Боголюбов Алексей ПетровичКартины и биография. Боголюбов картины


Художник Алексей Петрович Боголюбов|Картины

художник Алексей Боголюбов картины – 01

Алексей Петрович Боголюбов известен любителям живописи, как великий русский художник, маринист, батальный маринист и пейзажист, автор большого количества литографий и гравюр, академик и профессор Императорской Академии художеств.

К моему великому сожалению информация о огромном количестве работ художника просто утрачена – я провел много часов у монитора собирая картины и ещё больше времени в попытках найти название этих картин. Не нынешние названия, а те, которые обозначил сам живописец. По этой причине я заранее прошу у вас прощения за то, что не все картины в моей галерее имеют названия. Я обязательно найду оригинальные «имена» и отредактирую галерею.

А теперь давайте вернемся к творчеству художника и его биографии.

Биография Алексея Петровича Боголюбова

Будущий художник родился в 1824 году, в Новгородской губернии, в селе Померанье. Алексей родился в семье отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (дочери писателя Радищева).

художник Алексей Боголюбов картины – 26В раннем детстве (в связи со скоропостижной кончиной отца), мальчик был отдан в Алексеевский кадетский корпус, а из кадетского корпуса переведен в Морской кадетский корпус (г. Петербург). По окончании корпуса, в звании мичмана, Алексей Петрович был распределен на военный флот.

Ещё будучи кадетом морского корпуса увлекся рисованием. Будучи мичманом флота постоянно и регулярно делал зарисовки и писал самые настоящие картины: море, страны, которые удалось увидеть, портреты сослуживцев.

В 1849 году корабль «Камчатка», в команде которого состоял мичман Боголюбов, отправился на Мадейру. На корабле находился герцог Максимилиан Лейхтенбергский, который увидел работы Алексея Петровича и порекомендовал мичману поступать в Академию художеств.

В 1850 году Боголюбов поступает в Академию художеств, получил несколько золотых медалей за свои студенческие работы, успешно закончил академию (1853 год) и был назначен художником Главного морского штаба. А как золотой медалист и выпускник, Боголюбов имел право на зарубежный пенсион за государственный счет.

Несколько лет художник трудился как живописец морского штаба, написал целую серию работ  о истории российского флота, прославился, как маринист и живописец-историограф, много путешествовал, участвовал в морских экспедициях в самые отдаленные уголки мира.

В 1860 году художник получил звание академика и профессора.

В 1873 году Боголюбов оставил службу и выехал за границу, поселился в Париже, а в России бывал наездами.

В 1897 году основал рисовальное училище и Художественный музей имени А.Н. Радищева в Саратове – этому музею художник и завещал все свои работы.

По инициативе Боголюбова в Париже было учреждено Общество взаимного вспомоществования русских художников.

Умер художник в Париже в октябре 1896 года, похоронен в Петербурге.

Вот что писал о художнике Федоров-Давыдов А.А.:

Сочетание в творчестве  Алексея Боголюбова двух направлений, одного, связанного с традициями Академии художеств, и другого — с реализмом и пленэром, заставляет сопоставить его творчество в какой-то мере с такой же двойственностью искусства В. Д. Поленова.

Картины художника Алексея Петровича Боголюбова

 

художник Алексей Боголюбов картины – 02

Нижегородская ярмарка (Колокольный ряд)

художник Алексей Боголюбов картины – 03

Возвращение в порт Трепор в полую воду. Франция, Нормандия

художник Алексей Боголюбов картины – 06

Атака турецкого парохода миноносной лодкой Шутка 16 июня 1877 года

художник Алексей Боголюбов картины – 15

Пассажирский пароход Император Николай у Черноморского побережья

художник Алексей Боголюбов картины – 24

Морской вид

художник Алексей Боголюбов картины – 04художник Алексей Боголюбов картины – 05художник Алексей Боголюбов картины – 07художник Алексей Боголюбов картины – 08художник Алексей Боголюбов картины – 09художник Алексей Боголюбов картины – 10художник Алексей Боголюбов картины – 11художник Алексей Боголюбов картины – 12художник Алексей Боголюбов картины – 13художник Алексей Боголюбов картины – 14художник Алексей Боголюбов картины – 16художник Алексей Боголюбов картины – 17художник Алексей Боголюбов картины – 18художник Алексей Боголюбов картины – 19художник Алексей Боголюбов картины – 20художник Алексей Боголюбов картины – 21художник Алексей Боголюбов картины – 22художник Алексей Боголюбов картины – 23художник Алексей Боголюбов картины – 25

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

Сохранить

Сохранить

09 Ноя 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: батальная живопись, марины и море, русская живопись 1917     56       Поделитесь записью

svistanet.com

Боголюбов Алексей Петрович Картины биография Bogolyubov Aleksey

Боголюбов Алексей Петрович русский живописец, художник—маринист. Родился в 1824 году в Новгородской губернии, воспитывался в Морском корпусе. Еще будучи кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1839 году начал службу во флоте. В 1849 году художник был в числе офицеров корабля "Камчатка", на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

Вход судна в гавань Сен-Валери Вход рыбачьего судна в бурю в гаваньСен-Валери в Ко, 1858, Русский музей Катание на Неве Катание на Неве, 1854,Третьяковская галерея Вид на Смольный монастырь Вид на Смольный монастырьс Большой Охты, 1851 Прибой у Сен-Мартини Прибой у мыса Сен-Мартини, 1854, Историко-художественный музей, Серпухов

Боголюбов последовал совету герцога и в 1850 году поступил в Академию художеств вольноопределяющимся учеником. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан профессору М.П. Воробьеву и Б.И. Виллевальде. За два вида Кронштадтской гавани и за картину "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году" молодой художник Алексей Боголюбов был пожалован высочайшими подарками от имени Его Императорского величества.

В 1852 году художник получил вторую золотую медаль за три картины: "Вид Смольного монастыря с Охты", "Бой брига "Меркурия" с двумя турецкими кораблями" (из турецкой войны 1828 года) и "Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона". Боголюбов окончил академию в 1863 с первой золотой медалью и тогда же по высочайшему повелению был назначен художником Главного морского штаба.

Затем, оставив морскую службу, Боголюбов в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изобэ и в течение двух лет учился у известного мариниста Андрея Ахенбаха. В том же 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем. По возвращении получил звание академика, а в 1860 году профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в особенности его "Синоп" и "Кермес в Амстердаме" (в настоящее время находится в Эрмитаже). В последующих годах Боголюбов много путешествовал с художественными целями по России.

Ипатьевский монастырь в Костроме Ипатьевский монастырь в Костроме,1861, Третьяковская галерея Золотой рог в Константинополе Золотой рог в Константинополе, 1864, Государственная Третьяковская галерея Лес в Веле Лес в Веле. Нормандия, 1871, Третьяковская галерея Летняя ночь на Неве Летняя ночь на Неве у взморья,1875, Третьяковская галерея Сражение при Гангуте Сражение при Гангуте27 июля 1714 года, 1877 Смольный монастырь Вид Смольного монастыряс Большой Охты, 1870-е

Император Александр II, оценив труды и талант Боголюбова, поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого; этими работами Боголюбов был занят в течение всего прошлого царствования. Последняя турецкая война в ее черноморских и дунайских подвигах точно так же отразились в творчестве нашего мариниста. Кроме этих трудов, Боголюбов по поручению гидрографического департамента морского министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном плавал по балтийским портам, по Финскому заливу и шхерам для исполнения атласа, изображал берега и промерил места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова. В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сетей и акварелей. Последние двадцать лет Боголюбов живет в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам, которое дает приют и возможность молодым русским художникам работать в общественной мастерской с натуры, без всяких личных затрат. 8 января 1891 года по почину членов этого общества был отпразднован пятидесятилетний юбилей А. П. Боголюбова, так как восьмого января 1841 года Боголюбов окончил морской кадетский корпус с чином мичмана флота. Необходимо также отметить устройство Боголюбовым в городе Саратове музея имени Радищева, которому художник приходится внуком.

Берег в Онфлере Берег в Онфлере. Знойный день,Художественный музей, Саратов Венеция ночью Венеция ночью, Тульский музейизобразительных искусств Лунная ночь Лунная ночь на море,1871, Русский музей Дорожка Экуэн Дорожка. Экуэн,Третьяковская галерея Зима в Париже Зима в Париже, Художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов Храм Христа Спасителя в Москве Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве, 1880, ГМИИ

Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов является одним из первых, талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими европейскими маринистами. Преимущество Боголюбова заключается в том, что он в совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского и Черного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива. Его более обширные композиции по части морских сражений также останутся в истории русского пейзажа; некоторые из них, как, например, морское сражение при Синопе, обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота. Эта галерея может считаться одной из очень редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство.

Лидо Венеция Лидо. Венеция, 1870-е, Музейискусств Татарстана, Казань Морской вид Морской вид,Ярославский художественный музей Трепор Нормандия Трепор. Нормандия,Третьяковская галерея Зима в Борисоглебске Зима в Борисоглебске, 1880-е

Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду, воздушную перспективу Боголюбов знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство. Он вместе с Лагорио, Айвазовским и другими значительно более молодыми маринистами — Беггровым, Судковским, Орловским, Васильевым — являются главнейшими и, можно сказать, единственными представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, посредственно или непосредственно, являются его учениками. Боголюбов Алексей Петрович умер в Париже в 1896 году. Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

smallbay.ru

Живопись Алексея Петровича Боголюбова. - ru_art links

Лондон. Аукцион Sotheby's.

Живопись Алексея Боголюбова.

28 ноября, Лондон, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".

И. Е. Репин. Портрет Боголюбова. 1876

28 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будет выставлена на продажу картина русского художника , Алексея Петровича Боголюбова.

Лот № 10 "THE ROSTRAL COLUMN NEAR THE STOCK EXCHANGE, ST PETERSBURG". Оценка 500000 - 700000 GBP.

www.sothebys.com

Жизнь и творчество моряка-художника

Биография и творчество Алексея Петровича Боголюбова (1824 — 1896)А.П. Боголюбов, внук А.Н. Радищева, вначале был морским офицером. В чине лейтенанта он служил на фрегате "Камчатка", на котором в 1847 году отправились на остров Мадейру Карл Брюллов и Максимилиан Лейхтенбергский, президент Академии художеств. Будущий художник последовал совету президента Академии и оставил военную службу, чтобы поступить в Академию художеств.

Вид на Смольный монастырь с Большой Охты. 1851

Вид Смольного монастыря с Большой Охты. 1851

Вид Ревеля. 1852

По окончании Академии за пейзаж "Вид Ревеля" и "Вид Санкт-Петербурга от взморья" А.П. Боголюбов получает Большую Золотую медаль. В 1854 году Боголюбов отправлен за границу, в Италию, но решил остановиться в Дюссельдорфе, где поступил учеником в мастерскую А. Ахенбаха. Затем посетил Берлин, Дрезден и Антверпен.

Берег моря (Сорренто). 1850-е

Вид Неаполя. Италия. 1851

Порт Гавр. 1852

Город на реке. Амстердам. 1870-е

Долина Рейна около Рагаца. 1856

В Риме Боголюбов встречается с русскими художниками, знакомится с Александром Ивановым. Иванов одобрил его произведения, но посоветовал больше заниматься рисунком. "Молодежь ошибочно думает, - говорил Иванов, - что кисть есть все, - нет, она только тогда совершенна, когда ею художник и пишет и рисует"

Рим. 1857

Пиза. Вид на баптистерий и собор. 1863

Сорренто. Италия. 1855-1856

В 1856 году Боголюбов едет на Дунай и Черное море и создает ряд произведений ("Синоп", 1856, Гос.художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов), этюды для картин на темы русско-турецкой войны.

Синоп. Турция. 1856

Синопский бой 18 ноября 1853 года. 1860

Синоп

Афонское сражение 19 июня 1807 года. 1853

Бой 44-пушечного фрегата Флора с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. 1854

Бой пароходофрегата Владимир с турецко-египетским военным пароходом Перваз-Бахри 5 ноября 1853 года. 1850-е

Через год, в 1857 году Боголюбов отправляется в Париж, где поступает в школу исторического живописца Кутюра, знакомится с Энгром, сближается с Коро и художниками барбизонской школы - Добиньи, Руссо, Тройоном.

Венеция ночью. 1850-е

Венеция. 1851

Вид Венеции. Дворец дожей. 1860

В 1860 году художник вернулся в Петербург и устроил выставку своих произведений в залах Академии, присудившей ему звание профессора.В 1861 году он вместе с братом совершает поездку по Волге от Твери до Астрахани; в следующем году поездка повторяется; в 1869 году художник еще раз едет на Волгу, пораженный ее величественной красотой.

Вид на Казань. 1861

Вид на Нижний Новгород с Волги

Вид Нижнего Новгорода. 1878

Зима в Борисоглебске

Казань. 1861

Столбичи на Волге. 1861

В 1872 году Боголюбов исполнил большую картину "Устье Невы" (ГТГ), изумившую всех новизной в передаче воздушной среды, серебристым колоритом и реализмом. Картина была приобретена П.М. Третьяковым.

Устье Невы. 1872

С 1873 года художник поселился во Франции. В 70-е годы им созданы картины "Вёль", "Прачки в Этрета", "Утро", "Мельница в Вёле" и другие.

Вёль. Прибой у дамбы. 1874

Вель. 1874

Мельница в Веле

Мельница в Веле

Прачки в Этрета. Утро. 1874

Прачки в Виши. Франция. 1870

Прачки в Нанте. 1876

Прачки во Франценсбаде. 1873

Утро в Трепоре. 1876

Каждый год на лето художник приезжает в Россию и неустанно работает с натуры, живя в Москве и ее окрестностях (Звенигород), в Санкт-Петербурге и Поволжье.

Аблязово. Радищевская усадьба. Овраг. 1887

Голицинская больница в Москве. 1879

Дача А.П.Боголюбова и Н.П.Нечаевой. 1877

Имение Боголюбова. 1877

Москва. 1880-е

Москва. 1887

Москва. Андреевская слобода. 1883

Москва-река у Звенигорода. 1880-е

Москва-река у Звенигорода. 1880-е

Боголюбов пожертвовал городу Саратову ценное собрание картин (русских и иностранных художников), назвав музей именем своего деда А.Н. Радищева. Много сил он отдал организации при музее рисовальной школы, открывшейся в 1897 году, через три месяца после его смерти.

Вид Саратова с Соколовой горы. 1887-1888

Текст частично из книги «История русского искусства. Искусство второй половины XIX века», под редакцией М.Г. Неклюдовой, М. «Изобразительное искусство», 1980.

art-links.livejournal.com

Художник-маринист Боголюбов Алексей Петрович

Музейная жизнь России до революции 1890-х годов  была сосредоточена в основном в двух столицах  - Москве и Санкт-Петербурге и в основном музеи были частными и почти недоступными для посещения широкой публикой. 29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие первого в России провинциального художественного музея в городе Саратове, музей получил имя А. Н. Радищева. 30 июня музей был открыт  для бесплатного посещения всеми желающими.  Основал Саратовский художественный музей художник-подвижник Алексей Петрович Боголюбов.

После открытия этого музея  по всей России прошла волна организации художественных музеев - подобные музеи возникают в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и других городах России. Само же наследие художника очень интересно: он писал пейзажи, море, города, отдавая много сил на развитие русской художественной школы. 

 

Боголюбов А.П. Афонское сражение 19 июня 1807 года. 1853  (Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург)   

 

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье,  Новгородской губернии. Мальчик был вторым сыном в семье полковника Петра Гавриловича Боголюбова и воспитанницы Смольного института Фёклы Александровны, дочери писателя А.Н.Радищева. Участник Отечественной войны 1812 года, Петр Гаврилович умер от последствий ранений, когда старшему сыну, Николаю, было девять лет, Алексею шесть. Как сироты заслуженного человека мальчики были приняты в Санкт-Петербургский Пажеский корпус. Затем были морская рота Александровского Царскосельского корпуса, Морской кадетский корпус… Встреча лейтенанта Алексея Боголюбова с президентом Академии художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергским решила судьбу юноши - моряк решил стать художником. 

Боголюбов А.П. Синопский бой 18 ноября 1853 года. 1860 (Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург)   

 

Боголюбов А.П. Русская эскадра в пути. 1863 год. 1880-е  (Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург)  

 

Боголюбов А.П. Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фетхи-Бутленд в Черном море 11 июля 1877 года. (Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург)  

 

 Боголюбов А.П. Фрегат Паллада 1847 года. 1847 (Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург)  

 

Не оставляя службы морского офицера, Боголюбов  стал учеником Академии художеств,  брал уроки у профессоров М.Н.Воробьева, Б.П.Виллевальде, А.П.Брюллова, Ф.А.Бруни. Но наибольшее влияние оказал на него И. К. Айвазовский.  В 1853 году Совет Академии художеств удостоил Боголюбова большой золотой медали, звания художника 1-й степени и трехлетней поездки в художественные центры Европы для совершенствования за счет Академии. Уволившись из флота, Боголюбов в чине титулярного советника в звании художника был причислен к Главному Морскому штабу. В 1854-60 годы художник ездит по Европе. В Риме знакомится с А. А. Ивановым, который хвалит его работы, в Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у А. Ахенбаха. В Париже восхищается барбизонцами. В мастерской Боголюбова любил бывать К. Коро. Ш.-Ф. Добиньи обменивался с русским художником этюдами. 

   Боголюбов А.П. Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года. 1866  (Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург)  

 

Боголюбов А.П.  Ревельский бой 2 мая 1790 года. 1860-е (Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург)  

 

Боголюбов А.П. Фрегат Разбойник

 

Боголюбов А.П. Потопление турецкого монитора Сейфи на Дунае 14 мая 1877 года. 1877–1878 (Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург) 

 

На Всемирной Парижской выставке Боголюбов исполнял обязанности комиссара русского художественного отдела и, по просьбе великого князя Владимира Александровича, члена жюри. И деятельность Боголюбова по организации выставки, и участие его как экспонента, несмотря на отказ на соискание наград, были высоко оценены - офицерским знаком Почетного легиона и академическим призом "Пальма прима".

 

Боголюбов А.П. Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке. 1866

 

Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов, Боголюбов показал свои работы на выставке в Академии художеств и получил звание профессора и особую благодарность. В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге.  Он пишет пейзажи, передает определенное освещение, состояние дня.  По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. Условия заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки и передаче исторических подробностей. 

 

Боголюбов А.П. Венеция. 1851 (Одесский художественный музей, Одесса) 

  Боголюбов А.П. Венеция. 1872   (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов)  

 

С 1873 г. и до самой смерти Боголюбов из-за плохого здоровья по совету докторов зимние месяцы проводит во Франции. Здесь он много рисует и одновременно ведет общественную жизнь. Алексей Петрович сумел сделать свой парижский дом культурным центром. Вокруг Боголюбова собирались русские художники и вообще русские, жившие в Париже, близкие к искусству. В его просторной мастерской на рю де Рома, 95, каждый находил то, в чем нуждался, - добрый совет, материальную поддержку, временный кров, общение с художниками, писателями, актерами и музыкантами. Очень популярными были  зародившиеся в 1874 году "боголюбовские вторники", на которых бывали И.С.Тургенев, А.К.Толстой, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, К.А.Савицкий, Н.Д.Дмитриев-Оренбург­ский,  А.А.Харламов, французские художники Ж.-П.Лоранс, Ж.-Л.Жером.  

 

Боголюбов А.П. Вид Сорренто. 1856  (Частное собрание) 

 

Боголюбов А.П. Неаполитанский залив.  (Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала)   

 

 Боголюбов А.П. Рим. 1857 (Частное собрание)  

 

Боголюбов А.П. Вид на Смольный монастырь с Большой Охты. 1851 (Государственная Третьяковская галерея, Москва)  

 

Боголюбов активно содействовал постройке в Париже православного храма Александра Невского. Возведение собора осуществлялось под руководством друга Боголюбова, архитектора И.В.Штрома, по проекту которого в 1885 году выстроен Радищевский музей в Саратове. Интерьер собора расписывали по рекомендации Боголюбова пенсионеры Академии художеств братья Е.С. и П.С. Сорокины и Ф.А.Бронников. Боголюбов подарил собору две свои картины. В этом соборе отпевали И.С.Тургенева.   

 

Боголюбов А.П. Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. 1880  (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - Отдел личных коллекций)   

 

Боголюбов А.П. Иллюминация Кремля. 1883 (Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Омск)  

 

 Боголюбов А.П. Крестный ход в Ярославле. 1863  (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов)

 

В 1885 году А.П. Боголюбов создал в Саратове на основе собственного собрания первый в России провинциальный художественный музей и дал ему имя своего деда А.Н. Радищева. Позже при музее открылась рисовальная школа. Музею и школе Боголюбов завещал все состояние, "дабы возвысить образовательное дело юношества".мер художник в Париже, но тело его привезли в Россию и похоронили в Петербурге. 

 

Боголюбов А.П. Нижний Новгород. Нижний базар (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)  

 

Боголюбов А.П. Петербург при заходе солнца.  (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)     

Боголюбов А.П. Храм Василия Блаженного (Частное собрание)   

 

Боголюбов А.П. Трепор. Нормандия.  (Государственная Третьяковская галерея, Москва)  

 

Боголюбов А.П. Константинополь. 1860-е  (Частное собрание) 

 

Боголюбов А.П. Закат на берегу моря. (Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко, Херсон)   

 

О жизни художника можно прочесть в его книге: А.П.Боголюбов "Записки моряка-художника" . Книга читается легко, написана интересно и очень живо. Все картины, представленные в материале, кликабельны и увеличиваются до большего размера.

(С) Leonsija

subscribe.ru

Алексей Петрович Боголюбов

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ БОГОЛЮБОВ

И. Е. Репин. Портрет Боголюбова, 1876 год.Алексей Петрович Боголюбов (16 [28] марта1824, село Померанье, Новгородская губерния — 27 октября 1896, Париж) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины.

Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 [28] марта1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны  Радищевой (1795—1845).

Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала  Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами  Кронштадтской  гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

А. П. Боголюбов «Вид Смольного монастыря с Охты»

Москва. Середина июня 1882 года. И. Е. Репин создает пор­трет удивительного человека, своего старшего друга А. П. Боголюбо­ва. Алексей Петрович был болен, Репин приехал его навестить и на­писал маститого художника в один сеанс - за три часа заду­шевной беседы. Происходило это в доме Боголюбова, который и поныне стоит на Сущевской улице, № 14.

А. П. Боголюбов. Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года. 1875–1877

За долгую, более чем полувеко­вую жизнь в искусстве, создав несколько тысяч произведений в живописи и графике, Боголюбов прошел своеобразный путь раз­вития. Дарование его проявилось очень рано («...я был маляром чуть ли не с четырехлетнего воз­раста»,— вспоминал он) и быстро развивалось, поощряемое и в се­мье, и в Морском кадетском кор­пусе, где он получил образование и где рисованию обучали весьма серьезно.

А. П. Боголюбов. Италия Палермо

С восьми лет его готовили к морской службе. Верно, ждала его завидная карьера морского офицера («В 12 лет я в совершен­стве знал все морские мелочи»,— писал Боголюбов). Но им владела непреодолимая любовь к художе­ству. Он постоянно что-то зачер­чивал в альбом, бегал в порт ри­совать корабли, сочинял картины. В 17 лет мичман Боголюбов на­писал первую дошедшую до нас морскую баталию: «Бой люгера «Широкий» с греческим шестидесятипушечным корветом «Спе­ция» в Монастырской бухте (о. Парос)». Появились покупате­ли, заказчики. К. Брюллов, И. Айвазовский, скульптор П. Клодт и президент Петербургской Акаде­мии художеств герцог М. Лейхтенбергский одобрительно отнеслись к таланту молодого моряка.

А. П. Боголюбов. Турция Мечеть в Константинополе

В 1851 году, не оставляя служ­бы, Боголюбов начинает зани­маться в Академии художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева и ба­талиста Б. П. Виллевальде. За три года упорной работы он столь преуспел в постижении академиче­ской науки, что получил все поощ­рительные награды — серебряную медаль за картину «Китобои», Ма­лую золотую за «Вид Смольного монастыря с Большой Охты». А при окончании Академии в 1853 го­ду - Большую золотую медаль и звание художника I степени за три вида Ревеля и «Вид Петербур­га с взморья в лунную ночь».

Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником Главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.

А. П. Боголюбов. Синоп. Турция. 1856

Итак, моряк стал художником. Снискав большие успехи в искус­стве, он получает отставку, несмо­тря на то, что уже шла Крымская война. Царь Николай I заказыва­ет Боголюбову серию из семи кар­тин на темы славных побед рус­ского флота на Черном море. Баталии были исполнены во вре­мя заграничной командировки - пенсионерства, как тогда говори­ли, на которое давала право зо­лотая медаль.

А. П. Боголюбов. Нормандский город. 1879 год.

За границей Боголюбов провел без малого шесть лет, побывав в Турции, на Мальте, изъездил всю Европу. Удивительно, природу Италии он не полюбил, только Венеция покорила его своим жем­чужным воздухом. Всю жизнь потом он писал и рисовал этот город с его каналами и архитек­турой. В Италии же серьезней­шим образом изучал наследие русского пейзажиста Сильвестра Щедрина, писал картины на щед­ринских местах. В Риме познако­мился и с Александром Ивано­вым, гениальные пейзажные этю­ды которого не были еще извест­ны в России.

А.П.Боголюбов. Италия. Венеция ночью. 1850-е

Во Франции он сдружился с ве­ликим пейзажистом К. Коро, барбизонцами Ш. Ф. Добиньи, Т. Рус­со. Прошел хорошую двухлетнюю школу у Андрея Ахенбаха, лидера дюссельдорфских пейзажистов-реалистов. Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки.

Можно сказать — потрудился на славу - в полном смысле этого слова: вернувшись в конце 1860 года в Петербург, привез 30 картин, более двухсот живописных этюдов и несчетное количество рисунков. По возвращении получил звание академика, а в 1860 году— профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Многие вещи приобретены любителями. Свою лучшую картину «Ярмарка в Ам­стердаме» художник преподнес царю. Александр II щедро распла­тился за крымские баталии и за­казал новую серию полотен на темы петровских морских побед на Балтике и Каспии, поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого. Газеты и журналы наперебой трубили хва­лу. Даже спустя двадцать лет И. Н. Крамской, непререкаемый тогда авторитет, вспоминал, что, вернувшись после пенсионерства, Боголюбов

«...сразу стал тем Бо­голюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа... Это бы­ло положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными евро­пейскими мастерами».

Вот так уже в начале творче­ского пути современники оцени­вали роль Боголюбова в разви­тии русского искусства. Но сле­дует отметить, что реалистиче­ские достижения у художника тогда отчетливо проявились в ри­сунке и живописных этюдах, а в картинах царила эстетика роман­тизма, правда, в чисто боголюбовском варианте: в основу карти­ны он закладывал живое наблю­дение и изученный на натуре ро­мантический эффект, сюжетно усложненный, воплощал на хол­сте. На картине «Вход рыбачьего судна в гавань Сен-Валери в Ко. Франция» - буря в Атлантиче­ском океане у берегов Норман­дии - все сурово, драматично, в предельном напряжении. Кипя­щие волны отбрасывают барку под напруженными парусами от при­чала. Люди из последних сил тросом притягивают ее к пирсу. В небе тяжелая туча наплывает на прозрачные облака. Свет зло­веще озаряет паруса барки и вол­ны вокруг. Романтизм оказался естественным в картинах морских баталий. Сражение - уже само по себе необычное явление, а если это бой парусных кораблей, гиган­тов, красавцев времен Крымской и петровских войн, то и подавно. Во главе полотен Крымской се­рии — «Синопский бой 18 ноября 1853 года». Петровский цикл со­здавался около двадцати лет и, естественно, не был стилистиче­ски цельным.

Романтическая направленность шестидесятых годов в семидесятые уступила место более трезвому историзму. Пример тому две картины эпизоды Гангутского сражения 27 июля 1714 года.

При всех достоинствах боголюбовских батальных полотен выде­ляется одно -эскиз к картине «Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года». Это первое морское сражение парусных кораблей, до того флот был галерный. Эскиз писался в порыве творческого вдохновения художника и моря­ка-профессионала, когда знания преображаются в видение, а жи­вопись в гармоническом потоке цвета, пластическом сочетании красок дает жизнь предметам в пространстве, свето-воздушной среде.

Как морской баталист, Бого­любов - явление в отечествен­ном искусстве, непревзойденный историограф русского флота. На его картинах специалисты изу­чали и изучают морскую историю. Большинство его батальных про­изведений, а их около ста, было собрано в Русской галерее Эрми­тажа. В наше время основные коллекции находятся в Централь­ном военно-морском музее и Выс­шем военно-морском училище име­ни М. В. Фрунзе (бывший Мор­ской кадетский корпус). Отдель­ные картины - в Русском музее и Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева.

Возвратившись из Европы, Боголюбов обнаружил, что совсем не знает своего Отечества, не ви­дел ни Москвы, ни Волги. И ре­шает восполнить упущенное. Вмае следующего года он уже плы­вет от Твери до Астрахани и далее по западному берегу Каспия.

В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях». В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивом некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.

В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу, и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов.

Затем еще три путеше­ствия в 1863, 1866 и 1869 годах. Одно начиналось с Петербурга на север к Петрозаводску и через каналы Мариинской системы в Волгу, на Дон, в Черное море, Крым с возвращением через Ук­раину и Центральную Россию в Москву. Во множестве произве­дений воспел он Родину, великую русскую реку, ее берега, города, самобытные суда -  ладьи, баржи, красочные расшивы, мокшаны, огромные коноводки. Как во­сторженно говорил он о Волге:

«Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулевские горы, я подумал - ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными во­ротами и, наконец, Саксонская Швейцария, какая это мелочь и сколько этого добра стоит на Вол­ге, и никто не кричит о нем. На­станет время, и нас узнают!»

А о Москве вспоминал:

«Не думал я никогда, чтоб этот православный город так на меня подействовал! Щетинистый Кремль с его баш­нями, Василий Блаженный, собо­ры, скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскво­речье! Все это было так чудно, так оригинально!»

Москва вошла в его душу. Ка­жется, он переписал и перерисо­вал ее всю - широкие раздоль­ные панорамы с Воробьевых гор и других возвышенностей, Кремль с монастырями, площадями, соборами — изнутри, виды его с Ка­менного моста, Софийской набе­режной, иллюминированный Кремль в пасхальную ночь; па­норамы из Кремля — особенно на Замоскворечье, храм Христа Спа­сителя, золоченая глава которого виднелась за 60 верст; Москва-река со слободами по берегам - Андреевской, Хамовнической, Воронцовым, Девичьим и Бабьим полями.

В 1878  году художник  пишет интереснейшую картину «Вид Москвы от дома Г. И. Хлудова» (ме­сто на взгорке над Яузой невда­леке от Курского вокзала). По­лотно это - историческое свиде­тельство. Передний план - бога­тый усадебный ухоженный сад с розариями и вазонами. Мрамор­ные львы охраняют широкий пан­дус, поднимающийся направо вверх к дому. Но за деревьями дома не видно, а выше — кирпич­ные корпуса и здание управления сахаро-рафинадного завода, цер­ковка Покрова Богородицы в Гру­зинском переулке. За парапетом, над обрывом к Яузе, в утренней голубой дымке Москва - пано­рама от Кремля и храма Спаса к Замоскворечью до излуки Яузы в Таганской части. Прозрачными свечками ушли в небо церковь Воскресения в Кадашах и коло­кольня церкви Черниговских Чу­дотворцев, гордый храм Климен­та, папы римского; далее храм Никиты Великомученика на Швивой горке и величественное клас­сической архитектуры здание Яуз­ской больницы.

Занимали Боголюбова вопросы гармонии бытия, соседствующие в жизни праздники и обыденность, величие и суетность. Как он их решал - видно на карти­нах «Москва. Волхонка», «Двух­сотлетний юбилей Петра Великого на Неве». 30 мая 1872 года в Рос­сии торжественно отмечали 200 лет со дня рождения Петра I. Бо­голюбову и его другу К. Ф. Гуну понравился праздник в Петербур­ге, гуляние на Сенатской площа­ди у «Медного всадника» с ка­танием по Неве на катерах, и они написали большую картину. Гун — людей, а Боголюбов — все осталь­ное. И так у них ладно получи­лось, что изобразили и себя, ри­сующими на фоне памятника.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.

А. Боголюбов мастер сюжетной композиционной картины. Живописное искусство его было изощреннейшим. Этюды с нату­ры — это тоже картины-миниатю­ры, сложные по композиции и за­конченные по живописи. В подав­ляющем большинстве они испол­нены лирического любования при­родой во всех ее проявлениях. Сам Боголюбов ценил свои этю­ды больше картин. Очень мало продавал, дарил только близким людям. Первым начал показы­вать этюды на выставках, как и рисунки, узаконив их эстетиче­скую ценность. Ему это было лег­ко - он блестяще владел техни­кой графики. Пример тому аква­рель «Венеция».

В силу открытости своей нату­ры Боголюбов легко делился с товарищами-художниками тайна­ми мастерства. По всей вероятно­сти, замечательный этюд «Вёль», исполненный в 1874 году, был учебным пособием для молодых пенсионеров Поленова, Репина, Савицкого. Первоначально он на­зывался «Русские художники на этюдах в Вёле». Эта деревушка во французской Нормандии на­поминала Боголюбову родную природу, по которой он очень скучал.

В 1872 году художник сильно заболел, и врачи настоятельно рекомендовали мягкий климат, пугая суровой русской зимой. Бо­голюбов обосновался в Париже, лишь два-три летних месяца про­водя на родине. Но свой париж­ский дом превратил в малую Россию, где собирались русские художники, музыканты, писатели. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. Не пропускал Боголюбовские вторники И. С. Тургенев. Позже Боголюбов создал Общество рус­ских художников в Париже, был избран его председателем, а сек­ретарем - Тургенев. В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.

Из Парижа он хлопотал и добился возмож­ности открыть в российской про­винции, в Саратове, художествен­ный музей как памятник своему деду, вольнодумцу А. Н. Радище­ву. Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.При музее организовал худо­жественную школу. Все состояние, собранную неустанным трудом художественную коллекцию от­дал музею и школе. Был он оди­нок, рано лишился жены и сына и считал долгом жить «на поль­зу Родине, родному художеству, воспитанию юношества». Много нужных и добрых дел за А. Бого­любовым. К его заслугам можно отнести воспитание таких круп­ных русских художников, как А. Беггров, И. Похитонов, В. Ор­ловский, В. Поленов. Блистатель­ные живописцы следующих поко­лений В. Борисов-Мусатов, К. Пет-ров-Водкин, П. Кузнецов, скульп­тор А. Матвее выросли в Боголюбовской школе, на первоклассных образцах искусства, собранных в Саратовском Радищевском му­зее.

Могила Боголюбова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции, был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т.н. «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.

В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.

Н. ОГАРЕВА

 

shedevrs.ru

Маринист Алексей Боголюбов: vakin

Алексей Петрович Боголюбов (16 марта 1824, село Померанье, Новгородская губерния, Российская империя — 27 октября 1896, Париж, Франция) — русский художник-маринист.

Внук писателя А.Н.Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 (28) марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795-1845).

Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончив в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.

Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки (см. Записки Качалова - Качалов Николай Александрович).

По возвращении получил звание академика, а в 1860 году — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.

По поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов плавал по Финскому заливу и шхерам, изображая берега и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.

Был основателем рисовального училища в 1897 году и Художественного музея имени А. Н. Радищева 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.

Источник - Википедия

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com


Смотрите также