ИЛЛЮСТРАЦИИ. Бунина картины


Иван Бунин – биография, фото, личная жизнь, книги и стихи

Иван Бунин: биография

Первого русского нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина называют ювелиром слова, прозаиком-живописцем, гением российской литературы и ярчайшим представителем Серебряного века. Литературные критики сходятся во мнении, что в бунинских произведениях есть родство с картинами Виктора Васнецова, а по мироощущению рассказы и повести Ивана Алексеевича схожи с полотнами Михаила Врубеля.

Детство и юность

Современники Ивана Бунина утверждают, что в писателе чувствовалась «порода», врожденный аристократизм. Удивляться нечему: Иван Алексеевич – представитель древнейшего дворянского рода, уходящего корнями в XV век. Семейный герб Буниных включен в гербовник дворянских родов Российской империи. Среди предков писателя – основоположник романтизма, сочинитель баллад и поэм Василий Жуковский.

Портрет Ивана БунинаПортрет Ивана Бунина

Родился Иван Алексеевич в октябре 1870 года в Воронеже, в семье бедного дворянина и мелкого чиновника Алексея Бунина, женатого на двоюродной племяннице Людмиле Чубаровой, женщине кроткой, но впечатлительной. Она родила мужу девятерых детей, из которых выжили четверо.

Иван Бунин в детствеИван Бунин в детстве

В Воронеж семья перебралась за 4 года до рождения Ивана, чтобы дать образование старшим сыновьям Юлию и Евгению. Поселились в арендованной квартире на Большой Дворянской улице. Когда Ивану исполнилось четыре года, родители вернулись в родовое имение Бутырки в Орловской губернии. На хуторе прошло детство Бунина.

Любовь к чтению мальчику привил гувернер – студент Московского университета Николай Ромашков. Дома Иван Бунин изучал языки, делая упор на латынь. Первые прочитанные самостоятельно книги будущего литератора – «Одиссея» Гомера и сборник английских стихов.

Иван Бунин в детствеИван Бунин в детстве

Летом 1881 года отец привез Ивана в Елец. Младший сын сдал экзамены и поступил в 1-й класс мужской гимназии. Учиться Бунину нравилось, но это не касалось точных наук. В письме старшему брату Ваня признался, что экзамен по математике считает «самым страшным». Спустя 5 лет Ивана Бунина отчислили из гимназии посреди учебного года. 16-летний юноша приехал в отцовское имение Озерки на рождественские каникулы, да так и не вернулся в Елец. За неявку в гимназию педсовет исключил парня. Дальнейшим образованием Ивана занялся старший брат Юлий.

Литература

В Озерках началась творческая биография Ивана Бунина. В имении он продолжил работу над начатым в Ельце романом «Увлечение», но произведение до читателя не дошло. Зато стихотворение юного литератора, написанное под впечатлением от смерти кумира – поэта Семена Надсона – опубликовали в журнале «Родина».

Иван Бунин в юностиИван Бунин в юности

В отцовском имении с помощью брата Иван Бунин подготовился к выпускным экзаменам, сдал их и получил аттестат зрелости.

С осени 1889-го до лета 1892 года Иван Бунин работал в журнале «Орловский вестник», где печатались его рассказы, стихи и литературно-критические статьи. В августе 1892 года Юлий позвал брата в Полтаву, где устроил Ивана на должность библиотекаря в губернской управе.

В январе 1894 года писатель посетил Москву, где встретился с близким по духу Львом Толстым. Как и Лев Николаевич, Бунин критикует городскую цивилизацию. В рассказах «Антоновские яблоки», «Эпитафия» и «Новая дорога» угадываются ностальгические ноты по уходящей эпохе, чувствуется сожаление о вырождающемся дворянстве.

Иван Бунин в молодостиИван Бунин в молодости

В 1897 году Иван Бунин издал в Петербурге книгу «На край света». Годом ранее перевел поэму Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». В переводе Бунина появились стихи Алкея, Саади, Франческо Петрарки, Адама Мицкевича и Джорджа Байрона.

В 1898 году в Москве вышел поэтический сборник Ивана Алексеевича «Под открытым небом», тепло встреченный литературными критиками и читателями. Через два года Бунин подарил любителям поэзии вторую книгу стихов – «Листопад», упрочившую авторитет автора как «поэта русского пейзажа». Петербургская Академия наук в 1903 году награждает Ивана Бунина первой Пушкинской премией, за которой следует вторая.

Но в поэтической среде Иван Бунин заработал репутацию «старомодного пейзажиста». В конце 1890-х любимцами становятся «модные» поэты Валерий Брюсов, принесший в русскую лирику «дыхание городских улиц», и Александр Блок с его мятущимися героями. Максимилиан Волошин в рецензии на сборник Бунина «Стихотворения» написал, что Иван Алексеевич очутился в стороне «от общего движения», зато с точки зрения живописи его поэтические «полотна» достигли «конечных точек совершенства». Примерами совершенства и приверженности классике критики называют стихотворения «Помню долгий зимний вечер» и «Вечер».

Иван Бунин-поэт не приемлет символизм и критично смотрит на революционные события 1905–1907 годов, называя себя «свидетелем великого и подлого». В 1910 году Иван Алексеевич издает повесть «Деревня», положившую начало «целому ряду произведений, резко рисующих русскую душу». Продолжением ряда становятся повесть «Суходол» и рассказы «Сила», «Хорошая жизнь», «Князь во князьях», «Лапти».

В 1915-м Иван Бунин на пике популярности. Выходят его знаменитые рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Легкое дыхание» и «Сны Чанга». В 1917 году писатель покидает революционный Петроград, избегая «жуткой близости врага». Полгода Бунин жил в Москве, оттуда в мае 1918 года уехал в Одессу, где написал дневник «Окаянные дни» – яростное обличение революции и большевистской власти.

Портрет "Иван Бунин". Художник Евгений Буковецкий

Писателю, столь яростно критикующему новую власть, опасно оставаться в стране. В январе 1920 года Иван Алексеевич покидает Россию. Он уезжает в Константинополь, а в марте оказывается в Париже. Здесь вышел сборник рассказов под названием «Господин из Сан-Франциско», который публика встречает восторженно.

С лета 1923 года Иван Бунин жил на вилле «Бельведер» в старинном Грассе, где его навещал Сергей Рахманинов. В эти годы выходят рассказы «Начальная любовь», «Цифры», «Роза Иерихона» и «Митина любовь».

В 1930 году Иван Алексеевич написал рассказ «Тень птицы» и завершил самое значительное произведение, созданное в эмиграции, — роман «Жизнь Арсеньева». Описание переживаний героя овеяно печалью об ушедшей России, «погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок».

Квартира Ивана Бунина в ПарижеКвартира Ивана Бунина в Париже

В конце 1930-х Иван Бунин переселился на виллу «Жаннет», где жил в годы Второй мировой войны. Писатель переживал за судьбу родины и радостно встречал новости о малейшей победе советских войск. Жил Бунин в нищете. О своем трудном положении писал:

«Был я богат — теперь, волею судеб, вдруг стал нищ… Был знаменит на весь мир — теперь никому в мире не нужен… Очень хочу домой!»

Вилла обветшала: отопительная система не функционировала, возникли перебои с электро- и водоснабжением. Иван Алексеевич рассказывал в письмах друзьям о «пещерном сплошном голоде». Чтобы раздобыть хоть небольшую сумму, Бунин попросил уехавшего в Америку друга на любых условиях издать сборник «Темные аллеи». Книга на русском языке тиражом 600 экземпляров вышла в 1943-м, за нее писатель получил $300. В сборник вошел рассказ «Чистый понедельник». Последний шедевр Ивана Бунина – стихотворение «Ночь» – вышел в 1952 году.

Исследователи творчества прозаика заметили, что его повести и рассказы кинематографичны. Впервые об экранизации произведений Ивана Бунина заговорил голливудский продюсер, выразивший желание снять фильм по рассказу «Господин из Сан-Франциско». Но дело закончилось разговором.

Иван БунинИван Бунин

В начале 1960-х на творчество соотечественника обратили внимание российские режиссеры. Короткометражку по рассказу «Митина любовь» снял Василий Пичул. В 1989 году на экраны вышла картина «Несрочная весна» по одноименному рассказу Бунина.

В 2000 году вышел фильм-биография «Дневник его жены» режиссера Алексея Учителя, в котором рассказана история взаимоотношений в семье прозаика.

Резонанс вызвала премьера драмы «Солнечный удар» Никиты Михалкова в 2014 году. В основу ленты легли одноименный рассказ и книга «Окаянные дни».

Нобелевская премия

Впервые Ивана Бунина выдвинули на соискание Нобелевской премии в 1922 году. Об этом хлопотал лауреат Нобелевской премии Ромен Роллан. Но тогда премию отдали ирландскому поэту Уильяму Йетсу.

В 1930-х к процессу подключились русские писатели-эмигранты, их хлопоты увенчались победой: в ноябре 1933 года Шведская академия вручила Ивану Бунину премию по литературе. В обращении к лауреату говорилось, что он заслужил награду за «воссоздание в прозе типичного русского характера».

Чествование награждения Ивана Бунина нобелевской премиейЧествование награждения Ивана Бунина нобелевской премией

715 тысяч франков премии Иван Бунин растратил быстро. Половину в первые же месяцы раздал нуждающимся и всем, кто обратился к нему за помощью. Еще до получения награды писатель признался, что получил 2000 писем с просьбой помочь деньгами.

Спустя 3 года после вручения Нобелевской премии Иван Бунин окунулся в привычную бедность. До конца жизни у него так и не появилось собственного дома. Лучше всего Бунин описал положение дел в коротком стихотворении «У птицы есть гнездо», где есть строки:

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.Как бьется сердце, горестно и громко,Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный домС своей уж ветхою котомкой!

Личная жизнь

Первую любовь молодой писатель встретил, когда работал в «Орловском вестнике». Варвара Пащенко – высокая красавица в пенсне – показалась Бунину слишком заносчивой и эмансипированной. Но вскоре он нашел в девушке интересного собеседника. Вспыхнул роман, но отцу Варвары бедный юноша с туманными перспективами не понравился. Пара жила без венчания. В своих воспоминаниях Иван Бунин так и называет Варвару – «невенчанной женой».

Иван Бунин и Варвара ПащенкоИван Бунин и Варвара Пащенко

После переезда в Полтаву и без того сложные отношения обострились. Варваре – девушке из обеспеченной семьи – опостылело нищенское существование: она ушла из дома, оставив Бунину прощальную записку. Вскоре Пащенко стала женой актера Арсения Бибикова. Иван Бунин тяжело перенес разрыв, братья опасались за его жизнь.

Иван Бунин и Анна ЦакниИван Бунин и Анна Цакни

В 1898 году в Одессе Иван Алексеевич познакомился с Анной Цакни. Она и стала первой официальной женой Бунина. В том же году состоялась свадьба. Но вместе супруги прожили недолго: расстались спустя два года. В браке родился единственный сын писателя – Николай, но в 1905 году мальчик умер от скарлатины. Больше детей у Бунина не было.

Любовь всей жизни Ивана Бунина – третья жена Вера Муромцева, с которой он познакомился в Москве, на литературном вечере в ноябре 1906 года. Муромцева – выпускница Высших женских курсов, увлекалась химией и свободно разговаривала на трех языках. Но от литературной богемы Вера была далека.

Иван Бунин с женой ВеройИван Бунин с женой Верой

Обвенчались молодожены в эмиграции, в 1922 году: Цакни 15 лет не давала Бунину развода. Шафером на свадьбе был Александр Куприн. Супруги прожили вместе до самой кончины Бунина, хотя их жизнь безоблачной не назовешь. В 1926 году в эмигрантской среде появились слухи о странном любовном треугольнике: в доме Ивана и Веры Буниных жила молодая писательница Галина Кузнецова, к которой Иван Бунин питал отнюдь не дружеские чувства.

Иван Бунин и Галина КузнецоваИван Бунин и Галина Кузнецова

Кузнецову называют последней любовью писателя. На вилле супругов Буниных она прожила 10 лет. Трагедию Иван Алексеевич пережил, когда узнал о страсти Галины к сестре философа Федора Степуна – Маргарите. Кузнецова покинула дом Бунина и ушла к Марго, что стало причиной затяжной депрессии писателя. Друзья Ивана Алексеевича писали, что Бунин в тот период был на грани сумасшествия и отчаяния. Он работал сутками напролет, пытаясь забыть возлюбленную.

После расставания с Кузнецовой Иван Бунин написал 38 новелл, вошедших в сборник «Темные аллеи».

Смерть

В конце 1940-х врачи диагностировали у Бунина эмфизему легких. По настоянию медиков Иван Алексеевич отправился на курорт на юге Франции. Но состояние здоровья не улучшилось. В 1947 году 79-летний Иван Бунин в последний раз выступил перед аудиторией литераторов.

Нищета заставила обратиться за помощью к русскому эмигранту Андрею Седых. Тот выхлопотал больному коллеге пенсию у американского филантропа Фрэнка Атрана. До конца жизни Бунина Атран выплачивал писателю 10 тысяч франков ежемесячно.

Иван Бунин в последние годыИван Бунин в последние годы

Поздней осенью 1953 года состояние здоровья Ивана Бунина ухудшилось. Он не поднимался с постели. Незадолго до кончины писатель попросил жену почитать письма Чехова.

8 ноября доктор констатировал смерть Ивана Алексеевича. Ее причиной стала сердечная астма и склероз легких. Похоронили нобелевского лауреата на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, месте, где нашли упокоение сотни российских эмигрантов.

Библиография

  • «Антоновские яблоки»
  • «Деревня»
  • «Суходол»
  • «Легкое дыхание»
  • «Сны Чанга»
  • «Лапти»
  • «Грамматика любви»
  • «Митина любовь»
  • «Окаянные дни»
  • «Солнечный удар»
  • «Жизнь Арсеньева»
  • «Кавказ»
  • «Темные аллеи»
  • «Холодная осень»
  • «Цифры»
  • «Чистый понедельник»
  • «Дело корнета Елагина»

Фото

24smi.org

ПОЭЗИЯ БУНИНА — «ЖИВОПИСЬ СЛОВОМ»

Поэзия И. А. Бунина — яркое явление русской литературы конца XIX — начала XX века.

Когда вышел сборник И. А. Бунина «Листопад», М. Горький так отозвался о нем: «Я буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже давно люблю, которым наслаждаюсь всегда». Это сравнение — признание того, что И. А. Бунин — один из тех поэтов, в чьей лирике проявилось живописное начало.

Главное место в поэзии И. А. Бунина занимает пейзажная лирика. Она отмечена живописной точностью, картины природы в ней выразительны и красочны:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...

В бунинских стихах богатая палитра цветов, неповторимая гамма звуков. Трудно перечислить найденные поэтом оттенки синей, зеленой, голубой, желтой красок. В стихах звучит многоголосье птиц — кулик, кукушка, жаворонок, чувствуются ароматы леса, поля и т. д.

Столь же искусен И. А. Бунин в живописном воссоздании быта провинциального городка и деревенской усадьбы:

 

Люблю цветные стекла окон

И сумрак от столетних лип,

Звенящей люстры серый кокон

И половиц прогнивших скрип.

 

От этой картины, как и от многих других у И. А. Бунина, веет светлой грустью, элегической печалью. Все предметы здесь увидены как будто бы прощальным взглядом, издалека. Поэтому все детали укрупняются, становятся значимыми и значительными. Острый взгляд живописца ловит в малых деталях, в кратких переживаниях одухотворяющие жизнь всеобщие начала. Так, увидев лесной родничок с маленькой иконкой и березовым черпаком, поэт пишет:

 

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый —

Смиренные родимые черты.

 

Очень часто знакомый будто пейзаж выражает вечное таинство природы, живущей своей неповторимой жизнью:

 

А на кленах дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней долинная, лесная,

Голубая тающая даль.

 

Так же точна и таинственна бунинская живопись чувств. Тема любви — одна из главнейших в его поэзии. Главное здесь — пробуждение чувства и щемящая нота утраты, которая всегда слышна там, где оживают воспоминания. Только в воспоминаниях живет нестойкое чувство и исчезающая красота, поэтому прошлое в стихах И. А. Бунина воссоздано в волнующих деталях, в каждой из которых — боль и одиночество:

 

Не плита, не распятье,

Предо мной до сих пор —

Институтское платье

И сияющий взор.

Разве ты одинока,

Разве ты не со мной

В нашем прошлом далеком,

Где и я был иной?

 

Часты у И. А. Бунина стихи, передающие переживания какой-то минуты:

 

Ранний, чуть видный рассвет,

Сердце шестнадцати лет,

Штора в окне, а за ней —

Солнце вселенной моей.

 

Поэт стремится выразить высшую ценность каждого трудноуловимого момента в пробуждении юного сердца. Именно эти секунды становятся истоком вдохновения, смыслом жизни. Бунинская живопись чувств тонка и проникновенна, отмечена психологической точностью и лаконизмом. Жизнь природы, овеянной светлой грустью, таинственная жизнь человеческих чувств запечатлены в совершенном поэтическом слове.

 

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана.

 

Оно пробуждает размышления о тленном и вечном, о жизни и ее быстротечности. Оно помогает за простыми явлениями и предметами увидеть красоту мира, осознать ценность вечно изменяющейся жизни.

tvory.info

И опять про рыбалку – всегда актуальная тема.

Бунин Наркиз Николаевич

Наркиз Николаевич Бунин (1856-1912) относится к тем отечественным художникам, которые совмещали свою основнуюработу с полупрофессиональным занятием живописью, добиваясь в обоих видах деятельности значительных успехов. Н.Н. Бунин служил в лейб-гвардии Егерском полку. С 1881 года стал вольноприходящим учеником Академии художеств, в которой, получив несколько поощрительных медалей, проучился до 1887 года. Армейская служба способствоваластановлению Н.Н. Бунина как живописца-баталиста, хотя бытовые композиции художник также писал довольно часто и,видимо, с удовольствием.

Смерть генерала Келлера во время боя на Янзелинском перевале. 1904 год

Начал участвовать в академических выставках с 1885. Первыми картинами Бунина были: Незваные критики (1884), Утро на сенокосе, Урядник (обе — 1886), Привал егерей на маневрах (1887), Лето в Михайловке 1885 года, Отрядные маневры(обе — 1888), Телиш 12 октября 1877 года, Лейб-Гусарский полк отдает честь вынесенным из боя знаменам лейб-гвардииЕгерского полка (1888).

Часовой лейб-гвардии Конного полка в Зимнем дворце

Батальные полотна художника имели успех и охотно раскупались в частные коллекции великих князей. Интересно, чтовоенная служба Н.Н. Бунина продолжалась до 1901 года, но, несмотря на это, художник по-прежнему продолжал радоватьлюбителей живописи своими картинами.

Офицер с собакой

Художник добился больших успехов и в акварельной живописи, был активным членом Общества русских акварелистов. В 1891 году произошло важное и приятное событие в жизни живописца: ему было присвоено звание почетного вольногообщника Академии художеств, присуждаемое за особые заслуги перед Академией. В 1913 году в Петербурге художественнаяобщественность организовала посмертную выставку удивительного отечественного баталиста, жанриста и акварелиста,военнослужащего и гражданина страны Н.Н. Бунина.

Незваные критики

Речка

Пост : Голоножие в искусстве - 06 марта (21 февраля) 1903 года

Автор: Петербургская газета

Года два назад И.Е.Репин выставил у передвижников портрет Л.Н.Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.Рассказывают, что когда Толстой узнал о таком своем портрете, он написал Репину: «Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны.» Если действительно Толстой обратился с такими словами к Репину, то несомненно, что он не совсем был доволенизображением себя на картине без сапог. Но в таком случае, что должен испытывать великий писатель, узнав о появлении на выставке картины, где он фигурирует не то что босым, а уже без самых необходимых принадлежностей туалета всякого мужчины.

Короче говоря, нашелся художник, который лишил на своей картине Толстого того, что Репин все-таки не решился снять с великого писателя. Подобного рода картину публике предстоит созерцать на имеющей в воскресенье открыться выставкеСпб. художников. Автор картины, Н.И.Бунин, изобразил яснополянского отшельника стоящим на берегу реки, одетого в одну рубашку, причем ноги Толстого обнажены художником выше колен. Неправда ли, как это оригинально? Но это еще не все... Художник, очевидно, нашел, что в подобном виде Толстому как-то неловко одному позировать и, для компании, рядом с ним изобразил, буквально в таком же виде, И.Е.Репина! Может быть, по отношению к Репину это была маленькая месть за Толстого? Мол, ты снял с Толстого сапоги, так я за это сниму с тебя панталоны...

Комментарии:

Русский листок Петербург - 14 (01) марта 1903 года

На выставке с.-петербургского общества художников в Пассаже обращает большое внимание картина Н.Н.Бунина"Рыбная ловля", где изображены в одних рубахах гр. Л.Толстой и художник Репин, ловящими рыбу бреднем.

Как известно на выставке с.-петербургского общества художников фигурирует картина Бунина, изображающая ЛьваНиколаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу.На днях выставку посетил сын Льва Николаевича, граф Л.Л.Толстой, и так возмутился видимым, что немедленно послал своему отцу телеграмму, прося его совета, как поступить, чтобы с выставки была убрана картина. Ответ от Льва Николаевича должен последовать не сегодня завтра, и в случае если окажется, что законным путем ничего нельзя сделать, Лев Львович Толстой намерен выступить с печатным протестом против произведения Бунина,рассчитывая добиться этим путем нравственного воздействия на автора картины и на выставочный комитет.

Лев Львович Толстой

Биржевые ведомости - 16 (03) марта 1903 года

В воскресенье, 2 марта, около пяти часов вечера на выставке общества петербургских художников произошел скандал,причиной которого влилась злополучная картина Бунина "Рыбная ловля". Один из присутствовавших, оказавшийсямосковским журналистом г. Любошицем, подошел к картине Бунина и, выхватив карандаш, написал во всю длину холста слово "мерзость". Члены жюри бросились к г.Любошицу, желая его схватить, но г.Любошиц энергично воскликнул: "Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графомТолстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией!" Послали за полицией. ... Некоторые из публики тут же написали протест против помещения этой картины на выставке и вручили его г. Любошицу. Под протестом подписалось 40 человек.

Новое время - 16 (03) марта 1903 года

Я не сочувствую, ни этой манере писать портреты, ни манере московского журналиста писать на картине "мерзость".Обратить на себя внимание прекрасной картиной или прекрасной статьей - трудно. Но нарисовать известного человека без штанов или написать на картине - "мерзость" - очень легко. Это называется смелостью, скандалом, наглостью. Но тут нет ни мужества, ни таланта, ни других сколько-нибудь почтенных качеств. ... А.Суворин

А.С.Суворин

Биржевые ведомости - 17 (04) марта 1903 года

...В тот же день "Рыбная ловля" с московской надписью мерзость на ней была снята. Помимо рекламы художнику Бунину и журналисту Любошицу - в выставочную кассу потекли деньги. В первые дни выставкипосетителей насчитывалось ежедневно около сорока; когда заговорили о "Рыбной ловле" посетители начали считатьсясотнями; 2-го марта их было более 1000. В понедельник до двух часов дня входных билетов продано более 400.

Чтобы не тревожить публику обманчивыми надеждами увидеть совокупные произведения гг. Бунина и Любошица, - будетповешен у входа аншлаг о снятии "Рыбной ловли".

Биржевые ведомости - 18 (05) марта 1903 года

Много разговоров в городе о картине г. Бунина, изображающей рыбную ловлю и на ней великого писателя. ...

Понимаю, что содержание картины может шокировать людей фешенебельного круга, но не понимаю, что в ней скандального.Говорят, что публику особенно привлекают в этой картине и соблазняют изображенные на ней, среди разных другихпредметов, ноги людей, занятых рыбной ловлей: эти-то ноги и делают картине рекламу. Если это так, то право, страннаяпублика. ... Да почему бы, наконец, не посмотреть и на эту картину с символической точки зрения и не увидеть в ней не простыхрыбаков и не простые сети, а ловцов, уловляющих вселенную. А став на эту точку зрения, вспомнив, что это же втрадициях живописи - символически изображать великих людей в не совсем скромных одеяниях: самого Наполеона Кановаизобразил вовсе без одежды ... Федор Сологуб

Федор Сологуб

Биржевые ведомости - 20 (07) марта 1903 года

Если не ошибаюсь, Л.Н.Толстой никакой "убоины" не употребляет, ни мяса, ни рыбы. Следовательно, и не ловит ее.Итак, помимо всего прочего, произведение г.Бунина есть выдумка на Л.Н... А.С.П-ский

Биржевые ведомости - 24 (11) марта 1903 года

На днях в "Новостях" была помещена заметка А.Р.П-ского, в которой последний выражает сомнение в правдивостиизображенного на картине г. Бунина сюжета. Мотивом для подобного сомнения является убеждение, что Л.Н.Толстой, как строгий вегетарианец, не употребляющий вообще убоины, вряд ли стал бы заниматься рыбной ловлей. По поводу такого предположения считаю небезынтересным указать на рассказ покойного Фета, из которого видно, что когда последний приехал в гости в Ясную Поляну, то, к удивлению своему, застал в доме одну лишь дряхлую старуху,которая на вопрос А.А., где господа, с трудом могла прошамкать, что господа-де на озере рыбу ловят. И действительно, пройдя по указанной дорожке к озеру, Фет увидал всех обитателей усадьбы занятыми вытаскиваниемсетей, а самого графа Льва Николаевича - по колено в воде. ... Феод. Ульянской

Новости дня - 26 (13) марта 1903 годаХудожник Бунин, автор картины "Рыбная ловля" беседовал с сотрудником "Новостей" и, между прочим, сказал:«Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда неодобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным.В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводитТолстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого. ...»По словам Бунина, гражданского иска к Любошицу он не намерен предъявлять, а повезет свою картину в Берлин, где еюочень заинтересовались, и оттуда он получает массу предложений.

Журнал Гражданин - 29 (16) марта 1903 года

Пятница, 14 марта. Несомненно, что мы уже дошли до такого момента, когда люди, как будто утрачивают понимания предела, далее которогопрежде считалось нравственно недозволительно идти... Прежде мы жили в известной дисциплине, при которой иное неделалось потому, что запрещали сие закон и полиция, а иное не делалось, потому, что запрещали сие чувство приличия,чувство нравственное; теперь эти два двигателя стали почти бессильны. ... Недавно была неделя, когда циничный замысел художника изобразить графа Толстого интересным в пикантном виде, раздетымдо рубахи старика, увенчался блестящим успехом и привлекал тысячи людей любоваться этим зрелищем поругания приличия иэстетики. Это была неделя оголенного Толстого, принесшая очень много облагораживающего в облюбовавшие его души... Князь В.П.Мещерский

Московский листок - 16 (03) апреля 1903 года- 2 апреля в камере мирового судьи 2-го участка разбиралось дело по обвинению киевского мещ. Любошица, написавшего накартине художника Бунина слово "мерзость". Дело привлекло массу публики, среди которой было немало художников. СамогоЛюбошица на Суде не было. ... Мировой судья, признав Любошица виновным по ст. 14 и 38 стт. уст. о нак., заочным решением приговорил его к аресту на 6 дней без замены штрафом.

Новое время - 07 мая (24 апреля) 1903 года

В Ясной Поляне:

<...> Льва Николаевича в его деревенском уединении так мало интересуют пресловутые "злобы дня", которыми дышит город.Положим, он все знает, за всем следит, все читает. Спросишь его о чем ни будь, и на все получаешь спокойный ответ.Даже такие вопросы, которые казалось бы касались лично его, не вызывают в нем ни малейшего волнения.- Видали вы картину Бунина? - спросил я.- Видал на снимке.- Ну, что скажите?- Ничего. Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему...<...>

Лев Толстой 1903 г.

Петербургская газета - 16 (03) марта 1912 года

Умер художник Н.Н.Бунин, бывший офицер л.-гв. егерского полка. Если не ошибаюсь, только в феврале месяце исполнилось 25-летие его художественной деятельности, почему-то прошедшее как-то незаметно. Покойный каждый год принимал участие в художественных выставках, где выставлял то жанры, то батальные, то охотничьи мотивы. Сильно нашумела его картина «Рыболовы», проявившаяся несколько лет тому назад у «петербуржцев»! Это была собственно карикатура на Толстого, Чехова и Репина, представленных в виде рыболовов, стоящих по колено в воде. Кто-то из толстовцев был настолько возмущен этой вещью, что облил ее каким-то ядовитым веществом, и картинупришлось убрать с выставки. Н.Н.Бунин был несомненно талантливым человеком, но эта история повредила его художественной репутации.

Источник: starosti.ru

ngasanova.livejournal.com

ИЛЛЮСТРАЦИИ. Бунин. Жизнеописание

Алексей Николаевич Бунин, отец писателя.

Людмила Александровна Бунина, мать писателя.

Дом, где родился Бунин. Воронеж.

Юлий Алексеевич Бунин, брат писателя.

Мария Алексеевна Бунина, сестра писателя.

Герб рода Буниных.

Ю. А. Бунин, М. А. Бунина; стоят: Е. А. Бунин и его жена Настасья Карловна.

И. А. Бунин. 1887 г.

Мужская гимназия. Елец.

И. А. Бунин и В. В. Пащенко. 1892 г.

Украинская народная песня «Псальма про сироту», записанная Буниным. Он цитирует ее в рассказе «Лирник Родион».

С. Н. Пушешникова, двоюродная сестра И. А. Бунина. 1870-е

Дом Пушешниковой в селе Глотове Елецкого уезда Орловской губернии.

А. Н. Цакни, первая жена Бунина. 1898 г.

Сын Бунина Николай, родившийся от брака с А. Н. Цакни.

Дом, в котором была квартира семейства Цакни и где жил Бунин после женитьбы на Анне Николаевне в 1898 г. Одесса.

В. Н. Бунина. 1907 г.

И. А. Бунин и В. Н. Муромцева-Бунина. Фотографию Бунин надписал: «Весна 1907 г. Первое путешествие в Сирию, Палестину».

Личные вещи Бунина: карта Восточной Азии, путеводители, кожаный бумажник, пробковая шляпа, янтарные и кипарисовые четки — были привезены им из путешествий по Востоку. Орел. Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина.

А. П. Чехов. Фотография с дарственной надписью: «Милому Ивану Алексеевичу Бунину от коллеги. Антон Чехов. 1901. II. 19».

Участники литературно-музыкальных «сред». Слева направо: сидят Л. Андреев, Ф. Шаляпин, И. Бунин, Н. Телешов, Е. Чириков; стоят С. Скиталец, М. Горький.

Ф. И. Шаляпин. Фотография с надписью: «Милый Ваня! Мой Бог свободен от цензуры и я ликую! Бунину. Тебя любящий Федор Шаляпин. 30/Х 902».

Гостиница «Лоскутная» в Москве, где нередко останавливался Бунин.

Дом на Поварской улице в Москве, где в квартире у родителей Веры Николаевны жил Бунин в 1917–1918 гг. и писал «Окаянные дни».

И. А. Бунин на Цейлоне. Март 1911 г.

Жестяная коробка с табаком, курительная бумага, мундштук, трубка И. А. Бунина.

Орел. Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина.

Стихотворение И. А. Бунина «Война» с его правкой. 1915 г.

Большая Московская гостиница. Здесь жили А. Чехов, Ф. Шаляпин, И. Бунин. Здание не сохранилось.

И. А. Бунин. Около 1910 г.

И. А. Бунин. 1930-е гг.

Грасс. Вилла «Бельведер», где Бунин жил в 1923–1939 гг. и написал почти все свои произведения в эмиграции.

И. А. Бунин и Г. Н. Кузнецова. Надпись на фото Кузнецовой: «Первый раз в Грассе. 1926 г.».

В. Н. Бунина. На обороте надпись Бунина: «В. Н. Бунина, начало 1927 г. Париж».

И. А. Бунин. 1930-е гг.

И. А. Бунин. Париж, 1925 г.

И. А. Бунин в грасском саду. 1930–1931 гг.

Слева направо: И. А. Бунин, Г. Н. Кузнецова, В. Н. Бунина, Л. Ф. Зуров. Надпись на фотографии Веры Николаевны: «После завтрака за кофе 17 сент. 1934». Париж.

М. С. Цетлин. Портрет работы В. Серова. 1910 г.

Дом на улице Оффенбаха в Париже, где Бунины жили с 1920 по 1953 г.

Фотография с надписью Г. Н. Кузнецовой: «Бунин и Алданов в Ницце, 1928 (или 1929 г.)».

Книги И. А. Бунина, изданные в эмиграции.

Г. Н. Кузнецова, И. А. Бунин, В. Н. Бунина. Грасс, август 1927 г.

Г. Н. Кузнецова. Париж, 1934 г.

И. А. Бунин. Надпись Ивана Алексеевича: «Cannes, порт, 1934».

3. Н. Гиппиус.

Д. С. Мережковский.

Грасс. Вилла «Жаннет». Здесь Бунины жили с 1939 по 1945 г.

Л. Н. Толстой. Портрет работы Л. Л. Толстого. Париж, 1933 г.

И. А. Бунин (в центре) на вокзале в Стокгольме. 1933 г.

Король Швеции Густав V вручает Бунину диплом нобелевского лауреата и золотую медаль. Стокгольм, 1933 г.

Слева направо: Г. Н. Кузнецова, И. Троцкий, В. Н. Бунина, А. Седых, И. А. Бунин, «Лючия». Стокгольм, 1933 г.

Церемония вручения Нобелевской премии. И. А. Бунин в первом ряду крайний справа. Стокгольм, 1933 г.

Серебряные поднос и солонка, преподнесенные И. А. Бунину с хлебом-солью русскими в Стокгольме. Орел. Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина.

Письменный стол и кресло И. А. Бунина из его парижского кабинета. Орел. Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина.

Дарственная надпись В. Н. Буниной А. К. Бабореко на книге Бунина «Жизнь Арсеньева».

И. А. Бунин. Париж, 1948 г.

«Темные аллеи» с надписью И. А. Бунина.

Могила И. А. Бунина на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Часовня на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, сооруженная по проекту Александра Бенуа.

И. А. Бунин. Париж, 5 июля 1948 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Поэзия Бунина – “живопись словом”

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, Прошел внезапный дождь косыми полосами – И снова глубоко синеют небеса Над освеженными лесами.И. БунинВыдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова “в том плодородном Подстепье”, где, как писал он сам, “образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым”. Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными “богами” в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову. В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, “бунинское”, звучание.Бунин – настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов,

всего того, как говорил сам Бунин, “чувственного, вещественного, из чего создан мир”, достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения: Щеглы, их звон, стеклянный, неживой, И клен над облетевшею листвой, Уже весь голый, легкий и ветвистый… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … Беру большой зубчатый лист с тугим Пурпурным стеблем, – пусть в моей тетради Останется хоть память вместе с ним Об этом светлом вертограде С травой, хрустящей белым серебром… Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении “Листопад” создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы – такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в “серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь”, – то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты. Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе “Золотое дно”, восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: “А лес-то!.. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах… На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире… И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей… “ В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, – обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: “Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость… ” (“Деревня”). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: “На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, – взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос… ” (“Деревня”). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: “Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде” (“Деревня”). Бунин – не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть: О радость красок! Снова, снова Лазурь сквозь яркий желтый сад Горит так дивно и лилово, Как будто ангелы глядят! О радость радостей! Нет, знаю, Нет, верю, Господи, что ты Вернешь к потерянному раю Мои томленья и мечты!

.

ukr-lit.com

ПОЭЗИЯ БУНИНА — «ЖИВОПИСЬ СЛОВОМ» (1/1) - Примеры сочинений

Поэзия И. А. Бунина — яркое явление русской литературы конца XIX — начала XX века.

Когда вышел сборник И. А. Бунина «Листопад», М. Горький так отозвался о нем: «Я буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже давно люблю, которым наслаждаюсь всегда». Это сравнение — признание того, что И. А. Бунин — один из тех поэтов, в чьей лирике проявилось живописное начало.

Главное место в поэзии И. А. Бунина занимает пейзажная лирика. Она отмечена живописной точностью, картины природы в ней выразительны и красочны:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...

В бунинских стихах богатая палитра цветов, неповторимая гамма звуков. Трудно перечислить найденные поэтом оттенки синей, зеленой, голубой, желтой красок. В стихах звучит многоголосье птиц — кулик, кукушка, жаворонок, чувствуются ароматы леса, поля и т. д.

Столь же искусен И. А. Бунин в живописном воссоздании быта провинциального городка и деревенской усадьбы:

Люблю цветные стекла окон

И сумрак от столетних лип,

Звенящей люстры серый кокон

И половиц прогнивших скрип.

От этой картины, как и от многих других у И. А. Бунина, веет светлой грустью, элегической печалью. Все предметы здесь увидены как будто бы прощальным взглядом, издалека. Поэтому все детали укрупняются, становятся значимыми и значительными. Острый взгляд живописца ловит в малых деталях, в кратких переживаниях одухотворяющие жизнь всеобщие начала. Так, увидев лесной родничок с маленькой иконкой и березовым черпаком, поэт пишет:

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый —

Смиренные родимые черты.

Очень часто знакомый будто пейзаж выражает вечное таинство природы, живущей своей неповторимой жизнью:

А на кленах дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней долинная, лесная,

Голубая тающая даль.

Так же точна и таинственна бунинская живопись чувств. Тема любви — одна из главнейших в его поэзии. Главное здесь — пробуждение чувства и щемящая нота утраты, которая всегда слышна там, где оживают воспоминания. Только в воспоминаниях живет нестойкое чувство и исчезающая красота, поэтому прошлое в стихах И. А. Бунина воссоздано в волнующих деталях, в каждой из которых — боль и одиночество:

Не плита, не распятье,

Предо мной до сих пор —

Институтское платье

И сияющий взор.

Разве ты одинока,

Разве ты не со мной

В нашем прошлом далеком,

Где и я был иной?

Часты у И. А. Бунина стихи, передающие переживания какой-то минуты:

Ранний, чуть видный рассвет,

Сердце шестнадцати лет,

Штора в окне, а за ней —

Солнце вселенной моей.

Поэт стремится выразить высшую ценность каждого трудноуловимого момента в пробуждении юного сердца. Именно эти секунды становятся истоком вдохновения, смыслом жизни. Бунинская живопись чувств тонка и проникновенна, отмечена психологической точностью и лаконизмом. Жизнь природы, овеянной светлой грустью, таинственная жизнь человеческих чувств запечатлены в совершенном поэтическом слове.

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана.

Оно пробуждает размышления о тленном и вечном, о жизни и ее быстротечности. Оно помогает за простыми явлениями и предметами увидеть красоту мира, осознать ценность вечно изменяющейся жизни.

retsepty-vkusno.ru

Иллюстрации к рассказам И. А. Бунина

Предлагаю вашему вниманию прекрасные акварельные иллюстрации московской художницы Натальи Леоновой к рассказам Ивана Алексеевича Бунина, одного из величайших мастеров русской лирической прозы.

Второй кофейник

Она и натурщица его, и любовница, и хозяйка – живет с ним в его мастерской на Знаменке: желтоволосая, невысокая, но ладная, еще совсем молодая, миловидная, ласковая.

 

Речной трактир

Я посадил ее на скамью, одной рукой держа ее мокрую от слез, милую, тонкую девичью руку, другой обнимая за плечо. Она несвязно выговаривала: “Нет, неправда, неправда, он хороший... он несчастный, но он добрый, великодушный, беззаботный...” Я молчал, – возражать было бесполезно.

 Руся

Через голову она разделась, забелела в сумраке всем своим долгим телом и стала обвязывать голову косой, подняв руки, показывая темные мышки и поднявшиеся груди, не стыдясь своей наготы и темного мыска под животом. Обвязав, быстро поцеловала его, вскочила на ноги, плашмя упала в воду, закинула голову назад и шумно заколотила ногами.

 

Холодная осень

Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.                                           - Как блестят глаза, - сказал он. - Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?Я подумала: "А вдруг правда убьют, и неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок - ведь все в конце концов забывается?" И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:- Не говори так! Я не переживу твоей смерти! Он, помолчав, медленно выговорил:- Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.

Таня

– Я боюсь, – что это вы на меня так смотрите?– Да то, что лучше тебя на свете нет. Эта головка с этой маленькой косой вокруг нее, как у молоденькой Венеры…

Генрих

Конечно, лучшего товарища, чем ты, Генрих, у меня никогда не будет. Только с тобой одной мне всегда легко, свободно, можно говорить обо всем действительно как с другом, но, знаешь, какая беда? Я все больше влюбляюсь в тебя.

 

arttekar.livejournal.com