LJ Magazine. Щегол картина


Картина «Щегол», Фабрициус: триста шестьдесят лет спустя

Карел Питерс Фабрициус (1622–1654) – голландский живописец, ученик великого Рембрандта. В последний год своей короткой жизни он написал три работы: картину «Щегол», «Часовой», «Молодой человек в меховой шапке». В целом сохранилось всего около десяти его произведений.

Краткая биография художника

Карел Фабрициус родился в феврале 1622 года и был крещен 27 февраля в Мидден Бемстере неподалеку от Гааги. Его отец был школьным учителем и художником. У него было два младших брата – Барент и Йоханнес, которые впоследствии стали художниками.

По первой специальности он был плотником. Отсюда и его прозвище – Фабрициус. Эта работа вряд ли была случайной. Она позволяла встречаться с художниками, поскольку в те времена писали не только на полотнах, но и на досках. Их просушивали после обработки не менее пятидесяти лет. Например, картина «Щегол» (Фабрициус) не может быть названа полотном, так как она написана на доске.

В 40-х годах Карел становится лучшим, самым одаренным учеником Рембрандта ван Рейна. Он учится в мастерской великого живописца вместе со своим братом Барентом в Амстердаме. В 1643 году он внезапно лишился своей семьи (жены и двух детей). Но через семь лет он приезжает в Делфт, где знакомится с молодой вдовой, и, женившись, в начале 50-х годов Карел навсегда переезжает в этот город.

В Делфте

Он присоединяется к гильдии живописцев св. Луки в 1652 году и вырабатывает свой собственный художественный стиль, который очень отличается от стиля его учителя. Если его учитель писал светлое на темном, то Фабрициус прибегает к противоположному приему. Темное на светлом нам представляет и картина «Щегол». Фабрициус много экспериментирует с перспективой и освещением. «Щегол» и "Автопортрет", написанные в последний год жизни, – лучшее тому подтверждение.картина щегол фабрициус Серьезно, но доброжелательно всматривается молодой тридцатилетний художник в зрителя. Сосредоточенность и ум светятся в его глазах. Колорит скромен и скуп. Автопортрет (Национальная галерея, Лондон) выполнен в коричневато-сероватых тонах. Карел написал не парадный портрет, а интимный, показывающий его в повседневной жизни. Совершенно иначе выполнена картина «Щегол». Фабрициус во многих произведениях использует естественное солнечное освещение, которое придает его работам мягкость и лирику.

Трагическая кончина

12 октября в 1654 году в Делфте произошла трагедия – взорвался пороховой склад. Этот взрыв уничтожил не менее четверти города. В это время Карел Фабрициус работал вместе со своим учеником Маттиасом и дьяконом в церкви. Они умерли все вместе. Все работы успешного и начавшего приобретать известность художника погибли, за исключением некоторых. Так, в раннем возрасте внезапно и неожиданно закончил жизнь создатель делфтской школы живописи. «Щегол» – одно из последних произведений мастера, написанных в год его смерти. Безыскусственность – одно из достоинств, с которым исполнена картина «Щегол». Фабрициус, несомненно, повлиял на знаменитого Вермеера из Делфта, который внимательно изучал его манеру письма. «Щегол» находится в Королевской галерее Гааги Маурицхейнс.

Художник Фабрициус: картина «Щегол»

Это небольшой шедевр написан маслом по дереву. Он подписан, как и все работы, C. FABRITIVS 1654. На светлом золотисто-бежевом фоне на насесте сидит маленький щегленок.картина щегол карела фабрициуса Картина «Щегол» Карела Фабрициуса написана на фоне, полном воздуха и солнечного света. Очень точно, почти фотографически выписан синеватый насест и два кольца, на одном из которых сидит птичка. Работа выполнена на одном дыхании, крупными мазками. Особенное мастерство продемонстрировал Фабрициус, рисуя голову щегла и его светящиеся прозрачные крылышки.

Фабрициус, «Щегол»: история картины

Первоначально «Щегол» принадлежал шевалье Жозефу-Гийому-Жану Камберлину в Брюсселе. В 1865 году картина было продана. В 1892 году хозяин с ней расстался, и только в 1896 году она получила постоянное место в коллекции Королевской галереи Гааги.

Книга Донны Тартт

«Щегол» – так называется объемное, выше восьмисот страниц, третье произведение американской писательницы. Она писала его десять лет. Весь сюжет держится на приключениях главного героя Тео, в руки которому попала картина художника Фабрициуса «Щегол». Подросток попадает в музей, где его внимание привлекает картина с изображенным на ней щегленком. Кстати, ее репродукция помещена на обложку книги.фабрициус щегол история картины И вот, неожиданно, в музее происходит взрыв. Когда Тео очнулся, то сначала он ничего не понял. Умирающий от ран пожилой господин просит Тео забрать с собой картину со щеглом и отнести ее по непонятному адресу. Мать его умерла в музее, и одинокий Тео с горечью в душе ищет того, кому следует отдать картину. Она же спрятана у него дома. После долгих приключений Теодор сумеет вернуть произведение по назначению. Донна Тартт в 2014 году получила за этот роман Пулитцеровскую премию.художник фабрициус картина щегол Его перевели на многие языки, в том числе и на русский. Она стала событием, а Донна Тартт журналом «Таймс» включена в число ста самых влиятельных людей мира. Предполагается, что будет экранизация этого романа.

Вот так современность спустя триста шестьдесят лет откликнулась на шедевр Фабрициуса.

загрузка...

worldfb.ru

Щегол. Донна Тартт. - vincenati

Таня tatykuz ощипала бедную птичку. И мне трудно с нею спорить. Книга в рейтинге занимала ( и до сих пор в десятке) первые места. Конечно же я ее заказала. И прочитала. Признаюсь, с грехом пополам. А начало было таким обещающим. Но потом часто буксовала, увязая в расстянутых на долгие страницы описаниях и рассуждениях. И я полностью соглашусь с Таней, Щегол был бы изящней и приятней , будь вполовину короче.Что мне понравилось. Описания от первого лица переживаний мальчика, у которого , как он считает, по его вине погибла мать. Было любопытно в подробностях узнать все про наркотики и испытываемое от них ощущения.Просто руководство. Не безинтересно было узнать про специфику работы антиквариатных мебельщиков. Забавное рассуждение о князе Мышкине наоборот. Князь всех любил, желал всем добра, что приводило к катастрофам и несчастьям. А если наоборот? Ряд пусть и непреднамеренных плохих поступков, ошибок, даже преступлений, не преведет ли к успешному финалу? Затянутый роман. Дочитала до конца, но не было огорчения, что он закончился, наоборот. А это мой индивидуальный показатель при чтении книги. Хотя я давно не читала книгу, которой хотелось бы со всеми делиться, всем дарить и настоятельно советовать. Небольшой отрывок с описанием картины Фабрициуса Щегол. Это по- моему очень талантливо: И с чего вдруг такой сюжет? Маленькая комнатная птичка? Выбор совсем не характерный для его времени, для его эпохи, когда животных чаще всего изображали мертвыми — на роскошных охотничьих натюрмортах навалены горами обмякшие тушки кроликов, рыба, фазаны, которых потом подадут к столу. И отчего так мне важно, что стена на картине пустая — ни гобеленов, ни охотничьих рожков, никаких тебе декораций — и что он так старательно, так выпукло вывел в углу свое имя и дату, не знал же он (или знал?), что 1654 — это не только год, в который он написал эту картину, но и год его смерти? Веет от этого каким-то холодком дурного предчувствия, будто бы он знал, что эта его маленькая загадочная картинка войдет в то небольшое число работ, что переживут его. Меня неотступно преследует эта живописная аномалия. Почему он не нарисовал что-то более типичное? Не море, не пейзаж, не пьянчужек в таверне — сценку из жизни бедноты, не охапку, черт подери, тюльпанов, а этого маленького, одинокого пленника? Прикованного к насесту. Как знать, что пытался донести до нас Фабрициус, выбрав такого крохотного героя для своей картины? Вот так представив этого крохотного героя нам? И если правду говорят, что каждая великая картина — на самом деле автопортрет, что же тогда нам Фабрициус рассказывает о себе? Художник, пред чьим талантом преклонялись величайшие художники его времени, который умер таким молодым, так давно и о ком мы почти ничего не знаем? Говоря о себе как о художнике, на подробности он не скупится. Его линии говорят за него. Жилистые крылышки, процарапанные бороздки на перьях. Видишь скорость его кисти, твердость руки, плотные шлепки краски. И тут же, рядом с размашистыми, густыми мазками — полупрозрачные участки, выполненные с такой любовью, что в самом контрасте таится нежность и как будто бы даже улыбка, под волосками его кисти виднеется прослойка краски; он хочет, чтоб и мы коснулись пушка у него на груди, ощутили мягкость, рельефность пера, хрупкость коготков, которые он сомкнул вокруг медной жердочки. Но что эта картина рассказывает о самом Фабрициусе? Ни слова о том, каким он был семьянином, кого любил и во что верил, ничего о его гражданских или карьерных устремлениях, о том, преклонялся ли он перед властью и богатством. Тут только биение крошечного сердечка и одиночество, залитая солнцем стена и чувство безвыходности. Время, которое не движется, время, которое нельзя назвать временем. И в самой сердцевинке света застрял, замер маленький пленник. Помнится, я что-то читал про Сарджента, про то, как, рисуя портреты, Сарджент вечно выглядывал в натурщике животное (едва узнав об этом, я стал подмечать эту черту во всех его работах: удлиненные лисьи мордочки и заостренные уши сарджентовских богатых наследниц, кроличьи зубы мыслителей, львиные гривы крупных промышленников, круглые совиные лица детей). И так легко на этом бравом портретике разглядеть в щегле — человека. Гордого, уязвимого. Один пленник смотрит на другого.Но кто теперь скажет, каковы были намерения Фабрициуса? Сохранилось так мало его работ, что даже догадки строить не очень получается. На нас смотрит птица.

vincenati.livejournal.com

Донна Тартт "Щегол" - Дневник читательницы

Донна Тартт "Щегол" - Дневник читательницы

[Recent Entries][Archive][Friends][Profile]

10:42 am

[Link]

Донна Тартт "Щегол"«Щегол» - это роман воспитания с приключенческим сюжетом. Он продолжает традицию книг о детях-сиротах, отталкивается от русской литературы (в книге, например, немало отсылок на Достоевского). Главный герой – Поттер без волшебства. Его зовут Тео Декер. В начале романа ему 13 лет. При взрыве в музее погибает его мать, сам герой чудом остается жить. С этого момента вся его жизнь будет под знаком этой катастрофы. Психологи и педагоги не в силах вернуть его к «нормальной жизни», такое не забывается. А волшебным предметом, с помощью которого Тео будет вытаскивать себя из черноты и «душевной клаустрофобии», станет картина Карела Фабрициуса «Щегол».

Мировой шедевр герой рассматривает не в альбоме с репродукциями: он украл его в музее. Кража – не единственное преступление Тео: он далек от идеала положительного героя. Но ему сочувствуешь и сопереживаешь.

Восемьсот с лишним страниц текста, от которого трудно оторваться. Приключения и скитания главного героя приведут в итоге роман к размышлению о природе искусства, о его силе и способности красотой менять структуру реальности. Не будь взрыва, у Тео была бы нормальная жизнь. Не будь картины, возможно, справиться с травмой ему было бы сложнее:

«Потому что — если тайны и есть наша суть, в противовес лицу, которое мы являем миру, — тогда картина и была той тайной, которая приподняла меня над самой поверхностью жизни и позволила понять, кто я такой».

«Но когда речь идет о великом шедевре, тебя всякий раз потряхивает, как током от оголенного провода. И неважно, сколько раз ты хватаешься за этот провод, неважно, сколько там еще человек хватались за него до тебя. Провод-то один и тот же. Свисает из высших сфер. И разряд в нем все тот же».

Tags: книги, литклуб

 
[User Picture]
Марина, спасибо вам за книгу.Мне роман немного напомнил Диккенса.Тот редкий случай, когда большой роман читается на одном дыхании.Роман, в котором нет "сырых" сцен и героев, всем героям веришь.Один из героев романа - сам "Щегол".

В одной статье на тему я прочитала, что в книге действие в Лас-Вегасе происходит в 2008 году, судя по контексту, а, значит, роман заканчивается уже в нашем будущем. Как вы думаете, почему писательница решила закончить такой реалистичный "диккенсовский" роман в нашем будущем?

[User Picture]
Рада, что книга понравилась. У меня тоже прочиталось легко, "на одном дыхании". Согласна, что картина - тоже герой романа.

Честно говоря, не знаю. У вас нет версии?

[User Picture]
From:Date:
profi30
January 22nd, 2015 07:32 am (UTC)
(Link)

Очень интересный сюжетный роман, при всей его толщине я не хотел, чтобы он заканчивался. Умный роман, на мой взгляд, не просел ни единожды, перевод отличный. При всей моей ранней предубежденности к творчеству Донна Тартт могу сказать, что это чтение её полостью реабилитирует. Все супер.Картинка щегла тоже супер, я одним глазом поглядывал на работы художников, о которых упоминалось в книге, а вот самого щегла вижу впервые)))

[User Picture]

У меня тоже было предубеждение к Тартт: я и "Маленького друга" не захотела читать вместе с литклубом. Я думала, что на картину уже все посмотрели )))

[User Picture]

о, я так рада, что роман понравился!

[User Picture]

Да, роман хорош :-)

[User Picture]

Немного спорный момент насчёт того, что картина ему помогла справиться с последствиями взрыва. Все таки он был пристегнут к ней, как тот щегол на картине.

[User Picture]
К картине ли он он был пристёгнут? Мне кажется, что к прошлому, взрыву, теракту.

Может, конечно, вы и правы. Расстаться со своей несвободой от картины герою было трудно. Искусство вообще к себе "приковывает".

[User Picture]
From:Date:
sa_t_i
January 22nd, 2015 10:35 am (UTC)
(Link)

Марина, прости, я не успела дочитать к сроку Щегла. Не читаю комменты и пост, отпишусь в выходные)

[User Picture]

Хорошо, Светлана. Приятного чтения! :-)

[User Picture]

ААА, Интернет съел мой гигантский коммент!((В общем, в отличие от Тайной истории, в Щегле прекрасно все - филигранно прописанные детали, плотность повествования, емкость характеров, развитие сюжета. Некоторые сцены - совершенно душераздирающие, например, когда Тео только-только по-настоящему полюбил Барберов, и вдруг является его блудный отец. Чудесные персонажи, особенно мне понравились Хобби и Борис. По-моему, это великолепная история о хрупкости счастья, о невозможности не страдать, но и о том, что красота дает нам надежду пережить эту жизнь-катастрофу.

[User Picture]

Жаль, что гигантский коммент пропал, но вы и так всё замечательно сформулировали. Соглашусь по всем пунктам.

[User Picture]

Отличный, кстати, роман. Идеально подошел для неспешного каникулярного чтения. Очень понравился сюжет, яркие образы. Герой в меру испорченный, талантливый, понимающий искусство и литературу - все как я люблю) Конечно, Тарт действует на стыке мейнстрима и интеллектуальной литературы, но это роман не портит. Пишет она и правда филигранно.

[User Picture]
Я после "Щегла" пару дней не могла на другую книгу переключиться :-)

Кстати, мне не кажется, что русско-украинская линия не додумана. Если не придираться к мелочам, в целом всё очень органично. С Борисом в роман пришли Достоевский и Толстой.

[User Picture]
From:Date:
yoo_k
January 22nd, 2015 08:42 pm (UTC)
(Link)

Мне "Щегол" понравился: читался легко, интересно, где-то даже сердце заходилось от восторга. Несколько разочаровал финал. Возможно ожидала более эффектной развязки, не знаю. В целом, повторюсь, отличный роман. Открыла для себя нового хорошего писателя - Донну Тартт.

[User Picture]

Для меня это тоже открытие писателя. А финал не разочаровал.

[User Picture]

У меня были проблемы с интернетом, поэтому сразу подключиться к обсуждению не получилось.Отличный у Тартт получился роман, как раз из тех толстых книг, которые с сожалением дочитываешь. Хотя втянулась в книгу я не сразу, зато отдельным удовольствием было рассматривать упоминающиеся картины.Тартт на встрече говорила, что для нее Диккенс и Достоевский очень важные авторы, и это очень чувствуется. Хоби и Борис, например, явно потомки диккенсовских героев. Удивительно, что на таком большом объеме и с многочисленными героями она никого не потеряла.Вообще тебе отдельное спасибо за выбор книг, Марина :) Получается чудесный читательский январь.

[User Picture]

Я рада, что книга понравилась :-) Я сама не ожидала, что "Щегол" окажется настолько чудесным.Надо мне почитать Диккенса, я читала только "Рождественские повести".

[User Picture]
From:Date:
sa_t_i
January 25th, 2015 08:48 am (UTC)
(Link)
Щегол, похоже, уже классика) Перевод у Анастасии, конечно, блестящий получился - видно невооруженным глазом с какой любовью, бережностью, тактом, вкусом она переводила роман. Прям горжусь, что у нас есть такие молодые талантливые переводчики)

Поддерживаю коммент Кати, но я немного не соглашусь с тем, что в конечном итоге все сведено к великой силе красоты, скорее эта мысль применима к этой конкретной истории. На мой взгляд, есть здесь некая аллюзия на расхожую цитату Достоевского: "Мир спасет красота". Но мне показалось, Тартт ставит вопросы гораздо шире. Очень интересно как развивается ее мировоззрение от романа к роману, видно, что для нее не до конца решен религиозный вопрос, и она пока сопротивляется религиозности Достоевского, хотя ее влечет к его философии. И очень импонирует перфекционистское отношение Донны Тартт к своим романам в наше-то быстротечное время, уважаю)

[User Picture]
У Достоевского "мир спасет красота" означает не буквальное: красота внутренняя, а не внешняя.

Перевод мне тоже понравился. Если решусь читать "Маленького друга", то только в новом переводе.

Не знаю, "классика" ли "Щегол", я бы о современной книге не стала так говорить. Но роман хорош :-)

[User Picture]

С твоей, Марина, подачи прочитал роман. Читал, правда, долго, месяца три. В метро, урывками)))Ну я написал о нем везде у себя)))

[User Picture]

Ура! Ты прочитал "Щегла! ))))

bukvoedka.livejournal.com


Смотрите также