Преображение Господне – картины, иконы и фрески. Церковные картины


Храмы в живописи

православные храмы в живописи - 01

Artemis

Подборок картин с православными храмами в интернете огромное множество и по этой причине я ставил перед собой задачу не скопировать существующие галереи, а показать вам что-то новое.

Правильнее было бы сказать не «что-то новое», а «кого-то нового». Я открыл для себя просто созвездие замечательных художников, работы которых на этом сайте ранее не публиковались. И открыл я их именно через пейзажи с православными храмами.

Огромная беда интернета в том, что популярные авторы занимают самые верхние строчки поисковой выдачи, а художники не менее талантливые просто не могут пробиться в верхние строчки и показать нам свои работы. Вот я и решил эту несправедливость, по мере своих возможностей, устранить.

Пейзажи с православными храмами

 

православные храмы в живописи - 02

Сергей Боев

православные храмы в живописи - 03

Андрей Ковалевский

православные храмы в живописи - 04

Полина Лучанова

православные храмы в живописи - 05

Эдуард Панов

православные храмы в живописи - 06

Алексей Евстегнеев

православные храмы в живописи - 07

Александр Аврин

православные храмы в живописи - 08

Ярослав Зяблов

православные храмы в живописи - 09

Сергей Панин

православные храмы в живописи - 10

Светлана Круглова

православные храмы в живописи - 11

Ярослав Зяблов

православные храмы в живописи - 12

Евгений Лоскутов

православные храмы в живописи - 13

Юрий Качкин

православные храмы в живописи - 14

Юрий Федоренков

православные храмы в живописи - 15

Полина Лучанова

 

 

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

Сохранить

12 Окт 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: городской пейзаж, сельский пейзаж     97       Поделитесь записью

svistanet.com

Священнослужители в картинах русских живописцев

Обычно чтобы продемонстрировать негативное отношение дореволюционного общества к священникам, показывают картины "Чаепитие в Мытищах" или "Крестный ход в деревне", как-будто несколько картин уже все доказывают.

Б. Кустодиев. На приеме.

А. Морозов. Выход из церкви во Пскове. 1864

Г. Мясоедов. Молебен во время засухи. 1880

И. Репин. Монахиня 1887

М.В. Нестеров. Под благовест. 1895

М.В. Нестеров. Пустынник. 1888

М.В. Нестеров. Архиепископ (Портрет Антония Волынского). 1917

И.Н. Крамской Голова монаха.

К. Савицкий. Встреча иконы. 1878

К. Лебедев. Исповедь кающегося.

К. Лебедев. Крещение младенца.

К.Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского соборав Московском Кремле. 1860

М.В. Нестеров Соловки. 1917

П. Коровин. Крестины.

Неизвестный художник. Монахиня Сусанна (Рылеева) учит детей.

Б. Кустодиев. Крестный ход. 1915

М. Виллие. Под Святыми вратами в Борисоглебском монастыре. 1880

В. Тропинин. Монах со свечой. 1834

И. Горюшкин-Сорокопудов. Из века в век. 1910

Вячеслав Шварц: Патриарх Никон в Новом Иерусалиме, 1867

Спор о вереЖуков Дмитрий Егорович

Обедня в московском Благовещенском собореШухвостов Степан Михайлович

Духовное окормлениеНавозов Василий Иванович

Крестный ходПрянишников Илларион Михайлович

Спасов день на СевереПрянишников Илларион Михайлович

МИЛОРАДОВИЧ Сергей - У исповедника

Великий постриг.Нестеров Михаил Васильевич

Ранняя весна 1915Костанди Кириак Константинович

И самая забавная :)Монахи. Не туда заехалиСоловьев Лев Григорьевич

ycnokoutellb.livejournal.com

Образ иконы: поиски современных художников (ФОТО)

В государственном музейно-выставочном комплексе РОСИЗО проходит выставка картины и скульптурных работ «Образ иконы».

Выставка посвящена развитию религиозного искусства на протяжении последних пяти десятилетий: «Обращение к религиозной тематике в годы „оттепели“ и позже было способом выразить свой протест и неприятие существующей идеологии и порядков. К этой теме обращались не только нон-конформисты, но и признанные государством художники, хотя в творчестве последних протест не столь ярко выражен, а интерес к иконе скорее формальный.

Художников-шестидесятников привлекали монументальные росписи храмов, чистота и ясность цветовой палитры иконописцев XV–XVI веков (В. Попков, Г. Мызников, В. Забелин, И. Сандырев). Художники-семидесятники свое вдохновение черпали в житийных иконах XVII века, их образном строе и стремлении к иносказанию (О. Булгакова, Е. Романова). В 1990-е гг. с распадом СССР и либерализацией общества религиозное искусство стало свободным.

Современные художники вольны избирать религиозные сюжеты, оформлять храмы, писать картины, проникнутые ощущением присутствия божественной силы. Иконы, экспрессионистические, импрессионистические, реалистические и „наивные“ картины — представленные на выставке экспонаты подводят нас к двум вопросам: с одной стороны, как можно создавать искусство в рамках канона, и, с другой стороны, какой художественный язык наиболее понятен современному верующему?» — говорится на сайте РОСИЗО.

Как отмечают организаторы, цель данной выставки демонстрация существующего разнообразия работ на религиозную тематику, отображение духовных поисков современных художников. Интересно, что одновременно с выставкой известных художников проходит и выставка детских работ христианской тематики — здесь и бытовые картинки (празднование Пасхи или Рождества в семье), и копии икон. Возраст юных художников — от 6 лет.

И. Старженецкая «Триптих»

И. Старженецкая «Триптих»

Е. Черкасова «Молитва»

Е. Черкасова «Молитва»

Картины Е. Черкасовой

Картины Е. Черкасовой

А. Смирнов «Борис и Глеб»

А. Смирнов «Борис и Глеб»

А. Тутунов «Видение Богородицы Страждущей»

А. Тутунов «Видение Богородицы Страждущей»

Работы А. Тихомирова

Работы А. Тихомирова

Работы И. Старженецкой

Работы И. Старженецкой

Работы И. Зарона

Работы И. Зарона

Фрагмент скульптурной композиции

Фрагмент скульптурной композиции

И. Зарон. «Рождество Богородицы» и «Рождество Христово»

И. Зарон. «Рождество Богородицы» и «Рождество Христово»

Е. Коронцевич. Диптих «Апокалипсис»

Е. Коронцевич. Диптих «Апокалипсис»

А. Смирнов. Никола Мокрый

А. Смирнов. Никола Мокрый

Ю. Попков «Преподобный Александр Свирский»

Ю. Попков «Преподобный Александр Свирский»

И. Старженецкая «Воин»

И. Старженецкая «Воин»

А. Стрелкова «Рождество»

А. Стрелкова «Рождество»

Н. Нестерова. «Пир Ирода»

Н. Нестерова. «Пир Ирода»

Н. Нестерова «Юдифь»

Н. Нестерова «Юдифь»

М. Дронов «Ангел»

М. Дронов «Ангел»

В. Калинин «Бегство в Египет»

В. Калинин «Бегство в Египет»

Е. Болотских «Богоматерь с защитником» и «Красная площадь»

Е. Болотских «Богоматерь с защитником» и «Красная площадь»

В. Архаров (Фредынский) «Троице-Сергиева Лавра»

В. Архаров (Фредынский) «Троице-Сергиева Лавра»

О. Кривоногова «Памяти Зосимы и Савватия – основателей Соловецкого монастыря посвящается»

О. Кривоногова «Памяти Зосимы и Савватия – основателей Соловецкого монастыря посвящается»

Работы А. Харитонова

Работы А. Харитонова

А. Смирнов «Андрей Рублев»

А. Смирнов «Андрей Рублев»

И. Яценко «Исповедь» и Е. Степура «Вербное воскресенье»

И. Яценко «Исповедь» и Е. Степура «Вербное воскресенье»

М. Дронов «Святой Петр»

М. Дронов «Святой Петр»

С. Бычков «Отпевание»

С. Бычков «Отпевание»

Г. Коржев «Блудный сын»

Г. Коржев «Блудный сын»

А. Смирнов «Иоанн Креститель»

А. Смирнов «Иоанн Креститель»

М. Ильичева, 14 лет «Богоматерь Умиление»

М. Ильичева, 14 лет «Богоматерь Умиление»

П. Лозовой, 6 лет «Весна» и Д. Халилуллина, 8 лет «Канавка в Дивеевском монастыре»

П. Лозовой, 6 лет «Весна» и Д. Халилуллина, 8 лет «Канавка в Дивеевском монастыре»

Детские работы

Детские работы

В. Кудрявцева, 11лет «Благовещение Пресвятой Богородицы»

В. Кудрявцева, 11лет «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Н. Керекеша, 14 лет «Кирилл и Мефодий»

Н. Керекеша, 14 лет «Кирилл и Мефодий»

Скульптура «Пастырь добрый»

Скульптура «Пастырь добрый»

www.pravmir.ru

Преображение Господне - картины, иконы и фрески

Преображение Господне – один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?

От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название.

В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».

Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.

Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.

Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.

Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия

Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент

Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.

В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».

Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.

Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.

В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.

Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры — это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами — это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.

В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: Иоанн Богослов чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.

В произведениях второй половины XIII – XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.

В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).

В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.

* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва

Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент

Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент

Фреска так называемой «Стрятанная церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция

Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция

Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения

Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения

Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция

Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция

Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция

Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция

Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г.

Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г.

Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб

Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб

Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция

Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция

Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва

Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва

Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва

Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва

Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва

Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва

Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Палехская икона. Серед.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех

Палехская икона. Серед.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех

Икона. Кон.XVIII - нач.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник

Икона. Кон.XVIII – нач.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник

Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция

Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция

Палехская икона. Нач.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех

Палехская икона. Нач.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех

Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция

Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция

 Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана

Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана

Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.

Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.

Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 - нач.1850-х гг. ГТГ, Москва

Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 – нач.1850-х гг. ГТГ, Москва

Читайте также:

www.pravmir.ru


Смотрите также