Художник и поэт Уильям Блейк: картины, биография. Блейк картины


Картины Уильяма Блейка | Творчество художника

Уильям Блейк (англ. — William Blake, 28 ноября 1757 г., Лондон — 12 августа 1827 г., Лондон) — английский художник, гравер, поэт, философ, мистик. Обучался искусству рисования и гравюры у лондонского мастера Дж. Безайра, учился в Академии художеств.

Особенности творчества художника Уильяма Блейка: изобрел иллюминированную печать — гравюры с изображениями и поясняющими их текстами. Художнику Блейку присуща тяга к аллегоризму, визионерской фантастике, мистическому символизму. Он увлекался библейской мифологией, рисовал иллюстрации к Библии и создал собственную мифологию, соединив в ней библейские сюжеты, мистические знания Средневековья и достижения науки тех лет. В картинах Уильяма Блейка представлено его оригинальное восприятие мира, где воедино слиты фантазии и реальность. Блейк отрицает классическую композицию и использует смелые решения, играя линиями и формами. Немногие современники восприняли своеобразное творчество Блейка, и лишь спустя два века его настиг заслуженный успех.

Известные картины и гравюры Уильяма Блейка: «Вихрь влюбленных», «Великий Архитектор», «Геката», «Великий Красный Дракон», «Сатана», «Тимон и Алкивиад», «Пророк Иезекииль», акварели к «Божественной комедии» Д. Алигьери и пр.

Уильям Блейк привлекает к себе внимание не только как неординарный поэт и мыслитель, но и как личность оригинальная, окутанная ореолом мистики и загадочности. Таким он был с детства и таким оставался до последних дней своей жизни. По словам матери Уильяма, в возрасте 4 лет он впервые повстречался с Богом: став постарше, мальчик рассказал ей о своих воспоминаниях об огромном сияющем лике, испытующе глядящем на него сквозь окно детской. Эта встреча стала судьбоносной и оказала огромное влияние на все творчество Блейка. В 9 лет он увидел, что на ветках дерева сидит множество ангелов — попытка поделиться этим видением со взрослыми привела к печальному результату: ему никто не поверил, что повергло юного Уильяма в обиду.

Картины Уильяма Блейка

Первые картины, вышедшие из-под кисти Уильяма Блейка, представляли собой гравюры ручной работы, соединяющие в себе поэтический текст и иллюстрацию к нему. По словам художника, так он пытался записать гимны, которые пели для него ангелы. Два сборника, получившиеся в результате этого, — «Песни опыта» и «Песни невинности» — не принесли автору славы при жизни и были по достоинству оценены уже после его смерти.

Несмотря на это, поэт и художник Блейк продолжает творить. Если внимательно изучить по отдельности его литературные, философские и художественные работы, то можно заметить, что все они не соответствуют общепринятым канонам, местами алогичны и непоследовательны. Однако в совокупности эти произведения представляют собой величественную и поражающую воображение симфонию, в которой мастер воспевает Любовь и Гармонию. Бог на известной картине Уильяма Блейка представляется не в классическом библейском понимании сурового и карающего Творца, а в образе Великого Архитектора, любовно созидающего этот мир.

Блейк, не понятый своими современниками, стремился отыскать закономерность в строении мироздания, проникнуть в самую суть духовности и передать эти знания людям. Для этого он использовал прием, изобретенный им в юности, записывая свои мысли и рассуждения в рифме и прозе и сопровождая их пояснениями в виде изображений. Своеобразные картины Уильяма Блейка, наполненные образами и символами, дают возможность познакомиться с внутренним миром этого удивительного человека и приблизиться к пониманию тех вещей и явлений, которые художник запечатлел на своих полотнах.

Последней работой Блейка была серия акварелей, иллюстрировавших «Божественную комедию». Испытывая по отношению к автору восхищение и при этом не всегда соглашаясь с его позицией, Блейк по-своему интерпретирует это произведение. Для художника Блейка Рай и Ад были единым целым: на его акварелях мы видим, что в представлении живописца ад не являлся мрачным местом, наполненным муками и страданиями. Ад Блейка — это место, залитое мягким светом и являющееся вратами, которые могут привести человека, преисполненного любовью и состраданием, в рай.

Интерес к творчеству Блейка возник в 1863 году после публикации книги «Жизнь Блейка» за авторством А. Гилкриста. Издатели активно печатают гравюры и картины художника, знакомя с ними публику, а в 1893 году Эллис и Иитс выпускают трехтомное собрание сочинений Уильяма Блейка. Его полное собрание сочинений было издано в 1966 году. В заключение стоит отметить, что картины и гравюры Блейка оказали огромное влияние на развитие стиля модерн.

artchive.ru

Английский поэт и художник Уильям Блейк: биография, творчество

Великий английский поэт, художник, философ Уильям Блейк творил, обращаясь только к будущим поколениям. Он твердо знал, что только потомки сумеют оценить его произведения. А сейчас, на рубеже XVIII – XIX столетий, не найдет признания у современников. Он оказался прав: все тайны его гения не раскрыты до сих пор.уильям блейк

Жизненный путь

Уильям Блейк всей своей неяркой внешними событиями жизнью не дает особого простора биографам. Он родился в Лондоне в 1757 году в небогатой семье лавочника, там же прожил всю жизнь до самой смерти, до семидесяти лет. Заботу и участие родных, восхищение очень узкого кружка его почитателей и учеников – это Уильям Блейк получил в полной мере. Некоторое время он обучался ремеслу гравера и этим впоследствии зарабатывал. Повседневная жизнь, которую вел Уильям Блейк, была полна рутины и добывания хлеба насущного. Он занимался изготовлением гравюр по чужим оригиналам, гораздо реже - по своим собственным. Он создал иллюстрации к «Кентерберийским рассказам» Чосера, Книге Иова. Вот одна из иллюстраций к Данте «Вихрь любовников». уильям блейк картиныЭто мощный и страшный поток, который не придет в голову простому обывателю, до которого художник не опускался. Поэтому когда Уильям Блейк пытался утвердить себя как художника, то сталкивался с глухой стеной непонимания. Лишь двадцать лет спустя после его смерти для широкой публики он был «открыт» прерафаэлитами. Не поняты до конца до сих пор тот мир и разнообразное творческое наследие, которые оставил Уильям Блейк. Биография духовная у него сложна и наполнена яркими событиями.

Поэзия

Одна из творческих задач, которую поэт решал на протяжении всей жизни, – создание новой мифологической системы, так называемой Библии Ада. Самое известное и в своем роде совершенное произведение - «Песни невинности и опыта». Его стихотворения бессмысленно рассматривать каждое по отдельности. Они связаны между собой множеством тончайших нитей и приобретают истинное звучание только в контексте всего цикла.

Внутренние переживания

У него были десятилетия, когда он надолго замолкал. Это показывает его мучительные и напряженные духовные искания. Современники его не понимали, но, возможно, именно поэтому его творчество было ориентировано на его внутреннее видение. А оно было макро- и микрокосмогоническим, смелым, фантастическим, с необычной игрой линий и острой композицией. Этим Уильям Блейк, картины которого не были приняты современниками, поражает нас сейчас. Он взял их из того мира, который знал или видел раньше. Это тот самый Блейк, который видел бесконечность в ладони и вечность в одном часе. «Ньютон» - одна из наиболее известных его картин.уильям блейк красный дракон В ней физик представлен Великим Архитектором Вселенной с одним из масонских символов в руках. Уильям Блейк предвосхитил Дали, который будет претендовать на звание первого в мире художника в области квантовой физики. Нет, Сальвадор Дали надолго опоздал.

Прошлое Альбиона

Англией правит ее мифологическое прошлое, считал Уильям Блейк. Картины пишутся на темы кельтов и друидов, обладавших особыми знаниями и мифами.уильям блейк биография Именно воспоминания о них, по мнению Блейка, могут выявить ранее скрытые истины.

Иллюстрации к Библии

Создавая иллюстрации к Библии, он не пишет пастухов или младенца Иисуса, но мистически видит Сатану. «Брак Неба и Ада» - одна из его книг, написанная в подражание библейским книгам пророчеств. Это же мы видим на его картинах. То, что написал Уильям Блейк, «Красный дракон» - это серия акварельных картин, созданных для иллюстрации Библии, книги Откровения Иоанна Богослова. Это Большой красный дракон с семью головами и коронами на них. Его хвост «смел» треть звезд с неба на землю. Эти картины изображают дракона в различных сценах. Красный дракон и жена-солнцеПервая картина «Большой красный дракон и жена, облаченная в солнце». Разными богословами она толкуется примерно так. Жена – это Церковь, свет Христов, и солнце над ней священно. В муках она рожает ребенка, которого намерен поглотить дракон. Но ей удается спастись бегством.Красный дракон От ярости дракон напускает воду, которая должна поглотить и жену, и землю.красный дракон и чудовище из моря Он невероятно страшен и уверен в своей силе.

Некоторые современные взгляды на теологию

На эти ужасы можно взглянуть иначе. Церковь Христа была создана как место Любви и Милосердия. Никакого дьявола в первоначальном учении не было. Его идея парадоксальным образом развилась и обрела силу в период Средневековья как и идея Ада для управления душами паствы. С одной стороны – Рай – пряник, с другой – Ад – кнут, к которому человека толкает дьявол. Так Дьявол обрел стараниями Церкви необыкновенную силу. А ныне это экспонат, близкий к музейному. Мало кто всерьез о нем задумывается.

Но это нисколько не умаляет работ Блейка. Они предлагают размышлять о том, что есть Добро и что – Зло. Он был пророком и многое предвидел, как и собственную смерть.Могила В шесть часов вечера в день своей смерти Блейк почувствовал ее, пообещал жене, что всегда с ней будет, и умер. Так чем же была для него смерть?

fb.ru

Художник и поэт Уильям Блейк: картины, биография

Творчество Уильяма Блейка

Уильям Блейк

Великий архитектор

 

Уильям Блейк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон — 12 августа 1827, Лондон) — английский художник и поэт, мистик и визионер.

Уильям Блейк родился 28 ноября 1757 года в Лондоне, в районе Сохо. Блейк был сыном торговца трикотажем. В десять лет Блейк поступил в школу рисования Г.Парса. Примерно пятнадцати лет от роду был взят в ученичество к граверу; в 1779, поступил в школу при Королевской академии, где впервые выставил свою картину (1780).

 

 Уильям Блэйк испытал влияние Дж. Флаксмена. С 1818 г сотрудничал с живописцем Дж. Линнелом . Свою главную задачу Блейк видел в раскрепощении воображения. В истории искусства областью пристального внимания художника было Средневековье, из которого он заимствует многие принципы и иконографические мотивы. В то же время Блейк обращался и к наследию античности. У Блейка мир поэзии и изобразительного искусства взаимопроникают друг в друга, так что их невозможно разделить. Блейк сам гравировал и раскрашивал иллюстрации к собственным сочинениям, изданием которых занимался собственноручно. Для творчества Уильяма Блейка, знаменующего переход от просветительства к романтизму, характерны тяготение к фантастике и символике, философским аллегориям, композиционной остроте и смелой игре линий.

   В 1791 Уильям Блейк начал выпускать знаменитые ныне "иллюминированные книги" - отпечатанные в цвете с гравированных медных досок либо раскрашенные акварелью по одноцветным печатным контурам. Книги раскрашивались по вкусу покупателя и приносили Блейку скромный доход; до конца жизни он периодически изготавливал новые экземпляры.

Уильям Блейк иллюстрировал акварелями и гравюрами собственные стихи ("Песни невинности", изд. 1789 г.), а также "Книгу Иова" (1818-1825 гг., изд. 1826 г.). Блейк начал готовить 100 иллюстраций к "Божественной комедии" Данте и закончил 7 гравюр (1825-1827 гг.). Произведения: "Дитя-радость", и лл. к сборнику "Песни неведения", 1789 г.; "Творец вселенной", фронтиспис к поэме "Европа", 1794 г.; "Навуходоносор", 1795 г.; "Ньютон", 1795 г.; "Геката", ок. 1795 г.; "Жалость",. ок. 1795 г.; "Сотворение Адама", 1795-1805 гг.; "Танец Альбиона", ок. 1796 г.; "Сон Иакова", ок. 1799-1806 гг.; "Двадцать четыре старца, полагающие венцы перед престолом", ок. 1803-1805 гг.; "Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце", о к. 1806-1809 гг.; "Христос, принимающий на себя роль Спасителя", илл. к "Потерянному раю" Дж. Мильтона, 1808 г.; "Суд Париса", 1811 г.; "Дьявол, поражающий Иова проказой", илл. к "Книге Иова", 1825 г.; "Когда запели звезды", илл. к "Книге Иова", 1820 г.; "Иов и его дочери", и лл. к "Книге Иова". 1823-1826 г.; "Беатриче на колеснице", "Данте и Вергилий у врат ада", "Вихрь любовников", Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте Алигьери, 1824-1827 гг.

 Творчество Блейка-художника можно разделить по фазам его преобладающих интересов. Первая (1790-1795) - всплеск великолепия, явленный в 11 больших цветных эстампах, лучший из которых - Бог, творящий Адама (God Creating Adam). Начиная с 1790 Блейк создал обширную серию иллюстраций к книгам Ветхого и Нового Заветов в акварели и темпере. Блейк был убежден, что живопись его собратьев-соперников уступит в долговечности его рисованным темперой "картинам кабинетного формата", однако большая их часть растрескалась и потемнела, а кое-что погибло. В 1810-1817 Блейк подготовил несколько превосходных серий акварельных иллюстраций к Мильтону и Шекспиру. После 1817 он был занят главным образом рисованием и гравировкой иллюстраций к Книге Иова, а затем к Данте.

 Умер Блейк в Лондоне. При жизни Блейк не получил известности, но был "открыт" после смерти прерафаэлитами. В 2001 г. в нью-йоркском музее "Метрополитен" состоялась выставка живописи и графики Блейка. Сегодня книги Блейка выходят огромными тиражами во многих странах. Оказал значительное влияние на культуру XX в.

Галерея картин Уильяма Блейка

 

Blake_6

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Уильям Блейк: жизнь и творчество художника

Уильям Блейк (William Blake) английский поэт, художник, философ. Родился 28 ноября 1757 года в Лондоне.

Содержание

Биография Уильма Блейка

Творчество Блейка

Интересные факты из жизни художника

Картины Уильяма Блейка

Библиография

Биография Уильма Блейка

Уильям Блейк был вторым ребенком в многодетной семье торговца трикотажем. Лавочка отца находилась на первом этаже дома, где они жили.

Начальное образование он получил от матери, которая научила его писать и читать, а также успела привить любовь к литературе. С детства Уильяму привилась любовь к творчеству эпохи Возрождения, которую он пронес через всю свою жизнь.

Его художественные способности проявились рано и в возрасте 10 лет родители отдали его в художественную школу. А после художественной школы – был принят на работу в качестве подмастерья в граверную (1772).

К двадцати одному году он стал профессиональным гравером, отдав обучению семь лет. В этот период у Блейка возникает живой интерес к поэзии. Позднее перед Уильямом открылись двери Королевской Академии искусств (1778), которую ему так и не удалось закончить. Блейк расценил эту неудачу как толчок к самостоятельной деятельности, и он начал зарабатывать на жизнь книжными гравюрами по рисункам других художников.

Творчество Блейка

В 1784 году Уильям Блейк открывает собственную граверную. В ту пору своей жизни, он обнаруживает для себя технологию «иллюминированной», «декоративной» печати – новый для того времени способ гравировки. Впоследствии, он будет оформлять свои стихи рисунками, выполненными именно в данной технике.

В 1789 Блейк завершает работу над циклом стихотворений «Песни Невинности», в котором отразилось тяготение к божественной теме. Годом позже из под его пера появляется книга «Бракосочетание Неба и Ада». А в 1793 в свет выходят сразу пять книг Блейка: «Видения дщерей Альбиона», «Америка», «Европа», «Врата Рая» и «Книга Уризена». Несколько позже появляются «Песни опыта». Этот творческий период Уильяма Блейка часто называют «бунтарским». Пройдя его, он уже не отступится от религиозной догматики и верований в Бога. Споры с всевышним останутся только на страницах его ранних произведений.

К концу XVIII века стиль Блейка окончательно формируется, становится узнаваемым. Его произведения, однако, так и не находят признания у современников. Традиционным образованием Блейку не были навязаны устоявшиеся каноны и формы в искусстве, возможно, именно в этом следует искать истоки его творческой свободы. Игнорированием сложившихся устоев, использованием в произведениях подходов, идущих вразрез со сложившейся традицией, обусловилось неприятие Блейка современниками.

Про себя он частенько поговаривал: «Я более известен своими произведениями на Небесах, чем на земле». Несмотря на это обстоятельство Уильям Блейк не поддался искушению бросить писать. Он по-прежнему следовал своей тропой в искусстве. Моцарт завещал: «Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой»…Блейк ни разу не отступил от этой заповеди Художника в своем, пусть не столь близком к музыке, творчестве. С 1804 года Блейк работает над гравированием своих поэм. Отныне он занимается иллюстрированием всех своих произведений. В 1822 году Блейк создает цикл акварельных работ, иллюстрирующих поэму «Потерянный рай» Джона Мильтона. Великолепие проделанной им работы будет оценено лишь спустя года.

Позже он берется за иллюстрирование «Божественной комедии» Данте. Эта работа станет последней для Блейка. Ему не будет суждено завершить ее. Однако дошедшие до потомков изображения поражают совершенностью техники и чистотой мысли. Многие называют их пиком творчества Блейка.

 

Данте1

Земной путь Уильяма Блейка завершился в 1827 году. Его похоронили, как некогда Моцарта: в общей, бедняцкой могиле. И место его захоронения велением времени затерялось навсегда.

О творчестве Блейка будет много споров, про его произведения будут говорить, что они навеяны дьяволом, многие из них послужат кормом почти всеядному огню… Но, тем не менее, имя Блейка обретет бессмертие августовским днем 1827 года.

Наследие Уильяма Блейка, с течением времени, заново откроют прерафаэлиты. И оно, сочетающее в себе безудержный полет творческой фантазии, новаторские задумки, тонкий символизм, реминисценции на великих классиков, окажет влияние на искусство ХIX-ХХ вв. Творчество Блейка, работавшего за поэзию в жизни, вдохновило не одно поколение мира искусства. Источником вдохновения оно остается и в наше, далекое от романтизма, время.

Интересные факты из жизни художника

Привлекает в Блейке не только его творчество, но и его загадочная личность. Привлекает его странная и незаурядная творческая судьба. Главная особенность его творческой жизни заключалась в том, что Блейк не был ни особенным поэтом, ни особенным художником, ни особенным философом. Мало того, его литературные труды очень часто идут вразрез нормам литературного английского языка, живопись часто противоречит общепринятым канонам, а философия его не всегда последовательна и логична.

Однако, если взять все его труды в совокупности, то они представляют собой нечто грандиозное, нечто завораживающее и величественное. Блейка можно ценить прежде всего за то, что он пытался проникнуть во многие законы этого мироздания, понять и преподать саму духовность.

Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг Ада Геката. Ночь радости Энитармон Радостный день или Танец Альбиона

Делал он это посредством написания литературных произведения (в стихах и прозе), дополняя их для лучшего усвоения многочисленными иллюстрациями. Такой литературный прием, объединяющий в себе философию, литературу и живопись, ранее никогда не встречался.

Он особенный, и даже после Уильяма Блейка мало кто был способен на такое творческое подвижничество (в частности, Халиля Джебрана называют последователем приемов Уильяма Блейка).

Однако, остается признать, что именно такой неординарный прием творческого самовыражения как нельзя эффективно подходит Уильяму Блейку для того, чтобы выразить свои пророческие идеи, выразить свой просвещенный взгляд на чистоту духовности.

Произведения Блейка свидетельствуют нам о том, насколько был глубок и тонок внутренний мир автора. Мы ясно осознаем, что человек, достигший подобного уровня самовыражения, был способен выходить за обычные условные рамки человеческого осознания, за пределы работы органов чувств и разума. На такое освобождение от условностей, углубленное восприятия реальности способен лишь только тот человек, кто всецело поглощен стремлением к духовности, к его законам, его бытию. Таков уровень мировоспрития Уильяма Блейка.

Отсюда возникает вполне закономерный вопрос: а не был ли он сам наделен чем-то особенным, позволяющим ему видеть мир другими глазами — более сложным и многообразным, не находился ли он на более высоком уровне человеческого осознания, иными словами, не обладал ли он действительно духовной самореализацией, чтобы быть способным так творить, так пропускать через себя окружающий мир?

Он не был поэтом «для всех» и, как видно, не стремился к этому. Он писал для тех, кого, как и его самого, волновали темы духовности.

Он верил в божественное предназначение поэта, в то, что вдохновение даровано свыше, верил в свою миссию Пророка, призванного открывать людям «очи, обращенные внутрь». Как бы то ни было, Уильям Блейк прошел его до конца, чтобы осветить дорогу тем, кто пойдет за ним следом. Итогом его пути стали его произведения как путеводные маяки для искателей, желающих подняться из косных и слепых идей, убеждений и условностей к высотам Духовности.

Библиография

  • Donald Ault (1974). Visionary Physics: Blake’s Response to Newton. University of Chicago. ISBN 0-226-03225-6.
  • Jacob Bronowski (1972). William Blake and the Age of Revolution. Routledge and K. Paul. ISBN 0-7100-7277-5 (hardcover) ISBN 0-7100-7278-3 (pbk.)
  • Jacob Bronowski (1967). William Blake, 1757—1827; a man without a mask. Haskell House Publishers.
  • G.K. Chesterton (1920s). William Blake. House of Stratus ISBN 0-7551-0032-8.
  • S. Foster Damon (1979). A Blake Dictionary. Shambhala. ISBN 0-394-73688-5.
  • Northrop Frye (1947). Fearful Symmetry. Princeton Univ Press. ISBN 0-691-06165-3.
  • Peter Ackroyd (1995). Blake. Sinclair-Stevenson. ISBN 1-85619-278-4.
  • E.P. Thompson (1993). Witness against the Beast. Cambridge University Press. ISBN 0-521-22515-9.
  • Victor N. Paananens (1996). William Blake. Twayne Publishers. ISBN 0-8057-7053-4.
  • George Anthony Rosso Jr. (1993). Blake’s Prophetic Workshop: A Study of The Four Zoas. Associated University Presses. ISBN 0-8387-5240-3.
  • G.E. Bentley Jr. (2001). The Stranger From Paradise: A Biography of William Blake. Yale University Press. ISBN 0-300-08939-2.
  • David V. Erdman (1977). Blake: Prophet Against Empire: A Poet’s Interpretation of the History of His Own Times. Princeton University Press. ISBN 0-486-26719-9.
  • James King (1991). William Blake: His Life. St. Martin’s Press. ISBN 0-312-07572-3.
  • W.J.T. Mitchell (1978). Blake’s Composite Art: A Study of the Illuminated Poetry. Yale University Press. ISBN 0-691-01402-7.
  • Peter Marshall (1988). William Blake: Visionary Anarchist ISBN 0-900384-77-8
  • Dr. Malkin, A Father’s Memories of his Child, (1806)
  • Alexander Gilchrist, Life and Works of William Blake, (1863, second edition, London, 1880)
  • Algernon Swinburne, William Blake: A Critical Essay, (London, 1868)
  • W. M. Rosetti (editor), Poetical Works of William Blake, (London, 1874)
  • Basil de Sélincourt, William Blake, (London, 1909)
  • G. B. Russell, Engravings of William Blake, (1912)
  • B. Yeats, Ideas of Good and Evil, (1903), contains essays.
  • Joseph Viscomi (1993). Blake and the Idea of the Book, (Princeton UP). ISBN 0-691-06962-X.
  • David Weir (2003). Brahma in the West: William Blake and the Oriental Rennaissance, (SUNY Press)
  • Sheila A.Spector (2001). «Wonders Divine»: the development of Blake’s Kabbalistic myth, (Bucknell UP)
  • Jason Whittaker (1999). William Blake and the Myths of Britain, (Macmillan)
  • Irving Fiske (1951). «Bernard Shaw’s Debt to William Blake.» (Shaw Society)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: blake.sacrum.ru, ru.wikipedia.org, monotypy.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Уильям Блейк: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Уильям Блейк: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Удивительный мир Уильяма Блейка | Artifex.ru

Это история об одном из величайших мифотворцев и мистиков. О визионере, создавшем совершенно новый облик любви и показавшем, что Ад и Рай мало отличаются друг от друга. Встречайте: Уильям Блейк (William Blake).

 

Мода управляет почти всем в этом мире. Самыми великими художниками считаются те, которые не были признаны при жизни и свое бессмертие обрели уже после того, как отправились в мир иной. Картины ван Гога, поздние работы Франсиско Гойи, Рембрандта ван Рейна и Уильяма Тернера завораживают нас не только своей красотой, но и тем фактом, с какой легкостью они были отвергнуты людьми прошлого.

Как просто гениальность признавалась бездарностью, а новое слово в живописи воспринималось ценителями искусства своего времени как речь ярмарочного шарлатана. И чем трагичней судьба художника, тем больше наше желание восстановить историческую справедливость. Но в судьбе Уильяма Блейка не было трагедии. Он отвергнутый, но не несчастный художник. Наверное, именно поэтому массовая культура не уделят ему такого внимания, хотя именно его судьба показывает, как непризнанный талант волей случая может обрести мировую известность.

Каждый гений — сумасшедший. Эта простая истина легко применима по отношению к Уильяму Блейку. Бога мальчик впервые увидел в возрасте четырех лет, когда тот лично заглянул к нему в окно. Огромное сияющее лицо Создателя смотрело на него испытующим взглядом, а юный поэт и художник кричал от ужаса в своей детской кровати. Это было только начало длительной череды свиданий Создателя и Блейка. Уже в возрасте девяти лет он рассказал своей матери, что увидел ангелов на дереве. Впоследствии художник вспоминал:

«Оно было буквально облеплено ими, и яркие ангельские крылья осыпали ветви дерева, словно звезды»

Мальчику не поверили, и он обиделся, да так сильно, что почти нигде не упоминал о своей родительнице. А потом появились не только визуальные образы, но и голоса. Они пели прекрасные гимны, и, по признанию самого Блейка, он стремился тут же записать их и как можно быстрее изобразить пришедшее к нему видение. Таким образом и возникает изобретенный им способ иллюминированной печати, где изготовленные вручную гравюры сопровождались поэтическим текстом. Так и создаются «Песни невинности» и «Песни опыта». Но успеха своему создателю они не принесут. В отличие от Бога, удача и слава заглянут в его окно только после смерти.

Непримиримость и абсурдность мышления и творчества Блейка поражают. Он принимал участие в восстаниях: в первых рядах штурмовал Ньюгейтскую тюрьму, в возрасте сорока шести лет избил солдата британской армии, за что был судим, поддерживал революционные движения в Америке и Франции. Он - настоящий плевок в лицо английскому консерватизму. Всю жизнь увлекаясь библейской мифологией и создавая иллюстрации к Библии, Блейк ненавидел церковь, причем любую, а в итоге создал абсолютно свою мифологию.

  

И центральное место в ней занимали идеи гармонии и любви. Больше нет четкого противопоставления между добром и злом. Создатель преклоняет колени перед сотворенным им миром. Все в мире подчинено любви и страсти, нет различий между плотским и духовным — они единое целое. Неудивительно, что христианский идеал непорочности художник и поэт считает полным бредом, ведь, по его мнению, он противоречит самой сути этого мира. Да, явно не благочестивые разговоры вели с Блейком Господь и ангелы его, сидящие на ветвях. И еще один интересный парадокс: Блейк, обожавший свою жену, считавший ее ангелом во плоти и создающий ее портрет перед самой своей смертью, в первую брачную ночь хотел, чтобы на ложе взошла с ним не только жена, но и его любовница. Получилось ли у него это — все, кто мог об этом рассказать, уже давно мертвы, но целомудренность — это явно не про нашего пророка.

Впрочем, то, что отпугивает или поражает простых людей в обычной жизни, то, что считается вершиной развращенности и испорченности характера, в искусстве часто принимает самые удивительные и необычные формы, восхищающие своей глубиной и красотой. Так было и в случае с Блейком. Только на первый взгляд его идеи кажутся абсурдными, и для того, чтобы их понять, необходимо знать и эпоху, в которую жил и творил художник. Его творчество во многом превосходило возможности понимания современников, но формировалась оно под влиянием идей того времени и было их порождением.

XVIII и XIX века вошли в историю как эпоха становления и развития научного знания. Именно тогда весь окружающий мир для мыслящего человека был представлен в качестве единой системы. Нечто наподобие часового механизма, где каждая деталь выполняет свою функцию, без которой вселенная погибнет. А где в этой системе было место для Бога? Для Декарта Господь был той пружиной, тем перводвигателем, который приводил в движение весь механизм. Но у Блейка был совершенно другой взгляд на порядок вещей. Господь, заглянувший к нему в окно, не был банальной часовой пружиной. В голове английского художника все последние научные знания причудливым образом сочетались с мистическими учениями Средневековья — иначе и быть не могло. Для Блейка Бог — это, прежде всего, «Великий архитектор».

  

Создатель стоит перед своим творением на одном колене, как влюбленный рыцарь перед прекрасной дамой. Сам архитектор находится в светящемся круге, а круг в представлении средневековых мистиков был идеальной формой, воплощением божественного начала, символом вечности (сферы Рая, уступы Чистилища, круги Ада в «Божественной комедии» Данте, но про него чуть позже). На первый взгляд, фигура Бога идеальна, как на картинах Микеланджело, но это не так. Его тело диспропорционально, руки по длине не меньше ног. Традиции итальянского Возрождения самым необычным образом сочетаются с мотивами религиозной живописи Эль Греко.

В руках Великий Архитектор держит циркуль, образующий равносторонний треугольник — один из христианских символов троицы. Это причудливое сочетание пропорции и диспропорции лучше всего отображает мышление Уильяма Блейка. Мир — это гармония между рациональным и иррациональным, между добром и злом. Все противоположности едины между собой. И еще одна антитеза сразу приковывает наше внимание: ветер времени развевает волосы и бороду Создателя, несет по небу тяжелые темные тучи, заслоняющие солнце, но фигура творца неподвижна, зато сколько внутренней энергии в ней: все мышцы тела напряжены до предела. Истинная гармония и любовь рождаются в борьбе, а Блейк, штурмовавший тюрьмы, избивающий солдат, всю жизнь сражавшийся, чтобы быть признанным, знал об этом не понаслышке.

Признания при жизни, как уже говорилось, Уильям Блейк так и не получил. Но отсутствие понимания со стороны современников никогда не останавливало художника. Незадолго до своей смерти он взялся за главный труд своей жизни, закончить который ему так и не удалось. Речь идет о его иллюстрациях в акварели к «Божественной комедии» Данте.

 

Эта серия картин была вызовом и величайшей борьбой в жизни Блейка, ведь по отношению к итальянскому поэту он испытывал очень сложные эмоции. Здесь не было и речи о банальном восхищении! Английский живописец преклонялся перед силой воображения Данте, перед тем, как ему удалось изобразить загробный мир, но на этом положительные эмоции подходили к концу. Блейку не нравилось то злорадство, с которым итальянский классик отправлял в Ад своих врагов, да и само описание этого места — в представлении непризнанного гения своей эпохи оно не было таким уж мрачным. В своей антитезе Ад и Рай — единое целое, именно так считал Блейк. Неудивительно, что после его смерти часть работ была уничтожена, поскольку их сочли еретическими.

Над художественный переосмыслением «Божественной комедии» художник работал до самого конца, даже в последний день своей жизни. И хотя смерть помешала окончательному выполнению замысла, но даже те немногие работы, что дошли до нас, способны буквально перевернуть мировоззрение зрителя. Больше никому не приходило в голову изобразить Ад, залитый теплыми лучами солнечного света, Ад, в котором властвует любовь! Несчастный Босх, наверное, готов был съесть на том свете свои краски от негодования.

На мой взгляд, «Вихрь любовников» – одна из самых эмоциональных, глубоких и красивых картин в английской живописи XIX века.

  

В ее основе та часть поэмы Данте, где, услышав историю Франчески ди Римини, лирический герой падает без чувств, пораженный красотой и трагичностью рассказа. Но несмотря на это, Данте все равно помещает Франческу и ее любовника в Ад, ведь их связь была преступна с точки зрения христианской морали.

В картине же Блейка настроение совсем иное. Про Ад напоминает только раскаленная лава внизу полотна, но о страданиях и мучениях здесь нет и речи. Вихрь подхватывает души любовников, слитые в едином сладострастном порыве, и уносит их вверх, к свету, к раю, ведь именно в любви, по мнению Блейка, и познается истинное блаженство. И Данте падает на землю не от того, что поражен трагичностью истории, а от того, что перед ним открылась истина, до этого скрытая от глаз. Не случайно в верхнем правом углу полотна мы видим сияющую сферу, в центре которой обнаженные мужчина и женщина. Они обнимают друг друга. Это объятия любви. С ее помощью был создан мир: Ад и рай в том числе.

Неслучайно, что пика своей популярности поэзия и живопись Блейка достигли В США и Англии в 60-е годы ХХ века. «Лето любви», хиппи, галлюцинации — все это наверняка пришлось бы художнику по вкусу.

artifex.ru

Художник-мистик Уильям Блейк. Картины - Ангелы

Увидеть мир в одной песчинкеИ Космос весь - в лесной травинке!Вместить в ладони бесконечностьИ в миге мимолетном вечность!

Уильям Блейк

Современники не оценили талант Блейка , а его самого считали "полусумасшедшим визионером". Лишь через сто лет после смерти мастера его признали одним из величайших деятелей английского искусства.

Уильям Блейк был одним из самых оригинальных художников в истории мирового искусства, хотя прожил жизнь, на первый взгляд, прозаическую и скучную. Он даже никуда не выезжал из Лондона (не считая тех трех лет, что он прожил в поместье одного из своих покровителей). Объяснение этому можно найти одно - Блейку не требовались внешние впечатления, поскольку душа его всегда была переполнена впечатлениями внутренними.

На формирование личности художника во многом повлияли его родители. Отец Блейка был весьма образованным для своего круга человеком. Образованность эта носила, правда, особый характер - Блейк-старший читал Сведенборга и Бёме, увлекался мистическими трактатами и духовидческими откровениями. Свободы детей он ни в чем не ограничивал. И, таким образом, маленький Уильям довольно рано начал читать все, что попадалось под руку, - то есть все тех же Бёме и Сведенборга. Вскоре впечатлительный мальчик сообщил матери, что "видел ангелов в кронах деревьев и пророка Иезекииля на лужайке". Мать отшлепала юного визионера (семья Блейков, несомненно, была не совсем обычной, но "молоть чепуху" в ней детям все-таки не дозволялось).

По свидетельствам современников, Блейк всю жизнь оставался глубоко верующим человеком (хотя, конечно, в его вере было мало общего с традиционным англиканством). Он полагал, что искусство, религия и воображение неразделимы, как Святая Троица. И эту идею мастер последовательно воплощал в жизнь.

"Мистический стиль" Блейка-художника развивался не на пустом месте. Другие художники его времени - например, Флаксмен и Фюсли - также отдавали предпочтение воображаемым сюжетам перед сюжетами, взятыми "из жизни". Однако если для них это было, по большому счету, игрой, то Блейк относился к своим картинам более чем серьезно.

Работы его не всегда поддаются однозначной расшифровке, в них порою скрывается несколько смысловых слоев, их символика сложна и многогранна. Этим картины Блейка отличаются от картин его современников, поскольку если последние и заключали в свои работы некие "загадочные символы", то все это был весьма наивный символизм. Отгадать "загадку" не составляло труда. Не то - у Блейка, в чьих небольших по формату картинах (вот еще одно его отличие от современных ему живописцев - он почти никогда не писал "масштабных" полотен) таится великое множество символических посланий, не все из которых можно сразу разглядеть.

В стилистическом отношении работы Блейка совершенно индивидуальны. В частности, мастер придавал особое значение чистым контурным линиям и не признавал "пятнистых и смазанных демонов", кои, по его мнению, населяли полотна Джошуа Рейнолдса и многих других художников той эпохи. Среди живописцев прошлого он выделял Микеланджело, восхищаясь мощью его образов.

Еще одной особенностью творчества Блейка является то, что в нем художник часто руководствовался видениями. С течением времени ему становилось все труднее отделять их от реальной жизни. Сам Блейк говорил, что эти видения "не просто облачко тумана; они настолько отчетливы, что постоянно напоминают о существовании потустороннего мира, не менее реального, чем этот бренный мир".

Техника Блейка была не менее оригинальной, чем его стиль или видение мира. Мастер почти никогда не работал масляными красками. Сохранился лишь один этюд маслом, относящийся к раннему периоду его творчества (некоторые специалисты, кроме того, полагают, что этот этюд написал не Блейк). Маслу художник предпочитал акварель и темперу. Последнюю технику он очень любил и называл ее техникой фрески, хотя к настоящим фрескам его темперные работы имеют мало отношения, поскольку фреска - это настенная роспись по штукатурке, а Блейк писал на загрунтованной доске. Работая в этой технике, он полагал, что следует великим итальянским мастерам прошлого (до распространения масляной живописи они действительно писали темперой, но замешивали ее не на клею, как наш герой, а на яичном желтке).

Наиболее ярко талант Блейка-художника проявился в гравюре. Здесь он использовал два основных метода. Менее сложный метод состоял в создании монотипий (хотя эти работы Блейка чаще принято называть "цветными гравюрами"). Рисунок наносился на деревянную пластину или кусок плотного картона (многие художники - но не Блейк - использовали также стеклянные и металлические пластины) и затем прижимался с помощью пресса к листу бумаги. Полученный оттиск раскрашивался от руки акварельными красками. Теоретически с одной пластины можно сделать только один оттиск (потому техника и называется монотипией), но на самом деле такой способ позволяет получить два или даже три оттиска - правда, каждый последующий будет бледнее предыдущего.

Второй метод, использовавшийся Блейком, был куда более сложен. Его он использовал при создании своих "иллюминированных книг", гравируя на одной пластине и текст, и иллюстрации к нему. Отпечатанные страницы Блейк раскрашивал от руки акварелью и тушью, поэтому среди отпечатков одной и той же пластины нет одинаковых - каждый уникален.

Некоторые "иллюминированные книги" Блейка были отпечатаны спустя много лет после завершения работы над гравировальными пластинами. Дело в том, что у художника не было своего дома, он всегда жил на съемных квартирах, и поэтому ему удобнее было хранить свои книги в виде компактных пластин, а не в виде готовых томов. По просьбе заказчика он всегда мог довольно быстро отпечатать и раскрасить любую книгу. Правда, заказчиков было, мягко говоря, не так уж много. Современники не признавали таланта Блейка и считали мастера "полусумасшедшим визионером". Лишь некоторые из них отдавали ему должное, говоря, что в его работах "действительно что-то есть".

Только во второй половине XIX века пробудился интерес к творческому наследию художника. Одним из поклонников Блейка был Данте Габриэль Россетти. Десятилетним мальчиком (в 1847 году) он случайно купил блейковский альбом зарисовок, и с этого момента началась его любовь к этому (уже совершенно забытому к тому времени) художнику.

Впоследствии этот альбом много помог Джилкрайсту, первому биографу Блейка, а также поэту и критику Алджернону Чарлзу Суинберну, в 1868 году опубликовавшему пространное эссе о Блейке.

В 1893 году творчеством нашего героя заинтересовался известный ныне поэт Уильям Батлер Иейтс, а в 1920 году о нем написал Томас Стернз Элиот. Но для того чтобы интерес к Блейку стал все английским, потребовалось еще несколько лет. Только в 1927 году, когда отмечалось столетие со дня смерти художника и поэта, Блейка, наконец, признали, "одним из величайших деятелей искусства Великобритании".

Ангелы охраняют Христа в гробнице

Великий Архитектор

Лестница Иакова

Ангел и гибель мира

Ева, Адам и Ангелы

ru-angelicus.livejournal.com

Блейк Уильям (Blake William) / Fkktujhbb/

    На формирование личности художника во многом повлияли его родители. Отец Блейка был весьма образованным для своего круга человеком. Образованность эта носила, правда, особый характер - Блейк-старший читал Сведенборга и Бёме, увлекался мистическими трактатами и духовидческими откровениями. Свободы детей он ни в чем не ограничивал. И, таким образом, маленький Уильям довольно рано начал читать все, что попадалось под руку, - то есть все тех же Бёме и Сведенборга. Вскоре впечатлительный мальчик сообщил матери, что "видел ангелов в кронах деревьев и пророка Иезекииля на лужайке". Мать отшлепала юного визионера (семья Блейков, несомненно, была не совсем обычной, но "молоть чепуху" в ней детям все-таки не дозволялось). Увидеть мир в одной песчинке

И космос весь - в лесной травинке,Вместить в ладони бесконечностьИ в миге мимолетном вечность...                               Уильям Блейк

АДАМ И ЕВА

http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/37867.jpg

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

      "Мистический стиль" Блейка-художника развивался не на пустом месте. По свидетельствам современников, Блейк всю жизнь оставался глубоко верующим человеком . Он полагал, что искусство, религия и воображение неразделимы, как Святая Троица. И эту идею мастер последовательно воплощал в жизнь.  Другие художники его времени - например, Флаксмен и Фюсли - также отдавали предпочтение воображаемым сюжетам перед сюжетами, взятыми "из жизни". Однако если для них это было, по большому счету, игрой, то Блейк относился к своим картинам более чем серьезно.

АДАМ И ЕВА

Работы его не всегда поддаются однозначной расшифровке, в них порою скрывается несколько смысловых слоев, их символика сложна и многогранна. Этим картины Блейка отличаются от картин его современников, поскольку если последние и заключали в свои работы некие "загадочные символы", то все это был весьма наивный символизм. Отгадать "загадку" не составляло труда. Не то - у Блейка, в чьих небольших по формату картинах (вот еще одно его отличие от современных ему живописцев - он почти никогда не писал "масштабных" полотен) таится великое множество символических посланий, не все из которых можно сразу разглядеть.

НАВОХУДОНОСЕР

http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/37912.jpg

  Среди живописцев прошлого Блейк выделял Микеланджело, восхищаясь мощью его образов.  Еще одной особенностью творчества Блейка является то, что в нем художник часто руководствовался видениями. С течением времени ему становилось все труднее отделять их от реальной жизни. Сам Блейк говорил, что эти видения "не просто облачко тумана; они настолько отчетливы, что постоянно напоминают о существовании потустороннего мира, не менее реального, чем этот бренный мир".

ВЕЛИКИЙ АНХИТЕКТОР

Великий Архитектор. 1794

 

Только во второй половине XIX века пробудился интерес к творческому наследию художника. Одним из поклонников Блейка был Данте Габриэль Россетти. Десятилетним мальчиком (в 1847 году) он случайно купил блейковский альбом зарисовок, и с этого момента началась его любовь к этому (уже совершенно забытому к тому времени) художнику.  В 1893 году творчеством нашего героя заинтересовался известный ныне поэт Уильям Батлер Иейтс, а в 1920 году о нем написал Томас Стернз Элиот. Но для того чтобы интерес к Блейку стал все английским, потребовалось еще несколько лет. Только в 1927 году, когда отмечалось столетие со дня смерти художника и поэта, Блейка, наконец, признали, "одним из величайших деятелей искусства Великобритании".

ДАНТЕ И ВЕРГИЛИЙ У ВРАТ АДА

Данте и Вергилий у врат ада. 1824—27

Необычность блейковского мира почувствует каждый, кто откроет  том  его стихов,  иллюстрированный  гравюрами.  Стихи  и  рисунок  с  самого   начала составляли единый художественный  комплекс  -  это  многое  объясняет  в  их образности. Еще существеннее сам  факт,  что  Блейк  вынужденно  оказался  в стороне от литературных баталий  своего века,  от  его  вкусов,  увлечений, споров. От его расхожих понятий. Даже от его обиходного поэтического языка.

В 1826 году Линелл прививает Блейку интерес к Божественной комедии Данте. Произведение вдохновляет Вильяма на создание целой серии гравюр. Но смерть Блейка в 1827 году не даёт ему реализовать свою смелую задумку, и только считанные работы в акварели и всего 7 пробных оттисков остаются завершёнными. Но даже они были удостоены восхищения:

‘Несмотря на всю сложность содержания Божественной комедии, акварельные иллюстрации к ней, талантливо выполненные Блейком, находятся в ряду величайших достижений художника. Мастерство в области акварельной живописи в его работах поднимается на совершенно новый уровень, об этом говорит эффект, которого Блейк достиг, сумев воссоздать абсолютно уникальную атмосферу каждого из трёх «миров» по которым скитается герой, в своих иллюстрациях.’

Иллюстрации Блейка к поэме не сопровождают описываемое буквально, они, скорее, заставляют критически пересмотреть происходящее, порой предоставляя новое видение духовных и моральных сторон произведения.

Днесь провижу я: Сон стряхнет земля (В глубине души Это запиши), Чтобы наконец Найден был Творец И в пустыне сад После всех утрат. В дальней той стране, Где нет конца весне, Девочка лежит Лет семи на вид. Лика долго шла. Птицам нет числа. Голоса в глуши Дивно хороши. "Слышу в тишине: Плачут обо мне И отец и мать. Как мне задремать? Наступила ночь. В пустыне ваша дочь. Разве можно спать, Если плачет мать? Лике не до сна, Если мать грустна. Если дремлет мать, Можно мне поспать. Сумрачная ночь! Лике спать невмочь. Глядя на луну, Я глаза сомкну". К ней приходит сон, И со всех сторон Собралось над ней Множество зверей. Старый пляшет лев, Лику разглядев, Лес ликует весь: Место свято здесь. И вокруг нее Кроткое зверье, Так что лев-старик Перед ней поник. Он лизал ее, Он лобзал ее. Алая слеза Зверю жжет глаза. В умиленье лев. Девочку раздев, Львица в темный грот Спящую берет. Перевод В. Б. МикушевичаВАВИЛОНСКАЯ БЛУДНИЦА

http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/37903.jpg

Добро, Смиренье, Мир, Любовь - Вот перечень щедрот, Которых каждый человек, Моля и плача, ждет. Добро, Смиренье, Мир, Любовь Познал в себе Творец, Добро, Смиренье, Мир, Любовь Вложил в детей Отец. И наше сердце у Добра, И наш - Смиренья взгляд, И в нашем образе - Любовь, Мир - наш нательный плат. Любой из нас, в любой стране, Зовет, явясь на свет, Добро, Смиренье, Мир, Любовь - Иной молитвы нет. И нехристь - тоже человек, И в том любви залог: Где Мир, Смиренье и Любовь, - Там, ведомо, сам Бог. Перевод В. Л. Топорова

СУД ПАРИСА

http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/37914.jpg

 

В семье лавочника. Он был третьим из семи детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве. Уильям никогда не посещал школу, получая образование на дому — его учила мать. Родители были протестантами и весьма религиозными людьми, поэтому всю жизнь сильное влияние на мировоззрение Блейка оказывала Библия.

Ещё в детстве Блейк увлёкся копированием греческих сюжетов с рисунков, которые приобретал для него отец. Работы Рафаэля, Микеланджело, Мартина ван Хеемскерка и Альбрехта Дюрера привили ему любовь к классическим формам. Постепенно это занятие переросло в увлечение живописью. Родители, зная горячий темперамент мальчика и сожалея о том, что он не ходил в школу, отдали его на уроки живописи. Правда, в период этих занятий Блейк изучал только то, что было интересно ему. Тогда же он увлёкся и поэзией.

БОЛЬШОЙ КРАСНЫЙ ДРАКОН

http://files.smallbay.ru/images8/blake04.jpg 

Архетип Создателя — образ, который часто встречается в работах Блейка. Так, демиург Уризен молится перед тем как создать мир. " Грозный Лос " третья в сборнике книг иллюстрированных Блейком и его женой, более известных как Иностранные Пророки. Блейки были «сектантами» и предполагалось, что они относились к Моравийской церкви. С ранних лет Библия произвела огромное воздействие на Блейка. На протяжении всей его жизни она будет оставаться главным источником вдохновения для него.

РОЖДЕНИЕ ХРИСТА 

В день своей смерти Блейк неустанно работал над иллюстрациями к Данте. Говорят, что, в конце концов он отложил работу и повернулся к жене, которая всё это время сидела на кровати рядом с ним, не в состоянии сдержать своих слёз. Посмотрев на неё, он воскликнул: «О, Кейт, прошу, оставайся недвижима, я сейчас нарисую твой портрет. Ты всегда была ангелом для меня». Завершив портрет (ныне утерянный и до нас не дошедший), Блейк отложил все свои кисти и принадлежности и стал распевать гимны и песенки. В 6 часов вечера того же дня, пообещав жене, что будет с ней вечно, Блейк отошёл в другой мир. Гилкрист говорил, что женщина, которая жила в этом же доме и присутствовала при смерти Блейка, сказала: «Я видела смерть не человека, но блаженного ангела».

Картинка 3 из 364 

ПРИТЧА О РАЗУМНЫХ И НЕРАЗУМНЫХ ДЕВАХ

http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/37909.jpg

ПРИЗРАК НИЧТОЖЕСТВА

ПРОРОЧЕСТВО

http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/37904.jpg

БОГ ПИШЕТ НАСТАВЛЕНИЯ

http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/37919.jpg

ИЛЛЮЗИЯ К ПОЭМЕ "ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ"

http://rjosephhoffmann.files.wordpress.com/2010/07/angels1.jpg

alindomik.livejournal.com


Смотрите также