
  • 1948 — Большой драматический театр. Пост. Ильи Шлепянова, худ. Владимир Дмитриев. Лариса — Нина Ольхина, Карандышев — Виталий Полицеймако, Паратов — Бруно Фрейндлих, Вожеватов — Павел Панков, Огудалова — Анна Никритина, Кнуров — Александр Лариков, Робинзон — Василий Софронов. Партия гитары — Сергей Сорокин.
  • 1948 — Латвийский театр драмы (Рига). Пост. Веры Балюна. Лариса — Велта Лине, Кнуров — Альфред Амтманис-Бриедитис.
  • 1948 — Театр им. А. Лахути (Сталинабад).
  • 1950 — Литовский театр драмы (Вильнюс).
  • 1951 — Киргизский театр драмы (Фрунзе). Лариса — Кыдыкеева, Карандышев — Саргалдаев, Кнуров — Рыскулов.
  • 1952 — Большой драматический театр. Возобновление постановки Ильи Шлепянова. Режиссер возобновления Исай Зонне. Художник возобновления Илларион Белицкий.
  • 1953 — Башкирский театр драмы (Уфа). Реж. Брилль, худ. Калимуллин. Лариса — Бикбулатова.
  • 1953 — Театр им. К. С. Станиславского. Реж. Михаил Яншин, худ. Борис Волков. Лариса — Лилия Гриценко, Карандышев — Сергей Маркушев, Паратов — Борис Белоусов, Робинзон — Борис Лифанов.
  • 1953 — Театр «Повшехны» (Варшава).
  • 1954 — Народный театр (Пловдив).
  • 1973 — Одесский драматический театр. Пост. Матвея Ошеровского. Лариса — Светлана Пелиховская.
  • 1997(?) — Воронежский театр драмы. Пост. Анатолия Иванова, худ. Лариса и Михаил Курченко.

Постановки XXI столетия

  • 2002 — Балтийский дом. Пост. А. А. Праудина, художник Александр Мохов.
  • 2008 — Мастерская П. Фоменко. Пост. П. Н. Фоменко, художник Владимир Максимов.
  • 2012 — Театр на Васильевском (Санкт-Петербург). Пост. Денис Хуснияров, художник Николай Слободяник, хореография Егор Дружинин.

Экранизации

Ссылки и литература

  • Текст пьесы в библиотеке Максима Мошкова
  • Бесприданница: Материалы и исследования / Под ред. А. Я. Гатенян. — М.: Всероссийское театральное общество, 1947. — 180 с.
  • Штейн А. Л. Легенда о «Бесприданнице» // Штейн А. Л. Три шедевра А. Н. Островского. М., 1967.
  • Финк Э. Л. Вокруг одного парадокса // Наследие А. Н. Островского и советская культура. М., 1974.

dal.academic.ru

Как снимали фильм «Бесприданница» Якова Протазанова « Ностальгия по советскому

Жанр: драма, исторический фильм, мелодрама, экранизацияЭкранизация одноименной пьесы А.Н. Островского(восстановлен в 1970).Фильм вошел в фонд советской киноклассики благодаря социальной трактовке драмы, яркой образности в изображении нравов русского купечества и великолепному актерскому ансамблю.Золотая медаль на Международной выставке в Париже (1937).

Режиссер: Яков ПротазановСценаристы: Яков Протазанов, Владимир ШвейцерОператор: Марк МагидсонКомпозитор: Давид БлокВ фильме снимались: Нина Алисова, Ольга Пыжова, Анатолий Кторов, Михаил Климов, Борис Тенин, Владимир Балихин, Владимир ПоповПремьера фильма состоялась 26 января 1937

Режиссёр Яков Протазанов умел делать свои фильмы увлекательными, темпераментными. В феврале 1935 года он получил от руководства студии два письма с предложением немедленно приступить к работе над сценарием «Бесприданница» совместно с В. Швейцером: «Наше решение дополнительно загрузить Вас такой большой работой, параллельно с Вашей работой над текущей картиной, объясняется тем значением, которое „Межрабпомфильм“ придаёт постановке „Бесприданница“ в текущем производственном году…»

«Бесприданница»

Пьеса «Бесприданница» — с её остро поставленной социальной проблемой гибели человека в мире денег — была прекрасным материалом для Протазанова, чьи экранизации отличались большим вниманием к литературной основе фильма.

Протазанов и Швейцер буквально проанатомировали пьесу, «поверив алгеброй гармонию». Они не стали слепо следовать за текстом, и потому экранизация пьесы не стала просто спектаклем, снятым на плёнку. В фильме появились сцены, которых не было у Островского (венчание сестры Ларисы, похождения Робинзона, прекрасные пейзажи, натурные съёмки последних эпизодов гибели Ларисы и т.д.).

Ограничить себя одними сутками, на протяжении которых происходит действие пьесы, Протазанов не пожелал, ведь возможности, которыми он располагал, неизмеримо шире тех, которые были у любого театрального режиссёра и драматурга.

Отрывок из фильма «Бесприданница». Нина Алисова — Нет, не любил он..

После неудачи фильма «О странностях любви» Якову Протазанову очень хотелось добиться успеха, а для этого необходимы смелость, точный расчёт, превосходные исполнители и надёжные сотрудники.Первый из многочисленных партнёров, соавтор по сценарию Владимир Швейцер — старый опытный кинематографист, в содружестве с которым созданы «Марионетки» и звуковой вариант «Праздника святого Йоргена».

«Бесприданница»

Из группы «О странностях любви» пришёл ассистент Александр Роу. А вот оператора Протазанов пригласил совсем молодого. Талантливый Марк Магидсон делал тогда лишь первые шаги в искусстве. Ретушёр, провинциальный фотограф, потом фотограф на студии и, наконец, кинооператор, поэтичный, вдохновенный художник.Для Протазанова всегда главной фигурой в кино был актёр. Месяц — с 20 апреля по 20 мая 1935 года — Александр Артурович Роу занимался поисками и подбором актёров.

Роль Карандышева предложили Сергею Мартинсону, уже снимавшемуся у Протазанова в «Марионетках». Однако масштабы роли (по сравнению с пьесой она в фильме сильно сокращена) не понравились артисту и он от предложения отказался. Балихин же не побоялся «маленькой» роли и сыграл её с подлинным трагизмом.Многие интересные театральные актёры были открыты для кино Протазановым, а многие молодые и неопытные актёры становились профессионалами в работе с этим режиссёром.

«Бесприданница»

В «Бесприданнице» актёрский ансамбль безупречен: А. Кторов (Паратов), Б. Тенин (Вожеватов), М. Климов (Кнуров), В. Рыжова (мать Карандышева), О. Пыжова (Огудалова), В. Балихин (Карандышев) и другие. На роль Ларисы Протазанов решил пробовать студентку киноинститута Нину Алисову. Она снималась у него в фильме «О странностях любви». Режиссёр видел Ларису совсем юной девушкой, непосредственной, впечатлительной.

Кандидатура неопытной актрисы вызывала сомнения, а кое у кого и откровенный протест. Среди противников Протазанова оказался даже Швейцер. Но режиссёр не отступил: «Ручаюсь, что это будет первосортно!»К Алисовой прикрепили педагогов по слову, танцу, пению. Протазанов требовал, чтобы она всё время находилась в состоянии, близком её образу. Стремясь создать у молодой актрисы как можно более полное, более глубокое внутреннее родство с героиней фильма, Протазанов направил Алисову в театр, на мхатовский спектакль «Воскресение» по Л. Толстому.

«Бесприданница»

Можно было начинать съёмки. И вот тут-то заявил о себе оператор Марк Магидсон. Декорация была уже построена, когда Магидсон, внимательно осмотрев павильон, решил провести съёмку с нижних точек. Для этого декорацию надо было поднять на метр-полтора над полом. Дисциплина была в ту пору суровой. Молодого оператора вызвали к начальству и жёстко сказали: «Не будешь снимать — отстраним от картины!» Именно в этот момент вмешался Протазанов, принявший сторону Магидсона.

Декорацию перестроили. А после просмотра отснятого материала все вынуждены были признать правоту оператора.Готовясь к съёмкам, Магидсон проводил много времени в картинных галереях, часами простаивал у полотен великих художников. В результате фильм приобрёл простор, в него органично вошли раздольные русские пейзажи. Оператор снял картину исключительно тонко и поэтично.

«Бесприданница»

«Бесприданница» снималась в Кинешме и Калуге. Костроме и Плёсе, но перед тем как эти города были отобраны, «просмотрели» всю Волгу. Островский назвал местом действия своей драмы город Бряхимов. Протазанов нашёл подобный город неподалёку от Щелыкова, усадьбы Островского. Летом 1935 года газета «Правда» сообщила: «На родине драматурга Островского в гор. Кинешме начались съёмки кинокартины „Бесприданница“ по одному из лучших произведений писателя (сценарий Я. Протазанова и В. Швейцера)».

Кинешма с любопытством наблюдала за приготовлениями. Плотники ремонтировали городскую лестницу, спускавшуюся с крутого берега к Волге. В саду будущего дома Огудаловой вкапывались берёзы. Протазанов отыскал себе «консультанта по быту» — владельца доисторического извозчичьего экипажа. Старик знал прошлое купеческой Волги, нравы своего города.

«Бесприданница»

Оснастили и пароход, причём так ловко, что какой-то катер, команда которого не подозревала о съёмках, увидев «Святую Ольгу», погнался за ней, задавая беспокойные вопросы: «Куда держите курс? Что за белогвардейская публика?» Готовились тщательно, деловито, собранно, но съёмки поначалу не ладились. Пятьдесят дней съёмочная группа просидела без солнца…

Рассказ о судьбе бесприданницы начинается в церкви во время свадьбы. Лариса Огудалова — среди гостей. Этой сцены нет у Островского. Из полутёмной переполненной людьми церкви Протазанов выводит своих героев на солнечную улицу. Лариса хочет сесть в экипаж, но ей преграждает дорогу весенний ручей. Девушка в нерешительности остановилась, боясь замочить туфельки. И в этот миг красавец Паратов сбрасывает со своих плеч дорогую шубу с роскошным бобровым воротником и кидает её прямо в воду. Мгновение. Пауза. И вот Лариса шагает по шубе…

«Бесприданница»

Эпизод длится на экране считанные минуты. Снимали его две недели. Две недели продолжались беспрестанные волнения, а получится ли то, что нужно? Зимой нельзя было снимать — снег, естественно, не таял. Весной спряталось солнце. Его караулили с невероятным упорством. Возле церкви, где предстояло провести съёмки, наняли несколько квартир для членов съёмочной группы и статистов. Все были наготове, но солнце все не показывалось, а снег стремительно таял.

Дирекция группы проявила незаурядные организационные способности. Были мобилизованы десятки грузовиков (по тем временам задача совсем не простая), и едва выглянуло солнце, снег привезли. Но… солнце снова скрылось, а снег… растаял. Решили снимать при электрическом свете — электролиния не выдержала нагрузки. Только после многократных попыток удалось наконец снять этот эпизод.

«Бесприданница»

Алисова играла Ларису естественно и просто. Она женственна и изящна, в ней есть порывистость и страстность живого человека. Это натура незаурядная, но, впрочем, ничем не выдающаяся, обыкновенная женщина, которая кажется необыкновенной именно в силу извращённости чувств у всех остальных, кто уже не в состоянии думать ни о чём, кроме денег.

Роль Сергея Сергеевича Паратова сыграл старый партнёр и друг Протазанова Анатолий Кторов. «Арифметика вместо души», пожалуй, самое лаконичное определение сущности образа самого Паратова, данное сценаристом и режиссёром.

Когда «Святая Ольга» обгоняет паратовскую «Ласточку» и зритель затянут создателями фильма в азартную гонку, когда он жадно следит за тем, кто кого, — вступает в силу паратовский характер.— Обогнать купчишку! Шуруй! Шуруй!— Если бросай один полен, я сам бросался за борт! — с иностранным акцентом возражает высунувшийся из люка механик.— Трус! — Паратов гневен и презрителен. — Иностранец… Голландец! Эх, арифметика вместо души!

«Бесприданница»

Закончив съёмки, Протазанов сел за монтаж, о котором так интересно рассказала К. Блинова, режиссёр-монтажёр Студии имени Горького, работавшая с Яковом Александровичем над фильмом «Бесприданница». Протазанов относился к монтажу очень ответственно, позволяя своей помощнице делать только самую черновую подготовку. Самостоятельность он дал ей позже, только после того, как внимательно пригляделся и определил для себя её возможности. Тут уже Ксении Васильевне стали поручаться отдельные сцены.

Н. Волков и О. Леонидов, авторы статьи «Бесприданница», опубликованной в первом издании сборника «Яков Протазанов», отмечали: «Киноязык Протазанова всегда отличался точностью и лаконичностью. В этом сказывалась кинематографическая дисциплина мастера, в совершенстве знавшего и чувствовавшего ёмкость фильма.

«Бесприданница»

В ту пору, когда Протазанов ставил „Бесприданницу“, существовал определённый лимит метража для художественных фильмов — 2400 метров. „Бесприданница“ точно соответствовала этому метражу — 2392 метра… Эти 2392 метра получились не в результате работы над режиссёрским сценарием с секундомером в руках, а исключительно по ощущению длины каждого кадра и куска. С.М. Эйзенштейн не раз говорил о том, что завидует способности Протазанова монтировать по памяти…»

Успех «Бесприданницы» превзошёл все ожидания.Хорошая работа всегда даёт удовлетворение художнику. Верный привычке не показывать публике своих эмоций, Протазанов в высшей степени сдержан. И только в одном письме, одному из самых близких ему людей — сыну Георгию, раскрывается глубокое удовлетворение мастера.Да, это был успех. Последний раз он пришёл к Протазанову в такой полной мере.

«Бесприданница» совершала триумфальный путь к зрителю. Она демонстрировалась по всей стране. Добралась «Бесприданница» и до Парижа, где в 1937 году происходила Всемирная выставка. Домой картина вернулась с золотой медалью. Эту награду Яков Александрович отдал человеку, который, по его мнению, сделал для фильма больше, чем кто-либо другой, — оператору Марку Магидсону.

«Бесприданница»

Да, это Лариса!

Я часто всматриваюсь в этот старый фотоснимок, с которого началась моя актерская биография. Не будь его, возможно, мне так и не довелось бы сыграть Ларису Огудалову — в фильме «Бесприданница».Протазанов «приглядел» меня во ВГИКе. Как увидел он в угловатой девочке трагическую Ларису, в роли которой блистали величайшие актрисы русской сцены,— это для меня тайна и посейчас. Тем не менее его ассистент А. Роу (да, тот самый, впоследствии известный Александр Артурович Роу — сказочник) принес мне сценарий и приглашение на пробы.

И вот, путаясь в шлейфе, вхожу в павильон и столбенею: народу полно, всем интересно, как начнет съемку первокурсница, почти подросток. Единственным в тот момент желанием было убежать… Но поздно — меня ввели в кадр.— Так вы меня еще не забыли? — вымолвила я и сама не услышала своего голоса, зато отчетливо различила приглушенные смешки и шепот в рядах присутствующих. Сняли один раз, перешли к сцене с Вожеватовым:

— Вася, что мне делать? Я погибаю… Едва начав, я поняла—провалилась, все кончено! Протазанов сказал:— Ну что ж, будем репетировать, — и муки мои продолжались. Полуживая от волнения и стыда, я безмолвно шевелила губами — голос пропал. Оператор М. Магидсон не выдержал: «Да говори ж ты, наконец!» Я напрягла все силы — напрасно. Теперь зрители смеялись, уже не стесняясь.Протазанов приблизился ко мне — я сжалась. «Прекрасно, прекрасно»,— сказал он тихонько мне на ухо… И я поверила. Заговорила, слезы хлынули сами собой, я упивалась сценой, чувствовала — все получается.

— Будем снимать, — обратился режиссер к группе,— актриса готова.Вот здесь и пришел мне на помощь «грозный» оператор — милейший человек Марк Магидсон. Добродушно ворча («Думаешь, мне это надо?»), он заставлял меня приходить в павильон задолго до остальных и изо дня в день снимал при разном освещении, в различных ракурсах, водил в гримерную, костюмерную, придумывал прическу, грим, шляпку — все искал и не находил во мне Ларису… Я снова была на грани отчаяния.И вот однажды Магидсон принес фотографию, взглянув на которую Протазанов сказал: «Да. Это — она!» Портрет стал для нас ключом к облику и душе нашей героини.Нина Алисова

«Советский экран», июнь 1981 года (№11)

Разместить заметку:

1001material.ru

Презентация на тему "Драма А.Н.Островского «Бесприданница»"

Презентация на тему: Драма А.Н.Островского «Бесприданница»

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 «А напоследок я скажу…»Драма А.Н.Островского «Бесприданница»В драме нарисована п Описание слайда:

«А напоследок я скажу…»Драма А.Н.Островского «Бесприданница»В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных «слоях».В. П. Буренин Учитель ГБОУ СОШ №883Алиева Светлана Викторовна

№ слайда 2 Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драм Описание слайда:

Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма "Бесприданница". Задуманная в 1874году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге.

№ слайда 3 Драма “Бесприданница” была написана в конце 70-х годов XIX в., в период перехода Описание слайда:

Драма “Бесприданница” была написана в конце 70-х годов XIX в., в период перехода России на более прогрессивный, новый этап развития, сопряженный с образованием нового класса — класса предпринимателей и, как следствие, ознаменовавшийся возникновением социальных конфликтов, обусловленных разделением общества и неприятием нового класса приверженцами старого строя. 

№ слайда 4 Основная идея "Бесприданницы" состоит в утверждении того, что в буржуазно-капита Описание слайда:

Основная идея "Бесприданницы" состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможность проявить ее - таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют "идолы", подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.

№ слайда 5 Действие происходит в 70-е годы ХIХв. в городе Бряхимове, на Волге. Описание слайда:

Действие происходит в 70-е годы ХIХв. в городе Бряхимове, на Волге.

№ слайда 6 Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по л Описание слайда:

Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.Лариса Дмитриевна, её дочь, девица; одета богато, но скромно.Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30.Робинзон, провинциальный актёр (Аркадий Счастливцев).Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.Иван, слуга в кофейной.

№ слайда 7 Почему фильм называется «Жестокий романс»? Почему не «Бесприданница»?Сам Эльдар Описание слайда:

Почему фильм называется «Жестокий романс»? Почему не «Бесприданница»?Сам Эльдар Рязанов объяснял это так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу как печальную песню, как грустный романс. Название «Жестокий романс» возникло буквально в первые же дни, когда я принял решение о работе над фильмом. Невозможно было назвать картину «Бесприданницей» - одна уже была. Мне показалось, что «Жестокий романс» - название верное и емкое. Оно в какой-то степени определяет и жанр вещи, в котором я собирался ее ставить. (Правда, без оттенка иронии, который мы вкладываем в это определение). Кроме того, история, рассказанная Островским, действительно безжалостна. Потом, читая литературоведческие работы о драматурге, я наткнулся у А.Л. Штейна на мысль о том, что «Грозу» можно сравнить с русской народной песней, а «Бесприданницу» - со старинным русским романсом. Я обрадовался тогда этому случайному, но подтверждающему мои ощущения совпадению»

№ слайда 8 Сюжет пьесыПаратов узнает о свадьбе Ларисы и решается отомстить за «измену» Описание слайда:

Сюжет пьесыПаратов узнает о свадьбе Ларисы и решается отомстить за «измену»

№ слайда 9 Харита Игнатьевна ОгудаловаХарита (от греч. харис – изящество, прелесть, красота Описание слайда:

Харита Игнатьевна ОгудаловаХарита (от греч. харис – изящество, прелесть, красота) величали цыганок из хора.Игнатами называли в Москве каждого цыгана.Фамилия от слова огудать- обмануть,обольстить, надуть.

№ слайда 10 Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х.И.Огудаловой?Харита Игн Описание слайда:

Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х.И.Огудаловой?Харита Игнатьевна-приживалка при знатных господах. Торгует красотой дочери. Готова унижаться.

№ слайда 11 Сергей Сергеич ПаратовЗа что полюбила Паратова Лариса? этимологически связан с п Описание слайда:

Сергей Сергеич ПаратовЗа что полюбила Паратова Лариса? этимологически связан с прилагательным поратый –бойкий, сльный, дюжий, усердный; «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30»; шикарный прожигатель жизни, эффектный и красивый мужчина, который в финале пьесы окажется обычным искателем приданого богатых купчих. 

№ слайда 12 Каковы нравственные принципы Паратова? Описание слайда:

Каковы нравственные принципы Паратова?

№ слайда 13 Мокий Парменыч Кнуров происходит от диалектного слова кнур –боров, хряк, кабан; Описание слайда:

Мокий Парменыч Кнуров происходит от диалектного слова кнур –боров, хряк, кабан; из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.

№ слайда 14 Василий Данилыч Вожеватовочень молодой человек, один из представителей богатой т Описание слайда:

Василий Данилыч Вожеватовочень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.

№ слайда 15 Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?Новый Описание слайда:

Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?Новый тип купцов. Образованные. Читают газеты, собираются на выставку в Париж. Считаются с общественным мнением. У них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного мнения.

№ слайда 16 Каково отношение Кнурова и Вожеватова к Ларисе?«Я все думал о Ларисе Дмитриевне, Описание слайда:

Каково отношение Кнурова и Вожеватова к Ларисе?«Я все думал о Ларисе Дмитриевне, — обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий. — Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только не позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе».Он говорит Ларисе : «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет...».«Вася, я погибаю! — в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса. — ...мы с тобой с детства знакомы… что мне делать — научи!»

№ слайда 17 Юлий Капитоныч Карандышевмолодой человек, небогатый чиновник;Юлий — имя знаменит Описание слайда:

Юлий Капитоныч Карандышевмолодой человек, небогатый чиновник;Юлий — имя знаменитого римского императора Цезаря, Капитон — от латин. капитос — голова, Карандышев — от слова карандыш — недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями;амбиция — ключевое слово к объяснению личности. Амбициозность бедного человека — художественное открытие Ф.М.Достоевского (Макар Девушкин в «Бедных людях»).

№ слайда 18 Кто такой Карандышев?Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства уни Описание слайда:

Кто такой Карандышев?Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления

№ слайда 19 Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? Описание слайда:

Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы?

№ слайда 20 Лариса Дмитриевна Огудалова Лариса — в переводе с греческого — чайка.Она молода Описание слайда:

Лариса Дмитриевна Огудалова Лариса — в переводе с греческого — чайка.Она молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует Лариса- девушка умная и гордая. Бесприданница-девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное

№ слайда 21 Какой мы видим главную героиню?Лариса — богато одаренная натура, она талантлива, Описание слайда:

Какой мы видим главную героиню?Лариса — богато одаренная натура, она талантлива, артистична: играет на фортепиано, поет, аккомпанирует себе на гитаре; у нее поэтическая душа. Она чутка, впечатлительна, любит гулять на природе; ее душа, как птица, парит, она мечтает о возвышенном, светлом. Лариса доверчива, искренна, прямо душна в отношениях с людьми

№ слайда 22 Анализ действия III, 12-е явление.Что заставляет Ларису выбрать этот путь?Каков Описание слайда:

Анализ действия III, 12-е явление.Что заставляет Ларису выбрать этот путь?Каков же финал пути к Паратову?Прочитайте монолог Ларисы о смерти. В чем трагедия героини?Любовь для Ларисы все, но эта любовь никому не нужна. Лариса это начинает понимать, поэтому ей так страшно, беспокойно, тяжело.

№ слайда 23 Ларисе остается смерть. Допета ее печальная песня, прерван ее грустный романс, с Описание слайда:

Ларисе остается смерть. Допета ее печальная песня, прерван ее грустный романс, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной жестокости. Трагедия героини — трагедия одинокой души

№ слайда 24 В чем причина гибели Ларисы?Когда Кнуров предлагает Ларисе богатое содержание: « Описание слайда:

В чем причина гибели Ларисы?Когда Кнуров предлагает Ларисе богатое содержание: «Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует», — Лариса отвечает: «Я вещь, а не человек». Она знает, что ее хотят сделать содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой». Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для нее — естественный выход.

№ слайда 25 Её душа по-прежнему чиста, уходя из жизни, она всех, кто её продавал, прощает. О Описание слайда:

Её душа по-прежнему чиста, уходя из жизни, она всех, кто её продавал, прощает. Она умирает со словами любви. Так осуществляется её мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала.

№ слайда 26 Драма человеческой личности в бесчеловечном обществеТема «маленького человека»Те Описание слайда:

Драма человеческой личности в бесчеловечном обществеТема «маленького человека»Тема торговлиТема несчастной любвиТема брака по расчетуТема предательстваТема «отцов» и «детей»Тема свободыСоциальная тема

№ слайда 27 Проблемы нравственности:Проблема чести и долгаПроблема верности и предательстваП Описание слайда:

Проблемы нравственности:Проблема чести и долгаПроблема верности и предательстваПроблема бездуховностиПроблема купли-продажи человекаПроблема «отцов» и «детей»Проблема выбора цели и смысла жизниСоциальные проблемы:Положение женщины в русском обществеБогатые и бедные

№ слайда 28 Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 к Описание слайда:

Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2005. Изображение «Лебеди» http://eng.namonitore.ru/wallpapers/big/lebedi_2_1440.htmlИзображание «Лебединая пара» http://www.liveinternet.ru/users/felizy/post155645457/Изображание «Чайка» http://sonnik.mirmam.net/sonnik-millera-chaykaФотографии из фильма «Жестокий романс» Э.Рязанова:«Лариса с Паратовым» http://www.liveinternet.ru/users/igorinna/post122626780/ «Харита Игнатьевна с Ларисой» http://www.kievrus.com.ua/j-photo/10327-zhestokij-romans-foto-i-kadry-iz-filma.html«Харита Игнатьевна» http://kinobank.org/view_image/movie/3022/39175/«Кнуров с Ларисой» http://www.kinomania.ru/film/86762/frames/«Паратов» http://kinoskachat.info/skachat-film-mixalkova-zhestokij-romans.html«Лариса в кресле» http://telek.by/Pages/Move.aspx?move=a570b127-a27d-470a-b726-476560793442«Лариса» http://smotri.com/video/view/?id=v19766134f0f«Лариса плачущая» http://telopera.ru.com/soobshchenie-o-romanse.html«Кнуров с Харитой Игнатьевной» http://tat84766923.ya.ru/replies.xml?item_no=385«Карандышев с Ларисой» http://www.liveinternet.ru/users/3352786/rubric/1216151/«Лариса улыбающаяся» http://www.vokrug.tv/photo/product/ZHestokii_Romans/«Карандышев» http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/2989/foto/m2222/80163/«Вожеватов» http://xtreme.ws/films/906005-zhestokij-romans-1984-dvd9dvdrip.html«Вожеватов» http://foto.meta.ua/2976116.image«Карандышев с оружием» http://www.kinomania.ru/film/86762/frames/Волга http://www.kuban-kurorts.ru/userfiles/image/Seliger_Vershina%20Seligera/014_Ozero.jpg

ppt4web.ru