Сюжет «Благовещение»: картины и иконы русских художников. Благовещение картина


картина Леонардо да Винчи: два шедевра мастера

«Благовещение» – картина Леонардо да Винчи на классический библейский сюжет. К образу девы Марии перед возвещающим ангелом обращались многие художники - от Средневековья до авангарда. В эпоху Ренессанса этот сюжет был запечатлён на полотнах великих мастеров бесчисленное количество раз. Тем не менее ни одно из них не привлекает столько внимания исследователей и почитателей живописи со всего мира, как шедевр Леонардо.

Винчи, «Благовещение»: описание картины и другие истории

благовещение картина леонардо да винчи

Имя Леонардо да Винчи хотя бы раз в жизни слышал даже тот, кому чувство прекрасного глубоко чуждо. Однако нередко и знатоки искусства спотыкаются о тот факт, что, по сути, великий гений не имел фамилии в общепринятом понимании.

Леонардо из Винчи – так переводится дословно имя художника. Из этого небольшого городка в Тоскане началось его восхождение к вершинам живописного мастерства.

Четырнадцатилетним подростком Леонардо поступает в мастерскую флорентийского живописца Андреа Верроккьо. Всего через шесть лет он напишет своё первое «Благовещение».

Картина Леонардо да Винчи написана в 1472-1475 годах. В ней ещё сохраняются черты искусства Раннего Возрождения. Молодой художник оставляет традиционную композицию, статичную и выверенную. Архитектурные детали и предметы интерьера строгих геометрических форм прописаны в чётком соответствии с законами линейной перспективы.

Фигуры архангела и Девы Марии условно делят удлинённый горизонтальный формат работы на две части. В одной архангел Гавриил на фоне декоративного застывшего пейзажа символизирует мир небесный. В другой – Мария на пороге дома. Она принадлежит ещё миру земному. В соответствии с канонами образа художник изображает её величественно восседающей перед Библией, раскрытой на изящной мраморной подставке.

леонардо да винчи благовещение описание картины

От традиции к собственной манере

Ранняя работа юного живописца ещё полна традиционных штампов, и тем не менее в ней проявляется неповторимая манера письма Леонардо, которая будет отличать его последующие шедевры. Всю силу таланта 21-летнего художника в полной мере демонстрирует первое «Благовещение».

Картина Леонардо да Винчи ещё полна застывшей, неестественной красоты. Декоративные детали наполняют её, подчёркивая величие момента. И в то же время библейские образы лишены пафоса.

Фигура архангела застыла в движении, он протягивает руку в характерном жесте, в другой держит стебель белой лилии как символ чистоты и невинности Девы Марии. Он изображён вполне осязаемым, в плотных одеждах с тяжёлыми складками, под ногами его примятая трава. Он соразмерен и фигуре пока ещё земной Марии, и пейзажу, и всему земному окружению.

Образ Марии также лишён иконичной величественности. Она ещё, как королева, восседает на своей скамье-троне, подняв голову и спокойно глядя на вестника. Тем не менее это уже земная юная девушка. В знак принятия вести она изящно поднимает руку.

«Благовещение» – картина Леонардо да Винчи? Интересные факты

Долгое время вокруг картины не утихали баталии специалистов. Многие были склонны считать её произведением Гирландайо, а не молодого Леонардо.

Картина подвергалась позднейшему вмешательству, что ещё больше затруднило атрибуцию. Неизвестный автор значительно увеличил крылья архангела, сделав их гротескно большими. Сохранившиеся дневники и эскизы художника говорят о том, что он срисовывал их с птичьих, и, вероятнее всего, в первоначальном варианте они были значительно скромнее.

Тем не менее, несмотря на дописанные фрагменты, многие детали, без сомнения, указывают на руку художника: узнаваемый туманный скалистый пейзаж на заднем плане, лицо архангела, напоминающее первого ангела, написанного Леонардо на картине своего учителя, выразительные, с анатомической точностью переданные руки, золотистые локоны и тяжёлые драпировки по фигуре. Все эти особенности, несомненно, свидетельствуют о том, что «Благовещение» – картина Леонардо да Винчи.

Вторая Дева Мария

благовещение картина леонардо да винчи интересные факты

Спустя два года Леонардо пишет ещё одну работу на этот же сюжет. Сегодня эта небольшая доска хранится в коллекции Лувра. Несмотря на сходство композиции, вторая картина отличается большей камерностью, интимностью изображения. В ней уже в полной мере раскрываются особенности уникальной живописной манеры Леонардо.

благовещение картина леонардо да винчи фото

Нами рассмотрено полотно «Благовещение» - картина Леонардо да Винчи. Фото позволяют сравнить образ Девы Марии с первой и второй картины и увидеть, какие новые черты он приобрёл.

fb.ru

картины и иконы русских художников

Как известно, многие библейские сюжеты нашли свое отражение в мировом искусстве. В большой степени это относится к сценам из Нового Завета. Например, широкое распространение приобрела в мировом искусстве тема «Благовещение». Картины с этим сюжетом мы можем встретить во всех христианских странах.

Кратко рассмотрим эти произведения относительно русского искусства.

Древний сюжет иконы

Иконы с темой «Благовещения» появились в русском искусстве в христианскую эпоху. Однако сначала они принадлежали кисти византийских мастеров.

Только гораздо позже стали создаваться оригинальные русские сюжеты.

Можно рассмотреть икону, принадлежащую кисти знаменитого иконописца Андрея Рублева. Она написана предположительно в 1408 году. На золотистом фоне изображено две фигуры: Богородица в красных одеждах и ангел, протягивающий к ней руки.

благовещение картины

Общий тон иконы нежный и волнующий. Богородица склоняет голову в знак покорности Божественной воли. Ангел прекрасен и невозмутим. Его Лик полон божественного спокойствия и глубины веры.

Собственно говоря, в этом художественном воплощении библейского сюжета есть уже все то, что будет поражать воображение потомков великого иконописца: само Благовещение, картина мирной и тихой жизни Марии, чудесное явление к ней посланника Бога.

Ненаписанная картина А. Иванова

Знаменитый русский художник Александр Иванов любил писать свои произведения на религиозные темы. Однако не все свои полотна мастер успел завершить.

Это относится и к его работе под названием «Благовещение», картины, которая дошла до наших дней только в виде набросков.

К слову сказать, Иванов во многом следует русской иконописной традиции. Фон полотна, который выбирает художник, также золотистый, правда, видны мягкие тени греческих колонн. В центре полотна – фигура Богородицы в традиционных для нее одеждах. Фигура Богоматери вся окружена сиянием, которое исходит из рядом стоящего ангела, облаченного в белые одежды.

благовещение картины современных художников

Ангел благословляет прекрасную Марию, которая тихо опускает голову в знак своей покорности воле Божьей.

Картина легкая и воздушная, написанная с помощью полутеней. Жалко, что это полотно в своей целостности так и не было представлено на суд зрителей.

Творение Нестерова

Михаил Нестеров также внес свой значительный вклад в развитие русского искусства. Интересовала художника и тема «Благовещение». Картины с этим сюжетом есть в творчестве этого русского живописца.

Рассмотрим одно из самых известных полотен.

На картине присутствует две фигуры: Ангел, пришедший объявить Марии благую весть, и сама Богородица.

Богоматерь одета в синие и белые одежды, ее лицо прекрасно, глаза полузакрыты, казалось бы, юная Мария полностью погружена в размышления о прочитанном (в руках она держит книгу).

благовещение картины художников

К ней с небес спускается ангел в белых одеждах с мощными крыльями и несет в руках прекрасную лилию в знак ее избранности Богом.

Сама картина погружает зрителей в атмосферу чистоты и таинственности всего происходящего.

«Благовещение»: картины современных художников: особенности сюжета

И, наконец, рассмотрим еще одно произведение, посвященное этому известному библейскому сюжету.

Эта картина была написана совсем недавно - в 2005 году. Принадлежит она перу современного русского художника Андрея Шишкина.

Интересно, что автор как бы совмещает классическую живопись и традиции русской иконописи.

Перед нами сидящая Богородица Мария, читающая книгу. Сверху к ней приближается ангел и протягивает ей лилию. Лик ангела юн и спокоен, Мария несколько удивлена. С ее головы чуть спадает накинутый белый платок, который гармонирует с ее голубым одеянием.

благовещение картины русских художников

Сама картина погружает зрителей в атмосферу красоты и величия библейского сюжета.

Таким образом, яркое воплощение в русском искусстве нашла тема «Благовещение». Картины русских художников, посвященные ее воплощению, без труда можно увидеть во многих музеях нашей страны.

Этим произведениям свойственна определенная преемственность. Все они воплощают сюжет, который передавала зрителям русская икона: образ Марии и ангела, общий светлый настрой происходящего действия.

Поэтому сама тема «Благовещение», картины художников, написанные за этим сюжетом, входят в сокровищницу русского живописного искусства.

fb.ru

Благовещение Пресвятой Богородицы: картины и иконы

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля

В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Благовещение

Благовещение. XIV век. Охрид

Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: “радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией – даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами”.

Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие?

Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Ангел же продолжал говорить Ей: “не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца”.

Благовещение. Армянская рукопись

Благовещение. Армянская рукопись

Мария в недоумении спросила Ангела: “как это будет, когда Я мужа не знаю?”

Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”.

Синайская икона

Синайская икона

Тогда Мария со смирением сказала: “Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему”.

И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311

Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311

Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников.

Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий

Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий

Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

Благовещение. Симоне Мартини

Благовещение. Симоне Мартини

Благовещение. Франческо Албани

Благовещение. Франческо Албани

Благовещение. Бальдоовинетти

Благовещение. Бальдоовинетти

Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие

Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие

София Киевская, ок. 1040

София Киевская, ок. 1040

Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30

Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30

Благовещение. Фра Филиппо Липпи

Благовещение. Фра Филиппо Липпи

Благовещение 14 в.

Благовещение 14 в.

Благовещение. Пинтуриччино

Благовещение. Пинтуриччино

Благовещение. Андрей Рублев. 1408

Благовещение. Андрей Рублев. 1408

Благовещение. Фра Беато Анджелико. 1432

Благовещение. Фра Беато Анджелико. 1432

Благовещение. Леонардо да Винчи, 1472

Благовещение. Леонардо да Винчи, 1472

Благовещение. Царские врата 15-16 в.

Благовещение. Царские врата 15-16 в.

Благовещение. Ангелико Валдарно

Благовещение. Ангелико Валдарно

Благовещение. Паоло Вернезе 1560

Благовещение. Паоло Вернезе 1560

Благовещение. Царские врата 1620, Поганово

Благовещение. Царские врата 1620, Поганово

Благовещение. Бартоломео Мурильо, 1655

Благовещение. Бартоломео Мурильо, 1655

Джованни Батиста Питони, 1758

Джованни Батиста Питони, 1758

Шнорр фон Карольсфельд, 1818

Шнорр фон Карольсфельд, 1818

Благовещение. Бёрн-Джонс, 1876

Благовещение. Бёрн-Джонс, 1876

Благовещение. Генри Оссава Танеер, 1896

Благовещение. Генри Оссава Танеер, 1896

Благовещение. Данте Габриэль Россетти

Благовещение. Данте Габриэль Россетти

Благовещение Джон Кольер

Благовещение Джон Кольер

Благовещение. Роман Николайчук

Благовещение. Роман Николайчук

Благовещение. Михаил Нестеров

Благовещение. Михаил Нестеров

Благовещение

Благовещение

Благовещение

Благовещение

Благовещение

Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

Благовещение. А. Иванов

Благовещение. А. Иванов

Благовещение. Индейский образ. He Qui

Благовещение. Индейский образ. He Qui

Благовещение. Григорий Гагарин

Благовещение. Григорий Гагарин

Благовещение. Египетская икона

Благовещение. Египетская икона

Благовещение. Китайская икона

Благовещение. Китайская икона

Благовещение. Индийская икона. 18 век

Благовещение. Индийская икона. 18 век

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Болгарская икона

Благовещение. Болгарская икона

 Читайте также:

www.pravmir.ru

Благовещение: иконы и картины - Православный журнал "Фома"

Благовещение — один из самых излюбленных сюжетов в иконописи (Русская Православная Церковь отмечает этот праздник 7 апреля). Как он изображался в поздней античности и в средние века? В чем русская иконописная традиция здесь наследовала византийской и что привнесла своего? Как к сюжету Благовещения обращались светские российские художники? А как складывалась католическая традиция изображения этого сюжета? Рассказывает искусствовед Оксана ГОЛОВКО.

Благовещение в иконописи: Рим и Византия

Принято считать, что одно из древнейших изображений Благовещения встречается в катакомбах Присциллы (III век). По крайней мере, многие исследователи видят в сцене, где перед сидящей женщиной в тунике стоит юноша в римском одеянии — именно сцену Благовещения.

Благовещение маджоре

Базилика Санта Мария Маджоре в Риме посвящена Богородице и построена после того, как Эфесский собор 431 года осудил ересь Нестория, отказывающегося признавать Деву Марию Матерью Божией. Отсюда — стремление прославить Богородицу, которая предстает в мозаике в сцене Благовещения как Царица Небесная, торжественно восседающая на престоле в окружении ангелов в роскошном золотом царском одеянии, на шее — жемчужное ожерелье. Сверху к Ней слетает Святой Дух в виде голубя.

В мозаике «Благовещение» из христологического цикла в основании купола церкви Успения в Дафни (Греция) (конец XI века) представлены только фигуры Богородицы и Архангела Гавриила. В ликах — строгость, отрешенность. Чувства, которые все-таки переживают персонажи, не имеют ничего общего с нашим земным строем переживаний. В этой мозаике ощутима связь с античной традицией. Но, используя художественные приемы античных мастеров, византийские иконописцы говорят о совершенстве совершенно иного уровня, нежели их древние коллеги…

«Благовещение» конец XII века. Монастырь Святой Екатерины на горе Синай

Экспрессией и динамичностью наполнена икона «Благовещение» (конец XII века. Монастырь Святой Екатерины на горе Синай). Фигура Архангела Гавриила чуть вытянута, он легко движется, почти летит, движутся и складки его одежд, струящиеся извивистыми линиями. Внизу иконы — река, в которой плавает множество рыб, по берегам этой реки — птицы. Это — намек на утраченный людьми Рай. Но утраченный не безвозвратно. Благовещение — тому подтверждение…

Среди необыкновенно красивых, радостных по колориту мозаиках монастыря Хора (1314 год, турецкое название — Кахрие-Джами) — «Благовещение», где Богородица показывается не с рукоделием, а у колодца (эта сцена имеет в своей основе апокрифические предания).

В иконе «Благовещение» (оборотная сторона иконы «Богоматерь Психострия (Душеспасительница), первая четверть XIV века, галерея икон, Охрид) мы видим Богородицу, восседающую в глубине изобразительного пространства. Архангел движется к Ней чуть по диагонали — как бы вглубь. То есть мы наблюдаем в иконе появление элементов земного пространства, она становится ближе к нашему «здесь». Ведь Бог сошел, снизошел к этому нашему человеческому людскому «здесь».

На Руси

Благовещение Рублева

Охридской иконе близка по иконографии и икона «Благовещение» из Благовещенского собора Московского Кремля, которую приписывают Андрею Рублеву и его окружению, написанная примерно в этот же период. Здесь мы тоже видим многоплановое композиционное построение, предполагающее, условно говоря, пространственную трактовку изображений.

Как и в предыдущих иконах, в иконе «Благовещение» второй четверти XIV века из ГМИИ им. А.С. Пушкина присутствуют элементы архитектуры. На заднем плане угадывается архитектура Иерусалимского храма. То есть Ветхий Завет и Новый завет — связываются, объединяются…

В «Благовещении» из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря города Ярославля (первая половина XVI века. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) служанка сидит у ног Девы Марии. В отличие, скажем, от иконы из музея в Охриде, Богородица не отпрянула в испуге, а покорно склонила голову, полностью покоряясь воле Божией. Центральную композицию на ярославской иконе окружают 24 клейма, иллюстрирующие Акафист Богоматери.

Две фигуры, Богородицы и Архангела Гавриила, мы видим и в мозаике «Благовещение» на столбах предалтарной арки Софии Киевской (XI век).

Мозаика «Благовещение» на столбах предалтарной арки Софии Киевской (XI век)

В иконе «Устюжское Благовещение» (начало XII века) наглядно представлена идея Воплощения Христа. Икона, которая происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря, сейчас находится в Третьяковской галерее. Архангел Гавриил протягивает руку к Богородице в благословляющем жесте. На груди Богоматери изображен воплотившийся Христос. Вверху, в облаках — восседающий на престоле Ветхий Днями (Дан. 7:9, Откр. 1:14) в окружении небесных сил.

Фреска Дионисия "Благовещение у Кладезя"

Во фреске Дионисия «Благовещение у кладезя» собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 — 1503), Дева Мария стоит у колодца, откинувшись в благоговейном испуге от Ангела, летящего над Ней.

Открытая книга лежит между стоящими фигурами Архангела Гавриила и Девы Марии в нарядной, полной различных деталей, иконе «Благовещение» Ивана Максимова (1670 год).

foma.ru

история создания, описание картины, репродукция

Картины Леонардо да Винчи уже несколько столетий с завидной регулярностью становятся предметом споров ученых из самых разных областей, художественных критиков и искусствоведов. В случае с живописными работами художника чаще всего под сомнение ставилось их авторство: поскольку Леонардо свои произведения не подписывал, здесь можно ориентироваться только на его личные дневники с набросками и свидетельства современников. По поводу картины да Винчи «Благовещение» исследователи так и не пришли к единому мнению: одни утверждают, что работа была написана самим Леонардо от первого до последнего мазка, другие уверены, что у художника был соавтор. После многочисленных исследований были обнаружены детали, которые могут подтвердить как первую, так и вторую версию.

Кто мог быть соавтором «Благовещения»?

Работа была обнаружена только в 1867 году в монастыре Сан Бартоломео а Монтеоливето и перевезена в Галерею Уффици. На тот момент ее автором считался Доменико Гирландайо, но уже спустя два года картина была атрибутирована Леонардо благодаря изучению дневников художника и сравнению деталей «Благовещения» с набросками.

В пользу версии о том, что картина была написана да Винчи самостоятельно, свидетельствуют скрупулезно прописанный, окутанный дымкой пейзаж на заднем плане и традиционная для художника анатомическая точность. К примеру, крылья Гавриила Леонардо скопировал с реальных птичьих крыльев, об этом он пишет в одном из своих дневников. Однако некий неустановленный «ретушер», по всей видимости, счел эти крылья недостаточно внушительными для Божьего посланника и довольно грубо удлинил их. Стоит обратить внимание и на лица героев картины. Лицо архангела Гавриила похоже на того ангела, которого да Винчи написал в углу «Крещения Христа» - работы своего учителя Вероккьо, а лик Девы Марии – на знаменитую «Мадонну с гвоздикой», написанную да Винчи несколькими годами позже.

При этом некоторые исследователи придерживаются мнения, что «Благовещение» было написано Леонардо вместе с его учителем. Они считают, что, как и в случае с «Крещением Христа», большая часть картины была создана Андреа дель Вероккьо, а молодому ученику мастер поручил написать пейзаж на заднем плане и фигуру архангела. Одно из рентгенографических исследований показало, что часть работы, предположительно выполненная Вероккьо, была написана довольно крупными, тяжелыми мазками, а использованные им краски содержали свинец. Что же касается ангела и пейзажа, то здесь слои краски более тонкие, мазки очень легкие, выполненные красками без содержания свинца. Складки одежды Марии выглядят традиционно для Вероккьо тяжелыми и неподвижными, будто бы вытесанными из камня. Еще одним из аргументов сторонников теории о соавторстве является саркофаг, стоящий между Марией и архангелом. Это копия саркофага Пьеро Медичи в церкви Сан Лоренцо, изготовленного Андреа Вероккьо. Впрочем, вполне возможно, что саркофаг изобразил сам Леонардо, как дань уважения учителю.

Существует еще одна версия «Благовещения», написанная несколькими годами позднее и хранящаяся в Лувре, которая на данный момент считается работой Леонардо. Однако эта картина гораздо более спорная. Многие исследователи склонны считать ее автором Лоренцо ди Креди. Сохранились документальные свидетельства того, что эта небольшая панель с библейской сценой была частью алтаря собора Пистойи. Большую часть работы выполнил Вероккьо, а «Благовещение» он поручил ди Креди, одному из своих учеников. Картины Леонардо неоднократно приписывались ди Креди, как и наоборот, поскольку они обучались и работали у Вероккьо в одно время. Как бы там ни было, сейчас автором луврского «Благовещения» признан да Винчи.

Благовещение в живописи

Иконописные и живописные традиции изображения Благовещения формировались практически с самого начала существования христианства. Одной из самых первых работ, запечатлевших эту знаменитую библейскую сцену, считается фреска из римской катакомбы Присциллы III века. По большей части, каноны и правила здесь сложились за много веков до появления Леонардо да Винчи на свет. На момент написания «Благовещения» художнику исполнилось всего лишь около 20 лет, он еще не прославился в качестве экспериментатора и новатора, и здесь тоже не пошел наперекор традициям.

Приблизительно в V веке сформировался канон, согласно которому Мария изображалась в правой части полотна, а архангел Гавриил – в левой. Детали же зависели по большей части от того, какой текст с описанием сцены Благовещения брал за основу тот или иной художник. К примеру, в Евангелии от Луки встреча Марии с ангелом, принесшим Благую весть, описывается довольно коротко и скупо. При этом существует множество апокрифических текстов, в которых эта сцена расписана гораздо более подробно. Многие живописцы в своих работах опирались на Протоевангелие от Иакова, написанное в середине II века, согласно которому Гавриил приходил к Марии дважды: сначала у источника (или колодца) с водой, а затем в тот момент, когда она пряла нити для пурпурной завесы Иерусалимского храма. Поэтому на многих картинах Богоматерь изображена рядом с источником либо с веретеном в руках. Согласно же другим апокрифам, в момент появления архангела Мария читала книгу пророка Исайи, в которой предсказывался приход Мессии. Поэтому художники, в том числе и да Винчи, также часто писали ее с книгой в руках или на подставке.

Обычно Дева Мария изображалась не на открытом пространстве. Но зачастую назвать окружающую ее обстановку домашней сложно. Эти интерьеры больше напоминают дворец или храм, а виднеющиеся из окон пейзажи скорее похожи на сказочные, чем на реальные. С наступлением эпохи Возрождения живописцы стали добавлять в свои картины больше пространства и воздуха, коснулось это и работ, изображающих Благовещение: Богородицу и архангела Гавриила переселили из комнат на балконы и открытые галереи.Существует еще несколько деталей, отличающих большинство картин, посвященных теме Благовещения. На некоторых из них, например, источник, у которого Мария впервые встречает ангела, трансформируется в фонтан или сосуд с водой. На многих полотнах Гавриил держит в руках ветвь белых лилий, символизирующих чистоту и непорочность Марии, иногда эти цветы изображаются в центре между фигурами. В случае с картиной да Винчи лилия служит еще и символом Флоренции. В некоторых работах лилии заменяет оливковая ветвь.

Точка зрения

Долгое время большинство ученых и художественных критиков считали, что некоторые детали «Благовещения» выдают неопытность Леонардо, который писал эту картину в возрасте около 20 лет. Считается, что на тот момент да Винчи только учился работать с композицией и перспективой, поэтому допустил ряд заметных ошибок. К примеру, правая рука Девы Марии выглядит неестественно длинной, к тому же она изображена так, что кажется ближе к зрителю, чем вся фигура женщины. Стена справа от Богородицы слишком длинная, а светильник, стоящий на саркофаге, расположен чересчур далеко.

Однако одно из недавних исследований показало, что все эти «огрехи» волшебным образом исправляются, стоит только зрителю встать на правильную точку относительно картины. Ученые предположили, что, работая над «Благовещением» художник знал: потенциальные зрители не будут стоять прямо перед картиной, а будут смотреть на нее справа и немного снизу. Вероятно, в том месте, где планировалось повесить работу, она занимала такое место, в котором смотреть на нее можно было только из этой позиции.

Теперь же, если в Галерее Уффици встать справа от картины, стена на ней выравнивается и становится пропорциональной, а светильник перемещается ближе к Марии. Ее правая рука укорачивается до естественных размеров и принимает правильное положение относительно зрителя. Кроме того, если смотреть из нужной точки, фигура Девы Марии увеличивается и становится центром сюжета. Таким образом, работа Леонардо представляет собой вовсе не незрелого первенца молодого художника, а тщательно выверенный результат его оптических исследований и опытов.

Автор: Евгения Сидельникова

artchive.ru

"Благовещение" Леонардо да Винчи - Православный журнал "Фома"

«Благовещение» Леонардо да Винчи – одна из самых известных картин мировой живописи на этот классический библейский сюжет. Она находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции. Работа прибыла в музей в 1867 году из монастыря Сан Бартоломео в Тоскане. До 1869 года она считалась произведением Доменико Гирландайо, и лишь позже была атрибутирована историком искусства и коллекционером Карлом Эдуардом фон Липгартом как картина кисти Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи написал свое «Благовещение» примерно в 1472–1475 годах, еще будучи молодым художником. Распространенная практика того времени, когда ученики помогали мастеру в выполнении крупных заказов, явилась причиной трудности определения авторства или меры участия молодого Леонардо в работах 1470-х годов, нередко выполнявшихся совместно с учителем Веррокьо и другим его известным учеником — Лоренцо да Креди. Характерный анекдот об этом приводится в знаменитом жизнеописании Леонардо да Винчи, написанном Джорджо Вазари: «В юности своей, как было помянуто, он по решению сера Пьеро совершенствовался в искусстве у Андреа Делла Верроккьо, который, выполняя заказ на одну картину—«Иоанн, крестящий Христа», поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И хотя тот был юнцом, однако выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигура Верроккьо. Это явилось причиной того, что никогда больше Андреа не хотел прикасаться к живописи, считая обидным, что у мальчика больше мастерства, нежели у него.»

И все же сохранилось как минимум несколько ранних полотен художника, где авторский почерк проявился в полную силу и чья принадлежность уже не находит сомнений у искусствоведов. Одна из них – «Благовещение».

В основе картины лежит сюжет, взятый из Евангелия от Луки. Работы на подобную тему были вполне типичны для художников итальянского Возрождения, среди которых нельзя не отметить таких мастеров, как Фра Беато Анжелико, Симоне Мартини или Тинторетто. Картина Леонардо имеет, однако, ряд ярких и отличительных свойств. Созданная в качестве алтарного образа, крупная по масштабам XV века и вытянутая по горизонтали композиция (длина ее около 2,5 метров) изображает Марию и архангела Гавриила в пространстве, не типичном для традиционного изображения данного сюжета. Художник разместил сцену не в комнате Богоматери, а вынес ее на террасу около дома, более похожего на богатую тосканскую виллу. Кроме того, одним из новшеств стало большое внимание, которое Леонардо уделил пейзажу с изображением сада, выполненном с необыкновенной тщательностью.

Помимо этого, на картине присутствуют символы, связывающие библейский сюжет с жизнью Италии времен художника. Цветок лилии в руке архангела Гавриила — одновременно и символ чистоты Богоматери, и символ города Флоренции, а орнаменты на мраморном подставке для Библии, расположенной перед Марией, практически списаны с надгробия Пьеро и Джованни Медичи из базилики Сан Лоренцо, над которым в это же время работал учитель Леонардо Андреа Верроккьо.

Одной из оригинальных особенностей, показывающей особый интерес молодого художника к природе, является тот факт, что по позднейшему признанию самого Леонардо, крылья архангела Гавриила были написаны им с этюдов настоящих птичьих крыльев.

благовещение Леонардо да Винчи

Чуть позже Леонардо еще раз возвратился к теме «Благовещения» и создал небольшую по формату работу для алтаря собора в Пистойе, находящуюся сейчас в Лувре. Авторство ее до конца не подтверждено, возможно, это был еще один коллективный труд мастерской Верроккьо, однако многие исследователи отмечают особую ценность именно этой работы, так как она — единственная, из сделанных во флорентийский период, дошла до современности в законченном виде. Из более поздних картин, сделанных уже после того, как Леонардо ушел от Верроккьо, одни остались неизвестны, а другие — не закончены.

Обе работы написаны необыкновенно мягко и чисто по цвету, без присущей предыдущим поколениям итальянских художников угловатости в изображении складок и черт лиц. Ощущение простора и свободы перспективы несомненно свидетельствуют о появлении нового великого мастера, свободного от сухих канонов, и в тоже время сохраняющего лиризм и проникновенность в трактовке одного из самых трогательных и радостных евангельских событий.

 

Леонардо да Винчи (1452-1519) — один из самых знаменитых и популярных художников в истории искусства. Его фигура, олицетворяющая все достижения Высокого Возрождения в Италии, остается окутанной завесой тайны, а каждое творение — загадкой. Инженерия, живопись, изучение природы, философия, скульптура — вот далеко не полный список занятий, в которых в равной силе проявился гений этого поистине неординарного человека.

Леонардо родился в 1452 году в местечке Анкиано близ Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его — простой крестьянкой. Художественные способности проявились у мальчика рано, и отец отдал его на обучение к знаменитому скульптору Андреа Верроккьо. Мастерская Веррокьо была не просто местом освоения ремесла художника — изучения свойств красок, упражнения в этюдах и зарисовках и небольших доделках в полотнах учителя. Здесь ученики получали всестороннее образование вполне в духе эпохи Возрождения, обретая навыки одновременно в живописи, скульптуре, архитектуре, инженерии и ювелирном деле.

 

 

 

foma.ru

Благовещение.И. Я. Вишняков и др. 1756 г.Из Троице-Петровского собораГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

***

Благовещенье.Иконы из царских врат Казанского собора.В. Л. Боровиковский. 1804 г. Прессованный картон, масло, диаметр 73,5.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.В. Л. Боровиковский. 1824 г. Дерево, масло, до 177x60.Царские врата для Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.В. Л. Боровиковский. 1825 г.Из собр. Г. МамаеваГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение

   К картине Боровиковского

Кто сей юный? В ризе светаОн небесно возблисталИ, сияющий, предсталКроткой Деве Назарета:

Дышит радостью чело,Веют благовестью речи,Кудри сыплются на плечи,За плечом дрожит крыло.

Кто сия? Покров лилейныйОсеняет ясный лик,Долу взор благоговейныйПод ресницами поник;

Скрещены на персех руки,В персех сдержан тихий вздох,Робкий слух приемлет звуки:«Дева! Сын Твой будет Бог!»

Этот юноша крылатый –Искупления глашатай,Ангел, вестник торжества,Вестник тайны воплощения,

А пред ним – полна смиренья –Дева, Матерь Божества.

Владимир Бенедиктов1856

***

Благовещение. А. А. Иванов. 1850 г.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Благовещение. Копия с картины С. Мартини. А.А. Иванов. 1850-е. Рисунок из альбома

Благовещение (по Матфею). Композиция росписи стены.А. А. Иванов. 1850-е

***

Благовещение.Яков Федорович Капков (1816-1854). 1852 г. Холст, масло. 117x97,5.Государственная Третьяковская галерея, Москва 

***

Благовещение.Эскиз росписи Царских врат северного придела на хорах Владимирского собораМ. В. Нестеров. 1892 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 30,4х43Государственная Третьяковская галерея

Дева Мария (левая часть диптиха). Бумага, темпера, графитный карандаш. 24 x 15 см Архангел Гавриил (правая часть диптиха). Бумага, темпера, графитный карандаш. 24x 16. Эскиз росписи Царских врат церкви Покрова БогородицыГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15150 http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15149 

Архангел Гавриил. Из диптиха "Благовещение"Михаил Васильевич Нестеров. Холст, маслоЧастное собраниеhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15082

Дева Мария. Из диптиха «Благовещение».Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло.Частное собрание

Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1898 г. Дерево, масло. 30x30.Из диптиха "Благовещение"Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск"http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15081

Дева Мария. М.В. Нестеров. 1898 г. Дерево, масло. 30x30. Из диптиха "Благовещение"Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск"http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15080 

Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза. 38x12.Эскиз левой части композиции "Благовещение" для росписи алтарного пилона церкви во имя благоверного князя Александра НевскогоГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15175 

Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза, алюминий. 28x15. Эскиз левой части композиции "Благовещение" для Царских врат во имя благоверного князя Александра НевскогоГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15170

Дева Мария. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза, алюминий. 28x15. Эскиз правой части композиции "Благовещение" для Царских врат во имя благоверного князя Александра НевскогоГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15169

Благовещение.Эскиз росписи для церкви Александра Невского в Абастумани.М. В. Нестеров. 1898–1900 г. Бумага, картон, гуашь, бронза. 30,8x12,3Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.М. В. Нестеров. 1901 г. Фанера, масло. 38x28,5Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Благовещение. Архангел Гавриил. Дева Мария.Верхняя часть композиции Царских врат иконостаса церкви Покрова БогородицыМ. В. Нестеров. 1909 г.Покровский храм Марфо-Мариинской обители

   Архангел Гавриил (левая часть диптиха "Благовещение"). Бумага, гуашь, темпера, белила, графитный карандаш. 49x13. Дева Мария (правая часть диптиха "Благовещение"). Бумага, гуашь, темпера, белила, графитный карандаш. 49x11.М.В. Нестеров. 1908 г. Из диптиха . Эскиз росписи пилона церкви Покрова БогородицыГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15148 http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15147

Благовещение. Архангел Гавриил. Дева Мария.М. В. Нестеров. 1910-1911Роспись пилона Покровского храма Марфо-Мариинской обители в МосквеПокровский храм Марфо-Мариинской обители

Благовещение.М. В. Нестеров. 1911 г.Марфо-Мариинская обитель, Москва

Архангел Гавриил. М. В. Нестеров. 1913-1914 гг. Картон, гуашь. 28x9.Эскиз образа иконостаса Троицкого собора в СумахГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15124

Благовещение.Образ Царских врат Троицкого собора в СумахМ. В. Нестеров. 1914 г. Медь, масло. 72x47,7Сумский художественный музей

Благовещение. М. В. Нестеров. 1913-1914 гг. Бумага, гуашь. 30x18.Эскиз росписи Царских врат Троицкого собора в СумахГосударственная Третьяковская галерея

***

Благовещение.Василий Суриков. 1914 г. Холст, масло. 160 x 206. Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск

***

Благовещение Пресвятой Богородицы.Г. Г. Гагарин

***

Благовещение.Створки царских врат. Архангел Гавриил. Богоматерь.А. Я. Головин. 1894 г. Железо, масло. 92x52Костромской государственный объединенный художественный музей

***

Богоматерь (из Благовещения).Егоров Алексей Егорович. 1810-е?Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургАрхангел Гавриил (из Благовещения).Егоров Алексей Егорович. 1810-е?.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.Егоров Алексей Егорович. 1830-е. Картон, масло, диаметр 25.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

***

Благовещение.Виги Антон Карлович. Около 1822 г.Икона из Царских врат церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.Виги Антон Карлович. 1823–1825 гг.Икона из Царских врат домовой церкви Св. Архистратига Михаила Михайловского дворца в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

***

Благовещение.Н.А. Кошелев. Бумага. Акварель

***

Благовещение Пресвятой Богородицы.Клавдий Васильевич Лебедев.Церковно-археологический кабинет МДА

***

Благовещение.Святослав Воинов. 1916 г. Холст, темпера, 71x98.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.Святослав Воинов (1890-1920). 1916 г. Холст, масло, 143x202.

***

Благовещение.Петр Игнатьевич Бромирский. 1919 г.

***

День Благовещения.К. Юон. 1922 г.

День Благовещения. Юон Константин Федорович. 1922 г. Холст, масло. 73х101. Государственная Третьяковская галерея

Сайты-источники репродукций:Христианский творческий союзБиблейский сюжетРелигиозные сюжеты в русской живописиetnaaАрт-каталогБиблиотека Якова КротоваНеофит

www.ippo.ru


Смотрите также