Черный в живописи: Картина Огюста Ренуара, посвященная черному, на которой нет черного цвета. Черный картина


Картина Огюста Ренуара, посвященная черному, на которой нет черного цвета

Черный цвет по своей природе – это сочетание всех цветов воедино, и несет он в себе ассоциацию с ночью и темнотой, иногда с разрушением, смертью, пустотой и печалью. Данное толкование берет свое начало с первобытных времен, когда в представлении древних людей ночь ассоциировалась со злом и враждебными, хтоническими силами. Но так ли страшен на самом деле этот цвет? Обратившись к истории живописи, можно постичь всю суть и красоту черного.

«Зонтики» Огюста Ренуара - симфония черного

Практически каждое творение художников имеет в своей основе историю, которая вдохновляет их на творчество. Так однажды к Огюсту Ренуару в мастерскую ворвались возбужденные студенты художественной школы и начали говорить наперебой, что они вдохновленные светло-прозрачной палитрой художника, «выбросили тюбики с черной краской в Сену!».

Ренуар в свою очередь пытался доказать молодым бунтарям насколько важен черный цвет в природе, а в живописи особенно, так как в зависимости от освещения, он имеет множество различных оттенков и придает работе неповторимое звучание.

«Зонтики».1881-1886). Национальная галерея. Лондон. Автор: Огюст Ренуар.

«Зонтики».1881-1886). Национальная галерея. Лондон. Автор: Огюст Ренуар.

Под впечатлением от этого спора Ренуар напишет картину «Зонтики», которая станет настоящей симфонией черного цвета. И, как видим - в шелке и в бархате, в глубине корзины, на полях шляпы и на верхушках раскрытых зонтов, в кожаных перчатках и в детских сапожках он прозвучал по-разному. Однако чисто черного цвета мы на картине совершенно не увидели, так как художник создал его иллюзию при помощи других цветов и оттенков.

«Зонтики». Фрагмент. Автор: Огюст Ренуар.

«Зонтики». Фрагмент. Автор: Огюст Ренуар.

К слову, в 20 веке это полотно исследователи просвечивали рентгеном и доказали, что художник писал его в 2 захода с интервалом, как минимум в 5 лет. Чувствуется его разная манера письма в противоположных углах холста. Да и в одежде некоторых персонажей получилась нестыковка во времени в связи со сменой моды. Но эта разница едва уловима и воспринимается только зорким взглядом эксперта. Но в целом это полотно создает очень мощное живописное впечатление.

 Девушки в черном. 1881 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор: Пьер Огюст Ренуар.

Девушки в черном. 1881 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор: Пьер Огюст Ренуар.

Затронув черный цвет в творчестве Ренуара, невозможно не вспомнить об еще одной его картине "Девушки в черном", где также не прослеживаются признаки чисто черного. Эксперты эти два полотна приписывают к периоду творческого кризиса Ренуара, когда он заявил, что “дошёл до конца импрессионизма”.

Но как бы там ни было - «Зонтики» стало одним из самых гармоничных полотен художника, которое еще при жизни мастера заняло достойное место в музее – рядом с произведениями признанных мастеров живописи.

Немного о природе черного цвета

Как уже доказано, черный поглощает энергию человека и оставляет зрение бессильным, что является угнетающим фактором. Поэтому этот цвет во многих странах является символом зла, смерти и скорби. Но есть народы, позитивно относящиеся к черному и всему тому, что с ним связано. К примеру, древние египтяне боготворили черный цвет, так как он вызывал у них ассоциации с плодородием земли. Африканские племена связывали этот цвет с дождевыми тучами и со счастливым браком.

На особом счету стоит черный цвет в мусульманских странах Востока. Он считается антиподом белому, который при ярком солнце ослепляет и приравнивается ко тьме. Китайцы черный ассоциируют с цветом неба и почитают его как царя всех цветов.

Люди в черном на полотнах старых европейских мастеров разных эпох

Черный цвет в изобразительном искусстве.

Черный цвет в изобразительном искусстве.

Из вышесказанного напрашивается вывод, что в западных культурах и их традициях черный цвет несет в себе траур и меланхолию, а в восточной - философский божественный смысл.

Однако такая четкая категоричность не всегда уместна, ибо отношение к этому цвету во все времена было противоречиво, вне зависимости от культуры. Так, к примеру, в раннем средневековье в Европе было полное неприятие этого цвета. Но уже с 14 столетия он стал весьма популярным. Это произошло по той причине, что черная краска была гораздо дешевле, нежели другие, которые использовались при окрашивании тканей.

Богоматерь. Утешение. Автор: Бугро Адольф Вильям

Богоматерь. Утешение. Автор: Бугро Адольф Вильям

К тому же в странах Западной Европы усилился культ Богоматери, символом которой являлся черный цвет. Но особую лепту в популяризацию этого цвета внесли итальянские купцы, относящиеся к непривилегированному сословию. И согласно закону, им запрещалось носить одежды пурпурного цвета. В знак протеста они облачились исключительно в черные платья.

Портрет принца Дона Карлоса. Автор: Санчес Коэльо.

Портрет принца Дона Карлоса. Автор: Санчес Коэльо.

Неожиданно все заметили, что черный - весьма изысканный и соблазнительный. Вся Италия, а позже и Европа была поглощена модой на костюмы и платья из черной ткани. И 15 век стал триумфом черного: от членов монарших семей и до людей низших слоев общества - все имели в своем гардеробе множество вещей черного цвета, так как он стал считаться самым достойным, самым добродетельным цветом.

Черные рясы духовных сановников символизируют умерщвление плоти ради блаженства души в будущем. Поэтому этот цвет навсегда сохранился в одежде священников, чиновников и судей, всех тех, у кого он, по уже сложившейся традиции, символизирует высокую нравственность.

 Дама в мехах. Автор: Эль Греко.

Дама в мехах. Автор: Эль Греко.

И, так как мастера кисти всегда шли в ногу со временем, популярность черного отразилась в полной мере в их произведениях. Заглянув в историю искусства тех далеких веков, можно увидеть, что на полотнах европейских живописцев преобладают портреты прекрасных дам и кавалеров облаченных в черные одежды.

 Автопортрет. Автор: Рембрандт.

Автопортрет. Автор: Рембрандт.

 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Автор: Франс Халс.

«Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Автор: Франс Халс.

Историки искусства особенно выделяют среди других художников голландца Франса Халса (1582 – 1666) как непревзойденного мастера черного цвета. Установлено, что на его картинах встречается более сорока оттенков черного. Картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» считается лучшей его работой, принесшей живописцу настоящий успех.

 Дама с веером. Автор: Диего Веласкес.

Дама с веером. Автор: Диего Веласкес.

 Изабель Клара Евгения. Автор: Пантоха дела Крус.

Изабель Клара Евгения. Автор: Пантоха дела Крус.

 Дама с веером. Автор: Санчес Коэльо.

Дама с веером. Автор: Санчес Коэльо.

Lina Cavalieri. Автор: Джованни Болдини.

Lina Cavalieri. Автор: Джованни Болдини.

Marchesa Luisa Casati with a Greyhound. Автор: Джованни Болдини.

Marchesa Luisa Casati with a Greyhound. Автор: Джованни Болдини.

 Lady Lina Bilitis with Two Pekinese. Автор: Джованни Болдини.

Lady Lina Bilitis with Two Pekinese. Автор: Джованни Болдини.

Портрет Кэйтлин Ньютон. Автор: Джеймс Тиссо.

Портрет Кэйтлин Ньютон. Автор: Джеймс Тиссо.

Вдова. Автор: Джеймс Тиссо.

Вдова. Автор: Джеймс Тиссо.

Продавщица. Автор: Джеймс Тиссо.

Продавщица. Автор: Джеймс Тиссо.

Письмо. Автор: Джеймс Тиссо.

Письмо. Автор: Джеймс Тиссо.

Воспоминания. Автор: Фредерик Лейтон.

Воспоминания. Автор: Фредерик Лейтон.

Элизабет Винтроп Чанлер. 1893. Автор: Джон Сингер Сарджент.

Элизабет Винтроп Чанлер. 1893. Автор: Джон Сингер Сарджент.

Леди Сэссун 1907. Автор: Джон Сингер Сарджент.

Леди Сэссун 1907. Автор: Джон Сингер Сарджент.

 Madame Frederic Reiset. Автор: Доменик Энгр.

Madame Frederic Reiset. Автор: Доменик Энгр.

Mademoiselle Jeanne Suzanne Catherine Gonin. Автор: Доменик Энгр.

Mademoiselle Jeanne Suzanne Catherine Gonin. Автор: Доменик Энгр.

А еще справедливости ради стоит заметить, что передача черного цвета в живописи - непростое дело. Например, Казимир Малевич на создание пресловутого «Черного квадрата» потратил не мало времени. Впоследствии он создал еще три «Черных квадрата», однако все варианты не были похожи друг на друга ни фактурой, ни цветом.Вся суть этого творения заключалась в смешивании красок и пропорциональном их отношении. Источник

art.mirtesen.ru

Картина Огюста Ренуара, посвященная черному, на которой нет черного цвета

Черный цвет по своей природе – это сочетание всех цветов воедино, и несет он в себе ассоциацию с ночью и темнотой, иногда с разрушением, смертью, пустотой и печалью. Данное толкование берет свое начало с первобытных времен, когда в представлении древних людей ночь ассоциировалась со злом и враждебными, хтоническими силами. Но так ли страшен на самом деле этот цвет? Обратившись к истории живописи, можно постичь всю суть и красоту черного.

«Зонтики» Огюста Ренуара - симфония черного

Практически каждое творение художников имеет в своей основе историю, которая вдохновляет их на творчество. Так однажды к Огюсту Ренуару в мастерскую ворвались возбужденные студенты художественной школы и начали говорить наперебой, что они вдохновленные светло-прозрачной палитрой художника, «выбросили тюбики с черной краской в Сену!».

Ренуар в свою очередь пытался доказать молодым бунтарям насколько важен черный цвет в природе, а в живописи особенно, так как в зависимости от освещения, он имеет множество различных оттенков и придает работе неповторимое звучание.

«Зонтики».1881-1886). Национальная галерея. Лондон. Автор: Огюст Ренуар.

«Зонтики».1881-1886). Национальная галерея. Лондон. Автор: Огюст Ренуар.

Под впечатлением от этого спора Ренуар напишет картину «Зонтики», которая станет настоящей симфонией черного цвета. И, как видим - в шелке и в бархате, в глубине корзины, на полях шляпы и на верхушках раскрытых зонтов, в кожаных перчатках и в детских сапожках он прозвучал по-разному. Однако чисто черного цвета мы на картине совершенно не увидели, так как художник создал его иллюзию при помощи других цветов и оттенков.

«Зонтики». Фрагмент. Автор: Огюст Ренуар.

«Зонтики». Фрагмент. Автор: Огюст Ренуар.

К слову, в 20 веке это полотно исследователи просвечивали рентгеном и доказали, что художник писал его в 2 захода с интервалом, как минимум в 5 лет. Чувствуется его разная манера письма в противоположных углах холста. Да и в одежде некоторых персонажей получилась нестыковка во времени в связи со сменой моды. Но эта разница едва уловима и воспринимается только зорким взглядом эксперта. Но в целом это полотно создает очень мощное живописное впечатление.

 Девушки в черном. 1881 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор: Пьер Огюст Ренуар.

Девушки в черном. 1881 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор: Пьер Огюст Ренуар.

Затронув черный цвет в творчестве Ренуара, невозможно не вспомнить об еще одной его картине "Девушки в черном", где также не прослеживаются признаки чисто черного. Эксперты эти два полотна приписывают к периоду творческого кризиса Ренуара, когда он заявил, что “дошёл до конца импрессионизма”.

Но как бы там ни было - «Зонтики» стало одним из самых гармоничных полотен художника, которое еще при жизни мастера заняло достойное место в музее – рядом с произведениями признанных мастеров живописи.

Немного о природе черного цвета

Как уже доказано, черный поглощает энергию человека и оставляет зрение бессильным, что является угнетающим фактором. Поэтому этот цвет во многих странах является символом зла, смерти и скорби. Но есть народы, позитивно относящиеся к черному и всему тому, что с ним связано. К примеру, древние египтяне боготворили черный цвет, так как он вызывал у них ассоциации с плодородием земли. Африканские племена связывали этот цвет с дождевыми тучами и со счастливым браком.

На особом счету стоит черный цвет в мусульманских странах Востока. Он считается антиподом белому, который при ярком солнце ослепляет и приравнивается ко тьме. Китайцы черный ассоциируют с цветом неба и почитают его как царя всех цветов.

Люди в черном на полотнах старых европейских мастеров разных эпох

Черный цвет в изобразительном искусстве.

Черный цвет в изобразительном искусстве.

Из вышесказанного напрашивается вывод, что в западных культурах и их традициях черный цвет несет в себе траур и меланхолию, а в восточной - философский божественный смысл.

Однако такая четкая категоричность не всегда уместна, ибо отношение к этому цвету во все времена было противоречиво, вне зависимости от культуры. Так, к примеру, в раннем средневековье в Европе было полное неприятие этого цвета. Но уже с 14 столетия он стал весьма популярным. Это произошло по той причине, что черная краска была гораздо дешевле, нежели другие, которые использовались при окрашивании тканей.

Богоматерь. Утешение. Автор: Бугро Адольф Вильям

Богоматерь. Утешение. Автор: Бугро Адольф Вильям

К тому же в странах Западной Европы усилился культ Богоматери, символом которой являлся черный цвет. Но особую лепту в популяризацию этого цвета внесли итальянские купцы, относящиеся к непривилегированному сословию. И согласно закону, им запрещалось носить одежды пурпурного цвета. В знак протеста они облачились исключительно в черные платья.

Портрет принца Дона Карлоса. Автор: Санчес Коэльо.

Портрет принца Дона Карлоса. Автор: Санчес Коэльо.

Неожиданно все заметили, что черный - весьма изысканный и соблазнительный. Вся Италия, а позже и Европа была поглощена модой на костюмы и платья из черной ткани. И 15 век стал триумфом черного: от членов монарших семей и до людей низших слоев общества - все имели в своем гардеробе множество вещей черного цвета, так как он стал считаться самым достойным, самым добродетельным цветом.

Черные рясы духовных сановников символизируют умерщвление плоти ради блаженства души в будущем. Поэтому этот цвет навсегда сохранился в одежде священников, чиновников и судей, всех тех, у кого он, по уже сложившейся традиции, символизирует высокую нравственность.

 Дама в мехах. Автор: Эль Греко.

Дама в мехах. Автор: Эль Греко.

И, так как мастера кисти всегда шли в ногу со временем, популярность черного отразилась в полной мере в их произведениях. Заглянув в историю искусства тех далеких веков, можно увидеть, что на полотнах европейских живописцев преобладают портреты прекрасных дам и кавалеров облаченных в черные одежды.

 Автопортрет. Автор: Рембрандт.

Автопортрет. Автор: Рембрандт.

 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Автор: Франс Халс.

«Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Автор: Франс Халс.

Историки искусства особенно выделяют среди других художников голландца Франса Халса (1582 – 1666) как непревзойденного мастера черного цвета. Установлено, что на его картинах встречается более сорока оттенков черного. Картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» считается лучшей его работой, принесшей живописцу настоящий успех.

 Дама с веером. Автор: Диего Веласкес.

Дама с веером. Автор: Диего Веласкес.

 Изабель Клара Евгения. Автор: Пантоха дела Крус.

Изабель Клара Евгения. Автор: Пантоха дела Крус.

 Дама с веером. Автор: Санчес Коэльо.

Дама с веером. Автор: Санчес Коэльо.

Lina Cavalieri. Автор: Джованни Болдини.

Lina Cavalieri. Автор: Джованни Болдини.

Marchesa Luisa Casati with a Greyhound. Автор: Джованни Болдини.

Marchesa Luisa Casati with a Greyhound. Автор: Джованни Болдини.

 Lady Lina Bilitis with Two Pekinese. Автор: Джованни Болдини.

Lady Lina Bilitis with Two Pekinese. Автор: Джованни Болдини.

Портрет Кэйтлин Ньютон. Автор: Джеймс Тиссо.

Портрет Кэйтлин Ньютон. Автор: Джеймс Тиссо.

Вдова. Автор: Джеймс Тиссо.

Вдова. Автор: Джеймс Тиссо.

Продавщица. Автор: Джеймс Тиссо.

Продавщица. Автор: Джеймс Тиссо.

Письмо. Автор: Джеймс Тиссо.

Письмо. Автор: Джеймс Тиссо.

Воспоминания. Автор: Фредерик Лейтон.

Воспоминания. Автор: Фредерик Лейтон.

Элизабет Винтроп Чанлер. 1893. Автор: Джон Сингер Сарджент.

Элизабет Винтроп Чанлер. 1893. Автор: Джон Сингер Сарджент.

Леди Сэссун 1907. Автор: Джон Сингер Сарджент.

Леди Сэссун 1907. Автор: Джон Сингер Сарджент.

 Madame Frederic Reiset. Автор: Доменик Энгр.

Madame Frederic Reiset. Автор: Доменик Энгр.

Mademoiselle Jeanne Suzanne Catherine Gonin. Автор: Доменик Энгр.

Mademoiselle Jeanne Suzanne Catherine Gonin. Автор: Доменик Энгр.

А еще справедливости ради стоит заметить, что передача черного цвета в живописи - непростое дело. Например, Казимир Малевич на создание пресловутого «Черного квадрата» потратил не мало времени. Впоследствии он создал еще три «Черных квадрата», однако все варианты не были похожи друг на друга ни фактурой, ни цветом.Вся суть этого творения заключалась в смешивании красок и пропорциональном их отношении. Источник

obiskusstve.com

Черный в живописи: Картина Огюста Ренуара, посвященная черному, на которой нет черного цвета

«Зонтики» -картина Огюста Ренуара, посвященная черному, на которой нет черного цвета. Фрагмент.

Черный цвет по своей природе – это сочетание всех цветов воедино, и несет он в себе ассоциацию с ночью и темнотой, иногда с разрушением, смертью, пустотой и печалью. Данное толкование берет свое начало с первобытных времен, когда в представлении древних людей ночь ассоциировалась со злом и враждебными, хтоническими силами. Но так ли страшен на самом деле этот цвет? Обратившись к истории живописи, можно постичь всю суть и красоту черного.

«Зонтики» Огюста Ренуара — симфония черногоПрактически каждое творение художников имеет в своей основе историю, которая вдохновляет их на творчество. Так однажды к Огюсту Ренуару в мастерскую ворвались возбужденные студенты художественной школы и начали говорить наперебой, что они вдохновленные светло-прозрачной палитрой художника, «выбросили тюбики с черной краской в Сену!».

Ренуар в свою очередь пытался доказать молодым бунтарям насколько важен черный цвет в природе, а в живописи особенно, так как в зависимости от освещения, он имеет множество различных оттенков и придает работе неповторимое звучание.

«Зонтики».1881-1886). Национальная галерея. Лондон. Автор: Огюст Ренуар.«Зонтики».1881-1886). Национальная галерея. Лондон. Автор: Огюст Ренуар.

Под впечатлением от этого спора Ренуар напишет картину «Зонтики», которая станет настоящей симфонией черного цвета. И, как видим — в шелке и в бархате, в глубине корзины, на полях шляпы и на верхушках раскрытых зонтов, в кожаных перчатках и в детских сапожках он прозвучал по-разному. Однако чисто черного цвета мы на картине совершенно не увидели, так как художник создал его иллюзию при помощи других цветов и оттенков.

«Зонтики». Фрагмент. Автор: Огюст Ренуар.«Зонтики». Фрагмент. Автор: Огюст Ренуар.

К слову, в 20 веке это полотно исследователи просвечивали рентгеном и доказали, что художник писал его в 2 захода с интервалом, как минимум в 5 лет. Чувствуется его разная манера письма в противоположных углах холста. Да и в одежде некоторых персонажей получилась нестыковка во времени в связи со сменой моды. Но эта разница едва уловима и воспринимается только зорким взглядом эксперта. Но в целом это полотно создает очень мощное живописное впечатление.

 Девушки в черном. 1881 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор: Пьер Огюст Ренуар.Девушки в черном. 1881 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор: Пьер Огюст Ренуар.

Затронув черный цвет в творчестве Ренуара, невозможно не вспомнить об еще одной его картине «Девушки в черном», где также не прослеживаются признаки чисто черного. Эксперты эти два полотна приписывают к периоду творческого кризиса Ренуара, когда он заявил, что “дошёл до конца импрессионизма”.

Но как бы там ни было — «Зонтики» стало одним из самых гармоничных полотен художника, которое еще при жизни мастера заняло достойное место в музее – рядом с произведениями признанных мастеров живописи.

Немного о природе черного цветаКак уже доказано, черный поглощает энергию человека и оставляет зрение бессильным, что является угнетающим фактором. Поэтому этот цвет во многих странах является символом зла, смерти и скорби. Но есть народы, позитивно относящиеся к черному и всему тому, что с ним связано. К примеру, древние египтяне боготворили черный цвет, так как он вызывал у них ассоциации с плодородием земли. Африканские племена связывали этот цвет с дождевыми тучами и со счастливым браком.

На особом счету стоит черный цвет в мусульманских странах Востока. Он считается антиподом белому, который при ярком солнце ослепляет и приравнивается ко тьме. Китайцы черный ассоциируют с цветом неба и почитают его как царя всех цветов.

Люди в черном на полотнах старых европейских мастеров разных эпох

Черный цвет в изобразительном искусстве.Черный цвет в изобразительном искусстве.

Из вышесказанного напрашивается вывод, что в западных культурах и их традициях черный цвет несет в себе траур и меланхолию, а в восточной — философский божественный смысл.

Однако такая четкая категоричность не всегда уместна, ибо отношение к этому цвету во все времена было противоречиво, вне зависимости от культуры. Так, к примеру, в раннем средневековье в Европе было полное неприятие этого цвета. Но уже с 14 столетия он стал весьма популярным. Это произошло по той причине, что черная краска была гораздо дешевле, нежели другие, которые использовались при окрашивании тканей.

Богоматерь. Утешение. Автор: Бугро Адольф ВильямБогоматерь. Утешение. Автор: Бугро Адольф Вильям

К тому же в странах Западной Европы усилился культ Богоматери, символом которой являлся черный цвет. Но особую лепту в популяризацию этого цвета внесли итальянские купцы, относящиеся к непривилегированному сословию. И согласно закону, им запрещалось носить одежды пурпурного цвета. В знак протеста они облачились исключительно в черные платья.

Портрет принца Дона Карлоса. Автор: Санчес Коэльо. Портрет принца Дона Карлоса. Автор: Санчес Коэльо.

Неожиданно все заметили, что черный — весьма изысканный и соблазнительный. Вся Италия, а позже и Европа была поглощена модой на костюмы и платья из черной ткани. И 15 век стал триумфом черного: от членов монарших семей и до людей низших слоев общества — все имели в своем гардеробе множество вещей черного цвета, так как он стал считаться самым достойным, самым добродетельным цветом.

Черные рясы духовных сановников символизируют умерщвление плоти ради блаженства души в будущем. Поэтому этот цвет навсегда сохранился в одежде священников, чиновников и судей, всех тех, у кого он, по уже сложившейся традиции, символизирует высокую нравственность.

 Дама в мехах. Автор: Эль Греко.Дама в мехах. Автор: Эль Греко.

И, так как мастера кисти всегда шли в ногу со временем, популярность черного отразилась в полной мере в их произведениях. Заглянув в историю искусства тех далеких веков, можно увидеть, что на полотнах европейских живописцев преобладают портреты прекрасных дам и кавалеров облаченных в черные одежды.

 Автопортрет. Автор: Рембрандт.Автопортрет. Автор: Рембрандт.

 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Автор: Франс Халс.«Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Автор: Франс Халс.

Историки искусства особенно выделяют среди других художников голландца Франса Халса (1582 – 1666) как непревзойденного мастера черного цвета. Установлено, что на его картинах встречается более сорока оттенков черного. Картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» считается лучшей его работой, принесшей живописцу настоящий успех.

 Дама с веером. Автор: Диего Веласкес. Дама с веером. Автор: Диего Веласкес.

 Изабель Клара Евгения. Автор: Пантоха дела Крус. Изабель Клара Евгения. Автор: Пантоха дела Крус.

 Дама с веером. Автор: Санчес Коэльо.Дама с веером. Автор: Санчес Коэльо.

Lina Cavalieri. Автор: Джованни Болдини.Lina Cavalieri. Автор: Джованни Болдини.

Marchesa Luisa Casati with a Greyhound. Автор: Джованни Болдини.Marchesa Luisa Casati with a Greyhound. Автор: Джованни Болдини.

 Lady Lina Bilitis with Two Pekinese. Автор: Джованни Болдини.Lady Lina Bilitis with Two Pekinese. Автор: Джованни Болдини.

Портрет Кэйтлин Ньютон. Автор: Джеймс Тиссо.Портрет Кэйтлин Ньютон. Автор: Джеймс Тиссо.

Вдова. Автор: Джеймс Тиссо.Вдова. Автор: Джеймс Тиссо.

Продавщица. Автор: Джеймс Тиссо.Продавщица. Автор: Джеймс Тиссо.

Письмо. Автор: Джеймс Тиссо.Письмо. Автор: Джеймс Тиссо.

Воспоминания. Автор: Фредерик Лейтон.Воспоминания. Автор: Фредерик Лейтон.

Элизабет Винтроп Чанлер. 1893. Автор: Джон Сингер Сарджент.Элизабет Винтроп Чанлер. 1893. Автор: Джон Сингер Сарджент.

Леди Сэссун 1907. Автор: Джон Сингер Сарджент.Леди Сэссун 1907. Автор: Джон Сингер Сарджент.

 Madame Frederic Reiset. Автор: Доменик Энгр. Madame Frederic Reiset. Автор: Доменик Энгр.

Mademoiselle Jeanne Suzanne Catherine Gonin. Автор: Доменик Энгр. Mademoiselle Jeanne Suzanne Catherine Gonin. Автор: Доменик Энгр.

А еще справедливости ради стоит заметить, что передача черного цвета в живописи — непростое дело. Например, Казимир Малевич на создание пресловутого «Черного квадрата» потратил не мало времени. Впоследствии он создал еще три «Черных квадрата», однако все варианты не были похожи друг на друга ни фактурой, ни цветом.Вся суть этого творения заключалась в смешивании красок и пропорциональном их отношении.

funnypost.ru

Картина Малевича Черный квадрат, смысл, история создания

«Черный квадрат» Малевича – самое известное произведение русского авангарда. Как, впрочем, и за его пределами - это одна из самых знаменитых, противоречивых, скандальных и обсуждаемых работ в истории изобразительного искусства. Наверное, ни одно другое полотно не вызывало столько трактовок, споров и эмоций, не порождало столько теорий и заблуждений.

Поэт Андрей Белый вспоминал, как известный философ и публицист Михаил Гершензон однажды привел его смотреть картины Малевича:

«Михаил Осипович, поставив меня перед двумя квадратами супрематиста Малевича (черным и красным), заклокотал, заплевал; и - серьезнейше выпалил голосом лекционным, суровым:- История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами - нуль!Он стоял перед квадратами, точно молясь им; и я стоял: ну да, - два квадрата; он мне объяснял тогда: глядя на эти квадраты (черный и красный), переживает он падение старого мира:- Вы посмотрите-ка: рушится все».

Такое с квадратами Малевича (особенно с черным) происходило всегда. В то время как одни видели в них бессмысленную позу, голый эпатаж, дилетантскую мазню, другие замирали, словно на краю у зияющей бездны.

Первый и самый известный «Черный квадрат» был написан Малевичем в 1915 году для футуристической выставки «0, 10» (есть еще три версии - 1, 2, 3). Впрочем, идея зрела в нем давно. Работая над оформлением футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем», Малевич поместил черный квадрат на задник: рукотворное черное солнце взошло над авангардной сценой уже в 1913-м.

«Квадрат», как и все, что с ним связано, окутано мистическим туманом. Существует множество версий, объясняющих, как он был написан, под чьим влиянием пребывал Малевич, что хотел сказать миру своим дивным произведением.

По словам самого Малевича, создавая квадрат 1915-го, он пережил экстатический опыт. За окном то и дело сверкали молнии. «Мчались миллионы полос. Тупилось зрение и осязать не могло лучами места, – писал художник. – Я перестал видеть. Глаз потух в новых проблесках». Впрочем, Малевич был не только большим художником, но и прирожденным пиарщиком: он не скупился на интригующие детали, чтобы сообщить «Черному квадрату» ореол загадочности.

Незадолго до выставки к Малевичу зашел ее организатор – художник Иван Пуни - и увидел супрематические работы, которые Казимир Северинович хотел до открытия сохранить в тайне. Чтобы застолбить за собой авторство целого направления, Малевич в срочном порядке опубликовал брошюру «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».

«Черный квадрат» - манифест супрематизма и самопровозглашенный эталон пресловутой «новой искренности» - был не случайно повешен Малевичем в красном углу. Он стал главной (вернее сказать, единственной) сенсацией выставки «0, 10», рассорил Казимира Севериновича с большинством коллег, сделал его одновременно мессией и парией, разделил реальность на «до» и «после».

Можно бесконечно спорить о художественной ценности «Черного квадрата», о роли, которую он сыграл в истории искусства – непримиримые дискуссии на эту тему не утихают по сей день. Впрочем, некоторые заслуги «Квадрата» очевидны. «Черный квадрат» открыл миру Малевича-философа, Малевича-теоретика, Малевича-педагога. «Черный квадрат» стал своеобразным ледоколом, прорубившим путь супрематизму. Есть в их числе и еще одна.

Обезоруживающе простой и завораживающе сложный, вызывающе бессмысленный и неожиданно многозначительный, он рассказывает зрителю не столько о Малевиче или супрематических доктринах, сколько о нем самом. Наверное, ни одному другому произведению в истории человечества не удавалось столь убедительно доказать, что красота (ненависть, страх, сопереживание, брезгливость) – в глазах смотрящего. Глубина бездны не связана с ее формой, цветом и текущей рыночной ценой. В первую очередь она зависит от того, кто в нее заглядывает.

Автор: Андрей Зимоглядов

artchive.ru

Картина «Чёрный квадрат» — шедевр или шарлатанство?

 

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича, написанная 21 июня в 1915 году, в дачном посёлке Кунцево (ныне территория Москвы) — самая загадочная картина прошлого столетия — «икона» мирового авангарда. Вокруг неё до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым, картина вызывает у зрителей весь спектр чувств — от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Чёрный квадрат»?

Впервые «Чёрный квадрат» увидели на «Последней кубофутуристической выставке картин «0,10», состоявшейся в конце 1915 — начале 1916 года в Петербурге. Малевич выставил там 39 картин. В их числе — главную свою работу, которая тогда называлась «Четырёхугольник».

Декларированный футуризм как художественное течение просуществовал очень недолго: первая его экспозиция состоялась в марте 1915, а уже в декабре — «Последняя футуристическая выставка». На открытии «0,10» возникли разногласия между участниками: Малевич провозгласил наследником футуризма супрематизм, однако его коллеги не пожелали встать под новое знамя и дать это название всей выставке. Художнику буквально за час до начала пришлось от руки написать плакаты «Супрематизм живописи» и развесить их у своих картин.

На выставке висело также уведомление автора о том, что содержание многих из картин ему не известно. Тем не менее, их названия возбуждают в сознании зрителя вполне конкретные образы, хотя все полотна Малевича на той выставке были лишены какой бы то ни было предметности, всяческого фигуративного знака, образа, хотя бы отдаленно напоминавшего что-либо. В целом эту концепцию принято определять термином «алогизм».

Художник поместил картину в «красном углу», уподобив его иконе. Жест Малевича не остался незамеченным.

Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны,

— возмущался художественный критик Александр Бенуа.

Так «Чёрный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.

Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом долгой внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году. Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат ещё не был чёрным. Его заполняли характерные для кубизма формы.

Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал,

— впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе «прозрением». Написав по наитию «Чёрный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины.

Занят вглядыванием в его («Квадрата». — Прим. автора) загадочное чёрное пространство, — писал Малевич и утверждал, что видит в нём — то, что когда-то видели люди в лице Бога.

Однако Бог не вещь, он не имеет образа или лица, что говорит либо об антропоморфизме восприятия Малевичем Бога, либо о недоразвитости правого процессно-образного полушария, либо о желании навести тень на плетень, ну либо всё это вместе.

Спонтанный акт создания «Чёрного квадрата» и последующее мучительные попытки найти смысл сделанного указывают на то, что Малевич написал картину, ведомый неким образом, находившимся у него в глубинах бессознательного. Откуда он там взялся?

Кто же он, создатель скандально известной на весь мир «голой иконы без рамы», неужели убийца традиционного понятия «картина», стремившийся уничтожить «искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать «Чёрным квадратом»?

Казимир Малевич (1878 — 1935) не получил законченного художественного образование. Он — самоучка. В процессе становления его личности преобладали то одни, то другие приоритеты.

Картина Казимира Малевича «Birkenhain» 34,5 x 49,5 см, Холст, масло. 1905 год http://malevich-art.ru/wp-content/uploads/2013/05/birkenhain.jpg

Малевич пережил влияние импрессионистов, фавистов, символистов, кубистов. И, каким бы направлением он ни интересовался, художник внимательно, вдумчиво изучал работы представителей того или иного течения искусства. Теоретические труды Малевича позволяют сделать вывод о том, что он как бы сканировал каждый квадратный сантиметр рассматриваемой картины, а после собирал полученное изображение в целостную работу.

Художник обращал внимание на мельчайшие детали изображения. Тем более странно избранное им направление примитивизации художественных образов.

http://ic.pics.livejournal.com/luiza_drevsholt/45710239/106862/106862_original.jpg

Самым первым увлечением Малевича стали передвижники. В провинции он не мог видеть достаточного количества их работ. Художник изучал передвижников по репродукциям. А репродукции в то время были чёрно-белыми, часто — плохого качества.

Можно допустить, что на глаза Малевичу попалась картина Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», ведь она воспроизводилась даже на почтовых открытках. Сюжет её прост: поэт читает другу свои стихи.

Николай Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/302/106302827_4497432_2kv_1_.jpg

Воспроизводя фрагмент картины Ге как самостоятельное произведение, Малевич, возможно, испытывал странные чувства. Художник ощущал, что изображает нечто знакомое, но, возможно, так и не вспомнил, где он это видел. Да и «чёрный квадрат» у Николая Ге — не единственный в своём роде. «Квадрат», или даже во множественном числе — «квадраты», присутствуют в произведениях великих художников эпохи Возрождения.В комнате находится няня поэта — Арина Родионовна и… чёрный квадрат. Причём на белом фоне — всё так, как на картине Малевича. Это квадратное пространство камина, в котором ещё тлеют угли. Но на чёрно-белой иллюстрации камин кажется плоским, надо действительно прилагать усилия, чтобы разглядеть в нём пространство. Часть камина закрывает фигура Пущина. От этого картина получает дополнительный смысл. Камин у Ге — напоминание об аде (угли — пламя — ад). Пущин — верный друг поэта, он приехал в гости, чтобы уберечь Пушкина от адовых мук одиночества, от адовых мук невостребованности поэта, пишущего в стол.

http://cs1.livemaster.ru/storage/0d/26/4ba10d07852c2b2c69a6b163cb.jpg

Считается, что самая загадочная картина Леонардо да Винчи — «Джоконда». Однако не менее загадочна его фреска «Тайная вечеря». На этой фреске Леонардо представил известный евангельский сюжет — последний ужин Иисуса Христа с учениками. Но, помимо трапезы Сына Человеческого и апостолов, на картине изображены чёрные квадраты и прямоугольники. Зачем они здесь?

Малевич понимал свой «Чёрный квадрат» как аллегорию Бога. Совершенно по-другому трактовал суть картины Александр Бенуа, который сказал о «Квадрате»:

Это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения.

Бенуа не назвал имени, но и без того понятно, что он имел в виду вовсе не Бога, а того, кто «часть той силы, что вечно желает зла, но совершает благо — по независящим от него обстоятельствам».

Предположим же, что на «Тайной вечере» Леонардо чёрные квадраты — это тёмное воинство. Таким образом художник деперсонифицировал зло. И от подобного акта оно стало ещё ужаснее.

Спокойный вечерний ужин. Люди за столом. Но они уже окружены злом. Злобные сущности — чёрные квадраты — вокруг, за спинами апостолов. Сверху на потолке закрывает небо рать мелких бесов — маленькие чёрные квадратики. И сам князь тьмы, враг рода человеческого, тут, за спиной Христа. Это самый большой на фреске чёрный квадрат. Но он же — и самый ущербный. В нем три бреши — три отверстия, через которые виден залитый солнцем пейзаж.

Леонардо своей картиной объясняет, что это за отверстия и откуда они взялись. Если мысленно поднять руки Иисуса в то положение, в каком они находились на кресте, то ладони попадают как раз на бреши в чёрном квадрате. Третья брешь — на уровне головы Христа.

Ученики Иисуса не чувствуют, что вокруг — зло. Из ловушки им никуда не деться. Только Учитель видит будущее.

Один из вас предаст Меня,

— говорит он. Апостолы в смятении.

Понятно, что такая трактовка неадекватна жизни.

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/68/67576/img35.jpg

Концепция супрематизма и смысл, который вкладывал Малевич в главные произведения своего стиля — три «Квадрата» — черный, красный и белый, — полно сформулированы и объяснены в теоретических работах художника:

Самое главное в супрематизме — два основания — энергии черного и белого, служащие раскрытию формы действия…

Идея знаменитого «Чёрного квадрата» — образ пластического выражения победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга.

Явление Малевичу его «Чёрного квадрата» вызвало в нём шок, сравнимый с неким мистическим откровением. Какое-то время он не мог ни есть, ни спать. Все его мысли были поглощены этим образом.

На картине квадрат написан исключительно с помощью глазомера. Отклонение от геометрической точности, безусловно, не было ошибкой автора, а стало следствием понимания огромной выразительной силы, заключенной в «запланированной» погрешности. Черный цвет является результатом соединения и смешения разных красок.

Считаю белое и черное выведенными из цветовых и красочных гамм

— говорил художник.

http://yt3.ggpht.com/-taSWD1C_AhM/AAAAAAAAAAI/AAAAAAAAAAA/8B5pnY88NrM/s900-c-k-no/photo.jpg

«Чёрный квадрат» был воспринят многими как выражение «более высокого сознания», в котором объекты и концепции приобретают чёткую простоту.

Вместе с тем, энергетика картины несла в себе хаос и разрушение, затягивала зрителя в бездну мирового зла. Психически ослабленный человек мог после длительного созерцания «Чёрного квадрата» совершить суицид. Это было отмечено неоднократно. «Чёрный квадрат» до сих пор вызывает горячие споры. Приведем совершенно противоположные высказывания искусствоведов:

Квадрат концентрирует в себе бесконечное мировое пространство, несёт выражение «всего» в непроницаемой чёрной поверхности (Сарабьянов).

Вообще, все ужимки и прыжки вокруг Чёрного квадрата напоминают массовый психоз, когда люди, чтобы не показаться необразованными, придумывают массу красивых слов, дабы никто не сомневался, что они-то поняли: эта картина истинный шедевр. Вспомните Г.Х. Андерсена и его «Платье короля» (Я. Ушаков).

Теперь приведём мнение рядового гражданина, размещенное на одном из форумов в Интернете:

Чёрный квадрат стал символом конца эпохи реализма, романтизма, чего-то возвышенного и неземного. Он поглотил все краски, поглотил все школы, в которых просиживали годами молодые художники. Проглотил сотни и тысячи натюрмортов, зарисовок и пейзажей. Проглотил даже Мону Лизу. Он символизировал собой конец эпохи воспевания стремления к красоте и идиллии. Он показал нечто иное — то, куда всё пришло. Чем всё закончилось.

Больше всего шума наделала на выставке его картина «Чёрный квадрат». По словам одного из критиков (а вслед за ним и художника), «Чёрный квадрат» является «иконой, которую футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер». На выставке это полотно висело в особом месте, в углу, — действительно, как икона. Представленная картина оказалась как бы на пограничной полосе — между искусством и не-искусством, между логикой и алогизмом, бытием и небытием, между крайней простотой и беспредельной сложностью». Ионина Н. А., Сто великих картин, М., «Вече», 2000 г., с. 442.

Своё суперматическое творчество К.С. Малевич многократно обосновывал, например, в 1915 году так:

Отсюда вывод такой: Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче её сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. Из их обломков выросла новая картина. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства». Казимир Малевич, От кубизма и футуризма к суперматизму / Чёрный квадрат, СПб, «Азбука-классика», 2008 г., с. 29.

В «Кицур Шулхан Арух» сказано:

По установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат, размером локоть на локоть (48х48), чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном храме.

Малевич выполнил свой квадрат в соответствии с указанными размерами. Сходство картины с иудейским символом во многом может объяснить её невероятную популярность. Но не все смогли проследить следующую аналогию. Акт разрушения храма превратился в синоним Тьмы. Тьма разрушает и ввергает в хаос храмы и души людей. «Вечная Тьма» назвал свой «Чёрный Квадрат» ещё в 1617 году Роберт Флуд.

Малевич — сектант, одержимый созданием собственной веры. Его доклады об искусстве имеют религиозные названия: «Бог не скинут». Он отрицает Бога Ветхого и Нового Заветов. Имя тебе Казимир. Для Малевича не существует деления на добро и зло, Бога и Дьявола. Его вселенная — поток безликих, безоценочных форм.

Искушение создать свой мир, не имеющий основания в Воле Божьей, стало торжеством Дьявола Русского Модернизма, маскирующегося под абстрактные суждения, стремление к оригинальности. Последствия такого выбора до сих пор приносят страшные плоды.

Художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в чёрную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, чёрные ангелы, прагматичные и довольные, знающие почём земная слава и как захватить её.

Сделка с Дьяволом принесла Малевичу мировую известность. Чёрный квадрат признан лучшей его картиной, чтобы отрицающим любовь оком сжигать людские души, пронзая их из лучших каталогов, захватывая в музеях, на выставках. Чёрный квадрат обольщает, заманивает, ослепляет, понуждая славить его. Постепенно он проникает в суть смотрящего, заставляя отречься от всего, что дорого, от близких людей, основ мировоззрения, веры, чтобы увести в пустоту, в разрушение, в ноль.

Несложным движением кисти Малевич раз и навсегда провёл непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования…

Гениальной интуицией художника, пророческой прозорливостью Создателя он нащупал запрещённую фигуру запрещённого цвета — столь простую, что тысячи проходили мимо, переступая, пренебрегая, не замечая…

Немногие до него замышляли «победу над Солнцем», немногие осмеливались бросить вызов Князю Тьмы. Малевич посмел — и, как и полагается в правдивых повестях о торговле с Дьяволом, о возжаждавших Фаустах, Хозяин охотно и без промедления явился и подсказал художнику простую формулу небытия.

В конце того же 1915 года — уже вовсю шла Первая мировая война — зловещее полотно было представлено среди прочих на выставке футуристов. Все другие работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «Квадрату» же он предназначил особое место. На сохранившейся фотографии видно, что «Чёрный квадрат» расположен в углу, под потолком — там и так, как принято вешать икону…

Малевич сознательно вывесил чёрную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — чёрное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.

А. Бенуа, современник Малевича, сам великолепный художник и критик искусства, писал о картине:

Чёрный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели…

В период до изобретения «супрематизма» (термин Малевича) он исповедовал «алогизм», попытку выйти за границы здравого смысла, исповедовал «борьбу с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком». Его зов был услышан, и квадрат предстал перед ним и вобрал его в себя. Художник мог бы гордиться той славой, что принесла ему сделка с Дьяволом; он и гордился…

Искусствоведы любовно пишут о Малевиче:

«Черный квадрат» вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он закрывает путь натуралистической имитации, он присутствует как абсолютная форма и возвещает искусство, в котором свободные формы — не связанные между собой или взаимосвязанные — составляют смысл картины.

Верно, Квадрат «закрывает путь» — в том числе и самому художнику. Он присутствует «как абсолютная форма», — верно и это, но это значит, что по сравнению с ним все остальные формы не нужны, ибо они по определению не абсолютны. Он «возвещает искусство…» — а вот это оказалось неправдой. Он возвещает конец искусства, невозможность его, ненужность его, он есть та печь, в которой искусство сгорает, то жерло, в которое оно проваливается…

Казимир Малевич. Автопортрет http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/

Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.

С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать чёрный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Чёрный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента её написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.

Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича? Попытаемся разобраться.

1. «Чёрный квадрат» — это тёмный прямоугольник

Начнём с того, что «Черный квадрат» вовсе не чёрный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А тёмный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было чёрной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Казимир Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915. http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/#image14361210

2. «Чёрный квадрат» — это бунт в искусстве

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Чёрный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».

Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Чёрный круг» и «Чёрный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.

«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест» http://files3.adme.ru/files/news/part_50/508405/14361260-R3L8T8D-650-3.jpeg

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Квадрат» Малевича.

3. «Чёрный квадрат» — это пример гениального пиара

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное — как подать и продать.

Художники экспериментировали с чёрным цветом «сплошь» начиная аж с XVII века.

Берталь «Вид на La Hougue (под покровом ночи)» http://cs304704.userapi.com/v304704584/3187/2fWgXYjvowE.jpg

Первым наглухо чёрное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем 200 лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат — «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле.

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/4/5/3/1504354.jpg

И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Чёрный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.

4. «Чёрный квадрат» — это политический ход

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «чёрные квадраты», нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.

«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Марксист от культуры, Малевич пошёл навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода большевика Сталина Малевич занимал почётные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.

Малевич у своих работ в Музее художественной культуры 1924 http://www.k-malevich.ru/images/akm/1-15.jpg

5. «Чёрный квадрат» — это вызов православию

Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Чёрный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».

Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года. http://files7.adme.ru/files/news/part_50/508405/14361860-R3L8T8D-650-4.jpg

6. «Чёрный квадрат» — это шарлатанство

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это ерунда, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Чёрного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

7. «Чёрный квадрат» — это неудавшаяся картина

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал её, нарисовав чёрный квадрат. В этот момент в мастерскую зашёл один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Чёрному квадрату».

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась. Это подтверждается и исследованиями. На самом деле, под Черным квадратом Малевича, долгие годы скрывалось другое  творение раннего периода творчества. Под несколькими слоями чёрной краски, обнаружен другой квадрат, абрис которого, повторился во всемирно известном полотне. Учёным реставраторам, стоило огромных усилий разделить эти два квадрата сросшихся, как сиамские близнецы. Несколько недель они микрон за микроном удаляли верхний чёрный квадрат Малевича, и…

Огромное удивление вызвала ещё одна случайная находка на этом полотне. Ученик реставратора по неопытности задел своим тупым скальпелем тонкий слой открывшегося первого Черного квадрата Малевича, и, о чудо, все находящиеся сотрудники от удивления раскрыли рты. Сделанный спектральный анализ показал, что под вторым квадратом Малевича, проявился едва заметный, румянец киновари. А когда реставраторы удалили и второй квадрат Малевича, их взору открылся. Внимание! Открылся Красный треугольник Малевича, вписанный всё в тот же, Чёрный квадрат Малевича.

9. «Чёрный квадрат» — это отказ от содержания и кризис идей в искусстве

Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение».

«Чёрный квадрат» — это тотальная пустота, чёрная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.

Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Чёрного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. И этот окончательный отказ от содержания — венец развития мысли художников конца XIX начала XX веков. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, но почему? Что такого необычного произошло в жизни общества, что их произведения вдруг стали никому не нужны?

Откуда повылезали все эти абстракционисты, импрессионисты, кубисты, авангардисты, суперматисты и прочие уродующие изображение жизни новые направления «искусства»?

А всё очень просто. Всего один факт ставит всё на свои места. Кем был до конца XIX художник и чем он кормился? Тут варианта два:

  • либо он рисовал знать, их портреты, сцены из жизни,
  • либо рисовал для церкви библейские сюжеты,
  • лишь очень редко рисуя «для себя».

Поэтому все музеи мира забиты либо библейщиной, либо «элитой», с редкими вкраплениями изображения быта простых людей, их нравов или сюжетов народных преданий. В России всё же следует признать, что художники чаще обращались к идеям, живущим в народе, к преданиям старины — достаточно сравнить весь прозападный Эрмитаж и Русский музей.

А всё достаточно просто. Как когда-то расцвету сверхреалистичной живописи эпохи Возрождения послужила камера-обскура, с помощью которой «великие живописцы» очень точно копировали изображение на холст (http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/sekretnoe-znanie-543505/), так и расцвету разнообразных «-истов» послужило техническое изобретение.

Камера обскура http://infosila.ee/uploads/posts/2013-08/1376856596_camera-obscura.jpeg

Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.

http://www.google-earth.es/uploads/forums/vista_desde_la_ventana_en_le_gras__joseph_nic__phore_ni__pce.jpg

Ларчик просто открывался. После изобретения фотографии и её распространения функция придворных запечетлевателей жизни «элиты» перешла от художников к фотографам, благо их труд стоил меньше и не надо было подолгу позировать перед живописцем. Церковные художники отчасти сохранились, но интерес к Библии напрямую поутих, да церковь уже не играла такой ощутимой роли в обществе. Вот и пришлось всей этой ораве художников искать новые пути заработка. Одни стали «работать с цветом и формой», остальные — пиарить их «творчество». А «Чёрный квадрат» Малевича (очень надо сказать говорящая фамилия) стал венцом процесса ухода всей этой братии от жизни и содержания.

Пётр Красильникян.

Смотрю я в чёрный мрак квадрата,В нём свет расщеплен до нуля,Понятье времени распятоИ вечность бьётся о края.

Квадрат живой; он словно дышит,Прельщает в бездну за собой.На чёрном фоне — чёрных вспышек…Салют — глумится над душой.

Душой: не знавшей в жизни страха,Перепахавшей рай и ад.Но вводит в ступор, словно плаха —Супрематический квадрат.

http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/#image14361210http://vikent.ru/author/1157/http://bibliofond.ru/view.aspx?id=30207http://www.tanais.info/art/malevich3more.htmlhttp://inance.ru

www.russiapost.su


Смотрите также