Картины — Богаевский, Константин Федорович. Богаевский картины


Богаевский К.Ф. - Каталог картин. Биография. Цены

Богаевский Константин Федорович (24 января (12 января) 1872, Феодосия — 17 февраля 1943, Феодосия)

Константин Федорович Богаевский - русский художник Серебряного века, мастер пейзажа, представитель символизма. Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего феодосийской городской управы. В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта И.Е. Шмита. В гимназические годы будущий художник посещал мастерскую И.К.Айвазовского и занимался под руководством его ученика Адольфа Фесслера. Незаурядные способности юного художника позволили ему продолжить обучение в Петербургской Академии художеств, где с 1891 по 1895 гг он занимался в мастерской А.И.Куинджи. В 1897 году посетил вместе в Куинджи и его учениками Германию, Францию и Австрию, где познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее влияние на становление юного художника оказали работы немецких символистов Арнольда Беклина и Франца Штука, а также произведения художников Венского Сецессиона. После окончания Петербургской Академии художеств Богаевский вернулся в родную Феодосию, где жил и работал до конца своей жизни. Начиная с 1900 года, Богаевский выставляется сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене, Париже и Москве. В 1904 году вступил в Новое общество художников. Для этого периода творчества художника характерна темная цветовая гамма - палитра мюнхенских художников. Путешествуя по Крыму, Богаевский делает натурные этюды, зарисовки, пишет картины по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей. В 1903-1904 году под влиянием М.Волошина художник написал так называемый "Киммерийский цикл", где попытался по-своему передать образ крымской земли - насыщенной большим историческим прошлым, величавой и прекрасной, торжественной и грустной.С началом русско-японской войны был призван прапорщиком в Керченский гарнизон. Сразу после демобилизации в 1906 году женился на Жозефине Густавовне Дуранте. С большим трудом восстанавливается Богаевский после службы и возвращается к творчеству. В это время под явным влиянием русского символизма он создает произведения проникнутые философскими мотивами, связанными с темой одиночества, ничтожества жизни человека. В 1906-1907 гг. художник перестраивает хлебный амбар под свою мастерскую, где и будет работать до конца жизни. В 1907 году происходит перелом в творчестве художника, он уходит от пессимистичных настроений и пишет новый цикл картин, воспевающих умиротворенную гармонию крымских пейзажей. Вдохновляясь эстетикой декаданса, Богаевский отходит от реальности в область мечты. В 1908 г. художник путешествовал по Германии, в 1909 г. - по Италии и Греции, где знакомился с искусством старых мастеров. После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от работ немецких и итальянских мастеров эпохи Возрождения (Дюрер, Мантенья), а также под несомненным влиянием Клода Лоррена. В 1910 году был избран членом Московского товарищества художников. В том же году вышла книга стихов М.Волошина, проиллюстрированная К.Богаевским. В 1911 - 1914 гг. участвовал в выставках "Мира искусства". В 1912 году по заказу выполнил три панно для особняка М.П.Рябушинского в Москве. В 1914 году был вновь призван на службу в армию, служил под Севастополем, демобилизовался в 1918 году. После революции художник остался в Феодосии, активно работал и участвовал в художественных выставках. В 1922-1923 гг. по предложению Государственного издательства К. Ф. Богаевским был создан великолепный альбом автолитографий, включающий 20 исторических пейзажей Крыма. В 1921 году он стал членом Общества охраны памятников искусства – ОХРИС. С 1922 года в народной художественной студии, созданной при галерее им. И.К. Айвазовского, вел мастерскую живописи, а затем участвовал в организации рисовальной школы и много времени уделял деятельности в галерее. 1930-е годы стали временем нового подъема в творчестве художника, а в его искусстве появляются новые темы. Художник обращается к жанру индустриального пейзажа, пишет великие советские стройки - Днепрострой, Донбасс, заводы Мариуполя, создает цикл произведений "Города будущего". Произведения 1930-х годов теряют свойственную Богаевскому "сочиненность", композиция становится более четкой и строгой, колорит - светлее и гармоничнее. В 1933 году Богаевскому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936 - 39 годах художник по приглашению своего друга А.В.Григорьева жил и работал в Тарусе. Подмосковные пейзажи, созданные в этот период, стоят несколько особняком в творчестве художника. Живописная природа Подмосковья очень понравилась Богаевскому, однако трактовал он привычные всем заокские дали по-своему: лирико-интимным тарусским пейзажам он придал черты эпичности и монументальности. Великая Отечественная война застала 70-летнего художника в Феодосии. 17 февраля 1943 года К. Ф. Богаевский трагически погиб от разрыва снаряда, попав под бомбежку в г. Феодосии.

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Богаевский Константин Федорович (1872-1943). » Перуница

'БогаевскийБогаевский Константин Федорович (1872-1943).С семи лет К. Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Первым его художественным впечатлением была олеография "Извержение Везувия", случайно оказавшаяся у родителей.

В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои картины.

Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи.

В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в "струю" принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов). Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу, - сообщение о том, что А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Так он оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого "учителя жизни" (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли А.А. Рылов, Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и др. Вместе с Куинджи ученики совершают поездку по Европе.

Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой - палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и др. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906).

Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен - они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. "Тихая равнина", "Раннее утро", "Розовый гобелен", "Страна великанов", "Жертвенники" и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой.

После путешествия в 1908-09 гг. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Его переполняют впечатления от полотен итальянских мастеров - Маптеньи, Боттичелли, Беллини. Это пора зрелости художника. Многолетний повседневный труд принес свободу владения кистью. Богаевский всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины. Замысел зрел параллельно занятиям на пленэре, это был плод его раздумий, концентрация впечатлений, снов, фантазий.1910-е гг. - время участия Богаевского в выставках "Мира искусства" и СРХ, членом которых он являлся. Это период тесного общения с М. А. Волошиным. Тот не раз выступал в прессе со статьями о художнике, уделял много дружеского внимания, исподволь направлял его поиски.

В годы Первой мировой войны Богаевский был мобилизован в рабочую роту под Севастополь. Лишившись возможности писать, но не способности творить, он создаст свои картины "внутри себя", едва успевая зарисовывать эти композиции во время короткого отдыха.

В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.

Вскоре он обратился к новой для себя технике - литографии, успех в которой давно предсказывал ему Волошин. Действительно, графическое наследие Богаевского не менее ценно, чем живописное.В 1930-х гг. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти "в ногу со временем", но, по сути, картины эти - "Днепрострой" (1930), "Город будущего" (1932) - отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства.

До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей "внутренней" страны - "Богаевии" (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания. Таковы "Феодосия" (1930), "Первозданный пейзаж" (1931), "Радуга" (1932), "Тавроскифия" (1937), "Пейзаж с водопадом" (1942).

'Богаевский'Богаевский'Богаевский'Богаевский'Богаевский'Богаевский'Богаевский'Богаевский'Богаевский'Богаевский

47 шт: JPEG | Разрешение: 600х228~1280x725 | Размер: 8.11 MB

www.perunica.ru

Богаевский Константин Федорович - Биография :: Артпоиск

Родился 12 января 1872 года в семье мелкого служащего при феодосийском городском управлении. С двенадцати лет он воспитывался в доме известного в Феодосии фабриканта Ивана Егоровича Шмитта.

С семи лет К.Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Первым его художественным впечатлением была олеография "Извержение Везувия", случайно оказавшаяся у родителей.

В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои марины. Не удовлетворённый данной перспективой бесконечного копирования, Богаевский уезжает в Петербург, в Академию художеств.

Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи.

В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую АХ, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в "струю" принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов). Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу - сообщение о том, что А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Он тоже в своё время сбежал от Айвазовского. Так Богаевский оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого "учителя жизни" (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли А.А. Рылов, Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и др. Вместе с Куинджи ученики совершают поездку по Европе. Куинджи учил видеть – и категорически запрещал писать картины по этюдам. Зато каждое лето сам писал вместе с учениками с натуры в Крыму.

Впервые выставляется в 1898 году в «Новом обществе художников», будучи одним из его основателей. Впоследствии вступает в Союз русских художников, становится членом «Мира искусства», других творческих объединений.

Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой - палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и др. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906). Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен - они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. "Тихая равнина", "Раннее утро", "Розовый гобелен", "Страна великанов", "Жертвенники" и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой. После путешествия в 1908-09 гг. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Его переполняют впечатления от полотен итальянских мастеров - Мантеньи, Боттичелли, Беллини. Это пора зрелости художника.

Многолетний повседневный труд принес свободу владения кистью. Богаевский всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины. Замысел зрел параллельно занятиям на пленэре, это был плод его раздумий, концентрация впечатлений, снов, фантазий.

С 1900 года живёт и работает в Феодосии, целиком посвятив себя «туманом, и мглой, и тоскою повитой Киммерии печальной области» (Гомер, «Одиссея»). Литературные параллели работам Богаевского – стихи его друга, поэта-символиста М.А.Волошина, адресовавшего Богаевскому такие строки:Мы, столь различные душой, Единый пламень берегли – И братски связаны тоской Одних камней, одной земли… Тот не раз выступал в прессе со статьями о художнике, уделял много дружеского внимания, исподволь направлял его поиски.

В годы Первой мировой войны Богаевский был мобилизован в рабочую роту под Севастополь. Лишившись возможности писать, но не способности творить, он создаст свои картины "внутри себя", едва успевая зарисовывать эти композиции во время короткого отдыха.

В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Вскоре он обратился к новой для себя технике - литографии, успех в которой давно предсказывал ему Волошин. Действительно, графическое наследие Богаевского не менее ценно,чем живописное. В 1930-х гг. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти "в ногу со временем", но, по сути, картины эти - "Днепрострой" (1930), "Город будущего" (1932) - отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства.

До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей "внутренней" страны - "Богаевии" (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания. Таковы "Феодосия" (1930), "Первозданный пейзаж" (1931), "Радуга" (1932), "Тавроскифия" (1937), "Пейзаж с водопадом" (1942).

Богаевский погиб в Феодосии 17 февраля 1943 при взрыве авиабомбы. (1872, Феодосия – 1943, там же) Работы художника находятся во многих музеях, в том числе в Каракалпакском ГМИ им.И.В.Савицкого.

artpoisk.info

Описание картины Константина Богаевского «Солнце»

Описание картины Константина Богаевского «Солнце»

Известное полотно Константина Богаевского «Солнце» отображает тему земли, на которой живут грешники, и неба, что способно покарать злодеяния. Художник изобразил палящее солнце, которое посылает на землю лучи испепеления, давая понять, что жизнь на грешной земле не вечна. Образы русского пейзажиста Богаевского суровые, а мышление автора имеет планетарные масштабы.

В ландшафтном пейзаже «Солнце», написанном маслом на холсте, Богаевский отобразил состояние своей души после того, как революция 1905 года потерпела поражение, а светлые надежды русских интеллигентов обреклись на гибель.

В этой картине художник обращается к обыкновенным городским зданиям, которые так близки человеку. Композиция полотна выстроена на изображении древнефеодосских кварталов.

В уникальном пейзаже изображена пустынная улица. Люди покинули город, оставив дома пустыми. Взывают к небу о помощи лишь несколько тоненьких деревьев, выдвинутых на передний план картины.

Старые безжизненные дома немного пугают и тревожат, а небо давит своей масштабностью. Солнце как будто загипнотизировало городские улицы. У созерцателя картины возникает ощущение одиночества и печали. В образе пейзажа прочитывается трагедия недавно минувших дней и отношение художника к тому, что происходило. Богаевский, проникнувшись настроением эпохи, изображает город, который вырисовало его фантастическое воображение.

В своем произведении «Солнце» мастер пера явно изменяет манеру написания. Особенное место он отводит декоративной графике и насыщенности картины. Отводит в своей работе невторостепенную роль и контурам построек. Все линии, что ограничивают размеры зданий, художник создал контрастом оттенков, не используя при этом переходов в цветовом решении или каких-то смягчающих деталей.

opisanie-kartin.com

Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Пейзаж с деревьями. 1927 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Пейзаж с деревьями. 1927 г

Кафа. 1927 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Кафа. 1927 г

Данная публикация — продолжение рассказа о К.Ф. Богаевском на нашем сайте. Эта часть составлена из разных источников, более энциклопедического, чем художественного характера, но мы надеимся, что не потеряла из-за этого в интересности.

В 1923 году вышел в свет альбом литографий Богаевского. Среди литографий выделяется цикл, объединенный общей темой — «Звезда» (1923), один из листов которого возвращает нас к сюжету картины «Звезда Полынь». Такое же холодное свечение планеты, замораживающее острыми лучами безжизненную землю. Каменистое нагорье не может пробудиться от магического света звезды.

Звезды. 1922 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Звезды. 1922 г

Вечернее солнце. 1922 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Вечернее солнце. 1922 г

Ночь. 1922 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Ночь. 1922 г

Пейзаж с озером. 1922 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Пейзаж с озером. 1922 г

В 1924 году К.Ф.Богаевский получил задание Крымохриса по изучению, зарисовке и фиксации исторических памятников Крыма. Он начал свою работу стого, что написал акварелью основные исторические памятники Феодосии. Очевидно на основании этой работы в 1926 году было создано одно из самых сильных произведений Богаевского — “Феодосия”. К современному пейзажу добавляются очертания предполагаемого облика города прошлых веков. В картине много пластических метафор, свойственных романтическим образам.

Феодосия. 1926 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Феодосия. 1926 г

В течение ряда последующих лет художник выезжает в Судак, Карасубазар, Старый Крым, Арабат. Из этих поездок он привозит большое количество акварельных работ, значительная часть которых передавалась в музей И.К.Айвазовского. Среди них — точные изображения отдельных архитектурных сооружений прошлого, а также работы, на которых памятники старины изображены в окружении живописных пейзажей. Все эти акварели были написаны с блеском и мастерством, свойственным графическим работам Богаевского. Значимость их далеко выходит за рамки архитектурных зарисовок. Все они рассматриваются как самостоятельные, прекрасно выполненные художественные произведения. Однако безудержная фантазия художника вновь не позволяет ему ограничится документированием реального положения вещей.

Судакский мотив. 1929 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Судакский мотив. 1929 г

Кафа. 1927 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Кафа. 1927 г

Долина. 1929 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Долина. 1929 г

Часовые башни Алупкинского дворца. 1920-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Часовые башни Алупкинского дворца. 1920-е

Старые бани в Карасубазаре. 1930-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Старые бани в Карасубазаре. 1930-е

Итогом работы по заданию Крымохриса можно считать написание в 1930 году полотна “Крымский пейзаж”. Здесь вновь реальность органично переплетается с фантазией. Каждая из изображенных деталей и образов имеют весьма конкретные прототипы в Крыму, но будучи соединены вместе, рождают воображаемый облик какой-то неведомой страны, напоминающей Крым лишь отдаленно. Монументализм и историзм фантастических полотен К.Богаевского подсказал новую интересную тему для творчества.

Крымский пейзаж. 1930 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Крымский пейзаж. 1930 г

В 1929-1934 годах он увлеченно работает над целым циклом картин, отражающих процесс индустриализации советского государства. Ни одному из художников того времени не удавалось так реалистично отразить масштабность строек первых пятилеток. Он обладал даром композиции и способностью кропотливо собирать документальные материалы, отражающие размах строительства на Днепрогэсе, в Донбассе и в Баку. Однако обязательная точность изображения вновь ограничивала воображение художника, так как документальность была непременным требованием к индустриальным пейзажам. Тогда художница Ю.Л. Оболенская подсказала Богаевскому расширить их содержание и, дав простор воображению, изобразить ”Город будущего”. Она познакомила Константина Федоровича с ведущими советскими архитекторами, которые указали ему пути развития градостроительства ближайшего будущего. Художник очень увлекся неожиданно открывшимися возможностями для творчества и осенью 1930 года написал несколько эскизов, а зимой написал по ним картины маслом и отправил на выставку “Всекохудожника” в Москву. Но к сожалению, его “города будущего” не произвели желаемого впечатления. К.Ф.Богаевский сам был разочарован результатом и впоследствии так говорил об этом: “Ну, какие это города будущего, — они больше похожи на какие-то древние мексиканские города”. В них действительно не было новизны архитектурных форм, которые хотелось увидеть мечтающим архитекторам.

Порт воображаемого города. 1932 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Порт воображаемого города. 1932 г

Бакинские нефтяные промыслы. 1930 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Бакинские нефтяные промыслы. 1930 г

Баку. Нефтевышки. 1931 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Баку. Нефтевышки. 1931 г

Днепрострой. 1930-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Днепрострой. 1930-е

Мир, творимый Богаевским, — сочиненный. Однако в 1930-х годах пейзажи художника все более «натурализовались». В этой «натурализации» угадывалась изменившаяся подоснова образа, желание художника быстрее слить воображаемое с реальным и выдать мечтаемое за сущее. Именно в том смысле и примечательна картина «Старая гавань» (1931).

Старая гавань. 1931 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Старая гавань. 1931 г

Радуга. 1931 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Радуга. 1931 г

Феодосия. 1930-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Феодосия. 1930-е

Город. 1936 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Город. 1936 г

По приглашению своего друга А.В.Григорьева в летние месяцы 1936-1939 гг. К.Богаевский жил и работал в Тарусе — в этом замечательном уголке среднерусской природы. Он написал там много акварельных этюдов и сделал большое количество рисунков. В Феодосии он сделал по ним цикл тарусских пейзажей, среди которых выделялись виды “заокских далей”. Они написаны у Богаевского в совершенно ином ключе, чем у многих других пейзажистов. Привычное для нас лирико-интимное звучание тарусских пейзажей сменилось в произведениях Богаевского обычными для него эпическими ритмами. Они сообщили заокским просторам непривычные черты монументальности.

Лесной пейзаж в окрестностях Тарусы. 1930-е г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Лесной пейзаж в окрестностях Тарусы. 1930-е г

Вид в окрестностях Тарусы. 1930-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Вид в окрестностях Тарусы. 1930-е г

Лесной пейзаж. 1930-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Лесной пейзаж. 1930-е

Кажется, что произведения Богаевского озарены радостью. Богаевский, пожалуй, единственный из живописцев, кто выдвинул и реализовал концепцию идеального пейзажа, которую он пытался трансформировать в условиях искусства начала XX века. В 1930-х годах эта концепция получила у него отчетливое пластическое воплощение. Она видоизменялась и развивалась в пейзажах конца 1930-х-начала 1940-х годов («Планерская бухта», «Скала «Чертов палец» и другие»). Эта же концепция нашла классическое выражение в картине «Вечер у моря» (1941).

Чертов палец. 1940-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Чертов палец. 1940-е

Феодосия зимой. 1940-е | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Феодосия зимой. 1940-е

Вечер у моря. 1941 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Вечер у моря. 1941 г

Едва ли не лучшим и, можно сказать, кульминационным для творчества Богаевского 1930-х годов является большое полотно «Крымский пейзаж» (1938). В пейзажной практике художника каждый раз поражает грандиозность понимания природы, огромный масштаб обозрения мира, понятого не как частный пейзажный мотив, а как колоссальная категория «белого света».

Крымская Кампанья. 1938 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Крымская Кампанья. 1938 г

Великая Отечественная война застает художника в 70-летнем возрасте в его родном городе. Но и в период фашистской оккупации К.Ф.Богаевский продолжает работать и создает очень светлые полотна, такие как “Горный пейзаж”, “Романтический пейзаж. Солнце”. Это наиболее экспрессивные произведения, сконцентрировавшие в себе и трагическую идею апокалипсиса, и экспрессивность звездных миров и сезановскую конструктивность, и эскизность поздней живописи. Но, главное, демонстрирует новое ощущение мира, близкого к катастрофе.

Горный пейзаж. 1940 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Горный пейзаж. 1940 г

Романтический пейзаж. Солнце. 1940 г | Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть2

Романтический пейзаж. Солнце. 1940-е

Творческий путь великого художника ХХ века прервался неожиданно. 17 февраля 1943 года К.Ф.Богаевский трагически погиб от разрыва снаряда, попав под бомбежку в г. Феодосии. Творческое наследие великого мастера по сей день продолжает удивлять своей монументальностью, масштабностью, неординарностью видения мира. Знакомство с его творчеством никого не оставляет равнодушным, дает возможность по новому взглянуть на привычные пейзажи, переоценить свое отношение к жизни и окружающему нас миру.

Частично использован материал с сайта http://kajuta.net/node/330

Константин Федорович Богаевский. Художник Киммерии. Часть1

www.arteveryday.org

Константин Богаевский. Живопись - лучшие картины | Биография, жизнь и творчество

Константин Федорович Богаевский, русский художник, представитель символизма, мастер пейзажа. Родился в Феодосии 12 (24) января 1872 в семье мелкого служащего. В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита. Учился сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств, учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. Работы юного Богаевского не нравились преподавателям Академии, и он даже был отстранен от занятий «за недостатком таланта», но благодаря заступничеству Куинджи ему все же разрешили продолжить обучение.

В 1890 году Богаевский ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там он познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Бёклина и Клода Лоррена, которого он считал своим истинным учителем.



Современники часто проводили параллель между творчеством Богаевского и Николая Рериха. Свое творчество Богаевский посвятил живописным мотивам Киммерии. Киммерия - полулегендарная страна, расположенная, согласно мифологической традиции, в Северном Причерноморье и населенная воинственным кочевым народом. Киммерией в литературных кругах принято называть восточную, холмистую часть Крыма, от Карадага и Коктебеля до Керчи (Феодосия, Коктебель, Судак, Старый Крым с их окрестностями), - в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического).

Богаевский обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав новый жанр «археологического пейзажа». Стилизируя форму, цвет и даже приемы живописи, он добивался декоративности и монументальности небольших по размеру картин. А. Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». По собственному признанию художника ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир»1. Некоторые из его картин стилизованы под старинные гобелены, они получили название «картины-гобелены». Киммерийскую тему и романтический стиль Богаевского развивал в своем изобразительном творчестве поэт Максимилиан Волошин, с которым Богаевского объединяла большая дружба.

Как и в стихах его друга М.А.Волошина, Киммерия предстает в его картинах таинственным краем, безлюдным, но хранящим зримую память о минувших веках (Древняя крепость, 1902, Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия; Берег моря, 1907, Третьяковская галерея, Москва), так что скалы кажутся столь же романтически-ассоциативными, как и исторические руины. Реальные впечатления часто стилизуются у него в духе «героического пейзажа» мастеров Возрождения и барокко (Воспоминания о Мантенье, 1910, там же), претворяясь в монументальные панно для украшения интерьера (три «героически-пейзажных» панно в бывшем особняке Морозовой на Спиридоновке в Москве, 1911–1912), светила же порой уподобляются небесным знамениям. Богаевский много работал в технике акварели и литографии (альбом Пейзажи Киммерии, 1923).

В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей (Старый Крым, Древняя крепость). После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом (Последние лучи). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини. Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый Киммерийский цикл картин.

Начиная с 1900 года, Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве. В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте. В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.

С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека (Звезда Полынь, Солнце, Генуэзская крепость). Как известно, стихотворение Волошина Полынь посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах (Южная страна. Пещерный город).

В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров.

После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский (как раньше Тернер) позаимствовал идею освещения (Воспоминание о Мантенье, Итальянский пейзаж, Классический пейзаж, Киммерийская область, Корабли). В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка.

В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина Годы странствий, иллюстрированная рисунками Богаевского. В 1911—1914 годах участвовал в выставках Мира искусства.

В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка Рябушинского в Москве. В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках. В 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве.

В 1920-е годы художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства (Днепрострой, Порт воображаемого города) с явным намерением создать художественный образ города будущего.

В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936—1939 году работал в Тарусе.

По свидетельствам современников Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком.

В 1941 году Константин Богаевский оказался в оккупации и погиб в Феодосии 17 февраля 1943 при взрыве авиабомбы.

www.tanais.info

Картины, описание картин — Богаевский, Константин Федорович

Опи сание картины Константина Богаевского: Солнце.

Известное полотно Константина Богаевского «Солнце» отображает тему земли, на которой живут грешники, и неба, что способно покарать злодеяния. Художник изобразил палящее солнце, которое посылает на землю лучи испепеления, давая понять, что жизнь на грешной земле не вечна. Образы русского пейзажиста Богаевского суровые, а мышление автора имеет планетарные масштабы.В ландшафтном пейзаже «Солнце», написанном маслом на холсте, Богаевский отобразил состояние своей души после того, как революция 1905 года потерпела поражение, а светлые надежды русских интеллигентов обреклись на гибель.В этой картине художник обращается к обыкновенным городским зданиям, которые так близки человеку. Композиция полотна выстроена на изображении древнефеодосски х кварталов.В уникальном пейзаже изображена пустынная улица. Люди покинули город, оставив дома пустыми. Взывают к небу о помощи лишь несколько тоненьких деревьев, выдвинутых на передний план картины.Старые безжизненные дома немного пугают и тревожат, а небо давит своей масштабностью. Солнце как будто загипнотизирова ло городские улицы. У созерцателя картины возникает ощущение одиночества и печали. В образе пейзажа прочитывается трагедия недавно минувших дней и отношение художника к тому, что происходило. Богаевский, проникнувшись настроением эпохи, изображает город, который вырисовало его фантастическое воображение.В своем произведении «Солнце» мастер пера явно изменяет манеру написания. Особенное место он отводит декоративной графике и насыщенности картины. Отводит в своей работе невторостепенну ю роль и контурам построек. Все линии, что ограничивают размеры зданий, художник создал контрастом оттенков, не используя при этом переходов в цветовом решении или каких-то смягчающих деталей.

www.art-drawing.ru