Детская Книга. Былины картины


"Былины" Рисунки П. Соколова-Скаля (Гос издательство художественной литературы 1955 г.)

"Былины"Рисунки П. Соколова-СкаляГосударственное издательство художественной литературы, 1955 год

В честь праздника - Дня детской книги - хочу представить книгу Русских былин с иллюстрациями Соколова-Скаля. Пересмотрел несколько книг, что бы что-то выбрать. Попались "Былины" с иллюстрациями Павла Петровича Соколова-Скаля. Ага! Корифей социалистического реализма, мастер батальной живописи, автор "Штурма Зимнего", "Гибели начдива (Щорс)", "Чапаева", "Сталина на Царицинском фронте" и прочая и прочая. Дважды Лауреат Сталинской премии. Отметился он и в детской книге. С его иллюстрациями были выпущены "Былины" и "Конек-горбунок".

Таких мастодонтов в сообществе нет. Но графика заслуживает того, чтобы быть опубликованной. Современных художников и признанных классиков детской иллюстрации много в kidpix, а вот подобные работы нечасто встречаются. Мне эти иллюстрации больше всего напоминают Коровина в "Малахитовой шкатулке", возможно интересно будет сравнить их с работами Рейнера. Далее все графические листы,  всего их в книге 23 штуки.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве... но об этом в конце, сначала посмотрите.

"Говорит Вольга таковы слова:"Божья помощь, оратаюшко!"Орать, да пахать, да крестьяновати"

"Брал-то он сошку одной рукой,Сошку с земельки повыдернул,Из омешиков земельку повытряхнул,Бросил сошку за ракитов куст.."

"А втепоры Волх, он догадлив был,Со всей дружиною хороброюКо славному царству ИндейскомуТут же с ними во поход пошел"

"Наливаю чарочку питьица медвяного,Подносят-то Илье Муромцу..."

"И поехали они к Северным горам,И наехали путем-дорогую на великий гроб,На том гробу подпись подписана:"Кому суждено в гробу лежать,Тот в него и ляжет"

"Ай ты, старый казак,Старый казак Илья Муромец!Не спускай-ка Соловья боле на свою волю!"

"Убил в поле трех татаринов,Трех собак, наездников,И сестру родную у них выручил,Молоду Марфу Петровичну"

"И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,И привязал к добру коню,И привез в Киев на княжецкий двор,Бросил середи двора княжецкого."

"Пошла она в вишенье, в орешенье,Во свой во хорош, во зеленый сад"

"Пришел Дюк в церковь соборную,Крест кладет по-писаному,Поклон ведет по-ученому."

"Рассержалось у Илейки сердце богатырское,Расходились плечи могучие"

"От славного от города от Киева,За три версты за мерныеСтояла застава великая:Во-первых, стоял старый казак Илья Муромец,Во-вторых, Добрынюшка Никитинич,В-третьих, Михайло Потык сын Иванович.Да стояло семь братцев Грядовичев..."

"И вскочил Михайлы на добра коня,И поехал под войско нечестивое,И начал он рубить с одного края"

"Кто бы сходил во Киев-град,Снес письмо ко князю Владимиру,Чтобы отдал стольный Киев-градБез бою, без драки великая,Без большого кровопролития?"

"И заходит Владимир князь в погреба во глубокие,И сидит старый казак Илья Муромец,Сидит-то за дубовым столомИ читает книгу Евангелье."

"Срубил ей по плеч буйну голову,Рассек-разрубил тело женскоеИ куски разметал по чисту полюСерым волкам на съедение"

"Больше мне в гусельки не игрывати.Али взять мне гусли с собой во сине море?"

"Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,Как начал плясать царь морской во сине море."

"Поминает жена Садка со дружиной во сине море:"Не бывать Садку со синя моря!"

"Побежал Василий по Новугороду,По тем по широким улицам;Стоит тут старей Пилигримище,На могучих плечах держит колокол,А весом тот колокол во триста пуд."

В качестве примера оформления текста отсканировал начало одной из былин. Все остальные оформлены в таком же ключе. Все иллюстрации на отдельных листах.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве ставил в тупик. Как я уже писал, я публикую собственные книги. А что это у них такие выражения лиц и глаза безумные? Потом, позже, уже подростком я прочел "Поход викингов"  (а "Былина" все же младший школьный возраст - Илья Муромец, Алеша Попович, богатыри. Язык, правда, сломаешь с этими былинами, но своего рода сказки) и узнал слово "берсерк". Берсерк — викинг, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость. В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Вот тогда я и решил, что на иллюстрациях половина берсерков, и они были не только у викингов. Такое вот восприятие советской книжной графики.

kidpix.livejournal.com

Былинные герои в изобразительном искусстве

К Дню защитника Отечества

В.Васнецов. Богатыри

Народ верил в то, что могучие люди, богатыри, жили в давние времена.  

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

Но богатыри, прежде всего главные герои былин, рассказывающих о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси.

Былинные герои были идеалом для русского народа, и идеалом во всем.

В одежде: У былинных героев всегда праздничная одежда (платье цветное), украшенное драгоценностями. 

Приветствие: “Ой ты гой еси..”При встрече незнакомого человека богатырь спрашивает: Из какой ты земли, какого отца-матери, как тебя именем зовут, величают по отчеству? Честь богатырская даже не позволяет нападать на противника врасплох.

Былины, былинные герои вдохновляли многих художников.

Предлагаю посмотреть, как разные художники изображают былинных героев.

Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.
Святогор

А таким его увидел К.Васильев

Дар Святогора. К.Васильев

 

Еще один новгородский герой Василий Буслаев. Лихой удалец, любящий кулаками разъяснить дело.В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом.
К.Васильев. Василий Буслаев 

Микула Селянинович - пахарь-исполин -один из самых монументальных и загадочных образов русского эпоса.Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

А.Рябушкин. Микула Селянинович

Илья Муромец- несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру.

Илья Муромец
В.Васнецов Илья муромец
Н.Рерих. Илья Муромец

 Добрыня Никитич – популярный герой былин. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях.

В.Васнецов. Бой Добрыни Никитича с Змеем Горынычем
А.Рябушкин. Добрыня Никитич
И.Билибин Бой Добрыни Никитича со Змеем

 Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке.

А.Рябушкин. Алеша Попович
Клименко. Алеша Попович с головой Тугарина

iskusstvopro.blogspot.ru

Сказочно-былинный жанр живописи: возникновение, художники, картины

Возникновение сказочно-былинного жанра живописи принято относить ко второй половине 19 века. Появление этого нового направления в искусстве было связано с возросшим интересом не только художников, но русской образованной общественности вообще к национально-самобытным истокам нашей страны.

Культурная ситуация

Еще в начале столетия между несколькими кругами интеллигенции возникли острые споры относительно путей развития нашей страны. Некоторые говорили о том, что государство принадлежит к числу европейских держав и что у него общий с ними путь развития. Другие же, напротив, полагали, что Россия должна идти по собственному оригинальному и уникальному пути развития, чему искали подтверждения в примерах древней истории.

сказочно-былинный жанр

Предпосылки появления жанра

Подобные дискуссии были весьма плодотворны не только для общественно-политической мысли, но и для состояния культуры вообще. Сказочно-былинный жанр появился, если можно так выразиться, на волне вышеуказанных философских течений и направлений. Вместе с тем, он стал естественным результатом развития русского изобразительного искусства, в котором историческая тематика традиционно занимала одно из ведущих мест. Еще в 18-19 веках многие художники запечатлели на своих полотнах картины из древнерусской истории, что послужило толчком для интереса и к русским народным сказкам, былинам, старинным преданиям. Ведь многие древнерусские сюжеты были овеяны былинной романтикой, что придавало им такую привлекательность.

сказочно-былинный жанр в изобразительном искусстве

Особенности композиций

Сказочно-былинный жанр во второй половине 19 века занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои характерные особенности. В первую очередь большинство изображений отличались красочностью и необыкновенной выразительностью. Если вспомнить наиболее известные произведения в данном жанре, то они поражают богатством цветовой гаммы и оттенков. Это объясняется стремлением живописцев придать изображениям пластичность и вместе с тем привлечь к ним внимание публики.

сказочно-былинный жанр 7 класс

Во-вторых, сказочно-былинный жанр отличался масштабностью и монументальностью. Это связано с тематикой сюжетов. Дело в том, что художники, как правило, выбирали объектом для своих полотен героические сюжеты из прошлого страны и очень часто останавливались на тех сюжетах былин, которые особенно отвечали их задумкам. Например, картина «Три богатыря» отличается необыкновенной серьезностью и торжественностью. Она выполнена в духе древнерусских сказаний и былин, прославляя подвиги защитников русской земли.

Образы

Сказочно-былинный жанр имеет еще ту характерную особенность, что авторы, работающие в данном направлении, выбирали объектом изображения наиболее выразительные образы и сюжеты, которые так или иначе отражали самые известные страницы прошлого, а также передавали дух древней эпохи. Наиболее частый образ в живописи данного направления - это богатырь, воин, защитник русской земли. Например, полотно «Витязь на распутье» является одновременно и отражением старинных преданий и вместе с тем показывает то, как автор представлял себе эпоху Древней Руси. Вместе с тем картина имеет отсылки к народным сказкам: на полотне изображен витязь, который выбирает себе дорогу, читая надпись на камне. Соединение сказочного, былинного и исторического элементов удивительно гармонично сошлись в данной картине. Данный принцип вообще характерен для творчества Васнецова, что и обеспечило его картинам такую популярность.

сказочно-былинный жанр живописи

Сказочно-былинный жанр в изобразительном искусстве занял одно из ведущих мест в отечественной живописи. Еще один образ, характерный для него, - это женские персонажи. Особенно популярны были сказочные героини, например, Василиса Премудрая или Царевна-лебедь. Эти женские образы были самыми популярными в сказках, поэтому неудивительно, что авторы так часто к ним обращались.

художники сказочно былинного жанра

Еще один образ – это сказитель. Например, одна из самых известных картина Васнецова, - это полотно «Баян», которое изображает древнерусского певца-гусляра, рассказывающего воинам старинное предание. Характерно, что именно этот герой стал предметом для изображения. Обращение к его образу весьма показательно в том смысле, что художники понимали, что именно благодаря таким сказителям до нас дошли эти былины, сказки и предания.

Связь с музыкой

Сказочно-былинный жанр живописи во многом получил толчок к развитию благодаря тому, что в рассматриваемое время многие композиторы при написании опер обращались к древнерусской тематике. Разумеется, что мотивы сказок, былин и старинных преданий также присутствовали в их произведениях. Очень часто художники писали декорации в соответствующем духе, что способствовало расцвету изучаемого жанра. В качестве примера опер подобного рода можно назвать музыкальные сочинения Римского-Корсакова, который очень часто обращался к исторической, былинной и сказочной тематике. Другие композиторы также привлекали эти сюжеты в своих работах (например, Стравинский). Эти сочинения пользовались большой популярностью на Западе, что послужило толчком для развития данного направления и в живописи.

Известные полотна

Картины сказочно-былинного жанра занимают видное место не только в ряду работ исторической тематики, но и в изобразительном искусстве вообще. Кроме вышеперечисленных работ, следует назвать полотна, посвященные исключительно сюжетам из древнерусских народных сказок. Например, картина «Иван царевич и серый волк» является в этом отношении шедевром. Сказочные и исторические элементы соединились в этой работе автора в таком гармоничном единстве, что, глядя на нее, трудно отличить сказочное от реального.

Еще один пример в данном ряду – картина того же автора «Аленушка». Известно, что он писал ее с простой крестьянской девушки, что и придает полотну такую яркость и выразительность. Несомненным преимуществом работ данного направления является тот факт, что в них мотивы сказок, былин и преданий имели такую живую и выразительную окраску, что сюжеты получали историческое звучание и воспринимались как часть культурного прошлого.

Представители

Художники сказочно-былинного жанра имеют мировое признание. Их работы являются достойным вкладом не только в отечественную, но и мировую культуру. Кроме Васнецова в данном ряду следует указать еще и Билибина. Он прославился тем, что писал рисунки на сказочную тематику. Особенной популярностью пользуются его иллюстрации к знаменитой «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Его работы отличаются яркостью и богатством красок, и по внешнему виду очень похожи на кадры из мультфильмов. В этом отношении автор пережил свое время: его рисунки и поныне используются в качестве эталона для создания мультипликаций.

картины сказочно былинного жанра

Врубель также обращался к сказочным сюжетам. Известна его картина «Царевна-лебедь», написанная на основе той же сказки. Стиль этого художника весьма оригинален и специфичен и потому сильно отличается от работ его предшественников. Его краски несколько размыты и приглушены, в отличие от ярких рисунков Билибина.

возникновение сказочно былинного жанра

Значение жанра

Сказочно-былинный жанр (7 класс) занимает видное место в учебном процессе в школе. Уже в среднем звене учащихся знакомят с главными работами в данном направлении. Причем их можно показывать как на уроках истории, так и на литературе. Эти работы помогают в наглядной форме продемонстрировать как особенности творчества художника, так и специфику древнерусского общества. Очень часто на основе них изучают быт, одежду, жилища, культуру тех далеких времен. Кроме того, в этом возрасте школьники очень живо воспринимают яркие образы, и поэтому картины вышеуказанных мастеров следует анализировать в контексте произведений древнерусской литературы. Это был важнейший этап в развитии отечественной живописи, который следует выделять как отдельный период в изобразительном искусстве.

fb.ru

БЫЛИНЫ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ВЕНИАМИНА ЛОСИНА

БЫЛИНЫ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ВЕНИАМИНА ЛОСИНА [Feb. 20th, 2013|12:21 pm]

smelding

В 1981-1983 годах в детском журнале "Мурзилка" была серия пересказов былин для детей. Пересказы, надо сказать, были качественные - например, Змея, с которой там сражался Добрыня, была именно Змеёй, а не "Змеем Горынычем". Появлялись и менее "раскрученные" былины - про Михайлу Потыка, про Сухмана Одихмантьевича, про королевичей из Крякова (интересно, какой процент читателей удержал хоть что-то из этого в голове? Пока мне не довелось встретить ни одного сверстника, за исключением спецов, который бы помнил про этих героев русских былин).Иллюстрации Вениамина Лосина - очень хороши чисто художественно, но, ей же ей, реконсам их лучше не смотреть. Ну что поделаешь, не было реконструкторского движения в СССР, а книгами, скажем, Кирпичникова даже самые лучшие художники отчего-то пренебрегали... Поэтому не удивляйтесь, увидав богатыря в доспехах не ранее 14 века, с мечом не позднее 11, да ещё и в шлеме, надетом впритирку на "босу голову", без ремня и бармицы...При всем этом - это хорошие рисунки. И пересказы были, ещё раз скажу, неплохие.

Илья и калики перехожие.Илья и Святогор

Алеша Попович. Выглядит как-то нехорошо - но это как раз к тому сюжету иллюстрация, где он пытался у Добрыни жену увестиДобрыня как раз про это узнал...ну, это и так все догадались... Илья и СоловейСоловей доставлен.Пир у князя Владимираальтернативный пир МуравленинаМуравленин в темнице. Княжья дочь ему еду носит.Муравленин у камушка на распутьенашел кладМихайло Потык со своей коварной женой.Они же. Пьянка и бабы - от них все зло!Пир. Который в фейспалме - это Сухман Одихмантьевичон же в бою."Королевичи из Крякова" - первая серия. В ходе былины ни один ворон не пострадал.вторая серия - встреча братьев.ВольгаИллюстрации к былинам, основные картинки Лосина к которым я уже публиковалмолодой Добрыня уезжает на Почай-РекуМикула приглашает на пир...

Comments:

Замечательно! А штаны у царевича из крякова просто шик.)))

))королевича, королевича)

>Добрыня как раз про это узнал...По картинке видно, шо Алёше светит звездюлей )

(Скромно потупя взор)А у меня есть все выпуски "Мурзилки"

прям все? с 1920-х?!!

Эх, умели ведь рисовать для детей....

а вот ведь что интересно:почему-то иллюстраторы упорно рисуют Соловья каким-то тюрко-монголоидом. есть ли реальные предпосылки так трактовать этот образ? или это не более чем "авторское виденье"? раз враг - значит степняк

Присоединяюсь к вопросу, но формулировка в конце мне уже нравится :-)

а вот и не правда - не от баб все зло, а кой чего другого.

Расписал так, что страшно под кат заходить было - ан тут совсем даже наоборот.)) Много чего хочется отметить, да коммент получится длиннее самого поста. Пожалуй, только одно - ромейский щит у Муравленина на второй картинке (того же типа, что у моего Володаря.) http://pravoslavie6.narod.ru/6d.jpg Нет, ещё странный камень с Гамаюном. STѢ RABNѢO - это "святе равнее\святому равное" что ли?..

ты меня спрашиваешь? я не знаю

Мурзилку с пяти лет сам почитывал перед сном.Поэтому вельми понастальгировал. =)

А у меня эти журналы целые... :-Ъ

Но вот я сейчас задумался... всё больше безбородые богатыри... сцены битв с ксенофобским душком... а не есть ли всё это Фошизм, Разжигание и Пропаганда? Не надо ли нам всем Покаяццо и вообще... а то как-то неудобно... вон там, я гляжу, дубом перебили аж полдюжины трудолюбивых мигрантов... а что они с ножиками - так у них традиции и семьи голодные на родине... а встреча двух братьев - это не плевок ли в Иностранное Усыновление?!

Как-то всё это... тут и дети бывают... может, поосторожней... согласовав... и чтобы разрешение было... а то ведь так можно и толерантность порушить, и межнациоанальный мир...

***

Кстати, Озаре. Буквально сегодня днём один мой знакомый батюшка (да-да...) закончил сравнительное чтение тебя - и Клейна. После чего сказал, что у Клейна какая-то странная смесь автобиографии с никак не связанными между собой противоречивыми фактами. А "у этого язычника" (дословно) "куда приличней всё изложено и по крайней мере ясно, о чём он говорит." После чего он выразил надежду, что в аду окажется один Клейн (мол - за русофобию и содомский грех 8-о ?????!), а ты отделаешься чистилищем (за горячую неправильную любовь к своей земле)

Я так и не понял - он шутил или чо?! Откуда в православной традиции чистилище?!

Что именно он читал - не знаю. Разговор зашёл почти случайно.

Edited at 2013-02-20 10:28 pm (UTC)

да вот только собрался спросить - с каких пор пан комиссар общается с ксендзами?))) ибо чистилище... это нечто однозначно католическое...

Прекраснейшие иллюстрации, благодарю!

Красотищаааа,на мой вкус самое симпотишное из виденного. Без бород!!! В полосатых штанах!!!!!! Юноши...Ток вот у бородатого Муравленина крест нехилых размеров. Но не все сразу видатьТут недавно коллеги подарили (зная неравнодушие)сборник "Русские былины (подарочное издание)". Оно конечно, благодарен за внимание,но...картинки от туда ребёнку б не показал: современное искусство (Евгений Подколзин иллюстратор), сам с трудом понимаю, что художник пытался изобразить. Да и текст,пересказ...Озадачился гдеб найти чтоб малого можно было заинтересовать когда чуть подрастет.Может кто, что посоветует?

Edited at 2013-03-04 10:07 am (UTC)

дались всем полосатые штаны)))

мда, современное искусство - зло.именно бумажное издание детское нужно?

smelding.livejournal.com

Константин Васильев. Русь. Мир русской былины, русские богатыри. - Русские художники - Живопись - Каталог файлов - МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

Русь. Мир русской былины, русские богатыри.

Известный русский художник Константин Васильев (1942 - 1976). Здесь - попытка наиболее полного собрания его работ.

К. Васильев. Бой Добрыни со змеем на Калиновом мосту, 1974

К. Васильев. Жница, 1966

К. Васильев. Гуси-лебеди, 1967

К. Васильев. Гуси-лебеди, 1967

К. Васильев. Русский воин. 1968

К. Васильев. Вольга, 1968

К. Васильев. Старец, 1968

К. Васильев. Русалка, 1968

К. Васильев. Настасья Микулична, 1968

К. Васильев. Горят пожары, 1969

К. Васильев. Евпраксия, 1969

К. Васильев. Князь Игорь, 1969

К. Васильев. Витязь, 1970

К. Васильев. Северная легенда, 1970

К. Васильев. Над Волгой, 1971

>К. Васильев. Свентовит, 1971

К. Васильев. Горят пожары, 1973

К. Васильев. Нечаянная встреча, 1973

К. Васильев. У чужого окна, 1973

К. Васильев. Сивяжск, 1973

К. Васильев. Бой Добрыни со змеем на Калиновом мосту, 1974

К. Васильев. Бой Добрыни со змеем на Калиновом мосту, 1974

К. Васильев. Авдотья рязаночка, 1974

К. Васильев. Алеша Попович и красна-девица, 1974

К. Васильев. Василий Буслаев, 1974

К. Васильев. Вольга и Микула, 1974

К. Васильев. Дар Святогора, 1974

К. Васильев. Дар Святогора, 1974

К. Васильев. Русский витязь, 1974

К. Васильев. Поединок Пересвета с Челубеем

К. Васильев. Поединок Пересвета с Челубеем, 1974

К. Васильев. Плач Ярославны, 1974

К. Васильев. Илья Муромец и голь кабацкая, 1974

К. Васильев. Илья Муромец освобождает узников, 1974

К. Васильев. Садко и морской царь, 1974

К. Васильев. Садко на дощечке кипарисовой, 1974

К. Васильев. Легенда о рождении Дуная, 1974

К. Васильев. Легенда о рождении Дуная, 1974

К. Васильев. Легенда о рождении Дуная, 1974

К. Васильев. Огненный меч, 1974

К. Васильев. Семаргл

К. Васильев. Семаргл

К. Васильев. Северный орел, 1974

К. Васильев. Ожидание, 1974

К. Васильев. Ожидание. Фрагмент, 1974

К. Васильев. Гадание, 1975

К. Васильев. Великан, 1975

К. Васильев. Человек с филином (Велес), 1976 - последняя картина художника. Закончив картину, Константин Васильев сказал: "теперь я знаю, как надо рисовать".

Эскизы и наброски:

К. Васильев. Старец. Эскиз, 1967

К. Васильев. Север, 1968

К. Васильев. Женский портрет, 1968

К. Васильев. Богатырский сон, 1969

К. Васильев. Авдотья-рязаночка, 1969

К. Васильев. Соловей-разбойник, 1969

К. Васильев. Князь Игорь. Набросок, 1969

К. Васильев. Князь Игорь. Фрагмент. Набросок, 1969

<К. Васильев. Освобождение Василисы Прекрасной. Набросок, 1969

К. Васильев. Бой Добрыни на Калиновом мосту. Набросок, 1969

К. Васильев. Евпраксия. Набросок, 1969

К. Васильев. Евпраксия. Эскиз, 1969

К. Васильев. Валькирия. Набросок, 1969

К. Васильев. Валькирия, 1969-1971

К. Васильев. Горят пожары. Эскиз, 1973

<К. Васильев. Нашествие. Эскиз, 1974

К. Васильев. Нашествие. Незавершенная картина, 1974

К. Васильев. Рождение Дуная. Эскиз, 1974

К. Васильев. Богатырь, эскиз

К. Васильев. Эскиз

К. Васильев. Похищение царевны, эскиз

К. Васильев. Эскиз

К. Васильев. Илья Муромец и Соловей-разбойник, эскиз

К. Васильев. Огненный меч. Эскиз

Скандинавия. Викинги, валькирии и скандинавские боги.

К. Васильев. Один (Вотан), 1969

К. Васильев. Валькирия, 1969

К. Васильев. Валькирия

К. Васильев. Заклинание огня. (Вотан и Брунгильда), 1969

К. Васильев. Скандинавский воин, 1969

К. Васильев. Богиня любви Фрейя, 1969

К. Васильев. Карлик нибелунг Альберих, 1969

К. Васильев. Зигфрид, 1969

<К. Васильев. Зигфрид вызывает на бой, 1969

К. Васильев. Зигмунд перед боем, 1969

К. Васильев. Хундинг, Зигмунд и Зиглинда, 1969

К. Васильев. Брунгильда, Зигмунд и Зиглинда, 1969

К. Васильев. Валькирия над сраженным воином, 1971

К. Васильев. Валькирия над сраженным воином, 1971

К. Васильев. Валькирия над сраженным воином, 1971

К. Васильев. Скандинавский воин, 1968

metod-sunduchok.ucoz.ru

Былины на картинах Андрея Шишкина

    Сказочный-субботний пост вам, чтоб за суровой реальностью про чудеса не забывали. Да и не всё здесь - сказка...    Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г.р. - родился и вырос в г. Москве. С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии. Основное направление в творчестве - портрет, историческая, жанровая живопись. Особое место в работах художника занимает тема русской истории, языческого многобожия, былин и сказок.

Берегиня

Домовой

Сад Ирий

Оруженосец

Жива (Жива - в славянской мифологии - богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Дажьбога.)

Хозяюшка

Легенды Тауэра (Эдуард V и его брат Ричард Йоркский, сыновья английского короля Эдуарда IV и Елизаветы Вудвилл, погибли в Тауэре).

На маскараде

На Купалу

Заря-заряница (Богиня утра)

Чуть не заблудилась...

Купало и Кострома (Купало - в славянской мифологии брат близнец Костромы. Оба они дети богини Ночи Купальницы и Семаргла. В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Купала со своей сестрой были еще маленькими то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Дальше совсем грустно...)

Сурица (Сурица - в славянской мифологии - солнечная богиня радости, веселья и света (напиток сурья (мед питный)). Супруга Хмеля. Дочь Дажьбога.)

Коляда (Коляда - в славянской мифологии противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного-молодого.)

Русское поле

Русалки

Вольга (Волх Всеславьевич, Вольга, Вольха - славянская мифология. Князь , понимающий язык природы, зверей, птиц)

Велес (Велес, Волос, Власий - в славянской мифологии - Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев - сын Рода, брат Хорса)

Уральский ларец

Ёжики

Последний защитник

Викинг

Иван Грозный у окна

Царь Иван

Владимир Храбрый

Сокольничий

Девана (Девана, Дива (Дева, Дивия, Дина (валах.), Devana (чеш.) в славянской мифологии - Дочь Перуна и Летницы, богиня лесов и охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (женские тайные охотничьи общин))

Репродукции картин взяты с официального сайта художника - http://a-shishkin.ru/galery.html

Уральский сказ ("Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало...")

olga74ru.livejournal.com

"Былины" Рисунки П. Соколова-Скаля (Государственное издательство художественной литературы, 1955 г.)

IBOOKS_ICON"Былины"Рисунки П. Соколова-СкаляГосударственное издательство художественной литературы, 1955 год

В честь праздника - Дня детской книги - хочу представить книгу Русских былин с иллюстрациями Соколова-Скаля. Пересмотрел несколько книг в шкафу, что бы что-то выбрать. Попались "Былины" с иллюстрациями Павла Петровича Соколова-Скаля. Ага! Корифей социалистического реализма, мастер батальной живописи, автор "Штурма Зимнего", "Гибели начдива (Щорс)", "Чапаева", "Сталина на Царицинском фронте" и прочая и прочая. Дважды Лауреат Сталинской премии. Отметился он и в детской книге. С его иллюстрациями были выпущены "Былины", "Конек-горбунок" и "Сказки Пушкина".

Таких мастодонтов в ЖЖ практически не встретишь. Но графика заслуживает того, чтобы быть опубликованной. Современных художников и признанных классиков детской иллюстрации много в Интернет, а вот подобные работы нечасто встречаются. Мне эти иллюстрации больше всего напоминают Коровина в "Малахитовой шкатулке", возможно интересно будет сравнить их с работами Рейнера. Далее все графические листы,  всего их в книге 23 штуки.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве... но об этом в конце.

"Говорит Вольга таковы слова:"Божья помощь, оратаюшко!"Орать, да пахать, да крестьяновати"

"Брал-то он сошку одной рукой,Сошку с земельки повыдернул,Из омешиков земельку повытряхнул,Бросил сошку за ракитов куст.."

"А втепоры Волх, он догадлив был,Со всей дружиною хороброюко славному царству ИндейскомуТут же с ними во поход пошел"

"Наливаю чарочку питьица медвяного,Подносят-то Илье Муромцу..."

"И поехали они к Северным горам,И наехали путем-дорогую на великий гроб,На том гробу подпись подписана:"Кому суждено в гробу лежать,Тот в него и ляжет"

"Ай ты, старый казак,Старый казак Илья Муромец!Не спускай-ка Соловья боле на свою волю!"

"Убил в поле трех татаринов,Трех собак, наездников,И сестру родную у них выручил,Молоду Марфу Петровичну"

"И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,И привязал к добру коню,И привез в Киев на княжецкий двор,Бросил середи двора княжецкого."

"Пошла она в вишенье, в орешенье,Во свой во хорош, во зеленый сад"

"Пришел Дюк в церковь соборную,Крест кладет по-писаному,Поклон ведет по-ученому."

"Рассержалось у Илейки сердце богатырское,Расходились плечи могучие"

"От славного от города от Киева,За три версты за мерныеСтояла застава великая:Во-первых, стоял старый казак Илья Муромец,Во-вторых, Добрынюшка Никитинич,В-третьих, Михайло Потык сын Иванович.Да стояло семь братцев Грядовичев..."

"И вскочил Михайлы на добра коня,И поехал под войско нечестивое,И начал он рубить с одного края"

"Кто бы сходил во Киев-град,Снес письмо ко князю Владимиру,Чтобы отдал стольный Киев-градБез бою, без драки великая,Без большого кровопролития?"

"И заходит Владимир князь в погреба во глубокие,И сидит старый казак Илья Муромец,сидит-то за дубовым столомИ читает книгу Евангелье."

"Срубил ей по плеч буйну голову,Рассек-разрубил тело женскоеИ куски разметал по чисту полюСерым волкам на съедение"

"Больше мне в гусельки не игрывати.Али взять мне гусли с собой во сине море?"

"Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,Как начал плясать царь морской во сине море."

"Поминает жена Садка со дружиной во сине море:"Не бывать Садку со синя моря!"

"Побежал Василий по Новугороду,По тем по широким улицам;Стоит тут старей Пилигримище,На могучих плечах держит колокол,А весом тот колокол во триста пуд."

В качестве примера оформления текста отсканировал начало одной из былин. Все остальные оформлены в таком же ключе. Все иллюстрации на отдельных листах.

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве ставил в тупик. Как я уже писал, я публикую собственные книги. А что это у них такие выражения лиц и глаза безумные? Потом, позже, уже подростком я прочел "Поход викингов"  (а "Былина" все же младший школьный возраст - Илья Муромец, Алеша Попович, богатыри. Язык, правда, сломаешь с этими былинами, но своего рода сказки - интересно было) и узнал слово "берсерк". Берсерк — викинг, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость. В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Вот тогда я и решил, что на иллюстрациях половина берсерков, и они были не только у викингов. Такое вот восприятие советской книжной графики.

Ссылки на работы других художников-иллюстраторов опубликованные в моем журнале можно найти в "Содержании журнала"

radimich-ru.livejournal.com


Смотрите также