Давид Бурлюк - основоположник русского футуризма. Бурлюк картины


Картины Бурлюка, творчество художника Бурлюка Давида Давидовича

«Отец русского футуризма», хлесткий в своих высказываниях и резкий в манифестах, Давид Бурлюк в жизни был человеком спокойным, неприхотливым и с обостренным отцовским инстинктом по отношению к «сбрасывающим классиков с парохода современности». Более того, человеком, который умудрялся не ссориться с окружающими его во множестве футуристами — а уж они, как правило, мягким нравом не отличались. При этом фамилия его стала нарицательной, а Александр Блок даже жаловался: «Бурлюки, которых я еще не видал, отпугивают меня. Боюсь, что здесь больше хамства, чем чего-либо другого…».

Давид Бурлюк родился в семье агронома в Харьковской губернии. У него было два брата и три сестры. Все они не чурались кисти, а Николай к тому же был неплох как поэт. Кстати, именно Николай «подарил», если уместно так говорить, отличительную внешнюю особенность Давиду. В детстве во время драки Николай выбил брату глаз. Впоследствии стеклянный глаз и лорнет стали фирменным знаком Давида Бурлюка. Он бравировал им и даже заявлял, что его особенный художественный взгляд связан с тем, что на мир он смотрит одним глазом.

Давид обучался в художественных училищах Казани и Одессы, пытался поступить в Академию художеств, но провалил экзамен. Пришлось «довольствоваться» Мюнхеном (Королевская академия искусств) и Парижем (Школа изящных искусств Кормона).

Отличный организатор и заводила, он умел не только сплотить вокруг себя всех заинтересованных, но и проводил выставки, сочинял манифесты и лично выпестовал нескольких светил. Маяковский говорил, что именно Бурлюк сделал его поэтом — давал ему каждый день 50 копеек, чтобы тому не приходилось писать впроголодь. И речь отнюдь не о метафоре.

По возвращении после обучения в Россию Бурлюк оказался в самой гуще литературно-художественного авангарда. В 1910-е годы в имении Чернянка (Херсонский край), где его отец работал управляющим, побывали поэты Маяковский, Каменский и Хлебников, художники Ларионов и Лентулов и многие другие. Там же Давид Бурлюк написал знаменитый манифест футуристов с говорящим названием «Пощечина общественному вкусу», где призывал «сбросить классиков с парохода современности».

Бурлюк был одним из организаторов художественного общества «Бубновый валет», в котором отрицали академизм и реализм, а вот к постимпрессионизму, фовизму и кубизму относились тепло. Впоследствии «Бубновый валет» распался на два течения: часть художников отделилась и избрала ориентиром новую французскую живопись (Роберт Фальк, Петр Кончаловский), а Бурлюк, Малевич, Гончарова и Ларионов ориентировались на национальный колорит, народное искусство и лубок. Свое движение они назвали весьма эпатажно — «Ослиный хвост».

Давид Бурлюк отметился, кажется, во всех многочисленных художественных направлениях того смутного времени. Исследователи этого периода любят обтекаемо говорить, что «творчество Давида Бурлюка весьма эклектично». В 1910-е годы он «заигрывал» с примитивизмом. Отголоски Шагала, отменившего законы гравитации и отправившего своих героев в полет, можно увидеть в «Безголовом парикмахере». Впрочем, именно в этой картине сходство чисто техническое, волшебство Шагала не перешло на холст Давида Бурлюка. Оно и понятно — он писал «Парикмахера» во время работы над «Пощечиной общественному вкусу», и отразил в ней «трех китов» футуризма: дисгармонию, ассиметрию и дисконструкцию. Где Шагал, и где дисгармония? Но все же справа из окошка, кажется, выглядывает «немного Шагала». Чувствуется здесь и отголосок «Парикмахерских» Михаила Ларионова (1, 2, 3).

А, к примеру, в «Жатве» и «Потрете песнебойца футуриста Василия Каменского» Бурлюк стал более убедительным. Здесь уже ощущается, что пространство картины живет по своим законам, а не просто нарушает привычные.

Нередко он обращался и к постимпрессионистическим мотивам, особенно в натрюрмортах. Ну разве не очевидно, что здесь «Ван Гога дух, Ван Гогом пахнет»? Позднее, эмигрировав в США, Бурлюк сам себя провозгласит «американским Ван Гогом».

Пейзажи Бурлюка в целом выполнены довольно реалистично. Особенность их в том, что он нередко использовал очень густую красочную фактуру, так что на холсте получались целые «наросты», как например, в «Пейзаже с дорогой».

Сколь хлесток и безжалостен Бурлюк в своих обличительных манифестах! Как рьяно призывает предать забвению всё, кажущееся вчерашним днем. Он обличает и уличает, отблеск его лорнета всегда на передовой. Кажется, такой человек и в жизни должен быть резким, неуемным, непримиримым. Что же говорят по этому поводу современники?

Давид Бурлюк всячески носился с Хлебниковым, заботился о Маяковском, который до конца жизни называл его своим учителем, совершенно потряс 25-летнего поэта Бенедикта Лившица, пригласив его в Чернянку со словами: «Деточка, едем со мной!».

«Отец русского футуризма» и вправду проявлял отеческие чувства к своим соратникам. Здесь уместно вспомнить менее известное выражение из «Манифеста», чем сбрасываемые Пушкин и Толстой, но, возможно, приоткрывающее загадку личности Давида Бурлюка: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Может, именно благодаря нахальному отсутствию пиетета по отношению к авторитетам прошлым он был наполнен нежностью и бережностью по отношению к нынешним — расхристанным, неуклюжим, колючим будущим героям? Есть легенда о том, что Илья Репин хотел написать портрет Велимира Хлебникова, но получил отказ. Хлебников заявил, что его уже написал Бурлюк, и лучше просто невозможно, поскольку «только там я похож на треугольник».

Позже Аристарх Лентулов будет разочарован встречей с Бурлюком, ибо ожидал увидеть эдакого демона с лорнетом, ниспровергателя ценностей, а перед ним предстал «средней руки бизнесмен на пенсии». Лентулов вспоминает, что «по натуре Бурлюк был семьянин-обыватель, не стремящийся к роскоши».

Во время гражданской войны Бурлюк оказывается в Башкирии, а затем странствует по Сибири и Дальнему Востоку, пропагандируя футуризм. К тому времени он уже женат. Мария Бурлюк (в девичестве Еленевская) эмигрировала с мужем в Японию в 1920 году (есть версия, что ее отец был влиятельным человеком во Владивостоке и помог с эмиграцией). В Японии Давид Бурлюк написал около десяти пейзажей: «Гора Фудзи, Япония», «Ворота храма в Японии».

Некоторые исследователи полагают, что японский период был для Бурлюка исключительно способом заработать деньги на эмиграцию в США, и писал он на потребу публике. Японские искусствоведы категорически не согласны с таким подходом. Тем более что о футуризме Бурлюк и в Японии не забывал: «На пляже». Страна Восходящего солнца вообще считает Давида Бурлюка родоначальником японского футуризма (и здесь он отец!).

В 1922 году Бурлюк переезжает в США и открывает издательство, которое выпускало прозу, стихи, публицистику и мемуары. Он успешно ассимилировался в Америке. Он много пишет, признан, его работы выставляются в лучших музеях и галереях, он много путешествует по Европе. В 1950 году даже открывает на Лонг-Айленде собственную галерею.

Давид Бурлюк сравнивал художественное произведение с аккумулятором, который должен подзаряжать. Судя по его жизни, он и сам оказался отличным «художественным произведением». И его заряда хватило для того, чтобы в полной мере проявило себя множество художников и поэтов нового искусства. Да и самому Бурлюку, не забываем, удалось «родить» и российский, и японский футуризм.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Давид Бурлюк - картины и иллюстрации (всего 398)

Дави́д Дави́дович Бурлю́к (9 (21) июля 1882, хутор Семиротовка, Лебединский уезд, Харьковская губерния, Российская империя (ныне Сумская область, Украина) — 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США) — русский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников русского футуризма. Брат Владимира и Николая Бурлюков.

Родился 9 (21) июля 1882 в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были художниками, Николай — поэтом. Они также были участниками движения футуристов.

Учился в Александровской гимназии г. Сумы (Украина). В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Впоследствии ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля.

В 1898—1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в Париже, в Школе изящных искусств Кормона.

Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др.

В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.

Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время в Буздяке — в 80 км от Уфы. За два года, проведённые здесь до отъезда, он успел создать около двухсот полотен. 37 из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. Это музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России. Бурлюк часто приезжал в Уфу, посещал Уфимский художественный кружок, сплотивший вокруг себя молодых башкирских художников. Здесь он подружился с художником Александром Тюлькиным, с которым он часто бывает на этюдах.

В 1918 году Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов анархистов в Москве и снова уехал в Уфу. В 1918—1920 он гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. В июне 1919 года добрался до Владивостока, семья обосновалась в Рабочей слободке на северо-восточном склоне сопки Буссе (ул. Шилкинская).

В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку. В 1922 поселился в США.

В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». Был постоянным автором газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х — начале 1930-х годов группы советских художников «13».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Давид Бурлюк - основоположник русского футуризма

Бурлюк Давид Давидович появился на свет в 1882 году в семье казаков. Маленький Давид родился на Харьковщине, но поскольку отец его трудился управляющим, семья часто переезжала. Школьные годы Давид Бурлюк провел и на Тамбовщине, и в Тверской губернии, и в других местах.

давид бурлюк

Непререкаемый авторитет для младших

В семье было шестеро ребятишек, но Давид выделялся среди них своим характером. Он был настырным, упертым и обладал хорошими организаторскими способностями. Давид Бурлюк был настоящим неоспоримым авторитетом для своих двух младших братьев и трех сестер. Если от отца он унаследовал крепкое телосложение, богатырские плечи и сильный характер, то мать привила сыну любовь к книгам, литературе, живописи и музыке.

Родители нисколько не жалели денег на образование своих детей. После окончания начальной школы (гимназии) Давид Бурлюк поступает в престижное в то время Одесское художественное училище (1898 г.). Через год в печати уже начали появляться его первые наброски и картины. Переехав на учебу в 1902 году в Мюнхен, Давид Бурлюк выставляется и на местных европейских выставках.давид бурлюк биография

Прирожденный вожак

После Баварии Давид учился в Париже и в 1910 году вернулся на Родину, поступив в Московское училище. Там обучали основам живописи, ваяния и зодчества. Именно в это время Давид Бурлюк, биография которого и так пестрит встречами со многими великими людьми, встречается с Маяковским. Благодаря своему дару верить в людей и разбираться в их характерах Давид сразу замечает в неприметном полуголодном мальчишке талантливого поэта.

Через три года вместе с Маяковским Давид Бурлюк был исключен из училища. В то время он активно участвовал в публичных выступлениях, собраниях и диспутах на тему современной живописи и поэзии.

Благодаря своему природному дару прирожденного вожака Давид собирает вокруг себя очень много единомышленников. Он организует первый футуристический центр «Галея», в котором объединяет литераторов и художников. Бурлюк становится признанным лидером русского авангарда.бурлюк давид давидович

Многогранная личность

Как говорят, талантливая личность талантлива во многом. Безусловно, Давид Бурлюк, картины которого известны на то время во всем мире, прежде всего, был художником-футуристом. Но в то же время он являлся талантливым декоратором, работал в театре. Принимал активное участие в типографской работе.

Благодаря дару организатора Давид организовал немало художественных выставок и собрал большое количество поэтических вечеров. С ними он разъезжает по стране, путешествует по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку.

Футуризм в массы

С талантливой подачи выходят несколько футуристических сборников, в создании которых, помимо Давида Давидовича, принимают участие Крученых, Маяковский и Хлебников. Помогая печататься юным писателям и поэтам, поддерживающим футуристические настроения, Бурлюк большой упор делает на общение с народом. Он старается как можно больше и чаще организовывать литературные встречи и вечера, поясняя «собратьям» по цеху, что так стих быстрее уйдет в массы. Бурлюк самостоятельно ездит по образовательным учреждениям, читая лекции на темы футуризма в поэзии и живописи. Вместе с Маяковским он исколесил более 28 городов, включая Казань, Тифлис, Кишинев и др.

Приезжая в новый город, друзья размалевывали себе лица и, как веселые шуты, ходили и рекламировали свои будущие выступления. Их шествия походили на карнавал, на шуточный поход петрушек и уличных зазывал. Такой метод привлечения масс придумал, соответственно, Давид Бурлюк. И люди шли за ним, за его идеями, за стихами Маяковского и футуризмом, тогда еще не известным широкой публике.

Надо отметить, что друзья собирали не только обычных слушателей, но и довольно высокие чины. Программа была подобрана таким образом, что в ней были и «жгучие» стихи Маяковского, и спокойные, лиричные музыкальные баллады, и юмористические миниатюры. Компания старалась найти ключ к душе каждого слушателя, от обычного сапожника до генерал-губернатора.давид бурлюк картины

Переезд за границу

В 1921 году Давид Давидович, проехав весь Дальний Восток, организует выставки в Харбине. Через полгода перебирается на постоянное место жительства в Японию. Помимо картин и графических набросков, в это время он пишет и издает несколько поэтических сборников. Выходят даже две прозаические книги. К сожалению, несмотря на предложения, издать хоть одну строку в родной стране Бурлюку так и не довелось.

Прожив чуть больше года в Японии, Давид Давидович переезжает в Соединенные Штаты Америки. Здесь он полностью поглощен идеей развития и популяризации русской живописи: издаются брошюры с картинами, организовываются выставки русских художников.

В шестидесятых годах в таких крупных городах Соединенных Штатов, как Вашингтон, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Сиэтл, проходит ряд персональных выставок художника.

Умер известный художник, великий гений и основоположник русского футуризма в возрасте 85 лет в больнице Саутгемптон (штат Нью-Йорк).

fb.ru

Давид Бурлюк: жизнь и творчество художника

Давид Давидович Бурлюк (9 (21) июля 1882, Российская империя хутор Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область Украины) — 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США) — русский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников русского футуризма.

Содержание

Биография Давида Бурлюка

Творчество Бурлюка

Работы художника

Картины Давида Бурлюка

Библиография

Биография Давида Бурлюка

Родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии. Отец — выходец из «купцов-козаков» — с 1885 г., продав хутор, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. Мать — урождённая Л. И. Михневич — сестра фельетониста В. И. Михневича. Младшие братья — Владимир и Николай — стали художниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях.

Так как семья часто переезжала, Давид учился в гимназиях г. Сумы, Тамбова, Твери.

В 1892 г. увлёкся живописью под влиянием художника К. Первухина, брата домашней учительницы Бурлюков. Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897 г.

В 1898 г. поступил в Казанское художественное училище, в 1899 г. перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901 г. вернулся в Казань.

В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище.

В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния. В 1909 – 1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы «будетян», объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики.

Творчество Бурлюка

Начинал Бурлюк как художник, даже участвовал в знаменитой выставке «Бубновый валет» (декабрь 1910 г.) и в дальнейшем был активным членом одноименного художественного общества.

В 1911—1914 занимался вместе с В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Тогда же Бурлюк принял участие в первых поэтических альманахах — «Студия импрессионистов», «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу», которые явились началом русского футуризма.

Он же, как принято сейчас говорить, «раскрутил» успешный проект под названием «Гилея», объединив вокруг себя группу поэтов и художников, названных впоследствии кубофутуристами. Главной «звездой» Бурлюка стал Маяковский, которого, по словам Шершеневича, «он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот.

Он был хорошим поваром футуризма и умел “вкусно подать” поэта». Именно его скандальная фигура в глазах общественности стала воплощением сущности футуризма.

Футуристическая женщина

В 1918 году Бурлюк покинул Москву, гастролировал по городам Сибири и Дальнего Востока, пропагандируя творчество футуристов.

В 1920 году уехал в Японию, а оттуда в 1922-м — на постоянное жительство в США.

В 1956 и в 1965 гг. посещал СССР. Несмотря на многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки. Умер 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома.

Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком.

Работы художника

  • Пейзаж с деревьями
  • Пейзаж с дорогой
  • Маруся
  • В парке
  • Портрет поэта-футуриста Василия Каменского
  • Ворота храма в Японии
  • Натюрморт с кувшином
  • Портрет Эйзенштейна
  • Крестьянка и лошадь
Крестьянка и лошадь Крестьянка и лошадь Головы на пляже Головы на пляже Натюрморт с кувшином Натюрморт с кувшином
  • Лошадки
  • Лошадь-молния
  • Приход весны и лета
  • Любовь и мир
  • Революция
  • Головы

Библиография

  • Лившиц Б. Полутораглазый стрелец [: воспоминания, 1933] // Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания / Примечания П. М. Нерлера, А. Е. Парниса и Е. Ф. Ковтуна. Л.: Сов. писатель, 1989. ISBN 5-265-00229-4
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М.: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Майкл Голд. David Burliuk: artist-scholar, father of Russian futurism. Нью-Йорк, A.C.A. Gallery, 1944.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, slova.org.ru, litra.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Давид Бурлюк: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Давид Бурлюк: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Художник Давид Бурлюк. Биография и картины

Творческая экспансия российских футуристов, достигшая пика своей активности в начале XX века, не обошла стороной, практически, ни одной области искусства и, вряд ли бы это авангардное движение получило столь широкую известность, не будь в его первых рядах Давида Давидовича Бурлюка – гениального самородка из глухой сельской глубинки.

   Родился «первый футурист» России 9 (21) июля 1882 г. в многодетной семье, которая постоянно меняла место жительства и, наверное, поэтому Бурлюк на протяжении жизни придерживался этой «традиции», а география его переездов охватывала как пределы Российской империи, так и страны ближнего и дальнего зарубежья. На момент рождения Давида, семейство Бурлюков проживало на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии (ныне Сумская область).

   В Сумах, Тамбове, и Твери – городах, поочередно избираемых семьей для проживания, Давид получал гимназическое образование, а живописи он обучался в Казанской художественной школе (1898-99), затем в Одесском художественном училище (1899-1901, 1909-11), где и получил диплом.

   В 1902 г., после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещает школу А. Ашбе, а в 1904г. начинает обучение в мастерской Ф. Кормона в Париже.

   Время, проведенное Бурлюком в Мюнхене и Париже, совпало с периодом, когда живопись ключевых европейских центров культуры испытывала мощную трансформацию под влиянием новых открытий, и «жадный» до всего нового художник, имел возможность «с первых рук» ознакомиться с авангардными течениями.

Кажется, что молодое русское искусство, «томилось» в ожидании неординарной личности, способной организовать и повести за собой передовое художественное общество, и возвратившемуся в 1907 г. в Россию Бурлюку, больше всех подошла роль такого «мессии».

   Много дала художнику учеба в МУЖВЗ (1910-14), как в плане художественного образования, так и знакомства с такими же прогрессивно мыслящими талантами – В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гуро; среди сложной по характеру группы ярких индивидуальностей, его лидерство и авторитет были абсолютными. Благодаря непосредственному участию Бурлюка, создавалось и стало популярным объединение живописцев «Бубновый валет» (1910 г.). Художники этой группы не воспринимали академизма и реализма, больше ориентируясь на кубизм и постимпрессионизм, и чуть позже привнесли в эти направления элементы национального колорита, сочетая их с народным искусством. Следуя своей эпатажной «линии», объединению было подобрано соответствующее название – «Ослиный хвост».

   Мысли Бурлюка о творческом объединении, которое продвигало бы новое национальное искусство, привели к созданию в 1908 г. футуристической группы «Гилея», но официально о ней услышали в 1910 г. Впоследствии, участники объединения стали называться кубофутуристами.

   Пропагандируя кубизм в живописи, Бурлюк считал своим долгом донести идеалы нового искусства и до окраин России, и в 1913-1914 гг. своеобразная «агитбригада», в которую вошли и В. Маяковский с В. Каменским, посетила 27 городов империи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.

   В 1915 г. новым местом жительства Бурлюка становится Уфимская губерния, где он продолжает заниматься лекционной деятельностью, при этом пишет картины, часть которых критика отнесла к образцам русского искусства.

   После посещения в 1918 г. Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири; в 1920-1922 гг. живет в Японии, где параллельно с творчеством, изучает искусство и обычаи Востока. Благодаря упорному труду (создано около 300 работ), Бурлюк получает финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 г. он становится жителем Нового Света, успешно ассимилировавшись в общество, и проведя здесь остаток своих дней.

   В США ритм творческой жизни Бурлюка остается прежним – живопись, литература, выставки, издательская деятельность. Художник не забывает о своей настоящей родине, его работы участвуют в выставках советских живописцев.

   Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию.

   Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее, Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики, что и было сделано после его кончины 15 января 1967 г. Место смерти художника – г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.     

Картины художника Давида Бурлюка: 

www.avangardism.ru

Давид Бурлюк - Все интересное в искусстве и не только.

Русский поэт и художник, один из основоположников русского футуризма. Брат Владимира и Николая Бурлюков. Родился в 1882 г., хутор Семиротовщина, Лебединский уезд, Харьковская губерния.Творческая экспансия российских футуристов, достигшая пика своей активности в начале XX века, не обошла стороной, практически, ни одной области искусства и, вряд ли бы это авангардное движение получило столь широкую известность, не будь в его первых рядах Давида Давидовича Бурлюка – гениального самородка из глухой сельской глубинки.

Родился «первый футурист» России 9 (21) июля 1882 г. в многодетной семье, которая постоянно меняла место жительства и, наверное, поэтому Бурлюк на протяжении жизни придерживался этой «традиции».   Живописи он обучался в Казанской художественной школе (1898-99), затем в Одесском художественном училище (1899-1901, 1909-11), где и получил диплом.

В 1902 г., после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещает школу А. Ашбе, а в 1904г. начинает обучение в мастерской Ф. Кормона в Париже.

Время, проведенное Бурлюком в Мюнхене и Париже, совпало с периодом, когда живопись ключевых европейских центров культуры испытывала мощную трансформацию под влиянием новых открытий, и «жадный» до всего нового художник, имел возможность «с первых рук» ознакомиться с авангардными течениями.

Много дала художнику учеба в МУЖВЗ (1910-14), как в плане художественного образования, так и знакомства с такими же прогрессивно мыслящими талантами – В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гуро; среди сложной по характеру группы ярких индивидуальностей, его лидерство и авторитет были абсолютными.

Благодаря непосредственному участию Бурлюка, создавалось и стало популярным объединение живописцев «Бубновый валет» (1910 г.). Художники этой группы не воспринимали академизма и реализма, больше ориентируясь на кубизм и постимпрессионизм, и чуть позже привнесли в эти направления элементы национального колорита, сочетая их с народным искусством.

Следуя своей эпатажной «линии», объединению было подобрано соответствующее название – «Ослиный хвост».

Мысли Бурлюка о творческом объединении, которое продвигало бы новое национальное искусство, привели к созданию в 1908 г. футуристической группы «Гилея», но официально о ней услышали в 1910 г. Впоследствии, участники объединения стали называться кубофутуристами.

Пропагандируя кубизм в живописи, Бурлюк считал своим долгом донести идеалы нового искусства и до окраин России, и в 1913-1914 гг. своеобразная «агитбригада», в которую вошли и В. Маяковский с В. Каменским, посетила 27 городов империи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.

В 1915 г. новым местом жительства Бурлюка становится Уфимская губерния, где он продолжает заниматься лекционной деятельностью, при этом пишет картины, часть которых критика отнесла к образцам русского искусства.

После посещения в 1918 г. Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири; в 1920-1922 гг. живет в Японии, где параллельно с творчеством, изучает искусство и обычаи Востока.

Благодаря упорному труду (создано около 300 работ), Бурлюк получает финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 г. он становится жителем Нового Света, успешно ассимилировавшись в общество, и проведя здесь остаток своих дней.

В США ритм творческой жизни Бурлюка остается прежним – живопись, литература, выставки, издательская деятельность. Художник не забывает о своей настоящей родине, его работы участвуют в выставках советских живописцев.

Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию.

Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее, Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики, что и было сделано после его кончины 15 января 1967 г. Место смерти художника – г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.    

Художественная эволюция Бурлюка захватила его от постимпрессионизма ( 1900-01; который он назвал импрессионизма) к неопримитивизмом (начало 1910 - х, под влиянием Михаила Ларионова), стиль , в котором он создал некоторые из его лучших картин.

tanjand.livejournal.com

Давид Давидович Бурлюк Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского: Описание произведения

Портрет Василия Каменского трактуют как произведение в стиле футуризма с отголосками примитивизма и фовизма. И портрет этот, скажем так, не поражает фотографической точностью, да и само название недвусмысленно сообщает, что не стоит обманываться, ожидая соответствия изображения реальности. Слово "песнебоец", не говоря уже о прямом напоминании «футурист», готовит к тому, что Каменского мы увидим изображенным в нетрадиционной манере. Вероятно, Бурлюк мог бы вслед за Матиссом, сказавшим, что он «рисует не женщин, а картины», повторить, что он не Каменского, а картину о нем нарисовал. При этом Каменский в общем-то узнаваем (если его знать): курчавые волосы, знакомый овал лица. Кстати, это не единственный портрет Каменского работы Бурлюка. Известно, что сам изображенный остался доволен обеими версиями.

Пара слов о главном герое картины. Поэт-футурист Василий Каменский из всего творческого окружения Бурлюка был ближе всех к нему. Оба жизнерадостные, легкие, неконфликтные. Каменский считал Бурлюка своим учителем. А самого Каменского, который был увлечен не только авангардистскими стихами, считали одним из первых российских авиаторов. Есть легенда, которую особенно любят на его родине в Перми: Каменский якобы изобрел слово «самолет». Насчет изобрел – преувеличение: слово существовало раньше, чем авиацию изобрели, так еще при Петре I называли самоходный паром, несомый речным течением. А для обозначения летательного аппарата его употребили как минимум в 1850-е годы. Но заслуга популяризации слова «самолет» вместо ранее употребляемого «аэростат» действительно принадлежит Каменскому.

В картине отражено увлечение Бурлюка Марком Шагалом. Пролетающая над поэтом обнаженная то ли женщина, то ли муза заставляет вспомнить многочисленных летящих женщин Шагала. 

Большинство исследователей сходится на версии «муза», но отметим, что при этом героиня чрезвычайно телесная, чувственная, отнюдь не бесплотная – прямо рубенсовская красавица. Да и сам Каменский изображен таким… весьма накачанным, фактурным молодым человеком с обнаженным торсом - и так и тянет сказать «в джинсах», но, пожалуй, воздержимся. Любовь Каменского к полетам (буквальным, на тех самых аппаратах, с его легкой руки называемых самолетами) тоже наверняка нашла свое отражение в этом портрете.

Психотерапевты могли бы защитить пару-тройку диссертаций, обсуждая влияние увечья на творчество Бурлюка. Глазам он уделяет самое пристальное внимание. Имея сам лишь один глаз, с глазами персонажей своих картин художник обращается более чем вольно. У Каменского на этом портрете оба глаза перебрались на правую сторону. Одна из трактовок такова: поскольку каждый портрет несет в себе элементы автопортрета (что, опять же, не то чтобы научный факт, но популярная теория), а у Бурлюка не было левого глаза, при этом с Каменским они были близки и чем-то похожи – не собственное ли обостренное видение правой стороной здесь изобразил художник?

На количество глаз Бурлюк тоже не скупился – иным сразу по четыре доставалось, как, к примеру, «Женщине с четырьмя глазами и цыпленком». Отсылка к тому, что «глаз много», могла быть и косвенной, к примеру, «Мост. Пейзаж с четырех точек зрения»  и «Пейзаж с коляской и мельницей (Пейзаж с четырех точек зрения)». На портрете Каменского Бурлюк тоже использовал прием «разных точек зрения». Очевидно, что правая часть картины изображена с другой ракурса. Если полотно перевернуть, сделав правую сторону основанием, то внизу будет домик, вагон, а поэт и муза летят под углом друг к другу – и снова вспоминаем, что «песнебоец Василий Каменский» – авиатор, и видеть под собой крыши для него дело привычное. Сам автор ратовал за такое прочтение картин, разнонаправленное.

«Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского» был написан для последней выставки «Бубнового валета» в ноябре 1917 года. С выставки картина попала в хранилище при Выставочном бюро отдела ИЗО Народного комиссариата просвещения. Эта организация расформировывалась в конце 1920-х годов, и Третьяковская галерея подала прошение о том, чтобы картину передали ей. В 1927 году «Каменский» оказался в Третьяковке, где и находится по сей день.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru


Смотрите также