Бытовая живопись. Бытовые картины


Бытовой жанр: история картины художники

Бытовой жанр – направление изобразительного искусства, связанное с использованием в качестве сюжета картин, сцен обычной жизни людей. Особенность – в качестве тем для работ выбирают только современные художнику события. Бытовой жанр распространен в скульптуре, живописи, графике – работы изобразительного искусства отличаются небольшими параметрами, реалистичностью передачи объектов. but

В качестве отдельного жанра сформировался в эпоху Средневековья, хотя первые репрезентативные работы можно отнести к времени существования древнейших цивилизаций. Бытовой жанр посвящен частным, обыденным событиям – лучше всего иллюстрируют особенности исторического периода.

Возникновение

Периодом формирования жанра является Новое время, поскольку тогда произошла резкая популяризация реалистичной живописи, демократических взглядов на социум. В 17-19 веках художники начинают обращаться к жизни обычных людей в качестве центральной тематики картин. Благодаря обострению социального противостояния в обществе, росту интереса к повседневной жизни развивался бытовой жанр.

Первые работы

Бытовая живопись впервые зафиксирована во времена античности – в Древнем Египте, Риме, Греции, Месопотамии. В античную эпоху живопись в привычном смысле не была популярна. Сохранилось малое количество картин на стенах древних зданий. Репрезентативными образцами считаются рисунки на посуде. бытовая живопись

Вазопись – одно из видов древнегреческого искусства, сюжетами которого были бытовые и религиозные сцены.

Направления на Востоке

Первые репрезентативные работы, найденные исследователями, датируются 4 в. н.э. – это поучительные зарисовки, характерные для философии древнего Китая. Жанровая живопись формируется в Китае периода династии Тан. Бытовой жанр отражал особенности императорского двора и сцены из жизни простых людей. Китайское искусство оказывало влияние на живопись Кореи и Японии.

В арабских странах встречаются миниатюры с характерными сценами, но мусульманский запрет на фигуративные изображения оказал влияние на развитие направления. бытовая живопись

Культура индийской и персидской античности богата картинами с характерными сценами: «Акбар верхом на слоне», «Женщина с попугаем», авторы работ не известны.

Европейское Средневековье и эпоха Ренессанса

В европейских странах бытовой жанр был очень популярен, представлен миниатюрами и полотнами, написанными известными мастерами. Ренессанс стал периодом триумфа направления. Лидером в развитии изобразительного искусства являлась Италия, где работал Джотто. Не отставали художники стран Северной Европы — Питер Брейгель Старший, Ян ван Эйк, Боутс. supper-pic20a

Во Франции и Италии в 15 столетии популяризировалась тематика народного трудового быта в миниатюре и настенных росписях. В Италии бытовой жанр долгое время не отделялся от религиозного – размежевание произошло в 16 веке. Наиболее ярко это демонстрируют работы Джорджоне, Карраччи.

Особая роль в развитии направления принадлежит Голландии. Причины популярности направления:

  1. Распространение протестантизма, что повлекло отказ от картин на религиозную тематику;
  2. Слабые позиции католической церкви;
  3. Разрыв связи с Ватиканом;
  4. Падение популярности религиозной живописи, в результате отсутствия заказчиков, перемен в политическом и культурном развитии страны.

Не смотря на то, что в Голландии не было величественной архитектуры или старинных руин, как в Италии, Франции или Испании, живописцы нашли себя в жанровых картинах. Художники специализировались на изображении:

  • Сцен в рыбацких деревушках, кабаках и ресторанах;
  • Сцен на фоне морского или зимнего пейзажа;
  • Аккуратных улочек и горожан. бытовая живопись

Работы выполнялись в разных стилях профессиональными и полупрофессиональными художниками. До нашего времени дошло несколько картин признанных мастеров живописи: «Скотный двор зимой» Рубенса, «Старая женщина, готовящая яичницу» Веласкеса. Даже работы Веласкеса и Рубенса не смогли изменить пренебрежительного отношения к тематическим сюжетам во многих странах Западной Европы.Постепенно внимание художников перемещается с крестьянских сцен на тематику дворянского быта, полотна становятся аристократичными.

В 18-19 веках

 

В 18 веке происходит перелом в отношении к бытовой тематике. Именитые художники обращаются к этому направлению чаще, работая в стилях реализм, классицизм, романтизм. Популярности направления способствует заинтересованность в бытовых сюжетах со стороны коллекционеров. Русская живопись тяготела к бытовому направлению. бытовая живопись

Бытовой жанр представляют полотна: «Жатва. Возвращение с поля» (Т.Гейсборо), «Привлечение новенькой в бордель» (У.Хогарт).

В зависимости от особенностей стиля художника, бытовой жанр был представлен работами с сентиментальным, сдержанным, романтичным, поэтичным, реалистичным оттенком. Во Франции 18 века на аукционах устраивали настоящие «войны» за право обладать картиной бытовой тематики от известного мастера. Художники 18 века, работающие, в бытовом направлении: Француа Буше, Антуан Ватто, Никола Ланкре, Жан-Оноре Фрагонар, Томас Гейнсборо. бытовая живопись

В 19 веке происходит демократизация искусства. Популяризируются новые тематики – представители социального дна были центральными фигурами большинства работ. Изображение рабов, нищих и пленников было своеобразным признаком монаршей власти. Картины отмечены эмоциональностью, динамикой, особенной передачей чувств. Отмена рабства во всех странах мира в 19 веке породила новые сюжеты живописи. бытовая живопись

Русское изобразительное искусство отмечено работами реалистов и передвижников: Врубеля, Серова, Репина. С появлением новых стилей живописи в конце 19 – в начале 20 веков, изобразительное искусство теряет доминанту реализма. Это подтверждается картинами Мане, Дега.

В 20 веке бытовая живопись

Тематикой работ 20 века стали войны, революции, глобальные преобразования быта, связанные с радикальными экономическими и политическими превращениями. Перемены вызывали у людей растерянность, падение духовности, страх. Это было отображено на картинах художников. Мастера 20 века учатся не просто отображать жестокую реальность, а находить индивидуальность, прекрасное и доброе в людях. бытовая живопись

Художники 20 века: Пабло Пикассо, Рокуэлл Кент, Александр Мурашко, Диего Ривера, Алла Горская, Игнасио Сулоага. Бытовой жанр остается популярным и на современном этапе.

Рекомендуем публикации

  1. Батальная живопись
  2. Историческая живопись
  3. Мифологическая живопись
  4. Религиозная живопись
  5. Живопись эпохи северного возрождения
  6. Характеристика сюжетно-тематического жанра
Загрузка...

artrecept.com

бытовая живопись - это... Что такое бытовая живопись?

бытова́я жи́вопись (жанровая живопись, жанр), жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Термин стал использоваться в России со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами». Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества; бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых («На пашне. Весна» А. Г. Венецианова, 1820-е гг.; «Масленица» Б. М. Кустодиева, 1916), свадьбы и похороны («Крестьянская свадьба» П. Брейгеля Старшего, 1568; «Похороны в Орнане» Г. Курбе, 1850), свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия («Объяснение» В. Е. Маковского, 1889—91; «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, 1880—83). В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия. Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии («Кружевница» Я. Вермера Делфтского, 1660-е гг.; «Трапеза крестьян» Л. Ленена, 1642; «Охотники на привале» В. Г. Перова, 1871; «Купчиха за чаем» Б. М. Кустодиева, 1918). В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение. Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров («Не ждали» И. Е. Репина, 1884, – возвращение участника движения народовольцев из ссылки домой; «1919 год. Тревога» К. С. Петрова-Водкина, 1934, воссоздающая атмосферу Гражданской войны).

П.
<!-- Yandex.RTB R-A-48186-22 -->
<div

Брейгель Старший. «Крестьянский танец». 1568 г. Художественно-исторический музей. Вена"> П. Брейгель Старший. «Крестьянский танец». 1568 г. Художественно-исторический музей. Вена

  Бытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях. Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров (фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок. 1950 г. до н. э.; гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520—10 гг. до н. э.). Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире. Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в. до н. э.). Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Ф. дель Косса. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469—70; «Рождество Иоанна Крестителя» Д. Гирландайо, 1485—90). Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 1594—95; «Лютнист», ок. 1595 г.) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Х. Босха, 1475—80; «Менялы» М. ван Реймерсвале, сер. 16 в.; «Крестьянский танец» П. Брейгеля Старшего, 1568).

В. Г. Перов. «Тройка». 1866 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва В. Г. Перов. «Тройка». 1866 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

  Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику; тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев». После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией («Утро молодой дамы» Ф. ван Мириса Старшего, ок. 1660 г.; «Женщина, чистящая яблоко» Г. Терборха, ок. 1660 г.; «Девушка с письмом» Я. Вермера Делфтского, ок. 1657 г.). Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса («Севильский водонос», ок. 1621 г.) и француза Л. Ленена («Семейство молочницы», 1640-е гг.). В 18 в. английский живописец и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 1743—45). Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок. 1740 г.). Реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Г. Курбе, 1849; «Сборщицы колосьев» Ф. Милле, 1857). Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» О. Ренуара, 1876).

Я. Вермер Делфтский. «Служанка с кувшином молока». Ок. 1658 г. Государственный музей. Амстердам Я. Вермер Делфтский. «Служанка с кувшином молока». Ок. 1658 г. Государственный музей. Амстердам

  В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Лишь 18 в. даёт единичные примеры (И. И. Фирсов. «Юный живописец», 1760-е гг.; М. Шибанов. «Крестьянский обед», 1774, и «Празднество свадебного договора», 1777). Жанровые мотивы появляются в творчестве мастеров первой пол. 19 в. К. П. Брюллова («Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», обе – 1827) и В. А. Тропинина («Кружевница», 1823). Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов. Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», ок. 1825 г.; «На жатве. Лето», 1820-е гг.; «Утро помещицы», 1823). В полотнах П. А. Федотова («Разборчивая невеста», 1847; «Сватовство майора», 1848; «Завтрак аристократа», 1849 г.) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира. Его поздние картины («Анкор, еще анкор!», «Игроки», обе – 1851—52) пронизаны подлинным трагизмом.

П. А. Федотов. «Завтрак аристократа». 1849 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва П. А. Федотов. «Завтрак аристократа». 1849 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

  Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости (В. Г. Перов. «Проводы покойника», 1865; «Тройка», 1866; И. М. Прянишников. «Шутники», 1865; Н. В. Неврев. «Торг. Из недавнего прошлого», 1866; В. Е. Маковский. «Свидание», 1883). В 1870—80-е гг. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870—73; «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, 1891). Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России. Мастера из Общества станковистов (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов и др.) писали героические будни строительства новой жизни. Во второй пол. 20 – нач. 21 в. жанровая живопись сохраняет популярность в творчестве мастеров, приверженных разным направлениям (Ф. П. Решетников, Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, А. А. Пластов, В. Е. Попков, Н. И. Андронов, П. Ф. Никонов, Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестерова и многие др.).

Л. И. Соломаткин. «Свадьба». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва Л. И. Соломаткин. «Свадьба». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

dic.academic.ru

жанр бытовая живопись - картины художников о жизни

Бытовой жанр отличается широким кругом сюжетов, взятых из повседневной жизни людей. Художники черпают свое вдохновение в обычных вещах вокруг себя, рисуя полотна в бытовом жанре. Большинству обывателей нравится результат, все чаще в интерьерах для украшения жилищ используется именно этот жанр. Бытовая живопись появилась в искусстве еще с древних времен. С помощью симбиоза живописи и магии люди пытались улучшить свою повседневную жизнь. Поэтому в рисунках столько жизненной правды и эмоций. На египетских барельефах и мелкой скульптуре до сих пор сохранились визуализации на трудовую рутину, карикатуры, семейные и романтические сценки. Плиний Старший в своем трактате «Естественная история» упоминал о художниках, пишущих обычных цирюльников или сапожников, занимающихся своим делом. 

быт

В период раннего средневековья бытовой жанр шифровался на картинах религиозной тематики, пытаясь совершенствоваться во вражеской атмосфере порицания. Тайная символика расшифровывалась следующим образом: ловля рыбы связывалась с таинством крещения, процесс строительства пересекался с возведением церквей и храмов, а праздничный пир должен был показать блаженство душ, попавших в рай. 

бытовой жанр

Тематика христианства помогла жанру успешно развиваться во времена средневековья. Изображения рисовались на барельефах, колоннах, панно и среди текстов рукописей.  Также бытовой жанр смог реализоваться в архитектуре. На стенах готических соборов до сих пор сохранились каменные дровосеки, пекари, кузнецы и виноделы, занимающиеся своим профессиональным делом. Сценки выглядят очень жизненно и напоминают нам о быстротечности времени. В начале XV века столетия жанр стал разностороннее и получил новые направления развития. У художников появилась возможность без страха перед инквизицией рисовать карнавалы и свадьбы, сцены из жизни представителей различных сословий. Каждую свою работу они пытались сделать более детальной, особое внимание, уделяя символизму. Например, свечи указывали на скоротечность жизни, цветы, овощи и фрукты – на богатство и плодородность, птицей, томящейся в клетке, представлялась целомудренная девушка, а метла считалась верным средством, чтобы изгнать демонов. Каждая картина становилась похожа на театральную сценку, где иносказания гармонично сосуществовали правдивым повествованием о жизни.  

русский быт

Религиозные идеи отошли на второй план, уступив обычным людям и их земным потребностям. В жанре произошла настолько глобальная переоценка ценностей, что в нем появились даже картинки с базаров и ярмарок. Помимо стандартных воспроизведений из Евангелия живописцы черпали вдохновение в природе, радости и жизни крестьян. Плоды этой деятельности четко прослеживаются в работах испанца Веласкеса, нидерландцев Вермеера и Питера Брейгеля Старшего, а также итальянца Караваджо. 

базар

Эпоха Возрождения сделала бытовой жанр более дидактичным, без этих усовершенствований он бы окончательно изжил себя. Из-за частого использования нотаций пьянству, слишком явного поощрения тихой семейной жизни и других поучительных моментов, направление утратило популярность. В начале XIX столетия бытовой жанр смог наверстать утраченные позиции, благодаря упорному труду художников из России и других стран. Одной из самых удачных работ этого времени стала картина «Явление Христа народу», на ней кистью Александра Иванова воплотились ключевые идеи направления. 

явление Христа народу иванов

Картины бытового жанра русской жизни писали мастера Борисов-Мусатов и Петров-Водкин, швейцарец Ходлер и итальянец Сегантини. На полотнах советского живописца Корина мы видим лирические сюжеты жизни, а его коллега Кустодиев удачно рисовал пестрые повседневные сцены ярмарочных празднеств, а также исторические бытовые картины русских художников о народной жизни.

XX век стал новой эпохой для бытового жанра и поделил его на несколько новых видов. Его стали реализовывать на плакатах, добавлять иронию и философию. Жанр плотно вошел в жизнь людей, без него уже не представляли проведение праздников и собраний. Только там можно было изобразить реальную жизнь во всех ее проявлениях и реалиях. 

Борисов-Мусатов

Главным акцентом стал мирный труд, его хвалили на всех полотнах. Простые бытовые изображения резко контрастировали с псевдо монументальными, которые тиражировались для выполнения нужной политики. Но на этом контрасте они выигрывали и вызывали симпатию у зрителей. Конец XX столетия ознаменовал появление в жанре более темпераментных полотен, насыщенных энергией. Картины художников, жизнь на которых изображалась во всей своей полноте, отражали тенденции нового времени, не забывая про старые традиции средневековья, позволяя жанру развиваться.

Купить картины бытового жанра по привлекательным ценам вы можете в нашей онлайн галерее. В работах отображена вся полнота счастливой, красивой, крестьянской, вечной, сельской, деревенской, московской, богатой, монастырской жизни людей. Особой популярностью в данном жанре пользуются модульные картины.

artistsarea.com

Бытовой жанр | aquarells.ru

 

 

Бытовой жанр – это один из жанров изобразительного искусства, отражающий частную жизнь людей, обыденные события. Ведущую роль в бытовом жанре играет бытовая живопись (или, как ее часто называют, жанровая). Бытовые сюжеты распространены также в графике и скульптуре.

Бытовой жанр в живописи

В.Г. Перов «Чаепитие в Мытищах» 1862 г.

 

 

Круг тем, которые охватывает бытовой жанр, необычайно широк. Это могут быть изображения людей, занятых повседневными домашними делами и хлопотами либо конкретной профессиональной работой (например, художник за мольбертом, кружевница, плетущая узорное кружево, виноградарь, собирающий урожай). Это и сцены различных праздников, увеселений, игр, застолья, сцены домашнего досуга. Это и изображение какого-то знаменательного семейного события (сватовство, поминки, крестины и т.д.). Бытовой жанр может отражать частную жизнь людей, принадлежащих к совершенно разным слоям общества, ведь бытовые сцены могут разыгрываться и в интерьерах царского дворца, и в убогой крестьянской избе,  и на пресловутых квадратных метрах городской квартиры; всевозможные житейские ситуации могут складываться и на лоне природы, и в различных общественных местах, и просто на городской улице.

Бытовой жанр в живописи

П.А. Федотов «Разборчивая невеста» 1847 г.

 

 

 

Именно поэтому бытовой жанр  теснейшим образом переплетается  с другими жанрами изобразительного искусства – портретом, пейзажем, историческим, батальным жанрами. Изображая будничную жизнь людей, художник стремится показать, что волнует их, каковы их  душевные устремления.

Бытовой жанр в живописи

В.Г. Перов «Похороны крестьянина» («Проводы покойника») 1865 г.

 

 

Бытовые сцены изображались людьми с древних времен, но как отдельный жанр  бытовая живопись обрела свои права в X веке сначала на Востоке, а  в Европе – лишь в XVI в., именно в этот период светская живопись пришла на смену религиозной. В России активный интерес к бытовому жанру начинается со второй половины XVIII в. О  выставке картин, относящихся к данному жанру, можно прочитать здесь.

Похожее

aquarells.ru


Смотрите также