Богатыри (картина Васнецова). Богатыри картины


Живопись о богатырях

Ну, коли у нас была тема о богатырях русских Былинные русские богатыри и Кто есть кто в былинном мире, то давайте пройдёмся и по полотнам, посвященным им.Живопись о богатырях

В. М. Васнецов. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович) (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Живопись о богатырях

В. М. Васнецов. «Витязь на распутье» (1882, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Живопись о богатыряхМ. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»Живопись о богатыряхВ.М. Васнецов. Бой скифов со славянами.1881. Русский музей.Живопись о богатыряхБаян. 1910, Холст, масло. Государственный Русский музей.Живопись о богатыряхБаян. 1880, Эскиз, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"Живопись о богатырях«После побоища Игоря Святославича с половцами», (1880, Государственная Третьяковская галерея, Москва).Живопись о богатырях«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914. К слову, полотно Виктора Васнецова «Богатырь» из знаменитой серии о русских богатырях ушло за 1,1 млн фунтов (1,71 млн долларов) на аукционе Крисби, где выставили картину – это новый ценовой рекорд для картин Васнецова. Эксперты полагали, что полотно уйдет за 300-500 тысяч фунтов. Купил кто-то из россиян.Живопись о богатыряхЕ. П. Шитиков. «Илья Муромец». 1981 г.Живопись о богатыряхКартина "Илья Муромец" Николая РерихаЖивопись о богатыряхРисунок Илья Муромец Константина ВасильеваЖивопись о богатыряхКонстантин Васильев. Илья Муромец сердится, 1974 г. ( находится в музее г.Коломны)Живопись о богатыряхГоль кабацкая. Константин ВасильевЖивопись о богатыряхВаснецов "Богатыри на конях" (1896)Живопись о богатыряхИлья Муромец в немощи Андрей КлименкоЖивопись о богатырях

Святогор - Картина, 1993 - Виктор Слободчиков Живопись о богатыряхК.А.Васильев «Дар Святогора»Живопись о богатыряхИван Васильевич Симаков. "Русский богатырь Святогор тянет суму переметную".Живопись о богатыряхБ.М.Ольшанский. Путники и Святогор.Живопись о богатыряхБ.М.Ольшанский. Иван — вдовий сын. 2004 г.Живопись о богатыряхБ.М.Ольшанский. Ночь воина. 1999 г.Живопись о богатыряхБ.М.Ольшанский. Поход Вольги. 1993 г.Живопись о богатыряхБ.М.Ольшанский. Предание о Святославе. 1996 г.Живопись о богатыряхБ.М.Ольшанский. Слово о полку Игореве. 1993 г.Живопись о богатыряхБ.М.Ольшанский. Славянская быль. 1997 г.Живопись о богатыряхБ.М.Ольшанский. Щит на вратах Царьграда.Живопись о богатырях Б.М. Ольшанский Тени забытых предковЖивопись о богатыряхБ.М.Ольшанский. Рождение воина. 1997.Живопись о богатыряхБлагословение ратника, автор Шишкин Андрей.Живопись о богатыряхШишкин Андрей. ВикингЖивопись о богатыряхВладимир Храбрый, автор Шишкин Андрей. Живопись о богатыряхБус Белояр, автор Шишкин Андрей. Живопись о богатыряхПоследний защитник, автор Шишкин Андрей. Живопись о богатыряхЕвпатий Коловрат, автор Шишкин Андрей. Живопись о богатыряхХранители земли русской, автор Шишкин Андрей. Живопись о богатыряхРусское поле. Шишкин Андрей.Живопись о богатыряхВ.М. Васнецов. Вещий Олег. Живопись о богатыряхШилов. Илья Муромец. Живопись о богатыряхВ. Мальчевский. Бой богатыря с головой. Живопись о богатыряхН.М. Кочергин. Живопись о богатыряхБоганд. Бой Руслана с головой. Живопись о богатыряхН.М. КочергинЖивопись о богатыряхК. Васильев. На Калиновом мосту. 1974 г. (музей г. Коломна)Живопись о богатырях

Живопись о богатыряхДобрыня Никитич. Станислав Москвитин.Живопись о богатырях

Живопись о богатыряхА. П. Рябушкин.Микула Селянинович 1895,Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», бумага, акварель, гр. карандашЖивопись о богатыряхА. П. Рябушкин. Святогор. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годБумага, гр. карандашЖивопись о богатыряхА. П. Рябушкин. Чурила Пленкович - Богатырь заезжий. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годЖивопись о богатыряхА. П. Рябушкин. Илья Муромец. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашЖивопись о богатыряхИлья Муромец. А. П. Рябушкин. Эскиз к серии рисунков «Русские былинные богатыри»бумага, акварельЖивопись о богатыряхА. П. Рябушкин. Добрыня Никитич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашЖивопись о богатыряхА. П. Рябушкин. Алеша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашЖивопись о богатыряхА. П. Рябушкин. Вольга Всеславьевич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, акварель, гр. карандашЖивопись о богатыряхА. П. Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, граф. карандашЖивопись о богатыряхБогатырь 1893, бумага, акварель, гр. карандаш, белила. Пермская государственная художественная галереяЖивопись о богатыряхА. П. Рябушкин. Василий Буслаев. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашЖивопись о богатыряхМихаил Врубель. Богатырь. 1898.Живопись о богатыряхПавел Рыженко. Победа ПересветаЖивопись о богатыряхПавел Рыженко. Молитва ПересветаЖивопись о богатыряхПавел Рыженко. Герой Куликовской битвы. Живопись о богатыряхПавел Рыженко. Куликовская битваЖивопись о богатыряхПавел Рыженко. Андрей ОслябяЖивопись о богатыряхПавел Рыженко. Битва на КалкеЖивопись о богатыряхПавел Рыженко. Битва на Калке(дипломная работа)Живопись о богатыряхПавел Рыженко.Триптих «Солнце земли Русской». Невская битва.Живопись о богатыряхВладимир Киреев. Князь Святослав.Живопись о богатыряхВладимир Киреев. Князь Святослав.

zhiznteatr.mirtesen.ru

Герои былин в русской живописи • Arzamas

Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники, откуда пошла мода на изображение былинных героев и как менялись богатыри со временем

Подготовила Дарья Борисенко

В середине XIX века русские былины начали активно публиковать и исследовать. Художественная среда живо отреагировала на этот процесс, и молодые художники стали осваивать богатырскую героику наряду с другими фольклорными сюжетами.

Садко. Картина Ильи Репина. 1876 год © Google Cultural Institute

Богатырская эстафета началась в Париже. В 1874 году Илья Репин побывал на первой крупной выставке импрессионистов в мастерской фотографа Надара. Воспитанный передвижниками, художник негодовал: приятная форма вкупе с полным отсутствием смысла. А незадолго до этого Репин задумал картину на сюжет былины о Садко. 

«Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко — богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя».

Илья Репин. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 23 декабря 1873 года

Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В 1876 году тот наконец приехал, и Репин написал купца Садко с него, богато украсив картину морской флорой и фауной, которую тщательно изучал в Нормандии и Берлинском аквариуме. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Как Садко предпочитает самым экзотичным невестам неприметную русскую девицу Чернаву в глубине картины, так и он, золотой медалист Академии художеств, отправленный на шесть лет за границу на полном пансионе, сохраняет верность родной культуре.

В том же году Репин безуспешно выставил «Садко» в Парижском салоне. Но соотечественники работу оценили. Картину купил будущий император Александр III, а художнику присвоили звание академика.

В эти дни в своей парижской мастерской Василий Поленов обсуждал с Васнецовым картину Репина. Учитель Репина Павел Чистяков прислал Поленову письмо, в котором просил передать ученику, что тот слишком сосредоточился на красоте подводного царства и совсем забыл о духе былины, который и должен задавать картине тон. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.

1 / 3

Витязь на распутье. Картина Виктора Васнецова. 1882 год© Wikimedia Commons

2 / 3

Черновые наброски к картине «Витязь на распутье» Виктора Васнецова. 70-е годы XIX века© Wikimedia Commons

3 / 3

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». 1899 год© Wikimedia Commons

 

Параллельно — с начала 1870-х — Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. В следующем году она появляется на VI передвижной выставке, затем Васнецов переписывает ее еще раз в 1879 году. Третья, окончательная версия «Витязя» появляется только в 1882-м, Васнецов пишет ее для мецената Саввы Мамонтова.

Илья Муромец в «Витязе» ― почти байронический герой. Настрой Васнецова можно проследить по тому, как меняется ракурс от первых набросков к финальной версии. В эскизах богатырь повернут к зрителю в три четверти, но с каждой версией отворачивается от него все сильнее, и в итоге мы видим только кончик носа и клочок бороды героя. «Витязь» 1882 года удивительно (и, скорее всего, неслучайно) напоминает картины немецкого романтика Каспара Давида Фридриха, который изображал своих героев спиной к зрителю и лицом к стихии, будь то бушующее море, лес или закатное небо. А перед Ильей Муромцем ― роковой камень. И даже распутья в буквальном смысле нет, только поросшее бурьяном поле и голые кости. В лучших традициях романтизма. Надпись на камне взята Васнецовым из текста былины. 

«На камне написано: „Как пряму ехати — живу не бывати: нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному“. Следуемые далее надписи: „Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти“ — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».

Виктор Васнецов. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 11 мая 1898 года

Конечно, символическое лишение витязя возможности жениться и разбогатеть ― еще один романтический симптом. Никакого распутья для русского богатыря нет: только вперед, на бой со смертью.

1 / 2

Богатыри. Картина Виктора Васнецова. 1881–1898 годы© Tretyakov Gallery / Bridgeman Images / Fotodom

2 / 2

Крестьянин Иван Петров. Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год© Wikimedia Foundation

В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Романтическая тоска тут остается разве что в пасмурном небе, сулящем трем богатырям опасные испытания. Сам же Илья Муромец становится воплощением жизненной силы и физической мощи и явно превосходит в этом и хмурого Добрыню Никитича по правую руку, и лукавого Алешу Поповича по левую. Неслучайно лицо Ильи Муромца Васнецов пишет с простого владимирского крестьянина Ивана Петрова. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.

В 1914 году Васнецов пишет Илью Муромца еще раз — и опять по-новому. Динамичный, напоминающий агитационный плакат «Богатырский скок» представляет богатыря не мощной живой глыбой, а ловким бравым воином, рвущимся в бой. Учитывая, когда написана картина, такая разительная перемена в образе легко объяснима.

Одновременно с «Богатырями» свою версию образа Ильи Муромца представляет Михаил Врубель. На контрасте с его приземистым, будто сделанным из камня и глины «мужичищем-деревенщиной» витязи Васнецова выглядят до предела реалистичными. Из картин же самого Врубеля «Богатырь» больше всего напоминает написанного в следующем году «Пана»: Илья Муромец такой же лесной, сказочный, курчавый, и даже цветовая гамма обеих картин создает впечатление, будто они принадлежат к одной серии работ, хотя это не так. При этом гиперболизация физической силы богатыря стала скорее недостатком картины Врубеля в глазах критиков:

«Лошадь у него больше в ширину, чем в длину».

Екатерина Ге о картине «Богатырь» Михаила Врубеля

1 / 3

Богатырский скок. Картина Виктора Васнецова. 1914 год© сlassical-painting.ru

2 / 3

Богатырь. Картина Михаила Врубеля. 1898 год© Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images / Fotobank

3 / 3

Пан. Картина Михаила Врубеля. 1899 год© Wikimedia Commons

В то же время сам Врубель совсем был не намерен смеяться над Ильей Муромцем:

«Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада».

Михаил Врубель. Из письма сестре

1 / 10

Чурило Плёнкович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

2 / 10

Святогор. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

3 / 10

Василий Буслаев. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

4 / 10

Добрыня Никитич. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

5 / 10

Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

6 / 10

Илья Муромец. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

7 / 10

Садко, богатый новгородский гость. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

8 / 10

Алеша Попович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

9 / 10

Микула Селянинович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

10 / 10

Вольга Всеславьевич. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год© Wikimedia Commons

Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин  Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей ― Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка заторможенным силачом. Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой ― фаюмские портреты  Фаюмские портреты — серия погребальных портретов в Римском Египте I–III веков.. Но в целом, говоря современным языком, русский эпос в интерпретации Рябушкина предстает русским фэнтези, где есть и богатырь-гном Микула Селянинович, и богатырь-эльф Алеша Попович, и царящий над миром маг Святогор.

Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками, и поэтому, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.

1 / 2

Пречудный богатырь Бова Королевич. Иллюстрация Ивана Билибина. 1911 год© Wikimedia Commons

2 / 2

Храбрый и славный и могучий витязь богатырь Бова Королевич. Лубочный лист из собрания Дмитрия Ровинского. 1881 год© The New York Public Library

Самой же оригинальной остается билибинская серия «Богатыри» 1902 года, где лубочные элементы соединяются с визуальным языком французских плакатов в духе ар-нуво. Главная отличительная черта богатырей Билибина ― минимум идеологии. 

1 / 7

Баян. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© gallery.facets.ru

2 / 7

Витязь. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© gallery.facets.ru

3 / 7

Вольга Святославович. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал

4 / 7

Садко. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© gallery.facets.ru

5 / 7

Микула Селянинович. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал

6 / 7

Соловей-разбойник. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал

7 / 7

Илья Муромец. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год© Русский музей: виртуальный филиал

Противоположный подход был у Николая Рериха. Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании древнерусской истории нужно идти еще глубже. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. С Рерихом все поменялось. Сам Рерих поначалу не обожествлял богатырей, хотя с юности писал проникновенные былины о возрождении святой Руси. Так, в 1909–1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Здесь на первом плане — все еще декоративная составляющая, как у Билибина. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.

Микула Селянинович и Вольга Всеславьевич. Камин по эскизу Михаила Врубеля. 1899 год © Игорь Кленовый / Wikimedia Commons

Но чем дальше Рерих углубляется в эзотерику, тем меньше его богатыри похожи на то, что делали предшественники. Ближе ко Второй мировой он снова увлекается былинными героями. Так появляются, к примеру, восточный мудрец Святогор в рассветных Гималаях и азиатская валькирия Настасья Микулична. Новые богатыри Рериха не просто древние защитники традиционных русских ценностей. Они существуют вне времени и ждут своего часа, чтобы восстать и продемонстрировать остальному миру святорусскую мощь. И за Рерихом эту тему подхватит советский художник Константин Васильев и другие поборники мистического русского возрождения во второй половине XX века. Кульминацией богатырской эзотерики Рериха можно назвать картину «Богатыри проснулись» 1940 года. И никто не объяснит, зачем в русской живописи появились богатыри, лучше, чем Рерих сделал это в статье «Великому народу русскому»:

«„Богатыри проснулись“ сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину „Как перевелись богатыри на Руси“, но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час. Вот народные богатыри город строят.

Илья Муромец встал. Добрыня побывал в Галиче. Микула зачал новую пашню. А Настасья Микулична многих перегнала. По поднебесью летает на страх злым. А зависти-то сколько за морями! За морями — земли великие. Только нам недосуг до них. Свою целину не объехать, свою скрыню не убрать».

Николай Рерих. Статья «Великому народу русскому», 24 июня 1940 года  

1 / 4

Святогор. Картина Николая Рериха. 1938 год© Государственный музей искусства народов Востока

2 / 4

Богатыри проснулись. Картина Николая Рериха. 1940 год© Культурный комплекс имени Н. К. и Е. И. Рерихов «Наследие Алтая» / uymon.ru

3 / 4

Победа (Змей Горыныч). Картина Николая Рериха. 1942 год© Культурный комплекс имени Н. К. и Е. И. Рерихов «Наследие Алтая» / uymon.ru

4 / 4

Настасья Микулична. Картина Николая Рериха. 1943 год© gallery.facets.ru

 

arzamas.academy

Богатыри (картина Васнецова) — википедия фото

Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»[3].

На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

«Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича —Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль ёлочки и сосенки — метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты»[4].

Появление идеи картины

В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так[5]:

Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.

«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он её карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.

Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.

Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нём было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.

Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова, поскольку был подарен Поленову. На нем стоит две даты — «75» и «1898 10 марта». Эти две даты объясняются так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезде, когда был в мастерской Поленова. Он стал дарить его другу, но Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину. Собственно итоговые «Богатыри» были закончены более чем двадцать лет спустя, 27 апреля 1898 года. И незадолго до этого, 10 марта, Васнецов преподнес Поленову эскиз, проставив сразу две даты — первую и последнюю, одной краской, одновременно. Причем 1875 год проставлен ошибочно — на самом деле, по архивным данным, Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года[6].

Натурщики

Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году[7][8]. Иван Петров был лишь одним из прообразов. "Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. «Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»[9].

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи[10] полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.

org-wikipediya.ru

Васнецов Богатыри, картина Богатыри Васнецова, Васнецов Три богатыря, Васнецов Богатыри описание.

  Васнецов Виктор Михайлович - известный русский художник, автор многих известных картин. Наиболее широко известны картины Васнецова «Богатыри» (1881—1898), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Алёнушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) и др. Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием. Подробнее. см. Википедия Васнецов, Виктор Михайлович.

Картина "Богатыри" Васнецова

  Картина “Богатыри” Васнецова создавалась им почти двадцать лет, начиная с 1981 года, труд художника над картиной был закончен только в 1989 году.

Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри. 1898г. Государственная Третьяковская галерея, МоскваПосле того, как Виктор Васнецов закончил картину, она в скором времени была выкуплена для галереи П. М. Третьякова. Картина “Богатыри” Васнецова исполнена на холсте и написана маслом, имеет в оригинале размеры 295,3х446 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, в городе Москва. История картины Васнецова “Богатыри” берет свои корни почти за десять лет до начала написания художником того произведения искусства, на которое мы можем смотреть в наши дни. Первые наброски картины “Богатыри” В.М. Васнецова были накиданы, где-то в 1871 – 1874 гг. Написал он его в мастерской лавке Поленова. В тот день в мастерской велись беседы о необычном репинском подводном царстве, когда, кто-то из присутствующих показал письмо господина Чистякова. В письме были слова, гласящие об одной былине, которые напомнили художнику Васнецову об одной старой мыслишке. После этого Виктор Васнецов карандашиком ее, а может быть и попавшимся под руку углем, зарисовал: могучую троицу богатырей и лохматых могучих коней. Впоследствии художнику перед глазами встали взгорья, богатыри, простор. Скорее всего, это был его старый, дивный сон детства или в детстве он видел настоящих, таких, как на его картине богатырей.

Васнецов. "Три богатыря"

  Часто путают название картины Васнецов Богатыри, называя её Васнецов Три богатыря. Такое название так и просится и три богатыря не сходят с уст при упоминании картины. Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина "Богатыри" стала визитной карточкой художника. Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Прообразом для великого Ильи Муромца стал обычный крестьянин Петров Иван из Владимирской губернии, который позднее был извозчиком в селе Большие Мытищи, которого в дальнейшем Васнецов и запечатлел в 1883 году на этюде. Добрыня Никитич в баснях всегда молод, но его почему–то руки художника изобразили его зрелым мужчиной с шикарной бородой. Историки и исследователи полагаю, что чертами лица и размером глаз Добрыня напоминает самого В. М. Васнецова. В современном обществе картина Васнецова “Богатыри” послужила появлению большого количества сценических образов и анекдотов.

Васнецов, "Богатыри". Описание

  Сам художник описывал картину так: “Великие богатыри всея Руси – Илья, Добрыня и Алеша Попович собрались в богатырский выезд” посмотреть Русь – матушку, не напал ли кто, не бьют ли кого! Самый сильный богатырь посередине на вороном коне сидит, а звать его Илья Муромец, на картине он изображен смотрящим вдаль, руку над глазами повесив, вдаль наблюдая, на этой же руке в области локтя висит нерушимая булатная палица, во второй он крепко держит копье. С левой стороны от него, на белом коне изображён Добрыня Никитич из русского рода купцов, в дорогих доспехах, верный товарищ, вынимает свой меч. Справа самый молодой богатырь русский Алеша Попович в руках его лук со стрелами стынет. Три великих русских богатыря стоят на широкой равнине под пасмурным небом, тревожным. Художник обозначил этим грозящую опасность.

Репродукция картины Васнецова "Богатыри"

  Заказать репродукции картин или ремейк с лицами ваших друзей и партнеров по бизнесу вы можете из любого города, позвонив нам по телефонам в Москве. Репродукция картины Васнецова "Богатыри" может быть любого размера в том числе оригинального. Техника исполнения на ваше усмотрение. К вашим услугам печать на холсте, фотомонтаж с заменой лиц и стилизацией в качестве АртФото. Пропись маслом в технике жекле. Или повтор маслом оригинала или ремейка с заменой лиц. Репродукция картины Васнецова "Богатыри" в виде ремейка с заменой лиц - оригинальный памятный подарок с добрым юмором.

www.fotokartina.com


Смотрите также