Как определить стоимость старинной картины? Ценность картины


Ценность картины

Вы можете владеть очень ценной картиной, даже не подозревая об этом. Ценные картины раскрываются каждую неделю, шедевры – каждый год. Ценность картины определяется той информацией, которая у нас есть о ней. Можно сказать, что ценность заключается в том, что мы знаем о произведении, а не в самом произведении. Небольшой, непримечательный античный набросок стоит 200 долларов, но добавьте к нему информацию о том, что он был выполнен Микеланджело, и его цена возрастёт до 10 миллионов долларов, такую разницу даёт подтверждение подлинности.

Отсутствие задокументированного провенанса или отсутствие записи о прежних владельцах является причиной большинства отказов, даже если работа выглядит полностью подлинной по всем другим показателям. Любая картина, прошедшая проверку подлинности значительно повышается в цене, и потом её гораздо легче продать. Подлинность и подтверждение авторства раскрывают ценность произведения. Даже если Вы уже знаете, кто её автор, Вы можете значительно увеличить стоимость картины, добавив информацию о том, были ли о ней какие-нибудь публикации, была ли она выставлена, находилась ли она в престижной коллекции, имеет ли она какую-то историческую основу и т.д. Проще говоря, чем больше Вы знаете о картине, тем более она ценна. Исследования и информация, которую мы предоставляем, в любом случае, повышает ценность картины.

Если Вы профессионально занимаетесь искусством, наши исследования увеличат Вашу прибыль, помогут продаже и поспособствуют Вам выглядеть более серьёзно в глазах Ваших клиентов. Вы можете включать наши исследования в Ваши презентации картин и каталоги, как свои собственные.

Если Вы собираетесь купить картину и хотите убедиться в её подлинности до вложения денег, свяжитесь с нами и, предоставив свои услуги, мы поможем Вам сделать это надёжно. Всё, что Вам нужно сделать, это послать нам большие цифровые фотографии хорошего качества лицевой и оборотной сторон, размеры и ту информацию, которая у Вас уже есть и мы сообщим Вам, что мы думаем об этой картине.

Вы можете владеть очень ценной картиной, даже не подозревая об этом. Ценные картины раскрываются каждую неделю, шедевры – каждый год. Ценность картины определяется той информацией, которая у нас есть о ней. Можно сказать, что ценность заключается в том, что мы знаем о произведении, а не в самом произведении. Небольшой, непримечательный античный набросок стоит 200 долларов, но добавьте к нему информацию о том, что он был выполнен Микеланджело, и его цена возрастёт до 10 миллионов долларов, такую разницу даёт подтверждение подлинности.

Отсутствие задокументированного провенанса или отсутствие записи о прежних владельцах является причиной большинства отказов, даже если работа выглядит полностью подлинной по всем другим показателям. Любая картина, прошедшая проверку подлинности значительно повышается в цене, и потом её гораздо легче продать. Подлинность и подтверждение авторства раскрывают ценность произведения. Даже если Вы уже знаете, кто её автор, Вы можете значительно увеличить стоимость картины, добавив информацию о том, были ли о ней какие-нибудь публикации, была ли она выставлена, находилась ли она в престижной коллекции, имеет ли она какую-то историческую основу и т.д. Проще говоря, чем больше Вы знаете о картине, тем более она ценна. Исследования и информация, которую мы предоставляем, в любом случае, повышает ценность картины.

Если Вы профессионально занимаетесь искусством, наши исследования увеличат Вашу прибыль, помогут продаже и поспособствуют Вам выглядеть более серьёзно в глазах Ваших клиентов. Вы можете включать наши исследования в Ваши презентации картин и каталоги, как свои собственные.

Если Вы собираетесь купить картину и хотите убедиться в её подлинности до вложения денег, свяжитесь с нами и, предоставив свои услуги, мы поможем Вам сделать это надёжно. Всё, что Вам нужно сделать, это послать нам большие цифровые фотографии хорошего качества лицевой и оборотной сторон, размеры и ту информацию, которая у Вас уже есть и мы сообщим Вам, что мы думаем об этой картине.

www.artexpertswebsite.com

Почему произведения искусства так дорого стоят?

В 1996 году арт-дилер по имени Гларифа Розалес (Glarifa Rosales) обратилась к Энн Фридмен — директору Нью-Йоркской галереи Knoedler, реализующей произведения искусства богатым коллекционерам на протяжении последних 150 лет. Розалес предложила купить картины таких мастеров, как Марк Ротко (Mark Rothco), Джексон Поллок (Jackson Pollock) и Виллем де Кунинг (Willem de Kooning) по очень выгодной цене — она просила не более $1 000 000 за каждую.

Гларифа утверждала, что полотна достались ей от анонимного коллекционера — друга семьи — который совсем недавно получил их в наследство. Более 10 лет галерея перепродавала авторские работы за миллионы долларов и хранила всю документацию по таким сделкам с пометкой «Секретный Санта». И когда сотрудники начали активнее расспрашивать о таинственном коллекционере, Розалес ответила: «Не убивайте курицу, несущую золотые яйца».

15 лет спустя бельгийский менеджер инвестиционного фонда, Пьер Лагранж (Pierre Lagrange), получил плохие новости. Консультант, которого он нанял для проверки подлинности картины Джексона Поллока, купленной за $17 000 000 в той же галерее, сообщил — полотно не имеет ничего общего с оригиналом. Эксперт обнаружил на картине частицы краски, которая поступила в продажу уже после смерти Поллока.

Когда Лагранж отправил в Knoedler письмо с претензиями, галерея внезапно закрылась. В течение года к нему присоединились еще несколько клиентов — они также утверждали, что их многомиллионные приобретения оказались обычными подделками. В 2013 году Гларифа Розалес признала себя виновной в продаже фальшивых картин на сумму $80 000 000.

Сила бренда

Вышеописанный случай подчеркивает, насколько иррационален источник финансовой ценности той или иной картины. Пока Лаграндж не усомнился в подлинности этих полотен, они стоили целое состояние, считались шедеврами и выставлялись перед истинными ценителями искусства. Но как только был разоблачен настоящий художник — 73-летний китайский эмигрант Пэй-Шень Цянь, рисовавший подделки за несколько тысяч долларов в своем гараже в Квинсе — они мгновенно обесценились, хотя и создавались схожим образом.

Эстетика художественного произведения, передаваемые им чувства и техника написания могли бы влиять на его стоимость, но, как показывает история Цяня, эти факторы не объясняют экстремально высокую ценность полотен.

Мы подходим к одной важной (пусть и не очень романтичной) истине: в мире изобразительного искусства правят бренды. Известные имена, будь то Ротко или Поллок, отличают мастеров от неизвестных художников также, как бренд Coca-cola отличает знаменитый напиток от другой сладкой газировки. Цянь нарисовал прекрасные картины в стиле известных художников, но подписав эти полотна именами вроде Ротко и Поллок, их цену удалось повысить более чем в 10 раз.

Состоятельные люди тратят огромные деньги на живопись, потому что такие бренды, как Моне или Пикассо, остаются востребованными. При этом приобретение картины за миллион долларов на аукционе в Сотбис — не то же самое, что покупка Lamborghini. Цена автомобиля понижается сразу же после продажи, а картины Пикассо со временем лишь прибавляют в стоимости.

Но как художник превращает себя в многомиллионный бренд в мире искусства — мире неопределенности и субъективных взглядов? Как аристократы с Манхэттена покупают абстрактные работы за $100 000, не опасаясь, что через несколько лет эти картины станут простым настенным украшением? Почему одни полотна считаются роскошью, а другие — дешевой мазней?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что рынок изобразительного искусства поддается серьезному «курированию». Его контролируют галереи и дилеры, которые прикладывают значительные усилия для поддержания стоимости художественного произведения и привязки этой цены к престижу организации, продающей работу.

Можно сказать, что в какой-то степени рынок искусства сфальсифицирован: галереи и дилеры выступают в роли законодателей мод и, по сути, решают, какая картина лучше и стоит дороже. Конечным результатом всего этого «механизма» является превращение художников в бренды, достаточно стабильные для функционирования рынка.

Искусство как выгодное вложение

Во время рекордных аукционов в Кристис и Сотбис затрачиваемые суммы часто превышают показатели ВВП небольших островных государств. При этом польза от аукциона современного искусства в Кристис с общей выручкой $745 000 000, который прошел в мае 2013 года и больше походил на фестиваль показательного потребления — довольна сомнительна. Тем не менее, опытные искусствоведы считают такие покупки выгодным вложением денег.

Если у кого-то и есть причины для скептицизма по поводу огромных затрат на искусство, то Филиппо Гуерини-Маралди (Filippo Guerrini-Maraldi) определенно относится к ним. Как исполнительный директор и глава Fine Art Team в R.K. Harrison Insurance Services, Гуерини-Маралди страхует коллекции, стоящие миллионы долларов, а его брокеры несут ответственность за них. Как бы там ни было, его команда никогда не отказывается страховать даже нелепые картины по шестизначной цене.

«Если меня просят застраховать произведение искусства, купленное кем-то в аукционном доме или у дилера, кто я такой, чтобы говорить, что этот человек переплачивает?», — говорит Филлипо.

Как правило, R.K. Harrison страхуют картины по цене, названной клиентом, так как в живописи стоимость работ повышается со временем. И хотя компания признает, что некоторые расценки сильно завышены, здесь, как и на фондовом рынке, возможны определенные коррекции. Такая стабильность поощряется финансовым сектором, который принимает коллекции полотен в качестве залога.

Джонатан Бинсток (Jonathan Binstock), имеющий докторскую степень по истории искусства и помогающий клиентам собирать коллекции произведений в Citi Private Bank’s Art Advisory, утверждает: «С идеей о том, что искусство является неким активом, и работы конкретных художников сохраняют свою стоимость, люди по всему миру попросту решили согласиться».

Консенсус высокой стоимости изобразительного искусства — это решение, основанное на данных. Бинсток отмечает, что между сведениями по результатам аукционных продаж, датируемыми 80-ми годами, и еще более давними изданными томами можно отыскать множество исторических фактов, оправдывающих стоимость дорогой картины.

Но как специалисты определяют ценность полотна?

Как утверждает Сара Фридлендер (Sara Friedlander), организатор аукционов в Кристис — крупнейшем в мире аукционном доме: «На самом деле, существует множесто арт-рынков. У каждого художника есть своя собственная ниша». Сотрудники устанавливают цены полотен, глядя на стоимость аналогичных картин, присутствующих на конкретном рынке.

В большинстве случаев, за исключением продажи настоящего шедевра, похожие работы одного и того же художника оцениваются одинаково.

С одной стороны, это показывает, что разнообразие изобразительного искусства поддерживается, несмотря на его коммодификацию: в мире существует практически безграничный запас художественных работ, но полотен Ван-Гога насчитывается не так уж и много. С другой стороны, мы видим, что основным фактором, влияющим на стоимость картины, является бренд самого художника. Люди предпочитают покупать работы Поллока или Уорхола, потому что имена этих мастеров стали брендами.

Однако к инвестированию средств в работы Уорхола, Ротко и Рихтера критики относятся не очень оптимистично. В книге «Супермодель и фанерный ящик» (The supermodel and the Brillo box) экономист Дон Томпсон (Don Thompson) пишет, что позитивные заголовки о выручках аукционов живописи игнорируются, если ранее предлагаемые картины уже продавали по более высокой цене.

Как отмечает Financial Times, книга Томпсона выражает всю суть недавнего высказывания, что «инвестирование средств в художественные работы связано со многими подводными камнями, включая заоблачные риски, неликвидность, а также серьезную подверженность новым трендам».

Оправданы ли такие инвестиции?

Это не обязательно значит, что в искусство нельзя вкладывать деньги. Усилиями спекулянтов цена на картину молодого художника всегда может взлететь от $10 000 до $100 000. Хотя многие начинающие мастера терпят неудачу, некоторые из них могут достичь успеха. Вложение средств в работу конкретного человека больше походит на сложную и рискованную стратегию, нежели на разумное инвестирование, но все же обеспеченных людей это не останавливает.

Уильям Флейшер (William Fleischer), владелец страховой компании «Bernard Fleischer & Sons», утверждает, что иногда коллекционеры хранят полотна только ради инвестиций. Возникает парадокс: самым эффективным продуктом сайта ArtNet, публикующим маркетинговые исследования о живописи, являются его онлайн-аукционы с быстрыми транзакциями и низкими ценами, но при этом, особенно на «вершине» рынка, финансовая прибыль носит вторичный характер.

Джонатан Бинсток из Citi Private Bank помогает клиентам собирать коллекции, культурное значение которых намного превосходит их суммарную стоимость. Личные предпочтения играют такую же или еще более важную роль, чем возврат инвестиций. По его словам, клиенты не покупают картину за $5 000 000, потому что через 3 года ее цена вырастет на 2%. К тому же эти люди крайне редко продают приобретенные работы.

Искусство — это не самая громкая инвестиция, но в социуме она приносит невероятные дивиденды и служит неким отличительным признаком. Так, все газеты написали о покупке Леоном Блэком (Leon Black) картины Эдварда Мунка (Edward Munch) «Крик» за $120 000 000. Если бы Блэк приобрел за эти же деньги современную яхту, он бы не получил практически никакой огласки в обществе.

Коллекционеры покупают социальное положение так же, как и дорогой продукт, и тем самым сохраняют свой статус. Полотна Джексона Поллока являются своего рода пропускным билетом в один из самых богатых и эксклюзивных клубов мира. По оценкам аукционного дома Кристис, на рынке художественных работ стоимостью свыше $20 000 000 числится всего лишь 150 коллекционеров.

По словам Сары Фридлендер: «Начиная с первых дней эпохи Возрождения, люди использовали искусство, чтобы войти в определенный социальный круг. И это хорошо». Таким образом коллекционеры могут взаимодействовать с художниками и поддерживать живопись подобно итальянскому семейству Медичи. Проще говоря, организация выставок для потенциальных гениев и финансирование музеев позволяет наследникам, трейдерам хедж-фондов и руководителям компаний Fortune 500 наслаждаться всем происходящим в качестве меценатов.

И наконец, в чем заключается последняя причина, по которой люди покупают чрезмерно дорогие картины? Богатый коллекционер Сара Торнтон (Sarah Thornton) говорит об этом так: «Когда у тебя уже есть четыре дома и самолет G5, что еще остается?»

Действительно ли шедевры такие особые?

Если вы попросите первого встречного человека назвать одну из известных картин, в большинстве случаев он вспомнит шедевральную Мону Лизу (она же Джоконда).

Искусствоведы выдвигали множество объяснений по поводу особого статуса этого полотна. К примеру, сайт Лувра, среди всего прочего, отмечает загадочную улыбку женщины и специфическую позу, в которой она изображена. Но в статье для Intelligent Life журналист Ян Лесли (Ian Leslie) предлагает альтернативное пояснение: восхождение Моны Лизы на вершину мира живописи, как и любой другой работы, было исторически сложившейся случайностью.

Несмотря на свою популярность, эта картина имеет удивительно скучную историю. Как пишет Лесли, в 1850 году Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) не шел ни в какое сравнение с такими великими представителями эпохи Возрождения, как Тициан (Titian) и Рафаель (Raphael), чьи работы оценивались как минимум в 10 раз дороже, чем Мона Лиза. Джоконда тоже выставлялась в Лувре, но она не привлекала к себе внимание посетителей.

Все изменилось в 1911 году, когда музейный работник украл картину, просидел всю ночь в шкафу и на следующий день покинул здание, спрятав полотно под мантией художника. Внезапно Мона Лиза стала главной новостью в издательствах всего мира. Когда вора арестовали, вокруг его судебного разбирательства разразился настоящий медиа-спектакль, так как итальянцы посчитали кражу проявлением патриотизма.

С точки зрения психологии не секрет, что известность порождает приязнь. По мнению Джеймса Каттинга (James Cutting) данный «эффект симпатии к знакомому» (mere-exposure effect) объясняет, почему мы выделяем одни картины на фоне других.

В рамках эксперимента, он показывал старшекурсникам слайды с картинами импрессионистов. Контрольной группе понравились работы, которые упоминались в учебниках по истории искусства; студенты выбирали знаменитые полотна в 4 раза чаще, чем неизвестные. Следуя этой логике, мы можем сделать вывод, что именно кража Моны Лизы сделала ей репутацию, и многие признанные шедевры стали знаменитыми благодаря таким историческим случайностям:

«Работы импрессионистов, на которые сегодня чаще всего делают репродукции, были куплены пятью или шестью богатыми и влиятельными коллекционерами еще в XIX веке. Предпочтения этих людей делали определенные полотна более престижными, благодаря чему их с большей вероятностью размещали в галереях и упоминали в антологиях.

С годами престижность набирала обороты. Чем больше людей видело картину, скажем, “Бал в Мулен де ла Галетт”, тем больше она им нравилась и тем чаще упоминалась в книгах, появлялась на плакатах и выставлялась в крупных галереях. В то же время, ученые и критики придумывали изощренные доводы, чтобы оправдать превосходство этой работы», — пишет Лесли.

Внешние обстоятельства, не имеющие отношения к самой картине, также влияют на ее статус в мире искусства. Одной из причин, по которой мы отмечаем отдельные полотна и мастеров, является их вклад в художественное движение. «Фонтан» Марселя Дюшана — это всего лишь перевернутый и подписанный писсуар, но он символизирует вызов дадаистов по отношению к чувственной живописи. Именно поэтому заверенная копия данного произведения (оригинал был утрачен) была продана за $1 800 000 в 1999 году.

Тем не менее, репутация полотен постоянно меняется. По словам Джонатана Бинстока, раннего художника эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) довольно долго упускали из виду. Но когда такие сюрреалисты, как Сальвадор Дали (Salvador Dali), начали искать в его работах вдохновение, музеи стали называть Пьеро представителем влиятельного художественного движения. Когда мы говорим о ценности той или иной работы, на самом деле мы имеем в виду социальное значение, приписываемое этому произведению: современные взгляды на искусство и благоприятное отношение к картине формируются со временем благодаря ее повсеместному представлению.

Хотя таким образом успех некоторых отдельных шедевров оказывается под сомнением, это вовсе не значит, что замысел художника и его мастерство не играют никакой роли. В своей статье Лесли рассказывает о другом эксперименте, который имитировал методику Каттинга, но при этом на слайдах также демонстрировались работы Томаса Кинкейда (Thomas Kinkade), считавшиеся «золотым стандартом плохого искусства». В итоге студенты реагировали на его картины, как на плохой фильм: чем чаще они видели эти слайды, тем хуже они относились к творчеству Кинкейда.

Объекты исторических случайностей — картины Мона Лиза и Герника да Винчи и Пикассо соответственно — очень высоко ценятся на рынке искусства. Однако художники, чьи работы оцениваются в рекордные суммы на аукционах, представляют лишь крохотную долю арт-рынка. По словам Бинстока, сегодня таких мастеров насчитывается не более 40.

Коллекционеры уверенно вкладывают средства в художников, которые чаще всего упоминаются в исторических учебниках. Но как на счет молодых живописцев? Каким именно образом краска на холсте превращается в дорогое искусство?

Первое правило художественной галереи

Когда Дэниел Рэдклифф, зарекомендовавший себя как коллекционер современного искусства благодаря гонорарам за фильмы о Гарри Поттере, посетил Frieze Art Fair — он остановил свой взгляд на работе концептуального художника Джима Ходжеса (Jim Hodges). У богатого актера было достаточно денег, но он обнаружил, что между возможностью оплатить картину и купить ее есть существенная разница. Дилер сказал Рэдклиффу, что это полотно «ждет более престижного коллекционера» для покупки. Дэниелу удалось приобрести работу только после того, как художник лично дал свое согласие дилеру.

Если вы спросите знатока индустрии о расценках на изобразительное искусство, он ответит, что здесь все зависит от спроса и предложения. Мы снова и снова слышим, что это такой же рынок, как и любой другой, но на самом деле это не совсем так. При покупке предметов роскоши потребители часто приравнивают цену к качеству, особенно когда речь идет об арт-рынке. Но здесь продажу картины по заниженной стоимости не считают случайной скидкой — коллекционеры воспринимают это как признак того, что таланты художника и его работа переоценивались.

В результате, художественные галереи осуществляют довольно жесткий контроль над ценами, который, как пишет экономист Эллисон Шрагер (Allison Schrager), был бы незаконным в большинстве отраслей. Таким образом, работа мастера выделяется и начинает испытывать все преимущества эффекта симпатии к знакомому. Как описывает Лесли, это не совсем «историческая случайность», а часть хорошо спланированного процесса, возвышающего художников до уровня известных брендов.

Большинство новых картин продается в музеях и галереях. Чаще всего художник сотрудничает с одной галереей, которая представляет его и обычно взимает 50% комиссии с каждой продажи. Галереи используют свое положение, чтобы установить определенный уровень ценовой стабильности на рынке живописи, ведь без нее миллионерам было бы слишком рискованно тратить большие деньги даже на работы таких признанных мастеров, как Ротко.

Галереи делают это, отказываясь снижать цену на любую картину. Они обладают репутацией за продажу работ в конкретном ценовом диапазоне, и чтобы защитить свой престиж, дилеры скорее перестанут представлять художника, чьи полотна плохо продаются, нежели снизят стоимость картин.

Но галереи также обеспокоены и теми картинами, которые продаются слишком быстро по высокой цене — особенно если они не получают комиссии со сделки — поскольку любая тенденция к понижению стоимости работы в дальнейшем может навредить бренду художника. Так что галеристы сохраняют контроль над ценами, сотрудничая с доверенными клиентами, готовыми продавать только через галерею и на ее условиях. Они предоставляют лояльным коллекционерам доступ к своим лучшим предложениям и в то же время могут прекратить продажу работ клиентам, которые перепродают картины на вторичном рынке.

Эллисон Шрагер рассказала историю о коллекционере, предложившем столько денег за картину, что «ей никогда бы больше не пришлось работать»:

«Я объяснила, что не буду торговаться с автором полотна — любая перепродажа картины должна производиться через галерею, которая получает комиссионные со сделки и устанавливает свою цену. Молодой коллекционер знал, что такая продажа будет иметь определенные последствия. Быть может, картина и принадлежала знаменитости, но получив за нее прибыль без разрешения галереи, я бы навсегда выбыла из арт-индустрии. Это не стоило даже предложенных мне миллионов»

Галереи хотят, чтобы продвигаемые ими художники становились успешными и стоимость их работ повышалась. По этой причине они не только знакомят живописцев с правильными людьми и предоставляют студии, но предлагают (в порядке исключения) влиятельным коллекционерам скидки на их картины, так как это повышает авторитет художника.

Какую роль играют аукционы?

Аукционные дома представляют угрозу для данной системы, поскольку они ослабляют контроль галерей над ценами и комиссиями. Один из сотрудников аукционного дома, пожелавший сохранить анонимность, признал, что между галереями и аукционными домами присутствует некая напряженность. Хотя он считает, что аукционы играют важную роль для поднятия спроса на работы художника, галеристам не нравятся такие мероприятия.

Если картина все же попадает на вторичный рынок, галереи принимают участие в аукционе и при необходимости вступают в торги за эту работу, чтобы сохранить ее стоимость. Гуеррини-Маралди называет это «поддерживающими торгами». По его словам, это происходит довольно часто, когда люди хотят защитить свое портфолио или интересуются художником. К примеру, если кто-то владеет несколькими полотнами Пикассо, он может намерено торговаться за очередную картину, чтобы повысить ценность собственной коллекции.

Дабы успокоить продавцов, аукционные дома Кристис и Сотбис обычно гарантируют, что они не будут продавать полотна дешевле минимальной «резервной цены». Поскольку отсутствие высоких заявок на картину может навредить бренду, аукционеры сразу же предлагают за нее хорошие деньги, стучат молотком и кричат «Продано!».

Еще одной распространенной тактикой являются так называемые «заявки с потолка», когда торги начинаются с нескольких несуществующих ставок. Аукционные дома привлекают внимание покупателей, демонстрируя работы художников на выставках по всему миру, прежде чем выставить их на продажу. Таким образом они извлекают выгоду из эффекта симпатии к знакомому. New York Times отмечает, что коллекционеров могут провоцировать подставные покупатели. В обмен на согласие заплатить определенную сумму за картину, им обещают покрыть все расходы, превышающие эту стоимость. Так цены повышаются за счет ложной конкуренции.

Как говорит Филиппо Гуерини-Маралди: «Рынок искусства — это крупнейший нерегулируемый рынок в мире. Здесь действует минимум правил, а люди ведут себя самым непредсказуемым образом».

Произведения искусства как признак статуса

Исследование рынка живописи показывает, что демонстративные траты миллионеров существенно влияют на то, какие работы мы отмечаем на фоне остальных. В защиту данной модели, стоит отметить, что в эпоху Возрождения богатые семьи, выступающие в роли художественных меценатов, имели очень хорошую репутацию.

Сотрудники галерей утверждают, что они действуют только в интересах художников, а анонимный работник аукционного дома называет этих специалистов настоящими провидцами, которые отбирают для нас шедевральные работы уровня Пабло Пикассо. По сути, галереи являются бренд-менеджерами, но они также могут рассматриваться как музейные кураторы.

В то же время сотрудник аукциона восхищается более демократичным аспектом публичного приобретения на вторичном рынке, где работа может говорить сама за себя. В конечном счете, манипулирование ценами полу-произвольно превращает нескольких избранных живописцев в прибыльные бренды и символы статуса. Как признается один арт-дилер:

«Иногда вы можете увидеть привлекательную работу на улице по минимальной цене, но покупая эту картину, вы упускаете инвестиционную ценность и социальный престиж от создания коллекции».

Также важно помнить, что хотя галереи и аукционные дома контролируют поток денег, мнение критиков им не подвластно. Джонатан Бинсток описывает отношения рынка и музеев как улицу с двухсторонним движением. Он отмечает, что некоторые молодые художники привлекают к себе слишком много внимания, поэтому галереи начинают присматриваться к ним более пристально.

Бинсток также упоминает живописцев, чьи работы выросли в цене в ходе повального увлечения определенным стилем в 1980-х годах, и подешевели, как только рынок сдвинулся с места. Что же касается альтернатив галерейной модели — будь-то онлайн-продажи клиентам напрямую или торговля через некоммерческие пространства — то они позволяют художникам финансировать свою работу, не придерживаясь традиционных методов.

Деньги оказывают влияние на искусство. Картины, которые хорошо смотрятся на стенах элитных апартаментов, продаются намного легче и с полным нарушением законов спроса и предложения. Поскольку участие в выставках и постоянные продажи повышают стоимость картин, рынок заинтересован в продуктивности мастеров, а не в создании шедевров. Но все же никакое вмешательство не может бесконечно поддерживать цену на работы, которых так избегают музейные кураторы. Молодой художник по имени Эмма Вебстер (Emma Webster) утверждает:

«Создавать искусство, адаптированное под рынок, невозможно. Художники, пытающиеся выделиться на фоне остальных, встречаются слишком часто, поэтому ими очень просто пренебречь»

Тем не менее, рынок живописи помогает определить, какое искусство является более значимым. Этому также способствуют наследники и менеджеры хедж-фондов, которые поставляют деньги. Как видно из истории о Моне Лизе, картины довольно часто становятся шедеврами по воле случая. Но деньги все-таки делают свой вклад в один из наименее привлекательных аспектов мира живописи: таинственную ауру, окружающую известных художников и их работы, которая так волнует посетителей музеев.

Несмотря на то, что это мнение одного человека, Вебстер считает, что общественность не должна винить художников за культ личности, который их окружает. По ее словам, известные живописцы не создают ауру — этим занимаются галереи, критики, промоутеры и клиенты, ведь так они укрепляют свои инвестиции.

Когда в мире искусства покупают и продают картины за баснословные деньги, эти произведения не могут быть простыми. Дорогое искусство нуждается в надежных доводах, чтобы оправдать свою стоимость. Это приносит пользу художникам, чьи работы продаются за сотни тысяч или миллионы долларов. Но за это приходится платить отчуждением общественности от мира искусства.

Высоких вам конверсий!

По материалам: priceonomics.comimage source nickturpin 

09-11-2015

lpgenerator.ru

Как определить стоимость картины? ...

Современный художник, которые хочет продать своим произведения по максимальной стоимость крайне редко самостоятельно продает свои работы. Да и покупатели, боясь мошенничества со стороны авторов, обращаются к дилерам или покупают через аукционы. К тому же конечная цена художественного произведения частенько зависит от выбора способа продажи. Например, арт-дилеры забирают 1/3 от стоимости картины, так они покрывают свои расходы. Доход посредника напрямую зависит от стоимости полотна, поэтому он всегда заинтересован в том, чтобы оценить произведение по максимальной цене.

Аукционные дома продают картины иначе. Первый этап – это оценка живописи искусствоведами и другими экспертами в этой области. Именно они называют начальную цену. Затем готовятся каталоги в них указывается начальная стоимость лота и его особенности. В день торгов участники аукциона проводят регистрацию и сообщают пронумерованные лоты с ценой, которую они готовы заплатить за понравившееся полотно. Большинство участников регистрируют свою заявку дистанционно, принимая участие в аукционе по телефону. Если цена картины достигла максимума, и никто из участников не повышает стоимость, тогда аукционные дом прекращает торг. Лот уходит в руки того участника, который назвал максимальную цену. Конечная цена – непредсказуема.

Из чего складывается коммерческая стоимость картины?

Во-первых, репутация автора произведения – сколько выставок и в каких галереях у него были, как критики оценили его работы. Далее оценивается время, которое потратил художник на создание полотна, размер картины и стоимость потраченных материалов. Влияние на стоимость оказывает и редкость работы, если автора нет в живых, стоимость полотна увеличивается. Естественно, нужно учитывать инфляцию и состояние рынка искусства.

Художественная ценность и коммерческая стоимость взаимосвязаны. Однако, оценка критиков может измениться со временем, ведь они отражают предрассудки общества. И тогда художественная ценность картины через несколько десятков лет может измениться кардинально. В этом случае картина с изображением корзины с яблоками станет шедевром в жанре натюрморт.

Некоторые коллекционеры приобретают дорогостоящие картины и движет ими отнюдь не любовь к прекрасному, а перспектива разумного вложения денег и престижность.

www.mrsa.ru

В чём ценность картины?

Картина - отличный подарок и приобретение для дома. В чем ценность живописного полотна, что вкладывает в него автор в процессе создания? Как рождается картина. Почему одни произведения живут в веках, а другие остаются сиюминутной забавой.

Многие, наверное, согласятся, что картина – достойный подарок. Согласятся и будут правы. Почему? Человечество всегда стремилось к прекрасному, к чему-то такому, что позволяет хотя бы ненадолго забыть об обыденности, повседневности. Безусловно, «картиной» каждый из нас может считать совершенно разные по характеру и уровню техники произведения. Кто-то воспринимает исключительно классику, масло, холст, а для кого-то достаточно яркой современной открытки. Конечно купить картину недорого сегодня легко, причем любую. Имеются ввиду стиль, сюжет, манера исполнения. «Все смешалось в доме Облонских» - и даже авторство не всегда играет определяющую роль. Поэтому выбирая картину, просто попробуйте почувствовать ее сердцем, душой, точно так же, как создает ее мастер. Ценность живописного полотна именно в той частичке души, которую вкладывает в него автор.

Можно долго рассуждать и материи, ее свойствах, утверждая, что картина – это всего лишь сюжет, который с помощью особых технических приемов перенесен на … ну, пусть будет, на холст.

А вам когда-нибудь удавалось наблюдать, как рождается полотно? Как на поверхности появляются первые штрихи, мазки маслом. Как очень осторожно они собираются-складываются и вдруг появляется сначала очертание лепестка, волны, солнечного луча? Как улыбается, щурится, хмурится автор? И как внезапно его настроение наполняет полотно, и оно становится живым, и начинает дышать, жить самостоятельно… Это трудно передать, но настоящим мастерам удается. Именно поэтому продажа картин в москве, а скорее, даже приобретение, если уж рассуждать со стороны зрителя, покупателя, снова становится очень востребованным. Картина - это не только хороший подарок для кого-то, это удивительное приобретение в каждый дом.

Но к сожалению или к счастью, никакие высокотехнологичные методы не могут передать того, что веками умеют делать человеческие руки. Постер из принтера с самой лучшей цветопечатью, конечно же, будет иметь цвет, и даже сюжет, но настроения, увы, в нем не будет, а уж души - тем более. Тихие перекаты волн, в которых тает вечернее солнце, дуновение ветра, первого весеннего, который хочется ловить и ловить, зябкое утро, такое, что руки сами тянутся, чтобы найти теплый плед и поскорее укутаться в него, почувствовать можно только в настоящей картине.

Вслушайтесь «жи-во-пись» - само название говорит о том, что это живое полотно. И речь не только о процессе создания. Посмотрите на полотна Рафаэля С., Микеланджело Б. Каждая картина, живет своей отдельной жизнью уже много веков. А ведь и среди наших современников есть удивительно талантливые мастера.

И, если фотография останавливает мгновения, то живопись каждому из них дает жизнь.

• Современные xудожники, продажа живописи, галерея картин• Драгоценные украшения - часть культуры• Самые дорогие шедевры мировой живописи• Xудожественная школа Ашбе, Санкт-Петербург

jivopis.org

О художественной ценности как таковой: betelgeise_7

 

                                                                                                                                                John Currin. Nude on a table. 2001Нигде не нашла определения ХЦ. Ни в одном словаре или энцикопедии. Буду благодарна за ссылку, а то приходится самой.......

Ценность художественного произведения(художественная ценность, ХЦ) – это способность, свойства, позволяющие  худ. оформленному предмету функционировать в качестве эстетически ценной вещи в самых разных видах общественной среды,

Худ.ценность – это набор свойств, качеств,  уникальных особенностей предмета, указывающий на его  универсальную социокультурную значимость в области искусства.

 Что это за свойства, качества, особенности? ТЕКСТ

 Если предмет искусства, вступая  во взаимоотношения с социумом и ротацию культурного материала начинает функционировать как товар, то сразу становятся заметны его существенные и многим непонятно откуда взявшиеся отличия отношений, по сравнению с  товаром, предметом обыденного пользования и предметом искусства как товаром. Разница этих отношений как раз  и кроется в  художественной ценности  артефакта, предмета искусства.

То есть товар имеет товарную ценность, состоящую в себестоимости его(труд+материал) и прибавочной стоимости для получения выгоды от его производства. Если оценивать предмет искусства  исходя из этих позиций, то стоимость его будет невысока: для картины цена бруска(подрамника), краски, холста, грунта, маржа художнику. На деле мы видим что за предмет искусства(или предмет похожий на предмет искусства) запрашивают обычно более высокую, а иной раз и астрономическую цену.

  Считается, что если предмет обладает художественной ценностью, то  именно она дает такой размер валоризации(увеличения цены в сравнении с себестоимостью), какой кстати ни в одной другой группе  товаров вы не найдете.  Это конечно привлекательно для мошенников от искусства всех мастей – объявить свое «нечто» искусством, имеющим высокую худ. ценность, чтобы на доверчивости лохов получить  крупный доход.  Не способность определить наличие худ. ценности в предмете, отличать ее от товарной вкупе с самоуверенностью( идущей что удивительно от невежества)многих граждан в деле оценки и понимания искусства и ведут к тому что именно в России мы имеем совершенно дикий артрынок, не сравнимый по своей дикости и запущенности  ни с одной страной третьего мира. Где огромные доходы, нечестная и недобросовестная реклама, преступное  устранение конкурента, затирание профессионалов на обочину, создание всех условий для расцвета низкопробного китча стали реальностью, нормой

Сразу скажу, что свойства худ. ценности – это все то, что в картине(скульптуре, инсталляции и т.п.) нельзя взвесить, пощупать, измерить рулеткой  или поковырять ногтем. Т.е. они НЕМАТЕРИАЛЬНЫ. Потому измерению при помощи весов и приборов не подлежат(хотя иные всерьез требуют,а когда не предъявляешь, обвиняют в мошенничестве). Длина, ширина, площадь и плотность холста, материал подрамника(красное дерево или береза – без разницы), конструкция подрамника(с распорками, скосами, фасками или без), грунтовка домашней или промышленной выделки,  ровность   красочного слоя и уверенность мазка, укрывистость краски,  много ли-мало  человекочасов вложено в создание предмета, длина аннотации или сопровождающего текста,  название работы и пр. НИКАКОГО отношения к художественной ценности предмета искусства не имеют. В то же время они имеют возможно решающее значение для картинки как товара,  выставленного  на продажу.

По идее, при правильном подходе и оценке картинка как культтовар должна поступать  на артрынок, в салон, магазин, а предмет имеющий худ. ценность – на хранение в  культурный архив в виде музея, к коллекционеру, в каталог, буклет, в галерею. Где она цены фактически не имеет. Но обладает универсальной в зоне искусства  художественной ценностью. Даже если  при этом она  на старом плешивом куске холста и разваливающемся подрамнике, ветошь и  как товар может быть охарактеризована  как хлам. Какие же свойства позволяют судить о наличии худ. ценности?

Хочу напомнить, что все свойства, характеристики, критерии наличия худ. ценности в предмете  нуоменальны,т.е. являются проявлением сущности и  содержанием истины, их нельзя пощупать и измерить. Нуомен  художественного может быть реализован как реальность через творческий замысел,идею творца  в художественном материальном воплощении.

1)      номером один я бы назвала УНИКАЛЬНОСТЬ художественно оформленного предмета. Если самый прекрасный художник поставил на поток и тиражирует  сотнями свои удачные сюжеты, этим он  лишает их уникальности, а с ней и  худ. ценности и  превращает их в ширпотреб,т.е. делает его БАНАЛЬНЫМ. А в искусстве должно быть неповторимое и оригинальное. При всех остальных высокохудожественных и эстетических свойствах одной банальности уже достаточно чтобы предмет вычернуть из искусства

2)      следующее важнейший критерий качества Худ.ФОРМЫ  - его органичная связь с содержанием.  При этом действует презумпция худ. формы, исходя из того что содержание искусства всегда одно – это бытие человека во всех его проявлениях и идеалах. По сути оно универсально и едино для всего искусства. Форма же  не универсальна, а оригинальна(если она авторская) и уникальна,т.е. присуща   предмету работы только  конкретного автора, узнаваема и неповторима.  Если форма банальна, пошла, избита, негармонична  и пр., то никакое самое прекрасное содержание  не сделает из   вещи предмета искусства. Содержание(«прочтение»,толкование)предмета искусства    во многом субъективно, видится и понимается разными людьми по-разному, в то же время ФОРМА как предмет реальной наличности, овеществленности более объективна для оценки. 

 3)      Кроме того ценность добротно  и последовательно  воспроизведенной традиции является важным  критерием оценки произведения традиционного   искусства;   а новизна, небывалость, необычность формы – для искусства нетрадиционного,т.е. авангардного

4)       К художественной ценности может быть добавлена, плюсоваться также

историческая или коллекционная ценность предмета, его «биография»

 

Такие  явления как:

Имя автора, факты наличной биографии автора, его материальные нужды, удачи-неудачи,

скандал, реклама, субъективность личной оценки в худ. ценность не входят. И если в жизни приходится видеть обратное, то это только потому что  произошла подмена эстетических отношений на товарно-денежные, рыночные, никакого отношения к  подлинной сути искусства не имеющие

betelgeise-7.livejournal.com

Как определить стоимость старинной картины?

Как оценить стоимость картины? Как определить ценность, цену старой картины?

Это не очень просто сделать, так как стоимость картины может зависеть от очень разных показателей. Начинающие художники по причине непонимания всей сложности этой тематики и своих завышенных амбиций часто сильно ошибаются, оценивая свои собственные произведения.

Но есть некоторые конкретные ориентиры, правила, которые помогают оценить полотно.

Сначала полотно оценивается по автору, его всеобщей известности. Естественно, чем известнее имя художника, а также чем старше сама картина, тем больше денег она соберт на всех аукционах. Разумеется, сегодняшние мастера-художники в этом отношении, очень проигрывают на фоне творчества мастеров былых эпох. Многие молодые художники почему-то полагают, что если их искусство не востребовано в их стране, то как минимум на Западе их картины с руками оторвут ))). Это неверно, так как и заграничные коллекционеры хотят иметь в своей коллекции в первую очередь творения кистей знаменитостей, гениев своего жанра.

Следующий момент - это срок давности, возраст картины, эпоха, в которую она была написана. Произведения восемнадцатого века уже автоматически продаются дороже, чем картины, написанные в двадцатом веке, так как это уже антиквариат.

И вс же, даже в том случае, если сам художник ещ не обладает знаменитостью и его картины ещ мало известны в мире, такие творения могут иметь немалый успех, который обусловлен своей ролью в современном искусстве, явлением моды и так далее. В таком случае картину могут оценить тоже достаточно высоко.

Само качество картины тоже играет немалую роль в процессе определения е ценности как произведения искусства и е цены на аукционе. Использование холста определнного качества, используемые кисти и краски - вс это тоже может сказаться на стоимости полотна.

По размеру, как ни странно, тоже оценивают стоимость полотна, исходя из того, что, чем более масштабное произведение искусства, тем больший объм работы был выполнен, а значит, и цена, соответственно, выше.

Если Вы сами не являетесь художником, и только коллекционером, стремящимся продать подороже находящиеся в его владении произведения искусства, то на оценку полотна может повлиять также и его предыстория. А именно - набивается цена в связи с количеством и именами былых владельцев (особенно если это были именитые люди), качество реставрации, наличие определнных повреждений картины, а также история предыдущих покупок - вс это может искусственно снизить или, наоборот, понизить цену на картину.

info-4all.ru

Картины за миллионы

Современное искусство… Такой загадочный термин, который порой вводит в ступор даже искусствоведов, не говоря уже о неискушенном зрителе. Но и абстрактные кляксы или красные квадраты находят почитателей, готовых отдать миллионы на аукционах. Рассмотрим самые абсурдные покупки и попытаемся понять: за что такие деньги?

В ХХI веке никого простым «красиво» не удивишь. Насмотревшись на высокие сюжеты эпохи Возрождения и красочные образы импрессионистов, зритель хочет чего-то большего, чем приятная глазу картинка. Например, интересных скандальных историй, громких имен, глубоких смыслов, провокаций и вызовов. В этом контексте порой даже клякса на бумаге может быть оценена в миллионы долларов, если за ней что-то стоит. И состоятельные мира сего отдают деньги за кляксы, причем такие, что порой слов не хватает высказать свое удивление или возмущение.

«Кроваво-красное зеркало» Герхарда Рихтера

В таком формате можно просто поместить красный прямоугольник, и никто не заметит подмены В таком формате можно просто поместить красный прямоугольник, и никто не заметит подмены

Герхард Рихтер является одним из самых известных и авторитетных немецких художников современности, который работает в самых различных жанрах: от фотореализма до абстрактного экспрессионизма. Единственное, что неизменно в его творчестве вот уже на протяжении 50 лет — это поиск значения образов в восприятии реальности. Его картины абстрактны, но обычно на них хотя бы что-то изображено, чего не скажешь о работе «Кроваво-красное зеркало». Прямолинейное название полностью отображает сюжет произведения. Это просто зеркало, покрытое кроваво-красной краской, которое было продано за 1,1 млн. долларов на аукционе. Но если задуматься, использование таких материалов и решений продолжает тему восприятия: зеркало как средство отображения реальности показывает ее в тонах, заданных художником.

Стоимость: $1.100.000

«Концепция пространства, ожидание» Лучо Фонтана

Похоже на абстрактный знак, предупреждающий о хищниках в округе Похоже на абстрактный знак, предупреждающий о хищниках в округе

В отличие от предыдущего автора, Лучо Фонтана частично объяснил в названии произведения его смысл. Художник родился в семье скульпторов и долгое время не мог определить для себя, по какому пути пойти. И выбрал течение «резанных картин», создателем которого он и стал. Естественно, это не просто прорези на холсте, а своеобразная интерпретация идеи синтеза традиционных искусств, свободы и прочего. Таким образом, художник пытался помочь зрителю прочувствовать пространство. И кто-то почувствовал его, заплатив за работу полтора миллиона долларов.

Мои прорези… это, прежде всего, философское выражение, проявление веры в бесконечность, утверждение духовного начала. Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю ее созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается, я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, принадлежащим к бесконечному простору настоящего и будущего...

Лучо Фонтана — Художник

Стоимость: $1.500.000

«Зеленая клякса» Эллсворта Келли

Вот это контуры, вот это четкость! Вот это контуры, вот это четкость!

Эллсворт Келли — современный американский художник и скульптор, самый известный представитель «живописи жестких контуров», содержащей геометрические фигуры с четкими контурами. Эллсворт не относится к числу деятелей искусства, которые получают большие деньги за свои работы, но работа «Зеленая клякса» стала одним из исключений, которое принесло художнику 1,6 млн. долларов.

Стоимость: $1.600.000

«Ковбой» Эллсворта Келли

Это птица? Это самолет? Это ковбой! Это птица? Это самолет? Это ковбой!

К слову, Эллсворту повезло дважды: еще одна его картина была продана уже за 1,7 млн. долларов. Чтобы понять, в чем ценность такой работы, обратимся к мнению восхищенных критиков, которые утверждают, что «Келли обращается к природе холста с изображением как к эстетическому объекту, включая в замысел пространство, связь холста и стены, зрителя и искусства. Он уверен, что искусство не нуждается в каких-либо категориях и ярлыках, поэтому стремится к созданию абстракции, которая воплощалась бы в форме и контурах предмета». Звучит красиво, но многие все равно продолжат в странной белой фигуре видеть странную белую фигуру.

Стоимость: $1.700.000

«Без названия» Блинки Палермо

Картины сегодня намного легче подделать Картины сегодня намного легче подделать

Практически все работы абстрактного художника Блинки Палермо называются Untitled и выглядят очень похоже друг на друга, но только эта была продана за 1,7 млн. долларов. Полотна художника характеризуются относительно небольшим разнообразием цветов. Автор делает это с одной целью — позволить зрителю получить оптический опыт через созерцание чистого, аккуратного цвета. В нашем случае, двух оттенков синего.

Стоимость: $1.700.000

«Картина (Собака)» Жоан Миро

Жоан Миро — испанский художник и скульптор, представитель абстрактного искусства. Он известен своими картинами, похожими на детские рисунки, которые передают реальность через призму чудаковатых форм, трогательных образов и сюрреалистических сюжетов. Стиль художника получил признание во всем мире, а при изучении его картин просыпается детское любопытство. Но на фоне их «Картина (Собака)» выглядит как-то слишком просто, словно эскиз или фрагмент крупной картины. Искусствоведы, конечно, могут поведать о художественной ценности произведения, но создается впечатление, что покупатель просто захотел приобрести полотно великого мастера.

Стоимость: $2.200.000

«Без названия» Сая Твомбли

Врачи и не такие шедевры создают в медицинских карточках Врачи и не такие шедевры создают в медицинских карточках

Работа «Без названия» американского абстракциониста Сая Твомбли, получившего множество наград за свою деятельность, посвящена итальянскому галеристу Джану Энцо и считается выдающимся образцом творчества художника. Ценность картины не в сюжете, а в технике создания. Сначала он хаотично рисует каракули мелками, затем покрывает их полупрозрачной малярной краской, а когда она высохнет — счищает часть, чтобы открыть взору то, что скрылось за ней. Таким образом, автор создает своеобразные переходы от скрытого к видимому, что является основным мотивом его творчества. Конечно, определить ценность изображения можно только со справочником по искусству.

Стоимость: $2.300.000

«Белый огонь I» Барнетта Ньюмана

Какая красивая розовая линия Какая красивая розовая линия

Барнетт Ньюман — американский художник и представитель абстрактного экспрессионизма. Он сжигал свои ранние неоцененные работы и только в 60 лет получил признание. Ньюмана называют предшественником минимализма и духовным художником, который черпает вдохновение в европейском мистицизме. Практически все его работы представляют собой большие полотна с контрастирующими цветными линиями, которые, по мнению автора, должны вызывать чувство самосознания. На картине «Белый огонь I» этих линий целых две — розовая и темно-синяя на голубом фоне. Само название является мистическим термином и связано с Торой, но на этом связь, видимо, прерывается. Кого-то все же зацепила молчаливая «красота» произведения, которая была продана за 3,8 млн. долларов.

Стоимость: $3.800.000

«Синий дурак» Кристофера Вул

Какой самокритичный покупатель Какой самокритичный покупатель

«Синий дурак» должен был подвести итог всему списку, но это не самая абсурдно дорогая работа, которая тем не менее была продана за 5 млн. долларов. Кристофер Вул — не очень известный современный автор, который занимается живописью, состоящей из слов. Картина не скрывает никаких тайных смыслов, только хорошую работу пиарщиков.

Стоимость: $5.000.000

«Без названия» Марка Ротко

Похоже на окноПохоже на окно

Как же должна выглядеть картина, за которую ценители искусства готовы отдать почти 30 миллионов долларов? Как оранжевый прямоугольник с коричневыми линиями. Марк Ротко — американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма и создатель живописи цветового поля. В основе этого направления лежит использование больших однотонных плоскостей, не сильно отличающихся по цвету и не центрированных. Как и многие художники из этого списка, Ротко исследует формы, значение цвета и восприятия. Но ему удалось шагнуть намного дальше своих коллег, если говорить о цене произведений.

Стоимость: $28.000.000

В принципе, во всех представленных картинах можно найти смысл и художественную ценность. Но даже так эти произведения не стоят потраченных денег. Видно, что покупатели платят за авторитетное имя или просто чтобы продемонстрировать свою состоятельность: мол, смотрите, я могу отдать миллионы за синий фон с двумя полосками. ■

Если после этих линий и квадратов вам захотелось посмотреть на настоящее искусство, рекомендуем обратиться к статье о Томасе Гейнсборо, Поле Гогене и других известных художниках, о которых должен знать каждый любитель прекрасного.

Фото: afun4u.com

НАШЕ МНЕНИЕ:

Хочется бросить все, нарисовать круг и надеяться на такую же удачу.

Kseniya Фото
  • 3 291 просмотров
  •  комментариев

faqindecor.com