8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись. Царь картина


ЦАРЬ СОЛОМОН В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ.: picturehistory

Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.(Экклезиаст, 4)Шломо, Соломон, Сулейман – это имя в разных своих звучаниях известно не только каждому иудею, христианину и мусульманину, но и просто всем образованным людям, далеким от религии, но знающим историю. Образ третьего царя объединенного Израильского царства, при котором оно достигло своего наивысшего расцвета, всегда привлекал литераторов и поэтов, художников и скульпторов. Сцены из его жизни и деяний встречаются в миниатюрах еще византийских рукописей, в витражах и скульптурах средневековых храмов, в произведениях многих великих художников.

Я уже писала пару лет назад об отце Соломона, великом царе Давиде, смелом воине и строителе Иерусалима, талантливом музыканте и неистовом любовнике, суровом правителе и коварном искусителе. (http://vanatik05.livejournal.com/13262.html).

Помните, как он, увидев моющуся Вирсавию (Бат Шеву), жену одного из своих военачальников Урии Хаттеянина, воспылал к ней любовью и возжелал ее, велел привести к нему, а мужа отправил на верную смерть.

От любви этой и родился Соломон (Шломо) или Иедидия (Возлюбленный Богом), которому Давид по просьбе Вирсавии и по настоянию пророка Натана обещал передать царствование, в качестве искупления своего греха, совершенного по отношению к Вирсавии и ее мужу.

По правилам царем должен был стать Адония, старший сын от Хагит, но он был замешан в заговоре, и после воцарения Соломона был убит за попытку переворота. Еще при жизни Давид выполнил свое обещание и передал власть своему младшему сыну Соломону в 965 году до н.э.

Соломон стал третьим царем государства, объединявшего Израиль и Иудею и простиравшегося от Египта на юге до середины нынешней Сирии на севере. Он был очень молод и попросил Бога дуть ему мудрость для успешного царствования и достижения процветания своего государства. Ответил ему Бог так: «Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои.» (Книга Царств. 3.12).

И мудрый Соломон стал царствовать, используя не столько силу оружия, сколько торговлю и "брачную дипломатию", так для установления хороших отношений с Египтом он сделал дочь фараона своей первой женой, закончив таким образом пятисотлетнюю вражду между евреями и египтянами. И впоследствии Соломон брал в жены представительниц других народов для поддержания добрососелских отношений. Считается, что его гарем состоял из 700 жен и 300 наложниц, и был он неутомим в любви, "потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных".Тут надо упомянуть одно имя, до сих пор вызывающее споры, воспетое самим Соломоном и многими великими мыслителями, поэтами, писателями, художниками - Суламифь, Суламита (‏שולמית)

Главный источник, дающий нам представление о Суламифи, воспевающий ее и прославляющий в веках - Книга "Песнь Песней" Соломона — 30-я часть Танаха, 4-я книга Ктувим."Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! ...Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!.."

Cуществовала ли такая девушка на самом деле, действительно ли Соломон увидел ее в винограднике, влюбился без памяти и описал свою любовь в "Песне Песней", не является ли этот образ собирательным и не отсылает ли нас к имени Соломона само имя Суламифи?"Весенних токов хмель, и цвет, и ярь.Холмы, сады и виноград, как рама.Со смуглой Суламифью — юный царь.Свистит пила, встают устои храма..."Максимилиан Волошин ("Соломон".1924)

Во всяком случае в еврейской традиции "Песнь песней" входит в канон и основным ее смыслом является любовь Бога к еврейскому народу и каждому еврею в отдельности. В таком случае не очень понятны многочисленные упоминания в тексте частей человеческого тела и описания ласк, но оставим это на совести интерпретаторов, вспомним строчки Пушкина, навеянные великим текстом: В крови горит огонь желанья,Душа тобой уязвлена,Лобзай меня: твои лобзаньяМне слаще мирра и вина.1825. А.С.ПушкинЧерез царство Соломона проходили важные торговые пути, что помогало налаживать связи с соседними и даже дальними государствами и развивать мореходство. Соломон приступил к строительству Храма в Иерусалиме, что из-за божеского запрета не посмел когда-то осуществить Давид.

Кедры для строительства, кипарисы и золото Поступали из Тира финикийского (город на юге нынешнего Ливана), а туда вывозили растительное масло и зерно.

Унаследовав от отца большую и сильнуью, но в основном земледельческую страну, Соломон превратил ее в мощное экономически развитое государство с разветвленными международными связями, расширил Иерусалим и возвел в нем главную святыню еврейского народа - Храм, дважды разрушенный впоследствии врагами (Первый Храм - в 586 г.до н.э. вавилонянами и Второй - в 70 г.н.э. римлянами)

Слухи о богатстве и мудрости Соломона достигли ушей прославленной властительницы легендарной страны Сабы на Аравийском полуострове - царицы Савской, и она решила своими глазами удостовериться в правдивости слухов о необычайной мудрости царя, подготовив для него загадки. Например, в еврейском источнике "Мидраш мишлей" упоминается такая загадка: «Женщина сказала своему сыну: „твой отец — мой отец, твой дед — мой супруг, ты мой сын, а я твоя сестра». Ответ Соломона: «Эта мать — одна из дочерей Лота, которая родила детей от своего отца».

Снарядив корабли многочисленными дарами, пряностями и благовониями, которыми славилась Саба, црица (а по другим источникам просто посланница, которой для переговоров с царем придали временно статус правительницы) отправилась к Соломону, от воли которого зависело безопасное прохождение караванов по торговым путям.

Этот сюжет использовали в своем творчестве многие великие художники, он - один из самых распространенных, приведу несколько примеров, а остальные можно увидеть в прилагаемом видеоролике.

Легенды говорят, что любвеобильный царь Соломон не смог устоять пеоед чарами царицы, страстно влюбился в нее, а она ответила ему взаимностью, забыв о мудрости и цели своего визита. "Что тут Савская царица,Соломонова подруга,Эфиопская педантка,Что умом блистать стараласьИ загадками своими,Наконец, уж надоела!" (Г.Гейне "Принцесса Шабаш")

Но ходили слухи, которые вначале мешали Соломону приблизить к себе царицу, будто бы у нее вместо ног козлиные копыта, что свидетельствовало о ее дьявольском происхождении. Поэтому якобы Соломон специально в зале, где он должен был принять царицу, сделал прозрачный пол с водой и рыбками под ним. Царица должна была пройти по нему, обязательно подняв платье и обнажив ноги.

В результате она так и сделала, оказалось, что у нее обычные ножки, только очень волосатые. Соломон сказал "Красота твоя - красота женщины, а волосы - волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается". Но это не помешало ему не только полюбить ее но и стать отцом их общему сыну. Царица Савская уехала через некоторое время к себе на родину, где и родила сына, которого в эфиопских легендах считают родоначальником общины "фалашей" - эфиопских евреев, потомков царя Соломона и некоторых его вельмож, уехавших вместе с царицей Савской.

Широко известен сюжет о Суде царя Соломона, он вдохновил многих художников разных эпох и стилей. Вкратце история такова. У двух блудниц, живших в одном доме, почти одновременно родились младенцы. Одна из них нечаянно придавила во сне ребенка, он умер, и обезумевшая мать подложила его спящей подруге, забрав у нее ее сына.

Обнаружив утром подмену, мать обратилась за помощью в суд, где царь Соломон велел подать меч и сказал: "Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой". Одна из женщин не могла допустить гибели малыша и готова была уступить его другой, лишь бы он был жив. "Вот настоящая мать!" провозгласил Соломон, указав на нее, и велел отдать ей младенца.

И не раз еще приходилось Соломону решать возникающие споры , мудр был царь. Но со временем начал он подпадать под влияние своих многочисленных жен, привезенных из разных стран и поклонявшихся разным божествам и идолам.

И случилось так, что Соломон в угоду одной из жен, на то время любимой, построил языческий жертвенник и несколько капищ в Иерусалиме, нарушив тем самым обет данный им Богу, ведь именно верное служение Богу было условием наделения Соломона мудростью, богатством и славой.

Прогневался Бог за это, но не стал наказывать народ его до окончания царствования Соломона, как он обещал некогда Давиду. В последние годы царствования Соломона, а был он властителем почти 40 лет, наметился экономический спад, строительство Храма и дворцов, расширение Иерусалима, содержание большой армии слуг, чиновников, управляющих и надсмотрщиков истощало казну. Он даже вынужден был расплатиться не золотом и товарами, а несколькими городами на севере страны с Хирамом Тирским. Соломон все чаще уединялся, предавался размышлениям, подводил итоги.

Он царь, он маг, он зодчий, он поэт…Но достиженья жизни — иллюзорны,Нет радости: «Всё суета сует».Максимилиан Волошин ("Соломон".1924)

«И предал я сердце мое тому,чтобы познать мудростьи познать безумие и глупость;Узнал, что и это — томление духа.Потому что во многой мудрости много печали;И кто умножает познания, умножает скорбь».( 33-я часть Танаха, 7-я книга Ктувим)Соломон умер по некоторым сведениям в возрасте 52 лет (это несколько не соответствует утверждениям, что он правил 40 лет), и почти сразу же после его смерти начался экономический и политический кризис, на севере страны вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).По преданию, в соответствии с притчей, когда-то Соломон попросил одного придворного мудреца помочь ему справиться с гневом и унынием, которые его иногда охватывали. Мудрец дал ему кольцо, на которое он должен был в такие минуты посмотреть. На нем было написано: "Все проходит" (הכל עובר), а на внутренней стороне "Пройдет и это" (גם זה יעבור)

В мае 2012 года в 30 км к юго-западу от Иерусалима, на общей площади в 23 гектара обнаружены во время раскопок остатки древнего города времен царя Давида. Обнаруженные там строения и предметы 3000-летней давности являются самым ранним свидетельством Иудейского царства и показателем еврейской веры в тот библейский период."Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие."Книга Притчей Соломоновых ( 28-я часть Танаха, 2-я книга Ктувим)

Как и всегда, предлагаю посмотреть музыкальный видеоклип по теме:

Ссылки: 1.http://www.jearc.info/wiki https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Queen_of_Sheba?uselang=ru2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8C_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0http://www.erusalim.ru/solomon.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0

picturehistory.livejournal.com

8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись: shakko_kitsune

Из прижизненных изображений Ивана Грозного известны, кажется, всего два: фреска «Иван Грозный с боярами» в росписи Собора Успения Божией Матери на территории Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря и чеканный портрет на серебряной новгородской копейке. Так что живописцы последних пяти столетий, писавшие царя, опирались только на свое воображение. И всякие легенды, ходившие о царе. В том числе, самые неправдоподобные.

Неизвестный художник. Парсуна «Иван IV», конец XVII – начало XVIII в.

Судя по всему, самый древний и похожий из сохранившихся портретов царя. Все остальное — «воображаемые» портреты, написанные намного позднее. Ну что поделать — не было на Руси хорошей портретной живописи. Изображение похоже на икону — такие портреты называются «парсуной», от слова «персона». Сходство добавляет греческая кровь царя, ведь его бабушка была Палеолог, от нее он и унаследовал большие темные глаза и нос той самой формы, которую часто можно встретить на иконах.

Картине повезло дойти до наших дней, потому что хранилась она не в России. В 1677 году царь Федор III Алексеевич преподнес ее в качестве подарка датскому королю. Так парсуна попала в Национальный дворец Дании, где прекрасно себя чувствует. Впрочем, некоторые учёные вполне правдоподобно доказывают, что эта парсуна -- подделка конца 19 века на основе иконы с изображением лысоватого апостола Павла.

Григорий Седов. «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву», 1875 год

На вопрос, сколько всего было жен у Ивана Грозного, есть четкий ответ. Четыре. Потому что православная церковь разрешает венчаться только трижды. Но поскольку третья супруга царя умерла чуть ли не наутро после свадьбы, его «по блату» обвенчали и в четвертый раз, так как он клялся, что пальцем не успел к ней притронуться. Все остальные «жены» — чистой воды наложницы и фаворитки. Кстати, и Мария Нагая, мать Дмитрия Угличского. Так что права Лжедмитрия на престол были уже совсем сомнительными, даже если б он был подлинным.

На этой картине изображена шестая «жена», Василиса, вдова Мелентьева. По легенде, чтобы получить красавицу, царь приказал ее мужа зарезать. Закончилось все тоже плохо — через два года идиллии Иван застал Василису с любовником. То ли ее после этого заточили в монастырь, то ли похоронили заживо — точной информации нет, одни байки. Художник выбрал счастливый момент — Иван еще влюблен, еще не обманут и любуется на спящую красавицу. Но и это все фальсификация! Скорей всего, все сообщения об этой женщине сочинили "историки" 19 века: не было никакой Василисы и не закапывал ее царь заживо. Просто любили вокруг его фигуры черный пиар разводить.

Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

Старый уже царь, сидя в сокровищнице, хвастается перед английским посланником своими богатствами. Иван Грозный хотел от Англии не только выгодной торговли: он к Королеве-Девственнице сватался, как и прочие европейские монархи. Елизавета Тюдор, однако, отказала. Наверно и потому, что брачные привычки потенциального жениха уж слишком напоминали обычаи ее собственного отца Генриха VIII.

Горсей был не только послом и купцом, но и шпионом своей королевы. Русским царям он тоже помогал, чем мог, — например, уже после смерти Ивана Грозного привез для жены Федора IИоанновича из Англии профессиональную акушерку. Впрочем, бояре заграничной медицины — колдовства какой-то «еретической дохторицы» — не одобрили, и несчастную женщину арестовали в Вологде. Царица так и не смогла благополучно разродиться — внуков у Ивана Грозного не появилось. У Горсея в итоге все было хорошо — он вернулся в Лондон, получил рыцарский титул и стал членом Парламента.

Обратите внимание на роскошный натюрморт из сокровищ в левом нижнем углу картины, рядом с шутом, — Литовченко проводил часы в Оружейной палате, зарисовывая с натуры русское золото.

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 годы

Иван Грозный прижимает к себе тело сына, которого убил в припадке гнева. Говорили, что они поссорились из-за невестки, которую царь застал в неподобающем наряде. Царевичу пришлось встать на защиту жены — за что он заработал удар посохом по голове. Репин запечатлел момент, когда царь в ужасе понимает, что натворил.

В Российской империи изображать монарха в момент преступления было нельзя. Цензура полотно выставлять запретила. Однако ненадолго, и после разрешения публика в Третьяковскую галерею повалила валом. Картина очень эффектная, а в эпоху до возникновения кинематографа она вообще шокировала. В 1913 году один сумасшедший иконописец даже изрезал ее ножом. Пришлось восстанавливать. Третьяков пригласил Репина написать заново изрезанные лица. Но стиль Репина за двадцать лет сильно изменился. Тайком, чтобы художник не обиделся, смыли его поновление и нарисовали лица заново, по фотографии. Кстати, для Грозного позировал художник Мясоедов, а для царевича — художник Менк.

Кстати, смешно говорить, но никаких доказательство того, что царь действительно убил своего сына -- нет. Весь этот слух пошел от одного злобного иностранца. И крепко укоренился.

Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год

Пожалуй, самое парадное и величественное изображение этого царя в русской живописи XIX века. Это связано с настроением Васнецова в то время, когда он писал картину. Художник, «влюбленный» в допетровскую Россию, как раз только переехал в Москву и был ошеломлен волшебной стариной столицы, сохранившимися теремками, церквушками. Он плакал от радости и обнимался со своими спутниками, гуляя по Москве.

Поэтому и Иван Грозный у него не такой уж и страшный, а скорее даже великолепный. Настоящий властитель великого государства. Рассмотрите блистающее во мраке золото его облачения: сначала Васнецов хотел одеть его в белый наряд с васильками (сохранился даже этюд), но потом выбрал нечто более торжественное. Лестница, на которой стоит царь, похожа на узкий переход внутри Храма Василия Блаженного, построенного Грозным. Однако это просто собирательный образ, вымышленный интерьер московского терема.

Николай Неврев. «Опричники», 1904 год

Очень любил царь Иван всякие шуточки, розыгрыши и переодевания. Правда, маскарады всегда у него выходили какие-то мрачноватые. Вот и на этой картине — история с печальным концом. На троне в шапке Мономаха и серебряной парче сидит совсем не Иоанн Васильевич, а боярин Иван Петрович Федоров-Челяднин. А сам царь склоняется перед ним в поклоне.

Дело в том, что подозрительный Иван услышал о престарелом князе нехорошее. Будто тот собирается занять его престол. Вот и посадили несчастного Федорова на трон, дали ему скипетр и державу. Иван склонился перед ним, а потом со словами «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!» ударил его ножом и убил. (На картине он еще прячет нож за спиной). Можно даже не уточнять, что об этой истории известно лишь из сочинений одного иностранца, изданного злобными поляками.

Михаил Клодт. «Иван Грозный и тени его жертв», конец XIX века

У автора знаменитых коней на Аничковом мосту был сын Михаил Клодт. Один из организаторов общества передвижников и автор характерных для них работ, живописующих убогий надломленный быт бедных слоев общества. Написал он и несколько полотен на исторические сюжеты, в том числе и на этот — достаточно непривычный.

Однако легенда о том, что к царю Ивану являлись души его жертв, действительно существовала. Уж насколько она старинная, не ясно. Но совесть царя точно мучила. Есть даже доказательство — т. н. «Синодик опальных», который царь под конец жизни разослал по церквям и монастырям. В него включено множество имен убитых людей, за которых царь просил молиться. Одних новгородских дворян указано несколько сотен человек.

Клавдий Лебедев. «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

Почти все русские цари и великие князья были монахами. Иногда, правда, в течение минут десяти. Такой был обычай: чувствуя приближение смерти — не только исповедоваться и причаститься, но и принять постриг. Некоторые, правда, не успевали — если смерть была внезапной. Иван Грозный, однако, готовился к этой мысли заранее. Он был человек религиозный, боялся Бога, страдал от мук совести. И однажды, будучи далеко на севере, в Кирилло-Белозерском монастыре, рухнул перед игуменом на колени, умоляя свершить обряд.

Но в итоге ничего из этого не вышло. Царь остался царем. И умер он внезапно, играя в шахматы. Говорят, от удара — а может, и отравили его.

shakko-kitsune.livejournal.com

Васнецов В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный». Описание картины

1897 г. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Царь Иван Васильевич Грозный» 

Портрет великого самодержца Всея Руси был показан Васнецовым на юбилейной XXV выставке работ Товарищества Передвижников. Художник считал, что именно это полотно достойно представит его творчество, несмотря на настойчивые просьбы о показе знаменитых «Богатырей». Последнюю картину он считал неоконченной, тогда как работа «Царь Иван Васильевич Грозный» была для Васнецова совершенной как в художественном, так и в духовном отношении.

Идея написания портрета царя Ивана IV пришла к художнику при переезде в Москву в 1878 году. Гуляя по городу и осматривая памятники глубокой старины, восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Ивана Грозного, художник всюду видел образ царя, слышал его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха. В глазах убежденного монархиста Васнецова Иван IV был едва ли не самой яркой и одиозной фигурой из всех, когда-либо властвовавших на русской земле правителей. Представляя грозного царя в различных композиционных вариантах описания, художник остановился на идее создания портрета.

Для полного воплощения замысла художника подгрудного изображения царя было недостаточно. Величие самодержца можно было достоверно показать лишь изобразив его в полный рост. Фигура царя занимает вертикальное полотно практически целиком, что до предела увеличивает и без того глубокое ощущение исторической и культурной значимости Ивана Грозного в судьбе вверенного ему государства.

Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. На нем – истинно царское одеяние, тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью: золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор. В одной руке правитель крепко сжимает посох. И это совсем не опора. Государева рука держит настоящее оружие. Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, не раз гулял он по спинам неугодных бояр, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Еще мгновение, и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы. Так и в реальной жизни: подчинить себе государство, сломать его устройство и установить свой порядок, осовременив его и сделав максимально управляемым. Пусть и страшной кроваво-красной ценой.

Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Главное – лицо самодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Волею судьбы, особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, скрытным, подозрительным, и, как следствие, одиноким. От одного его имени пробирала дрожь и появлялся панический страх у большей части бояр и других людей, окружавших царя. Но можно было ли стать иным, будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, измен, интриг и убийств близких? Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова.

Большое внимание уделил художник написанию фона картины. В отличие от монаршего одеяния, окружающая правителя обстановка – плод творческий фантазии мастера. Полотно демонстрирует лишь небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна, открывающий взгляду части современных царю архитектурных построек. При этом Васнецову невероятно достоверно удалось показать всю полноту своеобразия старинного русского зодчества. Глядя на картину, зритель может прочувствовать узость лестницы и ее крутые повороты, увидеть небольшое окошко с полукруглым завершением – отличительные черты старинных древнерусских строений, рассмотреть шатровую колокольню и деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки домов. Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Тверд и суров ее правитель.

Лучшие картины Васнецова В.М.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»

Описание картины Виктора Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»

В этой картине Образ Ивана Васильевича Грозного передан невероятно глубоко. Васнецов наглядно показал, как можно создать портрет исторического характера, чтобы он был невероятно живой, максимально глубокий и очень проникновенный. Мы видим грозного именно так, как его описывают современники. Скорее всего, живописцу помогло то, что он был невероятно близок к творчеству народа, и поэтому хорошо его знал.

В исторических песнях народа Иван Грозный предстает грозным, но невероятно мудрым. Скорее всего, на Васнецова также повлияли старинные постройки времен Ивана 4, которые так поразили его в Москве. В особенности это Собор Василия Блаженного, в котором выражено все лучшее, что было в зодчестве той эпохи. Скорее всего, именно это подтолкнуло Васнецова серьезно задуматься над личностью царя и тем содержанием, которым была наполнена вся эпоха. Важно, что осмыслил он это по-новому.

Живописцу удалось создать поистине величественный образ Ивана Грозного. Этого человека отличает невероятно твердая воля, огромная сила ума, решительность, суровость, некоторая подозрительность, скрытность. Все эти черты были обусловлены особенностями эпохи, когда постоянно происходили заговоры и измены. Царь находимся выше всего его окружения не только по своему сану, но и в духовном плане. Мы ощущаем, насколько своеобразна и значительна личность Ивана Грозного. Невероятно выразительны руки.

Фигура царя занимает все полотно по вертикали, так как он изображен в рост. Именно это способствует тому, что ощущение величественности увеличивается до предела. Царь находится над окружающим, господствует в нем, но при этом он с ним составляет единое целое.

Весь колорит картины невероятно строгий и сдержанный. Одеяние царя передано с исторической точностью. Архитектурный фон создан фантазией живописца.

Картина была окончена в 1879 году.

opisanie-kartin.com

Ге Н.Н. «Суд царя Соломона». Описание картины. Художники-передвижники

  1854 г. Холст, масло. 147×185 см. Киевский государственный музей русского искусства, Киев, Украина.

Описание картины Ге Н.Н. «Суд царя Соломона»

В 1850 году Николай Ге поступает в Академию художеств, наконец, выбрав между математикой и искусством, к коим у него в равной степени имелись незаурядные таланты. Надо отметить, что попал в академию живописец в очень неудобный момент – в обучении царила непоследовательность и нетребовательность. Политика заведения загоняла юных художников в строгие рамки, предлагая классические сюжеты и образцы. Такая вот подражательность неизменно губила творческую индивидуальность.

Николай Ге решил сразу – если уж подражать, то лучшим художникам. Одним из его авторитетов был Карл Брюллов – живописец, который первым прославил русскую живопись на всю Европу. Картина «Суд царя Соломона» — яркий пример работы «под Брюллова».

Сюжетная линия полотна очень известна – эта библейская притча, повествующая о том, как две женщины пришли делить младенца. Каждая доказывала, что именно она является настоящей матерью, и тогда мудрый Соломон стал вершить свой суд: пусть ребёнка рассекут на две части, и каждой достанется поровну. Первая женщина оступилась, пусть другая забирает малыша, лишь бы он не был погублен, а вторая согласилась с решением царя. Так стало понятно, кто есть истинная мать ребёнка, ей и был он отдан.

Вся картина написана в ярком, красочном стиле. Композиция, жесты, мимика, «говорящие» фигуры – в каждом элемента работы читается строгое следование классическим канонам. В картине много ярких контрастных цветов, которые позволяет выстроить колористическую гармонию – белые одеяния царя, голубое платье второй женщины, которая перекликается с подушкой под ногами Соломона. Самыми эмоциональными героями картины являются два младенца – один мертвый, а другой живой, над которым и вершил свой провокационный суд мудрый царь.

Кульминация полотна – настоящая мать в белом одеянии и красной накидке с разведёнными руками, которая согласна отдать своё дитя другой, лишь бы сохранить ему жизнь.

Николая Ге называли «брюлловистым студентом», при этом в прозвании читался комплимент, нежели усмешка. Однако уже очень скоро, Ге отойдёт от подражания кому бы то ни было, найдя свой авторский стиль и неповторимую манеру, сохранив при этом почтение и уважение к Карлу Брюллову на всю жизнь.

Лучшие картины Ге Н.Н.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Портреты царей, портрет царя в подарок, галерея портретов русских царей, образ царя, заказать портрет царя

   Портреты царей и парадные портреты представителей дворянства возникли в Европе в период абсолютизма. Хотя изображения монархов, сидящих на троне, существовали еще в Древнем Египте. Предназначались такие картины для возвеличивания знатных особ, демонстрации их могущества и властности. Разумеется, для такого случая создавался портрет большого размера. Влиятельные особы прошлых эпох изображались на парадных портретах в полный рост, стоя, восседая, либо же верхом на коне. Антуражем для таких картин служил либо интерьер дворца, либо величественный пейзаж. Художник стремился передать внешность изображаемого максимально достоверно, при этом, акцентируя внимание зрителя на статусе персоны. Так правитель государства изображался в короне и с символами власти – скипетром и державой.   Для истории русской живописи характерны как портреты царей, так и портреты императоров. Поскольку в истории России у «руля» власти успели побывать и те, и другие. Первым царем был Иван Грозный, а первым императором Петр I. Среди дошедших до нас портретов российских монархов наиболее знамениты «Коронационный портрет Екатерины II» работы С. Торелли (1763-66, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург) и «Коронационный портрет императора Петра III Федоровича» работы Лукаса Конрада Пфандцельта (1761 г, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Правители земли русской смотрят с холстов сосредоточенно и гордо, словно олицетворяя своей внешностью мощь Российской Империи. Портреты царей издавна привлекали внимание людей мастерством работы лучших художников того времени, величавостью и гордостью монархов, гордо глядящих с картин. И, если Вы пожелаете, один из таких портретов окажется у Вас дома!

Портрет царя в подарок

   В наше время, чтобы полюбоваться на картины, изображающие русских монархов, не обязательно идти в музей. Преподнесите портрет царя в подарок Вашему родственнику, другу, коллеге или начальнику. Портрет монарха – лучший подарок для человека, увлекающегося историей своей страны, а также интересующегося личностью правителя.    Портрет царя в подарок способен украсить и выгодно дополнить интерьер любого дома или офиса. В личном кабинете такая картина для интерьера будет поддерживать строгую и официальную атмосферу, вместе с тем, она станет своеобразным реверансом в сторону прошедшей эпохи. Большой портрет монарха привнесет частицу прошлого с его роскошными костюмами, изысканными манерами и культурными веяниями.    Помимо репродукции известной картины Вы можете заказать портрет царя маслом по индивидуальному заказу. Эта задача более трудна, но, вместе с тем, и более интересна. Здесь, в отличие от простого копирования картины, создается нечто совершенно новое. Чтобы выполнить портрет царя в подарок по индивидуальному заказу, необходима модель,  либо изображение, по которому будет создан портрет. Так мы можем создать портрет монарха по Вашей собственной фигуре или по изображению известного актера. Такая картина в подарок станет абсолютно уникальной работой, достойной того, чтобы украсить лучшие музеи мира. Как знать, возможно, именно Вам удастся создать образ монарха, который войдет в мировую историю живописи.

Галерея портретов русских царей

   Хотите оформить интерьер своего дома или офиса, чтобы это было интересно и небанально? Обращайтесь в компанию АртФото. Картины по фотографиям и репродукции картин, созданные у нас, призваны, менять мир вокруг себя. Вы с упоением изучаете историю России и можете часами рассказывать о «делах давно минувших дней»? История портрета раскажет Вам о многом. Закажите классические картины для интерьера, чтобы украсить свой дом или офис в историческом стиле. Ценителям культурного наследия страны мы предлагаем заказать серию картин, изображающих русских монархов. Галерея портретов русских царей привнесет в Ваш офис или дом атмосферу роскоши и исторической самобытности прошлых лет. Такие роскошные детали интерьера станут предметом Вашей гордости, поскольку обладание серией столь красивых, редких и изысканных картин уже может являться предметом гордости каждого человека. Собирание каких-либо предметов (марок, открыток, банкнот, книг и т.п.) всегда выгодно выделяло человека, с лучших сторон характеризуя его личность, а личная коллекция картин продемонстрирует не только Ваш достаток, но и наличие хорошего художественного вкуса.   Ваша галерея портретов русских царей может быть создана как в виде репродукций картин известных художников, так и по индивидуальному заказу. Можете также заказать у нас картины с заменой лица, позволив Вашим родным или друзьям примерить на себя образ правителя. Такой интересный и оригинальный подарок доставит искреннюю и неподдельную радость тем, кто дорог Вам. А что может быть лучше, чем радость и благодарность любимых?   Для тех, кто радеет за культурное развитие своей страны и желает внести свой посильный вклад в культуру, мы предлагаем заказать портреты монархов в подарок музею. Галерея портретов русских царей станет достоянием общества! Такой благородный шаг принесет огромную пользу обществу и позволит Вам увековечить себя.

Образ царя

   Образ царя, властного и решительного, человека огромной воли и смелости, пользующегося всенародной любовь, олицетворяет собой силу и мощь российского государства.  Картина на заказ с изображением царя – самый оригинальный подарок для человека, являющегося лидером. Образ царя станет тонким намеком на достижения и успехи того, кому он предназначен. Настоящий профессионал, специалист в своем деле, имеющий бесценный опыт и пользующийся уважением у коллег и друзей, разве нельзя сказать про такого человека, что он – царь в своем деле? Так преподнесите поистине царский подарок человеку с огромными профессиональными достижениями. Вручите большой портрет царя коллеге или руководителю на профессиональный праздник, к юбилею или по случаю какого-либо знаменательного события в жизни. Картина больших размеров вызовет настоящий восторг у виновника торжества, став достойным украшением его кабинета. А резная рама ручной работы достойно украсит такой портрет, сделав его по-настоящему роскошным.    Чтобы образ царя произвел еще больший эффект, дайте волю своей фантазии и произнесите необычное поздравление, сказав, что этот подарок предназначается настоящему царю, чье слово – закон, а дела достойны подражания.

Заказать портрет царя

   Заказать портрет царя в компании АртФото Вы можете, связавшись с нами по телефонам или по электронной почте.  Если Вы желаете создать портрет с заменой лица, отправьте нам фотографию человека, которому предстоит оказаться на картине, и по возможности подробнее опишите его характер, его вкусы и все Ваши идеи касаемо будущей картины. Заказывая портрет царя по индивидуальному заказу, отправьте нам фото,  или же изображение для создания портрета монарха. Также не забудьте указать, какого размера картину Вы хотели бы приобрести.   Представительства компании АртФото открыты по всей России, поэтому заказать портрет царя Вы сможете из любого города нашей страны и даже из-за рубежа. Кратчайшие сроки работы над картиной Вас приятно удивят.    Также перед тем, как заказать портрет царя в нашей компании, определитесь с выбором рамы для картины. Выбирая пластиковые, металлические или литые рамы на деревянной основе, Вы сэкономите свое время. А дополнение к картине в виде резного багета сделает Ваш портрет монарха поистине восхитительным. Если Вам хотелось бы заказать раму ручной работы, сделайте это заранее: за 3 месяца до события, так как изготовление подобных рам  требует времени.    Доверяя мастерству художников АртФото, Вы выбираете непревзойденное качество. Спешите дарить радость тем, кто дорог Вам, а компания АртФото всегда поможет вам в этой благородной задаче.

www.fotokartina.com

Картина В.М.Васнецова "Иван Грозный"

      Эта картина – наиболее глубоко и верно переданный образ Грозного в нашем наследии изобразительного искусства. Васнецов показал здесь прекрасный характер того, как можно создавать исторический портрет живо, глубоко, проникновенно, убеждающе. Облик Грозного дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников. Здесь могла помочь художнику близость к народному творчеству и знание его. В самом деле, исторические народные песни об Иване IV показывают его как царя грозного, но мудрого. Но и впечатления, полученные от замечательных старинных построек времени Грозного, поразивших его в Москве, особенно от собора Василия Блаженного, явившегося выражением лучшего в зодчестве эпохи Ивана IV, также, надо предположить, заставили художника задуматься над содержанием эпохи и личностью Грозного и по-новому понять ее.      Вот как вспоминает Аполлинарий Васнецов переживания его брата после переезда в Москву и ознакомления с памятниками старинного русского зодчества: "Брат удивил нас всех подлинными слезами умиления перед Кремлевскими стенами, Василием Блаженным и остальными памятниками. Он плакал от радости и обнимался со своими спутниками, обегая всю Москву. Так могуча была в нем любовь к родному".* О том же писал и Стасов, основываясь на личных высказываниях В.Васнецова: "Всего же более нужна и дорога была Москва Васнецову. Это была натура совсем особенного рода. Это был человек, который всем существом своим дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом..."* Можно с уверенностью сказать, что эти впечатления стали основой творческого замысла и построения композиции картины "Иван Грозный". В ней большое значение принадлежит древнерусской архитектуре как фону картины.      Все это обусловило создание того образа Грозного, который величественно выступает перед нами на картине Васнецова. Это твердый волей, решительный, очень умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования, заговоров и измен реакционного боярства и глубоко одинокий. Он выше окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно. Своеобразие личности Грозного, его значительность чувствуется во всем облике царя, в его лице. Выразительны руки, особенно та, что опирается на посох.      Фигура Грозного в рост занимает по вертикали почти все полотно, что при малой ширине картины усиливает впечатление величественности, доминирования над окружающим, но, господствуя, царь в то же время неразрывно с ним слит. Колорит картины строгий, выдержанный. Золотистый тон парчового одеяния Грозного, покрытого темными цветами восточного рисунка, переходит с одной стороны в темно-красный цвет бархата сапог, с другой – в ярко-зеленый тон рукавиц.      Освещение личности Грозного русской исторической наукой во второй половине XIX века было односторонним. О нем говорилось главным образом как о тиране, изверге, больном человеке. В искусстве среди предшественников Васнецова всех глубже подошел к пониманию этого выдающегося государственного деятеля М.М.Антокольский. В своей статуе он изобразил его умным, сосредоточенным, волевым человеком, но уже больным и дряхлым.      Историческая точность в передаче царского одеяния того времени, даже рисунка ткани, говорит о внимательном изучении Васнецовым историко-художественных материалов. Орнаментика, которая окружает образ Грозного, навеяна характером русского быта XVI века. Архитектурный фон картины – создание творческой фантазии Васнецова – передает черты своеобразия старинных наших построек с такой верностью, что к нему приложимы слова поэта: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Несмотря на то, что на картине показана лишь небольшая часть внутренней лестницы, чувствуются ее крутые повороты, ее узость, что так типично для древнерусских зданий, а маленькое окошечко с полукруглым верхом и вид из него на далеко внизу стоящую шатровую колоколенку и островерхие деревянные крыши, покрытые снегом, таят в себе столько истинно поэтического ощущения былого!      "Иван Грозный", оконченный в начале 1879 года, был выставлен Васнецовым на XXV Передвижной выставке. Это свидетельствует о том, что художник считал свое произведение удавшимся, т.к. эта выставка была юбилейной в Товариществе, и рядовую вещь Васнецов вряд ли счел бы возможным показывать. Он не дал даже, считая картину еще незавершенной, "Богатырей", которых у него настойчиво просили на ту же выставку.

literatura5.narod.ru