Картина "Бородино": описание. Бородино - картины сражения разных художников. Бородино картина


Картина "Бородино": описание. Бородино - картины сражения разных художников

Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.

Историческая битва

На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.

бородино картина

Непобедимые

Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.

бородино картины художников

По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.

Документы времени

Летопись самого кровопролитного однодневного сражения в живописи и графике вели художники с обеих сторон. Русские и французские офорты и картины «Бородино» представляют битву как документ эпохи. Стремительные карандашные зарисовки охваченных дымом и пылью атак и их отражений позже были переведены в гравюры и литографии.

Французский взгляд

Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А. Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Потом они были воссозданы в литографии.

Русская правда Верещагина

Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.

картина бородино описание

Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.

В начале XX столетия

В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.

Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.

бородино картины сражения

Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).

Советские художники о битве под Москвой

Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.

Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.

картины битва бородино

Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо

Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.

Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.

Легенды нашего века

Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.

н н побединская 1960 описание картины бородино

На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.

fb.ru

Бородинское сражение в полотнах художников » Военное обозрение

«Вам не видать таких сражений!...Носились знамена как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел».М. Лермонтов. «Бородино»

Русские войска у Шевардина. Художник С. Герасимов. 1941 г.

Атака Шевардинского редута. Литография по русунку Н. Самокиша. 1910 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Бой за Шевардинский редут. Художник А.Ю. Аверьянов. 2002 г. Холст, масло. 80x130,5. Музей-заповедник «Бородинское поле».

2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут. Художник И.В. Евстигнеев. 1956 г. Холст, масло. 90x150. Музей-заповедник «Бородинское поле».

Подвиг солдат генерала Горчакова. Художник Ю. Цыганков. 1955 г.

Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения. Художник Ю. Атланов. 1982 г.

«Молебен накануне Бородинского сражения». Цветная литография с рисунка Н. Самокиша. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.Под изображением печатный текст: «День 25 августа - канун Бородинского боя - прошел в приготовлениях к предстоящему сражению. Все готовились к смерти, понимая, что должно или умереть, или спасти Отечество. Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий приказал пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери»

Бородинское сражение. Художник А.И. Дмитриев-Мамонов. 1812 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Надпись под изображением в центре: «26 Августа - 1812. Рисовано во время самого сражения»

Атака гвардейских егерей и матросов. Художник В. Келлерман. 1955 г.

На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона). Художник Р. Горелов. 1955 г.

Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Акварель неизвестного художника. 1-я четверть XIX в. Фрагмент.

М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк. 1951 г.

Атака 3-го пехотного корпуса маршала Нея на Семеновские флеши. Гравюра Кенига по огригиналу К. Ланглуа. 1-я половина XIX в.

Эпизод Бородинского сражения. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография Н. Богатова. 1912 г.

Подвиг артиллериста Павлова. Художник В. Правдин. 1955 г.

Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле. Художник А. Вепхадзе. 1948 г.

Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении. Художник А. Коцебу. Середина XIX в.

Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении. Художник Н.С. Самокиш. 1911 г. Эскиз. Холст, масло. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Атака лейб-гвардии Литовского полка. Художник Н. Самокиш. 1912 г.

Сражение под Москвой. Литография Мотта по оригиналу Мартине. XIX в.

Атака саксонцев в районе Семеновского оврага. Литография М. Кранца по оригиналу Л. Шустера. 1-я половина XIX в.

Смертельное ранение генерала Кутайсова. Художник И. Архипов. 1975 г.

М. И. Кутузов на Бородинском поле. Художник С. Герасимов. 1952 г.

Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии. Художник Зелихман. 1959 г.

Кавалерийская атака генерала Ф. П. Уварова. Раскрашенная литография С. Васильева по оригиналу А. Дезарно. 1-я четверть XIX в.

Отказ пленного русского генерала П. Г. Лихачева принять шпагу из рук Наполеона. Хромолитография А. Сафонова. Начало XX в.

Взятие русского редута французскими гренадерами. Литография Ластейи по оригиналу К. Верне. 18130-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Битва при Москве-реке. Гравюра Лебо по оригиналу Ноде. 1810-е годы. Государственный музей А.С. Пушкина

Смерть генерала Коленкура. Литография Мотта по оригиналу Гренье. 1820-1830-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Битва за Москву или взятие Большого редута. Гравюра неизвестного автора. 1820-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Сражение при Бородине 26 августа 1812 г. Гравюра С. Федорова под наблюдением С. Карделли по рисунку Д. Скотти. С.-Петербург. 1814 г. Музей-панорама «Бородинская битва».

Лейб-гвардии гренадерский полк в сражении при Бородине (Дивизия Строганова в боях на Старой Смоленской дороге). Художник М. Греков. 1912-1913 гг.

Бородинский бой. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.

Атака Лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в 1812 г. Художник В.В. Мазуровский. 1910-1912 гг. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова.

Московские ополченцы в боях на Старой Смоленской дороге. Художник В. Келерман. 1957 г.

В.В. Верещагин. Наполеон I на Бородинских высотах

Х. В. Фабер дю Фор «На Бородинском поле, 17 сентября 1812 г.»

А. Адам «Битва под Москвой 7 сентября 1812 г.»

А. Адам «Французская атака на батарею Раевского и смерть генерала Коленкура 7 сентября 1812 г.»

А. Адам «Поле битвы в окрестностях Москвы 8 сентября»

topwar.ru

Бородинское сражение в полотнах художников

«Вам не видать таких сражений!...Носились знамена как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел».М. Лермонтов. «Бородино»

Русские войска у Шевардина. Художник С. Герасимов. 1941 г.

Атака Шевардинского редута. Литография по русунку Н. Самокиша. 1910 г.

Бой за Шевардинский редут. Художник А.Ю. Аверьянов. 2002 г. Холст, масло. 80x130,5. Музей-заповедник «Бородинское поле».

2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут. Художник И.В. Евстигнеев. 1956 г. Холст, масло. 90x150. Музей-заповедник «Бородинское поле».

Подвиг солдат генерала Горчакова. Художник Ю. Цыганков. 1955 г.

Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения. Художник Ю. Атланов. 1982 г.

«Молебен накануне Бородинского сражения». Цветная литография с рисунка Н. Самокиша. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.Под изображением печатный текст: «День 25 августа - канун Бородинского боя - прошел в приготовлениях к предстоящему сражению. Все готовились к смерти, понимая, что должно или умереть, или спасти Отечество. Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий приказал пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери»

Бородинское сражение. Художник А.И. Дмитриев-Мамонов. 1812 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Надпись под изображением в центре: «26 Августа - 1812. Рисовано во время самого сражения»

Атака гвардейских егерей и матросов. Художник В. Келлерман. 1955 г.

На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона). Художник Р. Горелов. 1955 г.

Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Акварель неизвестного художника. 1-я четверть XIX в. Фрагмент.

М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк. 1951 г.

Атака 3-го пехотного корпуса маршала Нея на Семеновские флеши. Гравюра Кенига по огригиналу К. Ланглуа. 1-я половина XIX в.

Эпизод Бородинского сражения. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография Н. Богатова. 1912 г.

Подвиг артиллериста Павлова. Художник В. Правдин. 1955 г.

Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле. Художник А. Вепхадзе. 1948 г.

Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении. Художник А. Коцебу. Середина XIX в.

Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении. Художник Н.С. Самокиш. 1911 г. Эскиз. Холст, масло. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Атака лейб-гвардии Литовского полка. Художник Н. Самокиш. 1912 г.

Сражение под Москвой. Литография Мотта по оригиналу Мартине. XIX в.

Атака саксонцев в районе Семеновского оврага. Литография М. Кранца по оригиналу Л. Шустера. 1-я половина XIX в.

Смертельное ранение генерала Кутайсова. Художник И. Архипов. 1975 г.

М. И. Кутузов на Бородинском поле. Художник С. Герасимов. 1952 г.

Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии. Художник Зелихман. 1959 г.

Кавалерийская атака генерала Ф. П. Уварова. Раскрашенная литография С. Васильева по оригиналу А. Дезарно. 1-я четверть XIX в.

Отказ пленного русского генерала П. Г. Лихачева принять шпагу из рук Наполеона. Хромолитография А. Сафонова. Начало XX в.

Взятие русского редута французскими гренадерами. Литография Ластейи по оригиналу К. Верне. 18130-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Битва при Москве-реке. Гравюра Лебо по оригиналу Ноде. 1810-е годы. Государственный музей А.С. Пушкина

Смерть генерала Коленкура. Литография Мотта по оригиналу Гренье. 1820-1830-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Битва за Москву или взятие Большого редута. Гравюра неизвестного автора. 1820-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Сражение при Бородине 26 августа 1812 г. Гравюра С. Федорова под наблюдением С. Карделли по рисунку Д. Скотти. С.-Петербург. 1814 г. Музей-панорама «Бородинская битва».

Лейб-гвардии гренадерский полк в сражении при Бородине (Дивизия Строганова в боях на Старой Смоленской дороге). Художник М. Греков. 1912-1913 гг.

Бородинский бой. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.

Атака Лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в 1812 г. Художник В.В. Мазуровский. 1910-1912 гг. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова.

Московские ополченцы в боях на Старой Смоленской дороге. Художник В. Келерман. 1957 г.

В.В. Верещагин. Наполеон I на Бородинских высотах

Х. В. Фабер дю Фор «На Бородинском поле, 17 сентября 1812 г.»

А. Адам «Битва под Москвой 7 сентября 1812 г.»

А. Адам «Французская атака на батарею Раевского и смерть генерала Коленкура 7 сентября 1812 г.»

А. Адам «Поле битвы в окрестностях Москвы 8 сентября»

Много материалов: День воинской славы России, Бородинское сражение, 26 августа (7 сентября по новому)

Также:

Бородинское поле. 1912 год

picturehistory.livejournal.com

Бородинская битва в полотнах художников.

«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю».

М.И. Кутузов.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928) Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. 1912 г.Холст, масло.

Хроника:  

Утром 7 сентября 1812 года началось великое Бородинское сражение. Русские войска в течение 6 часов отбивали ожесточённые атаки противника. Обе армии несли немыслимые потери, с российской стороны погибло — 38 тысяч солдат, с французской — 58 тысяч.

Русской армии пришлось отступить, но при этом она сохранила свою боеспособность. Этим самым, были разрушены планы Наполеона о разгроме русской армии. Кутузовым была развёрнута «малая война», силами армейских партизанских отрядов, и к концу декабря остатки наполеоновской армии были изгнаны из России.

Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных в истории войн 19 века. Каждый час на поле погибало от 2,5 до 8,5 тыс. человек. Некоторые дивизии потеряли до 80% своего состава.

Из воспоминаний Наполеона:

«Из всех моих сражений самое ужасное, то что я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские называться непобедимыми».

Молебен перед Бородинской битвойЛитография по оригиналу П. Ковалевского.1910-е гг.

Атака 3-го пехотного корпуса маршала Нея на Семеновские флеши.Гравюра Кенига по огригиналу К. Ланглуа.1-я половина XIX в.

Сражение под Москвой.Литография Мотта по оригиналу Мартине.XIX в.

Отказ пленного русского генерала П. Г. Лихачева принять шпагу из рук Наполеона.Хромолитография А. Сафонова.Начало XX в.

Взятие русского редута французскими гренадерамиЛитография Ластейи по оригиналу К. Верне. 1830-е годы.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Смерть генерала КоленкураЛитография Мотта по оригиналу Гренье. 1820-1830-е годы.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Сражение при Бородине 26 августа 1812 г.Гравюра С. Федорова под наблюдением С. Карделли по рисунку Д. Скотти.С.-Петербург. 1814 г.Музей-панорама «Бородинская битва».

Эпизод Бородинского сражения.Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».Хромолитография Н. Богатова.1912 г.

Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении.Художник А. Коцебу.Середина XIX в.

Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сраженииХудожник Н.С. Самокиш. 1911 г. Эскиз. Холст, масло.Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Атака лейб-гвардии Литовского полка.Художник Н. Самокиш.1912 г

С уважением! Хозяева дома. 

hosdom.ru

7 cентября 1812 года... БОРОДИНО.

Но вернёмся на флеши. Когда по рядам мгновенно пронёсся слух о смерти генерала Багратиона, войско невозможно было удержать от замешательства. Генерал Коновницын, принявший командование, остановил начавшую было отступать пехоту, отвёл остатки армии за овраг села Семёновского, занял там высоты, быстро установил батареи и задержал неприятеля от дальнейшего продвижения. И Семёновский овраг, вопреки надеждам Наполеона на свершившийся разгром левого фланга русских, стал важным оборонительным рубежом. Позже Кутузов передал командование генералу Дмитрию Дохтурову, который сказал просто:

Русская пехота во время битвы при Бородино. Атака лейб-гвардии Литовского полкаНиколай САМОКИШ

На Бородинских высотах. Каре лейб-гвардии Литовского полка. Александр ЧАГАДАЕВ

Лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки выдержали страшный артиллерийский огонь, удары кавалерии корпусов маршалов Нансути и Латур-Мобура, несколько атак пехоты.

…французская конница, громада необозримая, разлилась, как море, и наши каре всплыли посередине, как острова, со всех сторон поражаемые нахлестами медных и стальных волн неприятельских панцирников. Наездники встречены и провожаемы были удачными перекрестными выстрелами каре, и русский дождь свинцовый, наконец пронял, и отразил этих (gens de fer) железных людей: так называл Наполеон кирасир французских (Фёдор Глинка)

Французские кирасиры при Бородино

Бородино Алексей АНАНЬЕВ

Лейб-гвардии Измайловский полк при Бородино Александр КОЦЕБУ

Бородинское сражение Хромолитография А. САФОНОВА

Лейб-гвардии Измайловский полк при БородиноАлександр ЕЖОВ

Бородинская битваСемён КОЖИН

Битва при БородиноЛуи-Франсуа ЛЕЖЕН

Битва при Бородино (фрагменты)Луи-Франсуа ЛЕЖЕН

Наполеон наблюдает за битвойСергей ТРОШИН

Кутузов на Бородинском полеСергей ТРОШИН

Другой знаменитый редут, возведенный в центре русских позиций на господствовавшей над местностью Курганной высоте, позднее названный батареей Раевского, по имени генерала Николая Раевского, чьи войска защищали это укрепление в начале Бородинского сражения, подвергся нападению около 9 часов утра. И тоже выдержал не одну атаку неприятеля. Редут защищал центр позиции, и сопротивление русских войск на этом участке было настолько мощным и яростным, что французы назвали его "Большим редутом, фатальным редутом, редутом смерти".

Атака на батарею Раевского Франц РУБО и К. Беккер

Бой за батарею РаевскогоОлег Пархаев

Штурм батареи РаевскогоАлександр АВЕРЬЯНОВ

1-й карабинерный полк французской армии в схватке с изюмскими гусарами во время Бородинского сраженияКейт РОККО

Бородинская битваФриц НЕЙМАН

Французские конные карабинеры в Бородинском сраженииА.Ф. ТЕЛЕНИК

Батарея Раевского И. АРХИПОВ

Подвиг артиллеристов батареи РаевскогоСергей ТРОШИН

Наполеон, намереваясь поддержать атаки у Семеновских флешей, приказал своему левому крылу взять Большой редут. Войска корпуса вице-короля Богарне перешли р. Колочь и начали атаку Курганной высоты, которая была ими занята.

Сражение при Бородино 7 сентября.1812 г. Переправа через КолочуАльбрехт АДАМ

Битва при Бородино. Контратака ЕрмоловаА. САФОНОВ

Атака генерал Ермолова Семён КОЖИН

Контратака генерал-майора А.П. Ермолова на батарею Раевского. Бородинская битваСемён КОЖИН

Во время очередной атаки французов на Семёновский редут генерал Ермолов отправился объезжать левый фланг Второй армии, но увидел в центре батарею, занятую неприятелем. Алексей Петрович мгновенно принял решение немедленно выбить неприятеля с Курганной высоты. Приказав сопровождающим его двум конноартиллерийским ротам открыть огонь по противнику, сам Ермолов во главе 3-го батальона Уфимского полка, ринулся в атаку на французов и общими усилиями батарея была отбита. Алексей Ермолов в бою получил ранение. Барклай-де-Толли вовремя заменил расстроенные части, оборонявшиеся на батарее Раевского, пехотной дивизией генерала Петра Лихачёва.

Смертельное ранение генерала КутайсоваИ. АРХИПОВ

Напрасно Кутузов пытался держать начальника артиллерии Первой Западной армии 28-летнего генерал-майора Александра Ивановича Кутайсова поближе к себе, чтобы не сбежал на поле боя. Кутайсов ослушался приказа и отправился с Ермоловым. Во время контратаки на Курганной высоте он повёл пехоту в штыки на неприятеля. Его лошадь вернулась одна с окровавленным седлом и чепраком. Его тело так и не нашли, смерть эта, без сомнения, героическая, была напрасной, никакой нужды присутствия начальника артиллерии в атаке пехотинцев не было. Но и остановить генерала, рвавшегося в самое пекло было невозможно. Примеров вокруг было достаточно... Позже Кутузов утверждал, что полной победе при Бородино помешала смерть Кутайсова (нашёл крайнего).

Генерал-майор Александр Кутайсов Юрий ИВАНОВПортрет генерала Александра Кутайсова Джордж ДОУ

Кутайсов, которому через 4 дня должно было исполниться 28 лет, перед сражением издал приказ по артиллерии: Подтвердить от меня во всех ротах, чтобы они с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки. Сказать командирам и всем офицерам, что отважно держась на самом близком картечном выстреле, можно только достигнуть того, что неприятелю не уступить ни шагу нашей позиции. Артиллерия должна жертвовать собою; пусть возьмут вас с орудиями, но последний картечный выстрел выпустите в упор, и батарея, которая таким образом будет взята, нанесет неприятелю вред, вполне искупающий потерю орудий

И бойцы свято исполняли его.

Подвиг артиллериста ПавловаВладислав ПРАВДИН

Павлову было ещё только 19 лет. Щадя юношу, начальник хотел поместить его там, где, казалось, будет безопаснее. Павлов возразил: Никому не уступлю своего места, мы во ста верстах от Москвы; там моя родина, там моя мать!... Время ли теперь мыслить о личной своей безопасности (Сергей Глинка)

Бородинское сражениеВ. ШЕВЧЕНКО

Французская атака на Большой редут в Битве под Москвой 7 сентября 1812 г.Альбрехт АДАМ

Атака Большого редутаЖ-Б. AЛЛЕН

Ближе к полудню, желая отвлечь внимание неприятеля от левого фланга и центра русских войск, Кутузов отдал приказ командиру 1-го резервного кавалерийского корпуса генералу Фёдору Уварову и казачьему атаману Матвею Платову переправиться вброд через Колочу и атаковать левое крыло и тыл французов.

Кутузов на Бородинском полеПосылает генералов Уварова и Платова в рейд по тылам французовСергей ГЕРАСИМОВ

Атака 1-го резервного кавалерийского корпуса генерала Ф. П. Уварова при Бородино Август ДЕЗАРНО

Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армииСоломон ЗАЛИХМАН

Казаки Платова посеяли панику во французском тылу, обозы в большом беспорядке обратились в бегство. Кавалерия же генерала Уварова заставила отойти за реку Войну дивизию Орнано из корпуса Евгения Богарне, а затем, провавшись через плотину, начала преследование. Паника была огромная, обозники, маркитантки стали разбегаться, по дорогам неслись бесхозные фуры и повозки. В самый решающий момент битвы Наполеон потерял около двух часов. Воспользовавшись паникой, русское командование смогло перегруппировать и перебросить на Курганную батарею свежие силы.

Атака казаков атамана ПлатоваСемён КОЖИН

Казаки Платова атакуют каре IV корпуса Евгения Богарне Александр АВЕРЬЯНОВ

Рейд этот оценивается историками по-разному. В воспоминаниях современников полно недомолвок и противоречий. Некоторые утверждали, что этот рейд обошёлся без Платова, якобы атаман войска донского пребывал в расслабленном состоянии и приказ был выполнен не до конца. Ермолов, напротив, всеми силами защищал Платова и говорил, что тот как раз один из главных героев сражения. Как бы там ни было, Кутузов остался недоволен действиями Уварова и Платова и они стали теми немногими генералами, активными участниками, не представленными к наградам за Бородинское сражение.

Кавалерийский бой во ржи (фрагменты диорамы). Франц РУБО

Подвиг неизвестного героя (фрагмент диорамы). Франц РУБО

Кавалерийкая атака Офорт Ф. ФОЛЬЦА по рисунку Альбрехта АДАМА

Эпизод Бородинской битвыОфорт Ф. ФОЛЬЦА по рисунку Альбрехта АДАМА

Атака русских кирасир на французскую батарею в сражении при БородиноВиктор МАЗУРОВСКИЙ

После перерыва перед Курганной высотой состоялся кавалерийский бой. Русские гусары и драгуны генерала И.С. Дорохова дважды атаковали вражеских кирасир и прогнали их до самых батарей.

Битва у Москвы-реки или захват Большого редута.Наполеон в окружении генералов руководит Бородинским сражениемКарл ВЕРНЕ

Французская армия атакует батарею Раевского в битве при БородиноЛуи-Франсуа ЛЕЖЕН

Эпизод Бородинского сражения. Наполеон посылает генерала Коленкура на батарею РаевскогоРаскрашенная гравюра ШАРОНА

Наполеон же послал на Курганную высоту значительные силы. Генералу Огюсту Коленкуру, брату бывшего посла Франции в России, ставшего во главе 2-го кавалерийского корпуса после смерти Монбрёна, император приказал любыми средствами зайти в укрепления с тыла. Его передовым частям (саксонцам Тилемана) удалось прорваться на батарею.

Атака саксонцев на батарею РаевскогоНеизвестный художник

Везде кипел рукопашный бой. Вскоре на батарею ворвался весь корпус Коленкура. Вокруг лежали только груды тел... Орудия умолкали, одним из последних выстрелов генерал был убит.

Смерть генерала Огюста Коленкура в Бородинском сражении Люсьен РУССЕЛО

Смерть генерала Коленкура Литография МОТТА по оригиналу ГРЕНЬЕ

Французская атака на батарею Раевского. Смерть генерала Коленкура Альбрехт АДАМ

Граф Коленкур блестяще выполнил свою задачу...пал сраженный пулей... славная и достойная зависти смерть. (Наполеон Бонапарт)

Трудно представить себе что-нибудь ужаснее внутренних частей главного редута. Кажется, что целые взводы были разом скошены на своей позиции и покрыты землей, взрытой бесчисленными ядрами. Тут же лежат канониры, изрубленные кирасирами около своих орудий; погибшая тут почти целиком дивизия Лихачева, кажется, и мертвая охраняет свой редут (французский офицер Цезарь Ложье)

Отказ пленного русского генерала П.Г. Лихачёва принять шпагу из рук НаполеонаА. САФОНОВ

Пётр Гаврилович Лихачев во время атаки находился на батарее. Страдая болями в ногах, он сидел на складном стуле у земляного бруствера, наблюдая за тем, что делалось в поле битвы. Но в тот час, когда саксонские кирасиры ворвались на батарею, поднявшись со своего стула и обнажив шпагу, Лихачёв пошёл навстречу смерти. Несколько ударов штыками, прикладом, и тяжёло раненый он упал на землю, но генеральский мундир с золотым шитьем и эполетами остановил французских солдат. Лихачёв был взят в плен. Его представлили генералу Евгению Богарне, а затем самому Наполеону, который, сказав несколько любезных фраз, хотел возвратить шпагу Лихачёву. На что русский генерал ответил:– Благодарю, ваше величество, но плен лишил меня шпаги, и я могу принять её обратно только от моего государя.

По приказу Наполеона Лихачёва отправили во Францию, по дороге лечили, окружили вниманием. Он стал единственным русским генералом, взятым в плен под Бородино. Но по дороге Пётр Гаврилович скончался в Кёнигсберге от полученных ран.

Генерал Пётр Лихачёв Джордж ДОУ

В пятом часу пополудни большой редут пал. Русские войска отошли к востоку от него на пушечный выстрел и стали в каре, на которое устремилась конница польских уланов дивизии Рожнецкого.

Подвиг генерал-майора В.Г. Костенецкого в Бородинском бою Александр АВЕРЬЯНОВ

На выручку канонирам бросился находившийся поблизости начальник артиллерии 6-го пехотного корпуса генерал-майор Костенецкий, богатырь огромного роста, славившийся своей недюжинной силой и удалью: он сам поднимал пушку, гнул подковы, жонглировал пушечными ядрами, одними пальцами мог согнуть серебряный рубль. Он сражался не саблей, а палашом полуторной длины, специально полученным для него из Оружейной палаты. Сдерживая натиск неприятельской конницы, Василий Григорьевич схватил банник для чистки орудийных стволов и начал им валить врагов. Ободрённые его примером, артиллеристы отбили атаку.

Василий КостенецкийЮрий ИВАНОВ

По легенде в награду за сей подвиг Василий Костенецкий попросил императора Александра сделать банники железными.На что Государь ответил:– Мне не трудно ввести в артиллерии железные банники, но где найти столько Костенецких, которые могли так владеть ими...

Кутузов в окружении штаба Александр АПСИТ

Битва под Москвой 7 сентября 1812 г.Гравюра П. БРЮНЕЙЕРА по оригиналу Жана-Шарля ЛАНГЛУА

Бородинское сражениеДенис ДАЙТОН

Бородинский бойВ. ШЕВЧЕНКО

Одним из слабых мест обороны русских была Старая Смоленская дорога, ведшая в тыл нашей армии. Поэтому на этом участке в районе Утицкого кургана был сосредоточен 3-й пехотный корпус под командованием генерал-лейтенанта Николая Тучкова-Первого. Кроме этого, в составе отряда Тучкова было порядка 15 тысяч ратников Московского и Смоленского ополчений, возглавляемых генералами Марковым и Лебедевым соответственно. Боевой опыт у смоленских ратников, конечно, уже был, а московские были подготовлены поспешно. Вооружены они были в основном топорами и пиками. Французам удалось обнаружить место расположения отряда Тучкова и уничтожить его было поручено корпусу Понятовского, который должен был начать наступление одновременно с первой атакой французов на Семёновский редут. Но этого не случилось, так как Понятовский из-за плохих лесных дорог застрял в пути. Его отряд появился на горизонте только в девятом часу утра и был встречен сильным артиллерийским огнём русских орудий. Но Понятовский обязан был занять курган, этот важный пункт, дававший возможность обойти не только отряда Тучкова, но и впоследствие левый фланг всей русской армии. К 11 часам подоспело подкрепление – пехотная дивизия корпуса генерала Карла Фёдоровича Багговута.

Бой за Утицкий курганОлег ПАРХАЕВ

Лейб-гвардии гренадерский полк в сражении при Бородино Дивизия Строганова в боях на Старой Смоленской дороге Митрофан ГРЕКОВ

Генерал Тучков срочно организовал войска для контратаки: на левом фланге расположил дивизию Олсуфьева, на правом – Строганова, в центре – Павловский полк, который возглавил сам, ринувшись вперёд с обнажённой шпагой.

Эпизод Бородинского сражения в центре генерал Н.А. ТучковВ. ВАСИЛЬЕВ

Эпизод Бородинского сражения в центре генерал Н.А. Тучков (фрагмент)В. ВАСИЛЬЕВ

У кургана начался ожесточённый рукопашный бой, длившийся более часа. Первым на вершину ворвался Павловский полк, во время этой атаки был смертельно ранен командир. Узнав, что Утицкий курган занят русскими войсками Николай Алексеевич поблагодарил своих солдат. Вот так практически одновремено семья Тучковых потеряла двух сыновей (Тучков Третий, как мы помним, попал в плен под Валутиной горой) – старшего и младшего. Если тело младшего брата не было найдено вообще, то раненого Николая Алексеевича перевёз брат Алексей Алексеевич в Можайск, а затем в Ярославль. Ранение было очень тяжёлым, в сознание Николай приходил крайне редко, а через три недели скончался.

Генерал-лейтенант Николай Тучков Первый Юрий ИВАНОВПортрет генерала Никола Тучкова Первого Джордж ДОУ

Тучкова сменил генерал Багговут. Защитники Утицкого кургана держались стойко и мужествено отбивали атаки противника. И только тогда, когда защитники флешей отступили за Семёновский овраг и Утицкий отряд мог оказаться отрезанным от остальной армии, генерал Багговут приказал снять с высоты артиллерию, отойти к Семёновскому ручью и стать в один ряд с основными силами Второй армии.

Московские ополченцы в боях на Старой Смоленской дороге. В. КЕЛЛЕРМАН

Рядом с регулярными войсками, не уступая им в храбрости, активное участие в боях на Старой Смоленской дороге принимали ратники-ополченцы. Порой, добыв себе оружие, ополченцы сражались плечом к плечу с регулярными войсками. Они же сыграли большую роль в спасении раненых.

Они во время сражения выбегали даже вперед фронта к стрелкам и выхватывали почти из рук неприятеля своих раненых, относили их туда, где назначено было им место, сие делали с таким усердием и мужеством, что многие из них были побиты, они сохранили раненых несколько тысяч человек, а без них раненые должны бы все погибнуть, ибо строевых солдат на такое многое число нельзя было отделить. (генерал-квартирмейстер М.С. Вистицкий)

Кстати, одним из полков, входившим в состав Московского ополчения на Большой Смоленской дороге и оказавшим примерную храбрость, был 1-й егерский, под началом Николая Никитовича Демидова, собранный и оснащённый на собственные средства промышленника, который он содержал до конца войны с французами и был его шефом.

За веру и отечествоАлександр ЧАГАДАЕВ

Пара слов о полковых священниках, чье героическое поведение заставляло командиров хлопотать о награждении их боевыми орденами. Они шли в бой, вооруженные только крестом, находились рядом с солдатами, вселяя в них веру в победу, причащая умирающих, хороня павших.

Эпизоды битвы при БородиноНиколай САМОКИШ

Спасение раненого офицера. 1812 г. Бородино Максим БОРИСОВ

Конногвардейцы при БородиноАлександр АВЕРЬЯНОВ

Ранение князя Андрея на Бородинском полеНиколай САМОКИШ

В санитарной палатке на Бородинском полеАлександр АПСИТА о коллегах даже и пары слов не получается...

Битва при БородиноШарль МОТТЕ по оригиналу МАРТИНЭ

В резерве у Наполеона оставалась испытанная в боях гвардия, около 20 тысяч лучших солдат Европы, которые рвались в бой. Маршалы Мюрат, Ней неоднократно требовали ввести резерв в бой, дабы завершить сражение победой. Император всё время колебался и когда уже был готов сделать это, стоявший рядом маршал Бессьер тихо на ухо сказал: Сир, Вы находитесь в 800 лье от Вашей столицы. А Наполеон, глядя в подзорную трубу сквозь огонь и дым сражения, видел вдали какие-то значительные массы людей, стоящие в тылу у русских; ему ведь было неведомо, что это было московское ополчение (среди них был и поэт Василий Жуковский), вряд ли представлявшее реальную силу для его гвардейцев. Но он так и не рискнул ввести свой резерв.

Подвиг артиллеристов Эпизод Бородинского сраженияФранцузы осматривают поле боя после сраженияАлександр АВЕРЬЯНОВ

Конец Бородинского сраженияВасилий ВЕРЕЩАГИН

Битва при Бородино Гравюра по меди Сергея ФЁДОРОВА по рисунку Доминико СКОТТИ

Бивак итальянской гвардии, 7 сентября 1812Альбрехт АДАМ

Бородинское сражение длилось от восхода солнца и до его заката. К 18 часам вечера атаки противников прекратились по всей линии фронта. Продолжалась только артиллерийская пальба да ружейная перестрелка в передовых цепях, где отважно действовала егерская пехота. Последние пушечные выстрелы прозвучали около 22 часов вечера в полной темноте. Великая армия заставила русские войска отступить от начальных позиций на 1–1,5 км. Вопреки частым утверждениям, что ночью французские войска были отведены на позиции, которые они занимали накануне сражения, это не так. Они ночевали на поле брани, которое таким образом осталось за ними. При этом и Наполеон, и многие русские генералы ожидали, что сражение продолжится на следующий день. Но этого не случилось. Узнав об огромных потерях, главнокомандующий генерал от инфантерии Михаил Илларионович Кутузов приказал армии отступать. Об итогах сражения – завтра.

Весь материал не поместился, так что не обессудьте...

pro100-mica.livejournal.com

Картина "Бородино": описание. Бородино - картины сражения разных художников

Искусство и развлечения 21 декабря 2017

Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.

Историческая битва

На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.

бородино картина

Непобедимые

Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.

бородино картины художников

По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.

Видео по теме

Документы времени

Летопись самого кровопролитного однодневного сражения в живописи и графике вели художники с обеих сторон. Русские и французские офорты и картины «Бородино» представляют битву как документ эпохи. Стремительные карандашные зарисовки охваченных дымом и пылью атак и их отражений позже были переведены в гравюры и литографии.

Французский взгляд

Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А. Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Потом они были воссозданы в литографии.

Русская правда Верещагина

Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.

картина бородино описание

Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.

В начале XX столетия

В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.

Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.

бородино картины сражения

Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).

Советские художники о битве под Москвой

Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.

Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.

картины битва бородино

Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо

Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.

Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.

Легенды нашего века

Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.

н н побединская 1960 описание картины бородино

На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Картины Филонова, биография художникаИскусство и развлечения Картины Филонова, биография художника

Выдающийся представитель русского авангарда Павел Николаевич Филонов с начала XX века стал известен как автор особой, аналитической живописи. Легендой стал его сильный характер, от которого произошла неколебимая убежд...

Картины маслом. Современные художники: пейзажная живописьИскусство и развлечения Картины маслом. Современные художники: пейзажная живопись

Современный пейзаж маслом, прежде всего, отличается теми красками, которые используют современные художники. Они вряд ли пользуются кристаллами, которые были в широком ходу у всех художников, начиная с эпохи Возрожден...

Картины Анатолия Зверева (художника)Искусство и развлечения Картины Анатолия Зверева (художника)

В конце мая 2015 года в Москве был открыт музей русского художника Анатолия Тимофеевича Зверева. Перед этим прошло несколько больших выставок, посвященных творчеству мастера, на которых было впервые выставлено множест...

Живописные шедевры М.В. Нестерова - картины настоящего русского художникаИскусство и развлечения Живописные шедевры М.В. Нестерова - картины настоящего русского художника

Среди самых выдающихся мастеров русской живописи рубежа XIX и XX веков заслуженно упоминается имя Михаила Васильевича Нестерова. Картины этого живописца и графика на заре творческой деятельности ценили передвижники и ...

Картины Матисса. Французский художник Анри МатиссИскусство и развлечения Картины Матисса. Французский художник Анри Матисс

Знаменитый французский художник Матисс прожил долгую жизнь, за которую он создал множество живописных полотен, графических работ, скульптурных композиций из керамики и панно, в том числе в технике декупаж. Его творчес...

Сочинение по картине Образование Сочинение по картине "Село Хмелевка". Художник Николай Михайлович Ромадин

Родители, чей ребенок учится в школе, должны быть готовы подсказать любимому чаду информацию по заданиям на дом. Сочинение по картине «Село Хмелевка» или любые другие описания – это то, что достаточн...

Описание двигателя на автомобилях разных моделейАвтомобили Описание двигателя на автомобилях разных моделей

Все движущиеся технические устройства, автомобили, строительная техника, водный транспорт и мн. др., оснащаются силовыми установками различных характеристик. В большинстве случаев это двигатели внутреннего сгорания, д...

Как промывать нос ребенку? Описание процедуры для детей разных возрастовЗдоровье Как промывать нос ребенку? Описание процедуры для детей разных возрастов

Как промыть нос ребенку физраствором, знает не каждый родитель, и это большой минус. Промывание носоглотки или носа – это не просто эффективная гигиеническая процедура, но и хорошая профилактическая мера против ...

Картина Айвазовского Искусство и развлечения Картина Айвазовского "Чесменский бой": кратное описание полотна художника

И.К. Айвазовский – выдающийся российский художник-маринист, коллекционер, меценат. Его полотна по праву считаются шедеврами, а сам автор пользуется славой не только в России, но и за рубежом. Художник был членом...

Пауль Клее: картины и их описание. Немецкий и швейцарский художник Пауль Клее (Paul Klee)Искусство и развлечения Пауль Клее: картины и их описание. Немецкий и швейцарский художник Пауль Клее (Paul Klee)

Художник Пауль Клее является одним из наиболее видных представителей авангардной живописи первой половины XX века. Его считают своим сразу в двух европейских государствах, ведь, будучи гражданином Германии, он родился...

monateka.com

Бородинское сражение в полотнах художников. ФОТО

«Вам не видать таких сражений!...Носились знамена как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел».М. Лермонтов. «Бородино»

Бородинское сражение в полотнах художников

Русские войска у Шевардина. Художник С. Герасимов. 1941 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Атака Шевардинского редута. Литография по русунку Н. Самокиша. 1910 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Бой за Шевардинский редут. Художник А.Ю. Аверьянов. 2002 г. Холст, масло. 80x130,5. Музей-заповедник «Бородинское поле».

Бородинское сражение в полотнах художников

2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут. Художник И.В. Евстигнеев. 1956 г. Холст, масло. 90x150. Музей-заповедник «Бородинское поле».

Бородинское сражение в полотнах художников

Подвиг солдат генерала Горчакова. Художник Ю. Цыганков. 1955 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения. Художник Ю. Атланов. 1982 г.

Бородинское сражение в полотнах художников«Молебен накануне Бородинского сражения». Цветная литография с рисунка Н. Самокиша. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Под изображением печатный текст: «День 25 августа - канун Бородинского боя - прошел в приготовлениях к предстоящему сражению. Все готовились к смерти, понимая, что должно или умереть, или спасти Отечество. Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий приказал пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери»Бородинское сражение в полотнах художников

Бородинское сражение. Художник А.И. Дмитриев-Мамонов. 1812 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Надпись под изображением в центре: «26 Августа - 1812. Рисовано во время самого сражения»

Бородинское сражение в полотнах художников

Атака гвардейских егерей и матросов. Художник В. Келлерман. 1955 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона). Художник Р. Горелов. 1955 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Акварель неизвестного художника. 1-я четверть XIX в. Фрагмент.

Бородинское сражение в полотнах художников

М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк. 1951 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Атака 3-го пехотного корпуса маршала Нея на Семеновские флеши. Гравюра Кенига по огригиналу К. Ланглуа. 1-я половина XIX в.

Бородинское сражение в полотнах художников

Эпизод Бородинского сражения. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография Н. Богатова. 1912 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Подвиг артиллериста Павлова. Художник В. Правдин. 1955 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле. Художник А. Вепхадзе. 1948 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении. Художник А. Коцебу. Середина XIX в.

Бородинское сражение в полотнах художников

Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении. Художник Н.С. Самокиш. 1911 г. Эскиз. Холст, масло. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Бородинское сражение в полотнах художников

Атака лейб-гвардии Литовского полка. Художник Н. Самокиш. 1912 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Сражение под Москвой. Литография Мотта по оригиналу Мартине. XIX в.

Бородинское сражение в полотнах художников

Атака саксонцев в районе Семеновского оврага. Литография М. Кранца по оригиналу Л. Шустера. 1-я половина XIX в.

Бородинское сражение в полотнах художников

Смертельное ранение генерала Кутайсова. Художник И. Архипов. 1975 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

М. И. Кутузов на Бородинском поле. Художник С. Герасимов. 1952 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии. Художник Зелихман. 1959 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

Кавалерийская атака генерала Ф. П. Уварова. Раскрашенная литография С. Васильева по оригиналу А. Дезарно. 1-я четверть XIX в.

Бородинское сражение в полотнах художников

Отказ пленного русского генерала П. Г. Лихачева принять шпагу из рук Наполеона. Хромолитография А. Сафонова. Начало XX в.

Бородинское сражение в полотнах художников

Взятие русского редута французскими гренадерами. Литография Ластейи по оригиналу К. Верне. 18130-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Бородинское сражение в полотнах художников

Битва при Москве-реке. Гравюра Лебо по оригиналу Ноде. 1810-е годы. Государственный музей А.С. Пушкина

Бородинское сражение в полотнах художников

Смерть генерала Коленкура. Литография Мотта по оригиналу Гренье. 1820-1830-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Бородинское сражение в полотнах художников

Битва за Москву или взятие Большого редута. Гравюра неизвестного автора. 1820-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Бородинское сражение в полотнах художников

Сражение при Бородине 26 августа 1812 г. Гравюра С. Федорова под наблюдением С. Карделли по рисунку Д. Скотти. С.-Петербург. 1814 г. Музей-панорама «Бородинская битва».

Бородинское сражение в полотнах художников

Лейб-гвардии гренадерский полк в сражении при Бородине (Дивизия Строганова в боях на Старой Смоленской дороге). Художник М. Греков. 1912-1913 гг.

Бородинское сражение в полотнах художников

Бородинский бой. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.

Бородинское сражение в полотнах художников

Атака Лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в 1812 г. Художник В.В. Мазуровский. 1910-1912 гг. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова.

Бородинское сражение в полотнах художников

Московские ополченцы в боях на Старой Смоленской дороге. Художник В. Келерман. 1957 г.

Бородинское сражение в полотнах художников

В.В. Верещагин. Наполеон I на Бородинских высотах

Бородинское сражение в полотнах художников

Х. В. Фабер дю Фор «На Бородинском поле, 17 сентября 1812 г.»

Бородинское сражение в полотнах художников

А. Адам «Битва под Москвой 7 сентября 1812 г.»

Бородинское сражение в полотнах художников

А. Адам «Французская атака на батарею Раевского и смерть генерала Коленкура 7 сентября 1812 г.»

Бородинское сражение в полотнах художников

А. Адам «Поле битвы в окрестностях Москвы 8 сентября»

zema.su


Смотрите также