О цвете при выборе картины: психология цвета. Цвет картина


Цвет в живописи — Artrue

Влияние цвета на восприятие картин и фресок и история цветописи.

В гостях. Абрам Архипов.

Синопсис

Так как картина имеет статус одного из ведущих объектов «визуального» искусства, в значительной степени на создание настроения и глубины влияет использование цвета, который может произвести чрезвычайно мощный эффект на зрителя и оживить полотно. А началось все еще с доисторической пещерной живописи, в которой впервые были задействованы примитивные пигменты.

Влияние цвета

Цветовые эффекты могут проявляться чисто оптически (привлечение взгляда зрителя), эмоционально (при использовании спокойных холодных цветов или ярких и стимулирующих чувства пигментов) или эстетически (сопоставление гармоничных цветов в композициях). Освещенность и насыщенность цветов зависят от правильного использования мастером устоявшихся теорий. Кроме того, влияние цвета корректируется в зависимости от окружения. Например, серый, окруженный синим, создает прохладное ощущение, в то время как в соседстве с желтым демонстрирует теплоту. Окончательная комбинация и общий диапазон тонов, использованных в картине иногда называется тональным ключом, который у многих мастеров является достаточно своеобразным или даже уникальным, что можно использовать в цветовом анализе произведений искусств.

Великий козел. Гойя.

Ранние теории цвета

Первые принципы теории цвета были сформулированы Альберти (1404–1472) в трактате «О живописи» (1435). Также их изложение можно обнаружить в записных книжках Леонардо да Винчи, великого гения эпохи Ренессанса. Классические паттерны и оптические теории пережили революцию лишь в 19 веке, во время развития движения импрессионистов.

Из чего делают краски?

Масляная краска

В общем случае, масляная краска представляет собой комбинацию из цветового пигмента, льняного масла и скипидара. Оттенок обеспечивает пигмент, масло служит в качестве связующего компонента, а скипидар разжижает получившуюся смесь и помогает наносить получившуюся смесь на холст. Отличие от большинства других красок заключается в том, что масла не высыхают, а в результате окисления и реакции с кислородом превращаются в густой гель, впоследствии затвердевая.

Портрет четы Арнольфини Ван Эйка, значимой фигуры для масляной живописи

Акварель, гуашь

Акварельная краска состоит из пигмента и связующего водорастворимого гуммиарабика, к которому добавляют воду. Гуашь представляет собой непрозрачную акварель. К этой категории также можно отнести и темперные краски.

Парижские виды от Тьерри Дюваля Работы гуашь Лю Йи

Акрил

Акриловая картина создается полностью синтетическими материалами на основе полимерной акриловой смолы. В простейшей комбинации эта краска представляет собой смесь пигмента, эмульсии акрилового полимера (пластика), смол (в качестве связующего вещества) и воды. За счет испарения воды (и некоторых растворителей) такая краска достаточно быстро сохнет, формируя прочную пленку.

Разница

Акриловая краска, благодаря своему составу, после быстрого высыхания незначительно меняет цвет. Акварель и гуашь после сравнительно небольшой сушки несколько изменяют цвет, в отличие от масляной краски, которая не изменяет цвет на протяжении продолжительного высыхания. Кроме того, после нанесения одного слоя на масло можно добавить еще краски, чтобы создать богатые и насыщенные цвета. В целом, изобретение масляной живописи (15-й век, Европа) стало значительным шагом в развитии цветовой насыщенности и яркости изображения.

Цветовые пигменты

Пигменты и красители — ингредиенты, придающие цвет краскам. Основное отличие между красителем и пигментом — их способность растворяться в воде. Пигменты должны быть тщательно измельчены и смешаны в растворе, в то время как красители обладают более высоким показателем растворимости. Большинство пигментов добывается из металлов и растений, хотя некоторые из них получают из фрагментов и частей животных и рыб, обугленных деревьев или костей.

Каменный век

Художники каменного века опирались на пигменты, полученные из земли. Добытые элементы, например, глина и уголь, давали желтые, коричневые и различные оттенки красного цвета.

Плато Арнем-Ленд

В Египте

Цветовая схема, полученная в древности египетскими художниками, представляла собой оттенки голубого, лимонно-желтого, зеленого, красно-оранжевого и других цветов.

Греция и Рим

Античные картины характеризовались достаточно широким диапазонам цветов, который продолжал расширяться с добавлением оттенков красного, пурпурного, индиго и прочих цветов.

Эпоха Возрождения

Живопись эпохи ренессанса получила толчок благодаря развитию масляной живописи. Новая среда представляла дополнительные возможности и отлично подходила для создания реалистичных работ. Неудивительно, что это стимулировало открытие и использование многих новых оттенков.

Лаокоон. Эль Греко.

17–18 век

После Возрождения принципы и паттерны использования цвета в живописи были приняты всеми основными европейскими академиями и закреплены в правилах академического искусства. Цвет, однако, в то время имел второстепенную роль. Рубенс, драматично использовавший цветовой пигмент, часто критиковался за это, в то время как Николя Пуссен был почитаем благодаря более сбалансированной палитре.

Самсон и Далила. Рубенс.

19-й век

По сути, 19-й век — начало современного искусства и период массового изменения направлений и паттернов живописи. В это время художники имели доступ к более дешевым и надежным синтетическим краскам. Для импрессионистов подобные новшества помогали передать идеи «мимолетного момента». В дальнейшем субъективность восприятия экспрессионистов также поддерживалась новыми цветами.

Впечатление. Восходящее солнце. Клод Моне.

Заключение

Важно помнить, что до 18-го века художники были сильно ограничены в выборе цветов, однако они так или иначе играли неотъемлемую роль в передаче настроения и атмосферы картины. После 19-го века художники вовсе начали использовать яркие пигменты как отдельную форму самовыражения, акцентируя внимание именно на них.

artrue.ru

О цвете при выборе картины: психология цвета

О цвете при выборе картины: психология цвета  

Если Вы решили сменить стиль в доме или в офисе, если Вы хотите привнести индивидуальности в окружающее  пространство, то одним из самых доступных способов является картина. Картина - это один из аксессуаров в интерьере, выбор которого важен не менее, чем выбор цвета стен. Выбрав картину правильно, вы сможете изменить комнату, сделав свою жизнь чуточку интереснее.

Цветовая гамма особенно важна при выборе картины, как собственно при выборе цвета пространства вообще. Цвет в Вашей комнате может многое сказать о Вашей личности. Возможно, большинство из нас не задумывается о цвете в комнате, тем не менее,  цвет ежедневно  оказывает влияние на нашу жизнь. Цвет может влиять на наше настроение и наши мысли. Цвет воздействует на людей разными способами, в зависимости от возраста, пола, этнической принадлежности и даже климата.

Чтобы иметь красивый дом не обязательно следовать моде и трендам. Модные цветовые тренды приходят и уходят, поэтому сделать дом красивым может такой подбор цветов, который отразит Ваши пристрастия, предпочтения и индивидуальность. Цвет обладает способностью менять формы и размеры мебели и самой комнаты. Выбор цветов окажется не таким уж и сложным занятием, если у Вас будет самая основная информация о цвете и его эффектах. Давайте узнаем побольше о цвете, а также о том,  как цвет влияет на Ваше настроение. Итак, выбираем с умом!

Имейте в виду, что любой цвет обладает определенной психологической ценностью. Подумайте о том, что Вы чувствуете, глядя на разные цвета. Цвета действительно могут вызывать самые разные чувства, от спокойствия до ярости. Поэтому, пытаясь создать гармонию и покой в своем доме, подходите к выбору цвета с умом. Некоторые цвета в больших количествах способны создать совсем противоположный эффект и отрицательно воздействовать на Вас и настроение Ваших близких.

Подумайте, какое настроение Вы хотели бы создать? Какие цвета могут создать такое настроение? У каждого цвета своя энергетика и свое значение. Значение цвета в дизайне очень субъективное понятие. То, что вызывает одну реакцию у Вас, у соседа может вызвать совсем другую реакцию. Это происходит по разным причинам, и этим занимается целая наука -  Теория цвета. На изучении того, как цвет влияет на разных людей по одному и в группах, некоторые строят свою карьеру. Не надо забывать, что на восприятие цвета может влиять даже культурная принадлежность. Цвет, который ассоциируется с положительным в одной культуре, может вызывать негативные реакции в другой.

Сначала мы приведем краткий список значений цветов, а затем дадим более подробное описание:

Красный: Страсть, Любовь, Ярость

Оранжевый: Энергия, Счастье, Жизненная сила

Желтый: Счастье, Надежда, Обман

Зеленый: Новые начинания, Изобилие, Природа

Синий: Спокойствие, Ответственность, Печаль

Фиолетовый: Творчество, Знатность, Богатство

Черный: Тайна, Элегантность, Зло

Серый: Консервативность, Формальность, Нервозность

Белый: Чистота, Девственность

Коричневый: Природа, Целостность, Зависимость

Бежевый: Консервативность, Скука

Кремовый или слоновой кости: Спокойствие, Элегантность, Чистота.

Все цвета можно сгруппировать по семьям, каждая используется в определенных целях: Теплые цвета, Холодные цвета, Нейтральные цвета.

Теплые цвета: красный, оранжевый и желтый, а также все вариации и оттенки этих трех. Они признаются цветами огня, осенних листьев, заката и рассвета и, в основном, описываются как энергетические, страстные и позитивные.

Красный

Очень горячий цвет. Он ассоциируется с огнем, яростью, войной, а также с любовью, страстью. Исторически он представляет как Дьявола , так и Купидона. В дизайне красный создает очень мощный акцент. Красный может быть очень разносторонним цветом. Более светлые тона несут больший заряд энергии, тогда как более темные оттенки выглядят элегантно и дают ощущение власти и могущества.

Оранжевый

Очень живой и энергичный цвет. В своих оттенках его ассоциируют с землей и осенью. Видимо, из-за представений о меняющихся временах года оранжевый может восприниматься как цвет перемен и движения. Поскольку оранжевый это цвет апельсина, он вызывает идеи здоровья и жизненных сил. В дизайне оранжевый привлекает внимание, но при этом не так доминирует, как красный. Его часто считают более дружелюбным, доброжелательным  и менее бросающимся в глаза в отличие от красного цвета.

Желтый

Считается самым ярким и энергетическим среди теплых цветов. Он ассоциируется со счастьем и солнечным цветом, но также с обманом и трусостью. Он воспринимается как цвет надежды, а также опасности, хотя не такой большой, как при красном цвете. Разница в значениях велика в зависимости от культурной принадлежности. Так, в Египте это цвет траура, в Японии – храбрости, а в Индии – цвет торговцев.

Холодные цвета

Холодные цвета включают зеленый, синий и фиолетовый и их оттенки. Это цвета ночи, воды, природы и зачастую их считают успокаивающими и сдержанными.

Зеленый

Представляет новые начинания и рост. Он также означает обновление и изобилие. В противоположном случае зеленый может также выражать ревность, зависть, неопытность.  Зеленый обладает теми же успокаивающими качествами, что и синий, но поскольку он также включает в себя желтый, то  несет и заряд энергии. В дизайне зеленый создает эффект равновесия и гармонии. Дизайнеры используют его для придания ощущения богатства, стабильности, обновления и природы. Ярко зеленые оттенки более энергичные и живые, а оливково-зеленые - более тяготеют к отражению мира природы.

Синий

Используется для отображения спокойствия и формальности, видимо, из-за того, что именно синий цвет выбирают для униформы служащих. Светло-синие тона смотрятся освежающе. Более темные  – сильнее и ответственнее. Также синий ассоциируется с покоем  и обладает духовными и религиозными подтекстами. Значение синего цвета зависит от конкретного оттенка. Светло-синие оттенки часто воспринимаются как расслабляющие и успокаивающие. Ярко  синие освежают и придают энергии, темно синие подчеркивают силу и ответственность.

Фиолетовый

Довольно долгое время фиолетовый цвет ассоциировался с цветом королевского двора. Поскольку фиолетовый является сочетанием красного и синего, он приобретает качества обоих. Ассоциируется с творчеством и воображением.

Темно фиолетовый традиционно ассоциируется с достатком и  королевской семьей. Более светлые оттенки фиолетового считаются более романтичными. В дизайне темно фиолетовые оттенки придают ощущение богатсва и роскоши, а светло-фиолетовые и мягкие – весны и романтики.

Нейтральные цвета

(черный, белый, коричневый, бежевый, кремовый и цвет слоновой кости)

Нейтральные цвета часто выступают фоном для картин. Обычно их сочетают с более светлыми оттенками. Однако, их также используют и по отдельности, создавая довольно изысканные комбинации. Значение и впечатления от нейтральных цветов создаются больше в зависимости от цветов, окружающих их.

Черный

Является самым сильным из всех нейтральных. С одной стороны, он ассоциируется с властью,  элегантностью и формальностью. С другой стороны, со злом, смертью, тайной. Во многих западных странах черный является траурным цветом, цветом оккультизма.

Белый

Белый цвет хорошо работает с любым другим цветом. Часто ассоциируется с чистотой, добродетелью, добром и ангелами. Также ассоциируется с индустрией здоровья, с докторами, медперсоналом. Часто белый выступает нейтральным фоном, на котором выделяются любые другие цвета.

Серый

Нейтральный цвет. Находится также в конце цветового спектра холодных цветов. Иногда его считают депрессивным. В целом, он консервативен и формален, но может смотреться и современно. В особенности в офисах. Профессиональные дизайнеры способны делать из него очень изысканный  цвет. 

Коричневый

Ассоциируется с землей, лесом и камнем. Абсолютно природный цвет и по теплоте нейтральный. Иногда признается скучным.

Бежевый

Уникальный цвет в цветовом спектре. Уникален тем, что принимает как холодные, так и теплые оттенки в зависимости от того, в какое окружение попадает. У него теплота коричневого и холод белого. Иногда, как и коричневый, считается скучным. Консервативный цвет, достаточно часто служит фоном.

Кремовый и Цвет слоновой кости

Считаются изысканными цветами, с некоторой долей теплоты коричневого и большой долей холодности белого. В целом спокойные цвета, могут вызывать чувство какой-то истории. Цвет слоновой кости это спокойный цвет с чистотой, ассоциируемой с белым  цветом, хотя слоновая кость несколько теплее. В дизайне цвет слоновой кости придает ощущение элегантности и спокойствия. В сочетании с земляными цветами, персиковым или коричневым, приобретает земляное качество.

Помимо полноцветных вариантов есть еще два типа картин.

Сепия и Черно-белые: очень эффектны. Смотрятся великолепно в сочетании с яркими цветами. Эффектные картины становятся предметом обсуждения, если у вас собираются гости. Советуем подумать над подобным оформлением какой-нибудь своей личной фотографии в таком стиле.

Разноцветные и Поп-Арт

Исходят из идей великого Энди Уорхола. Яркие контрастные цвета фантастично смотрятся в однотонной комнате.

 

 

Имея такой богатый выбор, выбор остается за Вами. Самое главное, не бойтесь экспериментировать со своим пространством и будьте уверены в своем стиле. Ведь если Вы не довольны своей комнатой, как Вам удастся в ней расслабиться?

artblaze.ru

Значение цвета в живописи

ЗЗначение цвета в живописи.

Каждый цвет имеет свое значение, и зная эти значения легко научиться понимать живопись!

Когда создаётся картина важную ролей в ней играет цвет. А вы знаете, что означает цвет в картинах? Уверена, что символика цветов поможет вам понять их смысл.Итак, представим, вы решили нарисовать эмоции, чувства. А какими красками их изобразить – не знаете. Наверное слышали, что болезнь, злость и тоску, к примеру, называют зеленой. Иногда говорят: «он позеленел от злости» или «тоска зеленая».

Пока в голове путаница? Не страшно. Ниже для вас составлена таблица. Надеюсь она сможет хоть немного помочь.

Красный — огонь, жара, жизнь, энергия, активность, воля, борьба, страсть, агрессия, гнев. Это движение само в себе.

Оранжевый – движение, скорость, ритм, радость, эмоции, чувственность, жизнерадостность, общительность, лень, зависимость, избалованность, тепло. Этот цвет- смесь красного и желтого. Красный имеет много движения в себе, а желтый – много движения на встречу зрителю. Поэтому, оранжевый можно назвать цветом, дружелюбно шагающим навстречу зрителям.

Желтый — солнце, день, свобода, праздник, веселье, терпимость, упрямство, критичность, беспокойство, предательство, сумасшествие.

Зеленый — природа, жизнь, молодость, вера, приземленность (если с коричневатым оттенком), гармония, естественность, доброта, мягкость, ипохондрия, эгоизм, болезненность, лень.

Голубой — ветер, небо, свежесть, холод, лед, чистота, духовность, одухотворенность, искренность, тактичность (молчание), замкнутость, равнодушие, хладнокровие, отстраненность, безразличие.

Синий(индиго) — мир, глубина, углубленность, погруженность, видение, мудрость, философия, тишина, спокойствие, угнетение, беспокойство, идеализм, фанатизм.

Фиолетовый — мудрость, философия, надежность, духовность, мистика, вдохновение, артистизм, благородство, закон, власть, фанатизм, отчуждение, смерть, старость.

Розовый — женственность, интимность, фантазерство, милая слабость, детство-младенчество, влюбленность, романтичность, дружелюбие, доброта, легкомыслие, чрезмерная чувствительность.

Черный — ночь, покой, тьма, тайна, вызов, печаль, подавление, смерть, бездна, бесконечность, вечность, наполненность.

Белый — свет, покой, безмятежность, чистота, пустота, отсутствие чего-либо, целомудрие, девственность, сосредоточенность, отрешенность, одиночество.

Серый — тень, облака, неподвижность, стабильность, здравомыслие, реализм, раздвоенность, скука, тоска, хмурость и угрюмость.

infourok.ru

Композиция в живописи. Цвет

29 марта 2018

Основы рисования

Один из самых сложных вопросов композиции — это композиция цвета в картине. Говоря о композиции линий, мы говорим о силуэте и линиях, его очерчивающих. Но кроме контура силуэт имеет также и площадь, фигуру, которая залита цветом. Чем он интенсивнее (например, красный), тем сильнее он действует на глаз, и такой силуэт воспринимается как яркое пятно. Это дает возможность компоновать различные оттенки, создавая тем самым произведения колоритные, а не просто раскрашенные под фотографию.

В картине «Портрет инфанты Маргариты» работы великого испанского художника Веласкеса красные банты в волосах и на груди инфанты своей формой и цветом выделяют лицо, обращая на него основное внимание, подчеркивая его бледность, хрупкость, прозрачность по контрасту с яркими пятнами красного.

Портрет инфанты Маргариты. Диего Веласкес, 1659. Холст, маслоПортрет инфанты Маргариты. Диего Веласкес, 1659. Холст, масло

Очень интересно проследить этот закон композиции в работах М. А. Врубеля. Красный цвет платья девочки («Девочка на фоне персидского ковра») то там, то здесь появляется на полотне. Это красный разных оттенков, насыщенности — от темно-вишневого до нежного бледно-розового.

Девочка на фоне персидского ковра. М. Врубель, 1886. Холст, маслоДевочка на фоне персидского ковра. М. Врубель, 1886. Холст, масло

Различные школы живописи по-разному решали вопросы цветовой композиции, и разные мастера понимали их каждый по-своему. Вообще в вопросах колорита чрезвычайно сильно сказываются индивидуальные склонности художников, личный вкус и ощущения, воспитание, исторические условия, национальные традиции, даже физическое строение глаза. Однако среди этого моря разнообразия можно отыскать общие принципы.

Композиция цвета основывается на гармонии, на определенной гамме красок, на подчиненности общему тону. Общий цветовой тон, как некая доминанта, влияет на все, связывает и пронизывает все цвета, образуя тем самым определенный красочный строй. Все многообразие, все богатство оттенков, борьба контрастов, лепка объемов должны заключаться внутри этого доминирующего общего строя.

Это вы можете видеть и на древнерусских иконах (например, иконы Дионисия) и на произведениях Рембрандта, Коро, Милле и многих других.

В портрете Ренуара «Девушка с веером», например, тени не просто черные. Каждая тень имеет свой цвет, в то же время родственный целому. В результате тени не дробят общую форму, а сохраняют цельность ее силуэта.

Девушка с веером. Пьер Огюст Ренуар, около 1881. Холст, маслоДевушка с веером. Пьер Огюст Ренуар, около 1881. Холст, масло

Также интересно вспомнить портрет герцогини де Бофор работы английского художника Т. Гейнсборо. Здесь во всем звучит голубой цвет, который как бы проникает всюду, отбрасывая рефлексы и на лицо и на плечи.

Портрет герцогини де Бофор (Дама в голубом). Т. Гейнсборо, около 1780. Холст, маслоПортрет герцогини де Бофор (Дама в голубом). Т. Гейнсборо, около 1780. Холст, масло

Хочется напомнить еще раз, что хотя пятна света и тени образуют единый цветовой силуэт, изменения, происходящие в тенях и полутенях, это не просто утемнения за счет увеличения содержания коричневого или черного цвета, а качественно иные цветовые пятна.

Посмотрите автопортрет П. П. Кончаловского в желтой рубашке.

Автопортрет (в желтой рубашке). П. Кончаловский, 1943. Холст, маслоАвтопортрет (в желтой рубашке). П. Кончаловский, 1943. Холст, масло

Живописец лепит форму не светлым и темным, а цветом. Особенно важно это понимать при изображении тени. Тень имеет свой декоративный силуэт, она должна быть прозрачной и звучной. В тени все сближено и слито по тону, тень не выносит пестроты. Но ничто не требует такой большой работы, как изображение тени.

Над тенями нужно работать все время. Чем больше художник к ним возвращается, тем они становятся глубже и красивее. Об этом писал Ченнино Ченнини. Недаром и Делакруа говорил, что тот художник, который напишет хорошо тень, — напишет все! Большим мастером лепки живописной формы светом и тенью был Рембрандт.

Саския ван Эйленбюрх. Рембрант, 1633. Дуб, маслоСаския ван Эйленбюрх. Рембрант, 1633. Дуб, масло

В работе Рубенса «Персей и Андромеда» герой в красном плаще находится в центре сцены, ему контрастирует синий плащ женщины с венцом в руках. Мы видим рефлексы, падающие от красного цвета на тело Андромеды и на темные подпалины Пегаса.

Персей и Андромеда. Рубенс, 1621. МаслоПерсей и Андромеда. Рубенс, 1621. Масло

Картина Делакруа «Свобода на баррикадах» выдержана в более темной гамме, однако национальное трехцветное знамя в руках Свободы горит ярким пламенем, красные и голубые отсветы от него можно видеть на фигурах героев, лежащих у ног молодой женщины.

Свобода, ведущая народ. Делакруа, 1830. Холст, маслоСвобода, ведущая народ. Делакруа, 1830. Холст, масло

В картине «Боярыня Морозова» Суриков передает не только общую цветовую гамму московского зимнего пейзажа с голубыми рефлексами на снегу и голубой дымкой вдали.

Боярыня Морозова. В. Суриков, 1884-1887. МаслоБоярыня Морозова. В. Суриков, 1884-1887. Масло

Костюмы московских людей, плотно поставленных в ряд, образуют как бы сплошную красочную ткань: красная шубка Урусовой, темно-малиновый узорчатый платок старухи, желтый платок боярышни и красивый, как самоцвет, синий цвет ее шубки. Недаром картину сравнивали с восточным ковром. Чередование чистых красок вносит ритм, красочная гармония в известной степени «снимает» безысходность трагедии, которая свершается на наших глазах. И в этом сказывается значение колорита в композиции холста.

В картине Врубеля «Сирень» роль цвета особенно велика. Куст сирени превращается у него в таинственный костер, горящий синим и лиловым пламенем.

Сирень. М. Врубель, 1900. Холст, маслоСирень. М. Врубель, 1900. Холст, масло

В картине наглядно передано, как женская фигура рождается из лилового тумана, из поэтической мечты художника. Вместе с тем мелкая кружевная узорчатая сирень кристаллизуется, вибрирующие краски превращаются в драгоценные самоцветы. Нежные оттенки лилового строят картину Врубеля.

Великое дело — умение лепить форму цветом. Однако если это умение ограничивается лепкой ради лепки и дробит силуэты, рушит композиционную цельность, тогда оно оборачивается дурной стороной — картина становится, как это ни странно, в общем серой или черной, несмотря на присутствие многокрасочных и пестрых частей и деталей.

Композиция цвета — тончайшая вещь. Глубокое владение ее тонкостями и позволяло великим художникам творить чудеса. Например, Веласкес сочетал серые, серо-розовые, серо-зеленые, серо-голубые и черные тона, сдерживая яркие, подчиняя их суровой, строгой гамме, и при этом добивался величайших живописных эффектов, которые по праву считаются подлинным живописным волшебством. Стало быть, многое зависит от цветовых отношений. Конечно, у Веласкеса хорошо не только это. У него великолепно все: и рисунок, и сама манера письма — легкая, изящная и очень простая, не говоря уже о шекспировском проникновении в характер и знании глубины человеческой психологии, способности к разоблачению сильных мира сего — королей, придворных, низведении их до шутов человеческой истории и в то же время умении наделить карликов, шутов, блаженных и несчастных, физически уродливых людей человеческим достоинством и величием души.

Начинающему художнику не сразу удается овладеть искусством композиции. Он невольно впадает в одну из двух крайностей. Либо прибегает к одряхлевшим, академическим схемам, главный предмет ставит в центре картины, по сторонам от него две кулисы, или композиция у него тянется фризом с однообразным назойливым ритмом. Либо наоборот, композиция вовсе исчезает, в картине побеждает случайность, при отсутствии пластического мотива она рассыпается на куски, бесформенна и похожа на кадр, наобум снятый фотоаппаратом.

drawingpractice.ru

Цвет и его символика. Цветовые тенденции в живописи 20-ого века

21

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….4

1. Цвет и его символика…………………………………………………………......5

2. Цветовые тенденции в живописи 20-ого века…………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………..20

Библиографический список………………………………………………………..21

ВВЕДЕНИЕ

Искусство служит для сохранения и передачи эмоций от художника к зрителю. Эмоции эти, в свою очередь, позволяют ориентироваться в ценностях, представляют собой способ общения, служат инструментом для познания мира и его преобразования. И потому передача эмоции составляет сущность искусства. Поэтому, рассматривая художественное произведение, анализируя его, мы отвечаем на два главных вопроса: Какими способами передаются в нем эмоции художника? И каковы эти эмоции?

В изобразительном искусстве одним из средств передачи эмоциональной информации является цвет. Цвет вовсе не присущ одному лишь только изобразительному искусству – его можно встретить в цветомузыке и в кинематографе, в телеискусстве, цветовое решение необходимо в дизайне и архитектуре. Но это не уменьшает значение цвета в изобразительном искусстве, а даже наоборот. И потому следует обратить на цвет особое внимание. Проанализировав цветовое решение картины, мы можем приблизиться к пониманию её идеи, узнать, какие чувства в неё вложены, какие мысли. Разобравшись в цветовых тенденциях живописи какой-либо эпохи, можно понять глубже эту эпоху и её искусство. Так мы постараемся разобраться в живописи 20 века, проанализировав цвет и его тенденции в этот век.

1. Цвет и его символика

Что бы разобраться в характере цвета в 20 веке, нужно прежде узнать его понятие и символику каждого цвета.

Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в зрительном органе человека. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения. (рис. 1.1)

Рисунок 1.1 – Длины волн цвета

Каждый цвет имеет значения. Существует так же взаимодействие цвета и времени – в каждую эпоху одни и те же цвете могли означать разное.

Белый - божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. (рис. 1.2)

Рисунок 1.2 - Снег

В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый - цвет похоронных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь. Это цвет радости и праздника. Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти Хель, имеет мертвенно-белое лицо. "Печень цвета лилии" ("белая печень"). Выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови. Интересно, что слово "кандидат" происходит от латинского "candidus" ("ослепительно белый"). Белый голубь - символизирует мир, Святой дух. Белые яйца - сотворение. Белый флаг - добровольную сдачу, перемирие. Белый - цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.

Чёрный цвет - символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. (рис 1.3)

Рисунок 1.3 - Ночь

Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь. Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах произошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вреда. Вуаль на лице была призвана смутить демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу. Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности по ушедшей супруге. В Японии черный - цвет радости. В британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора. "Черная смерть" - название эпидемии бубонной чумы, уничтожившей в 1348 году примерно 25 000 000 человек только в Европе.

Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. (рис 1.4)

Рисунок 1.5 – Красные перцы

Кроме того, красный - цвет жизни. Доисторический человек кропил обьект, который хотел оживить, кровью. В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима. Символ верховной власти, который позже перешел к кардиналам. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет. Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует "вызов на бой". Красный флаг использовался во время Парижской коммуны 1817г, в нашей стране во время восстания 1905г, революции 1917г и последующие несколько десятков лет. Сторонники итальянского национального лидера Джузеппе Гарибальди (1807-1882) назывались "краснорубашечниками", так как в знак неповиновения властям носили красные рубахи. Красная роза - символ любви и красоты. Выражение "красный день календаря" произошло от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами. Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные знаки). Район, где находятся публичные дома, называется районом "красных фонарей", так как именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями.

Оранжевый – цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время – мягкого блеска заходящего солнца. (рис 1.5)

Рисунок 1.5 - Закат

Он всегда радует глаз и способствует хорошему настроению. Практически всегда имеет благотворное влияние, т.к. показывает радостные стороны жизни. Символом многодетного и прочного брака в Древнем Риме считали вуали оранжевого цвета, их надевали молодые девушки перед свадьбой. Вобрав в себя энергетику двух цветов, оранжевый несёт в себе физическую энергию красного и утонченную изысканность золотого.

Жёлтый цвет. Символика желтого цвета во многом зависит от его тона. Теплые желтые тона - символ нерушимого брака, а холодные - символ супружеской измены. Желтый цвет - цвет золота, символ солнца и божественной власти. (рис 1.6)

Рисунок 1.6 - Подсолнухи

В греческой мифологии желтый - цвет Аполлона. В Китае желтый - цвет императора. Во времена династии Цин, одежду желтого цвета имел право носить только император. Кроме того, желтый - это цвет предательства, ревности, трусливости, лжи. В некоторых странах Европы желтым мазали двери домов преступников и предателей. Иуда и Каин обычно изображаются с желтыми бородами. Во время второй мировой войны, в оккупированных нацистами странах, евреям предписывалось носить желтые "повязки позора". Желтый цвет был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения. Желтый цвет - цвет болезни. Желтый крест ставили на чумных домах. Желтый флаг на борту судна обозначал, что на борту есть инфекционные больные. В футболе и в правилах дорожного движения желтый - предупреждение.

Зеленый - цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. (рис 1.7)

Рисунок 1.7 - Лес

Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, "вечнозеленый"). Цвет денег у многих народов - зеленый. С другой стороны, зеленый - цвет банкротства. В некоторых европейских странах банкротов обязывали носить шляпу зеленого цвета. Зеленый флаг в морской символике - символ кораблекрушения. С другой стороны, зеленый - это знак разложения и плесени. Осирис, покровитель и судья мертвых изображался зеленым. В европейском фольклоре это цвет эльфов (цвет непослушания и проказ). Зеленый цвет - символ молодости. Зеленый цвет - священный цвет в Исламе. Зеленый цвет различных экологических движений.

Синий - цвет неба и моря, символ высоты и глубины. (рис 1.8)

Рисунок 1.8 - Вечер

Постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир. В древнем Египте синий использовался для обозначения правды. Синий - цвет королевской власти и благородного происхождения. Выражение "голубая кровь" для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов "более синие", чем у простых людей. Выражение "синий чулок" по отношению к ученой даме восходит к 15 веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Синий цвет британской консервативной партии. В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность.

Значение фиолетового цвета — это знание, интеллект, святость, религиозная страсть, трезвость, покаяние, смирение, умеренность. (рис 1.9)

Рисунок 1.9 – Фиолетовые цветы

Также фиолетовый цвет означает печаль, ностальгию, горе, старость, траур. У христиан значение фиолетового цвета сводится к священническому праву и власти, истине, посту, печали, безвестности, покаянию. Этот цвет считается цветом Марии Магдалины; у евреев значение фиолетового цвета – это основание; у римлян — он считался цветом Юпитера. Этот цвет связан с умеренностью, сдержанностью, а также с духовностью и раскаянием. Его ещё связывают с переходом от чего-то активного к пассивному, либо от мужского к женскому, либо от жизни к смерти. [1]

Казалось бы, учитывая архаичный характер цветовой символики, в 20 веке трудно ожидать появления у цветов каких-либо новых символических значений. Но мир в 20 веке значительно меняется, меняются представления людей о предметах и явлениях. И взгляды на цвет углубились и изменились, на рубеже 19 и 20 века изменилось значение цвета в живописи.

2. Цветовые тенденции в живописи 20-ого века

Цветовая революция в живописи впервые проявляется в творчестве импрессионистов.

Импрессионизм (от impression – впечатление) – это направление в искусстве, зародившееся во Франции в конце 1860-х годов. Его представители стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Особое внимание уделялось передаче цвета и света.

Пейзажи и сцены из городской жизни – пожалуй, наиболее характерные жанры импрессионистической живописи – писались «на пленэре», т.е. непосредственно с натуры, а не на основе эскизов и подготовительных набросков. (рис. 2.1) Импрессионисты пристально всматривались в натуру, замечая цвета и оттенки, обычно невидимые, например синий в тенях. (рис. 2.2)

Рисунок 2.1 – Клод Моне. Впечатление. Восход солнца

Рисунок 2.2 – Поль Синьяк. Сосна

Их художественный метод состоял в разложении сложных тонов на составляющие их чистые цвета спектра. Получались цветные тени и чистая светлая трепетная живопись. Импрессионисты накладывали краски отдельными мазками, иногда используя контрастные тона на одном участке картины. Основная черта картин импрессионистов – эффект живого мерцания красок.

Для передачи изменений цвета предмета импрессионисты стали предпочитали использовать цвета, взаимно усиливающие друг друга: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой. Эти же цвета создают эффект последовательного контраста. Например, если мы будем некоторое время смотреть на красный цвет, а затем переведем взгляд на белый, то он покажется нам зеленоватым.

Импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого художники сосредотачиваются на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.

Рисунок 2.3 - Винсент Ван Гог. Ночное Кафе

Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая острые социальные проблемы.

Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. (рис. 2.3)  Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь – это сплошная череда маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении.

Импрессионизм оставил богатое наследие в живописи. В первую очередь это интерес к проблемам цвета и нестандартным техникам. [4] Продолжателями в этом после импрессионистов стали фовисты.

           Фовизм.

           Одним из художественных течений, которые значительно обогатили культуру живописи двадцатого столетия, стал фовизм. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие», и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.

Художники-фовисты не признавали никаких, прежде установленных европейской живописью законов: наложения светотени, перспективы, смягчения или сгущения цвета, а также рисунка как первоосновы для всей структуры картины. Анри Матисс, описывая основные принципы нового направления, подчёркивал возвращение фовизма к красивым, чистым цветам: жёлтому, красному, синему, таким, которые будоражат человеческие чувства вплоть до самых глубин. (рис 2.4) Для манеры фовистов свойственны в первую очередь динамичный, стихийный мазок, сведение самых сложных форм к довольно простым очертаниям, пронзительная чистота яркого колорита. (рис 2.5)

Рисунок 2.4 - Анри Матисс. Зелёная полоса

Рисунок 2.5 – Анри Матисс. Танец

Даже палитра импрессионистов, вокруг которого совсем недавно было столько споров, казалось на фоне фовизма вполне реалистическим. [5] Одним из самых ярких представителей фовизма в России стал Марк Шагал, он внёс в этот стиль особый колорит и темперамент.

Одна из первых выдающихся картин мастера - «Я и деревня»(1911г.) (рис. 2.6) Она была написана год спустя после приезда в Париж. Эта картина проявила неповторимую манеру Шагала, в которой  уникальным образом смешаны русские традиции и французский модернизм. Художник говорил: «В России моим картинам не хватало цвета. Париж осветил мой мрачный мир словно солнцем.  Но, увидев свет,  я не забыл мир,  в котором родился. Напротив, я увидел его ещё яснее». На полотне представлен идеализированный образ местечка, где вырос  художник. В этом мире люди и животные живут в гармонии друг с другом.  Яркие чистые цвета совмещаются с большими белыми цветовыми пятнами. Такая гамма навевает ассоциации с приятными воспоминаниями. Так же лицо человека на переднем плане написано зелёным цветом. Этот приём использован Шагалом во многих его картинах.

Например, зелёный человек на картине «Скрипач»(1912-13г.) (рис. 2.7) Возможна двоякая трактовка этого факта. Первая – скрипач попросту пьян. Вторая – зеленый цвет ассоциируется с возрождением. Именно зелёным цветом на фресках обычно писались головы древних египетских богов, умиравших и возрождавшихся вновь. Скрипач возрождается же через творчество.

Ещё одна интересная картина – «Над Витебском»(1914г.) (рис. 2.8) Здесь Шагал пишет свой родной город. Художник писал её вскоре после возвращения в Россию, когда на короткое время вернулся к приглушённой палитре, характерной для его допарижских работ.  На картине преобладают белые и серые тона. На их фоне летящий человек выглядит  ярким силуэтом: он написан в основном чёрным. С помощью такого контраста автор выделяет человека и делает его композиционным центром. С зелёным лицом человека перекликается яркий зелёный забор, гармонизируя гамму картины. Так же купола церквей вдали тоже зелёные. От картины к картине мы можем наблюдать пристрастие Шагала к зелёному цвету - символу жизни. [2]

Рисунок 2.6 –  Марк Шагал. Я и деревня

Рисунок 2.7 – Марк Шагал. Скрипач

Рисунок 2.8– Марк Шагал. Над Витебском

            Палитра каждой работы передает эмоции и чувства художника, его желания и страхи. Пребывая в США, Шагал не находил себе места: новости из оккупированной немцами Европы ранили его сердце. Десятки, сотни тысяч евреев погибали — а он не мог вернуться и помочь им. Он вынужден был покинуть своих родственников и друзей — и отчаяние изливалось на полотна. Картины этого периода насыщены красным — цветом крови и тревоги. (Слушая петуха, 1944г.)

Таким образом, для полотен Шагала характерны цветовые преувеличения: это «визитная карточка» творчества художника. Как фовист, он использует цвета в качестве символов, как импрессионист — использует цвет как основное средство выражения. Цветовая гамма роднит его с творчеством Ван Гога и другими импрессионистами. [3]

В противовес фовистам и импрессионистам развивается направление кубизма.

Кубизм

У импрессионистов и фовистов эксперименты в первую очередь относились к цвету. Кубизм явился реакцией на отсутствие формы в этих направлениях.  Для произведений художников-кубистов характерно преобладание прямых линий, острых граней и кубоподобных форм. (рис. 2.9)

Рисунок 2.9 – Пабло Пикассо. Женщина с веером

Особый интерес у них вызывает форма предметов, а не их цвет. Такая концепция делала колорит их работ не очень богатым. Повышенный интерес к проблемам формы привел к разграничению в использовании цветов: теплые – для выступающих элементов, холодные – для удаленных. (рис. 2.10) Начало кубизму положило совместное творчество Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Рисунок 2.10 – Жорж Брак. Парк Сен-Дени

Пикассо Пабло, французский художник, испанец по происхождению. Пикассо впервые посетил Париж в 1900 г. В 1900-1904 гг. он живёт попеременно в Париже и Барселоне. В это время, известное как "голубой период", объектами его творчества были бедняки, изгои общества. Преобладающее настроение этих картин - слегка сентиментальная меланхолия, выраженная сумрачными холодными эфирными оттенками голубого и зелёного. (рис. 2.11)

Рисунок 2.11 – Пабло Пикассо. Завтрак слепого

В 1904 г. Пикассо обосновывается в Париже. Период с 1905 по 1907 г. известен как "розовый период": художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами были странствующие комедианты, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных. (рис. 2.12)

Рисунок 2.12 – Пабло Пикассо. Девочка на шаре

От экспериментов с цветом и передачи настроения он обратился к анализу формы и вместе с Браком, которого встретил в 1907 г., становится родоначальником кубизма. [7]

          Сюрреализм

Продолжили эксперементы в живописи сюрреалисты. Они выбрали иной путь. Сюрреализм (франц. surrealisme — сверхреализм) — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, Здесь идут эксперименты не с цветом или формой, а с задумкой и сюжетом. И цвет подчиняется этим экспериментам.

Это направление возглавлял Сальвадор Дали. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности. [8] (рис. 2.13)

Рисунок 2.13 – Сальвадор Дали. Постоянство времени

После Первой мировой войны Европу захлестнуло новое течение в живописи, получившее название абстракционизм (от латинского abstractio – отвлеченный).          Это была попытка трансформировать чувства и эмоции в некие образы, которые не имеют ничего общего с реальностью. Ведь внутренний мир человека не менее богат и разнообразен, чем внешний. Главное, суметь передать свои ощущения с помощью ярких цветовых пятен, линий и форм, которые призваны рождать в подсознании зрителя определенные ассоциации, создавать настроение. (рис. 2.14)

Рисунок 2.14 – Василий Кандинский. Композиция VIII

Абстракция оперирует некими символами, которые должны быть доступны для понимания людей. И одним из таких символов является цвет. Поэтому он начинает играть роль самостоятельного объекта композиции, а не средства изображения других композиционных элементов. [9]

Своими работами абстракционисты очень много внёс в опыт цветоведенья и мировой живописи.

Следующим направлением в искустве 20 века стал Поп-арт. Поп-арт (англ. pop art, сокращение от popular art – популярное, общедоступное искусство) –возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму в конце 1950.

Представители поп-арта провозгласили своей целью «возвращение к реальности», но реальности, уже опосредованной масс-медиа: источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не опоэтизированный художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой.

Несмотря бытовую направленность образов, цвет в работах был вовсе не обычным. Отличительной чертой стало использование ярких цветов, иногда даже несочетающихся и неестественных для изображаемых объектов.

Например,  великий мастер поп-арта Рой Лихтенштейн для создания своих работ он использовал кислотные цвета. (рис. 2.15) Его работы с сюжетами из комиксов, выполненные в формате масляной живописи,  символизировали американскую жизнь в иронической интерпретации.

Рисунок 2.15 – Рой Лихтенштейн. В машине

Энди Уорхол – культовая фигура в направлении Поп-арт и в целом всего современного искусства. Создал всемирно известную картину Мерилин Монро. Он подобрал очень необычные, и несколько режущие глаз, сочетания цветов. (рис. 2.16) [11]

Рисунок 2.16 – Энди Уорхол. Мерлин Монро

Все выше перечисленные направления внесли в огромный вклад в мировую живопись и поменяли представление о цвете в искусстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев то, как изменялась роль цвета в живописи на протяжении 20-ого века, можно сделать вывод, что этот процесс в графическом виде будет похож на волну. (рис 2.17) Цвет в живописи был главенствующим, а потом терял своё значение. И это повторялось в течение столетия.

Рисунок 2.17 – Изменение роли цвета в 20 веке

20 век отличается от других именно невероятными экспериментами с цветом, цвет впервые приобретает особое значение, чего мы не наблюдаем в живописи предыдущих времён. Такая тенденция связана с кардинальными переменами во всех сферах жизни людей. Это время революций, технических прорывов и экономических скачков. И эти факторы заставляли искусство меняться с невероятной скоростью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  Символика цвета [электронный ресурс] режим доступа: http://www.symbolist.ru/color.html
  2.  «Художественная галерея. Шагал» № 35 (31) [Текст] 2005, «ДеАгостини»
  3.  Марк Шагал – великий колорист [электронный ресурс] режим доступа: http://www.m-chagall.ru/tvorchestvo/cvet.html
  4.  Импрессионизм [электронный ресурс] режим доступа: http://www.designonstop.com/webdesign/trends/impressionizm-stil-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-ego-osobennosti.htm
  5.  Фовизм в живописи [электронный ресурс] режим доступа: http://gallerix.ru/lib/fovizm-v-zhivopisi/
  6.  Кубизм [электронный ресурс] режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo.html
  7.  Пикассо Пабло [электронный ресурс] режим доступа: http://www.arthistory.ru/picasso.htm
  8.  Сюрреализм. Творчество, картины художников-сюрреалистов [электронный ресурс] режим доступа: http://smallbay.ru/surreal.html
  9.  Абстракционизм [электронный ресурс] режим доступа: http://www.artobozrenie.ru/abstrakcionizm.html
  10.  Цвет и психика. [электронный ресурс] режим доступа: http://psyfactor.org/lib/colorpsy1.htm
  11.  Поп-арт [электронный ресурс] режим доступа: http://cultandart.ru/dictionary/17-popart

21

Лист

Р.МКиД.072500.ЦК.ПЗ

Дата

  Подпись

№ докум.

Лист

 Изм

refleader.ru

Роль цвета в живописи | Александр Григорьев-Саврасов

Хочу  посвятить  данную  статью  Его  Величеству  Цвету.  Не  знаю,  хватит  ли  у  меня  слов  рассказать  о  нём,  но  я  попробую.

Всем  известно,  что  лучше  один  раз  увидеть,  только   с  цветом  не  всё  так  просто.   Казалось  бы,  вот  же  он  -  зелёный,  красный,  синий  -  бери  и  пиши!

Сколько  живописцев,  столько  и  зелёных,  красных,  синих,  у  каждого  свой  неповторимый  колорит,  свой  замес,  своя  гамма  на  холсте.  Почему  так  происходит?   Думаю,  начать  надо  с  того,  что  чувство  цвета  сродни  чувству  слуха,  а  значит,  мы  все  видим  по-разному  и  это  естественно.

Если  мы  говорим  о  живописцах,  то  для  них  не  существует  ни  красных,  ни  зелёных  и  вообще  никаких  красок.  Существует  цвет,  который  создаётся  путём  смешивания  чистых  пигментов.

Вроде  бы  речь  идёт  об  одном  и  том  же  -  красках  в  тюбиках  и  цвете,  производном  от  них.  Начинающие  художники  не  всегда  видят  разницу  и,  как  следствие,  раскрашивают,  а  не  пишут   свои  работы.

Скажу  Вам  по  секрету,  что  и  не  совсем  начинающие  и,  более  того,  некоторые  из  тех,  кто  считает  себя  профессионалами,   тоже  раскрашивают,  просто  у  них  получается  ровнее  и  ярче  в  силу  опыта  и  не  более.

Давайте  проведём  небольшой  эксперимент  и  препарируем  предмет  нашей  беседы,  а  именно,  живопись  с   научной  целью,  вывернем  её  наизнанку.

Нет,  мы  не  будем  брать  для  примера  великие  произведения  прошлого  и,  надувая  щёки,  говорить,   что  сейчас  так  не  пишут.  Я  просто  попрошу  Вас  оторваться  от  монитора  компьютера  и  посмотреть  через  плечо  на   горячо  любимый  ящик.   Возможно,  у  кого-то      как  раз  сейчас  на  экране   пляшут  небезызвестные   Смешарики.

smesariki

Не  знаю,  как  у  Вас,  а  у  меня  после  пяти  минут  просмотра  начинает  кружиться  голова.   Если  героев  данного  мультфильма  заменить  на  дорожные  знаки,  Вы  не  сразу  заметите  подмену.

Я  понимаю,  что  в  современном  мире,  перегруженном  информацией,  захват  внимания  зрителя  является  главной  задачей.   А  значит,  нужно  бить  из  всех  орудий,  используя  чистые  цвета,  сталкивая  друг  с  другом  противоположные  в  цветовом  спектре.

Я  не  затрагиваю  в  данной  статье   тему   влияния  подобного  видео  на  детей,  мы  это  опустим.

Хочу  вспомнить  мультфильмы  моего  детства,  а  главное,  цвет,  присущий  их  палитрам.    Помните  “Ежика  в  тумане”?  Уверен,  нет  таких,  кто  бы  не  видел  этот  шедевр.

Роль цвета в живописи

Мультфильм  почти  монохромен,  графичен,  он  совсем  не  блещет  буйством  красок,  но  в  то  же  время  он  цветной.  Аскетичная  палитра  этой  киноленты,  тем  не  менее,   весьма  живописна.   Мы  видим  меняющиеся  то  тёплые,  то  холодные  гаммы  экрана,  нас  не  утомляют  благородные  оттенки.  Обратите  внимание  на  цельность  кадра,  он  не  сигналит  всеми  цветами  как  сломанный  светофор.

Конечно,  мультипликационный  язык  условен,  но  он  существует  по  тем  же  законам,  что  и  изобразительное  искусство,  каждый  кадр  -  это  отдельная  картина.

Два  мультфильма,  два  примера  цветовой  гаммы  -  одна   ядовитая,  кричащая,   другая  аскетичная,   почти  монохромная.

Продолжим  эксперимент.   Что  же  произойдёт,  если  мы  отнимем  у  живописи  рисунок,  и  цветовые  пятна  станут  абстрактными?  Кто-то  из  зрителей  обязательно  скажет,  что  это  каля-маля,  а  я  скажу  -  не  спешите  делать  выводы.  Каля-маля  тоже  могут  быть  очень  разными,  как  красивыми,   так  и  грязными,  ядовитыми,  неграмотными.

Далеко  не  забегая,   хочу  посоветовать  начинающим  художникам   научиться  сначала  гармоничным  каля — маля,  а  затем   браться  за  эпические  полотна  с  приторной  морской  волной.

Живопись  без  рисунка  -  уже  живопись!   Да,  это  ещё  не  картина,  хотя  в  контексте  современного  искусства  и  этот  постулат  можно  опровергнуть,  тому  много  великих  примеров,  вспомните   Марка  Ротко.

Ещё  один  надрез,  и  мы  отнимем  у  живописи  тон.  Тон  -  это  светосила,  простыми  словами,  светлее  -  темнее.   Один  и  тот  же  цвет  может  быть  разным  по  тону,  думаю,  это  понятно.

Картина,  не  имеющая  тональных  градаций,  тем  не  менее,  может  быть  живописной.  Каким  же  образом?  -  спросите  Вы.   Всё  очень  просто.   Живопись  -  это  игра  тёплых  и  холодных  оттенков.    Следовательно,  если  мы  изобразим  визуальный  ряд,  отличающийся  только  теплохолодностью,  наша  картина  будет  прочитана  зрителем.

Клод Моне

Давайте  подведём  итог.   Даже  если  мы  отнимем  у  живописи  рисунок  и  тон,  она  всё  равно  останется  живописью.

Проведите  собственный  эксперимент.    Представьте  Ваши  работы  без  рисунка.   Что  это  будет —  живопись?   Какую  гармонию  цветов  Вы  увидите?   Кстати,  это  легко  сделать,  перевернув  Ваше  произведение  с  ног  на  голову.    Глаз  не  будет  привязываться  к  рисунку,  Вы  станете  воспринимать  картину  в  целом.

Что  Вы  видите  -  живопись  или  раскрашенный  рисунок,  что  Вы  скажете  о  своём  каля  — маля?

Цвет  в  живописи  больше,  чем  названия  тюбиков.   Используя  только  цвет,  мы  можем  быть  убедительны  в  своих  произведениях.

Как-то  раз  в  разговоре  о  цвете  с  одним  из  интереснейших   мне   людей,   живописце   и  педагоге,  я  задал  такой  вопрос.  Что  для  Вас  живопись? -  и  услышал  исчерпывающий  ответ.  Живопись  — это  музыка,  это  мелодия,  которую  ты  играешь,  и  если  зрителю  хочется  её  слушать,  ты  хороший  живописец.

К  этим  словам  стоит  добавить,  что  зритель  должен  быть  подготовленным  и  обладать  чувством  цвета,  как,  впрочем,  и  слушатель  обладать  слухом,  иначе  мелодия  так  и  останется  набором  звуков.

Меня  периодически  спрашивают  про   “ядовитые  цвета”.   Думаю,  Вы  понимаете,  что  это  образное  выражение,  и  ядовитыми  мы  называем  те,  что  не  гармонируют  с  общей  гаммой  картины,  как  правило,  это  чистые  цвета  цветового  спектра.

В  природе  чистых  цветов  не  существует,  собственно,  натура  -  лучшая  подсказка,  что  и  с  чем  следует  смешивать  для  создания  гармонии.

Я  не  советовал  бы  пользоваться   красками,  такими  как  голубая  ФЦ,  зелёная  ФЦ,  краплак,  кадмий  лимонный.   Это  мелкодисперсные  пигменты,  которые  при  неумелом   применении   отравляют  Вашу  живопись  ядовитыми  цветами.

Начинающему  живописцу  будет  полезно  изучить  цветовой  спектр,   чтобы  понимать  логику  гармоничного  смешивания  цветов,  но  эффективней,  чем  работа  с  натуры,  ещё  ничего  не  придумано,  и  лучше  опираться  на  неё.

Помните,  что  любой  предмет,  имея   собственный  цвет,  существует  в  среде,  которая  на  него  влияет,    также  не  забывайте  о  плотности  воздуха  от  Вашего  глаза  до  предмета.

 По  существу,   когда  мы  пишем  что-либо,  мы  пишем  воздух,  потому  что  именно  в  нём  заключён   цвет  видимых  нами  предметов.

Подводя  итог  сказанному,  хочу  обратить  Ваше  пристальное  внимание  на  Его  Величество  Цвет.   Так  ли  Вы  его  понимаете,  что  он  для  Вас  -  прислуга,  помощник,  случайный  прохожий    или  главный  герой   произведения  изобразительного  искусства?

Хочу  поблагодарить  своих  учителей,  обративших  моё  внимание  на  выразительность   колористических  решений,  благодаря  им  я  отвожу  цвету  главную  роль  в  своём  изобразительном   творчестве.

Напишите  в  комментариях,  что  Вы  думаете  по  этому  поводу.   Помните,  Ваши  истории  становятся  равноправным   продолжением  созданных  мною  тем  и  интересны  как  мне,  так  и  остальным  участникам  блога.

grigoryevalexandr.ru

Палитры, вдохновленные известными картинами

Шедевры мирового искусства могут служить не только вдохновением, но и ценным источников цветовых комбинаций. Сегодня мы собрали палитры, которые были составлены с известнейших картин, которые будоражат умы не одного поколения. Прикоснитесь к прекрасному, и выберите световую схему для вашей новой работы, которую составили Ван Гог, Леонардо да Винчи, Сальвадор Дали и другие гении.

 

 

Мона Лиза. Леонардо да Винчи

Мадонна Литта. Леонардо да Винчи

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи

Девятый вал. Иван Айвазовский

Крик. Эдвард Мунк

Постоянство памяти. Сальвадор Дали

Звёздная ночь. Винсент Ван Гог

Подсолнухи. Винсент Ван Гог

Сотворение Адама. Микеланджело

Купание красного коня. Кузьма Петров-Водкин

Боярыня Морозова. Василий Суриков

Кто мы? Поль Гоген

Аленушка. Виктор Васнецов

Царевна-Лебедь. Михаил Врубель

Голубые танцовщицы. Эдгар Дега

Девушка с жемчужной серёжкой. Ян Вермеер

Рождение Венеры. Сандро Боттичелли

Арлекин и его подружка. Пабло Пикассо

Девочка на шаре. Пабло Пикассо

Девочка с персиками. Валентин Серов

Автор подборки — Дежурка

Смотрите также:

www.dejurka.ru