re_persona. Бродского картины


Музей-квартира Исаака Бродского - А.К.

В минувшее воскресенье отправились культурно просвещаться. Выбор пал на квартиру, когда-то принадлежавшую известному русскому художнику Исааку Бродскому, любимому ученику Ильи Репина, мастеру "ажура".

И.И. Бродский, "Автопортрет", 1914 г.

Надо сказать, что мы не случайно решили туда пойти. Дима, активно собирающий живопись в цифровом формате, неоднократно умилялся - сколько полотен хранится в этом музее. Исаак Израилевич активно собирал живопись, покупал и принимал подарки от самых видных живописцев начала ХХ века. В коллекции насчитывалось к концу его жизни более тысячи произведений искусства. Он сам активно дарил свои сокровища знакомым и целым городам - так, например, 300 работ отправились в его родной Бердянск, где был основан музей имени Бродского. Еще столько же картин отправились в Днепропетровск. А после его смерти вся его обширная коллекция отошла в распоряжение петербургской Академии Художеств, ныне носящей имя его учителя - Ильи Ефимовича Репина. В 1949 году в квартире, где проживал, по адресу - пл. Искусств, дом 3, по соседству с Михайловским театром, открылся его мемориальный музей. Надо сказать, еще до Бродского, который прожил здесь последние 15 лет жизни, в доме, построенном по проекту знаменитого Карла России, бывали самые сливки культурного общества Российской империи - Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Михаил Иванович Глинка и многие-многие другие.

Б.Д. Григорьев, "Портрет Ф.И. Шаляпина", 1918 г.

Б.Д. Григорьев, "Улица блондинок", 1917 г.

В богатейшую коллекцию Бродского вошли сотни полотен художников XVIII - начала XX веков. Среди них - картины Репина, Сурикова, Владимира Маковского, Поленова, Левитана и Серова, а также Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля и Александра Головина. Отдельное внимание на себя обращуют несколько полотен Бориса Григорьева - "Портрет Ф.И. Шаляпина" и "Улица блондинок".

2008-12-09_17-00-59

Мастерская Исаака Бродского, 2 этаж

20141130_171707

Лестница на первый этаж

20141130_171600

Первый этаж. Столовая

2008-12-09_16-59-1220141130_17292120141130_172504

Квартира Бродского состоит из двух этажей, соединенных массивной деревянной лестницей. В настоящее время оба этажа занимает постоянная экспозиция музея. Помимо коллекционного наследия Бродского в его квартире выставляются и его собственные работы. Сам художник называл себя "мастером ажура", и в этом есть правда - его работы полны филигранности и кружев, при этом они не кажутся вам напыщенными или дешевыми, - напротив, каждая витиеватость, тень и свет, четкость линий и игра цветов придает его работам легкость и глубину. Среди примечательных работ - "Город ночью", "Зима" и "Первомайская демонстрация на Невском проспекте". Для Совка Бродский писал довольно много, были у него заказные портреты всех "первых" и "вторых" лиц. Как писал Корней Чуковский, "чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина".

Работы из коллекции Исаака Израилевича Бродского:

6bbbcd9ad672ae6278b49beee25aca91

Б.М. Кустодиев, "Портрет И.И. Бродского", 1920 г.

Б.М. Кустодиев, "Масленница", 1919 г.

Б.М. Кустодиев, "Мост. Астрахань", 1918 г.

Б.М. Кустодиев, "Купец", 1918 г.

Б.М. Кустодиев, "Карусель", 1920 г.

ммвмвм

И.Е. Репин, "Девочка с букетом", 1878 г.

впвпп

И.Е. Репин, "Портрет М.К. Бенуа", 1887 г.

Н.П. Крымов, "Водяная мельница", 1910-1915 гг.

И.И. Левитана, "Портрет С.П. Кувшинниковой", 1888 г. (Редкая штука  - портрет кисти мастера пейзажей Левитана)

К.А. Сомов, "Фейерверк", 1922 г.

К.А. Сомов, "Первая любовь", 1916 г.

вмвмвмв

А.Н. Бенуа, "Петергофские фонтаны", 1901 г.

М.З. Шагал, "Вид в сад", 1917 г.

И.И. Бродский, "Автопортрет с дочерью", 1911 г.

И.И. Бродский, "Портрет И.В. Сталина", 1928 г.

И.И. Бродский, "Первомайская демонстрация на Невском проспекте", 1928 г.

re-persona.livejournal.com

БРОДСКИЙ Исаак Израилевич (1883/1884-1939)

БРОДСКИЙ Исаак Израилевич (1883/1884-1939)

Бродский И.И. Русский советский художник И.И. Бродский родился 25 декабря 1883 (6 января 1884) года в селе Софиевка Таврической губернии (ныне - Запорожской области Украины), в семье мелкого торговца и землевладельца. Мальчик с детства проявлял талант к живописи. С пяти лет он срисовывал из книг и рисовал с натуры все, что попадалось ему под руку. Родители отправили талантливого ребенка учиться в четырехклассную городскую школу Бердянска, а в 1896 году определили его в Одесскую рисовальную школу, которая вскоре превратилась в Одесское Художественное училище при Академии художеств. Здесь наставниками Исаака Бродского были Л.Д. Иорини, К.К. Костанди и Г.А. Ладыженский.

Образование в Одессе было закончено в 1902 году, в том же году Бродский переехал в Петербург и был без экзаменов зачислен на первый курс Петербургской Академии художеств в класс И.Е. Репина и Я.Ф. Ционглинского.

Опавшие листья. 1915 С первых лет обучения Бродский проявил особый интерес к пейзажной и портретной живописи. От И.Е. Репина он воспринял манеру письма, интерес к сюжетной картине. Бродский был любимым учеником Репина, самые теплые отношения между ними не прерывались до последних лет жизни знаменитого мастера. "От Репина, - говорил Бродский, - я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни". Русская революция 1905-1907 годов отозвалась и в Академии, где проходили митинги с красными флагами. На них студенты требовали демократизации внутреннего распорядка этого высшего художественного заведения. Год 1905-й явился для творчества Бродского поворотным; художник участвовал в революционном движении и создал ряд направленных против самодержавия политических карикатур для сатирических журналов. В 1906 году он выполнил эскиз картины "Красные похороны". По политическим причинам эскиз в Академии был отвергнут.

Бродского выбирают в Совет старост, но наступает полоса реакции, и его вскоре как политически неблагонадежного исключают из училища. И даже повторная сдача вступительных экзаменов не открыла перед ним двери Академии, лишь заступничество Репина и ректора Академии В.А. Беклемишева позволили Бродскому закончить ее.

Исаак Бродский окончил Академию в 1908 году, представив программные картины "Теплый день" и "Портрет Л.М. Бродской", написанные годом раньше. За "Теплый день" художнику была присуждена Золотая медаль. По традиции, особо отличившиеся студенты отправлялись за счет Академии продолжать учебу за границей. В 1909 году Бродский на полгода едет во Францию, а затем много путешествует по Германии, Испании и Англии. Из поездки он привозит первоклассные этюды и картины, такие как, например, "Серый день" (1909). Его успехи были столь значительны, что Совет Академии продлевает ему срок заграничной командировки и отправляет его еще на полгода, на этот раз в Италию. В 1910-1911 годах Бродский жил на итальянском острове Капри у М.Горького, выполнил его портрет. Итогом поездки стали большие работы "Сказка", "Италия" (обе 1911).

Портрет А.Ф. Керенского. 1917 Вернувшись из-за границы, И.И. Бродский участвовал на выставках передвижников, Академии, Союза русских художников. Одаренный, трудолюбивый и хорошо подготовленный, Бродский быстро определился в искусстве. В многочисленных картинах, преимущественно пейзажных, он использовал некоторые приемы и мотивы живописи старых мастеров. В ранних пейзажах ("Теплый день", 1908; "Опавшие листья", 1913; "Летний сад", 1916) чувствуется влияние символизма и модерна. Поэтика символизма и модерна сочетается в его ранних вещах с культом изысканной, несколько салонной красоты. На раннем этапе он осторожно вносил в них элементы символистской фантастики ("Сказка", 1911), позднее придерживался реальности ("Зима", 1913; "Опавшие листья", 1913). В этих работах Бродскому удалось создать правдивый, проникнутый тонким поэтическим чувством, образ русской природы. К середине 1910-х гг. у него уже была репутация вполне сложившегося живописца. В это же время Бродский создал первые значительные портреты (Л. Бурлюк, М. Горького, Ф. Шаляпина, И. Репина).

Предоставив в 1913 году на Международную выставку в Мюнхене свою картину "Зима в провинции", он получает Золотую медаль. Возвратившись на родину, Бродский интенсивно работает, радость жизни переполняет молодого художника, его пейзажи и портреты нравятся и зрителям и критикам. А.М.Горький писал художнику: "В творчестве вашем для меня самая ценная и близкая мне черта - ваша ясность, пестрые, как жизнь, краски и тихая эта любовь к жизни, понятой или чувствуемой вами как "вечная сказка".

Художник много работает, его пейзажи и портреты, несущие следы современного ему искусства, делают Бродского заметным, привлекают изысканной красочностью, ювелирной линейной проработкой деталей, оптимизмом поэтического мироощущения. Эта линия его творчества целиком укладывается в русло европейского модерна, несколько салонного своей экзотичностью, повышенной цветовой и графической изощренностью. Лучшие особенности его стилистики проявились в пейзажных работах и портретах. В феврале 1917 года он рисует портрет Керенского, а после октября 1917 года, повернув на 180 градусов, начинает рисовать портреты большевистских лидеров. Для многих любителей живописи творчество И.И. Бродского может показаться загадкой. Существуют как бы два художника: молодой Исаак Бродский и мэтр советского искусства, первый руководитель Всероссийской академии художеств Исаак Израилевич Бродский. На самом деле Октябрьский переворот 1917 года был крутым изломом не только в истории России, но и в судьбах многих россиян. Наверное, на многие вопросы пришлось искать ответы и молодому, талантливому И. Бродскому. Что думал он при этом - кто знает?

Ленин в Смольном В первые годы Советской власти Бродский по инерции пишет пейзажи. Лучшим из них, в котором выразилось особое пристрастие художника к красоте северной русской природы, его стремление к большому стилю, стала картина "Зимний пейзаж" (1918-1920). Она исполнена почти брейгелевского размаха, пейзажный образ поражает монументальностью и поэтической силой. В советский период творческие интересы Бродского существенно изменились. Творческая и общественная активность художника, надежды на нечто справедливое подталкивают его к новым темам в творчестве, новому содержанию создаваемых произведений. Он становится официальным художником новой власти, подобно тому как Ж.Л. Давид был официальным художником первой французской республики. В полотнах Бродского начинают отражаться ключевые события молодого общества, творящаяся на глазах история.

Октябрьская революция открыла в Бродском мастера масштабных многофигурных полотен. В 1919 году он пишет картину "В.И. Ленин и манифестация", первую в ряду портретов деятелей новой эпохи, а затем задумывает цикл "Революция в России" - столь велик энтузиазм художника, ставшего очевидцем великих событий. В этом цикле он хотел "посильно отразить величие нашей эпохи, спокойно и просто, языком реалистического искусства поведать о великих делах и днях революции, о ее вождях, героях и рядовых бойцах". Первой картиной этого цикла стало громадное (150 персонажей) полотно "Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна" (1920-1924), второй - "Расстрел 26-ти бакинских комиссаров" (1925). В арсенале художника находятся и трагические краски, его метод обогащается историзмом, художественная образность - документальностью. В процессе работы Бродский изучает весь необходимый историко-иконографический материал, свидетельства очевидцев, выезжает на места событий. Так, работая над картиной "Торжественное открытие II конгресса Коминтерна", он выполнил сотни портретных зарисовок с ведущих деятелей международного рабочего и коммунистического движения. Теперь эти мастерские графические портреты представляют собой бесценный историко-художественный материал.

В 1920-е годы Бродский продолжал работу над образом В.И. Ленина. На основе зарисовок и фотодокументов, им созданы картины: "В.И. Ленин на фоне Кремля" (1924), "В.И. Ленин на фоне Смольного" (1925), "В.И. Ленин на фоне Волховстроя" (1926), "Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода" (1929) и др. Работа над портретами Ленина была завершена картиной "В.И. Ленин в Смольном" (1930). Эта картина сразу же после своего появления стала одним из самых популярных произведений, посвященных образу вождя. Вдумчивое отношение к теме, стремление документально запечатлеть обстановку, в которой работал В.И. Ленин, обусловили тщательность исполнения и завершенность произведения. Эти масштабные историко-революционные картины, портреты руководителей партии и правительства широко использовались для массового тиражирования и пропаганды.

В 1920-е годы И.И. Бродский вошел в число наиболее активных традиционалистов, боровшихся с "левым" авангардом за право монопольно воплощать "революционные идеалы". Он впервые в советской живописи разработал особый тип тщательно выписанной исторической картины, производящей впечатление документальности. Фотографически точные, эти картины идеально подходили для агитационной работы и считаются, наряду с официальными портретами, классикой соцреализма.

Портрет И.В. Сталина Для того чтобы художнику была доверена такая почетная и ответственная миссия - "запечатлеть для современников и потомков дорогой для всего человечества образ великого Ленина", требовалось не только большое профессиональное мастерство, но и большой художественный и общественный авторитет. Ведь недаром А.В. Луначарский, первый нарком Советской республики по делам искусств, выписывая Бродскому разрешение на рисование Ленина в его кабинете с натуры, занес в мандат и такие слова: "этически и политически вполне надежен". И многое в творческой биографии художника подтверждает эти слова.

Около 1928 года И.И. Бродский начал работу над созданием портретов И.В. Сталина. Кроме живописных портретов И.В. Сталина (1928, 1933 и 1937), художник создал серию графических портретов руководителя партии и Советского государства (1933, 1934, 1937, 1938). Их отличает документальная точность и высокое мастерство исполнения. В портрете "И.В. Сталин на трибуне" (1933) художнику удалось "ярко запечатлеть волевой и величественный образ И.В. Сталина".

Бродский осуществил также грандиозный труд по созданию серии портретов выдающихся деятелей большевистской партии: К.Е. Ворошилова (1929, 1931), М.В. Фрунзе (1929), В.Р. Менжинского (1932), В.М. Молотова (1933), С.М. Кирова (1934, 1935), В.В. Куйбышева (1935), А.А. Жданова (1935), Л.М. Кагановича (1935), Г.К. Орджоникидзе (1936) и других. В 1929-1937 годах Бродский неоднократно писал портреты А.М. Горького ("Горький среди рабкоров", 1929, и др.). Реалистический портрет Горького (1937), отличающийся замечательным сходством, передает взволнованный образ великого пролетарского писателя. Выполненный в реалистической манере, портрет этот по своей композиции (бурное море на втором плане и парящий буревестник) сближается с далеко не лучшими образцами утрированного романтизма и нарочитой патетики. Нужно заметить, однако, что во все времена именно большие мастера и гении писали портреты сильных мира сего (великий Веласкес большую часть жизни творил при испанском дворе, а многие замечательные русские мастера изображали отечественных монархов).

Правда, в эти годы И.И. Бродский создавал и другие картины. Появились его замечательные пейзажи "Летний сад осенью" (1928), "Аллея парка" (1930). И все же главными оставались не пейзажи, а произведения, отличающиеся высокой идейностью - "Днепрострой" (1930), "Демонстрация" (1934) и др. Бродский в своем творчестве, а равно в общественно-художественной и педагогической работе выступал убежденным сторонником реализма и решительным противником формализма.

Портрет А.М. Горького Бродский стал одним из главных адептов социалистического реализма. Он много работал над созданием образов советских вождей, кроме того, он занимался реорганизацией художественного образования в СССР на основе реалистической системы преподавания. Последние годы жизни художник отдал педагогическому труду. С 1932 года он был профессором, а с 1934 года и до самой смерти - директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Его учениками были А.И. Лактионов, Ю.М. Непринцев, Вл.А. Серов, В.М. Орешников, П.П. Белоусов. В 1932 году один из главных "официальных", придворных живописцев Кремля, автор обширной изобразительной Ленинианы, получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Правящий режим щедро вознаградил Исаака Бродского за верную службу: при жизни он первым среди художников получил орден Ленина (1934) и возглавил только что созданную Всероссийскую Академию художеств. За сотрудничество с советской властью художник был одарен огромной квартирой на Михайловской площади (ныне музей-квартира) и множеством привилегий. Незадолго до смерти И.И. Бродский стал доктором искусствоведения (1939).

В последние годы жизни Бродский создал картину "Тов. К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке" (1937). В этом произведении, сочетающем в себе лучшие стороны художественного дарования Бродского, "яркий и полный жизни портрет К.Е. Ворошилова дан на фоне величественного русского зимнего пейзажа". Документальная точность сочетается в портрете с эмоциональностью и жизненностью образа. Бродский был очень популярен и прославлялся партийной прессой, которая называла его "выдающимся мастером группового и индивидуального портрета". Его картины занимали почетные места во всех крупнейших художественных музеях, экспонировались на важнейших выставках. В 1937 году на Международной выставке в Париже в советском павильоне были выставлены картины Бродского "Ленин на Путиловском заводе" и "Ленин на проводах красноармейцев, отправляющихся на фронт".

Умер Бродский 14 августа 1939 года в Ленинграде. Выдающийся художник советской эпохи был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Посмертно (1940) вышла его автобиографическая книга "Мой творческий путь". В центре Ленинграда, на площади Лассаля, дом 3 (ныне - пл. Искусств) был создан музей художника, в его честь в сентябре 1940 года была переименована Михайловская улица близ Невского проспекта (в 1991 году ей было возвращено прежнее имя).

В советскую эпоху творчество Бродского наполнилось глубоким, передовым, идейным содержанием. В советское искусство он вошел как художник-реалист, безоговорочно поставивший свое творчество на службу революции, воспроизводивший события революционной действительности, образы выдающихся деятелей большевистской партии и Советского государства. В многочисленных живописных и литографских портретах И.И. Бродский запечатлевал партийных и государственных деятелей. Произведения его воспроизводились несчетное число раз, входя составной частью в фальсифицированную историю страны. Лучшее же, что осталось после Бродского, - собранная им превосходная коллекция русской живописи и графики XIX - начала XX веков, хранящаяся в его музее-квартире, филиале Научно-исследовательского музея Российской АХ. Слава этого художника при жизни была оглушительной, а сегодня его имя мало знакомо любителям живописи.

В обширной, богатой живописными, скульптурными и графическими произведениями советской Лениниане особой известностью и любовью пользуется одно внешне скромное полотно. Ленин изображен в небольшой комнате Смольного, где еще сохранилась обстановка комнаты классной дамы бывшего здесь недавно Дворянского института - мягкая мебель в строгих белых чехлах. Владимир Ильич сидит у круглого столика. Он сосредоточен и утомлен напряженным, изматывающим ритмом первых дней Октября. На коленях его блокнот, куда он быстро заносит, может быть, тезисы доклада или обращения к народу, может быть, декрет новой власти. Трудно оторваться от этой картины, столь, казалось бы, неэффектной ни своим композиционным построением, ни красочным исполнением.

могила И.И. Бродского

funeral-spb.narod.ru

художник Бродский Исаак Израилевич

галерея Коллекция
русские художники форум
девушка, собачка, ромашки, синий, сфинксы, завтрак, деревья, персонажи, Ленинград, скульптура, женщина, овощи, лето, ёлки, снег, мост, зима, композиция, урожай, быт, зеленые чулочки, анемоны, попа, тело, стол, портрет, Ural, матрёшка, крыши, натюрморт, Египет, пшеница, море, люди, россия, каналы, красный, Сайт художников России

код ссылки на нашу галерею

Сайт художников России

Бродский родился в семье мелкого торговца. Учился в Одесском художественном училище (1896-1902) у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского, затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (1902-08), где занимался у Я. Ф. Ционглинского и И. Е. Репина.

 В 1909-11 гг. как пенсионер АХ посетил Германию, Францию, Италию, Испанию; в 1910-11 гг. жил на острове Капри у А. М. Горького.

 Одаренный, трудолюбивый и хорошо подготовленный, Бродский быстро определился в искусстве. В многочисленных картинах (преимущественно пейзажных) он с известной манерностью использовал некоторые приемы и мотивы живописи старых мастеров.

На раннем этапе он осторожно вносил в них элементы символистской фантастики ("Сказка", 1911), позднее более жестко придерживался реальности ("Зима", 1913; "Опавшие листья", 1915). В годы молодости, которые совпали с первой русской революцией, он отдал дань политике и даже сделал эскиз "Красные похороны", но до самой картины дело так и не дошло.

К середине 1910-х гг. у него уже была репутация вполне сложившегося живописца с некоторым оттенком салонности. Однако после 1917 г. Бродский резко изменил направление работы и стал родоначальником официозного искусства, задолго предвосхитив его расцвет в 1930-е и последующие годы. Картина "Ленин и манифестация" (1919) положила начало серии претендующих на документальность работ, посвященных вождю пролетариата, среди которых наибольшую известность приобрела картина "Ленин в Смольном" (1930).

Вслед за громадным (150 персонажей) полотном, изображавшим открытие II конгресса Коммунистического интернационала (1920-24), было написано другое - "Расстрел 26 Бакинских комиссаров" (1925). В многочисленных живописных и литографских портретах Бродский запечатлевал партийных и государственных деятелей. Произведения его широко пропагандировались и воспроизводились несчетное число раз, входя составной частью в фальсифицированную историю страны. Правящий режим щедро вознаградил его за верную службу: при жизни он первым среди художников получил орден Ленина (1934) и возглавил только что созданную Всероссийскую AX, а после смерти его имя было присвоено одной из самых красивых улиц в центре Ленинграда (ныне вновь Михайловская ул.). Лучшее же, что осталось после Бродского, - собранная им превосходная коллекция русской живописи и графики, хранящаяся в его Музее-квартире, филиале Научно-исследовательского музея Российской АХ.

Работы художника

художник Бродский Исаак Израилевич, русский художник Бродский Исаак Израилевич, биография художника Бродский Исаак Израилевич, информация о художнике Бродский Исаак Израилевич

petroart.ru


Смотрите также