Боровиковский Владимир ЛукичКартины и биография. Боровиковский картины


Владимир Боровиковский: портреты, биография

Картины Боровиковского

Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород – 1825, Санкт-Петербург), – русский живописец, портретист, миниатюрист, иконописец; представитель сентиментализма. Владимир Боровиковский внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей.

 

Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Боровиковского, особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797). Мягкая и нежная грусть, томная меланхолия пронизывают всю художественную ткань произведения.

С 1800-х гг. Владимир Боровиковский испытал влияние классицизма ("А. Б. Куракин", 1801-02).

 

Биография Боровиковского

В 1787 году Екатерина II направлялась через Украину в недавно присоединенный к Российской империи Крым. На пути ее следования возводились всякого рода пышные сооружения и дворцы. Один из них декорировал приписанный к Миргородскому полку сын мелкого казачьего старшины Владимир Лукич Боровиковский. По преданию, императрица похвалила украшение дворца, и на полученный гонорар художник смог в декабре 1788 года поехать в Петербург. В Петербурге Владимир Боровиковский поселился в доме Н. А. Львова, архитектора, поэта, одного из образованнейших людей того времени. Львов верил в незаурядный талант украинского мастера и способствовал получению им заказов. Львов помогал Владимиру Боровиковскому понять петербургскую художественную жизнь. Ведь молодой живописец, подобно своему отцу и братьям, писал до той моры лишь иконы да в чем-то близкие к иконам «парсунные» портреты видных миргородских казаков. Теперь начался процесс освоения живописной культуры и в этом ему помог художник Лампи-отец, оказывавший Боровиковскому всяческое содействие. Нравилась Владимиру Боровиковскому живопись Виже-Лебрен и Вуаля и, вероятно, Левицкого, портрет которого он написал. Но никаких «цитат», подражания даже в ранних петербургских работах художника нет. Где-то к середине 90-х годов Владимир Боровиковский выдвигается в первые ряды русских портретистов. Перед нами зрелый, умудренный мастер. Об этом свидетельствует исполненный им портрет Екатерины II. Владимир Боровиковский показал императрицу, прославленную в чеканных, громоподобных одах стихотворцев, в облике «уютной, пожилой женщины в салопе». В обществе того времени нарождалась, еще, правда, очень робко, потребность в искусстве личном, в портрете более камерном по сравнению с прежним показным, парадным. Творчество Боровиковского, пожалуй, скорее, завершает линию портрета XVIII века, чем открывает новый этап развития. Но нетрудно заметить и его отличия от предшественников. Портрет Боровиковского тяготеет к более непосредственной эмоциональности. Можно говорить об определенном родстве его живописи (в частности, ряда женских портретов) с поэзией русского сентиментализма. Вспомним ли мы портрет М. Лопухиной (1797) или портрет Е. Нарышкиной (1799), мы увидим, как привязан Владимир Боровиковский к «прекраснодушной чувствительности». Его миловидные героини почти всегда томятся в неясных ожиданиях, чуть меланхоличны. Но они и доверчивы и душевны. Фигуры на портретах почти скульптурно выделяются на фоне пейзажа, смягченного бликами рассеянного света, порой чуть загадочного (таков, например, портрет Скобеевой). Художник мастерски пишет сияние драгоценностей, блеск атласных и шелковых тканей. Но живопись его носит часто несколько приглушенный характер, цвет как бы «обволакивает» дымкой изображенный предмет. И оттого не возникает ощущения холодной демонстрации богатства. Владимир Боровиковский всегда смотрит с неким умилением на своих героев. Он их старается видеть такими, какими они должны были бы быть. Конкретность, чувственность переплетаются с идеальными представлениями о добре и прекрасном. Эти свойства есть и в парадных, но своим функциям портретах Павла 1 (1800), А. Б. Куракина (1801). Полотнам Боровиковского присуща известная повторяемость приемов. Владимир Боровиковский работал и всю первую четверть XIX столетия. Но в ту пору в портрете приобретают большее значение иные тенденции и, прежде всего, романтические, связанные с творчеством Ореста  Кипренского. Портреты Боровиковского в эти годы становятся более характерными, но вместе с тем часто теряют поэтическое обаяние. Несколько рационалистическая линейность, к которой порой стремится художник, явно не сродни его дарованию. Пишет он большие иконы для Казанского собора, в чем-то напоминающие его парадные портреты. В последние годы художник живет в кругу мистических интересов. Он сближается с так называемым «Духовным Союзом» Е. Ф. Татариновой. Однако на творчестве его эти увлечения существенно не отразились. Неровный, но искренний мастер Боровиковский был художником огромного масштаба. Он определил своим творчеством целую эпоху в истории русского портрета и живописи в целом. Противоречия его метода мы не можем рассматривать механически как «недостаток». Они определялись его отношением к жизни, взглядом на людей как носителей добра, чуждых всякому злу. Его портреты и сейчас привлекают не только блеском мастерства, но и лиричностью чувств, своей неповторимой эмоциональной интонацией.

Из книги "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Холст, масло. 94,5x66 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. Холст, масло. 72x53,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Холст, масло. 266x202 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет неизвестной в голубой шали. 1795

Портрет Муртазы-Кули-хана. 1796

Портрет Марии Николаевны Яковлевой. 1812

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1810. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Екатерины II

Портрет Е.В.Родзянко. 1821. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813. Холст, масло

Портрет графа Л.К.Разумовского. 1800-е

Портрет генерал-майора Фёдора Артемьевича Боровского. 1799. Холст, масло

Портрет Г.Р.Державина. 1811

Портрет великой княжны Марии Павловны. Холст, масло

Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь. 1812

Портрет А.П.Дубовицкого. Между 1816 и 1821

Портрет А.И.Васильева. 1794

Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских. 1814

Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825

Мужской портрет

Лизынька и Дашинька. 1794

Иов и его друзья. Конец 1810-х

Зима в виде старика. Холст, масло

Еванглист Матфей

Христос со сферой

Портрет Павла I, российского императора. 1796

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

В. Л. Боровиковский, художник: картины, биография

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) был одним из самых талантливых художников конца XVIII – начала XIX века. Его портреты, нежные, сентиментальные и пышные, парадные, раскрывают нам дворянскую культуру этого времени, когда проливали слезы над «Бедной Лизой» Н. Карамзина, читали шутливую «Жизнь Званскую» Г. Державина, восторгались новым слогом, которым стал писать А. Пушкин.боровиковский художник

Детство и юность

Будущий художник родился в Малороссии в шумном Миргороде, в семье казака Луки Боровика. Весь клан Боровиковских служил в Миргородском полку. Не стал отступать от семейной традиции и Владимир Лукич. Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку. С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы. Именно с икон начинал и сам Владимир. Но в 1787 году, когда Владимиру Лукичу было уже тридцать лет, Екатерина II отправилась в Крым. Предводитель дворянства Киевской губернии, поэт XVIII в. В. Капнист пригласил Боровиковского расписывать помещение, в котором должна была остановиться императрица. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы. Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом.

Северная столица

Первые десять лет, по рекомендации, Владимир Лукич проведет в гостеприимном и шумном доме архитектора Н.А. Львова. В нем собирается культурный цвет столицы. У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице. Все жадно впитывает Боровиковский. Художник берет уроки в мастерской И.Б. Лампи. Среди первых работ можно выделить портрет О.К. Филипповой.художник боровиковский картины Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. Она не жеманничает. Не кокетничает, а просто спокойно и приветливо смотрит на зрителя большими миндалевидными глазами. Молодая женщина нежна и мечтательна.

Первые портреты

Непринужденно пишет Боровиковский. Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. Такова Е.Н. Арсеньева.в л боровиковский художник Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас, изображая собой пастушку. В руке она держит символ богини любви – яблоко. Сияют, блещут перламутром краски, сверкает весельем юное свежее личико, задорно вздернут курносый носик. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Сияющую молодость написал Боровиковский. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности.

Лирическое произведение

В столице пробежало семь лет жизни, и перед нами – зрелый Боровиковский. Художник создает лирическую поэму. Нет, пожалуй, элегию Марии Ивановне Лопухиной, где молодая женщина и природа сольются в единое целое.художник боровиковский биография Ее поза совершенно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна. Гармония создается всем строем портрета – линии певучи и плавны, положение руки повторяет форма ветки дерева над молодой женщиной. Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками, играет свет и тень. Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки. Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки. Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В.Л. Боровиковский. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера.

Мужской портрет

Екатерининский вельможа привлек живописца своим незаурядным умом. художник боровиковский владимир лукичДмитрий Прокофьевич Трощинский вышел из самой простой семьи писаря. Учился он в Киевской духовной академии, а в итоге стал статс-секретарем Екатерины Великой. Со всеми орденами и регалиями, овеянным славой суворовских походов, мужественным изобразил его художник. С большим реализмом написано его суровое и энергичное лицо.

Г. Р. Державин

Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. Первый раз, когда поэт занимал государственные должности и был полон энергии, которой хватало и на работу губернатором в Карелии, и на поэтическое творчество. Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека. Этот портрет представляется более интересным. В нем нет кабинетного антуража. Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу.державин В парадном алом мундире с орденами св. Александра Невского, св. Владимира, св. Анны и св. Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. Наступила осень жизни. И поэт с достоинством ее встречает, а вскоре он увидит своего юного преемника, который перевернет всю русскую словесность и обрадуется встрече с ним. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. Достойная старость.

В своей мастерской

Уезжая из России, И.Б. Лампи, учитель Боровиковского, передает ему свою мастерскую. В ней художник будет жить и работать, покинув дом Львовых. Он выработал уже свою технику, которую до конца дней будет оттачивать, передавая свое мастерство ученикам. А самым любимым у него был А.Г. Венецианов, который увлечется работой в собственном имении и будет писать своих крестьян. Но это потом, позже.

Техника и приемы живописца

Художник Боровиковский Владимир Лукич за 38 лет работы создаст бесчисленное количество портретов. Он научился легко и прозрачно писать, выстраивать композицию. Но главное внимание он обращал на внутренний мир человека, на его личные неповторимые черты. Все служило только рамой для лица – и поза, и положение рук, и пейзаж. К особенностям его письма можно отнести особые переливы, перламутровость красок, которые соединялись у него с академической точностью рисунка.

На шестьдесят восьмом году жизни умер художник Боровиковский. Биография его наполнена неустанной работой, встречами с друзьями, которые зачастую были и его заказчиками. Не потому ли от его портретов исходит любовь и тепло.

fb.ru

Галерея картин известного русского художника

Портрет Боровиковского В.Л. работы И. С. Бугаевского-Благодатного (1825)Боровиковский Владимир 1825гБоровиковский Владимир Лукич - [24.7(4.8).1757, Миргород, - 6(18).4.1825, Петербург], русский и украинский художник-портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди - иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 - в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На мировоззрение и эстетические взгляды Б. оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794, "Торжковская крестьянка Христиния", около 1795, - оба в Третьяковской галерее).За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 - советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты сентиментализма. Б. разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу ("Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке", 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. - Русский музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801-02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) - энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной». Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова. В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.). В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть. Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма. В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

pavlishak.ru

В. Боровиковский: портреты » Выдающиеся художники

 

И.В. Бугаевский-Благодатный «Портрет художника В.Л. Боровиковского» (фрагмент)

В. Л. Боровиковский – один из самых известных русских портретистов. И хотя художник успешно работал в других жанрах живописи, именно портрет является вершиной его творчества. Работы Боровиковского хранятся в крупнейших музеях и картинных галереях России: в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, являясь национальным достоянием.

О художнике

В начале пути

Владимир Лукич Боровиковский родился 4 августа 1757 г. в украинском городе Миргороде, который позднее прославил в своих произведениях Н.В. Гоголь. Художественные способности проявились у него уже в детстве, и переданы они ему были от отца и дяди, которые писали иконы, расписывали церкви, обращались и к портретной живописи. Всех своих четырёх сыновей он приобщил к искусству.

Но это занятие считалось тогда просто увлечением, а потомки казаков, следуя семейной традиции, должны были посвятить себя военному делу. Шесть лет (1774-1780) служил В. Боровиковский в Миргородском казачьем полку, но не оставлял занятия живописью. Тяга к творчеству всё-таки одержала верх, и подающий надежды молодой поручик бросает военную службу, полностью посвятив себя живописи. Как отец, дядя и братья, он пишет иконы для украинских храмов и церквей.

И.В. Бугаевский-Благодатный «Портрет художника В.Л. Боровиковского»

Однажды его пригласили выполнить роспись стен особняка В.В. Капниста в Кременчуге, который должна была посетить императрица Екатерина II, следуя в Крым. Она была поражена искусством, с которым была выполнена роспись, и творческой фантазией художника: на одной картине она была изображена в образе крестьянки, засевающей поле, а Пётр I– простым пахарем. На другой императрица увидела себя в образе богини Минервы. Это событие и сыграло решающую роль в судьбе Боровиковского: Екатерина II пригласила его в Петербург.

В Петербурге

В 1788 г. Боровиковский переезжает в Петербург, здесь начинается его карьера придворного художника. Он пишет парадные и камерные портреты, миниатюры – благодаря ему мы сейчас можем видеть, как выглядели известные люди того времени: Павел I, Екатерина II, князь Куракин, князь Волконский, поэт Державин и многие другие известные и неизвестные личности конца XVIII в.

Академического художественного образования он не получил, т.к. в Академию художеств уже не мог поступить в силу своего возраста, но самообразованием занимался постоянно: брал частные уроки у русского художника Д. Левицкого и австрийского художника И. Лампи.

В 1794 г. перед комиссией Академии художеств была выставлена его картина «Портрет Екатерины II на прогулке». За неё художник был удостоен звания академика живописи. После этого он становится советником при Академии художеств и одним из самых востребованных портретистов.

«Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» (1794)

В. Боровиковский «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»

Холст, масло, 94,5х66 см. Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

Данный портрет не был заказан, его задумали для Боровиковского друзья из кружка Н. А. Львова, чтобы продемонстрировать талант художника, показав потом портрет во дворце. Это камерный портрет (частный, когда натура изображается в домашней или бытовой обстановке).

Художник писал императрицу не с натуры, для этого ему позировала её камер-фрау. История говорит о том, что на Екатерину II портрет не произвел особого впечатления, но, видимо, это было связано с тем, что для того времени портрет был не совсем обычным – он написан в стиле сентиментализма, тогда как императорские и придворные портреты писались обычно в стиле классицизма. Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов».

Екатерине 65 лет. На прогулке она опирается на посох из-за своего ревматизма. Её одежда подчеркнуто неофициальна: шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец. У её ног собака, комнатная левретка (собака декоративной породы) императрицы по кличке Земира, которую Екатерина очень любила. Императрица показана простой «казанской помещицей», без всякого официоза и торжественности.

В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён.

Но поза императрицы полна достоинства, она жестом указывает на памятник своих побед – Чесменскую колонну. Чесменская колонна имеет символическое значение. Она обозначает силу и славу русского флота, напоминая о победе в Чесменском сражении в 1770 г., благодаря которой граф Алексей Орлов получил титул «Чесменского».

Последние годы жизни

Он написал несколько икон для Казанского собора и для храма при Смоленском кладбище в Петербурге. Его учениками были А. Венецианов, И. Бугаевский-Благодатный. Но с годами заказы стали поступать всё реже, и художник всё больше стал избегать встреч, стал отшельником и 18 апреля 1825 г. тихо скончался в своём доме в Петербурге, оставив завещание: раздать его имущество нищим.

Похоронен художник в Александро-Невской лавре.

Парадные портреты

Как мы уже отмечали выше, В. Боровиковский создал целую галерею парадных портретов. Один из самых известных – «Портрет Павла I в белом далматике».

«Портрет Павла I в белом далматике» (1799-1800)

В. Боровиковский «Портрет Павла I в белом далматике»

Холст, масло, 49×33,8 см. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. 

Император Павел I изображён на ней в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена, к которому он в ту пору принадлежал.

Портрет Павла I являлся эскизом к большому парадному изображению императора, написанному Боровиковским для конференц-зала Императорской Академии художеств. В 1799 г. в Зимнем дворце Павел возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. Император на портрете в торжественном одеянии, в котором он желал видеть себя на парадных изображениях. Возвышение у трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие. В глубине виднеется часть дворцовой архитектуры. Он изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Далматик из бархата – древняя одежда византийских императоров.

«Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801-1802)

В. Боровиковский «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера»

Холст, масло, 259х175 см.Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

В. Боровиковский виртуозно владел кистью и умел изобразить на полотне фактуру материала: мягкость бархата, блеск золота, волну струящегося атласа, сияние драгоценных камней – всё, что может подчеркнуть богатство и знатность. Он также умел виртуозно льстить богатым и влиятельным персонам, но без этого придворному художнику обойтись было нельзя. Но художник хорошо усвоил слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат…». Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям.

 На огромном портрете князь Куракин изображен на фоне обстановки, каждая деталь которой «характеризует» его личность. А личность эта – хитрый царедворец, интриган и льстец.

Рядом с фигурой Куракина – бюст императора Павла I, слева – вид на Михайловский дворец и мантия рыцаря Мальтийского ордена. Обстановка говорит о том, что вельможа занимает высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя, некогда очень красивое, но сейчас, по словам Боровиковского, «эпикуреизм его был виден во всех его движениях».  

Справка

Александр Борисович Куракин (1752-1818), член Государственного совета, воспитывался вместе с великим князем Павлом Петровичем под руководством своего дяди, графа Н.И. Панина. В то время их связывала тесная дружба.

Затем Куракин учился в Киле и Лейдене. Екатерина за близость к цесаревичу удалила его в деревню, где он собрал громадную библиотеку. По восшествии на престол Павел I назначил его вице-канцлером.При Александре I он был послом в 1806 г. в Вене и в 1808-1812 гг. в Париже. 

Боровиковский создал много портретов членов императорской семьи: «Портрет Анны Павловны и Николая Павловича детьми», «Портрет Александры Павловны», «Портрет Елены Павловны», «Портрет Марии Павловны».

Портреты Г.Р. Державина

«Портрет поэта Г.Р. Державина» (1795)

В. Боровиковский "Портрет поэта Г.Р. Державина"

Картон, масло, 28,7х23,5смКартина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Xудожник показал поэта энергичным и державным. Он сенатор, член Российской академии и прославленный поэт. Увлечен общественными делами, просветительскими идеалами и творчеством. Художник с уважением относится к Державину, и это чувство умело передаёт в портрете.Полный силы и энергии, с румяным лицом, Державин изображен сидящим в кресле у письменного стола, заваленного рукописями. Он полон сил и энергии. Его образ живой и реалистичный, хотя творчество художника получило становление в эпоху классицизма, переходящую в сентиментализм. Искусствоведы отмечают, однако, что в портрете недостаёт психологичности, но он восполнит её в другом, более позднем портрете Державина.

«Портрет поэта Г.Р. Державина» (1811)

В. Боровиковский "Портрет поэта Г.Р. Державина"

Холст, масло, находится в Государственном музее им. А.С. Пушкина в Москве.

Этот портрет более проникновенный и близкий к классическому идеалу. Мы не видим уже здесь принципа натюрморта – не окружающие натуру предметы говорят о ней, а сама натура говорит о себе. Умный, проникновенный и чуть насмешливый взгляд человека, прошедшего уже значительную часть своего жизненного пути и не потерявшего живое восприятие мира. Награды, знаки отличия и достоинства, парадный мундир – всё присутствует на картине, но главное – присутствует сам человек, неповторимая личность Державина.

Женские портреты В. Л. Боровиковского

Конечно, самым знаменитым из них является портрет Марии Лопухиной.

«Портрет М.И. Лопухиной» (1797)

В. Боровиковский "Портрет М. Лопухиной"

Холст, масло, 72х53,5 см. Находится в Третьяковской галерее в Москве.

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779-1803), из графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина, которая через год после свадьбы cкончалась от чахотки.

Художник использовал принцип натюрморта – окружение персонажа, помогающее раскрыть его образ. Боровиковский показывает не общественный статус Лопухиной, а личные черты её характера: живой ум, ироничность, нежность, сознание своей женской привлекательности. Гармоничное слияние человека с природой характерно для эстетики конца XVIII в., это черты сентиментализма. Лопухина изображена на фоне пейзажа, он перекликается с обликом молодой женщины: её чуть склонённая фигура повторяет форму склоненных колосьев, берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Необычайная поэтичность передана в этом женском портрете, которым восхищались не только современники, но  продолжаем восхищаться и мы.

Через сто лет русский поэт Я. Полонский написал об этом портрете:

Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье – тень любви, и мысли – тень печали,Но красоту её Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать,Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Портрет М. Лопухиной долгое время хранился у родственников и ценился как семейная реликвия. В доме дочери Ф. Толстого, супруги московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов. Так картина попала в собрание Третьяковской галереи.

«Лизонька и Дашенька» (1794)

В. Боровиковский "Лизонька и Дашенька"

Холст, масло 31,8 x 26,1. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.На портрете изображены горничные семьи Львовых, в доме которого Боровиковский поселился в первое время жизни в Петербурге. Юность и нежная красота девушек переданы с любовью и простотой. Ничего лишнего, подчёркнута только неповторимая пора расцвета: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец и робкая надежда счастья.

Запечатлены в работах художника и его немногочисленные друзья: Д. Левицкий, И. Бугаевский-Благодарный, В. Капнист, А. Менелас.

«Портрет художника Д. Левицкого» (1796?)

В. Боровиковский "Портрет художника Д. Левицкого"

Картон на дереве, масло, картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Справка

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) – выдающийся русский портретист, академик. Учился в Академии художеств. С 1779 г. преподавал в портретном классе Академии художеств, оказал влияние на развитие творчества П.И. Соколова, В. Боровиковского. 

Портрет этот остался незаконченным, но, тем не менее, считается самым замечательным среди мужских портретов. По причине незаконченности он, вероятно, не подписан и не датирован. Но по некоторым признакам его относят к 1796-1803 гг. Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь. Темные и очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника. Огромный лоб и вся тонкая и нервная структура лица художника передают зрителю образ талантливого и чрезвычайно эмоционального человека.

Портрет – призвание Боровиковского. Созданные им образы русских людей – знаменитых и неизвестных – интересны тем, что выражают правдивый взгляд на человека. Он изобразил не вымышленную красоту, а ту действительную красоту русского человека, которая опирается на национальные традиции и являет русскую жизнь во всей её полноте.

Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.

Н. Заболоцкий

www.palitra.co

Боровиковский Владимир Лукич Картины биография Borovikovsky Vladimir

Боровиковский Владимир Лукич — русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился в 1758 году в Миргороде. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве.

Екатерина II на прогулке Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, 1794, Третьяковская галерея, Москва Поликарпов Александр Васильевич Портрет Александра Васильевича Поликарпова, 1796, Тверскаякартинная галерея, Тверь Мурза Кули-Хан Портрет Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, 1796,Третьяковская галерея Державин Гавриил Романович Портрет поэта Гавриила Державина, 1795, Третьяковская галерея

В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через город Миргород Полтавской губернии, где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни.

В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая — Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти австрийский художник-портретист Лампи.

Боровиковский стал учиться у австрийского живописца Иоганна Батиста Лампи Старшего, пользовался также советами Дмитрия Григорьевича Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через несколько лет сам Боровиковский приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии.

Графиня Лопухина Мария Ивановна Портрет графини Марии Ивановны Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея Княгиня Темкина Елизавета Григорьевна Портрет княгини ЕлизаветыГригорьевны Темкиной, 1798, ГТГ Лизынька и Дашинька Лизынька и Дашинька, 1794, Третьяковская галерея Боровский Федор Артемьевич Портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского, 1799, ГРМ Нарышкина Елена Александровна Портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, ГТГ Княжны Гагарины Анна и Варвара Портрет княжен Анны и Варвары Гагариных, 1802, ГТГ

Боровиковский написал множество великолепных портретов русских сановных и церковных деятелей, из которых весьма замечателен портрет императрицы Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, князя Куракина, князя Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой — в Академии художеств.

Портрет Яковлева Портрет Н. М. Яковлева,1802, Русский музей Графиня Безбородко Анна Ивановна Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой, 1803, ГРМ Женский портрет Женский портрет, 1805,художественный музей, Самара Князь Волконский Григорий Семенович Князь Григорий Семенович Волконский,1806, художественный музей, Тула Княгиня Долгорукая Маргарита Ивановна Портрет княгини Маргариты ИвановныДолгорукой, 1811, Третьяковская галерея Анна Луиза Жермен де Сталь Портрет писательницы Анны Луизы Жермены де Сталь, 1812, ГТГ

Занимался Боровиковский и религиозной живописью; в Казанском соборе имеются хорошие образцы церковного искусства художника: "Благовещение" (в царских дверях главного иконостаса), "Константин и Елена", "Великомученица Екатерина"," Антоний и Феодосий". По технике живописи Боровиковский имеет общее со своим учителем Лампи и отчасти с Левицким — это необыкновенно сохранившуюся свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая его картины с современною ему живописью, например Шебуева в Казанском соборе. Правда, что некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне, а сохранность собственно колорита замечается почти во всех его произведениях.

Державина Дарья Александровна Портрет Дарьи Александровны Державиной, 1813, ГТГ Архарова Екатерина Александровна Портрет Екатерины Александровны Архаровой, 1820, Третьяковская галерея Император Павел I в белом далматике Павел I в белом далматике, 1799,Третьяковская галерея Граф Толстой Петр Александрович Портрет графа Петра Александровича Толстого, 1799, ГМИИ, Москва Князь Куракин Александр Борисович Портрет князя Александра БорисовичаКуракина, 1802, Третьяковская галерея Арсеньева Екатерина Николаевна Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой, 1790-е, Русский музей

К сожалению, ни художник Лампи, ни живописец-портретист Боровиковский не оставили описания своих технических приемов живописи. Боровиковский был левша, то есть писал левой рукой. Число произведений Боровиковского должно быть довольно значительно, но точных сведений о них не имеется. Боровиковский Владимир Лукич умер в 1825 году в Петербурге. Статья Ф. Петрушевского из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Великая княжна Елена Павловна Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796, ГТГ Бог Отец Бог Отец, созерцающий мертвого Христа,1820-е, Третьяковская галерея Митрополит Амвросий Подобедов Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий Подобедов, ГТГ Великая княжна Александра Павловна Великая княжна Александра Павловна, художественный музей, Иркутск Митрополит Михаил Десницкий Портрет митрополита Михаила Десницкого, 1820-е, ГТГ Святая Екатерина Святая Екатерина,1820-е, Русский музей Крестьянка Христинья Портрет торжковской крестьянки Христиньи, 1795, ГТГ Дети с барашком Дети с барашком, 1790,художественный музей, Рязань Граф Шереметев Николай Петрович Граф Николай Петрович Шереметев,1819, музей-усадьба Останкино

smallbay.ru

Художник Владимир Лукич Боровиковский|Картины

художник Владимир Боровиковский картины - 01

Владимир Лукич Боровиковский – академик императорской Академии художеств и всемирно известный мастер портрета.

Биография Владимира Боровиковского

художник Владимир Боровиковский картины - 23

Владимир Лукич Боровиковский

Владимир Лукич родился в июле 1757 года в городе Миргороде, в семье иконописца Луки Ивановича Боровиковского. Дядя Владимира Боровиковского был иконописцем, иконописцами, впоследствии, стали и братья художника.

Первым учителем живописи будущего художника стал его отец, однако Владимир Ильич выбрал иную стезю – поступил в Миргородский казачий полк и почти десять лет отдал воинской службе, дослужился до чина поручика и подал в отставку.

Выйдя в отставку Владимир Боровиковский с увлечением расписывает местные храмы, пишет иконы. В этот период художник знакомится с поэтом и драматургом В.В. Капнистом, которому расписывает дом в Кременчуге. Этот дом посетила императрица Екатерина II и была поражена убранством дома. Художника представили Екатерине и императрица повелела Боровиковскому быть в Санкт-Петербурге.

В 1788 году Владимир Лукич переезжает в столицу, некоторое время живет в доме Н.А. Львова, который знакомит живописца с Г.Р. Державиным, Е.И. Фоминым, И.И. Хемницером и Д.Г. Левицким, который становится первым настоящим учителем живописи будущего портретиста.

Творчество художника – это, в основном, камерный портрет. В женских образах – камерный сентиментальный портрет, в котором художник стремится не только к сходству с оригиналом, но и к поиску идеала женской красоты. Не красоты внешней, а красоты духовной.

В 1795 году Боровиковский был удостоен звания академика, в 1803 году – советника Академии художеств.

В последние годы Владимир Лукич вернулся к религиозной живописи, написал несколько икон для ещё строящегося Казанского собора, писал иконостас для церкви смоленского кладбища, давал уроки живописи начинающим художникам, стал учителем для Алексея Венецианова.

Умер художник в апреле 1825 года, его прах был погребен на Петербургском Смоленском кладбище. Всё своё имущество Владимир Лукич Боровиковский завещал нуждающимся.

Картины художника Владимира Лукича Боровиковского

художник Владимир Боровиковский картины - 02

Портрет императрицы Екатерины II в парке

художник Владимир Боровиковский картины - 03

Портрет Е.Н. Арсеньевой

художник Владимир Боровиковский картины - 04

Портрет генерал-адъютанта графа Петра Александровича Толстого

художник Владимир Боровиковский картины - 05

Анна Сергеевна Безобразова

художник Владимир Боровиковский картины - 06

Портрет Е.В. Родзянко

художник Владимир Боровиковский картины - 07

Портрет Павла Семеновича Масюкова

художник Владимир Боровиковский картины - 08

Портрет Павла I

художник Владимир Боровиковский картины - 09

Портрет князя А. Б. Куракина

художник Владимир Боровиковский картины - 10

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

художник Владимир Боровиковский картины - 12

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой

художник Владимир Боровиковский картины - 13

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена

художник Владимир Боровиковский картины - 14

Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми

художник Владимир Боровиковский картины - 15

Портрет великой княжны Марии Павловны

художник Владимир Боровиковский картины - 16

Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой

художник Владимир Боровиковский картины - 17

Портрет великой княгини Елены Павловны

художник Владимир Боровиковский картины - 18

Портрет княгини К.И. Лобановой-Ростовской

художник Владимир Боровиковский картины - 19

Портрет Варвары Алексеевны Шидловской

художник Владимир Боровиковский картины - 20

Портрет Тёмкиной Лизы

художник Владимир Боровиковский картины - 21

Портрет Елены Александровны Нарышкиной

художник Владимир Боровиковский картины - 22

Портрет Марии Ивановны Лопухиной

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

Сохранить

20 Ноя 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: женский образ, русская живопись 1917     462       Поделитесь записью

svistanet.com

Владимир Боровиковский - картины (всего 108)

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757, Миргород, Малороссия —1825) — русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств.

Родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.

В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Масон. Посвящён в масонство в петербургской ложе Умирающего сфинкса, которой руководил А. Ф. Лабзин и членом которой был Д. Г. Левицкий, 25 января 1802 года. Впоследствии вышел из ложи и с 26 мая 1819 года состоял в мистическом кружке Е. Ф. Татариновой «Союз братства».

Женат не был; детей не имел.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org


Смотрите также