Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество. Церетели картины


Галерея Зураба Церетели. - Марина Витушкина

Всех друзей, гостей столицы, я непременно вожу в галерею Церетели, и осмотр мы всегда начинаем с Дворика, как его называют работники галереи.

Сюда, под стеклянный потолок, вынесены самые крупные скульптуры художника, но доминантой и, несомненно, самым интересным «экспонатом» я считаю Яблоко.

Внутри полумрак, "звездный" потолок, звучит медитативная музыка, в центре Адам и Ева, стены – сцены актов любви во всем разнообразии их проявления. Вдохновением для художника явно служили эротические изображения древней Греции и других цивилизаций. При входе - просьба не фотографировать, но кто бы удержался на моем месте?

Скульптурная группа последней царской семьи. Все с закрытыми глазами. В углу на стене - настоящий гвоздь из дома Ипатьева.

Дверь на улицу в настоящий двор чаще всего закрыта, но мы побывали и там.

Не менее интересно и в зале портретов. Не все портреты, на мой взгляд, удачны. Например, Андрей Миронов совсем не похож.

Но чаще это все-таки замечательные, легко узнаваемые портреты.

Также на первом этаже размещена постоянная выставка слепков из запасников ГМИИ им. Пушкина.

Среди античности вольготно себя чувствует бывший мэр Москвы Юрий Лужков - очень забавная скульптура: Лужков в спортивных трусах с футбольным мячом и теннисной ракеткой в руке.

Монументальные работы З.К. Церетели находятся во многих странах мира: России, Украине, Грузии, США, Испании, Франции, Португалии, Японии, Великобритании, Сирии, Турции, Уругвае, Израиле, Италии. В залах галереи вы увидите их уменьшенные копии.

Залы второго этажа.

Лестницы между тремя этажами. Третий этаж отдан под выставки..

Много макетов и проектов так и не воплощенных в гигантские размеры, но от того не менее интересных. Например, макет памятника писателю Оноре де Бальзаку, восседающему в кресле в окружении своих персонажей.

В каждой богатой усадьбе непременно имелась домовая церковь. Художник сохранил эту традицию, устроив подобие церкви там, где она и располагалась изначально. Хрустальные купола в центре зала мгновенно притягивают взгляд.

Особый интерес у меня вызывают работы художника в технике эмали.

Есть у меня и любимые работы в галерее. Например, этот печальный Чарли Чаплин.

Был у художника период увлечения импрессионистами. Это заметно по многим его работам. Например, подсолнухи, явно отсылают нас к Ван Гогу.

А в двух залах его новых работ (2010 года) бездна юмора и иронии.

Значительное место в творчестве художника занимает тема христианства.

А еще мне очень нравятся его шерстяные гобелены.

Чуть не забыла! Еще Церетели делает оригинальную мебель.

И дает мастер – классы всем желающим научиться рисовать.

Интересный арт - объект под названием "Трон свободен". Царский трон в окружении 67 российский князей и царей, начиная с Рюрика. В экране появляется изображение изучающего композицию. (Вэб-камера, к сожалению, чаще отключена).

Поверьте, это лишь малюсенькая часть всего, чем наполнена эта галерея. Приходите, не пожалеете!Официальный сайт Зураба Церетели http://www.tsereteli.ru/memorial.php.

vitushkinam.livejournal.com

Церетели на Большой Грузинской - Мастерок.жж.рф

Проходил по Большой Грузинской и наткнулся вот на такой музей.

Вот как он позиционируется: Здание Музея-мастерской было открыто для посетителей 3 ноября 2009 года, как филиал Московского музея современного искусства, основателем и директором которого является Зураб Церетели. Экспозиция, размещённая на трёх этажах, рассказывает о формировании и творческом пути художника, а также о глубоких связях его творчества с древним и современным искусством Грузии, а также с европейским искусством XX века.

А вот какие образцы стоят снаружи :

Фото 2.

 

Не случайно по обе стороны от входа установлены скульптурные композиции, посвященные великим художникам — предтечам современного искусства. Это дань памяти благодарного ученика своим учителям. Слева Зураб Церетели запечатлел в бронзе Марка Шагала и Пабло Пикассо, с которыми ему посчастливилось быть лично знакомым, а также Анри Матисса, Амедео Модильяни и Винсента Ван Гога.

Мэтры рассматривают на мольберте картину с героями произведений Нико Пиросмани и Анри Руссо — гениальных примитивистов, чье творчество открыло двери в искусство наивным художникам и также породило целое художественное направление. Грузинскому художнику Пиросмани и французскому Руссо посвящена скульптурная композиция, расположенная справа от входа. Оба они — наиболее яркие представители уникального живописного направления, оказавшего влияние на многих художников XX столетия, в том числе и на автора памятника. В композиции представлены не только скульптурные портреты признанных мастеров, но и герои их живописного мира.

 

Фото 3.

 

Особенность музея заключается в том, что рядом с ним расположена мастерская художника. Это обстоятельство определяет и представляемую экспозицию. Все новые живописные работы Церетели, прежде всего, выставляются в залах на Большой Грузинской.

Именно этот дом с просторным двориком художник считает главным для себя местом, эпицентром своей жизни. Дом, в котором с 1993 года обосновался художник, стоит на месте дворца грузинского царя Вахтанга VI. В этой части города более двух веков назад жили представители грузинской знати, отсюда пошло и название улиц.

Фото 4.

 

1 этаж

Экспозиция первого этажа посвящена истокам творчества мастера. Введением в эту тему служит рассказ об одном из главных источников вдохновения художника Церетели – о самом Искусстве во всем его многообразии. Композиция этого зала строится вокруг центральной фигуры – бронзового портрета Мстислава Ростроповича, выдающегося музыканта XX века.

Виолончелиста окружают Музы. Они танцуют, ибо слышат Музыку. Стройные и изящные пропорции фигур, мягкие складки одежды, подчеркивающие формы тела, безупречно согласуются с уравновешенной композицией.

В этом же зале представлен скульптурный образ Маленького принца, поливающего Розу на своей планете. Образ главного героя сказки «Маленький принца» Антуана де Сент-Экзюпери создан художником в бронзе и отличается от большинства его скульптурных персонажей. Перед нами хрупкий, но уверенный в правоте своих действий молодой человек, не слишком сильный физически, но точно знающий главное правило, которое следует соблюдать в жизни: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это жизненное кредо разделяет и сам художник, который никогда не остается равнодушным к людям. Композиция выполнена темпераментно. Скульптор сумел передать характер героя — поэтическую чистоту души и одновременно твердость духа, готовность воплощать в жизнь свои убеждения, независимо от обстоятельств.

 

Фото 5.

 

В залах, расположенных слева от входа в музей, представлены монументальные панно которые можно объединить в серию под названием «Тбилиси — любовь моя». На них город предстает таким, каким его узнал художник в годы своего детства и образ которого он бережно хранит в памяти всю жизнь. Экспозиция этих залов — дар художника родному городу, городу его детства и юности. Самобытная культура и история родной Грузии никогда не перестает вдохновлять мастера. Образ старого Тбилиси и его жителей, к которому Церетели постоянно обращается в своем творчестве, в частности в живописи, графике и скульптуре, ныне предстает зрителю на эмальерных картинах.

В этих же залах можно увидеть серию скульптурных работ, раскрывающих интерес художника к истории. Это собрание круглой скульптуры, посвященное аргонавтам и героям древнего Колхидского царства, образованного в VI веке до н.э. на территории Западной Грузии. История аргонавтов, объединившая историю Эллады и древней родины художника, воплотилась в хорошо известном мифологическом сюжете о Золотом Руне.

Здесь же — модель одного из самых известных памятников работы Церетели «Слеза скорби», установленного в 2006 году на берегу Гудзона в память о жертвах трагедии 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Гигантская бронзовая стела высотой 32 метра очертаниями напоминает одну из башен-близнецов Всемирного торгового центра, подвергшихся атаке террористов. «Тело» башни расколото, и в этом проёме навсегда повисла скорбная титановая слеза. «У человечества есть ещё много возможностей бороться за гуманистические ценности, и среди них одна из самых значительных и действенных возможностей – борьба со злом средствами искусства, обращённого ко всем людям доброй воли», — уверен художник.

После залов 1-го этажа осмотр экспозиции обычно продолжается на 3-ем, куда удобно подняться на лифте и затем спускаться по лестнице вниз.

 

Фото 6.

 

3 этаж

Экспозиция залов третьего этажа музея-мастерской объединена одной из ключевых тем в творчестве Церетели – мотивом постоянного обращения к творчеству и личностям художников – основоположникам искусства XX века. Поэтому здесь представлены скульптурные портреты Пикассо, Матисса, Шагала, Ван Гога. Гогена и Модильяни, выполненные в бронзе.

С образами гениальных мастеров неразрывно связана тема, крайне важная для понимания творчества Зураба Церетели. Это тема Парижа как города и среды, где художник вышел на совершенно новый уровень творческой свободы, которую он смог воспринять от своих предшественников в искусстве. В 1964 году Зураб Церетели совершил свою первую поездку в Париж, которая стала одним их ключевых событий в его жизни. Там молодой художник смог окунуться в особую атмосферу «столицы искусств», развить свою удивительную способность воспринимать и сплавлять воедино различные впечатления, а также лично познакомиться с Марком Шагалом и Пабло Пикассо, в мастерских которых ему посчастливилось побывать и даже работать.

Зураб Церетели был поражён и вдохновлён примером этих поистине универсальных мастеров, которым доступна любая техника, любые средства выражения – от фарфора и мелкой пластики до монументальных росписей. Позднее он скажет: «Общаясь с Шагалом и Пикассо, я понял, что художник свободен. Я поверил — художник может всё…»

Неоднократно на полотнах Церетели встречается образ Чарли Чаплина, пластика которого покорила художника в свое время раз и навсегда. Мастер постоянно обращается к образу великого комика, воплощая его в разных техниках – живописи, эмали, бронзе.

 

Фото 7.

 

Следующие несколько произведений связаны с темой памяти и снов. Прежде всего, это портрет жены художника – Инессы, безвременно ушедшей несколько лет назад. Свеча в руке Инессы и множество свечей вокруг — символы вечной памяти. Живописные эффекты сочетания холодных и теплых цветов создают мощную энергетику, и цветовые модуляции приковывают взгляд.

Тему памяти продолжают графические листы, отпечатанные в технике цветной шелкографии. Они почти монохромны, полупрозрачны, цвет занимает немного места в общем линейном чёрно-белом решении. Такая призрачность и отличает мир сновидений и образов памяти от мира так называемой реальности. На всех листах – сложная композиция, которая возникает из переплетения разномасштабных образов – лиц, фигур людей, животных. Многие из них художник начинал делать в своем легендарном альбоме в кожаном переплете во время частых поездок в другие города и страны, во время заседаний и встреч. Доработанные впоследствии, порой подцвеченные акварелью или гуашью, отпечатанные в технике цветной шелкографии, эти «листы из альбома», как они называются на выставках, впечатляют оригинальностью, разнообразием сюжетов и смысловых линий. Истоки графических работ мастера лучше всех знает дочь мастера, Елена Церетели, которая считает, что «его рисование во время беседы в ту или иную минуту – это фиксация движения мысли и эмоционального состояния. Он воспринимает жизненные ситуации и размышляет с карандашом в руках… это композиции-фантазии, в ограниченном пространстве которых концентрируются жизненные впечатления и образы, связанные в единый неразрывный узел».

Полотно, посвящённое Ладо Гудиашвили — крупнейшему художнику Грузии XX столетия, одному из тех, кого Зураб Церетели знал с детства и кто навсегда стал для него эталоном творчества, представлено в соседнем зале. Картина «Памяти Ладо Гудиашвили» – это дань памяти мастеру, который, как и впоследствии Церетели, испытал влияние живописи Нико Пиросмани, а также провёл много времени в Париже, впитывая и по-своему преобразуя в творчестве современное ему европейское искусство.

 

Фото 8.

 

Центром экспозиции зала напротив является полотно «Изабелла». Это произведение создает образ неведомой, но, судя по всему, очень привлекательной Изабеллы. Холст густо заполнен предметами и орнаментом, будто ковер. При этом их большая концентрация в пространстве холста не вызывает ощущения чрезмерности или хаотичности, напротив, живописно-пластическое решение композиции выглядит органично и естественно. Колористически работа выдержана в голубовато-розовой цветовой гамме, нежность и лиричность которой подчеркивают «всполохи» глубокого карминного в букете цветов, глубокого синего на вазе и зеленого в нижней части картины. Несколько пастозных цветов в букете почти белого цвета ощущаются как источники света в картине. Линии прихотливого орнамента фона составляют в совокупности изящный арабеск, словно застывший изысканный танец фигур. В живописном произведении «Изабелла» наиболее полно отражено творческое кредо художника, который говорит: «Я всегда работаю по одному принципу: “Искусство для искусства”. Это главная тема. Для меня другой концепции не существует. Каждый раз стремлюсь создать только такое произведение, чтобы это вписывалось в рамки “искусство для искусства”».

В зале рядом с боковой лестницей вновь напоминает о себе особенность мастера выполнять один и тот же сюжет в разных техниках, в данном случае в графике и эмали.

Здесь представлены графические листы и эмальерные картины, которые выходят из залов на лестничные пролеты музея-мастерской, покрывают стены. Глядя на них, не устаешь удивляться разнообразию сюжетов: ведь абсолютно все вокруг может явиться темой для творчества художника, все достойно внимания — любая мелочь, в повседневной жизни и, конечно, в природе.

Фото 9.

 

2 этаж

Спустившись на второй этаж, посетитель снова оказывается в залах, посвящённых взаимоотношениям художника Церетели с европейским искусством XX века. В этих работах можно проследить влияние великих мастеров, которых он считает своими учителями, чей художественный опыт оказался особенно важен для него. Это Пабло Пикассо, Анри Матисс, Марк Шагал, Фернан Леже.

Здесь также представлены произведения, посвящённые этим художникам, и прежде всего Пикассо. Скульптурный портрет Пабло Пикассо, исполнен в тонированном гипсе. Монументальная голова окрашена в локальные красный, голубой и черный цвета. Придавая произведению экспрессию, это цветовое сочетание отражает суть характера портретируемого – беспокойной и сложной творческой личности.

Центральное место в экспозиции занимает еще одно скульптурное произведение, посвящённое Пикассо, — «Пиккентавр». Церетели создаёт портрет мастера, представляя его в облике мифического животного – кентавра. Включая в композицию разнообразные по смысловому содержанию элементы, автор рассказывает о Пикассо-человеке и Пикассо-творце. На спине у кентавра – отрубленная голова быка с воткнутым в неё кинжалом тореадора, что напоминает о родине художника – Испании и о неотъемлемой части её культуры – тавромахии. Пикассо с юности и на протяжении всей своей долгой жизни посещал бои быков, и это зрелище никогда не оставляло его равнодушным. Свою первую картину, посвящённую корриде, мастер написал в возрасте восьми лет. Для испанцев коррида – это не убийство, как считают многие иностранцы, а прежде всего искусство, сложный танец, требующий от исполнителей мужества и выдержки. На картинах Пикассо в роли тореро часто выступает женщина, поэтому на спине кентавра Церетели поместил хрупкую женскую фигурку, будто сошедшую с полотна великого испанца «Девочка на шаре». Утончённость женского образа ещё сильнее подчёркивается её расположением рядом с грубой окровавленной головой быка. Напряжённый колорит этого произведения отражает и многогранность личности мастера, и сложную природу явления: ведь коррида – прекрасное, но драматичное зрелище.

 

Фото 10.

 

Экспрессивна и выразительна скульптурная композиция «Единое» — своеобразная трактовка автором всеобщего закона единства и борьбы противоположностей через пластический образ, понятный каждому – образ мужчины и женщины. Их фигуры автор изображает на резком контрасте. Чёрный цвет отражает суровое мужское начало, а букет ярких вытянутых цветовых пятен передаёт нежную и тонкую женскую натуру.

Особое место в творчестве Церетели занимает жанр портрета. Эти работы отличает монументальность почти скульптурных форм, созданных в ритме энергичного мазка и активного цвета. Женщины на портретах всегда выглядят величественно, каким бы деформациям и пластическим обобщениям их реальный облик на холсте ни подвергался по воле художника.

Работа 2007 года «Скоро братик родится» позволяет понять истоки подобной трактовки: героиня холста очень напоминает африканскую статуэтку. Черты, навеянные стилистикой традиционной африканской скульптуры, отчетливо прослеживаются в творчестве мастера. Скульптурная пластика Черного континента оказала огромное влияние на новаторские поиски крупнейших художников мира XX столетия. Матисс, Пикассо, Модильяни, Леже высоко ценили эту архаическую эстетику, восхищаясь свободой исполнения и пластичностью образов. Не избежал этого влияния и Церетели.

В творчестве Церетели много натюрмортов с разнообразными цветочными композициями. Их отличает красочное изобилие, густая объемная живопись. Подобные натюрморты, как отмечает сам художник, являются для него своего рода тренировкой, экспериментом, упражнениями для развития восприятия цвета, решения той или иной технико-колористической задачи.

 

Фото 11.

 

Подсолнухи – пожалуй, самый излюбленный мотив. Столь частое их присутствие в творчестве мастера можно объяснять по-разному. Это и отражение жизнеутверждающей позиции художника, которая, безусловно, главенствует в его отношении к окружающей действительности. И некое солнцепоклонничество, когда художник стремится быть ближе к Солнцу, сходящему на землю через его полотна. И ещё этот цветок является символом благодарности. Как подсолнух обязан своей красотой солнцу, так художник во многом считает свой талант обязанным природе, из которой он черпает вдохновение и сюжеты для своих произведений.

В следующем зале представлено несколько объемных эмалей, а также графические работы Зураба Церетели. Их мир населяют люди, пришедшие в произведения художника из детства, проведенного в родной Грузии. Работая над трогательными образами шарманщиков и уличных музыкантов, дворника и рыбака, сыровара и гончара, мастер вновь и вновь предлагает зрителю открыть для себя красоту и значительность повседневности.

Завершает экспозицию музея-мастерской коллекция скульптуры, эмалевых и мозаичных панно, расположенная во внутреннем дворике. Этот парк скульптур – настоящий музей под открытым небом, вселенная образов Зураба Церетели. Здесь можно увидеть модели и варианты установленных памятников, законченные и незавершённые произведения. Это проекты, осуществлённые в разных городах, на разных континентах, но есть и работы, которых нигде больше найти нельзя.

 

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

 

Внутрь не заходил, было мало времени, вот примерно что там :

 

 

[источники]

источники

http://www.tsereteli.ru/mmoma/exposition_of_workshop/about_museum_workshop/

http://www.tsereteli.ru/mmoma/

 

Напомню вам , как я ходил по Государственному Историческому Музею,  а вот «Подводная лодка в степях Украины» и знаменитый Музей восковых фигур Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=44598

masterok.livejournal.com

В творческой мастерской художника Зураба Церетели – Ярмарка Мастеров

 Каждый, кто бывал на Тишинке на выставках, не мог не обратить внимание на устремленный в небо монумент, расположенный в самом центре Тишинской площади.

мастерская

Это монумент "Дружба навеки", открытый в 1983 году в день празднования 200-летия присоединения Грузии к России.

При одном взгляде на него становится ясно — автор Зураб Церетели.

Но не все знают, что Зураб Константинович не только скульптор, в первую очередь он удивительно самобытный художник, а его творческая мастерская находится в 5-ти минутах ходьбы от Тишинки.

Сюда я хочу вас пригласить.

художник

На четырех этажах по-грузински гостеприимного дома расположены картины, эскизы и знаменитые, а мною особенно любимые, эмалевые панно Зураба Константиновича. Мне очень близко его восприятие мира — как цветовое, так и эмоциональное. Фейерверк в каждом произведении, даже если оно черно-белое.

скульптор

эмаль

И, конечно, родное, кукольное

Зураб Константинович с детства рос в окружении художников. Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе и родной дядя юного Зураба — Георгий Нижарадже стали его первыми учителями.

Своеобразной эстафетой поколений является серия "Моим внукам".

Эмоциональная графика

И такой притягательный национальный колорит Грузии

Мастер-модели великолепных скульптур

Из дома можно выйти в запорошенный золотом осени уютный дворик, населенный сказочными животными, как будто сбежавшими из зоопарка, расположенного за стеной.

В дворике мастерской представлено скульптурное творчество Зураба Константиновича.

Полюбоваться на скульптуры мастера можно во второй части публикации.

www.livemaster.ru

Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество

Имя Зураба Церетели известно во всем мире. Его монументальное искусство никого не оставляет равнодушным: его либо любят всей душой, либо так же страстно ненавидят. Скульптор прожил насыщенную жизнь, исполненную творчества, и сегодня он продолжает интенсивно работать, ведет активную общественную деятельность.

скульптор церетели

Происхождение и детство

Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. Его отец принадлежал к старинному княжескому роду, так же как и мать. Отец будущего скульптора работал инженером-строителем, мама вела домашнее хозяйство. Много времени в детстве Зураб проводил в доме своего дяди по материнской линии – Георгия Нижарадзе, художника-живописца. В его доме царила особая творческая атмосфера, здесь часто бывали грузинские художники: Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Давид Какабадзе. Они разглядели в мальчике талант и стали его первыми учителями.

Образование

После школы будущий скульптор Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств на факультет живописи. И всю жизнь он считает себя в первую очередь живописцем, а уж потом уже скульптором, монументалистом. Окончил учебу Зураб в 1958 году. Спустя шесть лет, в течение которых он работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии при Грузинской академии наук, он отправляется на учебу во Францию. Во время этой поездки Церетели удается пообщаться с большим количеством известных художников и деятелей искусств, в том числе с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, которые дали высокую оценку таланту начинающего грузинского художника.

зураб церетели

Путь в большое искусство

С конца 60-х годов Церетели привлекает монументальное творчество и мозаика. Скульптор отличается большим трудолюбием и высокой продуктивностью, поэтому ему удается создавать такое большое количество произведений. Среди первых работ, принесших ему известность, был проект оформления курортного комплекса в Пицунде (1967), серия мозаичных и витражных композиций в Тбилиси (1972), оригинальный детский курортный городок в Адлере (1973). Выполнение таких серьезных проектов открыло Церетели доступ к еще более серьезным работам. Он выполняет заказы для Министерства иностранных дел СССР, где работал главным художником. Значительной была работа Зураба Константиновича по оформлению Олимпиады и по разработке проекта гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве в 1980 году.

В следующие 10 лет многочисленные памятники Церетели появляются в России и за рубежом. Его больше увлекают конструкции из металла, он делает много масштабных монументов, несколько экспериментальных проектов с витражами. В начале 90-х годов Церетели переезжает в Москву, где при активной поддержке мэра Юрия Лужкова создает множество монументальных композиций для столицы России.

Также на протяжении многих лет Зураб Константинович создает скульптурные портреты современников, которые установлены во многих города страны и мира.

Важнейшей частью своего творчество сам Церетели считает живопись. За свою долгую жизнь он написал более 5000 полотен на различные темы. Его работы находятся во многих частных и государственных собраниях мира.

памятники церетели

Религиозная тема в творчестве Церетели

Важнейшей темой в искусстве Зураба Церетели является вера. Он активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, изменив первоначальный план. Это вызвало возмущения историков, но Юрий Лужков принял сторону художника, и коррективы скульптора остались. Зураб Константинович неоднократно обращался к религиозной тематике. Так, он создал памятник Папе Римскому Иоанну Павлу Второму. Но самой масштабной стала скульптура Иисуса Христа. Художник задумал ее для олимпийского Сочи, но установить там монумент не удалось. Позже Иисус Христос Зураба Церетели пытались установить в Санкт-Петербурге, но и там он не вписался в ландшафт. Это неудивительно, ведь высота монумента вместе с постаментом составляет 80 метров.

Петр Первый

Скульптор Церетели всегда тяготел к масштабным сооружениям, и в 1997 году он получил от Московского правительства грандиозный заказ. На искусственном острове на Москве-реке ему было поручено возвести масштабную скульптуру. Так появился памятник Петру Первому. Его высота составляет 98 метров. Возведение монумента вызвало огромные возмущения у общественности, и после ухода Лужкова с поста мэра поступали предложения убрать памятник. Однако никто не взял на себя такой ответственности и расходов, и монумент до сих пор стоит в Москве.

зураб церетели работы

Знаменитые работы

В огромном наследии Церетели трудно выявить самые значительные работы: их перечень получается очень длинным. Однако к наиболее резонансным и масштабным творениям можно отнести следующие:

- мемориальный монумент на Поклонной горе в Москве;

- торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд» в Москве;

- монумент «Дружба навеки», посвящённый русско-грузинской дружбе (Москва);

- скульптуры на Манежной площади в Москве;

- композиция «Добро побеждает зло» в Нью-Йорке;

- две версии скульптуры «Рождение Нового Человека» в Париже и в Севилье;

- скульптура «Заяц» в Баден-Бадене;

- памятник Зое Космодемьянской в Рузе.

монумент дружба навеки

Общественное мнение и критика

Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие. Многие его творения вызывали большое общественное волнение и отрицательные оценки со стороны специалистов. Так, очень много нареканий получила его работа над храмом Христа Спасителя, в котором скульптор допустил очень серьезные отступления от проекта реконструкции, что нарушило исторический образ восстанавливаемого объекта. По поводу его памятника Петру Первому не высказался только ленивый: Церетели обвинили в нарушении исторической перспективы города, в китче и безвкусии. Известная работа «Слеза скорби», которую мастер хотел подарить США в память о жертвах 11 сентября, вызвала много споров, которые привели к тому, что несколько городов отказались от дара, и скульптору пришлось потратить немало времени, чтобы найти монументу место. Та же история повторилась с фигурой Иисуса Христа в России. Многие искусствоведы говорят, что художественные способности Церетели не превышают уровня среднего художника-оформителя. А психиатры всерьез размышляют о комплексах художника, глядя на его страсть к гигантским сооружениям.

иисус христос зураба церетели

Музей современного искусства

Зураб Церетели, работы которого представлены уже во многих странах мира, создал музей для пропаганды собственного творчества. Мэр Лужков выделил под музей Церетели несколько зданий в самом центре Москвы. Здесь разместились личная коллекция скульптора, состоящая из 2000 произведений искусства, и собрание регулярно пополняется. Сегодня музей обладает обширной коллекцией произведений отечественного искусства, в том числе интересным набором работ советских нонконформистов и современных художников. Отдельное здание занимает постоянно действующая выставка Зураба Церетели, разместившаяся на трех этажах музея-мастерской. Здесь можно проследить тенденции развития дарования мастера. Музей ведет большую образовательную и просветительскую деятельность.

выставка зураба церетели

Общественная деятельность

Зураб Церетели всегда много сил и времени тратил на общественную деятельность. Он считает своим долгом помогать людям, воспитывать молодое поколение. Некоторое время он преподавал в Тбилисской академии художеств, сейчас дает мастер-классы в учебных заведениях мира. Церетели является президентом Международного фонда Содействия, почетным академиком многих академий художеств мира, его назначили послом Доброй воли ЮНЕСКО, президентом Российской академии художеств. Он побывал даже депутатом Государственной Думы и членом Общественной палаты РФ.

Награды

Скульптор Церетели за свою бурную и продуктивную деятельность награжден невероятным количеством знаков отличия, премий и призов, перечислять их все можно очень долго. К наиболее значительным наградам относятся звание Героя Социалистического труда, Народного художника Грузии, СССР, Российской Федерации, Ленинская и Государственные премии. Церетели – кавалер орденов Ленина, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» первой, второй и третьей степени. Также он обладатель орденов г. Москвы, Чеченской республики, православной церкви и многих государств мира. Он носит более десяти различных почетных званий, обладатель более десяти различных премий, 12 знаков отличий от иностранных государств.

Семья

Скульптор Церетели – счастливый семьянин. Его жена, Инесса Александровна Андроникашвили, также принадлежит к старинному княжескому роду. У пары есть дочь Елена, сегодня работающая искусствоведом. У Церетели трое внуков и четверо правнуков.

fb.ru

Не только скульптор. В Петербурге открылась выставка картин Зураба Церетели | События | КУЛЬТУРА

Выставка, на которой представлены сто картин Зураба Церетели, открылась накануне в залах Мраморного дворца Русского музея. Экспозиция состоит из работ, написанных художником в 90-х годах прошлого столетия, а также его последних произведений из циклов «Сны и сновидения», «Цирк», «Хорватия». 

Церетели-живописец

Зураб Церетели больше известен как выдающийся скульптор. Все знают его стометровый памятник Петру I в Москве или монумент с Георгием Победоносцем «Добро побеждает зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке. Однако этим творчество мастера не ограничивается.

«Церетели мало известен как живописец, - объяснила заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. – Русский музей проводит подобные выставки не в первый раз, тем самым открывая великого мастера для публики как художника. Его картины яркие, сочные. Он фантазирует, и на холсте появляется удивительный мир. Несмотря на свою славу, Зураб Константинович очень много работает – с пяти часов утра и до позднего вечера. Живопись – часть его жизни».

В живописи другим жанрам Церетели предпочитает портрет. Мастер рисует своих реальных знакомых и вымышленных персонажей, артистов и ремесленников, красивых женщин и молодых влюбленных.

В своих работах художник часто рисует подсолнухи. Фото: АиФ / Яна Хватова

Позитивный гротеск

На выставке представлены карандашные эскизы и наброски Церетели. Эта серия работ, выполненных в технике шелкографии, так и называется – «Листы из альбома». Здесь изображены разные типажи людей – музыканты, сапожники, торговцы и шуты. В других залах – работы в цвете. Для картин Церетели характерно заполнение всего холста яркими цветами. Его полотна словно сочятся позитивом. Мастер использует гротеск, например, превращая два профиля в одно лицо и окрасив их в синий и зеленый цвета. Всех персонажей Церетели изображает с большими глазами.

В серии «Старый Тифлисъ» изображены яркие грузинские персонажи. Фото: АиФ / Яна Хватова

В серии картин «По Хорватии» представлены пейзажи, выполненные широкими мазками. На них изображена балканская природа, которую художник часто видел во время своих путешествий. В серии «Старый Тифлисъ» Церетели рисует ярких персонажей Грузии, а в «Цирке» обращается к абстракционизму. Например, на картине «Представление №4» изображена ваза, на которой нарисована человеческая голова. Цветок, стоящий вазе, как будто растет прямо из головы.

Выставку, представленную в восьми залах, начинают и завершают скульптурные композиции. Сначала посетителей встречают «Василий Кандинский» и «Казимир Малевич». Именно их творчество во многом отражается в живописи Церетели. Огромный, под потолок, Малевич держит в руках картину «Черный квадрат», а рядом с ним стоят безликие герои других работ художника. Кандинский - в центре между двумя своими картинами. Завершает выставку композиция «Мои любимые художники». Она состоит из бронзовых фигурок Ван Гога, Модильяни, Матисса, Шагала и Пикассо – авторов, черты творчества которых также можно найти творчестве Церетели.

Медный Малевич держит в руках «Черный квадрат» . Фото: АиФ / Яна Хватова

Церетели проведет мастер-класс

К сожалению, сам мастер не смог приехать на открытие выставки в Петербурге. Вместо него присутствовали дочь Елена и внук Василий. «Я очень рад, что эта выставка, одна из лучших выставок моего дедушки, проводится именно в Мраморном дворце, - подчеркнул внук Зураба Константиновича. – Русский музей – красивейший музей России. Я уверен, когда дедушка поправится, он обязательно приедет сюда и проведет для всех мастер-класс».

Экспозицию посетил и Георгий Полтавченко. По словам губернатора, он уже давно знаком с живописью Церетели. «Зураба Церетели настолько знают и любят, что рассказывают про него анекдоты, - отметил Полтавченко. – В нашей стране анекдоты сочиняют только про тех людей, которых уважают».

На открытие выставки приехали Георгий Полтавченко и внук Церетели. Фото: АиФ / Яна Хватова

Выставка картин Зураба Церетели будет представлена в Мраморном дворце Русского музея по адресу ул. Миллионная, д. 5/1 с 28 мая по 11 августа.

www.spb.aif.ru


Смотрите также