Брейгель Питер Старший (Мужицкий) - 1525/30 - 1569. Северное Возрождение. Брейгель картина


Питер Брейгель – биография, фото, личная жизнь, картины, смерть

Питер Брейгель: биография

Имя художника Питера Брейгеля известно всем знатокам и любителям искусства. Этот нидерландский живописец пополнил мировую коллекцию шедевров мастерскими пейзажами и жанровыми картинами, однако за целую жизнь ни разу не попытался описать тонкости собственного творчества ни в статьях, ни в письмах, ни в трактатах, что было довольно необычно для того времени. Также мало кто знает, что с имени Питера Брейгеля началась династия художников, оставивших след в мировой живописи. К сожалению, об этом не суждено было узнать даже самому Брейгелю.

Детство и юность

О дате и месте рождения мастера до сих пор ведутся споры. По официальной версии, Питер Брейгель родился в 1525 году в городе под названием Бреда (сейчас это место расположено на территории провинции Северный Брабант). Однако некоторые искусствоведы и исследователи биографии художника называют и более поздние даты предполагаемого рождения Брейгеля, а местом его появления на свет называют деревню Брегел, название которой якобы и отразилось в фамилии живописца.

Портрет Питера Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572 годПортрет Питера Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572 год

Биографы не нашли достоверной информации и о детских годах гения. Предположительно, отец и мать Питера Брейгеля были простыми крестьянами. Примерно в начале 1540-х годов Питер, которому едва исполнилось 20 лет, начал обучаться живописи и графике у художника Кука ван Альста. После смерти первого учителя Питер Брейгель присоединился к гильдии живописцев города Антверпена, а в 1551 году устроился на службу к художнику Иерониму Коку, ставшему на некоторое время наставником и главным заказчиком Брейгеля.

Живопись

Там же, в мастерской Кока, Питер познакомился с произведениями другого великого художника — Иеронима Босха. Эти картины (а точнее, эстампы картин, которыми торговал хозяин мастерской) произвели на Брейгеля такое впечатление, что начинающий мастер потратил много времени в попытках воспроизвести творчество «мастера ужаса».

Картина Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых»Картина Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых»

Это не укрылось от взгляда Иеронима Кока, который не замедлил воспользоваться наивностью начинающего художника и попросил Питера нарисовать пару набросков в стиле Босха. Позднее эти работы (в частности, картину «Большие рыбы поедают малых») Кок продаст с поддельной подписью Босха.

Картина Питера Брейгеля «Крестьянская свадьба»Картина Питера Брейгеля «Крестьянская свадьба»

Параллельно с живописью Питер Брейгель увлекся и путешествиями. За несколько лет художник объездил всю Европу, побывал в Швейцарии, Италии, Франции и постарался выразить эмоции, подаренные новыми странами, на холсте. Так, например, в Италии родилось одно из первых профессиональных творений мастера — картина «Пейзаж с Христом и апостолами», а швейцарские Альпы «подарили» миру серию дивных пейзажей.

Картина Питера Брейгеля «Триумф смерти»

В 1561 году художник оставил мастерскую Иеронима Кока и перебрался в Брюссель. Там заказчиками Питера Брейгеля стали кардинал де Гранвел, а также обеспеченные коллекционеры, в частности купец Николас Йонгелинк.

Картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня»Картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня»

Наиболее значимой работой в творчестве Брейгеля того времени считают «Триумф смерти» - изображение пустынной земли, устеленной скелетами и умирающими, а также страшными орудиями пыток, которые и сейчас заставляют содрогнуться. А фигура человека, играющего на лютне посреди кошмара, дополнительно подчеркивает ужас происходящего на полотне.

Картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу»Картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу»

Также знатоки искусства отмечают полотно «Вавилонская башня» и цикл картин, получивший название «Картины месяцев и времен года». Питер Брейгель создал по разной информации от 6 до 12 полотен, отражающих прелесть периодов года, однако сохранились только пять работ, среди которых известны «Охотники на снегу» и «Жатва».

Картина Питера Брейгеля «Фламандские пословицы»Картина Питера Брейгеля «Фламандские пословицы»

Основное внимание художник уделял простым и понятным образам, раскрывая красоту природы, а также уклад жизни и характеры деревенских жителей и работяг. Картины Питера Брейгеля считают наглядной демонстрацией одежды и домашней обстановки людей того времени. Таковы «Фламандские пословицы», «Крестьянская свадьба».

Личная жизнь

Личная жизнь Питера Брейгеля сложилась счастливо. В 1553 году художник сделал предложение девушке Марии, дочери Кука ван Альста, своего бывшего наставника. Мария с радостью согласилась на свадьбу с возлюбленным. В этом браке родились трое детей.

О судьбе дочери Питера Брейгеля достоверной информации не сохранилось, зато известно о жизненном пути двоих сыновей художника. Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший пошли по стопам отца и стали именитыми живописцами.

Предполагаемый автопортрет Питера БрейгеляПредполагаемый автопортрет Питера Брейгеля

Первый за характер работ получил прозвище «Адский», а второй - «Райский». Самого же Питера Брейгеля во избежание путаницы стали называть «Мужицким». Внуки Питера Брейгеля — Ян и Абрахам — также стали художниками.

Такая наследственность удивительна, ведь на момент смерти Питера Брейгеля старшему сыну едва исполнилось пять лет, и художник даже не успел передать сыновьям тонкости мастерства.

Смерть

Когда Брейгелю было чуть за 40, Брюссель оккупировали испанские войска, которыми руководил герцог Альба. В городе начался хаос, люди жили в постоянном страхе и атмосфере недоверия даже друг к другу. Возможно, эти переживания и подкосили здоровье мастера. Художника не стало 5 сентября 1569 года. По информации библиографов, Питер Брейгель скончался из-за неизвестного заболевания.

Памятник Питеру БрейгелюПамятник Питеру Брейгелю

Последними творениями художника считаются картины «Сорока на виселице» (которую Питер Брейгель якобы завещал супруге), а также полотно «Торжество правды», существование которого оспаривается некоторыми биографами и искусствоведами. Дело в том, что до наших дней эта работа не сохранилась, и, по мнению историков, есть серьезные основания сомневаться в том, что она действительно существовала.

Большинство дошедших до нашего времени картин Питера Брейгеля хранятся в европейских музеях и частных коллекциях. В российских музеях полотен художника нет.

Рутгер Хауэр в роли Питера БрейгеляРутгер Хауэр в роли Питера Брейгеля

В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», в основу которого легли некоторые факты из биографии Питера Брейгеля, а также сюжеты полотен художника. Эта картина получила лестные отзывы критиков, а также несколько серьезных кинонаград. В образе великого мастера предстал актер Рутгер Хауэр, также в фильме снялись Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг, Йоанна Литвин.

Произведения

  • 1559 - "Битва Масленицы и Поста"
  • 1559 - "Нидерландские пословицы"
  • 1562 - "Триумф смерти"
  • 1563 - "Вавилонская башня"
  • 1564 - "Самоубийство Саула"
  • 1565 - "Возвращение стада"
  • 1566 - "Перепись в Вифлееме"
  • 1566 - "Избиение младенцев"
  • 1567 - "Страна лентяев"
  • 1568 - "Крестьянская свадьба"
  • 1568 - "Притча о слепых"

Фото

24smi.org

Брейгель Питер Старший (Мужицкий) - 1525/30 - 1569. Северное Возрождение

Тема картины называется "Перевернутый мир". Перед нами - площадь средневекового города с церковью, трактиром, домами с островерхими крышами. На первом плане разыгрывается шутовское представление: важно восседающий на бочке пузатый человек сражается с высокой тощей фигурой в монашеской одежде. Художник представил единоборство народного праздника Масленицы с Постом, который предшествует самому важному церковному празднику - Пасхе. И вся картина поделена на царство Масленицы и царство Поста.

На голове у Масленицы - закрытая сковорода, из которой торчат ноги жареной курицы. Бочка - его конь, вертел с поросенком - его оружие. Бочку толкают ряженые в пестрых карнавальных шапках. За ними несут блюдо с вафлями (в Нидерландах на масленицу готовят специальные медовые вафли). Рядом с бочкой идет человек с горшком меда, а за ним - другой, в смешной и страшной носатой маске. Торжественное шествие сопровождают музыканты.

У входа в трактир разыгрывается шуточная свадьба, и из окон выглядывают любопытные. В глубине картины люди водят хоровод и сжигают чучело зимы.

Тощая фигура Поста возвышается на трехногом стуле. Тележку Поста везут две монахини. У ног Поста - сухие лепешки и крендели. Это та скудная пища, которую дозволено есть в это время. У колодца старухи торгуют рыбой - мясо во время поста есть запрещено.

Точно так же разгорается празднество по мере приближения к трактиру, все мрачнее и серьезнее становится сцена по мере приближения к церкви. Здесь и безногие калеки и слепые. На земле лежит завернутый в тряпье ребенок, и монахиня собирает для него подаяние. Две старухи тащат телегу, из которой торчат тощие ноги. Надев темные одежды и закрыв голову, люди входят в храм.

На первыый взгляд кажется, что перед нами - события одного дня, и художник изобразил то, что он увидел, выйдя на площадь в праздничный день. Но в какой именно день происходит действие? В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Первое воскресенье поста было, по нидерландским обычаям, днем карнавала, когда на площадях представлялись точно такие шуточные "битвы". Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. В то же время выходящая из церкви процессия поклоняющихся кресту говорит о том, что Брейгель имел в виду страстную пятницу.

Брейгель с необычайной точностью передает ощущение весны. Показаны характерные для весны занятия: стоя на приставной лестнице, женщина моет окно. На подоконник того же дома присел трубочист - с наступлением тепла он должен прочистить в домах трубы. На ветках деревьев набухли почки.

Брейгель словно стремится создать энциклопедию городской жизни весной.

Но на самом деле здесь изображено гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.

Художники той поры во все изображаемое ими вкладывали второй, скрытый смысл, зашифровывали то, о чем нельзя было говорить открыто. Брейгель умел это делать едва ли не лучше всех.

Брейгель не случайно так тщательно изобразил эпизоды посещения церкви, раздачу милостыни, скудную постную пищу. В 16-м веке католическое духовенство стало еще строже требовать соблюдения всех правил поста, регулярного посещения церкви.

На голове у Поста - улей. Храм - это улей, а прихожане - это пчелы, говорилось в католических проповедях.

Протестанты отказались от соблюдения правил поста, так что фигура Масленицы представляет протестантскую церковь. Не случаен на площади и трактир - католики пренебрежительно называли протестантские храмы трактирами. Католическая церковь запрещала своим священнослужителям жениться, и, словно наперекор ее запрету, в картине разыгрывается свадьба.

Таким образом, художник изобразил здесь религиозный спор. Но на чьей же стороне он сам? Справа мы видим играющих детей. Своей беспечностью они подчеркивают лицемерный характер католической благочестивости.

Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. На спине у мужчины - что-то напоминающее мешок. Во времена Брейгеля мешок намекал на эгоизм: эгоист, порицая недостатки и слабости других, слеп к своим недостаткам и поэтому таскает их за собой, как мешок. Рядом с мужчиной - женщина с фонарем. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. А эта лампа погасла...Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. Его фигурка - выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами.

cvetamira.ru

Путеводитель по Брейгелям « THE WALL

Каждый поклонник живописи сталкивался с фамилией Брейгель, причём в различных контекстах. Миру известны целых 5 художников, носящих эту фамилию, которая успела стать легендарной. Кратко опишем основные особенности манеры и стиля каждого из них.

Брейгель (Брёгел) — семейство фламандских живописцев эпохи Возрождения.

Питер Брейгель Старший

Первый и самый значительный живописец этой фамилии — Питер Брейгель Старший по прозвищу «Мужицкий» (1525-1569) –талантливый живописец и график, мастер жанровых сцен и пейзажа. О его жизни известно немного, однако, вероятно, он происходил из простой крестьянской семьи, а образование получил в Антверпене.

В своём творчестве Брейгель всегда пытается осмыслить жизнь общества и его пороки, судьбу отдельно взятого человека и Нидерландов в целом, которые боролись за свою независимость от испанского короля. Его полотна удивительно точно способны передать биение сердца, стихию своей эпохи.

Побывав в Италии на ранних этапах своего творчества и вдохновившись масштабностью и значительностью альпийских гор, Питер Брейгель Старший приобрел собственную манеру изображения объемных пространств, запечатленных как бы с большой высоты и отстраненно.

Живописец всегда стремился уловить основные черты народного характера, в которых по его мнению и была представлена сама жизнь, а в составлении своих ярких образов он нередко обращался к народным притчам и пословицам, иносказаниям. Основная идея творчества Брейгеля гласит, что в невероятной крестьянской простоте, где-то даже невежественности и глупости, чувствуется истинная мощь народных масс. Холодная саркастичность, живая фантазия и гротеск, тщательная прорисовка каждого силуэта – все это о мощи и о пороке простого человека.

К примеру, «Крестьянский танец» (1568) – яркий пример становления брейгелевского мировоззрения.

«Крестьянский танец» (1568) Источник: http://smallbay.ru/bruegel.html

В «Жатве» (1565) живописец уже подтверждает сформировавшийся взгляд на народ, показывая бескрайнюю родную землю в неразрывной связи со своим народом.

«Жатве» (1565) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

«Триумф смерти» (1562) и «Избиение младенцев» (1566) же стали плачем живописца по своим соотечественникам, терпевшим издевательства и неограниченность власти испанской знати.

«Триумф смерти» (1562) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

«Избиение младенцев» (1566) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

Вершиной его творчества стала картина «Слепые /«Притча о слепых» (1568) – через возрастающее физическое уродство Брейгель необычайно точно передает слепоту духовную, которая говорит о неизбежной трагедии Человека. (Притча о слепых гласит, что если слепой поведет за собой слепого, оба упадут в яму)

«Слепые /«Притча о слепых» (1568) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

Питер Брейгель Младший

Питер Брейгель Младший по прозвищу «Адский» (1564 – 1637) — сын Питера Брейгеля Старшего.

Его первые картины были копиями произведений отца. Важно заметить, что манера письма едина у всех Брейгелей (подбор цветов и склонность к изображению масштабных пространств как бы сверху).

Однако впоследствии он выработал свою собственную стилистику, которую можно считать сочетанием сюжетов полотен Иеронима Босха, настроения Питера Брейгеля Старшего и собственного взгляда на «эпизодичность жизни». Кроме того, Питер Брейгель Адский несколько «ближе» к событиям своей картины, отцовская манера творить «сверху» отчасти стирается.

Своё прозвище получил благодаря увлечению темой Страшного Суда на первых этапах живописи. Впоследствии, живопись его всё более тяготела к повседневным эпизодам: событиям из сельской жизни, дракам, свадьбам и т.д.

Перепись в Вифлееме (1566) хорошо иллюстрирует, как именно Питер Брейгель Младший приспосабливает евангельский текст к реалиям своего времени — использует евангельский эпизод для освещения проблемы произвола властей в нидерландских деревнях той поры.

«Перепись в Вифлееме» (1566) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Грабители с большой дороги» (1585) — пример таланта художника в создании жанровых сцен.

«Грабители с большой дороги» (1585) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

Драка картежников (1620) также подтверждает становление персональной манеры изображения лиц, эмоций и общего объема пространства Питера Адского, повествуя о проблеме пустячных бытовых ссор с криминальным исходом.

«Драка картежников» (1620) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Извлечение камня глупости» напрямую связана с фигурой Иеронима Босха и сюжетами его полотен – у последнего была картина, изображающая эту же ситуацию. (Существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камень глупости.)

«Извлечение камня глупости» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Сбор урожая» лишний раз подтверждает заинтересованность Питера Адского в изображении жизни крестьян.

«Сбор урожая» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Старший «Бархатный», «Цветочный» (1568 – 1625) — фламандский художник, второй сын Питера Брейгеля Мужицкого, брат Питера Брейгеля Адского. Его также называли «Бархатным» и «Цветочным» за любовь к цветочным мотивам. Это отличает его манеру от стилистики других членов знаменитой семьи.

Несмотря на большое влияние манеры письма, характерной для его отца и брата, в его картинах есть нечто своё, принадлежащее только ему одному — Яну Цветочному. Известная стилистика отца служит лишь оживлением основы картин Яна Брейгеля Бархатного — оживлением великолепных пейзажей.

Тонкая цветовая гармония, фантастические сюжеты с элементами реализма – всё это Ян Брейгель Старший. Художник знаменит цветочными натюрмортами, поражающими своей детализированностью –крайне необычные и редкие цветы для тех мест, где родился и жил Ян Брейгель Старший, росли в королевской оранжерее, куда доступ был открыт всем. Помимо этого, Брейгель Бархатный писал картины на мифологические темы, аллегории, модные в то время и был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом, и множество картин на мифологические темы написал вместе с ним.

«Рай» (1616) рассказывает о многообразии природного мира. Здесь создание таинственного воображаемого пейзажа – главная задача художника, поэтому Адам и Ева были вычеркнуты из сюжета.

«Рай» (1616) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html

«Аллегория зрения» (1617) изображает прекрасных дев и малышей-купидонов в окружении ряда различных предметов, призванных радовать глаз, однако это лишь иллюзия радости и ясности вокруг.

«Аллегория зрения» (1617) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/

«Букет» (1606) – это красивые цветы, предназначение которых – вдохновлять.

«Букет» (1606) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html

«Ной собирает животных в ковчег» (1613) – известный библейский сюжет в декорациях необычайной природы Яна Бархатного.

«Ной собирает животных в ковчег» (1613) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/

«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) – одна из картин, посвященных основным человеческим чувствам.

«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/

Ян Брейгель Младший

Ян Брейгель Младший (1601-1678) – сын Яна Бархатного и внук Брейгеля Мужицкого. Учился живописи у своего отца и почти полностью повторил его стилистику и основные темы живописи.

Произведения Яна Младшего отличают от работ Яна Старшего по немного более низкому качеству и иному характеру освещенности. Полотна Яна Младшего продолжают обращаться к теме аллегорий, пейзажей натюрмортов и иным композициям, которые отличаются большим количеством мелких деталей. Лучшие работы художника– это крупные и красочные пейзажи.

«Аллегория войны» (1649) Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Крестьянское подворье» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Морской берег с руинами замка» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Пожар в деревне» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Сгон животных в Ноев ковчег» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

Абрахам Брейгель

Абрахам Брейгель (1631-1697) — итальянский художник эпохи барокко, фламандец по происхождению. Был вторым сыном Яна Брейгеля Младшего и самым одарённым из всех детей. Художественное образование начал осваивать в мастерской отца, продолжил в Антверпене и через 2 года отправился в Рим, где и остался жить.

Абрахам Брейгель специализировался на создании цветочных и фруктовых натюрмортов, на создании натюрмортов с одной фигурой, как правило, женской. Его творчество – декоративное и роскошное – впитало в себя любовь к природным краскам Яна Брейгеля Младшего.

«Букет в бронзовой вазе» (1670) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

«Венок цветов» (1660) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

 

«Молодая дама выбирает смоквы» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

 

«Натюрморт» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

«Фруктовый натюрморт» Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

Автор: Анастасия Платетская

thewallmagazine.ru

Творчество Брейгеля Старшего — Artrue

Описание некоторых важных картин Питера Брейгеля Старшего.

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший (около 1527–1569), также называемый Крестьянским Брейгелем, — величайший нидерландский живописец XVI века. В 1551 вступил в антверпенскую гильдию художников. В 1552 отправился в путешествие по Италии и вернулся предположительно в 1555. В 1563 переехал в Брюссель. Уважаемый гуманист, он был близок к кругу друзей и единомышленников ученого и поэта Дирка Волькертсена Корнхерта (1522–1590). В произведениях Брейгеля вместо идеализированного изображения человека эпохи Возрождения появляется крестьянское сословие: сельские труженики, запечатленные в минуты нелегких трудов и развлечений. Как и в творчестве Иеронима Босха, стоящая выше гротеска и трагикомического, житейская мудрость отображена многолико, иногда с помощью веселых, а порой — колких намеков и ассоциаций. Брейгель, в сущности, создал новое направление в искусстве своей эпохи. Его поэтически-реалистичные пейзажи с национальными чертами еще долго находили последователей во Фландрии и Северных Нидерландах.

Картины художника

Фламандские пословицы

Уже в ранний период своего творчества Брейгель стал обращаться к излюбленной в те времена теме «заблудшего человечества». Более ста поговорок, несущих житейскую мудрость о глупости и жадности, удивительно воплотились в живописном решении картины. Многие из этих изречений в ходу до сих пор. Брейгелю удалось связать воедино множество отдельных мелких сценок и составить общую композицию так, что перед нами развернулась картина повседневной жизни улицы. Брейгель передает житейскую мудрость посредством архитектурных форм и образов природы. Его изобретательность практически безгранична, многие сценки носят гротескный характер. Человек, сидящий на зубце крепостной башни, символизирует поговорку «держать нос по ветру», т.е. приспосабливаться; человек рядом с ним «бросает перья по ветру», т.е. тратит силы впустую; а женщина в окне тратит попусту время, «глазея на журавля». Падающий человек «скатывается с быка на осла» — это значит, что его дело находится в упадке. Многие поговорки и сегодня встречаются в обиходе. Мужчина в домике на колонне «играет на позорном столбе», т.е. привлекает к себе всеобщее внимание, будучи посмешищем. В уборной в правом нижнем углу «двое испражняются в одно очко», т.е. являются закадычными друзьями.

Изгнание падших ангелов

1562 год. Брейгель использует этот библейский сюжет как предлог для изображения демонов и чертей, которых его современники считали вполне реальными существами. Архангел Михаил, изображенный в центре, вместе с небесным воинством изгоняет восставших против Бога ангелов. Последние превращаются в фантастических существ — обитателей ада. Они предстают в виде людей и животных с раскрытыми ртами и распоротыми животами.

Калеки

1568 год. Калеки — обыденное явление повседневной жизни средневековья. Художник показывает несовершенство человека без тени сострадания и презрения. Головные уборы свидетельствуют о принадлежности персонажей к разным сословиям и выдают их, как говорится, с головой: шлем — воина, корона — дворянина, шапка — крестьянина, меховой головной убор — горожанина, митра — клирика. Нидерландская поговорка гласит: «Ложь, как и калека, ходит на костылях». Согласно этому, все персонажи картины — лжецы.

Пейзаж с падением Икара

Около 1558 года. Брейгель дает свою трактовку известного античного сюжета. Икар, взлетевший с острова Крит на крыльях из перьев, скрепленных воском, поднялся слишком близко к солнцу и упал в море. Его фигурка едва различима на картине, тогда как акцент ставится художником на фигуре землепашца на переднем плане. Необычайно реалистичная манера изображения природы, гармонирующей со сценами повседневной жизни, оказала влияние на развитие пейзажной живописи.

Страна молочных рек и кисельных берегов

1567 год. Аллегория достатка и благополучия соответствует представлениям общества о рае на Земле. Под столом лежат сомлевшие от сытной еды воин, крестьянин и ученый (или клирик). Круглая форма стола, а также расположение фигур людей, по замыслу художника, символизируют вечный круговорот жизни. Резкий обрыв указывает па участь человека, предающегося исключительно материальным радостям и заботам.

Слепые

1568 год. В основе картины лежит художественная интерпретация притчи Христа (Матф. 15, 14) о духовной слепоте человеческого рода, невосприимчивости к истинной вере. Вереница слепы следует за слепым, и их падение в яму неизбежно. С удручающей наглядностью Брейгель показывает обречет этих людей.

Мизантроп

1568 год. Картина представляет собой позднее крупнофигурное произведение художника. То ли нищий, то ли бродяга, помещенный художником в прозрачную сферу, напоминающую державу, отрезает у старика в монашеской рясе висящий на ремне кошелек с деньгами. Внизу надпись: «Поскольку этот мир настолько вероломен, я пребываю в печали». Открытым остается вопрос, кто кого обманывает: богатый человек — мир или мир этого человека. На дальнем плане довольный своей жизнью пастух со стадом овец.

artrue.ru

последний голландский художник эпохи Возрождения

Питер Брейгель Старший — голландский художник, которого считают последним из числа великих творцов эпохи Возрождения в Нидерландах. Его первым ментором в мире живописи был Питер Кук ван Альст, придворный художник Карла V.

В мастерской ван Альста Питер Брейгель трудился вплоть до смерти своего наставника. Ван Альст помог молодому человеку раскрыть свой талант, так что в 1551 году, 25-летний Брейгель был принят в гильдию живописцев Антверпена и попал на работу в мастерскую Иеронима Кока. Именно там молодой Брейгель впервые увидел эстампы с картин Босха, произведшие на него очень сильное впечатление. Впоследствии он использовал некоторые приемы Босха в своих полотнах и даже написал несколько собственных вариаций на темы великого художника.

Брейгелю довелось попутешествовать по Европе. Особо сильное впечатление на него произвел Рим со своими древностями и шедевры эпохи Возрождения. Также его впечатлили Средиземноморские порты и вообще — морская стихия, что также нашло свое отражение в его полотнах.

Как художник Брейгель Старший предпочитал изображение пейзажей и жанровых сцен. Он писал не только маслом, но и создавал великолепные гравюры, наиболее выдающимися среди которых можно считать цикл из семи работ «Смертные грехи», а созданная на основе его рисунка гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана Иеронимом Коком с поддельной подписью Босха.

Питер категорически не писал картин на заказ и не изображал оголенных тел. Существует всего лишь один портрет его авторства — «Голова крестьянки», 1564 года.

Брейгель получил прозвище «Мужицкий», за то, что он любил изображать представителей низших сословий на своих картинах, что в то время считалось не комильфо. На многих рисунках художник вообще не показывает лиц своих героев, акцентируя внимание на других деталях.

Ближе к концу жизни художник начал писать картины, на которых окружение играет подчинённую роль по отношению к изображениям людей. Картины из этого цикла: «Притча о слепых», «Крестьянин и разоритель гнёзд», «Калеки» и «Мизантроп».

Одна из последних работ художника — «Сорока на виселице». В ней скрыто послание, понять которое можно лишь взглянув на события, происходившие в то время в Нидерландах. Набирала обороты Реформация и испанская армия, под предлогом борьбы с еретиками вторглась в Голландию. За два года, герцог Альба, руководящий испанцами, повесил более двух тысяч голландцев по подозрению в ереси. Руководствовался герцог в основном доносами. Так, многие искусствоведы сходятся во мнении, что «Сорока на виселице» — это выражение желания Питера Брейгеля увидеть самих доносчиков повешенными. Политические мотивы просматриваются и в картине «Избиение младенцев».

До сегодняшнего дня «дожило» практически пять десятков картин, авторства Питера Брейгеля. Увидеть их «вживую» можно в музеях по всему миру, ну или довольствоваться изображениями в электронном виде — они и так позволяют практически в полной мере оценить художественный гений Питера Брейгеля Старшего.

 

estetico.me

Ян Брейгель "Бархатный": картины, биография

Ян Брейгель Старший картины

Ян Брейгель Старший , по прозванию «Бархатный», (Brueghel de Fluwelen, Jan) (1568-1625), ­ - выдающийся фламандский художник, выходец из великой династии фламандских живописцев Брейгелей; его отцом был Питер Брейгель Старший.

 

 Династия Брейгелей, фламандских живописцев:Pieter the Elder Bruegel (Питер Брейгель Старший) (1525 - 1569)его сыновья:1.Pieter the Younger Brueghel (Питер Брейгель Младший,"Адский") (1564 - 1638)2.Jan the elder Brueghel (Ян Брейгель Старший,"Бархатный") (1568 - 1625)дети Яна Брейгеля Старшего:1.Jan Bruegel the Younger (Ян Брейгель Младший)(1601-1678)2.Ambrosius Brueghel (Амбросий Брейгель)(1617 - 1675)

дети Яна Брейгеля Младшего:Abraham Brueghel (Абрахам Брейгель) (1631-1697)

 

 На рубеже XVI и XVII веков и в нидерландскую живо­пись официального, аристократического направления под влиянием роста демократических идей, стала постепенно проникать крестьянская, «плебейская» тематика. Эти тен­денции характеризуют и творчество Яна Брейгеля , по прозванию «Бархатный».  К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, "Четыре элемента и пять чувств" (1617-1618, вместе с Рубенсом). Великий Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом.

Биография Яна Брейгеля

Ян Брейгель родился в Брюсселе. Отец его — Питер Брейгель Старший — был знаменитым нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером, которого по праву считали одним из основоположников реалистического гол­ландского и фламандского искусства. Ян не помнил отца: тот умер через год после его рождения. Учиться Яну дове­лось у художника Гоэткиндта в Антверпене. Затем он от­правился в Италию. Будучи в 1593 году в Риме, познако­мился с архиепископом Фредериго Боромео, который стал покровительствовать молодому художнику и взял его в Милан.

В 1596 году, вернувшись в Антверпен, Ян Брейгель был принят в гильдию св. Луки и стал работать с большим рвением. Вскоре к нему пришла известность. Получив ти­тул придворного художника эрцгерцога Альбрехта, он не­однократно выполнял различные поручения эрцгерцога и самого императора так называемой Священной Римской им­перии Рудольфа II.

В первый период творчества Ян Брейгель писал глав­ным образом пейзажи и цветы. Однако свои разнообраз­нейшие реальные впечатления художник старался вместить в старые традиционные схемы. Мотивируя обращение к пейзажному жанру религиозной темой, он, как правило, оживлял пейзажи множеством персонажей из священного писания, мифологии («Пейзаж с прощанием Товия», «Лес­ной пейзаж с бегством в Египет» и другие). В «оживлении» пейзажей Яну Брейгелю нередко помогал великий Рубенс, с которым он был связан узами теснейшей дружбы. Из­вестна, например, совместная картина Яна Брейгеля и Ру­бенса «Рай». В этой картине первый написал ландшафт, а второй Адама и Еву.

Цветы Ян Брейгель изображал мастерски. Он умел в высшей степени убедительно передать всю прелесть их формы, яркость, сочетание красок. Написанные им живот­ные тоже говорили о нем, как о человеке, глубоко изуча­ющем природу.

Около 1600 года в живописи Яна Брейгеля, наряду с его излюбленной тематикой сложных аллегорий, фантастиче­ских пожаров, «райских» пейзажей и заколдованных лесов появляются простые, типичные для его родины виды — деревенские улицы с гуляками у трактиров, оживленные проселочные дороги с повозками, всадниками и пешехода­ми, бескрайние равнины с ветряными мельницами, каналы с лесистыми берегами. Эти нарядные и пестрые карти­ны с живо и верно наблюденными бытовыми сценами на переднем плане, тщательно выполняются художником в миниатюрной технике, с гладкой как бы эмалевой поверх­ностью. Подобные же сценки Ян Брейгель вписывает в эти годы в пейзажи художника Иоса де Момнера.

Ян Брейгель чрезвычайно много работал. Его картины имеются почти во всех крупных художественных музеях. Со­хранилось также большое число его рисунков.

Картины Яна Брейгеля

Воздух, 1611

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Иероним Босх  (Ок. 1450-1516) Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которо...

    2018-08-19

  • Ян Бартольд Йонгкинд  (1819-1891) Замечательный художник, мало известный широкой публике, сыграл ...

    2018-08-10

  •  Творчество Тициана (1488/90—1576) Венецианская живопись — это особый мир в искусстве итальянског...

    2018-08-03

  • Творчество Мазаччо (1401—1428) Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в...

    2018-07-22

  • Творчество Федора Михайловича Матвеева (1758—1826) Вид Рима. Колизей   Матвеев был первым русски...

    2018-07-12

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

"Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза" Часть II

Ян Брейгель Старший,  Бархатный Брюссель, 1568 — Антверпен, 1625Сын великого нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), брат художника Питера Брейгеля Младшего (Адского).  Работал в Неаполе , Риме  и Милане , исполняя заказы известного мецената кардинала Федерико Борромео, в Праге, в Нюрнберге. С 1596 года работал в Антверпене. В этом городе он продолжал жить и после получения в 1609 году почетной должности придворного живописца Альберта и Изабеллы — правителей Южных Нидерландов. Автор пейзажей, натюрмортов, изображений картинных галерей и кунсткамер, картин на религиозные, мифологические и аллегорические сюжеты. Один из создателей и самый яркий представитель чрезвычайно изысканного, рафинированного стиля миниатюрной живописи, пользовавшейся неизменным успехом у современных художнику и последующих поколений коллекционеров. Активно сотрудничал с другими антверпенскими художниками, исполняя в их работах изображения пейзажа и элементов натюрморта (Рубенс, Хендрик ван Бален, Хендрик де Клерк, Себастьян Вранкс, семья художников Франкенов). Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

7YAn-Breygel-Starshiy.-Buket-iz-irisov-tyulpanov-roz-nartsissov-i-ryabchikov-v-glinyanoy-vaze.jpgЯн Брейгель Старший «Бархатный» «Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе»....дерево (дуб) масло

В отличие от работ брата Питера Брейгеля Младшего, произведения Яна Брейгеля Бархатного, одного из создателей и ведущих мастеров «кабинетной» живописи, были адресованы ценителям тонкого живописного мастерства. Великолепные декоративные качества его картин можно по достоинству оценить на примере принадлежащего К. Мауергаузу «Букета из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе», представляющего собой несколько увеличенное по отношению к оригиналу авторское повторение известного «Венского букета ирисов» (около 1607, Вена, Художественно-исторический музей) – одного из первых произведений художника в жанре цветочного натюрморта. Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Цветы в букете из разных времен года, в природе вместе никогда не цветут. Тут же увядшие бутоны - символы бренности. «Такие натюрморты он начал писать, когда находился в Милане на службе у кардинала Федерико Борромео, - рассказал Садков. - В письмах своему клиенту он объяснял, что не может натюрморты писать быстро, потому что на них изображал цветы, которые цветут в разное время года и в реальной жизни их нельзя увидеть вместе».

d1e54b3667af4fb86c0fa82b4617b6c8.jpgЯн Брейгель Старший «Бархатный» "Обезьяний пир (Шалости обезьян)" 1621 масло, медь,

«Обезьяний пир» - одно из поздних произведений Брейгеля Бархатного - принадлежит к популярным во Фландрии изображениям обезьян за человеческими занятиями, причем Ян Брейгель Бархатный наряду с Франсом Франкеном II был одним из первых, кто начал создавать подобные картины, сочетавшие осуждение человеческих пороков с юмористическим развлечением.

Хендрик ван Бален Антверпен, 1575 — Антверпен, 1632Профессиональное художественное образование получил в мастерской известного антверпенского исторического живописца Адама ван Норта, у которого учились также Питер Пауль Рубенс и Якоб Йорданс. В восемнадцатилетнем возрасте, в 1593 году, стал мастером гильдии св. Луки в Антверпене, в 1609–1610 годах — ее деканом. В молодости совершил путешествие по Италии, в Венеции тесно соприкасался с работавшим там немецким художником Гансом Роттенхаммером. Последний привил художнику интерес к жанру маленьких, исполненных с величайшей тщательностью на меди или досках, «кабинетных» картин на исторические, мифологические и аллегорические сюжеты. После возвращения из Италии, с 1603 года, работал преимущественно в Антверпене, где возглавлял большую успешную мастерскую. Среди многочисленных учеников Хендрика ван Балена наиболее известны Антонис ван Дейк и Франс Снейдерс, а также сын художника — Ян ван Бален. Также как и Йос де Момпер Младший, художник не приходился родственником семейству Брейгелей, но активно сотрудничал с множеством мастеров, среди которых Ян Брейгель Старший, Йос де Момпер, Франс II Франкен, Себастьян Вранкс, Ян Вильденс, Лукас ван Юден и Ян Тиленс.

Нахождение Моисея (The Finding of Moses) (совм с Хендриком ван Баленом)_59 х 46.5_д.,м._Частное собрание.jpgХендрик ван Бален Старший и Ян Брейгель Старший «Бархатный» Нахождение Моисея

Один из самых популярных в живописи ветхозаветных сюжетов. Спасая младенца Моисея от египетского фараона, повелевшего убить всех иудейских детей мужского пола, мать положила его в корзину и пустила по течению реки. Дочь фараона, гуляя в саду, услышала плач в тростниках у берега. Корзину с Моисеем вытащили на берег, и дочь фараона, увидев младенца, решила взять его на воспитание.

Ян Брейгель Младший Антверпен, 1601 — Антверпен, 1678Сын и ученик известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), внук Питера Брейгеля Мужицкого. В десятилетнем возрасте начал обучение в мастерской отца. В 1622 году, следуя примеру отца и деда, направился в Италию, работал в Милане, исполняя заказы кардинала Федерико Борромео, а также в Палермо, где встретился с другом детства — Антонисом ван Дейком. Возвратился в Антверпен в 1625 году в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. С 1625 по 1651 годы Ян Брейгель Младший был главой большой мастерской, в которой, помимо повторений работ Брейгеля Старшего, создал множество картин в его манере. Работал преимущественно в Антверпене. В начале 1650-х годов некоторое время работал в Париже и Вене. Автор пейзажей, жанровых и исторических сцен, натюрмортов. Был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. Имел одиннадцать детей, пятеро из них — Ян Петер, Абрахам, Филипс, Фердинанд и Ян Баптист — также были художниками и принимали участие в деятельности семейной мастерской. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был настолько высок, что для нескольких поколений современных исследователей явилось необычайно сложной проблемой разграничение авторства его самого и его отца, Яна Брейгеля Старшего (Бархатного).

1001196689.jpgЯн Брейгель Младший «Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу» медь, масло.

Деревенский пейзаж с деревьями и фигурами_40 х 52.3_д.,м._Частное собрание.jpgЯн Брейгель Младший «Улица в деревне» дерево (дуб) масло

0200e7b2a9aa031bc1254651bade30b3 (1).jpgЯн Брейгель МладшийЯн Брейгель Младший (1601—1678) »Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированный изображениями Амфитриты и Цереры» дерево (дуб) масло.

Сын Брейгеля Бархатного — Ян Брейгель Младший пошел по стопам отца по части детализации и любви к изображению прекрасных цветов. Одно из центральных полотен выставки — «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры», — является настоящим украшением и символом экспозиции. В природе все цветы в таком букете никогда не цветут одновременно, они ведь из «разных времен года». И только на картине Яна Брейгеля Младшего вся красота природы собрана в единую композицию, которую дополняют увядшие бутоны как символ бренности мира, и разнообразные насекомые, слетевшиеся на сладкий аромат цветов. Картина считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза - на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.

UNA - 0196 -- Jan Brueghel II the Younger - Пейзаж с путниками (частная коллекция).jpgЯн Брейгель Младший «Пейзаж с путниками на дороге возле леса» дерево (дуб) масло.

Аллегория вкуса_59.4 х 91.4_медь, масло_Частное собрание (1).jpgЯн Брейгель Младший. «Аллегория вкуса» медь, масло

Картина "Аллегория вкуса" Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию.

Аллегория четырех элементов (совм с Хендриком ван Баленом Ст)_63.5 х 92.4_д.,м._Частное собрание.jpg

Ян Брейгель Младший. «Аллегория четырех стихий» Совместно с Хендриком ванн Баленом Старшим  дерево (дуб) масло.

«Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу», «Улица в деревне», «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» достаточно давно присутствуют на рынке, но до сих пор не опубликованны в научной литературе.

Йос (Иоссе, Иодокус) де Момпер Младший Антверпен, 1564 — Антверпен, 1635Сын и ученик художника Бартоломеуса де Момпера. В 1581 году принят в антверпенскую гильдию живописцев, в 1611 году — ее декан. Работал преимущественно в Антверпене. Творчество этого мастера — одна из самых интересных страниц в истории старого западноевропейского пейзажа. В его произведениях можно увидеть обобщение опыта пейзажистов XVI столетия, и в то же время он наметил дальнейшие пути развития этого жанра во фламандском искусстве. Художник не являлся родственником кого-либо из семейства Брейгелей, но ему смело можно присвоить звание последователя Питера Брейгеля Старшего. Подобно мастеру, Йос де Момпер Младший в начале своего пути соприкоснулся с итальянизирующей традицией в нидерландском искусстве, но переосмыслил ее, создав индивидуальный стиль. Наконец, неповторимость живописной техники художника, яркость и свежесть красок, прозрачность теней и подвижность мазка позволяют считать творчество Йоса де Момпера Младшего знаменательным явлением в предыстории европейского пленэра и, в более широком смысле, импрессионизма.

Деревенская сцена у колодца (совм с Йосом де Момпером II)_46 x 74,5_д.,м._Частное собрание.jpgЙос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший "Деревенский пейзаж с колодцем" дерево (дуб) масло.

1615-1625_Пейзаж с фигуристами (Landscape with skaters) (совм с Яном Брейгелем Ст)_58 х 84_д.,м._Мадрид, музей Прадо.jpgЙос Де Момпер Младший «Деревенская улица с каменным мостом через реку» дерево (дуб) масло.

Ян ван Кессель Старший (Антверпен, 1626 — Антверпен, 1679)Сын известного антверпенского живописца Иеронима ван Кесселя и Пасхазии Брейгель (дочери Яна Бархатного), племянник Давида Тенирса Младшего. Профессиональное образование получил в Антверпене в мастерской своего дяди Яна Брейгеля Младшего и Симона де Воса. В 1644 году был принят в антверпенскую гильдию живописцев. Работал преимущественно в Антверпене, выполнял многочисленные заказы испанского двора. Художник был одним из самых ярких представителей анималистического жанра, который сформировался во фламандской живописи в первой половине XVII века. Он унаследовал склонность своего деда Яна Брейгеля Бархатного к миниатюрной манере живописи на медных пластинах или маленьких дубовых дощечках. И с их помощью создал камерные миниатюры с изображениями животных, рыб, морских гадов, птиц и насекомых. На выставке он был представлен четырьмя анималистическими сценами по мотивам басен Эзопа на маленьких медных пластинах.

image (1).jpgЯн ван Кессель Старший "Волк, олень и овечка" медь, масло.

8d15bb46bf77da36e581644598e840f7.jpegЯн ван Кессель Старший «Лев и вепрь» медь, масло.

«В летнюю пору, когда от зноя всех мучит жажда, лев и вепрь пришли на водопой к маленькому источнику и заспорили, кому из них первому пить. И так распалились, что дело дошло до смертного боя. Но вот они повернули головы, чтобы перевести дух, и увидели коршунов, которые выжидали, кто из них падет, чтобы его сожрать. Тогда, прекратив раздор, они сказали: «Лучше нам стать друзьями, чем снедью для коршунов и воронов». (Дурные раздоры и распри лучше прекращать, потому что они все ведут к опасному концу.)

92.jpg_Ян ван Кессель Старший "Медведь и пчелы" медь, масло.

Как то медведь, учуяв запах меда, нашел дупло где жили пчелы. Попытался залезть на дерево, но ничего у него не вышло. Тогда он попытался свалить дерево, но дуб оказался ему не по силам. Тогда сказал он пчелам :- Эй пчелы, должны вы поделиться, ведь из покон веков учили вас медведи делать мед, и если б не медведи, то ползали бы вы как мухи средь травы, и меда бы не знали вы доселе, а ели бы отбросы. Верните-ка ваш долг!- Мы с радостью! - сказали пчелы, и набросились на медведя, искусав несчастного до полусмерти, еле ноги унес.

fcbf3e86995983075202e3007642424f.jpgЯн ван Кессель Старший «Больная косуля» медь, масло.

Экспозиция дополняется картинами семейства Брейгелей из собрания ГМИИ, которые поступили в музей в разные годы из московских частных собраний.

picture102-1024x768.jpgПитер Брейгель (Младший) «Зимний пейзаж с птичьей западней» 1620-е годы дерево, масло Москва, ГМИИ им.Пушкина

«Зимний пейзаж с птичьей западней» - одна из самых известных работ Питера Брейгеля Старшего. В мире существует 127 копий, 45 из них - авторские. В основе изображения лежит вид реальной местности, – как предполагают, брабантской деревни Сент-Пед-Анн близ Дибена. Жители заснеженного селения – реальные обитатели обжитого уголка. Вместе с тем пейзаж Брейгеля еще стремится говорить о мироздании в целом. Волей художника деревня на берегу реки включена в панорамный вид с широкими далями и видом города у горизонта. Изображение сохранило и назидательный подтекст: силки готовы поймать зазевавшихся птиц, а беспечные люди на льду, ходить по которому опасно, могут свалиться в прорубь, на которую никто из них не обращает внимания.

575e0935ff96687360f37f22f5d7bba7.jpgПитер Брейгель Младший «Весна. Работа в саду» Москва, ГМИИ им.Пушкина

0_b69fc_f4dee02c_XXL.jpg«Крещение Христа» Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего Москва, ГМИИ им.Пушкина

Редкая картина Хендрика ван Балена (1575-1632) и Яна Брейгеля Младшего (1601-1678) «Крещение Христа» пополнила художественную коллекцию Государственного Музея Изобразительных Искусств имени Пушкина в декабре 2012 года. Сведения о приобретении полотна разнятся. По одним данным, картину купили у частного лица на деньги, выделенные музею Министерством культуры. Другие источники утверждают, что произведение искусства было преподнесено в дар музею. Шедевр «Крещение Христа» относят ко второй половине 1620 года. Современники Балена и Брейгеля настолько высоко оценили картину, что подмастерья Хендрика ван Балена выполнили копию с «Крещения Христа», которая находится в настоящее время в фондах Королевского Музея Изящных Искусств в Антверпене. Картина, исполненная на известный христианский сюжет, является одним из самых крупных (141 см х 202 см) и амбициозных произведений в творческом наследии живописцев. Внимательное изучение ее художественных особенностей позволяет увидеть различие в трактовке фигур и элементов ландшафта и натюрморта, что свидетельствует об участии в её создании двух мастеров. Такой подход к созданию произведений искусства был достаточно распространенным явлением в творческой практике фламандских и голландских живописцев XVII века, работавших в условиях жесткой рыночной конкуренции. Специалисты «исторического» жанра часто приглашали в соавторы пейзажистов и мастеров натюрморта. В картине «Крещение Христа», как и в ряде других произведений Хендрика ван Балена, изображение элементов натюрморта на первом плане исполнены прославленным антверпенским живописцем Яном Брейгелем Младшим.

11328_foto_1_03.jpgЯн Брейгель младший  "Сбор яблок" 1650 дерево, масло Москва, ГМИИ им.Пушкина

11367_foto_1_02.jpg Ян ван Кессель старший «Цветы в стеклянной бутыли»  1660 дерево, масло Москва, ГМИИ им.ПушкинаКартина поступила из Русского музея

http://cultobzor.ru/2015/04/mladshie-breygeli/9-50/http://dailynewslight.ru/?u=03052015603http://mir24.tv/news/culture/12513337https://www.pinterest.com/toysbox/младшие-брейгели/http://vechnost7.blogspot.ru/http://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/mladshie-breygeli-piter-breygel-jan-breygel-i-drugiehttp://vechnost7.blogspot.ru/2014/07/jan-brueghel-younger-1601-1678.htmlhttps://artchive.ru/news/960~Vse_mladshie_v_sbore_semja_Brejgelej_iz_kollektsii_Konstantina_Mauergauza_gostit_v_Moskvehttp://smallbay.ru/article/bruegel16.htmlhttp://ourarts.ru/?p=684http://www.liveinternet.ru/users/natalinka49/post306760714/page1.htmlhttp://www.arts-museum.ru/data/fonds/europe_and_america/j/1001_2000/4875_Zimniy_peyzazh_s_ptichey_zapadney/index.php

bellezza-storia.livejournal.com