Как «исландский эльф» стал мировой поп-дивой? Ко дню рождения Бьорк. Бьорк картины


Художественные жесты Бьорк — Wonderzine

Новый альбом Бьорк был запланирован на март. Однако, стоило появиться этой новости, как кто-то тут же слил его в сеть на два месяца раньше. Певица поступила самым разумным образом: спокойно отреагировав на произошедшее, выложила его на iTunes спустя 24 часа после недоразумения. «Vulnicura» — это не просто очередное выдуманное слово, а игра певицы с латинскими корнями, вместе условно обозначающими «заживление ран». Воcьмая пластинка стала для нее самой личной и печальной — она посвящена ее разрыву с мужем и современным художником Мэтью Барни, а на обложке Бьорк позирует с символической зияющей раной на груди. Мы решили вспомнить, как Бьорк заступала на территорию современного искусства на протяжении своей карьеры и с какими художниками из разных сфер сотрудничала — от Ларса фон Триера и Криса Каннингема до Александра Маккуина и Нобуёси Араки.

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 1.

дарья татаркова

 

«Танцующая в темноте»

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 2.

Ларс фон Триер поначалу предложил Бьорк лишь написать саундтрек к фильму его трилогии «Золотое сердце» — «Танцующей в темноте». Музыкальный фильм про полуслепую иммигрантку Сельму, пытающуюся оградить сына от потери зрения, нуждался в идеальном музыкальном сопровождении, так что Бьорк согласилась и сочинила цикл «Selmasongs». Однако режиссеру удалось уговорить певицу сыграть в фильме главную роль, мотивируя это тем, что только автор музыки сможет убедительно изобразить героиню, спасающуюся от реальности в мюзикле-фантазии. Бьорк настолько тяжело было переживать судьбу своей героини, что фильм вполне мог стать ее последней работой в кино. За эту роль Бьорк получила золотую пальмовую ветвь в Каннах как лучшая актриса, а за песню «I’ve Seen It All» она была номинирована на «Оскар», где появилась в знаменитом платье-лебеде.

 

 

Мода как высказывание

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 3.

Платье-лебедь Бьорк на оскаровской красной дорожке вызвало тогда волну недоумения. Сейчас оно воспринимается как предмет, выполненный с куда большим вкусом и подтекстом, чем многие эпатажные наряды звезд, однако «Оскар-2001» явно не был к нему готов. Бьорк клеймили «провинциалкой» и «наихудше одетой звездой», а Джоан Риверс заявила, что «этой девочке место в дурдоме». Бьорк прекрасно понимала, на что идет, но как всегда просто сделала то, что ей нравится, — она очень любит лебедей и посчитала символ фертильности очень уместным в Голливуде. Узколобая реакция изжила себя, а платье не раз копировали, правда, с каким подтекстом — еще вопрос. Лебедя придумал и сделал всего в двух экземплярах македонский дизайнер Марьян Пежоски — будущий основатель культовой марки Kokon To Zai. Певица надевала его не только на премию, но и для обложки «Vespertine», а также шоу в рамках тура с этим альбомом.

 

 

Визуализация музыки

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 4.

Первым видео, над которым Бьорк работала c клипмейкером и режиссером Мишелем Гондри, был «Human Behaviour», двое странных тогда нашли друг друга и с тех пор не расстаются. Гондри стал для Бьорк своего рода соавтором: для нее он снимет, к примеру, «Bachelorette» и «Declare Independence». Бьорк работала и с другими именитыми режиссерами, например, Спайком Джонзом, который даже сделал ей клип про любовь с котиком. Визуальная составляющая всегда была для нее такой же важной, как и музыка: одно должно гармонично перетекать в другое, а протяжные и неровные композиции находили отклик в рваной съемке и неожиданных образах. Бьорк постоянно экспериментирует, прокручивая реальность в блендере, неудивительно, что ее самый известный клип на манифест про любовь — это два чувственных андроида в кадре, которых придумал один из популярных видеохудожников Крис Каннингем.

 

 

Переосмысление себя

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 5.

Бьорк всегда выглядела «странной», однако далеко не сразу она отдалась во власть неудержимой игры с образами. Первые два альбома визуально были сдержанными: да, клипы были оригинальными, но сама певица выглядела конвенционально и невинно. В 1996-м она окончательно уезжает из Лондона, где сумасшедший фанат попытался изуродовать ее бомбой с кислотой а затем вышиб себе мозги, записав это на камеру. Травмированная инцидентом, Бьорк пытается пережить этот момент через творчество — так появится ее третий альбом «Homogenic», в котором она осмысляет и неудавшиеся отношения, и любовь к родной земле, и еще миллион противоречивых эмоций. Кардинально отличавшийся по звуку, своим имиджем он обязан Александру Маккуину, который придумал канонический воинственно-азиатский образ для Бьорк. Маккуин сильно повлиял на визуальную сторону ее творчества, а на его похоронах Бьорк в платье дизайнера исполнила версию «Gloomy Sunday».

 

 

Книга «Björk»

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 6.

Во время выхода «Vespertine» Бьорк также публикует книгу — фотоальбом, подготовленный вместе с M/M Paris. В нем певица пытается показать свой взгляд на творческий процесс изнутри, собирая под одной обложкой разрозненные фотографии, обрывки текстов и даже ее интервью с культовым британским телеведущим и натуралистом Дэвидом Аттенборо. Бьорк также попросила каждого из своих коллабораторов заполнить по четыре страницы, чтобы доказать простую вещь: никто не существует сам по себе, а за успешной Бьорк стоит работа не одного десятка людей. По сути тонко собранный скрапбук певицы вторит работе над текстами песен альбома, которые певица, как из кусочков, собирала на основе работ Эдварда Каммингса, Хармони Корина и Сары Кейн.

 

 

Песня мира

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 7.

Пятый сольный альбом должен был целиком строиться на вокале. Хотя первоначальная задумка и не реализовалась в полной мере, на пластинке уникальным образом использованы голоса людей, в том числе и вместо некоторых инструментов. Для записи она, в частности, привлекла Танью Тагак — певицу-инуитку и мастера горлового пения, а также нескольких битбоксеров и включила хоровое пение. Трек «Oceania» с альбома, написанный специально к случаю, открывал летние Олимпийские игры в 2004 году. Во время представления платье певицы медленно разворачивалось, открывая огромную карту мира почти в тысячу квадратных метров и укрывая шлейфом атлетов.

 

 

Нагота

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 8.

Певица всегда комфортно чувствовала себя в своем теле — такой вывод можно сделать, в частности, по ее японским коллаборациям. Это был лишь вопрос времени: японское искусство и Бьорк обязательно бы нашли друг друга. Итогом ее работы с японскими художниками стало два проекта: клип Эйко Исиоки на песню «Cocoon» и серия фотографий Араки. Видео не показывали на MTV из-за обнаженного тела Бьорк, хотя на самом деле на ней был максимально облегающий тело костюм. Японский мастер эротической фотографии сделал для певицы обложку и вкладыш для сборника ремиксов «Telegram» — там всё куда более чинно, но всё еще чувствуется почерк фотографа, в других своих работах совершенно не знающего стеснения.

 

 

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 9.

Теперь уже бывший муж певицы Мэтью Барни — художник с не менее ярким и неординарным мышлением, чем сама Бьорк, так что неудивительно, что они так долго были вместе. Барни — один из самых ярких представителей современного искусства, использующий самые разные медиа в своей работе. В 2005-м Мэтью попросил жену поучаствовать в проекте «Drawing Restraint 9» из цикла работ о преодолении и перерождении. Это был второй случай в жизни Бьорк, когда она записывала саундтрек и снималась в фильме. Бьорк с мужем исполнили главные роли в фильме о японской культуре — по сюжету певица и художник влюбляются и в итоге превращаются в китов.

 

 

Синтез природы, науки и искусства

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 10.

Предпоследний альбом «Biophilia» стал по всем параметрам беспрецедентным. Певица и музыкант решила сделать целый глобальный арт-проект, который в результате был выставлен в МоМА. Для альбома певица выпустила несколько приложений, которые были связаны между собой, в том числе музыкально; они же использовались в рамках ее образовательной программы. Бьорк устроила серию воркшопов для детей, где они могли изучать связи между наукой, музыкой и природой — в Рейкьявике ее собираются включить в обязательную школьную программу. Сама певица проработала эту идею дальше, придумав задействовать научные приборы в качестве музыкальных на концертах. Так, трансформатор Тесла в ее руках «запел», исполняя басовую партию, одновременно генерируя молнии. Приложения стали первыми, оказавшимися в музее современного искусства, где, кстати, в марте откроется ретроспектива творчества Бьорк.

 

 

Вырванное сердце

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 11.

Новая пластинка певицы «Vulnicura» вышла с обложкой, cозданной той же парижской студией M/M и напомнившей нам о том, с кем мы имеем дело. Бьорк снова демонстрирует свое умение создавать выдающиеся образы вне времени: певица выглядит футуристично и иконографично, одновременно агрессивно и ранимо. Затянутая в блестящий латекс и напоминающая, скорее, трехмерную графику, Бьорк будто застыла во времени — во всём этом можно разглядеть ее бесконечное переживание разрыва с любимым человеком. Застрявшая в моменте боли, она показывает всему миру огромную рану в своей грудной клетке, которая одновременно выглядит как портал и вагина. В альбоме она соединяется со своей женской частью, рассказывая о всех потаенных страхах об отношениях, материнстве и семье.

 

Фотографии: 1 via Shutterstock

 

www.wonderzine.com

Бьорк и Мэтью Барни снова вместе — как участники Московской биеннале современного искусства

Бьорк, Мэтью Барни. «Рисуя границы 9». 2005. Фото: IFC Films

Знаменитые каждый по отдельности певица и актриса Бьорк и художник и режиссер Мэтью Барни в течение 13 лет составляли эффектный семейный и творческий союз. Совместным творчеством Бьорк и Барни занялись в 2001 году, у них родилась дочь и немало общих проектов. Среди них — клипы певицы, документальный фильм «Мэтью Барни: без границ» и главная работа художников — «Рисуя границы 9». Все это было однажды показано в Москве куратором и арт-директором Музея Гуггенхайма Нэнси Спектор в рамках программы специальных проектов на II Московской биеннале современного искусства в 2007 году.

Мэтью Барни. Из цикла «Кремастер». 1997. © Matthew Barney

Соединяющий перформанс и музыку фильм «Рисуя границы 9» (или «Растворение мира») наполнен поражающими образами на грани реальности и странными фантазиями. В одной из самых впечатляющих сцен пара в исполнении Барни и Бьорк в традиционных японских костюмах начинает целоваться, отрезая друг от друга кусочки плоти и постепенно превращаясь в маленьких китят. Художники вдохновлялись японской культурой, творчеством фотографа Нобуёси Араки, музыкой и мировоззрением синтоистов, которые верят в пребывание на земле божеств и духов умерших. По словам Барни, развитие сюжета определяли музыкальные сочинения его возлюбленной, которой для вдохновения он просто наговаривал словосочетания-ассоциации: «агрессивные корабли» или «ночной волшебный марш детей». В итоге четыре года съемки в заливе Нагасаки вылились в проект о перерождении, где в полной мере отражены и загадочность Бьорк, и эксцентричность Барни, который, отучившись три года в Йеле на пластического хирурга, променял операционную на съемочную площадку, но не забыл при этом захватить с собой колюще-режущие инструменты.

«Работа Мэтью очень естественна, органична и полезна. Он доказал, что можно отправиться в самые глубокие слои подсознания без саморазрушения», — говорила Бьорк в интервью о взаимоотношениях с художником и наполняла видеоклипы интимными сценами и экспериментами над телом (как, например, пирсинг в клипе Pagan Poetry).

Бьорк, Мэтью Барни. «Рисуя границы 9». 2005. Фото: IFC Films

Три года назад исландско-американская семья распалась. У Барни завязался роман с художницей Элизабет Пейтон, который длился, по слухам, еще с их совместной выставки «Кровь двоих» в греческом фонде Deste Foundation в 2009 году. После разрыва художник подал на бывшую жену в суд, обвинив ее в том, что она «ставит под угрозу эмоциональное благополучие дочери Исадоры». Однако лишить мать опеки над ребенком ему не удалось. Впрочем, даже развод не поставил точку в их связи. Десять песен «о конце отношений» вошли в мрачный альбом Бьорк Vulnicura, на обложке которого она застыла с огромной дырой в груди, символизирующей и незатянувшуюся рану, и вагину, и портал во внутренний мир. Одновременно с выходом альбома открылась ее ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке c образовательной программой, в рамках которой Бьорк рассказывала о связи искусства с наукой и природой. Чуть позже в Лос-Анджелесе прошла масштабная персональная выставка Барни River of Fundament. Свои впечатления от разрыва он воплотил в фильме по мотивам романа Нормана Мейлера «Вечера в древности», наполненном сценами с испражнениями, странными действиями сексуального характера и разложившимися тушами.

По замыслу куратора грядущей Московской биеннале современного искусства Юки Хасегавы, не чуждой философии буддизма, мечтательное миропребывание, эскапистский уход в музыку или желание раствориться в природе — всё лучше, чем уход от жизни в виртуальную реальность. О волшебных свойствах «облака и леса» выбранные ею художники, в том числе Бьорк и Мэтью Барни, расскажут в основном проекте биеннале, который откроется 19 сентября.

www.theartnewspaper.ru

Все интересное в искусстве и не только.

Исландская певица настолько яркое явление современной музыкальной культуры, что трудно обойти вниманием ее творчество. В моем обзоре амбициозные наряды, ее фотографии (есть даже редкие) и главное:  обложки!

Возможно, альбомы с этими обложками у вас есть, возможно, вы встречали их в сети, но  в этом посте подборка обложек албомов разных лет, и кажется, что ее музыка уже звучит, при одном только взгляде на крышку.  Они всегда экспериментальные, как и ее музыка, играет ли она, или сидит в гигантском яйце с синими ногами.

Костюмы:

1 фото - костюм Бьорк для клипа, с музыкальной шкатулкой

Платье для выступления от Alexander McQueen

Манекен в ее парике и костюме для альбома

Модель певицы в скульптуре для обложки, разработана Бернардом Вильгельмом

Один из заказных инструментов для выступлений

Фотографии

Бьорк в детстве. Она училась в Barnamúsikskóli в Рейкьявике.

1993 год, фото Жан-Батиста Мондино

2001 год, "Лебедь"- платье из тюля, а вот перья разработаны Марьян Pejoski для Бьорк на церемонии вручения «Оскар».

Бьорк в студии, 2004.

Международный фестиваль Манчестер, 2011.

Бьорк снялась для Вольта, 2007 года

Кадр из видео 2007

Обложки альбомов: от научно-фантастической «Матери-Земли», до кимоно Маккуина

Новый альбом, который выпустила исландская эльфиня. Vulnicura , 2015.Крышка характерна для большинства песен личного альбома певицы, она создан Бьорк и голландским дуэтом Inez.

Сам альбом удивителен - все черты творчества Бьорк здесь в наличии: разреженная звуковая атмосфера, голос, исполненный чувств, сказочные струнные аранжировки.

Биофилии 2011крышка изображает bewigged Бьорк, как своего рода научно-фантастический образ Матери-Земли.

Homogenic , 1997Воин, который «должен был бороться не оружием, а любовью».

Письмо 1995Второй альбом Бьорк. Тоска по дому и друзьям в Исландии.

2004

Дебют 1993Эта фотография захватывает Бьорк в начале сольной карьеры, и она наиболее проста и наиболее подкупающая. Сила эмоций выражена не экспериментальными образами, а мимикой певицы.

Бьорк (Бьёрк) Гвюдмюндсдоуттир (исл. Björk Guðmundsdóttir, родилась 21 ноября 1965, Рейкьявик, Исландия) — исландская певица, актриса, музыкант, композитор и автор песен, лауреат множества премий.

tanjand.livejournal.com

Певица Бьорк - биография, личная жизнь, возраст, рост, песни, фильмы, фото и последние новости 2018

Бьорк: биография

Бьорк – культовая исландская певица, музыкант, композитор, актриса, обладательница множества премий. Её творчество относят сразу к нескольким направлениям и стилям: альтернативному року, инди-поп, IDM, трип-попу, электронике и modern classic.

Настоящее имя звезды – Бьорк Гудмундсдоттир. Она родилась в Рейкьявике в ноябре 1965 года, в семье преподавательницы айкидо и электрика. Бьорк неоднократно доказала, что является настоящим потомком викингов: о её крутом нраве, полном отсутствии комплексов, творческой сущности знают все. Внутреннее «наполнение» довершает соответствующий внешний облик: рост эльфа и слегка раскосые глаза эскимоса.

Бьорк в детствеБьорк в детстве

Создаваемая ею музыка одних приводит в неистовое восхищение, других заставляет слать ей в посылке бомбу, как это однажды сделал её «поклонник».

Бьорк – по-исландски «берёза» – не могла вырасти обычным среднестатистическим человеком, которому легко слиться с толпой. Её мама – преподавательница айкидо, а отец - электрик. Они развелись, когда малышке было всего 3 года. Мама вышла замуж во второй раз за человека, здорово повлиявшего на формирование Бьорк как личности.

По рассказам певицы её отчим – яркий представитель культуры хиппи – ненавидел работать, отрицал всяческую дисциплину и с утра до ночи «кормил» девочку сказками и развлекал играми.

Бьорк в молодостиБьорк в молодости

Бьорк со смешанными чувствами вспоминает коммуну хиппи, в которой прошли её детские и юношеские годы. Обычным делом считалось тут услышать призывы: «А давайте разрисуем этот домик лиловыми бабочками» или: «Два дня будем кушать лишь бананы». Поначалу девочке это казалось забавным, а потом надоело до смерти.

Тем не менее, культура хиппи прочно вошла в жизнь Бьорк. Девушка научилась выживать на природе, охотиться, готовить на костре дичь, делиться всем нажитым со всеми нуждающимися и каждый день проживать, как последний. Когда она подросла и заработала свои первые деньги, то, прежде всего, приобрела на них палатку и спальный мешок.

В 5 лет благодаря маме и отчиму она уже умела играть на флейте и фортепиано. В школьном оркестре научилась петь и освоила арфу. Её удивительный вокал никого не оставлял равнодушным. Когда ей было 11 лет, отчим с помощью преподавательницы музыкальной школы, в которой училась Бьорк, помогли юной певице выпустить её первый альбом, обложку которого нарисовал отец. Неожиданно пластинка стала платиновой. Это было подсказкой девочке, чем она будет заниматься в будущем.

Певица БьоркПевица Бьорк

Наверное, именно хиппи научили Бьорк смотреть на мир, в том числе и на музыку, как на чистую страницу, в которой она может нарисовать что угодно. Так девушка и делала. Она взялась коллекционировать звуки. В её коллекции появились записи треска от работающей машины для попкорна, гул землетрясения в Лос-Анджелесе, храп дедушки и даже шум индустриальной рыборазделки на заводе.

Музыка

Вскоре все эти удивительные звуки смелая и отвергающая всяческие стандарты Бьорк смешала в удивительном миксе различных жанров – от техно и рока – до джаза и классики. Получилась музыка. К ней потомок викингов добавила свой неповторимый вокал и получила на выходе композиции, которые многих удивили, шокировали и привели в невероятный трепет.

Бьорк в группе "The Sugarcubes"Бьорк в группе "The Sugarcubes"

В 14 Бьорк покрасила волосы в ядовитый оранжевый и собрала панк-группу «Слюни и сопли». Учиться ей было совершенно неинтересно, поэтому школу девушка бросила. Она уже давно научилась зарабатывать деньги, совмещая учёбу с разносом по домам книг, чисткой рыбы на заводе и работой в кофейнях и гостиницах.

С подружкой Диддой Бьорк сняла комнату. Одевались девушки на барахолках, покупая за копейки поношенную одежду. А потом сделали себе одинаковые тату – в виде компаса, который «помогал им найти жизненные ориентиры».

Но главный ориентир Бьорк нашла давно – это музыка. Вокруг неё собрались единомышленники, с которыми образовалась группа «Exodus». Спустя 2 года она сменила название на совершенно неприличное – «Tappi tikarrass». Группа быстро приобретает невероятную популярность. В Британии Бьорк обожают, считая каким-то весёлым эльфом. Зато в родной Исландии после каждого появления певицы на экране редакция гудит от звонков возмущённых стариков. Что и неудивительно. Ведь Бьорк выходила на сцену в рванине, с привязанной к животу подушкой.

В 1980-ом вокалистка и музыкант создала новый коллектив, назвав его «Колдовство» («Kukl»). Из костяка этой группы появилась новая команда «Сахарные кубики» («The Sugarcubes»). Клавишник группы Тор Элдон ненадолго стал мужем юной Бьорк.

«Сахарные кубики» пользуются бешеной популярностью в Исландии. Голос удивительной вокалистки – от тихого шепота до пронзительного крика – узнают все. Но группа не смогла просуществовать долго. Скандалы и стычки между Бьорк и Тором вскоре положили конец совместному творчеству и существованию коллектива. Тем не менее, за 4 года «The Sugarcubes» выпустил 5 альбомов. В 1992 году Бьорк ушла, и коллектив исчез.

Для певицы настало время раздумий и творческого одиночества. Она решилась покинуть родную Исландию и посмотреть мир. А ещё – показать себя. Продемонстрировать ей действительно было что. Верней, было чем ошарашить. Ведь накопленная в ней музыка была не похожа ни на что, услышанное ранее меломанами.

В 1993 году в Лондоне вышел сингл «Человеческое поведение». Это была первая ласточка сольной биографии Бьорк. А ещё первый опыт совместной работы с британским продюсером Нелли Хупером. Опыт, как и дебют, понравился многим. Поэтому Бьорк записала свой сольный диск, назвав его, как и положено – «Дебют» («Debut»). Альбом разошелся мгновенно, причём огромным тиражом – в 2,5 миллиона экземпляров. Он стал «платиновым» в США и назван альбомом года в Британии.

В 1994-ом Бьорк переехала в Испанию. Здесь вышел в свет её новый альбом – «Post». Певица превращается в звезду мировой величины. Второй диск тоже становится «платиновым» в Америке и занимает 2-е место в британских чартах.

Альбом «Homogenic», которым Борк порадовала своих фанатов в 1997 году, называют поворотным в её творчестве. Вокалистка представила слушателям свой новый музыкальный стиль. Критики и меломаны назвали диск лучшим электронным диском всех времен. Он отличается от всего, ранее сделанного певицей.

Мировая слава Бьорк умножается в два раза после выхода в том же году картины Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Главная роль в фильме и написанный к нему саундтрек выносят звезду на вершину популярности. Бьорк сыграла чешскую иммигрантку Сельму. Вместе с ней снималась неподражаемая Катрин Денев. Картина получила «Пальмовую ветвь» в Каннах.

В 2001-ом звезда порадовала поклонников новым диском – «Vespertine». Здесь присутствуют камерный оркестр, а также хоровые напевы и новая электроника. С композициями, вошедшими в этот диск, Бьорк выступала в театрах и операх Европы и Америки. До конца года было продано 2 миллиона копий «Vespertine».

Новый диск «Medulla» вышел в 2004 году. Здесь за основу был взят вокал, на котором делается главный акцент. Спустя 3 года Бьорк подарила миру своё новое творение – альбом «Volta». Для его раскрутки певица совершила мировое турне.

В 2005 году Бьорк выпустила сборник ремиксов на композицию «Army of me», назвав его «Army of Mixes». Целью вокалистки было собрать деньги на помощь пострадавшим от страшного цунами в Индийском океане.

Её долгожданный 7-ой альбом «Biophilia» вышел в 2011-ом и снова удивил всех. Здесь Бьорк прибегла к помощи компьютерных технологий. Это первый диск, который включал приложения для мобильных устройств. Нью-йоркский Музей современного искусства спустя 3 года пополнил этим диском свою коллекцию.

В 2015 году фанаты Бьорк дождались её нового шедевра – альбома под названием «Vulnicura».

Бьорк на сценеБьорк на сцене

Певица говорит, что музыка – это одна из главных вещей в её жизни. Она уверена, что песня, услышанная в нужное время, может решить проблему, над которой человек бился долго и безуспешно.

Бьорк попала в Книгу рекордов Гиннесса как обладательница трех British Awards. А за свою работу в картине «Танцующая в темноте» она получила премию за лучшую женскую роль. И подарила ее подружке. Клипы и музыкальные произведения Бьорк признаны культовыми.

Личная жизнь

В скоротечном браке с музыкантом и композитором Тором Элдоном Бьорк родила своего первенца Синдри. Он появился на свет в 1986 году. Но жизнь с Тором не заладилась. Пара постоянно скандалила. Брак окончательно распался после выхода картины «Танцующая в темноте».

Бьорк с сыном СиндриБьорк с сыном Синдри

Личная жизнь Бьорк изменилась после встречи с одним из наиболее неординарных художников современности Мэтью Барни. Кажется, она встретила именно того человека, который смог стать её половинкой, такой же яркой и необычной, как сама певица.

Артистка перебралась к своему возлюбленному в Нью-Йорк. Осенью 2002 года у них появилась дочь, которую назвали Исадора. А в 2005-ом Бьорк сыграла главную роль в фильме «Рисуя границы-9», который поставил ей муж.

Бьорк с мужем и дочкойБьорк с мужем и дочкой

Бьорк никогда ничего не планирует заранее. Она считает, что все решения должны приниматься спонтанно, на волне чувств, настроения и интуиции. Впрочем, так она и живёт.

Альбомы

  • 1977 – «Björk»
  • 1993 – «Debut»
  • 1995 – «Post»
  • 1997 – «Homogenic»
  • 2001 – «Vespertine»
  • 2004 – «Medúlla»
  • 2007 – «Volta»
  • 2011 – «Biophilia»
  • 2015 – «Vulnicura»

Фото

24smi.org

Как «исландский эльф» стал мировой поп-дивой? Ко дню рождения Бьорк | Культура

Имя её слышали многие, а вот отчество (именно отчество — у исландцев нет фамилий) — Гюдмюндсдоттир — способен выговорить далеко не каждый. Итак, Бьорк…

Лично для меня творчество этой певицы всегда неразрывно связано с её образом, запечатлённом во множестве видеоклипов. Я впервые услышал и увидел Бьорк в потрясающем клипе «Human Behaviour», показанном в «Программе А» Артемия Троицкого. Прослушивание той же песни на диске почему-то произвело гораздо меньшее впечатление, и эта традиция сохранилась у меня до сих пор — Бьорк мало слышать, её нужно видеть.

Несмотря на то, что альбом, открывший миру «исландского эльфа», назывался «Debut», никаким дебютом он не был. Свою первую сольную пластинку Бьорк записала в Исландии ещё в 11 лет, а потом достаточно долго принимала участие в разных отечественных панк-группах. Последняя из них — SUGARCUBES — была умеренно популярна и за пределами «страны гейзеров» — в Великобритании.

Когда группа распалась, Бьорк переехала в Лондон и решила совершить прорыв в одиночку. Ну, не совсем в одиночку — её продюсером и соавтором стал Нелли Хупер. На новой записи о панк-временах напоминала разве что эксцентричность. Зато сильно отразилось увлечение певицы клубной музыкой вроде хауса и техно. Впрочем, однозначно говорить о стилистике музыки здесь невозможно. Сама Бьорк в детстве обожала классическую музыку вроде Стравинского, её отец и бабушка любили джаз, а «хиппующая» мать — рок-музыку типа Джими Хендрикса. Весь этот салат стилей певица приправила своим «майонезом» — эмоциональном голосом, струящимся как бы поверх всех этих электронных битов и лупов. Манера пения была оригинальной — она могла как очаровывать, так и (в больших количествах) раздражать.

Песни для альбома «Debut» представляли, по словам Бьорк, некий личный «дневник тинейджера». Они накапливались в личных архивах чуть ли не с подростковых времен, потому что не годились для панковской SUGARCUBES.

Самой известной песней стала упомянутая «Human Behaviour» («Человеческое поведение»), которая представляла собой как бы взгляд животного на человека. Бьорк считала эту песню очень «детской» и «шуточной». Для съемок видео на «Human Behaviour» певица рекрутировала французского режиссёра Мишеля Годри. Вдохновленный эстетикой советского м/ф «Ёжик в тумане» и детскими воспоминаниями Бьорк, Годри снял потрясающую фантасмагорию — вроде бы и жутковатую, но жутковатую не по-настоящему. Ибо и джунгли мультяшные, и медведь ненастоящий. Сама Бьорк то поёт, мешая ложкой суп, то бьётся в унисон с ночным мотыльком, то падает в реку, то летит на Луну, чтобы наконец-то вбить там флаг с надписью «СССР». В итоге она оказывается в животе у медведя, а медведь — в её голове. Вообще рассказывать о клипах Бьорк — дело неблагодарное, их надо видеть.

Необычности музыке и клипу добавлял и сам образ певицы, которая по меткому выражению того же Троицкого (по-моему) выглядела одновременно «и девочкой, и девушкой, и притягательно, и отвратительно». Надо добавить, что внешность Бьорк отнюдь нетипична для голубоглазых и светловолосых исландцев, за что её ещё в школе прозвали «китаянкой».

Всё это вместе не могло не произвести впечатления. Сингл стал № 36 в Британии, а весьма специфический диск занял 3-е место. Изначально компания планировала продать 40 тыс. экземпляров «Дебюта», но продала 600 тыс. уже в первые три месяца!

Затем послышались восхищённые отзвуки в прессе (NME: «альбом доказывает, что музыка всё ещё может быть магической и необычной») и награда Brit Awards за «лучшее женское сольное исполнение».

Материал второго альбома был написан уже в Англии и выпущен в 1995 г. Его название «Post» обыгрывало два значения этого слова: 1) «после» и 2) «почта» (в красно-синих тонах авиаконверта была оформлена и обложка).

Альбом вышел стилистически очень эклектичным — от техно до джаза. Самой интересной песней стала «Isobel», на которую тот же Годри снял ещё один потрясающий клип в чёрно-белой эстетике. Речь в песне шла о странной девушке, которая выросла в лесу и подобно Настасье из песни Бутусова «сама себя полюбила». Здесь во всей красе предстал излюбленный приём Бьорк — сочетание живых скрипок и компьютерного ритма.

Однако самой популярной в массах стала более простая и традиционная песня «It's Oh So Quiet» («О, так тихо»), представляющая собой кавер на джазовый хит «Blow A Fuse» из репертуара Бетти Хаттон. Клип, снятый режиссером Спайком Джонсом, может и не был крайне оригинальным, но хорошо передавал резкие перепады от колыбельного шепота до эксцентричных выкриков. Как это часто бывает, самая простая песня Бьорк стала и самой коммерчески успешной (она заняла 4-е место и именно её чаще всего любят перепевать в караоке). Сама певица записала её в шутку и позже об этом жалела, мол, «я стараюсь донести людям новую музыку, а они отдают предпочтение старой».

Мода «на Бьорк» после «Post» (№ 2 в британском хит-параде) привела к тому, что даже сама Мадонна упрашивала исландскую девушку написать для неё песню (после долгих уговоров Бьорк написала для неё композицию «Bedtime Stories»). Но у славы была и обратная сторона — в 1996 году певица чуть было не погибла, когда какой-то полоумный влюблённый поклонник послал ей по почте бомбу и совершил перед видео ритуальное самоубийство (всё потому, что Бьорк, мол, спала с «чёрным» ди-джеем Голди).

Результатом внутреннего переосмысления своей жизни стал альбом «Homogenic» (1997), где эклектика Бьорк уже сплавилась в нераздельном единстве. Достаточно послушать замечательную балладу «Joga» или композицию «Bachelorette» — в основе своей представляющую танго, но до неузнаваемости преображённое аранжировкой и вокальными руладами. Сленговое слово «Bachelorette» означает «холостячка, живущая в одиночестве», а сама песня и клип, снова снятый Годри, по словам Бьорк представляли третью часть некоего эпоса об «альтер-эго» певицы (первые две части — «Human Behaviour» и «Isobel»).

Бьорк:«Это история девочки, напуганной взрослыми, — сначала это девочка-тинейджер, которая внезапно пугается своей женственности, в следующем клипе она уже инстинктивно открывается своей женской природе со всеми её хорошими и плохими сторонами. А в „Bachelorette“ она осознаёт, что лучше ей вернуться туда, откуда всё началось: в лес, в одиночество».

В 2000 году Бьорк открыла себя ещё с одной необычной стороны — она сыграла главную роль в фильме Ларса Фон Триера «Dancer In The Dark» («Танцующая в Темноте»). Поначалу знаменитый режиссёр попросил певицу написать к фильму музыку, а спустя время решил взять её на роль чешской эмигрантки Сельмы, которая работает на жестяной фабрике и стремительно теряет зрение. Все заработанные деньги она копит на операцию сыну, которому, как и матери, грозит слепота. Деньги крадёт её сосед-полицейский, Сельма убивает его и отправляется на казнь (отказываясь потратить накопленное на хорошего адвоката).

Картина вышла удивительно человечной для Фон Триера, Бьорк сыграла превосходно и получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль. Однако съемки прошли для неё и режиссёра, что называется, на нервах. Триер зарёкся больше работать с «взбаломошной» Бьорк, а та зареклась сниматься в кино.

Так как по замыслу режиссёра Сельма бредила мюзиклами, в фильме немало отличных и ярких песен (которые тоже лучше воспринимать с видеорядом). Например, музыка композиции «Cvalda» как бы рождается из шума станков (один куплет здесь даже спела Катрин Денёв — партнёрша Бьорк по фильму). Стук колес поезда задаёт ритм и проникновенной драматичной «I've Seen It All», текст к которой написал сам Триер, а певица исполнила его в дуэте с Томом Йорком из RADIOHEAD. И, конечно, шокирующая с учётом видеоряда композиция «107 Steps» — именно 107 шагов должна сделать Сельма к месту казни.

В дальнейшем Бьорк не изменяла себе — снимала необычные клипы, делала всё более экспериментальную и некоммерческую музыку (так музыка альбома «Medulla» создавалась практически без инструментов и представляла собой в основном обработанные человеческие голоса).

И до сих пор трудно поверить, что задорная и необычная Бьорк уже давно не девочка — в этом году ей исполняется 47 лет.

Бьорк:«Вся эта придумка с возрастом — ложь. Наступают моменты, когда тебе пять лет. В один день ты умен, в другой — глуп. Сейчас я чувствую себя мудрой. Это случается нечасто, но случается. Есть моменты, когда я чувствую себя очень глупой. Мне бы хотелось подступиться к любому возрасту в любое время, к любой зрелости».

P. S. Напоминаю, что прослушать и просмотреть песни Бьорк вы можете в первом комментарии к этой статье.

shkolazhizni.ru


Смотрите также