Сказочный мир Виктора Васнецова. Былинные картины


РУССКИЕ БЫЛИННЫЕ БОГАТЫРИ. РИСУНКИ ХУДОЖНИКА А.П.РЯБУШКИНА (1861-1904)

Bo4kaMeda

А. П. Рябушкин Микула Селянинович 1895 Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»бумага, акварель, гр. карандаш

Микула Селянинович — легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла.

Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».

Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».✂…</font>">

А. П. РябушкинСвятогор Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годБумага, гр. карандаш

Святого́р — в восточнославянской мифологии богатырь-великан «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать — Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Святогор является русским древнейшим богатырём, дохристианским, божественным и могучим.

А. П. РябушкинЧурила Пленкович - Богатырь заезжий Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год

Чури́ло (Чурила) Плёнкович — герой русских былин, представляемый в них как типичный щёголь-красавец «с личиком, будто белый снег, очами ясна сокола и бровями черна соболя», заезжий Дон-Жуан.

А. П. РябушкинИлья Муромец Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандаш

Илья Муромец Эскиз к серии рисунков «Русские былинные богатыри»бумага, акварель

Илья Муромец — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.

А. П. РябушкинДобрыня Никитич Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандаш

Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире.

Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

А. П. РябушкинАлеша Попович Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандаш

Алёша Попо́вич — сын ростовского попа Левонтия (редко Фёдора). Как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

А. П. РябушкинВасилий Буслаев Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандаш

Василий Буслаев — новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. Бесстрашный шутник. Не верит в суеверия и любит драться. Большой спорщик, неистов.

А. П. РябушкинВольга Всеславьевич Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандаш

Вольга́ Всеславьевич — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. В его былинной фигуре много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре.

А. П. РябушкинСадко, богатый новгородский гость Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, граф. карандаш

Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла, гусляр, ставший богатым гостем (купцом).

А. П. РябушкинВладимир Красно Солнышко и его жена Апраксия Королевична 1895бумага, акварель, гр. карандаш

Влади́мир Кра́сно(е) Со́лнышко — персонаж русского былинного эпоса, князь киевский, одна из ключевых фигур былин киевского цикла, объединяющая многих русских богатырей. Он их глава, но вместе с тем сам он не имеет никаких прав называться богатырём. Любит во всех опасностях пользоваться услугами богатырей, угощая их за это, но вместе с тем не желает рисковать собственною жизнью, а подчас и поступает с богатырями несправедливо.

Апраксия Королевична — литературный персонаж, королевична, жена былинного кн. Владимира.

Хороша молода жена князя Владимира. Молода Апраксия Королевична Ходит словно белая лебёдушка Глазом глянет - словно светлый день, А и в грамоте больно гораздаБылины изображают Апраксию в не особо привлекательном виде. Она три года Господу молилася, чтобы попасть (ей) замуж за князя Владимира и выходит за него чрез посредство богатыря Дуная Ивановича, — по некоторым версиям против воли отца, короля литовского (ляховинского, польского и т.д.). Будучи замужем, она оказывается неверной женой, причём любовниками её становятся Тугарин Змеевич, Алёша Попович; не скрывает она своей страсти и к былинному щеголю Чуриле Пленковичу. Да кабы ты, княгиня, не в любовь (мне) пришла, — говорит ей по этому поводу князь Владимир, — да я срубил бы те по плеч да буйну голову, что при всех ты господах обезчестила.

Богатырь 1893 бумага, акварель, гр. карандаш, белила29,7 х 26,7 см Пермская государственная художественная галерея

lera-komor.livejournal.com

биография былинного героя, в фильмах, на картинах, памятники богатырю.

Прототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Богатырь силы и духа. Галерея 1. Жизнеописание

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Богатырь силы и духа. Галерея 1. Жизнеописание

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Богатырь силы и духа. Галерея 1. Жизнеописание

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».

БЫЛИННАЯ БИОГРАФИЯ

Богатырь силы и духа. Галерея 2. Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен

Богатырь силы и духа. Галерея 2. Былинная биография

Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967

Богатырь силы и духа. Галерея 2. Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским — княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

«Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец...»

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ В ЛИТЕРАТУРЕ

Богатырь силы и духа. Галерея 3. Илья Муромец в литературе

Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985

Богатырь силы и духа. Галерея 3. Илья Муромец в литературе

Любовь Лазарева. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 2010

Богатырь силы и духа. Галерея 3. Илья Муромец в литературе

Юрий Иванов. Иллюстрация к сборнику Алексея Толстого «Курган: Баллады и былины». Издательство «Детская литература». 1982

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители — например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина. «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой», — рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья», а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

ОБРАЗ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Богатырь силы и духа. Галерея 4. Образ в кинематографе

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Богатырь силы и духа. Галерея 4. Образ в кинематографе

Постер к художественному фильму Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Богатырь силы и духа. Галерея 4. Образ в кинематографе

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

НА КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Богатырь силы и духа. Галерея 5. На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Богатырь силы и духа. Галерея 5. На картинах русских художников

Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ

Богатырь силы и духа. Галерея 5. На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном , прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ В БРОНЗЕ

Богатырь силы и духа. Галерея 6. Бронзовые богатыри

Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012

Богатырь силы и духа. Галерея 6. Бронзовые богатыри

Скульптурная композиция «Илья Муромец на распутье». Екатеринбург. Скульптор Владимир Бондарев. 2011

Богатырь силы и духа. Галерея 6. Бронзовые богатыри

Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

В НЕБЕСАХ, НА ЗЕМЛЕ И НА МОРЕ

Богатырь силы и духа. Галерея 7. В небесах, на земле и на море

Бронепоезд №762 («Илья Муромец»). Муромский железнодорожный узел. 1941-1942

Богатырь силы и духа. Галерея 7. В небесах, на земле и на море

Бомбардировщик С-22 («Илья Муромец»). Главный конструктор Игорь Сикорский. 1913-1917

Богатырь силы и духа. Галерея 7. В небесах, на земле и на море

Ледокол «Илья Муромец». Главный конструктор Михаил Бахров. Спущен на воду в июне 2016

В честь Муромца называли корабли, самолеты, поезда, автомобиль и даже танк. В 1913 году первый серийный многомоторный бомбардировщик, разработанный конструктором Игорем Сикорским, получил это гордое имя за небывалую для того времени грузоподъемность. Первая в мире эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец» принимала участие в Первой мировой войне.

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского. В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

www.culture.ru

сказочные картины «Аленушка», «Богатыри», «Кощей Бессмертный» и другие.

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой.

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту Васнецов с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой — дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем — два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами — племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

Васнецов

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

Васнецов

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна — почти 3 на 4,5 метра. Богатыри — образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины — детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат — символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны — воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны — хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу — в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева — достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, — молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

www.culture.ru

Русские былинные богатыри. Рисунки художника А. П. Рябушкина (1861-1904)

January 24th, 2016, 04:27 pm

Русские былинные богатыри. Рисунки художника А. П. Рябушкина (1861-1904)

А. П. Рябушкин Микула Селянинович 1895 Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»бумага, акварель, гр. карандашМикула Селянинович — легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла. Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».А. П. РябушкинСвятогор Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годБумага, гр. карандашСвятого́р — в восточнославянской мифологии богатырь-великан «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать — Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Святогор является русским древнейшим богатырём, дохристианским, божественным и могучим.А. П. РябушкинЧурила Пленкович - Богатырь заезжий Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годЧури́ло (Чурила) Плёнкович — герой русских былин, представляемый в них как типичный щёголь-красавец «с личиком, будто белый снег, очами ясна сокола и бровями черна соболя», заезжий Дон-Жуан.А. П. РябушкинИлья Муромец Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашИлья Муромец Эскиз к серии рисунков «Русские былинные богатыри»бумага, акварельИлья Муромец — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.А. П. РябушкинДобрыня Никитич Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашДобры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире.Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.А. П. РябушкинАлеша Попович Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашАлёша Попо́вич — сын ростовского попа Левонтия (редко Фёдора). Как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.А. П. РябушкинВасилий Буслаев Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашВасилий Буслаев — новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. Бесстрашный шутник. Не верит в суеверия и любит драться. Большой спорщик, неистов.А. П. РябушкинВольга Всеславьевич Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашВольга́ Всеславьевич — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. В его былинной фигуре много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре.А. П. РябушкинСадко, богатый новгородский гость Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, граф. карандашСадко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла, гусляр, ставший богатым гостем (купцом). А. П. РябушкинВладимир Красно Солнышко и его жена Апраксия Королевична 1895бумага, акварель, гр. карандашВлади́мир Кра́сно(е) Со́лнышко — персонаж русского былинного эпоса, князь киевский, одна из ключевых фигур былин киевского цикла, объединяющая многих русских богатырей. Он их глава, но вместе с тем сам он не имеет никаких прав называться богатырём. Любит во всех опасностях пользоваться услугами богатырей, угощая их за это, но вместе с тем не желает рисковать собственною жизнью, а подчас и поступает с богатырями несправедливо.Апраксия Королевична — литературный персонаж, королевична, жена былинного кн. Владимира. Хороша молода жена князя Владимира. Молода Апраксия Королевична Ходит словно белая лебёдушка Глазом глянет - словно светлый день, А и в грамоте больно гораздаБылины изображают Апраксию в не особо привлекательном виде. Она три года Господу молилася, чтобы попасть (ей) замуж за князя Владимира и выходит за него чрез посредство богатыря Дуная Ивановича, — по некоторым версиям против воли отца, короля литовского (ляховинского, польского и т.д.). Будучи замужем, она оказывается неверной женой, причём любовниками её становятся Тугарин Змеевич, Алёша Попович; не скрывает она своей страсти и к былинному щеголю Чуриле Пленковичу. Да кабы ты, княгиня, не в любовь (мне) пришла, — говорит ей по этому поводу князь Владимир, — да я срубил бы те по плеч да буйну голову, что при всех ты господах обезчестила. Богатырь 1893 бумага, акварель, гр. карандаш, белила29,7 х 26,7 см Пермская государственная художественная галерея

edwardjournal.livejournal.com

НАШИ БЫЛИНЫ ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНОГО ХУДОЖНИКА.

Наткнулся на это чудо вот здесьДалеко не всех былинных и сказочных героев опознал, кто хочет, может пройтись по ссылке и потягаться со мной в сообразительности. Авось кому повезет.Может случиться и так, что кто-то и саму книжку 1916 года издания видал - а вдруг?А кого опознал, тех обнародую тут.

Соловей-разбойник, подбитый Ильей-Муромцем (художник-зарубЁжник, кажется, слишком всерьез принял птичье прозвище лиходея).

Маринка Кайдаловна, эта Миледи наших былин, в обнимку с любовником Змей-Тугарином. На заднем плане - Добрыня Никитич. Щас он им всю малину пообломает!Опять же пербор. Все же огненный Змей любовницам в людском виде являлся - а тут какая-то зоофилия получается.

А вот тут все точно. Дюк Степанович побился об заклад с Чурилой Пленковичем на предмет сиганий верхом через речку (Почай, Смородину... даже Дунай в некоторых вариантах!). Чурило до берега не дотянул, но Дюк соперника в беде не оставил, вытаскивает...Вот откуда эта идея прыжков верхом через речку на спор могла нарисоваться в амерском "Тарасе Бульбе" с Юлом Бриннером!Чалма на Дюке объясняется тем, что по былине он из "Индеи". Что былинная "Индея" к ныне известной Индии-Бхарате никакого касательства не имеет - этого художник не знал... и он не одинок в своем незнании!

Калику Касьяна, облыжно обвиненного в краже, его друзья закопали заживо в землю по плечи. Однако святой, гм, Никола его спас...Почему "гм"?А вы на спутников "Николы" поглядите. Волки и вороны."Никола-угодник", как же-с... Еще и в синем плаще...Просто зачОт художнику!

Василиса Микулишна (известная вам хотя бы по сов мультегу) берет барьер - в данном случае "стену городовую" стольного Киева. Этот эпизод в былине есть, но вот униформа стражников вкупе с дивной геральдикой на папахе того, что на переднем плане, сделала меня совершенно счастливым минут на пять.

Девушка-Чернавушка из Новгорода... похоже на "портомойницу", напророчившую беду Ваське Буслаю. Точнее не скажу, но про Садко, второго в эпосе новгородца, вроде следующая картинка.

Комментировать нечего, привычный, чтоб не сказать затасканный, сюжетец. Одно что кафтан у царя хорошо вышел.

Гм. А вот про этого героя были предположения, что это Сокольник, сын Ильим Муромца (вообще-то, кабы не голая рожа, вообще бы думал на Перуна). Но все же это, похоже, не былинный, а сказочный персонаж - есть такая сказка про героя, с помощью сокола и пса замесившего змея. Кортинко, в прочем, по любому впечатляет.И вообще, интересно посмотреть, как чужаки представляют наших национальных героев.Вы не волнуйтесь, наши картинки про Артура, скажем, или Робин Гуда их наверняка не меньше смешат.

smelding.livejournal.com


Смотрите также