Фрэнк Стелла и черные картины. Черные картины


«Черная живопись» из Дома глухого • Arzamas

Революция, глухота, незаконная любовь, отшельничество: в каких обстоятельствах Гойя создал необычный цикл картин на стенах собственного дома

Автор Ирина Зорина-Карякина

Передвижная фотостудия Жана Лорана. 1872 годФотограф Лоран сделал первые снимки фресок Дома глухого.© Archivo Ruiz Vernacci

В мае 1814 года Фердинанд VII, несколько лет находившийся в изгнании, триум­фально вернулся в Испанию. Он отменил Конституцию 1812 года, распу­стил кортесы и восстановил власть испанских Бурбонов. Многие либерально настроенные депутаты и интеллектуалы были арестованы, многие повешены или расстреляны. 

Гойя был дружен со многими «просвещенными» либералами. Хотя выдвигав­шиеся изначально подозрения в сотрудничестве Гойи с французами и прави­тельством короля Хосе I были сняты, его ненавидел Фердинанд VII, и положе­ние художника оставалось уязвимым. Гойе пришлось спрятать в Академии Сан-Фернандо многие свои картины, а самому удалиться подальше от двора.

В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города), и жил отшель­ником, никого не принимая. По странному совпадению в соседнем доме жил человек, который, так же как и Гойя, был лишен слуха  Гойя потерял слух после тяжелой болезни, которую перенес в 1792–1793 годах. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., поэтому местные жители называли его жилище «quinta del sordo» — «дом глухого». После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Сего­дня на его месте находится станция метро, которая носит имя худож­ни­ка — «Гойя».

Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спут­ницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. Они познакомились летом 1805 года на свадьбе сына Гойи и, по-видимому, сразу стали любовни­ка­ми. Их связь не прекратилась даже после того, как в 1807 году Леокадия вы­шла замуж за некоего коммерсанта немецкого происхождения, урожденного мадридца. В 1812 году муж обвинил Леокадию в неверности, они развелись, а в 1814 году у нее родилась дочь Росарио. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II).

Гойя жил в Доме глухого отшельником, никого не принимал, так как боялся обвинений со стороны инквизиции не только в либеральных воззрениях, но и в аморальном поведении. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписы­вал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а за­тем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позд­нее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный коло­рит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Некоторые из них были написаны на религи­оз­ные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожираю­щий своего сына». Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника.

1 / 7

Франсиско Гойя. Шабаш ведьм. 1819–1823© Museo del Prado

2 / 7

Франсиско Гойя. Фестиваль в Сан-Исидро. 1819–1823© Museo del Prado

3 / 7

Франсиско Гойя. Асмодей, или Фантастическое видение. 1819–1823© Museo del Prado

4 / 7

Франсиско Гойя. Два старика едят суп. 1819–1823© Museo del Prado

5 / 7

Франсиско Гойя. Поединок на дубинах. 1819–1823© Museo del Prado

6 / 7

Франсиско Гойя. Паломничество к источнику Сан-Исидро. 1819–1823© Museo del Prado

7 / 7

Франсиско Гойя. Атропа. 1819–1823© Museo del Prado

В январе 1820 года генерал Риего поднял в Кадисе вооруженное восстание, став­шее началом революции. В 1822 году Фердинанд VII признал Кадисскую конституцию. Испания вновь стала конституционной монархией, но ненадол­го: уже 23 мая 1823 года король вернулся в Мадрид вместе с французской ар­мией. Революция была подавлена, в Испании началась реакция; в ноябре генерал Риего был казнен.

Гойя сочувствовал военным, объединившимся вокруг Риего, и даже сделал ми­ниатюрный портрет его жены. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом рево­люционной милиции. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе; семья другого его покро­ви­теля и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Гойя был напуган. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило кон­фискацией имущества.

1 / 6

Франсиско Гойя. Юдифь и Олоферн. 1819–1823© Museo del Prado

2 / 6

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819–1823© Museo del Prado

3 / 6

Франсиско Гойя. Собака. 1819–1823© Museo del Prado

4 / 6

Франсиско Гойя. Два старика. 1819–1823© Museo del Prado

5 / 6

Франсиско Гойя. Читающие мужчины. 1819–1823© Museo del Prado

6 / 6

Франсиско Гойя. Смеющиеся женщины. 1819–1823© Museo del Prado

17 сентября 1823 года Гойя нотариально заверил дарственную на Дом глухого для своего внука Марио, таким образом обезопасив себя от конфискации, а затем, когда король объявил политическую амнистию, подал прошение о поездке на лечение во Францию, на пломбьерские воды. 30 мая разрешение было получено, и уже в июне Гойя уехал — правда, не в Пломбьер, а в Бордо, где в тот момент скрывались многие его друзья. Один из них, писатель и дра­матург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не гово­ря­щий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремле­нии познать мир». Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая от­пуск по болезни. В Мадриде он побывал только в 1826 году, с тем чтобы до­биться разрешения уйти на покой с сохранением жалованья и возможностью жить во Франции.

В 1828 году Гойя умер. Пятьдесят лет спустя, 8 марта 1873 года, Дом глухо­го купил барон Эрлангер. По его просьбе Сальвадор Мартинес Кубельс, художник-реставратор из музея Прадо, перенес картины на холст. В 1878 году они были впервые выставлены в Париже. Тогда их никто не понял. Тем не менее картины были переданы в дар музею.  

arzamas.academy

Фрэнк Стелла и черные картины

Чёрный кофе, чёрная зависть, чёрный квадрат... Какие ещё ассоциации рождает ваше подсознание при упоминании слова «чёрный»?

Пока вы перебираете новый список ответов, известный американский художник Фрэнк Стелла (Frank Stella) уже подготовил один прекрасный вариант.

Мастер постживописной абстракции Стелла родился в Мэлдене, штат Массачусетс. С будущей профессией молодой человек определился не сразу. Первым этапом стало изучение истории в Принстонском университете. Позже, по окончании обучения, Фрэнк уехал изучать юриспруденцию в Нью-Йорк. Однако, это не было личным выбором юного и талантливого Стэллы. Так захотел отец, а послушный сын исполнил его волю.

Но судьба решила все сама, и будущий художник отправился на поиски своего истинного призвания, бросив учёбу. Он начинает изучать живопись, учится рисовать и делает чертежи. Художник должен быть голодным, но умирать от голода никто не желает. И первые работы позволили Фрэнку Стелле зарабатывать на жизнь.

 

50-е годы стали временем расцвета художественного таланта Фрэнка Стеллы. Именно тогда появляется цикл с мрачным и несколько пугающим названием «чёрные картины». Столь уникальный и самобытный стиль сразу выделил Стеллу из ряда других представителей искусства. Все полотна были буквально «пропитаны» авторским видением художника. Абстракции представляют собой сочетание геометрических фигур (линий, прямоугольников, треугольников и всего того, что мы так не любили чертить в школе).

Все работы, естественно, выполнены в чёрном и белом цвете. Здесь не встаёт вопрос: «Эти картины чёрные в белую полоску или белые в чёрную?». Вспоминаем название, и все становится на места. Поверхность картин заполнена полосами, расположенными параллельно краям и разделёнными тонкими белыми пространствами. Это выглядит, как мрачный лабиринт, по которому осторожно скользит тонкий пучок света. Казалось бы, что можно придумать нового, если использовать лишь два цвета и рисовать сплошные полоски?

Но Фрэнк Стелла в порыве нахлынувшего вдохновения смело варьировал самые разные направления и расположения точек схождения многочисленных линий, заполняющих полотна. Его картины, как говорят многие критики и ценители искусства, представляют собой «чистую и безликую визуализацию», на которой как раз и был сосредоточен сам автор.

Безусловно, успехи художника не могли оставаться незамеченными. Вскоре своё внимание на талант Фрэнка Стеллы обратил владелец нью-йоркской галереи Лео Кастелли. Именно этот человек и показал свету творения Стеллы. А все началось с того, что галерист, признав полотна художника гениальными, выставлял эти картины у себя.

 

И логично, что с этого момента творчество Фрэнка Стеллы набирает обороты. За циклом «Черных картин» следуют и другие. Используя алюминиевую краску, художник пишет, как бы это странно ни звучало, «Алюминиевые картины». На этом любовь к железной теме не заканчивается, и появляется цикл «Медные картины». Незаурядный Фрэнк отказывается от наскучивших простых фигур и начинает прорисовывать буквы латинского алфавита. LUT. Это не код, шифр или название нового химического элемента. Почему художнику пришли в голову именно эти символы? Ответ прост, а знает его только сам Стелла. Но направление, изображенных таким образом, полос определяло внешние формы работ. Вскоре, такая манера письма получила название «фигурный холст» или shapedcanvas.

Обучение истории сыграло все же свою роль в творчестве художника. Память о страшных событиях холокоста отразилась в цикле «Польские деревни». Наблюдается в то время и отход от традиционной монохромности к полихромии и рельефности. Все это мы можем увидеть в цикле «Концентрические квадраты».

Стоит отметить, что Стелла в своих работах всегда отдавал дань чёрному цвету, доминирующему на всех полотнах. А для своей работы художник использовал не просто краски. В число излюбленных инструментов Стеллы входили и проволочная сетка, и обрывки стальных труб, которыми мастер в прямом смысле прорезал рельефы полотен.

Лишь одна серия картин значительно отличается от всех своих собратьев. Если ранее каждое полотно являлось ни чем иным, как совокупностью строгих цветов и чётких линий, то «Серия волн» являла собой более романтичные творения. Здесь слились воедино живопись и декор.

 

За всю творческую деятельность Фрэнк Стелла был удостоен двух крупных наград: Национальная медаль США в области искусств (2009) и премия Международного центра скульптуры за жизненное достижение.

Теперь вы точно знаете ещё одну ассоциацию со словом «чёрный», а также немного познакомились с творчеством выдающегося художника Фрэнка Стеллы.

artifex.ru

Депрессия по Гойя - "чёрная живопись"

Мысленно повесила на журнал табличку "ушла в спортзал, вернусь не скоро", но недавние впечатления навязчиво напоминают о себе. Изложить, значит успокоиться )В Прадо у меня было два зала, диаметрально противоположных по воздействию. В одном хотелось остаться надолго, но невозможно было из-за ограниченности времени. Из другого, о котором здесь речь, сделав круг сразу вышли - давящая атмосфера. Это зал, в котором собрана "черная живопись" Франциско де Гойя. Даже при том, что там было нормальное освещение и я не сверхчувствительная, знакомые по отдельности картины, собранные вместе, оставляют гнетущее впечатление.

Гойя был прекрасный портретист, занимал должность придворного художника. Среди его работ красочные пасторальные сценки и эскизы для гобеленов. Серия "чёрной живописи" для него не типична. В музее приобрела толстенный "Путеводитель по Прадо" на русском, изданном специалистами музея, со множеством репродукций и историй о художника и картинах. Про "чёрную живопись" дальше взято оттуда.

В 1819 г. Гойя покупает "Дом глухого" - деревенский дом с поместьем на окраине Мадрида. Вскоре после переселения в этот дом художник серьёзно заболел. За время пребывания в этом доме Гойя расписал главные залы двух этажей. Рентгенографический анализ показал, что возможно стены дома ранее были расписаны пейзажами в ярких оттенках. Поверх этих рисунков Гойия нанес то, что называют "чёрной живописью".  Темы этого цикла - зло, жестокость, невежество и смерть. В 1823 Гойя, перезжая в Бордо, подарил поместье своему внуку. После смены череды владельцев поместье купил в 1873 барон Фредерик Эмиль д`Эрлангер , который заказал тогдашнему реставратору Музея Прадо перенос живописи со стен на холст. И после выставки в 1878 г. в Париже картины были переданы в дар Музею Прадо. То есть, что выставлено в Прадо - это перерисовка того, что Гойя рисовал на стенах.

Искусствоведы в озадаченности... Во-первых, не сохранился порядок расположения рисунков на стенах дома, что "усложняет их интерпретацию". Во-вторых, при переносе на холст были допущены неточности. И вот мучаются теперь над ребусами Гойя - а чойто он так и что имел ввиду)   Маститый художник покидает столичную жизнь, перезжает в глухомань в "Дом глухого" (одно название которого чего стоит), сильно болеет и рисует такое... Искусствоведам наверное следовало проконсультироваться у психоаналитиков )

У некоторых африканских племён есть такой способ лечения. Шаман назначает больному вырезать из чёрного дерева человеческие фигурки и продать их. И болезнь перейдет к покупателю. Это я потом узнала. А мы из Йемена привозили такие фигурки. Красивые, притягивали взгляд, но мне смотреть на них было неприятно. Потом упросила родителей выкинуть их и снесла на помойку. Почище стало )   Вот так же я вышла из зала "чёрной живописи" )

Музей Прадо: Гойя и Лусиентес, Франсиско де -- Паломничество к св Исидору1820 - 1823, 138,5 см x 436 см.

Гойя_Паломничество

Дальше еще несколько картин серии. Впору ставить 18+ )

Музей Прадо: Гойя и Лусиентес, Франсиско де -- Шабаш ведьм1820 - 1823, 140,5 см x 435,7 см.

Гойя_Шабаш ведьм

Музей Прадо: Гойя и Лусиентес, Франсиско де -- Две старухи, поедающие суп1821 - 1823, 49,3 см x 83,4 см, Revestimiento mural, Técnica mixta.

Гойя_Две старухиПо мнению искусствоведов та старуха, что справа - поджидающая смерть

Музей Прадо: Гойя и Лусиентес, Франсиско деСатурн, пожирающий свое дитя1820 - 1823, 143,5 см x 81,4 см.                                                          Две женщины и мужчина   1820 - 1823, 125 см x 66 см.

Гойя_Сатурн            Гойя_Две женщиныЗачем Сатурн, он же Кронос, ел своих детей - можно здесь узнатьhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BD_(%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)Если вкратце - боялся конкурентов )   А контрацепции не подумал

Музей Прадо: Гойя и Лусиентес, Франсиско де -- Чтение или политики1820 - 1823, 126 см x 66 см.Гойя_ЧтениеСогласна, политика - дело тёмное )

Люблю на оптимистической ноте заканчивать, выходим из зала на свежий воздух )

Я и Гойя. Памятник напротив Прадо.  Одна из немногих фоток, где голова Гойи полностью влезла в кадр - Машка старательно на мне фокусировалась )) Я и Гойя

krats.livejournal.com


Смотрите также