nandzed. Чистилище картина


Фильм "Чистилище": гениально о жизненно-трагичном

Тема войны в кинематографе всегда была одной из самых проблематичных. Если классическое кино можно построить на трилогии "хороший герой-плохой герой-тема любви", то кино о войне это нечто другое. Нет, там тоже присутствуют и положительные и отрицательные персонажи, и даже тема любви (порой трагичной) также входит в сценарий, но декорации в военных фильмах совершенно другие. Там война, где, прежде всего, убивают. На любой войне нет ни хороших, ни плохих персонажей. Убивают друг друга по обе стороны. Кого-то за идеалы, кого-то по долгу службы, кого-то из-за амбиций, а кого-то просто так. И поди разберись кто здесь прав?Кроме всего прочего, кино о войне априори обречено на проведение параллелей с исторической наукой. Режиссер, снявший фильм о войне, сразу подпадает под пристальное внимание критиков, тщательным образом ищущих неточности и ляпы в сценарии. Одним из самых разгромных в плане несоответствия сценария действительности был фильм Ф.Бондарчука "9 рота", где авторы фильма недальновидно разместили в титрах информацию, что картина основана на реальных событиях, хотя 90% того, что показал зрителю Ф.Бондарчук не было и в помине в знаменитом бою 7-8 января 1988 года на высоте 3234 (подробнее об этом смотри пост http://postalovsky-a.livejournal.com/11740.html ). Сегодня я хотел бы поговорить об одном фильме, который, по моему субъективному мнению, является  лучшей картиной о войне, квинтэссенцией всего того, чего нам так хотели показать баталисты и любители милитари в кино. Речь идет о фильме А.Г. Невзорова "Чистилище"1303037955_514cbd05cacdb2a54aa997ec477b5df7В центре картины эпизод боев за город Грозный в январе 1995 года. Остатки 131-й мотострелковой Майкопской бригады ведут жестокий бой за здание городской больницы.f30cd02e8386712326378051f71И хотя искушенный в истории новогоднего боя за город Грозный наверняка обратит внимание, что 131-я бригада была разгромлена еще 1-го января в районе ж/д вокзала, а бои за горбольницу вели подразделения 81-го МСП, желание искать параллели с историей пропадает напрочь. Ты просто не можешь оторваться от экрана, когда видишь сам фильмФильм снят в псевдодокументальной манере, сразу же создается впечатление, что качество картинки, схожее с качеством любительской видеокамеры, полностью захватывает тебя и ты невольно становишься участником боя.Невзоров грамотно показал все перипетии уличных боев в городе - сожженная техника, стрельба из РПГ, работа снайперов, множество крови и какое-то неописуемое чувство того, что ты находишься там, рядом с солдатами бригады.cffa7501e58c18009.attach376201e41b854db0099c5ab46b2a13cdaFilm_shot00001screen-00001273Сразу же бросается в глаза чувство какой-то обреченности, абсолютной подавленности и непонимания ситуации. Техника вокруг сожжена, российская армия несет колоссальные потери, солдаты полностью деморализованы происходящим. Они не знают куда бежать, они не понимают, почему их десятками уничтожают... Они вообще ничего не понимают. Да и как понимать, если большинству из них 18-19 лет, многие из них и стрелять-то толком не умели. "Хороший, блядь, подарок российских военкоматов Джохару Дудаеву, и лично от Паши Грачева..." - смачно сплюнул полковник Виталий Суворов, начальник штаба бригады (прототип погибшего комбрига 131-й ОМСБ полковника Ивана Савина). Солдаты не виноваты в том, что Родина их отправила воевать, абсолютно не подготовив к этому и не создав достаточные условия для успешных военных действий. Эти юные мальчишки взрослеют прямо на войне, многие из них погибают так и не став взрослыми...82349e5ed5d9dc9d3e534dbed834c201У тяжело раненного в глаз полковника Суворова находится в распоряжении около сотни таких же раненых необстрелянных солдат. Единственная его поддержка - это три спецназовца ГРУ и оставшийся единственный танк Т-80.

f_14755943Не самая большая сила, чтобы остановить укомплектованные наемниками отряды сепаратистов под командованием Дукуса Исрапилова. Боевики уверенно берут корпус за корпусом больницы. Действуют жестко и организованно, порой просто жестоко и за гранью человеческого понимания (одному из пленных живому отрезают голову). Солдаты не в силах  противостоять боевикам, один из оставшихся офицеров капитан Иван попадает в плен. Командир боевиков с ухмылкой спрашивает раненого офицера: "Ну что, Малая Земля? Полтава, Сталинград... Подобосрались маленько, а? Что воюем так плохо?"Вопреки здравой логике и смыслу раненый офицер дерзко отвечает: "Не подготовились... Собрали, что можно, блядь! И кинули сюда пацанов. То, что вас, гадов, давить надо - так это правильно! Но давить по уму, блядь, обученным войском! Солдат вообще ничего не знает, его никто не учил... Мы, блядь, снег укладываем кубиками, подушечками, чтобы начальство посмотрело. Они готовы все здесь лечь. Они и ложатся! Но они же необученные..." Дерзкого офицера боевики хладнокровно расстреляли. В его крике души заложена вся боль за то, что случилось с российской армией после распада СССР в суровые 90-е. Коррупция, дилетантство, невежество, безразличие... При этом обычный солдат не смотря на все невзгоды и скотское отношение к нему политического руководства страны и высшего командования армии, все равно идет под пули и берет штурмом город Грозный. Этот диалог в фильме я запомнил надолго, его философское и жизненное содержание лишний раз подчеркивали бессмысленность этой бойни. Но каково было мое удивление,что фраза "То, что вас, гадов, давить надо - так это правильно! Но давить по уму, блядь, обученным войском! " это не красивый сценарный ход создателей фильма, это реальная, я бы даже сказал - легендарная фраза первой чеченской войны (смотри видео):И весь трагизм ситуации, которую можно понять только живя в нашей стране, заключается в том, что солдаты и офицеры, даже несмотря ни на что, идут после этого в атаку. Погибают, но выполняют боевую задачу, какой бы абсурдной она не была. Выжившие мстят за погибших. Выжившие идут до конца, они бескомпромиссны в своих действиях.Капитан Антонов, которого вы видели на видео, погиб спустя три дня после этого интервью...

Сильный момент "Чистилища" представлен также в иллюстрированной картине безысходности и суровой правды войны, когда танк Т-80 вынужден ездить по трупам (!) российских солдат, закапывая их тем самым, чтобы  тела не были поруганы боевиками. Выхода нет, уж лучше их похоронят именно так, чем враг просто надругается.Танк, который "закопал" погибших, является последним аргументом оборонявшихся в больнице солдат российской армии. Это прекрасно понимают и боевики. Их командир Дукус Исрапилов (смотри фото)1254648366_2277

решил договориться с командиром экипажа лейтенантом Игорем Григоращенко о переходе на сторону дудаевских формирований. Или танк сожгут буквально за несколько секунд из РПГ или экипаж танка становится такими же боевиками-наемниками. В качестве железного аргумента Исрапилов предложил Григоращенко чемодан с пачками долларов плюс фирменные швейцарские часы "ROLEX" впридачу. Исрапилов посмеялся над танкистом, показывая ему стопку бумаг "ГРУЗ 200". "Это все, что твое командование подготовило для войны... Подумай лейтенант" - бросил напоследок Исрапилов.89a86da39115Григоращенко на мгновение задумывается... задумывается и решает открывать огонь по боевикам. Танк успел сделать несколько выстрелов, но ими была разрушена часть фасада больницы, а вместе с ней погибли десятки боевиков. Настал ключевой момент боя за больничный комплекс в центре Грозного.  Воспользовавшись замешательством сепаратистов, из подвала переходят в атаку остатки защитников больницы.6560cdf17a00Солдаты, еще недавно, казалось, подавленные и опустошенные идут вперед. Идут решительно, смело и со злостью. Хочешь выжить - стреляй первым. И они стреляли. Нагло, дерзко и смело. И потихоньку начали выдавливать боевиков из больницы.А командира танка Игоря Григоращенко боевики достали из танка и изувеченного распяли на кресте.23295428925044Распяли и выставили напоказ. Однако это еще больше сплотило и ожесточило солдат. Боевиков буквально вынесли из корпуса больницы. Бой был выигран. Раненые, необстрелянные, юные, но быстро повзрослевшие пацаны стали настоящими солдатами, доказавшими свою боеспособность. Я долго думал о том, а кто именно главный герой "Чистилища"? Полковник Суворов, танкист, вездесущие ГРУшники... Нет, главные герои именно те мальчики, чье детство закончилось зимой 1994-1995 гг. Юнцы ставшие мужчинами. Возмужание на крови... Героизм не благодаря, а вопреки...После фильма А.Г.Невзоров очень точно высказался о своей картине: "Те, кто любит войну, будут любить ее еще больше, а те, кто ее ненавидел, будут ненавидеть сильнее. Последних, слава Богу, 99%".Погибший танкист Игорь Григоращенко - реальный прототип танкиста Игоря Григорашенко, который дал интервью А.Г. Невзорову на съемках документального фильма "Ад":Игорь горел в трех танках при штурме Грозного, но всякий раз возвращался на передовую. На следующий день после этого видеоинтервью лейтенант  Игорь Григорашенко погиб. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении специальных заданий командования, старший лейтенант Григорашенко И. А. Указом Президента РФ № 491 от 15 мая 1997 года награжден орденом Мужества № 4379 (посмертно) с досрочным присвоением звания "старший лейтенант".Суровая правда войны вкупе с потрясающим визуальным эффектом присутствия зрителя среди участников боя, делают картину "Чистилище" самой правдивой киноисторией чеченской войны. Впрочем, даже не конкретно чеченской, а войны вообще. В самом мерзком, противном и суровом ее понимании. Ни один фильм о войне не заставляет так задуматься об общечеловеческих ценностях, как "Чистилище". Посмотрев эту сверхвыразительную картину бессмысленного насилия, начинаешь по настоящему ценить жизнь в самом простом ее понимании. И твоим естественным желанием будет отсутствие войн и насилия в будущем, ведь жизнь на самом деле очень прекрасна!Памяти погибших при новогоднем штурме города Грозного Юрий Шевчук и группа "ДДТ" посвятила песню "Мертвый город. Рождество":

postalovsky-a.livejournal.com

Перспектива Павла Челищева - Нешёлковый путь

Взято уk_kedrov

Павел Фёдорович Челищев (1898 - 1957) — русский художник, основательмистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали.

Солнце 

Биография

Родился в Дубровке Калужской губернии. Отец калужский помещикФедор Сергеевич Челищев. Математик по образованию, он ознакомилПавла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущегохудожника к идее «Внутренней мистической перспективы». Видя тягу сынак живописи, выписал журнал «Мир искусства». Ранние пейзажи Дубровкипоказали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».

В 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу ивыселена по личному приказу Ленина. Павел Челищев оказался в Киеве,где брал уроки у Экстер. Был картографом в добровольческой армии Деникина.Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка.Эмигрировал в Стамбул. Затемв Париже становится известным театральным художником труппы Дягилева.Знакомится с Гертрудой Стайн и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой.Перед войной эмигрирует в США, где достигает мировой славы как живописец.В 1948 уединяется в Италии на вилле Фраскати. Переписывается с сёстрамиВарварой Зарудной -кремлевской учительницей литературы , Марией Клименко,вернувшейся из концлагеряи и двоюродным внуком поэтом Константином Кедровым.

Анатомическая живопись

Зимой 2007 г в галерее Наши художники на Рублевке состоялась перваявыставка Павла Челищева в России.30 сентября 2008 в Русском Зарубежьесостоялась презентация фильма "Нечетнокрылый Ангел" по сценариюК.Кедрова и Н.Зарецкой. С помощью труппы Кремлевский балет воссозданаверсия балета с оформлением Челищева "Ода".

Меркурий

Творчество

Смысл своего творчества он раскрывает в письме из Нью-Йорка ксестре, кремлёвской учительнице литературы Варваре ФедоровнеЗарудной  в 1947. Мистическая перспектива отличается от Леонардовскойтем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешениимногих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи. Челищев утверждает,что ещё в 1920-х годах нашёл универсальный модуль таких проекций иприменил их в постановке последнего балета труппы Дягилева в Парижеи в Лондоне в 1929. Балет «Ода» на музыку Николая Набокова и впостановке Леонида Мясина оформлял по просьбе Дягилева ПавелЧелищев. Главную партию исполнял Сергей Лифарь.

Абстрактная композиция

Открытие Челищева высоко оценили Гертруда Стайн и поэтесса Эдит Ситуэлл.Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически. В одномиз последних писем из Италии Константину Кедрову Челищев особо отмечаетстроки начинающего поэта: «Я вышел к себе через-навстречу — от. И ушёлпод, воздвигая над». Художник узнает здесь свою мистическую перспективу.

Выстрел каштана

Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мироваяизвестность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш»— прятки),завершеной художником под впечатлением вести о рожденииединственного продолжателя рода своего внучатого племянникаКонстантина Кедрова в суровый 1942-ой г. Фигурка,рождающегосямладенца-символ продолжения рода Павла Челищева,не имевшего семьии детей.Через 14 лет Челищев сообщит об этом в переписке со своейсестрой Варварой Зарудной,преподовавшей литературу дочери СталинаСветлане Алилуевой и с вернувшейся из Гулага Марией Федоровной Клименко.Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали тамновые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела Герника Пикассо иво всех опросах "Каш-каш" опережала Гернику по популярности.

Каш-каш

Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай.«Чистилище» («Ищущий обрящет») — «Ад» («Феномена») — «Рай»(последний цикл «Ангелические портреты»). Чистилище — изображениенутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзув расширяющейся перспективе из нутра материнской утробы вылетаетмладенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт КонстантинКедров.Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которойдвижется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки— крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев-младенческихголов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне».

Феномена

«Феномена» — Ад — выполнена как пирамида с входом, возле которогосидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды. У подножия пирамиды множествоуродцев, внешне напоминающих исторических лиц и знакомых художника. Самон в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контурыповешенного темнокожего человека. На картине множество историческихперсонажей. Младенец с тенисной ракеткой Петр Великий,внизу ИгорьСтравинский (Челищев оформлял его оперу "Орфей". Стравинский напишетсвои воспоминания о Павле Челищеве, вошедшие в его книгу,изданную наруском языке еще в СССР.Эту картину по завещанию Челищева в 1962 годупривёз и подарил Третьяковке Кирштайн. До середины 1990-х она была спрятанаот зрителей и не разу не экспонировалась. В настоящее время экспонируется взале № 22 Третьяковки на Крымском Валу.

Внутренний пейзаж

«Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачныхпортретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенноони превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самыймодуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. Ключеваякартина этого цикла «Апофеоз» ныне приобретена частным колекционером инаходится в Москве.

Из альбома "Рай Павла Челищева" - photo.nesterova.ru/thumbnails.php

nandzed.livejournal.com

Фильм "Чистилище": гениально о жизненно-трагичном

Тема войны в кинематографе всегда была одной из самых проблематичных. Если классическое кино можно построить на трилогии "хороший герой-плохой герой-тема любви", то кино о войне это нечто другое. Нет, там тоже присутствуют и положительные и отрицательные персонажи, и даже тема любви (порой трагичной) также входит в сценарий, но декорации в военных фильмах совершенно другие. Там война, где, прежде всего, убивают. На любой войне нет ни хороших, ни плохих персонажей. Убивают друг друга по обе стороны. Кого-то за идеалы, кого-то по долгу службы, кого-то из-за амбиций, а кого-то просто так. И поди разберись кто здесь прав?Кроме всего прочего, кино о войне априори обречено на проведение параллелей с исторической наукой. Режиссер, снявший фильм о войне, сразу подпадает под пристальное внимание критиков, тщательным образом ищущих неточности и ляпы в сценарии. Одним из самых разгромных в плане несоответствия сценария действительности был фильм Ф.Бондарчука "9 рота", где авторы фильма недальновидно разместили в титрах информацию, что картина основана на реальных событиях, хотя 90% того, что показал зрителю Ф.Бондарчук не было и в помине в знаменитом бою 7-8 января 1988 года на высоте 3234 (подробнее об этом смотри пост http://postalovsky-a.livejournal.com/11740.html ). Сегодня я хотел бы поговорить об одном фильме, который, по моему субъективному мнению, является  лучшей картиной о войне, квинтэссенцией всего того, чего нам так хотели показать баталисты и любители милитари в кино. Речь идет о фильме А.Г. Невзорова "Чистилище"1303037955_514cbd05cacdb2a54aa997ec477b5df7В центре картины эпизод боев за город Грозный в январе 1995 года. Остатки 131-й мотострелковой Майкопской бригады ведут жестокий бой за здание городской больницы.f30cd02e8386712326378051f71И хотя искушенный в истории новогоднего боя за город Грозный наверняка обратит внимание, что 131-я бригада была разгромлена еще 1-го января в районе ж/д вокзала, а бои за горбольницу вели подразделения 81-го МСП, желание искать параллели с историей пропадает напрочь. Ты просто не можешь оторваться от экрана, когда видишь сам фильмФильм снят в псевдодокументальной манере, сразу же создается впечатление, что качество картинки, схожее с качеством любительской видеокамеры, полностью захватывает тебя и ты невольно становишься участником боя.Невзоров грамотно показал все перипетии уличных боев в городе - сожженная техника, стрельба из РПГ, работа снайперов, множество крови и какое-то неописуемое чувство того, что ты находишься там, рядом с солдатами бригады.cffa7501e58c18009.attach376201e41b854db0099c5ab46b2a13cdaFilm_shot00001screen-00001273Сразу же бросается в глаза чувство какой-то обреченности, абсолютной подавленности и непонимания ситуации. Техника вокруг сожжена, российская армия несет колоссальные потери, солдаты полностью деморализованы происходящим. Они не знают куда бежать, они не понимают, почему их десятками уничтожают... Они вообще ничего не понимают. Да и как понимать, если большинству из них 18-19 лет, многие из них и стрелять-то толком не умели. "Хороший, блядь, подарок российских военкоматов Джохару Дудаеву, и лично от Паши Грачева..." - смачно сплюнул полковник Виталий Суворов, начальник штаба бригады (прототип погибшего комбрига 131-й ОМСБ полковника Ивана Савина). Солдаты не виноваты в том, что Родина их отправила воевать, абсолютно не подготовив к этому и не создав достаточные условия для успешных военных действий. Эти юные мальчишки взрослеют прямо на войне, многие из них погибают так и не став взрослыми...82349e5ed5d9dc9d3e534dbed834c201У тяжело раненного в глаз полковника Суворова находится в распоряжении около сотни таких же раненых необстрелянных солдат. Единственная его поддержка - это три спецназовца ГРУ и оставшийся единственный танк Т-80.

f_14755943Не самая большая сила, чтобы остановить укомплектованные наемниками отряды сепаратистов под командованием Дукуса Исрапилова. Боевики уверенно берут корпус за корпусом больницы. Действуют жестко и организованно, порой просто жестоко и за гранью человеческого понимания (одному из пленных живому отрезают голову). Солдаты не в силах  противостоять боевикам, один из оставшихся офицеров капитан Иван попадает в плен. Командир боевиков с ухмылкой спрашивает раненого офицера: "Ну что, Малая Земля? Полтава, Сталинград... Подобосрались маленько, а? Что воюем так плохо?"Вопреки здравой логике и смыслу раненый офицер дерзко отвечает: "Не подготовились... Собрали, что можно, блядь! И кинули сюда пацанов. То, что вас, гадов, давить надо - так это правильно! Но давить по уму, блядь, обученным войском! Солдат вообще ничего не знает, его никто не учил... Мы, блядь, снег укладываем кубиками, подушечками, чтобы начальство посмотрело. Они готовы все здесь лечь. Они и ложатся! Но они же необученные..." Дерзкого офицера боевики хладнокровно расстреляли. В его крике души заложена вся боль за то, что случилось с российской армией после распада СССР в суровые 90-е. Коррупция, дилетантство, невежество, безразличие... При этом обычный солдат не смотря на все невзгоды и скотское отношение к нему политического руководства страны и высшего командования армии, все равно идет под пули и берет штурмом город Грозный. Этот диалог в фильме я запомнил надолго, его философское и жизненное содержание лишний раз подчеркивали бессмысленность этой бойни. Но каково было мое удивление,что фраза "То, что вас, гадов, давить надо - так это правильно! Но давить по уму, блядь, обученным войском! " это не красивый сценарный ход создателей фильма, это реальная, я бы даже сказал - легендарная фраза первой чеченской войны (смотри видео):И весь трагизм ситуации, которую можно понять только живя в нашей стране, заключается в том, что солдаты и офицеры, даже несмотря ни на что, идут после этого в атаку. Погибают, но выполняют боевую задачу, какой бы абсурдной она не была. Выжившие мстят за погибших. Выжившие идут до конца, они бескомпромиссны в своих действиях.Капитан Антонов, которого вы видели на видео, погиб спустя три дня после этого интервью...

Сильный момент "Чистилища" представлен также в иллюстрированной картине безысходности и суровой правды войны, когда танк Т-80 вынужден ездить по трупам (!) российских солдат, закапывая их тем самым, чтобы  тела не были поруганы боевиками. Выхода нет, уж лучше их похоронят именно так, чем враг просто надругается.Танк, который "закопал" погибших, является последним аргументом оборонявшихся в больнице солдат российской армии. Это прекрасно понимают и боевики. Их командир Дукус Исрапилов (смотри фото)1254648366_2277

решил договориться с командиром экипажа лейтенантом Игорем Григоращенко о переходе на сторону дудаевских формирований. Или танк сожгут буквально за несколько секунд из РПГ или экипаж танка становится такими же боевиками-наемниками. В качестве железного аргумента Исрапилов предложил Григоращенко чемодан с пачками долларов плюс фирменные швейцарские часы "ROLEX" впридачу. Исрапилов посмеялся над танкистом, показывая ему стопку бумаг "ГРУЗ 200". "Это все, что твое командование подготовило для войны... Подумай лейтенант" - бросил напоследок Исрапилов.89a86da39115Григоращенко на мгновение задумывается... задумывается и решает открывать огонь по боевикам. Танк успел сделать несколько выстрелов, но ими была разрушена часть фасада больницы, а вместе с ней погибли десятки боевиков. Настал ключевой момент боя за больничный комплекс в центре Грозного.  Воспользовавшись замешательством сепаратистов, из подвала переходят в атаку остатки защитников больницы.6560cdf17a00Солдаты, еще недавно, казалось, подавленные и опустошенные идут вперед. Идут решительно, смело и со злостью. Хочешь выжить - стреляй первым. И они стреляли. Нагло, дерзко и смело. И потихоньку начали выдавливать боевиков из больницы.А командира танка Игоря Григоращенко боевики достали из танка и изувеченного распяли на кресте.23295428925044Распяли и выставили напоказ. Однако это еще больше сплотило и ожесточило солдат. Боевиков буквально вынесли из корпуса больницы. Бой был выигран. Раненые, необстрелянные, юные, но быстро повзрослевшие пацаны стали настоящими солдатами, доказавшими свою боеспособность. Я долго думал о том, а кто именно главный герой "Чистилища"? Полковник Суворов, танкист, вездесущие ГРУшники... Нет, главные герои именно те мальчики, чье детство закончилось зимой 1994-1995 гг. Юнцы ставшие мужчинами. Возмужание на крови... Героизм не благодаря, а вопреки...После фильма А.Г.Невзоров очень точно высказался о своей картине: "Те, кто любит войну, будут любить ее еще больше, а те, кто ее ненавидел, будут ненавидеть сильнее. Последних, слава Богу, 99%".Погибший танкист Игорь Григоращенко - реальный прототип танкиста Игоря Григорашенко, который дал интервью А.Г. Невзорову на съемках документального фильма "Ад":Игорь горел в трех танках при штурме Грозного, но всякий раз возвращался на передовую. На следующий день после этого видеоинтервью лейтенант  Игорь Григорашенко погиб. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении специальных заданий командования, старший лейтенант Григорашенко И. А. Указом Президента РФ № 491 от 15 мая 1997 года награжден орденом Мужества № 4379 (посмертно) с досрочным присвоением звания "старший лейтенант".Суровая правда войны вкупе с потрясающим визуальным эффектом присутствия зрителя среди участников боя, делают картину "Чистилище" самой правдивой киноисторией чеченской войны. Впрочем, даже не конкретно чеченской, а войны вообще. В самом мерзком, противном и суровом ее понимании. Ни один фильм о войне не заставляет так задуматься об общечеловеческих ценностях, как "Чистилище". Посмотрев эту сверхвыразительную картину бессмысленного насилия, начинаешь по настоящему ценить жизнь в самом простом ее понимании. И твоим естественным желанием будет отсутствие войн и насилия в будущем, ведь жизнь на самом деле очень прекрасна!Памяти погибших при новогоднем штурме города Грозного Юрий Шевчук и группа "ДДТ" посвятила песню "Мертвый город. Рождество":

war-movies.livejournal.com