Дадаизм - это что такое? Представители дадаизма в живописи. Дадаизм картины


Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

Первое крупное движение против искусства, своего рода – антиискусство — дадаизм был бунтом против культуры и ценностей. Дадаизм в живописи – это искусство анархического типа, важное направление авангарда, цель которого состояла в том, чтобы подорвать систему ценностей академической живописи. Художники считали, социально-политические проблемы – неотъемлемая часть деятельности, от этой темы нельзя отказаться.

История развития

Стиль дада зародился в Швейцарии во время Первой мировой войны – это событие глобального значение было главным толчком к формированию радикального течения в искусстве. Родина стиля – Цюрих. Швейцария поддерживала нейтралитет в войне, поэтому именно здесь новое направление успешно выросло в самостоятельный стиль живописи, театра, кино, скульптуры.

Направление существовало в 1916 – 1922 годах, после чего влилось в другие направления – экспрессионизм, сюрреализм. Исследователи истории искусства полагают, что именно дадаизм был первым направлением постмодернизма. дадаизм, стили живописи, картины

Основатель

Дадаизм сформировался в литературе и поэзии, затем – развился в изобразительном искусстве. Основателем считается поэт Т.Тцара – он и дал новому стилю название. Тцара нашел это слово в одном из словарей, значение было связано с африканской культурой: дада – это хвост священной коровы. Это же понятие обозначает детскую деревянную лошадку, лепет ребенка. По мнению основателя течения, главное значение слова «дада» — бессмыслица, предмет, не имеющий особого значения и важной роли. Тцара считал, что именно так можно описать все направление.

Направление возникло как реакция войну и национализм — многие думали о том, что привело к войне. Под влиянием других авангардных течений — кубизма, футуризма, конструктивизма и экспрессионизма – стиль дада выражал наиболее важные идеи. Картины художников отмечены иронией, осуждением, критикой общественных перемен. Благодаря актуальности развиваемой тематики, дадаизм быстро распространился в Берлине, Ганновере, Париже, Нью-Йорке, Кельне и других городах Западной Европы и Америки:

  • Движущей силой стиля в Цюрихе был Т. Тцара. Основными идеями были: нигилизм, социальная тематика, отношения в обществе в связи с военными действиями в Европе. С 1917 по 1921 год активисты выпустили несколько номеров тематического журнала, который выпускался на немецком и французском языках. С конца войны важность Швейцарии в качестве нейтральной территории снизилась. Р. Хюльзенбек, один из основателей дадаизма, уехал в Берлин, Тзара – в Париж. В 1920 году дадаизм в Цюрихе теряет влияние. дадаизм, стили живописи
  • После Первой мировой войны, активисты стиля разъехались по всей Европе. Преимущественно, поселились в Париже и Берлине. Хюльзенбек основал клуб дада в Берлине, членами движения стали Й.Баадер, Дж. Грос, Р.Хаусманн, Х.Хох. Берлинская версия стиля была более сатирической и политизированной. Главным оружием были периодические издания.
  • Кельнский филиал развития дада в искусстве был менее политизированным, более тяготел к эстетизации искусства, чем в других городах. Главные деятели дадаизма в Кельне – Ж.Арп и М.Эрнст. Последний успешно применял сатирические приемы коллажа с использованием популярного печатного материала, с изображением гротеска. В Кельне прошла одна из крупнейших выставок работ в мае 1920 года. Шоу было закрыто властями в течение нескольких дней в связи с подозрением деятельности, которая противоречила нормам морали, но выставку снова открыли.
  • В Ганновере ведущим деятелем стиля был К.Швиттерс. Его картины считаются наиболее ярким примером чистоты стиля. стили живописи, дадаизм, картины, художники
  • В Нью-Йорке дадаизм был основан на философии и творчестве М.Дюшана. Особую роль сыграли его рэди-мэйды. Дюшан акже сотрудничал с К.Дрейер в создании Societe Anonyme – ассоциации для содействия росту современного искусства в Америке.
  • К 1921 году многие художники, философы, поэты и скульпторы дада – Ж.Арп, М.Дюшан, М.Эрнст, М.Рэй, Т.Тцара – переехали в Париж. Французская версия дадаизма характеризуется мультикультурностью, яркостью, театральностью, большей эстетизацией. Многие парижские дадаисты перешли в сюрреализм, принеся в него некоторые черты дада. дадаизм, стили живопси

Ключевые идеи

Дадаизм был первым направлением в искусстве, где в центре внимания художников была не эстетика объектов.

Художники поставили на передний план сложные социальные проблемы, роль в обществе человека, художника, цели искусства.

В качестве антиискусства дадаизм прибегал к разнообразным методам борьбы с каноничностью живописи, принятыми правилами, традициями, стандартами. Использовали демонстрации и манифестов, выставки абсурдного искусства, поставив цели намеренно шокировать власть и широкую общественность.

Художники в стиле дада известны использованием объектов – готовых бытовых предметов, которые созданы не с художественной целью, но представлены как произведение искусства после небольшого количества манипуляций художника. Такая практика получила название рэди-мэйд – это помогло переосмыслить искусство, суть живописи и ее основные цели. стили живописи, картины

Стиль существовал вопреки всем нормам традиционного художественного искусства, в соответствии с которыми работа художника должна быть тщательно спланирована и завершена. Картины пропагандировали случайности, спонтанность, импровизацию, чтобы бросить вызов художественным нормам и поставить под сомнение роль художника в художественном процессе.

Стиль спровоцировал появление важных новшеств в изобразительном искусстве. Например, использование техники коллажа и фотомонтажа в живописи.

Значение

Формирование нового стиля, основы для развития искусства постмодерна, стало переломным моментом в истории живописи. Дадаизм существовал не долго, но оказал влияние на экспрессионизм, поп-арт, новый реализм, концептуализм. Главные идеи стиля провозглашают отказ от традиций и канонов в пользу расширения рамок творчества. Направление имело яркий социальный подтекст. Утверждение дадаизма стало важным этапом борьбы деятелей искусства с социальными трудностями, проблемами глобального значения. При помощи необычных, шокирующих работ, дадаисты передавали свои убеждения народу, призывали обратить внимание на важнейшие проблемы современности.

Рекомендуем публикации

  1. Концептуализм как стиль в живописи
  2. Минимализм как стиль в живописи
  3. Стиль живописи арт-деко
  4. Неоклассицизм как стиль в живописи
  5. Сюрреализм как стиль в живописи
  6. Постимпрессионизм в живописи
Загрузка...

artrecept.com

это что такое? Представители дадаизма в живописи

В современном мире особое значение люди уделяют своей культуре и умственному развитию. Уже недостаточно быть специалистом только в одной области, чтобы поддерживать интересную беседу в интеллигентной компании.

Чтобы не отставать от жизни и не ударить в грязь лицом в самый ответственный момент, мы должны постоянно развиваться и узнавать что-то новое.

Каждый, кто считает себя образованным человеком с богатым кругозором, должен разбираться в минимальных азах искусства и живописи, потому что это одна из самых распространенных тем при разговоре малознакомых людей в интеллигентном обществе.

Существует огромное количество стилей, в разные времена придуманных художниками и писателями, от чопорного классицизма до взбалмошного и анархичного андеграунда.

Сегодня мы поговорим об одном из самых обсуждаемых стилей двадцатого столетья – о дадаизме.

Дадаизм: определение

Как вы понимаете, начало двадцатого века поражало народ своей жестокостью и бесчеловечностью. Весь мир стал жертвой боевых действий, развязанных из-за корыстности, алогичности и даже маниакальности действий некоторых политических деятелей. Недовольство народных масс росло. Все это накопившееся напряжение и непонимание происходящего выплеснулось через направления творчества того времени.

Сам по себе дадаизм – это авангардное направление искусства, отрицающее всякие законы сочетания цветов и исключающее четкие линии и геометрические фигуры. В 1916 году художники, ошеломленные ужасами войны, открыли народу это направление в литературе, музыке, живописи, театре и кино. Этим своего рода китчем они пытались выразить свое презрение к власти, ее цинизму, отсутствию человечности, логики, и к той жестокости, которая и стала, по их мнению, причиной разлада между странами.

дадаизм это

Последователь такого направления, как дадаизм, – сюрреализм, который также отрицает все эстетичное.

Разочарование, ощущение бессмысленности существования, озлобленность и неверие в счастливое будущие – вот причины появления этого направления, отрицающего все законы прекрасного.

Дадаизм – стиль, который открыто выражал протест военным действиям и буржуазии, стремясь к анархии и коммунизму.

Откуда произошло название

Для названия такого течения, отожествляющего полную бессмысленность и непонятность того, что творила власть в те годы, необходимо было найти соответствующее слово.

Тристан Тцана, пытаясь подобрать подходящее наименование для недавно изобретенного стиля, пролистывал словарь с языками негритянских племен и наткнулся на слово «дада».

Итак, дадаизм – это в переводе с языка африканского племени Кру – хвост коровы. Позже выяснилось, что в некоторых регионах Италии так называют кормилицу и мать, а также «дада» очень напоминает лепет младенца.

Художник посчитал, что лучшего названия для этого авангардного направления и не надо.

Основатели течения

Дадаизм одновременно зародился в Цюрихе и Нью-Йорке, в каждой стране независимо друг от друга. К основоположникам этого антиэстетического течения относят: поэта и драматурга из Германии Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека, Самуэля Розенштока - французского и румынского поэта (еврея по национальности), больше известного широкой публике под псевдонимом Тристан Тцара, немецкого и французского поэта, скульптора и художника Арп Жана, германо-французского художника Макса Эрнеста и Янко Марселя - израильского и румынского художника. Все эти знаменитые личности - яркие представители дадаизма в живописи, литературе, музыке и других сферах искусства.

Местом встреч, которое выбрала для себя эта группа творческих людей, стало «Кабаре Вольтер». Альманах, выпущенный дадаистами того времени, носит название этого заведения.

Несмотря на то, что вышеперечисленные личности считаются основателями обсуждаемого нами течения, за несколько десятилетий до его основания известная на весь мир «школа фуизма», созданная художником Артуром Сапеком и писателем Альфонсом Але в конце девятнадцатого века, выдвигала художественные и музыкальные произведения, несущие в себе все основные позиции этого направления.

Большая часть богемы, работающей в стиле дадаизма, обосновалась во Франции и в Германии, где постепенно это течение слилось с авангардизмом и сюрреализмом.

Дадаизм в России получил известность благодаря известной Московской и Ростовской литературной группе Ничевке, но уже к концу своего существования.

К 1923 году это направление сменили более новые и соответствующие народным настроениям течения. Дадаисты переквалифицировались в экспрессионистов и сюрреалистов.

Дадаизм в живописи

Самым популярным видом творчества в этом стиле считается коллаж: многие художники, взяв за основу какой-нибудь подходящий материал, обклеивали его разнообразными кусочками разноцветной бумаги, ткани и других броских материалов.

Дадаизм в живописи носит футуристический и конструктивистский характер, где предпочтение отдается искусственно созданным механизированным предметам, нежели человеку и его душе.

Поклонники этого направления своим творчеством стараются уничтожить традиционный язык культуры в широком смысле этого слова.

Все представители дадаизма в живописи своими работами полностью отрицают все логичное, разрушают складывавшиеся веками духовные и социальные каноны, взамен выдвигая напоказ бессмысленные, смешные своей ареалистичностью и глупостью картины и коллажи. Однако они имеют большой успех, так как полностью соответствуют состоянию публики.

Нет более тесно связанного с литературой направления, чем дадаизм в живописи. Художники того времени часто оказывались по совместительству поэтами, что самым ярким образом отражалось на их произведениях в этих двух сферах (Р. Хаусман, Г. Арп, К. Швитерс, Ф. Пикабиа).

Как было сказано выше, особое влияние на будущих дадаистов оказала школа «фумизма».

Представители дадаизма почерпнули многое из работ художника Марселя Дюшана, работы носили авангардистскую направленность еще в начале его творчества.

Данный живописец в своих работах отдавал главную роль повседневным, ничем не примечательным предметам, что в какой-то мере - тоже дадаизм. Примеры его работ – это «Дробилка для шоколада №2» и «Колесо от велосипеда».

Своим творчеством художник, как и все дадаисты, высмеивает высшую цель и сверхзадачу в искусстве, призывая к художественной свободе и безумию. дадаизм в живописи

Дадаизм в звуках музыки и в поэзии

Помимо картин, дадаисты захватили и другие области творчества. Они умудрялись объединить на одной выставке картины, громкую музыку, чтение литературных произведений и танцы.

Курт Швитерс – дадаист, ставший изобретателем звуковой поэзии, которую он называет «хорошими стихами». В такой форме литературного изложения переплетается рассказ с музыкой, например, шумом показывают боевое сражение в поэме. Такие стихи чаще всего несли в себе смысл с антивоенной и атибуржуазной подоплекой. Поэты высмеивали в них власти и сложившиеся моральные устои.

Также часто публике предлагали поэтические произведения, которые рассказывались не словами и фразами, а состояли из набора звуков, букв, крика, а также громкой музыки.

Дадаизм – это также и музыка, принесенная такими известными личностями, как: Френсис Пикебия, Жорж Рибемон-Десей, Эрвин Шулхофф, Ханс Хеуссер, Альберт Севино, Эрик Сати. Их композиции носили шумовой характер и показывали животную сущность общества, что было не всегда понятно простому обывателю.

Танцы в этом направлении тоже не отличались набором плавных и связанных движений, а костюмы танцовщиц шились в стиле зигзаг-кубизм, что не добавляло им эстетичности.

Дадаисты, устав от национальной розни, которую принесла война, мечтали объединить творчество народов мира в одно целое. Излюбленными направлениями в «Кабаре Вольтер», казавшимися богеме наиболее близкими к природе, были: африканская музыка, джаз и игра на балалайке.

Искусство в Германии

В Германии дадаизм – это, прежде всего, политический протест, выраженный через такое в чем-то даже андеграундное искусство.

Художественные группы этой страны не так яро отвергали смысловую нагрузку творчества, как это делали представители этого стиля в других государствах. Здесь дадаизм имел скорее политическо-социальный характер и показывал всю горечь народа, вызванную войной и ее последствиями в виде разоренной и неспособной подняться с колен страны.представители дадаизма

Также немецкие дадаисты Х. Хенча и Г. Гросс в своих произведениях выразили сочувствие России, находящейся в то время в состоянии революции.

Дадаизм в 20 веке все же принес значимый вклад в искусство, когда Гросс, Хартфилд, Хеч и Хаусман развили фотомонтаж, а также выпустили ряд политических журналов.

Летом 1920 года в честь окончания войны вышеперечисленная интеллигенция организует ярмарку дадаистов, куда съезжается богема со всего мира.

Именно в Германии был усовершенствован коллаж, так как в симбиозе с кубизмом на нем появились элементы фотомонтажа.

Помимо работ в направлении живописи, Хусман вносит заметную лепту в литературное творчество, представляя публике несколько «абстрактных» стихотворений, состоящих просто их набора звуков и напоминающих шаманское шипение.

Родителями дадаистского кино считают Рихтера и Эгеленга.

Во Франции

Дадаизм в искусстве получил особо радикальное выражение во Франции, так как его зарождение там началось еще до появления названия этого течения.

Преддадаистскими работами известны такие личности, как Дюшан, Пикабиа и «поэт боксер» - Караван.

Последний выпустил журнал «Немедленно», где оскорблял знаменитостей и делал обзоры, включающие в себя придуманные рассказы.

Именно там проживал основоположник дадаизма Тристан Тцана.

Париж считается кладезем авангардизма того времени. Эрик Сати, Пикассо и Кото создали скандальный балет, не вписывающийся в понятие классических ценностей. В этой стране постоянно проводились дадаистские демонстрации, манифесты, выставки и выпускалось множество журналов.

Дюшан выпускает переделанные известные картины классиков. Настоящим шедевром дадаизма считается Джоконда с пририсованными усиками, которая получает название «Ей невтерпеж аж жжет».дадаизм в россии

Эрнест, создавая свои картины, применяет фрагменты старинных гравюр. Он рисует понятные всем изображения, однако они перенасыщены черным юмором.

Тцана вынес на суд широкой публики драматическое произведение «Газовое Сердце», которое в 1923 году вызывает бунт внутри объединения «Дада», и Андре Бретон требует раскола течения с последующим образованием сюрреализма.

В 1924 году Тцана последний раз представляет трагедию «Носовой платок облаков».

дадаизм определение

Дадаизм в Нью-Йорке

Второй родиной течения считается Нью-Йорк, который стал убежищем для огромного количества неугодных властям других стран художников.

Марсель Дюшан, Френсис Пикабиа, Беатрис Вуд и Манн Рей стали сердцем дадаизма Соединенных Штатов Америки, вскоре к ним присоединился Артур Кревен, уклоняющийся от призыва в армию Франции. Они выставляли свое творчество в галерее Альфреда Штиглица и в доме супругов Аренсбергов.

Нью-Йоркские дадаисты не организовывали манифестов, они высказывали свое мнение через такие публикации, как «Слепой» и «Нью-Йоркский дадаизм», где они критикуют традиции, одобряемые музеями.

Американский дадаизм резко отличался от европейского, он не нес в себе политического протеста, а основывался на юморе.

В 1917 году Дюшан выставил на обозрение художников писсуар, на который приклеил табличку с надписью «Фонтан», что привело в шок всех собравшихся. Возбраняемая в те времена скульптура сейчас считается памятником модернизма.

Из-за отъезда Дюшана компания знаменитых дадаистов распалась.

В Нидерландах

В Нидерландах самым известным дадаистом стал Тео Ван Десбург, который выпустил журнал под названием «Де Стижль». Страницы этого издания он заполнял произведениями известных приверженцев авангардистского стиля.

Вместе со своим друзьями Штирвесом и Вилмосом Хусзаром, а также с супругой Нели Ван Дисберг он создал голландскую компанию дадаизма.

После смерти Дисберга было обнаружено, что в своем журнале он печатал и стихи собственного сочинения, правда, под псевдонимом И. К. Бонсет.

Последствия дадаизма

К концу 1924 года дадаизм как отдельное направление в искусстве перестал существовать. Он слился с сюрреализмом и социальным реализмом во Франции и с модернизмом в Германии. Это возникшее в период народного отчаяния течение многие эксперты справедливо называют предвестником постмодернизма.

Во время Второй Мировой войны большая часть художников-дадаистов переехала в Соединенные Штаты Америки.

Адольф Гитлер, признавая только свои идеалы, считал искусство «Дада» выродившимся, оскверняющим истинные (на его взгляд) ценности и недостойным существования стилем, поэтому он преследовал и сажал в концлагеря художников, творивших в этом направлении. Основная масса попавших в немецкие лагеря художников имела еврейские корни, в связи с чем люди были подвержены ужасным пыткам и погибли.

Отголоски дадаизма и сейчас проявляются в антихудожественных и политических группах богемы, например, "Общество Неблагозвучия". Также популярная группа "Чамбоэмба" по праву называет себя последователем дадаизма.

Некоторые писатели считают Ленина участником клуба дадаистов, так как он участвовал в балалаечном оркестре, который пришелся по душе собравшимся в «Кабаре Вольтер», а также он некоторое время жил неподалеку от здания, где собирались представители этого течения.

Периодически известные музеи организуют выставки работ дадаистской направленности. Такая выставка прошла в 2006 году в Музее современного искусства, находящемся в Париже, в Вашингтоне, в Национальной художественной галерее и в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Показы работ в стиле «дадаизм» - это дань памяти художникам, погибшим во времена нацистской Германии.дадаизм примеры

Итак, давайте вкратце резюмируем, что это за течение, и определим основные его позиции.

  • Дадаизм является искусством с антиполитической и буржуазной направленностью. Он опровергает все реалистичное, эстетичное и духовное, копируя поведение властей того времени.
  • Живопись - самая главная сфера в 20 веке, которую заполонил дадаизм. Художники, творившие в этом силе, чаще всего использовали коллаж, в котором совмещены обрывки разнообразных ярких материалов, вырезки из газет и фотомонтаж.
  • Музыка, представленная приверженцами этого течения, носит шумовой характер.
  • Литература также не отличается особой осмысленностью, главным изобретением дадаистов стали стихи, в которых вместо слов используется набор звуков, напоминающий взывание к богам первобытных людей.
  • Фильмы и пьесы в этом течении также алогичны и имеют странные несвязные названия.
  • Их скульптуры – это обычные, используемые в повседневном обиходе вещи. Самый известный памятник дадаизму - это писсуар, автор которого дал ему название «Фонтан».
  • В хореографии стиль выражен с помощью танцовщиц, одетых в неэстетичные костюмы.
  • Выходки богемы того времени можно назвать проявлением дадаизма в культуре поведения. дадаизм в 20 веке

В этой статье мы с вами разобрались, что такое стиль «дада» и в связи с чем он возник, расшифровали его название, поговорили о его основателях, выяснили отличия дадаизма в разных странах и просмотрели основные его позиции в музыке, литературе, живописи, кино, танцах и архитектуре.

Надеемся, мы смогли ответить на все интересующие вас вопросы.

fb.ru

Дадаизм в живописи

Дадаизм можно смело называть предвестником сюрреализма.

Стиль дадаизм произошел как отзыв на Первую мировую войну. В то время большинству людей необходимо было бежать из военной территории на нейтральную в Швейцарию. Художники-дадаисты, которые остались без родины и потеряли жизненный ориентир, стали проповедовать антиискусство, в котором нет ни логики, ни традиций, ни морали.

Суть самовыражения — провокация, как единственный возможный способ существования.

Они советуют жить исключительно сегодняшним днем, отрицая завтра. Самым известным художественном приемом был коллаж и его разновидность.

Дадаизм – это авангардистское литературно-художественное направление, которое зародилось в период Первой мировой войны в промежуточной Швейцарии, в Цюрихе (К. Вольтер). Стиль просуществовал с 1916 по 1922 года. Сутью дадаизма – это насмешка над буржуазным творчеством и обесславливание мещанских нравов. Главной была анархическая инициатива отдельного человека, который ничем не связан в повседневной жизни и в искусстве.

Плакат с объявлением вечера дадаистов, Тео ван Дусбург

«Дадаист наиболее свободный человек на земном шаре».

«Те, кто живут для сегодняшнего дня – вечно живут».

«Я против любой системы. Самая подходящая система – не иметь никакой системы».

Это основные лозунги дадаистов.

Первые деятели дадаизма: Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Ганс Арп (художник, немец), Тристан Цара (поэт, румын), Марсель Янко (художник, румын), Гуго Балл (организатор дадаистов). Они все были брошены за границыу своей родины войной и были пропитаны сумасшедшем отвращением к правительствам своих стран.

Вначале дадаизм возник как искусство кабаре, но потом уже перешел в живопись и литературу.

Художники дадаисты

Георг Гросс, Жан Арп, Жоан Миро, Курт Швиттерс, Макс Эрнст, Ман Рэй, Марсель Янко,Франсис Пикабиа.

Сам термин дадаизм придумал и предложил поэт Тристан Тцара, который приметил в словаре слово «дада». Его значение на языке негритянского племени Кру – хвост священной коровы; в Италии, в некоторых областях, так называли мать; это также может обозначать детскую деревянную лошадку; удвоенное утверждение в русском и румынском языке. Также это слово обозначает и бессвязный лепет младенца, что и стало самым лучшим выражением сути всего направления.

Функционирование дадаистов осуществлялось в самой разнообразной форме. Они ставили спектакли, которые эпатировали буржуазную публику, организовали шокирующие выставки, проводили провокационные фестивали. Беженцы, которые находились в нейтральной Швейцарии, поначалу просто веселились, а затем показали злые и довольно циничные гримасы всему обществу. Они делали то же, что делалось в их кабаре и кафе-шантанах, только выступления были намного более острыми.

В живописи наиболее распространенная форма искусства дадаистов – коллаж – технический приём формирования произведения из скомпонованных и приклеенных на плоскую основу (картон, холст, бумагу) кусочков различных материалов.

Дадаизм коллаж Hausmann, Dada Cino 1920

 

В дадаизме можно определить три ветви развития коллажа: Манифестационный коллаж (Берлин), Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер) и Случайный коллаж (Цюрих).

Дадаисты в Цюрихе сделали упор на произвольность комбинирования элементов и случайность коллажа. К примеру, Ханс Арп, создавая свои коллажи, в случайном порядке высыпал на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивал их так, как они ложились.

Форма земного леса, Жан Арп

Коллаж берлинских дадаистов имеет множественный состав, визуально насыщенный и чаще всего носит ярко выраженный протестный, политический заряд. Коллаж дает шанс выразить в зрительной форме то, что могло быть запрещено цензурой, если бы оно сказано словами. Берлинский коллаж активно использует фрагменты фотографий. Художники называют себя «фотомонтажниками», проводя тем самым параллель с рабочими на промышленных предприятиях.

Третье течение наделяло коллаж свойствами поэтического произведения. Реализовалось в кёльнских произведениях М. Эрнста, а также в мерц-картинах К. Швиттерса, который работал в Ганновере. Хотя стиль художников непохож, их объединяет то, что они оба видят коллаж как явление, которое близко поэзии, как объединение двух или более чужеродных действительностей в откровенно неподходящей для них среде с возникновением творческой искры от их объединения.

Стиль дадаизма быстро попал в тупик и сохранился в истории как социальный символ своего периода.

В 1920 году немецкий дадаизм смешался с экспрессионизмом, а во Франции — с сюрреализмом.

Основные художники, которые представляли дадаизм, это: Марсель Дюшан (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ганс Арп (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария), Курт Швиттерс (Германия), Ханс Беллмер (Германия), Ман Рэй (Франция).

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Дадаизм в живописи

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

allpainters.ru

Дадаизм — стиль в изобразительном искусстве и его особенности | DesigNonstop

Дадаизм — стиль в изобразительном искусстве и его особенности

0

Дадаизм - стиль в изобразительном искусстве и его особенностиСтиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма. Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну. Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию. Оставшись без родины и потеряв жизненные ориентиры, художники-дадаисты начали проповедовать антиискусство в котором нет ни морали, ни логики, ни традиций. Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования. Ощущая собственную беспомощность, они советовали жить только сегодняшним днем, отрицая завтра. В техническом плане самым распространенным художественном приемом стал коллаж и его разновидности.

  

Дадаизм — авангардистское литературно-художественное течение, зародившееся во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Стиль существовал с 1916 по 1922 г. Сутью дадаизма была насмешка над буржуазной культурой и дискредитирование мещанских нравов. Во главу ставилась анархическая инициатива отдельного человека, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве. Дадаизм

  

«Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня — вечно живет». «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система — не иметь никакой системы». Такими были основные лозунги дадаистов. Анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности богемы перед лицом ужасов империалистической войны и ее социальных последствий.Дадаизм

  

Первыми деятелями дадаизма были Тристан Цара (поэт, румын), Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Ганс Арп (художник, немец), Марсель Янко (художник, румын). Все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран. Сначала дадаизм возник как искусство кабаре, потом уже перешел в литературу и в изобразительное искусство.Дадаизм

  

Термин дадаизм придумал поэт Тристан Тцара, обнаруживший в словаре слово «дада». На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы; в некоторых областях Италии так называют мать; это может быть обозначением детской деревянной лошадки; удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Также это слово значит и бессвязный младенческий лепет, что и стало самым удачным выражением сути всего течения.Дадаизм

  

Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, проводили провокационные фестивали. Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления были гораздо более острыми.Дадаизм

  

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж — технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: Случайный коллаж (Цюрих), Манифестационный коллаж (Берлин) и Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер).Дадаизм

 

 

В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом, использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию).Дадаизм

  

Коллаж берлинских дадаистов многосоставен, визуально насыщен и зачастую носит ярко выраженный политический, протестный заряд. Коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий. Художники именуют себя «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий.Дадаизм

  

Третье направление — наделение коллажа свойствами поэтического произведения — реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста, а также в мерц-картинах Курта Швиттерса, работавшего в Ганновере. Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии, как соединение двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде с появлением творческой искры от их соединения.Дадаизм

  

Дадаизм быстро зашел в тупик и остался в истории как социальный символ своего времени. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом. Основными художниками, представителями дадаизма, являются Ганс Арп (Германия), Марсель Дюшан (Франция), Курт Швиттерс (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Ман Рэй (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ханс Беллмер (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария).Дадаизм

www.designonstop.com

Дадаизм и сюрреализм в изобразительном искусстве

Дадаизм и сюрреализм — это одно из порождений потрясений военных лет (1914—1918). Направление дадаизма, возникшего в 1916 году в швейцарском Цюрихе, выражало анархический бунт в живописи и декоративно-прикладном искусстве против буржуазной цивилизации, угнетения, войн.

Пикабия Гера Пикабия. Гера, 1929Частная коллекция

Арп Танец Арп. Танец, 1925Центр Помпиду

Эрнст Одеяние невесты Эрнст. Одеяние невесты, 1940Коллекция П. Гуггенхайм, Венеция

Танги Завтра Танги. Завтра, 1938Музей искусства, Цюрих

Чувствуя бессилие и страх перед враждебным человеку буржуазным обществом, художники-дадаисты пришли к отрицанию реальной действительности вообще. Дадаисты — Франсуа Пикабия, Жан Арп, Макс Эрнст и другие немецкие и швейцарские художники, ставившие своей целью уничтожение искусства вообще, апеллировали к «подсознательному и инстинктивному» самовыражению чувств; шумные публичные скандалы и развязный цинизм сопровождали выступления сторонников дадаизма, являвшегося одним из крайних проявлений идеологического мракобесия, полного отрицания цивилизации и прогресса. Дадаисты объявили разум, моральные нормы, эстетику ложью и обманом. «Произведения» дадаистов представляли собой подражание «детскому», точнее, младенческому рисунку. Они культивировали также беспредметность, деформацию и грубый натурализм. Произвольный акт фиксирования случайно возникающих хаотических ассоциаций провозглашался проявлением свободного творчества. На выставках «дада» экспонировались наклеенные на холст куски мочала, пуговицы, битое стекло и другие предметы обихода. Из анархического нигилизма дадаистов в живописи выросло к началу 1920-х годов течение сюрреализм (от французского слова «surrealite», т. е. искусство «сверхреального», «сверхъестественного»), наиболее непосредственное выражение в искусстве кризиса буржуазной культуры. Он возник на французской почве и первоначально включал в свой пестрый состав талантливых писателей, поэтов, режиссеров. Эти деятели, позже перейдя от анархического бунтарства на сознательно прогрессивные общественные позиции, отошли от сюрреализма и создали ряд произведений, полных гуманистического содержания (Луи Арагон, поэт Поль Элюар и др.).

Основное ядро сюрреалистов (особенно работавших в области изобразительного искусства) продолжало придерживаться враждебных реализму взглядов (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Ив Танги, Дороти Таннинг и др.). Их холодное циничное искусство апеллирует к разрушительным, инстинктивным побуждениям и влечениям, к кошмарным психопатическим видениям, бредовым ассоциациям душевнобольных и представляет фантастически уродливое изображение переплетенных человеческих тел, переданных то натуралистически достоверно, то причудливо деформированно, в абсурдных взаимосочетаниях с различными предметами — таковы «Пылающий жираф», «Великий бред параноика» Сальвадора Дали, одного из крайних представителей модернизма. К концу 1930-х годов некоторые сюрреалисты переселились в Америку — их творчество стало одним из проявлений реакционной идеологии американского империализма.

В США абстракционизм и абстрактный экспрессионизм фактически стали официальными направлениями. Здесь находят признание и поддержку многие европейские художники формалистических течений. Работы абстракционистов и сюрреалистов покупаются крупными музеями Западной Европы и США, им обеспечиваются реклама и сбыт. Для них создаются музеи современного искусства в Нью-Йорке и Париже, их «произведения» преобладают на выставках Биеннале в Венеции. Абстракционизм распространяется в Италии, Франции, Швейцарии, ФРГ, Японии и т. д.

В противоположность реакционным формалистическим направлениям 20 века стремительно развивается на почве революционного движения новый реализм, который приобретает все более боевой характер, политическую и эмоциональную заостренность. Большую роль в развитии реализма сыграли художники Американского континента, на формирование которых оказали воздействие художники Франции, Англии, Германии. Неповторимое своеобразие американской живописи определилось, однако, деятельностью множества любителей — «художников воскресного дня». Большое значение имела также традиция искусства колониального периода.

Группа «Восьмерка» в США. Еще в начале 20 века в борьбе за новые принципы реализма немалые заслуги принадлежали художникам, объединившимся на выставке 1908 года в группу «Восьмерка». Это были молодые филадельфийские газетные рисовальщики Д. Слоун, Д. Лаке и другие, сформировавшиеся под воздействием Р. Генри, который призывал молодежь изображать в живописи повседневную жизнь. На выставке впервые появились произведения, показывающие жизнь большого города с изнанки — его задворки, трущобы, ночные бары, жалкие жилища бедняков и т. д. Картины, разоблачающие американское «процветание», вызвали озлобление буржуазной публики. «Восьмерка» получила прозвище «Школы мусорного ящика». Из мастерской Генри вышел и выдающийся американский живописец Д. Беллоуз, автор многочисленных картин и литографий на темы современности («Ставьте у Шарки», 1909, Кливленд, Художественный музей и др.).

Пикабия Франсуа. Картины →

Дали Сальвадор. Картины →

Таннинг Дороти. Картины →

Эрнст Макс. Картины →

Танги Ив. Картины →

Арп Жан. Картины →

История зарубежного искусства →

smallbay.ru

это что такое? Представители дадаизма в живописи

Искусство и развлечения 17 ноября 2016

В современном мире особое значение люди уделяют своей культуре и умственному развитию. Уже недостаточно быть специалистом только в одной области, чтобы поддерживать интересную беседу в интеллигентной компании.

Чтобы не отставать от жизни и не ударить в грязь лицом в самый ответственный момент, мы должны постоянно развиваться и узнавать что-то новое.

Каждый, кто считает себя образованным человеком с богатым кругозором, должен разбираться в минимальных азах искусства и живописи, потому что это одна из самых распространенных тем при разговоре малознакомых людей в интеллигентном обществе.

Существует огромное количество стилей, в разные времена придуманных художниками и писателями, от чопорного классицизма до взбалмошного и анархичного андеграунда.

Сегодня мы поговорим об одном из самых обсуждаемых стилей двадцатого столетья – о дадаизме.

Дадаизм: определение

Как вы понимаете, начало двадцатого века поражало народ своей жестокостью и бесчеловечностью. Весь мир стал жертвой боевых действий, развязанных из-за корыстности, алогичности и даже маниакальности действий некоторых политических деятелей. Недовольство народных масс росло. Все это накопившееся напряжение и непонимание происходящего выплеснулось через направления творчества того времени.

Сам по себе дадаизм – это авангардное направление искусства, отрицающее всякие законы сочетания цветов и исключающее четкие линии и геометрические фигуры. В 1916 году художники, ошеломленные ужасами войны, открыли народу это направление в литературе, музыке, живописи, театре и кино. Этим своего рода китчем они пытались выразить свое презрение к власти, ее цинизму, отсутствию человечности, логики, и к той жестокости, которая и стала, по их мнению, причиной разлада между странами.

дадаизм это

Последователь такого направления, как дадаизм, – сюрреализм, который также отрицает все эстетичное.

Разочарование, ощущение бессмысленности существования, озлобленность и неверие в счастливое будущие – вот причины появления этого направления, отрицающего все законы прекрасного.

Дадаизм – стиль, который открыто выражал протест военным действиям и буржуазии, стремясь к анархии и коммунизму.

Откуда произошло название

Для названия такого течения, отожествляющего полную бессмысленность и непонятность того, что творила власть в те годы, необходимо было найти соответствующее слово.

Тристан Тцана, пытаясь подобрать подходящее наименование для недавно изобретенного стиля, пролистывал словарь с языками негритянских племен и наткнулся на слово «дада».

Итак, дадаизм – это в переводе с языка африканского племени Кру – хвост коровы. Позже выяснилось, что в некоторых регионах Италии так называют кормилицу и мать, а также «дада» очень напоминает лепет младенца.

Художник посчитал, что лучшего названия для этого авангардного направления и не надо.

Видео по теме

Основатели течения

Дадаизм одновременно зародился в Цюрихе и Нью-Йорке, в каждой стране независимо друг от друга. К основоположникам этого антиэстетического течения относят: поэта и драматурга из Германии Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека, Самуэля Розенштока - французского и румынского поэта (еврея по национальности), больше известного широкой публике под псевдонимом Тристан Тцара, немецкого и французского поэта, скульптора и художника Арп Жана, германо-французского художника Макса Эрнеста и Янко Марселя - израильского и румынского художника. Все эти знаменитые личности - яркие представители дадаизма в живописи, литературе, музыке и других сферах искусства.

Местом встреч, которое выбрала для себя эта группа творческих людей, стало «Кабаре Вольтер». Альманах, выпущенный дадаистами того времени, носит название этого заведения.

Несмотря на то, что вышеперечисленные личности считаются основателями обсуждаемого нами течения, за несколько десятилетий до его основания известная на весь мир «школа фуизма», созданная художником Артуром Сапеком и писателем Альфонсом Але в конце девятнадцатого века, выдвигала художественные и музыкальные произведения, несущие в себе все основные позиции этого направления.

Большая часть богемы, работающей в стиле дадаизма, обосновалась во Франции и в Германии, где постепенно это течение слилось с авангардизмом и сюрреализмом.

Дадаизм в России получил известность благодаря известной Московской и Ростовской литературной группе Ничевке, но уже к концу своего существования.

К 1923 году это направление сменили более новые и соответствующие народным настроениям течения. Дадаисты переквалифицировались в экспрессионистов и сюрреалистов.

Дадаизм в живописи

Самым популярным видом творчества в этом стиле считается коллаж: многие художники, взяв за основу какой-нибудь подходящий материал, обклеивали его разнообразными кусочками разноцветной бумаги, ткани и других броских материалов.

Дадаизм в живописи носит футуристический и конструктивистский характер, где предпочтение отдается искусственно созданным механизированным предметам, нежели человеку и его душе.

Поклонники этого направления своим творчеством стараются уничтожить традиционный язык культуры в широком смысле этого слова.

Все представители дадаизма в живописи своими работами полностью отрицают все логичное, разрушают складывавшиеся веками духовные и социальные каноны, взамен выдвигая напоказ бессмысленные, смешные своей ареалистичностью и глупостью картины и коллажи. Однако они имеют большой успех, так как полностью соответствуют состоянию публики.

Нет более тесно связанного с литературой направления, чем дадаизм в живописи. Художники того времени часто оказывались по совместительству поэтами, что самым ярким образом отражалось на их произведениях в этих двух сферах (Р. Хаусман, Г. Арп, К. Швитерс, Ф. Пикабиа).

Как было сказано выше, особое влияние на будущих дадаистов оказала школа «фумизма».

Представители дадаизма почерпнули многое из работ художника Марселя Дюшана, работы носили авангардистскую направленность еще в начале его творчества.

Данный живописец в своих работах отдавал главную роль повседневным, ничем не примечательным предметам, что в какой-то мере - тоже дадаизм. Примеры его работ – это «Дробилка для шоколада №2» и «Колесо от велосипеда».

Своим творчеством художник, как и все дадаисты, высмеивает высшую цель и сверхзадачу в искусстве, призывая к художественной свободе и безумию. дадаизм в живописи

Дадаизм в звуках музыки и в поэзии

Помимо картин, дадаисты захватили и другие области творчества. Они умудрялись объединить на одной выставке картины, громкую музыку, чтение литературных произведений и танцы.

Курт Швитерс – дадаист, ставший изобретателем звуковой поэзии, которую он называет «хорошими стихами». В такой форме литературного изложения переплетается рассказ с музыкой, например, шумом показывают боевое сражение в поэме. Такие стихи чаще всего несли в себе смысл с антивоенной и атибуржуазной подоплекой. Поэты высмеивали в них власти и сложившиеся моральные устои.

Также часто публике предлагали поэтические произведения, которые рассказывались не словами и фразами, а состояли из набора звуков, букв, крика, а также громкой музыки.

Дадаизм – это также и музыка, принесенная такими известными личностями, как: Френсис Пикебия, Жорж Рибемон-Десей, Эрвин Шулхофф, Ханс Хеуссер, Альберт Севино, Эрик Сати. Их композиции носили шумовой характер и показывали животную сущность общества, что было не всегда понятно простому обывателю.

Танцы в этом направлении тоже не отличались набором плавных и связанных движений, а костюмы танцовщиц шились в стиле зигзаг-кубизм, что не добавляло им эстетичности.

Дадаисты, устав от национальной розни, которую принесла война, мечтали объединить творчество народов мира в одно целое. Излюбленными направлениями в «Кабаре Вольтер», казавшимися богеме наиболее близкими к природе, были: африканская музыка, джаз и игра на балалайке.

Искусство в Германии

В Германии дадаизм – это, прежде всего, политический протест, выраженный через такое в чем-то даже андеграундное искусство.

Художественные группы этой страны не так яро отвергали смысловую нагрузку творчества, как это делали представители этого стиля в других государствах. Здесь дадаизм имел скорее политическо-социальный характер и показывал всю горечь народа, вызванную войной и ее последствиями в виде разоренной и неспособной подняться с колен страны.представители дадаизма

Также немецкие дадаисты Х. Хенча и Г. Гросс в своих произведениях выразили сочувствие России, находящейся в то время в состоянии революции.

Дадаизм в 20 веке все же принес значимый вклад в искусство, когда Гросс, Хартфилд, Хеч и Хаусман развили фотомонтаж, а также выпустили ряд политических журналов.

Летом 1920 года в честь окончания войны вышеперечисленная интеллигенция организует ярмарку дадаистов, куда съезжается богема со всего мира.

Именно в Германии был усовершенствован коллаж, так как в симбиозе с кубизмом на нем появились элементы фотомонтажа.

Помимо работ в направлении живописи, Хусман вносит заметную лепту в литературное творчество, представляя публике несколько «абстрактных» стихотворений, состоящих просто их набора звуков и напоминающих шаманское шипение.

Родителями дадаистского кино считают Рихтера и Эгеленга.

Во Франции

Дадаизм в искусстве получил особо радикальное выражение во Франции, так как его зарождение там началось еще до появления названия этого течения.

Преддадаистскими работами известны такие личности, как Дюшан, Пикабиа и «поэт боксер» - Караван.

Последний выпустил журнал «Немедленно», где оскорблял знаменитостей и делал обзоры, включающие в себя придуманные рассказы.

Именно там проживал основоположник дадаизма Тристан Тцана.

Париж считается кладезем авангардизма того времени. Эрик Сати, Пикассо и Кото создали скандальный балет, не вписывающийся в понятие классических ценностей. В этой стране постоянно проводились дадаистские демонстрации, манифесты, выставки и выпускалось множество журналов.

Дюшан выпускает переделанные известные картины классиков. Настоящим шедевром дадаизма считается Джоконда с пририсованными усиками, которая получает название «Ей невтерпеж аж жжет».дадаизм в россии

Эрнест, создавая свои картины, применяет фрагменты старинных гравюр. Он рисует понятные всем изображения, однако они перенасыщены черным юмором.

Тцана вынес на суд широкой публики драматическое произведение «Газовое Сердце», которое в 1923 году вызывает бунт внутри объединения «Дада», и Андре Бретон требует раскола течения с последующим образованием сюрреализма.

В 1924 году Тцана последний раз представляет трагедию «Носовой платок облаков».

дадаизм определение

Дадаизм в Нью-Йорке

Второй родиной течения считается Нью-Йорк, который стал убежищем для огромного количества неугодных властям других стран художников.

Марсель Дюшан, Френсис Пикабиа, Беатрис Вуд и Манн Рей стали сердцем дадаизма Соединенных Штатов Америки, вскоре к ним присоединился Артур Кревен, уклоняющийся от призыва в армию Франции. Они выставляли свое творчество в галерее Альфреда Штиглица и в доме супругов Аренсбергов.

Нью-Йоркские дадаисты не организовывали манифестов, они высказывали свое мнение через такие публикации, как «Слепой» и «Нью-Йоркский дадаизм», где они критикуют традиции, одобряемые музеями.

Американский дадаизм резко отличался от европейского, он не нес в себе политического протеста, а основывался на юморе.

В 1917 году Дюшан выставил на обозрение художников писсуар, на который приклеил табличку с надписью «Фонтан», что привело в шок всех собравшихся. Возбраняемая в те времена скульптура сейчас считается памятником модернизма.

Из-за отъезда Дюшана компания знаменитых дадаистов распалась.

В Нидерландах

В Нидерландах самым известным дадаистом стал Тео Ван Десбург, который выпустил журнал под названием «Де Стижль». Страницы этого издания он заполнял произведениями известных приверженцев авангардистского стиля.

Вместе со своим друзьями Штирвесом и Вилмосом Хусзаром, а также с супругой Нели Ван Дисберг он создал голландскую компанию дадаизма.

После смерти Дисберга было обнаружено, что в своем журнале он печатал и стихи собственного сочинения, правда, под псевдонимом И. К. Бонсет.

Последствия дадаизма

К концу 1924 года дадаизм как отдельное направление в искусстве перестал существовать. Он слился с сюрреализмом и социальным реализмом во Франции и с модернизмом в Германии. Это возникшее в период народного отчаяния течение многие эксперты справедливо называют предвестником постмодернизма.

Во время Второй Мировой войны большая часть художников-дадаистов переехала в Соединенные Штаты Америки.

Адольф Гитлер, признавая только свои идеалы, считал искусство «Дада» выродившимся, оскверняющим истинные (на его взгляд) ценности и недостойным существования стилем, поэтому он преследовал и сажал в концлагеря художников, творивших в этом направлении. Основная масса попавших в немецкие лагеря художников имела еврейские корни, в связи с чем люди были подвержены ужасным пыткам и погибли.

Отголоски дадаизма и сейчас проявляются в антихудожественных и политических группах богемы, например, "Общество Неблагозвучия". Также популярная группа "Чамбоэмба" по праву называет себя последователем дадаизма.

Некоторые писатели считают Ленина участником клуба дадаистов, так как он участвовал в балалаечном оркестре, который пришелся по душе собравшимся в «Кабаре Вольтер», а также он некоторое время жил неподалеку от здания, где собирались представители этого течения.

Периодически известные музеи организуют выставки работ дадаистской направленности. Такая выставка прошла в 2006 году в Музее современного искусства, находящемся в Париже, в Вашингтоне, в Национальной художественной галерее и в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Показы работ в стиле «дадаизм» - это дань памяти художникам, погибшим во времена нацистской Германии.дадаизм примеры

Итак, давайте вкратце резюмируем, что это за течение, и определим основные его позиции.

  • Дадаизм является искусством с антиполитической и буржуазной направленностью. Он опровергает все реалистичное, эстетичное и духовное, копируя поведение властей того времени.
  • Живопись - самая главная сфера в 20 веке, которую заполонил дадаизм. Художники, творившие в этом силе, чаще всего использовали коллаж, в котором совмещены обрывки разнообразных ярких материалов, вырезки из газет и фотомонтаж.
  • Музыка, представленная приверженцами этого течения, носит шумовой характер.
  • Литература также не отличается особой осмысленностью, главным изобретением дадаистов стали стихи, в которых вместо слов используется набор звуков, напоминающий взывание к богам первобытных людей.
  • Фильмы и пьесы в этом течении также алогичны и имеют странные несвязные названия.
  • Их скульптуры – это обычные, используемые в повседневном обиходе вещи. Самый известный памятник дадаизму - это писсуар, автор которого дал ему название «Фонтан».
  • В хореографии стиль выражен с помощью танцовщиц, одетых в неэстетичные костюмы.
  • Выходки богемы того времени можно назвать проявлением дадаизма в культуре поведения. дадаизм в 20 веке

В этой статье мы с вами разобрались, что такое стиль «дада» и в связи с чем он возник, расшифровали его название, поговорили о его основателях, выяснили отличия дадаизма в разных странах и просмотрели основные его позиции в музыке, литературе, живописи, кино, танцах и архитектуре.

Надеемся, мы смогли ответить на все интересующие вас вопросы.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Маффин - это что такое? Классические маффины в формочках: рецептЕда и напитки Маффин - это что такое? Классические маффины в формочках: рецепт

К нам маффины пришли вместе с "Мак-Дональдсами". Симпатичные коричневые или бежевые пирожные на три укуса легко умещаются в ладони. Люди, далекие от кулинарии, считают, что маффин - это кекс по-американски. Но между д...

Лимфоциты - это что такое? Уровень лимфоцитов в кровиЗдоровье Лимфоциты - это что такое? Уровень лимфоцитов в крови

Кровь - это один из видов соединительной ткани человека и животных. Она состоит из трех типов клеток, которые еще называются кровяными тельцами. Также в ней присутствует большое количество жидкого межклеточного вещест...

Детрит – это что такое? Значение термина в медицине и не толькоЗдоровье Детрит – это что такое? Значение термина в медицине и не только

Слово «детрит» можно встретить в самых разных ситуациях, начиная с кабинета врача и заканчивая изучением учебника по экологии водных экологических систем. Давайте же разберемся в том, что может скрываться ...

Сегун - это что такое? Правление сегунов в ЯпонииНовости и общество Сегун - это что такое? Правление сегунов в Японии

Японская цивилизация считается достаточно молодой. Несмотря на то что Японские острова ста...

Неорганическая химия - это что такое? Неорганическая химия в школьной программеОбразование Неорганическая химия - это что такое? Неорганическая химия в школьной программе

Курс химии в школах начинается в 8-м классе с изучения общих основ науки: описываются возможные виды связи между атомами, типы кристаллических решеток и наиболее распространенные механизмы реакций. Это становится фунд...

Наука фундаментальная - это что такое? Прикладные исследования в наукеОбразование Наука фундаментальная - это что такое? Прикладные исследования в науке

Фундаментальные прикладные исследования в науке с каждым годом приобретают все большее значение. В связи с этим актуальным является вопрос определения места прикладных исследований и фундаментальных наук.Роль п...

Раскулачивание - это что такое? Политика раскулачивания в СССР: причины, процесс и последствияОбразование Раскулачивание - это что такое? Политика раскулачивания в СССР: причины, процесс и последствия

Если говорить просто и кратко, раскулачивание – это массовая конфискация имущества у крестьян в 30-е годы прошлого века, за которой стоят миллионы жизней и судеб. Сейчас этот процесс признан незаконным, его жерт...

Союзные слова: это что такое? Союзные слова в русском языкеОбразование Союзные слова: это что такое? Союзные слова в русском языке

Союзные слова – это слова местоименные, которые служат, наряду с союзами, способом выражения подчинительной связи в сложном предложении и выступают, в отличие от союзов, членом придаточного предложения. В качест...

Депривация в психологии - это что такое? Виды депривации в психологииСамосовершенствование Депривация в психологии - это что такое? Виды депривации в психологии

Мы все являемся социальными существами. Каждый человек принадлежит конкретной социальной группе. Нормально развиваясь, ребенок общается с родителями, одногодками и другими детьми и взрослыми, происходит удовлетворение...

В психологии индивид - это что такое? Понятие индивида в психологииСамосовершенствование В психологии индивид - это что такое? Понятие индивида в психологии

Термин "индивид" переводится с латинского языка как "неделимый". Ему дается следующее определение. Индивид – это конкретная особь, сочетающая в себе комплекс качеств, данных с рождения, и свойств, приобретенных ...

monateka.com

Ман Рей: Дадаизм, рейограммы, ню и сюрреализм

Ман Рей (настоящее имя Эммануэль Радинский, 1890-1976) родился Филадельфии в еврейской семье эмигрантов из России. В 1908 году после окончания школы решил стать художником. Был кубистом, дадаистом, сюрреалистом.… В 1915 году купил фотоаппарат, главным образом затем, чтобы фотографировать свои работы — и стал одним из самых знаменитых фотографов всех времен и народов.

После переезда в Париж в 1921 году Ман Рей успешно участвовал в выставках дадаистов (о дадаизме интересно рассказано тут - http://visaginart.nm.ru/MOD/dada.htm), но коммерческим успехом его работы не пользовались. А вот его эксперименты в области фотографии оказались способны не только прокормить его, но и дать ему известную финансовую независимость. При этом он всю жизнь считал фотографию низшей формой искусства. Когда Вторая мировая война заставила его вернуться в Америку для него было тяжким ударом узнать, что его знают только как фотографа. Вероятно от обиды Ман Рей совсем забросил фотографию. Он писал картины и даже умудрялся продавать их — но большой популярностью они не пользовались. В 1951 году Ман Рей вернулся в Париж, где в течение четверти века продолжал заниматься живописью и скульптурой. Между тем его репутация как фотографа продолжала расти, несмотря на то, что он почти не брал в руки фотоаппарат. Его выставки проходили в Париже, Лос-Анджелесе, Роттердаме, Нью-Йорке... (тут все фото ман рея - http://www.manray-photo.com и тут много - http://violin.perm.ru/2007/06/26/man_ray_collection/)Ман Рей умер в 1976 году в своей студии в Париже. Эпитафия его могиле гласит: «Беспристрастный, но не равнодушный». В 1999 году был признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века.

Рейограммы

Ман Рей придумал особую технику – «рейограмму»: предметы укладываются на фоточувствительную бумагу, и композиция «засвечивается». Фактически рейограмма - это родоначальница сканограммы.

Ню и сюрреализм

«Обнаженное тело всегда было одним из моих любимых сюжетов как в живописи, так и в фотографии. И я признаю, что это не только по художественным причинам». Под этими словами Ман Рэя мог бы подписаться практически любой фотограф или художник XX века. Но так уж случилось, что именно для сюрреалистов обнаженное женское тело оказалось основополагающим мотивом во всех видах искусства — от литературы до фотографии.

Жанр ню в творчестве Ман Рэя занимал особое место: некоторые из его произведений, такие как «Скрипка Энгра», серии «Наташа» и «Сюзи Солидор», стали одновременно символами сюрреалистического движения и культовыми образами XX века. Любимые модели фотографа были часто его любовницами: Кики де Монпарнас (Алиса Эрнестин Прэн), Ли Миллер, Мерет Оппенхейм, Эди Файделин.В жанре ню у Ман Рэя можно выделить два параллельных друг другу направления: классическое и сюрреалистическое. В первом случае фотографа интересует выразительность тела как такового, его форма и текстура, лишь подчеркнутые светом. Таковы изображения Кики, сделанные в начале 1920-х, работы без названия и портреты ню Ли Миллер, Мерет Оппенхейм 1930-х, фотографии «Джульетт» в 1940-х годах и многие другие. Второй путь всецело соответствовал духу сюрреализма. Здесь обнаженное тело выступало уже как составной и, можно сказать, главный элемент фантазий автора. Фотографировать свое воображение Ман Рэю помогали различные техники: фотоколлаж, соляризация, реография и множественная экспозиция.Программным произведением как для Ман Рэя, так и для сюрреализма в целом стала работа «Скрипка Энгра» (1924).

Двойственность названия, пересечение и наложение друг на друга разных смыслов (обращение одновременно к живописи Энгра и факту его биографии — он превосходно играл на скрипке, а также антропоморфное сходство скрипки с женским телом), фотомонтаж, синтез вещественного и телесного, искусственного и живого — эти приемы часто эксплуатировались фотографами и художниками.Одновременно классическим по технике и сюрреалистическим по содержанию является «Молитва» 1930 года.

Излюбленный прием фотографа — сильное размещение светотеневых пятен — создает резкий контраст обнаженного тела и бездонного черного фона. Свет здесь словно полирует обнаженную форму, превращая ее в мраморный объект. В работе «Бюст» (1933), наоборот, созданный тенями мягкий контраст превращает мрамор в подобие человеческого тела. Другая метаморфоза происходит в фотографии для журнала «Минотавр» (1936), где, играя контрастами и смыслами, фотограф создает новую форму: обнаженный женский торс трансформируется в голову быка.

Создание собственной «новой мифологии», заимствование мотивов и отдельных образов из современности или произведений предшественников было свойственно сюрреалистам. Так, в серии «Женский бюст» (1930), «Рейография — Ли Миллер» (1931) возникает недвусмысленный намек на скульптурный образ Венеры Милосской; в фотографиях без названия 1930-х годов можно увидеть фигуру манекена. Этот образ постоянно присутствует в картинах сюрреалистов и символизирует для них идеальный объект для воплощения скрытых желаний и чувств.В фотографиях 1929 года «Превосходство сущности над разумом» и «Наташа» эффект, созданный соляризацией, пробивает пространство, фон становится затуманенным, и тело, утрачивая свою четкость, начинает просачиваться в окружающее пространство. В этих работах кристаллизуется сюрреалистическая идея бесформенности и эстетика сфотографированного сна.

Превосходство сущности над разумом

В серии «Сюзи Солидор» (1929) и «Мерет Оппенхейм в купальной шапочке» (1933), наоборот, женские светящиеся фигуры благодаря специально обведенному черному контуру выглядят аппликациями и выделяются на белом фоне.Воздействие сюрреалистической красоты у Ман Рэя может быть однородно эротическому наслаждению или повергать в неосознаваемое и чисто физическое беспокойство. С личностью маркиза де Сада в творчество сюрреалистов приходит тема «запрещенных и жестоких игр». У Ман Рэя это садомазохистская серия «Черное и белое», порнографические фотографии «Фантазии мистера Сиабрука», «Посвящение де Саду», «Две женщины» и другие.

Фотографии Ман Рэя в жанре ню, будь то классические или экспериментальные, вполне отвечают чаяниям Андре Бретона о том, что «судорожная красота будет эротически сокрытой, неподвижно взрывающейся, магически случайной, или ей не быть».

Ман Рей и киноНемногие знают, что Ман Рей ещё и снимал кино.Технические возможности кино, позволили Ман Рею, экспериментируя с движущимся образом, исследовать и сделать очевидными многие фотографические процессы и приёмы, использовавшиеся сюрреалистами. В современной ситуации, работа представляет интерес, прежде всего, как пограничный продукт кино и фотографии, зафиксировавший определённый этап взаимодействия образа и технических средств его конструирования.

Фильмография1923 — Возвращение к разуму / Le Retour à la raison1924 — À quoi rêvent les jeunes films1926 — Оставь меня в покое / Emak-Bakia1928 — Морская звезда / L'Étoile de mer1929 — Мистерии Замка Костей / Les Mystères du château de Dé1935 — Essai de simulation de délire cinématographique

Возвращение к разуму / Le Retour à la raison - Короткая лента показывает первые эксперименты монтажной работы Мана Рея.Работа с близко расположенными работами и сменой фокуса кинокамеры. В корткометражке показана работа как с геометрическими привычными объектами, так и игрой света на живом объекте.

Emak-Bakia (1926) - Оставьте меня в покое, 1926, Ман РейНазвание фильм переводится с бакского как "проваливайте и оставьте меня в покое". Фильм является главным манифестом дадаистов. Представление из нереальных и нераспознаваемых монохромных кадров перемешивается с реальными объектами. Объеты вне фокуса камеры погружают в некую атмосферу сексуального мечтания (в чем-то отражающую фрейдизм - подсознательное желание между реальным и нереальным объектом)

L'Etoile de mer (1928) - Морская звезда, 1928, Ман РэйМужчина и женщина бредут по деревенской местности. Поднимаясь по лестнице они входят в комнату, где женщина начинает раздеваться. Мужчина неожиданно уходит. После его возвращения женщина дает ему сеть для ловли рыбы...

un-ricciotto.livejournal.com


Смотрите также