УСТОЙЧИВАЯ КАРТИНА БУДУЩЕГО КАК. Будущее картина


Картины космического будущего : ___lin___

Перед тем, как строить будущее, необходимо его хотя бы представить! Пытаясь найти изображения перспективной космической техники, люди часто натыкаются на графику NASA – отмененную программу Constellation, новый Flexible Path. На корабли и межпланетные комплексы с американским флагом. А что российская космическая программа? О ней человек узнает обычно из разрозненных новостей, из которых часто не понятно – кто, куда и когда собирается лететь. Про иллюстрации и не говорю - часто в новостях можно увидеть фотографии ракет и кораблей, не имеющих отношения к каким-то перспективным программам.

На секунду поверим в чудо – представим, тысячи людей увидят, каким может быть российское космическое будущее, поверят в него! Тут уж сама вселенная просто обязана помочь проектам осуществиться :) Да и «народный контроль» – в стиле – «мы же уже видели всё и где»?

В общем – «хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам» – пусть и не сам лично, а с правильной командой. Мы провели первый этап визуализации российского космического будущего и готовы поделиться результатом нашего труда! Мы представляем серию акварельных картин, рассказывающих об этапах Федеральной космической программы и о перспективных российских космических проектах за пределами ФКП.

[Spoiler (click to open)]

Ракета «Ангара-5П» с новым российским космическим кораблем «Федерация» стартует с космодрома Восточный. С этой картиной связана интересная история – пока мы её рисовали, Роскосмос поменял планы – «Ангара-5П» исчезла из Федеральной космической программы. Так что теперь это полотно представляет ещё и историческую ценность!

Ракета «Союз-5» с новым российским космическим кораблем «Федерация» стартует с космодрома Байконур. Уже скоро – в 2021 году!

Космическая рентгеновская обсерватория «Спектр-РГ» будет доставлена в точку Лагранжа Земля-Солнце в конце 2018 года.

Россия возвращается на Луну – в 2019 году станция «Луна-25» должна прилуниться в южной полярной области естественного спутника Земли.

Второй этап международного проекта ExoMars – доставка на поверхность Красной планеты тяжелого марсохода Pasteur. Весна 2021 года.

2027 год - «Интергелиозонд» сбросил большие солнечные батареи перелетного модуля и начинает изучение Солнца.

Посадочный аппарат станции «Венера-Д» работает на поверхности Венеры – 2027 год.

Слегка пофантазируем – посадочный аппарат «Лаплас-П» совершает посадку на спутник Юпитера – Ганимед. 2030 год.UPD. «Лаплас-П» улетает к своему владельцу. Картина продана!

Вернемся к пилотируемой космонавтике – после окончания эксплуатации МКС на низкой околоземной орбите будет развернута российская космическая станция (РКС). Станция оснащена так называемым трансформируемым (надувным) модулем. Середина 2020-х.

2026 год - новый российский космический корабль «Федерация» возле Луны.

Гордость России – мегаваттный ядерный транспортно-энергетический модуль с двигателями малой тяги доставляет грузы к Луне. 2032 год.

Далекое будущее, год 2050 – большой город на Луне.

Красная планета – мечта, цель для космонавтики с начала космической эры, космический Эверест, который должен быть покорен! 2035 год - высадка российской экспедиции на Марс

Картина, которая идеологически выбивается из общего цикла. На ней изображено не будущее, а настоящее (и даже – слегка – прошлое). «Рабочая лошадка» российского космоса, основной коммерчески носитель, трудяга «Протон-М».

Все картины оформлены в паспарту, габариты (по внешней стороне рамы) – 42 х 32 см. Размер картины – 30 х 22 см (приблизительно А4).Каждая картина уникальна – выполнена в единственном экземпляре.Приобрести картины больше нельзя - вся коллекция была продана. Можно заказать другие - в таком же (и не только) стиле!

При правильном хранении картины будут радовать вас и ваших близких долгие годы – может быть даже передаваться из поколения в поколение. Символ вечной космической экспансии, надежды на светлое космическое будущее, которое обязательно настанет. Ваши дети смогут взять картину с собой на космическую станцию или в марсианскую колонию!

P.S. Собираюсь на boomstarter запустить проект создания календаря на следующий год - с этими картинами. Интересует?

users.livejournal.com

УСТОЙЧИВАЯ КАРТИНА БУДУЩЕГО КАК

ФАКТОР АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ

Д. И. Моторин (Санкт-Петербург)

В условиях качественного «ускорения ритма

истории» (Поршнев, 1989) и прогрессивного нарас-

тания частоты и интенсивности цивилизационных

кризисов (Назаретян, 2004; Панов, 2005) как фактор

адаптации к стрессу особое значение приобретает

адекватная картина будущих изменений окружаю-

щей среды.

В свою очередь, целостное представление че-

ловека о себе в будущем не может быть сформи-

ровано без адекватных представлений о будущем

развитии «актуальной» среды как части целостного

мира. Закон ускорения социального развития неяв-

но предполагает усложнение способов формирова-

ния картин будущего в общественном сознании.

Неадекватная картина будущего, как своего,

так и окружающего мира, может приводить, со-

гласно Л. А. Регуш (2003), к повышенной невроти-

зации, к росту ситуативной и личностной тревож-

ности, то есть снижать эффективность совладания

со стрессом. А. Маслоу (2002) отмечал, что картина

будущего является смыслообразующим фактором

в процессе самореализации человека и играет су-

щественную роль в поддержании его психического

здоровья. При несформированном или нарушенном

образе будущего растет вероятность возникновения

фобий, может проявляться синдром «выученной

беспомощности», цинизм в отношениях с людьми

и т. п. Отсутствие устойчивой картины будущего

приводит к тому, что фатализм становится u1089 сущест-

венным фактором при формировании мировоззрен-

ческих установок.

Будущее определяет актуальное настоящее

через субъективный выбор человека в любой ситу-

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

ации, предполагающей оценку последствий такого

выбора. Совокупность представлений человека о

будущем, составляет его «концепцию завтрашне-

го дня» и своего места в нем. Она подталкивает к

совершению такого выбора, последствия которого

в наибольшей степени будут соответствовать субъ-

ективным представлениям человека о наиболее ве-

роятном и предпочтительном образе своей дальней-

шей жизни. Так, субъективная картина будущего

через призму случайных альтернатив с одной сто-

роны и субъективных выборов с другой связывает

объективно существующие в окружающем мире

тенденции в настоящем с нашими представления-

ми о вероятном и желательном состоянии вещей в

будущем.

Как же формируется эта субъективная картина

будущего, от целостности, адекватности и непроти-

воречивости которой во многом зависит успешность

адаптации человека ко все ускоряющимся измене-

ниям в большинстве сфер общественной жизни?

На заре становления человеческой цивили-

зации за формирование системы представлений о

будущем отвечали космологические мифы, содер-

жавшие первые концепции стадиальности или цик-

личности развития окружающего мира.

С появлением великих монотеистических ре-

лигий функция формирования и поддержания ус-

тойчивых представлений о будущем переходит к

церкви. И еще 500 лет назад церковь как социаль-

ный институт обладала практически полной мо-

нополией на формирование картины будущего как

отдельного человека, так и всего общества в целом.

Так, для христианской цивилизации историцист-

ская концепция второго пришествия как будущего

всего общества и концепция загробной жизни как

личного будущего человека разделялись подавляю-

щим большинством населения того времени.

В эпоху Возрождения появляется такая при-

нципиально новая форма общественного сознания

как «социально-философская утопия». Не считая

отдельных утопических произведений античных

философов различных школ, утопия как самостоя-

тельный жанр, описывающий социальный идеал и

предвосхищающий будущее устройство общества,

появился в начале 16 века, с выходом одноименной

книги Т. Мора. В последствии такие произведения

как «Левиафан» Т. Гоббса, «Город солнца» Т. Кам-

панеллы, «Новая атлантида» Ф. Бэкона, «История

севарамбов» Д. Вераса, «Фрейландия» Т. Герцки, в

некотором смысле и «Капитал» К. Маркса и многие

другие, в нормативном ключе формировали пред-

ставления ученой публики, а затем и широких масс,

о возможном и желательном будущем обществен-

ного развития.

В конце 19-го века в связи с широким рас-

пространением печати и развитием национальных

систем образования жанр социально-философской

утопии постепенно эволюционировал в особый вид

художественно-полемической литературы, а затем и

в научно-фантастическую литературу как самосто-

ятельный вид массового искусства. Значительную

роль в этом процессе сыграл Г. Уэллс, знаменитый

писатель-фантаст и одновременно активный сто-

ронник популяризации социальных утопий.

В течении 20-го века многочисленные произ-

ведения таких авторов как Г. Уэллс, Ж. Верн, А.

Беляев, Дж. Оруэлл, А. Кларк, Ф. Дик, Р. Шекли,

С. Лем, А. и Б. Стругацкие, С. Головачев и многих

других сформировали целостные и очень устойчи-

вые представления о перспективных проблемах че-

ловечества и их возможных решениях в будущем у

целых поколений читателей во всем мире.

Если научно-фантастическая литература, фор-

мируя в сознании читателя целостные и художест-

венно достоверные картины будущего, в основном

имела в качестве целевой аудитории относительно

высокообразованную, но ограниченную по числен-

ности научно-техническую и творческую интелли-

генцию, то перенос этих произведений на кино- и,

в последствии, телеэкраны, сделал этот процесс по-

истине массовым.

Такие великие произведения, как «Метропо-

лис» Ф. Ланга, «Альфавиль» Ж. -Л. Годара, «За-

водной апельсин» и «Космическая одиссея» С.

Кубрика, «Бразилия» Т. Гилиама, «Дюна» Д. Лин-

ча, «Сталкер» А. Тарковского, пресловутые «Звез-

дные войны» Дж. Лукаса и насквозь пропитанная

ведантической символикой «Матрица» братьев Э. и

Л. Вачовски, в разные годы оказали огромное вли-

яние не только на развитие кинематографа, но и на

формирование поистине массовых и достаточно

устойчивых представлений о возможном будущем

человеческой цивилизации.

Исторически наиболее поздними формами

конкретизации картин возможного будущего стали

профессиональные научно-прогностические иссле-

дования, результаты которых влияли на обществен-

ное сознание.

С этого момента предвидение будущего обрета-

ет формы собственно прогнозирования в современ-

ном смысле этого слова, то есть будущее начинает

отображаться как научно и теоретически обосно-

ванная и вероятностная, лишь одна из возможных,

картина развития любого объекта исследования.

Весьма условно начало этого этапа можно от-

считывать с 1949 года, момента основания «RAND

corporation» - первой из ставших известными «фаб-

рик мысли». Ориентированная в момент основания

на решение задач военно-стратегического прогно-

зирования в интересах ВВС США, RAND в пос-

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

ледствии стала разработчиком и популяризатором

прогнозов развития самых разных проблем обще-

ственной жизни.

Сегодня по разным оценкам в мире насчиты-

вается более ста исследовательских организаций,

основным направлением деятельности которых яв-

ляется разработка и практическое «продвижение»

научных прогнозов в самых разных проблемных

областях развития современного общества.

Подобные организации влияют на формиро-

вание картин будущего в общественном сознании

двумя путями. Во-первых, через непосредственное

освещение в СМ И результатов прогнозных разрабо-

ток; во-вторых, что более важно для формирования

массовых представлений о будущем, – опосредо-

ванно, через общественно-политические организа-

ции. Именно политические партии и общественные

движения активно используют поисковые и норма-

тивные прогнозы различных «фабрик мысли» при

разработке своих политических программ, активно

влияя тем самым на формирование картин возмож-

ного и желательного будущего у своих сторонников

и избирателей. В качестве примера можно упомя-

нуть знаменитые первые доклады «Римского клуба»

в начале 1970-х, оказавшие огромное влияние на

развитие многочисленных экологических движений

и политических партий во всем мире и соответству-

ющих «алармистских» настроений у политического

истеблишмента и широких слоев общественности в

странах западной Европы и США.

Все шесть перечисленных источников пред-

ставлений о будущем играют сегодня различную

по значимости роль в процессе их закрепления в

общественном сознании. Новые формы, согласно

общенаучному принципу соответствия, не отменя-

ют старые, а лишь усложняют и обогащают этот

сложный процесс. Роль космологических мифов

в современном мире минимальна, идеологическое

влияние церкви в целом снижается, утопия же как

самостоятельный жанр практически утратила свое

значение в процессе создания представлений о бу-

дущем человеческой цивилизации. Основную роль

в этом процессе в современном мире играет научное

прогнозирование и художественные формы отобра-

жения возможных сценариев развития социума.

В связи с резким ростом объективной слож-

ности окружающего мира, с включением в процес-

сы его развития все новых и новых макросубъектов

влияния (среди них можно назвать ТНК, между-

народные и межправительственные организации,

НКО, новые виды СМ К и т. п. ) качественно воз-

растают субъективные трудности отдельного чело-

века в предвидении будущих изменений. Обычный

человек уже не способен самостоятельно формиро-

вать целостную картину будущего, даже на уровне

общих тенденций. И, соответственно, ему все слож-

нее становится вписать в эту картину представле-

ния о своем собственном будущем, что может резко

усложнять работу его адаптационных механизмов.

Поэтому сегодня подавляющее большинство людей

вынуждено пользоваться внешними источниками,

формирующими представления о будущем состоя-

нии мира, а не разрабатывать их самостоятельно.

При этом состояние «устойчивого u1085 неравнове-

сия» современного мира постоянно снижает гори-

зонт прогноза, то есть период упреждения выска-

зываний о возможном состоянии мира в будущем

все время уменьшается. Этот процесс усугубляется

тем, что, в связи с неуклонным снижением влияния

политических партий на развитие общественных

процессов в мире, их роль в формировании карти-

ны будущего также уменьшается. Таким образом,

на больших временных интервалах перестают быть

нереализуемыми самые, на первый взгляд, неверо-

ятные сценарии развития. Из этого следует нетри-

виальный вывод о том, что реальные черты будуще-

го состояния мира можно и даже необходимо искать

в различных художественных формах его отображе-

ния, не отягощенных строгой и достаточно ограни-

ченной методологией его научного исследования.

Таким образом, те целостные и яркие картины

будущего, которые транслируются и закрепляются

в общественном сознании через научно-фантасти-

ческую литературу и кинематограф, на длительных

отрезках времени оказываются более достоверны-

ми, а главное эффективными для адаптации к этому

будущему, чем профессиональные научные прогно-

зы.

Основными преимуществами таких форм за-

крепления картин будущего в массовом сознании,

будь то книга или кинофильм, является во-первых,

широчайший охват целевой аудитории; во-вторых,

контекстуальная целостность описываемой карти-

ны; и в-третьих, что немаловажно для ее устойчи-

вости – гораздо большая субъективная достовер-

ность и сила воздействия, чем у строгих научных

прогнозных разработок. Особо следует подчеркнуть

значимость непосредственной трансляции индиви-

дуальных моделей совладающего поведения через

образы эмоционально привлекательных героев ху-

дожественных произведений футурологической на-

правленности.

В связи с вышеизложенным становится оче-

видной возможность и необходимость подконтроль-

ного формирования в общественном сознании упо-

рядоченных представлений о будущих изменениях

в глобальном и локальном окружении современного

человека. Это позволит влиять на фундамент адап-

тационных механизмов с целью повышения устой-

чивости к воздействию многих стрессогенных фак-

торов в меняющемся мире.

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В

ЗАЩИТНОЙ СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕКА

И. М. Никольская (Санкт-Петербург)

Исследование адаптации человека к трудным

ситуациям жизнедеятельности – одна из актуаль-

ных задач современной психологии. В последние

годы растет число работ, посвященных психологи-

ческой защите и совладающему (копинг) поведению

как важнейшим адаптационным процессам лич-

ности (Ташлыков, 1982, 1992; Анцыферова, 1994;

Грановская, 1997; Грановская, Никольская, 1999,

2000; Крюкова, 2002, 2005; Бодров, 2006; Lasarus,

1966, 1976; Plutchik, 1980; Perrez, Reicherts, 1992;

McWiliams, 1998). Действительно, когда происхо-

дит стрессовое событие, нарушается гомеостаз. Его

нарушение может быть вызвано характеристиками

стрессора либо их восприятием. Организм челове-

ка реагирует на воспринятое нарушение либо авто-

матическими адаптивными ответными реакциями,

либо адаптивными действиями, целенаправленны-

ми и потенциально осознанными. В первом случае

речь идет о неосознанном физиологическом и по-

веденческом реагировании, а также о включении

механизмов психологической защиты. Во втором

случае – об использовании осознанных стратегий

совладания.

Анализируя строение защитной системы че-

ловека, мы выделяем четыре основных уровня,

последовательно формирующихся в онтогенезе и

одновременно функционирующих у взрослого (Ни-

кольская, 2004).

1. Соматовегетативный (физиологический).

На этом уровне адаптация осуществляется посредс-

твом автоматических изменений в деятельности

различных систем организма (сердечно-сосудистой,

дыхательной, пищеварительной, выделительной,

эндокринной, нервной и вегетативной). Примером

такой адаптации служит соматовегетативный уро-

вень реагирования организма на вредности по В. В.

Ковалеву, характерный для детей в возрасте от 0 до

1 года.

2. Поведенческий (психомоторный) уровень.

Адаптация происходит в результате автоматическо-

го изменения объема и характера общей моторной

активности, изменений мимики, пантомимики, u1086 об-

щего рисунка поведения человека. Приспособление

на этом уровне иллюстрируют типичные для детей

преддошкольного и дошкольного возраста защит-

ные поведенческие реакции (отказ, оппозиция,

имитация, компенсация). Они позволяют ребенку

удовлетворить фрустрированные потребности в

безопасности и защищенности, любви и принятии,

социальном одобрении, повысить самооценку и са-

моуважение.

3. Уровень психологической защиты (бессо-

знательной психики). Здесь осуществляется инт-

рапсихическая адаптация посредством включения

психологических защитных механизмов, то есть

изменения обычного течения психических процес-

сов. Защитная переработка тревожной информа-

ции, поступающей в психику, приводит к ее игно-

рированию, искажению либо фальсифицированию.

Ограждение сознания человека от травмирующих

переживаний позволяет снизить внутреннее напря-

жение и эмоциональный дискомфорт.

4. Уровень совладающего поведения (созна-

ния). Адаптация реализуется за счет осознания

личностью возникших трудностей, использования

знаний о том, как следует преодолевать ситуации

данного типа, и умений применять стратегии этих

действий на практике. Только на этом уровне защи-

ты в комплексе с другими стратегиями совладания

функционирует стратегия конкретного решения

стоящих перед человеком проблем.

Защитная система человека является продук-

том действия врожденных механизмов, процессов

развития и научения, накопления индивидуального

опыта. Набор защитных процессов индивидуален и

характеризует уровень адаптированности личнос-

ти. Преобладание у взрослого защитных процессов

на том или ином уровне может служить важным

диагностическим признаком, позволяющим пред-

положить, на каком возрастном этапе защита была

востребована в наибольшей степени.

Обсуждая строение защитной системы чело-

века, мы должны учитывать, что его адаптация к

социуму предполагает обязательное усвоение об-

щественных правил и законов, культурных норм,

традиций и ритуалов. Их осознанное и неосознан-

ное использование позволяет человеку не только

ощущать свою принадлежность к группе, но также

строить свое поведение в соответствии с групповы-

ми ожиданиями и потому в ряде случаев избегать

ненужного напряжения. При этом надо иметь ввиду,

что в основе социального научения, прежде всего,

лежит имитационное поведение, поэтому значимые

фигуры «…из окружения ребенка нередко форми-

руют его личность в большей степени, чем адресу-

ющиеся к интеллекту разъяснения о полезности и

социальной ценности того или иного поступка…»

(Грановская, Никольская, 1999). В связи с этим ак-

туальным является изучение роли семьи в форми-

ровании и функционировании системы защиты.

Следует также помнить, что взаимодействие

человека с другими людьми, социальными инсти-

тутами, продуктами материальной и духовной куль-

туры позволяет ему не только получить различные

виды помощи (психологической, социальной, юри-

дической, медицинской, информационной и пр. ),

но также конкретный «инструментарий» для осу-

ществления совладающего поведения.

Изучение совладающего со стрессом пове-

дения – актуальная задача как фундаментальных,

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

так и прикладных отраслей психологии. В настоя-

щее время исследование совладания ведется в не-

скольких направлениях. В одних случаях внимание

уделяется анализу самих трудных жизненных ситу-

аций, поскольку жизненный контекст, безусловно,

влияет на стиль реагирования. В других случаях

анализируется роль индивидуально-психологичес-

ких особенностей человека и его социальных ха-

рактеристик в выборе стратегий и стилей совладаю-

щего поведения. Третье направление исследований

касается изучения средовых ресурсов копинга.

На нашей кафедре детской психиатрии и пси-

хотерапии Санкт-Петербургской медицинской ака-

демии последипломного образования (зав. кафед-

рой – проф., д. м. н. Э. Г. Эйдемиллер) изучение

совладающего поведения осуществляется в рамках

темы НИР «Биопсихосоциальная модель здоровья

и болезни как теоретическая и методологическая

основа клинической психологии, психиатрии, пси-

хотерапии и валеологии семьи и детства». Одна из

задач этой темы - создание классификации семей,

нуждающихся в оказании психологической и пси-

хотерапевтической помощи, а также выявление спе-

цифики семей с больными, страдающими различ-

ными заболеваниями, в том числе специфики сов-

ладающего поведения членов таких семей. В насто-

ящее время проведено изучение копинг-поведения

семей с пациентами - героиновыми наркоманами

(М. Ю. Городнова), страдающими алкоголизмом (В.

В. Пушина), с дискинезией желчевыводящих путей

и хроническим гастродуоденитом (М. П. Билецкая).

Начато изучение совладающего поведения ВИЧ-ин-

фицированных матерей (П. Г. Заргарова), женщин

– жертв насилия со стороны интимного партнера

(Н. В. Лохматкина), детей, переживших смерть и

тяжелую болезнь близкого родственника (М. Е. Ка-

лашникова).

Еще одним важным направлением исследова-

ний мы считаем анализ совладающего поведения

у специалистов помогающих профессий (врачей

общей практики, психиатров и психологов), под-

верженных высокому риску эмоционального вы-

горания, с целью профилактики нарушений их не-

рвно-психического и соматического здоровья (И.

Ю. Маргошина).

Во всех перечисленных случаях в качестве

психологического метода для изучения совладаю-

щего поведения используются различные опросни-

ки: Амирхана, Хейма, Лазаруса, Эндлера и Паркера

(в адаптации Крюковой) и др. Вместе с тем, при

работе с конкретным человеком, а не группой лю-

дей, для нас наибольший интерес представляет не

простая фиксация и определение выраженности ба-

зисных или ситуационно-специфических стратегий

и стилей совладания. Более значимым мы считаем

конкретизацию всего репертуара копинг-стратегий

клиента и оказание ему помощи в осознании их

скрытого содержания (по аналогии с тем, как мы

это делали, раскрывая содержание копинг-страте-

гий у детей) (Никольская, 2001, 2005). При этом

основное внимание мы уделяем анализу сознатель-

ных и бессознательных компонентов совладающе-

го со стрессом поведения и их связи с жизненным

контекстом клиента (прошлым опытом, значимыми

фигурами и событиями).

Вслед за многими авторами мы рассматрива-

ем совладание как феномен, включающий в себя не

только осознанные, но также бессознательные за-

щитные техники. Так, в основе совладания по типу

конфронтации лежат психологические защитные

механизмы проекции и замещения, которые, в свою

очередь, формируются на основе защитной пове-

денческой реакции оппозиции. Бессознательными

компонентами стратегии дистанцирования можно

считать защитные механизмы отрицания и отчуж-

дения и их поведенческую основу — детскую ре-

акцию отказа.

И здесь самое главное для нас – это найти от-

вет на вопрос, что заставляет человека обратиться

именно к этим стратегиям совладающего поведе-

ния, например, конфронтации с супругом или дис-

танцированию от проблем ребенка? Какие жизнен-

ные события, идентификация с какими значимыми

фигурами заставляет выбирать именно это пове-

дение? Без ответа на эти вопросы объяснить пове-

дение клиента и побудить его принять решение о

необходимости его изменении не всегда представ-

ляется возможным.

Можно видеть, что анализ особенностей сов-

ладания при работе с клиентами мы проводим с по-

зиций психодинамического и семейного подходов к

психологическому консультированию. При работе с

взрослыми основным методом выступает консуль-

тативная беседа, включающая стандартные техни-

ки постановки вопросов, отражения и выяснения

чувств, дальнейшего развития мыслей собеседника,

обобщения, интерпретации и пр. Нашу технологию

условно можно описать как ряд шагов.

1. Клиента просят представить или вообразить

какую-либо трудную жизненную ситуацию, которая

у него вызывает напряжение и дискомфорт.

2. Клиента просят ответить на вопрос, что он

обычно делает (или может сделать), чтобы снять

тревогу, напряжение и дискомфорт.

3. Клиента настойчиво побуждают перечис-

лить другие стратегии действий, которые есть в его

репертуаре (обычно перечисление идет от анализа

проблемы и путей ее решения до различных спосо-

бов отвлечения от ситуации).

4. С помощью вопросов консультанта клиента

побуждают анализировать и осознавать: Чем имен-

но каждая конкретная стратегия ему помогает? Что

его заставляет выбрать именно эту стратегию? Ка-

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

кие жизненные события и/или значимые фигуры

обусловили данный выбор? Что для клиента озна-

чает, что стратегии совладания с рассматриваемой

ситуацией связаны именно с этими жизненными

событиями и/или значимыми фигурами?

Необходимо стараться, чтобы обсуждаемые

стратегии были точными и конкретными («читаю

детективы Татьяны Устиновой», «пью чай с кон-

фетами «Коровка», «еду в Павловск с собакой»), а

уточняющие вопросы консультанта были направле-

ны на прояснение общей картины, которую необхо-

димо хорошо представить. Детализирующие воп-

росы и прояснение чувств должны стимулировать

память клиента.

Исследование копинг-поведения у детей и

подростков мы проводим в процессе изучения и

коррекции их внутреннего мира с помощью раз-

работанного нами метода серийных рисунков и

рассказов (Никольская, 2003; 2006). В процессе од-

ного сеанса мы предлагаем ребенку создать серию

проективных рисунков на заданные темы, а затем

составить в диалоге с психологом устные или пись-

менные рассказы об их содержании. Целью такой

работы является отражение в продуктах творчес-

кой деятельности особенностей внутреннего мира

и поведения: представлений о себе и окружающих;

стремлений и фантазий; внутриличностных и меж-

личностных конфликтов; психотравмирующих пе-

реживаний; механизмов психологической защиты

и стратегий совладающего поведения; перспективы

будущей жизни. Результатом является осознание и

отреагирование ребенком своих проблем и особен-

ностей поведения посредством их визуализации,

вербализации, обсуждения и разделения с другим

человеком.

ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ И

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО



infopedia.su

Мир будущего России глазами Евгения Казанцева

Яркие цифровые иллюстрации Москвы.Мир будущего России глазами Евгения Казанцева Графический дизайнер и художник Евгений Казанцев создал серию работ в стиле ретро-футуризм, которая посвящена представлениям людей прошлого о том, как должно выглядеть будущее. Как мы видим, будущее выглядит иначе, но работы удачно передают дух надежды человека и его жажду к изменениям.Мир будущего России глазами Евгения КазанцеваМир будущего России глазами Евгения КазанцеваМир будущего России глазами Евгения КазанцеваМир будущего России глазами Евгения КазанцеваМир будущего России глазами Евгения КазанцеваМир будущего России глазами Евгения КазанцеваМир будущего России глазами Евгения КазанцеваМир будущего России глазами Евгения КазанцеваМир будущего России глазами Евгения КазанцеваМир будущего России глазами Евгения Казанцева

funtema.ru

Будущее. Картины с изображением будущего

Будущее, как временной отрезок

Будущее – временной отрезок во времени, который ещё не начался. Будущее находится в пространственно-временном континууме, поскольку его события характерны как временем, так и местом.

Будущее всегда волновало человечество, и ему отводилась особая роль в мифологии и человеческом разуме. По теории индетерминизма будущее не предопределено и люди сами его создают. По теории детерминизма будущее предопределено, и человеку не скрыться и не изменить его, как и судьбу. Из-за циклической модели времени в будущем повторяется то, что уже происходило в прошлом.

Во многих религиях есть описание пророчеств о жизни после смерти и о конце света. На самом деле людям необходимо знать о прогнозах на будущее и о том, что с ними будет. Незнание повергает в панику и вера необходима. Развитие мозга человека, возможно, необходимо для того, чтобы суметь прогнозировать будущее.

Картины будущего

Пожарные и полицейские, которые передвигаются при помощи крыльев, дома с обогревом ядерной энергии, строители-роботы, портные-роботы – это технологии 2000 года, которые в своих произведениях искусства представил французский художник-иллюстратор Виллемард. Свои технологические фантазии художник осуществил в серии картин, которые были выпущены в 1910 году, около 100 лет назад. И смотря на эти картины можно с уверенностью сказать, что живописец предугадал будущее (т.е. наше настоящее). На некоторых картинах нарисованы технологии, которые уже появились и мы используем их сейчас, в других же – те, которые находятся в разработках и появятся в скором будущем.

Многие художники пишут картины с будущими технологиями, которых еще нет, но это заставляет задуматься о том, что они могут появиться. И если кто-то может их вообразить, придумать и запечатлеть, то, значит, кто-то может их и разработать.

Интересно наблюдать картины будущего, которые прогнозируют временные события далёкого 2100 года или хотя бы ближайшие. Люди, по своей природе, любознательны, и с помощью картин будущего можно открыть для себя секреты бытия. Вспомним, Менделеева, которому его химическая таблица приснилась во сне. А вскоре она стала незаменимым звеном в химической отрасли, на которой базируется эта наука. Художники – уникальные люди с огромным воображением, которые способны открывать человечеству даже секреты будущего.

На нашем сайте Вы можете просмотреть произведения современных художников и сделать свой выбор.

decorsite.ru